Эксперимент дыхание растений. Урок по теме "Дыхание растений" 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема урока по теме: "Дыхание растений". Эксперимент дыхание растений


дыхание растений.doc - Урок биологии по ФГОС в ...

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.­Почему? ( было много углекислого газа)9. Проблемный вопрос и его решение: ­А все ли органы растения дышат? Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» биология 6 класс урок Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30­40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую ­ корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.­Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли)­Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)­Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекаеттолько процесс дыхания. Физминутка:Глазки крепко закрываемДружно до пяти считаемОткрываем, поморгаемИ работать продолжаем10. Сранение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙДЗаполнение таблицы.

Черты процесса1. В каких клетках происходит?2. Какой газ поглощается?3. Какой газ выделяется?4. В какое время суток происходит?5. Что происходит с органическими веществами?6. Энергия?ФотосинтезВ клетках, содержащих хлоропластыУглекислый газКислородДнёмОбразуютсяНакапливаетсяДыханиеВо всех клетках растенияКислородУглекислый газКруглосуточно Окисляются (распадаются)Выделяется11. Постановка вопроса. СЛАЙД­Есть ли у растений специальные органы для дыхания?Работа с учебником. стр.108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис 59.У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток черезустьичную щель.12 .Охрана растений. СЛАЙД ­Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным

znanio.ru

Дыхание растений

Все живые организмы, в том числе и растения, дышат. Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат.

При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте. Специальных дыхательных органов у растений нет. У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклет­ники), из которых кислород поступает в клетки. Дыхание во всех органах растения происходит непрерывно. Если дыхание прекращается, растение гибнет.

Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим 30 — 40 набухших, про­растающих семян гороха. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоя­нии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во вторую ёмкость положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корне­плоды следует 2 — 3 дня подержать в воде. В третью ёмкость поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем ёмкости и поставим в тёмное тёплое место.

На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в них.  Для этого опустим в каждую из них горящую лучинку.

Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кисло­род из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение.

Для дыхания необходим кислород. Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет, так как через слой масла к корням не поступает кислород. Вот почему необходимо рыхлить почву, выращивая растения. Рыхление способствует постоянному поступлению свежего воздуха к корням, также помогает сохранить влагу на сухих участках почвы.

Сравним процессы дыхания и фотосинтеза.

Дыхание происходит во всех живых клетках, а фотосинтез – только в клетках, содержащих хлоропласты.

При дыхании потребляется кислород и выделяется углекислый газ. При фотосинтезе наоборот — углекислый газ поступает в растение, а кислород выделяется в окружающую среду. При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. При фотосинтезе растения поглощают значительно больше углекислого газа, чем выделяют его при дыхании. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Дыхание происходит и днём и ночью, а фотосинтез — только на свету. 

В процессе дыхания органические вещества разрушаются, и выделяется энергия. В результате фотосинтеза образуются органические вещества и потребляется энергия.

Таким образом, на свету в растении протекают два противоположных процесса — фотосинтез и дыхание.

videouroki.net

Исследование дыхание растений

Выполнил: Петров Дмитрий,

класс 5 «C»

 

Руководитель:

Бадмаева Иветта Константиновна,

должность Учитель начальных классов

 

 

Новосибирск, 2015

Содержание

Введение

1. Узнать, как дышат растения.

2. Узнать, что такое дыхание растений.

3. Изучить, кто впервые узнал, как дышат растения.

4. Практическая часть.

 

Заключение

 

Исследовать литературу и информационные источники.

Приложения

 

-1-

Все растения дышат. Практическая ценность растений в жизни человека огромна. Они обеспечивают нас хлебом, растительными жирами, крахмалом, сахаром, белками, витаминами и фитонцидами, кислотами, смолами и дубильными веществами, лекарствами, медом и воском. Растения - это подлинные спутники человека, без которых немыслимо его существование на Земле. Человек, живя среди растений (даже горожанин), питаясь и лечась ими, в значительной мере зависит от той среды, которую создает окружающая растительность (количество кислорода, озона, отрицательных ионов, фитонцидов и зооцидов). Его долголетие, работоспособность, настроение и интеллектуальные эмоции зависят от количества и качества растений, которые создают окружающий ландшафт – парк, лес, сад, река или озеро с водными растениями, цветник или комнатные растения. Когда я узнал о том, что растения дышат, я решил проверить это на луке.

 

-2-

Объект исследования: дыхание растений

Цель работы: провести опыт над дыханием растений

 

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Узнать, как дышат растения.

2. Узнать, что такое дыхание растений.

3. Узнать, кто впервые узнал, как дышат растения.

4. Провести опыт, связанный с дыханием растений.

5. Исследовать литературу и информационные ресурсы, связанные с объектом исследования.

6. Наметить пути дальнейшего исследования.

 

-3-

1. Особенности дыхания растений. Растения, как и все живые организмы, дышат. При этом они поглощают атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках. Дышат растения и днем, и ночью. Днем большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, а также кожицу молодых корней. Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время они для дыхания используют, в основном, кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений.

В процессе дыхания растения поглощают гораздо меньше кислорода, чем образуют его при фотосинтезе и выделяют в окружающую среду.

Поступивший в клетки кислород превращает (окисляет) имеющиеся в них сложные органические вещества (в основном глюкозу) в углекислый газ и воду. При этом освобождается энергия, которая была затрачена при фотосинтезе на их образование из углекислого газа и воды.

Образующийся при дыхании у растений углекислый газ удаляется из организма через устьица, через всю поверхность клеток молодых корней.

 

 

-4-

Дыхание растений — процесс противоположный фотосинтезу. "Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания у растений"

 

2. Дыхание – сложный процесс, протекающий в клетках живого организма, в ходе которого при распаде органических веществ высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности организма. Основным органическим веществом, участвующим в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара (особенно глюкоза). Интенсивность дыхания у растений зависит от количества углеводов, накопленных побегами на свету.

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений. Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреждение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыхания у растений. По окончании роста, с пожелтением листьев, и особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.

Дыхание – непременное условие жизни растений.

 

 

-5-

3.Американец Мелвин Калвин (1911-1997) был награжден Нобелевской премией в области химии в 1961 году за работу, описывающую механизмы ассимиляции углекислого газа растениями (ассимиляция - усвоение клетками организма химических компонентов). Сейчас этот процесс в его честь назван - "циклом Калвина". Эта работа внесла огромный вклад в понимание процессов фотосинтеза, при котором растения, используя энергию света, превращают углекислый газ и воду в более сложные соединения, такие как углеводы.

 

-6-

4.

mykonspekts.ru

Тема урока по теме: "Дыхание растений"

Разделы: Биология

Дидактическая цель: Создать условия для осознания блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: Комбинированный.

Цели по содержанию:

  • Образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
  • Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы “знаю, хочу знать, узнал. Через создание проблемной ситуации и её решение, развивать у учащихся сенсорное восприятие, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы, повышая тем самым познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения.
  • Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, умения работать в группе, чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и группу, радоваться успехам других, умения подать себя.

Методы обучения:

  • Организация и осуществление УВП:
  • Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в группах, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.
  • Стимулирование и мотивация учения:
  • Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение и порицание.

Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.

Каналы общения:

  • Ученик – учитель.
  • Класс – учитель.
  • Класс – ученик.
  • Ученик – ученик.

Средства обучения:

  • Еленевский А. Г. Биология. 6 кл. Растения, бактерии, грибы: учеб. для общеобраз. учеб. завед. - М. : Дрофа, 1999.
  • Пасечник В. В. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: пробн. учеб. - М.: Просвещение, 1995.
  • Малеева Ю. В. Биология. 7 кл. Флора. Эксперимент. учеб. - М.: Дрофа, 1994.
  • Верзилин Н. По следам Робинзона. М.  Детгиз, 1953.
  • Словарь юного биолога.
  • Трайтак Д. И. Биология. Справочные материалы. Учебн. пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1983.
  • Таблицы.
  • Рисунки, изображающие опыты Пристли.
  • Раствор известковой воды, стеклянные трубочки, проросшие семена фасоли, корнеплоды моркови, веточка растения, растение с развитой корневой системой, стеклянные колпаки, резиновые шарики, резинки, стеклянная трубка, напоминающая по форме трахею и бронхи.
  • Опыты по дыханию заложить за несколько дней до проведения урока, вместе с учеником, который будет его комментировать на уроке.

Психологический аспект урока: Восприятие осмысление запоминание применение.

Класс разбит на группы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация, целеполагание, мотивация.

Сообщение темы урока. Учитель предлагает вспомнить ученикам и назвать то, что им известно о дыхании. На основе ответов учащихся заполнить таблицу на доске и в тетрадях первую и вторую графу. Третью графу заполнить в конце урока. :

Знаю Хочу знать Узнал
     

3. Изучение нового материала.

А) Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )

Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

После этого Пристли решил испробовать растение.

“Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты.

Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.

Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

3. Почему у хозяйки погибла рассада томатов?

Б) Самостоятельная работа учащихся в группах со справочной литературой и учебниками.

1 группа. В учебнике и справочных пособиях находят информацию о дыхании растений.

Вопросы для 1 группы.

1. Какие органы дыхания есть у растений? (Работа с таблицами. )

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?

2 группа. Находит информацию о дыхании животных в справочных пособиях.

Вопросы для 2 группы.

1. Какие органы дыхания есть у животных?

2. Какой газ животные поглощают и выделяют при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у животных. ?

После работы со справочными пособиями, дети обсуждают полученные знания и отвечают на вопросы.

Лабораторный опыт.

Продувание углекислого газа, образующегося при дыхании человека, через раствор известковой воды. Этим опытом доказывают его выделение при дыхании человека и животных.

Демонстрационный опыт.

Демонстрация опыта, доказывающего дыхание органов растения.

Закладку опыта и его результат объясняет ученик.

Задание для 1 группы.

Найти соответствие между органами дыхания животных и растений по выполняемым функциям.

Задание для 2 группы.

Сконструировать модель дыхательной системы животных.

Ответы на вопросы, которые были поставлены в начале урока.

Закрепление.

Задание для учащихся даётся дифференцировано.

Вариант 1.

Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.

Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты  
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ  
3. Какой газ выделяется? Кислород  
4. В какое время суток происходит? Днём  
5. Что происходит с органическими веществами? Образуются  
6. Энергия накапливается или выделяется? Накапливаются  

Вариант 2.

Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.

Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит?    
2. Какой газ поглощается?    
3. Какой газ выделяется?    
4. В какое время суток происходит?    
5. Что происходит с органическими веществами?    
6. Энергия накапливается или выделяется?    

Вариант 3.

Для каждого процесса жизнедеятельности выберите соответствующие характеристики.

1. Процессы жизнедеятельности.

1. 1. Дыхание.

1. 2. Фотосинтез.

2. Характеристика процесса.

2. 1. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

2. 2. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.

2. 3. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

2. 4. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

3. Клетки, осуществляющие процесс.

3. 1. Процесс осуществляется клетками мякоти листа с хлорофилловыми зёрнами.

3. 2. Процесс осуществляется через устьица.

3. 3. Процесс осуществляется через устьица и чечевички.

3. 4. Процесс осуществляется через клетки с корневыми волосками.

4. Тип ткани.

4. 1. Клетки относятся к покровной ткани.

4. 2. Клетки располагаются в зоне всасывания покровной ткани.

4. 3. Клетки относятся к питающей (ассимиляционной) ткани.

5. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

5. 1. В процессе участвуют листья.

5. 2. В процессе участвует корень.

5. 3. В процессе участвуют корень, листья,стебель.

6. Время суток.

6. 1. Процесс протекает в течение суток.

6. 2. Процесс происходит днём на свету.

Заполнение графы в таблице “Узнал”.

Домашнее задание (на выбор).

1. Написать сочинение-миниатюру “Моё путешествие по растению”.

2. Прочитать текст учебника.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ТЕМУ "ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ"

 

wМожет ли растение дышать?

Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы и оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход занятия

Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

 

Есть ли у растений органы дыхания?

Задачи: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы и оборудование: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Ход занятия

Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

 

Нужен ли корешкам воздух?

Задачи: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход занятия

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью — на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

 

Что выделяет растение?

Задачи: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы и оборудование: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход занятия

Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1—2 суток взрослый ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).

 

www.my-nevalyashki.ru

Урок 10. Дыхание растений (§ 29). Правила хранения урожая



Вопрос 1. Растения плохо растут на заболоченной. Сильно увлажненной почве, хотя и не испытывают недостатка питательных веществ. Какой процесс жизнедеятельности нарушен у растений на заболоченной почве? Как улучшить условия жизни растений на подобных почвах.

При избыточном увлажнении воздух, необходимый для дыхания корней, вытесняется водой, что приводит к гибели растений. Таким образом нарушается процесс дыхания.

Вопрос 2*. Человек в среднем за сутки потребляет 430г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа. Один гектар зелёных насаждений поглощает примерной столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяют 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5млн человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

5 миллионов человек потребляет 430*5000000 = 2150000000 грамм = 2150000 килограмм кислорода.

5 миллионов человек выдыхают 800*5000000 = 4000000000 грамм = 4000000 килограмм углекислого газа.

Одно дерево поглощает 200*800 = 160000 грамм = 160 килограмм углекислого газа. Выделяет 80 килограмм кислорода.

Итак, для нахождения деревьев делим количество необходимого выделенного кислорода на количество выделяемого кислорода одним деревом: 2150000/80=26875 деревьев.

Вопрос 3. Сформулируйте правила хранения урожая.

Хранить урожай нужно в чистом сухом помещении. Оградить от вредителей, таких как грызуны. Поблизости не должно быть токсичных веществ. В зимнее и осеннее время урожай нужно защищать от холода.

Вопрос 4. Ученые провели опыт: два молодых растения фасоли поместили в две банки. В одну банку налили сырую воду, в другую – кипячёную, а сверху налили тонкий слой масла. Обе банки поставили в одинаковые условия.

Ответьте на вопросы:

1) Какой газ удаляется из воды при кипячении?

При кипячении из воды удаляется кислород.

2) Какую цель преследовали ученые, проводя опыт?

Цель этого опыта – изучить влияние кислорода, растворённого в воде, на рост растения фасоли.

3) Как вы думаете, что произойдет с растениями в этих банках и почему?

В кипяченой воде сразу росток погибнет. В сырой воде росток будет какое-то время расти, но потом все равно погибнет, так как поступления из вне газовых смесей не будет. А под пленкой растение израсходует все газы за определенное время

Вопрос 5. Рассмотрите рисунок «Модель опыта по изучению дыхания растений». Исследователи поместили растения в банки с водой. В банке а они часто грушей продували воду, закачивая в неё воздух, а в банке б воду не продували.

Ответьте на вопросы:

1) Каковы причины увядания растения в банке б?

Растение увяло, потому что в банке б не осталось кислорода.

2) Зачем растениям нужен воздух?

Для дыхания растениям нужен кислород, а для фотосинтеза им нужен углекислый газ.

Вопрос 6. Проведите опыт 2 «Выделение углекислого газа при дыхании» (см. с110 учебника). Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка погаснет.

Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизмененным: семена, не начавшие прорастать, дышат очень слабо, и поэтому запас кислорода, находящегося в бутылке, сохранился почти полностью.

Усложните опыт (см. с 110 учебника).

Ответьте на вопрос: в какой банке лучинка погаснет и почему?

Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород, находящийся в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа, в котором горение происходить не может.

resheba.com

Урок по теме "Дыхание растений" 6 класс

Оборудование: приборы для получения кислорода и углекислого газа, компьютер, проектор, презентация. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Таблицы «Стебель», «Строение листа».

Тип урока:Комбинированный.

Начинается урок.

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

2. Проверка знаний

1) Индивидуальная работа. Составить у доски схему “Фотосинтез”.

2) Поразмыслим над задачей! (Басня Крылова, найти ошибку автора)(слайд 2)

3) Проверим наши знания. Ответить на вопросы. (слайд 3)

5) Решение познавательных задач.(слайд 4)

6) Какова роль фотосинтеза в природе?

7) Тест(слайд 5). Взаимопроверка (слайд 6).

3.Актуализация, целеполагание, мотивация. (слайд 7)

Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения( там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было, там мышь погибла.

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

-О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

-Почему мышь не погибла там, где было растение?

-Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений».(слайд 8)

- Формируем цели урока. Заполнение таблицы. ЗХУ.

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл.)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл.)

- Третью графу заполнить в конце урока.

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

4. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )

Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы: (слайд 9)

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

- Давайте вспомним,какие газы входят в состав воздуха?

Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.

– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами.(слайд 10)

Учитель. Давайте проверим свойства этих газов опытным путём.

Учитель демонстрирует получение кислорода и доказывает его свойства - горение веществ. Задаёт вопросы:

- Какие свойства кислорода вы уже знаете? (поддерживает горение)

-Сейчас мы опытным путём докажем, что кислород поддерживает горение. (провидит опыт)

- Что ещё, наблюдали при горении веществ? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.)

Учитель. Правильно, при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органическихвеществ и выделяется энергия.Ребята, я вам открою тайну: процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах.

У животных и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались,- Н2О и СО2! при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.

Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.

Запишем схему процесса дыхания в тетрадь.(слайд 11)

Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

По такой же схеме происходит процесс дыхания и у растений.

Учитель. Каково значение кислорода ?Как используют энергию растения, выделившеюся при окислении органических веществ?(слайд 12)

Самостоятельно раб с учебником в парах. Заполнение таблицы«Сравнение горение и дыхание».

Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Учитель. Проверим правильность заполнения таблицы.(слайд 13)

Учитель. Какой газ образуются в результате дыхания? (В результате дыхания образуются СО2)

Учитель. Какими свойствами обладает углекислый газ? ( Углекислый газ не поддерживает дыхания и горения.) Сейчас мы опытным путём докажем свойства углекислого газа.

Учитель. Углекислый газ можно обнаружить с помощью известковой воды. В присутствии углекислого газа известковая вода мутнеет. Углекислый газ можно обнаружить с помощью зажженной лучины, которая гаснет в присутствии данного газа.

Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат? (слайд 14)

Демонстрация опыта.

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?

Учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли, следовательно, все органы растения дышат.

Учитель. Получается, что растения дышат только в темноте?

Растения – живые организмы и они, как и мы с вамидышат круглосуточно, при любых условиях. При фотосинтезе выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Учитель. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Кислород

Фотосинтез Дыхание

Углекислый газ

Учитель. Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

(слайд 15). У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

(слайд 16).Я хочу добавить, что дыхание у растений может происходить в корнях и в стеблях. Каждая клеточка растений дышит. В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стеблях – через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.

Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»(слайд 17)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

5. Физминутка:

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

6. Закрепление знаний учащихся.

Учитель. Как вы ответите на проблемные вопросы, поставленные в начале урока?(слайд 18)

Учитель. Сравните дыхание и фотосинтез.(слайд 19)

Ответьте на вопросы, заполните таблицу.

Устная проверка таблицы.(слайд 20)

3) Вставьте пропущенные слова.(слайд 21)

1. Растения при дыхании поглощают……….

2. Растения при дыхании выделяют……….

3. Органические вещества при дыхании…………

4. Растения дышат в …… время суток

5. Дышат …… органы растения.

6. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

  1. Рефлексия и итоги урока

Учитель. Проанализируйте знания,полученные на уроке, сделайте выводы: что нового узнали о дыхании растений?

Мы узнали:

  • что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

  • при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

  • процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

  • растение дышит через чечевички и устьица.

  • Кислород необходим растениям для окисления органических веществ (БЖУ) с освобождением энергии для жизни.

Учитель. Закончите заполнение таблицы.

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления орг в-в (БЖУ) с освобождением энергии для жизни

Подведение итогов урока, выставление отметок.

8. Домашнее задание.

Прочитать § 35. (слайд 22)

На выбор выполнить следующие задания.

1. Решить проблемную задачу: В прошлом году весна у нас была очень холодной. Одна пожилая женщина, из нашего села, решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. Почему? Ответ поясните.

2.Составить кроссворд по темам «Фотосинтез», «Дыхание растений».

  1. Дополнительно если останется время.

  1. Объяснить опыт «Дыхание корней».

2) Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

А) Происходит во всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Органические вещества образуются.

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

3) Вставьте в текст пропущенные слова.

1.В процессе фотосинтезом…… органических веществ, при дыхании органические вещества…..

2. Фотосинтез протекает только……, а процесс дыхания……..

3. В растении на свету протекает процесс…….и……

4. Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания ……

5. В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме…….

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта