Дышат ли растения. Опыты с объектами живой природы «Дыхание растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема работы: «Все ли органы растений дышат?». Дышат ли растения


Дышат ли растения - HintFox

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Любовь к природе - это когда человек не просто любит природу, но и заботится о ней. Не портит деревьев, не загрязняет леса и реки, кормит птиц и зверей

Я люблю природу, забочусь и стараюсь беречь ее. Дома и в классе я ухаживаю за комнатными растениями. Я поливаю их, обрываю сухие листочки, удобряю землю. Я знаю, что растения – это живой организм, значит, ему нужна вода, тепло, свет. А дышит ли растение как человек? Я решила провести исследование. Так родилась идея проекта.

ОПЫТ № 1

Я взяла воздушный шарик, надула его. Воздух , который я выдыхала, попал в шарик. Значит, я дышу.

Я взяла трубочку и стакан с водой. Вставила трубочку в воду и подышала. В воде появились пузыри. Значит воздух, который я выдыхала, прошел через трубочку в стакан с водой в виде пузырьков.

Затем я снова взяла трубочку и намазала ее кончик вазелином. Воздух в стакан с водой не прошел. Значит, вазелин не пропускает воздух.

Я срезала два листочка с растения и посмотрела на место среза через лупу. Увидела, что на месте среза маленькие дырочки. Может растение дышит через эти дырочки?

Растение под № 1 я поставила в стакан с водой, а место среза растения № 2 я намазала вазелином и тоже поставила в стакан с водой.

Через несколько дней я заметила, что растение № 1 такое же зеленое и живое, как и в день среза. Растение № 2 потеряло цвет и стало вянуть.

ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ СТЕБЕЛЬ.

ОПЫТ № 2

Если подышать в стакан, то на его стенках остаются мокрые капельки. Это воздух, который мы выдыхаем.

А дышит ли растение? Я взяла пакет и завернула в него цветок в горшке.

Через несколько дней я сняла пакет и увидела, что растение хорошо выглядит, но зеленые листочки были влажными.

Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда я в него дышала.

Я взяла салфетку, протерла пакет, которым был накрыт цветок. На салфетке остался мокрый след. Точно так и на стакане.

ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ ЛИСТОЧКИ

ОПЫТ № 3

В ходе проведения опытов я сделала вывод о том, что растения дышат через листочки. А только личерез листочки. Я решила провести еще один опыт. В стаканчик № 1 и № 2 я посадила одинаковые растения. Слайд 16

Растение под № 1 я поливала и постоянно рыхлила землю. Растение под № 2 я только поливала, а землю не взрыхляла.

Через несколько дней я заметила изменения в растении № 2. Земля стала твердой, листочки у растения потускнели, и само растение стало вялым.

ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ КОРЕНЬ.

ОПЫТ № 4

Я решила проверить все эти утверждения еще раз. Я взяла зерна гороха и разделила их на 2 тарелки. Накрыла мокрой тканевой салфеткой.

Я постоянно подливала воду в обе тарелки, пока горох не пустил маленькие белые ростки.

С каждым днем эти ростки становились больше и стали зеленеть. Тогда в тарелку № 1 я налила воды, а в тарелку № 2 подсолнечное масло.

На следующий день я заметила, что зерна в тарелке №1 продолжают расти, а в тарелке № 2 они погибли. Подсолнечное масло перекрыло доступ воздуха к растениям.

ИТОГ: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ И ЛИСТЬЯ.

Что я узнал нового?

- Растение дышит как и человек

- Значит ему нужен чистый воздух

- Значит растение – живой организм

- Значит нужно беречь и охранять природу

АННОТАЦИЯ

К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ «ДЫШАТ ЛИ РАСТЕНИЯ?»

Именно у первоклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность. Именно в начальной школе важнейшая задача учителя – воспитание и привитие любви и бережного отношения к природе.

Исследовательский проект выполнен ученицей 1 класса МБОУ «Излучинская ОСШ № 2 » Самойловой Анной.

Выполнению работы предшествовало знакомство с комнатными растениями и правилами ухода на уроке окружающего мира. Аня заинтересовалась и решила расширить знания по этой теме. Был сделан вывод, что эта тема актуальна, так как любовь к природе – это любовь к людям, к Родине, ко всему живому. Были определены этапы работы над проектом.

Проект состоит из нескольких частей. Первая часть содержит введение освещение возникновения идеи проекта. Следующая часть отражает практическую часть. В заключительном разделе представлены выводы. Для того чтобы сделать свой проект более интересным, ученица каждое действие отображала на фотографиях.

Участница через содержание проекта доказала, что растение – живой организм, оно дышит как человек. Значит нужно беречь и охранять природу как беречь жизнь человека.

РЕЦЕНЗИЯ на исследовательскую работу по проблеме «Дышат ли растения?»,выполненной учащейся 1 класса Самойловой Анной

Работа представляет собой результат исследовательской деятельности в области природоведения.

Актуальность темы заявлена в исследовательском проекте и обоснована самой учащейся «Дышат ли растения?»,

Ученица поставила перед собой задачу: изучить по данной проблеме материал, сделать выводы и ответить на вопрос.

Проведенная практическая работа освещает указанную проблему и свидетельствует о том, что участница проекта собрала необходимые информационные источники, серьезно проработала их, провела опыты, грамотно изложила суть проблемы. Ученица показала умение работать со справочной литературой, умение использовать информационные технологии. К работе были привлечены и родители, которые оказывали непосредственную помощь.

www.hintfox.com

Днем и ночью

Продолжателей оказалось много. Они повторяли опыты Пристли, ставили свои и снова убеждались в способности растений очищать воздух.

Но вскоре ученые обнаружили еще одну особенность. Оказывается, растение очищает воздух днем, в присутствии солнечного света. Ночью оно прекращает эту работу.

Заметили, что на ночь не следует приносить в комнату много цветов. Будет тяжело дышать, потому что ночью растение забирает чистый воздух, или, как теперь говорят, поглощает кислород.

Тут мы должны будем немного задержаться. Нельзя продолжать рассказ о раскрытии тайн зеленого растения, не сказав о воздухе, в котором живет растение.

Еще в младших классах школы вам рассказывали о воздухе. Вы знаете, что это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других. Мы их не видим, потому что они бесцветны. Они не имеют ни запаха, ни вкуса. Но для науки это не было препятствием. Ученые изучили состав воздуха и даже вычислили, сколько какого газа в нем содержится. Больше всего в воздухе оказалось азота.

Ученые исследовали воздух, вдыхаемый живыми существами, и воздух выдыхаемый. И что же обнаружилось? Азота выдыхают столько же, сколько вдыхают. Следовательно, азот воздуха не используется организмом.

А вот кислорода в выдыхаемом воздухе почти нет. Вместо него появляется другой газ — углекислый.

Возьмите немного известковой воды и через стеклянную трубку подышите в воду — она замутится. Отчего это?

Так действует на известковую воду углекислый газ, который вы выдохнули.

Все живые существа выдыхают углекислый газ. А растения? Как дышат они? И дышат ли вообще?

Конечно, у растений нет особых органов дыхания — легких, как у нас с вами. Но ведь и человек дышит не только легкими, а еще и кожей.

Дыхание растения похоже на наше кожное.

Воздух входит в него и выходит обратно через маленькие отверстия в листьях. Их можно увидеть под микроскопом. Они называются устьицами.

Интересной способностью обладают эти устьица: они то широко раскрываются, то делаются узенькими щелочками, а иной раз и совсем закрываются. Через них-то и проникает воздух в растения; через них же из растения испаряется влага.

Растение, так же как и человек, использует для дыхания только кислород, а выдыхает углекислый газ.

Эти маленькие отверстия в листе — устьица — видны под микроскопом.

Вы можете проверить это. Проделайте такой опыт. Достаньте несколько листьев примулы и опустите черешками в воду.

Рядом с листьями поставьте немного известковой воды в стакане. Теперь закройте все это большой банкой и поставьте в темное место. Через некоторое время загляните в стакан с известковой водой — она замутилась.

Приготовьте в другом стакане еще немного известковой воды и опять, как в прошлый раз, через трубку подышите в нее. Она тоже замутится.

И вы и листья примулы выдохнули углекислый газ, поэтому известковая вода замутилась.

Но почему надо было ставить листья в темное место? Разве на свету листья бы не дышали? Нет, не в том дело.

На свету листья тоже дышат, но одновременно они выполняют другую работу, которая как бы заслоняет, не дает увидеть процесс дыхания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Опытная деятельность в детском саду

Может ли растение дышать?

Ц. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у расте­ний.

О. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазе­лин, лупа.

Ход. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как до­казать, что дышат. Дети определяют, опираясь на зна­ния о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пы­таются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отвер­стия, через которые дышат. Чтобы проверить это, сма­зывают одну или обе стороны листа вазелином, ежед­невно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей ниж­ней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Есть ли у растений органы дыхания?

Ц. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

О. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном че­решке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Ход. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух че­рез листья внутрь растения. Высказываются предполо­жения о том, как обнаружить воздух: дети рассматри­вают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружа­ют стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см; б) вставля­ют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузил­ся в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отвер­стие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластили­ном; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начина­ют выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Нужен ли корешкам воздух?

 Ц. Выявить причину потребности растения в рыхле­нии; доказать, что растение дышит всеми частями.

О. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульве­ризатор, растительное масло, два одинаковых расте­ния в горшочках.

 Ход. Дети выясняют, почему одно растение растет луч­ше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Доказывают, погружая одина­ковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воз­духа, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух ко­решкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну ем­кость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью — на поверхность воды наливают тонкий слой расти­тельного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением пророс­тков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необ­ходимости воздуха для корешков, зарисовывают резуль­тат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Что выделяет растение?

Ц. Установить, что растение выделяет кислород. По­нять необходимость дыхания для растений.

 О. Большая стеклянная емкость с герметичной крыш­кой, черенок растения в воде или маленький гор­шочек с растением, лучинка, спички.

Ход. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что расте­ния выделяют кислород для дыхания человека. Пред­положение доказывают опытом: помещают внутрь вы­сокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток взрослый ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в ем­кость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и че­ловека от растений (растения нужны животным и че­ловеку для дыхания).

center-detey.ru

Тема работы: «Все ли органы растений дышат?»

Транскрипт

1 Научно-исследовательская работа Тема работы: «Все ли органы растений дышат?» Выполнил: Низамов Эмиль Зинфирович ученик 5 класса филиала МОБУ лицей с. Булгаково СОШ с.ольховое МР Уфимский район РБ Руководитель: учитель биологии филиала МОБУ лицей с. Булгаково СОШ с.ольховое МР Уфимский район РБ Сафина Гульназ Халитовна 1

2 Содержание I. Введение..3-4 II. Основная часть «Дыхание непременное условие жизни растений» Как протекает процесс дыхания Дыхание это сложный процесс Взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания Сопоставление процессов дыхания и фотосинтеза Как помочь растениям дышать? Все ли органы растения дышат?...9 III. Экспериментальная часть «Все ли органы растения дышат?» Эксперимент 1. «Сравнение дыхания человека и растений Эксперимент 2. «Дышат ли все органы растений? Эксперимент 3. «Как дышат листья?»...11 Эксперимент 4. «Дышат ли корни растений» Эксперимент 5. «Дышат ли семена?»...11 Эксперимент 6. «Выделение углекислого газа»...12 IV. Заключение..13 V. Список использованной литературы...14 Приложения. 2

3 I. Введение Дыхание процесс универсальный. Оно является неотъемлемым свойством всех организмов, населяющих нашу планету, и присуще любому органу, любой ткани, каждой клетке, которые дышат на протяжении всей своей жизнедеятельности. Дыхание всегда связано с жизнью, тогда как прекращение дыхания с гибелью живого[6]. Жизнь организма в целом, как и каждое проявление жизнедеятельности, необходимо связаны с расходованием энергии. Клеточное деление, рост, развитие и размножение, поглощение и передвижение воды и питательных веществ, разнообразные синтезы и все другие процессы и функции осуществимы лишь при постоянном удовлетворении обусловленных ими потребностей в энергии и пластических веществах, которые служат клетке строительным материалом [8]. Источником энергии для живой клетки служит химическая (свободная) энергия потребляемых ею питательных веществ. Распад этих веществ, происходящий в акте дыхания, сопровождается освобождением энергии, которая и обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей организма. Растение это живой организм, значит, ему нужна вода, тепло, свет. А дышит ли растение как человек? Я решил провести исследование. Так родилась идея проекта. Актуальность темы: дыхание это главный процесс живых организмов. Если растения это живая природа то, что общего между дыханием человека и растения? Гипотеза: доказать, что растение дышит всеми частями. Цель работы: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Задачи: - изучить информацию через Интернет-ресурсы; - изучить литературу; - понять, как важен процесс дыхания для живых организмов; - понять, как происходит процесс дыхания у растений; - выяснить, что общего между дыханием человека и дыханием растения. 3

4 Объект исследования: растения. Методы исследования: - анализ; -наблюдение; - сбор информации; - опыты; - выводы. 4

5 II. Дыхание непременное условие жизни растений Как протекает процесс дыхания. Растения, как и все живые организмы, постоянно дышат. Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения. При анализе химического состава растений ученые выяснили, что кислород составляет в среднем 42% сухой массы тканей. Как и всем другим организмам, растениям для жизнедеятельности необходима и энергия. Растения получают ее в процессе дыхания. Мы все видели, как горят дрова в печке или костре. При горении мы наблюдаем, что выделяется большое количество в виде тепла и света. Откуда она берется? При горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, а мы знаем, что кислород поддерживает дыхание. Сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - воду и углекислый газ. А световая энергия, которая была использована растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ, освобождается в виде тепла и света. Горение сходно с дыханием, но горение протекает очень бурно, с выделением большого количества энергии. При дыхании разложение органических веществ происходит постепенно в несколько этапов, на каждом из них выделяется небольшое количество энергии, которую растение использует на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности. Дыхание это сложный процесс, в ходе которого вследствие распада органических веществ высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности. Основным органическим веществом, участвующем в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара, особенно глюкоза. Весь процесс дыхания в клетках растительного организма, когда сложные органические вещества расщепляются на более простые, неорганические, можно условно разделить на два этапа. 5

6 На первом, начальном этапе происходит распад молекул глюкозы. В итоге сложных реакций при участии разнообразных ферментов из глюкозы образуется более простое соединение и выделяется энергия, запасенная в виде химических связей в молекулах АТФ. Этот первый этап дыхательного процесса происходит в цитоплазме. Образованием более простых веществ завершается первая, подготовительная часть дыхательного процесса. Взаимодействуя с кислородом, эти вещества окисляются до образования углекислого газа и воды. В ходе последовательно идущих одна за другой реакций с участием ферментов не только углекислый газ и вода, но и высвобождается много энергии, которая не теряется и не вся расходуется, а запасается в большом количестве в молекулах АТФ. В этом заключается второй этап дыхательного процесса, протекающего непосредственно в митохондриях клетки Дыхание - это сложный процесс. Чтобы жить, растение обязательно должно получать через питание и дыхание, необходимые ему вещества и энергию. Поглощенные вещества на основе биохимических преобразований в клетках и тканях становятся веществами, из которых растение строит свое тело. Все преобразования веществ, происходящие в организме всегда сопровождается потреблением энергии. Зеленое растение (как автотрофный организм), поглощая световую энергию, преобразует ее в химическую и накапливает в сложных органических соединениях. В процессе дыхания при расщеплении органических веществ эта энергия высвобождается и используется растением на свои процессы жизнедеятельности и преобразование веществ, происходящих в клетках. Оба процесса фотосинтез и дыхание идут на основе ряда последовательных многочисленных реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие. Например, из углекислого газа и воды образуются сахара, которые затем через ряд промежуточных реакций превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры, витамины и другие вещества, необходимые растению как запас питания и энергии. 6

7 То же происходит и в процессе дыхания. Расщепление более сложных веществ, образование более простых промежуточных и конечных неорганических соединений углекислого газа и воды обеспечивают растение высвобождающейся энергией. Одновременно идет передача различных химических элементов из одних соединений в другие. Эти превращения в организме называют обменом веществ. Обмен веществ один из важных признаков жизни. Обмен веществ связывает все органы организма в единое целое. Вместе с этим благодаря обмену веществ организм объединяется с окружающей средой. Из нее растение поглощает вещества через корни и листья и выделяет в среду продукты своей жизнедеятельности. Дыхание, как и питание, необходимое условие обмена веществ, а значит и жизни организма Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Растения дышат круглые сутки и на свету, и в темноте, но на свету в растении протекает два взаимосвязанных процесса фотосинтез и дыхание. На свету растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, но они и дышат, т.е. поглощают кислород, но в гораздо меньших количествах, чем выделяют при фотосинтезе. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании. Так, в солнечный день растения выделяют в раз больше кислорода, чем поглощают его при дыхании. Во время фотосинтеза поглощается энергия солнечного света и из неорганических создаются органические вещества. Во время дыхания растение расходует органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается. Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания. 7

8 2.4. Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания. Дыхание является процессом, как бы противоположным фотосинтезу. Чтобы лучше представить различие процессов дыхания и фотосинтеза можно рассмотреть признаки дыхания и фотосинтеза в клетках зеленого листа растения. (Приложение 1). Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений. Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреждение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыхания у растений. По окончании роста, с пожелтением листьев и, особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается Как помочь растениям дышат? На тяжелых глинистых и заболоченных почвах растения особенно страдают от недостатка кислорода. В таких почвах вытесняет воздух, и нормальное дыхание корней нарушается. Выращивая растения, надо следить, чтобы к корням постоянно поступал свежий воздух. Д ля этого почву рыхлят культиваторами или мотыгами. Рыхление почвы, кроме того, помогает сохранить влагу на сухих участках. При подсыхании почвы на ее поверхности образуется корка: она препятствует проникновению воды внутрь и способствует ее быстрому испарению. Во время рыхления корка разрушается и в поверхностном слое сохраняется влага. Недаром рыхление иногда называют «сухой поливкой» и говорят: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить». При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее рыхлят специальными культиваторами. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают. 8

9 При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище хорошо проветриваемым. Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан) Все ли органы растения дышат? Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они ее получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат. Специальных дыхательных органов у растений нет. У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклетники), из которых кислород поступает в клетки. Большинство растений через устьица и чечевички получает кислород из воздуха. Водные растения получают его из воды всей поверхностью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных местах, имеют особые, дыхательные корни, поглощающие кислород из воздуха. 9

10 III. Экспериментальная часть Специальных дыхательных органов у растений нет. Органы растений корень, стебель, листья, семена. Убедиться, что все органы ли растения дышат, необходим ли им кислород, я провел ряд экспериментов. Эксперимент 1. «Как я дышу. Сравнение». Гипотеза: дышат ли растения, как доказать, что дышат? Методы исследования: опыт, изучение литературы по теме, сравнение, вывод. Я знаю, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания, как и у человека. Вот и начало опыта проведу сам на себе. А) Я взял воздушный шарик, надул его. Воздух, который я выдыхал, попал в шарик. Значит, я дышу. Я взял трубочку и стакан с водой. Вставил трубочку в воду и подышал. В воде появились пузыри. Значит воздух, который я выдыхал, прошел через трубочку в стакан с водой в виде пузырьков. Затем отверстие трубочки замазал вазелином, и снова попробовал подышать через эту трубочку. Убедился, что вазелин не пропускает воздух. (Приложение 2). Б) Если подышать в стакан, то на его стенках остаются мокрые капельки. Это воздух, который мы выдыхаем. А дышит ли растение? Я взял пакет и завернул в него цветок в горшке. Через несколько дней я снял пакет и увидел, что растение хорошо выглядит, но зеленые листочки были влажными. Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда я в него дышал. Вывод: всем живым организмам необходим воздух. Эксперимент 2. «Дышат ли все органы растения?» Гипотеза: органы растений корень, стебель, листья, семена. Всем органам растений необходим воздух. Методы исследования: опыт, изучение литературы по теме, сравнение, вывод. Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую корнеплоды моркови, а в третью набухших семян фасоли (в сухих семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в темное место. Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим 10

11 в каждую из банок зажженную свечу. Во всех банках свечи гаснут. Вывод: побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе банки кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа. (Приложение 3). Эксперимент 3. «Как дышат листья?». Гипотеза: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Методы исследования: опыт с растением, сбор информации по теме, сравнение, анализ, вывод. Я срезал два листочка с растения и посмотрел на место среза через лупу. Увидел, что на месте среза маленькие дырочки. Может растение дышит через эти дырочки? На нижнюю поверхность одного листика намазал толстый слой вазелина и оба листика поставил в стакан с водой. Ежедневно в течении недели наблюдал за листиками, есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанным вазелином. Лист, на котором был вазелин, завял, другой лист не пострадал. Листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Вывод: отверстия на нижних поверхностях листьев устьица служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода. (Приложение 4). Эксперимент 4. «Дышат ли корни?». Гипотеза: убедиться, что корни растения также дышат. Методы исследования: опыт с растением, изучение литературы по теме, сравнение, анализ, вывод. В стаканчик 1 и 2 я посадил одинаковые растения. Растение под 1 я поливал и постоянно рыхлил землю. Растение под 2 я только поливал, а землю не взрыхлял. Через несколько дней я заметил изменения в растении 2. Земля стала твердой, листочки у растения потускнели, и само растение стало вялым. Вывод: чтобы корни дышали, нужно за растением ухаживать. 11

12 Эксперимент 5. «Дышат ли семена?». Гипотеза: убедиться дышат ли семена. Методы исследования: опыт, сбор информации по теме, сравнение, анализ, вывод. Я взял предварительно замоченные семена фасоли и разделил их на 2 тарелки. Накрыл мокрой тканевой салфеткой и постоянно подливал воду в обе тарелки, пока фасоль не пустил маленькие белые ростки. С каждым днем эти ростки становились больше и стали зеленеть. Тогда в тарелку 1 я налил воды, а в тарелку 2 подсолнечное масло. На следующий день я заметил, что семена в тарелке 1 продолжают расти, а в тарелке 2 они погибли. Подсолнечное масло перекрыло доступ воздуха к семенам. Вывод: семенам растений также необходим воздух. (Приложение 5). Эксперимент 6. «Растения при дыхании выделяют углекислый газ». Гипотеза: растения при дыхании выделяют углекислый газ. Методы исследования: опыт, изучение литературы, сравнение, анализ, вывод. Поместим одно из комнатных растений на стекло и поставим рядом с ним стакан с известковой водой. Теперь закроем растение стеклянным колпаком и поместим его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнеет. Вывод: под колпаком образовалось большое количество углекислого газа. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. (Приложение 6). Выводы: - Растения, как и все живые организмы, постоянно дышат и для этого им необходим кислород; - Жизненные процессы протекают во всех живых клетках. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат. - Берегите и охраняйте природу, ведь без зеленых растений нет жизни на Земле! 12

13 IV. Заключение. Растения, как и все живые организмы, дышат. При этом они поглощают атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках. Дышат растения и днем, и ночью. Днем большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей. Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время они для дыхания используют, в основном, кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений. В процессе дыхания растения поглощают гораздо меньше кислорода, чем образуют его при фотосинтезе и выделяют в окружающую среду. Дыхание сложный процесс. Поступивший в клетки кислород превращает (окисляет) имеющиеся в них сложные органические вещества (в основном глюкозу) в углекислый газ и воду. При этом освобождается энергия, которая была затрачена при фотосинтезе на их образование из углекислого газа и воды. Образующийся при дыхании у растений углекислый газ удаляется из организма через устьица, чечевички, через всю поверхность клеток молодых корней. Дыхание жизненно важный процесс. Как и человеку, так и растительным организмам необходим воздух для дыхания. 13

14 V. Список использованной литературы 1. Г.П. Игошин «Уроки биологии. 6 класс», Ярославль: Ак. развития, О.Н. Хюннинен «Биология. Живой организм». Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы, Н.И. Галушкова «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.», А.И. Никишов, Л. А. Косорукова «Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии». 5. Н.Г. Боброва «Эта занимательная ботаника». 6. В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения.6кл: учебник для общеобразовательных учреждений, С.Н. Лебедев «Уроки биологии с применением информационных технологий, 6 класс.» Методическое пособие с электронным приложением. 8. Интернет-ресурсы. 14

15 Приложение 1. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза в растениях Признаки процесса Дыхание Фотосинтез Где происходит В клетках всех органов растения В клетках, содержащих хлоропласты, т.е в листиках Какой газ поглощается Кислород Углекислый газ Какой газ выделяется Углекислый газ Кислород Что происходит с органическими веществами Расщепляются Образуются Для протекания процесса световая энергия Не нужна Необходима Энергия Высвобождается Накапливается Вода Выделение Поглощение 15

16 Приложение 2. Эксперимент 1. Сравнение дыхание человека и растений. Фото 1. Опыт с трубочкой Фото 2. Опыт с растением. Эксперимент 2. «Дышат ли все органы растений?» Приложение 3. Фото 3. Банки семенами, побегами,корнеплодами Фото 4. В банках гаснут свечи. 16

17 Эксперимент 3. «Как дышат листья?» Приложение 4 Фото 5. Опыт с листьями. Фото 6. Лист с вазелином погибает.. Эксперимент 5. «Дышат ли семена?» Приложение 5 Фото 7. Опыт с семенами фасоли. 17

18 Эксперимент 6. Выделение углекислого газа растением. Приложение 6 Фото 9. Опыт с колпаком. Фото 10. Опыт, показывающий помутнение известковой воды. 18

docplayer.ru

Миф о том, что растения, якобы, дышат. (Или это умышленная дезинформация).

Люди очень давно обратили внимание на дыхание животных и человека. Дышать это значит последовательно и неоднократно делать вдох и выдох. У многих народов есть пословица, которая по-русски звучит так: «Дуть и вдыхать, сразу – не бывать!»

Организм животного находится под постоянным кровяным давлением большим атмосферного на 120 мм. ртутного столба, которое создаёт сердце. Чтобы это давление не сдавливало легкие, существует грудная клетка, «армированная» рёбрами.

Грудная клетка снабжена дыхательными мышцами, которые или увеличивают объём клетки при вдохе, или уменьшают объём клетки при выдохе.

При вдохе, в лёгких создаётся разряжение, при выдохе – давление.В природе не существует другого способа попадания в лёгкие достаточного для жизни количества воздуха!

Учёные как будто забыли об этом и во всех учебниках и научных книжках пытаются «подать» воздух или углекислый газ, или кислород внутрь растительного листа с помощью диффузии.

Господа, попробуйте не дышать! Ваши лёгкие постоянно соединены с атмосферой «армированными» носом и горлом, поэтому диффузии ничего не помешает сделать своё дело и обеспечить вас воздухом.

Однако скоро вы будете вынуждены снова начать дышать, потому что начнете задыхаться.

Диффузия – процесс очень малообъёмный, неорганизованный, хаотичный и в дыхании он не играет никакой роли.

Надземная часть растений, в том числе и листья, находятся под давлением больше атмосферного, создаваемого корнями.

Чтобы воздух мог попасть внутрь листа, нужны пустые полости, как лёгкие у животных, заключенные в «армированные» и снабженные мышцами клетки, чтобы создавать разряжение при вдохе и давление при выдохе. Только тогда можно будет говорить о дыхании растений листьями.

Межклетников в живых, здоровых листьях нет. Межклетники – это чистейший обман!

Нет нечего другого, что обеспечивает дыхание. Короче – растения не имеют органов дыхания и это факт, записанный во всех учебниках.

Органов дыхания нет, а дыхание есть!??

Люди, опомнитесь!!!

Животные дышат для того, чтобы кислород поступил в кровь и окислил бы там органику. В результате выделяется тепло.

Растения выделяют большое количество углекислого газа. Если объяснять его происхождение окислением, то тогда где тепло? Горе-учёные выдумали даже специальные реакции окисления без выделения тепла. Тогда зачем дышат растения? А где шлаки?

nevimaman.ru

Педагогический проект "Дышат ли растения?"

«Дышат ли растения?»

«Дышат ли растения?»

Актуальность: Важное значение, для развития личности ребёнка, является усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы. Цель проекта: • Развивать познавательную деятельность дошкольника путем ведения исследовательской опытно - экспериментальной работы • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям. Задачи проекта: • Вызвать интерес к исследовательской деятельности • Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру • Развивать умение долгосрочного планирования, развивать умение делать выводы, умозаключения • Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, оборудованием для опытов и экспериментирования

Методический паспорт проекта «Дышат ли растения?» «Дышат ли растения?» Название проекта: Воспитатель Айнабаева Анель Сабитовна Воспитатель Айнабаева Анель Сабитовна Руководитель проекта: Естествознание Естествознание Учебный предмет: 4-5 лет. 4-5 лет. Возраст учащихся на которых рассчитан проект: Дети средней группы Дети средней группы Участники проекта: исследовательско - информационный; краткосрочный (4 недели) исследовательско - информационный; краткосрочный (4 недели) Тип проекта

Методический паспорт проекта

  • «Дышат ли растения?»
  • «Дышат ли растения?»

Название проекта:

  • Воспитатель Айнабаева Анель Сабитовна
  • Воспитатель Айнабаева Анель Сабитовна

Руководитель проекта:

  • Естествознание
  • Естествознание

Учебный предмет:

Возраст учащихся на которых рассчитан проект:

  • Дети средней группы
  • Дети средней группы

Участники проекта:

  • исследовательско - информационный; краткосрочный (4 недели)
  • исследовательско - информационный; краткосрочный (4 недели)

Тип проекта

Ожидаемый результат дети узнают: Что такое дыхание: - О роли дыхания в жизни живых существ; - О свойствах воздуха. Как дышит человек: - О строении дыхательной системы человека; - О профилактике заболеваний органов дыхания. Как дышит растение: -О дыхательной системе растений; - О жизни растений и правилах ухода за ними. Будет бережнее относится к природе, комнатным растениям.

Ожидаемый результат дети узнают:

Что такое дыхание:

- О роли дыхания в жизни живых существ;

- О свойствах воздуха.

Как дышит человек:

- О строении дыхательной системы человека;

- О профилактике заболеваний органов дыхания.

Как дышит растение:

-О дыхательной системе растений;

- О жизни растений и правилах ухода за ними.

Будет бережнее относится к природе, комнатным растениям.

Распределение работы по этапам проекта: Этапы проекта Деятельность педагога 1этап 2 этап Деятельность детей Подготовительный 3 этап Организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки. Практическая деятельность по решению проблемы   Определяет цель, задачи. 1 неделя Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем. 4 этап Сбор информации, материалов. 2 недели Беседы осуществление опытов и наблюдений рассматривание книг, иллюстраций художественное творчество дидактические игры чтение художественной литературы Анализ проектной деятельности и оценка Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами Организует презентацию проекта через выставку рисунков, поделок, творческих работ, оформление стенгазеты. Презентация проекта «Дышат ли растения?». 1 неделя Оформление творческих работ   1 день Участвуют в организации выставки рисунков, творческих работ. Просмотр презентации «Дышат ли растения?».

Распределение работы по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

1этап

2 этап

Деятельность детей

Подготовительный

3 этап

Организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.

Практическая деятельность по решению проблемы

 

Определяет цель, задачи.

1 неделя

Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем.

4 этап

Сбор информации, материалов.

2 недели

  • Беседы
  • осуществление опытов и наблюдений
  • рассматривание книг, иллюстраций
  • художественное творчество
  • дидактические игры
  • чтение художественной литературы

Анализ проектной деятельности и оценка

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами

Организует презентацию проекта через выставку рисунков, поделок, творческих работ, оформление стенгазеты.

Презентация проекта «Дышат ли растения?».

1 неделя

Оформление творческих работ

 

1 день

Участвуют в организации выставки рисунков, творческих работ.

Просмотр презентации «Дышат ли растения?».

Объем и содержание работы: Направление деятельности Чтение Содержание деятельности Стихи и загадки о комнатных цветах Энциклопедии о комнатных растениях Ольга Колпакова «Как фея Колючка придумала качели» Беседы Ресурсы «Что такое дыхание?» Книга/произведение Исполнители «Как дышит человек?» Иллюстрации, слайды Сроки реализации воспитатель, дети В течении проекта Иллюстрации, презентация, слайды «Комнатные растения» воспитатель, дети Опыты 2-ая неделя воспитатель, дети Иллюстрации, презентация «Есть ли у растений органы дыхания?» воспитатель, дети 2-ая неделя Шарик, трубочки для коктейля, стакан с водой, вазелин, лупа, 2 листочка комнатного растения. «Воздух вокруг нас» 2-ая неделя воспитатель, дети Комнатное растение, стакан, целлофановый пакет, салфетка. Наблюдения «Дыхание растения» 2 ростка комнатного растения, 2 горшка, лейка, палочка для рыхления. воспитатель, дети 2-ая неделя «Что такое воздух» 3-ая неделя воспитатель, дети воспитатель, дети В течение проекта 2-ая неделя

Объем и содержание работы:

Направление деятельности

Чтение

Содержание деятельности

  • Стихи и загадки о комнатных цветах
  • Энциклопедии о комнатных растениях
  • Ольга Колпакова «Как фея Колючка придумала качели»

Беседы

Ресурсы

«Что такое дыхание?»

Книга/произведение

Исполнители

«Как дышит человек?»

Иллюстрации, слайды

Сроки реализации

воспитатель, дети

В течении проекта

Иллюстрации, презентация, слайды

«Комнатные растения»

воспитатель, дети

Опыты

2-ая неделя

воспитатель, дети

Иллюстрации, презентация

«Есть ли у растений органы дыхания?»

воспитатель, дети

2-ая неделя

Шарик, трубочки для коктейля, стакан с водой, вазелин, лупа, 2 листочка комнатного растения.

«Воздух вокруг нас»

2-ая неделя

воспитатель, дети

Комнатное растение, стакан, целлофановый пакет, салфетка.

Наблюдения

«Дыхание растения»

2 ростка комнатного растения, 2 горшка, лейка, палочка для рыхления.

воспитатель, дети

2-ая неделя

«Что такое воздух»

3-ая неделя

воспитатель, дети

воспитатель, дети

В течение проекта

2-ая неделя

Просмотр мультфильмов Фильм

Просмотр мультфильмов

Фильм "Дыхание растений"

Фильм

Мультфильм «Природоведение для малышей»

Дидактические игры

Художественное творчество

воспитатель, дети

Мультфильм

воспитатель, дети

  • «Найди по описанию»
  • «Отгадайте, что за растения»
  • «Узнай растение»
  • «Скорая помощь для растений»
  • «Ботаническое лото»
  • «Чем похожи, чем отличаются»
  • «Чего не стало»

Рисование «Наш красавец спатифиллум»

Аппликация «Кактус»

Альбом, краски, восковые мелки

В течение проекта

воспитатель, дети

В течение проекта

Информационный материал для родителей

Лепка «Фиалка»

Цветная бумага, ножницы, клей

воспитатель, дети

воспитатель, дети

2-ая неделя

Пластилин, стеки, дощечки для лепки

Буклет «Как дышат растения»

3-ая неделя

воспитатель, дети

Компьютер, принтер

3-ая неделя

воспитатель

1-ая неделя

Планируемые продукты проекта: • Творческая работа

Планируемые продукты проекта:

• Творческая работа "Цветовод";

• Стенгазета "Отважные исследователи";

• Выставка работ:

- рисунок "Наш красавец спатифиллум";

- поделка из пластилина "Фиалка";

  • аппликация «Кактус»;

• Итоговое мероприятие - развлечение «Путешествие в Царство комнатных растений».

Перспективы дальнейшего развития проекта:

• Обмен практическим опытом по ознакомлению средних дошкольников с жизнью комнатных растений;

• Участие в педагогических конкурсах передового опыта;

• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;

• Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.

Исследование №1 «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: путем поисково – познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: шарик, трубочки для коктейля, лупа, стаканчики, 2 одинаковых листа.

Надули воздушный шарик. Воздух , который выдыхали, попал в шарик. Значит, мы дышим. Взяли трубочку и стакан с водой. Вставили трубочку в воду и подышали. В воде появились пузыри. Значит воздух, который выдыхаем, прошел через трубочку в стакан с водой в виде пузырьков. Затем снова взяли трубочку и намазали ее кончик вазелином. Воздух в стакан с водой не прошел. Значит, вазелин не пропускает воздух. Срезали два листочка с растения и посмотрели на место среза через лупу. Увидели, что на месте среза маленькие дырочки. Может растение дышит через эти дырочки? Растение под № 1 поставили в стакан с водой, а место среза растения № 2 намазали вазелином и тоже поставили в стакан с водой. Через несколько дней заметили, что растение № 1 такое же зеленое и живое, как и в день среза. Растение № 2 потеряло цвет и стало вянуть. ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ СТЕБЕЛЬ.

Исследование №2 «Воздух вокруг нас»

Цель: определить, какие части растения участвуют в дыхании. Оборудование: Цветок, пакет, салфетка, стакан.

Если подышать в стакан, то на его стенках остаются мокрые капельки. Это воздух, который мы выдыхаем. А дышит ли растение? Мы взяли пакет и завернули в него цветок в горшке. Через несколько дней сняли пакет и увидели, что растение хорошо выглядит, но зеленые листочки были влажными. Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда в него дышали. Взяли салфетку, протерли пакет, которым был накрыт цветок. На салфетке остался мокрый след. Точно так и на стакане. ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ ЛИСТОЧКИ.

Исследование №3 «Дыхание растения»

Цель:  Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.

Оборудование:  два совершенно одинаковых комнатных растения.

Предлагаю это доказать через начатое некоторое время назад длительное наблюдение. Берём посаженные заранее два одинаковых комнатных растения, которые были посажены и росли в одинаковых условиях, у растения под номером 2 почва регулярно подвергалась процессу рыхления, а растение под номером 1 мы в течение длительного времени оставили без рыхления. Наглядно видно, что у растения под номером один замедлился рост, а у растения под номером два идёт бурный рост и оно выглядит сильным. ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ КОРЕНЬ.

Опыт №1 «Есть ли у растений органы дыхания?» . . . . .

Опыт №1 «Есть ли у растений органы дыхания?»

.

.

.

.

.

Опыт №2 «Воздух вокруг нас» . . . . .

Опыт №2 «Воздух вокруг нас»

.

.

.

.

.

Опыт №3 «Дыхание растения» . . .

Опыт №3 «Дыхание растения»

.

.

.

videouroki.net

Дыхание это Все ли клетки растения дышат?

Вариант 1
  1. Дыхание – это……..
Все ли клетки растения дышат?
  1. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение энергии происходит в световой фазе фотосинтеза и с помощью какого пигмента?
  2. Какое значение для растения имеет транспирация?
  3. Какие газы поглощаются, а какие выделяются из растения и с какими процессами жизнедеятельности это связано?
Вариант 2
  1. Питание – это………
Во всех ли клетках растения протекает фотосинтез?
  1. Напишите уравнение дыхания и укажите органоиды, в которых оно протекает.
  2. Назовите верхний и нижние концевые двигатели восходящего тока веществ. Что произойдёт, если перестанет работать любой из них?
  3. Какое значение для растения имеет листопад?
Вариант 3
  1. Транспирация – это……..
  2. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение веществ происходит в «темновой» фазе фотосинтеза?
  3. Какие минеральные вещества поступают в корень и для чего здесь нужна вода?
  4. Какую роль в жизни планеты Земля играют зелёные растения?
Вариант 1
  1. Дыхание – это……..
Все ли клетки растения дышат?
  1. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение энергии происходит в световой фазе фотосинтеза и с помощью какого пигмента?
  2. Какое значение для растения имеет транспирация?
  3. Какие газы поглощаются, а какие выделяются из растения и с какими процессами жизнедеятельности это связано?
Вариант 2
  1. Питание – это………
Во всех ли клетках растения протекает фотосинтез?
  1. Напишите уравнение дыхания и укажите органоиды, в которых оно протекает.
  2. Назовите верхний и нижние концевые двигатели восходящего тока веществ. Что произойдёт, если перестанет работать любой из них?
  3. Какое значение для растения имеет листопад?
Вариант 3
  1. Транспирация – это……..
  2. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение веществ происходит в «темновой» фазе фотосинтеза?
  3. Какие минеральные вещества поступают в корень и для чего здесь нужна вода?
  4. Какую роль в жизни планеты Земля играют зелёные растения?
Вариант 1
  1. Дыхание – это……..
Все ли клетки растения дышат?
  1. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение энергии происходит в световой фазе фотосинтеза и с помощью какого пигмента?
  2. Какое значение для растения имеет транспирация?
  3. Какие газы поглощаются, а какие выделяются из растения и с какими процессами жизнедеятельности это связано?
Вариант 2
  1. Питание – это………
Во всех ли клетках растения протекает фотосинтез?
  1. Напишите уравнение дыхания и укажите органоиды, в которых оно протекает.
  2. Назовите верхний и нижние концевые двигатели восходящего тока веществ. Что произойдёт, если перестанет работать любой из них?
  3. Какое значение для растения имеет листопад?
Вариант 3
  1. Транспирация – это……..
  2. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение веществ происходит в «темновой» фазе фотосинтеза?
  3. Какие минеральные вещества поступают в корень и для чего здесь нужна вода?
  4. Какую роль в жизни планеты Земля играют зелёные растения?
Вариант 1
  1. Дыхание – это……..
Все ли клетки растения дышат?
  1. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение энергии происходит в световой фазе фотосинтеза и с помощью какого пигмента?
  2. Какое значение для растения имеет транспирация?
  3. Какие газы поглощаются, а какие выделяются из растения и с какими процессами жизнедеятельности это связано?
Вариант 2
  1. Питание – это………
Во всех ли клетках растения протекает фотосинтез?
  1. Напишите уравнение дыхания и укажите органоиды, в которых оно протекает.
  2. Назовите верхний и нижние концевые двигатели восходящего тока веществ. Что произойдёт, если перестанет работать любой из них?
  3. Какое значение для растения имеет листопад?
Вариант 3
  1. Транспирация – это……..
  2. Напишите уравнение фотосинтеза, указав условия, основной и побочный продукты. Какое превращение веществ происходит в «темновой» фазе фотосинтеза?
  3. Какие минеральные вещества поступают в корень и для чего здесь нужна вода?
  4. Какую роль в жизни планеты Земля играют зелёные растения?

stom.tilimen.org


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта