Двойное оплодотворение цветковых растений. Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

5. Двойное оплодотворение цветковых растений. Двойное оплодотворение цветковых растений


Гаметогенез и двойное оплодотворение Цветковых растений.

Растения - они такие загадочные. Ну всё у них не так, как у людей. Даже половые клетки они образуют не мейозом, а митозом, да еще и чередование поколений, да еще и оплодотворение двойное... Впрочем, обо всём по порядку...

Вспомним строение цветка

У покрытосеменных растений процесс формирования половых клеток состоит из двух этапов: спорогенеза и гаметогенеза. Пыльца образуется в пыльниках тычинок. Микроспорогенез – процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнезда пыльника), где в результате митозов возникают материнские клетки пыльцы, которые вступают в мейоз. После двух мейотических делений образуется 4 гаплоидные микроспоры– пыльцевые зерна. Пыльцевое зерно (пылинка) покрыто двумя оболочками. Затем внутри пыльцевого зерна происходит микрогаметогенез (процесс образования мужского гаметофита из микроспоры) – два последовательных митотических деления. В результате первого образуются вегетативная и генеративная клетки, а после второго деления из генеративной клетки образуются два спермия.
Макроспорогенез (процесс формирования мегаспор) происходит в семязачатках, которые расположены в завязи пестика (покрыты). В области микропиле начинает разрастаться одна клетка – мегаспороцит, или материнская клетка мегаспор. В ней происходит мейоз, и образуются 4 гаплоидные клетки. Одна из этих клеток развивается в зародышевый мешок, три остальных разрушаются. Далее начинается макрогаметогенез – формирование женского гаметофита. После трех митотических делений образуется восьмиядерный зародышевый мешок. Ядра в дальнейшем обособляются в самостоятельные клетки. Одна из этих клеток (яйцеклетка) с двумя клетками-синергидами располагается возле микропиле. Синергиды содержат ферменты, которые растворяют оболочку пыльцевой трубки и при необходимости могут заместить яйцеклетку. На противоположной части зародышевого мешка располагаются три клетки-антиподы (передатчики питательных веществ из семяпочки в зародышевый мешок). Две оставшиеся клетки сливаются и образуют крупную центральную диплоидную клетку. Зародышевый мешок имеет покровы.

Процессу оплодотворения предшествует процесс опыления. Попав на рыльце, пыльцевое зерно прорастает в пыльцевую трубку, в которой расположены два неподвижных спермия. Синергиды выделяют ферменты, разрушающие пыльцевую трубку, и ее содержимое изливается рядом с яйцеклеткой. Оплодотворение от воды не зависит. Двойное оплодотворение (С.Г. Навашин, 1898 г.): один спермий сливается с яйцеклеткой (образуется зигота), второй – с диплоидной центральной клеткой, образуя триплоидный эндосперм. Из зиготы далее развивается зародыш, покровы превращаются в семенную кожуру. Развивающееся семя защищено стенками завязи (околоплодник). На месте цветка созревает плод.

ВИДЕО НА ТЕМУ:

myblog-bio.blogspot.com

5. Двойное оплодотворение цветковых растений

Суть двойного оплодотворения у цветковых растений заключается в том, что  в нём участвуют два спермия. Один из них оплодотворяет яйцеклетку и образуется зигота. Второй спермий сливается с центральной клеткой, из которой развивается запасающая ткань (эндосперм).

 

В зиготе формируется двойной набор хромосом, а в будущем эндосперме — тройной.

 

03-04-2018 14-51-45.jpg

 

Оплодотворению у цветковых растений предшествует формирование гаметофитов.

  

Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) образуется в пыльцевых камерах пыльников тычинки из микроспоры.

 

Пыльцевое зерно состоит из двух гаплоидных клеток: вегетативной и генеративной, покрытых оболочкой.

 

Образование женского гаметофита (зародышевого мешка) происходит в завязи пестика в семязачатке из мегаспоры.

 

В состав зародышевого мешка входит семь клеток: гаплоидная яйцеклетка, центральная диплоидная клетка и пять вспомогательных гаплоидных клеток.

 

Когда пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, вегетативная клетка начинает делиться и образует пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка прорастает через столбик пестика и проникает в семязачаток через пыльцевход.

 

Генеративная клетка пыльцевого зерна делится и образует два спермия. По пыльцевой трубке спермии проникают в семязачаток. Одни спермий сливается с яйцеклеткой и образует диплоидную зиготу. Второй спермий сливается с центральной клеткой и образует триплоидную клетку.

 

Зигота делится и развивается в зародыш нового растения. Из триплоидной клетки формируется эндосперм. Стенки семязачатка становятся семенной кожурой. Таким образом, семязачаток становится семенем.

www.yaklass.ru

Двойное оплодотворение цветковых растений - Всё для чайников

  • Главная
  • Видеотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
    • Обществознание
      • Обществознание - как наука
      • Иностранные языки
      • История
      • Психология и педагогика
      • Русский язык и литература
      • Культурология
      • Экономика
      • Менеджмент
      • Логистика
      • Статистика
      • Философия
      • Бухгалтерский учет
    • Технические науки
      • Черчение
      • Материаловедение
      • Сварка
      • Электротехника
      • АСУТП и КИПИА
      • Технологии
      • Теоретическая механика и сопромат
      • САПР
      • Метрология, стандартизация и сертификация
      • Геодезия и маркшейдерия
    • Программирование и сеть
      • Информатика
      • Языки программирования
      • Алгоритмы и структуры данных
      • СУБД
      • Web разработки и технологии
      • Архитектура ЭВМ и основы ОС
      • Системное администрирование
      • Создание программ и приложений
      • Создание сайтов
      • Тестирование ПО
      • Теория информации и кодирования
      • Функциональное и логическое программирование
    • Программы
      • Редакторы и компиляторы
      • Офисные программы
      • Работа с аудио видео
      • Работа с компьютерной графикой и анимацией
      • Автоматизация бизнеса
    • Прочие
      • Музыка
      • Природное земледелие
      • Рисование и живопись
  • Библиотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
      • Астрономия
    • Обществознание
      • Иностранные языки
    • Технические науки
      • Теоретическая механика и сопромат
      • Сварка

forkettle.ru

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Разделы: Биология

Тема: Двойное оплодотворение цветковых растений.

Тип урока: урок изучения нового материала «Двойное оплодотворение» и закрепления ранее полученных знаний по темам: «Цветок» и «Плод».

Цели урока: Познакомить учащихся с процессом оплодотворения у цветковых растений и подвести к заключению, что оплодотворение – второе обязательное условие образования плодов (после опыления).

План урока.

  1. Организационный момент: подготовка к уроку, объявление темы, целей урока, запись домашнего задания.
  2. Опрос учащихся с целью повторения строения главных органов цветка.
  3. Просмотр кинофрагмента о разнообразии цветков с применением компьютера и мультимедийного проектора. Материал подготовлен с применением личного опыта учителя по изучению цветов тропических растений Индии. Учитель сопровождает просмотр фрагмента комментированием , называя неизвестные цветущие растения. Что общего у увиденных нами на экране цветущих растений? Учитель вместе с учащимися делает вывод для чего необходимы цветам яркие венчики?
  4. Беседа о строении завязи и семязачатка, о формировании пыльцевых зерен и зародышевого мешка с одновременным анализом рисунков таблиц.
  5. Рассказ учителя о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика при опылении, о её прорастании, о двойном оплодотворении у цветковых (или покрытосеменных) растений.
  6. Работа учащихся в тетрадях, с применением шаблонов пестиков, по обозначению основных структур оплодотворенного пестика: семязачатка, пыльцевой трубки, спермий, яйцеклетки, крупной клетки зародышевого мешка, синергидов, антиподов. Учащиеся сверяют свои изображения с рисунком на доске.
  7. Закрепление знаний, полученных на уроке. Демонстрация прорастающей пыльцы с применением компьютерной программы, разработанной для данного урока. Во время показа программы на мультимедийном проекторе учитель делает комментарии по процессу оплодотворения у цветковых растений, акцентируя ещё раз внимание учащихся на основных структурах пестика. Делается вывод о значении оплодотворения для цветковых растений.
  8. Рассказ учителя об образовании зародыша, семени и плода из оплодотворённого цветка. Закрепление материала с повторением ранее изученных понятий темы «Плоды». Повторение на уроке организуется:
    1. в форме игрового момента по принципу от общего к частному. (Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы, далее учитель бросает каждому из детей мяч и называет типы плодов, учащиеся, бросая в ответ мяч учителю, определяют сухой плод или сочный. В данной игре учащиеся демонстрируют умение классифицировать плоды по признаку – количество воды в околоплоднике. )
    2. В форме игрового момента по принципу от частного к общему. Учитель берет на себя роль Незнайки и делает намеренно ошибки, учащиеся исправляют ошибки, показывая «светофоры». Шаблоны светофоров заранее заготовлены, они сделаны из картона и цветной бумаги. (Ошибки –У гороха питательный плод стручок. Морковь- самый вкусный, богатый витаминами плод. У вишни сухой и твёрдый плод костянка. У пшеницы кукурузы плод похож на семя и называется семянка.)
  9. Заключение учителя. Подведение итогов урока. Выводы, оценки самым активным учащимся «5».

Оборудование:

макет «Цветок вишни», макет «Плод вишни», макет «Плод гороха», таблица «Строение цветка вишни», таблица «Оплодотворение цветковых растений», таблица «Сухие плоды», таблица «Сочные плоды», таблица «Vegetables», компьютер «Notebook», мультимедийный проектор, экран, авторские компьютерные программы: «Разнообразие цветковых растений», «Двойное оплодотворение», микрофотографии пыльцевых зёрен (электронный микроскоп), портреты С.Г. Навашина, рисунки «Клеточное строение пестика, семязачатка, крупной клетки зародышевого мешка», «Оплодотворение у цветковых растений», рисунки «Строение цветков вишни, яблони, сирени», цветные маркеры и мелки, мяч, раздаточный материал: картонные шаблоны пестиков, картонный «светофор», проверочные тесты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись домашнего задания в дневниках (изучить параграф 44 до стр. 195, рис. в тетр., тест), запись темы в тетрадях. Учитель акцентирует внимание учащихся на то, что эта тема является ключевой темой всего курса биологии.

2. Опрос учащихся

Опрос с целью повторения строения главных органов цветка для дальнейшего более качественного восприятия новой темы. Вопросы к учащимся: Какое строение имеет цветок? (на примере цветка вишни) Учитель показывает на макете органы цветка, учащиеся их хором называют( последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистки, венчик, лепестки, околоцветник, тычинка, тычиночная нить, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь, семязачатки). Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки). Учащимся предлагается задание: исправить ошибку на доске в написанной формуле цветка вишни.* Ч5Л(5) Т П 1.Учащимся предлагается сделать вывод: что такое цветок?

Вывод: Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

3. Просмотр кинофрагмента.

Учащимся предлагается посмотреть кинофрагмент и ответить на вопрос: Что общего у увиденных на экране цветущих растений?

( У всех растений очень яркие венчики). По ходу демонстрации фильма учитель называет неизвестные тропические растения.

Вывод: У растений яркие венчики.

Какое это имеет значение для растения? Это способствует наиболее эффективному опылению, привлекая насекомых-опылителей. В дальнейшем образованию большего количества семян.

4. Объяснение нового материала.

Беседа о строении завязи и семязачатка, о формировании пыльцевых зерен и зародышевого мешка.

В пыльниках тычинки происходит деление клетки, в результате которого образуются пыльцевые зерна. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка неровная с шипиками, бородавочками, выростами. Для чего? Это помогает пыльцевым зернам удерживаться на рыльце пестика. Одновременно с созреванием пыльцы в семязачатке формируется зародышевый мешок. Семязачатки развиваются на внутренних сторонах стенок завязи и состоят из клеток. У пшеницы, ячменя, ржи, вишни в завязи только один семязачаток, у хлопчатника – несколько десятков, у мака – несколько тысяч. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал – пыльцевход. Он ведет в центральную часть семязачатка, в которой формируется зародышевый мешок. Напротив пыльцевхода в нем находится яйцеклетка с двумя клетками-спутницами (синергидами), центральную часть занимает крупная клетка, на противоположном полюсе зародышевого мешка находятся три клетки - антиподы.

5. Рассказ о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика.

Учитель объясняет новый материал, демонстрируя таблицы.

Итак, пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря строению оболочки, а также липким, сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Что же происходит потом? Как не трудно догадаться должно произойти оплодотворение. Но мужские половые клетки цветковых растений (спермии) в отличие от сперматозоидов большинства других растений ленивы – не имеют жгутиков и сами добраться до яйцеклетки не могут. Их доставляет по назначению специальный «лифт» - пыльцевая трубка. Попав на рыльце пестика, пыльца быстро прорастает. Выпускает эту трубку, которая растет внутрь пестика. По ней вниз проникают два неповоротливых спермия. Один из спермиев и поджидающая его яйцеклетка сольются, дав начало зародышу. А вот у второго спермия необычная судьба. Ни у каких организмов, кроме цветковых растений ничего подобного не происходит. Второй спермий сливается с соседкой яйцеклетки, которую называют центральной клеткой. Получается вот такой странный «брак». Из неё разовьётся питательная ткань семени – эндосперм.( в переводе с греч. «внутрисеменник»).

Этот процесс получил название двойного оплодотворения и был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

6. Работа учащихся в тетради с шаблонами пестиков.

Обозначение основных частей оплодотворенного пестика. Сверка обозначений с готовым рисунком цветными маркерами на доске и рисунком учебника на стр. 193.

7. Закрепление полученных знаний с применением компьютерной программы.

Учитель демонстрирует, как происходит оплодотворение и дает по ходу программы необходимые комментарии. После просмотра компьютерной программы учащиеся делают вывод. Что такое двойное оплодотворение?

Вывод: Двойное оплодотворение – это процесс слияния первого спермия с яйцеклеткой и второго спермия с крупной клеткой зародышевого мешка.

8. Рассказ учителя об образовании зародыша, семени и плода из оплодотворённого цветка.

Закрепление знаний с повторением ранее изученной темы плоды (игровой момент).

Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения. Центральная клетка тоже делится, образуя эндосперм, в котором накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Стихи Незнайки с ошибками.

Если в стихотворении ошибок нет, ученики показывают зелёный цвет светофора, если есть ошибки – красный цвет.

Полосатый толстопуз,На бахче лежит арбуз. ( все правильно)

Знают все: и стар, и мал –Вкусен плод картофеля.Вырос добрый урожай!Правда ведь не плохо ли ?! (у картофеля едят клубень) 

У гороха плод стручокИ грызет его жучок.Вкусный, спелый, сочный,Только вот не прочный. (плод гороха – боб)

Спелую ягодку беру, На другую смотрю,Кланяюсь я низко,Земляника близко!Плод весьма душистый,Вовсе не пушистый. (плод земляники – многоорешек)

На внимание:

Пишут в каждой детской книжке,Что растут на дубе шишки. (желуди)

Помидор большой и спелый.Цвет имеет ярко-серый. (ярко-красный)

На ветру дрожат осины –С них слетают апельсины. (листья) 

Праздник урожаяОтмечают в мае. ( в августе – сентябре)

Загадка: (История о Незнайке и его друзьях)

Одну ягоду мы ели.Вчетвером за столик сели –Еле-еле одолели.Ели чуть не полчаса,Расстегнули пояса,Да ещё в отброс осталось –Вот так ягодка досталась! ( плод арбуза – тыквина)

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое двойное оплодотворение цветка?

оплодотворение цветкаВ основе всего живого на земле, в большей степени, лежит сложнейший, но такой интересный процесс как оплодотворение, а в остальных же случаях в силу вступает такой процесс как простое деление клетки. У всех царств животного мира он протекает по своему уникальному сценарию, и порой бывает, не понятен многим, если не разобраться. Особенно трудности бывают в понимании оплодотворения у растений, чаще всего лишь потому, что ботаника наука о растениях, интересна не многим. Суть двойного оплодотворения таит в себе очень важную особенность. Оно обеспечивает, после оплодотворения, быстрое развитие полезных веществ, что не вынуждает семяпочку запасать багажи питательных веществ, а сохранившуюся энергию тратит на быстрое созревание

eTXT

Русский ботаник С. Н. Навашин в 1898 году открыл двойное оплодотворение, которое происходит только у цветковых растений с покрытыми кожурой семенами и чтобы оно началось, нужна пыльца, попавшая на рыльце пестика — «пыльце приёмник» женского полового органа цветка. Из вегетативной клетки пыльцы развивается пыльцевая трубка по направлению к завязи, а через неё внутрь зародышевого мешка (место развития семени) в котором содержится два ядра. Образуется своего рода тоннель между началом и концом пути, по которому должна пройти генеративная (половая клетка) из внешнего мира в яйцеклетку цветка. Мужская половая клетка, проникшая через пыльцевую трубку, содержит два спермия, в которых содержится всё необходимое для оплодотворения. И у каждого своя роль. Один спермий проникает в центральное ядро с яйцеклеткой и после их слияния образуется первая клетка зародыша семени — зигота. Второй спермий сливается с вторым ядром образуя эндосперм – запасная ткань семени, из которой в дальнейшем яйцеклетка будет получать необходимые питательные вещества. На этом процесс двойного оплодотворения заканчивается и начинается развитие зиготы, которая после многократного деления, обрастёт кожурой и будет похожа на обычное зёрнышко любого фрукта.оплодотворение цветкаРазобравшись в этом, теперь уже понятном процессе, можно с уверенностью сказать, почему это оплодотворение называется двойным. Мы увидели, что происходит не одно, а сразу два оплодотворения одной клетки, дающие начало новой жизни. И это не случайность, ведь Мать природа создала всё в совершенстве, и если что-то кажется странным, это не значит что является ошибкой.

Исполнитель Бобылева Ульяна Сергеевна (babylyova)оплодотворение цветкаоплодотворение цветкаоплодотворение цветкаоплодотворение цветкаоплодотворение цветкаоплодотворение цветка

Поделиться ссылкой:

Похожее

kolobuga.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта