Дрязгунова дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
Сборник игр по экологии
Сборник дидактических
игр экологического содержания
для дошкольников
Составитель: Крохалевская О.С.
воспитатель МАДОУ
детского сада №1 г. Тавда
Сборник включает в себя дидактические игры по ознакомлению с экологией для дошкольников от 3 до 7 лет. Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.
Сборник предназначен для студентов педагогического колледжа по специальностям Дошкольное воспитание, а также для воспитателей дошкольных учреждений.
Введение
Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А.С., Тихеева Е.И., Удальцова Е.И., Сорокина и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях.
Дети не всегда воспринимают мир таким, каков он есть на самом деле. Правильно понять природную среду и окружающую действительность ребенку поможет педагог через различные формы работы. Игра, являясь основным видом деятельности детей, может решить данную задачу.
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуально личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.
Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и природоведческого содержания, но студентам сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «дидактических игр природоведческого содержания».
В предложенном сборнике собраны разнообразные игры природоведческого содержания, которые сгруппированы по разделам:
Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками;
Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами;
Игры для ознакомления детей с растениями;
Игры для ознакомления детей с животными;
Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут студентам и воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.
Данный сборник рекомендован для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогического колледжа.
В каждом разделе дается варианты проведения игр, в которых меняется содержание или усложняются правила. Читатели, на основе имеющегося содержания могут предлагать и другие варианты проведения игр, учитывая индивидуальные особенности и познавательные возможности детей своей группы.
ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ
НАЙДИ ЛИСТОК, КАКОЙ ПОКАЖУ
(игра для детей 3-4-лет)
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: бег детей с определенными листочками.
Правило: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры: во время прогулки воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (тополь, дуб, береза и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
НАЙДИ В БУКЕТЕ ТАКОЙ ЖЕ ЛИСТОК
(игра для детей 3-4-лет)
Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Игровое действие: поиск похожего предмета.
Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
Вариант 2.
Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.
ТАКОЙ ЛИСТОК, ЛЕТИ КО МНЕ!
(игра для детей 4-5лет)
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: подбежать к воспитателю по его сигналу.
Оборудование: подобрать резко отличающиеся форме листья клена, рябины, березы (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры: воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок – ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
Вариант 2.
Ребенок (ведущий) называет дерево или куст, дети находят у себя лист и бегут к ведущему.
НАЙДИ ЛИСТОК
(игра для детей 5-6 лет)
Дидактическая задача: найти часть по целому.
Игровые действия: поиски предмета.
Правило: искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗУ, ЕЛЬ, ДУБ
(игра для детей 5-6 лет)
Дидактическая задача: найти дерево по названию.
Игровое действие: бег к названному (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Ход игры: воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
Вариант 2.
Дидактическая задача: найти предмет по описанию.
Игровое действие: угадывание растений по описанию.
Правило: искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры: воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что – либо спрятать.
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
(игра для детей 6-7 лет)
Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.
Задания.
1. Составить дерево или кустарник.
2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:
а) по высоте;
б) по толщине ствола;
в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника - несколько). 3. Выбрать самый главный из отличительных признаков. Правила
1. Количество играющих 6- 7 человек.
2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить деревои кустарник и ответить на поставленные вопросы.
Алгоритм проведения.
1. Педагог ставит игровую задачу:
— Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранеезаготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдетсяместо. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задачазаключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.
2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
3. Дети начинают выполнять игровые действия.
4. Выявляется победитель.
5. В конце игры подводится итог.
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
(игра для детей 6-7 лет)
Дидактическая задача: составить целое из частей.
Игровые действия: поиски своей пары.
Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Ход игры: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.
Второй вариант.
«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто – нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.
СОЗРЕЛО – НЕ СОЗРЕЛО
(игра для детей 6-7 лет)
Дидактическая задача: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие: поиск пары
Правило: искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры: игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.
В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не спелых овощей и фруктов.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ
(игра для детей 6-7 лет)
Содержание знаний: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть – вершки, у других – подземная – корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.
Дидактическая задача: выбрать растения, используемые в питании.
Правило: нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалось съедобная часть.
Оборудование: на столе лежит овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).
Ход игры: воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой – медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».
При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ!
(игра для детей 5-6 лет)
Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровые действия: поиск своей группы.
Правило: искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.
Оборудование: овощи и фрукты (4 – 5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть – бурый и красный.
Ход игры: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.
В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.
ВОЛШЕБНЫЕ ЭКРАНЧИКИ
(игра для детей 6-7 лет)
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки.Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
С РАСТЕНИЯМИ
ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН
(игра для детей 5-7 лет)
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидоре».- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант1.На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант2.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант3.Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.Игра-сказка «Фрукты и овощи»
НАЙДИ, ЧТО ОПИШУ
(игра для детей 5 - 6 лет)
Дидактическая задача: найти растение по описанию.
Игровое действие: поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило: назвать растение можно только после его описания.
Оборудование: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистая и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.
Ход игры: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его. Ребенок становится ведущим.
ГДЕ СПРЯТАНО РАСТЕНИЕ?
(игра для детей 4-5 лет)
Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.
Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих – до 7-8.
Ход игры: комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два – три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)
Вариант 2.
Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.
СОБЕРИ РАСТЕНИЕ
(игра для детей 4-5 лет)
Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Задание:
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.
Правило:
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал своерастениеи посадил его на лужайку.
Алгоритм проведения:
1. Педагог:
— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и
infourok.ru
Дрязгунова, Валентина Андреевна - Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : Пособие для воспитателя дет. сада
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru
Дрязгунова, Валентина Андреевна - Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : (Пособие для воспитателя дет. сада : [Перевод]
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru