Дикорастущие растения значение. Статья по биологии на тему: "Польза дикорастущих растений в жизни человека"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Дикорастущие растения: название и значение. Дикорастущие растения значение


"Польза дикорастущих растений в жизни человека"

Польза дикорастущих растений в жизни человека!

Мир растений – величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Дикие растения – настоящая загадка природы. Они всё чаще умирают и погибают, их постепенно выживает человечество. Многие дикие растения сегодня занесены в Красную книгу. Человек всегда использовал дикорастущие растения для питания и лечения. Дикорастущие растения являются очень важным источником сырья, используемым в разных отраслях народного хозяйства. В особенности это относится к группе лекарственных растений, которые служат сырьём для изготовления около 40% лекарственных средств, разрешённых в нашей стране для медицинского использования. Полезные свойства дикорастущих растений выше, чем у культурных растений. Растения широко используют в качестве настоек, отваров.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом из-за хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой.

Правильное использование и приготовление лекарственных дикорастущих растений – залог вашего здоровья!

Изучение дикорастущей растительности имеет большое значение в жизни человека. Самое главное то, что растения восполняют кислородом атмосферный воздух. Их по праву называют «лёгкими» планеты. Огромное количество дикорастущих растений используют в медицине, в качестве: болеутоляющего, витаминного, ранозаживляющего, успокаивающего и мн. др. Многие растения используют в пищу в свежем или переработанном виде: фрукты и ягоды, кормовые растения и мн. др. Сегодня мы познакомимся по ближе.

  1. Одуванчик – известное давно лекарственное средство. Растёт на лугу. В поле, в огороде. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают корни одуванчика.

  2. Зверобой – лекарственное растение. Растёт на лугу. Известен с давних пор. Применяют отвар – при заболеваниях сердца, лёгких, болезнях печени, желудочно-кишечного тракта. Листья заживляют раны. Препараты из зверобоя улучшают кровообращение и кровоснабжение.

  3. Крапива – один из самых распространённых сорняков. Растёт везде и повсюду, неприхотливое растение, которое мы беспощадно выдёргиваем, не задумываясь, а зря! Листья крапивы богаты витаминами С, Ки каротином. Используются в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. Препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе. Болезнях почек и печени, кожных болезнях.

  4. Подорожник – многолетнее травянистое растение. Растёт у дороги, во дворах. Используют свежие листья как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах. В народной медицине настой из листьев подорожника применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. Семена подорожника применяют как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовых ложек).

infourok.ru

Дикорастущие растения

Дикорастущие растения

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Значение растительности в жизни человека............................................. 4

2. Экологическое образование детей дошкольного возраста по определению дикорастущих растений................................................................................... 6

3. Теоретическую модель определения дикорастущих растений дошкольниками........................................................................................................................... 10

Заключение...................................................................................................... 12

Список использованной литературы........................................................... 13

Численность многих редких и исчезающих видов дикорастущих растений сокращается по причине прямого уничтожения их человеком. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примере раннецветущих растений, собираемых, преимущественно, с целью дальнейшей продажи. Незаконная торговля дикорастущими подснежниками (галянтусами), цикламенами, крокусами и другими редкими растениями приобретает все более организованный характер и растущие масштабы, наносит огромный ущерб популяциям этих видов, а значит - и природе в целом[1].

Дикорастующие растения растут сами по себе. За ними не надо особо ухаживать, они сами выбирают себе почву, климат и др. природные условия.

Цель работы: описать дикорастущие растения и разработать теоретическую модель.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. определить значение растительности в жизни человека;

2. описать экологическое образование детей дошкольного возраста по определению дикорастущих растений;

3. разработать теоретическую модель определения дикорастущих растений дошкольниками.

Велико значение растительности в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей. Дикорастущая флора является неоценимым генетическим фондом в селекционной работе при создании новых сортов сельскохозяйственных культур. Большая часть растений, которые обеспечивают сегодня около 90% продовольствия в мире, появились путем окультуривания диких растений.

Сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) установлено наличие в России около 600 диких видов, являющихся сородичами культурных растений. Многие из них послужили базой для выведения более 1500 новых сортов.

На протяжении многих веков человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. На современном мировом рынке находятся в обращении продукты свыше 1000 видов лекарственных растений. Среди них препараты из корня жизни – женьшеня, элеутерококка, ландыша майского, горицвета весеннего.

Так, около 80% людей в развивающихся странах, заботясь о своем здоровье, полагаются преимущественно на дикие лекарственные травы и другие растения. Около половины предписанных и не предписанных лекарств, потребляемых в мире, содержат натуральные ингредиенты, получаемые из диких организмов. Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах (пивоварение, хлебопечение, очистка сточных води т.д.). Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных. Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли.

Растения разными способами осуществляют детоксикацию вредных веществ. Некоторые из вредных веществ связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными, другие подвергаются превращениям в растениях до нетоксических продуктов и участвуют в обмене веществ.

Для борьбы с вредными микроорганизмами растения выработали ряд веществ, способных подавлять их деятельность. К ним относятся антибиотики (пенициллин, стрептомицин, тетрациклин и др.) и фитонциды. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук и чеснок. В связи с этим они с давних пор применяются в качестве лечебных средств. Одно растение можжевельника выделяет за сутки 30 г летучих веществ, а один гектар – такое количество фитонцидов, которое достаточно для очистки от микробов всех улиц большого города. Растительность для человека – это и источник эстетического наслаждения, оказывающий на него психологическое воздействие.

Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Известны и некоторые другие случаи вредного воздействия растений на человека (отравления, грибковые заболевания) и хозяйство (обрастание днищ судов, зарастание дорог и т.п.).

Здесь уместно привести еще один аргумент в пользу нежелательности истребления хотя бы одного-единственного вида растений, каким бы ненужным или даже вредным данный вид ни казался сегодня.

Должен учитываться принцип потенциальной полезности. Мы не в состоянии предвидеть, какое значение для человека может иметь тот или иной вид в будущем. Виды, считавшиеся совершенно бесполезными или вредными, нередко затем приобретали огромную важность. Так, оказавшиеся вредными плесневые грибы дали человечеству антибиотики, а многочисленные бактерии, также казавшиеся бесполезными, работают на человечество, включенные в технологию добычи ряда видов полезных ископаемых и т.д. Генофонд ныне существующих организмов – это бесценный эволюционный дар, от правильного использования которого во многом зависит направление научно-технического прогресса в самых различных областях деятельности человека.

Путем освоения опыта гуманно-ценностного взаимодействия с миром может стать экологическое образование, которое признается сегодня важным направлением развития дошкольников.

Экологическое образование в дошкольном возрасте, в первую очередь, направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально-положительного опыта общения с природой. Организация нравственно-ценных переживаний - сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка - способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и "проживаются" ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру.

Становление позитивной направленности отношения ребенка к окружающему - наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве. И если наряду с этим, дошкольником освоены элементарные знания о живом и умения взаимодействия с природными объектами, благодаря чему его добрые намерения воплощаются в гуманном поступке в природе, то можно утверждать, что ребенок приобретает экологическую воспитанность личности.

Однако для становления экологической воспитанности дошкольника требуется специальная работа. При ее организации нужно учитывать, что в дошкольном детстве ребенок накапливает собственный, своеобразный опыт отношения к природе. Каков он? На что следует опираться, а что изменять?

Что следует учитывать при организации работы, по программе экологического воспитания

Исследования показывают, что у дошкольников уже отчетливо выражено как позитивное, так и негативное отношение к природе. Яркой особенностью отношения детей к живому является эмоциональность. Однако она проявляется избирательно к разным природным объектам - с большим или меньшим эмоциональным откликом, положительно или негативно.

Растения вызывают у дошкольников меньший эмоциональный отклик и преимущественно в период цветения и плодоношения. Это связано с отсутствием у растений поведения, трудностью в нахождении их сходства с человеком. В силу этого дети часто "опредмечивают" растения, относятся к ним как к предметам.

К культурным растениям отношение детей более позитивно, чем к дикорастущим. Дети оберегают комнатные и садовые растения, ухаживают за ними, реже допускают по отношению к ним неразумное поведение. Необходимость гуманного отношения к культурным растениям дошкольники объясняют их пользой для человека: "потому что на яблоньке яблочки будут", "малинку можно кушать"; их красотой, а также тем, что они имеют непосредственное отношение к ребенку: "потому что это мой цветок", "потому что у нас на даче тоже яблони растут".

К дикорастущим растениям отношение детей часто бездумное, в большинстве случаев не отличается от отношения к неживым объектам (песку, глине, снегу). Дети из-за сиюминутной прихоти ломают ветки деревьев, кустарников, обдирают кору, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. Во многом это объясняется тем, что большинство дошкольников не считают растения живыми. Трудности в признании их живыми заключаются в том, что дети не видят проявлений их жизни, не знают, что растения как все живое, дышат, питаются, движутся, размножаются. В связи с этим, факты негативного отношения к растениям встречаются гораздо чаще, чем к животным.

Важным направлением работы по экологическому образованию дошкольников должно стать раскрытие им сущности животных, растений, людей как живых организмов.

Таким образом, в работе по экологическому образованию дошкольников можно опираться и создавать условия для дальнейшего развития у детей эмоционально положительного восприятия природы, естественного стремления общаться с живыми существами, интереса к ним. В тоже время необходимо нивелировать негативные проявления детей, которые чаще всего выражаются: в нарушении целостности самих животных и растений и их связей со средой; попытках удовлетворять потребности живых существ неверными способами; неразумном взаимодействии с животными и растениями в своей деятельности; равнодушии при совершении другими негативных поступков.

Важно подчеркнуть, что ребенок накапливает опыт отношения к природе стихийным и организованным педагогом путями. К сожалению, нередко, в силу ряда причин образовательный процесс ДОУ не способствует становлению у дошкольника гуманно-ценностного отношения к природе.

Современные исследования показывают, что на отношение дошкольников к окружающему самое существенное влияние оказывает поведение взрослых людей. Для ребенка посредником в освоении культуры, в том числе и экологической, является взрослый, который находится рядом с ним. Более того, ребенок осваивает, прежде всего, культуру этого взрослого, подражая ему в поведении, поступках. Поэтому первостепенной причиной неправильного отношения детей к природе нужно считать отношение к природе взрослых.

Поэтому для развития экологической воспитанности дошкольников важно, чтобы окружающие его взрослые позаботились о совершенствовании собственной экологической культуры. Препятствием в накоплении ребенком опыта гуманно-ценностного взаимодействия с природой является также недостаточный уровень педагогической грамотности воспитателя в решении задач экологического образования детей.

Практика показывает, что педагог стремится воспитывать у детей отношение к природе, ограничиваясь формированием представлений о нормах взаимодействия с ней. В результате дети знают, как нужно относиться к растениям и животным, но не понимают, почему. Это связано с тем, что не организуется освоение детьми представлений о живом. Дети не считают неживыми растения, мотивируя это отсутствием у них движения, дыхания, включают в понятие "живое" неживые объекты, имеющие сходные с живым признаки. Дошкольники слабо ориентируются в потребностях живых существ в целом и конкретных организмов. Такой характер знаний о живом не может обеспечить подлинно гуманного отношения детей к растениям.

Недостаточное внимание воспитателем уделяется развитию у детей умений наблюдать за природным объектом, замечать своеобразие каждого природного существа, видеть его состояние, понимать сложившиеся в природе связи. В результате большинство обследованных дошкольников не смогли определить состояние объекта, утверждая, что живое существо всегда чувствует себя хорошо вне зависимости от его действительного состояния.

Воспитатели нередко считают результатом работы по экологическому образованию обогащение знаний детей о природе. При этом не учитывается потребность ребенка в эмоциональном освоении мира и сензитивность дошкольного детства для накопления эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой, не оценивается развитие дошкольника в этом направлении.

Таким образом, успешность экологического образования дошкольников во многом зависит от самого взрослого: его экологической культуры, заинтересованности в работе, умении строить педагогическое взаимодействие с детьми по основным направлениям экологического развития в их взаимосвязи. В этом случае результатом экологического образования может стать появление у ребенка экологической воспитанности.

 

Покрытосеменные - самые высокоорганизованные растения господствующие в настоящие время в растительном покрове земного шара. Отдел получил такое название за то, что семена скрыты под стенками плода, защищающего их от неблагоприятных условий.

В настоящее время ученые насчитывают до 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Среди них встречаются деревья, кустарники и травы, причем травы занимают господствующие положение в современной флоре.

Травы - молодая в эволюционном отношении группа растений, произошедшая от древесных форм путем редукции камбия и сокращения длительности жизненного цикла. По продолжительности жизни различают. Эта группа наиболее приспособлена к жизни в различных условиях нашей планеты. Особенно много их встречается в тропических широтах (120000 видов), в субтропических, умеренных и холодных широтах около 22000 видов. Среди покрытосеменных много культурных растений - около 1 тысячи видов человек использует в практике сельского хозяйства (овощные, злаковые, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и др.). Все покрытосеменные объединены в 13 тысяч родов и 390 семейств. Это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ.

 

Методы определения дикорастущих растений

 
Все виды цветковых растений объединены в 2 класса: двудольных и однодольных. Покрытосеменные наиболее приспособлены к жизни в различных условиях нашей планеты. Они различаются по внешнему и внутреннему строению, продолжительности жизни и др. Среди них много культурных растений, необходимых в жизни человека (овощные, злаковые, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и др.) Многие являются сырьем для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла и многие другие). Широко используются и дикорастущие растения как кормовая база для животноводства и в других отраслях народного хозяйства.

 

Развитие - длительный процесс, требующий создания определенных педагогических условий. Важнейшее из них - программа экологического образования, которая учитывает особенности опыта отношения дошкольника к природе и позволяет ему целостно осваивать доступное содержание экологической культуры.

Анализ особенностей отношения детей к природе показывает, что в программе должно быть отражено следующее содержание знаний: о живом; о многообразии ценностей природы и самоценности каждого живого существа; о нормах взаимодействия в природе. Особое внимание следует обратить на отражение в программе экологического образования детей опыта эмоционально-ценностного отношения к природе и умений строить разумное взаимодействие с природными объектами в разных видах деятельности.

1.     Клепинина З.А. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. общеобразовательной школы. Ч.2. – Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2004. – 104 с.

2.     Круг. Окружающий мир. Дикорастущие растения. – М.: АСТ, 2004.

3.     Новиков В.С. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

4.     Хессайон Д.Г. Все о декоративноцветущих кустарниках / Пер. с англ. О.И. Романовой. – СПб.: Кладезь-Букс, 2003. – 128 с.

5.     Лесные травянистые растения. Биология и охрана: Справочник  – М.: Агропромиздат, 1988.

6.     Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004. – 317 с.

7.     Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 240 с.

8.     Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студентов. – СПб.: Академия, 2002, 336 с.

[1] Новиков В.С. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2004. – с.8



www.yurii.ru

Дикорастущие растения: название и значение

В школьной программе на уроках ознакомления с окружающим миром, природоведения, биологии предусмотрено изучение объектов живой природы. В рамках ознакомления с жизнью флоры дети узнают, что такое культурные и дикорастущие растения. Название групп становится понятным после того, как детям сообщается об условиях произрастания видов. Углубление и расширение понятия происходит за счет ознакомления с тем, как используются человеком растения, относящиеся к той или иной группе.

Культурные и дикорастущие растения. Названия

2 класс общеобразовательной школы - это тот период, когда дети начинают получать систематические знания об объектах живой и неживой природы. Более раннее изучение предмета носит пропедевтический характер. Но уже во втором классе вводятся, например, такие понятия, как культурные и дикорастущие растения.

Название групп становится понятно детям после выполнения упражнений, где предлагается сравнить пары растений. Например, ель и яблоню, березу и сливу, крыжовник и можжевельник, помидоры и мать-и-мачеху, горох и цикорий. Педагог предлагает детям обратить внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

После проделанной работы дети легко приходят к выводу, что все растения делятся на две большие группы. Те, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут повсеместно. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.

Основные отличия дикорастущих растений от культурных

Для роста и развития растений необходимы определенные условия. Культурным видам такие условия создает человек. Он ищет благоприятное место для высадки растений, производит их подкормку, удаляет сорняки, собирает урожай, оберегает от вредителей и болезней.

Дикорастущие растения, название которых можно найти в многочисленных справочниках, не нуждаются в создании специальных условий. Они сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Основания для классификации

Дикорастущие растения, названия и фото которых так привычны для нас, появились на Земле гораздо раньше культурных видов. Другими словами, изначально планета была заселена лишь дикорастущими растениями. Именно они давали древнему человеку пищу, кров, одежду, орудия труда.

Занимаясь собирательством, люди накапливали опыт, благодаря которому они оценили положительные свойства корней, листьев, стеблей, плодов некоторых растений. Постепенно человек научился наиболее полезные для себя виды выращивать рядом с собственным жилищем и пользоваться результатами своего труда в течение более длительного промежутка времени, чем это было при собирательстве. Так начали появляться культурные сорта растений, в результате ухода за которыми улучшались их вкусовые и иные качества.

Дикорастущие растения, названия которых общеизвестны, подразделяются на группы. Ученые выделяют среди них травы, деревья, кустарники. Например, без труда можно определить, к какой группе относятся крапива, ромашка, береза, орешник, рожь, василек. Надо сказать, что на подобные группы подразделяются и культурные растения.

Природные зоны и распространение растений

Видовое разнообразие, которым представлены дикорастущие растения, названия и значение их в хозяйственной деятельности напрямую связаны с той областью Земли, где они произрастают.

Обилие пищевых и лекарственных дикорастущих видов растений отмечается в тропическом и субтропическом влажном климате. В зоне тундры и лесотундры видовое разнообразие растений более скудное, но здесь могут быть сосредоточены большие запасы, например, мхов, лишайников, используемых в разных отраслях народного хозяйства. Травянистые и кустарниковые растения, дающие хороший урожай ягод, тоже не редкость для суровых северных районов.

Дикорастущие растения: ценность для человека

Дикорастущие растения, примеры, названия которых приведены в школьных учебниках и дополнительных справочниках, имеют в своем составе очень много полезных для организма человека веществ. Сегодня продолжается изучение этой группы на предмет содержания в них белков, углеводов, жиров, витаминов, минералов, растительных масел.

Человек издавна искал способы употребления дикорастущих растений в пищу. С древних времен распространен сбор ягод клубники, черники, голубики, клюквы и многих других. Плоды, листья, стебли употребляются как в свежем, так и в переработанном виде.

Лечебные свойства

Среди лекарственного сырья особое место занимают дикорастущие растения. Названия и значение медицинских препаратов, изготовленных на основе трав, частей деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе, в последнее время активно создаются и изучаются, и их перечень значительно расширился. Богатый опыт использования дикорастущих растений в качестве лекарственных средств имеется у народных целителей.

Однако количество полностью изученных и используемых человеком в составе лекарственных препаратов представителей флоры составляет лишь 4% от общего числа видов, которые представляют собой дикорастущие растения. Названия новых видов регулярно пополняют этот перечень.

Надо отметить, что более половины сырья, предназначенного для фармацевтического производства, поставляется посредством сбора лекарственных растений в природе. Лишь небольшая их часть культивируется.

Правила сбора сырья

При сборе лекарственных и пищевых дикорастущих растений обязательно нужно соблюдать правила, благодаря которым можно исключить факты отравления или другого отрицательного воздействия на организм. Разрешается сбор лишь хорошо известных видов растений. Те из них, что вызывают сомнение по внешнему виду, правилам употребления, сбору не подлежат. Надземные части растений обычно собирают до цветения. В это время побеги и листья более нежные, не содержат опасных соединений. Сбор растений рекомендуется производить в ясную погоду во второй половине дня, когда исключено увлажнение росой.

Запрещен сбор растений вдоль дорог, вблизи свалок, сточных канав или промышленных объектов. На их частях собираются продукты горения, пыль, содержащие опасные для здоровья человека вещества.

Собранное сырье не следует укладывать слишком плотно. Это может привести к порче растений. Она обычно проявляется в потемнении их частей. Колючие и жгучие растения, такие как крапива, бодяга, лучше собирать в перчатках. А жесткие стебли других удобнее срезать ножом.

Части растений, имеющие видимые повреждения, такие как наросты, ржавчина, гниль, собирать не рекомендуется. Они могут содержать в своем составе вещества, вредные для здоровья человека.

stateiki.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта