Дерево кустарник травянистое растение. Конспект урока на тему «Растения. Деревья, кустарники, травы»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лён это дерево кустарник или травянистое растение. Дерево кустарник травянистое растение


Лён это дерево кустарник или травянистое растение — Мир цветов

December 29, 2014

На нашей планете существует три основных типа растительности: деревья, кустарники и травянистые разновидности. Все они имеют свои особенности. Травы легко отличить от кустов и деревьев. Но последние два типа различить могут не все. Поэтому необходимо установить, чем отличается дерево от кустарника? Чтобы это сделать, для начала неплохо бы сформулировать основные ключевые характеристики этих растений.

Что характерно для деревьев?

В отличие от кустарника, дерево имеет три четко выделяемые части: корневая система, главный ствол и крона. Рассмотрим их более подробно.

Крона, по сути – это общее количество веточек и листьев рассматриваемого растения. Главная ее функция состоит в участии в фотосинтезе.

Что такое кустарник?

Кустарниками называют многолетние растения с несколькими одеревеневшими первичными ветвями. Но в отличие от деревьев, длительность жизнеспособности одного куста в среднем составляет приблизительно 20 лет. Однако он имеет свойство омолаживаться. От его корня отрастают новые побеги, которые в скором времени формируют новое растение. Кустарники могут быть от 0,5 м до 6 м высотой. При этом их часто используют как живую изгородь. Как в хвойных, так и в лиственных лесах подлесок формируется именно из разного вида кустарников. Среди домашних, наиболее распространенных видов популярны смородина, крыжовник, барбарис, сирень.

Тема:   Деревья, кустарники, травянистые растения

I.                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.

— Какой сегодня день?

2.  Работа в группах. Использование технологии «Аквариум»:

Стебель   (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки -волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

— Какое значение имеет каждая часть?

Лен

Лен крупноцветковый (L. grandiflorum) – однолетнее растение с прямостоячим голым стеблем, разветвленным в верхней части. Высота этого вида может достигать 60 сантиметров. Листья сидячие, располагаются на стебле, острые, линейно- или овально-ланцетной формы. Цветки диаметром около 3 сантиметров, ярко-красные, располагаются в рыхлых щитковидных соцветиях. После окончания цветения появляются плоды – сухие коробочки с плоскими семенами.

Лен желтый (L.flavum) – многолетнее растение высотой до 40 сантиметров. Ярко-желтые цветки в диаметре достигают 3 сантиметров. Период цветения – июнь-июль.

Лен – цветок, который лучше всего выращивать на хорошо освещенных или слегка затененных местах. Почвы предпочитает рыхлые, бедные.

Уход за льном требуется минимальный. Полив умеренный, растение хорошо переносит недостаток влаги.

Болезни и вредители

Лен – растение, которое редко поражается болезнями и вредителями.

Популярные сорта

Сорта льна крупноцветкового

‘Голубое небо’ — небесно-голубой лен высотой до 50 сантиметров. Кустики хорошо ветвистые. Цветки диаметром 3-4 сантиметра.

^ I.                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.

— Какая часть (на ваш взгляд) главнее?

Корень . Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!

Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.

Стебель   (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, — это все для меня! Не будет меня, — не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, — вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.

^ Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!

3. Дискуссия .

4. Выводы .

— Какое значение имеет цветок для растения?

Чем отличается дерево от кустарника? Найдем ответ на этот вопрос

Тем, кто не знает, как отличить дерево от кустарника, хорошо бы ознакомиться с особенностями этих видов. Здесь не все так уж и сложно. Деревьями называют многолетние растения, отличительной чертой которых считают одревесневший ствол. Стоит отметить, что хвойные виды и пальмы имеют главный ствол. Он исполняет роль оси растения и формирует крону. А лиственные деревья имеют разветвленный ствол. Общее число разновидностей из рассматриваемой классификации на планете делится на две основные группы. Первые – это хвойные. Их еще называют примитивными. Вторые — это широколиственные типы, появившиеся намного позже хвойных растений.

С другой стороны, в соответствии с тем, каким способом деревья обновляют свою листву, они также делятся на виды. Это листопадные растения, которые сбрасывают свой покров осенью. А обновляют они его весной. Вечнозеленые деревья круглый год заменяют листья, последовательно и в небольших количествах. Эти черты необходимо знать. Они помогут понять то, чем отличается дерево от кустарника.

Строение дерева

Корневая система спрятана под землей (99%). Она, подобно якорю, удерживает растение в почве, даже на наклонных поверхностях. Именно поэтому часто, чтобы укрепить склоны рвов или обрывы, их обсаживают деревьями. С помощью корней растения поглощают из почвы необходимые питательные вещества и воду. Существуют деревья, которые умеют приспосабливаться к экстремальным условиям и отращивать так называемые воздушные корни. Они поглощают воду из воздуха и даже участвуют в фотосинтезе.

Ствол, в основном, предназначен для выполнения транспортной функции. Именно по нему переносятся минеральные вещества и вода. Между тем он выполняет обязанность опоры дерева и является своеобразным «складом» для сбережения питательных веществ. Ствол покрывает специальная оболочка – кора. Она нужна для защиты дерева от воздействия температуры, ветра, солнечных лучей и опасных насекомых. Поэтому можно сказать, что главным отличием дерева от кустарника является ствол.

Источник: http://fb.ru/article/163009/chem-otlichaetsya-derevo-ot-kustarnika-naydem-otvet-na-etot-vopros

http://teacher.at.ua/publ/21-1-0-7405

ХОД УРОКА:

— Какая сегодня погода?

а) класс делится на группы: «Корень», «Стебель», «Листья», «Цветок», «Плоды. Семена»;

Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.

— Почему лист не может жить без корня?

Деревья, кустарники, травянистые растения Цель: продолжить формировать понятия «растение»

На прошлом уроке мы изучали строение растений.

^ 2.  Работа в группах. Использование технологии «Аквариум»:

^ КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?

Семена . Ваши пререкания пусты.

— Доказать, что ваша часть главнее.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/4291/index-20554.html

Латинское название: Linum.

Семейство: льновые (Linaceae).

Лен встречается в районах земного шара с умеренным и субтропическим климатом. Родина льна крупноцветкового – Северо-Западная Африка.

Форма: травянистое растение.

Лен, или линум – род многолетников, однолетников и полукустарников. Существует около 230 видов льна, из них в культуре используется только 48 видов, 25 – в декоративном цветоводстве.

Лен многолетний (L. perenne) – многолетнее растение высотой до 50 сантиметров. Цветки мелкие, голубые, белые или синие. Время цветения – июнь-июль.

Лен посевной (L. usitatissimum) – однолетнее растение с мелкими голубыми цветками. Существуют две садовые формы льна посевного: лен-долгунец (высота до 120 сантиметров) и лен-кудряш (высота до 50 сантиметров). Стебли льна-кудряша сильноветвистые.

Условия выращивания

Чаще всего садовый лен применяется в групповых посадках, а также выращивается для срезки. Часто лен можно встретить в мавританских газонах. Возможно применение льна для альпинариев. Цветущий лен прекрасно смотрится на фоне камней. Это растение любят за некрупные, но весьма многочисленные и очень нежные цветы. Лен хорошо сочетается с яркими однолетними растениями .

Из семени льна готовят масло, применяемое в народной медицине.

В зависимости от вида и сорта, размножают лен семенами, черенками или делением куста. Семена льна высевают весной. Можно проводить посев льна под зиму. Многолетний зацветает на второй год. Подробнее о выращивании льна можно узнать из специальной литературы .

‘Шарм Салмон’ – цветки лососево-розового цвета с красной серединкой. Высота до 45 сантиметров.

Сорт льна многолетнего ‘Сапфир’ – синий лен высотой до 30 сантиметров. Цветки многочисленные, диаметром до 2,5 сантиметра.

Источник: http://www.pro-landshaft.ru/plants/detail/926/

Тема: Деревья, кустарники, травянистые растения

Цель: продолжить формировать понятия «растение»,  закрепить понятия «дерево», «куст», «травянистое растение», расширить понятия о лиственных  и хвойных растениях, однолетних, двулетних и многолетних растениях; умение отличать эти растения; формировать умения сравнивать; воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережно относиться к растениям.

Оборудование: рисунки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, распечатанные тексты «Кто главнее?» и «Пролесок» для каждого ученика.

— Как изменились растения?

II.  ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Беседа- размышление .

— Назовите части растений.

— Без какой части растение может прожить?

б) чтение сказки «Кто главнее?» в группах (каждый читает свою часть)

КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?

Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?

Корень . Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!

Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, — это все для меня! Не будет меня, — не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы , воздуха, воды, света, — вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.

Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, — все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.

Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!

Источник: http://gigabaza.ru/doc/84175.html

Лен посевной

Лён посевной (лён культурный, долгунец, ильнец, ильняк, люченец, сланец)

Лен посевной (Linum usitatissimum) — лён культурный, лен-долгунец, ильнец, ильняк, люченец, сланец. С давних пор одним из самых популярных растений на Руси был лен. Его выращивали для того, чтобы впоследствии после соответствующей обработки получить льняную ткань. Из льняного семени наши предки получали льняное масло, которое использовали при различных заболеваниях. Удивительные вкусовые и целебные качества этого растения не забыты и по сей день.

Лен посевной (Linum usitatissimum) — однолетнее травянистое растение семейства льновых высотой до 120 см. Стебель одиночный, прямостоячий. Листья многочисленные, линейно-ланцетные, заостренные, сидячие, цельнокрайние, покрытые восковым налетом. Цветет в июне — августе. Цветки голубые или синие, расположены на верхушке стеблей. Плоды льна — шаровидная коробочка с 10 семенами. Семена сплюснутые, продолговатые, гладкие, блестящие. Созревает в июле — августе.

Родовое название произошло от латинизированного греческого слова linon — нить, латинское слово usitatissimus — превосходная степень от usitatus — употребительный. Род льна насчитывает в мире свыше 200 видов, из них в России произрастает более 40.

Известны две главные культурные формы: лен-долгунец с тонким стеблем высотой 60 — 120 см и лен-кудряш высотой 30 — 50 см, сильно ветвистый от основания, дающий большой урожай семян, но малопригодный на волокно. Лен-долгунец вверху маловетвистый, разводится преимущественно на волокно. В диком виде не известен. Широко культивируется в северной и средней полосе Европейской части России и Сибири. Используются семена (“льняное семя”) и льняное масло. Из растения вырабатывают полотно, из семян — жирное масло, которое идет на изготовление олифы, лака, краски, линолеума, искусственных кож и зеленого мыла. Масло употребляют в пищу. Льняной жмых — ценный корм для скота.

Льняная пряжа крепче хлопчатобумажной и шерстяной. Льняные ткани (полотно, парусина, скатерти) отличаются большой прочностью. Одежда из льняной ткани рекомендовалась людям с горячей натурой, она несравнима ни с какой другой в сухую и жаркую погоду. Льняная ткань хорошо помогала при чесотке и повышенном потоотделении, препятствовала возникновению грибковых заболеваний. Зимой лен греет, а летом дает прохладу.

Семена льна крайне важны для здорового питания, в частности для женщин, страдающих гормональными нарушениями. Всего 2 ст.л. в день помогут укрепить кости и уменьшить риск возникновения рака груди. Зерно следует тщательно разжевывать, чтобы они были правильно усвоены организмом.

Выделенное из семян льна масло является рекордсменом по содержанию полиненасыщенных жирных кислот. которые представляют природное средство для профилактики и лечения атеросклероза, ишемической болезни сердца и многих других болезней, связанных с нарушением кровотока, тромбозов, а также рака различной локализации.

В древневосточной медицине семена льна применялись как лекарство, обладающие растворяющим, очищающим и смягчающим свойствами. По описаниям Авиценны, льняное семя в жаренном виде помогает избавиться от кашля, сопровождающего выделением большого количества мокроты, от язв мочевого пузыря и почек. Окуривание льняным семенем защищает от насморка. По мнению Авиценны, использование льняных семян в сочетании с природной содой и инжиром — хорошая лекарственная повязка от веснушек и прыщей.

Для лечения используют семена льна, которые собирают в период полной зрелости, в августе-сентябре. В народной медицине семена льна назначают при кашле как отхаркивающее и противокашлевое средство. Семена льна оказывают легкое слабительное и обезболивающее действие. Применяют как противовоспалительное средство. Широко применяются в качестве слабительного средства при запорах, особенно при хроническом колитах.

При атеросклерозе: Принимать по 1-1,5 ст.л. льняного масла 1 раз в день перед едой в течение 1 месяца, затем сделать перерыв на 2 недели, и курс лечения можно повторить.

При бронхите: Тщательно перемешать 100 грамм молотых семян льна, 20 грамм порошка плодов аниса, 20 грамм порошка корня имбиря с 0,5 кг чесночно-медовой смеси. Принимать по 1 ч.л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

При мочекаменной болезни: 1 ч.л. семян льна залить 1 стаканом воды, прокипятить. Принимать по 1/2 стакана каждые 2 часа в течение 2 дней. Смесь можно разбавлять кипяченой водой.

При язвенной болезни желудка и кишечника: Взять в равных количествах траву зверобоя, семена льна, плоды укропа, цветки ромашки. 1 ст.л. сбора залить 1 стаканом кипятка, варить на водяной бане 15 минут, настаивать 1 час. Принимать настой по 1/2 стакана 3-4 раза в день.

Выращивание льна

Высевают лён рано весной на хорошо удобренных площадях. Цветущее поле льна — сплошь голубое. После окончания цветения нельзя пропустить оптимальный срок уборки. Рано убрать — значит недополучить урожай семян и волокна, а чуть опоздаешь с уборкой — потеряешь семена: созревшие коробочки льна легко растрескиваются, и из них выпадают семена при малейшем дуновении ветра. Убирают лён, когда коробочки пожелтеют, но ещё не растрескиваются.

Для уборки льна не нужны жатки, так как его не косят, как пшеницу, а выдёргивают с корнем. Этот процесс называется тереблением. Раньше лён теребили вручную, сейчас на полях в основном работают специальные льнотеребильные машины, и процесс уборки не требует большого количества рабочих рук.

Выдернутый с корнем лён связывают в снопы, просушивают и обмолачивают верхушки стеблей, чтобы отделить семена. Семена отправляют на маслозавод. Там из них отжимают масло. Обмолоченные снопы развязывают и расстилают тонким слоем на скошенных лугах и свободных полях. Стебли льна по технологии должны мокнуть под дождём и снегом. В них проходят сложные биохимические процессы, во время которых разрушается пектин и высвобождается волокно — треста. Её сгребают, просушивают и отвозят на льнозавод. Там специальными машинами тресту мнут и треплют, т.е. отделяют волокно от посторонних примесей. Чистое волокно поступает на прядильные фабрики.

Понравилась информация? Поделитесь ей с друзьями!

Источник: http://www.florets.ru/lekarstvennye-rasteniya/len-posevnoi.html

dshi14-nsk.ru

Деревья кустарники трава

 

Деревья — это зелёные растения. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья осенью сбра-сывают листья, а весной листочки появляются снова.

У хвойных деревьев вместо листьев длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные.

Кора

 

Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защи¬щает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений. Иногда в лесу можно увидеть пораненные деревья. Это какие-то хулиганы изрезали ножиком кору дерева или даже оторвали её. Этого делать нельзя! Дерево с повреждённой корой начинает болеть и умирает.

Если деревья не портить, то они живут очень долго. Дуб может дожить до полутора-двух тысяч лет, а берёза и сосна — до 250 лет. Всё это время деревья растут, причём и ввысь, и в ширину. Растут даже их веточки, становясь длиннее и толще.

Кустарники

 

Кустарники похожи на маленькие дере¬вья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков.К кустарникам относятся малина, смородина, сирень, шиповник, крыжовник.

 

Трава

 

Трава всегда ниже деревьев и кустарников. Все травинки похожи друг на друга. Невзрачный вид и тонкие листья у травы появились потому, что ей приходится постоянно бороться с ветром.

Траву очень трудно уничтожить. Даже вспыхивающие после ударов молнии пожары могут спалить только стебли, сама же трава очень быстро вырастает вновь. Дело в том, что корни травы находятся глубоко под землёй, поэтому молния не может причинить им вреда.

detskysad.com

Конспект урока на тему «Растения. Деревья, кустарники, травы»

Тема: «Растения. Деревья, кустарники, травы»

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • уточнение представлений обучающихся о строении растений, их классификации по существенным признакам;

  • развитие речи, внимания, мышления;

  • воспитание бережного отношения к природе

Формирование УУД:

Познавательные: Отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений.

  • Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • Личностные: осознавать себя жителями планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.

Ход урока:

1. оргмомент

Отгадывание загадок (мет. Пособие с.141)

2. Формирование новых знаний.

- рассмотрите рисунки на с. 72 учебника. На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы)

- назовите несколько деревьев, кустарников, трав. Поиграем в игру. Поочереди вы говорите:

Я знаю 3 названия дерева: берёза, осина, дуб.

Я знаю 3 названия кустарника: сирень, шиповник, смородина.

Я знаю 3 названия травы: клевер, одуванчик, камыш.

- Рассматривание и сравнивание трёх растений ( берёза, сирень, пшеница)

1

Физминутка (релаксация) «Я дерево»

3. Постановка проблемы

- Ребята, а есть ли у растений такие части, которыми они отличаются друг от друга?

На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Я предлагаю вам игру «Узнай что это» (слайд)

    «У этого растения есть зелёные листья и корень». Что это?

    «У этого растения есть большой ствол, покрытый корой». Что это? (дерево)

    Какой из признаков вам помог узнать растение? Какие деревья вы знаете?

      «Есть плоды (ягоды)»

      «От корня этого растения отходит несколько стволов, покрытых корой» (кустарник)

      Какой из признаков нам помог узнать кустарник? Какие кустарники растут около нашей школы?

        • А теперь посмотрите на иллюстрацию, попробуйте описать её. Какое это растение? Какой из признаков помог нам узнать это растение? (слайд)

        Так как же отличить растения? На какие 3 группы они делятся? (слайд)

        Растения:

        1) деревья

        2) кустарники

        3) травянистые

        4. Закрепление знаний (отработка навыка)

        -Парная работа т. с. 12

        -

        Физминутка

        Одному из учеников я предложила выполнить похожее задание, и вот что у него получилось (слайд)

        Положите перед собой ещё 1 листочек и, обсудив с соседом, найдите ошибки:

        Деревья

        Кустарники

        Травы

        дуб

        малина

        ромашка

        шиповник

        крыжовник

        подорожник

        берёза

        клён

        банан

        Где ученик допустил ошибки? (сообщение ученика, слайд)

        (слайд) Банан* часто по ошибке называют деревом. Но на самом деле – это большое травянистое растение с мясистым, очень сочным стеблем, сложенным из черешков листьев, высотой от 6 до 7,5 метров, отходящим от мясистого корневища.

        Прав ли был ученик, расположив банан в 3 группу? (слайд)

        В чём же отличие дерева от травянистого растения? А чем отличается дерево от кустарника?

        Игра: «Как бы вы поступили?»

        «Мальчик сделал острый меч

        И давай кустарник сечь

        Да кричать:

        «Я здесь храбрец!»

        Что и вправду молодец? Почему этого делать нельзя?

        «Посмотрите на Захарку.

        Он нарвал цветов охапку.

        А подумайте вот только:

        Ну зачем цветов рвать столько?»

        Где лучше сохраняются цветы?

        «Деревья садят дети

        А две подружки эти

        Глядят по сторонам

        Стоят не помогают

        А деток убеждают

        Деревья не нужны»

        Вы согласны с девочками? Для чего нужны деревья?

        А закончим мы наш урок стихотворением Т. Собакина «Цветы»

        3

        5.Рефлексия

        4

        Приложение №1

        globuss24.ru

        1 класс. Окружающий мир. Деревья, кустарники, травы - Деревья, кустарники, травы

        Комментарии преподавателя

        Де­ре­вья – это мно­го­лет­ние рас­те­ния. «Мно­го­лет­ние» зна­чит, что они живут много лет. А сколь­ко же живут де­ре­вья? Одни живут де­сят­ки, а дру­гие – сотни лет. Есть на нашей пла­не­те де­ре­вья-дол­го­жи­те­ли, они живут более ты­ся­чи лет. Рас­смот­рим таб­ли­цу про­дол­жи­тель­но­сти жизни неко­то­рых де­ре­вьев.

          

         

        Дол­го­жи­те­лем яв­ля­ет­ся Се­квойя, ее про­дол­жи­тель­ность жизни со­став­ля­ет более ты­ся­чи лет.

        Много лет нужно де­ре­ву, чтобы стать боль­шим и мо­гу­чим. Сколь­ко лет де­ре­ву, можно узнать по го­до­вым коль­цам на спиле. Каж­дый год де­ре­во рас­тет, об­ра­зуя новое го­до­вое коль­цо. Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те го­до­вые коль­ца, в них за­шиф­ро­ва­на ис­то­рия всей жизни де­ре­ва.

          

         

        Все де­ре­вья имеют общее стро­е­ние. У них есть корни, твер­дый ствол, по­кры­тый корой, ветви об­ра­зу­ют крону де­ре­ва.

         От­ли­ча­ют­ся де­ре­вья тол­щи­ной ство­ла, фор­мой кроны и цве­том, узо­ром коры. Рас­смот­рим ри­сун­ки и опре­де­лим де­ре­вья по коре.

         кора березы

        Это кора сосны   Это кора сосны  

        Это кора дуба     кора дуба   

         

        А еще де­ре­вья от­ли­ча­ют­ся друг от друга ли­стья­ми, цве­та­ми, пло­да­ми, се­ме­на­ми. Они раз­ной ве­ли­чи­ны, формы и окрас­ки. Рас­смот­рим стро­е­ния ли­стьев.

        Осина   Осина 

        Лист со­сто­ит из ли­сто­вой пла­сти­ны и че­реш­ка. Про­стые ли­стья имеют одну ли­сто­вую пла­сти­ну. Такие ли­стья есть у липы, дуба, осины.

        Слож­ные ли­стья со­сто­ят из несколь­ких ли­сто­вых пла­стин, каж­дая из ко­то­рых имеет соб­ствен­ный че­ре­шок. Такие ли­стья есть у каш­та­на, ря­би­ны, ясеня.

         Рябина

        Ино­гда на одном месте рас­тут де­ре­вья од­но­го вида. На­при­мер, толь­ко бе­ре­зы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои на­зва­ния.

        Бе­ре­зо­вая роща

          

        Ду­бо­вая роща или дуб­ра­ва

              

        Осин­ник

         Ель­ник 

         Сос­но­вый бор 

         

        ЦВЕТКИ ДЕРЕВА

        Как и все рас­те­ния, де­ре­вья на­чи­на­ют цве­сти вес­ной. Пер­вы­ми за­цве­та­ют верба и ольха, а за ними – бе­ре­за, ря­би­на, клен. По­след­ним за­цве­та­ет дуб. На месте цве­тов об­ра­зу­ют­ся плоды. Рас­смот­рим ри­сун­ки и опре­де­лим де­ре­вья по их цве­там.

        Клен                     Клен

             Каш­тан 

            Ря­би­на

         Че­ре­му­ха 

        ПЛОДЫ 

        Опре­де­ли­те де­ре­вья по их пло­дам.

           Плоды клена

          Рябина       плоды ря­би­ны 

                Плоды дуба

              Каш­тан 

        ДРЕВЕСИНА

        Как че­ло­век ис­поль­зу­ет дре­ве­си­ну? Дре­ве­си­на – это внут­рен­няя часть де­ре­ва без коры. Из дре­ве­си­ны люди стро­ят дома, де­ла­ют ме­бель, бу­ма­гу, ис­поль­зу­ют как топ­ли­во и из­го­тав­ли­ва­ют раз­ные вещи.

        Ку­стар­ни­ки – это мно­го­лет­ние рас­те­ния. Они живут 10-20 лет. У ку­стар­ни­ков нет глав­но­го ство­ла, они имеет несколь­ко твер­дых ство­ли­ков, по­кры­тых корой. Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы.

        Лещина            Ле­щи­на 

        На­зва­ние про­изо­шло от слова «лещ». Круг­лые ли­стья этого ку­стар­ни­ка по форме на­по­ми­на­ют рыбу. Плоды ле­щи­ны – орехи, он съе­доб­ны. Вто­рое на­зва­ние ку­стар­ни­ка – ореш­ник.

            Чер­но­плод­ная ря­би­на

        Ку­стар­ник с чер­ны­ми пло­да­ми. Плоды съе­доб­ны, об­ла­да­ют ле­чеб­ны­ми свой­ства­ми. Вто­рое на­зва­ние этого ку­стар­ни­ка – Аро­ния.

        Снежноягодник           Снеж­но­я­год­ник

        Этот ку­стар­ник по­лу­чил свое на­зва­ние от цвета пло­дов. Плоды – не съе­доб­ны.

        ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

        Тра­вя­ни­стые рас­те­ния не имеют твер­до­го ство­ла, Сте­бель у них мяг­кий, соч­ный и зе­ле­ный. Среди тра­вя­ни­стых рас­те­ний тоже есть мно­го­лет­ние рас­те­ния.

        К ним от­но­сит­ся Пижма. Это рас­те­ние легко узнать по жел­тым цве­там и ли­стьям, по­хо­жим на ли­стья ря­би­ны.

        Лопух или ре­пей­ник. Плоды этого рас­те­ния имеют крюч­ки, стоит хоть од­но­му крюч­ку за­це­пить­ся за шерсть жи­вот­но­го или одеж­ду че­ло­ве­ка, и ото­рвать их почти невоз­мож­но. Не зря су­ще­ству­ет вы­ра­же­ние: «При­стал, как репей». А еще бла­го­да­ря ло­пу­ху было сде­ла­но от­кры­тие – за­стеж­ка-ли­пуч­ка. Она была изоб­ре­те­на в 1948 году швей­цар­ским ин­же­не­ром Жор­жем де Мест­ра­лем, ко­то­рый раз­гля­дел се­ме­на ло­пу­ха, при­це­пив­ши­е­ся к шер­сти его со­ба­ки.

              

         

        Среди тра­вя­ни­стых рас­те­ний есть и од­но­лет­ние рас­те­ния, ко­то­рые живут на про­тя­же­нии од­но­го года. Вес­ной они про­рас­та­ют из семян, летом – цве­тут, осе­нью – дают плоды с се­ме­на­ми и от­ми­ра­ют.

        К од­но­лет­ним тра­вя­ни­стым рас­те­ни­ям от­но­сит­ся пас­ту­шья сумка. Плоды этого рас­те­ния по форме на­по­ми­на­ют сумку пас­ту­ха.

         

        Ле­бе­да. Ли­стья этого рас­те­ния по­кры­ты се­реб­ри­сты­ми во­лос­ка­ми, по­это­му ка­жет­ся, что они по­сы­па­ны мукой.

        Мок­ри­ца. На­зва­ние рас­те­ние по­лу­чи­ло по­то­му, что оно все­гда мокрое даже в сухую по­го­ду. Из-за цвет­ков на­по­ми­на­ю­щих звез­доч­ки, рас­те­ние по­лу­чи­ло вто­рое на­зва­ние – Звезд­чат­ка.

                  

         

        СОРНЯКИ

        Мок­ри­ца, ле­бе­да и пас­ту­шья сумка – это ди­ко­рас­ту­щие рас­те­ния, ко­то­рые по­лу­чи­ли еще одно на­зва­ние – сор­ные рас­те­ния или сор­ня­ки. Они рас­тут на полях и ого­ро­дах вме­сте с куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Сор­ня­ки по­гло­ща­ют боль­шое ко­ли­че­ство воды и пи­та­тель­ных ве­ществ, тем самым они за­глу­ша­ют куль­тур­ные рас­те­ния и сни­жа­ют уро­жай.

        Про­пол­ка – один из спо­со­бов борь­бы с сор­ня­ка­ми.

        На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Лист­вен­ные и хвой­ные де­ре­вья». В ходе урока мы раз­де­лим де­ре­вья на две груп­пы и вы­яс­ним их от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки.

         

        ИСТОЧНИКИ

        http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/derevya-kustarniki-travy?seconds=0

        http://www.youtube.com/watch?v=16E_WZQr5-o

        http://www.youtube.com/watch?v=ARL6ze_Eev4

        http://www.youtube.com/watch?v=pBqze70eOlI

        http://www.youtube.com/watch?v=wqoVpW_tsks

        www.kursoteka.ru

        -сформировать понятия «деревья, кустарники, травы»

        Урок по природоведению в 1 классе

        «Деревья, кустарники, травянистые растения»

        Цель:

        -сформировать понятия «деревья, кустарники, травы»; познакомить детей с группами растений, с растениями относящимися к той или иной группе;

        -научить распознавать группы растений их отличительные признаки;

        -развивать мышление и речь учащихся, активизировать мыслительные процессы;

        -воспитывать бережное отношение к растениям .

        Девиз урока «Хорошо того учить, кто хочет учиться»

        Оборудование: презентация к уроку, фотографии деревьев, кустов, травяных растений; компьютер, проектор, рисунки детей .

        Ход урока:

        Оргмомент.

        1.Прозвенел звонок ,начинаем урок.

        Я хочу урок начать

        И от души всем пожелать.

        Отличные знания получать

        С желанием учиться и все знать.

        ^

        Откроем сундучок хорошего настроения.

        Подарите улыбку друзьям, гостям и мне.

        Тихонько садитесь.

        ^

        Каким должен быть урок?

        Урок должен быть Мы будем
        Интересным

        Необычным

        Обучающим

        Внимательными

        Сосредоточенными

        Активными

        Актуализация знаний учащихся

        1.Фенологические наблюдения .

        - Мир вокруг нас прекрасный, но в тоже время очень загадочный .Помочь предвидеть его состояние хотя бы на день нам поможет константиновский синоптик.

        Синоптик. Настала зима. Первый месяц зимы-декабрь. Над Константиновкой небо чистое, безоблачное. Осадков не ожидается .Утром холодно, потому что солнце опустилось ниже и меньше прогревает воздух. Температура -2,-3 градуса. Ветра нет. Деревья сейчас пребывают в состоянии сна . Некоторые животные упали в спячку ,а остальных нужно зимой подкармливать. Синоптик советует быть осторожным на дорогах. Народные врачи советуют пить побольше чая с ромашкой ,малиной, липой, мятой. Чай из малины для поддержки иммунитета . А чтобы не заболеть гриппом кушать лимоны.

        2.Отгадайте загадку.

        Что это такое?

        Дышит, растет,

        Питается, размножается,

        А не ходит.

        (Растение)

        - Определите, к какой природе ( живой или не живой) принадлежат растения?

        Изучение нового материала. Сообщение темы, целей урока.

        - Сегодня мы с вами совершим путешествие. Хотите узнать куда? Тогда отгадайте загадку:

        Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт.

        Заходи в зеленый дом,

        Чудеса увидишь в нем. (Лес) Слайд №1

        — Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

        ^

        Картина «Лес». Слайд №2

        - Посмотрите на картину. Что на ней изображено? Вы бывали в лесу?

        Какие растения вы там видели?

        (Ответы детей могут быть самые различные: от сосны до земляники.)

        — Наша задача — разделить все эти растения на группы.

        Отгадайте, о каких растениях идет речь:

        Русская красавица

        Стоит на поляне.

        В зеленой кофточке,

        В белом сарафане.(Береза) Слайд № 3

        Никто не пугает,

        А она вся дрожит. (Осина)

        Что же это за девица?

        Не швея, не мастерица,

        Ничего сама не шьет,

        А в иголках круглый год. (Ель)

        Как эти растения назвать одним словом? (Деревья)

        Чем похожи все деревья? (Один ствол) Слайд №4

        Слайд №5

        Посмотрите на следующий слайд. Какие растения вы видите? Сирень, калина, смородина, малина. Как одним словом назвать эти растения? (Это кустарники.)

        Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)

        Слайд №6

        А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы.)

        А есть ли у травянистых растений ствол? (Нет, у них стебель)

        Какой он, расскажите? (Он зеленый, мягкий, сочный)

        Слайд №7

        Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т. д.)

        Давайте познакомимся поближе с травами леса.

        ^

        Цветы у мать-и-мачехи желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек. Листья с одной стороны нежные, как мать. С другой стороны гладкие холодные, как мачеха, поэтому цветок и получил такое название. А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха.

        ^

        Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!

        Из одуванчика варят мед и варенье. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли .

        ^

        В конце мая зацветает красивое и нежное растение — вероника дубравная. Её можно встретить на опушках, в светлых лесах, в зарослях кустарников и даже иногда на улицах посёлков. К этому растению ещё очень подходит название «синеглазка». Каждый её цветочек похож на синий глазок.

        Вывод: Схема: Слайд № 11

        Посмотрите на слайд. Давайте еще раз назовем отличительные особенности каждой группы растений. По какому признаку мы узнаем дерево, куст, травянистое растение.

        Кустарники

        Травы

        Деревья

        1) У этих растений от корня отходит один толстый ствол (дерево).

        2) Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одеревеневших стволиков.

        3) Эти растения имеют мягкие сочные стебли.

        Физкультминутка

        По дорожке, по дорожке

        Скачем мы на правой ножке

        И по этой же дорожке

        Скачем мы на левой ножке.

        По тропинке побежим,

        До лужайки добежим.

        На лужайке, на лужайке

        Мы попрыгаем как зайки.

        Стоп. Немного отдохнем.

        И домой пешком пойдем.

        ^

        Стр.60-61

        -Закончите предложение. Объясните свой выбор.

        Игра «Продолжите предложение» (дети рассматривают рисунки и выбирают правильный ответ)

        ^

        Стр. 23

        Дорисуй изображение дерева, куста.

        Знаете ли вы, что:

        - Лес называют «легкими» планеты, потому что лес — это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

        - Как вы думаете, нужно ли беречь деревья? Для чего?

        Закрепление изученного материала

        1.Игра «Деревья, кусты, травянистые растения»

        Учитель называет растение. Дети показывают к какой группе относиться растения .

        2.В мире интересного .

        Рассказы детей о растениях символах Украины.

        1 ученик:

        Дуб-считается символом мужества. Если в семье рождался мальчик, то во дворе дома садили дуб. Дуб живет от 500до 1000 лет. Мальчику тоже желали долголетия и силы.

        2 ученик:

        Калина-считается символом красоты. Если в семье рождалась девочка, то возле дома садили калину.

        3 ученик:

        Барвинок- символ вечности и жизненной силы, он является предвестником весны. Украинцы любят это растение. Высаживают возле своих домов барвинок, чтобы быть молодыми и жизнерадостными.

        Итог урока.

        -На какие 3 группы можно разделить все растения?

        -Чем отличаются между собой эти группы растений?

        Упражнение «Микрофон»

        Я-повторил…

        Я-узнал…

        Я-запомнил…

        Я-заинтересовался…

        asyan.org

        Конспект урока на тему «Растения. Деревья, кустарники, травы»

        Тема: «Растения. Деревья, кустарники, травы»

        Тип урока: комбинированный

        Цели:

        • уточнение представлений обучающихся о строении растений, их классификации по существенным признакам;

        • развитие речи, внимания, мышления;

        • воспитание бережного отношения к природе

        Формирование УУД:

        Познавательные: Отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений.

        • Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

        • Личностные: осознавать себя жителями планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.

        Ход урока:

        1. оргмомент

        Отгадывание загадок (мет. Пособие с.141)

        2. Формирование новых знаний.

        - рассмотрите рисунки на с. 72 учебника. На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы)

        - назовите несколько деревьев, кустарников, трав. Поиграем в игру. Поочереди вы говорите:

        Я знаю 3 названия дерева: берёза, осина, дуб.

        Я знаю 3 названия кустарника: сирень, шиповник, смородина.

        Я знаю 3 названия травы: клевер, одуванчик, камыш.

        - Рассматривание и сравнивание трёх растений ( берёза, сирень, пшеница)

        1

        Физминутка (релаксация) «Я дерево»

        3. Постановка проблемы

        - Ребята, а есть ли у растений такие части, которыми они отличаются друг от друга?

        На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Я предлагаю вам игру «Узнай что это» (слайд)

          «У этого растения есть зелёные листья и корень». Что это?

          «У этого растения есть большой ствол, покрытый корой». Что это? (дерево)

          Какой из признаков вам помог узнать растение? Какие деревья вы знаете?

            «Есть плоды (ягоды)»

            «От корня этого растения отходит несколько стволов, покрытых корой» (кустарник)

            Какой из признаков нам помог узнать кустарник? Какие кустарники растут около нашей школы?

              • А теперь посмотрите на иллюстрацию, попробуйте описать её. Какое это растение? Какой из признаков помог нам узнать это растение? (слайд)

              Так как же отличить растения? На какие 3 группы они делятся? (слайд)

              Растения:

              1) деревья

              2) кустарники

              3) травянистые

              4. Закрепление знаний (отработка навыка)

              -Парная работа т. с. 12

              -

              Физминутка

              Одному из учеников я предложила выполнить похожее задание, и вот что у него получилось (слайд)

              Положите перед собой ещё 1 листочек и, обсудив с соседом, найдите ошибки:

              Деревья

        Где ученик допустил ошибки? (сообщение ученика, слайд)

        (слайд) Банан* часто по ошибке называют деревом. Но на самом деле – это большое травянистое растение с мясистым, очень сочным стеблем, сложенным из черешков листьев, высотой от 6 до 7,5 метров, отходящим от мясистого корневища.

        Прав ли был ученик, расположив банан в 3 группу? (слайд)

        В чём же отличие дерева от травянистого растения? А чем отличается дерево от кустарника?

        Игра: «Как бы вы поступили?»

        «Мальчик сделал острый меч

        И давай кустарник сечь

        Да кричать:

        «Я здесь храбрец!»

        Что и вправду молодец? Почему этого делать нельзя?

        «Посмотрите на Захарку.

        Он нарвал цветов охапку.

        А подумайте вот только:

        Ну зачем цветов рвать столько?»

        Где лучше сохраняются цветы?

        «Деревья садят дети

        А две подружки эти

        Глядят по сторонам

        Стоят не помогают

        А деток убеждают

        Деревья не нужны»

        Вы согласны с девочками? Для чего нужны деревья?

        А закончим мы наш урок стихотворением Т. Собакина «Цветы»

        3

        5.Рефлексия

        4

        Приложение №1

        Кустарники

        Травы

        дуб

        малина

        ромашка

        шиповник

        крыжовник

        подорожник

        берёза

        клён

        банан

        doc4web.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта