Декоративная переработка растений. Некоторые способы обработки растений для создания цветочных композиций.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Чем обработать декоративные деревья и кустарники от паразитов. Декоративная переработка растений


1.3. Творческая переработка форм природы в формы декоративные

1.3. Творческая переработка форм природы в формы декоративные

Поскольку предметная среда создается человеком и существует внутри мира природы, все проблемы дизайнерской деятельности так или иначе должны решаться с учетом этого обстоятельства. Гармоничная рукотворная среда не может не быть в гармонии с природой. Таким образом, мы получаем возможность использовать в системе дизайнерского образования по декоративно-прикладному искусству огромное воспитательное воздействие природы.

Декоративно-прикладное искусство направлено на создание художественных произведений, предназначенных для быта: мебели, одежды, украшений и пр. Работая с каким-то определенным материалом, создавая из него изделия, сувениры, необходимо стремиться привнести в него художественную ценность. Особенность декоративного искусства в том, что оно, по выражению А. Б. Салтыкова, «входит в жизнь создавать новую материальную среду, заменять новыми и красивыми вещами старые» [31].

В своем творчестве художник перерабатывает и видоизменяет окружающую действительность по законам, отличным от законов изобразительного искусства. Букет цветов, изображенный на холсте художником-живописцем, будет передавать расположение цветов и листьев буквально так, как они есть в натуре. В декоративном предмете, например из дерева или металла, такой же букет изображается иначе: цветы и листья располагаются в определенном ритме, чередуясь между собой.

Изобразительный рисунок теряет свое самостоятельное значение, входит в общий строй предмета, становится более декоративным, принимая характер украшения. Поэтому в декоративной композиции допускается условная трактовка рисунка, иногда сознательно легким намеком, иногда утрировано.

Это обусловлено объективными причинами: свойствами материала, местом использования композиции, характером исполнения.

В декоративном изделии все должно быть согласовано: форма и ее назначение, конструкция и материал, цвет и украшения.

Универсальные конструктивные и художественные идеи природы. В народном искусстве растения, фигуры животного и человека трактуются с большей или меньшей степенью упрощения, но всякий раз сохраняют свою образность. В русском народном искусстве кроме кружевной резьбы наличников и фронтонов на фасадах домов использовали и объемный элемент оформления постройки – охлупень, толстое бревно на крыше сруба, которому придавали облик утицы, коня, оленя. Со временем, потеряв свой ритуальный смысл, эти скульптуры использовались как обязательное украшение и необходимая деталь для всего дома. И где бы они не выполнялись – на севере или в средней полосе России, – их неизменно сближают черты, присущие всей русской скульптуре: предельная выразительность образа, условность и обобщенность формы.

Однако, как показывает практика, поиск решения образной формы художником-дизайнером иногда приводит к ее упрощению до такой степени, что она становится неузнаваемой, деформируется и даже исчезает вовсе, уступая место аляповатым надуманным элементам. Таких работ, разумеется, не должно быть.

Среди предметов искусства можно найти множество примеров, как воплощался один и тот же образ животного в разных материалах: металле, мраморе, гипсе, кости и т. д. Но во всем необходимо чувство меры, нужна грань реального и абстрактного, организация композиции происходит в процессе самого творчества, максимально подчиненного порывам творческой фантазии. В лучших работах всегда ощущается импровизация, в них нет копирования формы, они сохраняют свежесть и непосредственность авторского замысла. Предельная геометричность в них воспринимается с интересом, и многие работы завоевывают симпатии зрителей.

Вольная игра с материалом доставляет мастеру истинное творческое удовольствие. Обобщенные цельные формы при таком методе работы исключают точный повтор, копию, обеспечивают уникальность каждого предмета.

Деятельность настоящих мастеров направлена на постоянный поиск художественных средств, на расширение границ ремесла. Стремящийся постичь основы ремесла должен чаще задавать вопрос: как это сделано? Ответом будут уникальные работы специалистов с их секретами мастерства, их тайнами и гордостью.

Понимание природы материала – одно из условий успеха в создании обобщенных и выразительных художественных образов.

«В лаконичной форме произведений народных мастеров ощущается большая сила и ясность. Они стремились добиться выразительности силуэта, гармонии линий, излюбленной игры орнаментальных мотивов: в Древнем Египте – папирус, в Прибалтике – белые барашки – волны, ветки ели; у народов Средней Азии – юрты, овцы. Реальные формы перерабатываются, обобщаются в зависимости от мыслей, чувств, настроения художника, сказываясь на характере стилизации рисунка. Изображение тонконого коня, удлиненной фигуры человека в древнерусском искусстве говорит о величественности, статности, даже романтичности» [87].

Декоративно-прикладное искусство, как и другие виды искусств, стремиться к художественно-образному содержанию, передаче определенного настроения и переживания.

Одна из особенностей декоративного искусства – создание обобщенного образа с приданием ему более широкого смысла. Это расширение может выйти за пределы того круга явлений, непосредственным отражением которого становится образ. Тогда образ превращается в эмблему.

Традиции искусства эмблематики в настоящее время получили свое развитие в промышленной графике. Дизайнеры для многих предприятий разрабатывают фирменный (или товарный) знак. По отдельной, довольно простой, но характерной детали можно получить представление о профиле отрасли целой организации, предприятия. Например, часть ствола дерева с тремя распущенными листочками и дятел – эмблема деревообрабатывающего предприятия.

В каждом случае выбор изобразительных элементов и графическое построение композиции определяются содержанием знака, способом нанесения его на поверхность: трафаретная и штемпельная печать, штамповка, гравирование, фотоспособ и др.

Композиционная завершенность имитирует трафаретную технику выполнения или электронное изображение на световом табло. Лаконичность, предельная простота в обобщении формы, запоминаемость – результат творческой переработки изобразительных форм в декоративные, пригодные к тиражированию различными технологическими способами.

Творческий процесс создания стилизованного рисунка требует высокой культуры, художественного вкуса, специальной дизайнерской подготовки, обширных знаний.

Все эти перечисленные выше факторы в сочетании с умением найти типичное, характерное в форме живой природы способствуют созданию гармоничного изделия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Рисунки учащихся школы №2116 - Вид категории: Декоративная переработка растительных форм

Рисунки учащихся школы №2116

Главная Главная » Графика » Декоративная переработка растительных форм К обзорной странице категории

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,340 Доступ ко всем фотографиям вместе: 1,001,085

TOP 12: Лучшие оценки - Самые новые - Последние комментарии - Самые популярные Подписаться Декоративная переработка растительных форм

Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

Сортировка по Основные настройкиДатаНазваниеПо возрастаниюПо убыванию

61 фото в этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • Вперёд
  • В конец
Ветка
  • Ветка
  • Доступ: 1079
  • Описание: 6 класс
Фуксия
  • Фуксия
  • Доступ: 844
  • Описание: 1 КЛАСС
Цветы.
  • Цветы.
  • Доступ: 915
  • Описание: 4 класс
Лист
  • Лист
  • Доступ: 986
  • Описание: 4 класс
3 класс
  • 3 класс
  • Доступ: 761
  • Описание: Цветы
Декоративная переработка растительных форм
  • Декоративная переработка растительных форм
  • Доступ: 1675
  • Описание: Графика. " класс
Ветка
  • Ветка
  • Доступ: 1301
  • Описание: 2 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 681
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 686
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 842
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 773
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 824
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 653
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 877
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 663
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 648
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 675
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 694
  • Описание: 7 класс
Композиции из цветов
  • Композиции из цветов
  • Доступ: 643
  • Описание: 7 класс
композиции
  • композиции
  • Доступ: 822
композиции
  • композиции
  • Доступ: 680
композиции
  • композиции
  • Доступ: 789
композиции
  • композиции
  • Доступ: 708
композиции
  • композиции
  • Доступ: 606
композиции
  • композиции
  • Доступ: 609
Композиции из цветов и листьев
  • Композиции из цветов и листьев
  • Доступ: 759
Графика. Дерево
  • Графика. Дерево
  • Доступ: 785
  • Описание: 5 класс
Декоративная композиция из овощей и фруктов
  • Декоративная композиция из овощей и фруктов
  • Доступ: 2998
  • Описание: 6 класс
Композиции из цветов и листьев
  • Композиции из цветов и листьев
  • Доступ: 663
Композиции из цветов и листьев
  • Композиции из цветов и листьев
  • Доступ: 840

 

61 фото в этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • Вперёд
  • В конец
TOP 12: Лучшие оценки - Самые новые - Последние комментарии - Самые популярные У Вас нет прав для входа в эту категорию Ограниченные Категории

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,340

К обзорной странице категории Powered by JoomGallery

borbatelena.ru

Обработка сада от вредителей: особенности весенней обработки

Весеннее тепло пробуждает все живое от зимней спячки, в том числе и насекомых, спрятавшихся на зиму под опавшую листву, в почву или под кору деревьев. В это время для садоводов наступает время напряженной работы. До того как растения окончательно проснутся, нужно очистить сад от растительных остатков, снять укрытия, своевременно сделать необходимые прививки, санитарные и формирующие обрезки и пересадки. Но самое главное, чтобы сохранить здоровье и красоту садовых культур и рассчитывать на богатый урожай ягод и плодов, необходимо защитить деревья, кустарники и клубничные посадки от вредных насекомых. В статье речь пойдет о весенней обработке сада.

Содержание:

  1. Химическая обработка сада весной
  2. Обработка сада от вредителей весной биологическими средствами
  3. Особенности весенней обработки плодовых и ягодных насаждений

 

 

Химическая обработка сада весной

 

К сожалению, приходится признать, что эффективность применения химических препаратов для обработки сада гораздо выше, чем при использовании народных средств или трудоемкого сбора гусениц и жуков вручную.

  • Хороший эффект по уничтожению вредных насекомых дает двухразовое весеннее опрыскивание садовых насаждений. До цветения проводится первая обработка сада. Для этого можно применять карбофос или кельтан. Через 10 дней, сразу после того как деревья и кусты отцветут, обработку повторяют. Можно также обрабатывать сад и другими токсичными средствами, например, «Маршал», «Нерон», «Децис».

  • При поражении деревьев и кустарников грибковыми болезнями, а также с целью профилактики подобных заболеваний рекомендуют весной обработать сад раствором медьсодержащего препарата – бордоской смеси, «Хома» или «Оксихома». Медьсодержащие препараты рекомендуется применять не чаще, чем один раз в год: либо весной, либо осенью после съема урожая.
  • Преимуществами применения химических препаратов (пестицидов) для обработки сада является их быстрое действие и продолжительность времени сохранения эффекта. К тому же через три недели со дня обработки происходит полное разложение химических веществ. Поэтому опасность данного мероприятия для будущего урожая исключается.
  • Однако, в этом вопросе садоводам следует проявлять крайнюю осторожность и в точности выполнять инструкции производителя по использованию какого-либо химического средства. Ведь при чрезмерном увлечении химией в саду можно навредить своему здоровью и самим растениям.
  • Во избежание неприятных последствий от возможного контакта с химическими растворами, при опрыскивании сада следует обязательно использовать респиратор или марлевую повязку, перчатки и защитные очки. Соблюдение сроков обработки, дозировок и мер безопасности, рекомендуемых производителем, будет залогом того, что садовые растения после обработки сохранят свою жизнеспособность, а здоровью людей и животных не будет ничего угрожать.

 

 

Обработка сада от вредителей весной биологическими средствами

 

  • Все большую популярность среди садоводов приобретают средства для уничтожения вредных насекомых, использующие биологические организмы: бактерии, вирусы, грибки и почвенные микроорганизмы – биопрепараты. Хотя эффективность этих средств несколько ниже, чем у пестицидов. Зато эти препараты более экологичны.
  • Весеннюю обработку садовых насаждений осуществляют биопрепаратами «Фитовермом», «Актофитом» или «Барьером». Опрыскивание производят дважды: первый раз задолго до начала цветения, второй раз – при набухании цветочных бутонов.

Таблица расхода фитоверма

  • Давно – давно, когда химических препаратов, убивающих вредителей, не было и в помине в народе применялись отвары и настои из растений, оказывающих отпугивающее действие на вредных насекомых. Это также является биологическим средством защиты растений.

 

 

Рецепты отваров и настоев для обработки сада весной

 

Садоводы, не желающие иметь дело с химией, предпочитают защищать растения своего сада настоями и отварами, приготовленными по народным рецептам:

  • В пол-литровую банку помещают стакан чеснока, предварительно измельченного на комбайне или при помощи мясорубки. Доливают банку водой и настаивают в темном месте. Спустя неделю содержимое процеживают в другую стеклянную тару и плотно закрывают. Для обработки растений в ведро воды добавляют около 50 г настоя.

  • Для опрыскивания ягодных гряд можно использовать настой из корней и зелени одуванчиков, благо весной их всегда полно. В ведро с водой, подогретой примерно до 50 градусов, кладут около 300 г измельченных одуванчиков и настаивают около 3 часов. Для усиления эффекта туда же можно добавить пару веточек чистотела. Ведро нужно чем-нибудь накрыть, чтобы оно подольше не остывало. Для опрыскивания настой процеживают.
  • Чтобы приготовить табачный настой понадобится 250 г табачной пыли, которую добавляют в ведро воды. Смесь настаивают примерно 2 часа, а затем процеживают. Для лучшего прилипания к поверхности листьев в настой добавляют 40г темного хозяйственного мыла.
  • Отвары из картофельной и помидорной ботвы помогают бороться с тлей, паутинным клещом, гусеницами, яблоневой плодожеркой и другими вредителями деревьев и кустарников, опрыскивание проводят после периода цветения. Чтобы приготовить данное средство понадобится примерно 1кг высушенной ботвы картофеля или томатов. Запасливые садоводы для весенних опрыскиваний заготавливают ботву с осени. Ее кладут в ведро с водой, 3,5 – 4 часа настаивают, а потом доводят до кипения и на слабом огне полчаса кипятят. Далее отвар процеживается через марлю.
  • Настой порошка горчицы используют при опрыскивании после цветения всех плодово-ягодных растений против гусениц, пилильщиков, огневки, яблоневой плодожерки. Половину стакана порошка горчицы 2 дня настаивают в ведре воды. Затем настой процеживается. Для опрыскивания жидкость нужно разбавлять в 2 раза водой.
  • Сухая полынь применяется для отвара отпугивающего тлю, плодожорку, крыжовниковую огневку, гусениц, медяниц и других насекомых. Сухую полынь можно купить в аптеке или приготовить осенью. В половине ведра воды 15 минут кипятят 1кг сухой травы, затем охлаждают и добавляют настоянный куриный помет (1 кг помета сутки настаивают в 3-4 л воды). Смесь процеживают и доливают до объема 10 л.

 

 

Особенности весенней обработки плодовых и ягодных насаждений

 

 

Борьба с вредителями плодовых деревьев весной

 

  • Мероприятия по защите груш, яблонь и других плодовых деревьев осуществляют поэтапно. На первом этапе в марте формируют кроны и очищают стволы от лишайников и наростов старой коры. Если под корой обнаружена гниль, то обрабатываемое место зачищают при помощи острого ножа до здоровой древесины и замазывают железным купоросом и садовым варом. Таким же образом поступают при обнаружении личинок насекомых, зимующих в трещинах под корой.
  • В этот же период очищают и рыхлят приствольные круги, опрыскивают деревья химическими средствами, белят известью штамбы, чтобы избежать солнечных ожогов. В качестве защитного средства можно воспользоваться «Олеокупритом», средством для уничтожения зимующих насекомых (тлей, медяницей, клещами, щитовкой). 

  • В апреле, когда начнут набухать почки, стволы обвязывают ловчими поясами для вылавливания плодожорки и яблоневого цветоеда, а деревья опрыскивают, например, «Бензофосфатом», являющимся контактным инсектицидом. Продолжительность его действия составляет около месяца. Этот препарат почти не опасен для опыляющих насекомых.
  • Во время цветения обработки любыми препаратами прекращают. Так как могут пострадать опыляющие насекомые. В это время следует проводить агротехнические мероприятия: рыхление и прополку околоствольных кругов.
  • Когда деревья отцветут, проводят третье опрыскивание против вредных насекомых, используя химические или биологические средства.

 

 

 

Обработка кустарников

 

  • Кусты смородины и крыжовника в саду начинают просыпаться раньше плодовых деревьев. Поэтому целесообразно первыми обрабатывать именно кустарники. Перед применением химических препаратов сначала делают формирующую и санитарную обрезку. Заодно выявляют ветки, зараженные стеклянницей – то есть ветки с черной сердцевиной, а также сухие ветки, пораженные почковой молью. Больные ветви вырезают до уровня земли и обязательно сжигают.

  • Необходимо также удалить вздутые почки, в которых расположился смородинный почковый клещ. Хороший эффект по борьбе с вредными насекомыми дает горячий душ из лейки (до +70oС). Этой процедуре кусты следует подвергать до появления листьев и набухания почек.  
  • Как только сойдет снег, верхний слой почвы приствольных кругов желательно укрыть рубероидом или черной пленкой, предварительно очистив от прошлогодней листвы и прорыхлив землю под кустами. Это делается для того, чтобы перекрыть вредителям и их личинкам выход наружу из верхних слоев почвы. Всю старую листву сжигают. По окончанию цветения укрытия убирают.
  • До распускания цветков кусты опрыскивают химическим или биологическим средством для уничтожения клещей, почковой моли, тли и других вредных насекомых.

  • Если на кустарниках наблюдаются бородавчатые наросты, это свидетельствует о поражении их акациевой ложнощитовкой. Личинки этого вредителя появляются из яиц, откладываемых самками под наростами, они питаются соками растения. При сильном поражении куст может погибнуть. Такие кусты ранней весной целесообразно обработать нитрофеном.
  • Кустарники, пораженные антракозом – грибковым заболеванием, при котором наблюдается преждевременный листопад побуревших листьев, что сильно ослабляет растение, ранней весной обрабатывают медьсодержащим препаратом.
  • Во время появления бутонов кусты обрабатывают «Актеликом», «Актаром» или «Фитовермом». Данное мероприятие значительно снизит численность смородиновой галлицы, почкового клеща, пилильщика и других вредителей.
  • По окончанию цветения ягодные кустарники обрабатывают 0,5% раствором карбамида с целью профилактики грибковых заболеваний. А с тлей, клещами, побеговой галлицей и другими вредными насекомыми борются с помощью биопрепаратов и табачного настоя.

 

 

Обработка малины

 

Наиболее часто встречающимся вредителем малины является малинный жук, зимующий в почве и выползающий наружу к середине мая. Если не провести весеннюю обработку малины, то размножившиеся личинки жука сделают ягоду червивой. Значительно снизить урожай малины могут паутинный и малинный клещ.

  • С целью борьбы с вредителями весной нужно тщательно убрать все сухие листья под кустами малины и прорыхлить почву. Также следует вырезать сломанные и слабые побеги, укоротить верхушки на 10 – 15 см. 

  • Как только на побегах начнут набухать почки, кустарник обрабатывают раствором карбофоса, приготовленным согласно прилагаемой инструкции. Можно воспользоваться «Актеликом» или другим биопрепаратом. Также малинных жуков собирают и вручную, стряхивая их на подстилку из пленки. Кусты, пораженные антракозом и пятнистостью, опрыскивают бордосской жидкостью.
  • Когда появятся бутоны можно опрыскать малину настоем из пижмы. Для приготовления настоя берут 500 г сухих растений и заливают половиной ведра воды. Спустя 2 дня настой полчаса кипятят, а затем процеживают. Потом разбавляют таким же количеством холодной воды и обильно опрыскивают посадки, не забывая обработать и почву.

 

 

Обработка клубничных грядок

 

  • Гряды с клубникой следует очистить от прошлогодней листвы и сорняков, затем  хорошо прорыхлить. Во избежание появления серой гнили посадки должны хорошо проветриваться, поэтому весной их требуется прореживать, удаляя плохо перезимовавшие слабые кусты. Если не проводить этих агротехнических мероприятий, то из-за серой гнили можно потерять до 30% урожая, особенно в сырое лето.

  • Опытные садоводы рекомендуют пролить клубнику водой, нагретой примерно до 65oС, добавив в нее несколько кристалликов марганцовки. Раствор должен быть бледно-розовым. Воду нужно лить кружкой в центр розетки. Такая обработка заметно снижает количество паутинного клеща и долгоносика. С гнилью, пятнистостью листьев, мучнистой росой помогает справиться опрыскивание кустов бордосской смесью.
  • В апреле при появлении молодой листвы, клубнику обрабатывают «Актофитом» или «Фитовермом» для уничтожения паутинного клеща. А когда начинают формироваться цветочные бутоны борются с долгоносиком, листовертками и пилильщиками при помощи «Антитлина», табачного отвара или настоя одуванчиков.

 

 

Весенняя защита декоративных растений

 

  • Многолетние декоративные кустарники, украшающие сад, также нуждаются в защите от вредителей и болезней, как и другие садовые культуры. Поэтому в список весенних работ в саду относительно декоративных растений нужно обязательно включить снятие зимних укрытий, очистку почвы от старой листвы, санитарную и формирующую обрезку, обработку химическими или биологическими средствами.
  • Пока не распустились почки растения, пораженные паршой, пятнистостью, гнилью или черным раком, обрабатывают бордосской смесью, хорусом или другим препаратом, содержащим медь. Против зимующих вредителей кустарники можно опрыскать препаратом №30, фундазолом или карбофосом.
  • Чтобы спасти от корневой гнили и других болезней луковицы цветов, их замачивают в растворе фундазола или фитоспорина.

 

 

Весенняя дезинфекция теплиц

 

  • Теплицы также требуется дезинфицировать, предварительно очистив их от прошлогодних растительных остатков: ботвы, испорченных плодов и сорняков. Подвязочный материал, используемый в прошлом сезоне, лучше сжечь, так как в кусках шпагата и веревок, на кольях и рейках могут зимовать болезнетворные организмы.
  • На следующем этапе необходимо обмыть внутреннюю поверхность теплиц мыльной водой при помощи щетки и затем ополоснуть из шланга чистой водой. Деревянные стойки, перекладины и полки следует обработать раствором хлорной извести.

  • За несколько дней до высадки рассады нужно провести окуривание теплиц серными шашками. Такое обеззараживание проводят при закрытых фрамугах и дверях. Шашки расставляют на металлических подставках и поджигают. Количество серных шашек рассчитывают согласно инструкции производителя в зависимости от объема теплицы. Через 4 суток после серного окуривания теплицы хорошо проветривают.
  • В результате весенней дезинфекции теплиц значительно уменьшается вероятность возникновения грибковых заболеваний и поражения культур вредными насекомыми.

strport.ru

1.3. Творческая переработка форм природы в формы декоративные |  Глава 1. Основы дизайна  | Раздел I Декоративно-прикладное искусство и современный дизайн  |  Читать онлайн, без регистрации

1.3. Творческая переработка форм природы в формы декоративные

Поскольку предметная среда создается человеком и существует внутри мира природы, все проблемы дизайнерской деятельности так или иначе должны решаться с учетом этого обстоятельства. Гармоничная рукотворная среда не может не быть в гармонии с природой. Таким образом, мы получаем возможность использовать в системе дизайнерского образования по декоративно-прикладному искусству огромное воспитательное воздействие природы.

Декоративно-прикладное искусство направлено на создание художественных произведений, предназначенных для быта: мебели, одежды, украшений и пр. Работая с каким-то определенным материалом, создавая из него изделия, сувениры, необходимо стремиться привнести в него художественную ценность. Особенность декоративного искусства в том, что оно, по выражению А. Б. Салтыкова, «входит в жизнь создавать новую материальную среду, заменять новыми и красивыми вещами старые» [31].

В своем творчестве художник перерабатывает и видоизменяет окружающую действительность по законам, отличным от законов изобразительного искусства. Букет цветов, изображенный на холсте художником-живописцем, будет передавать расположение цветов и листьев буквально так, как они есть в натуре. В декоративном предмете, например из дерева или металла, такой же букет изображается иначе: цветы и листья располагаются в определенном ритме, чередуясь между собой.

Изобразительный рисунок теряет свое самостоятельное значение, входит в общий строй предмета, становится более декоративным, принимая характер украшения. Поэтому в декоративной композиции допускается условная трактовка рисунка, иногда сознательно легким намеком, иногда утрировано.

Это обусловлено объективными причинами: свойствами материала, местом использования композиции, характером исполнения.

В декоративном изделии все должно быть согласовано: форма и ее назначение, конструкция и материал, цвет и украшения.

Универсальные конструктивные и художественные идеи природы. В народном искусстве растения, фигуры животного и человека трактуются с большей или меньшей степенью упрощения, но всякий раз сохраняют свою образность. В русском народном искусстве кроме кружевной резьбы наличников и фронтонов на фасадах домов использовали и объемный элемент оформления постройки – охлупень, толстое бревно на крыше сруба, которому придавали облик утицы, коня, оленя. Со временем, потеряв свой ритуальный смысл, эти скульптуры использовались как обязательное украшение и необходимая деталь для всего дома. И где бы они не выполнялись – на севере или в средней полосе России, – их неизменно сближают черты, присущие всей русской скульптуре: предельная выразительность образа, условность и обобщенность формы.

Однако, как показывает практика, поиск решения образной формы художником-дизайнером иногда приводит к ее упрощению до такой степени, что она становится неузнаваемой, деформируется и даже исчезает вовсе, уступая место аляповатым надуманным элементам. Таких работ, разумеется, не должно быть.

Среди предметов искусства можно найти множество примеров, как воплощался один и тот же образ животного в разных материалах: металле, мраморе, гипсе, кости и т. д. Но во всем необходимо чувство меры, нужна грань реального и абстрактного, организация композиции происходит в процессе самого творчества, максимально подчиненного порывам творческой фантазии. В лучших работах всегда ощущается импровизация, в них нет копирования формы, они сохраняют свежесть и непосредственность авторского замысла. Предельная геометричность в них воспринимается с интересом, и многие работы завоевывают симпатии зрителей.

Вольная игра с материалом доставляет мастеру истинное творческое удовольствие. Обобщенные цельные формы при таком методе работы исключают точный повтор, копию, обеспечивают уникальность каждого предмета.

Деятельность настоящих мастеров направлена на постоянный поиск художественных средств, на расширение границ ремесла. Стремящийся постичь основы ремесла должен чаще задавать вопрос: как это сделано? Ответом будут уникальные работы специалистов с их секретами мастерства, их тайнами и гордостью.

Понимание природы материала – одно из условий успеха в создании обобщенных и выразительных художественных образов.

«В лаконичной форме произведений народных мастеров ощущается большая сила и ясность. Они стремились добиться выразительности силуэта, гармонии линий, излюбленной игры орнаментальных мотивов: в Древнем Египте – папирус, в Прибалтике – белые барашки – волны, ветки ели; у народов Средней Азии – юрты, овцы. Реальные формы перерабатываются, обобщаются в зависимости от мыслей, чувств, настроения художника, сказываясь на характере стилизации рисунка. Изображение тонконого коня, удлиненной фигуры человека в древнерусском искусстве говорит о величественности, статности, даже романтичности» [87].

Декоративно-прикладное искусство, как и другие виды искусств, стремиться к художественно-образному содержанию, передаче определенного настроения и переживания.

Одна из особенностей декоративного искусства – создание обобщенного образа с приданием ему более широкого смысла. Это расширение может выйти за пределы того круга явлений, непосредственным отражением которого становится образ. Тогда образ превращается в эмблему.

Традиции искусства эмблематики в настоящее время получили свое развитие в промышленной графике. Дизайнеры для многих предприятий разрабатывают фирменный (или товарный) знак. По отдельной, довольно простой, но характерной детали можно получить представление о профиле отрасли целой организации, предприятия. Например, часть ствола дерева с тремя распущенными листочками и дятел – эмблема деревообрабатывающего предприятия.

В каждом случае выбор изобразительных элементов и графическое построение композиции определяются содержанием знака, способом нанесения его на поверхность: трафаретная и штемпельная печать, штамповка, гравирование, фотоспособ и др.

Композиционная завершенность имитирует трафаретную технику выполнения или электронное изображение на световом табло. Лаконичность, предельная простота в обобщении формы, запоминаемость – результат творческой переработки изобразительных форм в декоративные, пригодные к тиражированию различными технологическими способами.

Творческий процесс создания стилизованного рисунка требует высокой культуры, художественного вкуса, специальной дизайнерской подготовки, обширных знаний.

Все эти перечисленные выше факторы в сочетании с умением найти типичное, характерное в форме живой природы способствуют созданию гармоничного изделия.

velib.com

Некоторые способы обработки растений для создания цветочных композиций.

В зимних цветочных композициях часто используют материал, называемый сухоцветами. Растения, любовно собранные на дачном участке, в поле, в лесу, подвергают специальной обработке. Это может быть естественная, плоскостная и объемная сушка, обработка паром, кипятком, парафином или глицерином, обесцвечивание и окраска, скелетизация и кристаллизация, закручивание и изгибание ветвей.

Основным требованием для большинства растений, предназначенных для дальнейшей обработки, является их сбор в сухую солнечную погоду. Правда, имеются редкие исключения, например, тысячелистник лучше сохраняет окраску, если перед засушиванием его поместить на пару дней в воду, а подмаренник, высушенный в вазе с водой, сохраняет свою декоративность. При высушивании в вазе без воды красиво выглядят злаки, а у физалиса и гомфрены стебель становится изломанным.

сушка растений, обработка глицерином

Некоторые цветы (астильба, кермек, гелихризум, физалис, ноготки, лютик, роза) можно, не срезая, высушить на корню, в естественном состоянии, а потом срезать и поместить в вазу.

Наиболее простым и распространенным способом консервации цветов и растений является сушка их на воздухе, при этом многие растения при естественном высыхании сохраняют свой цвет. Цветы без листьев лучше сушить в пучках вниз головками, освобождая при этом от ненужных листьев ( пижма, лимониум, солидаго ).

флористика, консервация в глицерине

Для удобства использования в композиции материала с колючими или хрупкими стеблями (ворсянка, акроклинум, перец) плоды и соцветия отделяют и закрепляют на проволоке.

плоскостная сушка, наталья киселева

Это что касается ЕСТЕСТВЕННОЙ СУШКИ РАСТЕНИЙ.

ПЛОСКОСТНАЯ ЗАСУШКА растений заключается в раскладывании расправленных растений между листами бумаги, переложенной газетной или фильтровальной бумагой и прижатой грузом. По мере впитывания влаги бумагу надо менять.

ОБЪЕМНАЯ СУШКА - это сушка растений в песке или вате. Для консервации в песке можно изготовить специальное приспособление, которое представляет собой небольшой ящик с выдвижным дном и вставленной над ним мелкоячеистой сеткой. Решетчатую вставку закрепляют на расстоянии 3 см от дна. Ящик заполняют хорошо промытым и прокаленным песком до решетки. Растения с плоскими соцветиями - корзинками укладывают стеблями вверх (астры, лютики, анютины глазки, ромашки, незабудки), а с объемными и махровыми - вниз (бархатцы, георгины, пионы, розы, лилии и др.).

объемная сушка, высушивание растений

Продолжительность сушки зависит от температуры воздуха и набора цветов и колеблется в пределах 5-10 дней. После высушивания вынимается дно, песок высыпается, а цветы остаются на сетке. Для более быстрой сушки цветов применяют смесь песка и буры в соотношении 2:1 или только буру. Порядок укладки и тара те же, что и при сушке в песке, только слой буры может быть несколько тоньше. Сроки сушки растений в буре существенно различаются и составляют: для лилии - 25-30 суток, бархатцев и циний - 4-5 дней, ромашки - 1-2, листьев клена - 2-3 дня. Передержка цветов в буре ведет к изменению их окраски, и они становятся более ломкими.

Хорошо сушатся в буре шпорник, астры, гвоздики, георгины, анютины глазки, жасмин, цветы чубушника, листья клена и др.

Не следует отказываться и от быстрого и довольно эффективного способа сушки осенних листьев и цветов акации, фиалки, матиоллы с помощью утюга.

Для этого на гладкую доску надо уложить 4-5 листов газетной или промокательной бумаги, расправить и прогладить горячим утюгом.

ОБРАБОТКА ПАРОМ. Этим способом можно придать необходимый изгиб стеблю сухого растения, расправить лепестки, вернуть пышность и объемность соцветиям (солидаго, амарант и т. п.).

ОБРАБОТКА КИПЯТКОМ. Чтобы сохранить одуванчик, растение собирают, когда парашютики уже образовались, но белый шарик еще не раскрылся. В стебель вводят проволочку и слегка прокалывают основание корзинки. На другом конце проволоки делают крючок. Затем головку цветка опускают в кипящую воду на 10-15 сек., и семянки накрепко "привариваются" к цветоложу. После этого одуванчик подвешивают за крючок на веревку, предварительно изогнув стебелек в соответствии с замыслом. Высохнув, он откроется! Если в воду добавить анилиновый краситель, то пушистые шарики станут цветными!

скелетизация листьев, сухие растения

ОБРАБОТКА ПАРАФИНОМ. Крупные воздушные шары козлобородника можно сохранить, впрыснув внутрь корзинки через полый стебель расплавленный парафин шприцем без иглы. Для удобства хранения у соцветий оставляют короткие стебли, а перед постановкой удлиняют высушенными цветоносами чеснока, стеблями тростника, ветками кустарника или проволокой.

ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ. Для получения белого декоративного материала цветы отбеливают. Этот процесс можно разделить на два этапа: обесцвечивание и непосредственно отбеливание.

Для обесцвечивания растения помещают в теплый раствор хлорной извести (0.8%) с содой (0.4%), накрывают и выдерживают при комнатной температуре 4- 6 дней. Раствор сливают после того, как растения станут синевато - белыми. Затем их заливают 1% -ным раствором хлорной извести без соды, в котором они окончательно отбеливаются. Выбеленные растения подсушивают.

ОКРАШИВАНИЕ. Поскольку в зимних композициях часто не хватает цвета, материал красят. Для этого можно воспользоваться аэрозольными баллончиками с распылительным устройством, пылесосом или аэрографом - специальным прибором для нанесения краски тонким слоем. Этим способом красят как сухой, так и живой материал. Растения можно красить кисточкой, используя гуашь или водоэмульсионную краску нужного тона.обработка паром, сухоцветы

кристаллизация растений, сухоцветы своими руками

Эффектно выглядят в композициях и венках листья магонии, коробочки льна и мака, окрашенные золотой, бронзовой или серебряной краской.

Естественная окраска растения станет интенсивнее и дольше сохранится, если однолетнее высушенное растение протравить в 10 - 12% - ной соляной кислоте.

Сухие цветы можно погрузить в раствор анилинового красителя с ацетоном из расчета 3 г на 1 л воды и выдержать до нужной степени окрашенности.

Живые белые гвоздики и гортензия, поставленные в раствор чернил, меняют цвет. Интенсивность окраски зависит от концентрации раствора.

СКЕЛЕТИЗАЦИЮ как способ обработки растений, см. здесь

http://www.livemaster.ru/topic/1707-skeletizirovannye-listya?vr=1&inside=1

КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ. Существует несколько способов такой обработки. Растения можно выдержать в перенасыщенном горячем растворе поваренной соли до остывания, пока их не покроет слой мелких кристаллов. Если раствор подкрасить анилиновым красителем, то растение будет цветным.

Более яркого цвета добиваются при обливании сухого материала кипящим раствором квасцов из расчета 500 г на 1 л воды или погружая его в горячий раствор квасцов, выдержав до охлаждения и образования крупных красивых кристаллов.

обработка растений

Для получения кристаллов синего цвета используют перенасыщенный раствор медного купороса комнатной температуры.

КОНСЕРВАЦИЯ В ГЛИЦЕРИНЕ. Этот способ позволяет получить эластичные, упругие темно - зеленые, темно - бордовые или коричневые листья с масляным блеском, которые сохраняются продолжительное время (2 - 3 года) без заметного потускнения.

Приготовление раствора не представляет особого труда. Для этого берут одну часть глицерина, смешивают его с 2 - 3 частями горячей (60 - 70 градусов) воды и в приготовленный раствор погружают листья, стебли или ветки с листьями. Выдерживают в течение 2 - 3 недель, затем просушивают. Хорошо высыхают в глицерине растения с кожистыми листьями - магнолия, магония падуболистная, рододендрон, дуб, брусника. С помощью глицерина можно получить различные цвета и оттенки. Например, эвкалипт становится зеленовато - коричневым, листья бука чернеют, коричневыми становятся мушмула японская, маслина душистая, магония, падуб. Практика аранжировки показывает, что можно успешно сушить в глицерине листья барбариса, березы, бука, клена, форзиции, можжевельника, дикой яблони, винограда, а также таких комнатных и оранжерейных растений, как драцена, плющ, олеандр, фатсия, аукуба, аспидистра, эхмея, камелия.

После того, как собран и обработан растительный материал, освоены приемы сохранения его свежести, выбрана ваза, - можно приступать к воплощению замысла композиции!

www.livemaster.ru

Чем обработать декоративные растения от болезней и паразитов

Чем обработать декоративные деревья и кустарники от паразитов фото

Чтобы прекрасные деревья и кустарники в саду сохранили свои декоративные качества и не погибли, необходимо защитить их от болезней и вредителей. Мы расскажем о поэтапной обработке растений, о проверенных мерах профилактики и лучших защитных средствах для декоративников.

Опрыскивание декоративных деревьевОпрыскивание декоративных деревьев

Неестественно большие почки, пересыхание или скручивание листьев, бурый срез и овальные наросты на ветках – признаки заражения растений, или повреждения их паразитами. Больное растение теряет декоративные качества и может погибнуть. Чтобы этого не произошло, следует применять защитные и профилактические меры от болезней и вредителей для декоративных деревьев и кустарников.

Своевременное удаление яйцекладок

До распускания почек со стволов декоративных деревьев (клена, туи, лещины) и кустарников (барбариса, кизильника, рододендрона) нужно ободрать отмершую кору и лишайники, в которых вредители откладывают яйца на зимовку.

Удаление отмершей коры на декоративных деревьяхУдаление отмершей коры на декоративных деревьях

Оголенный ствол дезинфицируют 3% медным купоросом и замазывают садовым варом. В апреле нижнюю часть здоровых деревьев нужно побелить во избежание возникновения ожогов от солнца.

Обработка химическими средствами

Эффективный способ защиты от вредителей, грибковых и инфекционных болезней, подробную информацию о которых можно узнать из Каталога вредителей и болезней - это обработка следующими препаратами:

Обработка декоративных растений от паразитовОбработка декоративных растений от паразитов

Необходимые инструменты: бак на 10 литров, телескопический шланг или стремянка, чтобы обработать высокие деревья. Обязательно использовать средства индивидуальной защиты. Опрыскивание проводят до и после цветения деревьев - в сухую, безветренную погоду. Обработку начинают сверху, наконечник шланга держат на расстоянии не ближе 1 м к стволу, чтобы средство распылялось мелкими каплями.

Обработка огнем или кипятком (физическое уничтожение вредителей)

Бумагу скручивают трубочкой, поджигают и быстро проводят вдоль ствола дерева по высоте до 2 м, кустарники обжигают полностью. Обработку кипятком выполняют равномерно по всем веткам, стараясь не обжечь почки.

Вредители декоративных растенийВредители декоративных растений

Особое внимание следует уделять северной стороне, на которой чаще откладывают яйца насекомые. Почву при ошпаривании следует прикрывать фанерой для защиты корней. Для лучшей эффективности в воду можно добавить соль или готовые садовые смеси с содержанием марганца.

Профилактические методы защиты декоративных деревьев

  • Установка ловчих поясов. Они эффективны от насекомых, которые зимуют в земле, а с наступлением тепла перебираются на стволы.
  • Уборка подпорченных плодов и листьев. Нельзя устраивать яму с пищевыми отходами на участке – это привлекает грызунов и различных насекомых. Весь мусор обязательно нужно утилизировать.

vsadu.ru

Глава 1 ассортимент декоративных древесных растений

1.1. Основной, дополнительный и ограниченный ассортимент

Основным материалом для зеленого строительства являются деревья и кустарники. Видовой состав, или ассортимент, древес­ных и кустарниковых растений определяет архитектурные каче­ства насаждений, их санитарно-гигиенические свойства, долго­вечность и экономическую эффективность применения на раз­личных объектах озеленения.

По сумме показателей — устойчивости и долговечности вида в данных природных условиях и условиях конкретного объекта озе­ленения (улицы, сквера, парка и др.), по декоративным каче­ствам — породы, выращиваемые для озеленения, разделяют на основной, дополнительный и ограниченный ассортимент.

Основной ассортимент составляют виды деревьев и кустарников, которые длительное время произрастают в городских насаждени­ях и не теряют своих декоративных качеств. Для включения их в основной ассортимент необходимо иметь надежные маточники для сбора семян или заготовки черенков. Эти виды чаще всего местного происхождения. Обычно они составляют основную массу насаж­дений, но их разнообразие относительно невелико. Так, для Сочи основной ассортимент состоит из 24 видов деревьев и 7 видов кус­тарников, Калининграда — соответственно 15 и 8, Санкт-Петер­бурга — 10 и 6, Москвы— 13 и 9.

В дополнительный ассортимент включают виды, обладающие высокими декоративными качествами, но менее биологически долговечные или устойчивые в данных экологических условиях. Чаще всего это интродуцированные породы, нередко и породы местные. Например, сосна и ель в Центральном районе РФ явля­ются местными долговечными породами, но в озеленении они используются как породы дополнительного ассортимента из-за высокой чувствительности к неблагоприятным городским усло­виям. Дополнительный ассортимент гораздо шире основного и включает большинство наиболее декоративных, часто сложно (ве­гетативно) размножаемых видов. Породы дополнительного ассор­тимента используют для озеленения парков, скверов или закры­тых территорий различных учреждений.

Ассортимент ограниченного пользования предназначен в основ­ном для коллекционных посадок. Такие насаждения кроме функ­ционального назначения имеют большое воспитательное значе­ние. В ограниченный ассортимент включают породы, требующие дополнительного ухода и защиты от неблагоприятных условий.

Надо отметить, что формирование ассортимента не всегда стро­го основывается на свойствах долговечности, устойчивости и де­коративности растений. Очень часто состав древесных пород на объектах озеленения зависит от посадочного материала, имеюще­гося в питомниках, где, как правило, выращивают наиболее удоб­ные в технологическом отношении породы. Это приводит к ис­пользованию в озеленении не самых ценных для данного района растений, а также к неправильному соотношению пород основ­ного и дополнительного ассортимента.

В настоящее время изменилось соотношение групп растений, выращиваемых в питомниках, выделились новые категории — при­витые розы и сирени, быстро- и медленнорастущие хвойные породы, архитектурные формы. Регламентирован выпуск крупно­мерного материала из школы длительного выращивания (ШДВ, III школа).

При установлении перечня растений для конкретного объекта необходимо, чтобы он отвечал его целевому назначению и архи­тектурному решению. Так, в озеленении магистральных улиц, проездов, бульваров следует использовать растения, выдержива­ющие повышенный температурный режим и пониженную влаж­ность воздуха, повышенное содержание в нем пыли и газов, уп­лотненность почвы и т.д. При этом очень важны такие качества, как быстрота роста и высокая приживаемость растений после пе­ресадки. При подборе ассортимента древесно-кустарниковых по­род для магистралей следует учитывать ломкость веток, так как во время сильных ветров, снегопадов упавшие на проезжую часть ветви становятся причиной аварий, и нельзя также использовать растения, способные засорять уличное пространство семенами (пух, крылатки и т.д.).

Применяемые для озеленения санитарно-защитных зон и тер­риторий промышленных предприятий растения должны обладать повышенной жизнестойкостью и газоустойчивостью. Эти свойства зависят от многих факторов, в том числе от условий выращива­ния. У сеянцев и саженцев, выращенных в питомниках на терри­тории санитарно-защитных зон или вблизи промышленных пред­приятий, т.е. в зоне воздействия промышленных выбросов, ус­тойчивость к неблагоприятным условиям повышается. Устойчи­вость тесным образом взаимосвязана с декоративностью древес­ных пород, которая определяется их архитектоникой, окраской коры стволов, цветом и формой листьев, окраской и величиной цветков и плодов.

Архитектурные формы древесных растений обеспечивают созда­ние контрастов за счет размера и формы кроны, присущих этим растениям. Художественно-выразительное сочетание деревьев с раз­личной формой кроны — один из наиболее эффективных приемов архитектурной композиции. Так, геометрические формы имеют туя, кипарис вечнозеленый, кипарисовик Лавсона, ель обыкновенная, ель колючая, пихта бальзамическая и др. У них четко выражено сходство с объемными архитектурными элементами — колонна­ми, пирамидами. При семенном размножении у этих растений осо­бенности формы надземной части сохраняются. Наряду с перечис­ленными формами имеются еще шаровидные (клен остролистный, туя), плакучие (рябина, ель), пирамидальные (дуб) формы, кото­рые не передаются в большом количестве в семенном потомстве и потому распространяются и сохраняются с помощью вегетативно­го размножения — черенкования и прививок.

Многим породам можно искусственным путем придать желае­мую форму. Так, например, в озеленении часто используют стри­женые изгороди из кустарников с заданными очертаниями — пря­моугольным, трапециевидным или овальным профилем и дере­вья с шаровидной формой кроны (стриженые липы).

Вершиной формирования растений является топиарное искус­ство, когда с помощью обрезки создаются сложные формы — вазы, стены со сложными очертаниями, шары, арки и др. Формиро­вать такие сложные объемы возможно не из всех пород, для этого годятся виды, обладающие, как правило, медленным ростом, не­большими междоузлиями, хорошим возобновлением побегов.

В южных районах таких пород больше (самшит, питтоспорум, граб обыкновенный, лавр благородный, лавровишня, кипарис веч­нозеленый, тис ягодный и др.), в северных районах их ассорти­мент невелик (липа, бирючина, ель колючая и обыкновенная, кизильник обыкновенный, боярышник однопестичный). Поэто­му в питомниках южных районов архитектурные формы с задан­ным профилем выращивают в относительно большем количестве, а в северных районах эта категория посадочного материала мало распространена. И только в последние годы в связи с реставраци­ей памятников садово-паркового искусства (Кусково, Архангель­ское, Петродворец и др.) в питомниках возникла необходимость выращивать искусственные архитектурные формы для создания зеленых шпалер, стен, лабиринтов и др.

Цвет листвы и коры деревьев и кустарников — один из реша­ющих факторов при подборе ассортимента растений. Большое раз­нообразие цветовой гаммы, меняющейся в различное время года, открывает широкие возможности в создании самых различных по цвету композиций насаждений.

Важными для создания цветовых композиций являются фор­мы со специфической окраской листвы — краснолистные (лещи- на, клен), желтолистные, пестролис­тные, а также растения с измененной формой листьев, благодаря чему и со­здается цветовой эффект. Эти разно­видности и формы размножают, как правило, вегетативно, с помощью прививок.

Красивоцветущие виды деревьев и кустарников в период цветения явля­ются источником различных, помимо зеленого, цветов. Размножение одних осуществляется семенами (конский каштан, вейгела, сирень венгерская), другие размножают вегетативно — че­ренками (вейгела, луизиания трехло­пастная или миндаль трехлопастный) и прививками (сирень, розы).

Целевое назначение ассортимента определяет размеры растений, выса­живаемых на объекты озеленения, так как от них зависит как архитектурно-пространственный, так и микрокли­матический эффект. Поэтому растения основного и дополнительного ассор­тимента могут выращиваться до раз­ных размеров: для улиц, аллей, скве­ров и бульваров — более крупные; для территорий жилых районов, защитных насаждений — менее крупные. Размеры же выпускаемых питомниками деревьев и кустарников опре­деляют, в свою очередь, продолжительность их выращивания в питомниках, их внешнюю форму — общую высоту, высоту штам­ба, его диаметр, степень развития кроны (деревья) и побегов (ку­старники), размеры корней (рис. 1.1).

Вопрос о целевом назначении, а значит, и о размерах древес­ных и кустарниковых пород всегда решают конкретно для объек­тов и района в целом, но размеры материала определены государ­ственными стандартами.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта