КИН ДЗА ДЗА (Трактовка подтекста). Растение кин дза
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - КИН ДЗА ДЗА (Трактовка подтекста)
Социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая во времена создания, и, как показывает жизнь, не всеми понятая до сих пор.
Московский прораб Машков (дядя Вова) и грузинский студент Гедеван волею случая попадают на другую планету, очень высокоразвитую технически (телепатия, космические путешествия, телепортация, межгалактическая связь), но внешне напоминающую остатки цивилизации после крупного катаклизма, и обладающую обществом похожих на землян людей с весьма странными обычаями и порядками.
Общество Плюка делится на пацаков и чатлан. Между ними нет никакой разницы, а деление происходит по показанию прибора «Визатора» — по цвету лампочки. Гедеван пытается разобраться: «Это нации?» — «Нет». – «Биологические расы?» — «Нет». «Тогда кто же это?» — «Ты что, дальтоник? Зеленый от оранжевого не отличаешь?».
Чатл — денежная единица на планете Плюк. Отсюда чатлане — «денежные» люди. Пацаки — низшая каста на Плюке. Цак — колокольчик для носа, который носится представителями низшей касты на планете. Эцилопп — полицейский. КЦ — вещество, содержащееся в спичечной головке обычных земных бытовых спичек, имеет огромную ценность на плюке. Обладание КЦ сильно повышает статус, а в зависимости от количества КЦ плюканин занимает определённое место в жёсткой социальной иерархии. Статус даёт ряд привилегий, а внешне выражается в цвете штанов:
- Жёлтые штаны (богатые жители, имеющие КЦ) — перед владельцем таких штанов пацаки должны приседать особым образом и говорить «Ку» два раза.
- Малиновые штаны (богатые жители с большим количеством КЦ) — перед владельцем таких штанов пацаки обязаны приседать два раза, чатлане — один. Кроме того, владельцев малиновых штанов запрещено бить по ночам эцилоппам.
- Голубые штаны (правитель планеты Плюк) — личный бассейн, собственная охрана.
Пепелац — космический корабль, средство передвижения плюкан. Луц — топливо для пепелаца, изготавливаемое из воды. Плюк представляет собой сплошную пустыню. Воду можно купить только за деньги. Один из инопланетян поясняет, что «раньше, когда на планете вода была, мы из нее луц делали; теперь вода закончилась, мы из луца обратно воду делаем». Аналогия с Землёй — сначала злоупотребляем дарами природы для организации вредных производств, а потом будем создавать производства пытаясь вернуть природе изначальное состояние.
Завершает чатлано-пацакский словарь (состоящий из чуть более 20 слов) слова «Кю» — допустимое в обществе ругательство, «Ку» — означающее все остальные слова, и «Ы» — универсальный союз и эмоциональное высказывание. Зачастую для общения плюкан вполне хватает «Ку» в различных интонациях. В языке землян тоже есть одно общеизвестное слово, которое может претендовать в языке на «все остальные слова». И оно также почти не отличается от другого, но принятого как допустимое в обществе. Да и союзу «Ы» тоже можно найти аналог, служащий универсальной связкой слов в любом предложении. О своеобразной нравственности и морали в плюканском обществе говорит землянину одна из местных жительниц: «Какой дурак на Плюке правду думает? Абсурд».
Дядя Вова и Скрипач (Гедеван) вынужденно становятся артистами на Плюке. Причём их «произведение искусства», представляющее собой песню, составленную из повторяющихся строчек «Мама, мама, что я буду делать? Мама, мама, как я буду жить?» под безобразное пиликанье скрипки, имеет ошеломительный успех. Надо ли здесь упоминать про современную музыку, и как недалеко она ушла от этого хита.
Пища на Плюке соответствующая: «Еда есть?» — «Каша.»«Какая?» — «Пластиковая.»
Мысли о добыче чатлов и КЦ являются основной идеологией плюкан. Процветают коммерческие отношения. Прилетев на планету без воздуха, предприимчивые артисты с Плюка делают землянам предложение:
- Пацак: «Сейчас планета Хануд копейки стоит. Мы месяц по галактике «Маму» попоём — и планета у нас в кармане, а ещё месяц — и воздух купим. У кого воздуха нет, все сюда насыпятся. Воздух наш. Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать».
- Гедеван: «Зачем?»
- Чатланин: «Удовольствие получать!»
- Гедеван: «А какое же в этом удовольствие?»
- Пацак: «Молодой еще…»
Довольно интересна и планета «Альфа» — там цветёт природа, люди умны и красивы. Но плюкан жители Альфы превращают в кактусы без их согласия (перевоспитать не пытаются), а землян просят не портить чистый воздух своим дыханием.
В фильме используется хороший психологический приём, позволяющий со стороны увидеть незаметные в обыденной жизни пороки культуры. Картина оказала заметное влияние на общество, имеет высокий рейтинг как в России, так и за рубежом. Многие фразы стали устойчивыми выражениями. Картину относят к жанру «Киберпанк» наряду с «Пятым элементом», «13 этаж» и «Матрицей».
Фильм довольно наглядно показывает, что высокие технологии, а также «прокачка» эзотерическими техниками способностей организма и интеллекта вполне могут ужиться с безнравственностью людей и низким уровнем организации общества. В конце картины дядя Вова и Гедеван предлагают плюканам лететь на Землю, на что те отвечают: «Меня на планету, где не знают кто перед кем должен приседать? Чушь!» «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов — то нет цели!». Эх, знали бы плюкане, что в социальном устройстве землян тоже есть и «цветовая дифференциация штанов», и правила перед кем приседать, и кому говорить «Ку».
Смотреть фильм on-line: КИН ДЗА ДЗА
www.conceptualpower.com
Пепелац и Кин-дза-дза
Перефразирую классика нашего Белинского: любите ли вы фильм «Кин-дза-дза» так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом и со всем исступлением? Лично я считаю эту картину Георгия Данелии шедевром мирового кино. Очень нравятся мне цитаты оттуда:
«Скрипач не нужен!»,
«Жёлтые штаны! Два раза «ку»!»,
«Чатланину — пожизненный эцих с гвоздями!»,
«До чего довёл планету этот фигляр ПЖ!»
Вымышленные слова из фильма, такие как «пацак», «КЦ», «пепелац», «гравицаппа» и «эцилопп» прочно вошли в современный разговорный русский язык. Я, например, довольно таки часто во время электронной переписки применяю приветствие «Ку!». А в разговорной речи, когда нужно вежливо ругнуться идеально подходит «Кю!». Ну а свой личный автомобиль регулярно называю «пепелацем». Вот как раз этому смачному слову «пепелац» и будет посвящена моя заметка.
Знаете ли вы – кто придумал слово «пепелац» и как оно появилось в фильме? Его авторство принадлежит Данелии. Прототип этого слова уже однажды звучал в ещё одном киношедевре гениального Георгия Денелии – фильме «Мимино». «Пепелац» - это немного изменённое режиссёром грузинское слово «пепелА», которое означает «бабочка». Так вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» называл свой вертолёт.
Эскиз киношного космического корабля-пепелаца с маленьким винтом на крыше нарисовал лично Георгий Данелия, когда он вместе с автором сценария Резо Габриадзе приступил к созданию фильма. Совместный сценарий писался очень долго и многократно изменялся. Например, по изначальному сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу, и на планету Альфу вместо Земли герои попали из-за того, что перепились и промахнулись. Но когда фильм уже был снят, как раз грянула антиалкогольная кампания, и чачу заменили на уксус. В сценарии менялось многое. Неизменным оставался пепелац – большое ржавое ведро с крутящейся фигулькой на крыше.
Его смастерили так… На свалке списанных самолётов был найден Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем доставили этот цилиндр в шестой павильон «Мосфильма», где художник-постановщик картины Теодор Тэжик покрыл его пенополиуретаном и покрасил под ржавчину. А откидные двери, колёса и крутящийся винт смастерил мосфильмовский умелец по фамилии Батынков.
Наивысшей похвалой работе режиссёра и художника может служить следующая история, связанная с пепелацем.
Однажды на одном крупном кинофестивале к Данелии подошёл известный американский кинодеятель и сказал:
– Я видел вашу «Кин-дза-дзу! ». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами?
– Какие спецэффекты? У нас там не было ничего подобного – изумился Данелия.
– Ну, как же!? У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект?
– Нет, конечно же. Нам в Министерстве Обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме летает по-настоящему. Напишите письмо в наше военное министерство – может быть они и вам дадут гравицаппу – с совершенно серьёзным лицом ответил Георгий Данелия.
И в завершение моей заметки несколько строк о появлении названия фильма «Кин-дза-дза». Весьма Д-ЗА-бавный факт!
В начале съёмок в пепелаце висел гамак. Во время перерывов в нём раскачивался Евгений Леонов. К нему подсел актёр Любшин, и поинтересовался: – Что у тебя в портфеле?
Леонов стал дурачится и повторил на распев как эхо: – ...феле-феле-феле…
А потом ответил на вопрос: – Зелень.
– Какая зелень? – спросил Любшин.
– Киндза – ответил Леонов, и, продолжая забавляться, стал напевать: – Кин-дза-дза-дза…
Распевал он эти дурашливые строчки ещё очень долго и достал ими до печёнок всех своих коллег. Они его даже просили заткнуться.
А Данелия сделал «Кин-дза-дзу» рабочим названием, хотя в сценарии значилось красивое название «Космическая пыль». Со временем Леоновская мелодия подзабылась, песня испепелилась, а название осталось.
polzam.ru
Планеты мира «Кин-дза-дза!» - это... Что такое Планеты мира «Кин-дза-дза!»?
В фильме «Кин-дза-дза!» показаны или упоминаются несколько вымышленных планет, перечисленных в данной статье. Кроме того, в начале и конце фильма действие происходит на Земле, в Москве 1980-х годов.
Плюк
Планета Плюк. Типичный пейзажПлюк — планета № 215 в Тентуре галактики Кин-дза-дза в Спирали. Планету населяют плюкане, делящиеся на чатлан и пацаков, Плюк считается чатланской планетой, поэтому чатлане имеют привилегии над пацаками. В прошлом между Плюком и пацакской планетой Хануд произошел конфликт, в ходе которого большая часть населения Хануда была транклюкирована, а сама планета стала совершенно пустынной и лишенной пригодной для дыхания атмосферы. Основное действие фильма происходит на Плюке.
Описание
Планета Плюк имеет атмосферу, похожую по составу на земную. На планете есть светлое и тёмное время суток. В светлое время планету освещает звезда, похожая на земное Солнце.
Природа пустынная. Пустыни песчаные, похожие на земные (например, Каракумы или Кызылкумы), с барханами и дюнами. Иногда встречаются каменные образования. В прошлом на Плюке были моря, но позже они были переработаны в энергетическое топливо для пепелацев — луц. Примечательно, что луц может быть обратно переработан в воду.
Очень скудная пустынная растительность. Животные отсутствуют.
На Плюке имеются города, луцеколонки, подземные обиталища (в том числе многоэтажные, уходящие глубоко в недра), остатки ушедшей в прошлое культуры, а также жилище господина ПЖ с бассейном, которое расположено недалеко от эциха. На поверхности встречается разнообразный металлический мусор, например проволока, сломанная катапульта, арматура.
Население состоит из двух социальных групп — пацаков и чатлан. Представители обеих групп — гуманоиды, практически идентичные землянам, но обладают телепатическими способностями на уровне чтения текущих мыслей и связанной с этим способностью почти мгновенно осваивать чужие языки. На Плюке главенствуют чатлане. Они обладают привилегиями перед пацаками. Последние же обязаны носить цаки и делать перед чатланами ку. Отличить одних от других можно лишь одним способом — по цвету индикатора специального устройства, называемого визатором.
На Плюке встречаются не только белокожие, но и чернокожие чатлане (а возможно, и пацаки), но нет никаких признаков дискриминации или сегрегации по цвету кожи. Чернокожий может быть представителем власти — из чего можно заключить, что различие «чатланин/пацак» воспринимается плюканами как «основание» для сегрегации, а разница в цвете кожи таким «основанием» на Плюке не считается.
Денежная единица — чатл. Наибольшей материальной ценностью, сравнимой с земными драгоценными металлами, обладает материал под названием КЦ, схожий по составу и свойствам с веществом головки обычной спички. КЦ очень дорог, обладающий одним КЦ чатланин имеет право носить жёлтые штаны, а обладающий несколькими (вероятно, четырьмя и более) — малиновые.
На фоне тотального диктата представителей силовых структур — эцилоппов — на Плюке царит коррупция, отсутствует свобода слова, нарушаются гражданские права рядовых плюкан.
Номинальный правитель Плюка — господин ПЖ. Однако известно, что за ним стоит более высокое правительство, находящееся на другой планете. Не исключено, что как раз это «правительство» и является номинальным, поскольку никаких следов его деятельности на Плюке не заметно, а наглядная агитация содержит анимированные голографические портреты господина ПЖ и ничьи более. (Граждане обязаны под страхом эциха оказывать этим портретам знаки поклонения.)
Возможно также, что слова о «правительстве на другой планете», куда не добраться без гравицаппы — очередная дезинформация, адресованная землянам.
Ритуальные жесты жителей Плюка
- Как объяснили землянам Би и Уэф, пацаки должны приветствовать чатлан специальным жестом «ку». Жест заключается в похлопывании себя 2 раза по щекам и полуприседании с разведением рук и одновременным произнесением «ку». Далее выясняется, что точно так же нижестоящие чатлане приветствуют вышестоящих, социально более значимых (например, эцилоппов).
- Жест подчинения или капитуляции заключается в складывании рук «зайчиком» — кисти сгибаются дугой на уровне груди. Так делает пленённый дядей Вовой эцилопп, мама ПЖ, охранники в бассейне и сам ПЖ со своим пацаком, работник эциха и заключённый в эцих Кырр, Би и Уэф во время суда.
Также в фильме показаны некоторые другие особые жесты, хотя неизвестно, присущи ли они всем жителям той или иной категории, либо были сделаны по желанию персонажа, поскольку каждый из жестов фигурирует в фильме только один раз.
Альфа
Деконт и Абрадокс на АльфеПланета, не относящаяся к галактике Кин-Дза-Дза и в то же время не относящаяся к Антитентуре, как Земля. Она расположена таким образом, что попадание с Плюка на Землю возможно только через неё. Если не вся, то по крайней мере в месте высадки Дяди Вовы и Скрипача Альфа покрыта буйной зеленью и множеством цветов. Герои фильма, выйдя из капсулы, решили поначалу, что они сели на Землю. Планету населяют духовно развитые человеческие существа. Одного из них зовут Абрадокс (роль Георгия Данелия). Он занимает какую-то руководящую должность и имеет помощницу — Деко́нт.
Со слов Абрадокса, соседство с галактикой Кин-Дза-Дза доставляет жителям Альфы немало беспокойства. В трёх словах он выразил это так: «Они снедаемы страстями». Всех жителей этой галактики, попадающих на Альфу, отправляют в оранжерею, где они прекращают существование в человеческой форме и продолжают его в виде кактусов. Жителей же планет Антитентуры обитатели Альфы обязаны отправлять к месту их проживания или перемещать во времени к моменту, где те сами смогут сделать для себя подходящий выбор.
В планетарии Би и Уэф узнали, что Земля находится в Антитентуре и путь к ней неотвратимо лежит через Альфу. Опасность быть превращёнными в кактус отбила у них охоту прорваться к неисчерпаемым запасам КЦ. После этого они и решили осваивать Хануд. Однако там Би, охваченный порывом симпатии к двум землянам, принял поистине героическое решение — лететь на Землю, несмотря на указанную угрозу.
Дядя Вова и Гедеван приземлились на Альфу в капсуле, а Би и Уэф вместе в Пепелаце. Последние были, конечно же, пленены и направлены в малый филиал оранжереи.
Хануд
Дядя Вова на ХанудеХану́д — одна из двух известных планет в галактике Кин-дза-дза. Её внешний вид, скорее всего, мало отличается от пейзажа на Плюке (песчаная равнина), но, по словам инопланетян, на ней всегда ночь. Так же, по их словам, содержание кислорода в атмосфере — 2 % от нормы, и прогулки по Хануду без кислородной маски опасны для жизни.
На момент посещения Хануда героями эпопеи планета стоила 63 чатла (месяц гастролей по галактике). Воздух для планеты стоил 93 чатла. Планета не заселена людьми. Коренное население было транклюкировано плюканами.
Хануд — родина Би и Уэфа. Более того — Уэф уверял Гедевана, что его мать была местной грузинкой[1].
Хануд, в отличие от Плюка, пацакская планета и здесь уже чатлане должны носить цак и приседать перед пацаками.
На Хануде дядя Вова и Скрипач узнали о том, что Пепелац не сможет доставить их на Землю, так как Земля находится в Антитентуре[2].
Би и Уэф планировали месяц полетать с землянами по галактике и попеть «Маму». Это позволило бы им купить планету, а в перспективе и воздух для неё. Они рассчитывали, что в этом случае жители с «безвоздушных» планет ринутся на Хануд[3], а сами Би и Уэф станут их деспотичными повелителями.
На Хануде, возможно, впервые в жизни, возвышенный и почти бескорыстный порыв охватил Би. Он решился, презрев опасность быть превращённым в кактус, доставить дядю Вову и Скрипача на Альфу [4].
Узм
Планета № 247 в Тентуре галактики Бета в спирали. Единственный известный житель — бородатый владелец машинки перемещения, который путешествует босиком. Известно, что у него на Узме есть сын. В фильме лишь упоминается. По словам владельца машинки, за одну секунду, проведённую им на Плюке, на Узме проходят полгода.
Тентура
Тенту́ра — определенная группа планет. Часть планет относится к Тентуре, часть — к Антитентуре. Перелёт из Тентуры в Антитентуру и наоборот для обитателей галактики Кин-Дза-Дза весьма опасен по причине нахождения на пути планеты Альфа, единственный упомянутый в фильме безопасный способ перемещения между ними — телепортация с помощью машинки перемещения; тем не менее, возможна телефонная связь между Тентурой и Антитентурой. Планеты в Тентуре пронумерованы так, что для перемещения на планету при помощи соответствующей аппаратуры нужно вводить ее номер.
Цитаты
Это не Земля и не Африка, родной. Это планета Плюк, 215 в Тентуре. Галактика Кин-дза-дза в Спирали. Ясно?
Вот Ваша планета, 013 в Тентуре, налево от Большой Медведицы — Вот мы, вот Земля, а вот Альфа. — Ну и что? — Из нас на Альфе кактусы делают. — А нельзя как-нибудь… — Земля в Антитентуре, родной. И мы до неё никак долететь не можем, понимаешь?Примечания
- ↑ Гедеван: «Говорит: мама местная грузинка … была»
- ↑ Би: «Земля в Антитентуре, родной»
- ↑ Би: «… у кого воздуха нет, все сюда насыпятся»
- ↑ Би: «Уэф! Ты как хочешь, а я их на Альфу ку!»
dic.academic.ru
Кин-Дза-Дза! | votHouse.ru
- Главная
- Фильмо-цитаты
- Кин-Дза-Дза!
О фильме "Кин-Дза-Дза!" и самые-самые цитаты
На пыльных тропинках далеких планет живут разные инопланетяне. Некоторые вполне мирные и разумные. Но Владимиру Николаевичу и Гедевану не повезло. Они нажали не на ту кнопку, и попали на Плюк.
― Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти макароны.
― Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!
― Дядя Вова, цапу надо крутить, цапу!
Сразу перейти к цитатам... (Будьте любезны, номер вашей планеты?)
Полный текст фильма... (Как советовать, так все чатлане, как работать, так...)
Скачать цытаты с картинками! (Скрипач не нужен... Pdf - 2 Мб)
О фильме - краткое содержание
Подробнее: режиссер, в ролях ×Режиссер-постановщик: Георгий ДанелияАвторы сценария: Реваз Габриадзе, Георгий Данелия
В ролях: Станислав Любшин (Владимир Николаевич Машков aka Прораб aka дядя Вова), Леван Габриадзе (Гедеван Александрович Алексидзе aka Скрипач), Евгений Леонов (Уэф), Юрий Яковлев (Би), Анатолий Серенко (босоногий инопланетянин-путешественник, озвучивает Игорь Ясулович),Ольга Машная (Деконт с планеты Альфа), Лев Перфилов (Кырр, который расскажет, какой фигляр этот ПЖ), Ирина Шмелёва (Цан, женщина на самоходной тележке).
СССР, Мосфильм, 1986.
Иногда улица полна неожиданностей. Можно встретить босого инопланетянина. Отправить его домой.
А когда он бормочет про тентуру вашей планеты - просто нажать на кнопку... И очутиться на Плюке.
На этой планете знают, кто перед кем должен приседать. Понимают глубокий смысл цветовой дифференциации штанов. Только со спичками у них плохо.
―Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти макароны.
―Маймуно виришвило!―Они и грузинский знают.―Что он сказал?―Обезьяна, сын осла.
―Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок.
―Пацак пацака не обманывает. Это некрасиво, родной.
―Привет, гражданочка! В пальтишке не зябнешь?
―Ребята, кончайте, хватит.―Хватит? Что хватит? Я ему тысячу раз говорил, что в центр надо лететь, а он жадный, как все чатлане: "На 2 чатла дешевле". Кю!
―Это твое заднее слово?―Заднее не бывает.―Тогда прощай, родной.
―Небо, небо не видело такого позорного пацака, как ты, скрипач.―Я очень глубоко скорблю.
―Ну вот у вас на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?―Ну, это на глаз.
―Ну и зараза же ты, родной.―Он хуже, он просто кю!
―Какой дурак на Плюке правду думает! Абсурд.―Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите.
―Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! ―Пацаки чатланам на голову сели!
―Дядя Вова, цапу надо крутить, цапу!―На, сам делай!―Нельзя. Я чатланин.―Уйди отсюда! Как советовать, так все чатлане, как работать, так...
―Уэф, ты когда-нибудь видел, чтоб такой маленький пацак был таким меркантильным кю!―Никогда. Я говорил, скрипач не нужен.
―Это ПЖ со своим пацаком.―Узнают, что не присел пожизненный эцих с гвоздями.
―Скрипач не нужен, дядя Вова.
―Будьте любезны, номер вашей планеты?―013 в тентуре.―Вот тут она, вот тут где-то рядом. Вот.―Налево от Большой Медведицы.
―Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели.
И ведь что интересно...
Что значит "Пепелац"?
«Пепелац» образовано от грузинского «пепела» — «бабочка». Почему? Потому что Georgia on my Mind. Навсегда!
Причем здесь уксус?
Гедеван привез из Грузии бутылку чачи (виноградный самогон). А когда к власти пришел Горбачев - случилось страшное в виде борьбы с алкоголизмом. За изготовление и распространение самогона — восемь лет лишения свободы.
А бутылку уже сняли во многих эпизодах!
— И что нам делать? — с тоской спросил Георгий Данелия у Резо Габриадзе.— «Ку» делать, — ответил ему Резо.
И Гедеван повез из Батуми уксус.
Кто выпил всю тормозную жидкость?
Так как чачу заменили на уксус - пришлось заодно вырезать сцену застолья. Когда дядя Би и дядя Уэф везли Гедевана и Владимира Николаевича домой, Гедеван угощал их на прощание чачей. Раз начав - те не смогли остановиться, и выпили тормозную жидкость из Пепелаца. Поэтому не смогли притормозить у Земли и пролетели до Галактики Альфа.
- Тормози! Тормози! Тормози!- Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил, алкаш!
Кино снималось с приключениями. Большими. Очень
- вместо Небит-Дага Пепелац по ошибке увезли во Владивосток;- корабль в песках разнесло ураганом;- подземный Пепелац кто-то сжег;- в декорацию эциха в день съемки въехал пьяный водитель;- ракета, которую сделало КБ авиационного завода, взорвалась, а не взлетела.
Подробности можно почитать в книге Георгия Данелии "Тостуемый пьет до дна".
Важно! Если захотите почитать - предупреждаю - невозможно оторваться, очень смешно.
Чему как бы учит нас фильм "Кин-Дза-Дза"
Нужно всегда помнить номер своей планеты в тентуре. Пригодится вернуться.
Не жмите на кнопку, когда не знаете, для чего она!
А то попадете на планету, где думают, что продолжение жизни в виде растения для вас благо. И доказывайте потом, что вы не плюкане, а хануидяне. Те, которые с Альфы - они же разницы не видят!
Смотрите хорошее кино - и будет вам счастье.И помните: когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели.
Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!
Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Значит, вам точно стоит подписаться на выпуски нашей рассылки.
И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.
Забрать скорее!
Разоблачительные подробности для самых проницательных...
Сразу перейти к цитатам... (Будьте любезны, номер вашей планеты?)
Полный текст фильма... (Как советовать, так все чатлане, как работать, так...)
Скачать цытаты с картинками! (Скрипач не нужен... Pdf - 2 Мб)
Ссылки по теме
"Кин-Дза-Дза!" на Википедии - все ну очень подробно. И очень много ссылок.
Содружество ресурсов Тентуры - спец. портал, фанаты, глубинное погружение в тему. Ку!
"Кин-Дза-Дза!" - сценарий
Крылатые фразы из фильма в MP3
"Тостуемый пьет до дна" - книга Георгия Данелии. Гомерически...
Присмотреть на Озоне:
DVD "Кин-дза-дза!". Редкостной пронзительности зрелище...
Audio CD "Великие и Неповторимые. Выпуск 6. Музыка советского кино. Гия Канчели"
Набор магнитов "Планетарий". Земля знаете где? Это где крутятся такие планеты, как Венера, Сатурн...
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня...
Обыкновенное чудо (Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими...)
Иван Васильевич меняет профессию (Челoвек! Челoвек! Официант! Пoчки один раз царице.)
Покровские ворота (Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся...)
Здравствуйте, я ваша тетя! (Я тебя поцелую... Потом... Если захочешь.)
Бриллиантовая рука (Ну-с, будем принимать меры. А что делать? Пьянству - бой!)
Ранго (У нас в городе засуха, а между тем кто-то сливает воду в пустыню)
Волшебное кольцо (Ваня, я Ваша навеки!)
А на посошок?..
- Свадьбы не будет! Я ее украл, я ее и верну!
- Как я мог сломать свой цветок любви к донне Джулии?
- Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на ВильЯма, понимаете, нашего Шекспира?
Добавлено на сайт: 28.10.2010Update: 28.10.2017www.vothouse.ru
Сюжет фильма | Чатланин.ru
В центре Москвы, несмотря на холодную погоду, стоял босоногий человек в порванном пальто и задавал прохожим странный вопрос: «Скажите номер вашей планеты в Тентуре или хотя бы номер Галактики в Спирали? Я перепутал контакты и теперь не могу вернуться домой». Случайные прохожие, которыми оказались прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») и грузинский студент Гедеван Александрович («Скрипач»), приняв его за сумасшедшего и, пытаясь убедить его в том, что он болен, нажали какой-то контакт на «машинке перемещения» (”да можно…”), которую он им показывал. Сразу после этого дядя Вова и Скрипач очутились на жаркой пустынной планете Плюк в галактике Кин-дза-дза.
Жители этой планеты выглядели как люди и быстро освоили русский язык, так как умели читать мысли, однако их собственный язык состоял лишь из нескольких слов. Хотя планета Плюк оказалась технически более развита, чем Земля (доступны путешествия в космосе, межпланетная связь, более совершенное оружие и т. п.), техника её обитателей была ржавой, изношенной и плохо работающей.
Общественное устройство планеты оказалось расистским. Всё население Плюка, как и других планет Галактики Кин-дза-дза (например, Хануда), делилось на две категории - «чатлане» и «пацаки», принадлежность к одной из которых выяснялась с помощью визатора. Плюк был чатланской планетой, поэтому пацаки на Плюке должны были носить в носу колокольчик (цак) и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом (”делать Ку“). Существовали и другие виды дискриминации пацаков - например, им назначались более жесткие наказания за правонарушения, артисты-пацаки имели право выступать только сидя в железной клетке, существовала сегрегация в общественном транспорте и др.
Дядя Вова и Скрипач, оказавшиеся пацаками, ищут способ вернуться на Землю. Они вступают в контакт с двумя артистами — пацаком Би и чатланином Уэфом, у которых есть собственный космический корабль — пепелац. Однако для межзвёздных полетов пепелацу требуется особая деталь — гравицаппа, отсутствующая в пепелаце Би и Уэфа (похищенная у них во время гастролей на Плюке). Таким образом, чтобы вернуться домой, землянам приходится заняться поисками гравицаппы, а затем и спасением своих новых друзей из лап местных блюстителей закона — эцилоппов. Неожиданным подспорьем оказывается то, что величайшей ценностью на Плюке являются спички, которые здесь называют «КЦ», и обладание которыми повышает социальный статус. К сожалению, из-за неприспособленности землян к реалиям жизни на Плюке весь запас спичек Владимира Николаевича оказывается потерянным для землян (частично, похищен при неудачной попытке приобрести гравицаппу за контрабандный КЦ, частично присвоен эцилопом в качестве взятки за смягчение наказания Уэфу и Би, частично испорчен самим Владимиром Николаевичем при машинальных попытках закурить в стрессовых ситуациях).
К счастью для себя земляне открывают новый источник дохода - земные песни в их исполнении находят горячий отклик в душах плюкан. Хорошие заработки позволяют надеяться на скорейший выкуп Уэфа и Би из плюканской тюрьмы (”эциха”). К сожалению, после освобождения артистов из эциха (происшедшего однако не путем выкупа, а путем учинения небольшого бунта против главы местной власти - Господина ПЖ) выясняется, что возврат на Землю при помощи пепелаца крайне затруднителен, потому что на пути между Плюком и Землей находится планета Альфа.
Жители Альфы — высокоразвитое общество, стремящееся исправить все недостатки Вселенной и навязать всем своё понимание мира. Они имеют привычку превращать оказавшихся в их распоряжении плюкан и хануидян в кактусы, так как считают продолжение жизни в виде растения благом для них (и для всех). Би и Уэф предлагают землянам не лететь на Землю, а остаться с ними, выкупить опустошенную войной с Плюком пацакскую планету Хануд и воздух к ней, после чего установить собственное деспотичное правление над всеми, кто решит переселиться на Хануд. Но в итоге дружба берёт свое, и артисты, рискуя собой, пытаются провезти Гедевана и Дядю Вову на Землю мимо планеты Альфа. В результате этой попытки Би и Уэф оказываются во власти жителей Альфы, которые по своему обыкновению собираются превратить их в кактусы. Но, по просьбе землян, высказанной от имени планеты Земля, возвращают всех четверых на Плюк, в прошлое, где Уэф и Би еще сидят в эцихе. Там землян находит босоногий странник по косвенной вине которого те оказались на Плюке. Странник возвращает землян на Землю, а Уэф и Би отказываются перемещаться вместе с ними, так как не представляют себе жизни в обществе, где отсутствует цветовая дифференциация штанов. Однако, имея в распоряжении гравицаппу и транклюкатор, они могут надеяться на повторный побег из эциха.
После возвращения на Землю, все произошедшее дяде Вове и Гедевану кажется странным сном, пока они случайно не встречаются друг с другом на том же самом месте в Москве, где они повстречали странника в начале фильма…
4atlanin.ru
Интересные факты о фильме «Кин-дза-дза» — ❶ Интересные факты ❶
[box style=»orange note rounded» ]Фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза» вышел на экраны давно. Но и теперь, спустя столько лет, он остаётся твердым орешком для критики и тайной за семью печатями для зрителей. Кристально ясный по своей идее, в общественном мнении он заслужил славу «туманной фантастики».[/box]
- Режиссёру Георгию Данелия очень нравилась актёрская игра Борислава Брондукова, поэтому, когда он писал сценарий к фильму «Кин-дза-дза», он придумал роль специально для этого артиста. Однако, когда начались съёмки фильма, Брондуков перенёс инсульт и не мог сниматься. В результате герой, которого должен был исполнять Брондуков, был вообще ликвидирован из сценария.
- Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «Ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и др. Пока думали, Черненко не стало. Так слово «Ку» осталось в фильме.
- По сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Так, на Альфу вместо Земли герои в сценарии попали из-за того, что перепились и промахнулись. Когда фильм уже был снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания и чачу заменили на уксус.
- В фильме чатланин с транклюкатором после фразы «Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!» просто уходит по пустыне вдаль. Вновь он появляется в фильме лишь в сцене, где герои открывают эцих. В сценарии его роль более развёрнута. Там его звали Кырр и он, разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему пришлось выстрелить в шар с «последним выдохом» его собственного отца, ушёл из заброшенного катера в город, чтобы транклюкировать доведшего до этого планету господина ПЖ. В городе он взорвал шар с «последним выдохом господина ПЖ», устроил революцию и захватил власть. После чего, его все стали называть «папа Кырр». В сцене с «последним эцихом» герои встречаются уже не с Кырром, а с господином ПЖ, которого посадили в железный ящик.
- Песня «Мама, мама, что мы будем делать» звучит в начале и в конце фильма из телевизора в квартире дяди Вовы, по которому демонстрируется сцена из художественного фильма «Котовский» 1942 года. В этой сцене белогвардейские офицеры во время гражданской войны сидят в ресторане занятой ими Одессы и смотрят зажигательное выступление певицы, исполняющей эстрадные куплеты о весёлой и разгульной жизни одесситок («Одесситка — вот она какая, / Одесситка — пылкая, живая! / Одесситка пляшет и поёт, / Поцелуи раздаёт / Тем, кто весело живёт!»). В качестве припева к этим куплетам, мужской хор несколько раз исполняет отрывок из фольклорной песни беспризорников («Мама, мама, что мы будем делать, / Когда настанут зимни холода? / У тебя нет тёплого платочка, / У меня нет зимнего пальта!»). Композитором фильма «Котовский», согласно титрам, являлся Сергей Прокофьев. В ходе фильма дядя Вова играет на скрипке другую, более простую мелодию, предположительно, взятую из «Колыбельной» композитора И. Филиппа (Публиковалась в «Школе игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева).
- Cлово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu», которое можно перевести как «задница» (употребляется для обозначения неприятного человека или события). Возможно, что именно благодаря этому комедия «Кин-дза-дза!» в 1987 году получила специальный приз «За изобразительную концепцию» на фестивале в Рио-де-Жанейро.
- На роль Абрадокса с планеты Альфа режиссёром был запланирован Норберт Кухинке, исполнявший роль иностранца в фильме Осенний марафон, но руководство Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия.
- Песня «на речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Уэф, когда его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Г. Данелии, где снимался Е. Леонов, начиная с «Тридцать три»
- Эпизод, в котором герои в клетке поют «Мама, мама, что я буду делать», снимался под вращающейся сценой Театра Советской Армии.
- Известный скрипач Гидон Кремер попросил композитора Гия Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали», что тот и сделал. Вперве получившуюся музыкальную пьесу исполнили в Германии под названием «Айне кляйне Данелиада» (Маленькая Данелиада).Пьеса была написана так, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз должны пропеть «Ку», что они делают с большим удовольствием. На эту музыку в Вене был поставлен балет. Там «Ку» уже поёт женский хор.
- Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия «Мимино» (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе — грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» — так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: «Пепела! Пепела!»).
- Эскиз пепелаца нарисовал Георгий Данелия, когда он в Тбилиси вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине.
- В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера.
- Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков — умелец с «Мосфильма».
- Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком —это втулка несущего винта вертолёта.
- Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.
- В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан является легковоспламеняющимся материалом). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин раздобыли полиуретан у военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся. Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.
- Один из актёров фильма — Леван Габриадзе (исполнитель роли скрипача) — после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.
- В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал: — Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? — Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. — изумился Данелия. — Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? — Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут гравицаппу.
Теперь ты знаешь больше :)
xn----8sbnaaptsc2amijz6hg.com
«Кин-дза-дза»
Сказка для взрослых
Идея создания «Кин-дза-дзы» появилась у Данелии с подачи итальянского сценариста Тонино Гуэрра. Зимой 1984 года Гуэрра приехал в гости к советскому режиссёру и под впечатлением от русских морозов посоветовал кинематографисту снять что-нибудь тёплое. «У вас в России слишком холодные и длинные зимы — сделай сказку, чтобы можно было согреться», — сказал итальянец. Георгий Николаевич Данелия — советский российский кинорежиссёрНедолго думая Данелия (который на тот момент уже снял полюбившиеся зрителям лирические комедии «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня») решил делать свой следующий фильм в жанре фантастики, а действие перенести на жаркую планету. Интересно, что в качестве литературной основы кинематографист рассчитывал взять книгу Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», но экранизация шотландского романа так и не состоялась.Данелия во время поездки в Тбилиси поделился идеей своей новой картины со сценаристом Резо Габриадзе, и в процессе обсуждения они решили полностью изменить её сюжет. Несколько месяцев кинематографисты потратили на создание оригинального сценария, однако работу не прекратили даже во время съёмок, постоянно дописывая, переписывая или же убирая целые фрагменты из текста. Есть легенда, что пачка листов со всеми вариантами сценария фильма «Кин-дза-дза!» весила больше 5 кг, и судя по воспоминаниям Юрия Яковлева, это не выдумка.«Ночью мы отдыхали, а Данелия с автором сценария Резо Габриадзе запирались в номере и писали, писали, и переписывали текст. Зачастую мы не знали, что будем завтра делать и говорить», — писал в своих мемуарах знаменитый исполнитель роли пацака Би.Жара и прочие неприятности
Снимать фильм Данелия решил в песчаной пустыне на юге Средней Азии — Каракумах — и планировал сделать это весной, чтобы жара не мешала работе. Однако из-за исчезновения пепелаца (модели межзвездного корабля, созданного на «Мосфильме» специально для фильма) планы были нарушены. По вине железнодорожников вместо туркменского Небит-Дага реквизит оказался во Владивостоке, и чтобы доставить его по адресу, потребовалось ещё полтора месяца.В результате вылет съёмочной группы в Туркмению был перенесён на самое жаркое время года, что сделало более сложными и без того непростые съёмки: кинематографисты начинала свой день в гостинице в Небит-Дага в 6 утра, затем выезжали на машине вглубь пустыни, где находилась планета Плюк, а из-за невыносимой жары работали только рано утром и поздно вечером.Однако неприятности съёмочной группе доставили не только несвоевременное исчезновение пепелаца и туркменская жара. В это же время на «Мосфильме» велась подготовка к съёмкам фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов», из-за чего пошивочный цех киностудии оказался перегружен. Костюмы для героев картины «Кин-дза-дза!» пришлось изготавливать практически всей съёмочной группе. Костюмеры и артисты обесцвечивали хлоркой самые обычные майки, фуфайки и кальсоны фабрики «Заря», а чтобы придать нарядам заношенный вид, выжигали их спичками.Известно, что летний костюм героя Яковлева Данелия собственноручно красил чернилами в ванной комнате, а Станислав Любшин и Леван Габриадзе и вовсе снимались в личных вещах режиссёра. Более того, часть ценных вещей находили прямо на съёмках в Туркменистане, кинематографисты подбирали на улицах пружинки, тесемочки, мешочки, чтобы после использовать их для украшения инопланетян. А сам Данелия вспоминал: «В Небит-Даге был расположен военный аэродром, и на свалках разбросаны потрясающие вещи. Я там с упоением рылся, а мне не разрешали, ведь свалки кишели скорпионами».«Звёздная пыль»
Несмотря на все трудности: жару, пустыню, переезды, — съёмки проходили в прекрасной атмосфере. На площадке собралась весёлая кампания артистов: Станислав Любшин, Леван Габриадзе, Евгений Леонов, Юрий Яковлев. Однако их могло быть ещё больше. Леонид ЯрмольникВ фильме роль инопланетянина, спекулирующего космической пылью, должен был исполнить Леонид Ярмольник. Артист дважды выезжал в Туркмению на съёмки, но ему фантастически не везло. В первый его приезд сгорела декорация, а во второй — в эту же декорацию въехал пьяный водитель машины, предназначенной для электропитания операторского освещения.Чтобы не испытывать судьбу, роль Ярмольника решили вообще убрать из сценария, а сам фильм выпустить в прокат под рабочим названием «Кин-дза-дза!», хотя ранее предполагалось, что он будет называться «Звёздная пыль» или «Космическая пыль».Что означает название фильма «Кин-дза-дза»?
Кин-дза-дза — это название галактики, в которой находится планета Плюк, где происходят основные события фильма. Эта фраза ничего не означает и никак не переводится на русский язык, так как является выдуманной. По словам режиссёра Георгия Данелии, название фильма было придумано совершенно случайно. «У нас поначалу в пепелаце (летательном аппарате) висел гамак. В нём раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?“ Леонов за ним, как эхо, повторял: „Феле-феле-феле...“ Дальше отвечает: „Зелень“. — „Какая?“ — „Кинза“. И давай петь: „Кин-дза-дза-дза...“ Всю дорогу пел. „Не можешь заткнуться?“ Песня испепелилась. Название осталось...» — рассказал Данелия.Непонятный фильм«Думаю, что и мы, исполнители ролей в „Кин-дза-дзе“, до конца не понимали, что же мы снимаем и что получится в результате. После первого просмотра на „Мосфильме“ я с интересом ждал реакции своего младшего сына Антона, прекрасно знающего кинематограф, и получил „восторженную рецензию“ с полным разбором и с заявлением, что это лучший фильм Данелии», — вспоминал Юрий Яковлев. И хотя «Кин-дза-дза!» провалился в советском прокате, он пользовался огромным успехом на показах в молодых аудиториях — университетах, институтах. Взрослые зрители, в отличие от молодёжи, которая вслед за героями Данелии массово стала называть спички «кц», старые автобусы — пепелацами, а также по поводу и без говорить: «Ку!», не сразу разглядели в комедийной ленте философскую притчу. Зато это уберегло «Кин-дза-дзу» от цензуры. Благодаря тому, что многие чиновники фильм просто не поняли, 1 декабря 1986 года состоялась мировая премьера «Кин-дза-дзы», а сам Данелия признал эту ленту своей лучшей работой.http://back-in-ussr.com/2016/12/kak-snimali-kin-dza-dza.html
Вообще интересно смотреть эти предперестроечные фильмы. Полные предчувствия гражданской войны. Тогда было непонятно, воспринималось как сатира, скорее, на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги — «и так всем все ясно», раз плохое, значит, про СССР.
А фильм на самом деле пророческий получился. Ключевая фраза там — фраза пацака Би, «Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели».
Дядя Вова и Гедеван в то время мне казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства. Сейчас же я вот смотрю на это и понимаю, что они — как пришельцы из светлого будущего. Даже не верится, что такие люди бывают.
Они открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их «делать ку», вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно, страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает — но тем не менее не может бросить в беде Би с Уэфом, которые не раз кидали землян.
Они совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; «оголтелый расизм» плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья — старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки — тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО!
То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди — просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени. Средние, не лучшие и не худшие.
Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво — то есть явно не случайно — повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни — про дифференциацию штанов. Это важно!Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?Дядя Вова: Ну это на глаз.Уэф: Дикари!… вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов — имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить!
Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться — именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем!
И разве мы не слышали — «у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель»? И у нас появилась «цветовая дифференциация штанов». Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то «кланяться» — было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно — те, кому следует кланяться, «у кого много чатлов» — стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками… Общество обрело цель — приобретать и приумножать чатлы.
Заодно постепенно исчезли и другие признаки «дикарства» — интернационализм, дружба, благородство, честь… Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе…ну вы поняли… тоже появился.
Теперь самое интересное — насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза.
В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на «наше убожество». Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы…Но в этой версии «сатиры на нашу действительность» чего-то не хватало. Сейчас я понимаю, чего.
Реально цивилизация Кин-Дза-Дза — вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество. Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком — в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду.
Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку — и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней — 90 чатлов. Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0.
Но кому это на хрен надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: «они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться». Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина — игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра — на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.
Здесь Данелия со своим пророчеством перепрыгнул через ступень. Это — логическое продолжение «цивилизованного мира» в будущее. Это идеально развитый, утопический капитализм — он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели — например, Нил Стивенсон в «Алмазном веке» — безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности.
Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными…Но зачем им это нужно? Их смысл жизни — борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея — «чтобы мне все кланялись». Их общество не «дикарское», оно имеет цель и смысл!А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить… В светлый, оказывается — а мы и не знали этого, но все познается в сравнении — прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать.Ку.
http://ibigdan.livejournal.com/12326338.html
hystory.mediasole.ru