Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. Задание Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм). Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается


Исправьте в предложениях тавтологию и плеоназм

-=] AidaR [=- Ученик (223), закрыт 2 года назад

1. Выехать нам не удалось, (потому что) начался проливной ливень. 2. У него (сразу) вспотели ладони рук. 3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. 4. Прейскурант цен вывешен на витрине. 5. Гость попытался собрать осколки разбитой вазы. 6. В заключение рассказчик рассказал еще о забавную историю. 7. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 11. Как только прочитаете книгу, сразу возвратите её обратно в библиотеку. 12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. 13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 14. Рано или поздно всем станет известна подоплёка распускаемых слухов. 15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. 16. А. Н. Островский создаёт правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную независимость. 21. Мы его видели и сбоку, и в профиль. 22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 23. Некоторые руководители не сосредотачивают внимания на необходимых и насущных вопросах. 24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 25. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. 26. Писатель показал, как боролась с врагом молодая, почти юная молодёжь. 27. Тёплые весенние дни пришлись на начало апреля. 28. Студенты активно готовятся к сессии и к экзаменам. 29. Отчёт о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. 30. Много жалоб на плохую поставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревни.

Остальные ответы

Похожие вопросы

Также спрашивают

otvet.mail.ru

ответы.doc

Упражнение 8.

1. Спонсоры внесли большую лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать учителем.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4. Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.

5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.

6. Наша улица выглядит очень красиво.

7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.

8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в ряду мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

13. Базаров – молодой человек с худым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.

15. Крылов представляет в своих произведениях добро и зло.

16. Мы испытываем тоску по прошлому.

17. Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких постоянных гонений на мужиков жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Задача, поставленная перед коллективом, была успешно решена.

20. Летом мы совершили небольшое путешествие: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Экспорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить искусство игры в карты, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков девиз писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее более подходит ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом камзоле.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным сюжетом.

28. Радостное известие привело его в мажорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

Упражнение 9.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

5. Успехами мы не блещем.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло весной.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Упражнение 10.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.

6. Студент быстро усвоил материал.

7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

10. Она приготовила сытный завтрак.

11. Болотный ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветном платье.

13. Соседский кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

17. Землю надо было обезводить.

18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.

20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.

21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.

Упражнение 11.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).

2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).

4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).

5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).

6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).

9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).

10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).

21. Мы его видели в профиль (плеоназм).

22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).

25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).

30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

Упражнение 12.

1. Сейчас же спрячь язык!

2. Ты что, с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдут по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.

5. Я уйду по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по осени.

7. Завтра боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное воздействие на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

12. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день грош цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

21. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.

29. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

30. Каждый из этих авторов внес свою лепту в сокровищницу театрального искусства.

studfiles.net

4) Многословие

Под общим названием многословия в речи объединяется несколько видов лексических ошибок.

а) Плеоназм– употребление в речи близких по смыслу и потому логически лишних слов.

Ошибка: Все участники соревнований получили памятные сувениры.

Сувенир – «подарок на память», поэтому «памятные» в этом предложении – лишнее слово.

Правильно: Все участники соревнований получили сувениры. (Все участники соревнований получили памятные подарки.)

Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

б) Использование лишних слов. В данном случае имеются в виду слова, лишние не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они вообще не нужны в данном тексте.

Ошибка: О том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».

Правильно: О том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля позаботится книжный магазин «Дружба».

в) Тавтология– повторение в пределах одного или нескольких соседних предложений одних и тех же слов или одинаковых морфем.

Ошибка: Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

Правильно: Пилот вынужден был совершить посадку.(Пилот совершил вынужденную посадку.)

г) Расщепление сказуемого. Это немотивированная замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием. Такие сочетания характерны для научных, официально-деловых, публицистических текстов, однако даже там ими не следует злоупотреблять. В художественном тексте и при непринужденном общении эти конструкции неуместны.

Ошибка:Студенты приняли решение произвести уборку спортивной площадки.

Правильно: Студенты решили убрать спортивную площадку.

5) Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.

Ошибка:Сейчас стали модными призывы не допускать на страницы печати и телевизоров высказывания, способные разжечь межнациональную вражду.

В результате пропуска слова «экраны» получается «страницы телевизоров».

Правильно: Сейчас стали модными призывы не допускать на страницы печати и экраны телевизоров высказывания, способные разжечь межнациональную вражду.

6) Ошибки в использовании фразеологизмов.

а) Ввод дополнительного компонента.

Ошибка: Пора уж тебе взяться за свой ум.

Правильно:Пора уж тебе взяться за ум.

б) Пропуск компонента.

Ошибка: Ну, хоть бейся об стенку!

Правильно: Ну, хоть бейся головой об стенку!

в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.

Ошибка: Эти и другие вопросы играют большое значениев мировой экономике.

Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играть рольииметьзначение.

Правильно:Эти и другие вопросыиграют большую рольв мировой экономике. Эти и другие вопросыимеют большое значениедля мировой экономики.

Задание 1. В каком слове ряда неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

- знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт

- каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль

- в шАрфе, начАвший, пломбировАть, (наступить) туфлЁй

- бАрмен, галА-концерт, не умЕстится, углубИшь

- глазирОванный, донЕльзя, (сделано) мастерскИ, недосолЁный

- блАговест, намерЕние, обеспЕчение, срЕдства

- вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный

- дОсуг, сабО, платО, сИлос

- не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур, слИвовый

Задание 2. В каких словах согласный звук перед Е ([Э]) произносится:

а) твердо?

Рельс, пантеон, пресса, энергия, темпы, музей, неолит, бутерброд, термин, реквием, шинель, патент, термометр, дефицит, свитер, академия;

б) мягко?

Одесса, гротеск, детектив, эстетика, компьютер, кашне, компетентный.

Задание 3. Разделите слова на 2 группы: 1) после мягкого согласного под ударением произносится [Э]; 2) после мягкого согласного под ударением произносится [О].

Гололедица, маневры, издевка, принесший, никчемный, оседлый, современный, иноплеменный, подключенный, леска, гренадер, разновременность.

Задание 4. Найдите и исправьте лексические ошибки.

1. Людей приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине.

2. При таком отношении к народному добру не стоит уповать на то, что витрины забиты импортными товарами.

3. Постараемся сделать всё, что от нас возможно.

4. Это была программа с безусловными условиями, которые нужно выполнять обоим сторонам.

5. Я с опасностью думаю о том, что нам нужно менять стереотипы.

6. Эти факторы не будут играть определяющего значения.

7. Банки сегодня вышли на передовую арену жизни нашего общества.

8. Группа солдат совершила побег с гауптвахты в соседской Пермской области.

9. Это соревнование состоялось благодаря кооперативным усилиям многих стран.

10. Несмотря на то, что там делаются все профилактические меры, леса горят.

Задание 1. Определите место ударения в словах.

Августовский, алфавит, аналог, апостроф, баловать, буксировать, вероисповедание, втридорога, газопровод, генезис, гофрированный, дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи, добыча, договор, дозвониться, досуг, древко, завидно, задолго, заиндеветь, заискриться, запломбировать, заржаветь, засорится, (телефон) звонит, иконопись, индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть, квартал, красивее, красивейший, кремень, кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг, мельком, мизерный, мускулистый, мышление, намерение, наотмашь, начавший, (работа) начата, недвижимость, некролог, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, осведомиться, откупорить, отнятый, отчасти, памятуя, партер, плесневеть, пломбировать, предвосхитить, премирование, приняла (заказ), принудить, присовокупить, прожили, рассредоточение, симметрия, создали, столяр, табу, торты, тотчас, уведомить, углубить, умерший, упрочение, усугубить, факсимиле, форзац, ходатайство, христианин, шасси, эксперт, эссе, языковой вопрос, языковый паштет.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы: 1) согласный перед Е произносится мягко; 2) согласный перед Е произносится твердо.В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрегат, агрессия, адекватный, адепт, академик, аккордеон, амбре, анемия, аннексировать, антенна, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес, бифштекс, брюнет, гантели, генезис, генетика, гипотеза, гротеск, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, деградация, декада, деканат, декларация, декламировать, декрет, демагогия, демарш, демпинг, денационализация, депеша, депозит, депонент, дефицит, диспансер, законопроект, индекс, интеллект, интервал, интервью, интернат, кодекс, компетентный, компьютер, конверсия, конкретный, консервация, купейный, корректный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, протеже, резерв, резюме, реноме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, тенденция, термин, террор, фанера, фортель, френч, чартер, энергия, эстет, эфемерный.

Задание 3. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: 1) слова, где произносится [чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, вербовочный, вторично, гоночный, горничная, горчичник, единичный, елочный, игрушечный, кирпичный, конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник, лихорадочный, мелочность, молочный, нарочно, научный, ночной однозвучный,, отличник, очечник, перечница, печной, подсолнечник, порядочный, почечный, прачечная, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скворечник, скучный, сливочный, солнечный, съёмочный, точность, тренировочный, троечник, убыточность, уличный, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Задание 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.

16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков имидж писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

Задание 6.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Задание 7. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.

22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

Задание 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

5. Цыплят, как известно, считают по очереди.

6. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.

7. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

8. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

9. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

10. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

11. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

12. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

13. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

14. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

15. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

16. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

17. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

18. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

19. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

20. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

21. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

22. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

23. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

24. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

25. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

studfiles.net

Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).

6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).

Работа была выполнена небрежно (плеоназм).

Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).

Мы его видели в профиль (плеоназм).

Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).

Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).

Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).

Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).

Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

Упражнение 12.

1. Сейчас же спрячь язык!

Ты что, с Луны свалился?

А сейчас все пойдут по своим делам.

Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.

Я уйду по-английски.

Цыплят, как известно, считают по осени.

Завтра боевое крещение наших спортсменов.

Музыка оказала сильное воздействие на всех.

Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!

Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.

Если разобраться, ему в базарный день грош цена.

Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.

Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.

Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.

Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

Каждый из этих авторов внес свою лепту в сокровищницу театрального искусства.

Упражнение 13.

Сначала думай, потом отвечай.

2. Он объявил громогласно о своих планах.

Он попал в туберкулезный диспансер.

Я ем фрукты каждый день.

Главную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.

В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.

В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.

Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой.

Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.

Ваше согласие играет для меня большую роль.

Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

Он очень практичный человек.

Все командированные могут поселиться в гостинице.

Из-за наводнения люди остались без крова.

Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.

За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.

Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.

Когда я проходил по цеху, на меня пахнуло жаром.

Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.

В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.

Взобравшись на крышу, Павка увидел сад Лещинских.

Когда он увидел револьвер, у него захватило дух.

Когда Мцыри жил в монастыре, он мечтал о родине.

Газета «Известия» опубликовала статью о деятельности новой партии.

Живущие в Сибири родственники, приехав в Москву, остановились у нас.

Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.

В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Италии и других.

Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

Упражнение 14.

Нужно подумать о кормах на зиму для животных.

2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.

Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.

Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.

В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.

Я приобрела для сына настольную игру.

Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.

8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.

Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.

По получении ответа немедленно принимайте меры.

Написав ей, он стал ждать ответа.

Я с сестрой собралась на пруд.

Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.

Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.

Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.

Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.

Петя с другом решили, что поедут в лагерь.

По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.

Кубанцы радуются своим успехам.

Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.

Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.

Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.

Наш интерес к медицине вполне понятен.

Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.

Самый большой вред наносит человеку курение.

Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.

27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.

Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.

Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

На обоих коленях были царапины.

Упражнение 15.

ТЕКСТ 1–5

ТЕКСТ 2–4

ТЕКСТ 3–5

ТЕКСТ 4–2

ТЕКСТ 5–3

ТЕКСТ 6–2

ТЕКСТ 7–3

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Задание Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова

1 вариант

Неправильный выбор слова

Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

Нарушения лексической сочетаемости

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

  1. Эта новость причинила ей удовольствие.

  2. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

  3. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

  4. У нее были огромные каштановые глаза.

  5. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

  6. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Задание 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

Тавтология и плеоназм

Задание 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.

Исправьте речевые ошибки.

  1. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

  2. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

  3. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

  4. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

  5. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

  6. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

5. Я уйду, как француз, по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по очереди.

Задание 6

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания

использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

Моя хата с краю, встать не с той ноги, ломиться в открытую дверь, подливать масла в огонь, ахиллесова пята

Задание 7

В отрывке из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите известные вам тропы

Гонимы вешними лучами,                          Еще прозрачные, леса

      С окрестных гор уже снега                         Как будто пухом зеленеют.

Сбежали мутными ручьями                     Пчела за данью полевой

На потопленные луга.                Летит из кельи восковой.

Улыбкой ясною природа                      Долины сохнут и пестреют;Сквозь сон встречает утро года;              Стада шумят, и соловей

Синея блещут небеса.                       Уж пел в безмолвии ночей.

2 вариант

Неправильный выбор слова

Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

  1. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

  2. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

  3. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

  4. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

  5. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

  6. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

Нарушения лексической сочетаемости

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

  1. Это произошло глубокой весной.

  2. В течение долговременного периода идет оформление документов.

  3. Он был мне подлинным другом.

  4. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

  5. Он преклонил голову ей на плечо.

  6. Сын склонил колени перед матерью.

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Задание 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

  2. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

  3. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

  4. Она приготовила сытый завтрак.

  5. Болотистый ил является отличным удобрением.

  6. Она пришла в цветистом платье.

Тавтология и плеоназм

Задание 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.

Исправьте речевые ошибки.

  1. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

  2. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

  3. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

  4. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

  5. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

  6. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

  1. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.

  2. Музыка оказала сильное впечатление на всех.

  3. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.

  4. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

  5. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

  6. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

Задание 6

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания

использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

Нет дыма без огня, вывести на чистую воду, покатиться по наклонной плоскости, кто в лес, кто по дрова, сфинксова загадка

Задание 7

В отрывке из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите известные вам тропы

I. В те дни, когда в садах Лицея                Открыла пир младых затей,

Я безмятежно расцветал,                          Воспела детские веселья,

Читал охотно Апулея,                                 И славу нашей старины,

А Цицерона не читал,                                   И сердца трепетные сны.В те дни в таинственных долинах,Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,                     И свет ее с улыбкой встретил;

Являться муза стала мне.                          Успех нас первый окрылил;

Моя студенческая келья                            Старик Державин нас заметил

Вдруг озарилась: муза в ней                      И, в гроб сходя, благословил.

3 вариант

Неправильный выбор слова

Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

  1. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

  2. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

  3. Крылов – удобный катализатор добра и зла.

  4. Мы испытываем летаргию по прошлому.

  5. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

  6. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

Нарушения лексической сочетаемости

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

  1. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

  2. Девушка купила карие чулки.

  3. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

  4. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

  5. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  6. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Задание 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Соседний кот важно прошел на кухню.

  1. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

  2. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

  3. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

  4. Землю надо обезводеть.

  5. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

Тавтология и плеоназм

Задание 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.

Исправьте речевые ошибки.

  1. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

  2. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

  3. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

  4. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

  5. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

  6. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

  1. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

  2. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

  3. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

  4. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

  5. Вы мне тут зубы не разговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся.

  6. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

Задание 6

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания

использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

Сесть в лужу, принимать за чистую монету, смотреть сквозь пальцы, палка о двух концах, между Сциллой и Харибдой

Задание 7

В стихотворении С. Есенина укажите укажите известные вам тропы

Задремали звезды золотые,                      Шелестят зеленые сережки,

Задрожало зеркало затона,                       И горят серебряные росы.Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.                    У плетня заросшая крапива

                                                                       Обрядилась ярким перламутром

Улыбнулись сонные березки,                   И, качаясь, шепчет шаловливо:

Растрепали шелковые косы.                     «С добрым утром!»

4 вариант

Неправильный выбор слова

Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

  1. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

  2. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

  3. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

  4. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.

  5. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

  6. Правда и только правда – таков имидж писателя.

Нарушения лексической сочетаемости

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Задание 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

  2. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

  3. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

  4. Ему была представлена возможность поехать на юг.

  5. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

  6. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

Тавтология и плеоназм

Задание 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.

Исправьте речевые ошибки.

  1. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

  2. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

  3. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

  4. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

  5. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

  6. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

  1. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

  2. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

  3. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

  4. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

  5. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

  6. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

Задание 6

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания

использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

Фома неверующий, первый блин комом, втирать очки, носить камень за пазухой, пиррова победа

Задание 7

В отрывке из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите известные вам тропы

I. В те дни, когда в садах Лицея                Открыла пир младых затей,

Я безмятежно расцветал,                          Воспела детские веселья,

Читал охотно Апулея,                                 И славу нашей старины,

А Цицерона не читал,                                   И сердца трепетные сны.В те дни в таинственных долинах,Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,                     И свет ее с улыбкой встретил;

Являться муза стала мне.                          Успех нас первый окрылил;

Моя студенческая келья                            Старик Державин нас заметил

Вдруг озарилась: муза в ней                      И, в гроб сходя, благословил.

5 вариант

Неправильный выбор слова

Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

  1. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

  2. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

  3. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

  4. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

  5. Интерьер нашей улицы очень красивый.

  6. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

Нарушения лексической сочетаемости

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

  1. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

  2. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

  3. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

  4. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

  5. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

  6. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Задание 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

  2. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

  3. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

  4. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

  5. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

  6. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Тавтология и плеоназм

Задание 4. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.

Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную

историю.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

  1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

  2. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

  3. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

  4. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

  5. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

  6. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

Задание 6

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания

использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

Нести ахинею, козел отпущения, перегнуть палку, ударить в грязь лицом, прокрустово ложе

Задание 7

В стихотворении С. Есенина укажите укажите известные вам тропы

Задремали звезды золотые,                      Шелестят зеленые сережки,

Задрожало зеркало затона,                       И горят серебряные росы.Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.                    У плетня заросшая крапива

                                                                       Обрядилась ярким перламутром

Улыбнулись сонные березки,                   И, качаясь, шепчет шаловливо:

Растрепали шелковые косы.                     «С добрым утром!»

uchebana5.ru

Тема 3. Лексические нормы

Цель – научиться семантически точно и стилистически уместно использовать лексические средства языка в устной и письменной речи.

План занятия

1.Многозначность слов.

2. Употребление синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

3. Плеоназмы, тавтология.

4.Употребление фразеологизмов.

5. Стилистически окрашенная лексика.

6. Экспрессивно окрашенная лексика.

7. Нормативная и ненормативная лексика.

8. Заимствованная лексика.

9. Устаревшая лексика.

Практические задания

Задание 1. Определите различия в значении слов:

Импресарио, меценат, спонсор, продюсер; аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы; грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

Задание 2. Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.

1. Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть,

стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.

2. Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3. Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.

Задание 3. Неправильный выбор синонимов привел к неточности словоупотребления. Исправьте ошибки.

(1). Екатерина была поставлена на престол. (2). Ей удалось обогнать Кейт Мосс, давно уже считающуюся иконой стиля в туманном Альбионе. (3). Имя драматурга знакомо во многих странах. (4). Теннис культивируется в нашем городе с 1950 года. (5). Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. (6). Около палаток сновали ребята, торопя друг друга, чтобы установить палатки до дождя. (7). Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. (8). Благодаря плохой подготовке он не сдал экзамен. (9). Оратор выдвинул инициативу, но его не поддержали. (10). Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера.

Задание 4.Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, а в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное-невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Задание 5. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные:

Народный фольклор, хронометраж времени, свободная вакансия, автобиография жизни, демобилизация из армии, временный интерьер, временный цейтнот, мемориал памяти, реальная действительность, информационное сообщение.

Задание 6. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

(1). Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. (2). У него сразу вспотели ладони рук. (3). Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. (4). Прейскурант цен вывешен на витрине. (5). Гость попытался собрать осколки сломанной вазы. (6). В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. (7). Впереди лидирует гонщик под номером 5. (8). Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. (9). Работа была выполнена небрежно и неряшливо. (10). Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. (11). Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. (12). В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. (13). Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. (14). Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. (15). Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. (16). А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. (17). В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. (18). На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. (19). В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. (20). Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. (21). Мы его видели и в сбоку, и в профиль. (22). Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. (23). Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов. (24). Обмен имеющимся опытом был очень полезен. (25). Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. (26). Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. (27). Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. (28). Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. (29). Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. (30). Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

Задание 7. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки:

Он привык беречь каждую минуту времени. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. Деятельность центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами разных стран. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. При таком обработке много древесины пропадает зря.

Задание 8. Распределите слова по группам нейтральная, книжная, разговорная лексика):

Лес, темный, лгать, смекалка, шагать, синий, поляна, смазливый, воспламениться, дерзание, воспеть, бегать, зачинатель, предначертание, страж, грядущий, кляуза, отчизна, труженик, барахлить, ланиты, нерукотворный, скорбь, чмокнуть, журить, предписание, афишировать, батальон, бинокль, блестеть, блистать, братва, букварь, буквоед, бытие, дрыхнуть, консолидация, крутой, лифт, маячить, одежда, одеяние, работяга, синий, творение, тряпье, явиться.

Задание 9. Выпишите из текста диалектную лексику:

Мать с ухватами не сладится

Хутор был слишком высок,

чтобы подняться на него

Испекла нам мама на праздник каравайцы

И затянул пастух свою проголосную песню

На праздник традиционно пеклись пышные шаньги.

Задание 10. Прочитайте примеры употребления жаргонной лексики. Подберите к ним синонимы из литературного языка.

Оттянуться в казино, отмывать черный нал, покручивать деньги, умыть конкурентов.

Задание 11. Выявите и откорректируйте речевые ошибки.

(1). Мне нужно замотивировать людей на производство. (2). Это сделано по германской технологии. (3). Это явно дефект воспитания. (4). Недостоверные факты должны настораживать. (5). Это вне сферы моей компетентности. (6). Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. (7). Урожайность с га будет повышена за счет внесения удобрений. (8). Состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. (9). Наши главные приоритеты связаны с внедрением инноваций. (10). К сожалению, мы не в состоянии составить конкуренцию столичным вузам. (11). Ему предоставлен полный карт-бланш. (12). Он кивнул головой в ответ. (13). Увеличение товарооборота с финансовой точки зрения уменьшает объем капитальных вложений. (14). На кафедре принято аналогичное решение. (15). Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов.

Задание 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением а) фразеологизмов, б) устойчивых оборотов:

а) Чего там есть? Супа-то кот поплакал. Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде. Нечего биться головой об лед. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. Положив руку на сердце, хочу сказать. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Под лежачим камнем вода не течет. Как кильки в банке.

Задание 13. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены.

(1). Мария долго искала мужа в карьере, еще не ведая, что он в это время был доставлен в городскую больницу. (2). Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. (3). Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, еще раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. (4). Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный прием. (5). После двух туров впереди шествует советский шахматист. (6). Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. (7). Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним. (8). Свой отказ в учинении отметки перевозчик объясняет тем, что груз находится в пункте отправления, что он не утрачен. (9). Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства... (10). Госналогслужба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению внебюджетного фонда... Как провозгласили вчера на пресс-конференции, налоговая служба «может столкнуться с кризисом, связанным с отсутствием средств» (из газ.).

Самостоятельная работа

  1. Подготовка докладов по темам:

  1. Устаревшая лексика в современном русском языке.

  2. Иноязычные слова в русской речи.

  3. Молодежный жаргон.

  4. Профессиональный жаргон.

  5. Фразеологизмы и их роль в речевой культуре.

II. Написание эссе на тему «Модные словечки в современном русском языке».

III.Воспользовавшись толковым словарем и словарем иностранных слов, определите значение следующих слов: эскалация, экспансия, аннексия, преференция, профицит, девальвация, демпинг, статус-кво, реституция, статут, плебисцит, прецедент, карт-бланш, комильфо.

IV. Замените общеупотребительными словами диалектно-просторечную лексику: однёрка, заодним, заподряд, ладом, кисленка, обабок, паут, красноголовик, вичка, вехотка, кагонька, водиться, галить.

Рекомендуемая литература:[1], [7], [8], [10],[15], [16], [17], [26], [28], [30], [32].

Словари: [1], [4], [8], [10], [13], [16], [17], [18], [21], [22], [23].

studfiles.net

rulibs.com : Наука, Образование : Научная литература: прочее : Тавтология и плеоназм : А Милюк : читать онлайн : читать бесплатно

Тавтология и плеоназм

Упражнение 11. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

rulibs.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта