Что способствовало распространению цветковых растений на нашей планете. Олимпиады школьников по экологии ! Отвечая на вопросы и выполняя задания

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Изменение климатических условий привело к вымиранию фауны. Что способствовало распространению цветковых растений на нашей планете


7 класс I. Задание с выбором одного верного ответа

7 класс I. Задание с выбором одного верного ответа

1. Из названных растений можно считать водорослью:

А) ряску

Б) элодею

В) морскую капусту

Г) кувшинку 2. Хлоропласты есть в клетках:

А) корня дуба

Б) амебы

В) плодового тела трутовика

Г) листа садовой земляники

3. Антибиотики готовят из :

А) мукора

Б) дрожжей

В) пеницилла

Г) спорыньи

4. Сезонные изменения в жизни растений изучает:

А) ботаника

Б) биология

В) география

Г) фенология

5. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

А) подосиновик

Б) масленок

В) рыжик

Г) подберезовик

6. К голосеменным растениям относятся:

А) кедр, туя, секвоя

Б) сосна, ель, банан

В) тисс, кокос, кипарис

Г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма

7. У древесных растений камбий откладывает:

А) одинаковое количество клеток в сторону древесины и в сторону коры

Б) в сторону древесины больше клеток, чем в сторону коры

В) в сторону коры больше клеток, чем в сторону древесины

Г) клетки откладываются только в сторону древесины

8. Что способствовало распространению цветковых растений на нашей планете:

А) размножение без участия воды

Б) наличие пластид в клетках

В) разнообразие жизненных форм

Г) разнообразие корневых систем

9. Какое из перечисленных растений относят к однодольным:

А) подсолнечник

Б) рябина

В) ковыль

Г) клевер

10. К крестоцветным растениям относят:

А) донник лекарственный

Б) ярутку полевую

В) горох посевной

Г) ландыш майский

11. Бактерии существуют на Земле наряду с более высокоорганизованными существами, так как они:

А) состоят из одной клетки

Б) имеют микроскопические размеры

В) используют для питания различные органические вещества

Г) быстро размножаются и образуют споры в неблагоприятных условиях

12. Общим для растительных и животных клеток является:

А) наличие хлоропластов

Б) наличие ядра

В) способ питания

Г) строение клеточной стенки

13. К фотосинтезу способна:

А) эвглена зеленая

Б) амеба обыкновенная

В) инфузория – туфелька

Г) лямблия кишечная

14.Клетка простейших:

А) выполняет определенную функцию

Б) представляет собой самостоятельный организм

В) является составной частью тканей

Г) имеет плотную оболочку

15. Возбудителем малярии является:

А) малярийный комар

Б) малярийный плазмодий

В) амеба дизентерийная

Г) инфузория – туфелька

II. Задания с выбором нескольких верных ответов

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма. а) I, II, V; б) I. III; в) I, V; г) I, III, IV.
  2. Представители типа моллюсков обитают
а) в вулканической лаве

б) в морях

в) в пресных водоемов

г) на суше

3. Скорпионы являются представителями

а) многоклеточных

б) ракообразных

в) паукообразных

г) членистоногих

4. Какие систематические категории используют для классификации растений:

а) тип

б) отряд

в) класс

г) отдел

д) порядок

е) подтип

5. Картофель служит сырьем для изготовления

а) бумаги

б) искусственного каучука

в) капрона

г) спирта

д) крахмала

III. Выберите из предложенных суждений верные 1) Мхи относятся к высшим споровым растениям

2) Споры у кукушкина льна развиваются в коробочках

3) Размножение у мхов не связано с водой

4) У мхов развиты стебли и листья

5) Ризоиды не развиты у кукушкина льна

6) Среди мхов встречаются все жизненные формы

7) Лишайники размножаются семенами

8) Трутовики находятся в симбиозе с деревьями

9) Органы вкуса у мухи находятся на лапках

10) Перелетные птицы на юге вьют гнезда

IV. Установите соответствие между особенностями строения соцветия и растением.

Соцветие Растения

А) Корзинка 1. Пшеница

Б) Сложный колос 2. Подсолнечник

В) Сложный зонтик 3. Укроп

4. Ромашка

5. Рожь

6. Морковь

7. Одуванчик

Задания практического тура

Морфологическое описание растения.

План описания:

  1. Жизненная форма растения.
  2. Подземные органы.
  3. Побеги: а) по функциям; б) по структуре; в) по положению в пространстве.
  4. Стебель (форма и опушение)
  5. Листорасположение.
  6. Лист: а) черешковый, сидячий; б) наличие прилистника; в) простой или сложный; г) жилкование.
  7. Тип соцветия.
  8. Характеристика цветка.
  9. Формула и диаграмма цветка.
  10. Определите растение и семейство, к которому оно относится.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

I тур Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2013-2014 уч. год (6-7 классы) - Биология - Олимпиады

I. Задание с выбором одного верного ответа

1. Из названных растений можно считать водорослью:

А) ряску

Б) элодею

В) морскую капусту

Г) кувшинку

2. Хлоропласты есть в клетках:

А) корня дуба

Б) амебы

В) плодового тела трутовика

Г) листа садовой земляники

3. Антибиотики готовят из :

А) мукора

Б) дрожжей

В) пеницилла

Г) спорыньи

 4. Сезонные изменения в жизни растений изучает:

А) ботаника

Б) биология

В) география

Г) фенология

5. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

А) подосиновик

Б) масленок

В) рыжик

Г) подберезовик

6. К голосеменным растениям относятся:

А) кедр, туя, секвоя

Б) сосна, ель, банан

В) тисс, кокос, кипарис

Г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма

7. У древесных растений камбий откладывает:

А) одинаковое количество клеток в сторону древесины и в сторону коры

Б) в сторону древесины больше клеток, чем в сторону коры

В) в сторону коры больше клеток, чем в сторону древесины

Г) клетки откладываются только в сторону древесины

8. Что способствовало распространению цветковых растений на нашей планете:

А) размножение без участия воды

Б) наличие пластид в клетках

В) разнообразие жизненных форм

Г) разнообразие корневых систем

      9. Какое из перечисленных  растений относят к однодольным:

      А) подсолнечник

      Б) рябина

      В) ковыль

      Г) клевер

      10. К крестоцветным растениям относят:

      А) донник лекарственный

      Б)  ярутку полевую

      В) горох посевной

      Г) ландыш майский

     11. Бактерии существуют на Земле наряду с более высокоорганизованными   существами, так как они:

А) состоят из одной клетки

Б) имеют микроскопические размеры

В) используют для питания различные органические вещества

Г) быстро размножаются и образуют споры в неблагоприятных условиях

12. Общим для растительных и животных клеток является:

А) наличие хлоропластов

Б) наличие ядра

В) способ питания

Г) строение клеточной стенки

13. К фотосинтезу способна:

А) эвглена зеленая

Б) амеба обыкновенная

В) инфузория – туфелька

Г) лямблия кишечная

14.Клетка простейших:

А) выполняет определенную функцию

Б) представляет собой самостоятельный организм

В) является составной частью тканей

Г) имеет плотную оболочку

     15. Возбудителем малярии является:

А) малярийный комар

Б) малярийный плазмодий

В) амеба дизентерийная

Г) инфузория – туфелька

16.  Опорную функцию в организме растений выполняет ткань:

А)  эпителиальная;

Б)  механическая;

В)  соединительная;

Г)  проводящая.

17.Озоновый слой предохраняет:

А) планету от падения метеоритов;

Б) живые организмы от губительного излучения;

В) планету от потери тепла;

Г) от космического холода.

18. Клеточное строение имеют:

А) растение;

Б) грибы;В) животные;

Г) все живые организмы.

19. Питание – это:

А) поступление в организм кислорода;

Б) выделение ненужных веществ;

В) получение необходимых веществ из окружающей среды;

Г) переваривание пищи.

20. Нуклеиновые кислоты выполняют:

А) функцию хранения и передачи наследственных признаков;

Б) энергетическую функцию;

В) опорную функцию;

Г) функцию размножения

II. Задания с выбором нескольких верных ответов

1.  Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? 

I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.

а) I, II, V;

б) I. III; 

в) I, V;

г) I, III, IV.

2. Представители типа моллюсков обитают

а) в вулканической лаве

б) в морях

в) в пресных водоемов

г) на суше

3. Скорпионы являются представителями

а) многоклеточных

б) ракообразных

в) паукообразных

г) членистоногих

4. Какие систематические категории используют для классификации растений:

а) тип

б) отряд

в) класс

г) отдел

д) порядок

е) подтип

5. Картофель служит сырьем для изготовления

а) бумаги

б) искусственного каучука

в) капрона

г) спирта

д) крахмала

III. Выберите из предложенных суждений верные

1) Мхи относятся к высшим споровым растениям

2) Споры у кукушкина льна развиваются в коробочках

3) Размножение у мхов не связано с водой

4) У мхов развиты стебли и листья

5) Ризоиды не развиты у кукушкина льна

6) Среди мхов встречаются все жизненные формы

7) Лишайники размножаются семенами

8) Трутовики находятся в симбиозе с деревьями

9) Органы вкуса у мухи находятся на лапках

10) Перелетные птицы на юге вьют гнезда

IV. Установите соответствие между особенностями строения соцветия и растением.

 Соцветие                                                                                Растения

А) Корзинка                                                                            1. Пшеница

Б) Сложный колос                                                                   2. Подсолнечник

В) Сложный зонтик                                                                 3. Укроп

                                                                                             4. Ромашка

                                                                                              5. Рожь

6. Морковь

7. Одуванчик

              

               Матрица ответов (6 – 7класс)

Максимальное количество баллов -43,5  

Часть I. [ 20 баллов] 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

в

г

в

г

в

а

б

а

в

б

11-20

 

г

б

а

б

б

б

б

г

в

а

Часть II. [ 10 баллов] 

 

1

2

3

4

5

1-5

 

б

бвг

Авг

вгд

гд

Часть III. [10 баллов]

1,2,4,9

Часть IV. [3,5 баллов]

Соцветие

А

Б

В

Растения

2 4 7

1 5

3 6

kretinina.ucoz.ru

Изменение климатических условий привело к вымиранию фауны

В середине мелового периода мезозойской эры отмечался не только самый теплый климат на Земле, но и очень высокий уровень Мирового океана. Этому способствовало отсутствие ледяных шапок и достаточно большая интенсивность обновления океанической коры, в результате которой увеличивался объем срединно-океанических хребтов и происходило постепенное вытеснение воды.Высокий уровень Мирового океана привел к затоплению прибрежных низменностей и некоторых внутренних равнин континентов, что способствовало значительному накоплению карбонатов.В данный период на смену голосеменным пришли более высокоразвитые, покрытосеменные растения. Это повлияло на дальних господствовали гигантские черепахи и разнообразные рептилии. Широкое распространение покрытосеменных растений существенно увеличило поток опадавшей органики. В процессе ее разложения в пресноводных водоемах начали образовываться заморы – бескислородные среды, где происходило захоронение органики. Именно вторая половина мелового периода характеризовалась интенсивным угленакоплением на суше. Усилившиеся процессы захоронения углерода способствовали уменьшению содержания углекислого газа в земной атмосфере.В конце мелового периода мезозоя наблюдалось ослабление парникового эффекта и, как следствие, постепенное похолодание климата на всей планете. Для высоких широт на севере в эту эпоху уже была свойственна суровая зима со снегом. Климатическая зональность планеты постепенно приблизилась к современному состоянию. Изменение климатических условий совпало с очередным массовым вымиранием биосферы, уже не раз повторявшимся в истории Земли. Это событие больше известно как вымирание динозавров. Оно дало почву для разговоров о том, что климатические перемены в виде неожиданного похолодания или глобального потепления могли спровоцировать вымирание многих групп живых организмов.Например, американец Роберт Беккер связал вымирание пресмыкающихся с похолоданием в конце мелового периода. Согласно его расчетам, крупные динозавры могли двигаться со скоростью до 30 км/ч, а их более мелкие собратья развивали скорость 50-80 км/ч. Это означает, что для осуществления бега у динозавров обмен веществ должен был быть таким же, как у теплокровных животных.Однако у динозавров не было теплоизоляционного покрова, как у млекопитающих, и они не могли впадать в зимнюю спячку. Особенности терморегуляции их организма давали им возможность жить только в достаточно узком диапазоне температур. Поэтому, возможно, именно резкое и длительное похолодание в конце мезозоя привело к массовой гибели гигантских животных, произошедшей 65 млн лет назад.Все же пока однозначно ответить на вопрос о причинах вымирания не представляется возможным. В течение десятков миллионов лет различные виды динозавров безраздельно господствовали на нашей планете и вдруг за короткий промежуток времени они полностью исчезли с лица Земли. В течение всей мезозойской эры, начиная от триаса и заканчивая поздним меловым периодом, на Земле господствовали динозавры. Они прекрасно приспособились к теплому благоприятному климату мезозоя и распространились по всей планете. Казалось, ничто не предвещало их бесследного исчезновения в конце мезозоя.

Но на границе мелового периода мезозоя и палеогенового периода кайнозоя произошло так называемое мел-палеогеновое, или мел-кайнозойское, вымирание, частью которого стало полное исчезновение динозавров. Сферы – естественный эволюционный процесс, характерный для нашей планеты. Но, как правило, он происходит медленно и неравномерно. В случае же с мел-палеогеновым вымиранием крупнейшая группа пресмыкающихся исчезла с лица Земли с невероятной скоростью.Согласно современным данным, динозавры вымерли хотя и не мгновенно, но в геологических масштабах достаточно быстро – всего за несколько миллионов лет. Одновременно с динозаврами непостижимым образом исчезли и очень непохожие на них по образу жизни морские рептилии, а также все летающие ящеры, многие моллюски, в том числе аммониты, белемниты и множество мелких водорослей.Значительная часть представителей растительного и животного мира сумели пережить это непростое время. На планете остались такие сухопутные пресмыкающиеся, как змеи, черепахи и ящерицы, а также крокодилы. Выжили птицы, млекопитающие, кораллы и наземные растения. Считается, что мел-палеогеновое вымирание в наибольшей степени затронуло теплолюбивые виды животных и растений Земли.

В научном мире высказывалось довольно много теорий о причинах вымирания динозавров на рубеже мезозойской и кайнозойской эр. Существует несколько противоположных друг другу версий произошедшего. Некоторые ученые считают, что динозавры вымерли в результате какого-то катастрофического события. Это мог быть взрыв сверхновой звезды близ нашей планеты, неожиданное похолодание, всемирное потепление, усиление ультрафиолетового излучения Солнца или столкновение Земли с метеоритами или крупным астероидом. Другая же часть ученых настаивает на том, что никакого катастрофического события на самом деле не было и динозавры с течением времени были просто вытеснены более прогрессивными группами животных. Научное обоснование каждой из этих гипотез сталкивается с определенными проблемами.В научном мире, получается, главенствуют две противоположные точки зрения. Одни ученые объясняют вымирание динозавров внешними, внеземными причинами, другие связывают вымирание с внутренними, биологическими событиями, происходившими на нашей планете в конце мезозоя. Известный американский палеонтолог Джордж Гейлорд Симпсон отмечал: «Самое загадочное событие в истории Земли – это переход от мезозоя, века рептилий, к кайнозою, веку млекопитающих. Впечатление такое, словно во время спектакля, в котором все главные роли играли рептилии, занавес на мгновение упал и тотчас взвился вновь, открыв те же декорации, но совершенно новых актеров: ни одного динозавра, прочие рептилии на заднем плане в качестве статистов, а в главных ролях – млекопитающие, о которых в предыдущих действиях не было и речи».В то же время сегодня появляются противоречивые данные о том, что в некоторых местах . типично мезозойская фауна, возможно, еще существовала в самом начале кайнозойской эры. Чтожё произошло на рубеже мезозоя и кайнозоя? Каковы причины массового вымирания динозавров и других животных? Современная палеонтология предлагает нам биосферную версию великого вымирания, в соответствии с которой факторами, предопределившими исчезновение динозавров, было появление на планете цветковых растений и постепенное изменение климата, вызванное дрейфом материков. В середине мелового периода цветковые растения достаточно быстро вытеснили прочие виды флоры. Их широкое распространение способствовало быстрому росту насекомых, специализировавшихся на питании покрытосеменных. В то же время насекомые, которые были привязаны к ранее существовавшим представителям растительности, постепенно начали вымирать.Поскольку цветковые растения образуют дернину, прекрасный подавитель эрозии, то стало значительно снижаться размывание поверхности суши и, как следствие, поступление в Мировой океан питательных элементов. Такое обеднение вод привело к гибели значительной части водорослей. Была нарушена вся морская экосистема, что послужило причиной массового вымирания фауны.В это же время на суше животные также активно приспосабливались к изменению растительного мира и своего рациона питания. Появление первых малоразмерных хищников-млекопитающих создало реальную опасность для яиц и детенышей динозавров. Охрана своего потомства была практически неосуществима для динозавров из-за достаточно большой разницы в размерах взрослых особей и их детенышей.Дрейф материков, изменение направления ветров и морских течений обеспечили быстрое изменение климата в конце мелового периода. На континентах планеты резко обозначилась смена сезонов, жаркое лето стало сменяться холодной зимой, и растительноядные динозавры лишались питания зеленой массой. В отличие от млекопитающих, динозавры, вероятно, не смогли приспособиться к таким сезонным перепадам температуры. Правда, в настоящее время не существует фактов, подтверждающих подобное катастрофическое ускорение дрейфа материковых плит в мезозойскую эру. Похолодание на значительной части суши и усиление сезонного температурного градиента уже не обеспечивали динозаврам эволюционные преимущества, как в предыдущие периоды мезозоя.Таким образом, классическая палеонтологическая теория говорит о том, что вследствие изменения климата и эволюционных процессов для динозавров создались неблагоприятные условия, которые и привели к прекращению появления новых видов и массовому вымиранию. После исчезновения динозавров млекопитающие сумели захватить освободившуюся экологическую нишу, и животный мир планеты полностью поменял свой облик. Существуют и другие версии мел-палеогенового вымирания. Например, канадские ученые Дейл Рассел и Тэкер Уоллес предполагают, что причиной вымирания динозавров стало резкое повышение радиации при взрыве близко к Земле сверхновой звезды. Взрыв повлек за собой резкое похолодание, а ультрафиолетовая и рентгеновская радиация в течение всего нескольких дней могла увеличиться в сотни раз. Это и предопределило массовую гибель динозавров.Некоторые ученые считают, что динозавров истребили первые хищные млекопитающие, которые просто уничтожали кладки яиц и детенышей. К тому же они, размножаясь быстрее динозавров, могли вытеснить их в ходе конкурентной борьбы за существование на планете. Каковы бы ни были истинные причины исчезновения динозавров, одно остается очевидным – на нашей планете вымирают исключительно те виды живых существ, которые по своей организации и развитию стоят ниже на ступенях эволюционной лестницы, чем другие представители биосферы.Исчезновение динозавров спровоцировало мощную вспышку эволюционного развития, которая привела к широкому распространению на Земле птиц и млекопитающих в кайнозое. Сегодня ученые доказали, что рост размеров млекопитающих начался именно с момента вымирания динозавров, открывшего новые экологические ниши. Хотя первые млекопитающие появились еще около 240 млн лет назад, до конца мелового периода они оставались мелкими травоядными и хищными животными, прятавшимися от огромных динозавров. С вымиранием динозавров начался постепенный рост размеров млекопитающих. Он продолжался примерно 35 млн лет, после чего наконец был достигнут возможный предел массы их тела.

Если Вам понравилась наша энциклопедия или пригодилась информация на этой странице поделитесь ею с друзьями и знакомыми - нажмите одну из кнопок соц сетей внизу страницы или вверху, ведь среди кучи ненужного мусора интернете достаточно сложно найти действительно интересные материалы.

planete-zemlya.ru

7 класс I. Задание с выбором одного верного ответа

7 класс

I. Задание с выбором одного верного ответа

1. Из названных растений можно считать водорослью:

А) ряску

Б) элодею

В) морскую капусту

Г) кувшинку

2. Хлоропласты есть в клетках:

А) корня дуба

Б) амебы

В) плодового тела трутовика

Г) листа садовой земляники

3. Антибиотики готовят из :

А) мукора

Б) дрожжей

В) пеницилла

Г) спорыньи

4. Сезонные изменения в жизни растений изучает:

А) ботаника

Б) биология

В) география

Г) фенология

^ :

А) подосиновик

Б) масленок

В) рыжик

Г) подберезовик

6. К голосеменным растениям относятся:

А) кедр, туя, секвоя

Б) сосна, ель, банан

В) тисс, кокос, кипарис

Г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма

^ :

А) одинаковое количество клеток в сторону древесины и в сторону коры

Б) в сторону древесины больше клеток, чем в сторону коры

В) в сторону коры больше клеток, чем в сторону древесины

Г) клетки откладываются только в сторону древесины

^

А) размножение без участия воды

Б) наличие пластид в клетках

В) разнообразие жизненных форм

Г) разнообразие корневых систем

^

А) подсолнечник

Б) рябина

В) ковыль

Г) клевер

10. К крестоцветным растениям относят:

А) донник лекарственный

Б) ярутку полевую

В) горох посевной

Г) ландыш майский

^

А) состоят из одной клетки

Б) имеют микроскопические размеры

В) используют для питания различные органические вещества

Г) быстро размножаются и образуют споры в неблагоприятных условиях

^ :

А) наличие хлоропластов

Б) наличие ядра

В) способ питания

Г) строение клеточной стенки

^ :

А) эвглена зеленая

Б) амеба обыкновенная

В) инфузория – туфелька

Г) лямблия кишечная

14.Клетка простейших:

А) выполняет определенную функцию

Б) представляет собой самостоятельный организм

В) является составной частью тканей

Г) имеет плотную оболочку

^

А) малярийный комар

Б) малярийный плазмодий

В) амеба дизентерийная

Г) инфузория – туфелька

^

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.а) I, II, V;б) I. III; в) I, V;г) I, III, IV.
  2. Представители типа моллюсков обитают
а) в вулканической лаве

б) в морях

в) в пресных водоемов

г) на суше

^

а) многоклеточных

б) ракообразных

в) паукообразных

г) членистоногих

4. Какие систематические категории используют для классификации растений:

а) тип

б) отряд

в) класс

г) отдел

д) порядок

е) подтип

^

а) бумаги

б) искусственного каучука

в) капрона

г) спирта

д) крахмала

III. Выберите из предложенных суждений верные

1) Мхи относятся к высшим споровым растениям

2) Споры у кукушкина льна развиваются в коробочках

3) Размножение у мхов не связано с водой

4) У мхов развиты стебли и листья

5) Ризоиды не развиты у кукушкина льна

6) Среди мхов встречаются все жизненные формы

7) Лишайники размножаются семенами

8) Трутовики находятся в симбиозе с деревьями

9) Органы вкуса у мухи находятся на лапках

10) Перелетные птицы на юге вьют гнезда

^

Соцветие Растения

А) Корзинка 1. Пшеница

Б) Сложный колос 2. Подсолнечник

В) Сложный зонтик 3. Укроп

4. Ромашка

5. Рожь

6. Морковь

7. Одуванчик

^

Морфологическое описание растения.

План описания:

  1. Жизненная форма растения.
  2. Подземные органы.
  3. Побеги:а) по функциям;б) по структуре;в) по положению в пространстве.
  4. Стебель (форма и опушение)
  5. Листорасположение.
  6. Лист: а) черешковый, сидячий;б) наличие прилистника;в) простой или сложный;г) жилкование.
  7. Тип соцветия.
  8. Характеристика цветка.
  9. Формула и диаграмма цветка.
  10. Определите растение и семейство, к которому оно относится.

lib2.podelise.ru

Олимпиады школьников по экологии ! Отвечая на вопросы и выполняя задания

Биология

Задания школьной олимпиады

для 6-11 классов

2012-2013 учебный год

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 6-7 классы составила Викулова Е. В. учитель биологии МБОУ-СОШ №1 р. п. Степное.

Задания

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии 2012-2013 уч. год.

6-7 классы

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только

экологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!

I. Задание с выбором одного верного ответа

1. Из названных растений можно считать водорослью:

А) ряску

Б) элодею

В) морскую капусту

Г) кувшинку2. Хлоропласты есть в клетках:

А) корня дуба

Б) амебы

В) плодового тела трутовика

Г) листа садовой земляники

3. Антибиотики готовят из :

А) мукора

Б) дрожжей

В) пеницилла

Г) спорыньи

4. Сезонные изменения в жизни растений изучает:

А) ботаника

Б) биология

В) география

Г) фенология

5. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

А) подосиновик

Б) масленок

В) рыжик

Г) подберезовик

6. К голосеменным растениям относятся:

А) кедр, туя, секвоя

Б) сосна, ель, банан

В) тисс, кокос, кипарис

Г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма

7. У древесных растений камбий откладывает:

А) одинаковое количество клеток в сторону древесины и в сторону коры

Б) в сторону древесины больше клеток, чем в сторону коры

В) в сторону коры больше клеток, чем в сторону древесины

Г) клетки откладываются только в сторону древесины

8. Что способствовало распространению цветковых растений на нашей планете:

А) размножение без участия воды

Б) наличие пластид в клетках

В) разнообразие жизненных форм

Г) разнообразие корневых систем

9. Какое из перечисленных растений относят к однодольным:

А) подсолнечник

Б) рябина

В) ковыль

Г) клевер

10. К крестоцветным растениям относят:

А) донник лекарственный

Б) ярутку полевую

В) горох посевной

Г) ландыш майский

11. Бактерии существуют на Земле наряду с более высокоорганизованными существами, так как они:

А) состоят из одной клетки

Б) имеют микроскопические размеры

В) используют для питания различные органические вещества

Г) быстро размножаются и образуют споры в неблагоприятных условиях

12. Общим для растительных и животных клеток является:

А) наличие хлоропластов

Б) наличие ядра

В) способ питания

Г) строение клеточной стенки

13. К фотосинтезу способна:

А) эвглена зеленая

Б) амеба обыкновенная

В) инфузория – туфелька

Г) лямблия кишечная

14.Клетка простейших:

А) выполняет определенную функцию

Б) представляет собой самостоятельный организм

В) является составной частью тканей

Г) имеет плотную оболочку

15. Возбудителем малярии является:

А) малярийный комар

Б) малярийный плазмодий

В) амеба дизентерийная

Г) инфузория – туфелька

16. Опорную функцию в организме растений выполняет ткань:

А) эпителиальная;

Б) механическая;

В) соединительная;

Г) проводящая.

17.Озоновый слой предохраняет:

А) планету от падения метеоритов;

Б) живые организмы от губительного излучения;

В) планету от потери тепла;

Г) от космического холода.

18. Клеточное строение имеют:

А) растение;

Б) грибы;В) животные;

Г) все живые организмы.

19. Питание – это:

А) поступление в организм кислорода;

Б) выделение ненужных веществ;

В) получение необходимых веществ из окружающей среды;

Г) переваривание пищи.

20. Нуклеиновые кислоты выполняют:

А) функцию хранения и передачи наследственных признаков;

Б) энергетическую функцию;

В) опорную функцию;

Г) функцию размноженияII. Задания с выбором нескольких верных ответов

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.а) I, II, V;б) I. III; в) I, V;г) I, III, IV.
  2. Представители типа моллюсков обитают
а) в вулканической лаве

б) в морях

в) в пресных водоемов

г) на суше3. Скорпионы являются представителями

а) многоклеточных

б) ракообразных

в) паукообразных

г) членистоногих

4. Какие систематические категории используют для классификации растений:

а) тип

б) отряд

в) класс

г) отдел

д) порядок

е) подтип

5. Картофель служит сырьем для изготовления

а) бумаги

б) искусственного каучука

в) капрона

г) спирта

д) крахмала

III. Выберите из предложенных суждений верные1) Мхи относятся к высшим споровым растениям

2) Споры у кукушкина льна развиваются в коробочках

3) Размножение у мхов не связано с водой

4) У мхов развиты стебли и листья

5) Ризоиды не развиты у кукушкина льна

6) Среди мхов встречаются все жизненные формы

7) Лишайники размножаются семенами

8) Трутовики находятся в симбиозе с деревьями

9) Органы вкуса у мухи находятся на лапках

10) Перелетные птицы на юге вьют гнездаIV. Установите соответствие между особенностями строения соцветия и растением.

Соцветие Растения

А) Корзинка 1. Пшеница

Б) Сложный колос 2. Подсолнечник

В) Сложный зонтик 3. Укроп

4. Ромашка

5. Рожь

6. Морковь

7. Одуванчик

Матрица ответов

Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10 в г в г в а б а в б
11-20 г б а б б б б г в а

Часть II. [мах. 20 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1 2 3 4 5
1-5 б б в г А в г вгд гд

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1,2,4,9

Часть IV. [мах. 8 баллов] ___________ баллов

1. [мах. 4 балла].

Соцветие А Б В
Растения 2 4 7 1 5 3 6
Задания школьного тура олимпиады по биологии для 8 класса составила Початкова Т. Д., учитель биологии МБОУ-СОШ р. п. ПушкиноЗадания

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии 2012-2013 уч. год.

8 класс

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только

экологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!Задание 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1.Бычий цепень и печеночный сосальщик относятся к:А) одному отряду;Б) разным отрядам одного класса;В) разным классам одного типа; Г) разным типам.

2.Видоизменением какого органа является луковица тюльпана

А) цветка.

Б).побега.

В).корня.

Г).листа.

3. Каких древних животных считают предками птиц.

А) археоптериксов

Б) трилобитов.

В) плезиозавров.

Г) стегоцефалов

4.В чем состоит отличие лишайников от грибов

А) тело состоит из гриба и водоросли

Б) тело состоит из гриба и бактерий.

В) тело состоит из гриба и простейших

Г) тело состоит из гриба и мха.

5. Кровеносная система впервые появилась у:А) плоских червей;Б) круглых червей;В) кольчатых червей; Г) моллюсков.

6. Как называется плод у картофеля

А) клубень

Б) ягода.

В) корень

Г) корнеплод

7. Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха

А) очищают воздух.

Б) загрязняют воздух.

В) растут только в незагазованной атмосфере

Г) поглощают и используют для жизнедеятельности вредные вещества воздуха

8. Какое насекомое стало «домашним»

А) пчела.

Б) таракан.

В) муха.

Г) тутовый шелкопряд

9 . Изучение белков это уровень организации А). Клеточный.

Б). Молекулярный

В). Органный

Г). Организменный

10.Что является мономером белка

А) Глюкоза

Б). Аминокислота.

В). Нуклеотид

Г). Азотистое основание

11.По какому признаку можно узнать рептилий среди позвоночных других классов

А) сухая кожа с перьевым покровом

Б) голая влажная кожа.

В) кожа с железами, покрытая чешуёй

Г) сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками

12. В отличие от неживой природы все организмы

А) изменяются под действием среды.

Б) содержат неорганические вещества

В) состоят из атомов и молекул.

Г) состоят из белков и нуклеиновых кислот

13.Нейрон, имеющий только один длинный отросток, называется

А) униполярный.

Б) мультиполярный.

В) биполярный.

Г) псевдоуниполярный.

14.Как называются клетки, образующие миелиновую оболочку

А) Клетками Гольджи.

Б) Шванновскими клетками

В) Шлейденовскими клетками

Г) Вирховскими клетками

15. Наука , изучающая ткани, называется

А) цитология.

Б) генетика

В) гистология

Г) эмбриология.

16. Сколько костей образуют скелет человека

А). 120 Б.) 220 В) 300 Г) 340

17 Почему в некоторые сорта зубной пасты добавляют фтор

А)фтор обладает бактерицидным свойством

Б) при недостатке фтора в питьевой воде зубы быстро разрушаются

В).фтор предотвращает кровоточивость десен

Г),фтор нормализует деятельность слюнных желез

18. В чем состоит отличие грибов от растений.

А) наличие ядра.

Б) одноклеточные и многоклеточные организмы.

В) .поглощают воду из субстрата.

Г). отсутствует хлорофилл

19. К какому типу относятся животные с двусторонней симметрией тела, расчлененные на отделы, имеющие хитиновый покров и членистые конечности

А) кольчатые черви.

Б) моллюски.

В) членистоногие.

Г) круглые черви.

20. Признаками какой расы являются высокий и длинный нос, кожа с небольшим количеством меланина, нетолстые губы, хорошо развитый у мужчин волосяной покров на лице.

А) австралоидной.

Б) европеоидной

В) монголоидной

Г) негроидной

Задание 2.

Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.1. Какие признаки присущи круглым червям

  1. нечленистое тело.
  2. гермафродиты
  3. полость тела заполнена жидкостью
  4. полость тела отсутствует
  5. раздельнополые
  6. лучевая симметрия.

2. .Какие признаки присущи амфибиям

  1. органы дыхания – кожа и легкие
  2. сердце трехкамерное.
  3. органы дыхания - жабры.
  4. сердце двухкамерное.
  5. гермафродиты.
  6. развитие происходит в воде

3. К соединительной ткани относятся

  1. железистый эпителий
  2. жировая ткань.
  3. костная ткань.
  4. нервная ткань.
  5. кровь и лимфа.
  6. гладкая мышечная ткань.

4 . Какие функции выполняют эпителиальные ткани.

  1. сократительную
  2. защитную
  3. проводящую
  4. секреторную
  5. выделительную
  6. опорную.

5 Какие органы растения относятся к вегетативным

1 цветок.

2. лист.

3 стебель.

4 корень.

5 семя.

6. плод

Задание 3.

Выберите верное утверждение.1. У пингвинов тело покрыто не перьями, а чешуей

2.Личинка печеночного сосальщика имеет 6 крючков.

3 Для всех насекомых характерно полное превращение

4.Главные части цветка – тычинки и пестик.

5.Пеницилл используют для получения стрептомицина.

6. Амеба передвигается с помощью параподий.

7. Олений мох - относится к лишайникам.

8. Хлебное дерево – это голосеменное растение.

9.У растений семейства розоцветные не может быть плод ягода.

10. У гороха и фасоли плод стручок.Задание 4

1. Установите соответствие между признаками животных и классом, к которому они относятсяПризнак Класс1. оплодотворение внутреннее А. Земноводные.

2. оплодотворение у большинства видов наружное Б. Пресмыкающиеся

3. непрямое развитие

4. размножение и развитие происходит на суше

у большинства видов

5 тонкая кожа покрыта слизью

6. яйца с большим запасом питательных веществ

2. Установите соответствие между представителями животных и типом их развития.Представители животных Способ развития.1.майский жук А. Развитие без метаморфоза.

2. саранча Б Развитие с метаморфозом

3. кузнечик.

4. бабочка капустница

5. таракан

6. муха

Матрица ответов

Задание 1

01-10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в б а а в б в г б б
11-20 г г а б в б б г в б

Задание 2

1 2 3 4 5
135 126 235 245 234

Задание 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
нет нет нет да нет нет да нет да нет

Задание 4

1

1 2 3 4 5 6
б а а б а б

2

1 2 3 4 5 6
б а а б а а
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс составила Самсонова Г. Н., учитель биологии МБОУ-СОШ с. Александровка.

Задания

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии 2012-2013 уч. год.

9 класс

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской

олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только

экологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Успеха Вам в работе!

Задание1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1. Органы вегетативного размножения лилии – луковицы - это видоизмененный:

а) побег;

б) главный корень;

в) придаточные корни;

г) боковые корни.

2. Корни образно сравнивают с опущенным в воду якорем корабля т.к. они выполняют функцию:

а) поглощения веществ;

б) закрепления растений в почве;

в) проведения веществ;

г) запасающую.

3. Образование у растений пробки обеспечивается:

а) камбием;

б) феллогеном;

в) эпидермой;

г) перициклом.

4. Какую функцию выполняют сапрофитные бактерии?

а) фотосинтез;

б) хемосинтез;

в) патогенез;

г) минерализация.

5. Пример повышения уровня организации псилофитов по сравнению с водорослями в процессе эволюции – появление

а) органов;

б) хлоропластов;

в) цветка;

г) полового размножения.

6. Реакция растений на изменение факторов окружающей среды называются:

а) фотопериодизм;

б) тропизм;

в) рефлекс

г) мутация.

7. Какая структура сформировалась в процессе эволюции у цветковых растений, в которой образуется яйцеклетка?

а) тычинка;

б) зародышевый листок;

в) чашечка;

г) венчик

8. Корневыми отпрысками размножаются:

а) сосна;

б) вишня;

в) берёза;

г) дуб.9. У семейства Розоцветные нет цветков с формулой:

а) Ч5Л5Т∞П∞

б) Ч5Л5Т5П∞

в) Ч5Л5Т∞П1

10. Образовательная ткань у злаковых имеется:

а) конусе нарастания побега;

б) основании междоузлий;

в) сосудисто-проводящих пучках;

г) корневых волосках.

11. Назовите число семейств, в которые можно объединить следующие растения: тимофеевка луговая, ландыш майский, ковыль степной, василёк синий, паслён чёрный, горох посевной:

а) пять;

б) два;

в) три;

г) четыре.

12.Для растений – суккулентов характерны:

а) длинные стержневые корни;

б) листья в виде игл, колючек, сухих мелких чешуек;

в) мясистость и сочность стеблей листьев, в которых запасается вода;

г) опушенные листья и листья с восковым налётом.

13. Назовите группу организмов, число представителей которой обычно меньше численности каждой другой группы, входящей в состав пищевой цепи выедания:

а) зелёные растения;

б) травоядные животные;

в) первичные хищники;

г) вторичные хищники.

14.Лишайники называют индикаторами чистоты воздуха, т.к. они:

а) очищают воздух;

б) загрязняют воздух;

в) создают среду обитания для других растений и животных;

г) растут только в местах с чистым воздухом.

15. Из паразитических простейших наибольшую опасность для кроликов, кур и других животных представляют:

а) лямбли;

б) малярийный паразит;

в) кокцидии;

г) инфузория-балантидий. 16. Для какого из кишечнополостных характерен симбиоз с раками – отшельниками:

а) медузы;

б) гидры;

в) актинии;

г) коралловые.

17. К свободно плавающим хищникам относятся:

а) коралловые полипы;

б) медузы – аурелии;

в) гидры;

д )актинии

18. При приготовлении бифштекса с кровью человеку следует опасаться заражения:

а) яйцами аскариды;

б) яйцами планарии;

в)финнами бычьего цепня;

г) личинками печёночного сосальщика.

19. В случае понижения температуры воздуха наземные пресмыкающиеся

а) начинают усиленно питаться;

б) мигрируют в более благоприятные области;

в) не изменяют своего поведения;

г) временно впадают в спячку.

20. Назовите, где чаще, чем в других местах поверхности Земли, формируются длинные пищевые цепи, включающие в себя 5-6 и более звеньев?

а) тундра;

б) океан;

в) степи;

г) тропические леса.

21.Ограничивающим фактором, препятствующим проникновению водорослей на большие глубины океанов, является:

а) высокое давление;

б)отсутствие кислорода; в) недостаток света;

г) повышенная соленость.

22.Длительный активный иммунитет не вырабатывается к:

а) кори;

б) ветрянке;

в) гриппу;

г) скарлатине.

23.Какая часть кости является кроветворным органом:

а) красный костный мозг;

б) желтый костный мозг;

в )суставный хрящ;

г) надкостница

24. Адреналин вырабатывает:

а) щитовидная железа;

б) семенники;

в) надпочечники;

г) поджелудочная железа.

25. Травма затылочных долей полушарий мозга приводят к:

а) потере слуха;

б) потере речи;

в) потере зрения;

г) потере кожной чувствительности.Задание 2.

Задание включает10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.1. Какие экологические факторы относятся к абиотическим?

а) корка льда, покрывшая всходы злаков весной;

б) интенсивное освещение растений солнечными лучами;

в) пищевые связи между организмами;

г) симбиоз гриба с корнями дерева;

д)низкая влажность воздуха, усиливающая испарение воды растениями;

е) осушение болот.

2. В среднем ухе расположены:

а) стремечко;

б) улитка;

в) молоточек;

г) наковальня;

д) овальное окно;

е)вестибулярный аппарат.

3. В каких структурах эукариот имеются молекулы ДНК?

а) ядре;

б) лизосомах;

в) комплексе Гольдже;

г) хлоропластах;

д) рибосомах;

е) митохондриях.

4. Более высокий уровень организации человека по сравнению с млекопитающими проявляются в возникновении:

а) диафрагмы;

б) более развитой коры больших полушарий;

в) членораздельной речью;

г) теплокровности;

д) развитого мышления;

е) заботы о потомстве.

5) В отличие от вакцины, лечебные сыворотки характеризуются следующими признаками:

а) содержат убитых или ослабленных возбудителей заболеваний;

б) используются для профилактики инфекционных заболеваний и их лечения;

в) вызывают заболевания в лёгкой форме;

г) в организме образуют антитела;

д) содержат готовые антитела;

е) антитела сохраняются недолго.

6. Ядовитыми дикорастущими растениями являются:

а) вех;

б) девясил;

в) лебеда;

г) дурман;

д) тис;

е) клевер.

7. К пойкилотермным (холоднокровным) организмам относятся:

а) бактерии;

б) насекомые;

в) пресмыкающиеся;

г) птицы;

д) млекопитающие;

е) все перечисленные.

8.Какие из перечисленных заболеваний имеют бактериальную природу:

а) бородавки;

б) туберкулёз;

в) дифтерия;

г) чума;

д) бешенство;

е) злокачественные опухоли.

9. К мышцам спины человека относятся:

а) четырёхглавая;

б) двуглавая;

в) трапециевидная;

г) широчайшая;

д) наружная косая;

е) большая ромбовидная.

10. Какова роль листа в жизни растений?

а) осуществляет поглощение воды и минеральных солей;

б) происходит фотосинтез;

в) выполняет опорную функцию;

г) участвует в транспирации;

д) используется животными для питания;

е) может выполнять функцию размножения.

Задание 3

Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу ответов.1. Все птицы теплокровные животные.

2. К насекомым, развивающимся с полным превращением, относятся кузнечики, саранча, стрекозы.

3.Руки необходимо мыть, чтобы избавиться от занесения в организм личинок комнатных мух.

4. Хрящевые рыбы, в основном, пресноводные животные.

5.Самое крупное животное среди земноводных - слоновая черепаха.

6. В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь.

7. Дельфин – самая большая рыба.

8. Ни один другой класс животных, кроме млекопитающих, не кормит детёнышей молоком.

9.У жирафа и слона одинаковое количество шейных позвонков.

10. Железы внутренней секреции не имеют специальных протоков.

11. Рефлекторная дуга начинается с рецепторов.

12. В тканях кровь отдаёт углекислый газ и насыщается кислородом.

13. Рефлекс на звонок с урока является врождённым.

14. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.

15. Хламидомонада размножается только бесполым путём.

Задание 4

1. Установите соответствие между типами рефлексов и их характеристиками.Характеристика Тип рефлексаА) врождённые, передающиеся по наследству 1) безусловные

Б) приобретённые организмом в течение 2) условные

индивидуального развития

В) видовые

Г) индивидуальные

Д) относительно постоянные, мало

изменяющиеся

Е) непостоянные, могут вырабатываться и

угасать

2. Установите соответствие между видами кровеносных сосудов и их признаками и функциями.Признаки и функции Кровеносные сосудыА) являются самыми мелкими, тонкими 1) артерии

кровеносными сосудами 2) вены

Б) кровь в них движется под большим давлением 3) капилляры

В) несут кровь к сердцу

Г) имеют клапаны

Д) через них осуществляется обмен веществ между

кровью и тканями

Е) несут кровь от сердца

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

9класс ( максимально 68 баллов)

d.120-bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта