Царства живой природы растения. 2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«Царства живой природы». Какие Вы знаете царства живой природы? Назовите их! Царства живой природы растения


Четыре царства живой природы. Исчезнувший мир

Четыре царства живой природы

Картина преобразования растениями земного шара требует некоторых уточнений.

Дело в том, что настоящие растения включились в процесс фотосинтеза довольно поздно: лишь два миллиарда лет назад (это меньше половины всей истории Земли). До них только наделенные хлорофиллом бактерии и сине-зеленые водоросли занимались фотосинтезом (однако бактерии при этом молекулярный кислород в окружающую среду не выделяли). Только они, бактерии и сине-зеленые водоросли, тогда и существовали на Земле. Никаких иных растений и животных еще не было. Теперь бактерии и сине-зеленые водоросли и растениями-то не считают! В особое царство и даже надцарство определили — доядерных организмов. У сине-зеленых водорослей и бактерий нет ядра. Нуклеиновая кислота (ДНК) рассеяна по всей клетке. А у прочих живых существ ДНК собрана в отделенном от цитоплазмы клетки мембраной ядре. Здесь помещается она в хромосомах — микроскопических тельцах, несущих наследственную информацию.

Биологами разработана новая система живого мира — не с двумя царствами, как прежде (животные и растения), а с четырьмя: дробянки (сине-зеленые водоросли и бактерии), животные, грибы и растения. В каждом царстве по два подцарства. У животных — простейшие (одноклеточные) и многоклеточные. У дробянок — бактерии и сине-зеленые водоросли. У грибов и растений — высшие и низшие грибы и растения.

К подцарству бактерий относят и такие микроорганизмы, как актиномицеты, спирохеты, микоплазмы, риккетсии и вирусы (последних определили сюда не без сомнений, условно, впредь до более полного их исследования).

Интересно вот еще что: грибы, неподвижные, питающиеся прахом земли создания, по новой системе, оказывается, более близкие родичи животных, чем растений! Вернемся на некоторое время к бактериям, чтобы рассказать о них подробнее. Ведь роль бактерий в существовании всего живого на Земле как прежде, так и теперь особенно велика.

У бактерий дурная слава. Всем известно, что они виновники опасных болезней: туберкулеза, брюшного тифа, дизентерии, холеры, проказы. Но многие ли знают, что есть и полезные бактерии? Мало даже сказать полезные, просто необходимые нам! Жизнь на Земле бы бы невозможна без бактерий.

Бактерии насыщают почву азотом, повышая ее плодородие, образуют и саму почву, помогают людям заквашивать огурцы, капусту и силос для скота, приготавливать сыры, простоквашу, уксусы, льняные ткани. Поселяясь в кишечнике, они переваривают за нас неудобоваримую пищу. Они уже освещают мрачную бездну моря призрачным сиянием живых огней, преобразуя в свет особые вещества, которые находят в «карманных фонариках» глубоководных рыб и кальмаров.

Форма клетки у бактерий бывает трех типов: круглая, спиральная и палочковидная.

Круглых бактерий называют кокками: монококками, когда это одиночные шарики; диплококками, когда они двойные; тетракокками, когда соединены четыре шарика вместе; сарцинами — если шариков восемь или больше; стрептококками, когда круглые бактерии образуют цепочку, словно нанизанные на нитку бусинки, и стафилококками, если они громоздятся беспорядочной кучей.

Спиральные бактерии — это вибрионы (тело их лишь слегка изогнуто), спириллы закручены в один или несколько витков, а спирохеты — в тонкие и мелкозавитые спирали.

Бактерии-палочки образуют две группы: обычных бактерий и бацилл. У первых не бывает спор. Вторые, когда внешние условия неблагоприятны, отделяют внутри своего тела от наполняющей клетку протоплазмы маленький, овальный и блестящий комочек живого белка — спору. (После этого бацилла распадается.)

Спора окружена плотной оболочкой, максимально обезвожена и может без вреда для заключенной в ней искорки жизни переносить сокрушительные удары враждебных стихий. Например, давление в 20 тысяч атмосфер! Или космический холод в 253 градуса! Нагревание до 90, а некоторые споры — и до 140 градусов!

Годами лежит в летаргическом покое этот законсервированный квант жизни, чтобы когда-нибудь потом, попав в условия более благоприятные, пробудиться. Плодиться, плодиться, без счета, без меры — единственная забота вновь возрожденной бациллы.

И хотя размножается она самым примитивным образом: разрывается пополам, число ее потомков вскоре достигает астрономической величины. Ведь каждая половинка уже через 20–30 минут снова делится, и так без конца.

Допустим, к примеру, что они делятся каждые полчаса. Через час из одной бактерии образуется четыре. К концу второго часа их будет 16, к концу третьего — 64. Дальше число их, увеличиваясь в геометрической прогрессии, быстро достигает цифр, которыми помечены столбовые вехи в космосе. Через 15 часов бактерий будет около 1 000 000 000, а через сутки с небольшим — 1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000.

И если даже каждая из них занимает в пространстве не больше одного кубического микрона, то октильон бактерий (а приведенная выше цифра и есть октильон) с трудом удастся упаковать в баке высотой, шириной и длиной в километр. Чтобы перевезти такую гору бактерий, потребуется состав в 20 миллионов вагонов!

Конечно, производя эти вычисления, мы предполагали, что ни одна из новорожденных бактерий не умирает, по крайней мере, в течение двух первых суток. Но, к счастью, этого никогда не случается: большинство из них погибает. Да и темп деления мы выбрали оптимальный; далеко не все бактерии размножаются так быстро. Туберкулезные бактерии, например, делятся лишь раз в полтора дня.

Разными способами добывают пищу бактерии. Одни разрушают ткани животных и растений, и среди таких немало паразитов: это возбудители всякого рода заболеваний.

Много среди бактерий сапробов, которые вызывают гниение белков и других органических веществ, разлагают их на более простые составные части — снова на углекислый газ, например, и аммиак.

Эти бактерии очень полезны. Горы мертвых тел лежали бы повсюду, если бы не бактерии. Они освобождают планету от растений и животных, в которых уже угасла жизнь. Сгнивая с помощью бактерий, прах трупов возвращается в землю.

Есть и бактерии — автотрофы, то есть сами себя питающие. Эти из неорганических веществ (аммиака, например, углекислого газа и различных солей) создают органические (белки, крахмал) и строят из них свое тело. Энергию, необходимую для преобразований простых веществ в сложные, они извлекают из солнечных лучей. Хемотрофные бактерии питаются тоже углекислым газом и аммиаком, но энергию для изготовления белка, добывают, окисляя железо, марганец либо молибден, серу и кремний («грызут», так сказать, камень и металл!).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Царства живой природы БИОСФЕРА оболочка жизни

Царства живой природы

БИОСФЕРА – оболочка жизни

Царства живой природы Бактерии Растения Животные Грибы

Бактерии – первые организмы, появившиеся на Земле (1 млрд. лет назад). Обитают повсеместно. Тело бактерий состоит из одной клетки. Способствуют разложению животных и превращению органических остатков в питательные вещества для растений.

Растения составляют флору нашей планеты. Их около 500 тыс. видов. Растения приспособились к разным климатическим условиям. • Растения лесов Растения степей Растения пустынь

Животные составляют фауну нашей планеты. Их около 2, 5 млн. видов. Питаются готовыми органическими веществами. В отличие от растений способны к активному передвижению. Роль в биосфере невелика: опыление растений, превращение растительных белков в животные в процессе питания, защита растений.

Грибы – особая группа живых организмов, занимающая промежуточное положение между растениями, и животными. Насчитывается более 100 тыс. видов. Ведут неподвижный образ жизни. Питаются готовыми органическими веществами, которые получают в процессе разложения остатков животных и растений.

Взаимосвязь живых организмов

Повторим главное v Совокупность всех живых организмов составляет особую живую оболочку планеты – биосферу. v Особенно важную роль играют растения. Только они способны, используя солнечную энергию, превращать неорганические вещества в органические. Органические вещества являются основой жизни всех остальных обитателей планеты.

Заполни таблицу: Царства природы Бактерии Растения Животные Грибы Главные особенности Количество Значение в видов природе

А теперь проверь себя 1. Способностью создавать органическое вещество из неорганического обладают : а) микроорганизмы ; в) грибы ; б) животные ; г) растения. 2. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в царстве : а) животных ; в) грибов ; б) бактерий ; г) растений. 3. Грибы занимают промежуточное положение между : а) бактериями и животными ; б) растениями и животными ; в) растениями и бактериями ; г) нет правильного ответа.

Ответы на тесты 1. г 2. а 3. б

ЖЕЛАЮ УДАЧИ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

present5.com

Параграф 25. Царства живой природы



Вопрос 1. Что такое живая природа?

Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо). Признаки живой природы – рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть.

Вопрос 2. Чем отличается живая природа от неживой?

Признаки живой природы – рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть.

Вопрос 3. Что такое биосфера?

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; глобальная экосистема Земли.

Вопрос 4. Какое царство живой природы самое главное?

Царство животных.

Вопрос 5. Перечислите царства живой природы.

Царства животных, растений, грибов и бактерий.

Вопрос 6. Что такое флора?

Растения, населяющие нашу планету, составляют её растительный мир, или флору.

Вопрос 7. Что такое фауна?

Животный мир планеты называют фауной.

Вопрос 8. Какую роль в жизни Земли играют организмы, относящиеся к разным царствам живой природы?

Все обитатели нашей планеты играют определённую роль в природе, участвуя в круговороте веществ. У кого-то эта роль более заметна, у кого-то — менее, но для нормального существования природы необходимы все организмы.

Вопрос 9. Почему растения играют наибольшую роль в жизни природы?

Только они способны, используя солнечную энергию, превращать неорганические вещества в органические. Органические вещества являются основой жизни всех остальных обитателей планеты.

Вопрос 10. Какое из царств живой природы отличается большим видовым разнообразием?

Царство растений. Количество существующих видов растений очень велико. Их насчитывается примерно 500 тыс.

Вопрос 11. В чём заключается круговорот веществ в природе?

Круговорот веществ – повторяющийся циклический процесс превращения и перемещения отдельных химических элементов и их соединений. Все организмы взаимосвязаны и играют свою роль в природе.

Вопрос 12. Из текста параграфа выпишите в тетрадь отличительные признаки каждого из царств живой природы.

Царство бактерий. Они способствуют разложению и превращению органических остатков в питательные вещества для растений.

Царство растений. Они способны производить органическое вещество и выделяют кислород.

Царство животных. Роль животных в природе не так заметна, однако большинство растений не смогло бы существовать без животных.

Царство грибов. Хотя грибы занимают промежуточное место между растениями и животными, своей ролью в природе они ближе к бактериям.

resheba.com

«Царства живой природы»

скачать Тема урока: «Царства живой природы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель : Создание условий для формирования познавательно-личностного интереса к царствам живой природы, ее охране через выделение и поиск информации, анализ научных текстов в ходе коллективной, групповой и парной деятельности под руководством учителя.

Планируемые результаты обучения:

  1. Знать классификацию царств живой природы
  2. Называть признаки представителей 4 царств и распределять живые существа по царствам на основе их признаков
  3. Правильно употреблять в речи научные понятия
  4. Пользоваться правилами поведения в живой природе
  5. Осознать неразрывную связь между представителями бактерий, грибов, растений и животных
УУД

Личностные УУД

· Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

· Преобразовывать практическую задачу в познавательную

· Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей

· Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

· Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

· Формулировать собственное мнение и позицию

· Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  1. Оргмомент
Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья,

Мы – хороший, дружный класс.

Все получится у нас.(Получится)

  1. Введение в тему урока, постановка целей и задач урока
Используя ключ, расшифруй запись. Отгадав ее, вы узнаете тему нашего урока.
1 2 3 4
А о р н я
Б ц л м д
В ш а в ч
Г п к з г
Д т и с ы
Б1 В2 А2 Д3 Д1 В2 Г1 А2 Д3 А2 А1 Б4 Д4 (Царства природы)

Да-ДА и царства такие находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас.

Что должны узнать, понять, чему научиться (задачи фиксируются на доске)

Узнать на какие царства можно разделить живую природу

Понять особенности живых существ, населяющих их

Научиться распределять живые существа по царствам на основе их признаков

  1. Актуализация знаний.
Работа в парах «Найди лишнее слово и назови его» (проговариваю вслух),

Солнце камень небо береза

Самолет ракета катер кит

Роза, фиалка, гладиолус, опенок

Проверка: выставляю на доске соответствующие картинки

-к какой природе можно их отнести (живой)

- Назовите признаки живой природы? (составление кластера)

(питание, движение, дыхание, размножение, рост и развитие, смерть)

В чём нуждается всё живое на Земле?

(свет, воздух, тепло, вода)

Физкультминутка. (Да-нетки)

«Игра верю -не верю»

Верно ли, что птицы относятся к природе?(+)

Верно ли, что дорога – это природа?(-)

Верно ли, что солнце относится к природе?(+)

Верно ли, что природа это все, что окружает человека?(-)

Верно ли, что природа бывает живая и неживая?(+)

Знаете ли вы, как называются царства живой природы? (-)

А хотите узнать?(+)

  1. Исследования по теме урока
1)(парная работа). Распределите предметы на 3 группы. В каждой группе должно быть по 3 предмета.

Назовите предметы 1 группы – (дуб, василёк, сирень) Назовите их одним словом?(растения)

Назовите предметы 2 группы – (кошка, карп, муравей)Как их назовем одним словом? (животные)

Назовите предметы 3 группы – (подосиновик, опята, мухомор) как их назовем одним словом? (грибы)

Слайд презентация(замок)

2)Чудо-ларчик

Разделимся на 4 группы по цветным карточкам

Определить признаки каждой группы.

Перепутанные цепочки( каждой группе достаются предложения о признаках разных царств):

  1. Тело состоит из плодового тела(шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные и несъедобные.
  2. Всасывают питательные вещества при помощи корня из почвы. Неспособно активно передвигаться. Обогащают кислородом воздух и почву. Большинство представителей этого царства состоит из стебля, корня, листьев. Зеленый цвет листьям придает красящее вещество хлорофилл. Делятся на травы, кустарники, деревья.
  3. Способны активно передвигаться. Заглатывают готовую пищу. Сложны и разнообразны по своему строению. Делятся на зверей, птиц, насекомых и другие.
Проверить – зачитать по очереди(хорошо читающие дети)

Проверка: Составить кластеры

  1. Первичное закрепление:
1)Игра «найди свое царство»

2)Выйдите те животные. Которые обитают в Белг. области

6. Продолжение исследования по теме урока

Осталось неизвестным название последнего царства. От чего предостерегал Мойдодыр, говоря такую фразу «Надо- надо умываться по утрам и вечерам»

Осталось неизвестным нам последнее царство. Чтобы с этим царством познакомиться не нужно соблюдать советы Мойдодыра. (бактерии)

  1. Вставить пропущенные слова в предложения о бактериях, используя материал учебника
1 группа: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.

2 группа: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных.

3 группа: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2)2 человека находят материал о бактериях в интерактивной энциклопедии

3) Найдём в учебнике информацию о бактериях, которая вас удивила. (Полезные и вредные бактерии)

А разве такие бывают, полезные?

Слайды о бактериях

(приведите примеры)

Из чего получают кефир. Йогурт. Сыр.(ответы)

И эти молочные продукты получают благодаря кисло-молочным бактериям.

Назовите признаки Царства бактерий.

7.Проблемный вопрос. Без какого царства живой природы можно обойтись?

«Корзина идей»+

Слайд «Исчезающая картинка»

8. Рефлексия

Составим синквейн со словом природа(по группам4),договоритесь в каждой группе, кто будет отвечать.

Ребята, справились мы со всеми поставленными задачами?

Узнали какие бывают царства(назвать)

Поняли, по каким признакам относят объекты живой природы к тому или иному царству

Научились …

Чему удивились на уроке?

Назовите представителей 4 царств, находящихся в нашем классе.(Цветы-растения, микробы- бактерии, увидеть их можем, нет только почувствовать их присутствие, если заболеем. Чтобы этого не случилось, что нужно помнить?(необходимо соблюдать правила гигиены)люди – животные, грибы- плесень на окнах)(это тема нашего следующего урока «Как можно вырастить гриб на кусочке хлеба»)

Двери в эти царства пока закрыты, на следующих уроках мы их приоткроем.

9. Домашнее задание: подготовить вопросы-загадки о представителях царств природы. Самым любопытным предлагаю поискать ответ на заинтриговавший нас вопрос.

10. Выставление отметок. Чью активную и продуктивную работу можем отметить?

11. Самооценка. Ребята, предлагаю оценить свои достижения на уроке. Кто считает, что ему все удалось, похлопает себе в ладоши. Кто считает, что еще чуть-чуть надо поработать- погладьте себя по головке. А кто считает, что он не разобрался с царствами природы пусть погрозит себе пальчиком , а ребята помогут вам в этом.

скачать

nenuda.ru

«Царства живой природы». Какие Вы знаете царства живой природы? Назовите их!

 «Царства живой природы».

Какие Вы знаете царства живой природы? Назовите их!

Грибы. Царство грибов.

Подберёзовик.

Боровик (Белый гриб).

Мухомор.

Чем грибы отличаются от растений?

1. Грибы не имеют зелёной окраски.

2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества – образовывать кислород из углекислого газа.

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Грибы присутствуют везде! Они растут на земле, под землей, в воде, на камнях и не только! Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях.

Грибы присутствуют везде! Они растут на земле, под землей, в воде, на камнях и не только! Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях.

Грибы бывают разного вида и имеют разные свойства.

Строение гриба.

Сумчатый гриб.

Энокитаке – японский гибрид обыкновенного опёнка.

Пластинчатые грибы

Чага (Трутовик скошенный)

Отидея ослиная или «Ослиные уши».

Дождевик настоящий 

Но некоторые грибы можно рассмотреть только под микроскопом!

Но некоторые грибы можно рассмотреть только под микроскопом!

Это так называемые плесневые грибы, или плесень.

Плесень под микроскопом.

Важно знать: если продукт пахнет плесенью, то его уже есть нельзя! Опасно для здоровья!

Однако, существует так называемая «благородная плесень».

Используется для изготовления специальных сортов сыра (рокфор, камамбер).

И, наконец, у грибников существует такое понятие, как «грибная охота» или «тихая охота».

Многие из нас не раз участвовали в охоте на съедобные грибы и даже приносили домой богатый улов!

rpp.nashaucheba.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Биология - наука о живой природе

Каждый человек соприкасается с живой природой – органическим миром. Это различные растения, животные, грибы, бактерии. Да и сами люди – представители органического мира.

Особенности живой природы и ее разнообразие изучает наука биология (от греч. биос – "жизнь", логос – "учение").

Первые живые организмы появились на Земле очень давно, более 3,5 млрд лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки. Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы. С тех пор их потомки достигли огромного разнообразия. Среди них есть и крупные, и микроскопически малые организмы: всевозможные животные, растения, грибы, бактерии и вирусы.

Все они представляют собой живые существа, очень разные по своим свойствам. Вот почему всех их делят на большие группы, которые ученые называют царствами. Царства объединяют организмы, сходные друг с другом по основным свойствам.

Царства живой природы. (Слайдшоу)

Царство – очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Чтобы сохранить живую природу во всем ее многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе; изучать, в каких условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чем их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.

Царства живой природы. (Интерактивное задание)

Знакомство с наукой биологией в школе начинается с изучения царства растений.

Растения встречаются по всему земному шару: на суше, в воде, лесах, болотах, на лугах, в степях, садах, парках. Всюду можно видеть разнообразие растений – это дикорастущие и культурные виды. У растений много общих признаков: почти все они ведут неподвижный образ жизни, имеют хлорофилл и способны на свету образовывать органические вещества. Именно поэтому они принадлежат к одному царству живой природы – царству растений.

Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой (от греч. ботане – "трава", "растение").

Ученые-ботаники выясняют особенности строения разных растений, изучают, как они растут, питаются, размножаются, какие условия окружающей среды им необходимы. Они выясняют также, как появилось на Земле такое большое разнообразие растений, какими были первые растения, какие из древних растений сохранились до наших дней, какие свойства растений полезны или вредны человеку и как сохранить растительный мир Земли.

Начало изучению растений заложил в IV в. до н. э. древнегреческий ученый Теофраст. Свои наблюдения он объединил с практическими знаниями об использовании растений, накопленными земледельцами и лекарями, с суждениями ученых о растительном мире и создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории науки Теофраста называют отцом ботаники.

Его настоящее имя – Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст, т.е. "божественный оратор", дал ему его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия.

История ботаники показывает, как наука зародилась из обобщения практических знаний человека по возделыванию растений и использованию их для различных целей, а также из наблюдений ученых за дикорастущими растеними.

В настоящее время ботаники изучают законы жизни растений, их внешнее и внутреннее строение, процессы размножения и жизнедеятельности, распространение по земной поверхности, условия выращивания, взаимосвязи с другими живыми организмами и с окружающей средой.

Теперь о растениях говорят как об основе жизни всего органического мира. В самом деле, живые растения и их отжившие и опавшие части – листья, плоды, ветви, стволы – дают пищу не только человеку, но и животным, грибам и бактериям. Именно растения создают условия для существования всего живого на Земле.

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Понимая огромное значение растений, мы должны очень бережно относиться к ним, чтобы сохранить на Земле все их многообразие и богатство. Для этого каждому человеку необходимо хорошо знать ботанику.

biolicey2vrn.ru

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы

Билет № 1

1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Биология – наука, изучающая живые организмы. В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами. Биология изучает живые объекты, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

К царству растений относятся эукариоты, способные к автотрофному питанию за счет фотосинтеза (некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни и утратили хлорофилл). Для растений характерна малая подвижность, рост в течение всей жизни, минеральное (у высших растений корневое) питание, на клеточном уровне жесткая клеточная стенка, построенная, как правило, из целлюлозы, отсутствие центриолей, наличие вакуолей с клеточным соком. В качестве запасного углевода – крахмал. Характерно наличие хлорофилла или других пигментов, способных поглощать энергию солнечного света для дальнейшего использования в процессах фотосинтеза.

В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку (не упражняются), это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.

Гиподинамия – пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок – приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.

Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.

Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды – приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой – резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту. 

Билет № 2

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

Признаки живых организмов:

  1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
  2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов)
  3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.
  4. Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.
Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы). 

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

  1. Нейтрализм – организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)
  2. Симбиоз – организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию – необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).
  3. Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм – кратковременное или длительное питание (или местожительство – гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы – один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное.
  4. Конкуренция – оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).
Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон – инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание – сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
Отличия:
  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.
Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Паразитические отношения возникают, когда один организм использует другой как источник пищи, местообитание, при этом организм хозяина несет ущерб. Паразиты могут быть временными (кровососущие насекомые из отряда двукрылых) или постоянными (гельминты, вши, чесоточный зудень). Внешними (повилика – паразитическое растение, обладающее присосками) или внутренними (грибы-трутовики, поражающие деревья). Паразитизм может быть гнездовым, как у кукушки.

В процессе эволюции вырабатывались приспособления, снижающие вред, причиняемый паразитом хозяину, что позволяет паразиту использовать его длительное время. Также характерно наличие приспособлений, снижающих вероятность заражения у хозяина (полагают, что шимпанзе строят каждую ночь новое гнездо как средство профилактики от эктопаразитов), и защитных приспособлений у паразита (плотная кутикула гельминтов).

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла – желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

Билет № 4

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

  1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
  2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.
  3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
  4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.
2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

  1. структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;
  2. ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;
  3. двигательную – в составе мышечных волокон;
  4. транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
  5. энергетическую –  хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.
У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Билет № 5

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Чарльз Дарвин – основоположник современной эволюционной теории. Его книга «Происхождение видов путем естественного отбора», 1859 г., объясняет многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям существования как результат длительной эволюции. Дарвин вскрыл движущие силы эволюционного процесса: борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Причиной борьбы за существование является ограниченность ресурсов: пищи, жизненного пространства. При этом живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. Если бы все потомство выживало и принимало участие в размножении, неизбежно возникало бы перенаселение. Но этого не происходит, так как часть особей неизбежно погибает в результате борьбы за существование. Под борьбой за существование Дарвин понимал многообразные отношения организмов с окружающей средой:

  1. борьба межвидовая,
  2. внутривидовая,
  3. борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.
При этом борьба выражается не только в соперничестве за пищу, воду, территорию, борьбе хищника и жертвы, но и в сотрудничестве организмов, повышающем шансы на выживание. Наиболее острой является конкуренция внутри вида, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.

Выживают и участвуют в размножении те особи, которые наилучшим образом приспособлены к данным условиям. Это выживание наиболее приспособленных Дарвин назвал естественным отбором. Таким образом, естественный отбор – это процесс, в результате которого выживают и дают потомство особи, наиболее приспособленные к условиям обитания.

2. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

К царству грибов относят эукариот, по типу питания являющихся осмотрофами, т.е. всасывающих органические вещества через поверхность тела. Грибы могут быть сапрофитами, питаясь мертвым органическим веществом (плесневые грибы). Распространен симбиоз грибов с корнями деревьев – микориза, когда гриб получает от дерева органические вещества, а дерево благодаря грибу – дополнительное количество воды и минеральных солей на участках корня, лишенных корневых волосков. Грибы-паразиты, трутовики, поселяются внутри деревьев, разрушая древесину.

Организм гриба – грибница образован тонкими ветвящимися нитями – гифами. У шляпочных грибов образуется плодовое тело, состоящее из плотно прилегающих нитей грибницы. Размножаются грибы частями грибницы или спорами. Плодовые грибы служат продуктом питания, содержат ценные белки и кислоты. Особенно ценятся белый гриб, рыжики и др. Хотя есть данные, что белки грибов усваиваются человеческим организмом крайне мало, менее 10%, особенно ножка гриба. Грибы сушат, солят, маринуют. Не рекомендуется консервировать грибы в домашних условиях, т.к. без доступа воздуха на белковых продуктах, особенно произрастающих на земле, может развиваться ботулизм, приводя к тяжелым отравлениям.

Большинство ядовитых грибов относятся к пластинчатым, хотя и среди трубчатых в ряде районов имеются несъедобные, которые нужно знать, отправляясь за грибами (подробнее...). В случае отравления грибами возникают боли в животе, рвота, понос, головокружение. Необходимо сделать промывание желудка, принять несколько таблеток активированного угля и вызвать врача.

Плесневые грибы выделяют вещества, подавляющие жизнедеятельность микроорганизмов, с которыми грибы конкурируют за пищу. Такие грибы используются для получения лекарств – антибиотиков: пенициллина, эритромицина, тетрациклина и др., спасших немало человеческих жизней.

3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс – это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.

У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

userdocs.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта