Дневник наблюдения за растением. Дневник наблюдений за комнатными растениями «Вегетативное размножение»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мои первые наблюдения за растениями Исследовательский проект. Дневник наблюдения за растением


Мои первые наблюдения за растениями Исследовательский проект

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18» города Братска Мои первые наблюдения за растениями Исследовательский проект Авторы: Горбовский Дмитрий, Баронов Владимир, Шимко Диана, Стерхова Татьяна, Супалов Андрей, Маламура Степан, Усова Елизавета, Романова Татьяна, Козлова Софья. г. Братск, МБОУ «СОШ 18» 1Б класс. Научный руководитель: Гроо Яна Александровна г. Братск, 2014 г.

2 2 Содержание Введение 3 1. Описание опыта и результаты 4 2. Опыт 1 Растения вырастают из семян 5 3. Опыт 2 Растения тянутся к свету 6 4. Опыт 3 Растения растут по - разному 7 Заключение 8 Литература 9 Приложение 1. Фотографии эксперимента 10 Приложение 2. Дневник наблюдений 13

3 3 Введение Человек дружен с растениями с давних времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и поклонялись им, одаривая их заботой и вниманием. Они выращивали растения, заботились и баловали, скрещивали и выводили диковинные сорта, поражавшие своим великолепием. Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет, но нам как юным исследователям природы это пока еще неизвестно. Поэтому мы решили проверить одну гипотезу. Гипотеза: Правда ли, что можно вырастить растения из семян в комнатных условиях? Исходя из данной гипотезы, нами была определена цель и задачи исследования. Цель: изучение условий роста и развития растений в классной комнате. Задачи: 1) Изучить влияние света, тепла и влаги на прорастания семян; 2) Наблюдение за ростом и развитием проросших растений; 3) Ведение дневника наблюдений. Методы исследования: 1) Наблюдение 2) Эксперимент Оборудование: 1) Семена растений: горох, лук, укроп, алиссум снежный ковер и алиссум яркая смесь; 2) Горшки с землей; 3) Чашки Петри; 4) Кувшин для поливки; 5) Линейка для измерения роста. Результат проекта: грядка на окне.

4 4 1. Описание опыта и результаты Для выполнения исследования использовались следующие растения: алиссум белый и цветной, укроп, лук, горох. Алиссум - неприхотливое, относительно холодостойкое, засухоустойчивое и нетребовательное к почве многолетнее растение. Зачастую его возделывают как однолетник. Цветет он обильно и продолжительно, до самых заморозков; размножается семенами. Эффектная окраска, неприхотливость, изумительный аромат позволяют использовать растение в ландшафтных композициях. Укроп - однолетнее растение. Имеет прямостоячий округлый стебель, достигающий высоты см. Листья перисто-рассеченные, с нитевидными дольками, нижние - черешковые, верхние - сидячие. Цветет в июне-июле, выбрасывая зонтики, состоящие из мелких желтых цветочков. Плод - двусемянка овальной плоской формы. Укроп обладает сильным пряным освежающим вкусом и запахом. Лук ценный продукт питания, который имеет большое значение в жизни человека. Как лекарственное средство лук применялся с самых давних времен. Издавна

5 5 известна пословица «Лук от семи недуг». Растения, из наличия летучих эфирных масел, обладают жгучим вкусом и специфическим запахом. Многие луки используют в сыром, вареном, жареном, маринованном и сушеном видах в качестве приправы, вторых блюд, а также в консервной и других видах пищевой промышленности. Горох род травянистых растений из семейства Бобовые. Горошек требователен к освещению и его следует располагать на солнечных, защищенных от ветра участках. Горошек холодостойкая культура, но его нельзя сеять в непрогретую почву. Не любит жару и очень чувствителен к недостатку влаги, поэтому нуждается в регулярных поливах. Горох в России всегда был самым популярным из бобовых растений: его нетрудно выращивать, урожай он даѐт богатый, насыщает отлично и не требует сложной кулинарной обработки. Кроме того, в нашей стране давно известны целебные свойства гороха, которые обусловлены его богатым составом: в нѐм очень много полезных веществ, но особенно он отличается количеством витаминов и минералов, в том числе и очень редких. Период наблюдения: март апрель. Место наблюдения: классная комната. Условия выращивания: растения находились в обычных для комнатных растений условиях, на подоконнике. Мы изменяли условия произрастания некоторых растений, чтобы изучить и сделать выводы по нашему исследованию. 2.Опыт 1 Растения вырастают из семян Для первого опыта, мы взяли чашки Петри. Положили в них смоченную вату, а на нее сухие горошины. Чтобы семена не высохли, мы накрыли их половиной чашки Петри дном вниз. В ходе опыта, пришлось еще добавлять воды, чтобы горох не высох. Затем чашки поставили на подоконник и каждый день проверяли, что происходит с нашими семенами. На седьмой день у замоченного гороха появились корни, а затем небольшие листочки. Потом горох начал чахнуть, так как ему неоткуда было брать питательные

6 6 вещества. Мы знаем, что питательные вещества содержатся в почве, а в чашках Петри их нет. В ходе опыта мы увидели и узнали следующее: Семена гороха всасывают воду и разбухают. Для прорастания семян необходимы влага, свет и воздух. Семена в чашках, где воды много не проросли. Когда семя плавает в воде, ему хватает влаги, но кислород из воздуха до них не доходит. Слегка смоченные семена гороха прорастают через несколько дней и быстро растут. Растения вырастают из семян, где есть зародыш. Корни горошин растут вниз. Семена необходимо хранить в сухой, темной, герметичной упаковке, иначе они прорастут раньше времени. Следующий опыт, который доказывает, что растения растут из семян, мы провели с разными растениями. Взяли несколько горшков, наполнили их землей и посеяли семена. Семена лука, укропа, гороха и алиссума отличаются по размеру, поэтому их нужно садить на разную глубину. Чем меньше семя, тем меньше глубина их посадки. Самые мелкие семена у алиссума, поэтому мы посеяли их совсем неглубоко. Затем поставили наши посадки на окно, где светло и тепло. Семена алиссума проросли первыми, на третий день после посадки. На седьмой день взошел горох, а на восьмой день появились укроп и лук, о чем мы записали в своем дневнике наблюдений (Приложение 2). Таким образом, мы еще раз убедились, что растения вырастают из семян. 3. Опыт 2 Растения тянутся к свету Чтобы проверить, что большинству растений для роста нужен свет, мы провели следующий опыт. Семена в горшке на подоконнике мы присыпали землей, однако они получили достаточно света, чтобы прорасти. Когда появились ростки наших растений, стоявшие на окне, мы стали замечать, что они наклонились к свету. Например, ростки алиссума повернулись к солнцу уже на девятый день после посадки. Мы развернули горшки, но

7 7 через несколько дней проростки опять повернулись в сторону окна. Это нам доказывает, что растения тянутся к свету (Приложение 1). Растениям свет нужен для роста. Если света недостаточно, то они плохо растут, и даже могут терять зеленую окраску. Один горшок с горохом мы поместили в темный шкаф, через неделю обнаружили, что растение стало светло зеленым, и не выросло ни на один сантиметр. Простояв в шкафу еще неделю, горох начал чахнуть, а потом совсем пропал (Приложение 1). Что также доказывает о важности света для растения. 3. Опыт 3 Растения растут по разному Мы посадили восемь горшков с разными растениями: горох, лук, укроп, аллисум «Снежный ковер», аллисум «Яркая смесь». Взяли деревянные лопатки и приклеили к концу каждой из них листочки с названиями растений, что посадили в горшки. Воткнули лопатки в горшки, чтобы не забыть, какие растения здесь растут. Затем взяли кувшин с водой и хорошо полили наши посевы. Поставили горшки на подоконник и поливали их понемногу каждый день. Посевы гороха поливали «живой» и «мѐртвой» (кипяченой) водой. Оказывается, качество воды также влияет на рост и развитие растений. (Как установлено, в кипяченой воде отсутствует кислород). Наблюдали, что происходит. Оказалось, растения, которые поливали «мѐртвой» водой, плохо взошли, из десяти горошин взошли только три. Также мы наблюдали, какое растение взойдѐт первым. Как уже отмечалось, первым взошел алиссум. Вскоре из- за густоты посевов, мы пересадили его в большую посуду. После пересадки, растения стали набирать силу и быстро расти. Что отмечено в дневнике наблюдений (Приложение 2). Линейкой измеряли высоту растений и определили, что очень быстро растет горох. Все изменения также записаны в нашем дневнике наблюдений (Приложение 2). После пяти недель наблюдений мы стали замечать, что растения начали пропадать. Это можно объяснить тем, что им не хватает места (маленькие горшки) и минеральных веществ. Из этого опыта мы увидели и узнали: Время прорастания у разных семян отличается. Некоторым достаточно 1-2 дня, другие всходят через несколько дней. Высота растений при равных окружающих условиях зависит от вида растения. Так горох вырос высокий, а лук остается низким растением. Из одного семени может вырасти одно растение, но не все семена прорастают.

8 8 Заключение Таким образом, в ходе наших исследований установлено, что: Большинство растений вырастают из одного семени; Для прорастания необходимы определенные внешние условия; Большинству растений для роста нужен свет; Растения растут в сторону солнца или источника света; Растения растут плохо или вообще не растут в недостаточно освещенных местах; Растениям для роста нужна чистая вода и тепло; Ухудшение условий, в которых находятся растения, мешает их росту; Растения прорастают и растут с разной скоростью; Есть огромное число растений, которые отличаются формой, цветом и размером. Из одного единственного семечка вырастает целое растение, с листьями и цветами.

9 9 Список использованных источников 1. Аня и Лѐня экспериментируют с природой и окружающей средой. М.: Просвещение, 2012 г. 2. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учебное пособие.-м.,2009 г.

10 10 1. Посадка растений. Приложения

11 11

12 2.Появление ростков 12

13 3.Пересадка алиссума в большую посуду. 13

14 4.Растения через две недели после посадки. 14

15 15

docplayer.ru

Дневник наблюдений за комнатными растениями «Вегетативное размножение»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Вегетативное размножениеВыполнила ученица 6 класса Уварова УльянаРуководитель: Уварова Л.В. Выбранное мной растение – Сингониум. Почему я выбрала именно это растение, да потому, что растение Сингониум являет собой представителя семейства ароидные, происходящего из Центральной и Южной Америки. Это лазящая лиана, которая хорошо приживается к условиям помещений. Для успешного роста Сингониуму необходима вертикальная опора, роль которой отлично исполнит пальмовый шест. Листья Сингониума имеют стреловидно - серцевидную форму и растут на длинных ножках, порядка 40-ка см. Хорошее крепкое растение с крупными здоровыми листьями имеет очень привлекательный вид. У Сингониума есть интересная особенность — с возрастом листья растения меняют свою форму, что делает его внешний вид ещё более интересным. Сингониум — малотребовательное растение и может с легкостью выращиваться новичками.СингониумЭтот цветок является растением нового поколения.Считается, что он, как наша жизнь, никогда не стоит на месте, поэтому просто необходим для семей, которые отстают от мирового развития и боятся что-то менять в своей жизни. Так же это растение помогает ребенку быстро и легко усваивать информацию во время учебы, да и не только детям, а всем людям, которые так или иначе связаны с наукой. Еще одно достоинство Сингониума - то что, поставив его в спальной комнате, человеку реже станут сниться плохие сны. Вегетативное размножение растений Вегетативное размножение растенийОдним из способов размножения декоративных растений является вегетативный метод.Знания приемов вегетативного размножения декоративных растений позволяет успешно проводить размножение растений, особенно редких экзотических видов в домашних условиях.Вегетативный способ размножения в некоторых случаях помогает разводить те декоративные растения, которые не размножаются или плохо размножаются семенами.При вегетативном методе размножения сформированные цветущие растения получаются гораздо быстрее, чем при размножении растений семенами.Размножение Сингониума Размножается очень легко верхушечными отростками и кусочками стебля ра

educontest.net

Методическое пособие «Дневник наблюдений»

Автор:

Бондаренко Татьяна Николаевна,

старший воспитатель,

первой квалификационной категории

МБДОУ ЦРР – д/с «Буратино» г.Когалым 

 

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

      Огород  и цветник -  используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем рационе.

      При этом дети  должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. В этом нам поможет «Дневник наблюдений». Фото 4

Цель:  Познакомить детей с  жизнью растений; научить вести дневник наблюдения за развитие растений.

Задачи

Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла.

Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Развивать познавательный интерес; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.

Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей; развивать трудолюбие.

Закреплять знания о строении растений.

Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Описание  пособия

Выполнено из ткани, бумаги

Соответствует методическим, санитарно - гигиеническим требованиям

Используется с детьми всех возрастов

Предназначено для проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход)

Используется для проведения трудовых поручений и самостоятельной деятельности 

Содержание

 Форма растения, карточки (развития растения, способы ухода).   

Использование методического пособия

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

  • Накопление знаний о росте и развитии растений
  • Сравнение, наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше
  • Определение состояния растения (необходимость поливки), или восстановить картину целого (по цвету спелые ли помидоры)
  • Развитие сообразительности, наблюдательности
  • Совершенствование процессов анализа, сравнения, умозаключения
  • Наблюдения при высокой умственной активности детей, заставляет их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развитие любознательности
  • Установление  связи настоящего наблюдения с проводимым ранее  

Труд

Труд в природе имеет особое значение для всестороннего развития детей.

Дошкольники овладевают навыками по ходу за растениями, узнают, какие условия необходимы для роста и развития. С удовольствием  дети учатся рыхлить и пропалывать огород, поливать овощи, с большим интересом следят за ростом и развитием растений, отмечая свои наблюдения в календаре наблюдений.

Пособие привлекает детей к участию во всех видах работы по уходу за растениями, выращиванию, воспитывает самостоятельность.

Важно, чтобы детей не просто увлекла перспектива вырастить вкусные овощи.  Пособие помогает осознать необходимость систематического ухода за растениями. При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста  и развития и их потребностями.

Дети получают задания, требующие внимательного наблюдения  за состоянием растения.  

Использование   пособия  по возрастам

Младшие группы

  • сюрпризный момент, при ознакомлении с растениями
  • формирование умения различать по внешнему виду некоторые овощи

Средние группы

  • организация с детьми наблюдений за ростом и развитием растений
  • выделеление характерных признаков (размер, цвет, форма, части)
  • игровые приемы                                                                                                                     
  • трудовые поручения
  • сравнение предметов

Старшие группы

  • проведение длительных наблюдений за ростом и развитием растений
  • самостоятельные выводы и умозаключения
  • наглядное пособие (закономерность и последовательность фаз, стадий развития)
  • при использовании приемов сравнения, при наблюдениях
  • словесные отчеты детей о результатах наблюдения                                                                                                                                                              

Подготовительные группы

  • для проявления детьми большей самостоятельности
  • установление разнообразных связей
  • определять сходные признаки, общие для целой группы предметов
  • для сравнения представлений
  • самостоятельное изготовление календаря природы   

          Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.  

 

За эту работу отдано 8 голосов.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!

tmndetsady.ru



Уроки 52-53. Проект «Дневник наблюдения за растением», 2 часть (оформление презентаций и подведение итогов)

Практическая цель проекта – наблюдение за ростом растения, фиксация наиболее важных моментов развития растения и оформление результатов наблюдения в виде презентации.

Методическая цель проекта – учить детей вести наблюдение, выделять в непрерывном процессе дискретные, наиболее важные моменты, фиксировать процесс наблюдения, продолжать учить детей создавать презентации в программе PowerPoint, а также выступать с докладом.

План проведения 2 части проекта

  1. Детальная проработка страниц презентации – вставка фото и создание текста.
  2. Выступления ребят.

Второй и третий урок проекта

Место второго и третьего уроков в планировании в некоторой степени условно. Мы поставили их в самом начале 4 четверти. Однако вы можете перенести эти уроки пораньше или попозже, как только все дети вырастят свои растения и закончат наблюдения. Можно разбить второй и третий урок – второй урок провести сразу после окончания наблюдения. Наверняка большинство детей закончит за второй урок работу с презентацией, остальным можно дать неделю на ее доработку. После того как все ребята закончат работать со своей презентацией, можно провести третий урок и на нем посмотреть наиболее интересные работы.

Второй урок

Детальная проработка страниц презентации – вставка фото и создание текста

На втором уроке дети дорабатывают свои презентации. Как мы говорили, хорошо бы дети приносили файлы с фото заранее и заранее закачивали их на свои компьютеры (в специально отведенное вами место). Дело в том, что в ходе этого процесса многим ребятам наверняка понадобится ваша помощь и тогда перемещение фото отнимет от урока слишком много времени. Итак, ребята начинают заполнять свои слайды информацией: фото, текстом, заголовками, а вы проходя по классу консультируете детей. Собственно сама работа эта детям знакома, почти то же самое они делали в 1 классе в проекте «Мой лучший друг». Поэтому мы просим вас обратить особое внимание на отбор наблюдений, которые должны войти в презентацию. Как мы говорили, ребята должны зафиксировать начальный и конечный момент наблюдения и фиксировать наблюдения в среднем каждые 2-3 дня. Поэтому у ребят может оказаться больше десятка наблюдений и соответственно фото. Как вы понимаете, делать презентацию слишком большой (больше 7-10 слайдов) не имеет смысла – дети при просмотре ее постепенно потеряют интерес. Поэтому просмотрите с каждым ребенком набор его фото. Выделите те фото, на которых действительно зафиксированы важные изменения в развитии растения. Именно эти фото должны стать основой для соответствующих слайдов (конечно, первое и последнее фото надо включить в любом случае). Таким образом, мы надеемся, детям удастся сформировать не слишком длинную, но интересную и содержательную презентацию.

В этом проекте можно делить работу не по слайдам, а по типу информации. Поэтому сначала можно заготовить столько страниц слайдов, сколько выбрано наиболее значимых наблюдений. Затем на всех слайдах удобно сделать общий заголовок. Теперь на каждый слайд можно вставить соответствующие фото. После этого можно делать подписи к слайдам. Проходя по классу проследите за тем, чтобы подписи были не слишком длинными – 2-4 предложения. В этом случае можно будет подобрать шрифт так, чтобы они были хорошо видны.

Если сильные дети и часть средних учеников успеют на уроке закончить свою презентацию, то можно остальным детям дать одну-две недели на доработку презентации, а третий урок целиком отвести на просмотр и обсуждение презентаций. Если большинство ребят на втором уроке презентацию закончить не успели, возьмите на эту работу еще пол-урока. На второй половине третьего урока вы успеете посмотреть несколько самых интересных презентаций. Если класс очень медлительный, можно взять на доработку презентации и целый урок, но тогда придется отдельно продумать процесс просмотра и оценивания работ. Один из вариантов – взять еще один урок, посвященный просмотру и оцениванию работ. Другой вариант – перенести просмотр презентаций на урок окружающего мира, присовокупив его к подходящей теме. В таком случае работы будет показывать учитель, используя их как наглядные пособия.

Третий урок

Выступления ребят

Конечно, на одном уроке вы не успеете просмотреть все 15 презентаций группы (мы рассчитываем, что одна презентация с обсуждением будет длиться около 5-7 минут). Поэтому между вторым и третьим уроком вам стоит просмотреть все работы ребят и выбрать из них наиболее разнообразные и интересные. Вы заметите, что некоторые работы получились очень похожими, особенно часто так бывает, если ребята выбрали одно и то же растение. Из группы похожих работ стоит выбрать одну наиболее качественную – ту в которой сделаны удачные фото и красиво оформлены слайды. Именно ее лучше всего показывать всему классу. В результате такого отбора у вас, скорее всего, как раз останется 5-8 работ. Авторов этих работ нужно попросить выступить с презентацией на третьем уроке. Как обычно, сами выступления можно не оценивать, разве что поставить ребенку дополнительную пятерку, если он выступил удачно. Если вы все же решите включить в оценку качество выступления, не судите детей слишком строго, ведь выступать с докладом и представлять свою работу они пока только учатся. К качеству фото тоже особо не стоит придираться. Понятно, что если ребенку с фотографированием помогали родители, то фото получились более качественные, если он делал их сами – менее качественные. На оценку это не должно влиять никак. Таким образом, наиболее пристальное внимание при оценке работ мы предлагаем обратить на качество наблюдения и качество создания презентации. В понятие «качество наблюдения» мы вкладываем следующие аспекты:

  1. Правильно ли выбраны зафиксированные моменты наблюдения. Так ребенок мог пропустить некий момент важный для развития растения или наоборот, зафиксировать два наблюдения ничем почти не отличающиеся.
  2. Правильно ли сделаны подписи, не противоречит ли текст картинке.
  3. Правильно ли ребенок ухаживал за растением. Возможно на фото будут отражены некоторые детали, которые подскажут, хорошо ли ребенок ухаживал за своим растением – достаточно ли ему было тепла, света, воды, места и т.д. Если фото на эти вопросы ответов не дает, можно попросить ребенка это пояснить в ходе презентации.

Конечно, для оценки качества наблюдения лучше всего пригласить эксперта – учителя биологии. Оценка качества презентации – знакомое ребятам дело. Сюда входит: правильный отбор текстового материала, правильное размещение материала на странице, грамотный выбор размера фото, а также размера и цвета шрифта. Поскольку вы будете выбирать для показа самые лучшие работы, число различных ошибок в них будет минимальным. В таких случаях стоит обращать внимание класса на сильные стороны работы, чтобы ребенок впоследствии понимал, какие ошибки допущены в его работе. Те работы, которые не просматривались всем классом лучше обсудить с авторами в индивидуальном порядке – пояснить почему поставлена та или иная оценка, какие недостатки есть в работе и какие у нее сильные стороны.

files.school-collection.edu.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта