Богохульство Богохульник. Богохульник растение
Багульник болотный. Полезные свойства и применение в народной медицине
Багульник болотный (лат. Ledum palustre, синоним Rosmarinus sylvestre), семейство вересковые. Другие названия: лесной розмарин, дикий розмарин, багун душистый, клоповник, багно, болотная одурь, болотник, головолом, гушатник. Научное родовое название Ledum происходит от греч. слова ledon – так у древнеримского врача Диоскорида называлось растение, из которого добывали смолу ладан (ladanum). Очевидно, название растения связано с его сильным запахом. Карл Линней название Ledum выводил из латинского laedere «мучить, заставлять страдать, причинять боль», из-за того что листья растения имеют сильный неприятный запах. Некоторые авторы выводят это название из греческого ledos «шерсть», из-за опушенности листьев. Научное название вида palustre происходит от лат. слова paluster «болотный», и дано растению, как и русское название вида, по месту произрастания. Русское родовое название багульник произошло от старинного названия болота – багно, ср. укр. багно «болото, грязь».
Первые известные упоминания о багульнике болотном находятся в датских гербариях XII ст., где он встречается под названием Pors, Porst. В лекарственную практику Европы его ввели шведские врачи. В 1775 году Карл Линней написал научный очерк о его лекарственных свойствах.
Описание
Прямостоячий разветвленный вечнозеленый кустарник от 50 см. до 110 см. высотой, с сильным, опьяняюще-одуряющим запахом. Стебли распростертые, скрытые почти полностью во мху, с многочисленными приподнимающимися ветвями, густо облиственными. Побеги ржаво-опушенные, облиственные. Корни на болотах проникают на глубину до 40 см. Листья багульника очередные, почти сидячие или короткочерешковые, узко-ланцетные, кожистые, цельнокрайние, с завернутым краем, снизу ржаво-опушенные, сверху тёмно-зелёные.
Многочисленные цветки (в диаметре до 8 мм.) на длинных тонких опушенных цветоножках образуют густые зонтики на верхушках побегов. Цветки багульника обоеполые, правильные, пятилепестковые, белые, имеют 2 круга по 5 тычинок, пыльники вскрываются дырочками. Вокруг завязи расположен нектарный диск. Цветки имеют сильный одуряющий запах.Плод представляет собой продолговатую многосемянную пятигнездную коробочку длиной 3-8 мм. Семена мелкие, крылатые, веретенообразные, светло-желтого цвета. Багульник в природе размножается семенами, в культуре — отводками, черенками, корневыми отпрысками и делением кустов. Время цветения — мая-июнь, созревания плодов в июле-августе.
Растение ядовитое. Его ветви и листья издают одурманивающий резкий запах из-за содержания в растении эфирного масла, обладающего ядовитыми свойствами, поражающими нервную систему и вызывающими головную боль, головокружение, тошноту, рвоту, вплоть до потери сознания.
Растение достаточно прихотливо, что касается влажности почвы и воздуха, предпочитает кислую почву. Растет на сфагновых болотах, влажных лугах и в заболоченных хвойных лесах, на торфяниках, лиственничных марях вместе с кустарниковыми березами, соснами и голубикой, часто образует заросли. Распространяется вегетативным путем и семенами. В местах, где произрастает багульник, слой торфа, как правило, достаточно глубок. Встречается в тундре и лесах европейской части России, Дальнего Востока и Сибири.
Заготовка лекарственного сырья
С лечебной целью заготавливают облиственные однолетние побеги багульника с цветками длиной до 10 см., срезая ветки в месте, где начинаются листья, в период цветения до образования плодов (май — июль). Сушат, связывая побеги в пучки и подвешивая на открытом месте, на чердаках (проветриваемых) или в сушилках при t до 55°C . Усушка составляет примерно 3:1. Сухое сырьё имеет резкий, характерный смолистый запах. При его заготовке и сушке надо соблюдать осторожность, ввиду ядовитости растения.
Из-за схожести листьев багульник болотный часто путают с розмарином лекарственным (лат. Rosmarinus officinalis), а также с подбелом обыкновенным (лат. Andromeda polifolia), листья которого ланцетовидные, с нижней стороны восково-белые, неопушенные, без запаха и выраженного вкуса.
Полезные свойства
Все части растения (а в особенно больших количествах цветки и листья) содержат 0,4-2% эфирного масла с резким, специфическим, неприятным запахом, горьким и раздражающим, основной составляющей которого является ледол (багульниковая камфора) со жгуче-горьким вкусом, при дегидратации образующий терпен леден и азулен. В составе багульника также обнаружены дубильные вещества (ледотаниновая кислота), цимол, горькое вещество эриколин (или арбутин), флавоноиды и различные кислоты.
Применение
Применяют настой багульника как противокашлевое и отхаркивающее средство при ларингитах, бронхитах (хронических и острых), коклюше, заболеваниях лёгких, бронхиальной астме, трахеитах, туберкулезе легких, при подагре, ревматизме, деформирующем артрозе, диабете, дизентерии, скрофулезе, экземе, сыпи на теле, кожных болезнях, спастических энтероколитах (воспалениях толстого и тонкого кишечника), в качестве мочегонного, потогонного, рвотного, дезинфицирующего средства. В гомеопатии применяется при ушибах, кровотечениях и ранах, ревматизме и подагре. Как наружное противовоспалительное средство настой багульника применяют при отеках, укусах насекомых, обморожениях, для улучшения кровообращения в пальцах при эндартериите (онемении), для лечения ран.
Важно знать, что багульник болотный ядовит. Применять его можно исключительно по назначению врача. В быту листья багульника используются как инсектицидное средство для окуривания комнаты или опрыскивания мест скопления насекомых отваром для уничтожения комаров, мух, клопов и других насекомых. Порошком из листьев багульника или веточками растения перекладывают одежду, чтобы предохранить ее от моли. Эфирное масло багульника вместе с дёгтем может использоваться при дублении кож, его можно использовать в парфюмерии и мыловарении, текстильной промышленности.
Багульник болотный пытались использовать вместо более дорогого хмеля, при подделке пива. Пиво получалось похожим по вкусу, но было слишком пьянящим, вызывало головокружение, головную боль, колики, бред и другие нежелательные эффекты.
Багульник — хороший медонос, но его мёд ядовит, его нельзя применять в пищу. Он может использоваться лишь самими пчелами для развития семей.
Багульник – народное растение, применяемое для лечения домашних животных, в особенности свиней. Лошадям дают отвар багульника при коликах и после опоя, коровам — при вздутии, свиньям добавляют в пойло при эпидемических и др. заболеваниях. В больших количествах багульник болотный воздействует на домашний скот одурманивающе, исключая коз, для которых он безвреден.
Рецепты на основе багульника
Отвар багульника: 1 чайн. л. травы багульника болотного на 1 ст. воды, варят 1 мин. после закипания, 30 мин. настаивают, профильтровывают, пьют 3 р. за сутки после еды по 1 ст. л. при грудной жабе (стенокардии), туберкулезе легких, кашле, простуде, бронхите, воспалении кишечника.
Настой багульника для внутреннего применения: 8 гр. травы багульника заливают 400 мл. кипятка, 15 мин. настаивают, процеживают. Употребляют по 2 ст. в день, разделяя на маленькие порции, так как трава растения ядовита.
Настой багульника для внешнего использования: 12 гр. травы болотного багульника залить 1 ст. кипятка, 20 мин. настоять, процедить. Использовался при ревматизме, артрозе, экземе.
Настой багульника болотного (холодный способ): 1 ч. л. сушеной измельченной травы багульника болотного заливают 2 стак. холодной кипяченой воды, плотно закрывают, настаивают 8-10 часов. Готовый настой фильтруют. Принимают как успокаивающее и мочегонное средство, при коклюше, бронхиальной астме, ревматизме, подагре, туберкулёзе, простуде, кашле, одышке 3-4 р. за день по ½ ст.
Настой багульника: 20 гр. травы багульника болотного заливают одним литром кипятка, настаивают в духовке или печи 10 часов. Используют как потогонное средство, также при лечении гриппа, острого ринита, ревматизма, мокнущей экземы и подагры. Принимают после еды 4-5 р. за день по 1/3-1/2 ст.
Спиртовая настойка багульника: 1 часть травы багульника залить 5-тью частями 40% водки или спирта, настоять 24 ч. в теплом месте. Использовать настойку наружно для растираний при радикулите, подагре, ревматизме, артрите.
При бронхиальной астме, ревматизме, простуде, кашле заваривают чай из 20 гр. травы багульника и 10 гр. листьев крапивы. Сырьё заливают 1 л. кипятка, 12 ч. настаивают. Пьют при указанных заболеваниях по ½ ст. 3-5 р. за день. При коклюше пить по 1 ч.л. 3-5 р. за сутки.
При хроническом бронхите пьют лекарственный сбор с багульником: 2 стол. л. травы душицы, 4 стол. л. травы багульника, по 1 стол. л. березовых почек и листьев крапивы. 2 стол. л. сбора заливают 2-мя л. кипятка, 10 мин. кипятят, настаивают 60 мин., процеживают. Употребляют после еды 3 р. за сутки по 1/3 ст.
Лекарственный сбор с багульником при бронхите. Смешать 2 стол. л. травы багульника; 1 стол. л. березовых листьев; 2 стол. л. цветков ромашки аптечной; 2 стол. л. листьев мать-и-мачехи; 1 стол. л. травы душицы. К 2 стол. л. смеси влить 0,5 л. кипятка. Прокипятить 10 мин., 30 мин. настоять, процедить. Применять после еды при сухом кашле и хроническом бронхите по 1/3 ст. 3 р. в день.
Чтоб усилить действие багульника, можно смешать его 1:1 с мать-и-мачехой. 1 стол. л. смеси заливают 1 ст. воды (горячей), 5 мин. кипятят и профильтровывают. Пьют по 1 ст. л. каждых 2 часа при заболеваниях дыхательной системы.
Лекарственный сбор с багульником болотным при дизентерии. Смешивают 10 гр. травы багульника с 25 гр. корня алтея, вливают 1 л. кипятка, настаивают 60 мин., процеживают. Пьют при дизентерии по 1 стол. ложке каждые 2 часа.
Лекарственный сбор с багульником при сухом кашле для отделения мокроты: смешать 5 ст. л. багульника, 10 ст. л. корней алтея и 10 ст. л. травы мать-и-мачехи. К 2 чайн. ложки смеси вливают 1 ст. кипятка, выдержать минут 5 на слабом огне, настоять еще 30 мин. Пить до еды (за 20 мин.) 5-6 р. за день по 1/2 ст.
Лекарственный сбор с багульником при полиартрите. 2 стол. л. травы багульника; 1 стол. л. листьев брусники; 1 стол. л. ягод можжевельника; 2 стол. л. листьев подорожника; 2 стол. л. цветков ромашки аптечной; 2 стол. л. травы череды. Все старательно измельчить и перемешать. К 2 стол. л. сбора влить 500 мл. кипятка, настоять 5-6 ч., потом процедить. Пить теплым перед едой при обменных полиартритах по 1/2 ст. 3 р. в день.
Лекарственный сбор с багульником при гипертонии и ожирении. 3 стол. л. травы пустырника; 3 стол. л. травы сушеницы топяной; 2 стол. л. травы багульника; 1 стол. л. травы хвоща полевого; 1 стол. л коры крушины. К 2 стол. ложкам измельченой смеси влить 500 гр. кипятка. Минут 10 кипятить. 30 мин. настоять, процедить. Применять при гипертонии и ожирении по 1/3 ст. 3 р. за день после еды.
Лекарственный сбор с багульником при астме. 40 гр. травы эфедры; 200 гр. цветков ромашки аптечной; 60 гр. березовых почек; 200 гр. травы багульника. Все измельчить, хорошо перемешать. К 2 стол. л. смеси влить 500 гр. кипятка, настоять 5-6 ч., профильтровать. Пить теплым при астматических бронхитах по 1/2 ст. 3 р. за день до еды.
При лечении болезней кожи к отвару багульника добавляют растительное масло.
Багульниковое масло (настой багульника масляный). 2 ст. л. сушеной травы багульника заливают 4 ст. л. растительного (подсолнечного, оливкового) масла, 12 часов настаивают в тепле, фильтруют, используют наружно для смазывания поражённых участков при заболеваниях кожи, включая экзему.
Багульниковое масло (горячий способ). Взять 3 ст. л. растительного (оливкового, подсолнечного) масла, настоять на нём 3 ст. л. травы багульника в печи, духовке или на горячей плите (закрыв посуду). Использовать полученное масло наружно при укусах насекомых, ранах и ушибах, закапывать в нос, растирать больные места при радикулитах и артритах.
Настойка багульника от насморка на растительном масле. На 100 мл. растительного (оливкового или подсолнечного) масла берут 1 стол. л. с верхом травы багульника. Настаивают 3 недели в темноте, каждый день взбалтывая. Процеживают, отжимают. Закапывают 1-вый раз по 2-3 кап. в каждую ноздрю, потом по 1 кап. 3-4 р. за день. Закапывать нос можно не больше недели. Насморк через несколько дней проходит.
Мазь из багульника при заболеваниях суставов. В керамический горшок или кастрюльку слоями выкладывают сушеную траву багульника и жир (свиной, гусиный, куриный, если нету, то сливочное или растительное масло) – слои чередуют. Заполненную почти до верха ёмкость закрывают крышкой, щели тщательно замазывают тестом; на 2-3 часика ставят в духовку при t 100°С. Готовый жировой настой процеживают, траву выкидывают, а остывшую мазь ставят в холодильник, применяют для втирания в больные суставы несколько раз в день.
Мазь из багульника с чемерицей на свином жире при чесотке. Смешать 150 гр. листьев багульника и 150 гр. корней чемерицы белой, 500 гр. смальца (свиного жира), поставить на всю ночь в духовку или продержать на водяной бане 6 часов, процедить и остудить. При чесотке смазывать пораженные места этой мазью 1-2 р. в день.
Противопоказания
Багульник болотный ядовит, поэтому при его заготовке, хранении и использовании необходимо соблюдать крайнюю осторожность. При сборе применять средства защиты (рукавицы, респиратор), хранить отдельно от пищевых продуктов и других трав, вдали от детей. Лечение проводить, строго придерживаясь указанных доз, под наблюдением врача. Противопоказаниями к применению багульника болотного являются беременность, кормление грудью, возраст до 14 лет, гепатит, гломерулонефрит. При передозировке может возникнуть отравление, воспаление слизистой кишечника и желудка, возбуждение или угнетение нервной системы. Если после применения препаратов багульника у вас возникли головокружения, повышенная возбудимость и раздражительность, их прием необходимо сразу же прекратить.
Ждем Вас снова на «Книге Здоровья»!
knigazdorovya.com
«Освяти руку ударом» / Православие.Ru
Может ли христианин в ответ на богохульство ударить человека, если другие средства воздействия оказвыаются бесполезными? Споры об этом продолжаются на просторах Интернета уже не первый год. Главным аргументом в пользу силового решения вопроса обычно приводятся слова Иоанна Златоуста «освяти руку ударом», «сокруши уста», «ударь его по лицу», произнесенные святителем как раз в адрес богохульников. Для одних христиан они звучат утешительно и воспринимаются чуть ли не как прямая санкция на применение силы везде, где им видится богохульство. Другим они режут слух и смущают нравственное чувство, несмотря на высочайший авторитет святителя.
Аргументы первых достаточно просты и понятны: раз Златоуст сказал, значит — можно, нужно и даже должно.
Аргументы вторых обычно куда менее конкретны и основаны скорее на глубоком ощущении несопоставимости этого призыва со всем массивом новозаветных текстов и православного Предания в целом. Да и в трудах самого Златоуста подобный призыв встречается лишь однажды (иначе всем известная цитата в сетевых спорах неизбежно оказалась бы дополнена другими, сродными ей по смыслу).
Однако тут уж, что называется, из песни слова не выкинешь. Эту фразу мы действительно находим у святителя Иоанна в «Беседах о статуях»: «…Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…».
И здесь возникает очень важный этический вопрос: насколько эти слова являются призывом к действию для современных христиан?
Очевидно, чтобы разобраться в этом, следует для начала прояснить один простой и закономерный вопрос: а что же имел в виду сам святитель Иоанн Златоуст, когда произносил эти суровые слова? Каких именно богохульников подразумевал он, призывая свою паству освятить кулаки ударами об их лица?
Бунт
В 387 году в крупнейшем городе Малой Азии — Антиохии — вспыхнул народный бунт. Причиной его стало очередное повышение налогов императором Феодосием. Ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы и без того были почти разорены постоянно увеличивающимися поборами в имперскую казну. Но тут в придачу к обычным сборам вдруг был объявлен еще и внеочередной, в честь юбилея императора Феодосия. Размеры его были столь велики, что после обнародования императорского указа весь город впал в глубокое уныние. Потом то тут, то там начался все более возрастающий ропот против такой бесчеловечной политики.
Нарастающие беспорядки через несколько дней переросли в полномасштабное восстание. Возмущенные толпы стали повсюду уничтожать изображения императора и членов его семьи. Нарисованные на деревянных досках портреты, выставленные у общественных зданий во многих местах города, были разбиты камнями. Той же участи подверглись и многочисленные императорские статуи. Обвязанные веревками, они были низвергнуты с пьедесталов.
Разгневанный народ с бранью и оскорблениями таскал статуи императора и членов его семьи по улицам города. Затем они были разбиты на куски и сброшены в реку. Жертвой восставших стала даже тяжелая конная статуя Феодосия, в разрушении которой участвовало множество людей.Реакция императора не заставила себя долго ждать. По тогдашним законам оскорбление, нанесенное изображению царя, было равно оскорблению самого царя. Город был подвергнут жестоким репрессиям, множество жителей были казнены, брошены в тюрьмы, лишены всех прав и владений. Десятки тысяч антиохийцев в страхе бежали из родного города, становясь легкой добычей множества разбойничьих банд, орудовавших в округе. Слезы, голод и постоянный страх новых бедствий — вот все, что осталось на долю уцелевших жителей Антиохии после глумления над изображениями членов императорской семьи.
В этих трагических обстоятельствах и были произнесены Иоанном Златоустом его знаменитые «Беседы о статуях». Причем лишь самая первая из них была сказана накануне восстания, когда народные волнения уже будоражили город, но еще не вылились в массовые беспорядки. Уже во второй описываются страшные последствия народного бунта. Всего же в те тяжелые для Антиохии дни святителем была произнесена двадцать одна беседа.
Богохульники
В той, самой первой, беседе накануне бунта и прозвучал призыв святителя любыми средствами, вплоть до рукоприкладства, унять людей, возмущающих народ своими речами. Этих смутьянов Златоуст и называет здесь богохульниками. Такое определение становится понятным после прочтения всех бесед. Основной их мотив — успокоение обнищавшего народа.
Именно нищета вследствие непосильных налогов стала объективной причиной смуты. Среди жителей города появились люди, учившие, что бедность несовместима с Божьей любовью и что Бог вовсе не таков, каким Его представляет Церковь. Таких «агитаторов», по свидетельству самого Златоуста, было немало: «…многие обольщают простодушных и говорят, что эти бедствия несовместны с Промыслом Божиим». Но еще больше было самих обольщенных и простодушных, которые уже напрямую обвиняли Бога в своем бедственном положении. Вот о них-то и говорил Златоуст, что «богохульник — тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство».
В том, что богохульниками здесь названы именно роптавшие на Бога бедняки, нетрудно убедиться, прочитав предшествующие словам об освящении руки ударом строки, которые почему-то обычно пропускаются при цитировании: «Ты лишился имущества? Если ты будешь благодарить, то ты приобрел душу и овладел большим сокровищем, снискав у Бога большее благоволение. Если же ты будешь хулить, то потерял и свое спасение. И того не возвратил, и душу, которую имел, и ту убил. Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом». А чтобы было совсем уж понятно, кого и за что, по мнению Златоуста, нужно было тогда бить, — вот, по сути, прямое пояснение святителя к его же словам о сокрушении уст: «Сколько, слышу я, говорят: если бы не было бедности! Заградим уста тех, которые ропщут так, потому что говорить это — богохульство».
Врач
В накаленной до крайности обстановке готовящегося антиналогового бунта Иоанн Златоуст призывал свою паству делать все возможное для того, чтобы этот бунт не состоялся. До своего пострига в монашество он получил блестящее образование, несколько лет был адвокатом, прекрасно знал законы Империи и понимал, какими кровавыми последствиями обернется для антиохийцев назревающий мятеж.Бедность из-за непосильных налогов, конечно же, была бедствием для горожан. Но все ее тяготы были несопоставимы с той катастрофой, которая грозила городу за восстание против императора. Поэтому Златоуст прилагал все усилия, стремясь уберечь земляков от мятежа. Он называл мятежников богохульниками, отрицающими Промысл Божий, и просил своих прихожан образумить этих обольщенных и простодушных бедняков, употребляя для этого все средства, вплоть до рукоприкладства, если это будет нужно.
Еще один важный факт: все эти трагические события происходили в самый первый год его священнического служения. Никогда после Антиохийского восстания из золотых уст святителя не звучали призывы к насилию над богохульниками, хотя таковых в его времена было никак не меньше, чем сегодня. Напротив, личное кредо Златоуста в отношении рукоприкладства ярче всего было выражено в словах «учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит». В различных вариациях эта мысль была повторена им множество раз на протяжении двух десятилетий его пастырского, а затем и святительского служения.
Выбор
Каков же вывод из всей этой истории? Есть в христианском богословии такой принцип Consensus patrum — согласие святых отцов в вопросах веры и благочестия. Основное его правило еще в пятом веке сформулировал преподобный Викентий Лиринский: «Что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования».
С точки зрения этого правила, высказывание святителя Иоанна Златоуста о рукоприкладстве в отношении богохульников является единичным даже в его собственном наследии. И относится оно к вполне определенной, чреватой гибелью множества людей ситуации. Ни о каком согласии святых в этом вопросе, конечно же, не может идти речи. И когда сегодня кто-либо из христиан намеревается «освятить руку ударом», он действительно может сослаться при этом на слова Златоуста. Но, думается, такой выбор будет характеризовать не христианские взгляды святителя, и уж тем более не учение Церкви, а личные богословские и этические предпочтения выбирающего
www.pravoslavie.ru
Серная кислота богохульства / Православие.Ru
«— Дети! Бога нет! Давайте покажем в окошко фигу! А ты почему не показываешь?
— Ну... Если Бога нет, кому же тогда показывать фигу, а если Он есть, зачем же портить с Ним отношения?».
Атеизм, яростно воинствующий на Того, Кого объявляет несуществующим, ставит некоторую загадку, которая, помнится, вставала передо мной еще в советские годы: если Бога нет, зачем же так ненавидеть Его? Атеисты часто говорят, что Бог Библии не более реален, чем Зевс или Озирис, но их полное безразличие к Зевсу и Озирису показывает, что это не так. Они любят сравнивать веру в Бога с верой в Деда Мороза, однако выступают против рождественских вертепов, относясь к изображениям Деда Мороза безо всякой неприязни. Как заметил Салман Рушди, «атеисты — это люди, зацикленные на Боге».
Здесь, впрочем, нам следует уточнить: слово «атеизм» может означать несколько разные вещи. Человек может не верить в Бога и придерживаться материалистических убеждений и при этом находить богохульство столь же неуместным, как и любое другое проявление хамства. Вполне можно быть неверующим и благовоспитанным — одно другого не исключает. Но такого человека просто не интересует возможность открыто богохульствовать: точно так же, как его не интересует возможность публичной матерной брани.
Если же говорить об активистах, которые настаивают на богохульстве как на неком священном праве, то у нас всех есть серьезные причины с ними не соглашаться.
Богохульство — в отличие от критики религии — есть изъявление ненависти; и ненависть к религии есть явление хорошо знакомое мировой и, особенно, в отечественной истории. Как показывает история, у этого явления есть вполне очевидные социальные последствия: везде, где мы открыто видим антирелигиозные движения, приобретшие политическую власть, мы видим примерно одно и то же: масштабное кровопролитие, вандализм, и, если соответствующее движение удерживается у власти достаточно долго, установление террористической диктатуры. Французских атеистов конца XVIII века и камбоджийских атеистов конца ХХ столетия разделяют долгие годы и континенты, но социальные последствия их ненависти к религии выглядят сходно. Будь то в России, в Испании, в Китае или в Мексике, ненависть к богопочитанию проявляет себя одинаково — взорванные церкви и убитые священники и верные. Впрочем, не только верные — царство террора, которое почему-то всегда является вместо обещанного царства разума, пожирает всех: в том числе и тех, кто и сам был против «попов и жандармов». Ближайшей аналогией антирелигиозной ненависти может тут служить ненависть национальная; мы находим неприемлемым открытое выражение такой ненависти, и этому есть основания — воинствующий национализм пахнет кровью. Но воинствующая антирелигиозность пахнет тем же самым; можно спорить, кто больше погубил людей в ХХ веке: воинствующе националистические режимы или воинствующе атеистические. В обоих случаях речь идет о десятках миллионов жертв. Поэтому даже у человека, вполне чуждого религии, есть основания возражать против богохульства: точно так же, как имеет смысл выступать против ненависти национальной, даже если вы не принадлежите к группе, против которой она направлена.
Еще одна опасность, связанная с богохульством, — то, что религия выступает важным маркером групповой идентичности. Даже людьми лично малорелигиозными богохульство воспринимается как тяжкое личное оскорбление, серьезно подрывающее гражданский мир. Можно, например, вспомнить случаи, когда в Великобритании государство преследовало хулиганов, сжигавших Коран и выкладывавших ролики с записью этого процесса в Интернет. Действия полиции, направленные на поддержание общественного мира, в этом случае совершенно понятны. Но по тем же причинам (и на тех же условиях) должны пресекаться действия, направленные против христианских святынь.
Права хулиганов, хамов и провокаторов не могут быть поставлены выше прав мирных и законопослушных граждан, которые хотели бы жить в мире со своими соседями, ни над кем не издеваясь и не подвергаясь издевательствам.
Есть и более глубокие причины, по которым для любого ответственного члена общества должно быть естественно выступать против богохульства. То, что отличает общество от дикого поля — это система ценностей, к которым принято относиться всерьез. Ценности, на которых строится европейское — и, в частности, русское общество — коренятся в христианской традиции. Даже лично неверующие люди могут по инерции следовать представлениям и ценностям, укорененным в христианской картине мира. Иногда такие ценности называют «общечеловеческими». Это явная ошибка. Далеко не все люди их разделяют. Идея, что все люди равны в достоинстве и правах, показалась бы чрезвычайно странной представителям большинства человеческих культур; идея святости и неприкосновенности человеческой жизни была незнакома античному миру, идея милосердия и прощения как добродетели тоже казалась необычной. Более того, в ситуации отхода европейской цивилизации от христианства умирали и эти ценности — «научный» расизм, связанный с вульгарным истолкованием эволюционной теории, отрицал равенство людей, большевизм, хотя и провозглашал равенство, отрицал милосердие и возводил «беспощадность к классовому врагу» в добродетель.
Даже для неверующего человека, принадлежащего к европейской культуре, христианство содержит символы, прочно запечатленные в его душе. Распятый Христос остается символом жертвенной любви и невинного страдания даже для тех, кто не верит в Него как в Сына Божия; и глумливая атака на образ Спасителя есть атака не только на веру, но и на те ценности, которые в европейской культуре считаются само собой разумеющимися. Как писал об этом Умберто Эко, человек лично неверующий, «и среди многих примеров, которые человеку удастся измыслить, в ряду примеров блистательных, кошмарных, гениально-утешительных — в некий миг полноты времен этот человек обретет религиозную, моральную и поэтическую силу создать фигуру Христа, то есть образ всеобщей любви, прощения врагам, историю жизни обреченной холокосту во имя спасения остальных... Будь я инопланетянин, занесенный на Землю из далеких галактик, и окажись я перед лицом популяции, способной породить подобную модель, я преклонился бы, восхищенный толикой теогонической гениальности, и почел бы эту популяцию, мизерную и нечестивую, сотворившую столь много скверн, — все искупившей, лишь тем, что она оказалась способна желать и веровать, что вымышленный ею образец — истинен».
Богохульство — это не просто инструмент безверия; это инструмент общего одичания, разрушения не только веры, но и культуры и всякой цивилизованности. И то, что в истории — и в нашей стране, и других странах — массовые проявления богохульства приходились именно на периоды массового озверения, социального хаоса и междоусобной резни — не случайно.
То, о чем речь шла до сих пор, должно быть понятно и любому культурному человеку, даже если у него нет никакого собственно религиозного опыта. Но есть еще один аспект проблемы, который для верующего стоит на первом месте; и, возможно, его важность сможет оценить и непредвзятый неверующий. Человек может нанести себе увечья, которые закроют для него определенную сферу человеческого опыта. Человек, страдающий алкоголизмом, может настолько сжечь себе язык и горло разными спиртовыми растворами, что даже если ему в руки попадет бокал изысканного вина, он не сможет оценить его вкус и аромат. Но человек может нанести себе не только телесные повреждения — он может изувечить свою душу. Глумление и цинизм — кислота, которая разъедает саму способность к благоговению, к изумлению перед лицом красоты или преклонению перед лицом подвига. Несколько лет назад какой-то безумец пытался плеснуть кислотой в лицо Джоконде; богохульник плещет кислотой в свою душу. Но не только в свою — и в души окружающих тоже. Острая боль, которую испытывает верующий, и тягостное чувство, которое возникает у неверующего, но хотя бы культурного человека, — не симптом какой-то нездоровой гиперчувствительности; это как раз проявление здоровья, свидетельство несожженой души. Кто-то будет настаивать на том, что мы должны уважать право безумцев плескаться кислотой; однако в таком требовании есть внутренне противоречие.
«Должны» есть апелляция к долгу, к обязательствам, которые налагают на нас определенные ограничения, определяют, что некоторых вещей нам делать нельзя; «уважать» предполагает, что есть некие реальности, заслуживающие почитания, «право» есть некая общественная норма, распространяющаяся на всех. Если богохульник никаких ограничений, никаких «нельзя» за собой не признает и ничего не уважает, то его требование, что другие «должны уважать», абсурдно. Он хочет, чтобы с ним играли по правилам, которые он намеренно и демонстративно нарушает.
Однако некоторые выражают страх, что любые попытки Церкви возражать против богохульства вот-вот ввергнут нас в состояние Ирана, где полиция нравов проверяет, правильно ли повязаны у женщин платки. Люди иногда боятся самых удивительных вещей: нашествия инопланетян или огнедышащих драконов; некоторые даже боятся наступления клерикальной диктатуры в России. Такая диктатура нереальна по целому ряду причин; в отличие от Ирана, у нас реален массовый алкоголизм, депопуляция, преступность — но никак не клерикальная диктатура. В Иране есть масса религиозного и традиционного населения, которое (к огорчению тонкой вестернезированной прослойки) и поддерживает существующий режим. В России ничего подобного нет — и в обозримом будущем не предвидится.
Есть другие страны, на опыт которых нам, возможно, стоит взглянуть. Например, Италия, где, по сообщению ВВС, «полиция уничтожила содержимое пяти интернет-сайтов, заявив, что их авторы занимались богохульством и оскорбляли имя Божье и Деву Марию. На сайтах содержались оскорбительные ругательства и порнографические изображения... Богохульство до сих пор является в Италии уголовно наказуемым преступлением». Делает ли это Италию Ираном? Напротив, Италия — процветающее современное государство с высоким уровнем личных свобод.
Впрочем, Русская Православная Церковь в рассматриваемом документе видит в обращении к защите закона лишь последнюю меру; прежде всего, речь идет о диалоге, об увещевании, об обращении к общественному мнению. Есть все основания надеяться, что против сил ненависти, хаоса и разрушения выступят не только члены Церкви.
www.pravoslavie.ru
Качество личности Богохульство Богохульник | Что такое Богохульство Богохульник
Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях,
получит рак языка и станет глухим.
Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу,
получает желудочные язвы и рак.
«Гаруда Пурана».
Богохульство как качество личности – склонность хулить Бога, поносить, оскорблять святых личностей, священные писания и догматы веры.
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника: — Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: — Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Наверняка большинство читателей, начиная читать эту статью, предполагают, что автор начнет описывать длинный перечень наказаний за оскорбления Бога. Спешу Вас разочаровать. Богу абсолютно безразличны грубые, оскорбительные высказывания в его адрес. Когда придет Верховная Личность Бога, она скажет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается».
Бог не нуждается в защите земного правосудия. Человек, даже плохо думая о Боге, очищается. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Лицемер, вынужденный постоянно играть роль порядочного человека, в конечном итоге, может им и стать. Актеры знают, что когда вживаешься в роль извне – с помощью определенных движений, жестов, мимики лица, начинают появляться естественные для данного случая эмоции.
Вдумайтесь в мысль Фридриха Ницше о том, как видимость, созданная лицемерием, становится реальностью: «Актер, в конце концов, уже не может перестать думать о впечатлении от своей личности и об общем сценическом эффекте даже при самом глубоком страдании, например при погребении своего ребенка; он будет плакать над собственным горем и его проявлениями, как если бы он был зрителем самого себя. Лицемер, который постоянно играет одну и ту же роль, под конец перестает быть лицемером – например, священники, которые обыкновенно в молодости бывают сознательно или бессознательно лицемерами, в конце концов, становятся естественными и делаются тогда именно подлинными священниками, без всякой аффектации: или если этого еще не может достигнуть отец, то, вероятно, достигает сын, которому удается использовать успехи отца и унаследовать его привычку. Когда кто-либо долго и упорно хочет казаться чем-нибудь, то в результате ему уже трудно быть чем-либо другим. Профессия почти каждого человека, даже художника, начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Тот, кто всегда носит на лице маску приветливости, должен, в конце концов, приобрести власть над благожелательным настроением, без которого нельзя достигнуть выражения приветливости, — и в результате это настроение в свою очередь овладевает им – он действительно становится благожелательным».
Теперь становится понятной мысль Бога о том, что неважно, в какой плоскости человек говорит или думает о Боге. Главное, чтобы думал, а не просто вспоминал всуе. Любит или ненавидит – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.
Совершенно другой окрас имеет плохое думанье о святых. Сам Бог во многих местах в Бхагавад — гите, говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого.
Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».
Земная кара за богохульство постоянно менялась. Первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой Бог, по определению, настолько силен, что сам в состоянии покарать человека, нанёсшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать Бога слабыми силами людей уже есть богохульство (Deorum injuriae diis curae — император Тиберий).
В христианстве радикальным видом богохульства считается хула на Святого Духа, которая, в отличие от любой другой хулы, не прощается. Сейчас большинство духовных традиций придерживаются древнеримского взгляда на богохульство, признав, что бог находится вне сферы человеческих отношений, недосягаем для преступных посягательств и не нуждается в защите земного правосудия; неисполнение же правил веры и обрядов вероисповедания не может быть предметом суждения светского суда, некомпетентного в оценке убеждений и требований совести.
Кроме того, было признано, что принуждение к исполнению требований религии государственными наказаниями унижает, прежде всего, саму религию и ведёт к лицемерию и неверию. Уголовные законы могут и должны ограждать церковь как общество верующих, ограждать её мирное существование, закон может преследовать за оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, так как этим нарушаются интересы и права личностей, может наказывать за нарушение благочиния в церквах и молитвенных домах, за препятствование свободного отправления богослужения и т. п., но во всех этих случаях объектом преступления будет не бог, вера или религия в целом, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. Сыграл свою роль и процесс перехода большинства цивилизованных государств к светскому состоянию, в результате которого религиозные учреждения утратили в значительной мере рычаги воздействия на политическую и правовую систему государств. В уголовных законах понятие «богохульство» было заменено на «оскорбление религиозных чувств», тяжесть наказания за которое существенно меньше, чем в былые времена за богохульство.
Тем не менее, в государствах, где юридическо-правовая система не приняла данные основы римского права по отношению к религии, богохульство до сих пор остаётся преступлением, за которое может быть назначено наказание, вплоть до смертной казни. Так обстоит дело в исламских государствах. В исламе хула на Бога признаётся одним из тягчайших грехов (наряду с отступничеством), и по шариатскому праву она наказывается смертной казнью через побивание камнями.
podskazki.info
|