Биология 6 класс особенности строения корня растения. Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока по биологии на тему "Зоны корня" (6 класс). Биология 6 класс особенности строения корня растения


Корень, его строение и значение - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ - Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Урок 7. Корень, его строение и значение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные, игровые.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: корень, корневые системы (стержневая и мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня; различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах; называть части корня по рисункам; устанавливать

взаимосвязь строения и функций частей корня; объяснять особенности роста корня; характеризовать значение видоизмененных корней для растений; проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и материалы: учебник, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, таблицы «Строение корня растения», «Клеточное строение корня»; проростки семян (фасоли, гороха, пшеницы, ржи, кукурузы) в возрасте 5-7 и 10—12 дней, лупа (на каждую парту).

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Для проверки домашнего задания можно подготовить слайд с утверждениями. Перед началом проведения лабораторной работы необходимо напомнить ученикам о правилах техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах обращения с лабораторным оборудованием.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверку домашнего задания можно провести в форме фронтального опроса.)

1. Выберите верные утверждения.

— Семя — вегетативный орган растения (нет).

— Семя — зародыш будущего растения (нет).

— Рубчик — след от повреждения семени скальпелем (нет).

— Семявход — маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит проникновение воды в семя (да).

— Эндосперм — запас питательных веществ в семени (да).

— Эндосперм присутствует в семенах всех растений (нет).

— Семена двудольных растений не имеют эндосперма (нет).

— Фасоль относится к двудольным растениям (да).

— Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш (нет).

— Семядоли — это первые листья будущего растения (да).

— Наличие запасных питательных веществ является самым главным условием прорастания семян (нет).

2. Ответьте на вопросы.

— Семя — это вегетативный или генеративный орган растения? (Генеративный.)

— Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? (Она выполняет защитную функцию.)

— Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло? (Для этого необходимо поместить семена во влажную среду и обеспечить доступ воздуха.)

— Что происходит с семенами во влажной среде? (Семена во влажной среде набухают.)

— Как внутрь семян проникает влага? (Через особое отверстие — семявход.)

— Почему не все набухшие семена всходят? (Неживой зародыш, недостаток кислорода, низкая температура.)

— Для чего прорастающим семенам необходима вода? (Зародыш может поглощать только жидкие питательные вещества.)

— Почему семена необходимо высевать в рыхлую почву? (В такой почве есть кислород.)

— Почему семена различных растений высевают в разные сроки? (Из-за разных требований к температуре и увлажнению.)

— Семена каких растений прорастают при наиболее низких температурах? (Злаков.)

— Для чего семенам необходим период покоя? (Покой семян — приспособление, предохраняющее их от прорастания в неблагоприятные сезоны.)

— Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? Приведите примеры этих растений. (У однодольных растений одна семядоля (кукуруза, пшеница, ирис, ландыш), у двудольных — две семядоли (горох, акация, мак, томат).)

— Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений? (Части зародыша и их функции.)

— Что такое эндосперм? (Запас питательных веществ для зародыша.)

III. Работа по теме урока

1. Корневые системы растений

Сегодня мы с вами будем говорить о корневой системе растений.

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

Маленький зародышевый корешок растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в сильный корень. Представьте, насколько мощной должна быть корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветками и листьями!

На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.

Рассмотрим строение корневых систем различных растений.

(Учитель демонстрирует гербарии растений с различной корневой системой, а также проросшие семена фасоли, гороха, зерновки пшеницы, кукурузы, проросшую луковицу лука.)

Если мы посмотрим на корневую систему двудольных растений — фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, то увидим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главным, а корешки, которые растут от главного корня, — боковыми. От стеблевой части побега отходят придаточные корни. Они как будто дополняют основную корневую систему растения. Некоторые сельскохозяйственные культуры, такие как картофель и капуста, окучивают, чтобы увеличить количество придаточных корней. Корневую систему, в которой главный корень четко выра

compendium.su

Конспект урока биологии для 6 класса "Строение и рост корня. Минеральное питание растений"

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по разнообразию и видоизменениям корней и корневым системам.

III. Объяснение нового материала

Ключевые понятия: корневой чехлик, зоны: деления, роста, проведения, всасывания, минеральное питание, удобрения.

Класс делится на группы:

1 группа - изучают зоны корневого чехлика [ с. 49-50].

2 группа – изучают зоны деления и растяжения [ с. 49-51].

3 группа - изучают зону всасывания и проведения [с. 51].

Данные заносятся в таблицу. Таблица №1. Клеточное строение корня

Зоны корня

По выполняемым функциям корень состоит из нескольких зон.

Корневой чехлик не относится к зонам корня. Он покрывает снаружи и защищает верхушку корня, его точку роста, состоящую из образовательной ткани. Клетки корневого чехлика живые. Как только они повреждаются от соприкосновения с твердыми частицами почвы и отмирают, тут же образуются новые клетки. Наружные клетки корневого чехлика при слущивании выделяют слизь, защищающую нежные молодые клетки кончика корня от повреждений и облегчающую продвижение корня в почве.

На продольном разрезе растущего корня можно видеть несколько зон: зону деления клеток, зону роста, зону всасывания и зону проведения.

В зоне деления клетки образовательной ткани интенсивно размножаются (делятся) и таким образом способствуют росту корня в длину и развитию других зон. Дочерние клетки здесь растут, достигают размеров материнской и вновь делятся.

Зона роста – здесь делятся только отдельные клетки. Основная же масса молодых клеток переходит к длительному росту. Они не делятся, а удлиняются и становятся больше материнских. Благодаря дружному росту и растяжению клеток заметно увеличивается длина корня. Проводящая ткань начинает формироваться в этой зоне.

Зона всасывания, густо покрытая волосками, расположена выше зоны роста. Корневые волоски появляются за счет вытягивания тонкостенных клеток покровной ткани корня. В первые 1-3 дня они похожи на простые наросты. Затем кожица быстро растягивается, и корневой волосок удлиняется.

Зона проведения ответственна за снабжение других органов растения всасываемыми веществами. Восходящий ток питательных веществ идет по древесине, нисходящий – по лубу. В этой зоне корневые волоски отсутствуют, но много боковых корней.

Одна зона переходит в другую постепенно, резких границ между ними нет.

2. Рост корней – это увеличение их длины, объема и массы. Корень растет в длину верхушкой (кончиком), где находятся молодые делящиеся клетки (в зоне деления и роста). Молодые клетки растут и продольно вытягиваются в зоне растяжения. На рост корней оказывает влияние тепло, наличие воды, кислорода и состав почвы.

Самостоятельная работа с учебником – изучить строение корневого волоска на с.51. рис31.

3. Основная функция корня – питание растения веществами, всасываемыми из почвы. Корень осуществляет минеральное питание растения.

Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями. Большинство питательных веществ доставляется в побеги растений в виде минеральных растворов. Проводящая система корней доводит питательные вещества ко всем тканям. Для нормального роста и развития растениям необходимы многие элементы, но прежде всего – азот, фосфор и калий.

Класс делится на группы:

1 группа - изучают Азот [ с. 56-57].

2 группа – изучают Фосфор [ с. 56-57].

3 группа - изучают Калий [с. 56-57].

Данные заносятся в таблицу.

Таблица №2. Роль элементов минерального питания в жизни растений.

Элемент минерального питания

Для улучшения роста и развития растений в почву вносят удобрения, обогащающие почву теми или иными веществами. Прочитайте материал учебника §16 на странице 58 , выделите отличия органических удобрений от минеральных.

Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения: навоз, торф, птичий помет и т.д. Минеральные удобрения – специальные комплексы, состоящие из одного либо нескольких минеральных компонентов.

Вопрос для размышления: Существует ли взаимосвязь между внесением удобрений и окружающей средой? Когда вносят удобрения на поля или огороды, может ли это повлиять на окружающую природу в целом?

IV. Итоги урока и рефлексия: подведение итогов урока, выставление оценок по ответам учащихся. У вас на столах есть цветы. Оцените урок, закрасив серединку цветка. Красный – цель урока достигнута, узнал много интересного. Жёлтый  - цель урока достигнута, узнал много, но хотел бы узнать больше. Белый – цель урока не достигнута, ничего интересного для себя я не узнал. 

V. Домашнее задание: §14-16,18, создать модель корневой системы или корневого волоска, желательно функциональную.

Тема

Строение и рост корня. Минеральное питание растений.

Класс

6, биология

Цель урока

Cформировать представление о строении корня и дать понятие о «минеральном питании растений».

Задачи урока

Образовательная: познакомить с устройством зон корней, их назначением для корня;

Развивающая: расширить представление о жизнедеятельности растения, значении минеральных веществ для растения;

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе.

Планируемый результат

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.

Предметные:

-уточняет свои представления о строении корня;

-узнает о минеральном питании.

Метапредметные:

- определять важность знаний о корне;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Оборудование и реактивы

презентация , дидактические карточки.

Образовательные ресурсы

Учебник: Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. 5-6 классы, 1 часть», М., «Мнемозина», 2012.

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

Покровная

Клетки мелкие с толстой оболочкой

Защита от повреждения

2. Зона деления

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Рост корня

3. Зона растяжения

Образовательная

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Рост корня

4. Зона всасывания

Всасывающая

Корневой волосок

Всасывание растворенных веществ

5. Зона проведения

Проводящая

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Перемещение веществ

Все зоны

Механическая

Клетки с толстой оболочкой

Опора органа

Значение в жизни растений

Признаки голодания

N

Необходим всему живому для нормального роста и развития.

При недостатке азота растение отстает в развитии, листья желтеют и опадают, боковые побеги не развиваются.

P

Обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению углеводов в плодах и масла в семенах.

При недостатке фосфора резко перестают расти, листья становятся сизо-зелеными или красно-фиолетовыми.

K

Обеспечивает развитие опорной ткани растения, нормальное развитие корней и корнеплодов и отложение питательных веществ в запас.

При недостатке калия края старых листьев буреют, приобретают обожженный вид, на листьях появляются мелкие ржавые пятна.

doc4web.ru

Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Строение и функции зон корня. | Уроки по Биологии

Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Строение и функции зон корня.

05.11.2015 3510 519 Изтаева Карагоз Бектаевна

Тип – урок-путешествие.

Форма: изучение нового материала

Цели урока:

1. Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное  строение и функции корня.

2. Развить  логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой.                            

3.Развить  коммуникативное  общение, умение оценивать свои успехи и успехи  других учащихся.

Оборудование.  Таблицы  «Зоны корня», таблицы с разными видами  тканей,

 «Карта путешествия по корневой системе», микроскопы с  готовыми препаратами тканей растений, «Схема основных тканей растений», оценочные листы на каждой парте, алгоритмы заполнения таблицы, карточками с заданиями  по новому материалу, тесты для проверки  полученных знаний, гербарии растений.

Рисунок  1.  Карта «Путешествие по корневой системе».

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Сообщение цели урока.

    Учитель: «Ребята, согласны ли вы провести урок в форме путешествия? Ведь любое путешествие – это познание нового и  интересного.

    Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься  растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне.

Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем  более эффективно ухаживать за ними.

     Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие  новые сведения о корне  мы можем получить на уроке?»

(Эту часть можно провести в форме беседы.Учитель должен  подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами  учащиеся).

 

3. Основная часть урока.

Запись в тетради темы урока.

Учитель: «Узнать больше о корне мы сможем, отправившись в путешествие при помощи  карты  «Путешествие по корневой системе». (См. рис. 1)

    На всем пути вам будут встречаться различные препятствия, вам необходимо их преодолеть и набрать как можно больше баллов, чтобы получить звание «Великого путешественника по корневой системе». Правильно оценить свою работу и работу твоих товарищей поможет  оценочный лист». (См. прил. 1)

 

1 этап.  Путешествие по корневой системе  определенного растения.

 Учащиеся  выполняют  лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневая системы». По гербарию определяют тип и особенности корневой системы, данные заносят в таблицу.

Таблица №1.Стержневая и мочковатая корневая системы.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Одуванчик лекарственный

Стержневая корневая система

Хорошо виден главный корень

 

Слабые учащиеся получают гербарии знакомых растений, сильные – гербарии растений, не произрастающих  в данной местности.   

Выполнение  - 3-5 мин. Учащиеся проверяют выполнение работы у соседа по парте и выставляют оценку при помощи оценочного листа

Учитель: «Кто желает поделиться своими впечатлениями?»

 (Ответ одного  учащегося по определению типа корневой системы).

Привал.

Учитель: «Для дальнейшего путешествия нам необходимо отдохнуть, сделать привал. На привале мы вспомним интересные данные о тканях, которые нам понадобятся для дальнейшего путешествия».

Учащиеся слушают сообщение ученика «Ткани растения».

Учитель: «Итак, что такое ткань? Как вы думаете, какие ткани мы не встретим в корне?»

Учащиеся дают определение  «ткани», говорят, что в корне нельзя встретить фотосинтезирующую ткань. 

Учитель: «Молодцы! Можно смело отправляться в путь. Не забывайте оценивать свою работу».

2 этап. Путешествие внутри корня.

   Учитель: «Сейчас мы спустимся вниз по корню. Как вы думаете,  одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их?»

   Учитель: «Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препараты тканей растений, выяснить их строение.

1 группа (сильные учащиеся). Изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения.

2. группа (средние по способностям учащиеся). Изучают зону всасывания.

3. группа (средние по  способностям учащиеся). Изучают зону проведения.

4. группа (слабые по способностям учащиеся). Расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные  гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника.

Данные заносятся в таблицу.

 

Таблица №2. Клеточное строение корня.

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

Покровная

Клетки мелкие с толстой оболочкой

Защита от повреждения

2.Зона деления

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Рост корня

3. Зона растяжения

Образовательная

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Рост корня

4. Зона всасывания

Всасывающая

Корневой волосок

Всасывание растворенных веществ

5. Зона проведения

Проводящая

Клетки вытянутые(сосуды, ситовидные трубки)

Перемещение веществ

Все зоны

Механическая

Клетки с толстой оболочкой

Опора органа

 

2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы. (Смотри приложение 3).

Выполнение 10мин.

Учитель: «Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы».

(Выступление одного человека от группы).

   Учитель: «Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание.  Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы».

 

3 этап. Привал. Закрепление изученного материала.

 

 Учитель: «Перед выполнением необходимо устроить привал, собраться с силами, мыслями. Попробуем вместе ответить на несколько  вопросов. Не забывайте оценивать свою работу».

Вопросы  для закрепления нового материала.

1.     Сколько всего зон имеет  корень? Назовите их.

2.     Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.

3.     Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?

4.     Почему растения при пересадке  болеют?

5.     У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.

Учитель: «Все собрались с мыслями, силами для преодоления последнего препятствия?Хорошо! Сейчас каждый попытается ответить на вопросы корня».

4 этап. Выполнение бланкового теста по двум дифференцированным вариантам.

(Время выполнения 6 мин). (См. прил. 4)

Самопроверка теста  при помощи таблицы ответов. (См. прил. № 5)

4. Подведение итогов.

 - Вот и закончилось наше путешествие. Что мы узнали?

 - Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.

   - Функции корня зависят от клеток корня.

 - Сейчас подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов.

 У кого получилось 20 баллов? Молодцы, вам присваивается  звание «Великий путешественник по корневой системы». Вы будете нашими проводниками в следующих путешествиях по корневой системе, корню.

- Теперь найдем свою оценку за урок. (Количество баллов  разделите на четыре).

 

5. Домашнее задание. «Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о путешествии. Свои впечатления вы можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о корне».

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Разработка урока по биологии на тему "Зоны корня" (6 класс).

Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня.

Ветвление корней.

Прочитайте отрывок басни А.Крылова «Дуб и свинья», обсудите и ответьте на

вопросы: Прав ли ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться?

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит.

А.И.Крылов

Выберите правильные ответы

1. От стебля, листьев отрастают корни :

А) главный С) придаточные

В) боковые Д) главный или боковые Е) боковые и придаточные

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

А) пшеницы В) фасоли С) тополя Д) сирени Е) березы

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

А) пшеницы В) фасоли С) чеснока Д) лилии Е) овса

4). Развивается из зародышевого корешка семени корень:

А) боковой В) придаточный С) главный Д) второстепенные

Е) все ответы верны

5). Совокупность всех корней данного растения называется

А) придаточными корнями С) главным корнем

В) боковыми корнями Д) тканью Е) корневой системой

6). Ответвления главного, бокового или придаточного – это корень

А) главный С) придаточные В) главный или боковые

Д) боковые Е) боковые и придаточные

Выберите правильные ответы

Ответы:

Шкала оценивания:

«Нет ошибок» – «5»

«1» - «2» ошибки – «4»

«3» - «4» ошибки – «3»

Более «4» ошибок – «2».

1 – С 2 – А 3 - В 4 – С 5 – Е 6 - Д

Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня.

Ветвление корней.

Анаграмма

Переставьте буквы так, чтобы получилось название зон корня:

зона яивсасыанв, девепрония, яледени, осарт.

Ответ:

зона всасывания, проведения, деления, рост).

Корневой чехлик и его значение.

Работа в группах по заданию:

Используя материал параграфа 13 на странице 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответ на вопрос, обсудите его в группе, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

1 группа:

Как определить корневой чехлик?

2 группа:

Каково значение корневого чехлика?

3 группа:

Каково строение корневого чехлика?

Зоны корня:

деления, растяжения, всасывания, проведения.

Работа в парах

Используя материал параграфа 13 на страницах 44 - 45 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, заполните таблицу «Зоны корня»:

1

Зоны корня

2

Какой тканью образована

3

Особенности строения клеток

Функции

4

Зоны корня:

деления, растяжения, всасывания, проведения.

Зоны корня

1

Какой тканью образована

Зона деления

2

Особенности строения клеток

Зона роста (растяжения)

Образовательная

3

4

Зона всасывания с корневыми волосками

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Функции

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Зона проведения

Образование новых клеток, тканей

Покровная

Рост корня в длину

Образуют выросты-корневые волоски.

Покровная,

механическая,

основная,

проводящая:

Древесина

Луб

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Всасывание воды и минеральных веществ

Проведение воды и минеральных веществ в стебель

А знаете ли Вы, что

длина всех корней

у ржи равняется примерно 623 км,

а с корневыми волосками - 11 тыс. км.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Закончите предложения:

  • При помощи корня растение получает из почвы … и минеральные вещества.
  • Не относится к зонам корня … … .
  • В зоне … клетки все время делятся.
  • Зона … расположена выше зоны роста.
  • В зоне … корневых волосков нет, но зато много боковых корней. … … - это длинный вырост наружной клетки корня.

Закончите предложения:

1 – воду;

2 – корневой чехлик;

3 – деления;

4 – всасывания;

5 – проведения;

6 - корневые волоски.

Выводы урока

Корень – орган растения, обеспечивающий закрепление в почве и почвенное питание – поглощение воды и минеральных веществ.

По строению и функциям в корне различают четыре зоны: деления, роста (растяжения), всасывания, проведения. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу.

Домашнее задание:

Параграф 13

Выполнить задания № 1- 3

в тетради Ж.Курмангалиевой

Рефлексия

Допишите фразы и по желанию зачитайте их.

Оказывается …..

Меня удивило то, что…

Мне понравилось то, что…

Я задумался над тем….

Список использованной литературы и интернет - ресурсы

  • Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015.
  • Ж. Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы. 2015.
  • Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015.
  • Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002.
  • В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998
  • 900igr.net › kartinki…Koren-rastenija…rastenija.html
  • yandex.kz/images› рисунки   зоны   корня

kopilkaurokov.ru

Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

ОРГМОМЕНТ

  1. Учитель приветствует учащихся, интересуется состоянием их здоровья и психологическим настроем учащихся на урок.
  2. Учитель разъясняет цели и задачи урока, предлагает структуру урока.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы.

 

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ИНДУКЦИЯ).

  1. Что вы знаете о корне растения?
  2. Для чего нужен корень растению?
  3. У всех ли растений есть корень?
  4. Для чего нам нужны знания о корне?

Отвечают на вопросы учителя.

 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СЕМЯ»

  1. Семена образуются у всех растений на Земле.
  2. Семена созревают в плодах.
  3. Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.
  4. Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.
  5. Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.
  6. Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.
  7. Эндосперм содержит запас питательных  веществ.
  8. В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.
  9. В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.
  10. В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.

КЛЮЧ К ДИКТАНТУ: -  +  -   +   +   -   +   +   +   + ------------------------------- 1 2   3  4   5   6   7   8   9   10

Работают в тетради.

Затем обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради.

Формирование долговременной памяти по теме «Семя».

2. Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». За три минуты они должны правильно их собрать.

Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

План изучения темы:

1) функции корня;

2) виды корней;

3) типы корневых систем;

4) клеточное строение молодого корня: зоны корня; ткани

 

 

1.ФУНКЦИИ КОРНЯ.

Слушают объяснение учителя и фиксируют схему в тетрадь

Аудиально-визуально-кинестетическое восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление

2. ВИДЫ КОРНЕЙ.

Учитель рассказывает детям о том, что корни различаются по внешнему строению и расположению относительно друг друга и других органов растения. Выделяют три вида корней: главные, боковые и придаточные.

Главный корень бывает у растения один, значительно длиннее и толще других. Отходит от стебля (схема 1.)

Придаточные корни отходят от стебля и других органов, их много. Они имеют приблизительно одинаковые размеры (схема 1).

Боковые корни возникают как ответвления от главных, придаточных и других боковых корней.

Внимательно слушают объяснение учителя.

Аудиальное восприятие.

СХЕМА 1 «ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ».

Копируют схему в рабочие тетради.

Задают уточняющие вопросы учителю

Визуально-кинестетическое восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление

3. ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.

Используя схему 1, учитель объясняет, что совокупность корней растения называют корневой системой.

СКС характерна для двудольных растений  (морковь, петрушка, дуб, сосна).

МКС характерна для однодольных растений (рожь, пшеница, овес).

 

Слушают учителя, рассматривают схемы, за- дают вопросы учителю.

Аудиально-визуально-эмоциональное восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление.

4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ МОЛОДОГО КОРНЯ: ЗОНЫ КОРНЯ.

Что общего между сердцем и корнем в специфике их работы? Это ее непрерывность (безостановочность).

Корни растут непрерывно, если условия благоприятны. Это врожденное свойство, но оно возникло и развилось от необходимости следовать в почве за водой и питательными веществами. В постоянном росте корней состоит стратегия выживания неподвижного растения. Поэтому растущий корень делится на зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Учитель характеризует каждую зону, используя таблицу «Строение корня». В заключение подтемы учитель демонстрирует учащимся таблицу «Зоны корня» (на ватмане) и предлагает учащимся зафиксировать ее в своих тетрадях.

Внимательно слушают учителя.

Аудиальное восприятие.

Концентрация.

Таблица 2. ЗОНЫ КОРНЯ.

ЗОНА

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК

ФУНКЦИЯ

ДЕЛЕ- НИЯ

Клетки мелкие, тонкостенные, одинаковы по размеру

Непрерывное деление клеток, увеличение общего их числа.

РАСТЯ-ЖЕНИЯ(РОСТА)

Клетки удлиненные.

Здесь клетки удлиняются, достигая своего нормального размера.

ВСАСЫВАНИЯ(КОРНЕВЫХВОЛОСКОВ)

Клетки – корневые волоски. Имеют вытянутую форму, что увеличивает площадь всасывающей поверхности

Всасывание воды с минеральными веществами.

ПРОВЕДЕНИЯ

Клетки первичной коры и центрального цилиндра.

Проведение воды с минеральными веществами из корня в стебель, а органических веществ из стебля в корень.

СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА.

Такая форма клетки позволяет увеличить площадь всасывающей поверхности, улучшая тем самым минеральное питание растения.

Слушают учителя, рассматривают таблицу.

Фиксируют таблицу в тетрадях.

Аудиально-визуальное восприятие.

Концентрация внимания.

Кинестетическое восприятие.

Запечатление.

Забывание подтемы «Виды корней и типы корневых систем».

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

ЗАДАНИЕ 1. Работа в парах. Каждая пара получает в конвертах разрезанную схему (мозаику) «Виды корней и типы корневых систем». Учащимся предлагается собрать ее в течение 5 минут. Провести взаимопроверку.

Собирают схемы. Корректируют ошибки друг друга.  Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем.

Первичное повторение.

Припоминание.

Концентрация внимания.

Запечатление.

Забывание подтемы «Зоны корня».

ЗАДАНИЕ 2. Работа с тестом (лучше устно). Тест выдается каждому учащемуся.

Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные.

  1. Существует четыре вида корней: главные, боковые, придаточные, стержневые.
  2. Типов корневых систем бывает только две : стержневая и мочковатая.
  3. В стержневой корневой системе бывает два и более главных корней и множества боковых.
  4. Мочковатая корневая система представлена множеством придаточных и боковых корней.
  5. Главный корень всегда отходит от стебля.
  6. Боковые корни отходят от главных, придаточных и боковых корней.
  7. Придаточные корни отходят от стебля или других органов.
  8. Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
  9. Выделяют 5 зон корня: деления, роста, всасывания, проведения, развития.
  10. Зона деления расположена перед зоной роста.
  11. Зона всасывания располагается за зоной растяжения.
  12. Зона всасывания – это зона корневых волосков.
  13. Корневой волосок – это одна сильно вытянутая клетка, имеющая все компоненты растительной клетки.
  14. Корневой чехлик прикрывает зону деления.
  15. Всасывание питательных веществ происходит в зоне проведения.
  16. Если бы корневые волоски походили на обычные клетки, то количество всасываемых питательных веществ не изменилось.
  17. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.
  18. Корни растений могут проникать на глубину до 30 м (пустынная акация, тамариск).

Отвечают устно.

Корректируют и анализируют ответы друг друга.

Могут задавать уточняющие вопросы.

Припоминание.

Концентрация.

Запечатление.

ЗАДАНИЕ 3. Каждому ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую  и указать кратко функцию данной зоны. Задание выполняется в течение 4-5 минут. После выполнения задания учитель выборочно просит одного (или нескольких) ученика прокомментировать свои ответы. В это время все остальные проверяют правильность выполнения своих заданий.

Работают индивидуально.

Внимательно слушают ответ одноклассника. Анализируют его и свой ответ. Исправляют ошибки.

Устанавливают истину.

Припоминание.

Концентрация.

Запечатление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Биология: под ред. В.К.Шумного и др. параграфы 11 и 12, задания 1-6.
  2. Опорные конспекты в рабочих тетрадях.
  3. Индивидуальные задания: 1)сообщение «Зависимость строения и развития корневой системы от условий жизни растения» готовит Старостина Ирина; 2)графический диктант по теме «Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня» готовит Архипов Валерий. 3)написать благодарственное письмо корню от имени цветка.

Записывают задания в дневник и тетради.

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

  1. Выставление отметок за урок.
  2. Значимость данной темы в вашей жизни.
  3. Какие моменты были самыми трудными для восприятия? В какой момент урока все таки «трудное стало доступным»? (учитель тем самым выясняет насколько способы изучения данной темы, предложенные им, соответствуют способам восприятия учащихся).
  4. Учащиеся дают оценку уроку.

Беседуют с учителем.

Отвечают на вопросы учителя и друг друга.

Обмениваются мнениями, дают советы и пожелания друг другу и учителю по оптимизации форм, средств и методов при изучении этой темы.

 

rosuchebnik.ru

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ - ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ - Биология 6 класс Костиков И.Ю. - Образование

Тема 3. ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ

 

§24. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОРНЯ

 

Вы узнаете, строение и способ развития корня позволяют этому органу выполнять его функции.

Из чего построены корни? Для чего нужны корни? Как растение ориентируется где — низ, а где верх, чтобы выпустить стебель и корень в нужные стороны?

Корень — это осевой подземный орган, который растет вглубь почвы за счет верхушечной образующей ткани, что находится на кончике корня. Главные функции корня — закрепление растения в почве и поглощения из него воды с растворенными в ней минеральными веществами.

Строение корня. Верхушечная образовательная ткань корня (мол. 71) образовывает новые клетки в двух направлениях: в направлении роста корня и до его основания. Клетки, которые откладываются в направлении роста корня, дающие начало защитном корневом чохлику. А те, что в противоположном, — образуют постоянные ткани тела корня.

Рис. 71. Верхушечная образовательная ткань корня прикрыта корневым чехликом

 

От кончика к основанию вдоль корня различают следующие зоны: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения, зона всасывания и ведущая зона (рис. 72).

Корни ный чехлик защищает нежную верхушку корня во время роста и продвижения между частичками почвы. Клетки, которые расположены в глубине кореневого чохлика, содержат большие подвижные крахмальные зерна. Эти зерна под действием силы тяжести опускаются на нижнюю участок клеточной мембраны и дают корню «почувствовать» где верх, а где низ. Поверхностные клетки кореневого чохлика постоянно отшелушиваются и отмирают. При этом они выделяют слизь, что полегшуе продвижение корня вглубь почвы. С середины корневой чехлик восстанавливается клетками верхушечной образующей ткани.

Рис. 72. Зоны кончика корня

Из клеток верхушечной образующей ткани в зоне разделения образуется остальных клеток, из которых состоит корень. Клетки зоны деления очень мелкие.

В зоне растяжения клетки быстро растут и начинают превращаться в клетки постоянных тканей. В этой зоне корень интенсивно удлиняется и проталкивает прикрытую корневым чехликом зону разделения между частичками почвы.

Мол. 73. Корневые волоски на главном корне проростка редиса

Зона всасывания (зона корневых волосков) составлена клетками, которые завершили процесс роста и окончательно превратились в клетки постоянных тканей. Клетки кожицы корня в этой зоне образуют длинные выросты — корневые волоски (рис. 65, б), которые достигают 1 см длиной. Корневые волоски входят в плотный контакт с частицами почвы и играют определяющую роль в поглощении воды и минеральных веществ, поскольку значительно увеличивают поверхность корня (рис. 73). Они также закрепляют растение в почве. Подсчитано, что взрослое растение ржи имеет около 10 млрд корневых волосков, а их общая длина составляет около 10 тыс. км. Одновременно их общая площадь 20 м2, что примерно в 50 раз превышает площадь всех надземных органов растения.

В зоне корневых волосков корень уже не может смещаться относительно частиц почвы.

На поперечном сечении корня в этой зоне видно, что под кожицей расположена кора, сложенная многими слоями клеток основной ткани (жал. 74). Она передает воду к центральной части корня, яву называют центральным цилиндром. Кора также запасает питательные вещества.

Рис. 74. Внутреннее строение молодого корня

В центральном цилиндре размещен единственный проводящий пучок. Его древесина в поперечном сечении обычно имеет форму звезды с несколькими лучами (рис. 76). Промеж «лучей» древесины расположен луб. Ведущий пучок обеспечивает транспорт веществ вдоль корня.

Рис. 75. Ведущие ткани в центральном цилиндре корня ню поперечном эрЫ

Проводящая зона корня, расположенная выше зоны всасывания. Эта зона самая длинная. В ведущей зоне корневые волоски отмирают и всасывания веществ практически прекращается. В этой зоне в наружных тканях центрального цилиндра (на его границе с корой) со временем могут появляться точки роста боковых корней.

Ведущей зоной по дереву и луба транспортируются вещества, она закрепляет растение в почве благодаря боковым корням, а также может запасать питательные вещества в коре.

У многих растений со временем между древесиной и лубом ведущего пучка образуются слои клеток боковой образующей ткани. Благодаря делению этих клеток корень утолщается.

Знания о строение и развитие корней человек издавна использует в сельском хозяйстве. Во время выращивания рассады (например, томатов) растения после прорастания рассаживают на большее расстояние и в то же время отщипывают верхушку главного корення: это ускоряет ветвление и способствует увеличению числа корешков с корневыми волосками. При выборе саженцев плодовых деревьев следует помнить, что растения, у которых есть много тоненьких корешков, на которых быстро образуются новые боковые разветвления, значительно лучше укореняются и приживаются, чем те, которые имеют большое количество длинных старых корней.

ВЫВОДЫ

1. Все части корня образованы за счет деления клеток верхушечной образующей ткани. Она расположена в зоне деления клеток корня.

2. Корневой чехлик — особая часть верхушки корня, которая защищает нежную верхушку корня во время роста и облегчает продвижение корня вглубь почвы.

3. Рост корня в длину происходит в зоне растяжения клеток корня.

4. Внутреннее строение корня в зоне корневых волосков обеспечивает поглощение и транспорт водных растворов минеральных веществ.

5. Старейшие участки корня формируют зону проведения воды и растворенных в ней веществ, а также закрепляют растение в почве за счет боковых корней.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ

Корень, корневой чехлик, корневой волосок, зона деления, зона растяжения, зона всасывания, проводящая зона.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные зоны различают от кончика к основанию корня?

2. В какой зоне происходят (1) образование новых клеток, (2) удлинение корня, (3) поглощение воды и минеральных веществ?

3. С чем связано образование корнем кореневого чохлика, каковы его функции?

4. Какие ткани выполняют в корни функции (1) поглощение воды и минеральных веществ, (2) транспорта веществ?

ЗАДАЧИ

1. Заполните таблицу в тетради.

Зоны корня

Особенности строения

Функции

Корневой чехлик

Клетки плотно размещены. Некоторые клетки содержат крупные крахмальные зерна. Поверхностные клетки отмирают и отшелушиваются

Защищает верхушку корня, выделяет слизь и облегчает продвижение корня в почве, определяет направление роста корня

Зона деления

 

 

Зона растяжения

 

 

Зона всасывания

 

 

Ведущая зона

 

 

2. Выберите правильные утверждения и исправьте неверные:

А Корневые волоски со временем превращаются в боковые корни.

Бы Кора сложена многими слоями клеток.

В процессе роста корня увеличивается длина зоны деления и растяжения, а длина ведущей зоны остается неизменной.

Г В зоне всасывания корень покрыт кожицей, которая образует выросты.

Как корень растет в толщину?

У многих растений со временем между древесиной и лубом ведущего пучка возникает боковая образовательная ткань — камбий (рис. 76). Он откладывал до центра корня дополнительные слои древесины, а наружу — луба. Благодаря этому корень сильно утолщается. В наружном слое центрального цилиндра возникает еще одна боковая образовательная ткань — пробковый камбий, который откладывает наружу покровную ткань — пробку. Такие значительно утолщены, покрыты пробкой зоны корня уже не поглощают воду и минеральные вещества, но надежно закрепляют растение в почве. Они характерны для древесных растений.

Рис. 76. Внутреннее строение старого корня

schooled.ru

Урок биологии в 6 классе "Строение и функции корня"

Тема урока: «Строение и функции корня». 6 класс

В последнее время очень актуальным стало использование мультимедиа уроков. Мультимедиа - собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия.

Урок исследование-этодеятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: • постановку проблемы; • повторение теории, посвященной данной проблематике; • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими; • обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы. 

Тема урока: Строение и функции корня.

Тип урока: изучение нового материала .

Форма: урок- исследование.

Технология обучения: Этап 1,2 – поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 3 –проблемная. Этап 4 – проблемное изучение. Этап 5,6 – технология креативного мышление

Изучить строение, рост и функции корня, продолжить формирование умения наблюдать, уметь различать типы корневых систем, умение описывать зоны корня и их функции. Продолжить формирование бережного отношения к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Формирование:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

-готовности к самообразованию и самовоспитанию.

-адекватной позитивной самооценки.

-адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели.

-интеллектуальных умений.

-понимания относительности мнений и подходов к решению проблем.

-основ коммуникации.

Формирование:

-называть зоны корня и их функции;

-распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни;

-устанавливать связь строения и функций зон корня;

-исследовать зоны корня;

Задачи:

Воспитывающая

Развивающая

-способствовать развитию логического мышления у обучающихся

(анализ, обобщение, сравнение) и излагать свои суждения.

-создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

-развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации.

-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление биолого-экологического воспитания на основе практической деятельности;

-формирование способности видеть уникальность растительного мира и воспитать бережное отношение к нему.

Основные понятия, изучаемые на уроке

-стержневая и мочковатая корневая система;

- главный, боковой и придаточный корень;

- функции корня: опорная, питающая, запасающая;

- зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения;

- ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, электронные тесты,мультимедиа,ЭОРы

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока.

Форма работы: групповая.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет не стандартный урок, а урок- исследование. Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за ними.

 Мотивация: Где еще вы встречаетесь с понятием «корень»?

Учащиеся отвечают:

корень слова, корень уравнения, корень зла, коренной житель, корешок книги, мои корни.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: Актуализация имеющихся знаний по процессам, протекающим внутри растения, выявление мест и причин затруднения.

Форма работы: индивидуальная.

Проверка домашнего задания: (Ученик рисует на доске строение семени фасоли.)

Цель: развитие интеллектуальных способностей, закрепление материала в творческой форме.

Ученик рисует на доске строение семени фасоли.

Далее задаются вопросы: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени?

Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Подвожу итог повторению.

Учитель оценивает не только учащегося, который отвечал у доски, но и ребят, которые наиболее полно и грамотно его прокомментировали, выставляет отметки.

Учащиеся индивидуально зарисовывают строение семени к себе в тетрадь, по окончанию обсуждают.

Этап 3. Реализация построенного проекта. (Открытие новых знаний)

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: работа в малых группах, групповая.

Ребята, ответьте пожалуйста, что же такое корень?

А сейчас мы с вами познакомимся с функциями корня.

Может кто - нибудь уже знает и может ответить на этот вопрос?

Для этого мы с вами можем перейти по ссылке функции корня

Слайд 2

Дополнения учителя:

В клетках самих корней также образуется много веществ, необходимых растению. Таким образом, корни часто являются своеобразной подземной кладовой.

Учитель зачитывает отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни».

«Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, не станет дерева, ни вас».

Далее переходим к изучению роста корня. Для этого перейдем по ссылке Рост корня. Обратить внимание на верхушечный рост корня. Слайд 3

Лабораторная работа. «Рассматривание корней проростков гороха и пшеницы»

Виды корней. Слайд 4

В корневых системах растений выделяют три типа корней: главный, боковые, придаточные

Окучивание. Слайд 5

С какой целью проводят окучивание?

Типы корневых систем. Слайд 6

Что такое корневая система?

типы корневых систем

Стержневая и мочковатая корневая система.

Дополнения учителя:

В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает

расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют пучок, или мочку, у основания стебля

Лабораторная работа

«Типы корневых систем»

Расположение корней в почве. Слайд 7

Ребята, как вы думаете, от чего зависит глубина проникновения корней в почву?

Физкультминутка.

Внутреннее строение корня. Теперь нам предстоит узнать,

каким образом внутреннее строение корня способствует выполнению его функций.Слайд 9

Растущая часть покрыта корневым чехликом, он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений (покровная ткань). Под корневым чехликом находится растущая часть корня, или зона деления, она состоит из образовательной ткани – мелких живых клеток, которые интенсивно делятся и формируют другие зоны и ткани корня. Молодые клетки растут и вытягиваются в продольном направлении. Этот процесс происходит в зоне растяжения. Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение, можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли, здесь находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Выше зоны всасывания, находится зона проведения, (проводящая ткань) в ней расположены сосуды, по которым вода поднимается вверх к стеблю и листьям под действием силы корневого давления.

К какому типу тканей относится корневой чехлик?

А теперь, делимся на группы для выполнения следующего задания.

  • 1 группа (сильные учащиеся), изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения [1, с. 92-93].

  • 2 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону всасывания [1, с. 93-94].

  • 3 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону проведения [1, с. 94-95].

  • 4 группа (слабые по способностям учащиеся), расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника (смотри приложение 2).

Учащиеся работают с учебником В.В.Пасечника, Биология 6 стр.89, рис. 59

Корень – это подземный вегетативный орган высших растений (кроме мхов). Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

Учащиеся переходят по ссылке функции корня

Учащиеся вместе с учителем комментируют полученную информацию

1.Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвленным корням. Они цепко держатся за землю своими корнями.

2.Питающая. С помощью корней растения получают воду и минеральные соли.

3. Запасающая. В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества.

Учащиеся делают вывод о роли корня для растения.

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Рост корня. Фиксируют этапы роста корня в тетрадь.

Сделать вывод об отличии корней проростков гороха и пшеницы. С помощью учебника с.89 делают вывод о

развитии корня из зародышевого корешка.

Работа над понятиями.

Учащиеся дают определение видам корней.

главный – развивающийся из зародышевого корешка;

боковые – отходящие от главного корня;

придаточные – образующиеся на нижней части стебля.

Учащиеся отвечают.

Образование придаточных корней, увеличение площади питания и урожая.

Работа с учебником с. 90. Все корни одного растения образуют корневую систему.

Анализ рисунков.

Стержневая корневая система – это корневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений: морковь, одуванчик.

Мочковатая корневая система – это корневая система, которая состоит из боковых и придаточных корней.

Мочковатую корневую систему имеет большинство однодольных растений: лилия, репчатый лук, тимофеевка.

Учащиеся выполняют лабораторную работу в парах.

Разложить гербарии на две группы:

Учащиеся с 1 варианта выбирают растения со стержневой корневой системой, учащиеся 2 варианта – растения с мочковатой корневой системой. Сразу анализ выполнения работы и оценка на листках контроля.

Анализ рисунков( слайд 7 и рис 67, с 96 в учебнике В.В. Пасечник. Биология и вывод. Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Учащиеся зарисовывают и подписывают строение корня, пользуясь источником, перейдя по ссылке внутреннее строение корня .

Отвечают на поставленный вопрос. Функции корня зависят от клеток корня.

Покровная ткань.

Работают в группах:

зона коня

  • 1 группа (сильные учащиеся), изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения [1, с. 92-93].

  • 2 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону всасывания [1, с. 93-94].

  • 3 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону проведения [1, с. 94-95].

  • 4 группа (слабые по способностям учащиеся), расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника (смотри приложение 2).

Данные заносятся в таблицу.

Таблица №2. Клеточное строение корня

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

Покровная

Клетки мелкие с толстой оболочкой

Защита от повреждения

2. Зона деления

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Рост корня

3. Зона растяжения

Образовательная

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Рост корня

4. Зона всасывания

Всасывающая

Корневой волосок

Всасывание растворенных веществ

5. Зона проведения

Проводящая

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Перемещение веществ

Все зоны

Механическая

Клетки с толстой оболочкой

Опора органа

2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы (смотри приложение 3).

Выполнение – 10 мин.

Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.

Цель: закрепление полученных знаний о корне.

Форма работы: групповая.

Какими тканями образован корень?

Ткани, образующие корень: покровная (защищает корень), образовательная (обеспечивает рост корня), механическая придает упругость), всасывающая (поглощение воды и минеральных веществ, основная (запасающая), проводящая.

Этап 5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала у каждого учащегося.

Форма работы: индивидуальная работа.

Выполнение бланкового теста по двум дифференцированным вариантам.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6e7775c-b6ac-4a8f-ab31-7db4d05d58c6/view/).

Этап 6. Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний по теме строение корня

Форма работы: индивидуальная.

Д/з с помощью сети Интернет найти растения с разными корневыми системами

Записывают задание в тетрадь.

Схема проведения урока

Этап 2. Актуализация знаний:

Проверка домашнего задания

Вопросы для актуализации знаний

10мин

2 мин

Этап 3. Реализация построенного проекта. (Открытие новых знаний)

Работа в малых группах

Физминутка

Презентация работ

9 мин

1 мин

8 мин

Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.

2 мин

Этап 5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

7 мин

Этап 6. Домашнее задание.

2 мин

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта