ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФЛОРИСТИКА И АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ ». Аранжировка растений это
Аранжировка растений — Ботаничка.ru
Создание изысканной композиции требует наличия не только художественного вкуса, но и определенных навыков подбора цветовой гаммы и сосуда нужной формы и размера.
Принципы аранжировки
Первостепенное значение при оформлении букета имеет цвет выбранных растений. С помощью различных тонов можно не только изменить облик помещения, но и повлиять на эмоции людей.
Чаще всего для составления букета применяют растения, относящиеся к одному виду. Окраска тоже должна быть однотонной, с плавным переходом от одного оттенка к другому. Прекрасно смотрятся в таком случае композиции из душистого горошка и розовых астр.
Букет из летних цветов. © bohringer friedrichПри составлении букета из культур различной окраски следует учитывать особенности влияния того или иного цвета на эмоциональное состояние человека. Например, такие цвета, как красный, желтый и оранжевый, благотворно действуют на окружающих. Растения с цветками красной окраски применяются для создания рельефа композиции. В качестве фона чаще всего используют белый или бледно-розовый тона. Оранжевый и желтый цвета являются символами жизни, света и тепла. Используя цветы с такой окраской, можно добиться увеличения объема композиции. Для контраста сюда следует включить растения с синими цветками.
Необходимо отметить, что самыми холодными цветами считаются синий и фиолетовый. С их помощью создается эффект зрительного удаления. Эффектно выглядят композиции, в которых сочетаются синие, желтые или белые тона.Белый, зеленый и черный цвета являются универсальными, поэтому их смело можно использовать для создания фона композиции. Следует добавить, что все оттенки зеленого цвета представляют собой связующее звено в аранжировке, поэтому их с успехом можно применять в букетах, оформленных из растений разной окраски.
При составлении букета немаловажную роль играет такой художественный прием, как акцент, который помогает уменьшить или увеличить объем, а также приглушить основные цвета.
Допускается наличие в букетах нескольких акцентов, в качестве которых обычно выбираются один вид растений или их группа. Композиция будет выглядеть особенно выразительно, если разместить акценты асимметрично.
Определенный смысл вкладывается и в пространство между акцентами.
Его, как правило, оформляют с помощью ритмического построения пустых и заполненных участков. Вид цветочной композиции зависит от характера торжества и возраста человека.
Естественно, что букеты, оформленные ко Дню святого Валентина, будут отличаться от предназначенных для юбилея, свадьбы или крестин.
Свадебные букеты обычно составляются из цветов одного вида, например роз, тюльпанов, гвоздик и т. д. Пустое пространство заполняется зеленью аспарагуса или гипсофилы. Не рекомендуется при оформлении использовать проволоку, поскольку вся композиция должна быть легкой и воздушной.
В такие аранжировки включают по 5-9 цветков, которые обвязывают белой или светло-розовой лентой. Хорошим украшением для костюма жениха может служить бутоньерка, выполненная из тех же цветов, что и букет невесты.
В композициях для торжественных случаев доминируют, как правило, крупные цветы яркой окраски такие, как пионы, розы, гвоздики и гладиолусы.
Выбор цветов также зависит от времени года.
Материалы и приспособления, используемые для аранжировки
Одним из главных элементов в композиции, конечно же, помимо самих растений, является сосуд. Чаще всего в этих целях используют вазы различной формы и окраски.
Основным требованием, предъявляемым к этому предмету, считается его соответствие общему стилевому решению композиции.
Выделяют три формы ваз: высокие, низкие и вазы-подставки. Материал, из которого изготовлена ваза, влияет на выбор растений, входящих в композицию. Такие цветы, как розы и каллы, чаще всего помещают в вазы из хрусталя и стекла, а васильки, незабудки и ромашки — из керамики.
Форму вазы подбирают, исходя из размеров букета. Например, композиции из гладиолусов и дельфиниумов предпочтительнее помещать в высокие вазы, а для букетов из астр и левкоев лучше выбрать широкие и низкие.
Вазы с успехом можно заменить и другими сосудами, например кувшинами, декоративными бутылками, пиалами, пепельницами, расписными тарелками, розетками и пр. Для оформления композиций в экологическом стиле широко применяют корзины, соломенные шляпы, подносы и вееры.
Для составления любого букета всегда требуется определенный набор вспомогательных материалов. Чаще всего к ним относятся различные наколки, проволока, шпагат, ножницы, держатели и др. Металлические наколки используются в том случае, если композиция оформляется в низких вазах. С их помощью не представляет большого труда установить цветы в нужном направлении. Наколки выпускаются разных форм и размеров. Наиболее удобной считается наколка до 7 см в диаметре. При покупке готовой наколки следует убедиться, что иголки латунные, а не стальные, а основание изготовлено из свинца. В домашних условиях наколку легко можно изготовить, укрепив в бетонном основании несколько небольших гвоздей.
Держатели определяются как разновидность наколок. Они могут быть изготовлены из любого материала. В качестве держателя флористы применяют осколки цветного стекла, мягкую проволоку, природные камни и пластилин. Следует упомянуть такой вид держателя, как «лягушка», который представляет собой пластмассовый диск с четырьмя зубцами. Обычно его используют для закрепления губки на емкости, не предназначенной для этой цели.
При составлении композиций из живых цветов часто используют такое вспомогательное средство, как флористическая губка. Она может быть зеленой, серой и бурой. Перед применением губку обязательно следует выдержать в воде. Важнейшая ценность такой губки состоит в том, что она приостанавливает рост бактерий, что позволяет значительно продлить жизнь цветов.
Флористическая липкая лента в рулончике используется для того, чтобы приклеить губку к внешним краям емкости. Подобная лента обладает особенностью сохранять свои свойства, даже если намокнет в воде.
Слово «подставки» объединяет все те элементы аранжировки, которые помещают под цветочную композицию, чтобы защитить поверхность мебели от капель воды и зрительно уравновесить композицию. Ее можно сделать самому или использовать в качестве подставки разделочные доски, сырницы, масленки, салфетки, крестовины, подносы и т. п.
Завершающим штрихом любой композиции является материал-наполнитель. Прежде всего он служит для того, чтобы скрыть оставшуюся часть видимой губки или держателя и привнести дополнительную привлекательность в композицию. Чаще всего это небольшие ветки с листвой, живописно расположенной в их нижней части, или мелкие цветы, например фрезия и купырь.
Свадебная помандера из гортензий и хризантем. © Jina LeeУстановка растений в сосуд
Перед тем как поместить растение в сосуд, нужно сделать срез под прямым углом. Для того чтобы оно крепко держалось в композиции, применяют наколку и кусочки дерева, которые прикладывают к концам стеблей.
Несущими частями композиции являются ветки, они могут быть как облиственными, так и голыми. Если среди используемого материала имеются только голые ветки, то к ним прикрепляют листья хлорофитума, инжира и каллы.
Эффектно смотрятся в композициях ветки хвойных деревьев и кустарников, а также ивы и вербы. Их довольно легко разместить под любым углом, поскольку эти культуры отличаются большой пластичностью. Ветки оригинальной формы могут стать украшением любой композиции, только предварительно следует удалить лишние детали.
Рекомендуется использовать ветки, соответствующие по размеру форме выбранной вазы. Необходимо учесть, что длина ветки не должна превышать размеры сосуда более чем в полтора раза. Выбранную ветку подрезают на необходимую длину, ставят вертикально в наколку, а затем изгибают ее под нужным углом. Ветка располагается в букете таким образом, чтобы наколка или держатель не были видны. В том случае, если используется низкая ваза, их можно скрыть с помощью листьев, мхов и декоративных камешков небольшого размера.
Для композиции, составленной из летних видов цветов, лучше выбрать широкую плоскую вазу. Наколка должна быть полностью скрыта под водой, тогда цветы будут в ней отражаться, что придаст всему букету очаровательный вид.
Новогодний стол украшают преимущественно композициями, выполненными из хвойных веток, свечей и цветов. Об этом речь пойдет чуть ниже. А теперь обратимся к виду композиции, называемой икебаной.
Для основы икебаны используется треугольник неправильной формы, что имеет глубокое символическое значение. Сторона треугольника, образованная веткой наибольшей длины, олицетворяет небо и носит название «син». Ветка средней длины называется соэ и является символом человеческого начала, а самая маленькая ветка — хикае — применяется для обозначения земли.
Ветка син должна быть самой красивой. По минимуму ее длина равняется сумме высоты и диаметра вазы. Ветка соэ составляет 3/4 син, а хикае — 3/4 соэ. Ветки, которые помогают достроить композицию, называются джюси. Обычно они служат для укрепления всей икебаны. При установке дополнительных ветвей соблюдается тот же угол, однако длина может быть в несколько раз меньше. Что же касается количества цветов, то оно всегда должно быть нечетным. В редких случаях возможно оформление букета всего из 2 цветов.
В искусстве составления букетов существует две формы: прямостоячая и наклонная. В прямостоячей икебане ветку син располагают под углом 15° влево от себя, соэ — 45° влево и немного вперед, а хикае — 75° направо и вперед. Наклонная икебана оформляется несколько иначе. В ней ветка син устанавливается под углом 45°, а соэ 15°.
В том случае, если икебана создается в высокой вазе, использование наколки не обязательно. Здесь можно выделить несколько способов размещения основных элементов:
- С помощью расщепленной палочки диаметром до 2 см и длиной чуть меньше высоты вазы, в которую вставляется цветок и закрепляется с помощью металлической проволоки.
- С использованием двух палочек, сложенных крест-накрест и равных диаметру вазы.
- С помощью подреза палочки, которая поддерживает цветок согласно задумке автора.
Варианты цветочного оформления для различных случаев
Букет «равнобедренный треугольник» представляет собой симметричную уравновешенную композицию, в которой все цветы расположены в различных направлениях. Сначала центральный стебель, который в то же время является осью всей композиции, устанавливается в центр губки. При этом необходимо учитывать тот факт, что высота стебля должна быть в полтора раза больше, чем емкость, а длина дополнительных стеблей вполовину короче центрального. Как правило, их располагают на верхней поверхности губки. Следует помнить о том, что они не должны выступать за пределы воображаемого треугольника. Глубину композиции можно придать, если добавить к центральному стеблю ветки с листьями или цветками. Губку и края емкости необходимо спрятать под крупными листьями, а вся композиция укрепляется контурными цветами. Точной фокусировки можно добиться, если использовать 3 гвоздики или раскрывшиеся розы.
Букет цветов. © kanonnКомпозиция в виде обращенного рожками вниз полумесяца воздушна и изящна, причем для ее создания требуется минимум растительного материала. Поскольку такую композицию всегда выполняют в высоких емкостях, ставят ее там, где свободного места немного. Первым этапом оформления букета является установка в емкости губки, в центр которой вставляется свеча. Затем помещают контурный материал в центр губки таким образом, чтобы он возвышался не более чем до половины свечи, а изогнутый контурный материал в виде ниспадающих побегов — по сторонам губки. Ветви необходимо вставлять так, чтобы получился треугольник. Каждый из направленных вниз стеблей должен быть примерно вдвое длиннее основного стебля. После этого добавляют более короткие ветви, придав им наклонное положение. Они должны едва выступать за край емкости. Для завершения композиции используют материал-наполнитель, который распределяют так, чтобы композиция представляла собой единое целое.
Для изготовления композиции ко Дню святого Валентина можно использовать поднос прямоугольной формы, сухой зеленый мох, небольшие цветные камешки, сосновые коряги, физалис, цветы гвоздики, аспарагус, сухие стебли борщевика, алюминиевую проволоку и даже бижутерию.
Если под рукой нет подноса прямоугольной формы, то его можно изготовить из фанеры. После того как он готов, по краям формы делают бортик из приклеенных на силикон камешков. Дно подноса закрывают мхом, на котором также можно разместить небольшие цветные камешки, что придаст композиции естественный, природный вид.
Несущими частями данной композиции являются изогнутая композиция с розами, ветки сосны или корни деревьев. Они должны быть хорошо прикреплены к подносу. Кроме того, желательно, чтобы их количество не превышало 2-3. Центром композиции является сердце, изготовленное из алюминиевой проволоки, на которую натянута капроновая ткань. На каркас крепятся флористические пробирки или другие небольшие прозрачные емкости с водой, закрытые резиновыми или другими водостойкими пробками, с отверстием посредине для стеблей цветов и зелени. Стенки пробирок можно задекорировать тонкой корой или полыми стеблями борщевика.
Свадебная цветочная композиция. © ididjeridooДля придания композиции праздничного вида в нее можно добавить немного декоративных элементов из стекла или пластика, разместив их на кончиках коряг. Для этого вполне подойдет различная бижутерия.
Для новогоднего букета подойдут любые цветы. Нарядность придадут розы, каллы, гвоздики и хризантемы. Только перед тем, как поставить их в вазу, необходимо подрезать кончики стеблей и рассечь их вдоль на 2 см. Цветы можно поместить в любую вазу, в данном случае вполне подойдут стеклянные, керамические и деревянные сосуды. Замечательной основой для композиции может стать обычный подсвечник, вокруг которого размещают яркие цветы и хвойные ветки.
Что касается пасхальных композиций, то здесь открывается возможность проявить свою фантазию и вкус. Классическим вариантом является композиция из веток вербы, листьев декоративных растений, сухих цветов, скорлупы крашеных яиц и лент.
Последовательность действий следующая:
- В любой мелкий сосуд помещают губку, в которую вставлены веточки вербы.
- Закрывают губку листьями, вставляя их в нее, а затем размещают в композиции сухие цветы, так чтобы получилось гнездо.
- Внутрь полученного гнезда приклеивают крупную скорлупу крашеных яиц.
- Из одной скорлупки можно выпустить декоративную ленту, а на другую ее просто набросить.
Пасхальный венок тоже изготовить довольно просто. Для этого потребуется декоративная лента, деревянные пасхальные яйца, веточки самшита (можно заменить ветками туи), орехи, листья, сухие цветы и шишки.
Цветочная композиция с орхидеями. © WildfeuerТехнология изготовления сводится к следующему:
- Основу венка, изготовленного из проволоки, обматывают декоративной лентой, свободный конец которой завязывают в виде петли. С ее помощью венок будет крепиться к вертикальной поверхности.
- Далее закрепляют на основе веточки самшита или туи, располагая их в одном и том же направлении.
- Закрепляют пасхальные яйца (их можно и приклеить).
- Размещают на венке сухие цветы и листья, вставляя их в основу.
Осенью, когда вся природа готовится к наступлению зимы, прекрасно поднимет настроение композиция под названием «Осенний вальс». Для ее основы подбирают три красиво изогнутые ветки клена платановидного или боярышника с мелкими листьями и располагают их в вазе следующим образом: одну ветку вертикально, вторую отклоняют влево в горизонтальной плоскости, третью пригибают вниз, к основанию вазы, направив верхнюю часть ветки вперед. Ваза украшается листьями рябины и клена, а в ее центр следует поместить декоративную тыковку. Акценты помогут создать веточки сибирского барбариса с красными ягодами.
Букет ранних, весенних цветов. © A. Drauglis FurnituremakerПрекрасным подарком к 1 апреля может стать очень простой в изготовлении букет-шутка. Для того чтобы создать подобную композицию, потребуется всего один цветок, красивый бант, ботинок или любая другая обувь и стеклянный сосуд, подходящий по размеру обуви и способный удерживать воду. Сначала на стеклянный сосуд надевают носок, так чтобы он закрывал его края, и вставляют полученную основу в ботинок. Внутрь сосуда помещают наколку, полностью покрытую водой. Цветок обрезают под углом и закрепляют на наколке в центре сосуда. Вместо наколки можно использовать влажный песок, мелкий гравий или нарезанные древесные веточки. И последний этап: носок ботинка повязывают бантом. Шуточная икебана готова.
Используемые материалы:
- Садовые растения от А до Я
www.botanichka.ru
Аранжировка из живых, срезанных растений
Аранжировка из живых, срезанных растений
Во все времена человеку было свойственно украшать свое жилище цветами. Были ли это сухие травы и коренья, стилизованные цветы на домашней утвари и тканях, или атрибуты вероисповедания — людям доставляло удовольствие любоваться ими. В Европе как самостоятельное украшение интерьера букеты появились около 300 лет тому назад. Потом вошло в моду дарить букеты цветов — одно из самых чудесных изобретений человечества.Различное назначение букетов породило целое искусство их составления, которое требует тонкого художественного вкуса и мастерства. В разных странах существуют свои традиционные приемы аранжировки цветов. Няня домработница в Москве - подберем для Вас. Остановимся на составлении простейших сезонных композиций из живых и сухих растений. Компонуя букет, воспользуйтесь некоторыми нашими советами и рекомендациями.
Не нужно стремиться к громоздким букетам. Свобода расположения цветов и зелени — отличие современного букета.
Центр композиции — цветок. Все дополнительные элементы (ветки, листья, ягоды, стебли декоративных растений) служат лишь фоном.
Правильно найденная композиция триады букет-ваза-интерьер является залогом успеха. Цвет вазы, в которую помещают яркие цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным (черным, серым, белым). При этом не должна теряться общая цветовая связь с интерьером.
Форма вазы должна быть простой и гармонировать с формой букета. Слишком красивая ваза — само по себе украшение и будет разрушать впечатление от цветов.
Одним из основных элементов букета является цвет — создающий гармонию красок, так как известно, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально. Светлые тона нам кажутся легкими, веселыми. В противоположность этому темные — тяжелыми печальными. Составляя букет, мы вкладываем в него свои чувства и настроение.
Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Например, букет астр одной садовой группы с окраской от нежно-сиреневой до густого фиолетового тона.
Если при составлении букета используются цвета, различные по тональности, расположенные в противоположных частях спектра, их называют букетами гармонического контраста, в этом случае одна окраска усиливает другую. Например, известное сочетание ромашек и васильков.
При использовании трех или более окрасок, равноотстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию. Например, желтая гвоздика, лиловый цветок клематиса и пестролистный плющ. При тройных сочетаниях лучше одни из компонентов брать зеленый цвет. Например, алые и белые розы с зеленью аспарагуса и папоротника.
Букет помогают скомпоновать различные приспособления. В качестве наиболее доступного держателя цветов для объемной вазы может служить моток тонкой упругой проволоки, слой гальки или ветки ели, кустарника. Наиболее удачное приспособление, которое можно использовать при оформлении букетов в низких вазах, — это металлические игольчатые держатели — кензоны.
Составляя букет из срезанных цветов, важно знать, как хранить их и ухаживать за ними. Рассмотрим это на примере самых любимых сезонных цветов.
НАРЦИССЫ — лучше срезать или покупать в бутонах в тот момент, когда они только начинают раскрываться. Живут эти цветы в воде в зависимости от сортовой группы 3—5 дней. Стебли нарциссов выделяют слизистый сок, который заклеивает проводящие сосуды, поэтому концы стеблей этих цветов опускают на несколько секунд в горячую (80—90°С) воду и только после этого ставят в вазу (цветам “нравится” глубокая вода). В вазу желательно добавить сахар—10 г на 1 л воды. Если нарциссы аранжируются в плоском сосуде на кензоне, внутрь стебля вставляется палочка, а низ стебля зажимается аптечной резинкой.
ТЮЛЬПАНЫ — срезают, когда бутоны полностью окрашены. Эти цветы живут 5—10 дней. В воду можно добавить сахар (2—5%-ный раствор), если тюльпаны опустили головки, или, как говорят специалисты, потеряли тургор, нужно на час, на два плотно завернуть их во влажную бумагу и поставить в глубокую воду.
СИРЕНЬ — ветки сирени срезают секатором полураспустившимися. Перед установкой цветов в воду концы стеблей расщепляют (можно сделать это, постучав по ним молоточком и предварительно сняв верхний слой коры на высоту 5—10 см). Для продления (до 7—12 дней) жизни срезанной сирени в воду также добавляют сахар (2—5%-ный раствор). У сильно завядших цветов под водой острым ножом обновляют срезы и ставят на несколько минут в горячую воду (80—90°С). Потом, плотно завернув во влажную бумагу, ска-ют в глубокую воду и ставят в прохладное место. Через два часа цветы можно помещать в вазы.
ПИОНЫ — считаются готовыми для срезки в стадии окрашенного бутона. Стоят в вазах 5—7 дней. Срезанные цветы сохраняются дольше, если срез делать под почкой.
ЛИЛИИ — лучше, если цветы будут в бутонах. Как правило, все бутоны распускаются в вазах. Срез на стебле делают острым ножом под водой. Листья, которые будут находиться в воде, нужно удалить. У распустившихся цветов оборвите пыльники — лилии простоят дольше и лепестки (особенно у белых сортов) не испачкаются.
САДОВЫЕ РОМАШКИ — срезают полностью распустившимися, но с плотной серединкой. Эти цветы стоят в вазе 7—10 дней. Срезы делают острым ножом, удаляют нижние листья. Воду нужно менять каждый день, промывая концы стеблей.
ЮЗЫ — особенно хороши в полураспустившихся бутонах. Срок жизни розы в вазе в зависимости от сортовой группы 5—7 дней. Если розы увяли, то их ставят на несколько минут в горячую (80—90°С) воду, а затем погружают до головок в глубокую, холодную воду. На ночь розы можно, обернув влажной бумагой, поставить в ведро с прохладной водой или положить в ванну. Важно, чтобы вода не попадала на чашечки цветов. Для этого под головки роз, лежащих, в воде, нужно подложить узкий кусок пенопласта. Стебли роз режут острым ножом или секатором под водой наискосок (длина среза не менее 1—2 см). Срез периодически обновляют каждый день. Розы любят мягкую воду. Для смягчения водопроводной воды на 2 л берут 2—3 чайные ложки сахарного песка и 2 столовые ложки уксуса или несколько кристалликов лимонной кислоты. Специалисты рекомендуют добавлять хлористый кальций (5 г на 1 л воды). Розы — весьма капризные цветы, поэтому не надо ставить их на сквозняке, а также на телевизоре или другой аппаратуре. Сквознячок и электромагнитное излучение не полезны для них.
ГВОЗДИКИ — наверное, самые популярные цветы. А любят их из-за богатства оттенков и за то, что дольше других цветов радуют нас в букете (до 14 дней). Стебли подрезают под водой острым ножом, удаляя нижние листья. Гвоздикам в воду нужно добавлять 2—5%-ный раствор сахара. В вазу можно положить серебряную монетку и, Конечно, менять каждый день воду. Если у цветка лопнула чашечка — применяют клейкую полиэтиленовую ленту.
ХРИЗАНТЕМЫ — стебли ломают, лучше расщепить их на высоту 5—10 см. Если цветы завяли, их ставят в горячую воду и держат до тех пор, пока вода не остынет. Листья в воде быстро загнивают, поэтому их лучше оборвать. Срок жизни хризантемы зависит от сорта, но 3—4 столовые ложки сахарного песка на 2 л воды продлят его. Если у крупной хризантемы опадают лепестки — можно помочь беде. Нужно накапать несколько капель стеарина с горячей свечи на основание цветка.
Для сохранения декоративности и свежести цветов в вазах нужно соблюдать следующие правила:
Перед тем как ставить цветы в вазу, нужно оборвать все листья, которые будут погружены в воду.
Вазы ежедневно надо мыть мыльной водой и менять воду (лучше брать холодную кипяченую или водопроводную, сг-стоенную сутки).
Промывать регулярно стебли цветов и обновлять срезы.
На ночь цветы лучше ставить в глубокую воду (особенно в этом нуждаются розы и сирень), обернув головки влажной бумагой или надев полиэтиленовый пакет.
Твердые стебли сирени, роз, хризантем следует дополнительно расщеплять снизу на 5—6 см.
Чтобы не нарушать интересные композиции из цветов, которые к тому же трудно повторить, букет вместе с вазой ставят в таз с водой и пропускают в него из крана холодную воду.
Материал: http://flouse.ru
Теги:www.ayurvedaplus.ru
Варианты аранжировки растений | Дача
Варианты аранжировки растений
Пот-э-флер — очень эффектная композиция, название которой переводится с французского языка как «горшок с цветами». Большинство красивоцветущих растений предпочитают очень светлые места рядом с окном. А так хочется поместить цветущую композицию в стиле пот-э-флер в глубине комнаты! Даже если там яркое электрическое освещение, достаточное для жизни растений с декоративными листьями, то для цветущих его не хватит. Именно в этом случае лучше использовать аранжировку пот-э-флер, в которой срезанные цветы в задекорированных сосудах с водой дополняют композицию. Регулярно меняя срезку, можно поддерживать ее эффектный вид.
Композиция выдержана в спокойной цветовой гамме. Сочетание сиреневого и зеленого с добавлением белых тонов придает ей романтический и даже загадочный ореол.
В композиции использованы: Растения. Толстянка, или красула (Crassula), рускус (Rus-cus), хризантема «Сталион» (Chrysanthemum), лизиантус-эустома крупноцветковая (Eustoma).
Материалы и аксессуары. Корзина, дренаж, целлофан, стеклянные колбы для срезки.
Как создать. Комнатные растения декорированы в собственных горшках. Дно корзины выстелите плотным целлофаном, на который уложите дренаж слоем 2-3 см. Поставьте горшочек с толстянкой справа от центра. Цветы (лизиантус, хризантему, листья рускуса) поместите в пробирки, наполненные водой, и установите в корзинке. Пустое пространство заполните дренажем.
Особенности ухода. Толстянка — неприхотливое растение. Поливают ее редко, в период роста — с марта по октябрь, и только после полного просыхания земляного кома. Подкормка раз в месяц специальными удобрениями для кактусов и суккулентов. Зимой поливают, только когда растение начинает усыхать. Поэтому основной уход за композицией заключается в том, чтобы проверять количество воды в пробирках, доливая ее.
Цветки у эустомы похожи на розы самых разных окрасок: белой, голубой, синей, розовой, красной, пурпурной, розовато-лиловой, сиреневой, светло-желто-кремовой. Они (особенно у махровых сортов) долго сохраняют декоративность в срезке.
Бромелиевое «дерево»
Бромелиевое «дерево» — один их самых эффектных видов аранжировки растений. Правильно было бы сказать не бромелиевое «дерево», а ствол с эпифитами. Эпифиты не являются паразитами вроде омелы, а используют стволы и ветви деревьев только как опору. Эпифиты предоставляют необыкновенно широкие возможности для создания декоративных композиций (аранжировки растений). Они многоцветны, оригинальны по внешнему виду и при этом неприхотливы. Цветут длительно и даже после цветения сохраняют декоративность. В дизайне бромелиевое или эпифитовое «дерево» идеально для зимнего сада.
Великолепно смотрятся бромелиевые в современном офисе. Композиция из бильбергии поникающей и хавортии
К эпифитам относятся многие растения из семейства бромелиевых. Это семейство насчитывает более 2500 видов. Среди бромелиевых есть гиганты, такие, как пуйя Раймонда, с розетками, достигающими 3 м в диаметре. Есть и миниатюрные растения — из рода тилландсия — размером всего несколько миллиметров. Чаще всего при создании бромелиевых «деревьев», помимо тилландсии (Tillandsia), используют неорегелию (Neoregelia), вриезию (Vricsia), эхмею (Aechmea), бильбергию (Billbergia), гузмацию (Guzmania), ананас (Ananas), криптантус (Cryptanthus), нидуляриум (Nidularium). Цветочная композиция — «Дерево» с вриезией, гузманией, тилландсией, платицериумом, криптантусом
С эпифитами хорошо сочетаются растения других семейств, прежде всего папоротники. Очень хорошо подходят платицериум (олений рог) (Platy cerium), аспле-ниум (Asplenium), флебодиум (Phlebodium), даваллия (Davallia). Обязательно используйте вьющиеся растения: плющи (Hedera), филодендроны (Philodendron). Можно брать орхидеи — довольно неприхотливы каттлея (Cattlea), фаленопсис (Phalaenopsis), цимбидиум (Cymbidium). Используйте и почвопокровные растения, например солейролию (Soleirolia) (старое название — хелксина).
Рубрика: Комнатные цветочные композиции
dacha-vprok.ru
Аранжировка растений
Цветы приносят людям много радости. Они не только украшают и оживляют жилище, но и дарят хорошее настроение на весь день. Но, кроме этого, немало радости приносят и композиции из живых цветов.Такое искусство, как аранжировка растений было популярно еще в Древнем Египте, когда во время религиозных праздников жрецы несли в руках различные цветы и ветки с листьями. Несколько позднее, в Древнем Риме, их стали соединять в гирлянды и венки, над изготовлением которых работали специальные мастерские. Цветы занимали важное место в жизни древних римлян: ими осыпали вернувшихся с войны победителями выдающихся полководцев; самых дорогих гостей увенчивали венками из фиалок и мирта.В эпоху Ренессанса вновь возродилось давно забытое искусство составления красивого букета. В аранжировку иногда входило до сорока видов растений. При этом не забывали учитывать принцип гармонии цвета и пропорций, соотношения букета, вазы и интерьера.С течением веков аранжировка растений претерпела многие изменения под влиянием новых направлений в искусстве. В свое время были очень популярны букеты в стиле помпадур, состоявшие из роз, злаков, листьев традесканции, плодов барбариса или мелких хризантем, которые располагались в настенных кашпо.
Для красочного оформления букета в XIX веке использовали преимущественно цветы ярких тонов, а в начале XX века стали применять мягкие краски пестролистных растений. В дальнейшем на составление европейского букета немалое влияние оказало японское искусство икебана. Мастера этого направления декоративного искусства довольно убедительно доказали, что численность растений в букете не имеет никакого значения, и даже наоборот, превосходную композицию можно составить всего из одного цветка.Благодаря японскому искусству цветоводы и декораторы при составлении композиции стали обращать больше внимания на аранжировочную зелень и дополнительные материалы. В наши дни стильная композиция выглядит следующим образом: живые цветы гармонично соединены с различными высушенными ветками, листьями кадочных растений, причудливо изогнутой проволокой или камешками.Но между тем создать настоящее произведение искусства может далеко не каждый. Конечно, любой сможет научиться составлять такие композиции, потратив на это немало времени, но достичь настоящей глубины дано далеко не всем. А выполнить простейшую композицию, чтобы доставить радость близким или украсить свое жилище, сможет практически каждый, применив при этом немного собственной фантазии и умения.
Составление букета из живых цветов
Чтобы украсить свой дом цветами, совсем необязательно покупать дорогой букет в магазине. Его вполне можно составить самостоятельно. Две-три высокие зеленые веточки, одна веточка ажурной гипсофилы, прибавьте к ним три любых цветка — и букет для украшения интерьера готов. Если хочется чего-то более яркого и торжественного, можно воспользоваться предложенной ниже рекомендацией пошагового составления букета, на основе которого затем можно составить свой собственный.Красивый торжественный букет, который отличается изысканностью, должен представлять продуманную композицию, гармоничную как по форме, так и по цвету.1. Для того чтобы составить букет, необходимо выбрать его будущую форму и размеры, которые зависят от назначения. Это могут быть крупные букеты для декорирования помещений, где ожидается прием гостей. Для составления подобных букетов обычно используются высокие растения, которые располагают в центре. Для основы подбирают несколько любых имеющихся в наличии прямостоячих веточек декоративных вечнозеленых растений. Вокруг них размещают любую аранжировочную зелень (например, ветви аспарагуса и др.).2. В качестве контрастного дополнения к красочному букету добавляют несколько ажурных веточек сухих растений.3. В центральной части букета располагают крупные цветы, привлекающие внимание и выделяющиеся из общей массы. Например, стрелитцию королевскую, которая имеет оригинальную форму и яркую окраску. Их не должно быть много, достаточно одного — трех только что срезанных цветов.4. К составленному букету добавляют несколько более мелких цветочков, гармонирующих по цвету с центральным цветовым пятном. В заключение добавляют одну - две ветки гипсофилы метельчатой, которая придаст букету завершенность и торжественность.5. Последний этап — установка букета в приготовленную вазу. Для букетов используются самые разнообразные по форме и высоте сосуды. Главное, чтобы они были красивыми и строгими. Для ярких букетов, как правило, используют большие, но неброские вазы, чтобы они не отвлекали внимание от композиции.
indasad.ru
Аранжировка растений - Флористика и фитодизайн на kwoman.ru
Создание изысканной композиции требует наличия не только художественного вкуса, но и определенных навыков подбора цветовой гаммы и сосуда нужной формы и размера.
Навигация по статье
Принципы аранжировки
Первостепенное значение при оформлении букета имеет цвет выбранных растений. С помощью различных тонов можно не только изменить облик помещения, но и повлиять на эмоции людей.
Чаще всего для составления букета применяют растения, относящиеся к одному виду. Окраска тоже должна быть однотонной, с плавным переходом от одного оттенка к другому. Прекрасно смотрятся в таком случае композиции из душистого горошка и розовых астр.
При составлении букета из культур различной окраски следует учитывать особенности влияния того или иного цвета на эмоциональное состояние человека. Например, такие цвета, как красный, желтый и оранжевый, благотворно действуют на окружающих. Растения с цветками красной окраски применяются для создания рельефа композиции. В качестве фона чаще всего используют белый или бледно-розовый тона. Оранжевый и желтый цвета являются символами жизни, света и тепла. Используя цветы с такой окраской, можно добиться увеличения объема композиции. Для контраста сюда следует включить растения с синими цветками.
Необходимо отметить, что самыми холодными цветами считаются синий и фиолетовый. С их помощью создается эффект зрительного удаления. Эффектно выглядят композиции, в которых сочетаются синие, желтые или белые тона.
Белый, зеленый и черный цвета являются универсальными, поэтому их смело можно использовать для создания фона композиции. Следует добавить, что все оттенки зеленого цвета представляют собой связующее звено в аранжировке, поэтому их с успехом можно применять в букетах, оформленных из растений разной окраски.
При составлении букета немаловажную роль играет такой художественный прием, как акцент, который помогает уменьшить или увеличить объем, а также приглушить основные цвета.
Допускается наличие в букетах нескольких акцентов, в качестве которых обычно выбираются один вид растений или их группа. Композиция будет выглядеть особенно выразительно, если разместить акценты асимметрично.
Определенный смысл вкладывается и в пространство между акцентами.
Его, как правило, оформляют с помощью ритмического построения пустых и заполненных участков. Вид цветочной композиции зависит от характера торжества и возраста человека.
Естественно, что букеты, оформленные ко Дню святого Валентина, будут отличаться от предназначенных для юбилея, свадьбы или крестин.
Свадебные букеты обычно составляются из цветов одного вида, например роз, тюльпанов, гвоздик и т. д. Пустое пространство заполняется зеленью аспарагуса или гипсофилы. Не рекомендуется при оформлении использовать проволоку, поскольку вся композиция должна быть легкой и воздушной.
В такие аранжировки включают по 5-9 цветков, которые обвязывают белой или светло-розовой лентой. Хорошим украшением для костюма жениха может служить бутоньерка, выполненная из тех же цветов, что и букет невесты.
В композициях для торжественных случаев доминируют, как правило, крупные цветы яркой окраски такие, как пионы, розы, гвоздики и гладиолусы.
Выбор цветов также зависит от времени года.
Материалы и приспособления, используемые для аранжировки
Одним из главных элементов в композиции, конечно же, помимо самих растений, является сосуд. Чаще всего в этих целях используют вазы различной формы и окраски.
Основным требованием, предъявляемым к этому предмету, считается его соответствие общему стилевому решению композиции.
Выделяют три формы ваз: высокие, низкие и вазы-подставки. Материал, из которого изготовлена ваза, влияет на выбор растений, входящих в композицию. Такие цветы, как розы и каллы, чаще всего помещают в вазы из хрусталя и стекла, а васильки, незабудки и ромашки — из керамики.
Форму вазы подбирают, исходя из размеров букета. Например, композиции из гладиолусов и дельфиниумов предпочтительнее помещать в высокие вазы, а для букетов из астр и левкоев лучше выбрать широкие и низкие.
Вазы с успехом можно заменить и другими сосудами, например кувшинами, декоративными бутылками, пиалами, пепельницами, расписными тарелками, розетками и пр. Для оформления композиций в экологическом стиле широко применяют корзины, соломенные шляпы, подносы и вееры.
Для составления любого букета всегда требуется определенный набор вспомогательных материалов. Чаще всего к ним относятся различные наколки, проволока, шпагат, ножницы, держатели и др. Металлические наколки используются в том случае, если композиция оформляется в низких вазах. С их помощью не представляет большого труда установить цветы в нужном направлении. Наколки выпускаются разных форм и размеров. Наиболее удобной считается наколка до 7 см в диаметре. При покупке готовой наколки следует убедиться, что иголки латунные, а не стальные, а основание изготовлено из свинца. В домашних условиях наколку легко можно изготовить, укрепив в бетонном основании несколько небольших гвоздей.
Держатели определяются как разновидность наколок. Они могут быть изготовлены из любого материала. В качестве держателя флористы применяют осколки цветного стекла, мягкую проволоку, природные камни и пластилин. Следует упомянуть такой вид держателя, как «лягушка», который представляет собой пластмассовый диск с четырьмя зубцами. Обычно его используют для закрепления губки на емкости, не предназначенной для этой цели.
При составлении композиций из живых цветов часто используют такое вспомогательное средство, как флористическая губка. Она может быть зеленой, серой и бурой. Перед применением губку обязательно следует выдержать в воде. Важнейшая ценность такой губки состоит в том, что она приостанавливает рост бактерий, что позволяет значительно продлить жизнь цветов.
Флористическая липкая лента в рулончике используется для того, чтобы приклеить губку к внешним краям емкости. Подобная лента обладает особенностью сохранять свои свойства, даже если намокнет в воде.
Слово «подставки» объединяет все те элементы аранжировки, которые помещают под цветочную композицию, чтобы защитить поверхность мебели от капель воды и зрительно уравновесить композицию. Ее можно сделать самому или использовать в качестве подставки разделочные доски, сырницы, масленки, салфетки, крестовины, подносы и т. п.
Завершающим штрихом любой композиции является материал-наполнитель. Прежде всего он служит для того, чтобы скрыть оставшуюся часть видимой губки или держателя и привнести дополнительную привлекательность в композицию. Чаще всего это небольшие ветки с листвой, живописно расположенной в их нижней части, или мелкие цветы, например фрезия и купырь.
Установка растений в сосуд
Перед тем как поместить растение в сосуд, нужно сделать срез под прямым углом. Для того чтобы оно крепко держалось в композиции, применяют наколку и кусочки дерева, которые прикладывают к концам стеблей.
Несущими частями композиции являются ветки, они могут быть как облиственными, так и голыми. Если среди используемого материала имеются только голые ветки, то к ним прикрепляют листья хлорофитума, инжира и каллы.
Эффектно смотрятся в композициях ветки хвойных деревьев и кустарников, а также ивы и вербы. Их довольно легко разместить под любым углом, поскольку эти культуры отличаются большой пластичностью. Ветки оригинальной формы могут стать украшением любой композиции, только предварительно следует удалить лишние детали.
Рекомендуется использовать ветки, соответствующие по размеру форме выбранной вазы. Необходимо учесть, что длина ветки не должна превышать размеры сосуда более чем в полтора раза. Выбранную ветку подрезают на необходимую длину, ставят вертикально в наколку, а затем изгибают ее под нужным углом. Ветка располагается в букете таким образом, чтобы наколка или держатель не были видны. В том случае, если используется низкая ваза, их можно скрыть с помощью листьев, мхов и декоративных камешков небольшого размера.
Для композиции, составленной из летних видов цветов, лучше выбрать широкую плоскую вазу. Наколка должна быть полностью скрыта под водой, тогда цветы будут в ней отражаться, что придаст всему букету очаровательный вид.
Новогодний стол украшают преимущественно композициями, выполненными из хвойных веток, свечей и цветов. Об этом речь пойдет чуть ниже. А теперь обратимся к виду композиции, называемой икебаной.
Для основы икебаны используется треугольник неправильной формы, что имеет глубокое символическое значение. Сторона треугольника, образованная веткой наибольшей длины, олицетворяет небо и носит название «син». Ветка средней длины называется соэ и является символом человеческого начала, а самая маленькая ветка — хикае — применяется для обозначения земли.
Ветка син должна быть самой красивой. По минимуму ее длина равняется сумме высоты и диаметра вазы. Ветка соэ составляет 3/4 син, а хикае — 3/4 соэ. Ветки, которые помогают достроить композицию, называются джюси. Обычно они служат для укрепления всей икебаны. При установке дополнительных ветвей соблюдается тот же угол, однако длина может быть в несколько раз меньше. Что же касается количества цветов, то оно всегда должно быть нечетным. В редких случаях возможно оформление букета всего из 2 цветов.
В искусстве составления букетов существует две формы: прямостоячая и наклонная. В прямостоячей икебане ветку син располагают под углом 15° влево от себя, соэ — 45° влево и немного вперед, а хикае — 75° направо и вперед. Наклонная икебана оформляется несколько иначе. В ней ветка син устанавливается под углом 45°, а соэ 15°.
В том случае, если икебана создается в высокой вазе, использование наколки не обязательно. Здесь можно выделить несколько способов размещения основных элементов:
- С помощью расщепленной палочки диаметром до 2 см и длиной чуть меньше высоты вазы, в которую вставляется цветок и закрепляется с помощью металлической проволоки.
- С использованием двух палочек, сложенных крест-накрест и равных диаметру вазы.
- С помощью подреза палочки, которая поддерживает цветок согласно задумке автора.
Варианты цветочного оформления для различных случаев
Букет «равнобедренный треугольник» представляет собой симметричную уравновешенную композицию, в которой все цветы расположены в различных направлениях. Сначала центральный стебель, который в то же время является осью всей композиции, устанавливается в центр губки. При этом необходимо учитывать тот факт, что высота стебля должна быть в полтора раза больше, чем емкость, а длина дополнительных стеблей вполовину короче центрального. Как правило, их располагают на верхней поверхности губки. Следует помнить о том, что они не должны выступать за пределы воображаемого треугольника. Глубину композиции можно придать, если добавить к центральному стеблю ветки с листьями или цветками. Губку и края емкости необходимо спрятать под крупными листьями, а вся композиция укрепляется контурными цветами. Точной фокусировки можно добиться, если использовать 3 гвоздики или раскрывшиеся розы.
Композиция в виде обращенного рожками вниз полумесяца воздушна и изящна, причем для ее создания требуется минимум растительного материала. Поскольку такую композицию всегда выполняют в высоких емкостях, ставят ее там, где свободного места немного. Первым этапом оформления букета является установка в емкости губки, в центр которой вставляется свеча. Затем помещают контурный материал в центр губки таким образом, чтобы он возвышался не более чем до половины свечи, а изогнутый контурный материал в виде ниспадающих побегов — по сторонам губки. Ветви необходимо вставлять так, чтобы получился треугольник. Каждый из направленных вниз стеблей должен быть примерно вдвое длиннее основного стебля. После этого добавляют более короткие ветви, придав им наклонное положение. Они должны едва выступать за край емкости. Для завершения композиции используют материал-наполнитель, который распределяют так, чтобы композиция представляла собой единое целое.
Для изготовления композиции ко Дню святого Валентина можно использовать поднос прямоугольной формы, сухой зеленый мох, небольшие цветные камешки, сосновые коряги, физалис, цветы гвоздики, аспарагус, сухие стебли борщевика, алюминиевую проволоку и даже бижутерию.
Если под рукой нет подноса прямоугольной формы, то его можно изготовить из фанеры. После того как он готов, по краям формы делают бортик из приклеенных на силикон камешков. Дно подноса закрывают мхом, на котором также можно разместить небольшие цветные камешки, что придаст композиции естественный, природный вид.
Несущими частями данной композиции являются изогнутая композиция с розами, ветки сосны или корни деревьев. Они должны быть хорошо прикреплены к подносу. Кроме того, желательно, чтобы их количество не превышало 2-3. Центром композиции является сердце, изготовленное из алюминиевой проволоки, на которую натянута капроновая ткань. На каркас крепятся флористические пробирки или другие небольшие прозрачные емкости с водой, закрытые резиновыми или другими водостойкими пробками, с отверстием посредине для стеблей цветов и зелени. Стенки пробирок можно задекорировать тонкой корой или полыми стеблями борщевика.
Для придания композиции праздничного вида в нее можно добавить немного декоративных элементов из стекла или пластика, разместив их на кончиках коряг. Для этого вполне подойдет различная бижутерия.
Для новогоднего букета подойдут любые цветы. Нарядность придадут розы, каллы, гвоздики и хризантемы. Только перед тем, как поставить их в вазу, необходимо подрезать кончики стеблей и рассечь их вдоль на 2 см. Цветы можно поместить в любую вазу, в данном случае вполне подойдут стеклянные, керамические и деревянные сосуды. Замечательной основой для композиции может стать обычный подсвечник, вокруг которого размещают яркие цветы и хвойные ветки.
Что касается пасхальных композиций, то здесь открывается возможность проявить свою фантазию и вкус. Классическим вариантом является композиция из веток вербы, листьев декоративных растений, сухих цветов, скорлупы крашеных яиц и лент.
Последовательность действий следующая:
- В любой мелкий сосуд помещают губку, в которую вставлены веточки вербы.
- Закрывают губку листьями, вставляя их в нее, а затем размещают в композиции сухие цветы, так чтобы получилось гнездо.
- Внутрь полученного гнезда приклеивают крупную скорлупу крашеных яиц.
- Из одной скорлупки можно выпустить декоративную ленту, а на другую ее просто набросить.
Пасхальный венок тоже изготовить довольно просто. Для этого потребуется декоративная лента, деревянные пасхальные яйца, веточки самшита (можно заменить ветками туи), орехи, листья, сухие цветы и шишки.
Технология изготовления сводится к следующему:
- Основу венка, изготовленного из проволоки, обматывают декоративной лентой, свободный конец которой завязывают в виде петли. С ее помощью венок будет крепиться к вертикальной поверхности.
- Далее закрепляют на основе веточки самшита или туи, располагая их в одном и том же направлении.
- Закрепляют пасхальные яйца (их можно и приклеить).
- Размещают на венке сухие цветы и листья, вставляя их в основу.
Осенью, когда вся природа готовится к наступлению зимы, прекрасно поднимет настроение композиция под названием «Осенний вальс». Для ее основы подбирают три красиво изогнутые ветки клена платановидного или боярышника с мелкими листьями и располагают их в вазе следующим образом: одну ветку вертикально, вторую отклоняют влево в горизонтальной плоскости, третью пригибают вниз, к основанию вазы, направив верхнюю часть ветки вперед. Ваза украшается листьями рябины и клена, а в ее центр следует поместить декоративную тыковку. Акценты помогут создать веточки сибирского барбариса с красными ягодами.
Прекрасным подарком к 1 апреля может стать очень простой в изготовлении букет-шутка. Для того чтобы создать подобную композицию, потребуется всего один цветок, красивый бант, ботинок или любая другая обувь и стеклянный сосуд, подходящий по размеру обуви и способный удерживать воду. Сначала на стеклянный сосуд надевают носок, так чтобы он закрывал его края, и вставляют полученную основу в ботинок. Внутрь сосуда помещают наколку, полностью покрытую водой. Цветок обрезают под углом и закрепляют на наколке в центре сосуда. Вместо наколки можно использовать влажный песок, мелкий гравий или нарезанные древесные веточки. И последний этап: носок ботинка повязывают бантом. Шуточная икебана готова.
Используемые материалы:
- Садовые растения от А до Я
kwoman.ru
Аранжировка из живых, срезанных растений
Во все времена человеку было свойственно украшать свое жилище цветами. Были ли это сухие травы и коренья, стилизованные цветы на домашней утвари и тканях, или атрибуты вероисповедания — людям доставляло удовольствие любоваться ими. В Европе как самостоятельное украшение интерьера букеты появились около 300 лет тому назад. Потом вошло в моду дарить букеты цветов — одно из самых чудесных изобретений человечества.
Различное назначение букетов породило целое искусство их составления, которое требует тонкого художественного вкуса и мастерства. В разных странах существуют свои традиционные приемы аранжировки цветов. Остановимся на составлении простейших сезонных композиций из живых и сухих растений. Компонуя букет, воспользуйтесь некоторыми нашими советами и рекомендациями.
Не нужно стремиться к громоздким букетам. Свобода расположения цветов и зелени — отличие современного букета.
Центр композиции — цветок. Все дополнительные элементы (ветки, листья, ягоды, стебли декоративных растений) служат лишь фоном.
Правильно найденная композиция триады букет-ваза-интерьер является залогом успеха. Цвет вазы, в которую помещают яркие цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным (черным, серым, белым). При этом не должна теряться общая цветовая связь с интерьером.
Форма вазы должна быть простой и гармонировать с формой букета. Слишком красивая ваза — само по себе украшение и будет разрушать впечатление от цветов.
Одним из основных элементов букета является цвет — создающий гармонию красок, так как известно, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально. Светлые тона нам кажутся легкими, веселыми. В противоположность этому темные — тяжелыми печальными. Составляя букет, мы вкладываем в него свои чувства и настроение.
Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Например, букет астр одной садовой группы с окраской от нежно-сиреневой до густого фиолетового тона.
Если при составлении букета используются цвета, различные по тональности, расположенные в противоположных частях спектра, их называют букетами гармонического контраста, в этом случае одна окраска усиливает другую. Например, известное сочетание ромашек и васильков.
При использовании трех или более окрасок, равноотстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию. Например, желтая гвоздика, лиловый цветок клематиса и пестролистный плющ. При тройных сочетаниях лучше одни из компонентов брать зеленый цвет. Например, алые и белые розы с зеленью аспарагуса и папоротника.
Букет помогают скомпоновать различные приспособления. В качестве наиболее доступного держателя цветов для объемной вазы может служить моток тонкой упругой проволоки, слой гальки или ветки ели, кустарника. Наиболее удачное приспособление, которое можно использовать при оформлении букетов в низких вазах, — это металлические игольчатые держатели — кензоны.
Составляя букет из срезанных цветов, важно знать, как хранить их и ухаживать за ними. Рассмотрим это на примере самых любимых сезонных цветов.
НАРЦИССЫ — лучше срезать или покупать в бутонах в тот момент, когда они только начинают раскрываться. Живут эти цветы в воде в зависимости от сортовой группы 3—5 дней. Стебли нарциссов выделяют слизистый сок, который заклеивает проводящие сосуды, поэтому концы стеблей этих цветов опускают на несколько секунд в горячую (80—90°С) воду и только после этого ставят в вазу (цветам “нравится” глубокая вода). В вазу желательно добавить сахар—10 г на 1 л воды. Если нарциссы аранжируются в плоском сосуде на кензоне, внутрь стебля вставляется палочка, а низ стебля зажимается аптечной резинкой.
ТЮЛЬПАНЫ — срезают, когда бутоны полностью окрашены. Эти цветы живут 5—10 дней. В воду можно добавить сахар (2—5%-ный раствор), если тюльпаны опустили головки, или, как говорят специалисты, потеряли тургор, нужно на час, на два плотно завернуть их во влажную бумагу и поставить в глубокую воду.
СИРЕНЬ — ветки сирени срезают секатором полураспустившимися. Перед установкой цветов в воду концы стеблей расщепляют (можно сделать это, постучав по ним молоточком и предварительно сняв верхний слой коры на высоту 5—10 см). Для продления (до 7—12 дней) жизни срезанной сирени в воду также добавляют сахар (2—5%-ный раствор). У сильно завядших цветов под водой острым ножом обновляют срезы и ставят на несколько минут в горячую воду (80—90°С). Потом, плотно завернув во влажную бумагу, ска-ют в глубокую воду и ставят в прохладное место. Через два часа цветы можно помещать в вазы.
ПИОНЫ — считаются готовыми для срезки в стадии окрашенного бутона. Стоят в вазах 5—7 дней. Срезанные цветы сохраняются дольше, если срез делать под почкой.
ЛИЛИИ — лучше, если цветы будут в бутонах. Как правило, все бутоны распускаются в вазах. Срез на стебле делают острым ножом под водой. Листья, которые будут находиться в воде, нужно удалить. У распустившихся цветов оборвите пыльники — лилии простоят дольше и лепестки (особенно у белых сортов) не испачкаются.
САДОВЫЕ РОМАШКИ — срезают полностью распустившимися, но с плотной серединкой. Эти цветы стоят в вазе 7—10 дней. Срезы делают острым ножом, удаляют нижние листья. Воду нужно менять каждый день, промывая концы стеблей.
ЮЗЫ — особенно хороши в полураспустившихся бутонах. Срок жизни розы в вазе в зависимости от сортовой группы 5—7 дней. Если розы увяли, то их ставят на несколько минут в горячую (80—90°С) воду, а затем погружают до головок в глубокую, холодную воду. На ночь розы можно, обернув влажной бумагой, поставить в ведро с прохладной водой или положить в ванну. Важно, чтобы вода не попадала на чашечки цветов. Для этого под головки роз, лежащих, в воде, нужно подложить узкий кусок пенопласта. Стебли роз режут острым ножом или секатором под водой наискосок (длина среза не менее 1—2 см). Срез периодически обновляют каждый день. Розы любят мягкую воду. Для смягчения водопроводной воды на 2 л берут 2—3 чайные ложки сахарного песка и 2 столовые ложки уксуса или несколько кристалликов лимонной кислоты. Специалисты рекомендуют добавлять хлористый кальций (5 г на 1 л воды). Розы — весьма капризные цветы, поэтому не надо ставить их на сквозняке, а также на телевизоре или другой аппаратуре. Сквознячок и электромагнитное излучение не полезны для них.
ГВОЗДИКИ — наверное, самые популярные цветы. А любят их из-за богатства оттенков и за то, что дольше других цветов радуют нас в букете (до 14 дней). Стебли подрезают под водой острым ножом, удаляя нижние листья. Гвоздикам в воду нужно добавлять 2—5%-ный раствор сахара. В вазу можно положить серебряную монетку и, Конечно, менять каждый день воду. Если у цветка лопнула чашечка — применяют клейкую полиэтиленовую ленту.
ХРИЗАНТЕМЫ — стебли ломают, лучше расщепить их на высоту 5—10 см. Если цветы завяли, их ставят в горячую воду и держат до тех пор, пока вода не остынет. Листья в воде быстро загнивают, поэтому их лучше оборвать. Срок жизни хризантемы зависит от сорта, но 3—4 столовые ложки сахарного песка на 2 л воды продлят его. Если у крупной хризантемы опадают лепестки — можно помочь беде. Нужно накапать несколько капель стеарина с горячей свечи на основание цветка.
Для сохранения декоративности и свежести цветов в вазах нужно соблюдать следующие правила.
Перед тем как ставить цветы в вазу, нужно оборвать все листья, которые будут погружены в воду.
Вазы ежедневно надо мыть мыльной водой и менять воду (лучше брать холодную кипяченую или водопроводную, сг-стоенную сутки).
Промывать регулярно стебли цветов и обновлять срезы.
На ночь цветы лучше ставить в глубокую воду (особенно в этом нуждаются розы и сирень), обернув головки влажной бумагой или надев полиэтиленовый пакет.
Твердые стебли сирени, роз, хризантем следует дополнительно расщеплять снизу на 5—6 см.
Чтобы не нарушать интересные композиции из цветов, которые к тому же трудно повторить, букет вместе с вазой ставят в таз с водой и пропускают в него из крана холодную воду.
flouse.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФЛОРИСТИКА И АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ФЛОРИСТИКА И АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ »
Составитель: педагог доп.образования
Екатерина Александровна Варфоломеева
с. Мухоршибирь
2015
Пояснительная записка
Одно из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания обучающихся, неразрывно связанных с проблемой рационального использования свободного от школьных занятий времени - расширение сети кружков эстетического цикла, привлечение к занятиям возможно большего числа школьников с целью развития познавательного интереса не только к изобразительному искусству, но и к биологии, экологии, истории.
Самым действенным и доступным способом воспитания в наших детях является любознательность, нестандартность, эмоциональность восприятия окружающего мира, любвь к красоте является их приобщение к природе. Животворный контакт с природой, многообразием растений и еще не до конца истребленной красотой поможет обучающимся более эмоционально, бережно относиться к окружающему миру.
Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство цветочной аранжировки. Трудно переоценить воспитательное значение флористики, особенно для детей. К слову, в Японии аранжировка цветов - обязательный предмет в школьной программе. Японцы утверждают, что у человека, который занимается этим видом декоративного искусства, формируется "цветочное сердце", и это бесспорно: цветы своей красотой и нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его терпимее, добрее. Требующие бережного отношения цветы, вырабатывают у аранжировщика плавные, нежные движения, спокойную сосредоточенность. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно-прикладного, к оценке их художественного уровня. Творчески работая с природным материалом, он обретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту, образ. Природа одаривает творца неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой. Этот материал вызывает образные ассоциации, активизируя творческий процесс.
Как утверждают японцы, икэбаной может заниматься любой человек, где угодно и когда угодно, используя любые растения, в любой вазе и даже без нее. Тщетно пытаться полностью подражать японским мастерам, ведь у нашего народа свои традиции, вкусы и взгляды на окружающий мир, наконец, свои растения, вазы. А вот научиться тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве - очень важно для подрастающего поколения. В этом обучающимся может помочь кружок "Аранжировка цветов и флористика".
Цель: показать обучающимся красоту цветочных композиций и композиций из природного материала, и их значимость в современной жизни..
Задачи:
- формирование знания об основах цветочных композиций, правилах сбора, хранения и подготовки природного материала;
- развитие художественного вкуса, фантазии, чувства ритма, умения рационально использовать природные богатства;
- воспитание любви к родной природе, стремления к самостоятельному творчеству.
Программа занятий рассчитана на 72 часов. Рекомендуется заниматься по 2 чаca 1 раз в неделю. Группу желательно комплектовать из обучающихся примерно одного возраста (10-14 лет). Состав группы 10 человек. Целесообразно избрать старосту кружка, который помогает руководителю следить за посещаемостью, чистотой помещения, назначает дежурных и т. д.
Программой предполагаются индивидуальные, и коллективные формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, поездки на природу.
Практическая часть работы состоит из двух основных разделов: работа над композицией изделия; выполнение изделия в материале.
Изделия обучающихся должны носить общественно-полезную направленность и находить применение в школе для оформления кабинетов, праздников, в домашней обстановке школьников.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс.
С первых дней школьникам надо приучиться к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. Постоянно развивая интерес обучающихся к занятиям, руководитель кружка должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке аранжировок или в создании новых композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии в разработке композиций, в работах по фитодизайну. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем должен направлять творческую деятельность обучающихся, помогая им в выполнении поставленной задачи.
При заготовке природного материала детей следует знакомить не только с растениями, которые используются для композиций, а со всем разнообразием растительного мира лесов, речных долин, болот. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он дает многообразное сырье для промышленности. Лес выполняет в природе важные функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д. Следует обратить внимание детей на то, что природу нужно наблюдать, подмечать скрытую до времени ее красоту, находить замысловато переплетенные корни, фантастической формы коряг.
Важным этапом в работе кружка является отчетная выставка работ его членов и проведение итоговых занятий. Руководитель и вся группа подводит итоги работы каждого кружковца и всего кружка в целом, отмечает, какие знания приобрели и чему научились школьники, посещая кружок. Выставка - одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества. На специальных стендах, щитах и плакатах раскрывается содержание деятельности кружка, участие кружковцев в массовых мероприятиях, рассказывается о перспективах будущей работы. Организация и проведение выставки - кропотливая и трудоемкая работа. Следует тщательно продумать размещение экспонатов, сделать надписи с указанием возраста, фамилии исполнителя. Желательно, чтобы выставку посетили специалисты, дали оценку работ, сделали конкретные замечания, поговорили с юными флористами об их изделиях.
В конце изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать
- что такое флористика, ее место в системе декоративных искусств;
- направления флористики;
- особенности сбора и хранения природного материала;
- правила консервации растений;
- законы создания флористических композиций;
- основные виды флористических композиций;
- законы цветоведения и композиции;
- виды цветочных аранжировок;
-основные правила ухода за растениями;
- основные инструменты и материалы художника-флориста;
- основные инструменты флористов;
- специфику флористических изделий.
уметь
- выделять крупные сферы флористики;
- выполнять композиции из различных видов цветов;
- использовать знания по цветоведению и композиции в практических заданиях;
- объяснять роль флористики в духовной и материальной культуре;
- пользоваться различными приемами консервации растений;
- обладать первичными навыками создания основных флористических композиций;
-выполнять декорирование кашпо;
- видеть конструктивную форму растений;
- организовывать свое рабочее место.
Содержание курса
1. Флористика и ее направления (2 ч.)
Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Искусство мастеров аранжировки: Мариан Ааронсон, Кеннет Тернер, Пола Прайк, Целуйко Т., Булыгина Г..
2. Инструменты и материалы (2 ч.)
Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для аранжировки цветов.
3. Консервация растений (4 ч.)
Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей, консервация глицерином, оскелечивание.
4. Основные правила ухода за растениями.(12ч) Температурный режим. Световой режим. Полив. Влажность воздуха. Миниральное питание и подкормка. Покой. Внешний вид. Способы мытья. Размножение растений.
5. Группирирование комнатных растений. (12 ч.) Солитер. Горшечная группа. Комнатный садик. «Цветущий горшок». Ландшафтная композиция. Террариум.
6. Срезка и восстановление комнатных цветов (6 ч.)
Правила срезки растений. Подготовка свежего природного материала для создания композиций. Особенности подготовки стеблей растений: подвядших, обмякших, одревесневших, выделяющих млечный сок, луковичных растений, крупных листьев. Создание композиций.
7. Формы растительного материала (2 ч.)
Различные формы растительного материала: контурный, маскировочный, фокусировочный, материал – наполнитель. Особенности расположения данных материалов в цветочных композициях.
8. Основы для флористических композиций и панно (8 ч.)
Основы для флористических композиций и панно. Возможность самостоятельного изготовления рамок из различного материала.
9. Законы композиции (2 ч.)
Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.
10. Основы цветоведения (6 ч)
Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы.
11. Виды цветочных произведений (6 ч.)
Знакомство с видами цветочных произведений: букет, декоративное панно, венок, гирлянда, декоративное дерево, пот–э-флер. Правила их создания и хранения. Изготовление композиций.
12. Искусство оформления работ (8 ч.)
Завершающий этап. Декорирование кашпо.
13. Итоговое занятие (2 ч.)
Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ. Их обсуждение и анализ. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по данному направлению.
Примерные темы практических работ.
1. Сбор и консервация растений различными способами.
2. Классификация и отбор по различным формам природного материала
3. Выполнение эскизов цветочных композиций в соответствии с законами цветоведения и композиции.
4. Изготовление рамок для декоративных панно из природного материала.
5. Создание круглой композиции из живых цветов.
6. Создание декоративного дерева из сухоцветов.
7. Создание декоративного панно из сухоцветов.
8. Создание картины из цветов.
9. Изготовление композиции из сухого природного материала на открытке.
Теоретич.часы
Практич.
часы
Дата
1.
Флористика и ее направления
2
2
-
2. 09
2.
Инструменты и материалы
2
2
9.09
3.
Консервация растений
4
1
3
16/09
23/09
4
Основные правила ухода за растениями
12
4
8
30/09
7/10
14/10
21/10
28/10
11/11
5
Группирирование комнатных растений
12
2
10
18/11
25/11
2/12
9/12
16/12
23/12
6
Срезка и восстановление цветов
6
1
5
30/12
13/01
20/01
7
Формы растительного материала
2
1
1
8
Основы для флористических композиций и панно
8
1
7
9.
Законы композиции
2
1
1
10
Основы цветоведения
6
1
5
11.
Виды цветочных произведений
6
1
5
12.
Искусство оформления работ
8
1
7
13.
Итоговое занятие
2
1
1
Всего:
72
19
53
Учебно-тематический планКонтроль уровня обученности
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Оборудование
- учебные столы
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления)
- стеллажи для хранения детских работ, художественных и природного материалов, методического фонда
- механическое затемнение
- экран
Технические средства обучения
- компьютер
- мультимедийный проектор
Фильмы и СD
- Шедевры русской живописи
- ART история искусств
- Искусство аранжировки
Литература для учителя
1. Андреева Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии // Биология в школе. – 2012. - №2. – С.34-38
2. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./Авт.- сост. Е. Манжос.-М, 2000.- 432 с.
3. Биология: Ботаника: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.- 256.: ил. (я иду на урок).
4. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1999.
5. Виртуальная школа. Биология. Кирилла и Мефодия..- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
6. Выращивание цветов для себя и на продажу/ Составители: Н.В. Жуковская, В.П. Николаенко.- Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2001.-256 с.
7. Князева Т.П, Князева Д.В. Миллион цветов на вашем участке.- М.: ОЛМА Медиана Групп, 2010.- 208 с.: ил.-(цветоводство).
8. Культиасов И.М. Экология растений.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.-384
9. Комнатное цветоводство и фитодизайн./ сост. Н.И. Логачева.- Минск; совр. школа. 2009.-272с.
10. Д-р Д.Т. Хессайон. Все о комнатных растениях Expert Books 2000.
infourok.ru