Антропоморфные растения. Антропоморфный - это животное с чертами человека или все же наоборот?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Все о понятии «антропоморфизм». Антропоморфные растения


Человекоподобное растение | Fresher - Лучшее из Рунета за день!

Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

Человекоподобное растение - мандрагора

Плиний считал, что белая мандрагора — это самец, а черная — самка. Вырывать мандрагоры из земли было опасно (Шекспир в «Ромео и Джульетте» пишет: «Стоны мандрагоры, когда ее с корнями вырывают, — тот звук ввергает смертного в безумье»), и для этого следовало использовать специально обученную собаку.

Человекоподобное растение - мандрагора

Предполагалось, что это растение имеет различные магические свойства. Оно считалось способствующим сексуальной активности и деторождению. Так, например, в Библии бездетная Рахиль возжелала мандрагоры, собранные Рувимом, сыном Лии; в Древней Греции мандрагора ассоциировалась с Афродитой и Цирцеей (как любовное снадобье). В средние века она связывалась с дьяволом, нечистой силой. Мандрагора также символизировала возбуждение, мужской принцип; в языке цветов она выступала как образ редкого, необычного.

Древние арабы и немцы верили в мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В средневековье считали, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым.

Человекоподобное растение - мандрагора

Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях.

Человекоподобное растение - мандрагора

Плоды ее и само растение можно безопасно собрать, если окопать вокруг нее землю, оставив небольшую часть корня. Затем следует привязать к корню собаку и уйти. Собака, пытаясь вытянуть корень, чтобы последовать за хозяином, удавится. Гибель собаки придаст корню мандрагоры силу, необходимую для защиты от демонов. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.

Человекоподобное растение - мандрагора

В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней. В Греции и в Риме растение также применяли в качестве анестезии перед прижиганием и хирургическим лечением.

Человекоподобное растение - мандрагора

Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника. В соответствии с христианским учением, ведьмы моют корни в вине и заворачивают их в шелк и бархат. Затем кормят священными просфирами, похищенными из церкви во время причастия.

Человекоподобное растение - мандрагора

Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известное под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова, съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность.

Человекоподобное растение - мандрагора

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: история, мистика, растения

www.fresher.ru

это животное с чертами человека или все же наоборот?

Антропоморфный – это термин, означающий "человекообразный", то есть по своему строению или внешнему виду напоминающий человека. Современный человек даже и не догадывается, насколько часто ему приходиться встречаться с такого рода существами.

антропоморфный это

Понятие антропоморфизма

При переносе типичных для людей свойств и качеств на природные явления, животных, неодушевленные предметы или существа из мифов и легенд, речь заходит о таком понятии, как антропоморфизм. Это значит, что вещи и существа, изначально лишенные определенных физических свойств и эмоциональных качеств, в частности чувств, обретают определенные человеческие черты и модель поведения.

Антропоморфизм нашел широкое применение в литературе, например при описании различных явлений природы (земля просыпается, нахмурились небеса, улыбнулось солнышко). Таким образом, качества, присущие человеку, переносятся на внешний мир. Первобытные люди, а точнее их мышление, всегда наделяли природу вселенским разумом. Объекты поклонения также снабжались человеческим обликом, поэтому большинство религий тоже можно считать антропоморфными.

антропоморфный тип мифа это

Антропоморфные существа в мифологии

Легенды и сказания разных народов мира издавна отмечали определенную степень родства людей и животных. Среди мифологических персонажей большую часть занимают человекоподобные существа. Встречаются описания таких необычных монстров, как кентавры. Эти создания являются наполовину людьми, но лишь до пояса, ниже это уже лошадь с копытами и хвостом.

Существуют также упоминания о неких сиренах, которые представляли собой смесь женщины и хищной птицы. Или, например, русалки являются довольно распространенными и популярными героями мифов многих народов мира. Именно нечеловеческая их половина давала этим чудовищам сверхъестественную силу, делала их сильнее.

антропоморфные животные что это

Знаменитый Минотавр, монстр с человеческим телом и головой быка, считается символом темной половины человеческой натуры, которая скрыта в темноте. Антропоморфный тип мифа – это те легенды и сказания, в которых упоминается человекоподобное существо с чертами, присущими некоторым животным.

Сказочные существа с человеческими чертами

Если вспомнить знаменитую детскую сказку о красавице и чудовище, то налицо пример антропоморфного создания, правда, заколдованного злой ведьмой. В данном случае речь идет о первоочередности внутренних качеств личности, а внешность должна уходить на второй план, однако страшилище все же превращается в прекрасного принца. Что-то похожее происходит с русалочкой из сказки, которая влюбляется и обретает человеческий облик и душу.

В одной волшебной истории девушка, отданная страшному дракону, обнаруживает заколдованного молодого бога.

Что означает "антропоморфный"? Это определение подходит также для животных, которые ведут себя совершенно как люди. В «Царевне-лягушке» один из царских сыновей женился на говорящей жабе, которая поймала его стрелу, выпущенную из лука. В сказках все обычно заканчивается хорошо, и безобразные антропоморфные чудовища оказываются в результате прекрасными принцами или принцессами.

Антропоморфные животные - что это такое?

Антропоморфный – это характеристика предметов и явлений живой и неживой природы, приписывающая им человеческие качества и соответствующее поведение. Антропоморфными животными являются существа, которые ведут себя, как люди, ходят на задних лапах, играют в футбол, читают книжки, разговаривают, влюбляются, грустят, заводят друзей и так далее. Большинство мультфильмов с участием животных выполнены именно в антропоморфной манере.

Изначально люди представляли себе сверхъестественных существ в виде животных, а также вместе с ними существовали антропоморфные представления божеств, демонов и духов. А древние египтяне и жители некоторых других древних государств верили в богов с обликом человека и чертами животных. Это уже так называемый зооантропоморфизм.

антропоморфный это

Использование изображений антропоморфных существ в рекламе

Антропоморфные изображения - это картинки, на которых очеловечиваются различные животные. Они иногда применяются в рекламных целях, когда собственные свойства товаров выражены не так ярко. Для того, чтобы продукт успешно конкурировал и превосходил аналогичные товары, привычные вещи наделяют необычными чертами и качествами. В рекламе с размахом используют представление товара с человеческими свойствами. Например, можно вспомнить компанию по производству кондитерских изделий M&M'S.

антропоморфные изображения это

Зрители уже перенасыщены современной рекламой, увлечь чем-то новым их крайне трудно, поэтому рекламщики путем различных экспериментов с внешним видом продукта вызывают неподдельный интерес у аудитории. Таким образом, между персонажем или товаром из рекламы и потребителем налаживается своеобразный контакт, общение. Это взаимодействие делает максимально эффективным продвижение определенных товаров и услуг.

"Антропоморфный" – это достаточно часто используемое понятие в различных сферах жизни: литературе, мультипликации, фантастических фильмах и видеоиграх. А животных с человеческим поведением можно увидеть на телевидении, рекламных щитах, а не только в описаниях древних мифов и легенд.

fb.ru

Антропоморфизм — WiKi

Человеколев — одна из древнейших известных скульптур. 40 тысяч лет Антропоморфный персонаж русских сказок — Баба-Яга

Антропоморфи́зм (фр. anthropomorphisme от греч. ανθρωπος — человек, μορφή — вид, образ, форма[1][2]) — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.[3][2][4][5]

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Антропоморфизм характерен как для ранних, так и для более поздних религий[5][3], присущ мифам всех народов и времён[5]. Ф. Бэкон относил антропоморфизм к «идолам рода», в которых, по его мнению, выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, то есть убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».[2]Вольтер писал: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, мы сумели ответить ему тем же».[4] Для анимизма характерно антропоморфное отношение к силам природы, растениям и животным.[3][2] При политеизме очеловечиваются боги, которым приписываются психологические свойства человека.[2] В монотеистических религиях антропоморфизм, как правило, рассматривается как «примитивное» представление о Боге, тем не менее, и в них он повсеместно распространён. Антропоморфизм присущ описаниям внешних проявлений Бога (упоминаются его лик, глаз, рука, нога), его действий (он сидит на небесах, видит, говорит и слышит) и чувств (гнев, удовлетворённость, смех). Впрочем, подобные фразы можно толковать как буквально, так и как метафору — попытку таким образом передать ощущения человека.[6][7]

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и т. п.). Антропоморфизм был свойственен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (демоны, черти) миров[8]. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста или крыльев, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос. Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п.

Антропоморфизм является одним из подходов в зоопсихологии, по которому психические феномены у животных объявляются сходными с таковыми у людей. Причиной такого подхода является то, что человек ищет сходства между собой и изучаемым объектом, выясняет соответствие чего-либо человеческим качествам и только потом переходит к изучению отличий[9]. Антропоморфизм по отношению к психике животных резко критиковался бихевиористами, рефлексологами и последователями И. П. Павлова. Однако представителей этих течений в свою очередь критиковали за зооморфизм по отношению к человеку.[2]

При эстетическом антропоморфизме художник сознательно уподобляет человеку природные или фантастические объекты.[2] Антропоморфизм — один из главных элементов, например, в баснях.[4]

ru-wiki.org

Растения — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

WF Feather.svg Тема фурри недостаточно раскрыта

Помогите сделать эту страницу более актуальной для ВикиФура. Главное место в ней должна занимать информация об антропоморфных персонажах и связь с фурри-культурой. Другие важные детали должны быть описаны прозрачно и компактно, чтобы человеку, не знакомому с темой, было интересно читать. Все такие статьи

Звери-растения в «Алиса в стране чудес»

Растения — существа в биологии и культуре, противопоставляемые животным. В творчестве бывают «живые» растения, которые ведущие активный обрах жизни. Растения с анатомией человека или животного либо с их чертами — одно из проявлений зооморфизма.[1] «Живые» растения могут изображаться как крайне брутальными[2], как и сверхмультяшными. В фурри-фэндоме наиболее наиболее комфортно принимаются звери-растения, а вне фурри — также и другие типы. В шаманизме и верованиях существуют тотемы растений (и их частей, листья, плод).

Роль в произведениях[править]

Ещё в старых чёрно-белых мультфильмах были «живые» растения. Например, в мультфильме про кота Феликса «April Maze» (1930 год) были прыгающие цветы и ходячее дерево, в которое через дупло залез как в костюм кролик-проказник. Тот же стиль мультяшных деревьев показан в «Кто подставил кролика Роджера» (1988 год). В мультсериале «My Little Pony 'n Friends» эпизод «Fugitive Flowers» (1986) посвящён живым цветам.

В аниме-сериале «Sonic X», с третьего сезона, была показана раса антропоморфных растений-инопланетян и их потомков метарексов (они в доспехах подобных Железному человеку). Лисёнок Тейлс даже влюбился в девочку-растение по имени Космо. В комиксе «Sonic The Comic» № 114 есть персонаж-воришка The Leaf (Лист), который использует механические листья как крылья, он декретировал Тейлза, тем что камера безопасности засняла его похожим на Тейлза. Тейлз заманил его в музей бесценным велосипедом (крашенный золотой краской), входе погони у The Leaf закончился заряд аккумуляторов крыльев и он был схвачен лисёнком.

Гуманоиды и люди[править]

В некоторых произведениях есть растения-гуманоиды (без черт зверей). Орки в Warhammer 40,000 были созданы как гибриды животных и растений (поэтому они и зелёные)[3]. Будучи растениями, орки не чувствуют боль (в природе у растений пока нет нервной системы). Орки не имеют пола и размножаются спорами как папоротники и хвощи, хотя они очень маскулинсны. То, что у них нет половых органов, было показано в книге, где имперские патологоанатомы исследовали инопланетян.[4] Против орков хорошо действуют гербициды, как выяснил Магос биологис Дарвус.

В комиксах DC есть люди-полурастения: Ядовитый Плющ, Floronic Man, Зелёный Фонарь Medphyll, Blackbriar Thorn, Роза и Шип, Чёрная Орхидея, Hyathis, Болотная тварь и дочь Болотной твари — Tefé Holland (импринт Vertigo).

В комиксах Marvel тоже есть люди-полурастения: Man-Thing, Мантис, Плантмэн, Black Tom Cassidy. Также есть раса Cotati, появившаяся в комиксе «The Avengers» № 133 (май 1975).

Растение Заан — один из основных персонажей сериала «На краю вселенной», выглядит как голубокожая безволосая женщина.

Лайекка — хищное растение в сериале «Лексс», принявшее человеческий облик, один из основных персонажей 2-го сезона. Похожие растения нападают на Землю в конце 4-го сезона.

В видеоигре «The Sims 2: Seasons» люди могут мутировать в растения. В таком виде они начинают питаться светом.

В сериале «Убежище» (14-й эпизод 3-го сезона «Метаморфоз») Уилл оказывается инфицирован спорами циллобара — хишного гибрида животного и растения — и начинает мутировать в этот организм.

Антропоморфные деревья[править]

В фэнтези встречаются живые деревья — энты или древни. Их можно увидеть в Средиземье Толкина, в ролевой игре Dungeons & Dragons, в пародии на D&D «Футурама: Игра Бендера», в стратегии «Age of Wonders»…

Джейб, Люк и Кофа — делегация разумных деревьев в эпизоде «Конец света» сериала «Доктор Кто», происходящих из тропических лесов Земли (действие происходит через 5 миллиардов лет в будущем).

В «Утиных историях» в эпизоде «Много шума из-за Макдака» живыми деревьями притворялись актёры в костюмах деревьев. Актёры являются потомками актёров, которые работали с Крякспиром (явный намёк на Шекспира). Одеты как римские легионеры.

Покемоны травяного типа[править]

Венузавр.

Из 649 видов покемонов, существующих на 2011 год, 75 травяного типа, то есть около 12 %. Некоторые из них являются разумными растениями, а другие являются гибридами животного и растения. Например, мэбукидзика — покемон-олень; венузавр (фусигибана) — покемон, похожий на жабу; курумиру — гусеница; дзярода — змея.

Покемоны-растения используют для атак острые листья, запахи, длинные лозы и лианы, шипы и сильнейшую растительную атаку — солнечный луч. Травяной тип был стихийным типом, то есть его атаки основаны на энергии (позже атаки были разделены на физические и энергетический независимо от типа). Травяные атаки эффективны против каменных, земляных и водных типов. Травяные покемоны получают увеличенный урон от огненных и ледяных атак.

Фурри- и йифф-арт[править]

В фурри-арте растения обычно показывают все свои преимущества над животными, из-за чего их обычно и используют как очень живучих существ с качествами неприсущими зверям. Например, большой плотоядный цветок с зубами может использоваться для vore.

В хентае часто встречаются растения, использующие лозы, цветки и другие выросты как тентакли. Острые шипы и иголки придают брутальности. Трава вместо шерсти придаёт связи с природой. В йифф-арте встречается то же самое, но как правило секс происходит с фуррём. В йиффе растение может быть из какого-либо популярного произведения (цикл «Mario Bros.», «Покемоны», «Чёрный Плащ»…).

Растения не очень популярны в фурри-сообществе. Персонажи-растения встречаются гораздо реже персонажей-животных. На октябрь 2011 года английскому ВикиФуру известно двое фуррей, имеющих фурсону-растение (столько же статей о персонажах-сфинксах и мантикорах)[5].

Фурри-художники, бывает, рисуют различных персонажей-растений и вводят их в свои рассказы. В международных фурревых галлереях (например, FurAffinity.netGlobe.png, SoFurry.comGlobe.png, Inkbunny) всегда можно найти растения и грибы и даже чаще, чем некоторые виды животных (например, в сотни раз больше, чем землероек). В FurNation.ruGlobe.png всё намного скромней, но и там можно увидеть разумную птицу-растение — Нэя и отыскать блог с упоминанием растительного волка.

В российском сообществе есть фурь-растение Росянка (Ро) с соной росянки. Ро бывал в эфире Субкультурного Радио.

В спецификации дракода[6] растения обозначены латинской буквой P (от английского слова plant, а не растение).

P — растение:

  • DC2.P — без указания вида
  • DC2.Pc — кактус
  • DC2.Pf — гриб
  • DC2.Pt — дерево
  • DC2.Pta — ясень
  • DC2.Pte — вяз
  • DC2.Pto — дуб

В типе кожи слога Sk можно дополнительно указать конечности растения, к которому применяется покров (чешуя, кора, мех, кристаллы и другое). Разные части могут быть покрыты разным материалом. Конечности растений в дракоде выделены в скобки:

  • ,a.. — руки (ветви)
  • ,b.. — брюхо (ствол)
  • ,h.. — голова (цветок)
  • ,l.. — ноги (корни)
  • ,n.. — шея (стебель цветка)
  • ,w.. — крылья (листва)

ВКонтакте:

Ботаника:

  • Plantlife.ru: Библиотека о растениях
  • Fizrast.ru: «Физиология растений» — Онлайн-энциклопедия

ru.wikifur.com

Антропоморфизм Википедия

Человеколев — одна из древнейших известных скульптур. 40 тысяч лет Антропоморфный персонаж русских сказок — Баба-Яга

Антропоморфи́зм (фр. anthropomorphisme от греч. ανθρωπος — человек, μορφή — вид, образ, форма[1][2]) — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.[3][2][4][5]

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Антропоморфизм характерен как для ранних, так и для более поздних религий[5][3], присущ мифам всех народов и времён[5]. Ф. Бэкон относил антропоморфизм к «идолам рода», в которых, по его мнению, выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, то есть убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».[2]Вольтер писал: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, мы сумели ответить ему тем же».[4] Для анимизма характерно антропоморфное отношение к силам природы, растениям и животным.[3][2] При политеизме очеловечиваются боги, которым приписываются психологические свойства человека.[2] В монотеистических религиях антропоморфизм, как правило, рассматривается как «примитивное» представление о Боге, тем не менее, и в них он повсеместно распространён. Антропоморфизм присущ описаниям внешних проявлений Бога (упоминаются его лик, глаз, рука, нога), его действий (он сидит на небесах, видит, говорит и слышит) и чувств (гнев, удовлетворённость, смех). Впрочем, подобные фразы можно толковать как буквально, так и как метафору — попытку таким образом передать ощущения человека.[6][7]

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и т. п.). Антропоморфизм был свойственен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (демоны, черти) миров[8]. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста или крыльев, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос. Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п.

Антропоморфизм является одним из подходов в зоопсихологии, по которому психические феномены у животных объявляются сходными с таковыми у людей. Причиной такого подхода является то, что человек ищет сходства между собой и изучаемым объектом, выясняет соответствие чего-либо человеческим качествам и только потом переходит к изучению отличий[9]. Антропоморфизм по отношению к психике животных резко критиковался бихевиористами, рефлексологами и последователями И. П. Павлова. Однако представителей этих течений в свою очередь критиковали за зооморфизм по отношению к человеку.

ru-wiki.ru

Что такое антропоморфизм (антропоморфный)

девушка и котНередко случается так, что люди дают имена неодушевленным предметам – например, своей любимой машине. Часто разговаривают с комнатными цветами, поливая их. Мы знаем, что людям свойственно наделять животных и неодушевленные предметы человеческими чертами. Данное явление в науке получило понятие антропоморфизм.

Понятие антропоморфизм произошло от греческого anthropos — человек и morphe – вид форма. Это перенесение человеческих свойств на животных, предметы, явления и силы природы, а также перенос образа и свойств человека на абстрактные понятия, мифических существ, видение божеств в образе и виде человека. Изучаемые объекты способны испытывать эмоции, переживать и сочувствовать, принимать решения и совершать действия, свойственные только человеку.

Все мы рано или поздно приписываем эмоции и чувства животным. В различных ситуациях мы можем сказать, что пес «рад» возвращению хозяина или кошка «любит» спать на мягком, хотя она вовсе не испытывает подобных чувств. Просто человеку удобно так изъясняться. Удобно объяснять поведение животных через свои эмоции.

С чего все началось

Антропоморфизм присущ ранним религиям, а также характерен для мифов всех времен и народов. Он был основным принципом людей в познании этого мира, таким образом они объясняли все явления природы, которых не могли понять. Например, когда небо меняло свой цвет с яркого на более темный, говорили, что небо «нахмурилось».

солнцеВ религиях физические качества человека переносились на неодушевленные предметы (солнце, воду, камень), животных и птиц (орел, кошка), мифических существ (домовые). Всех их очеловечивали и поклонялись им, возводили в ранг богов, создавали из обычных животных священных.

В языческой вере поклоняются духам природы. Например, просят помочь вырастить урожай у дождя или солнца (Даждьбог и Ярило). Еще не понимая сил и законов природы, люди пытались задобрить духов (например, воды) и просили их дать плодородие земле.

Рекомендуем: Языческие обереги и их значение

В Египте крупный рогатый скот символизировал плодородие земли и изобилие природы. Быков начали обожествлять. Спустя некоторое время такая вера переросла в подношения тотемам (фигурки животных, которым поклонялись), а затем – в представление богов в антропоморфном виде. Так в египетской мифологии появились божества, которых изображали с головой животного и телом человека (Осирис, Хатхор).

В христианстве Бога изображают на иконах в человеческом обличии, хотя божество – дух. В Библии часто можно встретить антропоморфные образы.

ангелВо времена Ч. Дарвина ученые считали, что, если человек произошел от животного по своей природе, следовательно, животные должны быть похожи на людей. Они должны мыслить по-человечески и вести себя соответственно. Ученые пытались объяснить психологическое поведение зверей по аналогии с поступками человека.

С развитием науки антропоморфизм заменяется научными понятиями. В современном обществе мы можем сказать: «Компьютер думает, запоминает». Это базируется на сходствах действий человека и компьютера.

Современный мир

зайкиВ настоящее время антропоморфизм плотно вошел в нашу жизнь. И применение его совсем не считается психологическим отклонением. Многие разговаривают с техникой дома (вспомните персонажа программы Наша Russia Сергея Юрьевича Белякова, который любит разговаривать с телевизором), ласково обращаются к машинам «ласточка».

Рекомендуем: Значение понятия альтруизм

Данная тенденция активно используется в рекламе, и зрители с удовольствием воспринимают такие вещи. Танцующие медвежата с коробок хлопьев, соревнующиеся кукуруза и зеленый горошек. Все это позволяет человеку легче воспринимать и приобретать предметы, рассказывающие сами о себе.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет

Понятие антропоморфизма характерно для ранних стадий развития детей. Малыши в возрасте до семи лет могут объяснять всякие взаимоотношения в окружающей их среде и в природе в целом по сходству с теми отношениями, которые они видят у взрослых и у себя. Например: «Солнце закатилось за горизонт, потому что оно пошло спать».

крокодилКонечно, это очень часто встречается у детей и является нормой, а у взрослого человека это может быть проявлением психиатрического отклонения. К примеру, некоторые люди предполагают, что животные могут быть злы, добродушны, их может мучить совесть, и они в состоянии испытывать такие же чувства, что и люди.

Речь идет о тех людях, которые страдают синдромом Альцгеймера или аутистах. Они просто не способны адекватно воспринимать реальность, и с полной уверенностью приписывают животным и технике человеческие эмоции.

Рекомендуем: Кто такой амбидекстр?

Это свидетельствует о том, что большинство людей не совсем понимают, чем они отличаются от животных. Антропоморфическое объяснение манеры животных вести себя как человек, совершать людские поступки и испытывать человеческие эмоции обозначает, что грань между животными и людьми стерта, и это приводит к исчезновению особенностей психики человека.

Примеры антропоморфизма в литературе:

  • Три медведя. Говорят и ведут себя как люди, ничем от них не отличаясь. Только внешний вид напоминает, что перед нами звери.
  • Колобок. Не только сам главный герой антропоморфный, но и большинство персонажей сказки.
  • Кот в сапогах. Друг и помощник в лице пушистого питомца. Мало того, что кота наделили человеческими качествами, так еще и одели его, т.е. и образ человека перенесен на животное.
  • Сказка о рыбаке и рыбке. Рыбка, как человек, разговаривает со стариком и как мифическое существо или даже божество выполняет желания и прихоти старухи.
  • Мойдодыр. Человеческим характером наделяется умывальник – неодушевленный предмет. В своем произведении К.И. Чуковский заменил мальчику строгого надзирателя предметом.

Детям так легче объяснять и понимать окружающий их мир. Реальность вокруг них становится живой, похожей на них самих. И для взрослых это один из наиболее популярных способов описания окружающего мира. Реальность очеловечивается, сохраняясь в сознании людей, прорывается в культуру, искусство и масс-медиа. Автор: Татьяна Малинина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Антропоморфизм — википедия фото

Человеколев — одна из древнейших известных скульптур. 40 тысяч лет Антропоморфный персонаж русских сказок — Баба-Яга

Антропоморфи́зм (фр. anthropomorphisme от греч. ανθρωπος — человек, μορφή — вид, образ, форма[1][2]) — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.[3][2][4][5]

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Антропоморфизм характерен как для ранних, так и для более поздних религий[5][3], присущ мифам всех народов и времён[5]. Ф. Бэкон относил антропоморфизм к «идолам рода», в которых, по его мнению, выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, то есть убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».[2]Вольтер писал: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, мы сумели ответить ему тем же».[4] Для анимизма характерно антропоморфное отношение к силам природы, растениям и животным.[3][2] При политеизме очеловечиваются боги, которым приписываются психологические свойства человека.[2] В монотеистических религиях антропоморфизм, как правило, рассматривается как «примитивное» представление о Боге, тем не менее, и в них он повсеместно распространён. Антропоморфизм присущ описаниям внешних проявлений Бога (упоминаются его лик, глаз, рука, нога), его действий (он сидит на небесах, видит, говорит и слышит) и чувств (гнев, удовлетворённость, смех). Впрочем, подобные фразы можно толковать как буквально, так и как метафору — попытку таким образом передать ощущения человека.[6][7]

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и т. п.). Антропоморфизм был свойственен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (демоны, черти) миров[8]. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста или крыльев, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос. Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п.

Антропоморфизм является одним из подходов в зоопсихологии, по которому психические феномены у животных объявляются сходными с таковыми у людей. Причиной такого подхода является то, что человек ищет сходства между собой и изучаемым объектом, выясняет соответствие чего-либо человеческим качествам и только потом переходит к изучению отличий[9]. Антропоморфизм по отношению к психике животных резко критиковался бихевиористами, рефлексологами и последователями И. П. Павлова. Однако представителей этих течений в свою очередь критиковали за зооморфизм по отношению к человеку.[2]

При эстетическом антропоморфизме художник сознательно уподобляет человеку природные или фантастические объекты.[2] Антропоморфизм — один из главных элементов, например, в баснях.[4]

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта