Растение дольник. Значение слова ДОЛЬНИК в Литературной энциклопедии

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Значение слова «дольник». Растение дольник


Что значит дольник - Значения слов

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение ), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову, дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами ( иктами ) в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного, и это на сегодня наиболее распространённое понимание термина. Некоторые теоретики считают дольником и более расшатанный стих, в котором величина междуиктового интервала колеблется от 0 до 2 (именно такое определение предлагала Литературная энциклопедия 1929—1939 ). Квятковский же, активно разрабатывавший свою альтернативную терминологию, в своём «Поэтическом словаре» описыват дольник как «крайне условный термин». Тем не менее, на сегодня наиболее распространённым пониманием термина является описанное у Холшевникова: «Основной признак дольников: интервалы между иктами переменны, то два слога, то один, обычно с преобладанием 2-сложных, что создает ощутимую инерцию 3-сложников.»

Таким образом, дольник есть вид тонического стиха , в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от одного до двух слогов. Важным условием отнесения стиха к дольнику является тот факт, что чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами должно быть случайным. В том случае, если в пределах стиха или даже строфы наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, говорят о логаэде . Ранее использовался также термин «паузник», но в настоящий момент он употребляется редко, так как в современном стиховедении не несёт смысла, отличного от смысла термина «дольник».

Более расшатанные формы тонического стиха обозначаются терминами тактовик и акцентный стих . У тактовика колебания длины междуиктового интервала составляют два слога , в акцентном стихе нет ограничений на величину колебаний. Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов ( Брюсов , Блок , Ахматова , Гумилёв , Есенин и другие) и продолжается поныне. Разновидностью дольника можно считать и русский гекзаметр .

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна;

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Значение слова ДОЛЬНИК. Что такое ДОЛЬНИК?

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову, дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами (иктами) в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного, и это на сегодня наиболее распространённое понимание термина. Некоторые теоретики считают дольником и более расшатанный стих, в котором величина междуиктового интервала колеблется от 0 до 2 (именно такое определение предлагала Литературная энциклопедия 1929—1939). Квятковский же, активно разрабатывавший свою альтернативную терминологию, в своём «Поэтическом словаре» описыват дольник как «крайне условный термин». Тем не менее, на сегодня наиболее распространённым пониманием термина является описанное у Холшевникова: «Основной признак дольников: интервалы между иктами переменны, то два слога, то один, обычно с преобладанием 2-сложных, что создает ощутимую инерцию 3-сложников.»

Таким образом, дольник есть вид тонического стиха, в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от одного до двух слогов. Важным условием отнесения стиха к дольнику является тот факт, что чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами должно быть случайным. В том случае, если в пределах стиха или даже строфы наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, говорят о логаэде. Ранее использовался также термин «паузник», но в настоящий момент он употребляется редко, так как в современном стиховедении не несёт смысла, отличного от смысла термина «дольник».

Более расшатанные формы тонического стиха обозначаются терминами тактовик и акцентный стих. У тактовика колебания длины междуиктового интервала составляют два слога (иногда выделяют «расшатанные тактовики» с колебаниями в три), в акцентном стихе нет ограничений на величину колебаний. Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов (Брюсов, Блок, Ахматова, Гумилёв, Есенин и другие) и продолжается поныне. Разновидностью дольника можно считать и русский гекзаметр.

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

kartaslov.ru

Дольник - это... Что такое Дольник?

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

"Дней (0) бык (0) пег, Медленна (2) лет (1) арба, Наш (0) бог (0) бег, Сердце (1) наш (2) барабан." Владимир Маяковский

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д.

(Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.

В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — в основном подходит под формулу тактовика, а многие строки укладываются в ритм дольника (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к дольнику и трёхсложные размеры силлабо-тонического стихосложения, в которых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к дольнику (напр. русский гекзаметр).

В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века (см. главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).

Термин «дольник» ввели в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели, но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих. Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

dic.academic.ru

Дольник

Дольник

Вадим Руднев

Дольник - стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Дольник представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема дольника такова: (0/2) - 1/2 - 1/2 - ... 0/2. "Нули" в начале и конце строки означают возможность нулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки. Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольники. Вот пример 3-ударного дольника:

Были святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1

И валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1

И весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 -

По неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1

По Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1

Только прочь от своих могил. 2 - 1 - 2 - 

(Анна Ахматова)

(Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком "дефис" метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:

Девушка пела в церковном хоре - 2 - 2 - 1 - 1

О всех усталых в чужом краю, 1 - 1 - 2 - 1 -

О всех кораблях, ушедших в море, 1 - 2 - 1 - 1 - 1

О всех, забывших радость свою. 1 - 1 - 1 - 2 - 

(Александр Блок)

Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 - или 2-ударным) зачином и цезурой в середине строки.

В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д. - самого распространенного среди Д.

В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного 3-ударного Д.:

2 - 1/2 - 1/2 - (0/1)

Единица и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударного Д.

I. 2 - 2 - 2 - 2 - (0/1) Были святки кострами согреты

Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного анапеста - "Я ломаю слоистые скалы".

II. 2 - 2 - 1 - (0/1) И валились с мостов кареты

III. 2 - 1 - 2 - (0/1) По Неве иль против теченья

Это специфические дольниковые ритмические варианты - их ни с чем не спутаешь.

IV. 2 - 1 - 1 - (0/1) Зажигал последний свет

Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это - строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.

Входил я в темные дали,

Зажигал последний свет...

Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,

Буря мглою небо кроет,

Зажигал последний свет...

V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с пропущенным средним метрическим ударением:

Отчего душа так певуча 2 - 1 - 2 - 1

И так мало милых имен 2 - 1 - 2 -

И мгновенный ритм - только случай, 2 - 1 - 2 - 1

Неожиданный Аквилон?

Последняя строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.

Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой 3-сложников и - в меньшей степени - 2сложников.

Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой 3-стопного амфибрахия:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Это 4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первых слова:

Мазурку легко танцевал

И кланялся непринужденно.

Это уже 3-стопный амфибрахий.

Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можно изобразить так: *

2-сложники

3-сложники

Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены в множество дольников. *

2-сложники

3-сложники

Д.

Д. наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим классическую систему стиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующем своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере верлибра , каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией . Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом, камень, будь, - 2 - 1 -

И паутиной стань: - 2 - 1 -

Неба пустую грудь - 2 - 1 -

Тонкой иглою рань. - 2 - 1 -

Будет и мой черед - - 2 - 1 -

Чую размах крыла. - 2 - 1 -

Так - но куда уйдет - 2 - 1 -

Мысли живой стрела? - 2 - 1 -

Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй ритмической форме.

Список литературы

Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л., 1975.

Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. - Л., 1968.

Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига, 1986.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

ua-referat.com

ДОЛЬНИК

стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) - 1/2 - 1/2 -... 0/2. "Нули" в начале и конце строки означают возможность нулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки. Д. различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример 3-ударного Д.: Были святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1 И валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1 И весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 - По неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1 По Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1 Только прочь от своих могил. 2 - 1 - 2 - (Анна Ахматова) (Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком "дефис" метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.: Девушка пела в церковном хоре - 2 - 2 - 1 - 1 0 всех усталых в чужом краю, 1 - 1 - 2 - 1 - 0 всех кораблях, ушедших в море, 1 - 2 - 1 - 1 - 1 0 всех, забывших радость свою. 1 - 1 - 1 - 2 - (Александр Блок) Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 - или 2-ударным) зачином и цезурой в середине строки. В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д. - самого распространенного среди Д. В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного 3-ударного Д.: 2 - 1/2 - 1/2 - (0/1) Единица и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударного Д. I. 2 - 2 - 2 - 2 - (0/1) Были святки кострами согреты Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного анапеста - "Я ломаю слоистые скалы". II. 2 - 2 - 1 - (0/1) И валились с мостов кареты III. 2 - 1 - 2 - (0/1) По Неве иль против теченья Это специфические дольниковые ритмические варианты - их нис чем не спутаешь. IV. 2 - 1 - 1 - (0/1) Зажигал последний свет Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это - строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д. Входил я в темные дали, Зажигал последний свет... Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея, Буря мглою небо кроет, Зажигал последний свет... V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с пропущенным средним метрическим ударением: Отчего душа так певуча 2 - 1 - 2 - 1 И так мало милых имен 2 - 1 - 2 - И мгновенный ритм - только случай, 2 - 1 - 2 - 1 Неожиданный Аквилон? Последняя строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д. Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой 3-сложников и - в меньшей степени – 2-сложников. Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой 3-стопного амфибрахия: Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. Это 4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первых слова: Мазурку легко танцевал И кланялся непринужденно. Это уже 3-стопный амфибрахий. Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можно изобразить так: 2-сложники 3-сложники Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены в множество дольников. 2-сложники 3-сложники Д. Д. наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим классическую систему стиха и одновременно в духе неомифологизма формирующем своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере верлибра (см. ВЕРЛИБР), каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией (см. ЛОГАЭДИЗАЦИЯ). Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение ударных и безударных слогов, что инужно для классического логаэда, который как бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку: Кружевом, камень, будь, - 2 - 1 - И паутиной стань: - 2 - 1 - Неба пустую грудь - 2 - 1 - Тонкой иглою рань. - 2 - 1 - Будет и мой черед - - 2 - 1 - Чую размах крыла. - 2 - 1 - Так - но куда уйдет - 2 - 1 - Мысли живой стрела? - 2 - 1 - Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй ритмической форме.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

ДОЛЬНИК - Литературная энциклопедия - Литература

ДОЛЬНИК

иначе паузник — вид тонического стиха, в единицах к-рого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, напр.: «Дней бык пег,

Медленна лет арба,

Наш бог бег,

Сердце наш барабан». (Маяковский). Общая формула X U? X U? X U? и т. д. (U? — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2, 3...). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный Д., трехударный, четырехударный и т. д. Такой вид стиха характерен для яз. с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций Д., в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации Д. не сохраняют равного числа ударений, напр. многие стихи Маяковского),

346 от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д. В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника — «Хоры ко превратному свету»). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — подходит под приведенную формулу Д. [именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника]. В известном смысле близки к Д. и трехсложные размеры (см.) силлабо-тонического стихосложения, в к-рых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к Д. (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии Д. культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользуется в современной поэзии ( см. не совсем удачные главы о Д. во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).

Литературная энциклопедия. 2012

Словари → Литература → Литературная энциклопедия

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОЛЬНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc

ДОЛЬНИК

ДОЛЬНИК

- стихотворный размер, получивший признание и достигшийрасцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпохусимволизма и акмеизма. Д. (см. также система стиха)представляет собой размер, метрический ряд которого состоит изударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо двабезударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) - 1/2 - 1/2 -... 0/2. "Нули" в начале и конце строки означают возможностьнулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки. Д.различаются по количеству метрических ударений в строке.Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример3-ударного Д.:

Были святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1И валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1И весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 -По неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1По Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1Только прочь от своих могил. 2 - 1 - 2 -

(Анна Ахматова)

(Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком"дефис" метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный(с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строкепропущено среднее метрическое ударение, которое легковосстанавливается по контексту. Первая и четвертая строкисовпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратимвнимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины,приведем еще пример 4-ударного Д.:

Девушка пела в церковном хоре - 2 - 2 - 1 - 10 всех усталых в чужом краю, 1 - 1 - 2 - 1 -0 всех кораблях, ушедших в море, 1 - 2 - 1 - 1 - 10 всех, забывших радость свою. 1 - 1 - 1 - 2 -

(Александр Блок)

Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличаетсяпеременным (1 - или 2-ударным) зачином и цезурой в серединестроки.В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем дляпростоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д.- самого распространенного среди Д.В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривалиритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмическиеварианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного3-ударного Д.:

2 - 1/2 - 1/2 - (0/1)

Единица и двойка внутри строки могут давать четыреварианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка,единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударногоД.I. 2 - 2 - 2 - 2 - (0/1) Были святки кострами согретыКак уже говорилось, первая форма совпадает с ритмомобыкновенного трехстопного анапеста - "Я ломаю слоистые скалы".II. 2 - 2 - 1 - (0/1) И валились с мостов каретыIII. 2 - 1 - 2 - (0/1) По Неве иль против теченьяЭто специфические дольниковые ритмические варианты - их нис чем не спутаешь.IV. 2 - 1 - 1 - (0/1) Зажигал последний светЭта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея,между тем как это - строка из стихотворения Блока, написанного3-ударным Д.

Входил я в темные дали,Зажигал последний свет...

Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного4-стопного хорея,

Буря мглою небо кроет,Зажигал последний свет...

V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условносчитается строка Д. с пропущенным средним метрическимударением:

Отчего душа так певуча 2 - 1 - 2 - 1И так мало милых имен 2 - 1 - 2 -И мгновенный ритм - только случай, 2 - 1 - 2 - 1Неожиданный Аквилон?

Последняя строка и представляет собой пятую ритмическуюформу Д.

Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной.Она связана с ритмикой 3-сложников и - в меньшей степени -2сложников.Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так,даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например,неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя среднимипропущенными ударениями может быть одновременно неполноударнойформой 3-стопного амфибрахия:

Легко мазурку танцевалИ кланялся непринужденно.

Это 4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первыхслова:

Мазурку легко танцевалИ кланялся непринужденно.

Это уже 3-стопный амфибрахий.Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложникови 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можноизобразить так:

*

2-сложники3-сложники

Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают состроками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можносказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены вмножество дольников.

*

2-сложники3-сложникиД.

Д. наряду с акцентным стихом, полиметрией иверлибром был фактором, расшатывающим классическую системустиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующемсвоеобразный метрический интертекст, что особенно хорошовидно на примере верлибра (см.), каждая строка которогоявляется метрической цитатой из какого-либо размера. В болееслабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назваливерлибризацией стиха. Но в начале века был ипротивоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией(см.). Д. очень легко подвергается логаэдизации, посколькув его специфических ритмических формах имеет местоасимметричное расположение ударных и безударных слогов, что инужно для классического логаэда, который как бы застывает вэтой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом, камень, будь, - 2 - 1 -И паутиной стань: - 2 - 1 -Неба пустую грудь - 2 - 1 -Тонкой иглою рань. - 2 - 1 -

Будет и мой черед - - 2 - 1 -Чую размах крыла. - 2 - 1 -Так - но куда уйдет - 2 - 1 -Мысли живой стрела? - 2 - 1 -

Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будтозастывает в своей второй ритмической форме.

Лит.:

Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л., 1975.Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века //Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. - Л., 1968.Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986.

< Предыдущая Следующая >
 

pravoknigi.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта