7 класс систематика растений. Конспект урока по биологии в 7 классе "Многообразие растений и животных, принципы их классификации"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по биологии 7 класс на тему: "Отличительные признаки растений. Систематика растений". 7 класс систематика растений


Основы систематики растений — урок. Биология, 7 класс.

Уже известно более \(350\) тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы легче было разобраться во всём многообразии растений, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика. Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.

 

11.png

Особи, происходящие от общего предка, имеющие сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду.

Вид — основная единица систематики.

Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Родственные виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства.

Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.

Названия видов

Карл Линней — создатель единой системы классификации растительного мира.

Он предложил создавать названия растений из двух слов: название рода, затем вида.

Пример:

в нашей стране известно около \(170\) видов ив: ива ломкая, ива белая, ива козья и др.

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по-разному. Чтобы избежать путаницы, К. Линней предложил давать названия на латинском языке, чтобы они были понятны ботаникам всего мира.

Пример:

тополь белый по-латыни Populus alba, тополь пирамидальный — Populus pyramidalis, тополь дрожащий (осина) — Populus tremula.

Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному роду — Тополь. Роды тополей и ив объединяют в семейство Ивовые, которое относится к порядку Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.

Различия понятий «вид» и «сорт»

Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определённым условиям.

 

Обрати внимание!

Растения, относящиеся к разным видам, не скрещиваются между собой.

Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.

Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Боровинка, Белый налив, Апорт и другие. Но все они относятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная), и, в отличие от растений разных видов, сорта могут скрещиваться между собой.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Юлия Школьник "Растения. Полная энциклопедия" http://www.labirint.ru/reviews/show/12787/

www.yaklass.by

Презентация к уроку по биологии в 7 классе на тему: Систематика растений и животных

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку по биологии в 7 классе на тему: Систематика растений и животных»

Систематика растений и животных

Систематика растений и животных

 СИСТЕМАТИКА  — биологическая наука о разнообразии, классификации организмов и родственных отношениях между ними. Учёные-систематики описывают все существующие и вымершие виды и объединяют их в группы (классифицируют). Вид — единица биологической классификации. Близкородственные виды, имеющие много общих признаков, объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды или порядки и т.д. Наиболее крупная систематическая группа — царство.

СИСТЕМАТИКА  — биологическая наука о разнообразии, классификации организмов и родственных отношениях между ними.

Учёные-систематики описывают все существующие и вымершие виды и объединяют их в группы (классифицируют).

Вид — единица биологической классификации. Близкородственные виды, имеющие много общих признаков, объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды или порядки и т.д.

Наиболее крупная систематическая группа — царство.

 Самым первым учёным, попытавшимся систематизировать сведения о растениях и животных, был Аристотел ь. Животные были классифицированы им по среде обитания: водные, сухопутные и обитающие в воздухе.

Самым первым учёным, попытавшимся систематизировать сведения о растениях и животных, был Аристотел ь. Животные были классифицированы им по среде обитания: водные, сухопутные и обитающие в воздухе.

 Ученик Аристотеля Теофраст всю жизнь посвятил изучению растений и описал множество их видов. Его труды не одно столетие служили для определения растений.

Ученик Аристотеля Теофраст всю жизнь посвятил изучению растений и описал множество их видов. Его труды не одно столетие служили для определения растений.

 Вся история человечества связана с накоплением знаний о растениях, животных и грибах. Однако долгое время единого подхода к названиям видов живых организмов не было. Это затрудняло их изучение и описание. Решить проблему удалось шведскому учёному Карлу Линнею .

Вся история человечества связана с накоплением знаний о растениях, животных и грибах. Однако долгое время единого подхода к названиям видов живых организмов не было. Это затрудняло их изучение и описание.

Решить проблему удалось шведскому учёному Карлу Линнею .

 Он предложил присвоить всем видам организмов двойные латинские названия . Первое слово — существительное — показывает принадлежность к роду . Второе слово — прилагательное — собственно видовое название , позволяющее отличить данный вид от других видов того же рода. Введение двойных латинских названий позволило учёным всего мира понимать друг друга, способствовало развитию биологической науки.

Он предложил присвоить всем видам организмов двойные латинские названия . Первое слово — существительное — показывает принадлежность к роду . Второе слово — прилагательное — собственно видовое название , позволяющее отличить данный вид от других видов того же рода. Введение двойных латинских названий позволило учёным всего мира понимать друг друга, способствовало развитию биологической науки.

Надцарство Эукариоты Царство Животные Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Земноводные Род Лягушка Вид Лягушка травяная Лягушка озёрная

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Земноводные

Род Лягушка

Вид Лягушка травяная Лягушка озёрная

 Домашнее задание: §8, отв.на?

Домашнее задание: §8, отв.на?

multiurok.ru

Конспект урока по биологии в 7 классе "Многообразие растений и животных, принципы их классификации"

Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов

Тема: Эволюция живой природы.

Урок № 7

Дата урока:

Тема урока: Многообразие растений и животных. Принципы их классификации..

Цель урока:

Учебная: рассмотреть отличительные признаки представителей разных царств живой природы.; изучить систему растений и животных как отображение эволюции.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы обучающихся на уроке, умения работать с компьютерной техникой, проводить сравнительный анализ развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность

Планируемее результаты:

Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.

Называть отличительные систематические признаки царств живой природы- Бактерий, грибов. Растений, Животных.

Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки.

Оборудование: РТПБ, электронное приложение к учебнику, таблица « Систематика организмов», коллекция таксономических единиц разных систематических групп.

Базовые понятия и термины: систематика, вид, род, семейство, порядок, отряд, царство, систематические группы.

Тип урока: изучения нового материала

Структура урока

  1. Организационный этап ……………………………1—2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности …..…7 мин.

III. Изучение нового материала ……...…35 мин.

IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 10 мин.

  1. Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

  2. Подведение итогов урока …………………………3 мин.

Ход урока

I. Организационный этап. .

П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

  • Каковы представления о возникновении жизни на Земле7

  • Какие важные события для дальнейшей эволюции живой природы произошли в архее и протерозое?

  • Как изменилась жизнь в палеозое?

  • Какие группы организмов достигли расцвета в мезозое и кайнозое?

111.Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке вы узнаете:

Для чего необходима систематика как наука.

Вспомните

3. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы по плану, используя презентацию и видеоролики:

Запись в тетрадь:

Аристотель родился в Северной Греции, в городе Стагире. Его отец, придворный врач македонского царя, сам обучал мальчика врачебному искусству и философии.

В 15 лет Аристотель потерял родителей, и заботы о нём принял его опекун, Проксен, под руководством которого Аристотель продолжил своё образование. В этот период Аристотель начал изучать растения и животных.

В семнадцатилетнем возрасте Аристотель уезжает в Афины, где становится учеником великого философа Платона. После смерти своего учителя Аристотель покидает Афины и уезжает в Малую Азию, где его застаёт предложение от македонского царя Филиппа стать учителем его сыну — Александру, будущему Александру Македонскому.

В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины и создаёт там свою школу (Ликей или лицей).

Аристотелем было написано достаточно много трактатов по различным наукам. Философия Аристотеля стремилась охватить различные области живой и неживой природы. Изучению растительного мира он посвятил свой труд «Теория растений». Аристотель признавал существование в мире двух царств: царства неодушевлённой природы и царства живых, или одушевлённых, существ.

Аристотель

384–322 до н. э.

древнегреческий философ

Теофраст родился в Эресе на острове Лесбос, учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом.

Теофраст определял ботанику как науку о растениях. Это и запечатлено в её названии. Говоря о растениях, он несомненно имел в виду особей растений, а не виды, поскольку систематики растений в нашем понимании тогда просто ещё не существовало. Мир растений делили на деревья, травы, кустарники, лианы и более дробные подразделения в пределах этих групп.

Разносторонний учёный, Теофраст наряду с Аристотелем является основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе он выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Теофраст автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и других науках).

Теофраст

372–287 до н. э.

древнегреческий философ

Число видов разных групп живых организмов

Система живой природы Бактерии

Синезелёные

Грибы

Грибы

Надцарство ядерные (эукориоты)

Растения

Водоросли (сборная группа отделов)

Лишайники

Моховидные

Папоротниковидные

Хвощевидные

Плауновидные

Голосеменные

Покрытосеменные

Двудольные

Однодольные

Животные

Простейшие

Корненожки

Жгутикове

Инфузории

Кишечнополостные

Гидроидные

Медузы

Полипы

Плоские черви

Ресничные черви

Ленточные черви

Круглые черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Малощетинковые

Многощетинковые

Моллюски

Брюхоногие

Двустворчатые

Членистоногие

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Хордовые

Ланцетники

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Класс — одна из высших систематических категорий, в которую объединяют родственные порядки или отряды.

Род — основная надвидовая систематическая категория, объединяющая близкородственные виды.

Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.

Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.

Царство — самая высшая систематическая категория в классификации организмов.

hello_html_m63c236e9.png

Линней родился в Швеции, в деревеньке Розгульт в семье пастора 13 мая 1707 года.

Отец был большим любителем цветов и садоводства. В живописном Стенброгульте он развёл сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Мальчику отвели особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином. Это место так и называли — «садик Карла».

Когда Карлу минуло десять лет, его отдали в начальную школу в городке Вексие. По окончании гимназии Карл поступил в Лундский университет, но вскоре перешёл оттуда в один из самых престижных университетов Швеции в городе Упсала. Линнею было всего 23 года, когда он начал преподавать в университете.

Основным делом своей жизни Линней считал систематизацию растений. Главная работа «Система растений» заняла целых 25 лет, и только в 1753 году Линней опубликовал свой главный труд.

Линней предложил бинарную номенклатуру — систему научного наименования растений и животных. Каждое название, по его мнению, должно было состоять из двух слов — родового и видового обозначений.

Применённый им принцип оказался очень удобным и стал общепринятым в научной классификации, сохранив своё значение и в наше время.

Линней Карл

1701–1778

шведский врач и натуралист, заложил основы научной классификации живых организмов

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

  • Какие задачи решает систематика?

  • Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?

  • Что обозначает двойное название вида?

  • Определите, к какому роду принадлежат виды тполь белый, или серебристый, и осина, или Тополь дрожащий.

Выполнить 1- 5 упрж в РТПБ на стр 10

V. Домашнее задание

По учебнику прочитать §8, стр 24- 25 повторить § 7, ответить на вопросы в конце параграфа на стр 25, выучить термины . электронное приложение к учебнику, выполнить в РТПБ – упрж 6- 8 на стр 10- 11.

VI Подведение итогов урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.

infourok.ru

Урок по биологии для 7 класса "Систематика покрытосеменных. Обобщение знаний"

Учитель биологии

МБОУ «СШ №29»

Тюмен области, ХМАО-Югра,

г. Нижневартовска

Шайхуллиной Зили Мухарамовны.

Урок – соревнование, 7 класс

Тема «Систематика покрытосеменных. Обобщение знаний»

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся, научить детей работать в группах.

Задачи:

  • Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.

  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

  • Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: урок - соревнование.

Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблица «Классификация растений», гербарии растений из различных семейств класса однодольных и двудольных, модели цветков.

Класс делится на 5 групп. Каждая имеет свое название и своего капитана.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас игра- соревнование по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы

II. Правила игры: В игре принимает участие пять команд по пять человек. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется.

Разминка. Загадки

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.

  1. Листья плотные, да маковые, плоды желтые, да лакомые (груша- семейство розоцветные)

  2. В длинной светлице сели в ряд сестрицы? (горох, фасоль- семейство бобовые)

  3. Живу хоть в поле, а все в неволе, солнышком не ласкан, дождиком не мыт, воздухом не сыт, я в потемках сплю и запас коплю? (картофель – семейство пасленовые)

  4. У травинки на вершине таится, смерть в кувшине? (белена – семейство пасленовые)

  5. Усатая нива дает кашу и пиво? (ячмень – семейство злаки)

  6. Шароватый кудрявый на макушке плешь – на здоровье съешь? (капуста – семейство крестоцветные)

Конкурс 1

«Отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных растений»

1 – однодольные 2- двудольные

  1. Сетчатое жилкование листьев

  2. Мочковатая корневая система

  3. В семени одна доля

  4. К какому классу относятся злаки и лилейные

  5. В семени две доли

  6. Жилкование листьев дуговое или параллельное

  7. К какому классу относятся все деревья и кустарники

  8. К какому классу относятся сложноцветные и бобовые.

Конкурс 2 «Найти ошибку»

Каждой команде дается задание со схемой систематического положения, но в схеме есть ошибки.

Схема. Царство растения – отдел покрытосеменных- класс однодольные- род шиповник-семейство розоцветные-вид шиповник коричневый.

Жюри проверяют ответы. Максимальный балл -7 баллов.

Конкурс 3 «Знаете ли вы признаки семейств растений»

На доске шифр:

  1. Крестоцветные

  2. Розоцветные

  3. Бобовые

  4. Пасленовые

  5. Сложноцветные

  6. Лилейные

  7. Злаки

  1. Плод зерновка (7)

  2. Цветок имеет один пестик и 6 одинаковых тычинок (6)

  3. Плод ягодка или коробочка (4)

  4. Многолетнее растение с луковицами или корневищами (6)

  5. Листья линейные с параллельным жилкованием (7)

  6. Цветок имеет 1 цветок и 10 тычинок (3)

  7. В цветке 1 пестик,3 тычинки, 2 цветочные чешуи (7)

  8. Плод стручок или струночек (1)

  9. Венчик цветка раздельнолистный из 5 свободных лепестков (2)

  10. Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков (1)

  11. Лепестки венчика имеют особое название: парус, весла, лодочка (3)

  12. Плод семянка, соцветие корзинка (5)

  13. В цветке по 5 сросшихся чашелистиков, лепестков, и тычинок (4)

  14. На корнях есть клубеньки усваивающие азот из воздуха почвы (3)

  15. Околоцветник простой из 6 лепестков (6)

Конкурс 4 «Узнай семейство»

Те же карточки что и в конкурсе 3

1.Крестоцветные

Гулявник лекарственный

Сурепка обыкновенная

Пастушья сумка

Капуста

2 Розоцветные

Манжетка обыкновенная

Лапчатка прямостоящая

Малина обыкновенная

3 Бобовые

Соя щетинистая

Арахис

4 Пасленовые

Томат обыкновенный

Белена черная

Табак душистый

Дурман

5 Сложноцветные

Подсолнечник посевной

6 Лилейные

Тюльпан степной

Лилия тигровая

Чеснок

7 Злаки

Пшеница

Пырей ползучий

кукуруза

Конкурс 5 «Во саду, ли во городе»

Каждая группа выбирает одно из семейств

  1. Крестоцветные

  2. Розоцветные

  3. Бобовые

  4. Пасленовые

  5. Сложноцветные

  6. Лилейные

  7. Злаки

Учащиеся получают листочки на которые за 1-3 мин нужно записать культурное растение данного семейства и формулу цветка.

Крестоцветные: редька, редис, горчица, капуста, репа, брюква.

Розоцветные: яблоня, вишня, слива, груша, терн, виктория, роза.

Пасленовые: картофель, томаты, перец, баклажаны, табак, петунья.

Сложноцветные: подсолнечник, астры, георгины, календула, цинния.

Лилейные: лук, чеснок, ландыш.

Конкурс 6 «Четвертый лишний»

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

  1. шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)

  2. акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)

  3. одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан(все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)

  4. дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные)

Конкурс 7 «Ай, болит»

Приходите к товарищу, он болен. Болит горло, кашляет.

Какие народные средства для лечения знаете?

Возможные ответы

Крестоцветные- редька с медом

Розоцветные – сухие плоды малины, заварить в виде чая

Пасленовые – вдыхание пара сваренного картофеля

Лилейные – при кашле сок лука.

Сложноцветные – при ангине употребляют сок лука, настой мать-мачехи.

III. Подведение итогов игры

Урок можно провести в таком порядке, чтобы жюри смогло проверить письменные работы

Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется команда-победитель.

infourok.ru

"Отличительные признаки растений. Систематика растений"

Урок 14. Отличительные признаки растений. Систематика растений

Цели: продолжить формирование представлений о разнообразии растений на основе изучения школьниками их отличительных признаков; охарактеризовать основные свойства (функции) растений как живых организмов; создать представление о систематике, о классификации растений; подвести школьников к выводу о родстве растений, составляющих единицу – род; сформировать умение оперировать систематическими единицами.

Средства обучения: таблицы, схемы с изображением всех органов цветкового растения; гербарные экземпляры или живые растения, относящиеся к разным систематическим единицам; таблица «Систематическое положение вида»; модели или рисунки цветковых растений.

Опорные точки содержания . Признаки растений, свойственные всему живому на Земле. Особенность строения растительных клеток. Отличительные признаки растений, относящиеся к питанию, росту, способам расселения по территориям. Наука о классификации растений – систематика, ее систематические единицы. Отделы высших растений: споровые и семенные.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Беседа по вопросам домашнего материала.

  3. Изучение нового материала

1. Беседа о сходстве растений со всеми живыми организмами, обитающими на Земле и о некоторых отличиях, обусловленных строением растительной клетки.

2. Самостоятельная работа школьников с текстом учебника на с. 65 и 67 с целью описания отличительных, принципиальных отличий растительных организмов от других живых организмов.

3. Рассказ об особенностях науки-систематики, целью которой является классификация растения; о систематических единицах, применении которых обеспечивает научную классификацию растительных организмов.

4. Работа школьников с таблицами на рис. 49 и 51 с целью закрепления названий систематических единиц и нахождения на схеме высших и низших растений.

Вопросы и задание для закрепления знаний и умений

1. Назовите самый главный признак, используя который вы всегда отличите растение от всех других живых объектов.

2. Благодаря функционированию какого пигмента (особого вещества) происходит улавливание света зелеными листьями?

3. Какое значение для растения имеют оболочки ее растительных клеток? Из какого химического вещества они состоят?

4. Охарактеризуйте особенности роста растений, каково роль большого количества побегов в питании растительных организмов?

5. Приходилось ли вам наблюдать в природе расселение растений? Как это происходит и каким образом появляются растения на крышах домов, на старых разрушающихся кирпичных стенах?

6. Какое значение для накопления и развития ботанических знаний имело использование латинского языка для обозначения названий растений в давние времена?

7. Перечислите и охарактеризуйте отделы растительного мира.

Задание. Выпишите все систематические единицы в нисходящем порядке: от самой крупной – к наименьшей.

Домашнее задание. Изучить § 14. Выполните задание № 6 на с. 69.

infourok.ru

Открытый урок по теме: Систематика растений.

Тема урока: Основы систематики растений

Класс: 6 б

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель: знакомство учащихся с наукой систематики растений, ее значение систематических групп растений; (слайд №2)

Задачи:

Предметные: познакомиться с систематикой растений и научиться выявлять таксономические единицы, выделить признаки растений по группам.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные: Формировать умение находить информацию и извлекать ее из собственных наблюдений.

УУД:

Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные: умение работать в группах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Планируемые результаты:

а)Давать определение понятия систематике.

б) выявлять отличительные признаки однодольных и двудольных классов.

в) Выполнять практическую работу.

Основные понятия: систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: гербарий, лупа, компьютер, плакат по теме урока, презентация, задания для детей, бейджики для учащихся и учителя.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

учитель : Здравствуйте, ребята! Меня зовут вера Геннадьевна.

Сегодня у нас будет интересный урок, мы открываем новую страницу знаний о растениях.

  1. Актуализация знаний

Перед вами лежат конверты с картинками, ваша задача распределить их на группы.

На сколько групп вы поделили?(ответ учащихся на 4гр)

У всех ли получилось такое количество групп и ли нет.

А у вас, а по какому принципу вы разделили?(ответ учащихся)

грибы растения животные бактерии(слайд №3)

учитель: Да, молодцы! Вы правильно разделили

Но у меня есть к вам вопрос: а можно ли это назвать системой? ответ учащихся –да).

Давайте попробуем сформулировать что есть система?(ответ учащихся)

учитель: Итак, система- это целое состоящее из взаимосвязанных частей.

Давай те попробуем привести пример (планета солнечной системы, биосфера, школьный учебник, школа.)

III.   Многообразие растений (постановка учебной задачи)

На Земле огромное разнообразие живых организмов, но сегодня мы поговорим о царстве растений. В настоящее время ученые выделяют по разным источникам от 350 -500тыс видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему.

учитель: и так как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

По словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос».(слайд №4)

учитель: Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса почему?

(дети формулируют цель)

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

Чтобы разобраться в многообразии растений, ученые создали специальную науку- систематику.

IV.   Наука систематика. (открытие нового знания)

 

Систематика растений – наука о классификации растений.(слайд №5)

К. Линней (1707-1778) -шведский естествоиспытатель, натуралист, ботаник, родоначальник систематики. Он впервые ввёл единицу классификации – вид.

Показать портрет Линнея.(слайд№6)

Основной единицей является вид.

Вид – совокупность особей, сходных по строению, жизнедеятельности, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Работа с учебником: (на рис 111, на стр 149, приведены пример тополя.(слайд № 7)

Почему же ученые – ботаники всего мира могут говорить об одном и том же растении, не путаясь в названиях? А как же нам избежать путаницы?

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по- разному.

К. Линней ввел бинарное название (двойные): первое слово- существительное - отражает принадлежность к роду, второе слово- прилагательное - отражает отличие данного вида. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Ученые ввели научные названия растений на одном языке -на латинском языке. Например, тополь белый по латыни Populus alba, а тополь пирамидальный- Populus pyramidalis, тополь дрожащий- Populus tremula.

Растения , относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но и при половом размножении могут давать плодовитое потомство. Растения, относящиеся к разным видам, как правило, даже если живут рядом, не скрещиваются между собой.

Но следует различать понятие «вид» и «сорт». Если вид формируется в процессе развития приспособления к определенным условиям. Сорт- это группа растений одного вида, созданный человеком для его нужд.

учитель: Какие вы знаете сорта яблонь?

Например: антоновка, грушовка, белый налив.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны- специальные систематические группы растений (или единицы).

 Вид --- род --- семейство --- порядок --- отдел --- царство. (слайд №8)

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличие органов- генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство- на основании строения цветка и типа плода.(слайд №9)

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия.

V. Первичное закрепление. (на столах определенны карточки)

1 группа- разгадать кроссворд

2 группа- вставить пропущенные слова

3 группа- выбирает правильные суждения

   учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Физминутка (слайд № 10)

учитель:  Скажите пожалуйста на какие отделы делятся Царство растений?

учащиеся: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные (цветковые)

Отдел Покрытосеменные- самый многочисленный в растительном царстве. Насчитывается около 250 тыс видов.

 Отдел покрытосеменных растений разделяют на 2 класса- Однодольные и Двудольные.

Растения, принадлежащих к тому или иному классу, отличающихся по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы, по строению цветков и стеблей.

учитель: На ваших столах имеются темы названия мини- проектов.

Ваша задача цель, создать проект по темам и защитить его.

Слушайте внимательно ответы каждой группы, а по окончанию вы дадите оценку.

1 группа- однодольные

2 группа- двудольные

3 группа- редкие представители однодольных и двудольных растений нашего региона.

Краткое объяснение однодольные (слайд №11)

Краткое объяснение двудольные (слайд №12)

классификация покрытосеменных растений (слайд №13)

Признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Число семядолей в зародыше семени

 

 

Жилкование листа

 

 

 

Корневая система

 

 

 

Наличие камбия

 

 

 

Проводящая система

 

 

Строение цветка

 

 

 

Жизненные формы.

 

 

 

 

Класс Двудольные:

1)      Зародыш семени с двумя семядолями (показать рисунок)

2)      Листья имеют сетчатое жилкование (показать на комнатных растениях).

3)      Стержневая корневая система (показать гербарий или рисунок).

4)      Хорошо выражен камбий: рост стебля в толщину (показать на таблице).

5)      Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение (показать на таблице).

6)      Цветки 4-, 5-членные (показать рисунки или живые цветы).

7)      Есть травянистые и древесные формы.

Класс Однодольные.

1)      Зародыш семени с одной семядолей (показать рисунок)

2)      Листья имеют дуговое и параллельное жилкование (показать на комнатных растениях).

3)      Мочковатая корневая система (показать гербарий или рисунок).

4)      Камбий плохо выражен.

5)      Проводящая система в стебле имеет вид пучков, они разбросаны по всему стеблю (показать на таблице).

6)      Цветки 3-членные (показать рисунки или живые цветы).

7)      Только травянистые растения

 

Защита проектов

учитель: Молодцы, ребята! было очень интересно.

VI. Обобщение.

учитель: И так мы сегодня познакомились с новыми понятиями систематика, вид, таксон, сорт, бинарное название. Определили ее значение. Определили признаки однодольных и двудольных классов.

Вернемся к словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос»,

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

учитель: И так ребята вы можете оценить свои группы, как работала группа на занятиях.

учащиеся:

учитель: у вас на столах лежат вырезанные цветы, если очень понравился урок- поднимите кр. тюльпан, если понравился- ромашку.

Спасибо за урок!!

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта