Урок окружающего мира 3 класс по теме "Разнообразие растений". 3 класс разнообразие растений урок
Урок окружающего мира 3 класс по теме "Разнообразие растений"
III. Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботанике.
- Что такое ботаника? Хотите подсказку? Слайд 1.
Ботаника – это наука о… ? (На слайде появляются изображения растений)
Ботаника – это наука о растениях. Слайд 2
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений.
- Какие части растений вы знаете? Слайд 3 (На слайде появляются изображения частей растений)
По мере называния появляются названия: корень, стебель, листья, цветок, плод.
- На какие группы можно разделить царство растений? Слайд 4. (На слайде появляются изображения растений)
Дети обсуждают, предлагают варианты.
( Изображения растений «перелетают» и устанавливаются в 3 группы)
- Как назвать растения первой группы? травы
- Как назвать растения второй группы? деревья
- Как назвать растения третьей группы? кустарники
- Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Посмотрим, какие группы растений выделяют ученые-ботаники. Слайд 5
IY. Работа над новым материалом.
-
Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 40)
-
Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?
-
Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
-
Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.
-
Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.
- А теперь прослушайте сообщения ребят о водорослях. Слайд №8
- А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.
-
Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
-
В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).
-Вывод: Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
-
Сообщение о мхах Слайд №9
-
Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.
-Вывод: Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
3) Сообщение о папоротниках Слайд №10
Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника.
Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.
-
Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!
-
Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.
-
Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.
-Вывод: Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
4) Сообщение о хвойных Слайд №11
-Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».
5) Сообщение о цветковых Слайд №12
-Самая большая группа – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения? Слайд №13
- А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?
-Вывод: - Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Y. Физминутка
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
YI. Закрепление нового материала
1. Игра Угадай-ка
Жжется больно, как огонь.(крапива)
Затем померк, потух
И превратился в пух.(одуванчик)
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.(подорожник)
Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)
-
А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?
-Много трав растет полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
- Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими? Слайд №15
2. Практическая работа. В процессе урока и просмотра презентации заполняется таблица, где отмечается наличие или отсутствие частей растений у данной группы.
Заполнение таблицы.
Мхи
Папоротники
Хвойные
Цветковые
Проверка результатов заполнения. Вывод. Слайд №16
3. Самостоятельная работа (печатные тетради).
-
Определите, к какой группе относятся данные растения, закончите предложения.
4. Игра «Выбери лишнее название». Слайд №17
YII. Итог урока.
- По какой науке мы путешествовали?
- О чём эта наука?
- На какие группы разделили ученые растения?
-
Чем они руководствовались?
-
Какие растения вас удивили?
-
Что вам понравилось на уроке больше всего?
-
Что показалось трудным?
YIII. Домашнее задание: стр. 40 – 44, творческое задание: попробуйте нарисовать мир с
infourok.ru
Конспект урока для 3 класса "Разнообразие растений"
Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».
Тема урока «Разнообразие растений».
Дидактическая цель:
а) создать условия для усвоения обучающимися новой информации об основной классификации растений;
б) рассмотреть особенности каждой группы растений, их сходство и различие;
в) создать условия для проверки знаний (контроль).
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
- образовательная : познакомить обучающихся с группами растений и их признаками;
- развивающая : учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
- воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь, карточки-кроссворды, таблицы, гербарий, комнатный папоротник, карточки с планом работы, карточки с названием групп растений.
Ход урока.
I.Организационный момент. (слайд 1)
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Проверка домашнего задания.
- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
-Я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд.
Кроссворд.
1.Слой земли, на котором растут растения.(Почва)
2.Одна из составных частей почвы .(Песок)
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.(Перегной)
4.Основное свойство почвы.(Плодородие)
Проверка по слайду.(слайд 2)
III. Подготовка к восприятию новой темы.
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о природе.
-На какие две группы можно разделить всю природу? (Живую и неживую) (слайд 3)
-На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 4)
-А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Дышит, растет, а ходить не может.(Растение)
-Подумайте, какой будет тема нашего урока?
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Итак, тема нашего урока - разнообразие растений.(слайд 5)
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?
- Выслушав вас, я хочу предложить вам план нашего урока.
На доске после предложений обучающихся появляется план урока:
План.
1.Наука о растениях.
2.Части растений.
3.Группы растений.
-Посмотрите еще раз на 1 пункт нашего плана.
-Может быть кто-то уже знает, какая наука изучает растения?(предположения )Из какого источника мы сможем узнать о науке, изучающей растения?
-Давайте откроем учебник и найдем ответ на этот вопрос. Зачитайте его.
(Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.)(слайд 6)
-А как называют ученых, изучающих растения?( ученые-ботаники)
-Ученые разделили всё царство растений на несколько групп в зависимости от наличия у них частей растений.
V. Изучение нового материала.
-Давайте посмотрим на 2 пункт нашего плана - части растений. Какие части растений вы знаете? ( слайд 7)
-В зависимости от наличия частей растений ученые разделили их на несколько групп.
1.Водоросли. (слайд 8)( На доске: водоросли (карточка))
-Это представители первой группы растений. Кто их узнал?
-Это самые древние представители растительного мира. Появились около 2 млрд лет назад. Родоначальники растительных организмов.
-О водорослях нам расскажет …
На доске – водоросли (табличка)
(рассказывает заранее подготовленный ученик)
Водоросли.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли).
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
-Итак, можно сказать, что у водорослей отсутствуют основные части растений?
-Из чего состоит тело водоросли?(из клеток)
-У каждого из вас на партах лежит таблица. Рассмотрите ее и подумайте, как можно ее использовать на уроке?(слайд 9)
-Запишите в таблицу название 5 группы растений.
-Найдите представителей этой группы в гербарии.(прикрепить на доску)
2. Мхи. ( слайд 10)(
-Рассмотрите представителей 2группы растений. Что это за растения?
- Мхи относятся к отдельной группе растений. О них подготовил сообщение ...
На доске- мхи(карточка)
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
мхи
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
-У кого есть к Сереже вопросы?
-Давайте отметим признаки этой группы растений в таблице.(слайд 11)
-Есть ли у вас в гербарии представители этой группы?(одно растение прикрепить на доску) Физминутка.(слайд 12)
Звучит музыка "Звуки леса".
-Что за звуки вы слышите? Где можно их услышать?(в лесу)
-Как нужно себя вести в лесу? Почему?
-Давайте представим, что мы пришли в осенний лес , встанем и проведем физминутку.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят,
Слева сосенки шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Вот серый волчище рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
Но за работу нам пора…
3. Папоротники. (слайд 13)
-Посмотрите на следующие растения. Что это за растения?
-Правильно, эта группа растений так и называется - папоротники. О них нам расскажет ...
На доске -папоротники(карточка)
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырастить папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
-Задайте Вике вопросы, если они есть.
-Итак ,скажите, почему папоротники отнесены в отдельную группу растений?
-Давайте отметим их признаки в таблице. Выполните самостоятельно. Проверка по слайду.(слайд 14)
-У кого на партах есть представители этой группы?(одно растение прикрепить на доску)
4.Хвойные растения.(слайд 15 )
-Вот представители другой группы растений. Назовите их.
-Представьте, что вы ученые - ботаники и дайте характеристику этим растениям.
-Правильно, эта группа растений – хвойные .(На доске : хвойные (карточка))
- Ученым известно около 700 видов хвойных растений.
-Как вы думаете, чем различаются цветковые растения и хвойные? ( у хвойных растений нет цветов)
-Правильно, но еще у хвойных растений нет плода, а шишка- это видоизмененный побег , покрытый чешуйками, в котором находятся семена. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
-Итак, давайте отметим в таблице, какие части есть у хвойных растений.(слайд 16) (комментирует 1 ученик: есть корень, стебель, листья , семена, но нет цветов и плодов) Этим-то они и отличаются от группы цветковых растений.
- Какие представители хвойных растений находятся у вас на партах? (гербарий).(одно растение прикрепить на доску)
5.Цветковые растения (слайд 17)
- Назовите растения, которые вы здесь видите. Эти растения ученые отнесли к одной группе. Давайте представим себя учеными и определим, что же общего у этих растений?( у всех есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами)
- Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. (На доске: цветковые (карточка))
-Как вы думаете, почему так называется эта группа растений?
-Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.
-А можно ли дерево назвать цветковым растением? Почему?
-Давайте отметим в таблице, какие основные части есть у цветковых растений.(слайд 18)
-Какие представители цветковых растений находятся у вас на партах ? (гербарий).
-Почему это цветковые растения?( одно растение прикрепить на доску)
VI. Закрепление.
-Давайте проверим, как вы запомнили группы растений и их признаки.
1 задание: Определите, какое растение лишнее? Почему?(слайды 19-20)
-Где еще можем взять задания для проверки?( в рабочей тетради)
2 задание: Откройте рабочие тетради на с. 30 № 1и прочитайте задание. Как нужно выполнить это задание?(определить группы растений по признакам) (самостоятельная работа)
-Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, правильно ли выполнено задание.
-Давайте проверим его устно. Оцените работу товарища.
-Что мы повторяли, выполняя эти задания? (группы растений и их признаки)
VII. Итог урока.
-Давайте вернемся к плану нашего урока. Все ли пункты плана мы успели рассмотреть?
-Что нового вы узнали на уроке?
VIII. Рефлексия.
-У вас на партах лежат 3 полоски бумаги: красного, желтого и зеленого цвета. Зеленый цвет означает ,что вы хорошо поняли новый материал и получили ответы на все поставленные вопросы. Красный – значит вы очень плохо поняли этот материал, а желтый – материал вам понятен, но есть вопросы, на которые вы еще не получили ответов.
-Выберите ту из них, которая вам больше всего подходит.
IX. Домашнее задание.
1.В учебнике с.71-74 прочитать, с. 75 ответить на вопросы.
2.В рабочей тетради с.31 №6,7.
Литература:
1.Школа России. Концепция и программы для нач.кл.: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.В 2 ч.-М. :Просвещение,2010
2.Учебник для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир .3класс в 2 ч./А.А.Плешаков.-М.:Просвещение,2010.(Школа России).
3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс.- М.:ВАКО,2010.
4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
5.http://nachalka.info/uroki/#
doc4web.ru
разработка урока "Разнообразие растений" 3 класс
Урок на тему «Разнообразие растений»
. Приемы: «кластеры», «верите ли вы?»,
Формы работы: парная, групповая.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни
Оборудование урока: таблица растения, частей растения,
Ход урока.
I Организационный момент. Создание психологической комфортности. Ученики встают в круг желают друг другу успехов на уроке. Деление на группы. Слайд
II Актуализация имеющихся знаний учащихся.
-Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение) Слайд
- Вспомните, что вы знаете о растениях.
(живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)
-Докажите, что растение живой организм. Слайд
(дышит, растет, питается, умирает, размножается).
-Что общего между этими растениями? (все относятся к царству растений) Слайд
-Назовите, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) Слайд
III Подготовка к новой теме.
1.Приём «Верите ли вы?...»
№ п/п | Верите ли вы? | До чтения | После чтения |
1 | …что водоросли могут окрасить воду? | ||
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | ||
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | ||
4 | …что мох может ожить после того, как его засушили? | ||
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | ||
6 | … что папоротники не имеют цветов? | ||
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | ||
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | ||
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | ||
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? |
-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения.
IV Новая тема.
Слово учителя. Слайд.
а). Стадия осмысления.
Работа в группах. У каждого ученика есть текст и вопросы к содержанию текста. Дети находят вопросы и готовят ответ на них, прочитав статью.
1-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют? Познакомившись, взять гербарий со стола.
Водоросли
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
2-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете? Познакомившись, взять гербарий со стола.
Мхи
Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.
3-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
Познакомившись, взять гербарий со стола.
Папоротники
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
4-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Назовите несколько элементов хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
-Где созревают семена у хвойных растений?
Познакомившись, взять гербарий со стола.
Хвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.
б) Выступление учащихся по группам. Параллельно идёт показ Слайдов.
Цветковые растения.
-Я тоже подготовила для вас загадки по теме. Количество букв в отгадке соответствует количеству клеток (ученик пишет на доске).
Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головы и кажется: вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон( колокольчик) Слайд
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов- красная ягода. Но не бери ее в рот, она ядовита (ландыш) Слайд.
Один из самых ранних цветов в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру (ветреница) Слайд.
Большой слайд Цветковые растения
- К какой группе растений они относятся? (цветковые)
Докажите это словами из учебника.
Работа по учебнику
Цветковые растения - те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.
-Назовите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся:
Разнообразие растений. Слайд
Каждой группе было дано задание прочитать в учебнике 1 группа: про цветковые растения, 2 группа :про деревья, 3 группа: про кустарники , 4 группа : про травы
Выступление учащихся.
V Первичное закрепление новой темы.
1)Приём «Верите ли вы?..» После чтения.
VI Домашнее задание.
Познакомиться с текстом учебника на стр .110-111
Каждой группе подготовить загадки о растениях.
По желанию нарисовать рисунки растений своей группы.
VII Заключение урока.
дети должны были приклеить своих смайликов на дерево с листьями и без листьев.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен. Слайд
Третий урок проведя приветствие, начала также с приема критического мышления ,я загадала загадку. Далее учащиеся записывали на листе индивидуально «Верите ли вы?» до чтения текста. Затем использовала прием работы в группах , где учащиеся самостоятельно ,работая с текстом, должны были сделать постер и рассказать о своем растении .Мне кажется, это детям очень нравится. После чтения и рассказа учащимися они продолжили заполнять «Верите ли вы?» после чтения текста. Это задание было на закрепление изученного материала. Я заметила, что слабые ученики, такие как Данил и Фарух стали выходить и говорить .На стадии рефлексии дети должны были приклеить своих смайликов на дерево с листьями и без листьев.
multiurok.ru
Конспект урока для 3 класса "Разнообразие растений"
Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».
Тема урока «Разнообразие растений».
Дидактическая цель:
а) создать условия для усвоения обучающимися новой информации об основной классификации растений;
б) рассмотреть особенности каждой группы растений, их сходство и различие;
в) создать условия для проверки знаний (контроль).
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
- образовательная : познакомить обучающихся с группами растений и их признаками;
- развивающая : учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
- воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь, карточки-кроссворды, таблицы, гербарий, комнатный папоротник, карточки с планом работы, карточки с названием групп растений.
Ход урока.
I.Организационный момент. (слайд 1)
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Проверка домашнего задания.
- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
-Я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд.
Кроссворд.
1.Слой земли, на котором растут растения.(Почва)
2.Одна из составных частей почвы .(Песок)
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.(Перегной)
4.Основное свойство почвы.(Плодородие)
Проверка по слайду.(слайд 2)
III. Подготовка к восприятию новой темы.
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о природе.
-На какие две группы можно разделить всю природу? (Живую и неживую) (слайд 3)
-На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 4)
-А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Дышит, растет, а ходить не может.(Растение)
-Подумайте, какой будет тема нашего урока?
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Итак, тема нашего урока - разнообразие растений.(слайд 5)
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?
- Выслушав вас, я хочу предложить вам план нашего урока.
На доске после предложений обучающихся появляется план урока:
План.
1.Наука о растениях.
2.Части растений.
3.Группы растений.
-Посмотрите еще раз на 1 пункт нашего плана.
-Может быть кто-то уже знает, какая наука изучает растения?(предположения )Из какого источника мы сможем узнать о науке, изучающей растения?
-Давайте откроем учебник и найдем ответ на этот вопрос. Зачитайте его.
(Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.)(слайд 6)
-А как называют ученых, изучающих растения?( ученые-ботаники)
-Ученые разделили всё царство растений на несколько групп в зависимости от наличия у них частей растений.
V. Изучение нового материала.
-Давайте посмотрим на 2 пункт нашего плана - части растений. Какие части растений вы знаете? ( слайд 7)
-В зависимости от наличия частей растений ученые разделили их на несколько групп.
1.Водоросли. (слайд 8)( На доске: водоросли (карточка))
-Это представители первой группы растений. Кто их узнал?
-Это самые древние представители растительного мира. Появились около 2 млрд лет назад. Родоначальники растительных организмов.
-О водорослях нам расскажет …
На доске – водоросли (табличка)
(рассказывает заранее подготовленный ученик)
Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли).
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
-Итак, можно сказать, что у водорослей отсутствуют основные части растений?
-Из чего состоит тело водоросли?(из клеток)
-У каждого из вас на партах лежит таблица. Рассмотрите ее и подумайте, как можно ее использовать на уроке?(слайд 9)
-Запишите в таблицу название 5 группы растений.
-Найдите представителей этой группы в гербарии.(прикрепить на доску)
2. Мхи. ( слайд 10)(
-Рассмотрите представителей 2группы растений. Что это за растения?
- Мхи относятся к отдельной группе растений. О них подготовил сообщение ...
На доске- мхи(карточка)
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
мхи
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
-У кого есть к Сереже вопросы?
-Давайте отметим признаки этой группы растений в таблице.(слайд 11)
-Есть ли у вас в гербарии представители этой группы?(одно растение прикрепить на доску) Физминутка.(слайд 12)
Звучит музыка "Звуки леса".
-Что за звуки вы слышите? Где можно их услышать?(в лесу)
-Как нужно себя вести в лесу? Почему?
-Давайте представим, что мы пришли в осенний лес , встанем и проведем физминутку.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят,
Слева сосенки шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Вот серый волчище рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
Но за работу нам пора…
3. Папоротники. (слайд 13)
-Посмотрите на следующие растения. Что это за растения?
-Правильно, эта группа растений так и называется - папоротники. О них нам расскажет ...
На доске -папоротники(карточка)
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырастить папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
-Задайте Вике вопросы, если они есть.
-Итак ,скажите, почему папоротники отнесены в отдельную группу растений?
-Давайте отметим их признаки в таблице. Выполните самостоятельно. Проверка по слайду.(слайд 14)
-У кого на партах есть представители этой группы?(одно растение прикрепить на доску)
4.Хвойные растения.(слайд 15 )
-Вот представители другой группы растений. Назовите их.
-Представьте, что вы ученые - ботаники и дайте характеристику этим растениям.
-Правильно, эта группа растений – хвойные .(На доске : хвойные (карточка))
- Ученым известно около 700 видов хвойных растений.
-Как вы думаете, чем различаются цветковые растения и хвойные? ( у хвойных растений нет цветов)
-Правильно, но еще у хвойных растений нет плода, а шишка- это видоизмененный побег , покрытый чешуйками, в котором находятся семена. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
-Итак, давайте отметим в таблице, какие части есть у хвойных растений.(слайд 16) (комментирует 1 ученик: есть корень, стебель, листья , семена, но нет цветов и плодов) Этим-то они и отличаются от группы цветковых растений.
- Какие представители хвойных растений находятся у вас на партах? (гербарий).(одно растение прикрепить на доску)
5.Цветковые растения (слайд 17)
- Назовите растения, которые вы здесь видите. Эти растения ученые отнесли к одной группе. Давайте представим себя учеными и определим, что же общего у этих растений?( у всех есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами)
- Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. (На доске: цветковые (карточка))
-Как вы думаете, почему так называется эта группа растений?
-Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.
-А можно ли дерево назвать цветковым растением? Почему?
-Давайте отметим в таблице, какие основные части есть у цветковых растений.(слайд 18)
-Какие представители цветковых растений находятся у вас на партах ? (гербарий).
-Почему это цветковые растения?( одно растение прикрепить на доску)
VI. Закрепление.
-Давайте проверим, как вы запомнили группы растений и их признаки.
1 задание: Определите, какое растение лишнее? Почему?(слайды 19-20)
-Где еще можем взять задания для проверки?( в рабочей тетради)
2 задание: Откройте рабочие тетради на с. 30 № 1и прочитайте задание. Как нужно выполнить это задание?(определить группы растений по признакам) (самостоятельная работа)
-Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, правильно ли выполнено задание.
-Давайте проверим его устно. Оцените работу товарища.
-Что мы повторяли, выполняя эти задания? (группы растений и их признаки)
VII. Итог урока.
-Давайте вернемся к плану нашего урока. Все ли пункты плана мы успели рассмотреть?
-Что нового вы узнали на уроке?
VIII. Рефлексия.
-У вас на партах лежат 3 полоски бумаги: красного, желтого и зеленого цвета. Зеленый цвет означает ,что вы хорошо поняли новый материал и получили ответы на все поставленные вопросы. Красный – значит вы очень плохо поняли этот материал, а желтый – материал вам понятен, но есть вопросы, на которые вы еще не получили ответов.
-Выберите ту из них, которая вам больше всего подходит.
IX. Домашнее задание.
1.В учебнике с.71-74 прочитать, с. 75 ответить на вопросы.
2.В рабочей тетради с.31 №6,7.
Литература:
1.Школа России. Концепция и программы для нач.кл.: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.В 2 ч.-М. :Просвещение,2010
2.Учебник для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир .3класс в 2 ч./А.А.Плешаков.-М.:Просвещение,2010.(Школа России).
3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс.- М.:ВАКО,2010.
4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
5.http://nachalka.info/uroki/#
globuss24.ru
Конспект урока познания мира "Разнообразие растений" 3 класс
Урок познания мира в 3 классе
Тема: Разнообразие растений.
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира и его эволюционным развитием;
Задачи:
расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; раскрыть важное значение растительного мира в жизни человека;
развивать любознательность, кругозор учащихся, интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: плакат с надписью темы урока, иллюстративный материал, презентация «Разнообразие растений», флипчарт «Прогноз погоды», фотоматериалы
Ход урока
Организация класса. Класс разделён на три исследовательские группы: Деревья, Кустарники, Травы.
Работа с календарём наблюдений.
- Какая сегодня дата?
-Какая погода стоит на улице?
-Что обещают синоптики в ближайшее время?
Отметьте состояние погоды в своих тетрадях наблюдений.
Сегодня мы отправимся с вами в небольшое заочное путешествие , а вот куда – вы узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём (Лес)
Посмотрите на эти фотографии, вспомните нашу экскурсию в лес. Какие растения вы встречали в лесу?
На какие группы можно разделить все растения? По каким признакам?
Деревья – это крупные растения с сильно развитыми многолетними стеблями. Все деревья имеют одеревеневший главный стебель – ствол.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что главный стебель у них отсутствуют или развит слабо , ветвление начинается почти у самой поверхности почвы.
Травянистые растения почти всегда ниже деревьев и кустарников. Стебли их сочные, зелёные и никогда не одревесневают полностью. К зиме, а иногда и раньше, после созревания семян, надземные стебли большинства травянистых растений отмирают.
Работа по теме урока.
Слайд №1 Презентация «Разнообразие растений»
Слайд №2
Простейшие растения:
Первая жизнь на земле зародилась в морских глубинах и была похожа на бактерии и сине-зелёные водоросли. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни цветков. Большинство из водорослей живут в воде, но их нетрудно найти на сыром месте на суше в виде зеленоватого налёта на отсыревшей стене или цветочных горшках.
Слайд №3
Во многих озёрах и реках развитие растительности ограничено нехваткой неорганических питательных веществ. При попадании в реку минеральных удобрений начинается бурный род водорослей.
Слайд №4
Мхи. Растения с листьями и стеблями, но без настоящих корней и без цветков. Произрастают в тундре, в горах, в тропических лесах, на болоте. В сыром лесу.
Слайд №5
Мхи растут на стенах зданий и на горных породах. Они растут на болоте за счёт накопившейся воды. Есть торфяные мхи.
Слайд №6
Лишайники вырастают на коре деревьев в северных территориях. Применяются в медицине. Они являются главной частью рациона северных оленей
Слайд №7.
Папоротники – это растения с корнями, стеблями, листьями.
Много миллионов лет назад на земле господствовали папоротники. Но тогда они были деревьями. Сейчас растут только травянистые папоротники.
Слайд №8
(Иллюстрации папоротников)
Слайд №9
Хвойные растения имеют корни, стебли, семена, которые расположены на чешуйках шишек.
Слайд № 10.
Фотографии с видами города и реки, где растут ели.
Слайд №11
Вывод:
Водоросли, мхи, папоротники, хвойные не имеют цветков
Слайд №12
Цветковые растения самые распространённые на земле. Они имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. Растут повсюду: на лугах, в горах, в водоёмах, в степи, в лесах.
Слайд № 13
Фотографии с изображением цветковых растений: маки, эдельвейс, жарки.
Слайд №14
Цветковые растения: водяная лилия и белая кубышка занесена в Красную книгу, растёт на территории ВКО.
Слайд №15
Цветковые растения: ромашка, роза, анютины глазки.
Слайд № 16
Деревья. Многолетние растения с одним стволом (утолщённым стеблем), который
наверху разветвлён на множество ветвей. Разные деревья различаются высотой и продолжительностью жизни. Возраст деревьев тоже неодинаков: от нескольких десятков до сотен и тысяч лет. Фото тополя.
Слайд №17
Фотографии с изображением деревьев – берёзы и осины.
Слайд № 18
Фотографии с изображением деревьев: пальма и сосна (имеет продолжительность жизни до тысячи лет)
Слайд №19
Фото: Виды Усть-Каменогорска.
Слайд №20
Кустарники. Многолетние деревянистые растения. Имеют несколько стеблей, разных по длине, толщине, возрасту. Когда стебли отмирают, им на смену вырастают новые побеги. Так что кустарники могут жить сотни лет. Высота кустарников достигает от 1 до 6 метров.
Слайд №21
Фотографии с изображением кустарников: шиповник, можжевельник, акация.
Слайд № 22
Травы. Стебли мягкие и сочные, высота до одного метра. Бывают однолетние и многолетние. Фотографии ковыля и лугового разнотравья.
Физминутка
Мы сегодня входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
А в обед совсем теплынь-
Пахнет горькая полынь,
Тянет мёдом, мятой
И травой примятой.
Мы по лесу погуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели!
7. Работа с учебником с 72 – 74
Чтение и анализ статьи «Разнообразие растений»
- Каковы главные условия для расселения растений по земному шару?
-Сколько видов растений произрастает на территории Казахстана.?
8. Представление работы групп. Рассказы учащихся о растениях.
Слайд № 23
Фотография сирени.
Слайд № 24
Фотография рябины.
Слайд № 25
Рисунок облепихи.
Слайд № 26
Рисунок берёзы.
Слайд № 27
Рисунок одуванчика.
Слайд № 28
Рисунок подорожника.
9. Задания группам:
1. Какие пословицы и поговорки о растениях знаете.
Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему леса краса. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. Сажай леса в поле – будет хлеба боле. Зелёная ограда – живая отрада. Растение – берегам спасение. Зелёный наряд радует глаз. Дорого дерево не только плодами, но и листами. На сосне яблоки не растут. Сломить дерево – секунда, а вырастить – года. Лес и вода – брат и сестра. Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь. Ветви, что дают прохладу, не рубят. Срубили деревья – прощайте птицы. Как наступит весна, так и дерево начнёт пускать почки. Срубленное дерево начинает пускать почки. Срубленное дерево вновь не вырастет. Дерево гнётся пока молодо.
2. Загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
Веной зеленела,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
Никто не пугает,
А она всё дрожит (осина)
Кудри в речку опустила,
И о чём – то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (одуванчик)
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.. (ромашки)
Кто ни прикасается.
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (репейник)
Только тронь – отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава как огонь. (крапива)
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдёшь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
Горьку ягоду в мороз
Сладкой-сладкой в дом принёс (калина)
Слайд № 29
Ответьте на вопросы:
Почему водоросли относятся к простейшим растениям ?
Назовите растения, у которых не бывает цветков.
Каково назначение цветка?
Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?
Можно ли садовые цветы назвать травами?
10. Обобщение и итог урока.
11. Рефлексия
kopilkaurokov.ru
Урок природоведения "Разнообразие растений" (3 класс)
Тема. Разнообразие растений. Растения — живые организмы
Цель: ознакомить учащихся с растением как частью живой природы; формировать представление о разнообразии растительного мира: о водорослях, мхах, хвощах, папоротниках, хвойных растениях, цветах; умение различать растения, понимать ценность их в природе, совершенствовать умение обобщать, делать выводы; воспитывать любовь к растениям, желание охранять и приумножать их.
Оборудование: гербарные образцы и рисунки с изображениями растений, цветов, плакат с таблицей растений Украины, схема «Растения».
I. Установочно – мотивационный этап урока
1. Организация класса
2. Актуализация опорных знаний
а) упражнение «Погода»
б) народный календарь
8 января отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В народе этот день назывался Бабьи каши. По каше и погоду предсказывали на ближайшее время: если каша в печи румянится — к снегу. Если до этого времени земля еще хорошо не промерзла, то летом соку не даст, то есть урожай будет не очень хорошим. Наблюдали в этот день за солнцем и за птицами: если около солнца появлялась светлая полоса, это предвещало снег. Если синица с утра пищит — быть морозу ночью, а если галки и вороны устроили непрекращающийся гвалт — быть снегопаду или метели.
3. Мотивация учебной деятельности
Цветочная викторина
Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.
• Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)
• В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)
• Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)
• От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)
• Ботаники называют этот цветок виолой, а как он называется в русском народе? (Анютины глазки)
• Как называется искусство создания букетов? (Икебана)
• Какой цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван- чай)
• Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)
• Про какой цветок говорят, что он вырос из крови прикованного Прометея? (Эдельвейс)
• Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)
• Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)
• Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
• Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (С. Я. Маршак)
• Какой цветок страдает от любви? (Ромашка)
• Какой цветок называют сонным? (Мак)
Что это такое:
Дышат, растут,
Питаются, размножаются,
А не ходят?
(Растения.)
4. Сообщение темы и задач урока
Первое царство живой природы, которое мы будем изучать,—
это Растения. Их называют «зеленым чудом» Земли.
5. Первичное восприятие и усвоение учебного материала
а) Беседа с элементами рассказа.
На земле насчитывается более 500 тысяч видов растений.
– А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
Растения встречаются повсюду:
– высоко в горах
– в пустынях
– на лугах и в садах
– на поверхности водоемов
Растения - зеленая одежда земли! Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко, что их можно увидеть только в книгах, по телевизору.
Люди с древних времен изучают растения, и создали целую науку, которая называется ботаникой. Ботаника – наука о растениях.
Растения – живые существа. Они дышат, питаются, размножаются, гибнут. И так же как у людей у растений есть свои органы (части).
– Какие части растений вы знаете?
Угадаем органы по описанию.
– Орган, который растет вниз, находится в почве? (Корень)
– Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит? (Листья)
–Орган растения, который растет вверх, по нему проходят питательные вещества? (Стебель)
– Орган растения, из которого развиваются плоды? (Цветок)
– Орган, который образуется из цветка, в нем развиваются семена? (Плод)
– Части растения, которые находятся в плодах, с помощью них растения размножаются? (Семена)
— Что нужно растениям для дыхания? (Кислород, который есть в воздухе.)
— Чем питаются растения?
Растения не употребляют готовой пищи, как животные и люди. Они производят себе еду сами. «Кухней», в которой «готовится» для них пища, являются зеленые листья. В них на свету образуются питательные вещества, которыми и питаются растения. Без солнечного света растения не могут жить, за что их называют
«детьми Солнца».
— Из чего может появиться новое растение? (Растения размножаются семенами или своими частями.)
— Вечно ли живут растения? (Растения не живут вечно.)
Есть растения, которые живут несколько месяцев (например, пастушья сумка), а есть такие, которые живут сотни лет (почти 700 лет дубу в Запорожье, который ежегодно дает 10 т желудей). Со временем растения отмирают.
— Двигаются ли растения? (Нет.)
Передвигаться с места на место растения не могут. Но все же они движутся. Комнатные растения поворачивают листья к свету, как бы мы их ни ставили. Подсолнух поворачивает «голову» за солнцем.
б) Игра «Это интересно».
Мир растений очень разнообразен. Есть растения-карлики,
а есть растения-гиганты. Самые высокие в мире деревья — эвкалипты. Их высота достигает 162 м. Самое толстое дерево — баобаб. Нужно 50 человек, чтобы обхватить его ствол. Самый большой цветок у аморфаллуса титанического.
в) работа по схеме (презентация)
Все растения делятся на водоросли, мхи, хвощи, папоротники,
хвойные и цветковые.
Растения
водоросли мхи папоротники хвойные хвощи цветковые
г) слово учителя.
Простые по строению растения — водоросли. Они не имеют настоящих органов. Водоросли — обитатели воды. Они живут в водоемах с пресной водой и в соленой воде морей и океанов. Водоросли очень разнообразны. Зеленые водоросли живут у поверхности воды. От водорослей зависит и цвет воды в реке или пруду. О ярко-зеленой воде летом говорят, что она «цветет». Водорослей в морях и океанах очень много. Они поставляют нашей планете кислород, вырабатываемый в процессе питания. Он растворяется в воде, им дышат все растения и животные водоемов, а также кислород выделяется в воздух, и им дышат все живые организмы. В море растет морская трава
зостера, которую используют как корм скоту. Из других водорослей
изготовляют консервы. Кстати, без водорослей, т. е. произведенного
из них порошка, нельзя изготовить ни мармелад, ни зефир. Морская
капуста используется в пищу и является ценным фактором в условиях повышенного радиационного фона. Из бурых водорослей производят лекарства — йод, бром.
Вторая группа растений — мхи. Мхи — это небольшие растения, возвышающиеся лишь на несколько сантиметров над землей или
стелющиеся по ее поверхности. А выносливость у них удивительная.
Мхи выдерживают высушивание даже в течение нескольких лет, но
быстро оживают при увлажнении. Вместе с тем они способны переносить и длительное затопление, и значительные температурные колебания. Примерами мхов являются кукушкин лен и сфагнум. Вместо плодов и семян на верхушке стебля мхов появляется коробочка, в которой образуются мелкие коричневые споры. Когда они созревают, то высыпаются из коробочек, а попадая на влажную почву, прорастают и образуют новые растения.
Хвощи и папоротники растут по всей территории Украины в лиственных и смешанных лесах, на опушке или около водоемов. На полях, где живут хвощи, почва нуждается в известковании. Корневище некоторых папоротников применяют в пивоварении для изготовления клея. Листья папоротника используют как подстилку для скота.
Хвойные растения
Самое высокое дерево в мире — секвойя вечнозеленая — растет
в США, высота ее — 110,33 м. Хвоя содержит много витамина С, который помогает предотвратить цингу и другие болезни.
Цветковые растения
Эта группа растений охватывает около 300 тыс. видов. Представители этого вида распространены почти по всему земному шару.
Около 1/6 части суши покрыто лесами. Большую площадь занимают также степи, саванны, луга, поля культурных растений. Живут цветковые растения как в пресных водоемах, так и в морях и океанах. Таким образом, цветковые растения занимают господствующее положение.
ІІ. Содержательно – поисковый этап
1. Закрепление и осмысление знаний
а) работа с учебником.
Изучение раздела «Как опознать растения?» (с. 82–84).
б) работа в тетради.
в) блиц – опрос
— Что нужно растениям для питания?
— Почему растения ночью не могут питаться?
— Чем отличается питание растений от питания животных?
— Докажи, что растения – часть живой природы.
— В чем проявляется разнообразие растений?
2. Рефлексия
— Кто в мире растений самый, самый, самый?
• Самое долговечное дерево — сосна остистая, живет до 1000 лет.
• Самое высокое дерево — эвкалипт, до 162 м высоты.
• Самое толстое дерево — баобаб, до 11 м в обхвате.
• Самый длинный корень — у верблюжьей колючки, до 20 м.
• Самые длинные листья — у пальмы, до 30 м.
• Самый большой цветок — раффлезия, до 1 м в диаметре, масса — 6 кг.
• Самая большая ягода — арбуз.
• Самое влаголюбивое растение — виктория амазонская.
Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
4. Домашнее задание
1. Проработать раздел в учебнике (с. 82–84).
2. Ответить на вопросы и выполнить задание (с. 84).
www.metod-kopilka.ru
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие растений"
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (3 класс)
Тема : «Разнообразие растений».
Цели: Ознакомить учащихся с основной классификацией растений;
рассмотреть особенности каждой группы растений,
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Оборудование:
Демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений.
Таблица «Царства живой природы».
Таблица «Разнообразие растений».
Ход урока.
Организационный момент.
-Отгадайте загадки.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из - под снега расцветает,
Раньше всехВесну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
-Что между ними общего?
-Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений.
Тема урока « Разнообразие растений»(слайд 1)
II. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа.
Задание 1.
Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? Ответ напишите.
_____________________________________________________________
Задание 2.
Докажите существование связи между горными породами, растениями, животными и почвой.
2.Фронтальная работа
Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли?
- Какие живые существа есть в почве?
- Как образуется почва?
- Почему, сажая растении, мы одновременно и охраняем почву?
Одновременно с обсуждением последнего вопроса проводится выставка плакатов «Береги почву»
-А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов(на экране):
1. Выберете правильное определение почвы: (слайд 2)
Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;
Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;
О) верхний плодородный слой земли.
2. Какая главная часть почвы? (слайд 3)
Т) перегной;
Д) песок;
Б) глина.
3.Что образуется из перегноя под действием микробов? (слайд 4)
М) вода;
Н) воздух;
Л) соли.
4. Что используют растения для питания? (слайд 5)
Е) микробы;
И) соли;
Ю) перегной.
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? (слайд 6)
Ш) песок;
Щ) глина;Ч) перегной.
6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу- за 3225 лет, а там; где нет растений- всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? (слайд 7)
М) чем больше слой почвы, тем он быстрее смываться водой, какие бы растения на этой почве не росли;
Н) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.
Л) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву. (слайд 8)
7. Какое утверждение верно? (слайд 9)
А) Там. Где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть.
О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.
Я) При внесении большего количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
- У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».
- Какой природе можно отнести почву?
III. Работа по теме.
Повторение.
–Как называется наука, которая изучает живую природу?
- на какие царства ученые – биологи делят живую природу?
Учитель вписывает в прямоугольники ответы учащихся.
На экране появляется таблица:(слайд10)
-Сегодня на уроке ознакомимся с разнообразием царства растений.
2. Новая тема.
-Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения- зеленая одежда Земли»(слайд 11). Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
На доске- картинки с разнообразными растениями.
-На какие группы можно распределить эти растения?
-Какие части растения вы знаете?
3. Работа по учебнику.
С.74.
-Рассмотрите рисунок на с.71 и докажите, что растения очень разнообразны.
-Прочитайте текст учебника. Найдите ответы на вопросы.
- На какие группы делится царство растений?
- Как называется наука о растениях?
- Где растут водоросли?
- Где можно встретить мхи?
-Как узнать папоротники?
- Назовите представителей хвойных растений.
- какая из групп наиболее разнообразна?
4. Работа в рабочей тетради.
С. 29№1
-Прочитайте.
- Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки.
-Первая группа водоросли. Найдите рисунок с изображением водорослей.
Поставьте цифру один в этот прямоугольник. Выполните задание.
Проверка.
(2,4,5,1,3)
-Используя данные рисунки, расскажите о разнообразии царства растений.
С.29.№2.
-прочитайте.
-Найдите лишнее в каждом ряду. Докажите.
IV. Физ.минутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели.
V. Работа по теме
1. Новая классификация растений.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые- ботаники делят царство растений на несколько групп.
(на экране- слайд 12)
РАСТЕНИЕ
Низшие растения Высшие растения
Водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые
Практическая работа.
Таблица заполняется в процессе чтении текста в учебнике (с.72)
(На экране слайды 12-19)
В каждой группе растений очень много видов.
- Посмотрите на растения в учебнике (с.74). К какой группе они относятся? Докажите.
-Сколько видов растений вы видите?
-Ученые –биологи их называют одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный.
Заранее подготовленные ученики делают сообщения об этих растениях.
Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч –цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников около 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.(слайд 20)
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Выполнить в рабочей тетради задания 6,7 (с.31).
Прочитать в учебнике статью на с. 71-75; ответить на вопросы раздела «Проверь себя».
Выполнить задания 1,2 на с. 75 учебника.
multiurok.ru