Растения степи фото и названия 4 класс. Презентация - Степные растения и животные

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация на тему: Степь (4 класс). Растения степи фото и названия 4 класс


Степь (4 класс) - презентация к уроку Окружающий мир

Презентация на тему: Степь (4 класс)

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Степь МБОУ Подозёрская СОШ Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР4 классУчитель: Щавелёва Ольга Александровна

№ слайда 2 Описание слайда:

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её зона прерывается лесостепями по площади меньше зоны лесов и тундры.

№ слайда 3 Описание слайда:

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной зоне. Средняя температура июля +22-27 градусов (жара местами достигает +40 градусов). Погода летом стоит солнечная, сухая. Дожди имеют ливневый характер.

№ слайда 4 Описание слайда:

В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхание местных речек.

№ слайда 5 Описание слайда:

Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров очень маленький. Для второй половины зимы характерно усиление ветра, иногда до штормовой силы и сильные метели (бураны).

№ слайда 6 Описание слайда:

РАБОТА В ГРУППАХ ЗООЛОГИ Отличительная черта степных животных.Способы приспособления к жизни в степи. БОТАНИКИ Общая особенность растений.Приспосабливаемость к природным условиям. ЭКОЛОГИ Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

№ слайда 7 Описание слайда:

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

№ слайда 8 Описание слайда:

ЗООЛОГИ

№ слайда 9 Описание слайда:

Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

№ слайда 10 Описание слайда:

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых:

№ слайда 11 Описание слайда:

Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц:

№ слайда 12 Описание слайда:

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В норах они делают себе запасы на зиму.

№ слайда 13 Описание слайда:

БОТАНИКИ

№ слайда 14 Описание слайда:

СТЕПИ – это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаться после степных пожаров.

№ слайда 15 Описание слайда:

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному.

№ слайда 16 Описание слайда:

Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.

№ слайда 17 Описание слайда:

Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник.

№ слайда 18 Описание слайда:

Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.

№ слайда 19 Описание слайда:

ЭКОЛОГИ

№ слайда 20 Описание слайда:

Население степной полосы занимается разведением коров, овец, свиней. Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и представляют интерес для сельского хозяйства.

№ слайда 21 Описание слайда:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРаспашка степных земельНезаконная охота - браконьерствоНеумеренный выпас скота

№ слайда 22 Описание слайда:

Астрагал камнеломковый Астрагал пушистоцветковый Растения степной зоны, занесённые в Красную книгу. Брандушка русская Ирис низкий

№ слайда 23 Описание слайда:

Степной орел Журавль-красавка Животные степной зоны, занесённые в Красную книгу. Степная дыбка Дрофа

№ слайда 24 Описание слайда:

Интернет-источники http://posonya.ya.ru/replies.xml?item_no=7039http://elena-pim.livejournal.com/53074.htmlhttp://raskraska.narod.ru/geograf/ascania_nova_7.htmhttp://herba.msu.ru/vesna/photo/landsc/kalmyk/original/step.htmlhttp://tvorhestvo.beon.ru/37260-510-zapovedniki-rossii-spasenie-saigakov.zhtmlhttp://www.chitalnya.ru/work/15780/http://ru-traveller.livejournal.com/1987525.htmlhttp://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/krasota-prirody-beskraynie-stepnye-peyzazhihttp://penza-flora.okis.ru/zapovednik.htmlhttp://canada.tourtime.ru/articles

ppt4web.ru

Мир, сотканный из радости...: Природные зоны России. Степь

Здравствуйте, ребята!

На уроке окружающего мира мы с вами говорили о Восточно - Европейской равнине, которая простирается от Уральских гор и уходит далеко на запад. Слово "равнина" не означает, что она плоская. На ней есть небольшие возвышенности, холмы и даже горы (например, Жигулёвские), но на огромном пространстве равнины они встречаются очень редко.

Почти вся территория Восточно - Европейской равнины лежит в умеренном климатическом поясе. В соответствии с количеством тепла и получаемой влаги на ней распределились и природные зоны. Сегодня мы поговорим о природной зоне степей.

Что вы представляете, когда слышите слово "степь"? "Степь ковыльная, степь раздольная, степь широкая"... 

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. Степи славятся своими высокими травами. Лишь по берегам рек можно увидеть группы деревьев. 

Зима здесь холодная, со снегопадами. Лето сухое и жаркое. Влаги хватает для бурного роста травянистых растений, но мало для развития деревьев. В степной зоне находятся самые плодородные земли - чернозёмы.Весной в степи начинается таяние снегов и половодье с разливом степных рек, которое нередко сопровождается наводнениями. Снеготаяние - единственный период, когда степь получает достаточно влаги. 

В это время степь особенно красива: цветут тюльпаны, гусиный лук. За короткую весну раннецветущие растения успевают пройти весь жизненный цикл:вырасти, зацвести, созреть и оставить семена. Это связано с тем, что впереди жаркое и засушливое лето.

Чтобы выжить в жару, растения приспособились: у них есть особые подземные "хранилища" питательных веществ - луковицы и корневища.
Тюльпан 
Гусиный лук
Под палящими лучами солнца наземные части первоцветов засыхают, а подземные погружаются в состояние покоя до следующей весны. И так происходит из года в год. Поэтому такие растения называют многолетними.

На смену разноцветью весны в степь приходит засушливое лето. Степные просторы покрывают серо-зелёные травы: шалфей, ковыль, типчак, пахучий тимьян, лапчатка, полынь. 

Типчак

Эти травы являются засухоустойчивыми. В степи можно увидеть удивительное растение перекати-поле, ветви которого причудливо переплетаются, образуя шар, достигающий иногда 2 м в диаметре.Осенью ветер отламывает сухое растение и катит по полю, рассеивая семена.

Перекати-поле
Рассматривая на уроке иллюстрации в учебнике мы с вами выяснили, что в степи в основном обитают насекомые, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Почему среди обитателей нет земноводных? Обилие насекомых привлекает в степь насекомоядных птиц, таких как жаворонок, садовая овсянка и степной конек. Эти птицы питаются одинаково охотно насекомыми и семенами. Долго могут обходиться без воды. Свои гнёзда устраиваю на земле. В степи можно увидеть дрофу, стрепета, журавля - красавку, хотя из-за выпаса скота и распашки степей их количество заметно уменьшилось.
Жаворонок
Стрепет
Дрофа
Журавль-красавка
Самую многочисленную группу степных млекопитающих составляют грызуны. Их обилие привлекает хищных птиц - степного орла и степного луня.
Степной орёл
Степной лунь
В степи обитают крупные травоядные животные - сайгаки. Это очень древнее животное, полагают, что род сайгаков существует около десяти миллионов лет. Степным антилопам трудно укрыться от хищников в степи, поэтому у них прекрасная маскирующая серовато-жёлтая окраска. Кроме того, они прекрасно бегают. Этому способствуют не только быстрые ноги, но и особое строение морды: сильно вздутый нос хорошо защищает легкие от пыли, увлажняет и согревает вдыхаемый воздух. Это очень важное приспособление, так как на бегу сайгак низко держит голову, и ноздри у бегущего животного, особенно в большом стаде, оказываются в сплошном облаке пыли.
Сайгаки
Основные занятия людей в степи - земледелие и животноводство. Степные просторы долгое время были местом обитания племен кочевников-скотоводов, которые перемещались по своей территории по мере того, как скот поедал траву. Жили они в кибитках (крытых повозках или ставили юрты, которые легко можно было снять и погрузить в ту же повозку.
Юрта
Страшным бедствием в степи летом являются степные пожары. Часто причиной их становится небрежность человека. В засушливую погоду огонь быстро распространяется по сухой траве и охватывает огромные пространства. Зимой же часты снежные бураны, которые не только являются испытанием для обитателей степи, но и приносят пользу. Они не дают снежному покрову стать излишне толстым, поэтому сайгаки, овцы и лошади могут выкопать из-под снега сухую траву. А теперь предлагаю вашему вниманию два фильма о природной зоне степей (второй фильм повествуют о всех природных зонах России, о зоне степей рассказ длится с 15:36 до 19:00). 

nataliya-stepanova.blogspot.ru

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона степей».

1. Расположение2. Климат3. Почва4  Растительный мир5. Животный мир6. Цепи питания7. Экологические проблемы

Зона степей на карте выделена желтым цветомЗона степей расположена южнее зоны лесов  Зона степей намного меньше зоны лесов  Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.   Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

2. Климат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры  суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

 

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

 

4  Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут  тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный.

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище. В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

 

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Степной орёл — хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными ( грызунами, птицами ). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное , с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

 

6. Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы                                                                 —> Лисы                                                                 —> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

7. Экологические проблемы

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

  •     Ограничить распашку степей:
  •     Ограничить выпас скота;
  •     Бороться с браконьерством;
  •     Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф,, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

 

  Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина — в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

informic-doam.ru

Урок №18. «Зона степей», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. – вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесны­ми зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

 Зона степей

Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

 

Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Изучение нового материала

ЦАРСТВО ТЕПЛА И СУХИХ ВЕТРОВ

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а за­тем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом — зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжитель­ное, засушливое лето. Часто дуют горячие су­хие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и боль­шая часть воды, не успевая напоить почву, по­токами стекает в низины и испаряется

Степная зона славится самой плодородной почвой — чернозёмом.

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника

   Тюльпан             Ирис                 Ковыль                    Типчак

2.С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи. Инфор­мацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи

3

 

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка.

6.Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик.

    11. Шмель. 12. Кобылка.

    ЖИЗНЬ В СТЕПИ

    В степной зоне растут разнообразные травя­нистые растения. Некоторые из них — тюльпа­ны, ирисы — цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отми­рают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

    Другие растения — ковыль и типчак — иначе приспособлены к степным условиям. Они пере­носят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

    Разнообразны насекомые степной зоны. Осо­бенно много здесь кобылок и кузнечиков — отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у ко­былок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечи­ки в основном поедают мелких насекомых.

    Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, жу­равль-красавка, дрофа.

    Красавка — самый мелкий из журавлей. Дро­фа — одна из самых крупных птиц нашей стра­ны, её называют степным великаном.

    В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь — открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

    Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе кры­льев, хищная птица — степной орёл — настоя­щее украшение природы! Довольно часто встре­чается ловкий хищник степной хорёк.

    Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. На­секомыми питаются ящерицы, грызунами — степ­ная гадюка.

    СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную кни­гу России внесено очень красивое растение пи­он тонколистный-1. На страницах Красной книги мы найдём степного орла-2, журавля- красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку-3 .

    Почему же эти растения и животные оказа­лись в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Сте­пи почти повсюду распаханы. На их месте рас­кинулись поля. Распашка степей — главная эко­логическая проблема этой зоны.

    На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

    С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проб­лема в этих краях.

    Очень важная задача — сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и жи­вотным миром!

    Некоторые участки степей охраняются в запо­ведниках. Так, в степной зоне расположены запо­ведники Ростовский, Оренбургский, Даурский

    Некоторые степные животные вынуждены пе­реселяться на поля. Так поступают журавль-кра­савка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи пред­положение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

    Осмысление и понимание полученных знаний

    Обсудим!

    1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры

    2.Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

    Самостоятельное применение знаний

    Проверь себя

    1.Покажи на карте зону степей. 2. Дай крат­кую характеристику зоны степей по плану, при­ведённому в учебнике (с. 71).

    Вывод

    В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, ихместо заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным иживотным миром необходимо оберегать

    Задания для домашней работы

    1.Нарисуй, как ты представляешь себе степь

    2.Найди в дополнительной литературе, Ин­тернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение

    3.С помощью Интернета соверши вообража­емое путешествие в один из степных заповед­ников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

    Природная зона степей

     

     

     

    презентация зона степей

     

     

     

    животный мир зоны степей

     

     

     

    Фильм "Живая природа степи"

     

     

     

     

    Растения и животные зоны степей

     

     

     

    Степные травы...

     

     

     

     

    пейзажи степи

     

     

    Весна в степи.

     

     

     

    Живая природа степи

     

     

    Источники информации:

    ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

    Сайт YouTube: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/www.youtube.com /

    Хостинг презентаций окружающий мир

    - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Презентация «Степные растения и животные»

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    Степные растения и животные.

    Слайд 2

    «Растения»

    Слайд 3

    Шалфей луговой

    Слайд 4

    Шалфей луговой , который радует глаз густой сине-фиолетовой окраской своих цветков. Цветки довольно крупные и собраны в рыхлое метельчатое соцветие, заметное издалека. Форма цветков своеобразна — они имеют двугубый венчик, причем верхняя губа нависает над нижней в виде дугообразного свода. Двугубый венчик — одна из характерных особенностей семейства губоцветных, к которому относится шалфей. Строение цветка шалфея заслуживает внимания. В этом отношении данное растение несколько отличается от большинства своих родственников. У многих губоцветных в цветке четыре тычинки, а у шалфея их только две.

    Слайд 5

    Таволга шестилепестная

    Слайд 6

    Прямой не очень высокий стебель таволги заканчивается рыхлым метельчатым соцветием из мелких бело-розовых цветков. Такие соцветия отчетливо выделяются на зеленом фоне степи. В цветке таволги, как видно из ее видового названия, обычно бывает шесть лепестков. Благодаря этой особенности данное растение хорошо отличается не только от своих ближайших родственников (других видов того же рода), но и от остальных представителей семейства розоцветных, к которому принадлежит таволга (для розоцветных характерны цветки с пятью лепестками). Своеобразны также листья таволги — сильно вытянутые, перисто-рассеченные. Они очень изящны. На длинном общем черешке сидят многочисленные листовые дольки, крупнозазубренные по краю. К основанию листа дольки становятся все мельче и мельче. Замечательная особенность таволги — ее подземные органы. Если аккуратно выкопать растение, можно увидеть, что некоторые тонкие корни имеют на конце клубневидные утолщения, похожие на небольшие орешки. Это — место отложения запасных питательных веществ. Клубеньки таволги съедобны, их можно есть даже в сыром виде.

    Слайд 7

    Пион тонколистный

    Слайд 8

    Едва ли не самое декоративное растение северной степи — пион тонколистный. Цветки его очень хороши — крупные, нарядные, темно-малиновые. Они почти не уступают по красоте цветкам садовых пионов. Диаметр их достигает 7 см. Однако листья растения совсем не такие, как у садовых пионов: они рассечены на очень узкие, линейные доли. Встретить пион тонколистный в степи сейчас трудно: он сильно истреблен. Его осталось очень мало. Растение требует срочных, незамедлительных мер по охране.

    Слайд 9

    Эспарцет песчаный

    Слайд 10

    Среди степных бобовых мы встречаем также эспарцет песчаный. Его нежно-розовые цветки собраны в длинное, направленное вверх соцветие-кисть. Строение цветков несколько необычно для бобовых — флаг и лодочка хорошо развиты, а крылья очень короткие, почти незаметные. Необычен и плод — в нем только одно семя. Выглядит он своеобразно — плоский, полукруглый, с толстыми выступающими жилками, образующими крупный сетчатый рисунок на поверхности. В противоположность плодам многих других бобовых плод эспарцета не раскрывается. Он скорее напоминает орешек, а не боб. Эспарцет — одно из самых засухоустойчивых бобовых. Это ценное кормовое растение, которое широко культивируется в засушливых районах юга (так же как в средней полосе клевер).

    Слайд 11

    Южная степь — царство ковылей.Внешний облик растительности своеобразен, неповторим — серебристое, седое море, волнующееся от ветра. На этом фоне лишь кое-где разбросаны яркие пятна цветущего разнотравья. А местами его и совсем нет. Основу растительного покрова южной степи составляют дерновинные злаки с узкими листьями, прежде всего ковыли. Ковыль растет своеобразно — в виде крупного, очень плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги вплотную прижаты друг к другу, выше они несколько расходятся, располагаются более рыхло. Листья ковыля очень узкие и почти всегда сложены вдоль. Такая форма листовой пластинки служит приспособлением для того, чтобы уменьшить испарение из тканей листа (в засушливом климате это очень важно). Лист ковыля всегда складывается таким образом, что устьица оказываются на его внутренней поверхности. Здесь нет сильного движения воздуха, и испарение воды из устьиц замедлено. Ковыли — достаточно засухоустойчивые растения, хорошо переносящие недостаток влаги в почве (такие растения называют ксерофитами).

    Слайд 12

    Ковыль волосатик и типчак

    Слайд 13

    Ковыль волосатик— крупное растение, достигающее 70 — 80 см высоты. Характерная его особенность — голые волосовидные ости, вследствие чего растение и получило свое название. Ость коленчато-согнутая и при этом винтообразно закрученная. Длина ее — 13—18 см. Ковыль волосатик — кормовое растение невысокого качества.

    Слайд 14

    Особенно большую роль играет типчак, или овсяница желобчатая. Это растение образует такие же «кусты», как и ковыли, но гораздо меньшего раз­мера. Высота типчака не превышает полуметра. Дерновины его более рыхлые, чем у ковылей, а листья короче и тоньше. Совершенно иной вид имеет и соцветие-метелка. Длинных нитевидных остей у цветков нет. Типчак считается хорошим кормовым растением (при пастбищном использовании территории).

    Слайд 15

    Шалфей поникающий и зопник колючий

    Слайд 16

    Разнотравья в южной степи мало. Оно играет здесь второстепенную роль, представлено немногими видами. Среди них можно назвать шалфей поникающий (Salvia nutans). Его синие соцветия характерной формы кое-где виднеются на фоне ковылей. Цветки растения собраны на высоком стебле небольшими плотными кучками-мутовками. Верхушка стебля, несущая самую крупную группу цветков, всегда опущена вниз. Кажется, будто стебель подвял. Это — отличительная особенность данного растения. Все листья шалфея расположены внизу, у самого основания стебля.

    Слайд 17

    Еще один представитель разнотравья в южной степи — зопник колючий (Phlomis pungens). Он, как и шалфей, относится к семейству губоцветных. Цветки его розовые, с двугубым венчиком, собранные на стебле небольшими группами (мутовками). Внешний вид зопника своеобразен — стебель сильно ветвится прямо от земли, боковые ветви отходят во все стороны и, в свою очередь, также разветвляются. По общей форме растение несколько напоминает шар. Диаметр такого клубка ветвей достигает полуметра и больше. Поздней осенью, когда у зопника созревают семена и он уже сухой, главный стебель у земли становится очень хрупким. При сильном порыве ветра «шар» отламывается и начинает катиться по степи. Ветер гонит этот клубок ветвей все дальше и дальше до тех пор, пока он не остановится у какого-нибудь препятствия. Катясь, зопник рассеивает свои семена. Разбрасывание семян происходит постепенно, а не сразу. Растения подобного типа получили название «перекати-поле».

    Слайд 18

    «Животные»

    Слайд 19

    Вся жизнь болотных черепах связана с водой! Они поселяются в болотах, прудах, озерах и даже в ярыках. Питаются водными лягушками, их головастиками, мальками рыб и водорослями. Болотная черепаха На дне водоемов черепахи зимуют, закопавшись в ил. И только при размножении яйца откладывают на берегу, в ямке, которую самка роет задними лапами. Отложив яйца, черепаха засыпает их землей, а сама снова уходит в воду. Через два-три месяца черепашата проламывают скорлупу яиц, но остаются в ямке до следующей весны, питаясь за счет желточного мешочка. Размером они меньше спичечного коробка. Но даже прожив 80 лет, черепахи вырастают лишь на 15 сантиметров в длину. Это дневные животные: ночь они проводят на дне водоема или под береговыми зарослями.

    Слайд 20

    Маленький короткохвостый грызун – злостный вредитель сельскохозяйственных культур. Весной и летом он уничтожает сочные побеги злаков, осенью – зерно. Накопив жирку, суслик готовится к зимней спячке. Приносит в нору сухую мягкую траву и замуровывает землей выходы. Зарывшись в подстилку, зверек сворачивается калачиком и, обхватив голову лапами, засыпает. Но через каждые десять дней он просыпается и несколько часов бодрствует. Это время ему нужно для нормализации обменных процессов в организме. А потом суслик снова спит. Суслик Весной, выбравшись на поверхность, зверек любит погреться на солнышке, стоя столбиком у норы. Потревоженный, громко свистит и тотчас скрывается в норе. В помете у сусликов бывает иногда до пятнадцати малышей.

    Слайд 21

    Большинство тушканчиков живет в пустынях, но самый крупный из них, большой тушканчик, или земляной заяц, обитает в степях и даже лесостепях. Зайцем тушканчика называют за длинные уши, земляным – потому что живет он в норах. А норы у него глубокие, до трех метров! Там зверек залегает в зимнюю спячку, просыпаясь лишь весной. В норме самка приносит приплод до шести малышей, а в урожайное лето, когда много еды, - и два приплода. Большой тушканчик По ночам тушканчик ищет пропитание, прыгая, как кенгуру, на задних лапах. Скачет быстро и не разбивается в темноте, потому что хорошо ориентируется благодаря тонкому слуху и чувствительным усам-вибриссам. Длинный-предлинный хвост с большой пушистой кисточкой на конце служит тушканчику и рулем и балансиром при прыжках. А короткими передними лапами зверек добывает и ест насекомых, семена, сочные луковицы и коренья.

    Слайд 22

    Вобла – морская родственница речной плотвы. Живет она в Каспийском море, а в период размножения поднимается вверх по рекам Волге, Уралу и их притокам. Если обычная плотва редко весит больше полкилограмма, то морская сестрица превосходит ее раза в три. Вобла – растительноядная рыба. Основу ее рациона составляют нитчатые водоросли, но она не брезгует и личинками комаров, да и мальков других рыб поедает. Вобла Для метания икры вобла выбирает тихие, заросшие камышом и тиной места. В это время рыба прекращает есть, а ее тело покрывается острыми бородавками и слизью. После икрометания вобла настолько худеет, что не может даже сама плыть. Ее просто относит течением реки обратно в море. Вслед за родителями туда же уплывают проклюнувшиеся из икринок мальки. Откормившись к зиме, рыбы выбирают ямы и впадают в зимнее оцепенение.

    Слайд 23

    Природа одарила золотистую щурку дивным по красоте оперением, но и другими талантами не обидела. Щурке нет равных в ловле насекомых. Паря в небе или сидя на верхушке дерева, она высматривает добычу. А затем срывается с места и, стремительно маневрируя, хватает стрекоз, мух, бабочек, ос. Золотистая щурка Обычно эти красивые птицы селятся по крутым берегам рек и глинистым обрывам, в которых роют длинные норы. Каждая нора заканчивается гнездовой камерой. В таких убежищах птенцы будут в безопасности, а еду родители приносят малышам, влетая прямо в нору. Они часто образуют береговые колонии, как ласточки-береговушки, ведь всем вместе легче защищаться от непрошеных гостей. Соседства с человеком щурки не боятся и часто селятся возле сел, где ловят всевозможных насекомых, сопровождающих стада коров.

    Слайд 24

    lusana.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта