Подчеркни названия растений и животных для которых вода среда обитания. Контрольная работа по кружающему миру 3 классс за 1 четверть

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Стр. 8. Условия жизни на Земле. Подчеркни названия растений и животных для которых вода среда обитания


Условия жизни на Земле. Солнечный свет и тепло. Значение воды



Задание 15

Отметь правильное высказывание. Объясни свой ответ.

- Солнечный свет и тепло – необходимые условия для жизни на Земле.

Источники энергии такие как нефть и каменный уголь, относятся к не возобновляемым природным ресурсам и со временем закончатся на Земле, а выработка электричества без них невозможна. Солнце - пока единственный неисчерпаемый запас света и тепла. Солнечный свет приносит на Землю небольшую порцию ультрафиолета, без которого в нашем организме не будет вырабатываться витамин Д, что пагубно скажется на здоровье человека, без тепла и света не будут развиваться растения, и тогда не станет основного компонента воздуха – Кислорода, которым мы дышим. Без растений не будет и животных.

Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла.

Задание 16

Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.

Спячка животных, листопад, замерзание водоемов, осадки в виде снега.

Задание 17

Рассмотри рисунки. Объясни, от чего зависит окраска листьев у этих растений. В каких условиях они развивались.

Ответ:

Интенсивность окраски листьев зависит от многих факторов, в данном случае рассмотрим такой фактор как солнечный свет.

Растение слева получало достаточно солнечного цвета, листья имеют насыщенную зеленую окраску, потому что пигмент зеленого цвета – хлорофилл, образуется только на свету. Растение справа получало недостаточно солнечного света, поэтому окраска листьев светлая, ненасыщенная.

С.9

Домашнее задание

Сравни различные вещества, результаты запиши в таблицу.

Задание 18

Отметь правильные высказывания.

- Вода прозрачна и бесцветна.

- Вода может быть жидкой и твердой, газообразной.

Задание 19

Заполни таблицу (поставь «+» или «-»).

Задание 20

Выскажите предположение: какое значение для жизни человека, животных и растений имеет свойство воды растворять другие вещества.

Ответ:

Вода, растворяя минеральные вещества, дает возможность растениям получать из почвы питательные вещества. Вода основной компонент живой клетки, кровь представляет собой водный раствор кровяных телец. Вода, которую мы или животные пьем, также представляет собой раствор минеральных веществ. Без воды, жидкостей не было бы.

Мы бы не смогли выпить сладкого чая, или посолить суп, если бы сахар или соль в воде не растворялись.

С.10

Задание 21

Реши задачу.

Из неплотно закрытого крана за 10 минут вытекает 1литр воды. Сколько воды напрасно вытечет из крана за 1 час? За сутки?

Ответ:

Если за 10 минут вытекает 1 литр, то за час вытечет 6 литров. За сутки, за 24 часа, вытечет – 144 литра.

Задание 22

Объясни следующие высказывания.

- Вода – «сама жизнь, ты самое большое богатство на свете» (А. Сент-Экзюпери).

Что может быть воды полезней?

Без воды – грязь

Без воды – болезни. (В.В. Маяковский).

Ответ:

Все живое на Земле без воды жить не может, потому что вода - основная составляющая всех живых организмов.

Основа любого живого существа – это образование под названием «Клетка», которая на 90% состоит из воды. Без воды невозможен обмен веществ ни в организме, ни в природе. Отсутствие воды приводит к гибели организма. Если не мыть рук, есть грязные овощи и фрукты, можно заболеть разными опасными болезнями.

Способность воды растворять различные грязевые отложения, дает возможность стирать вещи и не носить грязной одежды. Вода обеспечивает человеку гигиеническую чистоту тела и дома.

*** Задание 23

Подчеркни только те слова, которые обозначают свойства водяного пара.

Белый, газообразный, непрозрачный, летучий. (Свойства водяного пара указаны для большого объема пара)

Задание 24

Установи зависимость между качеством воды и условиями протекания реки по той или иной местности. (соедини линиями соответствующие утверждения).

С.11

Задание 25

Рассмотри рисунок-схему. Сравни длину разных рек России. Отметь самую длинную реку России. Какая из этих рек самая короткая?

- Волга – 3531 км.

- Обь с её притоком Иртышом – 5410 км.

- Енисей – 4102 км.

- Амур – 4440 км.

- Лена – 4400 км.

Ответ:

- самая короткая река России – Волга -3531км.,

- самая длинная река России – Обь с её притоком Иртышом – 5410 км.

Задание 26

Подчеркни названия растений и животных, для которых вода – среда обитания.

Щука, камыш, крокодил, ряска, дельфин.

Задание-наблюдение

Проверь, какого цвета станут растворы в стаканах, если для их получения использовать:

1. Кристаллик марганцовки (марганцовокислового калия)

2. Несколько капель зеленки (бриллиантовой зелени)

3. Морковный сок

4. Несколько капель синих чернил

5. Кристаллики пищевой соли

Сделай иллюстрацию к опыту.

Задание 27

Подготовьте план рассказа на тему «Значение воды в жизни человека».

Ответ:

1. Что такое вода.

2. Свойства воды.

3. Зачем человеку вода.

4. Зачем беречь воду.

С.12

Задание 28

Дополни схему.

Задание

Используя рисунок, подготовь рассказ на тему «Как человек использует ветер (движение воздуха)».

Ответ:

Ветер – это направленное движение воздушных масс в атмосфере. Человек научился использовать силу ветра, и даже можно сказать приручил ветер. Силой ветра вращаются крылья мельницы, паруса надуваемые ветром несут корабль по волнам, воздушный шар, поднимаясь в небо, летит в ту сторону, куда ветер дует. Но такой ветер неуправляемый, и это для человека неудобно, а иногда и опасно. Поэтому человек придумал управляемый ветер: поток воздуха, направляемый вентилятором. Лопасти вентилятора вращаясь, создают воздушный поток, ветер, направление и силу которого, можно изменить.

Домашнее задание

Опусти в стакан с водой кусочек глины. Понаблюдай: появились ли в воде пузырьки? Откуда они взялись? Что это такое? Зарисуй наблюдаемое явление.

При опускании кусочка глины в стакан с водой, он осядет на дно под собственной тяжестью, через некоторое время из кусочка глины будут выделяться пузырьки – это воздух. Данный опыт демонстрирует наличие воздуха в твердых веществах.

resheba.com

Контрольная работа по кружающему миру 3 классс за 1 четверть

Фамилия, имя_____________________

Тест 1 четверть

  1. Что такое природа?

 Природа – всё, что есть в доме

 Природа – это всё, что окружает человека

 Природа – это всё. Что окружает человека и не сделано им

 Природа – это всё, что создал человек

  1. В каком из ответов перечислены только тела неживой природы

 песок, сирень, заяц, луна, солнце

 снежинка, корова, туча, вода, камень

 яблоко, огурец, одуванчик, синица

 камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка

  1. Каким способом можно узнать, что растениям нужен свет?

 наблюдением

 измерением

 построением моделей (моделированием)

 постановкой опытов

  1. Отметь правильные высказывания

 Солнце – звезда, а Земля – планета.

 Солнце – планета, а Земля – звезда.

 Солнце значительно больше Земли

 Солнце и Земля одинакового размера

  1. Закончи предложения.

Самое большое тело в Солнечной системе - ____________________________

Планета, на которой есть жизнь, - ___________________________________

6. Отметь правильное высказывание.

 Вода прозрачна и бесцветна

 Вода имеет цвет и запах

Вода может быть жидкой, твёрдой и газообразной

 В реках, как и в морях, вода горько-солёная

7. Заполни схему.

Воздух – смесь газов

__________________ _______________ __________

  1. Подчеркни названия животных и растений, для которых вода – среда обитания.

Тюльпан, камыш, щука, подорожник, крокодил, ряска, дельфин, мышь, ёж.

9.Напиши царства природы:_____________________________________________________

  1. Подчеркни ядовитые растения:

вишня, сныть, волчье лыко, борщевик, белена, дурман, калина, морошка.

  1. С каким высказыванием согласишься?

 В соцветии много мелких цветков, поэтому они более заметны

 Соцветие более красиво, чем одиночный цветок

 Соцветие труднее сорвать, чем одиночный цветок

  1. Какого океана нет на Земле:

 Атлантический  Северный ледовитый

 Северный  Тихий

 Ледовитый  Индийский

13. Нарисуй и подпиши части гриба:

14.Вставь слова:

Растения обогащают воздух __________________________, очищают его от __________________________________, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные__________________.

15. Вставь слова:

Корень - _____________________________________________________. А над землёй у многих растений располагается __________________________________. Он состоит из ____________________________________________________________________________

16. Закончи предложения:

Плод вишни -__________________.

Плод одуванчика - ______________________.

Плод помидора - ________________________.

Плод гороха - _________________________.

Плод дуба - _________________________.

  1. Способ увеличения числа различных растений и распространения их на новых территориях – это ___________________________________.

18.Вегетативное размножение растений – это_______________________________________

infourok.ru

Жизненные среды — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс).

В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды обитания. Это водная среда, наземно воздушная среда, почва и среда, образуемая самими живыми организмами.

Водная среда

Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды же они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому, как бы ни были разнообразны водные организмы, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде. Эти особенности определяются физическими и химическими свойствами воды.

 

Гидробионты (обитатели водной среды) обитают как в пресной, так и в солёной воде и по месту обитания делятся на \(3\) группы:

  • планктон — организмы, живущие на поверхности водоёмов и пассивно передвигающиеся за счёт движения воды;
  • нектон — активно передвигающиеся в толще воды;
  • бентос — организмы, обитающие на дне водоёмов или зарывающиеся в ил.

В толще воды постоянно парит множество мелких растений и животных, ведущих жизнь во взвешенном состоянии. Способность к парению обеспечивается не только физическими свойствами воды, обладающей выталкивающей силой, но и специальными приспособлениями самих организмов, например, многочисленными выростами и придатками, значительно увеличивающими поверхность их тела и, следовательно, повышающими трение об окружающую жидкость.

Плотность тела таких животных, как медузы, очень близка к плотности воды.

Удерживаться в толще воды помогает им к тому же характерная форма тела, напоминающая парашют.

У активных пловцов (рыб, дельфинов, тюленей и др.) веретенообразная форма тела, а конечности в виде ласт.

Их передвижение в водной среде облегчается, кроме того, благодаря особому строению внешних покровов, выделяющих специальную смазку — слизь, снижающую трение о воду.

Вода обладает очень высокой теплоёмкостью, т.е. свойством накапливать и удерживать тепло. По этой причине в воде не бывает резких колебаний температуры, которые часто случаются на суше. Очень глубокие воды могут быть очень холодными, однако благодаря постоянству температуры у животных смог развиться ряд приспособлений, обеспечивающих жизнь даже в этих условиях.

Животные могут жить на огромных океанских глубинах. Растения же выживают только в верхнем слое воды, куда попадает лучистая энергия, необходимая для фотосинтеза. Этот слой называют фотической зоной.

Так как поверхность воды отражает большую часть света, даже в наиболее прозрачных океанских водах толщина фотической зоны не превышает \(100\) м. Животные больших глубин питаются либо живыми организмами, либо останками животных и растений, постоянно опускающимися вниз из верхнего слоя.

Подобно наземным организмам водные животные и растения дышат, им требуется кислород. Количество растворённого в воде кислорода снижается с увеличением температуры. Причём в морской воде кислород растворяется хуже, чем в пресной. По этой причине воды открытого моря тропического пояса бедны живыми организмами. И, наоборот, полярные воды богаты планктоном — мелкими рачками, которыми кормятся рыбы и крупные китообразные.

Очень важен для жизни солевой состав воды. Особенное значение для организмов имеют ионы \(Ca2+\). Моллюскам и ракообразным кальций необходим для построения раковины или панциря. Концентрация солей в воде может сильно изменяться. Вода считается пресной, если в одном её литре содержится менее \(0,5\) г растворенных солей. Морская вода отличается постоянством солености и содержит в среднем \(35\) г солей в одном литре.

Наземно воздушная среда

Наземно воздушная среда, освоенная в ходе эволюции позже водной, более сложна и разнообразна, и её населяют более высокоорганизованные живые организмы.

Наиболее важным фактором жизни обитающих здесь организмов являются свойства и состав окружающих их воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет. Формы движения очень разнообразны: бегание, прыгание, ползание, полёт и др. В воздухе летают птицы и некоторые виды насекомых. Потоки воздуха разносят семена растений, споры, микроорганизмы.

Воздушные массы постоянно находятся в движении. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры или избегать их.

 

Наиболее замечательным из них является развитие теплокровности, возникшее именно в наземно воздушной среде.Важное значение для жизни растений и животных имеет химический состав воздуха (\(78%\) азота, \(21%\) кислорода и \(0,03%\) диоксида углерода). Диоксид углерода, например, является важнейшим сырьевым источником для фотосинтеза. Азот воздуха необходим для синтеза белков и нуклеиновых кислот.

Количество водяных паров в воздухе (относительная влажность) определяет интенсивность процессов транспирации у растений и испарения с кожи некоторых животных. Организмы, живущие в условиях низкой влажности, имеют многочисленные приспособления, предотвращающие сильные потери воды. Так, например, у пустынных растений мощная корневая система, способная насасывать в растение воду с большой глубины. Кактусы запасают воду в тканях и экономно её расходуют. У многих растений для уменьшения испарения листовые пластинки превращены в колючки. Многие пустынные животные в самый жаркий период впадают в спячку, которая может длиться несколько месяцев.

Почва

Почва — это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими её частями. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы. Огромную роль играет почва в жизни растений.

Условия жизни в почве во многом определяются климатическими факторами, важнейшим из которых является температура. Однако по мере погружения в почву колебания температуры становятся всё менее заметными: быстро затухают суточные, а по мере увеличения глубины и сезонные изменения температур.

Даже на небольшой глубине в почве царит полная темнота. Кроме того, по мере погружения в почву падает содержание кислорода и растет содержание углекислого газа. Поэтому на значительной глубине могут обитать лишь анаэробные бактерии, в то время как в верхних слоях почвы помимо бактерий в обилии встречаются грибы, простейшие, круглые черви, членистоногие и даже относительно крупные животные, прокладывающие ходы и строящие убежища, например кроты, землеройки, слепыши.

Среда, образуемая самими живыми организмами

Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами, о чём более подробно будет сказано в следующих разделах.

Очевидно, что условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды.

Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и системы, необходимые свободноживущим видам. У них не развиты органы чувств или органы движения, зато возникают приспособления (часто весьма изощрённые) для удержания в теле хозяина и эффективного размножения.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФАКаменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА

www.yaklass.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта