Сценарий внеклассного мероприятия по теме "В царстве цветов". 4-й класс. Сценарий лекарственные растения
Сценарий внеклассного мероприятия по теме "В царстве цветов". 4-й класс
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология
Цель: пополнение знаний учащихся интересными сведениями о цветах.
Задачи:
- Развивать кругозор и любознательность учеников;
- Развивать познавательную активность;
- Формировать экологическую культуру обучающихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир цветов , мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.
Приложение 1, Слайд 1.
- “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Толстой)
- “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Х.К.Андерсен.
Слайд 2.
Народная мудрость гласит: “Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям”.
Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.
Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных народов издавна являлись праздники цветов.
2. Праздники в честь цветов
Слайд 3.
В древней Греции устраивались праздники в честь гиацинтов и лилий, в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции – в честь розы и фиалки, особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии.
На Руси – праздник Ивана Купалы, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета – цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь.
3. Пословицы и поговорки
Слайд 4.
- Цветы, что дети, уход любят.
- Где цветок, там и медок.
- Хорош цветок, да скоро вянет.
- На хороший цветок летит мотылек.
- На цвет и пчелки летят.
- И красивые цветики ядовитыми бывают
- Нет таких трав, чтобы узнать чужой нрав.
- Пока травка подрастает, много воды утечёт.
- Молодо-зелено.
4. Приметы
- “Цветы в доме вянут от раздора “.
- “Хорошо растут ? к добру”.
- “Перед дождем цветы сильнее пахнут”.
- “Видеть во сне, что рвёшь цветы, означает великое счастье”.
- “Жёлтые знаменуют трудности и препятствия”.
- “Красные цветы во сне означают болезнь
5. Загадки о цветах
Слайд 5.
1. И ограда в саду, И закуска дрозду, И от хвори настой Душистый, густой… (шиповник).
2. Строга и зла красавица. Когда к ней прикасаются. (Роза.)
3. Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень.)
4. В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки.)
5. Название какого цветка – “вкусная конфета”. (Ирис.)
6. Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине… (Подснежник)
7. В траве густой, зелёной он выглядит нарядно, Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно. Головка голубая и длинный стебелёк Но кто его не знает? Это... (Василёк.)
8. Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память. (Незабудка.)
6. Стихи о цветах
Слайд 6.
Из них венки плели невесты, Их в школу девочки несли, И у могил, порой безвестных, Их вдовьи слезы долго жгли. Растут, во все века любимы, Их не убить, не затоптать. Они, цветы, неистребимы, Нам, несгибаемым, подстать. (В. Сафонов)
Цветок – это видоизмененный побег с укороченным стеблем, листья которого превратились в его отдельные части.
Венчик состоит из лепестков, окрашенных в различные цвета. Форма венчика чрезвычайно разнообразна, главное его назначение – привлекать своим цветом, запахом и нектаром опылителей.
Слайд 8. Мелкие цветы часто бывают собраны в соцветия разной формы:
- кисть
- колос
- початок
- зонтик
- корзинка
- метелка
- сложный колос
7. Злые и добрые травы (лекарственные растения). Слайд 9.
В песнях трава имеет особые поэтические названия: “травушка-муравушка”, “мурава духовитая”, “травка шелковая”, упоминали и злую, и горькую: “Полынька, полынька, травонька горькая, сама ты, злодейка, уродилася, заняла злодейка в саду местечко -место доброе, хлебородное”.
Лечение травами, с незапамятных времен входившее во врачебный обиход народа, возвращается и сегодня. Священные растения используют при совершении обрядов: купальницей устилают баню в Иванову ночь, из березы, барвинка плетут венки.
Крапиву – жгучую траву боится нечисть. На Иванову ночь посреди деревни кладут огромную кучу крапивы, чтобы ведьмы не зашли в деревню, а утром через нее прогоняли скотину. Крапиву вешали на ворота, на наличники, на крыльцо, не пуская тем самым злых духов домой.
Цветы ромашки от многих внутренних болезней целебны. Они красоту волосам и лицу придают. Что цветок сулит, то и сбывается в приговоре: “Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет”.
Слайд 10.
– На нашей поляне растут лекарственные цветы. Назовите их. (Василёк, одуванчик, зверобой, первоцвет, подснежник, иван-чай)
– Какие лекарственные растения знаете вы?
Слайд 11. Крапива
Применение в медицине
В народной медицине используют отвар, свежий сок, сухой порошок, как антисептическое средство для лечения ран и хронических язв; как средство для укрепления волос; как мочегонное, отхаркивающее, тонизирующее, поливитаминное.
Свежие листья, порошок прикладывают к долго не заживающим кровоточащим ранам. Свежий сок используется как противоядие при укусах пчел и змей, а также в качестве дезинфицирующего средства.
Салат из крапивы с яйцом.
Промытые листья (150 г) кипятить в воде в течение 5 мин, откинуть на дуршлаг, измельчить, заправить солью, уксусом, сверху украсить ломтиками сваренного вкрутую яйца, полить сметаной (20 г).
Щи зеленые с крапивой.
Молодую крапиву (150 г) варить в воде в течение 3 мин, откинуть на дуршлаг, пропустить через мясорубку и тушить с жиром (10 г) 10–15 мин. Мелко нарезанную морковь (5 г), петрушку (5 г) и репчатый лук (20 г) спассеровать на жире. В кипящий бульон или воду (600–700 мл) положить крапиву, пассерованные овощи и варить 20–25 мин. За 10 мин до готовности добавить щавель (50 г), зеленый лук (15 г), лавровый лист, перец и соль (по вкусу). При подаче на стол заправить сметаной (15 г).
Слайд 12. Календула
Применение в медицине
Цветки. Настой, настойка (внутрь) – при гастрите, язвенной болезни желудка наружно (в виде полосканий) – при болезнях полости рта , при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, ангинах.
Настойка, настой, мазь – как противовоспалительное и ранозаживляющее средство при ушибах, ссадинах, мелких ранах.
Напиток из календулы.
Сушеную календулу (50 г) варить в воде (2 л) в течение 30 мин, оставить в закрытой посуде для настаивания на 12 ч, процедить через сито или марлю, добавить сок калины (500 мл) и мед (200 г). Перемешать и разлить в бутылки. Хранить в прохладном месте.
Опрос домашнего задания.
8. У каждого из нас есть самый любимый цветок (легенды)
Слайд 13.
Во все времена все народы отдавали ей предпочтение, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен, о ней создавалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно написать целые тома.
В древней Индии существовал закон, по которому каждый, принесший царю этот цветок, мог просить у него все, чего только пожелает. Этими цветами греки усыпали путь возвращающегося с войны победителя и убирали его колесницу. Ими же убирали тела и гробницы умерших.
В России этот цветок начали разводить при Петре I и Екатерине II.
Если вы не догадались, какой это цветок, возьмите картинки и сложите их правильно. Вы увидите изображение этого цветка.
Слайд 14. Легенды о цветах
Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка. И вот случилось так, что проводила своего друга одна девушка на сечу. Ушел он громить Орду татарскую, да и пропал без вести. Долго ждала девушка суженого – не ведала беды. Не знала, что стрела басурманская сразила добра молодца в чистом поле.
Ветры буйные шумели над могилой храброго русича, и когда разыскала её наконец девушка, засветились вокруг цветы луговые взором ласковым сквозь тьму непроглядную. Похожи были цветы на девичьи глаза.
Цветы эти кажется сама простота. Пестрые бархатистые лепестки словно зовут к себе, манят и одновременно как испуганные. Невзначай потревоженные. Белый цвет в венчиках – цвет надежды. Жёлтый – удивления. Фиолетовый– печали. Все три периода человеческой жизни.
Назовите растение, о котором эта легенда. (Анютины глазки)
Слайд 15.
По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла.
В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг.
“Я создам цветок”, – сказала мудрая Флора, – который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла”. Так появился на земле цветок под названием…
Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой зев, чтобы угостить сладким нектаром … (шмелей и ос) (Львиный зев)
Слайд 16.
Этот цветок – уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени.
Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял с собой в кабину самолета букет из этих цветов, и, в знак доброго расположения, преподнес их первым встретившим его американцам как привет из России.
Согласно древнеримской легенде цвели будто бы эти цветы посреди хлебного поля и люди даже не замечали их. И вот однажды Церера– богиня жатвы и земледелия, обходя свои владения, услышала, как они сетовали:
– Дай нам колоски с зернами, чтобы слились мы с хлебными колосьями. Или позволь нам расти отдельно.
– Нет! – ответила строгая Церера.– Я поместила вас среди хлебного поля за тем, чтобы всегда напоминали землепашцам о милости неба, дарующего им хлеб!
Возгордились они и внушили людям, будто прячут в своих цветках маленького и хитрого полевика, который зорко следит за жнецами. (Василек)
Слайд 17.
В переводе с латинского этот цветок означает – “меч”, и потому у римлян он считался цветком гладиаторов. Одна из легенд рассказывает о том, как появился цветок на земле. Шла война между римлянами и фракийцами. Победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине связала двух юношей-пленников Сента и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил двух друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду – возвращение на родину, то есть то, ради чего они готовы были отдать жизнь. На ратное зрелище сошлись любопытные. Затрубили трубы, призывая отважных к битве, но Сент и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Их предали смерти. Но как только тела коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов назвали эти цветы….. И до сих пор они являются символом верности, благородства, памяти. Эти цветы – одни из самых любимых осенних цветов. Высокое стройное растение с красивыми, как у лилий, цветами, собранными в два ряда в заостренный, прямой колос. Листья, длинные, узкие, торчат как острые шпаги. Это растение поэтому часто называют шпажником, а алые соцветия некоторых сортов подобны капелькам застывшей крови. (гладиолус)
Слайд 18. Легенда о ромашке
Давным-давно жила на свете Девушка. Имя ее уже забылось. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у нее любимый человек – Роман.
Каждый день влюбленные проводили вместе. Роман любил дарить своей Девушке подарки. Однажды принес он своей любимой цветок – нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный – вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки. Любовь и нежность исходила от цветка. Он сказал, что этот цветок ему приснился а, когда проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой – по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: “И почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!”
Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Долго он искал эти цветы. Наконец нашел на краю света , в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен – Роман остается навсегда в его царстве, а тот дарит его Девушке поле цветов. Молодой человек согласился. Ведь ради любимой он был готов на все!
Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточного…
Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше!
Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них.
9. Цветочный кроссворд (практическая работа) Слайд 19.
По горизонтали:
1. Синенький звонок висит, Никогда он не звонит. (Колокольчик)
2. Меня называют царицей цветов За цвет и за запах моих лепестков, Хоть куст мой зеленый вас ранить готов, Но кто ж не простит мне колючих шипов? (Роза)
3. Ковёр цветастый на лугу, Налюбоваться не могу. Надел нарядный сарафан Красивый бархатный ...(Тюльпан)
4. Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый ... (Василёк)
5. Выросла бочка, В ней крупы Как звёзд ночкой. (Мак)
По вертикали
1. Белые горошки Вырос На зеленой ножке. (Ландыш)
2. На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик)
3. Знакома с детства каждому Их белая рубашка. С срединой ярко-желтою Веселая ... (Ромашка)
4. Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы – однофамильцы С мелкими гвоздями. (Гвоздика)
5. Голубым всё поле стало, Словно небо вниз упало. (Лён)
6. Он на стражника похожий, Словно клумбу стал стеречь, Очень яркий и весёлый, По латыни значит “МЕЧ”. (Гладиолус)
(Кукушкины слёзки)
Слайд 20. Кукушкины слёзки
Говорят, когда-то кукушка из-за чего-то очень расстроилась или на кого-то очень обиделась. И от горя или обиды стала плакать.
Слезы падали на листья ятрышника и оставляли на них красновато-ржавые пятна. С тех пор это растение с пятнистыми листьями стали называть “кукушкины слезки”.
Цветки у ятрышника не белые, а лиловые или светло-красные, исчерченные темными полосками, которые как бы указывают насекомым путь к нектару.
Корень растения подобен двум соединенным рукам: нежной женской и сильной мужской. Колдуны использовали для пробуждения любви. Корень носили на себе в виде амулета для возбуждения к себе симпатии, любви; считалось, что он очень помогает при супружеском несогласии.
10.В мире интересного. Раффлезия Арнольди
Слайд 21.
В 1818 г. натуралист-исследователь доктор Жозеф Арнольди в сыром тропическом лесу на далеком острове Суматра обнаружил удивительный цветок.
Слайд 22. Эдельвейс
Говорят, что этот редкий цветок может увидеть лишь однажды тот, кто сможет душой сродниться с отвесными скалами и сумеет преодолеть трудности, подстерегающие в горах на каждом шагу, ночевать на заснеженных перевалах, чье сердце будет открыто людям.
Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных красавиц.
Слайд 23. Цветочные часы.
Вы видите: идут Цветочные часы... В пять – маки зори льют по капелькам росы, В шесть – озаряет день Льна голубой цветок, Фиалка вспыхнет в семь, в восьмом часу – вьюнок.
11. Символика городов
Слайд 24. Город Салават
Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков – семь родов, положивших начало единению народов Башкортостана. На территории одного из семи этих родов – рода Юрматы – расположен город Салават.
Стилизованное изображение газгольдера символизирует нефтехимическое производство, которое является градообразующим. Город своим рождением, развитием, многими достижениями обязан нефтехимическому предприятию, которое является одним из крупнейших в стране и играет важную роль в экономике города.
На основном поле расположены всадник и сокол, олицетворяющие вечное стремление к свободе национального героя башкирского народа – Салавата Юлаева, чьим именем назван город и где имеется памятник, посвященный ему.
Слайд 25. Город Шелехов
Символика герба читается так:
Символ места – сибирский цветок Жарок. Символ имени – промысловая шхуна Галиот. Символ земли Иркутской – сильный бапр. Голубой цвет – цвет морских просторов и мечты о чистом небе над городом. Оранжевый цвет – цвет червонного золота, цвет богатства и благородства людей. Красный цвет – цвет борьбы, свободы, тревоги. Белый цвет – цвет чистоты помыслов. Серебристый цвет – цвет чести и достоинства.
12.Сказочные цветы
Слайд 26
Растут на моей поляне и сказочные цветы.
Назовите, в каких сказках вы встречались с такими необыкновенными цветами?
Как они помогали героям сказок? (Мак, роза, сирень, клевер,…)
Проверка домашнего задания.
13.Красная книга
Слайд 27
Не забывайте о том, что цветы могут плакать. Они “кричат”, просят помощи и защиты у людей. Ведь появились цветы, которые занесены в Красную книгу. Какие цветы просят помощи, назовите их? (Венерин башмачок, ландыш, кувшинка.)
Назови ещё растения из Красной книги.
14. Заключительное слово учителя. Подведение итогов мероприятия
Слайд 28
Берегите цветы! Они нужны. Они – как нежность, Как любовь, как дети. Сильнее зла, Сильней всего на свете, Сильнее смерти И сильней войны. Цветы, как люди На добро щедры. И, щедро нежность Людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сценарий и презентация для внеклассного занятия для начальных классов на тему "Лекарственные растения"
Цели занятия:
- расширить знания учащихся о лекарственных растениях;
- развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.
Оборудование:
- выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации;
- рулетка или диск со стрелкой
- на доске слова с закрытыми буквами.
- мультимедия Лекарственные растения»
Ведущий. Сегодня нашу игру « Поле чудес» мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
- Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?
- Как найти в природе нужное растение?
- Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.
- Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?
Звучит фонограмма звуков леса. Выходят ученики и рассказывают:
1. Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех , умеющих их тайну разгадать.
2. Здесь белая фиалка высится стройна,
Здесь белая ромашка в зелени видна.
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,
И играют звёзды ночью по волнам…
3. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем без исключения
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведущий.
Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
Первый тур.
1. У кого одна нога, да и та без башмаков? Гриб.
2. Рос ребенок , не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём.
Кочан капусты.
3. Мой брат зовёт всех на уроки,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову склоню,
Но почему - то не звоню Колокольчик
Представление первой тройки игроков…
…. . крути барабан.
Ведущий.
В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. О каком растение идёт речь?
В слове 7 букв. (Р о м а ш к а)
Ведущий. Родина этого растения Америка. Давным - давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит»
Весь материал – смотрите архив.
videouroki.net
Сценарий экологического спектакля для детей старшей группы
На балу у лекарственных растений
Цель: развивать познавательную сферу дошкольников.
Задачи экологического спектакля: расширять знания детей о лекарственных растениях; воспитывать бережное отношение к ним и умение правильно их использовать в повседневной жизни.
Действующие лица:
Доктор, Баба Яга, Пион, Валериана, Хмель, Радиола, Женьшень, Чай, Крапива и крапивята, Лук, Чеснок, Липа, Сосна.
Мероприятие проводится в фитобаре дошкольного учреждения или на участке детского сада.
Доктор. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я к вам приехал, чтобы рассказать о чудесных свойствах трав и растений, которые называют лекарственными. Люди издавна используют эти растения и травы для улучшения своего здоровья. И вы тоже сегодня узнаете много интересного.
Неожиданно рядом с Доктором появляется Баба Яга.
Баба Яга. Ну а о чудесах буду рассказывать я.
Доктор (удивлённо). Баба Яга …
Баба Яга. Ну уж не такая я Яга, а сейчас совсем не Яга.
Доктор. А кто же?
Баба Яга. Ведунья, знахарка; ну, если уж никак не можешь забыть, что я Баба Яга, то называй меня просто… колдуньей, сестрицей.
Доктор. Чьей сестрицей?
Баба Яга. Твоей.
Доктор. Моей?
Баба Яга. Скажи, кто ты?
Доктор. Доктор.
Баба Яга. Родственники мы с тобой, дорогой мой колдовской брат, только я постарше лет на триста буду. И будем мы с тобой вместе сегодня рассказывать ребятам о целебных
травах.
Доктор. Но ведь только знание может творить чудеса и открывать лечебные свойства трав.
Баба Яга. Э нет, милый братец. Только колдовская сила делает травы целебными.
Доктор. Не будем спорить. Пусть ребята сами решат, что же в целебных травах колдовского.
Баба Яга (сидит притихшая и обиженная). Очень ты меня обидел тем, что все мои чудеса перед ребятами раскрыл, но уж одно чудо я сегодня совершу: «Крибля, кробля, бумбарут! Пусть картинки оживут!»
Гаснет свет. И когда он снова загорается, в зале появляются растения.
Доктор.
Разрешите вам представить наших гостей.
Расскажите, где растёте,
Как живёте, как цветёте,
И в какое время вас
Собирают про запас.
Баба Яга.
У кого какие части
Колдовской послушны власти.
Пион.
Семена мои целебны –
При гастритах пьют настой.
Корни убивают яды
И снимают в почках боль.
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
Валериана и Хмель.
Ах, как грустно это, право,
Для кого-то мы — забава.
Баба Яга (сидит на стуле, зевает и начинает засыпать).
Очень грустно что-то стало,
Начала я засыпать.
Эй, Пустырник, Валериана,
Не хотите ли сплясать?
Валериана.
Я сплясать была бы рада,
Только там, где мы растём,
Не попляшешь даже летом,
Потому что мох кругом.
Я расту, где есть прохлада.
Там искать мой корень надо.
Хмель.
Валериана, Валериана,
Не отказывайся зря.
С нами танец пусть танцуют
Наши верные друзья.
Растения танцуют менуэт, к концу танца засыпают стоя, а Доктор и Баба Яга спят сидя на стуле. Входит новая группа растений.
Радиола.
Ах, какая скукота!
Не откроют даже рта.
Посмотрите, как уснули,
Нас, наверно, обманули!
Женьшень (строго).
Радиола, Чай, Лимонник,
Мне ответьте поскорее,
Чтоб на бал нам всем явиться,
Чья, скажите мне, затея?
Радиола.
Я была совсем не прочь
Здесь попеть и поплясать.
Лимонник.
Ну и мне хотелось силу
Всем ребятам показать.
Женьшень.
Значит, все не против были!
Мой приказ – чтоб пробудили
Вы заснувший здесь народ.
Так, не мешкая, вперёд!
Пойте, смейтесь и пляшите,
Но все травы пробудите.
Пусть шумит весельем бал,
Чтоб никто здесь не зевал!
Все танцуют быстрый танец.
Доктор (просыпаясь).
Рад представить вам гостей я,
Заманиха, Чай, Лимонник –
Я — ваш искренний поклонник,
А Женьшень – ваш предводитель,
Наших дум давно властитель.
Вас давно уж знаю я,
Вы полезны всем, друзья.
Расскажите без утайки,
Где растёте вы сейчас
И когда вас собирают,
Как хранят, как сушат вас.
Радиола.
Корень мой народ недаром
Называет «золотым»,
Помогает всем настойка,
И здоровым, и больным.
По рецепту докторов
Принимай мою настойку –
Весел будешь и здоров.
Чай.
Чай китайский я зовусь,
Но везде я приживусь,
Климат тёплый где и влажный.
Женьшень.
Я – Женьшень – чудесный корень,
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Баба Яга вдруг замечает стоящую невдалеке Крапиву.
Баба Яга.
Фи, да здесь чертополох!
Крапива.
Чтобы твой язык отсох!
Знай, милейша, я – Крапива,
Не таращься, я не диво,
Ну, а пользы от меня –
Рассказать не хватит дня.
Эй, весёлые ребята!
Молодые крапивята,
О крапиве спойте нам.
Кто споёт всех веселее,
Приз тому я сладкий дам.
Выбегают крапивята и поют частушки.
Крапивята.
Из крапивных из листочков
Вкусные салаты.
Баба Яга (перебивает и передразнивает).
Только к ним добавить нужно
Лук, яйцо, томаты.
Крапивята.
А в салате из крапивы
Много витаминов С.
Баба Яга.
Те, кого им угощают,
Изменяются в лице.
Крапива (сильно рассержена).
Эй, Укроп, Чеснок, Калина,
Ландыш, Липа, Лук, Сосна,
Крапивятам помогите.
Крапивята.
Помощь очень нам нужна.
Крапива.
Эй, старушка, ну держись!
Расступись! Посторонись!
Валериана.
Мы собрались, чтоб ребятам
Разобраться в нас помочь.
(Обращается к Бабе Яге )
Ах, понюхай, выпей милая,
Успокойся, уж не в мочь.
Доктор.
Вот спасибо, Валерьяна.
А теперь, друзья, продолжим
Всем полезный чудный бал.
И гостей, наверно, новых
Представлять бы я не стал.
Лук и Чеснок (вместе).
Что сказать нам о себе?
Для того, чтобы пореже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
Липа.
Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебной липы чай.
Сосна.
Из сосны древесный уголь
Получают, скипидар.
А ещё из нас, ребята,
Получают канифоль.
В производстве ей по праву
Отвели большую роль.
Доктор.
О немногих рассказали
Мы растениях целебных.
Баба Яга.
Я услышала сегодня
Много сведений полезных.
Доктор.
Вот и всё, что мы хотели
Вам сегодня рассказать.
Должен всем я вам заменить,
Что их нужно охранять.
А теперь я предлагаю
Вам отведать фиточаю.
Все персонажи спектакля и дети садятся пить чай, приготовленный из лекарственных растений.
Ж. Чеховская
vscolu.ru
Сценарий мероприятия по ООМ "Зелёная аптека"
Внеклассное мероприятие
«Зелёная аптека»
Цель:
Образовательные задачи:
закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;
вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
Ход мероприятия (слайд № 1)
Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.
Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»
Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.
Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
(слайд № 2)
Ведущий: Лес - не только для забавы,
Он - богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом одни лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
(слайд № 3)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой
Конкурс 1. «Загадочный цветок» (слайд № 4)
Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.
Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”
По окончании выполнения задания – проверка.
(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Что сначала, что потом?»
(слайд № 7)
Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.
(слайд № 9)
Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
(слайд № 10)
В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.
(слайд № 11).
Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.
Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.
Конкурс 3. «Шиворот - навыворот» (слайд № 12)
Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.
(слайд № 14)ЛАИАМН – Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
По окончании задания (по щелчку) – проверка.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
(слайд № 15)
Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.
(слайд № 16)
Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.
Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных
растений » (слайд № 17)
Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.
Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
(слайд № 19)
Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.
(слайд № 20)
Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря.
Конкурс 5. «Загадки» (слайд № 21)
Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
(слайд № 22)1. Очень полезны те ягоды, детки,
И для желудка, уж вы мне поверьте,
Да и для глаз не мешают они,
В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)
(слайд № 23)
2. Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (по щелчку) (Календула.) (слайд № 24)3. «Кошачья травка» — Больным поправка: Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку. (по щелчку) (Валерьяна) (слайд № 25)4. Путник часто ранит ногуВот и лекарь у дороги. (по щелчку) (Подорожник.)
(слайд № 26)
5. Травка та растёт на склонах И на холмиках зелёных, Запах крепок и душист, А её зелёный лист Нам идёт на чай. Что за травка, отвечай! (по щелчку) (Душица)
(слайд № 27)
6. Злая, как волчица, Жжётся, как горчица. Что это за диво? Это же ….. (по щелчку) (Крапива)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 28)
Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.
Подорожник
(слайд № 29)
Настой листьев подорожника рекомендуют при болезнях органов дыхания, а также желудочно-кишечных болезнях (гастрите, язвенной болезни, дизентерии).
Конкурс 6. «Стоп – кадр» (слайд № 30)
Ведущий: (по щелчку) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
Липа. (слайд № 31)
Клен. (слайд № 32)
Дуб. (слайд № 33)
Ольха. (слайд № 34)
Сосна. (слайд № 35)
Береза. (слайд № 36)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
(слайд № 37)
Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.
Берёза
(слайд № 38)
Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.
Конкурс 7. «Ребусы» (слайд № 39)
Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.
Команды будут отвечать по очереди.
За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.
Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
(слайд № 40)
(по щелчку) КАЛАНХОЕ
(слайд № 41)
(по щелчку) ЗОЛОТОЙ УС
(слайд № 42)
(по щелчку) САНСЕВЬЕРА
(слайд № 43)
(по щелчку) АЛОЕ
(слайд № 44)
Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.
Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.
Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.
(слайд № 45)
Спасибо за внимание!
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.
infourok.ru
1 | 2-4 минуты | Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами узнаем много интересного о лекарственных травах. Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли... Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей). Итак, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов.) А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”? (Ответы.) Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (Ответы). | Цветная бумага для жетонов | 2 | 5 минут | Игра разминка: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две команды. За 3 минуты каждая команда напишет название лекарственных растений. Но вы должны не только вспомнить и написать названия растений, но и рассказать о их лекарственных свойствах. Ребята, разделившись на две команды, пишут названия лекарственных растений, после отведенного времени, они зачитывают названия растений и рассказывают о них. | Бумага, ручки | 3 | 7-10 минут 5 минут | Игра+теоретическая часть Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать. (Ребята подбирают 1 и 2 части пословиц и читают их, объясняя их значение.)
Примечание. Количество пословиц определяется по количеству участников , содержание пословиц и поговорок должно учитывать знания и подготовленность ребят. Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома. | Распечатанные пословицы | 4 | 5-7 минут | Игра На столик выставляется несколько карточек с изображениями лекарственных растений. Дети их запоминают. Наставник предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. | Распечатанные карточки с изображением лекарственных растений | 5 | 5-10 минут | Самостоятельная работа ребенка Сегодня мы с вами научимся делать розы из бумаги (Наставник показывает, как делать цветы, дети повторяют) | Гафрированная бумага (розовая и красная), зеленая цветная бумага, зубочистки |
"Лекарственные растения"
Преподаватель биологии
ГБОУ СОШ №1049
Плотникова Надежда Николаевна.
Москва 2013.
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов по теме: "Лекарственные растения".Повысить качество биологического образования и результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы и ее готовность к решению современных социальных задач - именно в этом заключается главный смысл разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно стандартам второго поколения, образовательный процесс в школе подразумевает не только обучение детей, но и их воспитание, становление личности ребенка. Одна из составляющих учебно-воспитательного процесса - внеурочная работа по предмету, которая обогащает знания учащихся, стимулирует их познавательную активность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала. Систематическое проведение внеклассных мероприятий позволяет расширить кругозор школьников, внести в учебный процесс элементы соревнования и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования знаний. Важный аспект этой деятельности заключается и в том, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию коллектива единомышленников.
Одним из интересных и занимательных внеклассных мероприятий является игра - КВН. Игра-это способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Предлагаем сценарий КВН "Лекарственные растения" для 6 классов, с презентацией к данному мероприятию.
Цели:
- Развитие познавательной активности, творческой инициативы, художественных и творческих способностей, интереса к предмету биология.
- Развитие коммуникативных умений: отношений сотрудничества, коллективизма.
- Воспитание чувства ответственности за себя и за свою команду, умений преодолевать трудности, действовать в нестандартной обстановке.
- Сценарий мероприятия.
- ^
Задание для команд.
1. Дать название командам.
2. Определить девиз команд.
3. Выполнить домашнее задание - подготовить газету с кроссвордом для команды соперника.
4. Подготовить небольшую (10 мин.) сценку - рассказ об одном из лекарственных растений. Условия:1. В представлении сценки не нужно называть вид растения, о котором идёт речь. Команда соперника сама должна догадаться, что это за растение. 2. В сценке должны быть продемонстрированы морфологические и физиологические особенности представляемого растения. 3. Растение, которое представляется в сценке, должно быть известно .
Вовремя мероприятия выбирается жюри, всем членам которого перед началом выдаются тексты вопросов и ответов с указанием времени, необходимого на подготовку. Один из учащихся будет следить за временем (для него нужно приготовить часы с секундомером и колокольчик, с помощью которого он будет извещать о начале и конце каждого конкурса). После каждого конкурса жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты. Ведущими КВН являются учащиеся старших классов.
^
1. Представление команд (максимальное количество баллов - 10). Название, девиз, представление газеты.
2. Разминка для капитанов команд. Загадки.( по 1 баллу -за правильный ответ). (Слайды №2,3)он
1.Стоят в поле сестрички -желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)
2.Я шариком пушистымбелею в поле чистом,а дунул ветерок - остался стебелек! (Одуванчик.)
3.Стоит зеленая девица, Сибирской елочки сестрица. И все мы знаем, что она называется... (Сосна)
4. Цветочки - как розы, Листочки - как слезы, К шипу прикоснешься - Слезами зальешься. (Шиповник)
5. Белостволая красавица бьет нас в бане, а нам нравится.(Берёза)
6.Лег пластом у дороги,
Разметал руки-ноги,
Его бьют сапогом,
Его мнут колесом -
Ему все нипочем,
Хоть ударь кирпичом.(Подорожник)
7. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.(Репей)
8.Не пустили в огород -
Оттого она и жжет.(Крапива)
9.Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)
10.Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
11. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
12. У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики сизые,
Словно бы в инее. (Можжевельник)
13.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он - салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.(Пастушья сумка)
14. Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.(Майский ландыш)
3. Конкурс "Аптекарский огород".Слайд №4. Ведущий представляет конкурс "Аптекарский огород", начиная свой рассказ об истории создания первых аптекарских огородов, которые возникли 6 тыс. лет до н.э. В России они появились при Петре Первом . Ведущий читает стихотворение:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь - на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду-
Снова будешь жизни рад. (На слайде №4 поочерёдно нажать курсивом на растения)
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята-
Вот "зелёная аптека"
Помогает вам, ребята!
Каждой команде выдаются карточки. Слайд №5. Команды определяют какие лекарственные растения представлены на слайде, их видовые названия. Какие части растения используются и для каких целей. На выполнение задания даётся 5 минут. Необходимо заполнить таблицу, правильно сопоставив название растения, используемую часть и применение. (1балл-за каждую правильно составленную строку, всего -5 баллов.
Название растения, его изображение | Какую часть используют | Применение в медицине |
1.Календула лекарственная. 2. Чистотел большой. 3.Ромашка аптечная. 4.Тысячелистник лекарственный. 5. Зверобой продырявленный. | 1. Листья. 2.Цветы и соцветия. 3. Надземная часть. 4.Корень 5.Плоды | 1.Противоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос. 2.Кровоостанавливающее, заживление ран. 3. Противовоспалительное, ранозаживляющее, Бактерицидное действие. Лечение конъюнктевита (воспаление глаз). 4. Вяжущее, противовоспалительное действие. 5. Наружное применение, для лечения кожи, туберкулёза. |
4. Конкурс"Соцветие". Составить схему соцветия. Назвать лекарственное растение с данным соцветием и лекарственные свойства этого растения. Слайд №6. Конкурс оценивается в 3 балла.
а) соцветие-початок. Например растение аир болотный. Экстрактом из корня лечили заболевание проказу.
б)соцветие-головка. Например растение клевер луговой. Цветки клевера обладают противовоспалительным, потогонным, антисептическим, кровоостанавливающим, вяжущим.
5. Конкурс " Правила сбора лекарственных растений".
Каждой команде за 5 минут составить как можно больше правил сбора лекарственных растений. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Правила записываются на отдельном листочке каждой командой, а потом по очереди озвучиваются.
Ответы команд:
1. Собирать только те растения, которые хорошо знаешь, их свойства и применение.
2. Собирать растения нужно только в сухую погоду.
3. Лекарственные растения срезают ножницами, если нужны надземные части растения, и выкапывают лопатой корни и корневища.
4. Корни и корневища тщательно промывают и сушат при определённой температуре.
5. Надземные части растения: цветы, соцветия, листья сушат в сухом, хорошо проветриваемом месте, без доступа солнечных лучей.
6. Хранят лекарственные растения, плоды в бумажных пакетах или в мешочках из хлопчатобумажной ткани.
6. Конкурс. Игра со зрителями пока команды составляют правила сбора растений. "Угадай полезные плоды, овощи и зелень на нашем столе". Слайд №7. Слайд №8.
1. Очень вкусные плоды и полезные они:
Много жира, витаминов,
Как питательны они!
Ядра ели в шоколаде,
Скорлупа - краситель яркий.
Угадай-ка поскорей, что за плод мы рвём с ветвей? (Орех)
2. Эти разные листочки
Лечат сердце, лечат почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смоют все веснушки,
И лысины нет на макушке. (Петрушка)
3. Этот плод - аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки - деликатес,
И глистам -противовес. (Тыква)
4. Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогают фитонциды
Вылечить простуду. (Лук)
5.В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление понижает
И кровь оздоровляет. (Свёкла)
6. Листья - будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит.
Придают здоровый вид. (Укроп)
7. Конкурс. " Третий лишний". Какая из команд быстрее составит слова и найдёт лишнее слово. Слайд № 9.
8. Конкурс "Домашнее задание". Представление сценки командами. Команда соперника должна узнать растение , о котором говориться в сценке. данный конкурс оценивается в 10 баллов. За угаданное растение по 3 балла.
Подведение итогов. Подсчёт баллов. Награждение победителей.
Литература.
1. Якушкина. Игра конкурс. Зелёная аптека. Биология 5-11. Внеклассные мероприятия. Волгоград. 2009.
2. Интернет ресурсы.
shkolnie.ru
Сценарий мероприятия "От болезней всех полезней"
Цели: формирование здорового образа жизни; знакомство с целебными свойствами лечебных трав; привитие любви к травяным лечебно-витаминным чаям. Оборудование: рисунки и засушенные лекарственные травы; чайная посуда; травяной чай.
Ход беседы
1. Вступительное слово. - У каждого народа есть свой излюбленный напиток. Для русских - это чай. Мы больше привыкли к чаю, который продается в магазине. 11. Основная часть. - Чайные кусты выращивают на юге. Их листья убирают два раза в год: в апреле и августе. Лучшие сорта чая получают из нераспустившихся листьев. Чайные листья проходят много операций: его листья сушат или вялят, скручивают, сортируют и расфасовывают. Все это делают машины и люди. Но сегодня мы будем говорить о травяном чае. Чтобы его получить, надо пойти в лес, поле, на луг, в огород и собрать листья, цветы или ягоды. Это будет сырьем для чая малинового, липового, брусничного и т.д. Травяные лечебно-витаминные чаи способствуют укреплению здоровья. Лекарственные свойства растений были известны давно. Наверное, даже обитатели пещер пользовались травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают конкретные рецепты и способы применения целебных растений. Народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о лечебных свойствах трав, создавая основу при родной зеленой аптеки, которой мы пользуемся и в настоящее время. (Тихо звучит музыка. Учитель читает отрывок из стихотворения Д. Пристли «Кладезь земной») - Вы, наверное, поняли, что, находясь в лесу, поле, на лугу, нужно помнить о сохранении природного богатства. Прежде всего, заготавливать витаминные чаи надо так, чтобы после вас не осталось пустого места. Ведь природа очень ранима. Необходимо всегда оставлять на месте сбора часть травы для ее возобновления. Нельзя рвать траву с корнем, плоды и листья с веточками. Прежде чем мы будем заваривать травяной чай, ваши одноклассники расскажут нам о целебных свойствах некоторых растений. 1- й у ч е н и к. Душица. Народное название матрешка. Когда ее кладут в чай, то он становится красивый и ароматный. Трава душицы успокаивает кашель. Настоем душицы промывают раны. 2~й ученик. Зверобой. Это многолетнее растение. У него янтарно-желтые цветочки. Его настой используют для сердечно-сосудистых заболеваний, улучшения аппетита. Сок зверобоя заживляет раны. З-й ученик. Липа. Это дерево живет более тысячи лет. Липовый цвет - хорошее средство от простуды, головной боли. Липовый чай является одним из самых распространенных средств при лечении в домашних условиях. 4-й ученик. Малина. Эта ягода является хорошим средством при простудных заболеваниях. Настоем сухих или свежесобранных листьев рекомендуется полоскать горло. 5- й у ч е н и к. Морошка. Янтарно-желтая ягода. Плод похож на малину. Растет в наших краях на болоте. Содержит витаминов в четыре раза больше, чем лимон. Употребляют при простудных заболеваниях. Морошка заживляет раны. б-й ученик. Шиповник Имеет ярко окрашенные твердые плоды. Напиток из плодов шиповника содержит витамин С. Его употребляют для аппетита, как успокаивающее и противовоспалительное средство. В народе ценится чай из плодов шиповника и меда. 7-й ученик. Облепиха. Плоды облепихи созревают в августе - сентябре и представляют собой сочную ягоду золотисто-желтого цвета, вкус кисловатый, с ананасовым привкусом. В ней содержится витамин С. Облепиховое масло - одно из самых удивительных лекарственных препаратов. В домашних условиях из ягод облепихи можно приготовить соки, компоты, варенье. Добавляют плоды или листья в чай, де¬лая его ароматным и витаминным. - Правильно заваренный витаминный чай обладает неповторимым вкусом, ароматом и цветом. В нем сохраняются все биологически активные вещества. Какие и когда витаминные чаи пить? Вечером надо пить успокаивающие травяные чаи (зверобой, иван-чай, малина, мята, ромашка). Зимой и ранней весной желательно пить поливитаминные травяные чаи (малина, смородина, шиповник, рябина, облепиха). 111. Итог. - Сегодня вы познакомились с лечебно-витаминными растениями, их цветками и плодами. Сейчас подошло время нам самим попробовать заварить травяной чай. Под руководством учителя учащиеся заваривают витаминный чай и пьют его.
ou2.sed.obr55.ru