Рациональное использование природных ресурсов лекарственных растений. Основы экологии лекарственных растений
Рациональное использование природных ресурсов лекарственных растений
Рациональное использование природных ресурсов лекарственных растений. Охрана, воспроизводство дикорастущих лекарственных растений. Роль провизора-фармакогноста в решении экологической проблемы..
По подсчету специалистов на нашей планете обитает около 300 тыс.видов цветковых растений. Первобытные народы, осваивая местную флору, находили для себя многие полезные растения (пищевые, бытовые и др.) и в том числе обладающие целебными или ядовитыми свойствами.
Огромные богатства, которые таит в себе флора, используются пока недостаточно. Примером могут служить дикорастущие плодовые, ягодные и орехоплодные растения, которые ежегодно продуцируют миллионы тонн ценных пищевых продуктов. Собираются же эти дары леса лишь в малой доле.
Несмотря на богатство флоры, ресурсы лекарственного растительного сырья не безграничны. Наша страна располагает огромными запасами дикорастущих растений, но запасы эти не «неисчерпаемы», их нельзя брать без конца, не наладив их учет, охрану и правильную эксплуатацию. В ряде основных районов заготовок в связи с распашкой целинных и залежных земель, осушением болот, строительством гидроэлектростанций и другой хозяйственной деятельностью человека значительно сократились заросли многих ценных видов лекарственных растений. Но ведь не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает природа. Возникла необходимость выделить заповедные районы из сферы хозяйственного использования. Такие заповедники необходимы для изучения биологических особенностей многих видов растений в целях рационального использования их в дикорастущем состоянии и введения в культуру. Поэтому все исследования по изучению лекарственных растений одновременно сопровождаются разработкой научно обоснованных рекомендаций по максимальной сохранности их естественных зарослей.
Являясь органической частью растительного мира, лекарственные растения охватываются комплексом государственных мероприятий, проводимых по охране природы.
По инициативе академиков Е.М.Лавренко и А.Л.Тахтаджяна составлена «Красная книга» по дикорастущим видам флоры, нуждающихся в охране. В нее включены до 600 таких видов, среди которых очень много лекарственных растений. Одновременно в установленном порядке научные учреждения и кафедры высших учебных заведений вносят в правительственные органы предложения о создании заказников и заповедников по редким растениям, в том числе и лекарственным.
На сохранность естественных зарослей лекарственных растений в огромной степени влияет правильная их эксплуатация (чередование заготовительных площадей, обеспечивающее естественное восстановление зарослей; сбор сырья в период максимального накопления фармакологически активных веществ; комплексное использование растений и др.). Огромное значение имеют и последующие технологические операции - правильная сушка сырья, совершенствование процесса экстрагирования действующих веществ (режим экстракции, новые экстрагенты и т.д.), использование шрота и побочных продуктов для производства других ценных веществ.
Охрана, рациональное использование, восстановление и приумножение «зеленых» ресурсов леса должно являться постоянной заботой фармакогностов всех других специалистов, работающих в этой области. Роль провизора-фармакогноста почетна и ответственна в деле охраны отечественных лекарственных фондов. Он должен проводить со сборщиками инструктаж по соблюдению правил заготовки растительного сырья, обеспечивающих возобновление запасов растений; вести разъяснительную работу среди населения о ценности местной флоры и способах охраны природы. Фармакогносты нужны не только для аптечной системы, но и для других основных заготовителей - объединения по производству, заготовке и переработке лекарственных растений и Центрального союза потребительских обществ.
Науно-исследовательские учреждения, ведущие работу по изысканию лекарственных средств природного происхождения, также нуждаются в фармакогностах.
28.06.2015
www.pharmspravka.ru
«Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими прародителями, для которых знания полезных свойств окружающего их мира были не только благом, но и единственной возможностью выжить. С тех пор минули тысячелетия. И те, древние знания, накапливая опыт поколений, перешагнули к нам, в современность, в виде сборника природных знаний «Народная медицина».
Лесными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.
«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не взывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях.
Лечение травами-фитотерапия-мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, валерьяна, мята, календула, мать-и-мачеха, одуванчик и многие другие.
Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений.
Уже на самых ранних стадиях человечества растения были не только источником питания людей, а они помогали человеку избавиться от многих болезней.
Матушка-Природа предлагает человеку разнообразные дары и среди них лекарственные растения от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.
Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби и знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: Беречь её!
Известно, что в лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.
В основном лекарственные растения для внутреннего применения - настои, отвары, настойки, экстракты; и для наружного применения – травяная ванна. обертывание, примочка, компресс. Для этого можно использовать траву, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Поэтому необходимо уже в детском саду расширять и обогащать представление детей о лекарственных растениях родного края.
Основными задачами будут являются следующие:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном мире, в особенности с лекарственными травами и животном мире, правилами поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, любви к природе, бережному отношения к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение радоваться красоте окружающего мира;
- бережного отношения к своему здоровью.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе мы используем различные игры, в том числе экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.
В работе с детьми мы используем:
- дидактические игры: «Грибы, ягоды, цветы», «Растения нашего края», «Подбери лист», «Цепочка», «Растения леса, сада, огорода», «Выбери нужное», «Береги природу», «Корень – стебель – листок - цветок», «Путешествие по лесу»; «Что будет, если…», «Похожи-непохожи», «Я знаю…..»;
- экскурсии, разговоры в ходе экскурсий, целевые прогулки;
- беседы по художественным произведениям, загадывание и отгадывание метафорических и описательных загадок;
- провоцирующие вопросы, обобщающие беседы, вопросы-символы после элементарных опытов;
- описательные рассказы, вопросы в процессе рассматривания и сравнения растений;
- придумывание синонимических рядов;
- творческое рассказывание, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций природных объектов сибирского края;
- изучение Красной книги Иркутской области;
- циклические наблюдения «Одуванчик»
- выездные экскурсии с родителями в музей природы;
- решение проблемных ситуаций: «Сорвали цветок», «Наступил на клумбу».
- экспериментирование с растениями «Испарение влаги с листьев растений», «Как растение
дышит?», «Что выделяет растение?»;
- разыгрывание сюжетов по произведениям, изготовление атрибутов для теневого театра, в уголке театрализованной деятельности;
- составление фотоальбомов «растительный мир»;
- декоративная лепка, декоративная аппликация, рисование, художественный труд по теме;
- зарисовка лекарственных растений, создание Красной книги из детских рисунков;
- выставка коллажей «Лекарственный мир растений;
- сбор гербария растений;
- музыкальные произведения: Антонов Ю. «Не рвите цветы», Вивальди А. Музыкальный цикл «Времена года», Левкодимова Г. «Подснежник», Моцарт В. «Цветы», Чичков Ю. «Волшебный цветок», «Это называется природа», Тухманов Д. «Красная книга»;
- конкурс плаката «Сохраним исчезающие растения».
А самое главное – для того, чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:
- 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
- 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
- 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
- 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
- 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
- 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
- 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Список литературы:
- 1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, 2010 г.
- 2. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ- педагогики. – Мозырь, 2003 г.
- 3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства, Пермь. 1992 г
- 4. Сидорчук Т.А. Планета- наш дом. Мир вокруг нас: Учебник –хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – Ульяновск, 2001 г.
Следующая > |
doshkolnik.ru
Экологический проект. Создание экологической тропы на территории школьного дендрария «Лекарственные растения своей местности»
Разделы: Экология
Цель проекта:
- создать экологическую тропу на территории школьного дендрария;
- формировать у учеников основы экологической культуры;
- формировать у учеников основы здоровьесберегающей культуры.
Задачи:
- познакомить с особенностями растений школьного сада;
- научиться определять лекарственные растения
- воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;
- провести экологическую игру;
- провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы.
Введение. Обзор проекта
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строиться на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении по назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения – учебно-познавательные экологические тропы. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, на пришкольных территориях. Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающеголандшафта, информационная ёмкость маршрута.
Актуальность проекта
Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы.
Реализация проекта
Паспорт экологической тропы «Лекарственные растения»
1.Название | «Лекарственные растения» |
2.Местонахождение | Г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Жасминная, Дом №8 |
3.Землепользователь | МБОУ «ООШ №43» |
4.Протяжённость | 600м |
5.Продолжительность прохождения | 45мин. |
6.Количество точек (станций) | 10 |
7.Маршрут разработан | Сумцовой Н.Ю., учителем биологии МБОУ «ООШ №43» |
8.Дата создания тропы | Март 2014 год |
Назначение тропы | Учебно- познавательная |
Краткое описание маршрута | Протяженность тропы составляет 600-700 метров. Начинается тропа с информационного щит, где показаны все станции. Каждая станция имеет свое название и назначение. |
Состояние экологической тропы | Состояние тропы хорошее. |
Необходимые мероприятия по оборудованию тропы. | Тропа находится в стадии разработки. Часть растений уже засажена. Надо досадить некоторые кустарники (боярышник, шиповник), убрать сушняк, |
Возможность использования тропы по сезонам года (межпредметная интеграция) | Биология «Фенологические изменения в природе».Музыка, ИЗО, литература «Времена года» |
Описание тропы
Учебная Экологическая Тропа – одно из средств, приобщения детей к природе имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения. Под моим руководством ученики нашей школы начали обустраивать экологическую тропу на территории школьного участка. Во время экскурсии, которые проводят сами ребята, объектами их рассказов и наблюдений служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения. На тропе установлены птичьи домики. На тропе имеются информационные листовки. Тексты написаны на бумаге и запечатанные в файлы, развешиваем на деревьях. В листовках содержатся сведения о живых объектах тропы, высказывания, стихи о природе, обращения по поводу охраны природы Например:
«Войди в природу другом» «Не рви, не ломай насаждения» «Не оставляй после себя мусор»
На тропе обязательно размещают входной аншлаг, схему маршрутов и правила поведения.И всё-таки наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, хочется напомнить народную мудрость; “Один человек пройдёт – оставит след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню”. Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки названием экологических постов. Их расставляют перед экскурсией, а затем собирают. В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях их лечебных свойствах, но и, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой. Экологические тропы в школьном дворе дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, причем не только на уроках биологии и экологии, но и на других уроках и после них. Они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов, для формирования навыков культуры здорового образа жизни. Очень часто можно слышать, что нет средств для организации школьных троп. На самом деле это не такое, уж затратное дело. Если на школьном дворе растет с десяток деревьев, то тропу уже можно делать. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания. Экскурсии, проводимые о свойствах растений. Тематические экскурсии готовятся ребятами, занимающимися в экологическом кружке, и проводятся, как правило, во внеурочное время.
Объектами нашей тропы стали: деревья, кустарники, лекарственные растения, специально высаженные на участке, альпийская горка, клумбы с различными видами цветов. Места, посещаемые птицами: деревья, на которых дети повесели кормушки и скворечники. На тропе, могут быть очень короткими, когда во время урока дети получают задание, выполняемое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвления у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, “Лесная аптека”, во время которой рассказывается о лекарственных.
Карта-схема маршрута
Описание экскурсионных объектов
1. Информационная станция (Приложение 1)
Начало тропы. Здесь находится информационный щит и схема движения по тропе. Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут Для 6-классников предлагается выполнить задания:
1. Определить видовой состав деревьев на территории школьного двора. 2. Обследоватьсанитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений3.Оценить жизненное состояние деревьев. 4. Сделать выводы.
2. Станция «Первоцветы» (Приложение 2)
Экскурсовод может рассказать на этой станции о разных раннецветущих растениях, если экскурсия проводиться весной. Но увидеть первоцветы мы не всегда можем во время проведения экскурсии. Поэтому после игры можно в кабинете посмотреть презентацию о первоцветах
3. Станция «Зеленая аптека» (Приложение 3)
Здесь мы выделили участок для посадки лекарственных растений. Диагностика уровня знаний детей по теме: «Лекарственные растения нашей местности» выявить уровень знаний по теме, сформировать у школьников представления о новых лекарственных растениях, развивать трудовые навыки.
4. Станция «Хвойная» (Приложение 4)
В этом месте экскурсовод рассказывает о хвойных деревьях– гордости нашего школьного сада. Какие лекарства можно получить из них. Выполните задание: из коробки необходимо взять шишки и сказать к какому виду они принадлежат. (В коробке шишки,сосны, ели)
5. Станция «Березовая» (Приложение 5)
Отгадайте загадку:
Стоит Алёна, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.
Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе. На этой станции нужно будет отгадать 5 загадок.
6. Станция «Липовая» (Приложение 6)
Почему так назвали это дерево? Как можно применить это растение в лекарственных целях? Ответить на эти вопросы вам поможет данная станция.
7. Станция «Боярышниковая»
8. Станция «Шиповниковая»
9. Станция «Сиреневая» (Приложение 7)
О пользе этих кустарников, их строении ребята узнают на этих станциях, и выполнят задание: найти 3 любых семени и назвать какому растению они принадлежат
10. Станция «Викторина» (Приложение 8)
В игровой форме экскурсовод проводит викторину «Лекарственные растения».
11. Станция «Итоговая» (Приложение 9)
Камеральная
1. Оформление гербария «Лекарственные растения и травы нашей местности». 2. Изготовление буклета экологической тропы.
Этапы реализации проекта
Название этапа |
Цель этапа |
Содержание |
Промежуточный результат |
1 этап – подготовительный | Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта»Экологическакя тропа» | 1. Анализ работы по зоологическому воспитанию. 2. Детальное обследование территории школы и выделение наиболее интересных объектов. 3. Разработка маршрута и составление карты- схемы тропы. 4. Составление конспектов-занятий по маршруту экологической тропы. | Определено новое направление и задачи работы мини-музея. Разработан маршрут экологической тропы. Разработаны занятия по маршруту экологической тропы. |
2 этап – основной | Реализация работы по маршруту экологической тропы | 1. Выбор объектов для проведение занятий. 2. Проведение последовательных занятий по маршрут экологической тропы. 3. Камеральный. Изготовление гербария «Лекарственные растения своей местности.» | Отработана технология проведения занятий по маршруту тропы. |
3 этап – контрольный. | Анализ результативности выполнения поставленных задач. | 1. Проведение итоговой экскурсии. 2. Разработка методических рекомендаций по использованию экологической тропы. 3. Офыормление фотогазеты. | 1. Выполнение заданий проекта. 2. Выпуск методических мероприятий. |
Заключение
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются обучающиеся, их родители и педагоги. В результате реализации проекта:
- повысился уровень экологических знаний школьников;
- повысился уровень знаний о здоровом образе жизни всех участников реализации проекта;
- повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Литература
1. Н. Данилова, Л.Соловьев, А. Кемемерих «Времена года» изд.«Мысль», Москва 1964. 2. Л. Соловьев Книга о природе Кузбасса, Кемерово, 2008. 3. Н.Зеленин Свидание с природой. Кемеровское книжное издание, 1971г. 4. С.Д.Тивяков Поэтическая россыпь Новокузнецк – 2005. 5. Л.И.Соловьев Краеведческие игры. Кемерово, 2004. 6. Л.И.Соловьев Живи Земля Кузнецкая, Кемерово,1997 7. Электронный ресурс Красная книга Кузбасса.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Экология растений — Электронный учебник по биологии
На земном шаре существует более 500 млн. видов растений. И каждый год наука открывает их новые разновидности. Растения не случайно называются "зелеными легкими" нашей планеты. Невозможно представить жизнь без растений. Растительность неравномерно покрывает земную поверхность. В Казахстане лесной массив составляет 21,8 млн. га, т. е. занимает всего 3,35% территории республики. В основном лесные массивы находятся на севере и востоке республики. Есть несколько типов лесов — саксаульные, сосновые, еловые, лиственные, березовые, тугайные и кустарниковые (рис. 73).
Рис. 73. Саксаульные леса
С каждым годом лесной фонд на земном шаре уменьшается. Растительность и леса покрывают 62 млн. км2 всей суши. В нашей республике состояние лесов нельзя назвать удовлетворительным. Главные причины — влияние деятельности человека, многочисленные пожары, изменение климата, загрязнение окружающей среды. Мы должны беречь леса и понимать, что они важны не только для существования человека, но и всей биосферы.
Леса хорошо сохраняют влагу в почве, поддерживают устойчивый водный баланс в природе. Влажная земля способствует развитию растительного покрова и создает благоприятные условия для лучшего размножения животных. Влага лесов постоянно подпитывает подземные воды, реки и озера. Лес — это место обитания диких зверей и птиц, кладовая лекарственных растений, плодов и ягод, благоприятная среда жизни для живых организмов.
Большую роль леса играют в охране посевных площадей. Лесные массивы защищают почву от водной и ветровой эрозии. В безлесных районах земля высыхает и превращается в пустыни и такыры. Сажают деревья и для задержания снега.
Леса также способны очищать воздух. К примеру, 1 га леса поглощает 220—280 кг углекислого газа и выделяет 180—200 кг кислорода, т. е. леса постоянно регулируют газовый состав атмосферы.
Вместе с тем леса — прекрасное место для укрепления здоровья. Поэтому курорты, санатории, дома отдыха и различные оздоровительные учреждения располагаются преимущественно в лесах. Казахстан богат не только лесами, но и равнинными пастбищами. В нашей стране произрастает 5700 видов растений, из них 506 нуждаются в охране. С целью защиты исчезающих видов растений в Казахстане в 1981 г. была издана Красная Книга. Ее главная задача — взять на учет редкие и исчезающие виды растений, чтобы люди приняли меры по их защите. Для этого предприняты меры на государственном уровне, в частности взяты под государственную охрану редкие растения и организованы заповедники (рис. 74, 75).
Рис. 74. Пион
Рис. 75. Тюльпан
В последние годы в нашей республике особое внимание уделяется созданию заповедников. Сейчас организовано 9 государственных заповедников, 5 национальных парков, 17 ботанических, 40 зоологических, 2 геоботанических резервата. В Алматы, Шымкенте, Караганде и других крупных городах функционируют ботанические сады. Все они работают над восстановлением исчезающих видов растений. Вместе со взрослыми в мероприятиях по защите растительного мира участвуют школьники, студенты. В результате активной деятельности молодежи повсеместно создаются кружки "Юный лесник", "Юный эколог", "Юный натуралист", "Зеленый патруль". Они являются надежными помощниками работников лесного хозяйства.
Охрана редких и лекарственных растений — это дело каждого из нас. Наша земля очень богата лекарственными растениями. Они в основном произрастают в горах и отрогах Заилийского и Жетысуского (Джунгарского) Алатау, на Алтае и в Каратау. Широко используются в медицине золотой корень, цитварная полынь, эфедра, зверобой, мята, подснежник. Лечебными свойствами обладают подорожник, ромашка, тысячелистник, горный лук, чеснок, камнеломка, а также алтайский ревень, красная ягода, платочная ферула и др. Например, в Шымкенте фармацевтический завод из этих лекарственных трав изготавливает различные медицинские препараты. Кроме лекарственных трав, в Казахстане много исчезающих видов растений, которые имеют эстетическое значение. Их число тоже уменьшается. Например, в регионе Каратау произрастает 1500 видов растений. Поэтому эту местность называют "Меккой растительного мира". Загрязнение окружающей среды, истощение пастбищ приводит к тому, что меньше становится красивых природных пейзажей, исчезают редкие растения. Постепенно исчезают с нашей земли многие виды тюльпанов, гармала красная, косулья ферула, барбарис илийский, стелящаяся ель, алтайская волчья ягода, илийская жимолость, обыкновенная фисташка, тонкий мак, грушанка, кубышка, росянка, ландыш, дикий виноград и др. Мы должны уберечь и сохранить их. В республике есть немало пустынных и полупустынных регионов: Мойынкум, Таукум, Сарыесикатырау, Жалпаккум, Кызылкум. Во-первых, они считаются богатыми хранилищами растений, во-вторых — прекрасными пастбищами. Но 25 млн. га земли подвергнуты вредному влиянию военных испытаний на полигонах, ветровой эрозии. Чтобы сохранить прекрасные пастбища, необходимо обратить особое внимание на эти регионы и взять их под защиту.
К редким растениям относятся и деревья. Необходимо сократить их вырубку для нужд строительства и использования в качестве топлива. В настоящее время требуют охраны илийская ель, кедр, пихта, рябина, кизильник, серебристый тополь, боярышник, облепиха и многие другие деревья. Самое важное направление в деле охраны лесов — это увеличение запасов искусственных лесопосадок (рис. 76).
Рис. 76 Молодые леса
Ежегодно лесные хозяйства высаживают тысячи саженцев различных деревьев. Таким образом идет восстановление лесов. Общественность и школьники также должны участвовать в защите и охране лесов.
Одним из опасных последствий частых туристических походов в лес является возникновение пожаров. Нередко лесные пожары возникают по вине людей, из-за их безответственного отношения к огню. Чаще всего непогашенная спичка, незатушенный окурок от сигареты становятся причиной пожаров. Особенно трудно погасить пожары в густых хвойных лесах. Иногда для этого требуется много времени. Из-за беспечности человека ежегодно тысячи гектаров лесов и тугайников уничтожаются огнем. Во всем мире 97% пожаров происходит по вине человека. Некоторые пожары в тропических лесах длятся по 2—3 месяца и приводят к большим потерям. Поэтому сохранение лесных богатств — это наша общая задача.
Лес, кроме пожаров, имеет и других врагов — лесных вредителей. К вредителям лесных деревьев относятся грызуны, мелкие насекомые, болезни растений, паразиты, грибы и вирусы. Обычно применяют химические и биологические методы борьбы с вредителями. При использовании химических веществ нужно помнить, что они могут нанести непоправимый урон всей окружающей среде и живым организмам.
Под биологическими методами мы подразумеваем использование в борьбе с вредителями их естественных врагов — животных, птиц, насекомых и растений, которые уничтожают этих вредителей. Это самый перспективный метод борьбы. Естественные враги вредителей леса—это птицы, хищные насекомые, паразиты, вызывающие болезни, а также другие, не видимые глазу, полезные организмы.
1. Растения — основа жизни. Необходимо беречь леса, природные луга, культурные растения. Растения — это запасы продуктов.
2. В Казахстане имеется около 5700 видов растений.
3. Уничтожение растений связано с жизнедеятельностью человека.
4. Для защиты растений организуются заповедники, ботанические сады.
1.Что вы знаете о разнообразии растительного мира?
2. Какую роль играет лес в жизни человека?
3. Какие виды лекарственных растений вы знаете?
1. Какова роль леса в создании устойчивости жизни?
2. Роль леса в обмене веществ и энергии.
3.Какие меры принимаются для защиты леса?
1.Каковы запасы лекарственных растений Казахстана?
2.Есть ли заповедники, охраняющие редкие и лекарственные растения и леса?
3.Есть ли пути сохранения леса от пожара и вредителей?
1. Если в вашей местности есть лес, то оцените его качество и изучите экологическое состояние.
2.Организуйте Красную Книгу вашей местности.
bioslogos.ru