Мастер класс лекарственные растения. Разработка мастер- класса по теме "Лекарственные растения" (для учителей)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка мастер- класса по теме 'Лекарственные растения' (для учителей). Мастер класс лекарственные растения


Разработка мастер- класса по теме "Лекарственные растения" (для учителей)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 села Золотое

Красноармейского района Саратовской области»

Мастер-класс

«Лекарственные растения»

Составитель:

Кадыкова Татьяна Валентиновна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»

Красноармейск 2015

Мастер-класс «Лекарственные растения»

Мастер-класс предназначен для педагогических работников.

Цель обучения в современных образовательных учреждениях состоит не только в накоплении знаний, но и в формировании исследовательских навыков, развитии умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию и презентовать ее.

Одной из современных форм обучения, позволяющих реализовать озвученные цели, является занятие – проект.

Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная учащимся под руководством педагога, то есть деятельность учащегося от идеи до полного завершения.

Сегодня мы с вами выполним проект «Лекарственные растения», в ходе которого нами будет создан мини-альбом «Зеленая аптека».

I этап проекта: Постановка проблемы.

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю. « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной».

- Как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

(Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

Наверное потому, что ему было тяжело всё принести.)

Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К растениям, и получали исцеление!

Растения – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные растения находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

Что же позволяет использовать обычные растения в качестве лекарственных средств, давайте попробуем сформулировать проблемный вопрос нашего проекта.

Какие лекарственные свойства есть у растений и как их применяет человек?

Для решения проблемного вопроса нам надо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с некоторыми растениями, обладающими лекарственными свойствами и узнать, какие особенности есть у этих растений и применение их человеком в лечебных целях.

2. Оформить результаты исследования в виде мини - альбома «Зеленая аптека».

II этап: Организационный.

Переходим ко второму этапу проекта – планирование (организационный). Что бы выполнить поставленные задачи, разобьёмся на группы.

И так, каждая группа попытается самостоятельно найти свой ответ на вопрос, «Какие лекарственные свойства есть у растений и как их применяет человек?».

Я раздаю материал с информацией о растениях, обладающих лекарственными свойствами (Приложение 1). Пользуясь этим материалом вам нужно создать страничку нашего мини-альбома. У вас на столах лежит лист бумаги, клей и ножницы. Переходим к третьему этапу.

III этап: Поисково-исследовательский. Ознакомьтесь с предложенным материалом. Выберите информацию о растении, отвечающую на проблемный вопрос. Вырежьте из информационного материала название растения, его изображение и выбранные данные. Переходим к 4 этапу.

IV этап: Оформление результата работы. Скомпонуйте вырезанный материал на листе бумаги в виде странички для мини-альбома. Выберете участника группы, который представит полученный материал. Переходим к 5 этапу.

V этап: Презентация проекта. Кто готов представить свою страничку? Прошу вас выступить.

Выступления (Презентация мини - альбома сопровождается чтением и демонстрацией собранного материала.)

Рефлексия

Закончите фразы :я познакомился с ... было непросто ...я добился ... у меня получилось ...хотелось бы ... я попробую… мне запомнилось ...

Заключение.

Что нового мы узнали на занятии? Вам понравился наш мини-альбом? Полученную работу в дальнейшем можно использовать в оформлении кабинета или стенда, а также использовать на занятиях по программе «Занимательная ботаника», и на экскурсиях по зимнему саду.

Сегодня мы с вами реализовали учебный проект в условиях образовательного учреждения.

По масштабу: - групповой.

Цели организации работы в группе:

1. Создание учебной мотивации;

2. Пробуждение у учащихся познавательного интереса;

3. Развитие стремления к успеху и одобрению;

4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими учащимися.

По времени: - краткосрочный.

По содержанию: - предметный.

По доминирующей деятельности: - информационный проект.

Использование проектов на занятиях позволяет овладеть поисково-исследовательскими навыками, учит ребят умению общаться, слушать и слышать друг друга, умению работать в команде, самостоятельности, даёт навыки публичных выступлений.

Благодарю за внимание!

.

Приложение 1

Черемуха

Черемуха относится к семейству розоцветных, представляет собой дерево или крупный листопадный кустарник, ствол и ветви которого покрыты темно-пестрой матовой корой.. В мае и июне появляются душистые белые цветки, собранные в поникающие кисти. С августа по сентябрь созревают черные плоды-костянки с вяжущим сладким вкусом.

Полезные свойства черемухи

Большую ценность для лечения многих заболеваний представляют кора, листья, цветки и плоды растения. Кору срезают ранней весной небольшими полосками с нескольких деревьев аккуратно, чтобы не нанести вред. Кисти с ягодами собирают в июле-сентябре. Душистые цветки заготавливают в мае.

Не рекомендуется украшать букетами цветов черемухи помещения: от аромата может появиться головокружение или аллергия, поскольку цветы и листья содержат повышенное количество фитонцидов.

1. Оказывает закрепляющий и вяжущий эффект на органы пищеварения.

2. Нормализует работу кишечника.

3. Улучшает состояние стенок желудка.

4. Обладает стойкими бактерицидными свойствами.

5. Укрепляет стенки капилляров.

6. Очищает кровь.

7. Обладает общеукрепляющими свойствами.

8. Является хорошим мочегонным средством.

9. Снимает воспаления, причём не только внешние, но и внутренние.

10. Обладает выраженными потогонными свойствами.

11. Способствует оздоровлению суставов и выводит соли тяжёлых металлов из организма

Липа

Липа - дерево, которое может достигать огромных размеров, а иногда, в диком виде, встречается в виде зарослей, огромного куста. Листья у нее кругловатые, сердцевидные, сверху светлозелёные, снизу - сизые. Цветки у липы мелкие, желтовато-белые, душистые, собранные в соцветия. Зацветает липа в июне-июле. Когда цветёт липа, аромат чувствуется на несколько десятков метров Древние славяне считали липу деревом богини Лады (покровительницы семейного очага, любви и красоты), а в Европе она считалась священным деревом. Липа мелколистная (сердцевидная) живет долго, до 300 лет, а некоторые деревья доживают до 1000 лет. Липа, помимо своих декоративных свойств обладает еще и прекрасными лечебными свойствами. С лечебной целью используют чаще липовый цвет, реже - кору, почки, листья, плоды (орешки), древесный уголь. Цветки липы применяются в народной медицине как сильное потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, противосудорожное, противовоспалительное и обезболивающее средство. Настой “липового цвета” рекомендуется при простудных заболеваниях, головной боли, обмороках, для полоскания горла при ангинах, при воспалительных заболеваниях полости рта.В виде припарок и примочек отвар соцветий липы применяют при ожогах, язвах, при воспалении геморроидальных узлов, ревматических и подагрических болях в суставах.Заготавливают липовый цвет во время цветения: собирают соцветия с прицветковыми листьями или без них. Сушат в тени, в поветриваемом помещении, готовность определяют по ломкости цветоносов.Липовая кора (разваренная) дает много слизи и используется при лечении ожогов.Измельченные свежие почки или свежие листья применяют как мягчительное средство при ожогах и других недугах.Когда липа отцветает, то созревает орешек до 7 мм длиной — липовый плод. Он съедобен, питателен и по вкусу похож на всем знакомый орех. Растертые в порошок созревшие орешки липы применяют при носовом кровотечении, для тампонов.

Рябина

Рябина красная может встречаться в природе в виде дерева (до 15 м), или куста. Листья узкие, острозубые, опушенные, непарноперистые, с 5-11 парами, продолговато-ланцетные. Цветки рябины красной - белые, расположены в зонтичных соцветиях. Цветёт рябина красная в мае-июне. Плоды - ягодоподобные, шаровидные, оранжево-красные, размером примерно с горошину, горьковатые и терпкие на вкус. Созревают в сентябре и до зимы не осыпаются, а остаются на дереве даже зимой. От примораживания плоды рябины красной теряют свою горечь и терпкость, приобретают приятный сладковатый вкус. Это любимое лакомство многих птиц. 

Полезные свойства рябины:

  • Рябина славится, прежде всего, содержанием в ней витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах.

  • Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.

  • Активирует обмен веществ и энергии в тканях, поэтому очень хорошо её применять людям после тяжелых болезней.

  • Используется при авитаминозах.

  • Прекрасно применять рябину при анемии

  • Прекрасна для наших сосудов.

  • Укрепляет сердце.

  • Лечит печень и желудок. Она сохраняет печень от повреждений.

  • Обладает мочегонным, желчегонным действием.

  • Легкое слабительное.

  • Кровоостанавливающее средство.

  • Тормозит рост микроорганизмов.

  • Снижает уровень холестерина в крови.

  • Рябина полезна всем диабетикам.

  • Широко применяется в косметологии. Разлаживает морщины, омолаживает кожу лица.

Тысячелистник

Тысячелистник обыкновенный представляет собой многолетнее, невысокое, душистое растение. У растения имеется прямостоячий стебель, слабо ветвящийся в верхней его части. На невысоком стебле располагаются очередные листья серо-зеленого цвета, бывающие голыми или опушенными. На верху стебля находится соцветие, состоящее из множества мелких цветочных корзинок. Растение зацветает в период с начала лета до начала осени.

Тысячелистник – эффективное кровоостанавливающее средство, его применяют при внутренних и наружных кровотечениях. Также трава хорошо помогает при воспалениях матки и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Препараты из нее устраняют нарушения обмена веществ.

Цветочные корзинки и листья тысячелистника богаты витаминами K, C, дубильными веществами, эфирными маслами, фитонцидами и каротином. Благодаря сочетанию таких биологически активных веществ, растение применяется при лечении:

  • катаров и язв желудка

  • малярии

  • туберкулеза легких

  • почечнокаменной болезни

  • простуды

  • заболеваний печени

  • малокровия

  • головных болей

  • нервных заболеваний

  • гипертонии.

Крапива двудомная

Крапива двудомная - это многолетнее травянистое растение. Стебель прямостоячий, высотой 60-150 см. Всё растение густо покрыто жгучими волосками. Цветки однополые, хотя растение двуполое (двудомное). Растёт повсюду, но предпочитает влажную и болотистую почву. Весной крапива одно из самых полезных растений и на нашем столе, она желанный "гость" и необходимый источник витаминов. В случае недомагания весной и не только, рекомендуют попить сок из свежих листьев крапивы. Свойства крапивы. Крапива содержит аскорбиновую, кислоту, витамины, соли железа, кальция и натрия и др. В народной медицине крапива двудомная используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, противосудорожное, отхаркивающее средство, а также как средство благоприятно действующее на обмен веществ. Крапиву рекомендуют для лечения при анемии, атеросклерозе, мышечном и суставном ревматизме, водянке, зудящих кожных экземах, при заболеваниях жёлчных путей и печени, желудочных коликах, расстройствах пищеварения. Листья крапивы при наружном применении способствуют более быстрому заживлению ран. Наружно применяются в виде настоя для компрессов и при ожогах первой степени, а также при выпадении волос. Крапива для волос. Крапива - отличное и проверенное средство при выпадении волос.

Подорожник

Это многолетнее травянистое растение высотой 10—40 см с одной или несколькими цветочными стрелками "и розеткой прикорневых длинночерешковых, цельнокрайних, голых зеленых листьев с резко выраженными продольными жилками. Цветочные стрелки безлистые и заканчиваются длинным цилиндрическим колосом мелких буроватых цветков высотой до 30 см. Плод —раскрывающаяся коробочка. Цветет с мая до сентября.

В медицине используют листья подорожника большого. Их собирают в период полного цветения, аккуратно отрывая вполне развитые зеленые неповрежденные листья с остатком черешка не более 5 см. Сушку производят немедленно, сразу после сбора, в проветриваемых и защищенных от солнечного света помещениях, разложив листья очень тонким слоем, периодически переворачивая. Побуревшие и пожелтевшие листья удаляют. Высушенное сырье состоит из цельных зеленых листьев без запаха, горьковатого, слегка вяжущего вкуса.

Свежие листья подорожника и приготовленные из них препараты обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим, отхаркивающим действием. Сок свежих растений и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, дизентерии ,заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Настой из листьев способствует разжижению и растворению мокроты и является одним из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.

Шиповник майский – это настоящее растение-целитель. Шиповник майский – это колючий кустарник. Цветы шиповника могут быть как розового, так и белого или жёлтого цвета. В качестве лекарственного сырья используются плоды шиповника – волокнистые орешки, корни шиповника, цветы и листья. Они собираются в конце августа, в сентябре. Главное, сделать это до заморозков. В противном случае они потеряют свои лечебные свойства. Собранные плоды сушатся. Применяются плоды шиповника при различных инфекционных заболеваниях, туберкулёзе, воспалении желчного пузыря, печени, мочевого пузыря, почек, при мочекаменной и желчекаменной болезнях, при воспалении кишечника, при пониженном содержании гемоглобина в крови, при упадке сил и снижении иммунитета, при язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки, при гемофилии и лучевой болезни, при отравлении промышленными ядами и общей старческой слабости. 

Одуванчик обыкновенный. 

Лекарственные свойства одуванчика в его желчегонном действии. Для этого используются корни одуванчика, они могут завариваться как чай. Такой чай прекрасно возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. В том случае, если у вас больная печень или желчный пузырь, он поможет в качестве желчегонного. Помимо желчегонного свойства отвар корня применяют как тонизирующее средство при малокровии. Используют одуванчик при подагре и ревматизме. Свежие листья одуванчика и сок применяют для лечения атеросклероза, анемии и гиповитаминоза. А сок из одуванчика способен улучшить кровь. Делают сок весной, для этого используется наземная часть растения. Корни собираются осенью (сентябрь, октябрь). Они выкапываются, очищаются от земли, хорошо промываются. Затем несколько дней нужно корни провяливать на воздухе. Проверить, насколько корни готовы к окончательной сушке, можно следующим образом: корни надрезают, и если млечный сок не выделяется, то значит корни готовы для окончательной просушки. Затем они раскладываются в один слой и сушатся в затемнённом месте, при этом необходима хорошая циркуляция воздуха. Цветы одуванчика собираются во время цветения. Косметические свойства: млечный сок одуванчика используют для удаления пигментных пятен на коже, и бородавок. Для этих целей подходит сок свежесорванного одуванчика.

Наши прабабушки знали про чудодейственную силу одуванчика, называя его эликсиром жизни. А мы предлагаем вам рецепт концентрата «Эликсир жизни»: Собираем крупные соцветия, полностью распустившиеся, и укладываем слой на дно банки (всё делаем прямо на поляне, цветы не должны завянуть). Затем чередуем слой одуванчиков со слоем сахарного песка. Немного утрамбовываем и укладываем следующий слой. Будет просто отлично, если, когда вы утрамбовываете очередной слой, выступит сок одуванчика, в противном случае можно добавить несколько капель воды. Как только сока одуванчика будет столько, что он начнёт переливаться за край, поставьте баночку в прохладное место. Принимается эликсир следующим образом: 1 чайная ложа эликсира добавляется в чай или просто воду. Вследствие регулярного приёма вместе с настроением повысится и общий тонус организма, улучшится аппетит.

Мать - и – мачеха

Многолетнее корневищное травянистое растение с мелкими желтыми язычковыми цветками, собранными в корзинки. Листья крупные, округло-сердцевидные, выемчато-зубчатые, сверху темно-зеленые, гладкие, снизу бело-пушистые. Нижняя сторона листьев греет, а верхняя — холодит, отчего и произошло название растения «мать-и-мачеха». Листья появляются лишь после цветения. Высота 5— 25 см.

Время цветения. Март — начало мая.

Чистотел

Чистотел — многолетнее травянистое растение семейства маковых (Papaveraceae). Народные названия: желтая трава, золотая трава, чистящая трава, ласточкина трава, чертово молоко, ведьмина трава, бородавкина трава.

Самое ценное и полезное в чистотеле для человека — это его желто-оранжевый сок, которого много в корне, меньше в стеблях и еще меньше в листьях. Этот сок изводит безболезненно и бесследно бородавки, мозоли, сухие водянки, прыщи, опухоли грудной железы, чесотку, экзему, грибок, лихорадку на губах и другие наружные заболевания. Нужно только чаще и обильнее намазывать пораженные места соком травы чистотела. Сок быстро проникает до границы больного и здорового места и оттуда начинает восстанавливать здоровые ткани, сразу же прекращая боль. Поэтому это средство допустимо и детям. Снимает раздражение кожи после бритья. Обезболивает и быстро излечивает кожу от ожогов, вызванных огнем, паром, горячей водой, солнечными лучами и химическими веществами, избавляет человека от повышенной температуры, которая сопровождает его в течение нескольких суток при солнечных ожогах.

Чистотел излечивает язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни печени, почек, легких, укрепляет сердечную мышцу, лечит гипертонию, сахарную болезнь, астму, зоб и др. Успешно ведёт борьбу с атеросклерозом (прочищает сосудистую систему), уничтожает всякую опухоль, излечивает матку от разных заболеваний, в том числе и от рака, хорошо помогает при пищевом отравлении желудка. Излечивает подагру и ревматизм, лечит геморрой (для лечения геморроя надо пить настой травы чистотела и одновременно соком травы смазывать геморройные шишки снаружи).

infourok.ru

Мастер-класс "Лекарственные растения Кузбасса"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творчества Заводского района» города Кемерово

Лекарственные растения Кузбасса

конспект мастер-класса

Составитель:

Кочергина Ирина Петровна,

педагог дополнительного образования,

методист

Кемерово,2017

Аннотация

Мастер-класс по теме «Лекарственные растения Кузбасса» посвящен вопросу организации учебно-исследовательской деятельности с учащимися. Подробно описанный ход мастер-класса позволит педагогам и учителям ОУ успешно провести занятие по данной тематике. В теоретической части мастер-класса обосновывается актуальность обращения к лекарственным растениям. В практической части раскрыты действия и слова педагога-мастера, действия группы и указаны комментарии, затрата времени к каждому этапу деятельности. В заключительной части отмечена рефлексия, как необходимый момент в поведения мастер-класса.

Мастер-класс

«Лекарственные растения Кузбасса»

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

Цель мастер-класса:

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов на основе мастер-класса по организации учебно-исследовательского занятия с учащимися.

  • передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

  • создать проблемную ситуацию по формированию учебно-исследовательских навыков у участников.

  • расширить у педагогов знания и представления о лекарственных растениях Кузбасса, о их видовых особенностях и применении.

  • раскрыть творческий потенциал педагогов.

Тема: «Лекарственные растения Кузбасса»

Место проведения: ЦТ Заводского района

Участники: педагоги и учителя ОУ

Материалы и оборудование:

  • пластиковые чашки, 50 шт.

  • круглые столы, 3 шт., стулья

  • ручки 10 шт., жетоны

  • подносы 3шт.

  • исследовательская таблица 1 шт.

  • лекарственные растения (высушенные): душица обыкновенная, мелиса лекарственная, тысячелистник обыкновенный, мята перечная, календула лекарственная.

  • проектор, экран, презентационный материал.

План мастер-класса

1.1Приветствие участников мастер-класса. Раздача жетонов.

1.2. Введение в тему мастер-класса, актуальность, использование в исследовательской деятельности с учащимися педагогом

1.3. Показ презентационного материала

1 минута

5 минут

5 минут

2.

Основной этап

2.1. Разбивка на группы с помощью жетонов

2.2. Самостоятельная работа с лекарственными растениями и заполнение группой исследовательской таблицы

1 минута

15 минут

3.

Заключительный этап

3.1. Выступление группы по таблице

3.2. Подведение итогов

3.3. Рефлексия (обсуждение мастер-класса педагогами, чаепитие)

6 минут

2 минуты

10 минут

Общая продолжительность:

45 минут

Конспект мастер-класса

Лекарственные растения Кузбасса»

  1. Организационный этап

Приветственное слово. Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я руководитель творческого объединения «Живая природа». Сегодня я предлагаю вам познакомиться с наиболее известными лекарственными растениями Кузбасса. Через исследовательскую деятельность, которую часто использую со своими учащимися на занятиях.

infourok.ru

класс За здоровьем к растениям

Тема: «За здоровьем к растениям»

Цели урока:

1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, образцы лек.растений(гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

- Ребята, вы когда нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня своих кукол, игрушечных зайчиков и собак. Давайте каждый сейчас нам покажет и скажет кого он принес с собой. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите пож-та что с вами случилось. Что болит?

-Чем вы предлагаете лечить наших зверят? Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

-кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства?( в аптеке)

-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)Слайд

-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся? Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.

III. Решение учебной задачи.

-Начинаем нашу работу. Начнем с первого этапа. О чем мы будем говорить на этом этапе?

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения.И человек постепенно начал собирвть эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах,таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек.растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

-Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали?(историю возникновения лек.растений)

(на каждом этапе урока проводится самооценка.Ученики заранее получают ромашку с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)

-Какой же наш следующий шаг?( узнаем, какие бывают лекарственные растения)

-Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)

-Прочтите названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? Это все Лекарственные растения , которые есть на Земле?

-Еще какие лекарственные растения вы знаете?Какие есть в вашей домашней аптечке? Сингапур (ол райт раунд робин)записывают на листочках лекарственные растения, при помощи клок баддис образуют пары, зачитывают и записывают новые слова у себя на листочках)

Давайте оценим вашу работу. Посовещайтесь и расскажите, как вы работали.

-А теперь оцените работу в группе каждый сам. Слайд

-Какие интересные у Вас сообщения! Но я тоже вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.Слайд

-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

-Теперь давайте откройте рабочие тетради найдите упр.2 Вот перед вами образцылекарственных растений, которые даны в учебнике.вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться .какие части используют для лечения

-Понравилось? САМООЦЕНКА

IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают?(знающие)

-Какой же наш следующий этап работы?

-узнаем как собирают лекарственные растения.

-Где это можно узнать?

-Для чего нам это нужно?

-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения? Мы теперь будем работать по карточкам

V. Решение учебной задачи.РАБОТА В ПАРАХ,.

Сингапурский Релли тэйбл( в котором ученики поочереди записывают ответы на одном листе бумаги по кругу)

Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила)СЛАЙД

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Сверка с эталоном.

1 [pic] [pic] .СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2 [pic] [pic] .ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4 [pic] [pic] .ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Самооценка своей деятельности.( лепесток)

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните.кто из больных на что жаловался?Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле . простуде и порезах.Послушайте,для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать текст в учебнике. А вы по мере чтения выбираете тот угол, в котором записано растение, которое подходит для лечения вашего друга. Итак,начинаем.Учебник на стр.30-31

СИНГАПУР КОННЭРС(учитель читает, а ученики выбирают углы.затем происходит обсуждение, почему они выбрали именно этот угол)

VI.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

-Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А)…………………………..

Д/з (на выбор)- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

-приготовьте рецепт от какого либо недуга( болезни) с использование лекарственного растения.

-Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков -хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.

Спасибо за урок.

resheba.ws

Разработка мастер- класса по теме 'Лекарственные растения' (для учителей)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 села Золотое

Красноармейского района Саратовской области»

Мастер-класс

«Лекарственные растения»

Составитель:

Кадыкова Татьяна Валентиновна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»

Красноармейск 2015

Мастер-класс «Лекарственные растения»

Мастер-класс предназначен для педагогических работников.

Цель обучения в современных образовательных учреждениях состоит не только в накоплении знаний, но и в формировании исследовательских навыков, развитии умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию и презентовать ее.

Одной из современных форм обучения, позволяющих реализовать озвученные цели, является занятие - проект.

Проект - это самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная учащимся под руководством педагога, то есть деятельность учащегося от идеи до полного завершения.

Сегодня мы с вами выполним проект «Лекарственные растения», в ходе которого нами будет создан мини-альбом «Зеленая аптека».

I этап проекта: Постановка проблемы.

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю. « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной».

- Как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

(Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

Наверное потому, что ему было тяжело всё принести.)

Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К растениям, и получали исцеление!

Растения - могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные растения находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

Что же позволяет использовать обычные растения в качестве лекарственных средств, давайте попробуем сформулировать проблемный вопрос нашего проекта.

Какие лекарственные свойства есть у растений и как их применяет человек?

Для решения проблемного вопроса нам надо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с некоторыми растениями, обладающими лекарственными свойствами и узнать, какие особенности есть у этих растений и применение их человеком в лечебных целях.

2. Оформить результаты исследования в виде мини - альбома «Зеленая аптека».

II этап: Организационный.

Переходим ко второму этапу проекта - планирование (организационный). Что бы выполнить поставленные задачи, разобьёмся на группы.

И так, каждая группа попытается самостоятельно найти свой ответ на вопрос, «Какие лекарственные свойства есть у растений и как их применяет человек?».

Я раздаю материал с информацией о растениях, обладающих лекарственными свойствами (Приложение 1). Пользуясь этим материалом вам нужно создать страничку нашего мини-альбома. У вас на столах лежит лист бумаги, клей и ножницы. Переходим к третьему этапу.

III этап: Поисково-исследовательский. Ознакомьтесь с предложенным материалом. Выберите информацию о растении, отвечающую на проблемный вопрос. Вырежьте из информационного материала название растения, его изображение и выбранные данные. Переходим к 4 этапу.

IV этап: Оформление результата работы. Скомпонуйте вырезанный материал на листе бумаги в виде странички для мини-альбома. Выберете участника группы, который представит полученный материал. Переходим к 5 этапу.

V этап: Презентация проекта. Кто готов представить свою страничку? Прошу вас выступить.

Выступления (Презентация мини - альбома сопровождается чтением и демонстрацией собранного материала.)

Рефлексия

Закончите фразы :я познакомился с ... было непросто ...я добился ... у меня получилось ...хотелось бы ... я попробую… мне запомнилось ...

Заключение.

Что нового мы узнали на занятии? Вам понравился наш мини-альбом? Полученную работу в дальнейшем можно использовать в оформлении кабинета или стенда, а также использовать на занятиях по программе «Занимательная ботаника», и на экскурсиях по зимнему саду.

Сегодня мы с вами реализовали учебный проект в условиях образовательного учреждения.

По масштабу: - групповой.

Цели организации работы в группе:

1. Создание учебной мотивации;

2. Пробуждение у учащихся познавательного интереса;

3. Развитие стремления к успеху и одобрению;

4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими учащимися.

По времени: - краткосрочный.

По содержанию: - предметный.

По доминирующей деятельности: - информационный проект.

Использование проектов на занятиях позволяет овладеть поисково-исследовательскими навыками, учит ребят умению общаться, слушать и слышать друг друга, умению работать в команде, самостоятельности, даёт навыки публичных выступлений.

Благодарю за внимание!

.

Приложение 1

Черемуха

Черемуха относится к семейству розоцветных, представляет собой дерево или крупный листопадный кустарник, ствол и ветви которого покрыты темно-пестрой матовой корой.. В мае и июне появляются душистые белые цветки, собранные в поникающие кисти. С августа по сентябрь созревают черные плоды-костянки с вяжущим сладким вкусом.

Полезные свойства черемухи

Большую ценность для лечения многих заболеваний представляют кора, листья, цветки и плоды растения. Кору срезают ранней весной небольшими полосками с нескольких деревьев аккуратно, чтобы не нанести вред. Кисти с ягодами собирают в июле-сентябре. Душистые цветки заготавливают в мае.

Не рекомендуется украшать букетами цветов черемухи помещения: от аромата может появиться или аллергия, поскольку цветы и листья содержат повышенное количество фитонцидов.

1. Оказывает закрепляющий и вяжущий эффект на органы пищеварения.

2. Нормализует работу кишечника.

3. Улучшает состояние стенок желудка.

4. Обладает стойкими бактерицидными свойствами.

5. Укрепляет стенки капилляров.

6. Очищает кровь.

7. Обладает общеукрепляющими свойствами.

8. Является хорошим мочегонным средством.

9. Снимает воспаления, причём не только внешние, но и внутренние.

10. Обладает выраженными потогонными свойствами.

11. Способствует оздоровлению суставов и выводит соли тяжёлых металлов из организма

Липа

Липа - дерево, которое может достигать огромных размеров, а иногда, в диком виде, встречается в виде зарослей, огромного куста. Листья у нее кругловатые, сердцевидные, сверху светлозелёные, снизу - сизые. Цветки у липы мелкие, желтовато-белые, душистые, собранные в соцветия. Зацветает липа в июне-июле. Когда цветёт липа, аромат чувствуется на несколько десятков метров Древние славяне считали липу деревом богини Лады (покровительницы семейного очага, любви и красоты), а в Европе она считалась священным деревом. Липа мелколистная (сердцевидная) живет долго, до 300 лет, а некоторые деревья доживают до 1000 лет. Липа, помимо своих декоративных свойств обладает еще и прекрасными лечебными свойствами. С лечебной целью используют чаще липовый цвет, реже - кору, почки, листья, плоды (орешки), древесный уголь. Цветки липы применяются в народной медицине как сильное потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, противосудорожное, противовоспалительное и обезболивающее средство. Настой "липового цвета" рекомендуется при простудных заболеваниях, головной боли, обмороках, для полоскания горла при ангинах, при воспалительных заболеваниях полости рта.В виде припарок и примочек отвар соцветий липы применяют при ожогах, язвах, при воспалении геморроидальных узлов, ревматических и подагрических болях в суставах.Заготавливают липовый цвет во время цветения: собирают соцветия с прицветковыми листьями или без них. Сушат в тени, в поветриваемом помещении, готовность определяют по ломкости цветоносов.Липовая кора (разваренная) дает много слизи и используется при лечении ожогов.Измельченные свежие почки или свежие листья применяют как мягчительное средство при ожогах и других недугах.Когда липа отцветает, то созревает орешек до 7 мм длиной - липовый плод. Он съедобен, питателен и по вкусу похож на всем знакомый орех. Растертые в порошок созревшие орешки липы применяют при носовом кровотечении, для тампонов.

Рябина

Рябина красная может встречаться в природе в виде дерева (до 15 м), или куста.Листья узкие, острозубые, опушенные, непарноперистые, с 5-11 парами, продолговато-ланцетные. Цветки рябины красной - белые, расположены в зонтичных соцветиях. Цветёт рябина красная в мае-июне. Плоды - ягодоподобные, шаровидные, оранжево-красные, размером примерно с горошину, горьковатые и терпкие на вкус. Созревают в сентябре и до зимы не осыпаются, а остаются на дереве даже зимой. От примораживания плоды рябины красной теряют свою горечь и терпкость, приобретают приятный сладковатый вкус. Это любимое лакомство многих птиц.

Полезные свойства рябины:

  • Рябина славится, прежде всего, содержанием в ней витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах.

  • Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.

  • Активирует обмен веществ и энергии в тканях, поэтому очень хорошо её применять людям после тяжелых болезней.

  • Используется при авитаминозах.

  • Прекрасно применять рябину при анемии

  • Прекрасна для наших сосудов.

  • Укрепляет сердце.

  • Лечит печень и желудок. Она сохраняет печень от повреждений.

  • Обладает мочегонным, желчегонным действием.

  • Легкое слабительное.

  • Кровоостанавливающее средство.

  • Тормозит рост микроорганизмов.

  • Снижает уровень холестерина в крови.

  • Рябина полезна всем диабетикам.

  • Широко применяется в косметологии. Разлаживает морщины, омолаживает кожу лица.

Тысячелистник

Тысячелистник обыкновенный представляет собой многолетнее, невысокое, душистое растение. У растения имеется прямостоячий стебель, слабо ветвящийся в верхней его части. На невысоком стебле располагаются очередные листья серо-зеленого цвета, бывающие голыми или опушенными. На верху стебля находится соцветие, состоящее из множества мелких цветочных корзинок. Растение зацветает в период с начала лета до начала осени.

Тысячелистник - эффективное кровоостанавливающее средство, его применяют при внутренних и наружных кровотечениях. Также трава хорошо помогает при воспалениях матки и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Препараты из нее устраняют нарушения обмена веществ.

Цветочные корзинки и листья тысячелистника богаты витаминами K, C, дубильными веществами, эфирными маслами, фитонцидами и каротином. Благодаря сочетанию таких биологически активных веществ, растение применяется при лечении:

  • катаров и язв желудка

  • туберкулеза легких

  • почечнокаменной болезни

  • простуды

  • заболеваний печени

  • малокровия

  • головных болей

  • нервных заболеваний

  • .

Крапива двудомная

Крапива двудомная - это многолетнее травянистое растение. Стебель прямостоячий, высотой 60-150 см. Всё растение густо покрыто жгучими волосками. Цветки однополые, хотя растение двуполое (двудомное). Растёт повсюду, но предпочитает влажную и болотистую почву. Весной крапива одно из самых полезных растений и на нашем столе, она желанный "гость" и необходимый источник витаминов. В случае недомагания весной и не только, рекомендуют попить сок из свежих листьев крапивы. Свойства крапивы. Крапива содержит аскорбиновую, кислоту, витамины, соли железа, кальция и натрия и др. В народной медицине крапива двудомная используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, противосудорожное, отхаркивающее средство, а также как средство благоприятно действующее на обмен веществ. Крапиву рекомендуют для лечения при анемии, атеросклерозе, мышечном и суставном ревматизме, водянке, зудящих кожных экземах, при заболеваниях жёлчных путей и печени, желудочных коликах, расстройствах пищеварения. Листья крапивы при наружном применении способствуют более быстрому заживлению ран. Наружно применяются в виде настоя для компрессов и при ожогах первой степени, а также при выпадении волос. Крапива для волос. Крапива - отличное и проверенное средство при выпадении волос.

Подорожник

Это многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см с одной или несколькими цветочными стрелками "и розеткой прикорневых длинночерешковых, цельнокрайних, голых зеленых листьев с резко выраженными продольными жилками. Цветочные стрелки безлистые и заканчиваются длинным цилиндрическим колосом мелких буроватых цветков высотой до 30 см. Плод -раскрывающаяся коробочка. Цветет с мая до сентября.

В медицине используют листья подорожника большого. Их собирают в период полного цветения, аккуратно отрывая вполне развитые зеленые неповрежденные листья с остатком черешка не более 5 см. Сушку производят немедленно, сразу после сбора, в проветриваемых и защищенных от солнечного света помещениях, разложив листья очень тонким слоем, периодически переворачивая. Побуревшие и пожелтевшие листья удаляют. Высушенное сырье состоит из цельных зеленых листьев без запаха, горьковатого, слегка вяжущего вкуса.

Свежие листья подорожника и приготовленные из них препараты обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим, отхаркивающим действием. Сок свежих растений и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, дизентерии ,заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Настой из листьев способствует разжижению и растворению мокроты и является одним из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.

Шиповник майский - это настоящее растение-целитель. Шиповник майский - это колючий кустарник. Цветы шиповника могут быть как розового, так и белого или жёлтого цвета. В качестве лекарственного сырья используются плоды шиповника - волокнистые орешки, корни шиповника, цветы и листья. Они собираются в конце августа, в сентябре. Главное, сделать это до заморозков. В противном случае они потеряют свои лечебные свойства. Собранные плоды сушатся. Применяются плоды шиповника при различных инфекционных заболеваниях, туберкулёзе, воспалении желчного пузыря, печени, мочевого пузыря, почек, при мочекаменной и желчекаменной болезнях, при воспалении кишечника, при пониженном содержании гемоглобина в крови, при упадке сил и снижении иммунитета, при язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки, при гемофилии и лучевой болезни, при отравлении промышленными ядами и общей старческой слабости.

Одуванчик обыкновенный. Лекарственные свойства одуванчика в его желчегонном действии. Для этого используются корни одуванчика, они могут завариваться как чай. Такой чай прекрасно возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. В том случае, если у вас больная печень или желчный пузырь, он поможет в качестве желчегонного. Помимо желчегонного свойства отвар корня применяют как тонизирующее средство при малокровии. Используют одуванчик при подагре и ревматизме. Свежие листья одуванчика и сок применяют для лечения атеросклероза, анемии и гиповитаминоза. А сок из одуванчика способен улучшить кровь. Делают сок весной, для этого используется наземная часть растения. Корни собираются осенью (сентябрь, октябрь). Они выкапываются, очищаются от земли, хорошо промываются. Затем несколько дней нужно корни провяливать на воздухе. Проверить, насколько корни готовы к окончательной сушке, можно следующим образом: корни надрезают, и если млечный сок не выделяется, то значит корни готовы для окончательной просушки. Затем они раскладываются в один слой и сушатся в затемнённом месте, при этом необходима хорошая циркуляция воздуха. Цветы одуванчика собираются во время цветения. Косметические свойства: млечный сок одуванчика используют для удаления пигментных пятен на коже, и бородавок. Для этих целей подходит сок свежесорванного одуванчика.

Наши прабабушки знали про чудодейственную силу одуванчика, называя его эликсиром жизни. А мы предлагаем вам рецепт концентрата «Эликсир жизни»: Собираем крупные соцветия, полностью распустившиеся, и укладываем слой на дно банки (всё делаем прямо на поляне, цветы не должны завянуть). Затем чередуем слой одуванчиков со слоем сахарного песка. Немного утрамбовываем и укладываем следующий слой. Будет просто отлично, если, когда вы утрамбовываете очередной слой, выступит сок одуванчика, в противном случае можно добавить несколько капель воды. Как только сока одуванчика будет столько, что он начнёт переливаться за край, поставьте баночку в прохладное место. Принимается эликсир следующим образом: 1 чайная ложа эликсира добавляется в чай или просто воду. Вследствие регулярного приёма вместе с настроением повысится и общий тонус организма, улучшится аппетит.

Мать - и - мачеха

Многолетнее корневищное травянистое растение с мелкими желтыми язычковыми цветками, собранными в корзинки. Листья крупные, округло-сердцевидные, выемчато-зубчатые, сверху темно-зеленые, гладкие, снизу бело-пушистые. Нижняя сторона листьев греет, а верхняя - холодит, отчего и произошло название растения «мать-и-мачеха». Листья появляются лишь после цветения. Высота 5- 25 см.

Время цветения. Март - начало мая.

Чистотел

Чистотел - многолетнее травянистое растение семейства маковых (Papaveraceae). Народные названия: желтая трава, золотая трава, чистящая трава, ласточкина трава, чертово молоко, ведьмина трава, бородавкина трава.

Самое ценное и полезное в чистотеле для человека - это его желто-оранжевый сок, которого много в корне, меньше в стеблях и еще меньше в листьях. Этот сок изводит безболезненно и бесследно бородавки, мозоли, сухие водянки, прыщи, опухоли грудной железы, чесотку, экзему, грибок, лихорадку на губах и другие наружные заболевания. Нужно только чаще и обильнее намазывать пораженные места соком травы чистотела. Сок быстро проникает до границы больного и здорового места и оттуда начинает восстанавливать здоровые ткани, сразу же прекращая боль. Поэтому это средство допустимо и детям. Снимает раздражение кожи после бритья. Обезболивает и быстро излечивает кожу от ожогов, вызванных огнем, паром, горячей водой, солнечными лучами и химическими веществами, избавляет человека от повышенной температуры, которая сопровождает его в течение нескольких суток при солнечных ожогах.

Чистотел излечивает язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни печени, почек, легких, укрепляет сердечную мышцу, лечит гипертонию, сахарную болезнь, астму, зоб и др. Успешно ведёт борьбу с атеросклерозом (прочищает сосудистую систему), уничтожает всякую опухоль, излечивает матку от разных заболеваний, в том числе и от рака, хорошо помогает при пищевом отравлении желудка. Излечивает подагру и ревматизм, лечит геморрой (для лечения геморроя надо пить настой травы чистотела и одновременно соком травы смазывать геморройные шишки снаружи).

botana.cc

Как собирать и заготавливать дома лекарственные растения

17.05.2016 16:54

Здоровье и красота

Хоть нам и кажется, что народная медицина - дело простое и обыденное, это далеко не так. Для того, что бы ввести растение во врачебную практику, работа с данным видом проходит немалый путь. Изучение химического состава, фармакологические исследования, подтвержденные опытами на животных. При выявлении экспериментальным путем целебных свойств препаратов из определенного растения, учитывая проявляемые ими физиологические свойства, начинаются экспериментальные действия (безопасные терапевтические дозы) со здоровыми и больными людьми. Применение нового препарата становится возможным только после выявления ценных лечебных свойств растения, подтвержденных клиническими испытаниями. То есть, весь путь препаратов на основе нового лекарственного растения в народной медицине от первых исследований до широкой апробации в клинических условиях, дает возможность всесторонней оценки их лечебных свойств, исключая проникновение на фармацевтический рынок малоэффективных и имеющих нежелательные побочные действия лекарственных средств.

Плюс активный отдых

К сожалению, в наш бурный век мозги человека работают подчас гораздо активнее, чем другие части тела. Завидую людям, умеющим сбалансировать рукодельный отдых с физически активным. На мой взгляд, велосипедный спорт (физкультура) – это для всех и навсегда! И комфортно, и интересно, и выгодно! Даже находясь в чужом городе, вы не останетесь без любимого транспорта, если будут возможны услуги, подобные здесь КРУТИ ПЕДАЛИ. Нет необходимости покупать или везти с собой велосипед. Посетил, заплатил за прокат (сами понимаете разницу) и КАТИ на здоровье!

Следует заметить, что популярность народной медицины растет. В обиходе применение  целительных трав не связано рамками официально разрешенных видов. Среди них множество таких, чьи лечебные свойства подтверждены научно. Доказаны их безопасность и возможность применения форм этих лекарственных растений в домашних условиях. Народная медицина допускает сбор и изготовление отваров, настоев, мазей, порошков и прочего самостоятельно при условии их точного опознания по ботаническим признакам. Однако следует помнить и о том, что некоторые растения наряду с лекарственными свойствами являются и ядовитыми. Не следует забывать, что каждый организм – уникален и требует индивидуального подхода. Большое значение имеет, насколько правильно поставлен диагноз заболевания, поэтому необходимо консультироваться по вопросам применения лекарственных средств со специалистами. Со всей ответственностью подходить к лечению дома, сделав возможным врачебный контроль.

Советы от народной медицины

Как правильно собирать лекарственные растения?

 

 

Если вы решите собирать и заготавливать сырье лекарственных растений самостоятельно, то необходимо придерживаться определенных правил.

Во-первых, следует научиться различать растения. Для этого сейчас достаточно много справочных материалов и в интернете, и на прилавках книжных и видео-магазинов. Отнестись к этому вопросу следует достаточно серьезно, чтобы исключить возможность применения малоценных, а порой и ядовитых трав.

Во-вторых, учитывайте географическое расположение вашей местности, метеорологические и экологические особенности. Это позволит наиболее точно определить время сбора и исключить попадание в сырье загрязненных и зараженных растений. В рекомендациях обязательно указывается время сбора. Здесь учитываются те временные рамки, в пределах которых целебные свойства растения будут накоплены в нем в максимальном процентном содержании. Собранные раньше или позже части растений окажутся с пониженным содержанием целебных веществ, а значит, качество такого сырья будет низким. При сборе надземных частей растений рекомендуется выбирать сухую погоду, а также время, когда роса уже опадет – обычно, с 9 до 16 часов.

Лекарственное растительное сырье подразделяется на группы:

  • Корневища, корни, клубни

Видоизмененные подземные побеги растения – это корневища. При внимательном осмотре можно наблюдать пленчатые чешуйки недоразвитых листьев. Корневища могут иметь различную форму, размеры и цвет (от белого до бурого). От корневища отходят придаточные корни, которые не только не несут следов листьев, но и отличаются по своему внутреннему строению. Корни могут быть следующих форм: стержневой (ярко выраженный главный) и мочковатый (от корневой шейки отходит множество корней, среди которых слабо выделяется главный). Клубни – это не что иное, как видоизмененные подземные побеги. Они представляют собой расширенные образования, где накапливаются питательные вещества растения.

Оптимальным сроком для уборки корней и клубней считается время, когда надземная часть растения полностью увядает. Но это сопряжено с определенными трудностями с технической стороны (трудно распознать), поэтому сбор производится несколько раньше, когда по увядающей верхушке легко узнать местонахождение корней. Процесс сбора выпадает на осень, иногда – на раннюю весну. Выкапывают корневища и корни аккуратно, отступив на 10-12 см от стебля, отряхивают от остатков почвы и промывают холодной водой. Горячей водой промывать нельзя. А корни некоторых лекарственных растений вообще не промывают, так как полезные вещества вымываются (сапонины), набухают (слизистые вещества), что портит сырье, о чем может свидетельствовать потемнение собранных частей растения. В этом случае следует тщательно очистить продукт и удалить верхнюю кожицу. После подготовки следует свободно разложить сырье для подсыхания. Отделяют полностью остатки надземной части растения, тонкие боковые корешки, а крупные корни и корневища разделяют на более мелкие части.

Многие знают, как популярны в народной медицине почки сосны, тополя, черной смородины, березы и других растений. Самый оптимальный момент для сбора лекарственных почек – перед распусканием листочков, когда они «набухли» и накопили в себе наибольшее количество целебных веществ. Собрав, почки рыхло укладывают в тару.

Время съема коры лекарственных растений – время, когда «дерево в соку», то есть, в период наиболее активного сокодвижения. В это время в ней наибольшее содержание лечебных веществ и процесс отделения не затруднителен. Так как кора старых ветвей и стволов уже снабжена значительным слоем пробковой ткани (уменьшает %-ное содержание целебных веществ), то для заготовки сырья выбирают молодые стволы и ветви 1-2-летнего возраста. Не следует «состругивать» кору, чтобы в сырье не попадали кусочки древесины. На расстоянии 25-30 см делают несколько поперечных надрезов (полукольца), а затем соединяют их тремя продольными надрезами. Для этой операции обычно используют острый удобный нож. Затем руками фрагменты коры отделяем по направлению к нижнему полукольцу не до конца. Отделенные части оставляем на ветке или стволе дерева для провяливания. Обработанная таким образом кора легко снимается, и лентообразные куски свертываем в трубки или желобки.

 Сбор данного вида сырья производится в основном, когда растение находится на стадии бутонизации или цветения. Совсем немного лекарственных растений, когда время заготовки их на сырье выпадает на период плодоношения. Листья не следует дергать, рвут сверху вниз, порой подрезая черешки у основания листовой пластинки ногтем или ножницами. Обычно это прикорневые, нижние и средние стеблевые листья, хорошо развитые, не изъеденные насекомыми или ржавчиной, без органических загрязнений. В некоторых случаях срезают целые ветви. Собранное сырье очищают от сора, частиц стебля, цветков и т.д.

Сюда относят не только одиночные цветки, но и соцветия или части цветка. Убирают цветки травянистых растений руками, срывая с короткой цветоножкой. При сборе цветков с древесных пород используются технические приспособления (садовые ножницы, ножи, крючки для нагибания веток, снабженные длинной ручкой и т.п.). Перед дальнейшей сушкой цветки очищаются от сора и нежелательных примесей.

Так называют листоносные и цветоносные стебли травянистых растений. Иногда травой называется все растение, включая и подземные части. Выдергивать растение не рекомендуется (во избежание сильного засорения сырья и сокращения площадей произрастания). На некотором расстоянии от почвы срезают стебли ножом, секатором, серпом и т.д. Затем сырье перебирается, исключая нежелательные примеси и сор.

  • Плоды и семена

 Следует отметить, что данные части растений, как правило, наиболее богаты питательными и целебными веществами. Собираются они выборочно. Те плоды (тмин, анис), которые легко осыпаются, рациональней собирать, не дожидаясь полного созревания. В этом случае срезают надземную часть с плодами и связывают в пучки или снопы и убирают в сухое помещение. В процессе сушки плоды дозревают, а снопы затем обмолачивают и просеивают.

Сочные плоды и ягоды лучше убирать вечером или рано утром. Собранные днем, возможно, в сильную жару, хранятся они хуже, чаще подвержены порче. Следует собирать целые ягоды, не поврежденные вредителями. Старайтесь не мять пальцами, не рвать – ягоды должны легко отделяться от плодоножки. Чтобы ягоды не давились и не слеживались, желательно перекладывать слои в 3-5 см веточками с листьями.

Сушка сырья

Как известно, если не удалить влагу, то сырье начинает загнивать, портиться и потеряет все свои целебные свойства. В только что убранных: траве – до 85% влаги, в корнях – до 45%.  Пока есть влага, в продуктах продолжается синтез и накопление веществ. По мере того, как влага испаряется и расходуется, начинается обратный процесс – процесс распада. Присутствующие в сырье ферменты способствуют разрушению накопленных веществ, а при повышенной влажности и температуре (30°), при отсутствии нормального доступа воздуха (например, уложенные слоями плоды) они усиливают свое воздействие. Разрушаются ферменты лишь при значительной температуре (40-60°), а такие полезные вещества, как сахара, алкалоиды, гликозиды, дубильные и красящие, органические кислоты и другие, очень неустойчивы к ферментам. Вот именно поэтому большое значение имеет правильная сушка сырья, которая обуславливает довольно быструю приостановку действия ферментов, а, значит, и прекращение процесса распада ценных веществ. При сушке сырья необходимо учитывать тот факт, что температура свыше 50-60° разрушает многие лекарственные соединения.

  • Естественная сушка

Для сушки сырья используют такие подручные средства, как листы фанеры или чистой бумаги, ткани. Сырье укладывается слоем не более 2 см. Если это листья, то проследите, чтобы они не скручивались или не перегибались. Если ветви, то расположите их в одном направлении. Сушить лекарственное сырье можно на открытом воздухе, в тени или на открытом месте, учитывая влияние попадания прямых солнечных лучей. Следует время от времени ворошить или переворачивать сырье (3-4 раза в день), которое не должно пересыхать. При этом оно не только «выгорает» (теряет зеленый цвет), но и утрачивает свои лечебные свойства. Если вы сушите на воздухе, то на ночь следует убирать в помещение, чтобы исключить влияние ночной и утренней росы. Необходимо заметить, что сырье, высушенное естественным способом, наиболее качественно.

Когда же лекарственные растения (части) собирают осенью, то полностью произвести высушивание сырья не представляется возможным. Используют погожие дни, расстилая тонким слоем и периодически переворачивая. Подвяленное таким образом сырье затем досушивается в помещении, желательно с хорошей вентиляцией воздуха. Иногда для ускорения процесса сушки изготавливают специальные рамы с использованием марли или мелкой сетки. В подвешенном состоянии (или размещенном на стойке) доступ воздуха увеличивается еще с одной стороны.

  • Искусственная сушка

Данный процесс рекомендуется, если сбор сырья происходил в дождливый период. Для этого используют печки, специальные сушилки, духовки и т. д. Очень важно исключить эффект «запаривания», обеспечив нужную вентиляцию  воздуха. Следует следить за температурой в жарочных шкафах и не допускать превышения 60°. Убедиться в том, что сушка закончена, можно, помяв сырье руками. Если цветки и листья легко растираются, корни и корешки ломаются, а не гнуться, с характерным хрустом, а раздавленные ягоды не оставляют влажных комков, значит сырье высушено правильно и готово.

Хранение сырья

Для хранения сухого сырья можно использовать бумажные пакеты и коробки, ящики, выложенные чистым бумажным материалом, тканевые мешочки, пищевые контейнера с доступом воздуха, стеклянную тару. В тех случаях, когда целебные свойства сырья из лекарственного растения связаны с содержанием в нем эфирных и летучих веществ, упаковка и тара должна плотно закрываться. Следует содержать пахучие и непахучие лекарственные растения раздельно. Поскольку сухие ягоды отличает повышенная гигроскопичность, то места их хранения должны быть сухими и хорошо приспособленными для проветривания. Наиболее рационально их хранение в бумажных пакетах по 200-300 г ягод. Помещения, где хранится сырье лекарственных растений, должно быть не жарким и достаточно проветриваемом, а места хранения – защищенными от солнечных лучей. Очень полезно правильно маркировать упаковки, где прописывать нужные вам данные. Обязательно название растения и дату заготовки.

Самые распространенные сроки хранения – это: для травы – 1-2 года; для коры и корней (корневищ) – 2-3 года. Срок хранения для сырья отдельных видов может быть более длительным.

Народная медицина как воздух и вода, пусть мы даже не подозреваем этого до определенного момента. Лекарственные растения в народной медицине начинают свой путь на благо человека и продалжают его в фармацевтике, обеспечивая основу современных лекарственных препаратов.

 

www.woolwares.ru

Лекарственные растения - Ярмарка Мастеров

Найдено 20 тем с этим ключевым словом
Сортировать по: 

Дате

   

Популярности

Всем привет) Участвую в "BIG SALE"! Распродажа продлится с 22 по 24 марта. Милости прошу всех в гости :-)

Заповедник Барсуки - уникальное место единения с природой. Недалеко находится село Троицкое - знаменитое имение княгини Екатерины Дашковой, где эта прогрессивная деятельница, знакомая с Вольтером и Дидро, подолгу жила, вынашивая многие свои идеи, связанные с просвещением народа, образованием и ...

Вероника дубравная (другие названия: сердечная трава, дубровка, дубравка, грыжник, змеиная трава, анпирка, безвершки, блокитна, грыжная трава, польная деревянка, доледубная трава, заячник, зубчатка, клад, конотопец, миронник, дикая незабудка, цихонь, овечья трава, одхасник, поспелка, очанка синяя, ...

Сегодня я хочу поближе познакомить Вас, читатели блога, с этой замечательной своенравной красавицей ЕЖЕВИКОЙ. Многим известно растение с красивыми черными ягодами, их своеобразным неповторимым ароматом. Я обожаю ежевику за её красоту, вкусные ягоды и такое многообразие полезных свойств. Определенно ...

Добавлена новая работа! И открыт новый сезон! Пырей: лечебные свойства и противопоказания. Пырей ползучий, по латыни — Elytrigia repens, это один из ярких представителей флоры, относящихся к категории "злостных сорняков". Действительно, живучесть пырея поражает воображение: он стойко ...

Для детей Многие педиатры советуют непросто купать ребёнка, а добавлять разные травяные сборы, чтобы достичь расслабляющего, успокаивающего, общеукрепляющего и антисептического воздействия на организм малыша. Следует придерживать некоторых несложных правил, чтобы травяные ванны приносили ...

Для похудения Чтобы похудеть люди идут на разные жертвы, ведь изнурительные диеты и занятия спортом требуют много сил. Ванна для похудения является приятной процедурой, которая поможет справиться с лишним весом. Травы способствуют улучшению кровообращения, расслабляют и успокаивают. Такая ванна ...

Гидролат цветов Календулы (Calendula officinalis)Organic. Получен методом паровой дистилляции. Косметическая линия: NATURE   Средства для очищения кожи, в том числе для детей. Ускоряет процессы регенерации, восстанавливает кожный покров, повышает прочность капилляров. Помогает при шелушении и ...

Существует несколько видов заготовки высушенных растений: 1.букеты 2.пучки 3.венки 4.веники 5.аппликации под прессом 6.измельченные части 7.целые растения 8.неизмельченные части: почки, цветы, лепестки, кора, коренья, луковицы, ягоды, плоды, листья, соцветия, семена 9.порошки 10.скрутки   ...

Здравствовать Вам желаю, уважаемые посетители моего блога! Информация о моем новом магазине - моей Травяной Лавочке. В ассортименте моего магазина дикорастущие и садовые растения и плоды сбора 2016г.Леса и луга Национального парка Нижняя Кама, что в Татарстане – это место сбора моих трав и растений. ...

www.livemaster.ru

Мастер-класс "Лекарственные растения Кузбасса" страница 3

В). Третья графа. «Применение» Напротив этого названия вы записываете, где это лекарственное растение применяют.

Мята перечная

Пример!!!

Используется как успокаивающее, желчегонное, обезболивающее, антисептическое и сосудорасширяющее действие

+

№5

Г). Четвёртая графа. «Правильность выполнения задания». Заполняется после заполнения предыдущих граф.

После выполнения всеми данной работы мы проверяем то, что у вас получилось. Если вы правильно узнали название растения, ставите - плюс, если нет - минус.

Подведение итогов. Проверка педагогами своих таблиц, ориентируясь на ответы на компьютере.

Показ информации о лекарственных растениях.

Лекарственное растение в чашечке:

№1 –душица обыкновенная;

№2- мелиса лекарственная;

№3- тысячелистник обыкновенный;

№4- мята перечная;

№5- календула лекарственная.

3.Заключительный этап

Подведение итогов. Рефлексия. Уважаемые участники мастер-класса для вас было продемонстрировано занятие для учащихся с учебно-исследовательским направлением. Данное занятие вы можете использовать в своей педагогической деятельности. Предлагаю так же вам не большую памятку по лекарственным растениям. (Приложение 1).

А сейчас прошу вас дать ответное слово о мастер-классе. Что-бы наш диалог был более плодотворным и открытым предлагаю вам чаепитие с лекарственными растениями (обсуждение мастер-класса педагогами, чаепитие).

Список литературы

  1. Гузова, Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы. [Текст] /Л.П. Гузова//Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.

  2. Русских, Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. [Текст] /Г.А.Русских //Методист. – 2002. – № 1. С. 38–40.

  3. Творческая школа "Мастер-класс". [Текст] /Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.

Интернет-источники:

  1. tulun1989.ucoz.ru›load/konspekt_poznavatelnо

  2. pedportal.net›…mir/konspekt…lekarstvennye…travy

  3. pedgazeta.ru›pages/2012/03/05/ikrinka2010_…

Приложение 1

Время сбора лекарственных трав

Памятка

Душица обыкновенная – собирать душицу надо в период массового цветения и полного раскрытия цветочных бутонов (июнь–август). В более поздние сроки сбора содержание эфирного масла,

а, следовательно, и качество сырья снижаются.

Отвар; 15,0 – 200,0; по одной столовой ложке три раза в день.

Мелиса лекарственная – с лечебной целью используют листья и верхушки побегов, которые заготавливают в начале цветения (июнь-начало июля).

Отвар: 10,0 или 015,0 на 200,0; по одной столовой ложке три раза в день.

Тысячелистник обыкновенный -траву тысячелистника собирают в фазе цветения (июнь – первая половина августа), срезая облиственные верхушки побегов длиной до 15 см без грубых стеблей. При сборе соцветий срезают щитки с цветоносом не длиннее 2 см.

Отвар;15,0 – 200,0; по одной ложке три раза в день.

Мята перечная - Заготавливают листья мяты в июле-августе в начале или во время цветения, когда большая половина цветков находится в фазе бутонизации.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта