Лекарственные растения проект 4 класс. Научная работа учащихся 4 класса "Подорожник-лекарственное растение нашего села"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Описание проведения проекта на тему:"Лекарственные растения" в 4 классе. Лекарственные растения проект 4 класс


Проектная деятельность "Лекарственные растения"

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

Проект по теме: «Лекарственные растения»

4 класс.

Составитель: учитель начальных классов

Ясникова Е.В.

Г. Шуя 2016г.

Тема:  «Лекарственные растения»

Участники: учащиеся 4 класса

Продолжительность: 2 недели

Задачи с проекта: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые растут в Ивановской области, их полезными свойствами и применением в народной медицине. Привитие любви к родной природе. Бережному и экономному расходованию природных ресурсов.

План.

  • 1. История применения лекарственных растений.

  • 2.Сбор лекарственных трав.

  • 3. Применение лекарственных трав в жизни.

  • 4.Составление гербария.

1.Знакомство с лекарственными растениями.

В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.). В этой рукописи встречается описание растений, которые в то время использовали для получения лекарственных средств.С принятием христианства, распространением письменности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха — Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению «наружных» болезней.Для лечения внутренних и наружных болезней на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами русский народ с давних времен применял в лечебной практике мед. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и др. История народной медицины сохранила легенды о чудесном исцелении безнадежно больных лекарственными растениями. Наиболее широко лекарственные растения используются в  народной медицине.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

2.Сбор лекарственных трав.

Правила сбора лекарственных трав:

  • . Собирайте те травы, которые хорошо знаете.

  • 2.Нельзя собирать лекарственные растения около дорог, свалок, промышленных предприятий.

  • 3.Собирайте растения бережно!

  • 4. Берегите природу!

3. Применение лекарственных трав в жизни.

Тысячелистник.

В качестве лекарственного растения тысячелистник используют с давних времен. Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Тысячелистник – эффективное кровоостанавливающее средство, его применяют при внутренних и наружных кровотечениях. Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Отвары растения помогают избавиться от таких заболеваний как бронхиальная астма, простудные и кожные заболевания, сильные головные боли. Отвар тысячелистника на воде используют для лечения почечных и каменно-почечных заболеваний. 

Подорожник.

Подорожник – одно из старинных лекарственных растений. Он был известен еще в Китае, Древней Греции и Риме, это растение высоко ценили персидские и арабские врачи. Латинское название образовано от слов «подошва» и «двигать», так как листья его напоминают след ноги. Эту же особенность заметили и индейцы Америки, называя его «следом белого человека». Русское же название говорит само за себя.

Подорожник произрастает у дорог, около жилья, на пустырях, сорных местах, на лугах, полях и огородах, по опушкам и берегам водоемов. Подорожник распространен практически повсеместно, исключая лишь районы Крайнего Севера.

Клевер.

Клевер - растение семейства бобовые, многолетнее. Растет клевер на лугах, полях, в лесах и на обочинах дорог. С давних времен используют клевер как источник витаминов А, B и С. В медицине используют листья, стебли и цветы, которые собирают во время цветения. Применяют клевер при кашле, малокровии, применяется в виде компрессов при ожогах и нарывах.

Лечение растениями применялось издавна. Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. Их можно собирать и сушить самим или купить в аптеке, предварительно посоветовавшись с врачом.

4.Составление гербария.

Итогом проекта «Лекарственные растения» стало составление гербария.

Гербарий.

infourok.ru

Описание проведения проекта на тему:"Лекарственные растения" в 4 классе

МОУ «Калининская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа по теме

«Зеленая аптека и Я»

Руководитель: учитель начальных классов

Сердитова Людмила Васильевна

Авторы: учащиеся 3 класса

Попова Настя

Попов Даниил

Туголукова Линда

д. Калининская

Прилузский район

Республика Коми

2014

Тема проекта: « Зеленая аптека и Я»

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

Цель работы:

► изучить лекарственные растения, растущие в нашей местности и их использование при лечении различных заболеваний.

► Познакомить с понятием «лекарственные растения», узнать пользу лекарственных растений Прилузского района.

Задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;

  • определить места произрастания лекарственных растений;

  • провести опрос людей для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;

  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и их родителей; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию буклетов и презентации.

Предмет исследования: лекарственные растения Прилузского района, лечебные свойства лекарственных растений.

Время выполнения: 1–4 недели.

Участники: обучающиеся 3 класса, родители.

План проекта

1. Понятие « лекарственные растения»

2.  Узнать названия лекарственных растений Прилузского района.

3.  Изучить время сбора лекарственных растений.4.  Найти иллюстрации лекарственных растений.5. Составить стихи о лекарственных растениях для выпуска буклета

1-й РАЗДЕЛ

Подготовительный этап

ЗАПУСК ПРОЕКТА

Информация к размышлению.

БЕСЕДА

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Учитель. Как можно назвать растения, которые приносят нам пользу?

Дети. Нужные, полезные.

У. Оказывается, у таких растений есть свое название, хотите узнать какое?

Д. Да.

У. Это лекарственные растения. Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, он хорошо трудиться. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо сохранять свое здоровье с молоду. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня. Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами.

infourok.ru

Научная работа учащихся 4 класса "Подорожник-лекарственное растение нашего села"

Акмолинская область

Зерендинский район

Симферопольская средняя школа

Исследовательская работа

Тема: Подорожник - лекарственное растение нашего села.

Выполнили: Панджакидзе В.,

Кожанов Т.,

Юртов О.

Ученики 4 «Б» класса

Руководитель: Кулатаева Г.А.

учитель Симферопольской СШ

с. Симферополь,

2015-2016 уч.год.

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка……………………………………………..…….3

  1. Ведение…………………………………………………………………….5

1.1.Цель работы…………………………………………………………...

1.2.Задачи......................................................................................................

  1. Название и строение подорожника.….………………………………...6

2.1. Область применения лекарственных растений………………….8

III. Правила сбора лекарственных растений………………………………….9

ІV. Сезонные изменения на жизнь подорожника в домашних условиях…10

V. Заключение………………………………………………………………...…...12

5.1. Выводы и рекомендации………………………………………………..

VI. Используемая литература............................................................................14

Пояснительная записка

  • Учебный предмет: Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО и труд, информатика.

  • Учебная тема: Твое здоровье

  • Возраст учащихся: учащиеся 4 класса

  • Основополагающий вопрос: Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

  • Проблемные вопросы:

- Где растут лекарственные растения?

- Как используются лекарственные растения для медицинских целей?

- Можно ли использовать лекарственное растение в домашних условиях?

Проект включает в себя исследования учащихся по теме: «Подорожник- лекарственное растение нашего села», позволяющие показать знания, умения учащихся своевременно собирать, сушить, хранить лекарственные растения, переносить знания на практику, повседневную жизнь. В ходе реализации проекта учащиеся научились готовить настои, отвары из лекарственных растений.

С исторических времен человека окружал богатый и разнообразный мир растений.В большинстве народных рецептов для оздоровления организма включают именно лекарственные растения, как основной компонент, кроме фруктов и овощей.

Беспомощный перед грозными силами природы первобытный человек старался отыскать в близко растущих от жилища растениях средства против многочисленных болезней.

Сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры—европейской, китайской, греческой, латинской.

Обширный материал о применении лекарственных растений, например, был обнаружен при изучении папируса («Книга приготовления лекарств для всех частей тела»), найденного Георгом Эберсом. В записях, сделанных на папирусе, содержались рецепты, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний.

После расшифровки древнеегипетских иероглифов были обнаружены записи о применении лекарственных растений древними египтянами. Они применяли различные мази, примочки, микстуры довольно сложного состава. В Египте широко использовались душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника и многих других растений.

О лекарственных растениях можно читать часами. Они применимы для лечения абсолютно всех болезней, известных человечеству, только нужно знать какое растение и в какой лечебной форме нужно применять.

В настоящее время лекарственные растения пользуются все большим спросом. Лечебные препараты, приготовленные из растительного сырья, составляют около трети от общего объема выпускаемых препаратов. Эффективность лечения растениями проверена народным опытом, врачебной практикой и не нуждается в рекламе. В своей работе мы исследуем свойства подорожника, т.к. он является натуральным от природы.

Цель: изучить свойства лекарственного растения, влияние данного растения на организм человека, возможность использовать растение взамен химических препаратов.

Объект исследования: подорожник.

Гипотеза: если знать о свойствах лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении той или иной болезни.

План:

Выбор темы.

Сбор материала.

Провести самостоятельные наблюдения.

Изучить соответствующую литературу.

Составить доклад.

Защитить проект 15 февраля 2016 года.

Метод: наблюдение за подорожником в домашних условиях, сбор и изучение травы.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

В данной работе нами и классным руководителем проведено исследование использования подорожника в качестве лекарственного средства, потому что мы много слышали о целебных свойствах растения. Нами рассмотрено лекарственное растение-подорожник в лесном хозяйстве села Симферополь, его целебные свойства,приведены оригинальные рецепты лечения болезней, которые представлены в виде буклета.

Очень хорошо известны целебные свойства растений.

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба- зверобоем,

От зубов- льняным настоем,

От ожогов- бузиной,

А от ран – подорожником.

Н. Кончаловская

Кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Можно и дальше продолжить список растений-целителей, но мы рассмотрим лекарственные растения- подорожник.

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего села. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы.

Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за помощью.

Наша школа расположена в удивительном месте: с одной стороны – это окраина села, с другой стороны – начинается лес. Такое расположение позволяет нам дышать чистым, свежим воздухом, ранним утром слушать пение птиц, любоваться закатом солнца, изморозью на деревьях, первой зеленью и другими красотами окружающей нас природы.

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Информация о целебных свойствах растений и способах их применения периодически появляется в разнообразных передачах, на телевидении и на страницах газет и журналов, а также в научно-популярной печати.

  • Мы выбрали эту тему, так как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней полезно применять натуральные растительные средства, так как таблетки имеют побочные эффекты и зачастую можно нарваться на подделку. 

  • Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Мы хотим узнать о подорожнике, который произрастают в нашей местности, научиться их заготавливать и применять.

Актуальность:

1. В исследовательской работе затронута проблема сохранения здоровья человека.

2. Рассматриваются альтернативные домашние лекарственные средства взамен дорогим аптечным.

3. В работе предложены оригинальные рецепты для лечения некоторых заболеваний.

1.1.Цель работы: познакомиться с подорожником-лекарственным растением села Симферополь, изучить их внешний вид, лечебные свойства, области применения, сделать выводы.

1.2Задачи:

  1. Выяснить, строение и может ли круглый год подорожник расти в домашних условиях

  2. Изучить историю лекарственного растения.

  3. Выяснить, как лекарственное растение используют в медицине.

  4. Выяснить, как лекарственное растение влияет на организм человека.

II. Название и строение подорожника.

Многообразна природа. Большое значение в природе и жизни человека имеют растения.

Загадка:

Путник часто ранит ноги – вот и лекарь на дороге. (Подорожник.)

Легенда о подорожнике.

Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты... змеями.

Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Почему такое название «подорожник»?

Название этого растения берет свое начало от словосочетания «растущий по дорогам» и это действительно так, ведь подорожник обычно растет у дорог, на пустырях, возле наших домов – то есть близко к людям, поэтому найти его не составит труда.

Откуда появилось второе название подорожника - «след белого человека»? Дело в том, что подорожник невозможно встретить в глухих местах, ведь разносят его семена люди на подошвах обуви. Индейцы Северной Америки могли легко определить по произрастанию подорожника те места, в которых уже побывали белые люди. Да, человек - первый помощник подорожной травы в ее путешествии по земле.

Проблемный вопрос

Как не спутать подорожник?

Гипотеза

Мы думаем, что подорожник отличается от другой по морфологическим признакам.

План проведения исследования

  1. Узнаем, что относится к внешним признакам?

  2. Рассмотрим строение подорожника.

  3. Сравним по внешним признакам строение подорожника и другое растение?

  4. Сформулируем вывод.

Что получилось

  • Из учебника "Биология" мы узнали, что внешние признаки растений - это морфологические признаки к которым относятся: строение корневой системы, листа, семени, цветка, соцветия.

У подорожника есть:

Целебные свойства растения

Название растения

Какие части растения обладают целебными свойствами

В каких случаях, и при каких болезнях используют

Какие лекарственные средства готовят из растения

Ранозаживляющие

подорожник

лист

нарывы, порезы

сок

Свежие листья применяют как кровоостанавливающее, ранозаживляющее бактерицидное средство, при ударах, порезах, нарывах, носовых кровотечениях. Самый простой и распространенный способ, при порезе, к примеру – это сорвать лист, немного его размять до появления сока и приложить к ране. 

Растет на поле вдоль дорожекЧудесный доктор — подорожник.Я вам сейчас открою тайну -Он здесь дежурит не случайно!Порежешь палец — он поможет.Царапинку полечит тоже.Собьешь коленку — не беда!Зеленый доктор здесь всегда!

(Н. Томилина)

Подорожник в народной медицине используется и в качестве мягкого снотворного, и как успокаивающее средство. Прекрасно помогает при проявлениях аллергии. Отвар листьев широко применяется для лечения кашля (здесь можно почитать о народных средствах от сухого кашля), болезней дыхательной системы и желудочно-кишечных заболеваний.Настойка, приготовленная из листьев, прекрасно понижает артериальное давление, ее рекомендуется пить при диарее, проявлении воспаления в мочевом пузыре, раке легких или желудка.

ІІІ. Правила сбора лекарственных растений.

Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Подорожник произрастает вдоль дорог, на пустырях, вблизи жилья, почти на всей территории нашей страны.

Листья собирают в период цветения растения, собранные листья расстилают тонким слоем на ткани или бумаге под навесом, на чердаках или в хорошо проветриваемых помещениях.

Для приготовления настоя одну столовую ложку высушенных и измельченных листьев заливают в эмалированной посуде стаканом кипятка, закрывают крышкой и настаивают на водяной бане 30 минут, затем процеживают.

Применяют как противовоспалительное, болеутоляющее средство.

ІV. Сезонные изменения на жизнь подорожника в домашних условиях.

Описание работы:

Для того чтобы определить сезонные изменения на жизнь подорожника в домашних условиях, попутно пронаблюдать за влиянием света на растение, мы использовали классную комнату и подручные средства. В ходе работы мы помещали растение в горшки для цветов и следили за их ростом и развитием. Мы выяснили, что растение подорожник не может расти в том виде, котором мы пересадили из поляны около 2-го соснового леса, возрождается заново, но не надолго, а также он поглощают световую солнечную энергию и преобразуют ее в химическую и такой процесс называется фотосинтезом.

Гипотезы: 1)Подорожник сможет при наличии почвы,тепла, света и влаги жить в домашних условиях круглый год.

2) если растение получает мало света, то оно плохо растёт;

3) при избытке света растение обесцвечивается, получает ожоги и погибает:

4) если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается.

Цель работы:

Определить сезонные изменения на жизнь подорожника в домашних условиях. Доказать практически необходимость солнечного света растению для роста и его развития.

Сравнить 2 растения по их реакции на свет и темноту.

Задачи:

1.Изучить на основе литературных источников особенности использования подорожника в качестве лекарственного средства.

2.Провести опыт с подорожником.

3.На основе поставленного опыта сделать выводы о влиянии:

А) перемещение из естественной среды подорожника в помещение классной комнаты.

Б) света на рост и развитие подорожника.

Основные методы исследования:

- наблюдение,

- эксперимент,

- анализ

Способы исследования:

- изучение специальной литературы;

- анализ источников информации;

- наблюдение;

- опыты;

- обобщение полученных данных

Средства, задействованные в работе:

Для осуществления исследовательских действий нам потребовались:

- опытные образцы растений;

- горшки для высадки растений;

- универсальная почва;

- вода;

-шкаф.

Ход исследовательской деятельности:

14 сентября вместе с одноклассниками и учителем собравшись на экскурсию в лес, захватили ящик, пустые горшки из под цветов, лопату. Затем отправились во «второй» лес нашего села. Вдоль дороги к лесу наблюдали подорожник в плохом состоянии, не стали брать, так как не рекомендуется использовать загаженные растения. Искали в лесу подорожник, но его в самом лесу не оказалось, обнаружили подорожник на окраинах леса и его семейство на полянах. Выкопали 6 наиболее крупных растений подорожника, набрали почву с поляны в ящик. Сделали вывод: подорожник растет на окраине леса, вдоль дорог, много на полянах.

На этом этапе мы подорожник на 1день поместили в ведро слегка присыпав корни почвой и обильно полили.

В районе конторы села 15 сентября был замечен более пышный подорожник, более зеленее, который мы выкопали для пересадки в помещение. Выкопали самостоятельно, с большим трудом, так как корень был длинный в виде моркови. Принесли на приусадебный участок школы, взяли почву с огорода, стали пересаживать в горшок. Стали сравнивать со вчерашними образцами из «2-го» леса, и поняли свою ошибку: у подорожника с поляны леса были корни –мочковатые, а у «лжеподорожника» в виде сплошного корня.(показ лжеподорожника»).Сравнили листья, сделали вывод о строении подорожника.В этот же день посадили в горшки все 6 образцов подорожника из поляны леса и обильно полили водой комнатной температуры.Поместили 2 экземпляра в шкаф темный в кабинете русского языка.а оставшиеся 4 подорожника в свой светлый класс на парту.

На перемене перед занятиями поливали по мере необходимости через два дня все экземпляры.

На 3 день заметили, что два образца не прижились и их пришлось убрать с опыта. Осталось 2 в освещенном солнцем кабинете и 2 в темном шкафу. Подорожники, которые были на парте повесили на специальные подставки настенные для цветов и продолжали наблюдать на предмет выживаемости и продолжительности жизни в домашних условиях.

На 5 день 20сентября все растения пожелтели и листья повяли. На всякий случай образцы в кабинете полили. Растения в шкафу не нуждались в поливе, почва была очень влажная. Следующие 5 дней не поливали ни те не другие растения, не заглядывали.

Сделали преждевременный вывод, что наша гипотеза «Подорожник сможет при наличии почвы, тепла, света и влаги жить в домашних условиях круглый год» не подтвердилась.

25сентября,т.е. через 5дней,мы обнаружили новые два новых листочка во всех образцах, с разницей в том лишь, что растения в темноте дали желтые росточки.

Растения подорожника развивались, словно возрождаясь день за днем, с переодичностью два-три дня мы их поливали. Нами было замечено,что подорожник в шкафу был длиннее в росте на 7,5 см, чем те, которые в классе. Состояние подорожника в шкафу внешне было больного желтого цвета и оставалось таким на протяжении всего периода эксперемента. И наоборот,2 растения в светлом помещении развивалось зеленея и радуя глаз. Затем к концу 1четверти подорожник в классе остановился в росте,листья набрали темно-зеленый цвет и через 7 дней начал вянуть, будто чувствуя зиму. Сделали еще один вывод, что гипотеза не совсем верна, природу не обманешь, она взяла свое. Растение может расти непродолжительное время (полтора месяца),в несвойственный сезонный период.

Результаты изучения специальной литературы

Одновременно с опытом над перемещением образцов подорожника мы начали работу с того, что пошли в школьную библиотеку и познакомились с литературой по выращиванию растений. И вот что мы узнали.

Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.

Все эти научные сведения мы решили проверить на собственном опыте.

Выводы: В темноте прирост подорожника за 10 дней на 2 растения составил 7,5см по сравнению с растениями, росшими на свету. В темноте растения растут интенсивнее за счет вырабатываемого гормона роста.

Заключение.

Свет оказывает большое и разностороннее влияние на темпы и характер рос­та, как отдельных органов, так и растительного организма в целом. При этом на разные стороны ростовых процессов влияние света проявляется неоднозначно. Так, свет необходим для протекания процесса фотосинтеза, и поэтому накопле­ние массы растения без света не идет. Вместе с тем рост клеток растяжением может идти в темноте, более того, на свету этот процесс тормозится. Свет оказывает большое влияние и на формообразовательные процессы. Проростки, выросшие в темноте, характеризуются рядом ана­томических и морфологических особенностей. В отсутствие света происходит упрощение анатомической структуры стебля. Слабо развиваются ткани. Вместе с тем растяжение клеток в темноте идет очень интенсивно. В результате образуются длинные, вытянутые стебли. Проростки подорожника имеют слегка желтоватый оттенок.

В этот период выполнены следующие пункты данной работы.

  • Проработаны источники информации о лекарственных растениях Зерендинского района села Симферополь в частности

  • Обследована лесная территория и выявлены места произростания лекарственного растения-подорожника, произрастающий на ней.

  • Систематизирована полученная информация о лекарственном растении .

  • Определены вид сырья, применяемого в качестве лекарственного средства у лекарственного растения, а также обозначена область применения в научной и народной медицине.

  • Сформулированы сроки сбора сырья.

  • Составлены основные правила сборки, сушки и хранения лекарственных растений.

  • Сформулированы рекомендации по приготовлению лекарственных препаратов в домашних условиях.

Выводы и рекомендации.

Работая над проектом, мы выяснили пользу лекарственного растения-подорожника, произрастающего повсеместно.

Изучили рецепты приготовления настоев и чаёв и поделились ими с родителями.

  • Выяснили, что можно вырастить лекарственные растения самому,только в огороде и это гораздо дешевле, чем покупать в аптеке и интереснее.

  • Считаем, что с помощью лекарственных растений можно победить многие болезни и избежать травли организма синтетическими лекарствами.

  • Мы надеемся, что таинственный и многообразный мир растений преподнесет немало находок и открытий, которые послужат надежным и гибким инструментом в борьбе за здоровье человека. Так как охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности.

Литература

  1. Обухов А. Н. «Лекарственные растения, сырье и препараты» 1962 – с.298

  2. Медицинский портал – www.neboleem.net

  3. Сафонов Н. Н. «Лекарственные растения луга» 1993.

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Игра с залом.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

С лечебной целью используют в основном листья подорожника и семена, реже корни. Заготавливают листья до цветения, в мае, или в период цветения, когда они ещё не старые, сушат в тени. Семена подорожника заготавливают попозже, собрать и дать высохнуть, растелив тонким слоем, после чего сложить в бумажный пакет. 

Подорожник издавна применяют в народной, и не так давно, в традиционной медицине. Семена содержат слизь (если их настоять), белковые и дубильные вещества, аукубан, жирное масло, ферменты, смолы и другие полезные вещества. 

Настой семян подорожника: 10 г истолченных семян подорожника залить 100 мл кипятка, настоять до остывания, процедить. Полученную слизь затем употребляют за один приём. Во время лечения в течение дня надо приготовить и принять 3 таких порции. Настой семян подорожника используют при язвах, гастритах (но не при повышенной кислотности), запорах, ахилии и др. заболеваниях. 

Настой семян (слизь) принимают также как отхаркивающее средство при бронхитах, гриппе - по 1 столовой ложке, 2-3 раза в день (10 г семян залить 200 мл кипятка, настоять, процедить). 

Слизь из семян, попадая в кишечник, обволакивает воспаленную слизистую оболочку и защищает её от раздражающего действия пищи. В больших дозах она имеет проносное действие и поэтому ещё применяется при хронических запорах. 

Отвар семян подорожника большого рекомендуют также принимать при сахарном диабете: 1 ст. л. семян подорожника отварить в 250 мл воды, в течении 5 минут, затем снять с огня и настоять ещё 1 час. Пить отвар по 1 ст. ложке, 2-4 раза в день. Лечиться от 1 до 2 месяцев с перерывом в 2-4 недели после месяца лечения. Использовать рецепт можно при отсутствии противопоказаний на почве сахарного диабета и при низком уровне гормонов. 

Применение в народной медицине находят и корни подорожника. Они используются при воспалениях почек и мочевого пузыря. Экстракт корней подорожника назначают внутрь при укусах гадюк, пчёл и других насекомых. 

Листья подорожника содержат гликозид аукубин, горькие и дубильные вещества, каротин, витамины С и К, лимонную кислоту. Они оказывают противовоспалительное, болеутоляющее и секретолитическое действие при заболеваниях дыхательных органов, сопровождаемых выделением густых секретов, например, при хроническом катаре лёгких, при нарушениях пищеварительных органов (поносе, катаре желудочно-кишечного тракта, метеоризме, коликах, язве двенадцатиперстной кишки). 

Препараты из подорожника имеют тонизирующее действие, возбуждают аппетит, содействуют повышению гемоглобина в крови. Экстракт подорожника большого имеет противосклеротическое действие, уменьшает содержание холестерина в крови. Подорожник приносит облегчение при раке легких и туберкулезе. 

Гранулы плантаглюцида получают из водного экстракта подорожника. Это порошок сероватого цвета, растворимый в воде и горький на вкус. Употребляют его 3 раза в день по 0,5-1 г за приём, для профилактики сезонных обострений язвенной болезни. 

Как лечебное средство в традиционной медицине, подорожник был взят из народной медицины и длительное время применялся в виде настоя. В настоящее время придумали препарат более совершенный, который может долго храниться - плантаглюцид. Также используется сок из свежих листьев подорожника большого, который специальным образом консервируют. 

Аптечный препарат "Сок подорожника" употребляют по 1 столовой ложке, 3 раза в день за 15-20 минут до еды, разведённым в 1/4 стакане воды при анацидных гастритах, хронических колитах, язвенной болезни без повышенной кислотности. Курс лечения - 30 дней. 

Настой листьев подорожника: 1 столовую ложку сухих измельчённых листьев залить 1 стаканом кипятка, настоять, укутав, 10 минут, процедить. Выпить в течении часа небольшими глотками, это суточная доза. 

Отвар из листьев подорожника (внутрь): 10-15 г измельчённых листьев залить 1 стаканом кипятка, настоять 15 минут. Принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в день. 

Такой отвар листьев подорожника большого народная медицина использует при бронхиальных (в особенности хронических) воспалениях, при внутренних кровоизлияниях (кровохарканье), дизентерии, при воспалении и болях в желудке и кишечнике, при отрыжке, изжоге, при заболеваниях печени и желтухе. 

Отвар подорожника применяют также для полоскания ротовой полости при воспалении дёсен, при зубной боли, используют для примочек при воспалении глаз. 

Свежие листья применяют как кровоостанавливающее, ранозаживляющее и бактерицидное средство, при ударах, порезах, нарывах, носовых кровотечениях. Самый простой и распространенный способ, при порезе, к примеру – это сорвать лист, немного его размять до появления сока и приложить к ране. 

Листья прикладывают к коже при рожистых воспалениях. Кашицу из свежих листьев или сваренную кашицу из размятых листьев подорожника применяют для лечения ран, от укусов ядовитых змей, при фурункулёзе, мокнущих экземах и отёках, вызванных ужаливанием ос, пчёл, укусов пауков и др. 

Для заживления ран прикладывают кашицу из растёртых листьев подорожника, а сверху приложить свежий цельный листок и забинтовать. Одновременно принимать внутрь отвар или сок из крапивы, или аналогичного по действию, кровоочищающего растения. 

Сок подорожника с мёдом (рецепт): хорошо вымытые листья мелко нарезать и помять, затем кашицу положить в тканевую салфетку и скручивая её, отжать сок. Затем смешать его с равным количеством мёда и варить в течение 20 минут (на водяной бане). Хранить лучше в холодильнике, плотно закрыв крышкой. Принимать по 2-3 столовых ложки в день до еды при простуде, кашле, бронхитах и др., как отхаркивающее и бактерицидное средство. 

Сок подорожника используют и в косметологии, это прекрасное косметическое средство, он входит в состав лосьонов, кремов и т. п. В народной медицине сок подорожника принимают и при токсикозе у беременных, особенно когда беременная болеет сахарным диабетом. 

Сок подорожник можно консервировать и спиртом. Такую спиртовую настойку подорожника используют как отхаркивающее средство, особенно при коклюше и туберкулёзе. 

В этот период выполнены следующие пункты данной работы.

  • Проработаны источники информации о лекарственных растениях Зерендинского района села Симферополь в частности

  • Обследована лесная территория и выявлены места произростания лекарственного растения-подорожника, произрастающий на ней.

  • Систематизирована полученная информация о лекарственном растении .

  • Определены вид сырья, применяемого в качестве лекарственного средства у каждого лекарственного растения, состав действующих веществ лекарственного растения, а также обозначена область применения в научной и народной медицине.

  • Сформулированы сроки сбора сырья.

  • Составлены основные правила сборки, сушки и хранения лекарственных растений.

  • Сформулированы рекомендации по приготовлению лекарственных препаратов в домашних условиях.

Выводы и рекомендации.

Работая над проектом, я выяснила пользу лекарственных растений, произрастающих на нашем приусадебном участке и школьном, собрала гербарий лекарственных растений, выяснила, какими лечебными свойствами они обладают.

  • Изучила рецепты приготовления настоев и чаёв и поделилась ими с одноклассниками.

  • Выяснила, что можно вырастить лекарственные растения самому и это гораздо дешевле, чем покупать в аптеке и интереснее.

  • Считаю, что с помощью лекарственных растений можно победить многие болезни и избежать травли организма синтетическими лекарствами.

  • Я надеюсь, что таинственный и многообразный мир растений преподнесет немало находок и открытий, которые послужат надежным и гибким инструментом в борьбе за здоровье человека. Так как охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности.

Подорожник в народной медицине - это растение, часто используемое в лекарственных целях. Его исцеляющее действие было известно очень давно, еще древним римлянам и грекам. В Китае широкое применение имел 3000 лет назад. Более позднее упоминание встречается в хрониках десятого века, тогда его заслуженно оценили врачи Персии и арабских стран. Свое название растение получило по месту обитания - по дорогам, тропинкам, а также на пустырях, полянах, по кустам, в огородах, садах в виде сорного растения. В народе оно известно также как "путник" - всегда встречается там, где прошел человек: семена налипали на обувь и путешествовали по миру. Именно таким образом в Северную Америку с Евразийского континента и попали семена подорожника, а индейцы назвали его "след бледнолицых". Подорожник известен среди людей еще под названиями поранчик, ранник, полезник, чирьевая трава, бабка узколиста - и каждое указывает на лечебное использование. Латинское название произошло от слов - следовать и подошва, и объясняется тем, что листья подорожника напоминают по своей форме след ступни.

...

Всего встречается около 250 видов. Большинство подорожников - многолетние растения. Подорожник большой бывает от 10 до 30 см. Имеет укороченное толстое корневище с мочковатыми шнуровидными тонкими корнями. Широкояйцевидные листья растут в виде прикорневой розетки. Черешки длинные. Цветонос до 30 сантиметров в высоту, прямой, заканчивается колоском цилиндрической формы с множеством невзрачных мелких цветов бурого цвета. Цветение наблюдается все лето. На каждом растении созревает несколько тысяч семян. Сбор растения проводится в июне и июле.

Семена, цветы, листва и сок подорожника в народной медицине нашли свое применение. Современная медицина также признала растение эффективным лекарственным средством. Был проведен научный анализ биологического состава растения. В результате, в листьях обнаружены различные витамины, кислоты органические, слизи, гликозиды, пектиновые вещества, дубильные составляющие, флавониды.Семена содержат жирные масла, слизь, углеводы, сапонины. Народная медицина веками собирала опыт применения лекарственных растений. Методов разработано множество. Самый простой - использовать свежие листья без специальной обработки. Например, подорожник часто оказывается под рукой в экстренных случаях. При порезе достаточно приложить обмытый листочек подорожника к ране, и кровотечение прекратится, боль исчезнет. При фурункулах используют размятые листья. А если устали ноги, можно походить по растению босыми ногами, и тяжесть пройдет.

Подорожник в народной медицине используется и в качестве мягкого снотворного, и как успокаивающее средство. Прекрасно помогает при проявлениях аллергии. Отвар листьев широко применяется для лечения кашля (здесь можно почитать о народных средствах от сухого кашля), болезней дыхательной системы и желудочно-кишечных заболеваний.

Настойка, приготовленная из листьев, прекрасно понижает артериальное давление, ее рекомендуется пить при диарее, проявлении воспаления в мочевом пузыре, раке легких или желудка.

При кожных болезнях прикладывают размятые и распаренные в горячей воде семена. Отвар семян помогает при сахарном диабете (здесь можно почитать о народных средствах от сахарного диабета). Широкое применение нашел подорожник в лекарственных сборах и чаях. Подорожник в народной медицине не разрешено применять при язве желудка с высокой кислотностью.

1.Наблюдение за подорожником.

Цели:

  • знакомить с лекарственным растением — подорожником;

  • развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Проблема:

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Заготовка и хранение подорожника В качестве лечебного средства используются листья, которые возможно подсобрать за весь летний сезон. Листву срезают сразу с маленьким хвостиком черенка и высушиваются в подвешенном виде или в сушильной камере, если жар будет не выше 45 градусов Цельсия. Семечки подготавливают к хранению, собирая с цветоносной ножкой, после полного вызревания. Сохранять элементы сырья возможно до истечения 2-х лет при условиях вакуумной упаковки. Применение в быту Экстракты Plantago major крупный, к сегодняшнему дню эксплуатируют во время производства всевозможный жидкостей по уходу и красоте. Косметика и парфюмерные изделия на его основе используют для укрепления и ухода за волосами, а также, в составе масок и ополаскивателей. Молоденькую, нежнейшую листву подорожника широко применяют для приготовления салатов с луком, картофелем, крапивой и хреном. Подорожник добавляют во многие блюда, такие как омлеты и запеканки, в каши и напитки, в пюре и котлеты. Из подорожника получаются великолепные щи, которые готовятся по такому же рецепту, что и щи из крапивы. Состав и лечебные свойства подорожника Лиственные части травки подорожника обогащены слизистыми веществами, полисахаридами, гликозидами (аукубин, плантагин), горечью, дубильными веществами, флавоноидами, фитонцидами, углеводами маннита, сорбитом, холином, алкалоидами, каротиноидами, хлорофиллами, витаминами С и К, фактором Т - способствующий повышению свертываемости крови. В листве найдено значимое количество калия, кальция, магния, бария, бора. Концентрат меди, брома. В семенах подорожника обнаружено до 44% слизи, состоящей из маннита и крахмала, жирное масло, углеводы, сапонины, дубильные и белковые вещества. Подорожник - наилучший подручный материала, чтобы остановит кровь в ранке, противомикробные, ранозаживляющие, отхаркивающие и снижающие давление. Поскольку настой из листьев подорожника идеально качественно способствует разжижению, растворению и отхождению мокроты, его эффект пользуют при заболеваниях органов дыхательной системы, с массовым выходом мокроты: плеврите, туберкулезе легких, хроническом катаре бронхов, астме, коклюше и кашле. Настойки из высушенной листвы можно пить орально при воспалительных болезнях ротовой полости и носоглотки. А при ушибах, порезах, ранах, ожогах, незаживающих язвах, фурункулах, гнойных ранах – делаются аппликации смоченным в настойке бинтом. Сок из свежих листьев рекомендуется для лечения ран роговицы, он имеет свойства подавлять рост патогенного стафилококка и синегнойной палочки. Сок листьев подорожника назначается при лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Читайте также Подорожник: полезные свойства и противопоказания Средства для лечения приливов во время климакса Лечение язвы желудка народными средствами Чирьева трава Как остановить кровь при порезе Фармацевтические предприятия из листьев подорожника выпускают лекарственные препараты в виде гранул — плантаглюцид, которые назначают для лечения гипо- и анацидных гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с нормальной и пониженной кислотностью желудочного сока. Применение подорожника в народной медицине В функции бабкиных вспомогательных экстрактиков, травка подорожников крупных помнится всем из детства, кода разбиваются коленки, это скорая помощь, чтобы быстро остановить кровь и в качестве антисептика. Огромные плюсы этого замечательного растения на этом не заканчиваются. Листья подорожника для лечения трофических язв и варикоза Сушеную листву меленько растирают в пыль и подмешивают с парой капелек самого простенького маселка и аптечного вазелина в соотношении 1:9. Мазь нужно будет намазывать на проблемные зоны, пользовать состав, пока не настанет период выздоровления. Спиртовая настойка из листьев при высоком артериальном давлении 20 г сухих измельченных листьев заливают 200 г водки. Состав желательно будет расположить в уютном, скрытом от лучей солнца местечке и настаивать в течение 3-х недель. Когда средство уже достаточно пропиталось всеми составляющими, экстракт процеживают и помещают в холодильник. Выпивать 3 раза в день по 30 капель. Листья подорожника, от ушибов, ожогов, укусов насекомых и кровоточивых ранениях мелкодробленые в кашку свеженькие листочки наложить на больное место и фиксировать бинтом. Заменять подобный компресс каждых 60 минут. смешать в равных частях листья подорожника и тысячелистника. Кладется на рану в качестве примочек, нужно будет менять каждые 2-3 часа. Настойка из листьев подорожника при лечении бронхитов, коклюша, астмы 2 ст. ложки измельченного сырья заливают 1 стаканом кипятка. Состав обязательно прикрыть крышкой и подержать на паровой бане около 30 минут. Настойку придется подостудить и пить по 75-100 г за 10 минут до приема пищи. Такой же раствор можно использовать в качестве втирания. Сироп из листьев растения при воспалении верхних дыхательных путей и желудочно-кишечных заболеваниях Свежую зеленую часть листьев подорожника нужно будет хорошенько вымыть и мелко нарубить. Подготовленную этим образом кашицу сложить в баночку из стекла, пересыпая каждый слой сахаром или заливая медом. После того, как вся банка уже станет под горлышко, сладкий раствор убрать в прохладное место и сохранять там более 2-х недель. После того, как смесь набродилась, сироп слить и принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день перед едой. Настойка из листьев подорожника при лечении гастрита и колита Раствор изготавливают из пропорции 1 ст. ложка измельченных листьев на 1 стакан кипятка. Необходимо будет настаивать в течение 15 минут. Потом эликсир полагается выпивать по столовой ложке за 20 минут до еды. Семена подорожника от дизентерии и кровавого поноса 1 ст. ложка семян заливается стаканом кипятка и настаивается в течение 1-го часа. Смесь предполагается выпить вместе с семенами. Ванная из подорожника при мозолях, потертостях и трещинах на ногах Начать колдовство над жидкостью из элементов живительной зелени элементарно - 2 ст. ложки измельченного порошочка запарить в 1 литре воды и вылить в небольшой тазик. Парить ноги в течение 20 минут. Далее на мозоли надо намазать мягкую кашу, перекрученную на мясорубке из свежих листьев и закрепить на проблемной зоне бинтом на ночь. Достаточно 2-3 процедур и о проблемах можно забыть. Листья подорожника для лечения фурункулов и ран Листочки нарезают ножом и накладывают на больное место, фиксируя положение аппликации при помощи бинтика. В том случае, если вы используете засушенные листочки, их надо заранее распарить в горячей воде. Противопоказания к применению Эти элементы категорически запрещены при язвенной болезни желудка с повышенной кислотностью желудочного сока.

Противовоспалительные свойства подорожника проявляются и при применении его наружно. С отваром семян растения можно делать примочки на глаза для снятия воспаления: две чайных ложки семян заливают двумя чайными ложками холодной воды, помешивают и добавляют шесть столовых ложек кипятка. Использовать настой можно после того, как остынет. Целебные свойства подорожника проявляются не только при использовании отваров или сока. К примеру, свежие листья растения, перетертые в кашицу, ускоряют заживление царапин, ушибов, снимают воспаление при укусах насекомых. Для лечения кашицу из листьев заворачивают в марлю или бинт, накладывают на больное место. При укусах повязку нужно держать не меньше получаса. Если эффекта нет, повязку меняют на свежую. Если смешать кашицу из свежесорванных листьев подорожника с яичным белком, получится противоожоговое средство. Его накладывают на пораженную кожу толстым слоем один или два р/день на 15мин. Противопоказания 

Источник: http://www.neboleem.net/podorozhnik.php

Источник: http://nmedic.info/story/podorozhnik 2014 © nmedic.info

Раздел: Познание мира

Учебный год: 2015-2016

Автор: Панджакидзе Валерий, Кожанов Темирлан, Юртов Оразбек.

Класс: 4 «Б»

Руководитель: Кулатаева Гульмира Амангельдиновна

Описание работы:

Для того чтобы определить сезонные изменения на жизнь подорожника в домашних условиях, попутно пронаблюдать за влиянием света на растение, мы использовали классную комнату и подручные средства. В ходе работы мы помещали растение в горшки для цветов и следили за их ростом и развитием. Мы выяснили, что растение подорожник не может расти в том виде, котором мы пересадили из поляны около 2-го соснового леса, возрождается заново, но не надолго, а также он поглощают световую солнечную энергию и преобразуют ее в химическую и такой процесс называется фотосинтезом.

Гипотезы: 1)Подорожник сможет при наличии почвы,тепла, света и влаги жить в домашних условиях круглый год.

2) если растение получает мало света, то оно плохо растёт;

3) при избытке света растение обесцвечивается, получает ожоги и погибает:

4) если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается.

Цель работы:

Определить сезонные изменения на жизнь подорожника в домашних условиях. Доказать практически необходимость солнечного света растению для роста и его развития.

Сравнить 2 растения по их реакции на свет и темноту.

Задачи:

1.Изучить на основе литературных источников особенности использования подорожника в качестве лекарственного средства.

2.Провести опыт с подорожником.

3.На основе поставленного опыта сделать выводы о влиянии:

А) перемещение из естественной среды подорожника в помещение классной комнаты.

Б) света на рост и развитие подорожника.

Основные методы исследования:

- наблюдение,

- эксперимент,

- анализ

Способы исследования:

- изучение специальной литературы;

- анализ источников информации;

- наблюдение;

- опыты;

- обобщение полученных данных

Средства, задействованные в работе:

Для осуществления исследовательских действий нам потребовались:

- опытные образцы растений;

- горшки для высадки растений;

- универсальная почва;

- вода;

-шкаф.

Ход исследовательской деятельности:

14 сентября вместе с одноклассниками и учителем собравшись на экскурсию в лес, захватили ящик, пустые горшки из под цветов, лопату. Затем отправились во «второй» лес нашего села. Вдоль дороги к лесу наблюдали подорожник в плохом состоянии, не стали брать, так как не рекомендуется использовать загаженные растения. Искали в лесу подорожник, но его в самом лесу не оказалось, обнаружили подорожник на окраинах леса и его семейство на полянах. Выкопали 6 наиболее крупных растений подорожника, набрали почву с поляны в ящик. Сделали вывод: подорожник растет на окраине леса, вдоль дорог, много на полянах.

На этом этапе мы подорожник на 1день поместили в ведро слегка присыпав корни почвой и обильно полили.

В районе конторы села 15 сентября был замечен более пышный подорожник, более зеленее, который мы выкопали для пересадки в помещение. Выкопали самостоятельно, с большим трудом, так как корень был длинный в виде моркови. Принесли на приусадебный участок школы, взяли почву с огорода, стали пересаживать в горшок. Стали сравнивать со вчерашними образцами из «2-го» леса, и поняли свою ошибку: у подорожника с поляны леса были корни –мочковатые, а у «лжеподорожника» в виде сплошного корня.(показ лжеподорожника»).Сравнили листья, сделали вывод о строении подорожника.В этот же день посадили в горшки все 6 образцов подорожника из поляны леса и обильно полили водой комнатной температуры.Поместили 2 экземпляра в шкаф темный в кабинете русского языка.а оставшиеся 4 подорожника в свой светлый класс на парту.

На перемене перед занятиями поливали по мере необходимости через два дня все экземпляры.

На 3 день заметили, что два образца не прижились и их пришлось убрать с опыта. Осталось 2 в освещенном солнцем кабинете и 2 в темном шкафу. Подорожники, которые были на парте повесили на специальные подставки настенные для цветов и продолжали наблюдать на предмет выживаемости и продолжительности жизни в домашних условиях.

На 5 день 20сентября все растения пожелтели и листья повяли. На всякий случай образцы в кабинете полили. Растения в шкафу не нуждались в поливе, почва была очень влажная. Следующие 5 дней не поливали ни те не другие растения, не заглядывали.

Сделали преждевременный вывод, что наша гипотеза «Подорожник сможет при наличии почвы, тепла, света и влаги жить в домашних условиях круглый год» не подтвердилась.

25сентября,т.е. через 5дней,мы обнаружили новые два новых листочка во всех образцах, с разницей в том лишь, что растения в темноте дали желтые росточки.

Растения подорожника развивались, словно возрождаясь день за днем, с переодичностью два-три дня мы их поливали. Нами было замечено,что подорожник в шкафу был длиннее в росте на 7,5 см, чем те, которые в классе. Состояние подорожника в шкафу внешне было больного желтого цвета и оставалось таким на протяжении всего периода эксперемента. И наоборот,2 растения в светлом помещении развивалось зеленея и радуя глаз. Затем к концу 1четверти подорожник в классе остановился в росте,листья набрали темно-зеленый цвет и через 7 дней начал вянуть, будто чувствуя зиму. Сделали еще один вывод, что гипотеза не совсем верна, природу не обманешь, она взяла свое. Растение может расти непродолжительное время (полтора месяца),в несвойственный сезонный период.

Результаты изучения специальной литературы

Одновременно с опытом над перемещением образцов подорожника мы начали работу с того, что пошли в школьную библиотеку и познакомились с литературой по выращиванию растений. И вот что мы узнали.

Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.

Все эти научные сведения мы решили проверить на собственном опыте.

Выводы: В темноте прирост подорожника за 10 дней на 2 растения составил 7,5см по сравнению с растениями, росшими на свету. В темноте растения растут интенсивнее за счет вырабатываемого гормона роста.

Заключение.

Свет оказывает большое и разностороннее влияние на темпы и характер рос­та, как отдельных органов, так и растительного организма в целом. При этом на разные стороны ростовых процессов влияние света проявляется неоднозначно. Так, свет необходим для протекания процесса фотосинтеза, и поэтому накопле­ние массы растения без света не идет. Вместе с тем рост клеток растяжением может идти в темноте, более того, на свету этот процесс тормозится. Свет оказывает большое влияние и на формообразовательные процессы. Проростки, выросшие в темноте, характеризуются рядом ана­томических и морфологических особенностей. В отсутствие света происходит упрощение анатомической структуры стебля. Слабо развиваются ткани. Вместе с тем растяжение клеток в темноте идет очень интенсивно. В результате образуются длинные, вытянутые стебли. Проростки подорожника имеют слегка желтоватый оттенок.

kopilkaurokov.ru

Исследовательский проект в начальной школе «Зеленая аптека» 4 класс

Погружение в проект

Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Аборигены Австралии, индейцы Южной Америки, древние египтяне и греки, жители Древнего Рима знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письменные источники, впоследствии отраженные в трудах великих врачей и ученых древности и средних веков — Гиппократа, Диоскорида, Абу Али ибн Сины (Ави­ценны), Галена и многих других.

В средние века существовали рукописные, а затем и печатные книги по траволечению, так называемые травники. Опыт народной медицины широко использовали в Индии, Китае, Тибете. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли пристальное внимание даже монархи. При Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию лекарственными травами, а Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» — не что иное, как первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

Актуальность

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Все просто: если человек заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты весьма сложного химического состава. Следовательно — синтетические лекарства? Далеко не всегда. Свыше 30% лекарственных пре­паратов получают из растений, выделяя из них раз­личные биологически активные вещества

Проблема исследования

В век электроники, мегаполисов, расширение промышленного производства наступление на дикую природу идет угрожающими темпами. Все меньше остается нетронутых уголков на Земле — не распаханных земель, на больших площадях сведены леса. Золотой фонд дикорастущих лекарственных растений, увы, исчерпаем, их ресурсы постоянно сокращаются. Многие виды целебных растений занесены в Красные книги. Для того чтобы сохранить возможность получения ценных лекарств на основе растений, предпринимают различные шаги: организуют заповедники, заказники, устанавливают запреты на сбор отдельных видов, но самое главное — создают плантации лекарственных растений — их вводят в культуру.

Объект исследования.

= Лекарственные растения

Предмет исследования

= место обитания, сбор и целебные

качества растений

Цель исследования:

= изучить видовой состав, место обитания,

время и способ сбора лекарственных растений, использование в медицине

Задачи:

= знакомство учащихся с различными видами лекарственных растений

= изучение места обитания растений, их сбор и хранение

= выявление лекарственных качеств растений

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ TARAXACUM OFFICINALE

Нет спору — красив одуванчик на газонах, но это с точки зрения городского жителя. Тем же, кто живет в деревне, он известен как один из наиболее трудноискоренимых сорняков. Одуванчик — многолет­нее травянистое растение семейства астровых, или сложноцветных (Asteraceae, или Compositae), высотой 10—50 см. Листья растения ланцетные, по краю крупнозубчатые, образуют розетку

Цветки язычковые, ярко-желтые, собраны в корзинки. Цветочная стрелка голая, полая внутри. Корни мощные, стержневые, длиной до 15—20 см, уходящие вертикально вниз, с ответвлениями. Все вегетативные части растения содержат горький млечный сок. Цветет одуванчик в мае — июле. Самое обыкновенное растение, распространен­ное повсеместно, обычно в местах с нарушенной естественной растительностью, на слабозадерненных почвах, часто вблизи жилья.

В медицине используют корни одуванчика и надземную часть (листья). Корни собирают осенью, листья — летом. Одуванчик улучшает аппетит, нормализует деятельность пищеварительного тракта. Особенно часто растение используют как слабительное. Настои корней и травы обладают мочегонным, желчегонным и противовоспалительным действием; их применяют при желтухе (гепатите), воспалении желчного пузыря и желчно-каменной болезни.

Согласно рецептам народной медицины, пастой растения пьют при неврозах, атеросклерозе, мало­кровии, он оказывает тонизирующее и успокаивающее действие. Целебные свойства одуванчика помогают при подагре, ревматизме, геморрое, фурункулезе. Молодые листья одуванчика используют для приготовления витаминного салата. Сок растения применяли ранее для избавления от веснушек и бородавок.

Одуванчик — один из ранних медоносов, его мед золотисто-желтого цвета, густой, ароматный, но не очень приятный на вкус.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ

ACHILLEA MILLEFOLIUM

Это растение мы знаем с детства. Тысячелистник почему-то всегда привлекает внимание детей: хотят сорвать его, да не тут-то было — стебель слишком прочный. После этих попыток руки пахнут довольно приятно.

Тысячелистник — многолетнее травянистое растение семейства астровых, или сложноцветных (Asteraceae, или Compositae). Корневище ползучее, шнуровидное. Стебель высотой 20—60 см, опушенный. Листья двоякоперисторассеченные. Цветки белые (иногда розо­вые), ароматные, в мелких корзинках, собранных в щитковидные соцветия. Цветет растение с июня по сентябрь. Растет по всей территории России, кроме Крайнего Севера, северо-восточных и пустынных районов, на лугах различных типов, а также по окраинам полей, обочинам дорог.

В научной медицине лекарственное значение имеют цветки, стебли и листья растения. Настои тыся­челистника обладают общеукрепляющим, противоспазматическим, противовоспалительным, болеутоляющим и кровоостанавливающим действием. Помогают они при желудочно-кишечных заболеваниях, особенно при язвенной болезни, способствуют улучшению обмена веществ. Действующие вещества тысячелистника нормализуют и увеличивают свертываемость крови, обладают противоаллергическими свойствами. Входят во многие сборы и аппетитные чаи.

В народной медицине тысячелистник чаще применяют для заживления ран и при кровотечениях, а также при ревматизме, истощении и туберкулезе.

Будущим матерям тысячелистник противопоказан.

Растение используют в пищевой промышленности.

ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

CICHORIUM INTYBUS

Это растение-часы, чутко реагирующее на снижение уровня освещенности. С утра, под ярким солнцем, небесно-голубые корзинки цикория раскрыты пол­ностью, но вот день клонится к вечеру, — где же эти прекрасные цветки? Как будто исчезли без следа. Даже если нет часов, то можно уверенно сказать, что уже около 5 часов вечера. В пасмурные дни цветки закрыты. Цикорий — травянистый многолетник семейства астровых, или сложноцветных (Asteraceae, или Compositae), высотой 15—120 см. Стебель растения прямой, шершавый; листья ланцетные, острозубчатые, стеблеобъемлющие. Распространен широко по лугам, пустырям, около дорог в европейской части России, Сибири и Средней Азии. На пашне и огородах — сорное растение.

Используют корни и цветущие верхушки растений. В народной медицине растение применяют при нарушении минерального обмена, почечно и желчно-каменной болезни, болях в суставах. В составе сборов цикорий используют для лечения заболеваний пищеварительного тракта, секреторного аппарата (селезенка, поджелудоч­ная железа), а также как средство, улучшающее аппетит.

В народной медицине цикорий известен, главным образом, как средство от болезней печени и желчного пузыря. Он входит в состав многих лечебных сборов. Растение не обладает токсичностью.

Высушенные и поджаренные корни цикория используют в пищевой промышленности как добавку к натуральному кофе и для приготовления его суррогатов. Культурную (листовую) форму цикория (двулетник) возделывают как овощное растение для витаминных салатов.

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ PERICUM PERFORATUM

Немало легенд связано у разных народов с этим растением. Ему даже приписывали волшебные свойства. Исстари зверобой, относящийся к семейству клузиевых (Clusiaceae), широко применяют как лекарственное средство. Растение высотой 30—70 см; листья супротивные с просвечивающими черными точками — железками. Есть они и на цветках растения, собранных в щитковидные метелки. Из-за этих железок листья и лепестки зверобоя имеют вид продырявленных, отсюда и название вида. Цветет с июня по август. Давно заметили, что жвачные животные белые или бело-пятнистые, поедая зверобой в яркие солнечные дни, страдают от кожного зуда, а в последующем — от язв и воспалений кожи, а иногда гибнут — отсюда название «зверобой». Растение повышает чувствительность непигментированных животных к действию прямого солнечного света. Растет он по сухим лугам, вырубкам, светлым лесным полянам почти по всей территории европейской части России, на Кавказе, в Западной Сибири и горах Средней Азии. Обычен в средней полосе России. Некоторые виды зверобоя целебны.

Используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Настои и настойки применяют широко для лечения неврозов, желудочно-кишечных заболеваний (язвенная болезнь, гастриты), при головных болях, радикулите. Зверобой обладает также болеутоляющим, вяжущим, кровоостанавливающим, противоспазматическим, противовоспалительным и мочегонным действием. Настойка зверобоя повышает секрецию желудка и улуч­шает аппетит.

В народной медицине его используют при тро­фических язвах, туберкулезе, аллергии, злокачествен­ных новообразованиях, гипертонии, гинекологических недомоганиях, геморрое. Растение входит в состав раз­личных лечебных чаев и сборов; из него готовят настои для полоскания, орошения и ванн. Зверобойную мазь и порошок травы используют для заживления ран и пролежней. Зверобойный чай повышает защитные функции организма.

При передозировке трава зверобоя может вызвать ощущение горечи во рту и снижение аппетита.

Используют зверобой в быту и как красильное растение, окрашивающее ткани в желтовато- и зеле­новато-бурый цвет.

ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ, МАУН, МЯУН, КОШАЧЬЯ ТРАВА

VALERIANA OFFICINALIS

Валериана лекарственная — растение семейства валериановых (Valerianaceae) — известна многим. Это многолетнее травянистое растение с прямым полым стеблем, достигает высоты 2 м. Корневище верти­кальное, короткое, с многочисленными длинными и тонкими корнями. Листья валерианы непарноперистые, раздельные, цветки мелкие, бледно-розовые, ароматные, собраны в щитковидно-метельчатые соцветия на верхушке стебля. Распространена почти по всей территории России, кроме Крайнего Севера и пустынной зоны. Растет обычно на пойменных лугах, а также по опушкам, на лесных полянах, образует много разновидностей; почти все они обладают лекарственны­ми свойствами. Цветет валериана в мае — июле, плоды созревают в августе — сентябре.

В научной и народной медицине используют корневище растения вместе с корнями — в виде настоек, настоев, отваров, капель, таблеток. Назначают пре­параты при бессоннице, неврозах, сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонической болезни, спазмах же­лудка и кишечника. Валериана улучшает аппетит и обладает общеукрепляющим действием. Она входит в состав сборов и успокоительных чаев. Многие люди не переносят валериану, поэтому ее необходимо принимать под наблюдением врача и строго индивидуально, не более 1,5 месяца без перерыва, поскольку возможны различные осложнения (головные боли, беспокойство и др.).

Валериана введена в культуру, ее успешно возделывают в специальных совхозах. Медицинская промышленность выпускает брикеты из корневищ валерианы, а также упаковки с очищенными, отмытыми и высушенными корневищами, которые используют для приготовления отвара. Валериана входит как составная часть в препараты корвалол и валидол.

КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ, ИЛИ КРАСНЫЙ

TRIPOLIUM PRATENSE

Достоинства этого типичного лугового растения многочисленны и разнообразны: хороший медонос, дает один из лучших сортов меда, прекрасное кормовое растение (введен в культуру), фиксатор азота, кроме этого, оно обладает еще и лекарственными свойствами.

Луговой клевер относится к семейству бобовых (Fabaceae), это многолетнее травянистое растение высотой 15—40 см со стержневым корнем и тройчатыми, как и у всех клеверов, листьями. Цветки ли­лово-красные, реже темно-пурпуровые или белые соб­раны в шаровидные соцветия (головки). Цветет расте­ние в мае — сентябре. Клевер создает устойчивый луго­вой покров. Широко распространен в европейской части России, Сибири, на Кавказе, Дальнем Востоке (как заносное растение) и в Средней Азии по лугам, полянам, в зарослях кустарников и по опушкам лесов.

Согласно опыту народной медицины, настои и отвары верхней части растения (головчатые соцветия с верхушечными листьями) следует применять как по­тогонное, мочегонное, отхаркивающее (при лихорадке и простуде) и бактерицидное средство. Используют настои и отвары клевера при отеках сердечного и почечного происхождения, ревматизме, воспалении мочевого пузыря. Припарки с отваром листьев прикладывают к опухолям и ранам, а свежий сок растения используют для лечения аллергических заболеваний.

Противопоказания при использовании клевера не обнаружены, но напоминаем, что, прежде чем применять народные рецепты, необходимо проконсультироваться с врачом-фитотерапевтом.

Заключение

Все растения, обладающие целебными свойствами, всесторонне изучаются. Определяется их химический состав, выявляются биологически активные вещества, лекарственные препараты из них проходят испытания. И только после этого растение получает «паспорт» лекарственного — его включают в официальный свод лекарственных препаратов — Государственную фармакопею. Всего в нее включено около 190 растений.

В народной медицине используют гораздо больше представителей растительного царства, но применять их надо осторожно, следует обязательно получить консультацию у врача-фитотерапевта.

Исторически сложилось так, что поселения человека возникали вблизи открытых мест — лугов, полян, которые легче было обрабатывать. Поэтому люди прежде всего обращали внимание на те растения, которые там обитали, и постепенно отбирали из них полезные и целебные. Луговая «зеленая аптека» насчитывает много представителей, они растут на суходольных и пойменных лугах, по опушкам лесов, лесным полянам, вдоль дорог. Иногда отдельные виды встречаются в огородах, садах, вблизи человеческого жилья, например, лопух, крапива, пустырник и другие.

Материал нашего исследования содержит сведения о растениях открытых пространств, обитающих в основном в средней полосе европейской части России.

При сборе трав необходимо оставлять часть особей для возобновления. Не следует собранные растения использовать для самолечения — это опасно! Многие виды лекарственных трав содержат сильнодействующие вещества, которые могут ухудшить состояние больного и вызвать серьезные осложнения. Особенно осторожно надо применять лечебные средства, рекомендуемые народной медициной, — настои, отвары и различные экстракты, поскольку передозировка их недопустима.

В заключение пожелаем приятного путешествия по лугу и знакомства с некоторыми его целебными травами.

Источники информации:

  1. Н. Н. Сафонов «Лекарственные растения луга»

Изд. «Изобразительное искусство»

2.Энциклопедия младшего школьника.

3.Интернет ресурсы

Методический паспорт проекта

1.Задачи:

= знакомство учащихся с различными видами лекарственных растений

= развитие у младшего школьника познавательного интереса

= совершенствование у учащихся навыков в добывании информации из разных источников и умении её презентовать.

  1. Учебный год (класс) : рекомендуется к проведению в 3 классе.

  1. Типология проекта:

- монопроект

- исследовательский

- долговременный (3 четверть)

- коллективный

4. Режим работы: внеурочный

5. Планируемый результат: сообщения-доклады с различным наглядным сопровождением по выборной проблеме в рамках темы проекта.

doc4web.ru

МБОУ Ляховская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

«Зеленая аптека»

Выполнили: учащиеся 4 «Б» класса

Учитель: Малова Н. С.

2012

Этапы исследования:

1 . Погружение в проект

2. Аргументация актуальности принятой

для исследования темы.

3. Определение проблемы исследования

4. Объект исследования

5. Обозначение цели и задач исследования

6. Этапы исследования

7. Выступления детей

8. Заключение

9. Источники информации


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта