Конспект урока по познанию мира "Лекарственные растения". Конспект лекарственные растения
Конспект урока по познанию мира "Лекарственные растения"
Учитель: Афанасьева С. В.
Класс: 2 «Б»
Предмет: Познание мира
Тема: Лекарственные растения
Цели: Дать представление о лекарственных растениях, познакомить с некоторыми видами лекарственных растений;
Развивать речь, кругозор, познавательный интерес, творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память;
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в паре, уважать мнение товарищей.
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока
1.Психологический настрой
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Дети: Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!
Начинаем урок познания мира. Желаю всем ребятам удачи !
2 .Актуализация ранее изученного
- Как называется раздел, над которым мы работаем на уроках познания мира?
Мы заканчиваем изучение раздела «Растения», вспомним, что мы узнали о растениях , изучая данный раздел. Обратимся к доске.
Работа по кластеру «Растения»
Вспомните, какая взаимосвязь существует между растениями и словами, к которым отходят стрелочки.
природа ботаника
пища РАСТЕНИЯ деревья
корень почва
- Какую еще пользу приносят растения?
Ответить на этот вопрос точнее мы сможем в конце урока.
Введение в тему урока
Здесь, в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где так легко и сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать. ( М. Рязанов )
Сегодня на уроке мы узнаем какие растения называются лекарственными и для лечения каких заболеваний они используются.
4.. Новая тема
Рассказ учителя
Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней древний человек понял .что одни растения могут исцелить, а другие отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.
На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.
При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота. По приказу царя лекарственными растениями снабжали не только царский двор, но и армию.
Затем российский царь Петр ! издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в ап- теках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить.
В настоящее время сбором, сушкой лекарственных растений, изготовлением лекарств занимаются специальные медицинские работники. Готовые лекарственные препараты продаются в аптеках.
В настоящее время известно около 12000 лекарственных растений. Сейчас реб
Рассказывают дети.
На доске появляются фотографии растений.
Береза. На земном шаре насчитывается около 120 видов берез, только не все они с белой корой — у некоторых она желтая или совсем темная, почти черная... В нашей стране растет березы повислая и пушистая, почки, листья, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества. С незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане и недаром: листья березы обладают способностью за 2—3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои и отвары березовых почек применяются при болезнях органов дыхания, при мелких ранениях, кожных заболеваниях, при лечении заболеваний почек .Березовый сок — очень полезный напиток — рекомендуется как общеукрепляющее средство.
- Что интересного вы узнали о березе?
Дуб. У многих народов дуб считается самым красивым и самым старым деревом на Земле... Дубовая ветвь означала могущество и венком из дубовых ветвей награждали за воинские подвиги. Дуб живет долго, отдельные деревья — до 1000 и более лет. Ванны из дубовой коры рекомендуют для общего укрепления организма. Отвар коры дуба используют при стоматите, для укрепления десен.
- Почему венком из дубовых ветвей награждали за подвиги?
- Как используют кору дуба?
Шиповник. Этот колючий кустарник получил такое название потому, что его стебли покрыты блестящими крючковато-изогнутыми парными шипами. Шипы способны причинить серьезные неприятности всякому, кто необдуманно захочет познакомиться с ним поближе. В начале лета кустарник обильно украшен крупными душистыми цветами, очень напоминающими розу. Шиповник является чемпионом по содержанию в его плодах витамина С. Как известно, витамин С - способствует заживлению ран, помогает с успехом бороться с болезнетворными микробами.
- Почему шиповник называют чемпионом?
- Когда используют отвар плодов шиповника?
Малина —многолетний полукустарник .Его вкусные сочные плоды употреблялись с незапамятных времен в пищу. А также для лечения простудных заболеваний.. Настоем цветков и листьев лечат - ангину, кашель, расстройство желудка, воспаление глаз. Им же пользуются в домашней косметике для удаления прыщей и угрей, употребляют для полоскания полости рта. Из свежих листьев делают косметические мази.
- Как используют малину для лечения?
Молодцы, ребята!
4. Закрепление Работа по учебнику
- Узнаем , о каких лекарственных свойствах растений нам расскажут авторы учебника. Откройте с. 47 .
Чтение текста сильными учащимися.
Беседа .
- Какие растения называются лекарственными? Где они продаются?
Рассмотрите рисунки на с. 48 Внимательно почитайте названия растений. Вспомните, при каких заболеваниях они используются?
- О каких лекарственных растениях вы слышали? Расскажите.
Физминутка
Рассказ учителя о ромашке
Я, ребята, тоже знаю много лекарственных растений. Об одном из них хотела рассказать. Но сначала отгадайте загадку:
На лугу и в поле мы его встречаем, Лепесточки белые мы на нем считаем. Сердцевина желтая у цветка того, Будто крошка - солнышко забралось в него.
Учитель показывает фотографию ромашки. Отваром из цветков ромашки поласкают горло при ангине, так как она обладает противовоспалительным свойством, убивает микробы. Также принимают ванны, добавляя настой цветков ромашки, чтобы удалить высыпания на коже, покраснения.
- Как с лекарственной целью используют ромашку?
Сейчас я приглашаю вас в лес. Мы поищем лекарственные растения, познакомимся с моей знакомой девочкой-ромашкой.
- Как же мы пойдем в лес? Ведь на дворе зима, все покрыто снежным ковром?
Урок у нас сегодня необычный. Мы окажемся в летнем лесу, если вспомним правила поведения на природе.
Нельзя жечь в лесу костры. Нельзя оставлять мусор. Нельзя ломать ветки деревьев. Нельзя рвать цветы. И т. д.
Молодцы ребята!
Звучит муз. фонограмма «Звуки леса» Дети закрывают глаза, принимают удобное положение.
Вот мы с вами и оказались в летнем лесу. Часто здесь происходят различные истории.
Сценка «Ромашка и травяная ведьма»
(Выходят девочки в костюмах)
Девочка-ромашка:
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(протягивает пучок дурмана)
Девочка-ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его.
(Травяная ведьма убегает)
Ох, уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет,
то траву несъедобную.
(Собирает травы)
Травяная ведьма:
(Возвращается, пряча дурман за спиной)
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в вазу.
(Незаметно старается положить дурман в корзинку с травами)
Девочка-ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.
(Выбрасывает дурман из корзинки. Травяная ведьма убегает и грозит ромашке из-за дерева)
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
- Названия каких лекарственных растений вы услышали?
К дарам леса нужно относиться бережно. Рвать цветы в лесу нельзя! Редкие и исчезающие лекарственные растения охраняются законом. Они занесены в Красную книгу.
Работа в паре
Ох, уж эта травяная ведьма! Все-таки успела на напоследок гадость сделать! Она заколдовала названия лекарственных растений. Только вы можете помочь навести девочке-ромашке порядок в лесу. Расшифруйте названия растений, запишите их в тетрадь. Выполняйте задание в паре, прислушивайтесь к мнению товарища.
МАПИЖ ФЕЙШАЛ
РЕБЕЗА ЛИНАМА
Дети читают названия растений: пижма, береза, шалфей, малина. Молодцы, ребята!
Отправляемся домой. Спасибо лесу за гостеприимство!
7. Итог
-Какую пользу нам приносят растения?
Мы узнали с вами названия лекарственных растений, при каких заболеваниях их используют.
Отправимся в нашу зеленую аптеку, чтобы подлечиться.
Ролевая игра «Зеленая аптека»
( На витрине стоят коробочки с названиями лекарственных растений:, ягоды шиповника, корень одуванчика, цветки ромашки, лист подорожника, березовые почки, масло облепиховое, кора дуба, трава чистотела, плоды черники. Ученик в белом халате исполняет роль фармацевта, дети выступают в роли покупателей. На учительском столе лежат листочки с заболеваниями : витаминное средство, средство для повышения аппетита, для полоскания горла, при ссадинах, мелких порезах, для лечения ожогов, для укрепления десен, для выведения бородавок, веснушек, для улучшения зрения.)
Молодцы! Все совершили необходимые покупки. Будьте здоровы!
Самостоятельная работа. (Тест)
Проверим, как каждый из вас усвоил тему нашего урока. Проведем тест по теме : «Лекарственные растения». Правильный вариант ответа обвести.
ФИ__________________________________
Тест по теме: «Лекарственные растения»
1.Лекарственными называют растения, из которых
а) готовят еду б) делают лекарства в) варят варенье
2. Лекарственные растения продают в
а) аптеке б) магазине в) на рынке
3. Какое лекарственное растение в народе считают «травой от 99 болезней» ?
а) одуванчик б) ромашку в) зверобой
4.Какое растение является чемпионом по количеству витаминов?
а) береза б) шиповник в) подорожник
5. Какое растение используют для лечения ожогов?
а) облепиха б) малина в) земляника
Наш урок подходит к концу. Будьте здоровы, бережно относитесь к природе.
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство огромной страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать- не сочтешь!
. Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
8. Домашнее задание
Для создания сборника лекарственных растений «Рецепты наших бабушек» подготовить на альбомном листе рецепт из лекарственного растения, сделать его рисунок.
kopilkaurokov.ru
Конспект урока "Лекарственные растения"
.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка
(ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка)
Лекарственные растения
(Краснодарский край)
урок СБО в 7 классе
Сафронова Валентина Ивановна
учитель СБО ГБОУ школы-интерната
с. Воронцовка
Учитель: Сафронова В.И.
Цель: ознакомление учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края и их применении.
Задачи:
Коррекционно образовательобразовательная:
познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края, рассказать о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, правилах их сбора и хранения;
коррекционно – развивающая:
расширять познавательную активность, словарный запас, формировать знания учащихся о настоях, настойках, отварах, соках из лекарственных растений, мелкую глазомер,моторику.
коррекционно- воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе родного края, экологическую культуру, бережное отношение к своему здоровью.
здоровьесберегающая:
осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения, технику безопасности при работе электроплитой, кипятком.
Оборудование и используемый материал: аптечка, ноутбук, презентация урока «Лекарственные растения», буклет лекарственных растений, ребус, фотографии, упаковки с лекарственными растениями, перфокарты, термос, стакан, ложка, ситечко.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, дифференцированная работа.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Словарь: одуванчик, мать-и-мачеха, календула, ромашка, липа, подорожник, шиповник, рецепт, отвар, настойка, настой.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья
Те, что для людей полезны, -
И отступят все болезни!
В. Лукша
О чем мы будем свами говорить?
2.Повторение изученного материала.
-О чём говорили на прошлом уроке?
(Мы говорили о домашней аптечке.)
- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?
( для оказания первой медицинской помощи)
-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.
Игра «Убери лишне» Из содержимого аптечки ученик убирает игрушку, бублик.
Упражнение: « Выбери верные утверждения»
А) В аптечку входит… бинт, вата, пластырь
Б) В аптечку должно входить как можно больше разных таблеток и мазей.
В) В аптечку входят дезинфицирующие средства …(перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)
Г) В аптечку должны входить шприцы, системы капельниц. Да?
Д) Лекарственные средства (от кашля, от головной боли, от насморка, жаропонижающие, таблетки по назначению врача)
-Каково назначение термометра? –
Как надо пользоваться термометром?
Почему надо соблюдать осторожность?
Чем опасны пары ртути?
Что делать, если разбился термометр? (версии учащихся)
Практическое упражнение: измерение температуры (2уч-ся)
Техника безопасности при обращении с термометром.
Крепко держать пальцами рук.
При встряхивании держаться за широкую часть термометра.
С термометром не ходить.
- Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?
(ответы учащихся: пьем таблетки по назначению врача)
--Чем ещё можно лечиться?
( лекарственными растениями)
3.Изучение нового материала
Сообщение темы и задач урока.
Слайд №1 «Лекарственные растения Краснодарского края»
Запись темы урока учащимися в тетради.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.
4.Изложение нового материала.
Слайд № 2
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.
Запись определения в тетрадь.
Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».
На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сад
Гимнастика для глаз
Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Краснодарском крае.
Работа с картинками
Я вам раздам буклет лекарственных растений, рассмотрите иллюстрации, на обратной стороне прочитайте название и скажите какое растение вам известно, где растет?
Для чего использовали это растение?
Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик( показ растения),мать –и- мачеха, зверобой (показ засушенного), ромашка (показ засушенного), ноготки (показ в аптечной упаковке), липа( слайд №3), подорожник (слайд №4), лопух (слайд № 5), полынь слайд № 6). Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш (показ).
Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.
Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи ( слайд №7).
Ученик читает стихотворение.
Ярко-жёлтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать
Мать-трава, трава - ранник, вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.
Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».
Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - мачеха.
Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .
Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.
Отгадайте загадку.
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо -шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые
Они как пух легки.
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Слайд №8
Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.
В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.
Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.
Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.
Растёт она вокруг,
И враг она и друг.
Как копья волоски
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольётся едкий сок
На кожу –и смотри
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней –
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад,
Весной её едят.
-Что это за растение? (крапива)
Слайд№8.
Крапива как лекарственное растение известна очень давно. В народе крапиву ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.
Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.
Отгадайте ещё одну загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза
(Слайд №9)
Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:
Слайд № 10
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю берёзку русскую –
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Шумит, как это водится.
Идёт, где не положено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнётся, а не ломится!
Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).
Физкультурная минутка.
Ярче светит солнце, припекает, пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..
Отгадайте ребус: (Слайд №11)
пила
3214 (липа)
Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.
Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.
.
Выполните задание : о каких цветах идёт речь?
Меня желтоглазым цветком называют.
Сорвали цветок – лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит поверьте,……….срывать.
Слайд№12.(ромашка)
На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.
И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.
В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.
Ученик читает стихотворение наизусть.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.
В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.
Слайд№13(календула).
Календулу в народе называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.
Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами.
.
Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название… подорожник
Слайд№14.
Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».
В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.
Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.
Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.
Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.
Слайд№15.
Ученик читает стихотворение И. Токмаковой «Дуб» .
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Дубовые настои применяют в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.
О каком растении говорится в стихотворении?
На зорьке румяной
………………проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ.
Бутоны окрасила
В розовый цвет.
Т.Голуб.
Слайд№16.(шиповник)
Показать плоды шиповника
А знаете ли вы, что витамина С, очень много в шиповнике?
На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение. Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.
Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Показать Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.
Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула.
Слайд № 17.(календула)
Показать семена календулы, собранную учениками с клумбы.
5.Закрепление изученного материала.
- О чём мы с вами узнали на уроке?
Дидактическая игра
«Узнайте лекарственное растение по фотографии».
« Найди упаковку с лекарственным растением»
Цель: найти на упаковке способ приготовления отвара.
Практическая работа
Приготовление отвара ромашки непакитированной
План действий:
1.Найти срок годности на упаковке.
2.Прочитать вслух способ приготовления отвара.
3. Приготовить оборудование.
4.Повторить технику безопасности при включении электроплиты, соблюдение осторожности при работе с кипятком.
-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)
-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?
Если у вас заболел зуб, чем будете полоскать?
Работа с раздаточным материалом
1гр.учащихся. Соотнеси название лекарственного растения с применением.
2 группа Упражнение «Расставь цифровую последовательность»
-__ А Высуши в прохладном, темном месте.
___ Б Положи в стакан 1 столовую ложку высушенной травы.
___ В Собери нужную траву на лугу
___ Г Залей кипятком, накрой салфеткой, дай настоятся 15- 20 минут.
Взаимопроверка.
Почему растения надо охранять?
- о чём хочет сказать автор:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун.
Показ фотографий прошлого выпуска где ученики демонстрируют лекарственные растения, которые встречаются у нас в селе.
6. Домашнее задание.
Для ребят, живущих в семьях.
Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома.
Узнайте, какие из них применяют ваши родители.
infourok.ru
конспект урока «Лекарственные растения в домашней аптечке.»
Тема: «Лекарственные растения в домашней аптечке.»
Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями нашего региона.
Задачи:
Образовательная: -углубить и расширить знания учащихся о ценности и
лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах
их сбора и хранения;
-формировать умение находить и разумно использовать
дары природы на благо людей.
Коррекционно-развивающая: развивать познавательную активность,
расширять кругозор:
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного
края, экологическую культуру.
Словарь: одуванчик, василёк, мать-и-мачеха, календула, ромашка, дуб,
крапива, липа, подорожник, шиповник, берёза.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?
( для оказания первой медицинской помощи)
-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.
( перевязочный материал, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники.)
-Каково назначение термометра
- Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?
(ответы учащихся)
--Чем ещё можно лечиться?
( лекарственными растениями)
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке».
Запись темы урока в тетрадь.
Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося таджикского учёного средневековья:
«Нет растения, чтобы не было лекарственным
Нет болезни, чтобы не вылечили растения».
4.Изложение нового материала.
Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой. Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».
На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.
Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Ростовской области.
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.
Запись определения в тетрадь.
Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь. Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья
Те, что для людей полезны, -
И отступят все болезни!
В. Лукша
Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.
Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи.
Ярко-жёлтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать
Мать-трава, трава - ранник, царь-зелье, камчужная трава, двуличник – вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.
Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».
Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать –говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это- мачеха.
Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .
Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.
Отгадайте загадку.
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо -шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые
Они как пух легки.
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.
В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.
Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.
Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.
Растёт она вокруг,
И враг она и друг.
Как копья волоски
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольётся едкий сок
На кожу –и смотри
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней –
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад,
Весной её едят.
-Что это за растение? (крапива)
Крапива как лекарственное растение известна очень давно. В народе крапиву ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.
Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.
Отгадайте ещё одну загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю берёзку русскую –
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Шумит, как это водится.
Идёт, где не положено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнётся, а не ломится!
Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).
Физкультурная минутка.
Ярче светит солнце, припекает , пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..
Отгадайте ребус:
пила
3214 (липа)
Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.
Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.
Отгадайте что это за цветок?
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий,
Всё на звёздочку похож.
(василёк)
Когда-то очень давно, как гласит греческая легенда, жили на земле кентавры – полулошади-полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся большими познаниями в медицине.
Однажды разгорелась жестокая битва. Отравленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось отыскать растение, которое помогло залечить рану. Этим растением был василёк.
В Европе издавна василёк считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный васильками, ставили в красный угол дома.
Венки из васильков крестьяне развешивали в избах, чтобы не водились сверчки.
Синий василёк - прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились делать краску.
Василёк помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.
Выполните задание : о каких цветах идёт речь?
Меня желтоглазым цветком называют.
Сорвали цветок – лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит поверьте,……….срывать.
На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.
И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.
В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.
Ученик читает стихотворение наизусть.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.
В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.
Календулу в народе называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.
Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами.
Выполните задание: о каком растении идёт речь?
Путника друг, …………….,
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Путника друг, …………….,
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке, у ног.
Вс. Рождественский.
Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.
Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».
В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.
Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.
Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.
Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Дубовые настои применяют в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.
О каком растении говорится в стихотворении?
На зорьке румяной
………………проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ.
Бутоны окрасила
В розовый цвет.
Т.Голуб.
А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике?
На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение. Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.
Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.
Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.
5.Закрепление изученного.
- О чём мы с вами узнали на уроке?
-Реши кроссворд. «Узнайте лекарственное растение по фотографии.»
-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)
-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?
Почему растения надо охранять?
- о чём хочет сказать автор:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун.
6. Домашнее задание.
Для ребят, живущих в семьях.
Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши приёмные родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь
.
Для ребят, живущих в школе-интернате.
Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».
infourok.ru