Аптека на подоконнике домашние лекарственные растения проект. Научно-исследовательская работа"Зелёная аптека на подоконнике"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проектная деятельность. "Аптека на подоконнике". Аптека на подоконнике домашние лекарственные растения проект


Научно-исследовательская работа"Зелёная аптека на подоконнике"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени историка, профессора Н.И. Павленко г. Ейска Муниципального образования Ейский район

Юридический адрес:  353691, Краснодарский край,

г. Ейск, ул. Красная, 47/6

Адрес электронной почты:   [email protected]

Факс:    +7- (86132) 4-53-50

Телефон:    +7- (86132) 4-53-50

Тема исследовательской работы

«Зелёная аптека на подоконнике»

(номинация «Живая аптека»)

Огиенко Марии

ученицы 2 класса «Б»

научный руководитель

Маслова Римма Васильевна

учитель начальных классов

2017г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3-4стр

1.1.Гипотеза

1.2.Цель исследования

1.3. Объект исследования

1.4. Предмет исследования

1.5. Задачи исследования

1.6. Актуальность исследования

2. Изучение специальной литературы…………………………… ……5-10стр

2.1. Работа в интернете.

2.2. Комнатные растения и их целебные свойства.

3. Опытно – исследовательская работа…………………………...........11стр

4. Анкетирование учащихся 2 «Б» класса…………………………… 12стр

5.Заключение………………………………………………………. …...13стр

6. Использованная литература………………………………………….14стр

7.Приложения……………………………………………………………15-21

1.Введение

 С давних времён комнатные растения украшают дома людей. Без них пусто и неуютно даже в самой богато обставленной квартире. Наш дом не является исключением. ( Приложение 1) У нас много комнатных растений, за которыми бережно ухаживают моя мама, бабушка и я. Раньше я думала, что все растения выращивают для красоты, но мама объяснила мне, что многие из них не только радуют наш глаз, но и могут вылечить человека. Оказывается, есть такие растения, которые могут заменить всю аптечку в доме. Они обладают удивительными целебными свойствами. Однажды, когда я заболела и не хотела пить лекарства, мама предложила мне сделать лекарство самой. Меня это так удивило, что я сразу согласилась. Мама меня предупредила, что лекарственных растений очень много. Они растут и в поле, и на лугу, и в лесу, и в доме, и на огороде. Чтобы растения помогли справиться с болезнью, а не навредили, их нужно хорошо изучить. Например, надо знать какие растения что лечат, как их применять, где собирать, как заготавливать и многое другое. Мне захотелось больше узнать о тех лекарственных растениях, которые есть у нас в доме.

1.1. Я предположила (гипотеза), что благодаря некоторым растениям человек во время болезни может обойтись без лекарственных препаратов.

1.2. Объект исследования – комнатные лекарственные растения.

1.3. Предмет исследования – использование лекарственных растений человеком.

1.4. Цель моей работы: узнать, какие комнатные растения в нашем доме могут заменить лекарства, облегчить состояние человека во время болезни.

1.5. Задачи:

1. Узнать какие комнатные растения обладают лечебными свойствами. 2. Провести исследование и выяснить, в каких случаях приносят пользу лекарственные растения человеку. 3. Выяснить, что знают о лекарственных растениях ребята моего класса. 4. Рассказать своим одноклассникам о лекарственных растениях

1.6. Актуальность:

Я считаю, что данная тема интереса и полезна, так как лекарственные растения способствуют естественному оздоровлению человека.

2. Изучение литературы по данной теме.

2.1. Работа с компьютером

Работу по теме я начала с того, что вместе с мамой мы нашли в интернете материал о пользе комнатных растений. (Приложение 2) Оказывается, наши комнатные зеленые друзья обладают целым рядом полезных свойств. Я узнала, что комнатные растения делают воздух чище. Они обладают волшебным свойством — подавлять болезнетворные бактерии. От фитонцидов, выделяемых аспарагусом, фикусом, пеларгонией, хвойными растениями, монстерой, гибнут практически все микробы и бактерии, находящиеся в непосредственной близости. Комнатные растения также способны очищать воздух в помещении от вредных веществ, выделяемых новой мебелью. И даже бензол, аммиак и угарный газ в небольших количествах могут быть обезврежены растениями. Комнатные растения улучшают настроение. Научно доказано, что когда человек смотрит на растение, он становится более спокойным и умиротворенным. В ходе научных экспериментов выяснилось, что в компании домашних или диких растений повышается эмоциональный фон человека, улучшаются различные жизненные показатели. Комнатные растения значительно улучшают микроклимат в помещении. Они повышают влажность и уменьшают количество пыли. Многие врачи отмечают такой интересный факт: больные, размещенные в помещениях с растениями, выздоравливают быстрее и в целом чувствуют себя лучше. Комнатные растения повышают работоспособность. Поэтому в детских садах, в школах, в офисах выращивают комнатные растения. И это действительно так. И в классе, где я учусь, и в детском саду, где работает моя мама, очень много красивых комнатных растений. А ещё я узнала, что комнатные растения могут полностью заменить лекарства из аптеки. Мало кто знает, что за лекарством не обязательно спешить в аптеку, а целебные средства можно найти у себя дома. В некоторых ситуациях нам могут помочь комнатные растения – наша «зеленая аптека» на подоконнике. Домашние препараты из комнатных растений помогают от таких недугов, как головная боль, кожные заболевания, простуда, болезни дыхательной системы, насморк, и многих других болезней. Вот такие интересные сведения о комнатных растениях я узнала из интернета, и поняла, что комнатные растения всегда стоят на страже нашего здоровья. Следующим шагом в исследовании было то, что мы нашли все комнатные растения, которые есть у нас в доме. Многие из них оказались лекарственными: алоэ, каланхоэ, герань, мята, фикус, лимон, золотой ус, китайская роза, бальзамин, крассула или толстянка. Оказывается, комнатные растения, которые стоят у нас на подоконниках, на полках, на шкафах и радуют глаз – лекарственные. Вот, что я о них узнала.

2.2 Комнатные лекарственные растения и их целебные свойства

Первое место среди комнатных лекарей можно по праву отдать такому известному растению, как алоэ (в народе его называют столетником). (Приложение 2 а). Прежде всего, алоэ обладает сильными антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Кроме этого алоэ используют как ранозаживляющее и противоожоговое средство. Алоэ прекрасно справляется с мозолями и натоптышами. Также сок алоэ  можно применять при ринитах, ларингитах и других ЛОР заболеваниях. Для укрепления иммунитета, лечения анемии — сок алоэ нужно смешать с медом в равных пропорциях, применять по 1/3 чайной ложки за 30 мин. до еды. Продолжительность курса лечения — около трех недель. Если нет меда, сок алоэ можно смешивать с сахаром. Лечение ран, ожогов, фурункулов, нарывов — взять лист алоэ, разломить и выдавить желеобразное содержимое на ладонь. Втереть эту кашицу в пораженный участок кожи. Гайморит, ринит — смешать сок алоэ и мед в равных пропорциях. Закапывать по одной — две капли в каждую ноздрю 2 раза в день. Для того, чтобы приготовления раствор для закапывания в нос, можно использовать сок алоэ , чистотел и мед в равных пропорциях или алоэ, каланхоэ и мед также в равных пропорциях. Многие женщины делают косметические маски с использованием сока алоэ. Назначение этих масок разное: есть маски с омолаживающим эффектом, есть с увлажняющим, а есть маски от угревой сыпи. 1. Маска с омолаживающим эффектом — сок алоэ, жирный крем для лица, растительное масло (лучше оливковое) смешать в равных пропорциях. Нанести на предварительно очищенное лицо на 10 минут, затем смыть теплой водой. 2. Маска с увлажняющим эффектом — смешать мякоть алоэ, несколько капель персикового масла и увлажняющий крем. нанести на чистое лицо на 20 минут, смыть. 3. Маска от угревой сыпи — марлю сложить в несколько раз, пропитать соком алоэ, положить на лицо на 20-30 минут, затем смыть. Алоэ – прекрасный помощник при различных гнойных кожных заболеваниях, нарывах или фурункулах. Лечиться при помощи алоэ очень просто – нужно выбрать крупный лист, промыть его и надрезать, затем приложить к больному месту и прибинтовать. Менять повязку рекомендуется не реже одного раза в три часа.

Большой популярностью пользуется каланхоэ или, как его называют в народе, «домашний доктор» или «древо жизни». (Приложение 2 б). Его сок с успехом применяется для лечения множества кожных заболеваний: ожоги, язвы, раны, ЛОР-заболевания (ринит, гайморит, тонзиллит, стоматит). Приготовить сок каланхоэ в домашних условиях можно следующим образом — необходимо поместить в холодильник листья каланхоэ примерно на 5-7 дней, затем их нужно промыть и отжать с помощью соковыжималки. Лечение ран — марлю, сложенную в пять слоев, вымочить в соке каланхоэ и приложить к ране. Менять повязку 2 раза в день, дополнительно смачивая нижние слои марли. Если возникает сильное жжение, необходимо разбавить сок каланхоэ раствором новокаина 0,5–1,0% в равных пропорциях. Ринит, заложенность носа — сок каланхоэ развести с водой 1:1. Полученный раствор закапывать в каждую ноздрю 3 раза в день по 2-3 капли.   Большой популярностью среди лекарственных трав пользуется мята. (Приложение 2 в). Сушеная мята продается в аптеках и пользуется устойчивым спросом, но мяту можно вырастить и в домашних условиях. Существует несколько видов мяты. Например, мята перечная нашла широкое применение в медицине, мята кудрявая отлично подходит для кулинарии, а мята длиннолистная используется в косметологии и домашнем мыловарении. Головные боли, мигрени, тошнота — нарезанные листья мяты залить 70% спиртом в пропорции 1:20. Дать настояться в течение 7 дней. Принимать по 12 капель. Фарингит, бронхит, ринит, кашель — 1 ст. ложку высушенных листьев мяты залить кипятком. Дать настояться. Через несколько минут выпить отвар. Косметические маски с мятой перечной:

1. Омолаживающая маска — смешать в равных пропорциях мяту и мать-и-мачеху, залить кипятком и настаивать около суток. Полученным раствором можно умываться или наносить на марлю и выдерживать на лице в течение 20 минут

2. Маска против кожных раздражений — измельченную мяту залить кипятком, дать настояться около двух часов. Полученную кашицу нанести на кожу лица и накрыть салфеткой . Держать маску необходимо около 20-30 минут.

Герань  (Приложение 2 г) - весьма распространенное домашнее растение. Она славится своим противовоспалительным, а также хорошим кровоостанавливающим эффектом. Герань любят за эффектный внешний вид и красивое цветение. Однако не все знают про её полезные свойства. Герань прекрасно помогает при неврологических проблемах, бессоннице, головных болях, а также при бронхитах, гастритах, подагре, заболеваниях носоглотки и ушей и так далее. Приготовить отвар герани можно следующим образом — необходимо взять 3 столовые ложки сухих листьев герани, залить 2-мя стаканами кипящей воды и настоять в течение двух часов. Настой можно принимать как наружно, так и внутрь. Можно просто поставить горшок с геранью в спальне и здоровый, крепкий сон обеспечен. Активные вещества, выделяемые листьями герани, помогут уснуть и убьют различные болезнетворные бактерии.

Фикус (Приложение 2 д). С одной стороны это растение можно отнести к опасным домашним растениям, но при этом он же является и лекарственным растением. Лечение фикусом эффективно при самых различных заболеваниях: бронхит, трахеит, радикулит, остеохондроз, расстройства ЖКТ. Фикус может помочь и при кожных заболеваниях, например, им успешно лечат бородавки и папилломы. Бронхит, трахеит -  компресс из листьев фикуса - вскипятить воду, поместить в кипяток листья фикуса, варить в течение 3-х минут.  Грудь и спину больного смазать медом, сверху выложить сваренные листья фикуса, замотать бинтом или марлей. Компресс оставить на ночь. Бородавки и папилломы — несколько листьев фикуса провернуть через мясорубку. Из полученной кашицы отжать сок и смешать с 50 гр. уксусной эссенции. Полученным раствором смазывать бородавки, избегать попадания на здоровые участки кожи. В случае очень сильного жжения немедленно смыть раствор водой! Расстройства ЖКТ — 5-6 листьев фикуса измельчить на мясорубке, затем отжать сок. Сок смешать с медом. В начале заболевания принимать по 1 столовой ложке смеси каждые 3 часа, затем по 3 раза в день. Радикулит, артрит, остеохондроз — приготовить настойку из сока фикуса и 70% спирта или водки. Выдерживать настойку в течение недели в темном прохладном месте, отфильтровать. Полученной настойкой растереть больное место и обвязать шерстяным шарфом. Курс лечения — 1-2 недели.  

Лимон. В домашних условиях, при желании и терпении, можно выращивать даже комнатные лимоны. Комнатный лимон – это домашнее растение, радующее своего владельца не только красивыми листьями, побегами и цветами, но еще и вполне съедобными и полезными плодами. Наверное, каждый из нас не один раз слышал о пользе лимона.  Особенно эффективен лимон при борьбе с простудой, ангиной, авитаминозом. Чай с лимоном, молоко с лимоном, наконец, чистая вода с лимоном  — источник бодрости и натурального витамина С.

Заболевания горла — вскипятить воду, добавить в неё эвкалиптовое масло и лимонный сок. Полученный отвар перелить в миску, наклонившись над ней вдыхать пар. Простудные заболевания — два неочищенных лимона и две головки чеснока измельчить  на мясорубке. Добавить 1 литр холодной кипяченой воды. Настаивать 3 дня в темном месте. Полученный отвар процедить и принимать утром натощак по одной столовой ложке. Головная боль — тонко срезать цедру лимона, приложить к вискам. Артрит — сок трех лимонов смешать с водкой и авиационным керосином в равных частях. Нанести на больные суставы, замотать бинтом, оставить на ночь. Косметические маски с лимоном: 1. Для сухой кожи лица — в равных пропорциях смешать зверобой, ромашку, хмель, тысячелистник, листья ежевики и земляники. Полученную смесь заварить крепким кипятком, остудить и процедить. Добавить сок одного лимона, чайную ложку меда, один желток. Маску держать на лице около 25 минут. 2. Отбеливающая маска — перемешать столовую ложку жирных сливок, половину чайной ложки лимонного сока и чайную ложку 3% перекиси водорода. Полученную маску наложить на лицо, выдерживать в течение 15 минут, после чего смыть теплым молоком с помощью ватного диска.

  Гибискус или Китайская роза. (Приложение 2 е) Это растение ценится за красоту цветов - крупных, ярких и пышных. Но, мало кто знает, что отвар гибискуса прекрасно помогает при заболеваниях печени, органов пищеварения, крови. Заболевания печени - высушенные цветы гибискуса смешать с таким же количеством высушенных листьев герани. Залить двумя стаканами вода, остудить, процедить. Принимать по ½ стакана 2-3 раза в день. Гастрит — смешать 1 ст. ложку цветов гибискуса и 1 ст. ложку листьев герани, добавить горячую воду, настоять в течение 4-5 часов, процедить. В полученный отвар влить 100 гр. сока алоэ и 2 ст. ложки меда. Принимать перед едой по 3 ст. ложки в день.  

Толстянка, крассула, «денежное дерево» (Приложение 2 ж) — всё это названия одного и того же растения, давно и прочно прописавшегося в наших квартирах. Толстянку можно встретить почти в каждом доме. Растение оригинально выглядит и при этом не прихотливо. А еще, как говорят в народе, толстянка обладает способностью притягивать в дом деньги. Но это еще не все! Крассула обладает множеством полезных свойств и может применяться при различных заболеваниях, таких, как ангина, тонзиллит, герпес, артрит, экзема. Заболевания горла — из листьев толстянки выжать сок , перемешать его с кипяченой водой. Полоскать горло около 3-5 раз в день. Герпес — разломить листик толстянки, прикладывать его к пораженному участку кожи каждые три часа.  

Золотой ус (Приложение 2 з) В этом растении содержатся вещества, которые способствуют быстрому заживлению ожогов, гнойных ран, язв и лишаев Золотой ус

Бальзамин или недотрога (Приложение 2 и) Еще одно название – мокрый Ванька. Это настоящий кладезь полезных для организма веществ. В период цветения растение богато аскорбиновой кислотой и другими кислотами. Свежеотжатый сок листьев бальзамина используют в качестве успокаивающего и заживляющего раны средства. Его успешно используют в нетрадиционной медицине. Это растение благотворно влияет на работу мочеиспускательной системы и почек.

Я рассказала только о некоторых комнатных растениях лекарях. На самом деле их гораздо больше, но есть среди них и такие, которые нельзя использовать для лечения заболеваний. Например, хлорофитум – ценное растение в плане поддержания здоровья. Но есть одно но! Хлорофитум, как губка, впитывает в себя все вредные вещества, очищает воздух, поэтому использовать его в лекарственных целях нельзя.

Кроме того, что я познакомилась с полезными свойствами комнатных растения, я ещё сделала гербарии других лекарственных трав. (Приложение 4 а). А ещё я узнала, что, оказывается, моя бабушка летом и осенью заготавливает лекарственные травы, сушит ягоды и хранит их в коробочках и мешочках. Она мне показала свои запасы мяты, мелисы, ромашки, календулы, (Приложение 4 б) дала попробовать сушёные ягоды, из которых делает отвары и чаи и я решила, что тоже вместе с бабушкой буду заготавливать разные лекарственные травы и при необходимости лечить ими всю нашу семью.

3. Опытно – исследовательская работа.

Я не только изучала полезные свойства комнатных лекарственных растений в интернете, но и проверила их целебные свойства на себе. Когда я простудилась, мы решили с мамой не прибегать к лекарствам, а попробовать излечиться с помощью герани. Этот рецепт мы нашли в интернете: на литр воды берут 25 граммов листьев герани, кипятят в течение 10 минут, процеживают и полощут горло 3-4 раза в день. ( Приложение 3 а, б, в). Чтобы избавиться от насморка свежевыжатый сок из листьев герани мы закапывали в нос по 2-3 капли. Каково же было моё удивление, когда через три дня я была здорова!

Моя бабушка страдает от повышенного давления. Мы узнали, что для нормализации давления достаточно приложить листочек герани к пульсу на левой руке и зафиксировать его минут на 30. Мы попробовали и давление снизилось! ( Приложение 3 г)

Также мы убедились, что герань эффективна и при зубной боли–листочек кладем на больной зуб и держим, пока боль не пройдет.

4. Анкетирование учеников 2 «Б» класса.

Заканчивая работу над данной темой, я захотела узнать у своих одноклассников, как часто они болеют простудными заболеваниями, и какое лечение применяют их родители. С этой целью я провела анкетирование учеников нашего класса. (Приложение 5) В анкетировании приняли участие 28 учеников нашего класса. Результаты получились следующие: На вопрос: Часто ли вы болеете? да ответили - 9 человек, нет - 17 человек.Чем вас лечат родители? а) Мёд, варенье, сиропы - 12чел

б) Отвары из трав - 9чел

в)Таблетки-7челКакие лекарственные травы вы знаете? (больше 4 наименований никто не назвал)

Вывод.

Проанализировав анкеты, я убедилась, что все мои одноклассники, хотя бы изредка болеют.

Чаще всего их лечат лекарствами, изготовленными на основе лекарственных трав, но назвать лекарственные травы мои одноклассники затрудняются. Чтобы заинтересовать своих товарищей, я рассказала им о лекарственных травах, провела викторину (Приложение 6), и в заключении ребята разгадали кроссворд о комнатных лекарственных растениях (Приложение 7)

Заключение. Изучив материалы литературы и интернета о лекарственных растениях, испытав на своем личном опыте их свойства, я узнала как много вокруг нас природных лекарств и что можно лечиться без таблеток и уколов. Лекарственные растения растут повсюду: в лесу, по берегам рек, на пустыре, на огороде, даже, как я убедилась сама, в цветочном горшке на подоконнике. Их используют в свежем виде, в виде настоек, отваров, лекарственных мазей. Лечебными свойствами обладают разные части растений: корни, стебли , листья, цветы и семена, а также кора и плоды. Иногда разные части растений неодинаково воздействуют на организм при их применении. Лекарственными растениями можно лечить самые разные болезни, но важно знать, как правильно это делать и консультироваться с врачом. Хотелось бы, чтобы люди больше знали о чудесных свойствах растений и использовали их в лечении. Я и моя семья узнали очень много о лекарственных растениях. Этот проект помог нам узнать о чудесных свойствах растений, о том какую огромную пользу они приносят людям. Теперь мы будем чаще обращаться к народной медицине и порекомендуем делать это своим знакомым. Закончить свою работу хочется словами из стихотворения, которое написала Ольга Акеньшина:

Берегите, люди, природу.Ведь она одна есть у нас.Берегите, люди, природу,Каждый день, каждый миг, каждый час.

Использованная литература

  1. http://wikibotanika.ru/polezno-znat/komnatnyie-lekarstvennyie-rasteniya.html  Энциклопедия растений © Wikibotanika.ru

  2. http://moicvety.com/poleznoe/lekarstvennye-komnatnye-rasteniya.html

  3. http://greendom.net/articles/132-lekarst.html

  4. http://www.dom-klumba.ru/items/komnatnye-lekarstvennye-rasteniya.html

  5. Справочник по лекарственным растениям/ А.М.Задорожный, А.Г.Кошкин,

  6. В.Г. Лысаков. 1000 загадок

  7. Н.И.Мазнев Лекарственные растения. Справочник. – М.: “Мартин”, 1999. 479с.

  8. Травник: лекарственные растения и их применение - С.Я.Соколов и др. – М.:Лесн.пром-сть, 1988.

Приложение 1

Приложение 2

а) алоэ

б) каланхоэ в) мята

г) герань д) фикус е) толстянка

\

ж)гибискус з) золотой ус и) бальзамин

Приложение 3

Практическая работа

а) Приготовление капель для лечение насморка б) полоскание горла настойкой из

листьев герани

в) снижение давления с помощью г) успокаивающий чай с мятой

листьев герани

Приложение 4

а) Изготовление гербариев лекарственных трав

б) домашние заготовки лекарствкнных растений

--

Приложение 5

Анкета

1. Часто ли вы болеете?

2. Чем вас лечат родители?

3.Какие лекарственные травы вы знаете?

Приложение 6

Викторина

1.Какой из лекарственных кустарников дал название конфетам? (Барбарис )

2.Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

3.Эту траву очень любят кошки. ( Валериана лекарственна).

4. Это растение называют «зелёным бинтом» (Подорожник).

5. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

6.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

7. Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

8. Этого растения объелась бабка в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. ( Белена)

9. Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди». Из этого растения Элиза плела кольчуги для спасения своих братьев-лебедей. (Крапива)

10. У чего довольно мягкий,

Но немного кислый вкус?

Избавляет от болезней

Что за «крокодила куст»? (алоэ)

Приложение 7.

1. Вкус, как уксус кисловат,

Есть его не каждый рад,

На деревьях созревает,

Как его все величают? (лимон)

2. С молоком, а не коза,

  С корой, а не лоза. (фикус)

3. Стоит мокрый Ванёк,

  А в кудрях – огонёк. ( бальзамин)

4.Висят на нём монетки,Прикрывают стары ветки,Листья просто изумруд,Назовите как зовут? (толстянка)

5. Что в народе называют

«Живородкой», «чудом света»,

«Толстым», «комнатным женьшенем»,

«Лекарем», «цветком поэта»?

Что под боком у алоэ?

Растёт быстро? (каланхоэ)

6. Приятный запах в домике.Сказать откуда? Глянь -В горшке на подоконникеДушистая... (герань).

7.Зелёное, колючее,

Сто лет ему дремучему,

Как только насморк Вас застал в расплох,

Бежите Вы к нему со всех ног!(алоэ)

8. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Она пришла к нам из Китая,

9. Прижилась и , устали не зная,

Круглый год цветет на радость, от души!

А цветы разноцветны и очень хороши!

(Китайская роза-гибискус)

Кроссворд

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

г

и

б

и

с

к

у

с

 

8

 

5

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

к

 

 

 

р

 

3

 

 

 

 

 

 

я

 

а

 

 

 

а

 

б

 

 

 

 

 

4

т

о

л

с

т

я

н

к

а

 

 

 

 

 

 

а

 

а

 

 

 

ь

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

7

а

л

о

э

 

 

 

 

 

э

 

 

2

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

л

и

м

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Научный проект по теме: "Аптека на подоконнике"

Исследовательская работа

«Аптека на подоконнике»

Выполнил:

Заволока Максим

ученик 2 В класса

МБОУ СОШ № 25

Руководитель:

Ильенко С.Г.

учитель биологии.

Ст. Анастасиевская

Славянского района

2017 г

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………….. 3

2. Основная часть……………………………………………………………………………..………... 4

2.1. История возникновения комнатных растений………………………………….. 4

2.2. Комнатные растения и здоровье…..…………………………………………………….. 5

2.3. Лекарственные комнатные растения……………………………………………………7

2.3.1. Алоэ………….…………………………………………………………………………………..….. 8

2.3.2. Каланхоэ……………………………………………………………………………………..……..9

2.3.3. Золотой ус. ……………………………………………………………………………..…….….10

2.3.4. Герань………………………………………………………………………………………………11

2.3.5. Кактус……………………………………………………………………………………..………..12

2.3.6. Фикус………………………………………………………………………………………………..13

2.3.7. Традесканция………………………………………………………………………………...…14

2.3.8. Тещин язык………………………………………………………………………………………15

3. Практическая часть……………………………………………………………………………...…17

4. Заключение…………………………………………………………………………………..…………19

Используемая литература …………………………………………………………….…………...20

1.Введение.

Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни и здоровья. История народной фитотерапии имеет возраст, равной истории человечества.

В своей работе «Аптека на подоконнике» я решил познакомиться с различными комнатными растениями, обладающими лечебными свойствами, узнать историю возникновения комнатных растений. Конечно, с мая по сентябрь при лечении небольших порезов, ушибах, ссадинах, фурункулах можно воспользоваться подорожником, мать и мачехой, календулой или крапивой. Однако, хотелось бы, чтобы свежий листочек какого-либо лекарственного растения был всегда под рукой. А почему бы и нет. Почему нельзя дома посадить кактус или традесканцию, а может и какие-то другие растения и цветы.

Цель работы:

Изучить целебные свойств комнатных растений и их влияние на окружающую среду

Задачи:

- изучить литературу по этой теме;

- показать значение лекарственных комнатных растений в жизни человека;

- провести опрос по знаниям названий и лечебных свойств комнатных растений

Гипотеза исследования:

если мы будем знать лечебные свойства лекарственных комнатных растений, то сможем правильно использовать в качестве первой доврачебной помощи.

Методы исследования:

Анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.

Практическая значимость работы

Используя комнатные растения в качестве лекарственных средств можно оказать первую медицинскую помощь, не нанося вреда здоровью. Так же комнатные растения могут очищать жилые помещения и благоприятно воздействовать на человека.

2. Основная часть.

2.1 История возникновения комнатных растений.

Считается, что история комнатных растений начинается из древнего Египта. Обустройство жилища комнатными цветами и растениями обычно означало, что этот дом населяют культурные люди. Известно, что знать и властители Египта уже пребывали в прочных домах, а одновременно с этим люди, проживающие к северу от средиземноморья, все еще обитали в хижинах и пещерах. На изображениях, оставленных нам древними египтянами, отлично просматриваются деревца и кусты, находящиеся в каменных вазах. Историки считают, что люди в последнем тысячелетии до нашей эры размещали цветы в воде для украшения жилища. Особенно известно об этом из древних цивилизаций, греческой и римской, так как они уже могли ценить красоту и украшали свои дома растениями в кадках. Цветы и растения находились в самих домах, а также и во внутренних двориках. Во времена Великих географических открытий, множество завоевателей из Европы, привозили домой вместе с другими находками экзотические виды растений и различные ценности ботаники. Но только немногие растения выносили тяжелую транспортировку и немногие же приживались в чужом климате. Ботаники понимали, что экзотические растения из Азии, Южной Америки, Европы, нуждаются в специальной защите. В то время существовали жаждущие знание исследователи, которые считались охотниками за растениями и цветами.

infourok.ru

Проектная деятельность. "Аптека на подоконнике"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Верх – Ирменская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И.Демакова

Проект на тему:

« Аптека на подоконнике »

Исполнитель:

Гостева Дарья,

ученица 1 «Б»кл

Руководитель:

Григорчикова

Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МКОУ – Верх – Ирменская СОШ

Учебный предмет, близкий к теме проекта: окружающий мир

Тип проекта: индивидуальный

Объект исследования: комнатные лекарственные растения

Исполнитель проекта: Гостева Дарья, ученица 1 «Б» класса

Возраст: 7 лет

Руководитель проекта: Григорчикова С.А.

Оглавление

Введение

Актуальность 4

Цели и задачи проекта 4

Вопросы проекта 5

Этапы работы над проектом (план проекта) 5

Необходимое оборудование для работы над проектом 5

II. Основная часть

1.Подготовительный этап 6

2. Основной этап:

История возникновения комнатных растений …………..……………………6

Комнатные растения и здоровье………………………………………..……….7

Лекарственные комнатные растения………………………………………7 - 9

III. Практическая часть

Изготовление фото альбома ……………….………..................................10-11

III. Заключительная часть

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение

Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни и здоровья. История народной фитотерапии имеет возраст, равной истории человечества.

В своей работе «Аптека на подоконнике» я решила познакомиться с различными комнатными растениями, обладающими лечебными свойствами, узнать историю возникновения комнатных растений. Конечно, с мая по сентябрь при лечении небольших порезов, ушибах, ссадинах, фурункулах можно воспользоваться подорожником, мать и мачехой, календулой или крапивой. Однако, хотелось бы, чтобы свежий листочек какого-либо лекарственного растения был всегда под рукой. А почему бы и нет. Почему нельзя дома посадить кактус или традесканцию, а может и какие-то другие растения и цветы.

Актуальность

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Все просто: если человек заболел — идем в аптеку. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты весьма сложного химического состава. Свыше 30% лекарственных пре­паратов получают из растений, выделяя из них раз­личные биологически активные вещества.

Цель проекта: изучить целебные свойства комнатных растений и их влияние на окружающую среду

Задачи:

  • узнать об использование в медицине

  • показать значение лекарственных комнатных растений в жизни человека

  • отобрать подходящий материал для изучения лекарственных растений

  • подготовить защиту проекта

Вопросы проекта:

  1. Почему некоторые растения называют лекарственными?

  2. Какие лекарственные растения есть у меня дома?

  3. Связаны ли между собой красота и польза растений?

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта

Продумывание этапов работы над проектом

2. Основной этап.

Подбор и изучение необходимой литературы по теме лекарственные растения

3. Практический этап.

Ухаживаю за лекарственными растениями

4. Заключительный этап.

Оформление материалов в портфолио

Создание презентации к защите проекта

5. Защита проекта.

Выступление перед одноклассниками

Необходимое оборудование для работы над проектом:

  1. Фотоаппарат

  2. Компьютер

  3. Принтер

  4. Иллюстративный материал

II Основная часть

1. Подготовительный этап

Цель: узнать, есть ли у моих одноклассников дома комнатные растения? Встречаются ли среди них лекарственные растения?

Вывод: В семьях моих одноклассников выращивают комнатные растения, но есть ли среди них лекарственные растения - не знают.

2.Основной этап

Цель: Подбор и изучение информации о лекарственных растениях.

2.1 История возникновения комнатных растений.

Считается, что история комнатных растений начинается из древнего Египта. Обустройство жилища комнатными цветами и растениями обычно означало, что этот дом населяют культурные люди. Известно, что знать и властители Египта уже пребывали в прочных домах, а одновременно с этим люди, проживающие к северу от средиземноморья, все еще обитали в хижинах и пещерах. На изображениях, оставленных нам древними египтянами, отлично просматриваются деревца и кусты, находящиеся в каменных вазах. Историки считают, что люди в последнем тысячелетии до нашей эры размещали цветы в воде для украшения жилища. Особенно известно об этом из древних цивилизаций, греческой и римской, так как они уже могли ценить красоту и украшали свои дома растениями в кадках. Цветы и растения находились в самих домах, а также и во внутренних двориках. Во времена Великих географических открытий, множество завоевателей из Европы, привозили домой вместе с другими находками экзотические виды растений и различные ценности ботаники. Но только немногие растения выносили тяжелую транспортировку и не многие, же приживались в чужом климате. Ботаники понимали, что экзотические растения из Азии, Южной Америки, Европы, нуждаются в специальной защите. В то время существовали жаждущие знание исследователи, которые считались охотниками за растениями и цветами.

2.2. Комнатные растение и здоровье.

Тысячелетиями изучались полезные свойства растений, многое мы узнали о своих зеленых друзьях. Оказывается, растения оздоравливают микроклимат закрытых помещений: выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от микробов и пыли. Кроме того, бодрящий аромат, испускаемый комнатными эфиромасличными растениями, которые насыщают воздух большим количеством летучих фитонцидов, может улучшить самочувствие, повысить функциональную активность организма, стимулировать его работоспособность и защитные силы. Растения, испаряя влагу с поверхности листьев, увлажняют чрезмерно сухой воздух квартир (влажность его легко повысить, поставив в комнате растения в кадке). Словом, они создают в помещении микроклимат, благоприятный для человека.

Кроме того, цветы доставляют нам много радости. С глубокой древности они — спутники всех событий. Венками из лавра, например, награждали выдающихся ученых, певцов, поэтов, спортсменов. В Средние века цветами было принято украшать свои жилища, их стали дарить друг другу.

Цветы не только радуют глаз, но и лечат. Наиболее выражен противомикробный эффект фитонцидов бегонии белопятнистой, пеларгонии душистой, олеандра белого, примулы весенней, фикуса упругого, домашних гераней и других комнатных растений. Воздух, насыщенный фитонцидами, очень полезен как больным (особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких), так и здоровым. При повышенной склонности к заболеваниям верхних дыхательных путей положительный эффект оказывает вдыхание фитонцидов, выделяемых комнатным лимоном. Это растение благоприятно влияет и на людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

С помощью цветов можно создать уютный уголок в квартире, где вы с удовольствием будет отдыхать в свободную минуту. Комнатные растения помогут вам изменить интерьер, украсят и оживят его. Однако загромождать помещение комнатными растениями не следует. Например, цветы, размещенные на подоконнике, должны быть невысокими (12—15 см) и занимать не более 15% оконного проема.

2.3. Лекарственные комнатные растения.

Комнатные растения поглощают из воздуха вредные и ядовитые вещества, увлажняют воздух.

Большинству людей хорошо известны такие комнатные лекарственные растения, как алоэ и каланхоэ. А вот лекарственные свойства пеларгонии, мирта, розмарина и некоторых других комнатных растений в настоящее время изучены слабо.

Применять в лечебных целях некоторые дикорастущие растения люди начали в глубокой древности. Первоначально использование растений первобытными людьми не было основано на каких-либо конкретных знаниях. Первобытный человек, который находился в тесной связи с окружающей природой, в выборе растений для лечения тех или иных болезней в большей степени полагался на своеобразное чутье, сходное с тем, которые руководит животными. Но постепенно люди стали замечать, что конкретные виды растений оказывают более сильное лечебное воздействие при определенных заболеваниях. Подобные эмпирические знания со временем накапливались в каждом отдельном племени.

Позднее, когда люди перешли от охоты и собирательства к оседлому земледелию, они стали возделывать некоторые виды ценных растений. Некоторые растения посвящали богам, считая их магическими. Известно, что во времена античности округ храмов богов устраивали великолепные сады. Среди растений, которые там произрастали, были и лекарственные виды. Также известно, что у друидов Британии существовали так называемые веселые сады, в которых каждое растение имело свое магическое значение.

Долгое время знания о лекарственных свойствах растений передавались из уст в уста, от учителя к ученику, однако уже в античное время были предприняты попытки обобщить и записать накопленные сведения.

Хотя обычай украшать свои жилища живыми растениями, высаженными в кадки, также берет начало в античности, в качестве лекарственных в древности использовали в основном дикорастущие и окультуренные садовые формы растений. Использовать препараты из некоторых комнатных растений стали гораздо позже.

Алоэ

Внешность у этого скромного растения - «колючая» . Однако в толстых белесовато-зеленых листьях заключена мощная исцеляющая энергия.

Алоэ можно использовать и в качестве первой помощи при ушибах, укусах насекомых, легких ожогах.

Герань

Наверняка всем хорошо известна герань в горшочке - любимица наших бабушек. Надо признать, что этот общепринятый атрибут уюта до сих пор украшают не только наши подоконники.

Заведите в своем доме комнатную герань. Она выделяет эфирные масла, очищает воздух, успокаивает нервы, улучшает сон и снижает давление. Но следует учитывать, что ее запах у некоторых может вызвать аллергию.

Содержащееся в листьях герани эфирное масло обладает выраженным бактерицидным действием. Если в комнате поставить несколько горшков с этими растениями, организму будет легче справиться с простудными заболеваниями.

Помогает при расстройстве нервной системы, бессоннице и улучшает кровообращение.

Алоказия – это не только декоративное растение, но и растение, обладающее лечебными и ядовитыми свойствами.

Для лечебных целей у нас чаще всего применяется алоказия горная, которая является наиболее распространенным обитателем квартир. При правильном использовании она приносит организму ни с чем несравнимую пользу, в то время как при значительной передозировке может повлечь и летальный исход. Способность растения омолаживать организм и повышать эластичность сосудов позволяет употреблять его в качестве средства для профилактики инфарктов и инсультов. Кроме этого, снижает алоказия и риск возникновения атеросклероза сосудов головного мозга. Благотворное действие на сердечную мышцу, которое оказывает растение, помогает справиться с болезнями, вызывающими нарушения ритма сердца. Применяют настои из растения и для лечения различных заболеваний суставов.

3. Практический этап

В ходе выполнения исследовательской работы я решила составить фото альбом с лекарственными растениями. Включила я в него лекарственные растения, и которые находятся в моем классе.

Сансевьерия

Издавна используется в традиционной и нетрадиционной медицине для лечения множества заболеваний.

Для предотвращения инфицирования раны при травмах кожного покрова на пораженный участок прикладывают лист тещиного языка. При этом заранее с одной из сторон листа снимают кожицу (именно этой стороной и надо будет прикладывать лист).

Гибискус или Китайская роза

Это растение ценится за непревзойденную красоту цветов — крупных, ярких и пышных. Но, мало кто знает, что отвар гибискус прекрасно помогает при заболеваниях печени, органов пищеварения, крови.

Толстянка, «денежное дерево»

Несмотря на огромную популярность и неприхотливость толстянки, не всем известны ее великолепные бактерицидные, противовирусные и противовоспалительные свойства, не уступающие по силе алоэ.

Ее применяют при лечении герпеса, для этого с одной стороны листа надо снять пленку и приложить к высыпаниям. Через пару дней от герпеса не останется и следа.

Традесканция

 Это растение оказывает благотворное влияние на легкие и бронхи, помогает уберечься от пневмонии, бронхита, простуд.

Этот домашний цветок, полезный для здоровья, обладает хорошим бактерицидным действием. К фурункулу или ране можно приложить нижней стороной лист растения и зафиксировать повязкой.

Золотой ус

 Листья золотого уса можно прикладывать к ранам, больному месту, синякам, лишаям, рубцам и новообразованиям на коже.

III. Заключительная часть

Заключение

В ходе выполнения работы я познакомилась с лекарственными свойствами некоторых комнатных растений, таких как алоэ, золотой ус, калонхое, традесканцию, герань, тещин язык, сансевьерия.

Изучив целебные свойства комнатных растений и их влияние на окружающую среду, пришла к выводу:

  • Многие комнатные растения, такие как алоэ, каланхоэ можно использовать в качестве первой доврачебной помощи.

  • Комнатные растения поглощают из воздуха вредные и ядовитые вещества, увлажняют воздух.

  • Следует практиковать разведение целебных комнатных растений.

  • Создавать необходимые условия (правильный уход и содержание растений) для выработки и накопления витаминов.

Однако, применяя лечебные свойства комнатных растений, помните, что они могут иметь противопоказания и, как и любыми другими лекарственными средствами, не стоит ими увлекаться и нарушать дозировку.

Также следует помнить, что поделиться с вами целебной силой могут только здоровые, хорошо развитые растения, поэтому за ними нужно регулярно и правильно ухаживать, благо, большинство из них не капризны.

Список используемой литературы:

  1. Геннадий Непокойчицкий Большая энциклопедия. Лекарственные растения в народной медицине.

Издательство «АНС»

  1. Мазнев Н. Энциклопедия лекарственных растений.

Издательство «Мартин»

  1. Плешаков А. Атлас-Определитель «От земли до неба»

Издательство «Просвещение»

  1. Плешаков А. «Зеленые страницы»

Издательство «Просвещение»

  1. Ладынина Е.А. «Травник для всех», Москва, Мосгорпечать, 1993

Итнернет-ресурсы:

http://tvoyashkola.ru

http://polysaevoschool17.

http: //www.callisia.info

http://www.cactuslove.ru

http://www.rusarticles.com/

http://yourimmune.ru/

http://www.medkurs.ru/

14

multiurok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта