Предложите опыт доказывающий необходимость света для жизни растений. Опыты с растениями Серия опытов №1

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вариант 10. Предложите опыт доказывающий необходимость света для жизни растений


Вариант 5

 

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 

Объяснение: к одномембранным органеллам, наряду с ЭПС, косплексом Гольджи и лизосомам, относятся вакуоли (они бывают пищеварительные, сократительные и т.д.), органеллы еще бывают немеммбранными и двумембранными (хлоропласты и митохондрии). Правильный ответ - вакуоль.

 

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Биосферный

2. Генный

3. Популяционно-видовой

4. Биогеоценотический

5. Абиогенный

Объяснение: среди перечисленных, уровнями организации живого являются - биосферный, популяционно-видовой и биогеоценотический, а генного и абиогенного уровней не бывает. Правильный ответ - 25.

 

 

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют один стоп-кодон иРНК?

 

Объяснение: любой кодон в РНК состоит из трех нуклеотидов. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Рост клетки

2. Расхождение гомологичных хромосом

3. Расположение хромосом по экватору клетки

4. Репликация ДНК

5. Синтез органических веществ

Объяснение: три признака описывают процессы в клетке, происходящие от деления до деления клетке (в ходе интерфазы) это - рост клетки, репликация ДНК и синтез, а два остальных процесса (расхождение гомологичных хромосом и расположение хромосом по экватору клетки) происходит непосредственно во время деления клетки. Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой процессов и способом деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы

 

А. Образование половых клеток у млекопитающих

Б. Рост организмов

В. Деление зиготы

Г. Конъюгация и кроссинговер

Д. Уменьшение числа хромосом вдвое

 

Способ деления

 

1. Митоз

2. Мейоз

Объяснение: мейоз - процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки). Митоз - процесс деления соматических клеток (из одной диплоидной клетки получается две диплоидных). Разберем каждый процесс.

Образование половых клеток происходит при помощи мейоза, так как половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

Рост организмов происходит при помощи митоза (так как делятся соматические клетки).

Деление зиготы - дробление - происходит при помощи митоза.

Конъюгация и кроссинговер входят в процесс мейоза. 

Уменьшение числа хромосом - это мейоз, так как при этом из одной диплоидной клетки возникает 4 гаплоидных. 

Правильный ответ - 21122.

 

 

Задание №6.

Сколько разных фенотипов получится при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика в случае неполного доминирования?

 

Объяснение: если мы имеем два розовых растения, которые образовались при неполном доминировании, значит эти растения - гетерозиготны - Аа. Скрещиваем два таких растения: Аа х Аа.

Получается три генотипа и три генотипа: АА, Аа, аа. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Полиплоидия

2. У-хромосома

3. Аллель

4. Консумент

5. Мимикрия

Объяснение: полиплоидия, У-хромосома и аллель являются генетическими терминами, а консумент и мимикрия относятся к экологии. Консумент - гетеротроф, второе звено в пищевой цепи. Мимикрия - явление подражающей окраски. Может быть выражено различными способами: подражание среде обитания, подражание запаха хищника (для защиты), копирование окраски хищного или (и) опасного животного и другие способы. Служит для борьбы с окружающей средой и межвидовой конкуренции. Правильный ответ - 45.

 

 

Задание №8.

Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

 

А. Спирогира

Б. Пеницилл

В. Серобактерии

Г. Цианобактерии

Д. Дождевой червь

 

Способ питания

 

1. Фототрофный

2. Гетеротрофный

3. Хемотрофный

Объяснение: гетеротрофы - организмы, потребляющие готовые органические вещества (животные, грибы, бактерии), то есть гетеротрофия - потребление органических веществ и их переработка в неорганические. Фотосинтез - процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый фототрофами (и сборка органических веществ в неорганические). Хемотрофы - организмы, превращающие неорганические вещества в органические при помощи энергии окисления химических соединений (бактерии). Поэтому, к фототрофам отнесем спирогиру и цианобактерии, к гетеротрофам - пеницилл и дождевого червя, к хемотрофам - серобактерии. Правильный ответ - 12312.

 

 

Задание №9.

Три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий

 

1. Имеют неоформленное ядро

2. Размножаются только в других клетках

3. Не имеют мембранных органоидов

4. Осуществляют хемосинтез

5. Способны кристаллизоваться

6. Образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Объяснение: вирус - белковый капсид, содержащий внутри себя нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК). Проявляет активность только внутри живой клетки. Поэтому, к признакам вирусов, в отличие от бактерий, относят размножение в других клетках, способность кристаллизоваться и то, что они образованы белковой оболочкой (капсидом) и нуклеиновой кислотой. Правильный ответ - 256.

 

 

Задание №10. 

 

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен

 

Признак                                              Класс

 

А. Наличие шейного позвонка           1. Рыбы

Б. Отсутствие ребер                           2. Земноводные

В. Непрямое развитие

Г. Наличие конечностей

Д. Двухкамерное сердце

Е. Отсутствие легких

Объяснение: для начала напомним, что рыбы являются менее организованными животными, чем амфибии, рыбы живут в воде, дышат через жабры растворенным кислородом, не имею конечностей, а только плавники, имеют один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Поэтому, к рыбам относятся ответы - Д и Е, а к амфибиям - А, Б, В, Г. Правильный ответ - 222211.

 

 

Задание №11.

Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Фиалка

2. Двудольные

3. Фиалка трехцветная

4. Покрытосеменные

5. Фиалковые

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Отдел - Покрытосеменные

Класс - Двудольные

Семейство - Фиалковые

Род - Фиалка

Вид - Фиалка трехцветная

Правильный ответ - 42513.

 

 

Задание №12.

При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы

 

1. Расширяются артерии

2. Повышается артериальное давление

3. Усиливается перистальтика кишечника

4. Сужается зрачок

5. Увеличивается количество сахара в крови

6. Учащаются сокращения сердца

Объяснение: симпатическая и парасимпатическая отделы нервной системы являются антагонистами, если симпатическая нервная система расширяет зрачок, повышает давление, сужает артерии, увеличивает количество сахара в крови, учащает сердечные сокращения, уменьшает перистальтику кишечника, то парасимпатическая система - наоборот, сужает зрачок, понижает давление, расширяет артерии, уменьшает количество сахара в крови, замедляет сердцебиение, усиливает перистальтику кишечника. Правильный ответ - 145.

 

 

Задание №13.

Установите соответствие между особенностями строения и функциями головного мозга человека и отделом, для которого они характерны.

Особенности строения и функции                  Отдел головного мозга

 

А. Содержит дыхательный центр                   1. Продолговатый мозг

Б. Поверхность разделена на доли                2. Передний мозг

В. Воспринимает и обрабатывает

информацию от органов чувств

Г. Содержит (включает) сосудодвигательный центр

Д. Содержит центры защитных реакций

организма - кашля и чихания

Объяснение: продолговатый мозг содержит дыхательный и сосудодвигательный центр, а также центры кашля и дыхания (безусловных рефлексов). Передний мозг разделен на доли и воспринимает и перерабатывает информацию от органов чувств. Правильный ответ - 12211. 

 

 

Задание №14.

Установите, в какой последовательности происходят процессы обмена жиров в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Образование собственных жиров в клетках кишечника

2. Расщепление жиров под действием ферментов в пищеварительном канале

3. Всасывание жирных кислот и глицерина в ворсинки кишечника

4. Поступление жиров в лимфу

Объяснение: обмен жиров в организме начинается с расщепления жиров под действием ферментов в пищеварительном канале на глицерин и жирные кислоты, затем они всасываются в ворсинки кишечника, а потом поступают в лимфу и, наконец, собственные жиры организма образуются в клетках кишечника. Правильный ответ - 2341. 

 

 

Задание №15.

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Эволюционный процесс состоит из макроэволюции и микроэволюции. 2. Микроэволюция протекает на популяционно-видовом уровне. 3. Направляющий фактор эволюции - борьба за существование. 4. Элементарная единица эволюции - класс. 5. Главные формы естественного отбора - движущий, стабилизирующий, разрывающий. 

Объяснение: ошибки есть в третьем предложении, так как направляющий фактор эволюции - естественный отбор, а не борьба за существование, и в четвертом: элементарной единицей эволюции является популяция, именно на уровне популяции идет эволюция (из популяций образуются новые виды). Правильный ответ - 125.

 

 

Задание №16.

Установите  соответствие между признаком и путем достижения организмами биологического прогресса в эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признак

 

А. Мелкие эволюционные изменения

Б. Образование типов и классов животных

В. Частные приспособления к среде обитания

Г. Общий подъем организации

Д. Усиление узкой специализации

 

Путь эволюции

 

1. Ароморфоз

2. Идиоадаптация

Объяснение: 

Ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.).

Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.).

К ароморфозам отнесем: образование типов и классов животных и общий подъем организации, а к идиоадаптациям - мелкие эволюционные изменения, частные приспособления к среде обитания и усиление узкой специализации. Правильный ответ - 21212.

 

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Биогеоценозы характеризуются

 

1. Сложными пищевыми цепями

2. Простыми пищевыми цепями

3. Отсутствием видового разнообразия

4. Наличием естественного отбора

5. Зависимостью от деятельности человека

6. Устойчивым состоянием

Объяснение: биогеоценоз - это совокупность организмов, обитающих на определенной территории и имеющих трофические связи, обеспечивающие круговорот веществ и энергии. примерами биогеоценоза являются смешанный лес, луг, тропики и т.д. Поэтому, к признакам биогеоценоза относятся: сложные пищевые цепи, наличие естественного отбора и устойчивость. Правильный ответ - 146.

 

 

Задание №18. 

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика организмов

 

А. Синтезируют органические вещества из неорганических

Б. Используют готовые органические вещества

В. Используют неорганические вещества почвы

Г. Растительноядные и плотоядные животные

Д. Аккумулируют солнечную энергию

Е. В качестве источника энергии используют животную и растительную пищу

 

Функциональная группа

 

1. Продуценты

2. Консументы

Объяснение: консументы - гетеротрофы, то есть организмы, потребляющие готовые органические вещества. Составляют второй трофический уровень в пищевой цепи. Могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка. Продуценты - автотрофы (зеленые растения или бактерии) (фототрофы или хемотрофы), создающие органические вещества из неорганических. Образуют первый трофический уровень пищевой цепи. Значит, продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, используют неорганические вещества почвы и аккумулируют солнечную энергию (только фототрофы). Все остальные характеристики относятся к консументам. Правильный ответ - 121212.

 

 

Задание №19.

Установите последовательность процессов в биосинтезе белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Синтез иРНК на ДНК

2. Доставка аминокислоты к рибосоме

3. Образование пептидной связи между аминокислотами

4. Присоединение аминокислоты к тРНК

5. Соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы

Объяснение: синтез белка - процесс экспрессии определенного гена при помощи нуклеиновых кислот и ферментов. Начинается синтез белка с синтеза иРНК на матрице ДНК, потом иРНК выходит из ядра и соединяется с двумя субъединицами рибосомы, потом нужные аминокислоты присоединяются к тРНК, которая доставляет аминокислоты к рибосоме и заканчивается образованием пептидной связи между аминокислотами, в результате чего образуется белок. Правильный ответ - 15423.

 

 

Задание №20. 

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Направление эволюции Путь эволюции Пример
А Идиоадаптация Приспособление у цветковых растений к опылению ветром
Биологический прогресс Б Редукция органов чувств у паразитических червей
Биологический прогресс Ароморфоз В

 Список терминов и понятий

1. Биологический прогресс

2. Общая дегенерация

3. Появление четырехкамерного сердца у млекопитающих

4. Конвергенция

5. Обитание в океане рыбы латимерии

6. Биологический регресс

Объяснение: идиоадаптация является биологическим прогрессом. Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.). редукция органов у паразитов относится к общей дегенерации, но не является биологическим регрессом. Ароморфоз - появление четырехкамерного сердца у млекопитающих, так как ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Правильный ответ - 123.

 

 

Задание №21.

Изучите график колебания численности зайцев в зависимости от численности хищников. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

 

1. Колебания численности вида - популяционные волны, или "волны жизни"

2. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база

3. Возрастание численности хищников опережает возрастание численности жертв

Объяснение: представленные графики колеблятся, такие колебания называются популяционными волнами, еще мы видим, что численность волков, лисиц и рысей возрастает с уменьшением численности зайцев и зайцев было так много, что они смогли накормить собой и волков и лисиц и рысей. Правильный ответ - 12.  

 

 

Задание №22. 

 

Предложите опыт, доказывающий необходимость света для жизни растений.

Объяснение: свет растениям дает энергию для образования органических веществ, поэтому без света растение не будет расти (не сможет образовывать сахара и молекулы АТФ). Например, можем взять два растения, одно поставить на свет, а другое - в темноту. При этом будем одинаково их поливать. И увидим, что у растения в темноте светлеют листья и оно перестает расти, а растение на свету растет как и прежде. 

 

 

Задание №23.

 

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

  

Объяснение: на рисунке изображена анафаза митоза, так как хроматиды (гомологичные хромосомы) расходятся по разным полюсам клетки. Набор хромосом - 4n, так как перед делением хромосомы удвоились, такое же и число молекул ДНК.

 

 

Задание №24.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Процесс образования первичной мочи происходит за счет фильтрации плазмы крови в надпочечниках. 2. Первичная моча сходна по составу с плазмой крови. 3. Во вторичной, или конечной, моче содержится мочевина, вода и некоторые минеральные соли. 4. Из почек моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь. 5. Мочевой пузырь является органом выделительной и половой систем.

Объяснение: предложение 1 - фильтрация плазмы крови происходит не в надпочечниках, а в почках. Предложение 2 - первичная моча не сходна по составу с плазмой крови, а отличается отсутствие белков. Предложение 3 - мочевой пузырь не является органом половой системы, а только выделительной.

 

 

Задание №25.

 

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения.

Объяснение: газообмен в листьях цветкового растения осуществляется при помощи двух процессов: фотосинтеза и дыхания. При фотосинтезе фиксируется углекислый газ и выделяется кислород, при дыхании кислород поглощается, а выделяется углекислый газ. Смесь газов накапливается в межклеточном веществе, они выделяются и поглощаются при помощи устьиц, расположенных на обратной стороне листа.

 

 

Задание №26.

 

Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных

Объяснение: начнем описание эволюции кровеносной системы хордовых с ланцетника, у него замкнутая кровеносная система, сердца нет, но есть один круг кровообращения. У рыб сердце двухкамерное (одно предсердие и один желудочек) и один круг кровообращения. У земноводных трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек (кровь в желудочке смешивается), два круга кровообращения. У рептилий - трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек с неполной перегородкой, два круга кровообращения. У птиц - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения. У млекопитающих - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

 

 

Задание №27.

 

Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: папоротникам характерна смена поколений (полового и бесполого). Споры образуются из спорангия при помощи мейоза. Клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом и образуются из споры путем митоза, то есть споры тоже имеют тоже гаплоидный набор хромосом.

 

 

Задание №28.

 

В скрещивании самки мыши с черной окраской тела и укороченным хвостом с самцом с коричневым телом и укороченным хвостом получилось потомство: с черной окраской тела и длинным хвостом, с черной окраской тела и укороченным хвостом, с коричневым телом и длинным хвостом, с коричневым телом и укороченным хвостом. Длина хвоста контролируется геном, который в доминантном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном - укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном - мыши погибают на эмбриональной стадии развития. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех особей. Поясните фенотипическое расщепление в скрещивании.

Объяснение: АА - длинный хвост

Аа - укороченный хвост

аа - летальный ген

Вв - черная окраска

вв - коричневая окраска

                              АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав, ав

Имеем генотипы потомства:

1ААВа - длинный хвост и черная окраска

1ААвв - длинный хвост и коричневая окраска

2АаВв - укороченный хвост и черная окраска

2Аавв - укороченный хвост и коричневая окраска

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

cleverpenguin.ru

Вариант 10

Разбор варианта № 2 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

 

Задание №1.

Живые тела, в отличие от тел неживой природы,

1. Передвигаются в пространстве

2. Содержат органические вещества

3. Участвуют в круговороте веществ

4. Изменяют размеры под воздействием среды

Объяснение: только живые организмы способны создавать и содержать органические вещества. Органические вещества на Земле появились с первыми живыми организмами. Правильный ответ - 2.

 

Задание №2.

В клетках прокариот, в отличие от эукариот, отсутствует(ют)

1. Цитоплазма

2. Ядро

3. Рибосомы

4. Цитоплазматическая мембрана

Объяснение: главное отличие прокариот от эукариот - отсутствие ядерной мембраны (и вообще мембранных органелл, кроме самое цитоплазматической мембраны). Подробнее об отличиях прокариот и эукариот посмотрите здесь. Правильный ответ - 2.

 

Задание №3.

Основное значение темновой фазы процесса фотосинтеза в клетке заключается в 

1. Образовании глюкозы

2. Использовании энергии молекул АТФ

3. Матричном синтезе белка

4. Фотолизе воды

Объяснение: в темновой фазе фотосинтеза происходит фиксация углекислого газа в цикле Кальвина с целью образования сахаров, данный процесс идет с использованием молекул АТФ, но главное значение фотосинтеза - это образование органических молекул с использованием энергии солнечного света. Правильный ответ - 1.

 

Задание №4.

В митозе хромосомы становятся однохроматидными в период

1. Анафазы

2. Телофазы

3. Профазы

4. Метафазы

Объяснение: приведем схему митоза.

Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

В ходе зародышевого развития организма бластула образуется в результате

1. Дробления зиготы

2. Формирования плаценты

3. Слияния двух гамет

4. Развития двух зародышевых листков

Объяснение: бластула - это следующая стадия после зиготы, то есть бластула образуется при дроблении зиготы. Правильный ответ - 1.

 

Задание №6.

Какова вероятность появления в потомстве белых кроликов (рецессивный признак) при скрещивании гетерозиготных черных особей?

1. 75%

2. 80%

3. 25%

4. 0%

Объяснение: скрещиваем двух гетерозиготных особей.

Аа х Аа

При этом получается следующее расщепление по генотипу: АА, 2Аа, аа

А по фенотипу: 3:1. То есть вероятность рождения белых кроликов - 1/4 или 25%.

Правильный ответ - 3.

 

Задание №7.

Как называется изменчивость, которая характеризуется увеличением или уменьшением числа хромосом в клетке?

1. Геномная

2. Генная

3. Соматическая

4. Хромосомная

Объяснение: изменение числа хромосом - перестройка на уровне генома, поэтому такая мутация будет называться геномной. Правильный ответ - 1.

 

Задание №8.

В селекции растений в результате скрещивания чистых линий у гибридов первого поколения

1. Развииваются признаки отцовского организма

2. Образуются гомозиготные генотипы

3. Наблюдается наследование, сцепленное с полом

4. Проявляется эффект гетерозиса

Объяснение: чистая линия - это явление, при котором из поколения в поколение появляются только гомозиготы по одному признаку. Но при скрещивании двух разных чистых линий у гибридов первого поколения наблюдается эффект гетерозиса, так как гетерозис - явление при котором при межвидовом скрещивании получаются гетерозиготные организмы. У этих организмов очень сильно проявлены гетерозиготные признаки. То есть в данном случае гетерозигота проявляется сильнее, чем гомозигота по доминантному признаку.  Правильный ответ - 4.

 

Задание №9.

Паразитический организм, молекула ДНК которого способна встраиваться в хромосому хозяина, - это

1. Бактерия

2. Плесневый гриб

3. Вирус

4. Простейшее животное

Объяснение: вирус - белковый капсид, содержащий внутри себя нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК). Проявляет активность только внутри живой клетки, встраиваясь в геном хозяина. Правильный ответ - 3.

 

Задание №10.

Пыльца цветковых растений формируется в 

1. Семязачатке

2. Рыльце пестика

3. Тычинках

4. Завязи пестика

Объяснение: пыльца цветковых растений формируется на мужских органах цветка - тычинках, после образования пыльцы происходит опыление. Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют

1. Фотосинтезирующую ткань

2. Стебель с листьями

3. Проводящую систему

4. Клеточное строение

Объяснение: существует огромное разнообразие как высших, так и низших растений, но все они имеют клеточное строение (и одноклеточные и многоклеточные). Правильный ответ - 4.

 

Задание №12.

К какому классу относят животных, имеющих 3 отдела тела, 3 пары ног?

1. Насекомых

2. Ракообразных

3. Паукообразных

4. Сосальщиков

Объяснение: таких животных относят к классу Насекомых. Приведем пример типичного насекомого.

Правильный ответ - 1.

 

Задание №13. 

У млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, в процессе эволюции в дыхательной системе появились

1. Легочные пузырьки в легких

2. Трахеи и бронхи

3. Правое и левое легкое

4. Ноздри и носовые полости

Объяснение: легкие рептилий имеют ячеистое строение, хотя общий план строения дыхательной системы у рептилий и пресмыкающихся похож, но легочные пузырьки, из этих двух групп, есть только у млекопитающих. Правильный ответ - 1.

 

Задание №14.

Ткань человека, основу которой образуют клетки с короткими и длинными отростками, обладающие свойствами раздражимости и возбудимости, - это

1. Рыхлая соединительная

2. Мерцательный эпителий

3. Костная соединительная

4. Нервная

Объяснение: клетки с короткими отростками (дендритами) и длинными (аксонами), обладающими свойствами раздражимости и возбудимости, называют нервными. Они составляют основу нервной системы. Правильный ответ - 4. 

 

Задание №15.

Жиры, свойственные данному организму, синтезируются в 

1. Тонкой кишке

2. Эпителии ворсинок

3. Клетках тела

4. Желудке

Объяснение: жиры в организме расщепляются на глицерин и жирные кислоты, затем они всасываются ворсинками кишечника, где происходит их синтез, затем они попадают в лимфатическую систему, потом - в кровь и разносятся по организму, помогая обмену веществ. Правильный ответ - 2. 

 

Задание №16.

Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1. Глюкозы

2. Инсулина

3. Адреналина

4. Тироксина

Объяснение: поджелудочная железа является железой смешанной секреции, но как железа внутренней секреции, она выделяет два гормона - инсулин и глюкагон, которые участвуют в обмене глюкозы в организме. Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

В регуляции работы сердца участвует

1. Вегетативный отдел нервной системы

2. Гормон поджелудочной железы инсулин

3. Белок плазмы крови фибриноген

4. Красный костный мозг

Объяснение: из всех вышеперечисленных вариантов ответа регуляцию работы сердца осуществляет только вегетативный отдел нервной системы, так как сердце работает не по нашему желанию (именно такую работу осуществляет вегетативная нервная система, например, работу гладких мышц внутренних органов). Правильный ответ - 1.

 

Задание №18.

Причиной ожирения человека может быть

1. Вегетарианство

2. Интенсивные занятия спортом

3. Преобладание белковой пищи в рационе

4. Малоподвижный образ жизни

Объяснение: вегетарианство способствует снижению веса, так как в растительной пище содержатся ненасыщенные жиры и многие другие вещества, способствующие снижению веса. Интенсивные занятия спортом, наоборот, сжигают жиры. Белковая пища в рационе способствует набору мышечной массы. А вот малоподвижный образ жизни не способствует сжиганию лишних жиров, то есть происходит набор веса - ожирение. Правильный ответ - 4.

 

Задание №19.

Согласно эволюционной теории, главной причиной борьбы за существование является

1. Ограничеснность существующих ресурсов

2. Модификационная изменчивость

3. Скачкообразный мутационный процесс

4. Необратимость процесса видообразования

Объяснение: борьба за существование является одной из движущих сил эволюции, она бывает межвидовой, внутривидовой или борьбой с условиями окружающей среды. А происходит борьба за существование из-за ограничеснности ресурсов (если бы всем хватало еды и территории, борьбы не было бы). Правильный ответ - 1.

 

Задание №20. 

Популяция как составная часть конкретного биогеоценоза служит структурной единицей

1. Рода

2. Вида

3. Семейства

4. Отряда

Объяснение: популяция является структурной единицей эволюции, так как именно из популяции в процессе эволюции получается новый вид. Но вид состоит из многих популяций, то есть популяция мельче вида. Правильный ответ - 2.

 

Задание №21.

Передние конечности летучей мыши и тюленя - это органы

1. Аналогичные

2. Гомологичные

3. Рудиментарные

4. Атавистические

Объяснение: гомологичные органы - это такие органы, которые одинаковы (или сходны) по строению и происхождению, но выполняют разные функции. Например, конечности разных млекопитающих: у крота - для рытья, у китообразных - для плавания, у копытных - для бега. Такое развитие произошло в результате дивергенции (расхождения признаков). Правильный ответ - 2.

 

Задание №22.

Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?

1. Симбиозом

2. Паразитизмом

3. Хищничеством

4. Конкуренцией

Объяснение: трутовик - паразитический гриб. Он поселяется в дереве и начинает жить за счет питательных веществ данного дерева. Правильный ответ - 2.

 

Задание №23.

Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1. Чайка → окунь → мальки рыб → водоросли

2. Водоросли → чайка → окунь → мальки рыб

3. Мальки рыб → водоросли → окунь → чайка

4. Водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

Объяснение: любая цепь питания начинается с продуцента (зеленое растение или автотрофная бактерия), значит первое звено - водоросль. второе звено - организм, который кушает водоросль (консумент) - это мальки рыб. Остается только один вариант - 4. Правильный ответ - 4.

 

Задание №24.

Озоновый экран появился в атмосфере Земли в результате

1. Жизнедеятельности растений

2. Хемосинтеза

3. Химических реакций в гидросфере

4. Перемещения массы кислорода из космоса

Объяснение: озон в атмосфере образуется из кислорода при электрическом разряде, но озоновый слой мог образоваться только при достаточном содержании кислорода в атмосфере, что появилось только вместе с зелеными растениями (так как до зеленых растеий кислорода в атмосфере было очень мало, но, благодаря фотосинтезу, кислород достиг 21%). Правильный ответ - 1.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

А. Биологический прогресс связан с высокой численностью вида, распространением особей и расширением его ареала.

Б. Развитие вида по пути биологического прогресса зависит от увеличения его генетической неоднородности, усиления обмена генетическим материалом. 

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: приведем термин биологического прогресса. Биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Оба суждения не противоречат термину. правильный ответ - 3.

 

Задание №26. 

В чем выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?

1. Развитие личинки в теле хозяина

2. Размножение половым путем

3. Наличие плотной кутикулы

4. Наличие двусторонней симметрии тела

5. Наличие кожно-мускульного мешка

6. Образование большого числа яиц

Объяснение: в данном задании будем выбирать те варианты, которые характерны именно для паразитов. А это - развитие личинки в теле хозяина (это способствует лучшей жизни личинки), наличие плотной кутикулы (предотвращает переваривание паразитов в теле хозяина), образование большого числа яиц (характерный признак паразитов - обеспечивает заражение наибольшего количества особей). Правильный ответ - 136.

 

Задание №27.

Серое вещество больших полушарий в головном мозге человека

1. Образует борозды и извилины складчатой коры

2. Расположено под корой

3. Образовано длинными отростками нейронов - аксонами

4. Образует подкорковые ядра

5. Соединяет большие полушария со стволом головного мозга

6. Включает зоны зрительного, слухового и других анализаторов

Объяснение: серое вещество - основной компонент головного мозга человека, оно содержит тела нервных клеток, образует борозды и извилины, подкорковые ядра и включает зоны различных анализаторов, в том числе зрительного и слухового. Правильный ответ - 146. 

 

Задание №28.

В экосистеме широколиственного леса - дубраве

1. Короткие пищевые цепи

2. Устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. Начальное звено цепи питания представлено растениями

4. Популяционный состав животных не изменяется во времени

5. Источник первичной энергии - солнечный свет

6. В почве отсутствуют редуценты

Объяснение: широколиственный лес является одной из самых устойчивых экосистем, в первую очередь, из-за большого разнообразия видов (разнообразие - основа устойчивости). Поэтому характеристиками дубравы будут: устойчивость при помощи большого разнообразия организмов, растения - начальное звено цепей питания и наличие света в качестве первичного источника энергии. Правильный ответ - 235. 

 

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

Характеристика

А. Происходит в цитоплазме

Б. Происходит в лизосомах

В. Вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла

Г. За счет освобождаемой энергии синтезируются 2 молекулы АТФ

Д. Расщепляются биополимеры до мономеров

Этап энергетического обмена

1. Подготовительный

2. Гликолиз

Объяснение: Подготовительный этап энергетического обмена  происходит в лизосомах, там, при расщеплении органических молекул (идет расщепление полимеров до мономеров) освобождается много энергии, вся она рассеивается в виде тепла. Гликолиз происходит в цитоплазме, в процессе гликолиза образуется 2 молекулы АТФ. Правильный ответ - 21121. 

 

Задание №30.

Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен.

Признак

А. Выделяют в особое царство

Б. Тело представляет собой слоевище

В. По способу питания - автогетеротрофы

Г. Образуют микоризу с корнями растений

Д. Представляют симбиоз грибов и водорослей

Группа организмов

1. Грибы

2. Лишайники

Объяснение: грибы - самостоятельное царство гетеротрофных организмов, не имеющих тканей, образующих микоризу с корнями деревьев. Лишайники представляют собой симбиоз гриба и водоросли, где гриб - гетеротроф, а водоросль - автотроф. Тело лишайника - слоевище. Правильный ответ - 12212.

 

Задание №31.

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

А. Кровоточивость десен

Б. Ухудшение зрения в сумерках

В. Выпадение зубов

Г. Поражение роговицы глаза и кожи

Д. Понижение сопротивляемости заболеваниям

Недостаток витамина

1. А

2. С

Объяснение: недостаток витамина А приводит к ухудшению зрения в сумерках и поражению роговицы глаза и кожи, а недостаток витамина С вызывает цингу, что сопровождается кровоточивостью десен, выпадением зубов, а еще витамин С влияет на иммунитет.

Правильный ответ - 21212.

 

Задание №32.

Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причины

А. Расширение ареала исходного вида

Б. Стабильность ареала исходного вида

В. Разделение ареала вида различными преградами

Г. Многообразие изменчивости особей внутри ареала

Д. Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

Способы видообразования

1. Географическое

2. Экологическое

Объяснение: к географическому видообразованию отнесем все изменения ареала вида, это - аасширение ареала исходного вида и разделение ареала вида различными преградами, все остальное относится к экологическому видообразованию. Правильный ответ - 12122. 

 

Задание №33.

Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.

1. Внедрение личинок в организм моллюска

2. Выход из яйца личинок с ресничками

3. Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

4. Миграция личинок в печень и желчные протоки основного хозяина

5. Выход оплодотворенных яиц в кишечник крупного рогатого скота, а затем в окружающую среду

6. Инцистирование личинок

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл печеночного сосальщика.

В соответствии с картинкой выберем правильную последовательность этапов - 521634.

 

Задание №34.

Предложите опыт, доказывающий необходимость света для жизни растений.

Объяснение: свет растениям дает энергию для образования органических веществ, поэтому без света растение не будет расти (не сможет образовывать сахара и молекулы АТФ). Например, можем взять два растения, одно поставить на свет, а другое - в темноту. При этом будем одинаково их поливать. И увидим, что у растения в темноте светлеют листья и оно перестает расти, а растение на свету растет как и прежде. 

 

Задание №35.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

  

Объяснение: на рисунке изображена анафаза митоза, так как хроматиды (гомологичные хромосомы) расходятся по разным полюсам клетки. Набор хромосом - 4n, так как перед делением хромосомы удвоились, такое же и число молекул ДНК.

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Процесс образования первичной мочи происходит за счет фильтрации плазмы крови в надпочечниках. 2. Первичная моча сходна по составу с плазмой крови. 3. Во вторичной, или конечной, моче содержится мочевина, вода и некоторые минеральные соли. 4. Из почек моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь. 5. Мочевой пузырь является органом выделительной и половой систем.

Объяснение: предложение 1 - фильтрация плазмы крови происходит не в надпочечниках, а в почках. Предложение 2 - первичная моча не сходна по составу с плазмой крови, а отличается отсутствие белков. Предложение 3 - мочевой пузырь не является органом половой системы, а только выделительной.

 

Задание №37.

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения.

Объяснение: газообмен в листьях цветкового растения осуществляется при помощи двух процессов: фотосинтеза и дыхания. При фотосинтезе фиксируется углекислый газ и выделяется кислород, при дыхании кислород поглощается, а выделяется углекислый газ. Смесь газов накапливается в межклеточном веществе, они выделяются и поглощаются при помощи устьиц, расположенных на обратной стороне листа.

 

Задание №38.

Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных

Объяснение: начнем описание эволюции кровеносной системы хордовых с ланцетника, у него замкнутая кровеносная система, сердца нет, но есть один круг кровообращения. У рыб сердце двухкамерное (одно предсердие и один желудочек) и один круг кровообращения. У земноводных трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек (кровь в желудочке смешивается), два круга кровообращения. У рептилий - трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек с неполной перегородкой, два круга кровообращения. У птиц - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения. У млекопитающих - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

 

Задание №39. 

Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: папоротникам характерна смена поколений (полового и бесполого). Споры образуются из спорангия при помощи мейоза. Клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом и образуются из споры путем митоза, то есть споры тоже имеют тоже гаплоидный набор хромосом.

 

Задание №40. 

В скрещивании самки мыши с черной окраской тела и укороченным хвостом с самцом с коричневым телом и укороченным хвостом получилось потомство: с черной окраской тела и длинным хвостом, с черной окраской тела и укороченным хвостом, с коричневым телом и длинным хвостом, с коричневым телом и укороченным хвостом. Длина хвоста контролируется геном, который в доминантном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном - укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном - мыши погибают на эмбриональной стадии развития. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех особей. Поясните фенотипическое расщепление в скрещивании.

Объяснение: АА - длинный хвост

Аа - укороченный хвост

аа - летальный ген

Вв - черная окраска

вв - коричневая окраска

                              АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав, ав

Имеем генотипы потомства:

1ААВа - длинный хвост и черная окраска

1ААвв - длинный хвост и коричневая окраска

2АаВв - укороченный хвост и черная окраска

2Аавв - укороченный хвост и коричневая окраска

 

 

cleverpenguin.ru

Опыты с растениями Серия опытов №1

Опыты с растениями

Серия опытов №1

«Растениям для жизни нужна вода».

Цель: Формирование у детей знаний о зависимости состояния растения от влажности почвы, о потребности в воде и направленности поливки на ее удовлетворение, без воды растения жить не сможет. При недостатке воды листья становятся мягкими, опускаются. Если растению хватает воды, листья у него упругие, не опущены. Чтобы растению хватало воды, растение нужно поливать. Учить детей определять степень удовлетворенности в воде по сухости почвы и особенностям состояния листьев растений. Вызвать у детей интерес к растениям как к живым организмам и желание заботится о них.

В процессе наблюдения за растениями создавалась проблемная ситуация. Для этого отбирались растения, быстро реагирующие на изменения влажности почвы (колеус, бальзамин).

Наблюдение проводили после двухдневного перерыва в поливе (из-за выходных дней).

«С водой и без воды».

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

«Что внутри».

Цель: Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

«Выпрямившийся стебель».

Цель: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

«Запасливые стебли».

Цель: Выяснить, как стебли могут накапливать влагу и сохранять её долгое время.

«Испарение влаги с листьев растений».

Цель: Проверить, куда исчезает вода.

«Почему меньше».

Цель: Установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.

«Бережливые растения»

Цель: Установить зависимость между структурой поверхности листьев и потребностью их в воде.

«Что чувствуешь».

Цель: Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

«Почему цветы осенью вянут».

Цель: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

«Ознакомление с функцией корня растения, связанной с усвоением воды и некоторые способы ухода».

Цель: растение берет воду корнями, и без корней жить не может.

Чтобы растению хватало воды, его нужно поливать, рыхлить землю. Поливать тонкой струей, чтобы не размывать землю, иначе корни засохнут и не смогут впитывать воду, поливать столько, чтобы весь ком земли был мокрым. Рыхлить осторожно по краю горшка, чтобы не повредить корни. На основе знаний воспитывать ответственность при выполнении работы по уходу за растениями.

«Для чего корешки?»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

«Нужен ли корешкам воздух».

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

«Как увидеть движение воды через корешки»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

«Растение – насос».

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Серия опытов №2.

«Ознакомление с потребностью комнатных растений в свете».

Цель: дать знания детям о зависимости состояния растений от света и направленности возмещения растений на его удовлетворения, без света растение жить не может. При недостатке света листья бледнеют, стебли вытягиваются и наклоняются. Если растению хватает света, листья у него ярко-зеленые, стебли прямые. Чтобы растению хватало света, его нужно ставить на хорошо освещенные места. Учить детей определять степень удовлетворения в свете по особенностям состояния стеблей, направленно изменять условия, ориентируясь на состояние растений. Воспитывать осознанное активное бережное отношение к растениям.

«На свету и в темноте».

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

«В погоне за светом».

Цель: Установить, как растение ищет свет.

«Что нужно для питания растениям».

Цель: Установить, как растение ищет свет.

«За светом».

Цель: Установить зависимость видоизменения растения от количества света.

Серия опытов №3.

«Ознакомление с потребностями комнатных растений в почвенном питании».

Цель: формировать знания о зависимости состояния растений от качества почвы, от удовлетворения потребности растения в почвенном питании, направленности удобрения растений на удовлетворение этих потребностей.

В плохой земле растение растет плохо, листья у него становятся мелкими, стебли слабыми и тонкими. Чтобы растению хватало питания в земле, его нужно сажать в хорошую почву, удобрять. Учить детей по состоянию растения определить степень его потребности в почвенном питании.

«Кому лучше».

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Кто быстрее».

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти».

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

«Зеленые фигурки».

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Серия опытов №4.

Ознакомление с потребностью растений в дыхании.

«Может ли растение дышать?»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Есть ли у растений органы дыхания».

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

«Во всех ли листьях есть питание».

Цель: Установить наличие в листьях питания для растений.

«Фабрика питания».

Цель: Определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

«Что потом?»

Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

gigabaza.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта