В корзинке растения изображенного на рисунке цветки язычковые. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ. В корзинке растения изображенного на рисунке цветки язычковые


Задание включает 70 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа

litceymos.ru   1 2 3 4

10 — 11 классы

Задание 1. Задание включает 70 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

  1. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды:а) спирогира и фукус; б) спирогира и улотрикс; в) хламидомонада и хлорелла; г) ламинария и фукус.
  2. В корзинке растения, изображенного на рисунке, цветки:а) язычковые; б) ложно-язычковые; в) трубчатые и ложно-язычковые; г) язычковые и трубчатые.
  3. К корнеотпрысковым растениям не относят:а) щавель малый и осину; б) осот полевой и бодяк полевой; в) облепиху крушиновидную и льнянку обыкновенную; г) пшеницу и одуванчик.
  4. На поперечном срезе стебля трехлетней липы можно увидеть:а) камбий, внутрь от него сердцевина, а наружу – кора; б) камбий, внутрь от него древесина, а наружу – кора; + в) прокамбий, наружу от него кора, а внутрь – древесина; г) прокамбий, наружу от него центральный цилиндр, а внутрь – древесина.
  5. К вторичному утолщению способны перейти корни:а) плауновидных; б) папоротниковидных; в) однодольных покрытосеменных; г) двудольных покрытосеменных.
  6. У ботаников деление клеток на паренхимные и прозенхимные основано на их:а) функциях; б) происхождении; в) форме; г) локализации в органах растений.
  7. Кукушкин лен размножается:а) зооспорами; б) семенами при неблагоприятных условиях; в) спорами; + г) апланоспорами.
  8. На рисунке изображено растение гусиный лук. Из предложенных формул его цветка наиболее правильная: а) *Ч3Л3Т6П(1);

    б) *Ч6Т6П3; в) *Ок6Т6П6; г) *Ок6Т6П(3).

  9. Листья земляники:а) непарноперистосложные; б) тройчатосложные; + в) тройчатосложные, однолисточковые; г) сложные однолисточковые.
  10. Рабочие пчелы — это:а) бесполые особи; б) самки с недоразвитыми органами размножения; + в) самцы с недоразвитыми органами размножения; г) самцы и самки с нормально развитыми половыми органами, но временно не размножающиеся.
  11. Пищеварение у коралловых полипов:а) только полостное; б) только внутриклеточное; в) полостное и внутриклеточное; г) полостное, внутриклеточное и наружное.
  12. Крылоногие моллюски, обладающие способностью светиться в темноте, могут входить в состав:а) бентоса; б) нейстона; в) фитопланктона; г) зоопланктона. +
  13. Цикл развития мясной мухи впервые описал:а) Антони ван Левенгук; б) Франческо Реди; в) Анри Фабр; г) Луи Пастер.
  14. У гусениц бабочек:а) имеется 3 пары грудных ножек; б) имеется 3 пары грудных ножек и 5 пар брюшных ложных ножек; в) имеется 8 пар ложных ножек; г) конечности отсутствуют.
  15. У тли виноградной филлоксеры (Viteus vitifolii) размножение происходит:а) только половым путем; б) только партеногенетически; в) с регулярным чередованием партеногенетического и обоеполого поколения; г) со сложным циклом чередования обоеполого и нескольких партеногенетических поколений.
  16. Кровеносная система у ланцетника: а) незамкнутая; б) замкнутая, имеется один круг кровообращения; в) замкнутая, имеется два круга кровообращения; г) отсутствует.
  17. У круглоротых пищеварительный тракт имеет:
  18. а) форму прямой трубки; б) печеночный вырост; в) пилорические выросты; г) спиральный клапан.
  19. Из рыб отряда Осетровые не является проходным видом:а) белуга; б) севрюга; в) стерлядь; г) осетр.
  20. Слюнные железы в ходе эволюции позвоночных впервые появляются у:а) двоякодышащих рыб; б) земноводных; в) пресмыкающихся; г) млекопитающих.
  21. Из рыб отряда Тресковые живет и нерестится только в пресных водоемах:а) треска; б) пикша; в) налим; г) минтай.
  22. Происхождение крыла птицы от свободной передней конечности, свойственной четвероногим позвоночным, наглядно иллюстрирует пример птенцов: а) страуса; б) киви; в) гоацина; г) пингвина.
  23. На аэродинамические свойства птицы в полете не влияют перья:а) маховые; б) пуховые; в) рулевые; г) контурные.
  24. Среди птиц стереоскопическое зрение в наибольшей степени развито у видов:а) насекомоядных; б) зерноядных; в) плотоядных; + г) планктоноядных.
  25. Зубную формулу имеет:а) еж; б) белка; в) лисица; г) кабарга.
  26. Гликокаликс животных клеток образуют:а) белки и липиды; б) белки и нуклеотиды; в) белки и углеводы; г) углеводы и нуклеотиды.
  27. Процесс, с помощью которого дизентерийная амеба поглощает эритроциты:а) осмос; б) пиноцитоз; в) фагоцитоз; + г) облегченная диффузия.
  28. Кости крыши черепа относятся к костям:а) воздухоносным; б) губчатым; в) плоским; г) трубчатым.
  29. В отличие от взрослого человека у ребенка до 6 – 7 лет отсутствуют:а) резцы; б) клыки; в) малые коренные зубы;

    г) большие коренные зубы.

  30. Мембранный потенциал покоя при увеличении концентрации внеклеточного калия:а) увеличивается; б) не изменяется; в) уменьшается; г) извращается.
  31. В скелетных мышцах появление кальция в цитоплазме обусловлено:а) активацией кальциевых насосов; б) активацией натрий-кальциевого обменника; в) закрытием потенциал-чувствительных каналов в мембране эндоплазматического ретикулума; г) открытием кальций-зависимых кальциевых каналов в мембране эндоплазматического ретикулума. +
  32. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают:а) повороты глазного яблока; + б) сжатие стенок лимфатических сосудов; в) сужение зрачка; г) расширение зрачка.
  33. Лейкоциты, называемые эозинофилами, защищают организм от: а) вирусов, обеспечивая их фагоцитоз; б) бактерий, обеспечивая их фагоцитоз; в) полимеров с молекулярной массой более 30 кДа за счет производства антител; г) паразитарных инвазий.
  34. Центры слюноотделения находятся в: а) среднем мозге; б) мозжечке; в) промежуточном мозге; г) продолговатом мозге. +
  35. Обкладочные клетки слизистой оболочки желудка секретируют: а) пепсиноген; б) трипсиноген; в) соляную кислоту; г) фактор, обеспечивающий всасывание витамина B12.
  36. Эритроциты, помещенные в гипертонический раствор:а) лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду; б) уменьшаются в объеме и сморщиваются; в) сохраняют дисковидную форму за счет активации систем переноса электролитов; г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
  37. Актиновые филаменты не входят в состав:а) саркомеров поперечнополосатых мышечных волокон; б) стресс-фибрилл фибробластов; в) жгутиков бактерий;

    г) микроворсинок клеток кишечного эпителия.

  38. Не используют напрямую протонный градиент в качестве источника энергии:а) митохондрии; б) хлоропласты; в) реснички простейших; г) жгутики бактерий.
  39. Переход организма из состояния анабиоза к нормальной активности возможен в том случае, если НЕ:а) нарушена структура макромолекул; б) сдвинуты жизненные ритмы организма; в) увеличена концентрация сахаров; г) уменьшено содержание воды.
  40. Для экосистемы заросшего пруда наиболее характерны следующие виды рыб:а) карп, линь, вьюн, золотой карась; б) густера, язь, хариус, щука, плотва; в) красноперка, толстолобик, семга, лещ; г) серебряный карась, окунь, форель, сазан.
  41. Согласно правилу Бергмана размеры теплокровных животных в разных популяциях одного вида увеличиваются в направлении:а) с юга на север; б) с востока на запад; в) от побережий в глубь материка; г) от высокогорий к равнинам.
  42. Общее название биома влажных (дождевых) тропических лесов:а) гилея; б) чапараль; в) саванна; г) маквис.
  43. Представители злаковых растений распространены по всему земному шару. Поэтому злаки называют:а) эндемиками; б) космополитами; в) эдификаторами; г) стенобионтами.
  44. Выберите тип биотического взаимодействия и возможных участников для мирмекофильных растений:а) конкуренция, растение и лишайник; б) паразитизм, растение и муравей; в) мутуализм, растение и гриб; г) мутуализм, растение и муравей. +
  45. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:а) суккуленты; б) кустарники; в) лианы; г) стланики.
  46. Останки питекантропа впервые были обнаружены в: а) Южной Африке;

    б) Австралии; в) Центральной Азии; г) Юго-Восточной Азии.

  47. Наиболее древним из названных ископаемых предков человека является:а) неандерталец; б) питекантроп; в) австралопитек; г) кроманьонец.
  48. Органоиды, имеющиеся в клетках и прокариот и эукариот:а) эндоплазматическая сеть; б) митохондрии; в) лизосомы; г) рибосомы.
  49. Основные компоненты хроматина ядра эукариот:а) ДНК и РНК; б) РНК и белки; в) ДНК и белки; г) ДНК и липиды.
  50. Микротрубочки не обеспечивают:а) поддержание формы клетки; б) изменение формы клетки; в) перемещение органелл; г) движение хромосом при делении клетки.
  51. Клеточные белки, предназначенные для секреции, сортируются и упаковываются в:а) лизосомах; б) эндосомах; в) эндоплазматическом ретикулуме; г) транс-сети Гольджи. +
  52. Местом расположения фермента АТФ-синтетазы в митохондриях является:а) матрикс; б) межмембранное пространство; в) наружная мембрана; г) внутренняя мембрана.+
  53. Окисление органических соединений до СО2 в митохондриях происходит:а) в матриксе;+ б) в межмембранном пространстве; в) на наружной мембране; г) на внутренней мембране.
  54. В состав антикодона входит(-ят):а) 1 нуклеотид; б) 2 нуклеотида; в) 3 нуклеотида; + г) 4 нуклеотида.
  55. Конечным акцептором электронов в процессе клеточного дыхания является:а) НАД · Н; б) вода; в) кислород;+ г) АТФ.
  56. Свойство генетического кода, повышающее надежность хранения и передачи генетической информации:а) триплетность; б) универсальность; в) избыточность;+ г) отсутствие «знаков препинания».
  57. Ионы магния входят в состав:

    а) гемоглобина; б) инсулина; в) хлорофилла; + г) тироксина.

  58. Молекулы РНК, способные проявлять каталитическую активность, называются:а) рибонуклеазами; б) рибосомами; в) рибозимами; + г) рибонуклеотидами.
  59. Макроэргическими называют соединения: а) характеризующиеся наличием ковалентных связей с большой энергией; б) при разрушении в которых определенных связей освобождается большое количество свободной энергии; + в) синтез которых происходит с затратой большого количества энергии; г) которые при сжигании дают много тепла.
  60. В процессе фотосинтеза источником кислорода – побочного продукта является:а) рибулозодисфосфат; б) глюкоза; в) вода; + г) углекислый газ.
  61. Развитие нитрифицирующих бактерий:а) приводит к подкислению среды; + б) приводит к подщелочению среды; в) приводит к нейтрализации среды; г) не влияет на рН среды.
  62. Ацидофилин образуется в результате сбраживания молока:а) молочнокислыми бактериями; + б) дрожжами; в) смешанной культурой молочнокислых бактерий и дрожжей; г) смешанной культурой молочнокислых и пропионовокислых бактерий.
  63. Из названных заболеваний вызывается вирусом:а) холера; б) оспа; + в) чума; г) малярия.
  64. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:а) митохондрии; б) хлоропласты; + в) ядро; г) вакуоли.
  65. В поведении животных сигнальный раздражитель может запускать постоянный механизм поведения (ПМП). Не является примером ПМП, вызванного сигнальным раздражителем:а) некоторые моли складывают крылья и падают на землю, когда улавливают ультразвуковой сигнал летучей мыши; б) оса находит свое гнездо соответственно окружающим объектам; + в) самец зарянки нападает на любой объект, например на пучок красных перьев, имитирующий соперника с красным пятном на груди;

    г) размножающиеся подёнки откладывают яйца, когда обнаружат воду.

  66. Орловская рысистая порода лошадей была выведена в XIX в. в результате отбора:а) стихийного; б) естественного; в) массового; г) индивидуального. +
  67. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:а) филогенеза; б) конвергенции; + в) анабиоза; г) адаптации.
  68. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:а) дрейфа генов; б) движущей формы отбора; в) стабилизирующей формы отбора; + г) мутационного процесса.
  69. Генетический критерий вида проявляется в:а) сходстве всех процессов жизнедеятельности у изучаемых особей: б) характерном для исследуемых особей наборе хромосом; + в) сходстве внешнего и внутреннего строения изучаемых особей; г) идентичности факторов окружающей среды, в которой обитают изучаемые особи.
  70. Факторами — поставщиками эволюционного материала являются:а) мутационный процесс, дрейф генов, волны численности; + б) борьба за существование, естественный отбор; в) волны численности, изоляция, дрейф генов; г) дрейф генов, естественный отбор, изоляция.
Наиболее вероятно можно получить в одном помете мышь с генотипом AABbпутем следующего дигибридного скрещивания: а) AaBb  AaBb; б) AaBb  AABb; + в) AABB  aaBb; г) AaBb  AaBB.

Задание 2. Задание включает 30 вопросов с несколькими вариантами ответа (от нуля до пяти). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

  1. Для цветковых растений, произрастающих в воде, характерно:а) плохое развитие или отсутствие механической ткани; + б) хорошее развитие механической ткани;

    в) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению; г) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля; + д) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.

  2. Надземный тип прорастания семян характерен для:а) фасоли; + б) гороха; в) липы; + г) клена; + д) овса.
  3. В древесине многих растений образуются тилы, которые:а) закупоривают сосуды; + б) усиливают транспорт воды с растворенными минеральными веществами; в) накапливают смолистые вещества; + г) способствуют образованию в них дубильных веществ; + д) повышают стойкость древесины к загниванию. +
  4. Источником образования адвентивных почек служат клетки:а) перицикла; + б) камбия; + в) паренхимы сердцевинных лучей; + г) мезофилла; + д) эпидермы. +
  5. В составе жилки листа можно обнаружить:а) ситовидные трубки с клетками-спутницами; + б) сосуды; + в) склеренхиму; + г) уголковую колленхиму; + д) паренхиму. +
  6. Признаки, характерные для растений семейства пасленовых:а) цветки одиночные или собраны в соцветия завитки, с правильным или слегка неправильным околоцветником; + б) чашечка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков; + в) плод – ягода или коробочка; + г) тычинок – 5 или 10; д) пестиков – 2.
  7. Личинки насекомых из отряда Перепончатокрылых могут: а) иметь 3 пары членистых ног; б) иметь 3 пары членистых ног и 6–8 пар ложных брюшных ножек; + в) иметь 3 пары членистых ног и 2–5 пар ложных брюшных ножек; г) иметь 8 пар ложных брюшных ножек; д) быть безногими. +
  8. Бесполое размножение путем почкования или отрыва частей тела встречается у:а) круглых червей; б) кольчатых червей; + в) многоножек; г) моллюсков; д) иглокожих. +
  9. Аквариумные рыбы макроподы и гурами дышат при помощи:а) жабр; + б) плавательного пузыря; в) голых участков кожи; г) наджаберного лабиринтового аппарата; + д) легких.

  10. Органы боковой линии у рыб служат для:а) определения направления и скорости течения; + б) определения химического состава воды; в) обнаружения приближения хищника или добычи; + г) обнаружения подводных препятствий; + д) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
  11. Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:а) бакланов; б) гагар; + в) гусей; + г) уток; + д) цапель.
  12. Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани, имеют:а) индийский носорог; б) северный олень; + в) африканский буйвол; г) сибирский козерог; д) жираф. +
  13. Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для:а) освещения пути перемещения и лучшего ориентирования в пространстве; б) отпугивания хищников; + в) привлечения особей своего вида; + г) привлечения добычи; + д) выведения из организма избыточного тепла.
  14. Морские животные, способные изменять свой удельный вес при погружении и всплытии: а) сифонофора; + б) наутилус; + в) акула; г) сельдь; + д) дельфин.
  15. Грудная клетка имеется у:а) лягушек; б) ящериц; + в) тритонов; г) змей; д) крокодилов. +
  16. Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный осмотический баланс, экскретируя лишние соли через: а) почки; + б) жабры; + в) ректальные железы; + г) кожу; д) слизистую оболочку рта.
  17. Кости, образующие тазовый пояс: а) бедренная; б) крестец; в) лобковая; +

    г) седалищная; + д) подвздошная. +

  18. Из названных клеток имеют реснички или их видоизменения:а) обонятельные клетки; + б) клетки эпителия бронхов; + в) клетки эпителия трахеи; + г) клетки эпителия тонкого кишечника; д) клетки эпителия маточных труб. +
  19. Несколько ядер может присутствовать в следующих клетках человека:а) эритроциты; б) нервные клетки; в) половые клетки; г) клетки гладких мышц; д) клетки эпителия тонкого кишечника.
  20. У человека структуры с хорошо выраженной пейсмейкерной активностью в норме встречаются в стенках:а) желудочно-кишечного тракта; + б) крупных лимфатических сосудов; + в) сердца; + г) воздухоносных путей легких; д) мочевыводящих путей.
  21. Для осуществления сокращения скелетной мышцы необходим(ы): а) кальций; + б) магний; + в) АТФ; + г) хлор; д) свободный фосфат.
  22. В организме холестерин выполняет следующие функции: а) регулирует микровязкость липидного бислоя плазматической мембраны; + б) является предшественником соединений, обеспечивающих эмульгирование жиров в желудочно-кишечном тракте; + в) является предшественником гормонов коркового слоя надпочечников; + г) является предшественником гормонов гипофиза; д) является предшественником гормонов половых желез. +
  23. В экологии рассматриваются пирамиды:а) чисел; + б) биомассы; + в) видового состава; г) энергии; + д) трофических связей.
  24. Относится(ятся) к идиоадаптациям:а) мимикрия; + б) покровительственная окраска; + в) предостерегающая окраска; + г) половой диморфизм; д) паразитизм.
  25. Облигатными внутриклеточными паразитами являются:а) стафилококки; б) коринебактерии; в) риккетсии; + г) сальмонеллы; д) хламидии. +
  26. Число остатков молекул жирных кислот, которое может входить в состав фосфолипидов:а) 1; б) 2; + в) 3; г) 4; + д) 5.
  27. Из названных видов транспорта веществ через мембраны требуют затрат энергии:а) активный транспорт; + б) облегченная диффузия; в) антипорт; + г) симпорт; + д) простая диффузия.
  28. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов клетки:а) имеют 2 мембраны; + б) содержат рибосомы; + в) содержат внутри ферменты; г) имеют кольцевую молекулу ДНК; + д) имеют белки и ферменты в мембранах.
  29. К запасным веществам клеток микроорганизмов относятся:а) полифосфаты; + б) липиды; + в) сера; + г) цианофицин; + д) полисахариды. +
  30. К антибиотикам, ингибирующим синтез белка у прокариот, не относится:а) левомицетин; б) тетрациклин; в) антимицин; + г) ампициллин; д) стрептомицин.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Задание включает (30 суждений). Номера правильных суждений внесите в матрицу.

  1. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.
  2. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами. +
  3. Основную массу древесины сосны составляют сосуды.
  4. У кольцесосудистых древесных пород крупные трахеи сосредоточены только в весенней (ранней) древесине. +
  5. Щиток зародыша пшеницы может выполнять гаусториальную функцию. +
  6. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал. +
  7. Ядро растительной клетки в фазу дифференциации может быть окружено вакуолью.
  8. Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.
  9. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.
  10. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.
  11. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий. +
  12. Настоящие лягушки, представители бесхвостых земноводных, отсутствуют в Австралии. +
  13. Евстахиева труба – канал, соединяющий среднее ухо земноводных с глоткой. +
  14. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. +
  15. К группе кожных желез млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +
  16. У электрического ската органы, вырабатывающие электрический ток, располагаются на хвосте.
  17. Строгий постельный режим в течение месяца не влияет на водно-электролитный баланс крови.
  18. Астеники (люди высокого роста с легким строением тела) чаще болеют туберкулезом, а гиперстеники (люди массивной комплекции) – гипертонией. +
  19. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает. +
  20. При расстройствах глотания труднее всего проглотить воду. +
  21. Симбиозы между фотосинтезирующими прокариотами и растениями не имеют физиологического смысла и в природе не известны.
  22. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.
  23. Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.
  24. Архебактерии отличаются от эубактерий наличием в клеточной стенке пептидогликанового слоя.
  25. Бактериальные микроворсинки характерны только для подвижных форм бактерий.
  26. Все анаэробы – это микроорганизмы, осуществляющие брожение.
  27. Клон – это организм, возникший в результате бесполого размножения и имеющий гаплоидный набор хромосом.
  28. У мухи дрозофилы Y-хромосома не оказывает существенного влияния на определение пола особи. +
  29. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).
  30. Рестриктазы являются одним из основных инструментов генной инженерии. +
  следующая страница >>
 

litceymos.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ

Практикум по ботанике

Министерство образования и культуры Кыргызской Республики Кыргызский Аграрный Университет имени Скрябина Практикум по ботанике Составила: к. с.-х. н. Яковлева Н.В. Бишкек - 2006 Тема 1 Клетка как основная

Подробнее

Задания 4. Царство Растения

Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение

Подробнее

Блок «Б» задание на соответствие задание

Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 7 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются

Подробнее

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ п/п Тема урока Измерители Сроки Содержание Требования к уровню подготовки Введение (3 часа) 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. 2 Ч.Дарвин и происхождение

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса биологии для 6 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания биологического

Подробнее

Календарно тематическое планирование

Календарно тематическое планирование п/п Стандарт Название раздела, темы урока Колво часов Тип урока Форма урока Информационное сопровождение Тема. Введение. Общие сведения о мире животных (4 часа). По

Подробнее

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы Структура документа Рабочая программа по биологии для обучения в 8 классе на предпрофильном уровне представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1. содержание

Подробнее

docplayer.ru

Ответ §10. Цветок - Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Преображенская

1) Дайте определение понятия

 

 

2) Напишите названия частей цветка, изображенных на рисунке 13

 

  • Ответ: 1 –лепесток

    2 – пыльник

    3 – тычиночная нить

    4 – чашелистик

    5 – рыльце

    6 – столбик

    7 – завязь

    8 – цветоложе

    9 – цветоножка

     

    Рисунок 13 – Строение цветка яблони

 

3) Впишите пропущенные слова

 

  • Ответ: Если цветок имеет только тычинки, то его называют тычиночный

    Если цветок имеет только пестики, то его называют пестичный

    Такие цветки называют раздельнополыми

    Большинство растений имеют в цветках как пестики, так и тычинки. Это обоеполые цветки.

 

Лабораторная работа

 

Строение цветка

 

* Рассмотрите предложенный цветок. Запишите его характерные особенности

 

  • Ответ: Число чашелистиков 5

    Число лепестков 5

    Число тычинок ∞

    Число пестиков ∞

    Околоцветник простой, двойной

    Чашечка сросшаяся

    Венчик крупный, не сросшийся

    Правильный или неправильный

    Обоеполый или раздельнополый: обоеполый

    Тычиночный или пестичный (для раздельнополых):

    Запишите формулу цветка: Ч5В5Т∞П∞

     

 

4) Приведите примеры растений:

 

  • Ответ: с двойным околоцветником: капуста, роза, вишня, яблоня

    С простым околоцветником: орхидея, тюльпан, лилия

 

5) Используя обозначения, приведенные в тексте учебника, составьте формулы цветков изображенных растений

 

 

6) Расшифруйте формулы цветков

 

  • Ответ: Ч(5)Л(5)Т(5)П1 – 5 сросшихся чашелистиков, лепестков и тычинок, 1 пестик

    Ч(5)Л(5)Т(0)П3 – 5 сросшихся чашелистиков и лепестков, 3 пестика (пестичный цветок)

 

7) Составьте характеристику цветков

 

  • Ответ:

    Названия растений

    околоцветник

    Правильный или неправильный

    Обоеполые или раздельнополые

    Формула цветка

    Яблоня

    двойной

    правильный

    обоеполый

    Ч(5)Л(5)Т∞П1

    Горох

    двойной

    неправильный

    обоеполый

    Ч5Л2+(2)Т(9+1)П1

    Огурец

    двойной

    правильный

    раздельнополые

    Ч(5)Л(5)Т(2)(2)(1)П1

    Ч(5)Л(5)Т0П3

tetrab.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Наука О Здоровье
  3. Гистология
advertisement advertisement
Related documents
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2014-2015 ГОД
5-6 кл. - теор - Всероссийская олимпиада школьников в г. Москве
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7–8 КЛАССЫ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 2014–2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС
Время выполнения - 3 астрономических часа (180 минут)
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014–2015 Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7–8 КЛАССЫ Задание 1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014–2015 Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задание 1.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10–11 КЛАССЫ

studydoc.ru

Плод. Разнообразие и значение плодов

Задание 1. Повторите параграф 11 учебника. Рассмотрите рисунок 71. Укажите на схеме цифрами части цветка, отметив, из какой части образуется плод

1 - цветоножка: на нем размещается цветок

2 - цветоложе: на нем размещается цветок

3 - чашелистик: на нем располагаются все части цветка

4 - лепестки: привлекают насекомых

5 - тычиночная нить: на нем располагается пыльник

6 - пыльник: в нем находится пыльца

7 - полость завязи: образование семязачатков

8 - столбик: поднимает рыльце

9 - рыльце: воспринимает пыльцу

10 - завязь: окружает полость завязи

Задание 2. Используя рисунок, приведите примеры двух-трех способов распространения плодов и семян. Назовите растения, которым они свойственны. Кратко опишите свои наблюдения в природе

Ветром (1, 6), самостоятельно (2, 3, 7), прикрепляясь к животным и людям (5, 7, 9)

Задание 3. Рассмотрите изображенные на рисунке плоды растений. назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием его плода

А. Горох - боб

Б. Мак (или белена) - коробочка

В. Береза - крылатый орех

Г. Капуста - стручок

Д. Дуб - желудь

Е. Клен - двукрылка

Ж. Кукуруза ( или пшеница) - зерновка

З. Подсолнечник (или череда) - семянка

И. Лещина - крылатый орех

1 - коробочка

2 - коробочка

 3 - крылатый орех

4 - желудь

5 - крылатая семянка

6 - боб

7 - стручок

8 - двукрылатка

9 - зерновка

10 - зерновка

11 - семянка

12 - семянка

Задание 4. Используя информационные ресурсы и свой опыт, подготовьте сообщение об использовании человеком плодов и семян названных растений

Пшеница - в виде муки широко применяется в кулинарии

Рис - продукт питания

Горох - продукт питания

Фасоль - продукт питания

Хлопок - используется при изготовлении тканей

Арахис - продукт питания

Кокосовая пальма - продукт питания

pobio.ru

Цветок, его строение и значение

Задание 1. Рассмотрите рисунок, напишите названия частей цветка и укажите их функции

1 - цветоножка: на нем размещается цветок

2 - цветоложе: на нем рзмещается цветок

3 - чашелистик: на нем располагаются все части цветка

4 - лепестки: привлекают насекомых

5 - тычиночная нить: на нем располагается пыльник

6 - пыльник: в нем находится пыльца

7 - полость завязи: образование семязачатков

8 - столбик: поднимает рыльце

9 - рыльце: вопринимает пыльцу

10 - завязь: окружает полость завязи

Задание 2. На основании какого признака соцветия делят на простые и сложные?

Простые соцветия состоят из одного цветка, а сложные из нескольких одинаковых цветков

Используя рисунки 74 и 75 учебника, назовите схематичные изображения соцветий. Приведите примеры растений

Простые соцветияСложные соцветияРисунокНазвание соцветия, пример растенияРисунокНазвание соцветия, пример растения
подорожник, яртышник (колос) укроп, тмин (сложный зонтик)
щитолистник, вишня, морковь (зонтик) рожь, пшеница, ячмень (сложный колос)
подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеха (корзинка) калина, бузина (метелки)

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Определите тип опыления растения. Дайте краткую характеристику каждого типа опыления

1 - самоопыление: опыление своей пыльцой

2 - перекрестное опыление: опыление пыльцой другого цветка

Задание 4. Перечислите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Приведите два-три примера названий растений аждой группы. Объясните роль пчел в опылении

Признаки ветроопыляемых растенийПризнаки насекомоопыляемых растений

Рыльца длинные, тычинки с тонкими и длинными тычиночными листьями

Околоцветник маленький или отсутствует, цветки мелкие и тусклые, пыльцы образуется много

Примеры: дуб, ольха, береза

Яркий, большой цветок, сильный аромат

Приверы: роза, тюльпан, малина

Роль пчел в опылении растений - переносить пыльцу с цветка на цветок

pobio.ru

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (50-59)

50. Изучите таблицу "Оновные семейства покрытосеменных растений". Рассмотрите рисунки на с.47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.

1. тюльпан - лилейные

2. цветная капуста - крестоцветные

3. фасоль - бобовые

4. вишня - розоцветные

5. земляника - розоцветные

6. томат - пасленовые

7. клевер - бобовые

8. василек - сложноцветные

9. астра - сложноцветные

10. паслен - пасленовые

11. овес - злаковые

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

Цветки с венчиком мотылькового типа. Плод - плоский двустворчатый боб с семенами-горошинами.

52. Запишите формулу цветка гороха.

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаковых. Какими общими признаками они обладают?

Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза.

Общие признаки: травы, параллельное жилкование листа. Цветок, чаще всего, с трехлучевой симметрией, включает в себя три лепестка, три тычинки и один пестик. Плод - зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег - луковица. Плод - коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

епестки овальные, желтые или пурпурно-фиолетовые. Плоды - стручки.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его стрение, сделайте рисунок.

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод - многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.

Ч5Л5Т5П1

белена, паслен, помидор

pobio.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта