Лекарственные растения 4 класс окружающий мир. Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Лекарственные растения»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс. Лекарственные растения 4 класс окружающий мир


Урок окружающего мира "Лекарственные растения"

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей групповой работы. Ознакомление с раздаточным материалом.

  3. Проверка домашнего задания в виде теста. (слайды 2-3)

Прочитать вопросы и ответить «да» или «нет»

  • Бледная поганка, подберёзовик, бледная поганка – это всё ядовитые грибы.

  • У борщевика ядовиты плоды

  • Осторожность надо соблюдать даже при общении с домашними животными.

  • Чтобы не заболеть гриппом, можно заранее сделать прививку.

  • Никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых.

Выполнение самопроверки, самооценка (прямоугольник закрашивается красным цветом, если работа выполнена без ошибки, жёлтым – с ошибкой )

  1. Введение в тему урока (слайд 4 )

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

М. Рязанов

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.

При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

(слайды 5-7)

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

  1. Работа в группах. Работа с материалом энциклопедии «Домашний доктор». Рассматривание гербария лекарственных растений у каждой группы своё растение. После ознакомительного чтения от каждой группы один учащийся выходит к доске и показывает растение, рассказывает или читает информацию о нём (зависит от уровня подготовленности класса)

(слайды 8-13 )

Дуб.

Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен.

Душица

Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца.

Календула.

Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.

Чистотел.

Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний.

Шиповник

Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле

6.Словарная работа. Упражнение в чтении названий лекарственных растений (чтение по слогам, постановка ударения). Выделение орфограмм в правописании слов.

(слайд 14)

  1. Литературная страничка. Чтение произведений кубанских поэтов о лекарственных растениях. (слайд 15)

Шиповник.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

Татьяна Голуб

Крапива

Убегает торопливо

в глубину двора крапива.

Удивляется пырей:

-Ну зачем в такие дали?

А крапива:

-Чтоб детей

Ненароком не ужалить.

Владимир Нестеренко

  1. Викторина «Узнай растение» Предлагается описание липы, можжевельника, зверобоя. (слайд 16-19)

Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, веретена. А из лыка плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде. (липа)

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным царским указом его везли из Сибири в Москву. Но растёт оно и у нас на юге. Народная молва наделили траву «страшной силой» - дескать, косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения.(зверобой)

В древности, когда человек сбивался с пути и блуждал без еды и питья, он мог поддерживать свои силы шишечками этого кустарника. Его семена образуются в шишках с сочными чешуйками, похожими на синие ягоды с голубым налётом. Этот кустарник прекрасное средство для дезинфекции. В наше время ему нашли прекрасное применение – очищать, оздоровлять воздух в больших и малых городах.

  1. Классификация лекарственных растений: деревья, кустарники, травы.

Этот вид работы можно организовать в группах, по рядам или в парах. Для опоры можно использовать иллюстрации растений, их названия. В сильном классе дети самостьятельно справляются с данным заданием.

(слайд 20)

РАСТЕНИЯ

Деревья

Кустарники

Травы

1.__________ 1.__________ 1.__________

2.__________ 2.__________ 2.__________

3.__________ 3.__________ 3.__________

  1. Словарная работа. Введение термина «фармацевт». Работа с толковыми словарями В.И.Даля, С.И.Ожегова. Упражнение в использовании электронных словарей «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (слайды 21-24)

  1. Упражнения для снятия напряжения. Слушание звуков леса. Словесное рисование. (слайд 25).

  1. Проектная работа в группах. Каждая группа получает конверт, в котором находится рецепт (с применением лекарственных растений), иллюстрации лекарственных растений, сюжетные картинки.

Задача каждой группы: составить рекламный лист для каждого рецепта.

Завершение работы – защита готовых рекламных буклетов.

(слайды 26-30)

1 группа.

Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды

варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают.

Применяют для теплых полосканий при зубной боли.

Из корней цикория готовят напитки, кофе

2 группа

Компресс из измельченных листьев подорожника накладываю на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног.

3 группа

Настоем лопуха 2 раза в неделю мажут волосы для их быстрого роста и укрепления

4 группа

Настой из листьев одуванчика – прекрасное средство от веснушек.

2 столовые ложки кипятят 10 минут. Холодным настоем протирают кожу 2-3 раза в день.

5 группа

Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления.

Засахаренные корни употребляют при кашле. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая

  1. Закрепление усвоенного материала. Вставить пропущенные буквы в названиях лекарственных растений. (слайд 31-32)

П __Д__РОЖНИК

Ц__КОРИЙ

Л__ПУХ

КР__ПИВА

__ДУВАНЧИК

ЗВ__Р__БОЙ

Самопроверка и самооценивание.

Закрепление усвоенного материала. Найти в кресс - кроссворде названия лекарственных растений. Проверка в парах. (слайды 33-34)

Д

К

Л

О

П

У

Х

У

Р

И

Р

Ю

Ц

Д

Ш

А

П

Д

Г

Ы

У

И

П

А

В

П

Г

Б

Ц

И

К

О

Р

И

Й

А

В

Ч

М

Я

Т

А

Ш

А

Л

Ф

Е

Й

З

  1. Домашнее задание по выбору (слайд 35)

  • Составить страничку домашней энциклопедии лекарственных растений

  • Придумать сказку, стихотворение, сделать рисунок о лекарственных растениях Краснодарского края

Ресурсы

Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html

Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/

Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html

Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343

Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html

Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753

Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477

http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html

Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/

http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39

Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm

Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article

Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/

Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html

Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/

Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/

Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml

Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/

Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/

Крапиваhttp://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе

Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html

Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/

Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html

Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253

http://www.photosight.ru/photos/1255887/

Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm

Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2

multiurok.ru

Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс

Пояснительная записка Преподаватель Шевченко Галина Валерьевна Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века») Тема урока « Лекарственные растения» Раздел «Ты и твоё здоровье» Цель: Познакомить с лекарственными растениями своей местности; Задачи: Образовательная:  расширение кругозора учащихся Воспитательная:  воспитание бережного отношения к природе родного края  воспитание уважения к мнению товарищей Развивающая:  развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса  развитие творческих способностей младших школьников  формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками  формирование умения работать в группе сверстников.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №1 ст.Полтавская Краснодарского края Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда. Тип урока: урок изучения нового. Средства обучения: презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

<SPAN>Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой. Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин) Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям. Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу. Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации. Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами. «Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.) Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы. Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет. Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.). Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня. </SPAN>

<SPAN>Ресурсы Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/ Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343 Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753 Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477 http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html </SPAN>

<SPAN>Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/ http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>

<SPAN>Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/ Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/ Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/ Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/ Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/ Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/ Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html </SPAN>

<SPAN>Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253 http://www.photosight.ru/photos/1255887/ Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2 Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей групповой работы. Ознакомление с раздаточным материалом. 3. Проверка домашнего задания в виде теста. (слайды 2-3) Прочитать вопросы и ответить «да» или «нет»  Бледная поганка, подберёзовик, бледная поганка – это всё ядовитые грибы.  У борщевика ядовиты плоды  Осторожность надо соблюдать даже при общении с домашними животными.  Чтобы не заболеть гриппом, можно заранее сделать прививку.  Никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. </SPAN>

<SPAN>1 2 3 4 5 Выполнение самопроверки, самооценка (прямоугольник закрашивается красным цветом, если работа выполнена без ошибки, жёлтым – с ошибкой ) 4. Введение в тему урока (слайд 4 ) Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом Так сладостно дышать, Есть в травах и цветах Целительная сила Для всех умеющих Их тайну разгадать. М. Рязанов Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. (слайды 5-7) Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений </SPAN>

<SPAN>5. Работа в группах. Работа с материалом энциклопедии «Домашний доктор». Рассматривание гербария лекарственных растений у каждой группы своё растение. После ознакомительного чтения от каждой группы один учащийся выходит к доске и показывает растение, рассказывает или читает информацию о нём (зависит от уровня подготовленности класса) (слайды 8-13 ) Дуб. Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен. Душица Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца. Календула. Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта. Чистотел. Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний. Шиповник Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле </SPAN>

<SPAN>6.Словарная работа. Упражнение в чтении названий лекарственных растений (чтение по слогам, постановка ударения). Выделение орфограмм в правописании слов. (слайд 14) </SPAN>

<SPAN>7. Литературная страничка. Чтение произведений кубанских поэтов о лекарственных растениях. (слайд 15) Шиповник. На зорьке румяной шиповник проснулся. Он каждым листочком к заре потянулся. А зорька к нему потянулась в ответ, Бутоны окрасила в розовый цвет. И в каждый бутон, как раз в серединку, Вложила она голубую росинку. Заденешь случайно шиповник плечом, Окатит тебя он душистым дождем. Татьяна Голуб Крапива Убегает торопливо в глубину двора крапива. Удивляется пырей: -Ну зачем в такие дали? А крапива: -Чтоб детей Ненароком не ужалить. Владимир Нестеренко </SPAN>

<SPAN>8. Викторина «Узнай растение» Предлагается описание липы, можжевельника, зверобоя. (слайд 16-19) </SPAN>

<SPAN>Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, веретена. А из лыка плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде. (липа) </SPAN>

<SPAN>В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным царским указом его везли из Сибири в Москву. Но растёт оно и у нас на юге. Народная молва наделили траву «страшной силой» - дескать, косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения.(зверобой) </SPAN>

<SPAN>В древности, когда человек сбивался с пути и блуждал без еды и питья, он мог поддерживать свои силы шишечками этого кустарника. Его семена образуются в шишках с сочными чешуйками, похожими на синие ягоды с голубым налётом. Этот кустарник прекрасное средство для дезинфекции. В наше время ему нашли прекрасное применение – очищать, оздоровлять воздух в больших и малых городах. </SPAN>

<SPAN>9. Классификация лекарственных растений: деревья, кустарники, травы. Этот вид работы можно организовать в группах, по рядам или в парах. Для опоры можно использовать иллюстрации растений, их названия. В сильном классе дети самостьятельно справляются с данным заданием. (слайд 20) </SPAN>

<SPAN>1.__________ 1.__________ 1.__________ 2.__________ 2.__________ 2.__________ 3.__________ 3.__________ 3.__________ </SPAN>

<SPAN>10. Словарная работа. Введение термина «фармацевт». Работа с толковыми словарями В.И.Даля, С.И.Ожегова. Упражнение в использовании электронных словарей «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (слайды 21-24) </SPAN>

<SPAN>11. Упражнения для снятия напряжения. Слушание звуков леса. Словесное рисование. (слайд 25). </SPAN>

<SPAN>12. Проектная работа в группах. Каждая группа получает конверт, в котором находится рецепт (с применением лекарственных растений), иллюстрации лекарственных растений, сюжетные картинки. Задача каждой группы: составить рекламный лист для каждого рецепта. Завершение работы – защита готовых рекламных буклетов. (слайды 26-30) 1 группа. Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают. Применяют для теплых полосканий при зубной боли. Из корней цикория готовят напитки, кофе </SPAN>

<SPAN>2 группа Компресс из измельченных листьев подорожника накладываю на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног. </SPAN>

<SPAN>3 группа Настоем лопуха 2 раза в неделю мажут волосы для их быстрого роста и укрепления </SPAN>

<SPAN>4 группа Настой из листьев одуванчика – прекрасное средство от веснушек. 2 столовые ложки кипятят 10 минут. Холодным настоем протирают кожу 2-3 раза в день. </SPAN>

<SPAN>5 группа Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая </SPAN>

<SPAN>13. Закрепление усвоенного материала. Вставить пропущенные буквы в названиях лекарственных растений. (слайд 31-32) П __Д__РОЖНИК Ц__КОРИЙ Л__ПУХ КР__ПИВА __ДУВАНЧИК ЗВ__Р__БОЙ </SPAN>

<SPAN>Самопроверка и самооценивание. </SPAN>

<SPAN>Закрепление усвоенного материала. Найти в кресс - кроссворде названия лекарственных растений. Проверка в парах. (слайды 33-34) </SPAN>

<SPAN>Д К Л О П У Х У Р И Р Ю Ц Д Ш А П Д Г Ы У И П А В П Г Б Ц И К О Р И Й А В Ч М Я Т А Ш А Л Ф Е Й З </SPAN>

<SPAN>14. Домашнее задание по выбору (слайд 35)  Составить страничку домашней энциклопедии лекарственных растений  Придумать сказку, стихотворение, сделать рисунок о лекарственных растениях Краснодарского края </SPAN>

<SPAN>Ресурсы Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/ Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343 Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753 Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477 http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html </SPAN>

<SPAN>Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/ http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>

<SPAN>Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/ Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/ Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/ Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/ Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/ Крапиваhttp://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/ Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253 http://www.photosight.ru/photos/1255887/ Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2</SPAN></P>

Автор: Шевченко Галина Валерьевна

pedportal.net

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Лекарственные растения" ( 4 класс) система Занкова.

Тема: « Лекарственные растения». 4 класс

Цель: Сформировать у учащихся знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;                                                              

  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;

  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;

  • формирование умения логично и последовательно излагать свою мысль;

  • развитие кругозора детей;

  • обогащение словарного состава учащихся;

  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные: 

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание положительного отношения  к учёбе.

  • воспитание  интереса к предмету «окружающий мир»;

  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация, иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых  растений, план (на карточках) выполнения практической работы, гербарий для практической работы (тысячелистник, земляника лесная, ромашка пахучая, малина), формы лекарственных растений, ПК, мультимедийная установка , сигнальные кружки разных цветов.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие гостей.

Учитель:

Начинается урок

Вам, ребятки будет прок

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить. Рассказать.

Постарайтесь – не ленитесь

А для начала – улыбнитесь!

  1. Начнём наш урок с БЛИЦ – ОПРОСА по теме прошлого занятия.

- О чём мы с вами говорили?

Дети: На прошлом уроке мы говорили о режиме дня.

Учитель: - Что такое режим дня?

Дети: Это чередование различных видов деятельности и отдыха.

Учитель: К чему может привести нарушение суточного ритма?

Дети: Нарушается работа всего организма, а это приводит к заболеваниям.

Учитель: Продолжите предложение:

Заряд бодрости нам помогает получить …………

Дети: Утренняя зарядка.

Учитель: Для чего нам необходимо соблюдать режим дня?

Дети: Быть здоровыми и организованными, укреплять и сохранять здоровье.

Учитель: Давайте проверим, как лично вы относитесь к соблюдению режима дня.

На столах лежат кружки: розовый, зелёный и голубой.

Выберите и покажите розовый, если вы всегда соблюдаете режим дня.

Зелёный кружок – иногда соблюдаете режим дня.

Голубой кружок - не получается соблюдать режим дня.

Учитель: Почти все ребята соблюдают режим дня. Молодцы!

В 3мин.

II. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель: Мы заботимся о своём здоровье, но к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Послушайте историю:

« Однажды ребята пошли в лес. Собирали грибы. Долго они ходили по лесу. Неожиданно пошёл дождь и дети промокли, простудились. Вечером у них поднялась температура. Был сильный жар и плохое самочувствие».

Учитель: Как вы думаете, как им можно помочь?

Дети: Дать таблетки, микстуру, чай с малиной или мёдом, отвар трав.

Учитель: Отвар, настойку каких трав, растений?

Дети: Лекарственных.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Дети: О лекарственных растениях.

Учитель: Какие вы знаете лекарственные растения? Какими лечились?

Дети: Ромашка, календула, малина, шиповник.

III. Целеполагание.

Учитель: Приступая к изучению темы «Лекарственные растения» представим себя, что мы – исследователи.

По какому плану вы хотели бы изучать лекарственные растения?

Дети: Название растения, где растёт растение, лечебные свойства, внешний вид растения, ……

Учитель пишет на доске или открывает заготовки.

План:

1. Название растения.

2. Место произрастания.

3. Используемые части растения.

4. Лечебные свойства.

Лечебные свойства лекарственных растений были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить.

Люди передавали сведения о растениях из поколения в поколение.

Так, в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник.

Значение слова:

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Андрей подготовил небольшую презентацию по теме нашего урока.

(Показ слайдов) Применение технологии ИКТ.

Учитель: Спасибо.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (применение ИКТ).

Постановка проблемы.

Учитель: Итак, все растения получили общее название « Зелёная аптека». У нас в классе тоже своя « Зелёная аптека». Как много разнообразных лекарственных растений у нас растут в Подмосковье.

Как ответить на вопрос: Какое растение и от чего помогает?

Дети: Необходимо получить информацию об этом растении.

Учитель: Из каких источников информации?

Дети: Из книг, от взрослых, из интернета, из учебника…

Учитель: Нашего помощника – учебника.

Работа по учебнику.

Учитель: Предлагаю открыть учебник на странице 26.

Прочитайте текст про себя.

Учитель: Предлагаю поработать в группах. Обсудив информацию, ответить на предлагаемые вопросы.

1 группа: Как и где используется касторовое масло?

2 группа: Найти ответ на вопрос:

Почему зверобой называют «травой от девяноста девяти недугов»?

3 группа: Рассказать о лечебных свойствах женьшеня.

4 группа: Перечислить лечебные свойства тыквы и моркови.

Время ограничено, на выполнение отводится 2 – 3 минуты.

Представители групп выступают.

Вывод: Можно ли пользоваться всеми этими средствами не посоветовавшись с врачом?

Работа с иллюстрацией на стр.28.

Учитель: Какие части растений здесь нарисованы?

Расскажите об их лечебных свойствах.

Малина – листья и ягоды, от простуды.

Тыква – мякоть, семена, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов.

Морковь – корнеплод, от ангины, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов. Семена – для печени и почек.

Яблоко – плод, семечки для сердца, мозга, продлевают жизнь.

Черника – ягоды и листья, побеги для зрения и памяти.

Мать - и – мачеха – цветки и стебли, от заболевания кожи, для роста волос, от кашля.

Вывод: У многих растений используются сразу несколько частей

( органов). Все они улучшают жизнедеятельность всего организма.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Все травы – лекари -душица

И зверобой ,и медуница

И земляника, и черника

И брусника с голубикой

Чистотел, полынь, калина

Лён, календула, крапива

Все целебные растения

Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться

Нужно только научиться

Находить в лесу растения

Что пригодны для лечения

Работа в группах

Учитель: Вам дан гербарий. Ваша задача прочитать текст и посовещавшись заполнить таблицу, выбирая самую важную информацию, а затем поделиться ею с товарищами.

Вывод: Знать лекарственные свойства растений, и использовать их в своей жизни.

Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?

Дети: Нет, не все растения.

Исследуем дальше.

НА ДОСКЕ: (тысячелистник, подорожник, одуванчик лекарственный, ландыш, волчье лыко и вороний глаз).

Учитель: Что вы здесь видите?

Дети: Различные растения.

Учитель: Разделите все эти растения на группы.

Какие у вас есть предложения?

Дети: Лекарственные и ядовитые.

Учитель: В каких целях мы используем первую группу растений?

Дети: Лечение ран, желудочно-кишечные заболевания, остановка кровотечения.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Дети: Лес, луг, обочины дорог.

Учитель: Как мы назвали вторую группу растений?

Дети: Ядовитые

Учитель: Почему они называются ядовитыми?

Дети: Содержат вещества, которые попадая в организм вызывают болезненные изменения.

(Бывают ядовитые - листья, в других - семена , а в третьих - все части растения)

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Дети: В лесу, на обочинах дорог.

Учитель: Куда занесены такие редкие растения как ландыш, волчье лыко, вороний глаз?

Дети: В Красную книгу.

Учитель: Показывает Красную книгу.

Красная книга содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Запасы лекарственных растений не безграничны, использовать их надо бережно!

Учитель: Обращает внимание детей на выставку книг. Здесь мы можем узнать не только всё о растении и его лечебных свойствах, но и о правилах сбора и хранения лекарственных растений.

Учитель: В каких формах можно применять лекарственные растения.

Дети: Сборы, настойки, мази, сиропы, таблетки…….

Учитель: Можно ли самостоятельно, без консультации врача, применять лекарственные растения?

Дети: Нет.

Работа в тетради

Страница 7 №12 .(Черёмуха-3, Крапива-5,Земляника-2,Подорожник-6,Малина-1,Мать и мачеха-10,Ромашка-7,Зверобой-4,Липа-8,Тысячелистник-9)

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Рабочая тетрадь № 8.

Рефлексия:

Учитель: Что мы для себя открыли важного для каждого из нас?

Дети: Лечиться лекарственными растениями, использовать их лечебные свойства и при этом не навредить себе, своему здоровью.

Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?

Дети: Не все, но их надо знать и изучать, а поэтому эту работу мы продолжим на уроках окружающего мира.

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Рабочая тетрадь № 8.

referat-4all.ru

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Лекарственные растения»

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Оболенская Лилия Ивановна МАОУ © Лицей № 7 » г.Бердск Урок по ОБЖ, тема: » Лекарственные растения » Учитель начальных классов, высшая категория Оболенская Лилия Ивановна Здравствуйте ребята. Сегодня проведу учебное занятие по окружающему миру ©Лекарственные травы» Давайте посмотрим на картинку ( СЛАЙД1), чт о вы на ней видите? … . Правильно. Ребята, давайте вместе представим что мы очутились в лесу… Закрываем глазки и слушаем сказку, благодаря которой мы и узнаем что мы будем сегодня изучать . В роще вырос можжевельник, И в тени его ветвей Появился мура вейник, Поселился муравей. Он из дома спозаранку выбегает с веником Подметает всю полянку перед муравейником. Замечает все соринки, Начищает все травинки, Каждый куст, каждый пень, Каждый месяц, каждый день. А однажды муравьишка Подметал дорожку. Вдруг упа ла с ёлки шишка, Отдавила ножку. От волнения сова перепутала слова: Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая", спасите насекомое! Звери бросились гурьбой За лекарственной травой. Рвут аптечную ромашку, Собирают зверобой. Вот из чащи на опушку Пробирается медведь - Он решил Медвежье Ушко На опушке посмотреть. Зайцы заячьей капустой Муравья приводят в чувство, Оболенская Лилия Ивановна МАОУ © Лицей № 7 » г.Бердск Если б жил в той роще лев - Предложил бы львиный зев. На спине у ёжика Листья подорожника. Он больному обещает: От компр есса полегчает! И другое средство тоже Предлагает муравью: Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою! Все больного навещают, Все больного угощают: Кто морошкой, кто черникой, Кто сушёной земляникой. Даже волк помочь не прочь. Думал - думал как помочь?... К муравейнику повез Волчьих Ягод целый воз. Но заметила сорока, Что от волка мало прока, И спешит по просеке С новостью на хвостике: - Я, друзья, не ябеда, Только Волчья Ягода, Даже если мытая Очень ядовитая. А потом девчонки - пчелки Притащили мёд в бочонке . Ничего, что тяжело, - Лишь бы другу помогло! Муравей пощиплет травку И попьет Цветочный мед. Значит дело на поправку Обязательно пойдет. Все лесные витамины От брусники до малины Принесли ему друзья. Ведь Зеленая аптека Лечит даже человека, А не тол ько муравья. Цель занятия: Сегодня мы узнаем как отличить лекарственное растение от остальных и как собирать лекарственные растения. Оболенская Лилия Ивановна МАОУ © Лицей № 7 » г.Бердск 1) Земляника.

educontest.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта