Как состав почвы влияет на рост растений. II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вопрос: Как влияет состав почвы на рост растений ? Как состав почвы влияет на рост растений


Как влияет состав почвы на рост растений ?

Цель исследования – собрать новую информацию о почве, показать результаты эксперимента по теме: «Почва. Влияние почвы на рост растений».Неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязанопочве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой родимой. Люди всегда бережно относились к земле. В русских народных пословицах говорится:  «Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». О значении земли в жизни людей говорят и образные выражения, например: земной поклон.Слово земля имеет различные значения. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы.  Родина для русского человека, как и земля, всегда имела огромное значение. В былинах звучитназвание нашей страны, государства  «Мать-Сыра-Земля». «Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!». От нее напитывались русские богатыри силой, она помогала им в их подвигах. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.Из книг мы узнали, что Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер. Бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему такое значение придаётся плодородию почвы?  Нас заинтересовала эта тема, и мы решили отправиться на поиски ответов на вопросы:·А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?Она и сильная, и богатая, и щедрая. Вечная ли она?Чем дышит почва, из чего состоит?Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные цветущие, а у другой чахлые?Почему на крохотном островке земли на крыше моего подъезда растёт деревце?Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.Задачи исследования:      собрать и изучить информацию о почве;узнать о проблемах почвы и её охране;подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества для проведения опытов с почвой;познакомиться  и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;изучить условия роста растений в различных почвах;проанализировать полученные результаты.Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при определенных условиях; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.Работая над темой,  я узнала много интересного и полезного о почве.В учебнике по окружающему миру мы прочитали, что главное богатство почвы – перегной. Про богатые перегноем почвы – чернозём великий русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас».Третью часть почв территории Башкортостана занимают чернозёмы. Почвы нашего края называют богатством, «чудесной кладовой». Недаром башкирский поэт Мустай Карим воспевает щедрость родной земли.Здесь почва жирная кругом,Она от жира вся сочиться,Она под золотым лучомБлестящей влагою искриться.Там, где почвы не так плодородны, люди вносят удобрения. На уроке Литературы и Культуры Башкортостана мы узнали, что в г. Мелеуз есть предприятие, которое производит минеральные удобрения  («Мелеузовские минеральные удобрения»).Толщина слоя почвы бывает раной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.В лаборатории кабинета биологии и химии подобрали оборудование для опытов. Подготовили образцы почвы. Помним о безопасном обращении со спиртовкой, стеклянными колбами и воронкой. Опыты проводили в школе на уроках окружающего мира и в свободное от учёбы время.Опыт 1.  Бросили комочек сухой почвы в стакан водой. В стакане появились мелкие пузырьки.Значит, в состав почвы входит воздух. 

Оцени ответ

nebotan.com

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

Бичевина К.В. 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 В данной работе рассматривается качество почвы в условиях городской среды. Предлагаются дополнительные сведения из разнообразных источников. Проведены различные практические исследования выявляющие состояние плодородного слоя.

Тема: Влияние качества почвы в условиях городской среды на рост растений.

Аннотация.

Работа посвящена изучению современного экологического состояния почвы. Материалами для работы послужило проведение практических исследований, которые позволяют оценить плодородие почвы города и пришкольного участка .

Цель: определить качество почвы в условиях городской среды в пределах территории школы.

Методы: теоретические ( изучение литературы), эмпирический (описание экспериментов), практические ( лабораторные исследования, наблюдения), метод биотестов, статистический (анализ практических работ, расчётов). Данные методики определения исследований используются в сельском хозяйстве.

Задачи:

  1. Рассмотреть плодородие почвы на городских участках.

  2. Определить вид почвы, механический состав, количество перегноя, воздухопроницаемость и кислотность прилегающих к школе земельных участков.

  3. Подвести итоги и сделать выводы проделанной работы.

Таким образом, мы можем сказать, что качество городской почвы, прилегающей к территории школы, очень низкое, требует дополнительного удобрения, внесения перегноя и улучшение структуры почвы. А территория пришкольного участка соответствует нормам плодородия.

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………….стр.5

  2. Глава .Общая характеристика почв Забайкалья.

  1. Почвы Забайкалья……………………………………….…….стр.7

  2. Разнообразие почв Забайкалья………………………….……стр.8

III. Глава. Практическая часть.

1.Практическая работа №1 «Содержание в почве перегноя и воды».

2.Практическая работа №2 «Механический состав почвы»....стр.9

  1. Практическая работа №3 «Воздухопроницаемость почвы».стр.10

  2. Практическая работа №4 «Исследование кислотности почвы»………………………………………………………....стр.11

  3. Практическая работа №5 «Определение плодородие почвы по

продуктивности растений»………………………………….стр.12

  1. Вывод и предложения……………………………………..….стр.13

Список литературы…………….…………………………...………..….стр.14

Приложения …………………………………………………..……..…стр. 15

Введение

На сегодняшний день данная проблема стала актуальной. Мы поднимем очень важные экологические проблемы современности, проблемы охраны почв. Основной путь выхода из экологического кризиса – переориентация ценностей природы.

Проводя исследование в прошлой работе, по определению свинца в почве нас заинтересовало, как загрязнение почвы влияет на плодородие. В последние годы мы видим, что озеленение города происходит очень активно. Однако для посадки используется привозная почва. И возникает вопрос: «Каково плодородие городской почвы?», так как на газонах даже сорняковая трава растет не везде! Когда говорят о земле, из которой растения своими корнями извлекают питательные вещества и воду, то называют её почвой.

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Почва - верхний плодородный слой земли. Глубина почвенного слоя бывает различной. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см., зато в других его толщина достигает нескольких метров. Почва, как чехол, надевает сушу нашей планеты. Но чехол этот не сплошной: местами, где на поверхность выходят горные породы, его вообще нет. Впервые о происхождении почвы писал М.В. Ломоносов в трактате "о слоях Земли". Учение о почвах создал в 80-х годах хIх веке профессор Докучаев, который показал, что почва-это особая среда, образованная и населенная многочисленными организмами. Он выделил 5 почвообразующих факторов - климат, материнская порода, рельеф, живые организмы и время. Любой вид почв может быть охарактеризован по ряду экологических особенностей: сложение и структура почвы; почвенная среда; воздушный режим; солёность и кислотность почвенного раствора; наличие в почве кальция; почвенная микрофлора и фауна. В процессе почвообразования формируются отдельные слои, называемые почвенными горизонтами. Почвообразование идёт со скоростью 0,5 – 2 см за 100 лет. Для создания самого плодородного верхнего слоя почвы мощностью 18 см природе понадобится от 1400 до 7000 лет. Разрушение такого слоя может произойти от одного сильного дождя или пыльной бури. Почвенный слой можно увидеть на обрывистом берегу реки или крутом склоне оврага. Он отличается от нижележащей материнской породы по цвету, по количеству корней растений, по форме и величине комочков. Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей планеты. Но без этой "плёнки" не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека. Почему?

Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микроорганизмов превращаются в перегной. Потом из перегноя вновь образуются соли. Учёные говорят: "происходит круговорот веществ" Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота!

Почва - это не только особое природное образование, но и среда обитания многих организмов. В почве обитают микроорганизмы, бактерии, грибы, водоросли, простейшие мелкие беспозвоночные (дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.). А также крупные позвоночные животные (кроты, слепыши и др.). В почве находятся живые подземные части растений - корни, корневища, клубни, а также споры, плоды и семена. В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов. Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества в почве и формируют плодородный слой почвы - гумус - особое вещество, содержащее химические элементы, необходимые для питания растений. Различают естественное и искусственное виды плодородия. Естественное (природное) плодородие то, которым почва обладает в природном состоянии, без вмешательство человека. Оно присуще целинным почвам и характеризуется продуктивностью произрастающих ценозов. Освоение почв вносит существенные изменения в естественное развитие почвенных процессов. Эти изменения обусловлены мелиорацией – внесением удобрений, осушением или обводнением и другой обработки почвы (известкование, гипсование и т.д.). Плодородие, которое приобретает почва в результате целенаправленного человеческого воздействия, называется искусственной.

  1. Почвы Забайкалья

Первыми исследователями почв Забайкалья являются И. Г. Гмелин и Ф. И. Рупрехт. Они определяли характер почв и грунтов в различных местах Забайкалья во время своих экспедиций в первой половине XVlll века. Тогда появились первые сведения о забайкальских чернозёмах, солончаках, а так же песчаных и каменистых почвах.

Используя материалы этих исследований, В. В. Докучаев в 1882 года в докладе на заседании вольно – экономического общества отметил, что в районе среднего и нижнего течения Аргуни, где впадают Урюмкан и Газимур, встречается очень жирный чернозём.

В начале XX века почвенные исследования были продолжены по заданию Переселенческого управления. Основная их цель – выявление земель, пригодных для заселения и использования.

Таким образом, природные условия Забайкалья характеризуются рядом своеобразных черт и особенностей, что нашло соответствующее отражение в характере почвенного покроя, который по своим признакам и свойствам отличается от одноименных почв европейской части России.

2.Разнообразие почв Забайкалья

В зависимости от состава почвы - наличия в ней органических и минеральных веществ, воды и воздуха - встречаются различные виды почв: чернозёмные, подзолистые, солончаковые, серые, лесные каштановые, краснозёмы. Больше всего гумуса содержат чернозёмы. Основное свойство почвы - её плодородие. В Забайкалье преобладают: горно-мерзлотно-таёжные. Являются господствующими. Формируются под покровом лиственничной тайги с примесью берёзы и осины. В с/х производстве почти не используются. Подзолистые и дерново-подзолистые. Встречаются в виде небольших пятен на рыхлых отложениях. Серные лесные. Занимают лесостепную природную зону. Формируются под редкими берёзовыми лесами с густым высокостойным лесным разнотравьем и редколесьем с травянистым покровом. Чернозёмные. Развиты в степях на юго-востоке, формируются под разнотравно-злаковой степной растительностью. Каштановые. Являются зональным типом сухих степей, формируются под злаково- нителистниковыми растительными ассоциациями. Аллювиальные. Характерны для всех зон в долинах рек, относятся к неполноразвитым. Распространены по долинам рек Шилки, Онона, Ингоды, Аргуни, Чикоя и их притокам. Формируются они на речных слоистых наносах. По механическому составу такие почвы чаще супесчаные. Используются под сенокосы и пастбища. Болотные и лугово-болотные. Являются наиболее плодородными, но нуждаются в предварительном окультуривании. Формируются в условиях достаточного увлажнения, под разнотравьем. Более распространены в Борзинском, Читинском, Улётовском, Оловянинском районах. Механический состав разнообразен.

«Определение качества почвы различными методами»

Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством перегноя и воды, необходимыми для растений.

Для того, чтобы определить плодородие участков, прилегающих к школе, исследовали следующие показатели: количество перегноя, количество воды, механический состав, водопроницаемость, воздухопроницаемость, кислотность почвы.

Для этого мы провели следующие практические работы.

Практическая работа №1

«Определение плодородия почвы по количеству перегноя»

С глубины 15 – 20 см взяли образец почвы весом 100 г, рассыпав тонким слоем на листе фанеры, оставили на 5 – 6 часов на солнце. После пересыхания взвесили, у нас получилось, что почва стала весить 94,5 грамм. Потом в фарфоровой чашке прокалили до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. У нас получилось, что почва стала весить 84,1 грамм.

Решение: 100-94,5=5,5 – грамм воды

94,5-84,1=10,4 – грамм перегноя

Вывод: таким образом, количество перегноя в 100 граммах почвы соответствует 10,4 граммам перегноя. (Приложение №1)

Практическая работа №2

«Исследование механического состава почвы»

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

Супесчаная

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень не прочных комочков

Сугли-нистая

Мажется, песчинки едва прощупываются

Скатывается в шарик и «колбаску», при сгибании в кольцо ломается

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

Во время определения механического состава почвы мы пользовались данной таблицей и провели исследование почвы на ощупь. Почва мазалась, и ощущались песчинки.

При скатывании влажной почвы в шарик она скатывалась плохо. При резании поверхность среза была шероховатая. И почва состояла из небольших комочков. (Приложение №2)

Вывод: при данных результатах исследования следует, что почва – супесчаная.

Практическая работа №3

«Исследование почвы на воздухопроницаемость»

Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать её в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количества пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых подтверждений. (Приложение №3)

Вывод: Мы провели этот опыт. У нас получилось, что почва на воздухопроницаемость – слабая. Т. к. воздушных пузырьков было мало, в результате данной работы мы установили воздухопроницаемость почвы на пришкольном участке. Цифровых данных мы привести не можем, только визуальные.

Практическая работа №4

«Исследование кислотности почвы»

Кислотность почвы участка, прилегающего к школе, определяется следующим образом. (Приложение №4)

В пробирке к 3 – 4 граммам почвы приливали 4 – 5 см кубических хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течении 3 - 4 минут, затем отстаивали.

После того как раствор посветлел, брали пипеткой 1 см кубический этого раствора, помещали его в фарфоровое блюдце и приливали 1 – 2 капли индикатора – лакмуса.

Если раствор окрасится в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленый цвет, то щелочной.

Исследование мы провели на трёх участках:

  1. У дороги

  2. Около лесного насаждения

  3. На пришкольном участке

Вывод: В результате исследований, у нас получилось, что почва у дороги – щелочная, раствор окрасился в светло-зелёный цвет.

Около лесного насаждения – нейтральная.

На пришкольном участке – нейтральная.

Практическая работа №5

«Определение плодородие почвы по продуктивности растений (метод биотестов)»

Оборудования и материалы: пластмассовые стаканчики; стеклянные трубочки диаметром 0,8см; образцы почвы, взятые в разных местах, чистый промытый и прокаленный песок; семена овса. (Приложение №5)

Методика исследования:

  1. Образцы почвы с разным содержанием гумуса рассматривают при разном освещении, определяется их категория.

  2. Образцы почвы помещаются в пластмассовые стаканчики в трехкратной повторности. Контроль – чистый промытый и прокаленный песок. Объём почвенных образцов в каждом сосуде не менее 100 – 150 г. полив производится через стеклянную трубочку, которая вставляется перпендикулярно дну стаканчика.

  3. Прорастить семена при температуре 26 – 27гр. До размера основной массы проростков 5 – 6 мм.

  4. Отобранные одинаковые проростки высаживаются в стаканчики по 12 – 13 штук. Через несколько дней, после приживания проростков, оставляют их 10 штук в стаканчике. Почва поливается одинаково.

  5. Когда проростки вырастут до 8 – 12 см, они осторожно вытаскиваются из почвы, обмываются водой и высушиваются фильтровальной бумагой.

  6. Измеряется длина трубчатого листа и корневой системы отдельно, данные вносятся в таблицу.

  7. Взвесить на весах всю массу проростков, выросших на одном виде почвы.

  8. Плодородие почвы определяется по высоте и весу проростков (по отношению к контролю, который принимается за 100%). Для этого составляется шкала оценок. Почва по плодородию делится на 5 условных категорий:

  • Очень бедная, малоплодородная – песок (100%)

  • Почва бедная, мелогумусная, малоплодородная(125%)

  • Среднегумусная, среднеплодородная (150%)

  • Гумусная, плодородная (175%)

  • Очень плодородная, высокогумусный чернозём(200%)

Вывод: когда ростки взросли, мы измерили высоту ростков, в итоге у нас получилось:

  1. У дороги 0,8 см, следовательно, почва у дороги – малоплодородная.

  2. У лесного насаждения 1,8 см, следовательно, почва у лесного насаждения – среднеплодородная.

  3. На пришкольном участке 3,05, следовательно, почва на пришкольном участке – высокоплодородная.

Вывод проделанной работы:

Таким образом, мы можем сказать, что качество городской почвы прилегающей к территории школы очень низкая, требует дополнительного удобрения, внесения перегноя и улучшение структуры почвы. А территория пришкольного участка соответствует нормам плодородия.

Наши предложения:

  1. Привезти почву с территории с повышенным количеством плодородия.

  2. Орошение земельных территорий.

  3. Производить высадку деревьев и кустарников, цветов.

  4. Расширить озеленение территорий.

Используемая литература

  1. Багова В. З., Баринов А. О., Зайцева О.Н. – география Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Учебное пособие. – Чита: Поиск, 2001. – 328 с.

2. Дегтев А. В., Дианов В. Ф., Литвиненко Н. И. – география Читинской области. Учебное пособие для средних школ. – Чита: Издательство «Поиск», 1997. – 210 с.

3. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты. Сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208с.

4. Ресурсы Интернета: www.wikipedua. Ru

5. Стери П., Лэнгли Э. – Всё обо всём: Большая энциклопедия – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003. – 159с.

Приложение №1

Приложение №2

Исследование механического состава почвы

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Определение плодородие почвы по продуктивности растений

18

Просмотров работы: 723

school-science.ru

Научно-исследовательский проект "Влияние состава почвы на рост растений" - Eстествознание - Детские исследовательские проекты - Обучение и развитие - ПочемуЧка

Научно-исследовательский проект"Влияние состава почвы на рост растений" 

Земледелием люди занимаются с давних пор. И в наше время многие имеют собственные огороды и сады.Каждую весну мы с родителями вскапываем свой огород, сеем семена, высаживаем рассаду, картофель и цветы. По осени собираем урожай.Оказывается при равных погодных условиях, одни огородники получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие скудный. Почему так происходит? Мы заинтересовалась, как растут растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?Ответы на поставленные вопросы мы получим с помощью наблюдения и опытов, которые проведем в ходе исследовательского проекта.

Объект исследования:  почвы различного состава.

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:- собрать и изучить информацию о почве.- изучить состав почвы-провести наблюдение за ростом растений в почвах различного состава.-изучить условия роста растений в различных почвах.-проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

Гипотеза исследования: предположим, что растения в почвах различных по составу не одинаково. Почва – это, прежде всего, земля. Наш стратегический ресурс. Без земли нам не прокормиться.Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Важней­шим свойством почвы является плодородие - способность обес­печивать рост и развитие растений. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см. Главная  функция почв - это обеспечение жизни на Земле. В почве нуждаются как растения, так и животные, а так же и человек.Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва — условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле.Для того чтобы узнать, действительно ли это так, нам следует изучить состав почвы.

Изучение состава почвы.В домашних условиях подобрали оборудование для проведения опытов. Подготовили образец почвы, взяли естественную природную почву.

Опыт 1.                        Бросили комочек сухой почвы в стакан с водой. Из почвы начали появляться пузырьки.Спустя час стенки стакана покрылись мелкими пузырьками.Значит, в состав почвы входит воздух. Опыт 2.                     Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклом.Стекло запотело, а через час на нем появились капельки воды.Следовательно, в почве есть вода. Опыт 3.                   Нагрели почву над газовой плитой.Появился лёгкий дымок и неприятный запах, это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.Перегной придаёт почве тёмный цвет, влияет на плодородие почвы.

Опыт 4.              Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешали.Вода стала мутной. Когда осели частички почвы,  мы рассмотрели различные её слои.На дне видны песчинки песка и глины.Сверху – перегной. Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв. Можно сделать вывод, что в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5.                               Несколько капель раствора  поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центральногоотопления.Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.Данный опыт показывает, что в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.Проведенные опыты наглядно доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральный соли. Данные составляющие необходимы для жизни растений. 

pochemu4ka.ru

Как влияет состав почвы на рост растений ?

Как влияет состав почвы на рост растений ?

Ответы:

Цель исследования – собрать новую информацию о почве, показать результаты эксперимента по теме: «Почва. Влияние почвы на рост растений».Неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязанопочве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой родимой. Люди всегда бережно относились к земле. В русских народных пословицах говорится: «Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». О значении земли в жизни людей говорят и образные выражения, например: земной поклон.Слово земля имеет различные значения. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Родина для русского человека, как и земля, всегда имела огромное значение. В былинах звучитназвание нашей страны, государства «Мать-Сыра-Земля». «Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!». От нее напитывались русские богатыри силой, она помогала им в их подвигах. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.Из книг мы узнали, что Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер. Бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему такое значение придаётся плодородию почвы? Нас заинтересовала эта тема, и мы решили отправиться на поиски ответов на вопросы:·А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?Она и сильная, и богатая, и щедрая. Вечная ли она?Чем дышит почва, из чего состоит?Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные цветущие, а у другой чахлые?Почему на крохотном островке земли на крыше моего подъезда растёт деревце?Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.Задачи исследования: собрать и изучить информацию о почве;узнать о проблемах почвы и её охране;подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества для проведения опытов с почвой;познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;изучить условия роста растений в различных почвах;проанализировать полученные результаты.Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при определенных условиях; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.Работая над темой, я узнала много интересного и полезного о почве.В учебнике по окружающему миру мы прочитали, что главное богатство почвы – перегной. Про богатые перегноем почвы – чернозём великий русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас».Третью часть почв территории Башкортостана занимают чернозёмы. Почвы нашего края называют богатством, «чудесной кладовой». Недаром башкирский поэт Мустай Карим воспевает щедрость родной земли.Здесь почва жирная кругом,Она от жира вся сочиться,Она под золотым лучомБлестящей влагою искриться.Там, где почвы не так плодородны, люди вносят удобрения. На уроке Литературы и Культуры Башкортостана мы узнали, что в г. Мелеуз есть предприятие, которое производит минеральные удобрения («Мелеузовские минеральные удобрения»).Толщина слоя почвы бывает раной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.В лаборатории кабинета биологии и химии подобрали оборудование для опытов. Подготовили образцы почвы. Помним о безопасном обращении со спиртовкой, стеклянными колбами и воронкой. Опыты проводили в школе на уроках окружающего мира и в свободное от учёбы время.Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в стакан водой. В стакане появились мелкие пузырьки.Значит, в состав почвы входит воздух.

cwetochki.ru

Влияние на рост растений влажности почвы

При недостатке волы торможение роста наступает раньше всех других физиологическа, процессов п функции_. Поэтому хорошее водоснабжение является обязательным условием интен­сивного роста п продуктивности сельскохозяйственных растений. При длительном недостатке воды у растений растяжение клеток заканчивается слишком рано, формируется ксероморфная струк­тура. Благоприятные л_1я роста условия складываются при влаж­ности почвы 60-80 % НЕ. При более высокой влажности нару­шается аэрация почвы, рост растений угнетается. Влажный воз­дух стимулирует рост стебля, а сухой ограничивает, даже при дарошем водосбнажении через корни. К насыщенности водой очень чувствительны клетки апексов побегов и корней. Если апексы побегов защищены смыкающимися листочками с разви­той кутикулой . то точки роста корня не имеют такой защиты.

Поэтому корни могут расти только в достаточно влажной почве, с осмотическим давлением почвенного раствора, не превышаю­щим 1,0-1,5 МПа.

    1. Газовый состав атмосферы (влияние аэрации)

Содержание О2. Рост растений резко тормо­зится при снижении в воздухе содержания кислорода до 5 % (объемных), а в безкислородной среде прекращается. Причины этого в нарушении энергетического баланса и увеличении в тка­нях растения содержания продуктов анаэробного дыхания (спирт, молочная кислота и др.). Избыточная концентрация О2 также угнетает рост. Так, при содержании кислорода выше 30 % (объемных) прорастание клубней картофеля подавля­ется, а при 80 % ростки погибают через несколько дней. Росту корней благоприятствует содержание О2 в почвенном воздухе 10—12 %, а минимальное содержание кислорода для жизнедеятельности корней 3-5 %. При повышении температуры почвы потребность корней в О2 возрастает. При затопле­нии почвы некоторое время рост корней продолжается благодаря использованию кислорода нитратов, образованию воздухоносных тканей и др. Семена некоторых растений прорастают под слоем воды.

Содержание СО2. Содержание СО2 в воздухе (0,03 %) недостаточно для оптимального фотосинтеза, а следовательно, и роста. Однако избыток СО2 в воздухе, снижая рН клеточных стенок, индуцирует кратковременный рост тканей, что наряду с затенением может быть причиной вытягивания нижних междоуз­лий хлебных злаков в загущенных посевах и их полегания. При хранении плодов и овощей высокая концентрация СО2 в газовой среде улучшает их лежкость, так как ингибирует рост и другие физиологические процессы растений. Корни растений в хорошо аэрированной почве длинные, светлоокрашенные, с многочисленными корневыми волосками. При недостатке кислорода корни укорачиваются, утолщаются, темне­ют, корневых волосков образуется мало.

    1. Минеральное питание

Нормальный рост возможен лишь при достаточном сбаланси­рованном снабжении растения необходимыми элементами мине­рального питания. Однако высокий уровень минерального (осо­бенно азотного) питания приводит к росту вегетативных органов в ущербу генеративным, что полезно при возделывании многолет­них трав на корм и зеленных овощных культур, однако снижает урожай семян и их качество.

    1. Влияние химических средств защиты растений, загрязнения почвы и воздуха

Многие пестициды, используемые для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, перво­начально угнетают рост защищаемых растений. Поэтому особое значение имеет правильный выбор доз, способов и сроков внесе­ния препаратов.

Растения очень чувствительны к промышлен­ным выбросам диоксида серы, образующимся при ее соединении с атмосферной влагой сернистой и серной кислотам. Выпадая на землю, «кислотный» дождь (рН 3,5 и ниже) вызывает хлороз, задерживает рост, часто приводит к гибели посевов. Токсичны для растений фторид и другие вредные выбросы.

Проникающая радиация радиоактивных излучений в зависи­мости от дозы и радиочувствительности организма может не только тормозить, но и стимулировать рост, вызывать необыч­ные ростовые эффекты. Стимуляция роста — результат усиления митотической активности (Н. В. Тимофеев-Рессовский, 1970), угнетение роста — нарушения деления клеток из-за разрывов хромосом и других поражений аппарата митоза.

studfiles.net

Влияние экологических условий на рост корней

Под ростом корней понимается увеличение их длины, диаметра (площади сечения), массы.

Процессы роста характеризуются увеличением линейных и объемных размеров корня, количества боковых ответвлений, числа клеток в тканях корня, их структурных элементов и объема, сухой массы корня.

В процессе роста любого отдельно взятого корня происходят увеличение общей площади его сосущей поверхности, перемещение сосущей поверхности в новые зоны почвенной среды, постоянное омолаживание сосущей части корня и постоянная трансформация ее в зону вторичного строения.

Ростовые изменения по длине связаны с деятельностью первичной (апикальной) меристемы и проявляются в процессе растяжения вновь образовавшихся клеток в зоне растяжения сосущего и ростового корней. Рост по диаметру обеспечивается за счет деятельности вторичной меристемы, представленной камбием. Рост по длине и диаметру сопровождается соответствующим увеличением массы корня и величины его поверхности.

Так же, как и рост надземной части (стебля), интенсивность роста корня может быть выражена определенными показателями:

  • абсолютная скорость роста — прирост за какой-либо конкретный отрезок времени, поделенный на его величину;
  • относительный рост, выраженный в процентах к исходной исследуемой величине корня;
  • удельная скорость роста — прирост в единицу времени, вычисляемый по формуле Блекмана.

Интенсивность роста корней обусловлена генетической структурой древесной породы и синхронна интенсивности роста всего древесного организма, т. е. она зависит от состояния надземной части дерева, Вместе с тем на рост корней оказывают непосредственное влияние факторы окружающей среды. Из всего комплекса факторов, определяющих интенсивность роста корня, наиболее выраженное влияние оказывают тепло, вода, наличие кислорода, химизм почвы, физические свойства почвы.

Температура. Рост корней может происходить только при определенном температурном диапазоне, определяемом показателем минимальной и максимальной температур. Диапазон между максимальной и минимальной температурами относительно незначителен. Например, минимальная температура, при которой начинается рост корней клена остролистного, составляет 7 °С, а максимальная температура, при которой приостанавливается рост, — 26 °С. У отдельных видов растений максимальная скорость роста корней сдвигается в сторону минимума или максимума температуры. Этот признак может служить одним из показателей, характеризующих холодостойкость растений. Для разных древесных пород эти показатели различны. Температурный оптимум расположен посередине интервала, т. е. в пределах 15—19 °С. Вместе с тем жизнеспособность корней и в целом рост растений сохраняются даже при значительных отрицательных температурах. Предел максимальной температуры расположен около 50 °С, при которой большинство растений погибает.

При замерзании почвы полностью прекращается рост корней всех древесных пород. Прекращение и начало роста корней коррелируют с процессом промерзания и оттаивания почвы.

Весной по мере прогревания почвы раньше трогаются в рост корни, расположенные ближе к поверхности. Осенью корни в более глубоких горизонтах почвы продолжают свой рост значительно дольше, чем корни, расположенные ближе к поверхности.

Наблюдаемые у корней весенний и осенний максимумы роста связаны с формированием в эти периоды оптимального температурного уровня при достаточной влагообеспеченности.

Вода. В почве находится в различных видах: химически связанная вода, входящая в состав определенных соединений, составляющих твердую фазу почвы, грунтовая, гравитационная, капиллярно подвешенная, капиллярно подпертая, парообразная. Кроме того, вода может быть компонентом почвы в виде пленочной влаги — рыхло — и прочносвязанной. Корнедоступной считается та вода, у которой силы молекулярного взаимодействия с твердыми частицами почвы меньше всасывающей силы корня. Прочносвязанная пленочная и химически связанная вода не является корнедоступной. Химически связанная вода при внутрипочвенном выветривании минералов переходит в ту или иную из перечисленных форм и может в конечном счете быть усвоенной растениями.

Абсолютное количество воды, присутствующей в почве, не может быть показателем, характеризующим жизнеобеспеченность растений.

Увеличение в почве глинистых и илистых частиц повышает количество связанной, труднодоступной и недоступной для растений влаги, а уменьшение содержания этих мельчайших частиц приводит к понижению влагоемкости почвы, т. е. вызывает быструю и непродуктивную потерю влаги почвой. Сосущая сила корней сосны, дуба, ясеня, клена остролистного составляет 4,2—10,9 атм, сосущая сила почвы при влажности завядания около 15 атм, а при влажности, соответствующей максимальной гигроскопичности, около 50 атм. Таким образом, возможности использования корнями почвенной влаги ограничены ее количеством, значительно превышающим наличие влаги при влажности завядания. Следовательно, места скопления в почве доступной для растений влаги могут являться фактором, определяющим направление роста корней и степень их развития.

Избыток воды снижает содержание воздуха в почве, что ухудшает условия роста корней, а при определенных нормах делает его невозможным. В любом типе почв граница зоны избыточной влажности является границей распространения корней.

Кислород. Вода и почвенный воздух в определенном смысле являются антагонистами: больше воды в почве — меньше воздуха, и наоборот. В составе почвенного воздуха присутствует значительное количество элементов соединений, оказывающих положительное или отрицательное влияние на состояние корней. Наиболее необходимым для нормальной жизнедеятельности корней является кислород. Зеленые растения являются аэробными организмами, т. е. организмами, для жизнедеятельности которых необходим молекулярный кислород. Для надземной части абсолютного большинства зеленых растений 21 % кислорода, содержащегося в газовой среде атмосферы, является в некоторой степени избыточным. Оптимальная для роста большинства видов растений концентрация кислорода в воздухе < 21 %. Потребность в кислороде у различных видов растений различная. Оригинальным в этой связи является рис, для молодых растений которого оптимальная концентрация кислорода составляет всего 3 %. Высокая активность ростовых процессов не коррелирует с усиленным потреблением данной тканью кислорода. Например, активно делящиеся клетки меристемы затрачивают на дыхание значительно меньше кислорода, чем соседние неделящиеся клетки.

Уменьшение доступа кислорода к корневым окончаниям вызывает торможение и остановку их роста и отрицательно сказывается на образовании корневых волосков. При полном отсутствии кислорода корни не растут, а корневые волоски не образуются. Даже относительно кратковременное (30 мин) кислородное голодание приводит к необратимым изменениям в эпиблеме корня, в результате которых при последующем восстановлении содержания кислорода в почвенном воздухе корневые волоски не образуются.

Ухудшение воздушного режима резко снижает интенсивность образования и роста поглощающих корней, приводит к уменьшению их общей протяженности и поглощающей поверхности.

Атмосферный воздух содержит азота 78,10 %, кислорода 20,9, благородных газов 0,97 и углекислоты 0,03 %. Содержание кислорода в почвенном воздухе незначительно отличается от атмосферного, однако углекислоты в нем значительно больше. Это результат дыхания корней и жизнедеятельности микроорганизмов. Поверхность почвы летом ежедневно выделяет 3—10 л, или 6-20 г, углекислоты на 1 мг. Содержание ее в почвенном воздухе во многом зависит от характера растительного покрова, температурного режима, влажности. Так, в почвенном воздухе мощных черноземов под лесом углекислота составляет 0,5—1,7 %, под целинной степной растительностью 0,4—1,1, на паровых площадях 0,3—1,0 %. Таким образом, в обычных условиях содержание кислорода в почвенном воздухе на протяжении вегетационного периода не может быть причиной, ухудшающей рост корней. Только в условиях заболачивания, когда существенно изменяется состав почвенного воздуха (снижается его присутствие в почве), корни растений страдают от кислородного голодания.

Зависимость роста и жизнедеятельности корней от содержания кислорода в почвенном воздухе изучена недостаточно, однако установлено, что потребность в кислороде у корней значительно выше, чем у надземных частей растений. В атмосфере снижение парциального давления кислорода ниже оптимального уровня сдерживает рост корней в гораздо большей степени, чем рост стеблей. В почвенном воздухе в осенне-зимний и ранневесенний периоды содержание кислорода понижается. Недостаток кислорода в эти периоды может отрицательно сказываться на росте корней.

Химический состав и тип почвы. Химический состав почвы можно классифицировать в двух аспектах: плодородие почвы, содержание элементов и соединений, ингибирующе действующих на рост корней.

Концентрация химических элементов, необходимых и доступных для питания растений, не может не оказывать влияния на рост и развитие корневых систем. Наличие сравнительно более плодородных слоев в глубине почвы (например, погребенные почвы) вызывает ярусность в размещении корней. На богатых почвах образуется более мочковатая корневая система, на бедных — более интенсивное ветвление наблюдается в местах скопления гумуса. Внесение минеральных удобрений вызывает соответствующую реакцию в росте корней, увеличивая их общую биомассу и биомассу тонких корней. Однако чрезмерное внесение в почву минеральных удобрений приводит к угнетению растений, особенно корней, а при очень большой концентрации наступает их отмирание.

Наличие в почве зон с более высоким содержанием питательных веществ и влаги также приводит (в соответствующих почвенных условиях) к ярусному расположению корней. Обычно участки и зоны почвы с повышенным содержанием питательных веществ в виде гумуса и органических остатков, находящихся в процессе минерализации, обладают несколько меньшей плотностью по сравнению с окружающими участками. Такие места более благоприятны для развития корней. При послойном их расположении образуется соответствующая ярусность в строении корневых систем.

Неблагоприятное сочетание химических элементов может угнетающе влиять на рост корневых систем, а иногда и препятствовать их росту. Наличие в почве легкорастворимых солей, таких как сульфаты натрия и магния, хлориды кальция, магния и натрия, нитраты кальция, магния и натрия, даже в небольшой их концентрации отрицательно воздействует на развитие корневых систем древесных растений. Наиболее вредны нормальная сода, сульфат магния и все хлориды.

Физические свойства почвы. Рыхлая, дисперсная структура почвы предопределяет наличие в ней свободных пространств, занимаемых корнем в процессе роста. Дисперсность и другие свойства почвы обусловливают также наличие в почве влаги в различных ее формах, воздуха, мельчайших минеральных и органических частиц, которые во взаимодействии с кислотами, углекислым газом и другими соединениями, превращаясь в водные растворы, усваиваются растениями. Важным фактором, оказывающим влияние на формирование корневых систем, является размер частиц — продуктов выветривания горной породы, составляющих твердую фазу почвы.

Преобладание в почве сравнительно крупных частиц делает ее практически более проницаемой для корня. Малое содержание мелких глинистых и илистых частиц в легких почвах становится причиной менее интенсивного выделения в почвенный раствор химических элементов, что делает почвы более бедными. Преобладание мелких глинистых и илистых частиц размером менее 0,001 мм увеличивает трофность почвы. Однако мельчайшие частицы значительно плотнее соприкасаются друг с другом, что повышает плотность почвы, уменьшает ее порозность и увеличивает механическое сопротивление, оказываемое корню почвой. Глинистые и илистые частицы иногда скрепляются гидроокисью железа, а иногда, в более глубоких слоях почвы, вновь образуются сами из окислов кремния, алюминия, железа, магния, калия. В зонах, где это происходит, значительно возрастает плотность почвы, что может стать серьезным препятствием для роста корня. Это свойственно, например, оподзоленным почвам с наличием горизонта ортштейна.

Горизонты уплотненной почвы могут формироваться не только при подзолообразовательном процессе. У южных черноземов такой горизонт образуется в результате отложения карбонатов, обычно в виде «белоглазки». На почвах с высоким уровнем грунтовых вод могут образовываться уплотненные глееватые прослойки.

При плотности почвы 1,4—1,5 г/см3 рост корней приостанавливается.

В условиях тяжелых почв большое влияние на формирование корневых систем оказывает неравномерное уплотнение почвы. Естественная монолитность почвы, формирующаяся под влиянием силы тяжести и ее физико-химических свойств, нарушается наличием ходов землеройных животных, червей, старых корней, различного рода трещин, вследствие чего образуются зоны менее плотной структуры. В процессе роста корни активно используют эти зоны — био-, ризо — и архитектонику почвы. В отличие от песчаных, тяжелые почвы образуют значительно более крупную и глубоко идущую сеть микроучастков пониженной плотности, что облегчает проникновение корней на большую глубину.

Различие в плодородии почвы значительно влияет на интенсивность роста как горизонтальных, так и стержневых корней. Изменение интенсивности роста скелетных корней в связи с почвенными условиями вызывает соответствующие изменения в процессе и конечных результатах их формирования.

Под влиянием почвенных условий изменяется соотношение интенсивности роста стержневых и горизонтальных корней: для сосны в пределах 0,5—1,0, для дуба 0,5—2,6. Данные таблицы позволяют сделать вывод о наличии существенного различия в интенсивности роста стержневых и горизонтальных корней у сосны и дуба. На дерново-подзолистых почвах у дуба в 14-летнем возрасте рассматриваемое соотношение в 2,5—3 раза больше, чем у сосны. С ухудшением почвенных условий соотношение интенсивности роста стержневых и горизонтальных корней увеличивается, интенсивность роста горизонтальных корней при этом снижается в большей степени, чем стержневых. В конечном результате под влиянием особенностей почвенной среды формируется соответствующая структура корневой системы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Задание Как влияет состав почвы на рост растений ? -

Цель исследования – собрать новую информацию о почве, показать результаты эксперимента по теме: «Почва. Влияние почвы на рост растений».Неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязанопочве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой родимой. Люди всегда бережно относились к земле. В русских народных пословицах говорится:  «Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». О значении земли в жизни людей говорят и образные выражения, например: земной поклон.Слово земля имеет различные значения. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы.  Родина для русского человека, как и земля, всегда имела огромное значение. В былинах звучитназвание нашей страны, государства  «Мать-Сыра-Земля». «Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!». От нее напитывались русские богатыри силой, она помогала им в их подвигах. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.Из книг мы узнали, что Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер. Бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему такое значение придаётся плодородию почвы?  Нас заинтересовала эта тема, и мы решили отправиться на поиски ответов на вопросы:·А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?Она и сильная, и богатая, и щедрая. Вечная ли она?Чем дышит почва, из чего состоит?Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные цветущие, а у другой чахлые?Почему на крохотном островке земли на крыше моего подъезда растёт деревце?Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.Задачи исследования:      собрать и изучить информацию о почве;узнать о проблемах почвы и её охране;подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества для проведения опытов с почвой;познакомиться  и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;изучить условия роста растений в различных почвах;проанализировать полученные результаты.Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при определенных условиях; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.Работая над темой,  я узнала много интересного и полезного о почве.В учебнике по окружающему миру мы прочитали, что главное богатство почвы – перегной. Про богатые перегноем почвы – чернозём великий русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас».Третью часть почв территории Башкортостана занимают чернозёмы. Почвы нашего края называют богатством, «чудесной кладовой». Недаром башкирский поэт Мустай Карим воспевает щедрость родной земли.Здесь почва жирная кругом,Она от жира вся сочиться,Она под золотым лучомБлестящей влагою искриться.Там, где почвы не так плодородны, люди вносят удобрения. На уроке Литературы и Культуры Башкортостана мы узнали, что в г. Мелеуз есть предприятие, которое производит минеральные удобрения  («Мелеузовские минеральные удобрения»).Толщина слоя почвы бывает раной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.В лаборатории кабинета биологии и химии подобрали оборудование для опытов. Подготовили образцы почвы. Помним о безопасном обращении со спиртовкой, стеклянными колбами и воронкой. Опыты проводили в школе на уроках окружающего мира и в свободное от учёбы время.Опыт 1.  Бросили комочек сухой почвы в стакан водой. В стакане появились мелкие пузырьки.Значит, в состав почвы входит воздух. 

Оцени ответ

eurasia96.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта