Технологическая карта способы размножения растений 6 класс. Технологические карты для 6 класса по темам «Размножение голосеменных растений», « Размножение покрытосеменных растений»,«Опыление у цветковых растений» с применением СДП

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Способы размножения растений". Технологическая карта способы размножения растений 6 класс


Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Способы размножения растений"

Урок 22.

Способы размножения растений

познакомить учащихся со способами размножения растений;

— сформировать понятия: половое, бесполое, вегетативное размножение, гамета, зигота, сперматозоид, спермий, яйцеклетка;

— продолжить формирование умения работать с учебником.

Образовательные ресурсы

Таблица «Вегетивное размножение растений». Электронное приложение учебника.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация знаний

  4. Изучение нового материала

  5. Первичное осмысление и закрепление изученного

  6. Итоги урока

  7. Домашнее задание

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия

Половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета; зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка.

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Учащиеся знают, что размножение — одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Организационная структура урока

- Какие условия необходимы для прорастания семян?

- Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

- Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Устные ответы.

Письменная проверка знаний. (прил 1)

Создает условия для проведения проверочной работы. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

Выполняют в тетради тестовый контроль

Индивидуальная

Ответы записывают в рабочей тетради.

III. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

Организует беседу по вопросам:

- Что такое спора?

- Какие низшие и высшие споровые растения вы знаете?

- Какие органы растения называются вегетативными?

- Какие органы растения называются генеративными?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Устные ответы.

IV. Изучение нового материала

1. Размножение — одно из важнейших свойств живого организма. Биологическое значение размножения.

Беседа с уточнениями и дополнениями учителя.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Индивидуальная

Устные ответы.

2. Характеристика бесполого размножения.

Объяснение учителя.

Слушают. Выполняют задание 94 в рабочей тетради.

Индивидуальная

Ответы записывают в рабочей тетради.

3. Характеристика полового размножения

4. Преимущество полового размножения перед бесполым.

Просмотр видеоматериала. Комментарии учителя.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Индивидуальная

Устные ответы.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного

Закрепление знаний о способах размножения растений.

Поясняет задание.

(Выполнение заданий 95,97 в рабочей тетради с последующим обсуждением.)

Индивидуальная

Ответы записывают в рабочей тетради.

Устные ответы.

Тестовые задания (эл. приложение) тест 2.

Организует выполнение тестовых заданий с целью проверки усвоения нового материала. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют тестовые задания. Проводят взаимопроверу.

Парная работа

Ответы записывают в рабочей тетради.

VI. Итоги урока

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

Выполняют задания

Индивидуальная

Оценивание работы учащихся

VII. Домашнее задание

Изучить §21 учебника, выполнить задания 96 в рабочей тетради.

Повторить материал о строении высших и низших споровых растений.

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Тест. Прорастание семян.

Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

1. Первым при прорастании появляется:

А. Корешок

Б. Семядоли

В. Стебелек

2. Во время прорастания зародыш питается:

А. Вообще не питается

Б. Запасными питательными веществами

В. Минеральными веществами почвы

3. Для прорастания семян необходимы:

А. Кислород

Б. Все варианты верны

В. Вода

Г. Тепло

4. Семя имеет:

А. Только запас питательных веществ

Б. Зародыш с запасом питательных веществ

В. Только зародыш

5. Высокая t прорастания нужна для:

А. Огурца

Б. Пшеницы

В. Гороха

Г. Ячменя

6. Глубина заделки семян зависит от:

А. Количества воды и воздуха в почве

Б. Размеров семени и структуры почвы

В. Размеров семени и количества воды

7. Потеря всхожести семян – это следствие:

А. Переизбытка воды

Б. Гибели зародыша

В. Недостатка воздуха

8. Органические вещества, содержащиеся в семенах, растение запасает для:

А. Животных и человека

Б. Всех органов растения

В. Зародыша семени

9. Холодостойкими называют растения:

А. Зимующие под снегом зелеными

Б. Растущие в экстремальных условиях

В. Семена которых прорастают при низких t

10. Во время набухания семена увеличиваются за счет:

А. Прорастания

Б. Недостатка воды

В. Впитывания воды

11. Семядоли остаются внутри семени при:

А. Подземном прорастании

Б. Надземном прорастании

В. Неглубоком посеве

Проверка знаний по теме «Способы размножения растений»

1. Увеличение числа особей является примером проявления у растений следующего жизненного свойства:

А. роста

Б. размножения

В. обмена веществ

Г. движения

2. Вегетативное размножение осуществляется растениями с помощью:

А. спор

Б. вегетативных органов

В. семян

Г. гамет

3. Из перечисленных способов размножения к половому относится:

А. черенкование

Б. семенное размножение

В. почкование

Г. спорообразование

4. Половое размножение у растений:

А. всегда более эффективно, чем вегетативное размножение

Б. приводит к появлению организмов с признаками обеих родителей

В. обеспечивает передачу дочернему организму признаки от одного из родителей

Г. всегда осуществляется при участии только одного родителя

5. Размножение спорами это один из способов:

А. семенного размножения

Б. бесполого размножения

В. полового размножения

Г. вегетативного размножения

infourok.ru

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

У: Добрый день дорогие ребята!

Сегодня вы работаете в группах. Каждая группа имеет свое название: “Земляничка”, “Папоротник”, “Фиалка” и “ Лаборатория”.

 

Актуализация знаний, определение темы урока “Знаю – Рисунок” (2 мин.)

У: А сейчас посмотрите на слайды, что вы здесь видите? (Слайд № 1) Д: Цветок один – клумба цветов; на карте два города и много городов и человек с помощью ксерокса размножает рисунок.
У: Какое понятие (процесс) объединяет эти рисунки? Д: Размножение.
У: Что вы понимаете под размножением? (Слайд № 2)

К доске прикрепляется слово РАЗМНОЖЕНИЕ.

На доске заранее вывешиваются картинки органов растения.

Д: Увеличение чего-либо.
У: Что изображено на рисунках?
Д: Органы растений: цветок, корень, плод, побег.
У: Зачем эти органы растению нужны? Д: для роста, питания, размножения.
У: При помощи этих органов может, происходит размножение растений.

О чем сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока (слайд № 3).

Д: Размножение растений.

(Запишите тему урока в тетрадь)

Мотивационный этап “Важность – рисунок” (3 мин.)

У: Ребята скажите, а для чего нам нужно знать, как размножаются растения? Обратим внимание на слайд № 4, что мы видим? Д: Пшеничное поле, плоды яблони, хлопок, лес.
У: Зачем нам нужны эти растения? Д: Пища, одежда, отдых, свежий воздух,
У: Человек заинтересован в том, чтобы растений было больше? Д: Да
У: А это и есть результат…… Д: ... размножения.
У: Ребята скажите, по выполняемым функциям какие здесь изображены органы? Д: вегетативные и генеративные органы.
У: За что отвечают генеративные органы? Д: За половое размножение.
У: А за что отвечают вегетативные органы? Д: За вегетативное размножение – бесполое размножение.
У: Молодцы! Вы сейчас сами ответили на следующий вопрос. Сколько способов размножения существует в природе?

Ребята меня мучает один вопрос.

“Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! Я думаю, что в конце урока вы мне ответите на этот вопрос (мотивация)

Д: Два: половое и бесполое размножение.

Целеполагание, объяснение алгоритма действий “Маршрут – Направление” (3 мин.)

У: Сегодня вы работаете в группах по технологическим картам (Приложение 2). Найдите свои карты и возьмите их в руки (показ технологических карт), а у лаборатории своя инструкция по выполнению работы (Приложение 3). На каждом столе есть, задание к технологической карте (Приложение 4), найдите их. Распределите между собой задания. Следуя, этой карте вы должны, выполнить задания и рассказать о проделанной работе. На работу отводится 8 минут.

У: Сейчас посмотрите на технологические карты и сформулируйте свою цель, начиная со слов: Изучить…

У: Ребята из “ Лаборатории” рассказывают о своей работе и показывают, что у них получилось.

У: В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны составить общую схему размножения растений.

Д: Цели:

“Земляничка”: изучить бесполое размножение растений (технологическая карта № 1)

“Папоротник”: изучить споровое размножение (технологическая карта № 2).

“Фиалка”: изучить половое размножение (технологическая карта №3).

“Лаборатория” размножить хлорофитум и лук (технологическая карта № 4)

Самостоятельная практическая работа учащихся “Поиск – Деятельность”  (8 мин.)

Сопровождение работы Распределение заданий. Работа в группах

Оформление информационного поля “Знания – Ресурсы”  (6 мин.)

У: Сейчас представители групп дают свои ответы. Другие группы внимательно сравнивают ответы ребят с эталоном на слайде (слайды № 5-7). Каждый после ответа в листе самооценки (найдите лист самооценки) выставляет себе оценку по критериям которые у вас лежат на столе.

У: Ребята из “Лаборатории” (технологическая карта №4) рассказывают о своей работе и показывают, что у них получилось.

У: Похвалить ребят о проделанной работе.

У: О каких способах размножения мы узнали на уроке?

Д: О половом и бесполом размножении (на доске прикрепляются слова бесполое и половое).

Ответы учащихся.

Трансляция полученных знаний.

Сравнение с образцом, исправление.

Самооценка.

Оформление знакового поля “Итог – Схема” (4 мин.)

У: А сейчас материал урока продемонстрируем в виде схемы (технологическая карта №5). Для этого у вас есть набор инструментов (показать): цветные кружки, клей, бумага формата А3, сделайте общую схему размножения. Цвет имеет значение и очень важное!!! Объясните почему.

У: Демонстрация схем, сравнение, выбор правильной схемы и ее размещение на доске. При обнаружении ошибок найти и их исправить.

Все группы выполняют технологическую карту №5

“Земляничка” и “Фиалка” создают схему по половому размножению, а “Папоротник” и “Лаборатория” создают схему бесполого размножения.

Мотив: однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.

Домашнее задание: раскрасить схему размножения растений (Приложение 5) и вклеить в рабочую тетрадь.

Ответ детей: не будет разнообразия, развития растительного мира.

Включение в систему знаний “Я применяю” (3 мин.)

Рефлексия:

У: Помогут ли нам в экономии денег семейного бюджета знания этой темы? Интересно?! Для этого давайте порассуждаем. Скажите, сколько, стоит 1 кг зеленого лука? Обычно продают, его граммами 100 гр. по 20 руб. Вроде и недорого. В день семья из 3 человек съедает по 100 гр. Сколько денег уйдет на лук за 1 месяц и 9 месяцев? 30•20= 600 руб. в месяц, а за 9 месяцев 600•9= 5400 руб. Получается достаточно большая сумма.

А ведь он так полезен нашему организму “Лук – от всех недуг”.

У: Явная экономия для семьи.

Сделать подарок маме к празднику 8 МАРТА вырастить своими руками зеленый лук (слайд №8). Здорово! И на новые ролики будут деньги.

У: У кого возникло желание вырастить зеленый лук у себя дома?

Слова благодарности за урок.

Вы сегодня молодцы поработали все от души!

Рефлексия:

Дети поднимают руки и дают свое согласие.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Технологическая карта урока "Вегетативное размножение " 6 класс

Технологическая карта разработана

Мосоловой Оксаной Ивановной, учителем биологии МБОУ «СОШ № 40» г. Курска

Тема урока: «Вегетативное размножение покрытосемянных растений» 6 класс, учебник В.В. Пасечник.

Цели по содержанию:

 Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».

 Развивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

 Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Планируемые результаты учебного занятия:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).

4. умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и практическую работу.;).

Коммуникативные УУД

1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Задачи: Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и формы обучения : объяснительно - иллюстративные, частично - поисковый: индивидуальная, фронтальная, практическая.

Образовательные ресурсы: презентация.

Оборудование: компьютер, растения

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценивания, технология обучения в сотрудничестве, элементы здоровьесберегающей технологии .

Этап

Задачи этапа

Виды деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Формирование УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать, благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку, постановка проблемы в виде показа презентации о вегетативном размножении

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решать

Личностные УУД

Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Коммуникативное УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида.

Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?

Какие виды размножения вы знаете?

Дать определение.

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения?

Каким способом можно размножить домашние цветы, если они у нас не имеют семян?

Итак, послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

- На часах только девять утра, а солнце уже припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь, каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».

Размножение – это …

Половое и бесполое

Бесполым путем.

учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы.

учащиеся высказывают свои предложения, формулируют тему урок

Регулятивные УУД

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Цель: выяснить каково значение размножения, какие виды размножения бывают.

Первичное усвоение знаний

Почему форма размножения названа вегетативной? Давайте вспомним, из каких органов состоит растение , какие органы называются генеративные и вегетативные.

С помощью предложенных вам карточек (приложение 1) дополните предложения и сделайте записи в тетради

Вегетативные органы растения это ………(корень, стебель, листья).

Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).

Размножение с помощью органов растения – называется ….(вегетативным размножением)

Вегетативное размножение - это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского онанизма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клоном, а сам процесс- клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его способность к регенерации.

Давайте выясним, какие основные способы вегетативного размножения существуют самостоятельно с помощью учебника страницы 138-144

заполните таблицу (приложение 2)

«Способы вегетативного размножения»

после заполнения таблицы учитель задает проблемные вопросы

Первое упоминание о сорте черного тюльпана относится к 1637 году, промышленное получение и повсеместное распространение сортов тюльпанов с черным цветком началось в 1986 году. Как размножают тюльпаны?

Обнаружены новые виды орхидей, коллекционеры заказали растения, получить семена в теплице не удалось, сбор растений в местах произрастания запрещен. Как размножить растение?

В 1888 г. И.В. Мичурин нашёл ветвь с очень крупными плодами на дереве антоновки могилёвской белой. Этот побег дал начало сорту антоновка полуторафунтовая, которая отличается от исходного сорта размерами плодов, изменённым вкусом и букетом.

В начале ХХ века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта голден делишес обнаружили побеги, давшие начало сортам ред делишес и старкримсон.

Какой способ применяли для размножения новых сортов?

Мы изучили способы вегетативного размножения . А какого его значение?

Значение вегетативного размножения:

Биологическое значение вегетативного размножения.

• значительно быстрее захватить необходимую им площадь

• быстрее расселиться на большой территории

• Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида, все признаки материнского растения.

• Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.)

• Если семенное размножение затруднено, и вегетативный способ размножения является единственным

Хозяйственное значение вегетативного размножения.

1.Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений

2.Необходимость сохранения наследственных признаков сорта

3.Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном

4.Успешная конкуренция с другими растениями.

5.Растения, появившиеся путем вегетативного размножения могут раньше перейти к плодоношению.

6.Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например, могут измениться размеры растения.

Учащиеся находят на рисунке органы растения делают записи в тетради

учащиеся самостоятельно работают с учебником,

делают записи в тетради

ответы учащихся

учащиеся высказывают свои версии, делают записи в тетради

Коммуникативные УУД

1 . Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД

1.Уметь выделять необходимою информацию; структурировать знания.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Физкультурная минутка

Показ упражнений. Контроль за выполнением команд

Выполнение физических упражнений

Первичное закрепление

Обеспечение восприятия, осмысление первичного запоминания детьми изучаемой темы

А теперь, кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансевьера). Работая сообща, в течение двух минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение?

Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”

Проверим ваши решения с помощью подсказок (приложение 3), которые находятся в конвертах на столах микрогрупп.

самостоятельная работа в группах, ответы учащихся

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Наш урок подходит к концу.

Домашнее задание.

параграф 25

подготовьте

проект: «Зеленый уголок»

попробуйте вегетативно размножить какое-либо комнатное растение (предварительно составьте план своих действий)

результат принесите в школу. Надеюсь, что ваша работа принесет результат, а созданный с вашей помощью зеленый уголок в школе или дома будет не только дарить хорошее настроение, но и сохранять здоровье.

Записывают в дневники домашнее задание, задают интересующие их вопросы

Регулятивные УУД

1.Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Оцените нашу работу на уроке.

Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над, чем поработать дома...

Оценивают свою работу на уроке, задают вопросы учителю

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Приложение 1

Приложение 2

Виды вегетативного размножения.

№ п/п

Способ размножения

С помощью чего происходит

Примеры

1.

Размножение черенками

2.

Размножение ползучими побегами

3.

Размножение отводами

4.

Размножение видоизмененными подземными побегами

5.

Размножение прививкой (окулировка)

Приложение 3

Подсказки для работы в микрогруппах.

Хлорофитум – лучше всего вегетативно размножать ползучими побегами. На растении образуются удлинённые побеги, стелющиеся вдоль земли. В местах соприкосновения с землёй образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным. Кроме хлорофитума в природе так размножаются земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква.

Диффенбахия – лучше всего размножается вегетативно: побеговыми черенками. От взрослого растения отрезают черенок с 3-4 листьями или почками. Черенки ставят в ёмкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни. Кроме диффенбахии таким способом размножают традесканцию, герань, смородину.

Фиалка узамбарская – лучше всего вегетативно размножать листовыми черенками. Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные корни и придаточные почки. Кроме фиалки таким способом размножают сансевьеру, бегонию.

Сансевьера – лучше всего вегетативно размножать листовыми черенками. Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные корни и придаточные почки. Кроме сансевьеры таким способом размножают фиалку узамбарскую (сенполию), бегонию.

Гиацинт – лучше всего вегетативно размножать видоизменёнными побегами луковицей. Из боковых почек на материнской луковице (видоизменённом побеге) образуются «детки» – дочерние луковицы.

www.metod-kopilka.ru

Технологическая карта урока для 6 класса «Вегетативное размножение»

Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. Пасечник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

Задание. Рассмотрите слайд. Определите, о чём идёт речь?

Что такое размножение?

Размножение – важное свойство всех организмов и растений в том числе. Оно обеспечивает существование жизни на Земле. Посмотрите на карту мира, наша Родина великая Россия, занимает самую большую территорию.

Демонстрация слайдов « Растительный покров РФ».

При просмотре включить музыку.

Среди растений господствуют покрытосеменные растения (цветковые).

Задание. Вспомните способы размножения растений и заполните схему.

Задание. .Подпишите органы цветкового растения. Назовите органы семенного размножения, вегетативные органы.

Ответы детей

О размножении

Увеличение количества особей.

Способы размножения цветковых растений

(семенное) (вегетативное)

2.

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

Задание. Послушайте, о чём говорят органы.

Собрались однажды все органы растения, да и заспорили.

Мы – генеративные органы (плоды с семенами). Что семенное размножение самое лучшее…

Крайне не согласны с Вами ,- возмутились вегетативные органы. Не спорьте, друзья!

Ребята, давайте поможем им и разрешим их спор. В чём суть спора?

Итак, наша задача выяснить, какой способ размножения имеет преимущество (семенное или вегетативное)?

Какой способ лучше?

3.Построение выхода по решению учебной задачи

4.Выполнение действий по алгоритму

Как найти ответ на этот вопрос? Выведение алгоритма.

По ходу работы заполняют таблицу.

Способы размножения цветковых растений.

Алгоритм

1.Составить характеристику каждого способа.

2. Оценить возможности каждого способа

( преимущества и недостатки).

3. Занести информацию в таблицу.

4. Проанализировать данные и сделать вывод.

Способ

Семенное

Характеристика

Размножение семенами

Возможности

+ Семена развиваются внутри цветка, имеют приспособления для распространения, зародыш семени имеет запас питательных веществ, зародыш семени образуется при слиянии 2-х гамет от разных организмов, наследственные признаки родителей перекомбинируются.

- длительное время от цветения до образования семян, существуют растения цветут не каждый год, некоторые 1 раз за свою жизнь.

Вегетативное

Размножение частями растения

Д презентации « Вегетативное размножение»

Работа в группах. Рассказ и показ одного из способов размножения.

+ быстрое расселение и захват новых территорий

- все потомки одинаковы

Вывод: Оба способа необходимы растениям. Семенное обеспечивает разнообразие биологического материала. Вегетативное размножение отличается быстротой, позволяет захватывать новые территории

  1. Первичное закрепление знаний

Задание. Изучите материал о размножении культурой ткани. Пользуясь планом, оцените возможности данного способа. К какому из 2-х способов его следует отнести почему?

  1. Включение знаний в систему

Задание в первый столбик запишите № картинок с указанием семенного размножения, во второй – вегетативного.

Во втором столбике назовите способы вегетативного размножения.

Выполняют задание

  1. Итоги урока. Рефлексия

Беседа

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

_ Удалось нам её выполнить?

Что нового вы узнали?

Просмотр слайдов, музыка и стихи о сохранении природы.

  1. Домашнее задание

Параграф 43, изучить

doc4web.ru

Технологические карты для 6 класса по темам «Размножение голосеменных растений», « Размножение покрытосеменных растений»,«Опыление у цветковых растений» с применением СДП

Григорьева Наталья Николаевна, учитель биологии

МОКУ «СОШ №2 п. Кировский Кировского района» Приморского края

Технологические карты из серии уроков биологии для 6 класса по теме «Способы размножения растений»: «Размножение голосеменных растений», « Размножение покрытосеменных растений» , «Опыление у цветковых растений» с использованием технологии системно – деятельностного подхода к УМК В.В. Пасечника

Технологическая карта урока 6 класс

Тема Размножение голосеменных растений.

Цель: изучить цикл развития голосеменных растений

Задачи:

Образовательные.

1. Познакомить учащихся с циклом развития голосеменных растений.

Развивающие.

1. Продолжить формирование представление о размножении –Продолжить развитие умений анализировать, делать выводы.

Продолжить развитие познавательного интереса, путем использования дополнительной литературы, справочных материалов, слайдовой презентации.

Воспитательные.

1. Продолжить формирование научного мировоззрения ( размножении - важном свойстве всех организмов и растений в том числе, которое обеспечивает существование жизни на Земле.).

Методы: технология системно- деятельностный подхода

Оборудование: учебник биологии для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику, шишки и ветки хвойных, таблица «Цикл развития сосны».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности. Активизация знаний

Постановка учебной задачи

ПРОВОДИТ вводную беседу для определения темы урока и цели урока.

- Какую тему мы изучаем?

- Что такое размножение?

- Какие способы размножения существуют?

Назовите споровые растения и укажите способы размножения данной группы.

Вывод. Споровые растения имеют разные жизненные циклы, в которых присутствуют чередование бесполого и полового поколения. В их жизненном цикле существуют СПОРЫ - специальных клеток, служащие для размножения.

Пользуясь форзацем учебника определите какие существуют растения помимо споровых.

На какие 2 группы их делят?

Почему им дали такие названия?

С помощью чего размножаются растения данной группы?

У цветковых семя образуется на месте цветка, после процесса оплодотворения, в завязи пестика. ( Демонстрация таблицы и модели цветка).

Какой это процесс?

Ребята, голосеменные относятся к семенным растениям, но как мы отметили у них нет цветка.

Какие вопросы у вас возникают о размножении голосеменных?

Таким образом, тема нашего урока

Размножение голосеменных.

Мы поставили перед собой вопрос.

Каким способом размножаются голосеменные?

Воспринимают информацию. Осуществляютт диалогические высказывания. (УУД-познавательные, личностные, коммуникативные).

Варианты ответов детей .

-Мы изучаем тему « Размножение растений»

-Размножение –увеличение количества особей.

Воспроизведение себе подобных.

-Бесполое и половое.

Рассказ учеников по таблицам

Семенные.

На голосеменные и покрытосеменные.

У голосеменных семена лежат голо, а цветковых они внутри плода.

Семенами

Половой.

Каким способом размножаются голосеменные? Как у них появляется потомство?

www.prodlenka.org

урок по биологии в 6 классе Способы размножения растений

урок по биологии в 6 классе Способы размножения растений

Автор: edu1

Методическая копилка - Биология

Тема урока: «СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ».

Класс: 6 класс

Автор:Стародубцева Е.П.,учитель биологии МКОУ «Знаменская сош» Щигровского района Курской области

Тип урока: урок изучения нового материала по традиционной классификации, конструирования способа действия по ФГОС.

   Результативность обучения - применение УУД при изучении особенности процесса размножения и его роли в жизнедеятельности растения;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, гамета, сперматозоид, спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ;

Цели деятельности учителя:

üОбразовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».

üРазвивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

üВоспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять особенности процесса размножения и его роль в жизнедеятельности растения;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, гамета, сперматозоид, спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ;

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Задачи:   Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Методы и формы обучения : объяснительно - иллюстративные, слово учителя, частично - поисковый : индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы : Интернет – ресурс   презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор,   карточки, гербарий, дидактический материал.

Используемые технологии : ИКТ при объяснении и закрепление нового материала, элементы критического мышления, технология оценивания, здоровьесберегающие.

Домашнее задание: § 21, вопросы, задания №№ 145-147, подготовить сообщения «Размножение водорослей», «Размножение мхов», «Размножение папоротников».

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

 

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

1.Жизнь на Земле существует благодаря особому свойству живого. Назовите это свойство.

2. Как вы думаете какова цель нашего урока ?

Ответы учащихся

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Цель: Выяснить каково значение размножения, какие виды размножения бывают.

 

II.

Совместное открытие знаний.

1. – Какая часть клетки определяет её строение и функции? Почему?

– Для всех ли клеток характерно деление? Почему?

2. Закончите предложение:

1.Вегетатиные органы растения это ………(корень, стебель, листья).

2.Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).

3.Как вы понимаете слово «размножение»?

4. Работа с учебником.

– Используя текст § 21,Сформулируйте и выпишите РАЗМНОЖЕНИЕ- это …..

5.Способы размножения растений ( Составьте схему.   Слайды 2   )

6.Вегетативное размножение  

– Дополните схему примерами. Слайды 3-1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Распределите выданные вам гербарии на размножающиеся спорами и семенами растения. Почему вы так решили? (Одна группа размножается спорами ,а вторая группа размножается семенами).

Спора – одна клетка, семя - многоклеточный орган).

8.Половое размножение (работа с понятиями:

ГАМЕТА , СПЕРМИЙ ,

ЯЙЦЕКЛЕТКА ОПЛОДОТВОРЕНИЕ , ОПЫЛЕНИЕ)

Слайды 11-14

Ответы уч-ся

Самостоятельная работа уч-ся

Работа с гербариями

Ответы детей

Слушают ,запоминают

Коммуникативные УУД

1 . Умение полно и точно выражать свои мысли;   владение монологической и диалогической формами речи.  

Познавательные УУД

1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

ТОУУ

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные:

 

III. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в парах. Вопросы для обсуждения (минута на обсуждение и версия от пар учеников).     1

Приведите примеры полового и бесполого способа размножения, известных вам растений.

2.Соотнесите признаки растений с их представителями.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ?

3. В чём преимущества бесполого размножения?

4. В чём преимущества полого размножения?

5. В чем заключается биологическое значение размножения?

Ответы детей

 

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать само-стоятельно выработан-ные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

6. Рефлексия.

 

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было интересного?

- Определите своё настроение в конце урока.

- Оцените нашу работу на уроке.

Фронтальная беседа

Регулятивные УУД

5. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

Домашнее задание.

§ 21, подготовить сообщение на выбор по теме: «Размножение водорослей», «Размножение мхов», «Размножение папоротников».

.

 

Регулятивные УУД

6.Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Литература:

1.В.Н. Гришин , Е.А.Трофимова , А.С. Гришина

Методическое пособие ПО БИОЛОГИИ для повышения квалификации учителей-предметников. Москва2012г.

2. В.В. Пасечник Биология 6 класс. М. 2010г.

3. В.В. Пасечник Биология 6 класс (рабочая тетрадь). М. 2010г.

shi-znam.ru

Технологическая карта урока для 6 класса «Вегетативное размножение»

Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. Пасечник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

Задание. Рассмотрите слайд. Определите, о чём идёт речь?

Что такое размножение?

Размножение – важное свойство всех организмов и растений в том числе. Оно обеспечивает существование жизни на Земле. Посмотрите на карту мира, наша Родина великая Россия, занимает самую большую территорию.

Демонстрация слайдов « Растительный покров РФ».

При просмотре включить музыку.

Среди растений господствуют покрытосеменные растения (цветковые).

Задание. Вспомните способы размножения растений и заполните схему.

Задание. .Подпишите органы цветкового растения. Назовите органы семенного размножения, вегетативные органы.

Ответы детей

О размножении

Увеличение количества особей.

Способы размножения цветковых растений

(семенное) (вегетативное)

2.

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

Задание. Послушайте, о чём говорят органы.

Собрались однажды все органы растения, да и заспорили.

Мы – генеративные органы (плоды с семенами). Что семенное размножение самое лучшее…

Крайне не согласны с Вами ,- возмутились вегетативные органы. Не спорьте, друзья!

Ребята, давайте поможем им и разрешим их спор. В чём суть спора?

Итак, наша задача выяснить, какой способ размножения имеет преимущество (семенное или вегетативное)?

Какой способ лучше?

3.Построение выхода по решению учебной задачи

4.Выполнение действий по алгоритму

Как найти ответ на этот вопрос? Выведение алгоритма.

По ходу работы заполняют таблицу.

Способы размножения цветковых растений.

Алгоритм

1.Составить характеристику каждого способа.

2. Оценить возможности каждого способа

( преимущества и недостатки).

3. Занести информацию в таблицу.

4. Проанализировать данные и сделать вывод.

Способ

Семенное

Характеристика

Размножение семенами

Возможности

+ Семена развиваются внутри цветка, имеют приспособления для распространения, зародыш семени имеет запас питательных веществ, зародыш семени образуется при слиянии 2-х гамет от разных организмов, наследственные признаки родителей перекомбинируются.

- длительное время от цветения до образования семян, существуют растения цветут не каждый год, некоторые 1 раз за свою жизнь.

Вегетативное

Размножение частями растения

Д презентации « Вегетативное размножение»

Работа в группах. Рассказ и показ одного из способов размножения.

+ быстрое расселение и захват новых территорий

- все потомки одинаковы

Вывод: Оба способа необходимы растениям. Семенное обеспечивает разнообразие биологического материала. Вегетативное размножение отличается быстротой, позволяет захватывать новые территории

  1. Первичное закрепление знаний

Задание. Изучите материал о размножении культурой ткани. Пользуясь планом, оцените возможности данного способа. К какому из 2-х способов его следует отнести почему?

  1. Включение знаний в систему

Задание в первый столбик запишите № картинок с указанием семенного размножения, во второй – вегетативного.

Во втором столбике назовите способы вегетативного размножения.

Выполняют задание

  1. Итоги урока. Рефлексия

Беседа

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

_ Удалось нам её выполнить?

Что нового вы узнали?

Просмотр слайдов, музыка и стихи о сохранении природы.

  1. Домашнее задание

Параграф 43, изучить

docbase.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта