Биология 6 класс группы растений. Урок по биологии в 6 классе на тему «Группы растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по биологии в 6 классе на тему «Группы растений». Биология 6 класс группы растений


Растительные сообщества в биологии – растения, их ярусность (6 класс)

Для разных местностей характерно наличие конкретного растительного сообщества. Возможность растений существовать в определённых условиях формирует неравномерный растительный покров планеты.

Определение

Чтобы понять, как сосуществуют растения на планете, следует знать, что такое растительное сообщество в биологии. Сообществом называют совокупность и взаимодействие растений, произрастающих на одной территории в определённых климатических и геологических условиях. По-научному сообщество называется фитоценозом.

Для конкретного сообщества свойственны определённые виды растений схожие между собой. В зависимости от условий (продолжительная или короткая зима, засушливость, скалистость) для каждой местности характерно незначительное или богатое видовое разнообразие.

Сообщества растений наряду с зооценозом (разнообразие животных) и микробиоценозом (совокупность растительных и животных микроорганизмов) составляют биоценоз. Это понятие означает совокупность всех живых организмов, населяющих определённую местность.

Условия

Основными условиям формирования сообщества растений являются:

  • рельеф местности;
  • влажность;
  • температура;
  • продолжительность светового дня;
  • вид почвы;
  • ветреность;
  • насыщенной атмосферы кислородом.

Все растения растительного сообщества приспосабливаются к определённым условиям и взаимному сосуществованию. Одни растения могут влиять на жизнь других, конкурируя и создавая иерархию или ярусность сообщества.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

Больше всего ярусов наблюдается в лесу. Здесь идёт борьба за солнечный свет. Более успешными являются деревья с большими кронами. Они поглощают больше света и затеняют другие растения, затрудняя их рост. В засушливых зонах растения конкурируют за воду, проникая глубже в почву и мешая укорениться соседям.

Рис. 1. Ярусы растительного сообщества.

Разнообразие

Выделяют несколько сообществ растений:

  • леса;
  • луга;
  • степи;
  • болота;
  • пустыни;
  • тундры.

Рис. 2. Луг.

Сообщество может формироваться естественным и искусственным путями. В первом случае процесс происходит спонтанно и занимает продолжительное время от сотен до нескольких тысяч лет. Искусственное сообщество создаётся человеком за непродолжительное время. К таким сообществам относятся парки, огороды, сады, посевные поля. Человек сам формирует условия, внося необходимые удобрения, создавая парники, увлажняя почву.

Смена

Сообщество может меняться. Природная смена происходит вследствие лесных пожаров, селей, осыпей. Деятельность человека также способствует изменению. Уничтожение растительности скотом, вырубка леса, возделывание сельскохозяйственных земель, осушение болот и озёр заменяют одно сообщество на другое (например, лес на луг).

Рис. 3. Вырубка лесов – изменение сообщества.

Смена сообщества человеком может приводить к исчезновению видов растений и животных. Для естественного восстановления биоценоза понадобится ни одна сотня лет. Поэтому важна охрана окружающей среды.

Сообщество является фундаментом биоценоза. Растения, являясь источником питания и местом проживания, создают условия обитания для других организмов и определяют их видовое разнообразие.

Что мы узнали?

Из статьи 6 класса биологии мы кратко узнали о формировании, разнообразии и смене сообществ растений. Узнали о важности сохранения естественных сообществ в их первозданном виде.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 77.

obrazovaka.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ - РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ - Биология 6 класс - Л.И. Остапченко - Генезис

ТЕМА 4 РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

§47. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

 

Вспомните условия, необходимые для роста растений. Какие организмы называют автотрофными и гетеротрофними?

Ранее вы узнали о строении и процессах жизнедеятельности различных групп растений. Теперь рассмотрим влияние условий окружающей среды на них.

Какие факторы влияют на растения? Из собственного повседневного опыта вы знаете, что определенное растение можно найти только в соответствующем месте: в лесу, на лугу, болоте и тому подобное. Тип местности, где распространен данный вид растений, называют мисцезростання.

Все факторы окружающей среды, воздействующие на организмы, называют экологическими. Среди них различают факторы неживой природы - освещенность, температуру, влажность, ветер, состав почвы и воздуха, рельеф местности, снежный покров и прочее.

Факторы живой природы, обусловленные взаимодействием живых организмов между собой (симбиоз, хищничество, опыление, поедание растений животными). На сегодня особое значение приобрел такой фактор, как деятельность человека, его еще называют антропогенным. За время существования человека вид нашей планеты коренным образом изменился, и преимущественно не в пользу окружающей среды.

Больше всего растения зависят от света, температуры, воды, питательных веществ почвы, воздуха.

Как свет влияет на растения?

Действие света на растение можно характеризовать его интенсивностью (например, в тени или на открытом месте), продолжительностью (например, длиной дня и ночи) и тому подобное. Чрезмерное свет задерживает рост растений в высоту. Поэтому на солнечных местах растут более низкорослые растения, чем в тенистых. Рассмотрите рисунок 186 и сделайте выводы о влиянии интенсивности света на формирование ствола и кроны сосны.

На открытых, хорошо освещенных участках растут светолюбивые виды. Это береза, сосна, ковыль и другие. Зато тенелюбивые растения, такие как зеленые мхи, плаун булавоподібний, кислица обыкновенная, ель, часто предпочитают затененные мисцезростання с повышенной влажностью.

Рис. 186. Зависимость роста растений сосны одного вида от интенсивности света: 1 - сосна, выросшая в лесу; 2 - сосна, выросшая на открытом пространстве

 

Многие растения относятся к теневыносливых. Это, например, дуб обычный, липа сердцелистная, сирень обыкновенная. Они могут расти на открытых, хорошо освещенных местах, но выдерживают также определенный степень тени.

По требовательности к продолжительности освещения различают растения короткого и длинного дня. Растения короткого дня не цветут и не плодоносят, если светлая часть суток составляет более 12 часов. К этой группе относятся ранние весенние растения, а из культурных - кукуруза, подсолнечник, соя, рис, то есть растения умеренно теплой зоны.

Растения длинного дня не цветут и не плодоносят, если длина дня составляет менее чем 12 часов. Это преимущественно высокогорные растения, а из культурных - пшеница, овес, картофель, ячмень, лен, то есть растения умеренно прохладной зоны.

Потребности растений в свете обязательно учитывают, выращивая овощи и декоративные растения в оранжереях, теплицах, а также во время высадки плодово-ягодных культур, в селекционной работе.

Как температура влияет на растения? Основным источником тепла на нашей планете является энергия лучей Солнца. В оранжереях и теплицах температуру регулируют дополнительным подогревом.

Большинство растений приспосабливается к годовым периодических колебаний температуры. Вспомните, в условиях умеренной зоны лиственные деревья и кустарники на зиму сбрасывают листья, что дает возможность переживать периоды низких температур.

Организмы, которые живут в умеренных и прохладных зонах, часто подвергаются воздействию температуры ниже 0 ос. Например, сосна сибирская, которая растет в тайге, выдерживает температуру до -50 °С. Такие растения называют морозостойкими.

Растения, которые растут за постоянного действия умеренных низких температур, называют холодолюбними. Это жители тундры, высокогорья и тому подобное. Зато теплолюбивые растения предпочитают мисцезростання, где не чувствуется длительное действие низких температур. Это, например, растения тропических лесов. Некоторые растения (кактусы, растения пустынь) выработали защитные механизмы, которые позволяют выдерживать нагрев до +55 ... +65 °С. Почки в них укрыты защитными чешуйками и смолистыми веществами.

Интересно знать, что температура существенно влияет на расселение растений по земной поверхности. Вы знаете, что Земля имеет ряд климатических зон в направлении от полюсов к экватору. Территория Украины расположена в основном в умеренно теплой зоне с жарким летом и холодной зимой. Растительный покров от хвойных и смешанных лесов в северо-западных областях переходит в злаковых степей на юге.

Как вода влияет на растения? Вода является важным экологическим фактором. С водой в растение поступают минеральные элементы питания, перемещаются по ней и выводятся продукты жизнедеятельности.

При участии воды происходят фотосинтез, дыхание, испарение, рост.

 

Рис. 187. А. Водные растения: 1 - элодея канадская; 2 - ряска; 3 - кувшинка белая.

Бы. Наземные растения: 4 - сердечник; 5 - дуб обыкновенный; 6 - подсолнечник

Есть растения, которые полностью или частично произрастающие в воде и вне водной средой существовать не способны (рис. 187, А).

Среди наземных растений (рис. 187, Б) есть такие, что растут в условиях повышенной влажности почвы и воздуха: на болотах, по берегам рек, во влажных участках, под покровом леса. В таких влаголюбивых растений относятся чистотел, разрыв-трава, много видов папоротников. Их корни слабо развиты, поверхностные, а листья интенсивно теряют воду. Поэтому после вырубки леса и снижение влажности воздуха они исчезают.

Некоторые растения приспособлены к росту в условиях постоянной или сезонной нехватки влаги. Это растения пустынь, засушливых степей, песчаных дюн.

Приспособления растений к таким условиям разные. В одних корни глубоко проникают в почву (например, у черного саксаулу - до 30 м), в других они очень разветвленные (как у полыни сизого или кактусов).

Рис. 188. Суккуленты: 1 - опунция; 2 - молочай; 3 - очиток. Задачи. Обратите внимание на строение суккулентов. Укажите, чем она обусловлена

 

От перегрева эти растения защищает интенсивное испарение воды. Из культурных растений засухоустойчивыми являются арбузы, подсолнечник, люцерна, кукуруза. Другие растения имеют приспособления, которые уменьшают испарение воды во время действия засухи: опушение листьев у шалфея, скручивание листьев у ковыля - при этом устьица оказываются внутри трубки.

Особую группу растений засушливых районов составляют суккуленты - растения с сочными стеблями или листьями, в которых они запасают воду (кактусы, молочаи, очитки, агавы; рис. 188).

Есть растения, которые растут в местах достаточного увлажнения, но способны выдерживать периодически незначительную нехватку влаги. Это большинство полевых и овощных культур, хлебные злаки, масличные, кормовые, технические, большинство луговых трав.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

- Тип местности, где распространен определенный вид растений, называют мисцезростання.

- Факторы окружающей среды, которые воздействуют на организмы и их группировки, называют экологическими. их разделяют на факторы неживой (температура, влажность, освещенность и т. п) и живой (разнообразные типы связей между организмами) природы. Как отдельную группу экологических факторов рассматривают деятельность человека влияет на окружающую природную среду.

- Растения выработали различные механизмы, которые позволили им приспособиться к самым разнообразным местообитаний.

Пополните свой биологический словарь: местообитания, экологические факторы.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Выберите один правильный ответ

1. Назовите факторы неживой природы: а) вырубка лесов; б) влияние паразитов;

в) влияние хищников; г) температура воздуха.

2. Назовите характеристики растений, которые относят к суккулентам: а) запасают питательные вещества в подземных частях; б) запасают питательные вещества в надземных частях; в) запасают воду в листьях или стебле; г) способны размножаться спорами.

Дайте ответ на вопрос

1. Что такое местообитания?

2. Какие есть группы растений по необходимости света?

4. Какое значение имеет тепло для живых организмов?

5. Какое значение имеет вода для жизни растений?

Приведите примеры растений, которые приспособлены к различным условиям среды: морозостойкие, светолюбивые, теневыносливые, теплолюбивые, холодолюбні, влаголюбивые, засухоустойчивые. Подумайте. Для чего человеку нужно знать о влиянии экологических факторов на организмы?

schooled.ru

Урок по биологии в 6 классе на тему «Группы растений»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества(2014/15 учебный год)

Номинация «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»

Название работы: «Урок по биологии в 6 классе на тему «Группы растений»

Автор: Куренкова Елена Юрьевна- учитель биологии МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района Челябинской области.

Домашний адрес: Чебаркульский район, д. Сарафаново, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.1, кв.2. Контактный телефон: 8-951-470 -45 -20 Е-mail: [email protected]

Место выполнения работы:МОУ СОШ д. Сарафаново

2014-2015 годы

Урок по биологии в 6 классе по теме: «Экологические группы растений»

Цель: выяснить приспособленность растений во внешнем строении к местам обитания.

Задачи: Вспомнить особенности основных экологических факторов. Выяснить особенности мест обитания от экологических факторов. Познакомить учащихся с основными экологическими группами растений. Выявить особенности строения растений разных экологических групп.

Обучающая: закрепить знания влияние экологических факторов на растения. Познакомиться с основными экологическими группами растений , на основе исследований определять особенности экологический групп растений. Развивать: навыки исследовательской работы, работы в группах, делать выводы на основе исследований, развивать навыки дискуссии. Воспитывать: сотрудничество в группах, умение выслушивать собеседника

“Наш мир – не случайность, не хаос, –есть система во всем.”

Ход урока.

1.Актуализация знаний (7 минут) На прошлом уроке мы начали новую большую тему «Природные сообщества». Что такое сообщество или биоценоз? Назовите примеры сообщество на территории нашей деревни.

Тест.

1.Экологические факторы – это

А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды.

2.Биотические факторы – это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

3.Антропогенный фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

4.Абиотический фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

5.Растения по отношению к свету бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

6.Растения по отношению к температуре бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

7.Растения по отношению к влажности бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

Карточка 1.Приведите по 2 примера действия абиотических, биотических факторов на растения. Карточка 4.Приспособление растений к высоким и низким температурам. Карточка 2. Приведите по 2 примера действия биотических и антропогенных факторов на растения. Карточка 3.Приведите по 2 примера действия абиотических и антропогенных факторов на растения.

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы выявим признаки разных экологических групп растений. Работать будем парами или индивидуально по составлению общего проекта. Пользуемся учебниками, энциклопедиями, интернетом, дополнительным материалом на карточках.

Первые 7 пар по учебнику параграф 55 дают характеристику экологическим группам растений в таблице.

Светолюбивые растения.

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Форма
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Тенелюбивые растения

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений
Растения, живущие в толще воды.

Эти растения имеют

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Растения, плавающие на поверхности воды.
Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений
Растения сильно увлажнённых тенистых мест.
Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Корневая система
Примеры растений
Эта группа растений сходна по своим признакам с

Растения освещённых сырых мест

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Корни и стебли
Примеры растений
Растения сухих мест

Живут

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Черты сходства этой группы растений наблюдаются с

Индивидуальная работа вам даны рисунки, гербарии, комнатные растения вы должны определить к какой экологической группе они относятся и доказать на примерах. Подорожник, вороний глаз, элодея, кувшинка ,кислица, рогоз, ковыль – рисунки, комнатные растения – кактус, сансевьера, хлорофитум. герань

Защита своей части проекта. Составление общего проекта на доске. Закрепление. Чем можно объяснить сходство в строении тенелюбивых и живущих при повышенной влажности почвы и воздуха растений? Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений? Где в жизни вам понадобятся знания экологических групп растений?Ещё раз прочитайте и объясните эпиграф нашего урока.

Что узнали на уроке? Чему научились? Что вызвало затруднение?

Д/з: п.55,кроссворд.

Светолюбивые растения.

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Форма
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений

Тенелюбивые растения

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений

Растения, живущие в толще воды.

Эти растения имеют

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений

Растения, плавающие на поверхности воды.

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений

Растения сильно увлажнённых тенистых мест.

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Корневая система
Примеры растений
Эта группа растений сходна по своим признакам с

Растения освещённых сырых мест

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Корни и стебли
Примеры растений

Растения сухих мест

Живут

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Черты сходства этой группы растений наблюдаются с

Подорожник - широко распространенное травянистое растение, хорошо узнаваемое благодаря прикорневой розетке округлых гладких листьев с выраженными продольными жилками и зеленоватым колоскам на тонких стебельках. Подорожник растет преимущественно вдоль дорог, отчего это растение и получило свое название. Любовь подорожника к дорогам неслучайна: по осени, когда семена уже созрели, обилие влаги делает их липкими, поэтому ногами пешеходов и колесами транспорта разносятся тысячи семян.

Латинское название подорожника - plantago - происходит от слов planta - ступня, след и agere - двигать, направлять. Прижатые к земле листья подорожника напоминают отпечаток подошвы. Было у него и другое название, дожившее в Европе до средневековья - "арноглосса" - овечий язык - тоже за форму его листьев. Немецкое название подорожника буквально переводится как наше, а вот английский и французский языки позаимствовали его из латыни. Но подорожник не единственное название этой травки, зовут ее так же попутчиком, путником, дорожником, а все остальные названия связаны с ее лечебными свойствами: ранник, поранник (лечащий раны), порезник, чирьевая трава и даже на первый взгляд странное - "бабка" (подразумевая бабку-знахарку).

Подорожник чрезвычайно живуч. Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочны, да к тому же порой плотно прижаты к земле. У листа подорожника очень хорошо заметны жилки. Сверху они кажутся вдавленными, а снизу резко выступают над поверхностью листа. В зависимости от величины листа таких жилок у подорожника от 3 до 7, за это подорожник иной раз называют семижильником. Жилки работают, как арматура, придавая листу большую прочность, без которой под ногами и колесами ему не уцелеть. Жилки настолько прочны, что при срывании листа вытягиваются из него, их хорошо видно у места обрыва листа.

В жаркий полдень отыщите на дороге подорожник и осторожно приподнимите его листья. Вокруг сухая нагретая солнцем земля, а под листьями подорожника она холодная, сырая. Прижимаясь к земле листья подорожника не только защищаются от прохожих, но и берегут такую дорогую на дорогах влагу. Вот почему подорожник часто растет в таких сухих местах, где многим другим травам никак не прижиться. Кроме того, прижатые листья подавляют прорастание вблизи подорожника семян других растений, которые могли бы "заглушить" его. Черешки подорожника имеют глубокий желобок, а края листьев едва заметно приподняты над землей. Роса и вода, собирающаяся на них при дожде, стекают по бороздкам жилок в "водосточный желоб" черенка и выливаются прямо к корням растения.

Уже в начале лета над листьями подорожника станут подниматься стрелочки-стебельки. На вершине каждой такой стрелочки - мелкие-мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Они совсем неприметные, да и нет в них нектара. Опыляются подорожники ветром и насекомыми, которых привлекает большое количество пыльцы в сиреневатых пыльниках этого растения.Вороний глаз четырехлистный (парис обыкновенный) - многолетнее травянистое растение высотой 15-45 см с ползучим корневищем. Это растение имеет очень характерный облик, его можно узнать сразу. Четыре широких овальных листа, отходящих от одной точки стебля, располагаются в горизонтальной плоскости наподобие креста. Черешков у листьев нет, они сидячие. Прикрепляются листья к верхушке стебля, цилиндрического, прямого, довольно высокого. Над листьями поднимается вверх веточка-цветоножка, которая заканчивается цветком. Эта веточка гораздо короче и тоньше, чем стебель. Вороний глаз образует всегда только один цветок. Так бывает лишь у немногих растений. Гораздо чаще мы встречаемся с таким случаем, когда цветков несколько или много и они собраны в соцветия. Растёт преимущественно в широколиственных лесах, обычно в затенённых местах на рыхлой умеренно увлажнённой (свежей) почве; встречается также в хвойных и смешанных насаждениях, но хорошего развития там не достигает.

Цветет вороний глаз в конце весны. Но цветение его обычно проходит никем не замеченным. Цветки растения хотя и не слишком мелкие, но ничем не выделяются, так как имеют невзрачную зеленоватую окраску. Они не привлекают к себе особого внимания.

Цветок вороньего глаза таков, что трудно сказать, давно ли он распустился. Внешний вид его в начале цветения почти такой же, как и в конце. Листочки околоцветника и тычинки после цветения не опадают, остаются на растении. Эти части цветка со временем постепенно засыхают, а пестик превращается в плод - небольшую черную - ягоду. Темная ягода заметна гораздо лучше, чем цветок, она всегда привлекает внимание.

Однако многие стебли несут только одни листья, расположенные крестом. Цветение наблюдается далеко не всегда.

Надземные побеги вороньего глаза отрастают весной от корневища, перезимовавшего в почве. Оно длинное, ползучее, светло-коричневое, толщиной в две-три спички. Такие корневища могут быстро разрастаться в стороны. Конец корневища острый, он легко внедряется в рыхлую лесную почву. На корневище кое-где видны своеобразные, видоизмененные подземные листья - сухие бурые чешуйки длиной с ноготь. Видны также и нитевидные корни, которые снабжают растение водой.

Не удивляйтесь, если вам встретятся в лесу растения вороньего глаза, у которых не четыре листа, а пять и даже шесть. Такие отклонения иногда бывают. Но чаще всего развивается все-таки четыре листа. Именно из-за этого вороний глаз и назван четырехлистным.Насчитывается около 300 видов ковыля, которые распространены в умеренных и субтропических областях обоих полушарий, отчасти в горах тропиков. Многие виды - основные компоненты травяного покрова степей, прерий и пампасов, растут также на остепнённых лугах, сухих склонах и скалах. Обычно, это ценные кормовые, преимущественно пастбищные растения, однакоКовыль Тырса и близкие виды наносят ущерб животноводству, т. к. их острые диаспоры могут проникать в кожу и мышцы скота и нередко вызывают гибель животных. Ковыль перистый и ковыль красивейший разводят как декоративные на альпинариях и используют для сухих букетов.

Ковыль обладает оригинальными способами распространения семян, которые у большинства видов снабжены длинными перисто-опушенными остями. С их помощью довольно тяжелая зерновка переносится ветром. Через некоторое время она опускается вдали от материнского растения, но в большинстве случаев не сразу достигает почвы, запутываясь в густом травостое и подстилке из отмерших прошлогодних листьев и стеблей. В ночное время, при выпадении росы, зерновка начинает зарываться. Весьма гигроскопичное нижнее спирально закрученное колено ости начинает раскручиваться и постепенно опускает зерновку все ниже и ниже, пока она не достигает уровня почвы. Далее зерновка, подобно штопору, ввинчивается острым концом в почву. Утром, с восходом солнца, ость начинает подсыхать и вращаться в обратном направлении, но из почвы не выскакивает, поскольку острие зерновки усажено многочисленными жесткими щетинками, отогнутыми в обратном направлении. Впоследствии ость у вершины зерновки обламывается, оставляя ту в почве.Элодеи - водные растения, включающие 18 видов, обитающих в Северной и Южной Америке. В России известна элодея канадская. В Европу элодея канадская проникла из Северной Америки в 1836 г., а затем массово расселилась по значительной части континентальной Евразии. В настоящее время этот вид встречается уже на всех континентах кроме Антарктиды.

Одно из русских названий этого растения -водяная чума, поскольку при массовом развитии она сплошь покрывает весь водоем, вытесняя аборигенные виды водных растений. А научное название рода произошло от греческого слова "helos" - "болото", по основному местообитанию входящих в этот род видов.

Произрастает элодея обычно большими группами. На полностью погруженном в воду ветвящемся стебле этого растения в трехчленных мутовках сидят недлинные ланцетные, обычно изогнутые листья. Куски побегов легко отрываются от растения и способны долго жить без связи корней с грунтом, то есть фактически выступать в качестве органов вегетативного размножения. Цветки мелкие, на длинных цветоносах, располагаются на поверхности воды. Поскольку в Европу проникли только женские особи, у нас это растение размножается лишь вегетативно.

В России элодея - одно из наиболее обычных водных растений, встречающееся в самых разнообразных водоемах, особенно в маленьких прудиках.Латинское название кувшинки - нимфея (Nymphaea), при дословном переводе - "маленькая нимфа". Нимфами в античной мифологии назывались низшие женские божества.

Прекрасные цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, кувшинка погибает из-за повреждений стебля.

Для того чтобы лист мог плавать и для лучшего движения воздуха и водяного пара, вся его внутренняя ткань пронизана каналами и напоминает губку, она так и называется - губчатая.

Крупные белые цветы с многочисленными лепестками и желтыми тычинками плавают на поверхности воды. Листья растут только на конце толстого, разветвленного корневища, которое лежит на дне. Вся его поверхность покрыта более темными следами отмерших листьев, имеющими вид коричневых ромбов на светло-желтом фоне, которые делают корневище похожим на большую пятнистую змею. Толстые светлые корни образуются только с нижней стороны корневища и похожи на многочисленные ножки.

Удивительные цветы кувшинки словно покрыты воском. В Древней Греции их лепестками осыпали брачное ложе молодых и украшали одежды богов. Преклонялись перед красотой кувшинок египтяне, изображавшие эти растения на могильных плитах. Красная кувшинка, завезенная в Египет из Индии, служила символом божественного происхождения царской власти. Из растения сплетали венки, возлагавшиеся на голову нового фараона, приходившего к власти.

Это живое украшение водоемов является одним из первых травянистых растений на нашей планете, на озерах оно появилось незадолго до вымирания динозавров и сохранило в своем строении немало архаичных черт. Например, цветок устроен крайне примитивно. Первоначально цветки у покрытосеменных не имели лепестков. Лепестки, предназначенные для привлечения насекомых-опылителей, появились значительно позднее, в процессе поэтапного формирования из тычинок. По цветкам кувшинки можно проследить все стадии превращения тычинок в лепестки.Кислица растёт в сыроватых лесах, преимущественно темнохвойных, часто доминирует и образует сплошной покров: кислица обыкновенная, или заячья капуста - небольшое бесстебельное растение, образующее местами сплошной покров в тенистых еловых лесах. Листья обладают способностью складываться на ночь, в ненастье, при очень сильном освещении и механическом прикосновении.

У кислицы листик похож на лист клевера, но с ясной выемкой на конце каждого из трех листочков. В наших лесах кислицу ни с чем не спутаешь. Иногда кислица сплошь покрывают почву в лесу. Кислица обычно образует густые заросли, причем нередко на большом пространстве. Такие заросли мы видим чаще всего в хвойном лесу - ельнике или сосняке.

Листья кислицы, как правило, не зимуют. Только немногие из них выходят из-под снега зелеными. Ранней весной зарослей кислицы в лесу не увидите. Но затем начинается рост молодых листьев, почва покрывается нежной, светлой зеленью чуть желтоватого оттенка. Первое время заросли кислицы имеют совсем не такой вид, как летом, цвет у них почти салатный.

Весной у кислицы появляются не только молодые листья, но и цветки, небольшие, белые, широко раскрытые. Цветение происходит в середине весны, примерно тогда же, когда и у черники. В это время в хвойном лесу еще мало цветущих растений. Заросли кислицы в период цветения всегда привлекают внимание: на светло-зеленом фоне молодых листьев, покрывающих почву, виднеется множество маленьких белых венчиков. Их тут несметное число. Хрупкие белые цветки словно разбросаны по всему лесу чьей-то щедрой рукой.

От ползучего корневища отходят кверху характерные тройчатые листья на длинных черешках и цветки на таких же цветоножках. Черешки и цветоножки очень похожи: они примерно одинаковой длины и толщины, но у цветоножек на середине имеется небольшое вздутие.

Цветки кислицы довольно изящные. В каждом из них пять лепестков, направленных в разные стороны. Рассмотрев внимательно отдельный цветок, можно заметить, что белые лепестки имеют своеобразный рисунок из очень тонких малиново-фиолетовых жилок. От этого венчик цветка кажется слегка розоватым. У основания каждого лепестка есть желтое пятно, поэтому центр цветка выглядит ярко-желтым. Остальные подробности строения цветка можно рассмотреть только в лупу. При увеличении хорошо видно, что в цветке 10 тычинок: пять - коротких и пять - длинных. Пестик один, но завязь его несет на верхушке пять нитевидных отростков с утолщением на конце. Это столбики с рыльцами. Чтобы закончить "портрет" цветка, надо добавить, что у него есть еще пять чашелистиков.

После цветения лепестки цветка опадают, а завязь пестика разрастается и превращается в небольшой зеленоватый плод-коробочку почти шаровидной формы. Плод располагается на конце тонкого стебелька, на том самом месте, где прежде был цветок. Созревает он только в середине лета. Этот шарик по размерам чуть больше конопляного зерна.

Мелкий, невзрачный плод имеет, однако, одно очень интересное свойство: он способен как бы взрываться от прикосновения. Попробуйте в зарослях кислицы найти несколько плодов. Не отрывая их от растения, слегка сдавите двумя пальцами сначала один из них, потом другой, третий. Если среди них окажется хоть один созревший плод, из которого еще не успели высыпаться семена, вас ждет сюрприз. Дотронувшись до такого шарика, вы почувствуете резкий толчок, точно в ваших пальцах разорвалась микроскопическая граната. Это плод "выстрелил" своими семенами.Насчитывается около 20 видов рогоза, которые распространены почти по всему земному шару, но преимущественно в умеренных поясах. Это водные или болотные травы с длинным ползучим корневищем. Толстые стебли высотой до 3(6) м у основания часто луковицеобразно расширены. Узкие листья обычно превышают длину стебля; благодаря их винтообразной скрученности, а также выделяемой клетками влагалищ слизи рогоз хорошо противостоит сильным ветрам.

Вы наверное, встречали растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками по берегу реки, пруда, посреди болотца. Его головки очень приметные, и не заметить их просто нельзя. И по-настоящему он называется не камышом, а рогозом. Многим это неизвестно, хотя название этого растения и давнее.

Линейные, узкие листья рогоза внутри наполнены белой, мягкой сердцевиной и даже совсем сухие остаются гибкими. Их издавна использовали для изготовления рогож, плетения сумок, обуви, мебели. Крыши, крытые рогозом, долго не гниют и хорошо держат тепло. Рогозой называли и ткань, которую плели из стеблей рогоза. Грубую ткань и сейчас называют рогожей.

Коричневые початки рогоза, созревая, разлетаются легким желтоватым пухом. Этот пух использовался для набивки подушек, матрасов, мебели, для упаковки хрупких предметов вместо ваты. Его добавляли в шерсть при изготовлении не только грубого войлока, но и нежнейшего шляпного фетра. Когда не было других материалов, легкий пух рогоза шел на спасательные жилеты, которые помогали человеку держаться на воде. Початки обмакивали в жир или смолу и использовали как факелы.

В наше время рогозу нашли еще одно применение - получение целлюлозы и выработка бумаги. В отличие от деревьев, рогоз можно заготавливать неоднократно, ведь его листья и стебли ежегодно отмирают. Как и на топливо, для этих целей рогоз используют там, где леса мало и он дорог.

Головка с пухом - это только плодоносящая часть, состоящая из одних женских цветков с пестиками. Мужские, тычиночные цветы, располагаются выше, образуя свое соцветие. Его остаток осенью торчит над бурым початком. Опыляются рогозы ветром. Лепестки и чашечка им не нужны. Спелый початок рогоза под ударами ветра расползается и семена далеко уносятся от материнского растения.

Головка рогоза плотно сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созреют, волоски подсыхают и сама головка рогоза становится легкой и уже не такой прочной. Если ее чем-нибудь задеть, на этом месте тут же появится комочек светлого пуха. Этот комочек подхватит ветер и распушит его до конца. Так на волосках-парашютиках разлетаются в разные стороны семена рогоза. Затем семена вместе с пушинками-парашютиками опускаются на воду и принимаются путешествовать по воде, гонимые ветром и волнами. Пушинки-волоски долго не намокают, не дают тонуть семенам, и семена рогоза вместе с пушинками-поплавками плавают по воде иногда по нескольку дней. Потом семена опускаются на дно. Зимуют здесь, а рано по весне начинают прорастать.

Если потянуть за прочный стебель, из воды и ила вытянется довольно прочное корневище с длинными корнями. В сыром виде оно содержит 66,5% воды, 2% чистого белка, 15,4% крахмала, 7,3% клетчатки, 0,29% жира, 2,54% золы. В сухом состоянии процентное держание крахмала возрастает до 46%, клетчатки до - 21,7%. Корневища рогоза издавна используются в пищу во всех местах его произрастания. Их либо пекут и едят как картошку, либо сушат и готовят муку, которую смешивают с обычной, или используют самостоятельно. В голодные годы сбор рогоза неоднократно рекомендовался населению официально. Правда, его принято считать суррогатом, т.е. временным заменителем нормального питания. Собирают корневища осенью, высушенные они долго хранятся. В принципе все виды рогоза используются одинаково.

Тест.

1.Экологические факторы – это

А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды.

2.Биотические факторы – это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

3.Антропогенный фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

4.Абиотический фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

5.Растения по отношению к свету бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

6.Растения по отношению к температуре бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

7.Растения по отношению к влажности бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

Тест.

1.Экологические факторы – это

А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды.

2.Биотические факторы – это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

3.Антропогенный фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

4.Абиотический фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

5.Растения по отношению к свету бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

6.Растения по отношению к температуре бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

7.Растения по отношению к влажности бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

Карточка 1.Приведите по 2 примера действия абиотических факторов на растения.

Карточка 4.Приспособление растений к высоким температурам.

Карточка 2. Приведите по 2 примера действия биотических факторов на растения.

Карточка 3.Приведите по 2 примера действия антропогенных факторов на растения.

Карточка 5.Приспособление растений к низким температурам.

Список использованных ресурсов:

1.Разработка урока. Тема: Основные экологические группы растений. Автор: Дедерер Валентина Николаевна.

2. Википедия.

3. В.В.Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения. 6 класс. М.:Дрофа,2010.

4.Калинина А.А.Поурочные разработки по биологии: 6 класс.-М: ВАКО,2011

5.В.В.Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения. 6 класс.:рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология.6класс/В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко. М.:Дрофа,2012.

bio.na5bal.ru

Основные экологические группы растений (биология 6 класс)

Все растения разные. Какие-то из них высокие, другие низкие. Одни имеют темно-зеленые листья, другие – листья, покрытые белым пушком. Одни из них растут на жарком солнце, в пустынях, другие – в воде, третьи – в тундре. И все они научились там выживать и хорошо себя чувствовать. При этом растение из тундры будет плохо себя чувствовать в умеренном климате. Но почему же так? Ответ на этот вопрос мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Экологические группы растений, в отличие от систематических, объединяют неродственные друг другу растения. Каждый вид растений входит сразу во многие экологические группы.

Экологические группы растений выделяют по предпочитаемым условиям жизни, т.е. по предпочитаемым значениям экологических факторов. Так, тенелюбивые растения живут при небольшой освещенности, высокая освещенность для них губительна.  

Гелиофиты: сосна, береза, лиственница, робиния (см. Рис. 1).

Рис. 1. Робиния

Деревья невысокие, с широкой разветвленной кроной. В лесу такие деревья высокие, с кроной, расположенной на вершине. У деревьев на опушке крона однобокая, если их спилить, то годичные кольца окажутся шире на освещенной стороне (см. Рис. 2).

Рис. 2. Годичные кольца

Травянистые светолюбивые растения образуют низкорослые или розеточные стебли (подорожник, одуванчик, камнеломка). Луговые травы (горечавка (см. Рис. 3), иван-чай) имеют вытянутые стебли.

Рис. 3. Горечавка желтая

Листья светолюбивых растений небольшие, толстые, с блестящей кожицей и большим количеством устьиц. Толстый восковой налет и густое белое опушение предохраняют растения от действия прямых солнечных лучей. Листья могут располагаться вертикально к солнцу или повернуто к нему ребром (эвкалипт).

Листья имеют светло-зеленую окраску, так как в клетках мякоти листа немного хлоропластов. Хорошо развиты механическая и проводящая ткани. Глубокая корневая система.

Сциофиты, как правило, растут в нижних ярусах листьев. Представители: майник, вороний глаз, ветреница. Они растут в условиях повышенной влажности, пониженной температуры, небольшой освещенности.

Механические и проводящие ткани развиты слабо, поэтому побеги нежные и хрупкие. Листовые пластинки широкие и тонкие (кислица (см. Рис. 4)).

Рис. 4. Кислица

Кожица листьев тонкая, много хлоропластов, что обеспечивает фотосинтез при рассеянном свете. Устьица могут располагаться на обеих сторонах листа.

Гидрофиты – растения водных местообитаний (телорез (см. Рис. 5)). Имеют большое соотношение площади тела к массе. Поглощают воду всей поверхностью тела. Слабо развита или отсутствует корневая система (элодея, перистолистник). На подводных листьях нет устьиц. Слабо развиты механические ткани, растения способны поддерживать вертикальное положение только в воде.

Рис. 5. Телорез

На верхней стороне листьев растений, плавающих на поверхности водоема, образуются многочисленные устьица (кувшинка белая (см. Рис. 6), виктория амазонская). Они обеспечивают интенсивный газообмен и испарение. Это необходимо, потому что листья быстро нагреваются. Листья покрыты глянцевой кожицей, с которой скатывается вода.

Рис. 6. Кувшинка белая

Межклетники заполнены воздухом. Развита воздухоносная ткань, снабжающая подводные органы.

Сухопутные растения, живущие во влажной среде, не выносят иссушения. Они не могут регулировать транспирацию. Они вянут и погибают при засухе.

Сюда относятся сциофиты. Они имеют слабую корневую систему и устьица, расположенные с обеих сторон листа. Также имеются гидатоды – органы, через которые из растительного организма удаляются излишки воды. Поэтому на такие растениях можно увидеть капли воды – плач растений (см. Рис. 7).

Рис. 7. Плач растений

Также к этой группе относятся гигрофиты – растения, обитающие на переувлажненных почвах, в условиях достаточного освещения. Это калужница болотная, подмаренник болотный (см. Рис. 8), рогоз, тростник. Слабо развитая корневая система. Развита система межклетников, воздухоносная ткань. Такие растений имеют признаки гелиофитов: хорошо развиты механическая и проводящая ткань, устьица с нижней стороны листа.

Рис. 8. Подмаренник болотный

Растения сухих местообитаний живут при высоком освещении и недостатке влаги. Это обитатели степей, саванн, полупустынь, пустынь. У таких растений есть 2 способа приспособления к недостатку влаги:

  • Склерофиты. Испарение малого количества воды. Листья маленькие, сухие, жесткие (эфедра, синеголовник (см. Рис. 9), саксаул), могут быть превращены в колючки. Преобладает механическая ткань.

Рис. 9. Синеголовник

  • Суккуленты. Запас воды в разросшихся стеблях, листьях, корнях. Листья имеют плотную кожицу (толстянка (см. Рис. 10)). Могут быть уменьшены и превращены в колючки. Мясистые листья покрыты опушением или водонепроницаемым восковым налетом.

Рис. 10. Толстянка

 

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Derev-grad.ru (Источник).
  2. Userdocs.ru (Источник).
  3. Tdruv.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.  Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 269, задания и вопросы 3, 4 (Источник).
  2. Какие существуют приспособления растений к жизни в воде?
  3. Какие выделяют группы растений, живущих в засушливых местообитаниях? Охарактеризуйте их.
  4. * Сможет ли растение умеренной зоны обитания выжить при резких изменениях условий окружающей среды: резком похолодании/потеплении, засухе/повышенной влажности? 

mirror.vsibiri.info

Урок по биологии в 6 классе на тему «Группы растений»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества(2014/15 учебный год)

Номинация «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»

Название работы: «Урок по биологии в 6 классе на тему «Группы растений»

Автор: Куренкова Елена Юрьевна- учитель биологии МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района Челябинской области.

Домашний адрес: Чебаркульский район, д. Сарафаново, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.1, кв.2. Контактный телефон: 8-951-470 -45 -20 Е-mail: [email protected]

Место выполнения работы:МОУ СОШ д. Сарафаново

2014-2015 годы

Урок по биологии в 6 классе по теме: «Экологические группы растений»

Цель: выяснить приспособленность растений во внешнем строении к местам обитания.

Задачи: Вспомнить особенности основных экологических факторов. Выяснить особенности мест обитания от экологических факторов. Познакомить учащихся с основными экологическими группами растений. Выявить особенности строения растений разных экологических групп.

Обучающая: закрепить знания влияние экологических факторов на растения. Познакомиться с основными экологическими группами растений , на основе исследований определять особенности экологический групп растений. Развивать: навыки исследовательской работы, работы в группах, делать выводы на основе исследований, развивать навыки дискуссии. Воспитывать: сотрудничество в группах, умение выслушивать собеседника

“Наш мир – не случайность, не хаос, –есть система во всем.”

Ход урока.

1.Актуализация знаний (7 минут) На прошлом уроке мы начали новую большую тему «Природные сообщества». Что такое сообщество или биоценоз? Назовите примеры сообщество на территории нашей деревни.

Тест.

1.Экологические факторы – это

А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды.

2.Биотические факторы – это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

3.Антропогенный фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

4.Абиотический фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

5.Растения по отношению к свету бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

6.Растения по отношению к температуре бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

7.Растения по отношению к влажности бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

Карточка 1.Приведите по 2 примера действия абиотических, биотических факторов на растения. Карточка 4.Приспособление растений к высоким и низким температурам. Карточка 2. Приведите по 2 примера действия биотических и антропогенных факторов на растения. Карточка 3.Приведите по 2 примера действия абиотических и антропогенных факторов на растения.

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы выявим признаки разных экологических групп растений. Работать будем парами или индивидуально по составлению общего проекта. Пользуемся учебниками, энциклопедиями, интернетом, дополнительным материалом на карточках.

Первые 7 пар по учебнику параграф 55 дают характеристику экологическим группам растений в таблице.

Светолюбивые растения.

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Форма
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Тенелюбивые растения

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений
Растения, живущие в толще воды.

Эти растения имеют

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Растения, плавающие на поверхности воды.
Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений
Растения сильно увлажнённых тенистых мест.
Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Корневая система
Примеры растений
Эта группа растений сходна по своим признакам с

Растения освещённых сырых мест

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Корни и стебли
Примеры растений
Растения сухих мест

Живут

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Черты сходства этой группы растений наблюдаются с

Индивидуальная работа вам даны рисунки, гербарии, комнатные растения вы должны определить к какой экологической группе они относятся и доказать на примерах. Подорожник, вороний глаз, элодея, кувшинка ,кислица, рогоз, ковыль – рисунки, комнатные растения – кактус, сансевьера, хлорофитум. герань

Защита своей части проекта. Составление общего проекта на доске. Закрепление. Чем можно объяснить сходство в строении тенелюбивых и живущих при повышенной влажности почвы и воздуха растений? Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений? Где в жизни вам понадобятся знания экологических групп растений?Ещё раз прочитайте и объясните эпиграф нашего урока.

Что узнали на уроке? Чему научились? Что вызвало затруднение?

Д/з: п.55,кроссворд.

Светолюбивые растения.

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Форма
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений

Тенелюбивые растения

Это растения, которые

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений

Растения, живущие в толще воды.

Эти растения имеют

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений

Растения, плавающие на поверхности воды.

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Примеры растений

Растения сильно увлажнённых тенистых мест.

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Корневая система
Примеры растений
Эта группа растений сходна по своим признакам с

Растения освещённых сырых мест

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Корни и стебли
Примеры растений

Растения сухих мест

Живут

Особенности строения Примеры для данной группы
Листья
Ткани
Корневая система
Примеры растений
Черты сходства этой группы растений наблюдаются с

Подорожник - широко распространенное травянистое растение, хорошо узнаваемое благодаря прикорневой розетке округлых гладких листьев с выраженными продольными жилками и зеленоватым колоскам на тонких стебельках. Подорожник растет преимущественно вдоль дорог, отчего это растение и получило свое название. Любовь подорожника к дорогам неслучайна: по осени, когда семена уже созрели, обилие влаги делает их липкими, поэтому ногами пешеходов и колесами транспорта разносятся тысячи семян.

Латинское название подорожника - plantago - происходит от слов planta - ступня, след и agere - двигать, направлять. Прижатые к земле листья подорожника напоминают отпечаток подошвы. Было у него и другое название, дожившее в Европе до средневековья - "арноглосса" - овечий язык - тоже за форму его листьев. Немецкое название подорожника буквально переводится как наше, а вот английский и французский языки позаимствовали его из латыни. Но подорожник не единственное название этой травки, зовут ее так же попутчиком, путником, дорожником, а все остальные названия связаны с ее лечебными свойствами: ранник, поранник (лечащий раны), порезник, чирьевая трава и даже на первый взгляд странное - "бабка" (подразумевая бабку-знахарку).

Подорожник чрезвычайно живуч. Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочны, да к тому же порой плотно прижаты к земле. У листа подорожника очень хорошо заметны жилки. Сверху они кажутся вдавленными, а снизу резко выступают над поверхностью листа. В зависимости от величины листа таких жилок у подорожника от 3 до 7, за это подорожник иной раз называют семижильником. Жилки работают, как арматура, придавая листу большую прочность, без которой под ногами и колесами ему не уцелеть. Жилки настолько прочны, что при срывании листа вытягиваются из него, их хорошо видно у места обрыва листа.

В жаркий полдень отыщите на дороге подорожник и осторожно приподнимите его листья. Вокруг сухая нагретая солнцем земля, а под листьями подорожника она холодная, сырая. Прижимаясь к земле листья подорожника не только защищаются от прохожих, но и берегут такую дорогую на дорогах влагу. Вот почему подорожник часто растет в таких сухих местах, где многим другим травам никак не прижиться. Кроме того, прижатые листья подавляют прорастание вблизи подорожника семян других растений, которые могли бы "заглушить" его. Черешки подорожника имеют глубокий желобок, а края листьев едва заметно приподняты над землей. Роса и вода, собирающаяся на них при дожде, стекают по бороздкам жилок в "водосточный желоб" черенка и выливаются прямо к корням растения.

Уже в начале лета над листьями подорожника станут подниматься стрелочки-стебельки. На вершине каждой такой стрелочки - мелкие-мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Они совсем неприметные, да и нет в них нектара. Опыляются подорожники ветром и насекомыми, которых привлекает большое количество пыльцы в сиреневатых пыльниках этого растения.Вороний глаз четырехлистный (парис обыкновенный) - многолетнее травянистое растение высотой 15-45 см с ползучим корневищем. Это растение имеет очень характерный облик, его можно узнать сразу. Четыре широких овальных листа, отходящих от одной точки стебля, располагаются в горизонтальной плоскости наподобие креста. Черешков у листьев нет, они сидячие. Прикрепляются листья к верхушке стебля, цилиндрического, прямого, довольно высокого. Над листьями поднимается вверх веточка-цветоножка, которая заканчивается цветком. Эта веточка гораздо короче и тоньше, чем стебель. Вороний глаз образует всегда только один цветок. Так бывает лишь у немногих растений. Гораздо чаще мы встречаемся с таким случаем, когда цветков несколько или много и они собраны в соцветия. Растёт преимущественно в широколиственных лесах, обычно в затенённых местах на рыхлой умеренно увлажнённой (свежей) почве; встречается также в хвойных и смешанных насаждениях, но хорошего развития там не достигает.

Цветет вороний глаз в конце весны. Но цветение его обычно проходит никем не замеченным. Цветки растения хотя и не слишком мелкие, но ничем не выделяются, так как имеют невзрачную зеленоватую окраску. Они не привлекают к себе особого внимания.

Цветок вороньего глаза таков, что трудно сказать, давно ли он распустился. Внешний вид его в начале цветения почти такой же, как и в конце. Листочки околоцветника и тычинки после цветения не опадают, остаются на растении. Эти части цветка со временем постепенно засыхают, а пестик превращается в плод - небольшую черную - ягоду. Темная ягода заметна гораздо лучше, чем цветок, она всегда привлекает внимание.

Однако многие стебли несут только одни листья, расположенные крестом. Цветение наблюдается далеко не всегда.

Надземные побеги вороньего глаза отрастают весной от корневища, перезимовавшего в почве. Оно длинное, ползучее, светло-коричневое, толщиной в две-три спички. Такие корневища могут быстро разрастаться в стороны. Конец корневища острый, он легко внедряется в рыхлую лесную почву. На корневище кое-где видны своеобразные, видоизмененные подземные листья - сухие бурые чешуйки длиной с ноготь. Видны также и нитевидные корни, которые снабжают растение водой.

Не удивляйтесь, если вам встретятся в лесу растения вороньего глаза, у которых не четыре листа, а пять и даже шесть. Такие отклонения иногда бывают. Но чаще всего развивается все-таки четыре листа. Именно из-за этого вороний глаз и назван четырехлистным.Насчитывается около 300 видов ковыля, которые распространены в умеренных и субтропических областях обоих полушарий, отчасти в горах тропиков. Многие виды - основные компоненты травяного покрова степей, прерий и пампасов, растут также на остепнённых лугах, сухих склонах и скалах. Обычно, это ценные кормовые, преимущественно пастбищные растения, однакоКовыль Тырса и близкие виды наносят ущерб животноводству, т. к. их острые диаспоры могут проникать в кожу и мышцы скота и нередко вызывают гибель животных. Ковыль перистый и ковыль красивейший разводят как декоративные на альпинариях и используют для сухих букетов.

Ковыль обладает оригинальными способами распространения семян, которые у большинства видов снабжены длинными перисто-опушенными остями. С их помощью довольно тяжелая зерновка переносится ветром. Через некоторое время она опускается вдали от материнского растения, но в большинстве случаев не сразу достигает почвы, запутываясь в густом травостое и подстилке из отмерших прошлогодних листьев и стеблей. В ночное время, при выпадении росы, зерновка начинает зарываться. Весьма гигроскопичное нижнее спирально закрученное колено ости начинает раскручиваться и постепенно опускает зерновку все ниже и ниже, пока она не достигает уровня почвы. Далее зерновка, подобно штопору, ввинчивается острым концом в почву. Утром, с восходом солнца, ость начинает подсыхать и вращаться в обратном направлении, но из почвы не выскакивает, поскольку острие зерновки усажено многочисленными жесткими щетинками, отогнутыми в обратном направлении. Впоследствии ость у вершины зерновки обламывается, оставляя ту в почве.Элодеи - водные растения, включающие 18 видов, обитающих в Северной и Южной Америке. В России известна элодея канадская. В Европу элодея канадская проникла из Северной Америки в 1836 г., а затем массово расселилась по значительной части континентальной Евразии. В настоящее время этот вид встречается уже на всех континентах кроме Антарктиды.

Одно из русских названий этого растения -водяная чума, поскольку при массовом развитии она сплошь покрывает весь водоем, вытесняя аборигенные виды водных растений. А научное название рода произошло от греческого слова "helos" - "болото", по основному местообитанию входящих в этот род видов.

Произрастает элодея обычно большими группами. На полностью погруженном в воду ветвящемся стебле этого растения в трехчленных мутовках сидят недлинные ланцетные, обычно изогнутые листья. Куски побегов легко отрываются от растения и способны долго жить без связи корней с грунтом, то есть фактически выступать в качестве органов вегетативного размножения. Цветки мелкие, на длинных цветоносах, располагаются на поверхности воды. Поскольку в Европу проникли только женские особи, у нас это растение размножается лишь вегетативно.

В России элодея - одно из наиболее обычных водных растений, встречающееся в самых разнообразных водоемах, особенно в маленьких прудиках.Латинское название кувшинки - нимфея (Nymphaea), при дословном переводе - "маленькая нимфа". Нимфами в античной мифологии назывались низшие женские божества.

Прекрасные цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, кувшинка погибает из-за повреждений стебля.

Для того чтобы лист мог плавать и для лучшего движения воздуха и водяного пара, вся его внутренняя ткань пронизана каналами и напоминает губку, она так и называется - губчатая.

Крупные белые цветы с многочисленными лепестками и желтыми тычинками плавают на поверхности воды. Листья растут только на конце толстого, разветвленного корневища, которое лежит на дне. Вся его поверхность покрыта более темными следами отмерших листьев, имеющими вид коричневых ромбов на светло-желтом фоне, которые делают корневище похожим на большую пятнистую змею. Толстые светлые корни образуются только с нижней стороны корневища и похожи на многочисленные ножки.

Удивительные цветы кувшинки словно покрыты воском. В Древней Греции их лепестками осыпали брачное ложе молодых и украшали одежды богов. Преклонялись перед красотой кувшинок египтяне, изображавшие эти растения на могильных плитах. Красная кувшинка, завезенная в Египет из Индии, служила символом божественного происхождения царской власти. Из растения сплетали венки, возлагавшиеся на голову нового фараона, приходившего к власти.

Это живое украшение водоемов является одним из первых травянистых растений на нашей планете, на озерах оно появилось незадолго до вымирания динозавров и сохранило в своем строении немало архаичных черт. Например, цветок устроен крайне примитивно. Первоначально цветки у покрытосеменных не имели лепестков. Лепестки, предназначенные для привлечения насекомых-опылителей, появились значительно позднее, в процессе поэтапного формирования из тычинок. По цветкам кувшинки можно проследить все стадии превращения тычинок в лепестки.Кислица растёт в сыроватых лесах, преимущественно темнохвойных, часто доминирует и образует сплошной покров: кислица обыкновенная, или заячья капуста - небольшое бесстебельное растение, образующее местами сплошной покров в тенистых еловых лесах. Листья обладают способностью складываться на ночь, в ненастье, при очень сильном освещении и механическом прикосновении.

У кислицы листик похож на лист клевера, но с ясной выемкой на конце каждого из трех листочков. В наших лесах кислицу ни с чем не спутаешь. Иногда кислица сплошь покрывают почву в лесу. Кислица обычно образует густые заросли, причем нередко на большом пространстве. Такие заросли мы видим чаще всего в хвойном лесу - ельнике или сосняке.

Листья кислицы, как правило, не зимуют. Только немногие из них выходят из-под снега зелеными. Ранней весной зарослей кислицы в лесу не увидите. Но затем начинается рост молодых листьев, почва покрывается нежной, светлой зеленью чуть желтоватого оттенка. Первое время заросли кислицы имеют совсем не такой вид, как летом, цвет у них почти салатный.

Весной у кислицы появляются не только молодые листья, но и цветки, небольшие, белые, широко раскрытые. Цветение происходит в середине весны, примерно тогда же, когда и у черники. В это время в хвойном лесу еще мало цветущих растений. Заросли кислицы в период цветения всегда привлекают внимание: на светло-зеленом фоне молодых листьев, покрывающих почву, виднеется множество маленьких белых венчиков. Их тут несметное число. Хрупкие белые цветки словно разбросаны по всему лесу чьей-то щедрой рукой.

От ползучего корневища отходят кверху характерные тройчатые листья на длинных черешках и цветки на таких же цветоножках. Черешки и цветоножки очень похожи: они примерно одинаковой длины и толщины, но у цветоножек на середине имеется небольшое вздутие.

Цветки кислицы довольно изящные. В каждом из них пять лепестков, направленных в разные стороны. Рассмотрев внимательно отдельный цветок, можно заметить, что белые лепестки имеют своеобразный рисунок из очень тонких малиново-фиолетовых жилок. От этого венчик цветка кажется слегка розоватым. У основания каждого лепестка есть желтое пятно, поэтому центр цветка выглядит ярко-желтым. Остальные подробности строения цветка можно рассмотреть только в лупу. При увеличении хорошо видно, что в цветке 10 тычинок: пять - коротких и пять - длинных. Пестик один, но завязь его несет на верхушке пять нитевидных отростков с утолщением на конце. Это столбики с рыльцами. Чтобы закончить "портрет" цветка, надо добавить, что у него есть еще пять чашелистиков.

После цветения лепестки цветка опадают, а завязь пестика разрастается и превращается в небольшой зеленоватый плод-коробочку почти шаровидной формы. Плод располагается на конце тонкого стебелька, на том самом месте, где прежде был цветок. Созревает он только в середине лета. Этот шарик по размерам чуть больше конопляного зерна.

Мелкий, невзрачный плод имеет, однако, одно очень интересное свойство: он способен как бы взрываться от прикосновения. Попробуйте в зарослях кислицы найти несколько плодов. Не отрывая их от растения, слегка сдавите двумя пальцами сначала один из них, потом другой, третий. Если среди них окажется хоть один созревший плод, из которого еще не успели высыпаться семена, вас ждет сюрприз. Дотронувшись до такого шарика, вы почувствуете резкий толчок, точно в ваших пальцах разорвалась микроскопическая граната. Это плод "выстрелил" своими семенами.Насчитывается около 20 видов рогоза, которые распространены почти по всему земному шару, но преимущественно в умеренных поясах. Это водные или болотные травы с длинным ползучим корневищем. Толстые стебли высотой до 3(6) м у основания часто луковицеобразно расширены. Узкие листья обычно превышают длину стебля; благодаря их винтообразной скрученности, а также выделяемой клетками влагалищ слизи рогоз хорошо противостоит сильным ветрам.

Вы наверное, встречали растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками по берегу реки, пруда, посреди болотца. Его головки очень приметные, и не заметить их просто нельзя. И по-настоящему он называется не камышом, а рогозом. Многим это неизвестно, хотя название этого растения и давнее.

Линейные, узкие листья рогоза внутри наполнены белой, мягкой сердцевиной и даже совсем сухие остаются гибкими. Их издавна использовали для изготовления рогож, плетения сумок, обуви, мебели. Крыши, крытые рогозом, долго не гниют и хорошо держат тепло. Рогозой называли и ткань, которую плели из стеблей рогоза. Грубую ткань и сейчас называют рогожей.

Коричневые початки рогоза, созревая, разлетаются легким желтоватым пухом. Этот пух использовался для набивки подушек, матрасов, мебели, для упаковки хрупких предметов вместо ваты. Его добавляли в шерсть при изготовлении не только грубого войлока, но и нежнейшего шляпного фетра. Когда не было других материалов, легкий пух рогоза шел на спасательные жилеты, которые помогали человеку держаться на воде. Початки обмакивали в жир или смолу и использовали как факелы.

В наше время рогозу нашли еще одно применение - получение целлюлозы и выработка бумаги. В отличие от деревьев, рогоз можно заготавливать неоднократно, ведь его листья и стебли ежегодно отмирают. Как и на топливо, для этих целей рогоз используют там, где леса мало и он дорог.

Головка с пухом - это только плодоносящая часть, состоящая из одних женских цветков с пестиками. Мужские, тычиночные цветы, располагаются выше, образуя свое соцветие. Его остаток осенью торчит над бурым початком. Опыляются рогозы ветром. Лепестки и чашечка им не нужны. Спелый початок рогоза под ударами ветра расползается и семена далеко уносятся от материнского растения.

Головка рогоза плотно сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созреют, волоски подсыхают и сама головка рогоза становится легкой и уже не такой прочной. Если ее чем-нибудь задеть, на этом месте тут же появится комочек светлого пуха. Этот комочек подхватит ветер и распушит его до конца. Так на волосках-парашютиках разлетаются в разные стороны семена рогоза. Затем семена вместе с пушинками-парашютиками опускаются на воду и принимаются путешествовать по воде, гонимые ветром и волнами. Пушинки-волоски долго не намокают, не дают тонуть семенам, и семена рогоза вместе с пушинками-поплавками плавают по воде иногда по нескольку дней. Потом семена опускаются на дно. Зимуют здесь, а рано по весне начинают прорастать.

Если потянуть за прочный стебель, из воды и ила вытянется довольно прочное корневище с длинными корнями. В сыром виде оно содержит 66,5% воды, 2% чистого белка, 15,4% крахмала, 7,3% клетчатки, 0,29% жира, 2,54% золы. В сухом состоянии процентное держание крахмала возрастает до 46%, клетчатки до - 21,7%. Корневища рогоза издавна используются в пищу во всех местах его произрастания. Их либо пекут и едят как картошку, либо сушат и готовят муку, которую смешивают с обычной, или используют самостоятельно. В голодные годы сбор рогоза неоднократно рекомендовался населению официально. Правда, его принято считать суррогатом, т.е. временным заменителем нормального питания. Собирают корневища осенью, высушенные они долго хранятся. В принципе все виды рогоза используются одинаково.

Тест.

1.Экологические факторы – это

А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды.

2.Биотические факторы – это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

3.Антропогенный фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

4.Абиотический фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

5.Растения по отношению к свету бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

6.Растения по отношению к температуре бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

7.Растения по отношению к влажности бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

Тест.

1.Экологические факторы – это

А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды.

2.Биотические факторы – это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

3.Антропогенный фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

4.Абиотический фактор - это

А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

5.Растения по отношению к свету бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

6.Растения по отношению к температуре бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

7.Растения по отношению к влажности бывают

А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые;б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения.

Карточка 1.Приведите по 2 примера действия абиотических факторов на растения.

Карточка 4.Приспособление растений к высоким температурам.

Карточка 2. Приведите по 2 примера действия биотических факторов на растения.

Карточка 3.Приведите по 2 примера действия антропогенных факторов на растения.

Карточка 5.Приспособление растений к низким температурам.

Список использованных ресурсов:

1.Разработка урока. Тема: Основные экологические группы растений. Автор: Дедерер Валентина Николаевна.

2. Википедия.

3. В.В.Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения. 6 класс. М.:Дрофа,2010.

4.Калинина А.А.Поурочные разработки по биологии: 6 класс.-М: ВАКО,2011

5.В.В.Пасечник.Биология.Бактерии,грибы,растения. 6 класс.:рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология.6класс/В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко. М.:Дрофа,2012.

eco.na5bal.ru

Ответ § 31. Растительные сообщества

136) Прочитайте текст § 31. Впишите в графы таблицы названия типичных представителей растений различных растительных сообществ.

 

  • Ответ:

    Растительные сообщества Преобладающие виды растений Соответсвующие виды растений
    Еловый лес ель, кислица, мхи седмичник, майник двулистный, черника, брусника
    Сосновый лес сосна, мхи, лишайники черника, костяника, орляк, буковица лекарственная
    Лиственный лес дуб, липа, вяз, клен, рябина, береза ясень, ольха, сныть, вороний глаз, копытень, медуница лекарственная
    Смешанный лес лиственные и хвойные породы, например сосна и береза можжевельник, черника, брусника, ландыш, колокольчик

     

     

    137) Заполните таблицу «Наземная ярусность лесного сообщества».

     

    Ответ:

    Ярусность Названия растений
    1-й ярус дуб, липа, береза
    2-й ярус рябина, черемуха, яблоня лесная, ива
    3-й ярус кустарники: можжевельник, малина
    4-й ярус травы и папоротники
    5-й ярус мхи, лишайники, грибы

     

    138) Приведите 3—4 примера, показывающих приспособление различных растений к совместной жизни в сообществе.

     

    Ответ:

    1) Сожительство организмов в сообществе. Это может быть паразитизм (омела на деревьях, трутовики) или симбиоз (грибы и деревья).

    2) Смена сообществ. В связи с естественным изменением климата, структуры почвы и др. в природе одни растения исчезают, а новые виды появляются. Пример – зарастание болота.

    3) Ярусность в лесу. Надземная ярусность позволяет лучше использовать свет, а подземная — воду и минеральные вещества.

    4) Сезонные изменения в жизни сообщества. В сообществе сосуществуют растения с неодинаковыми биоритмами. Это способствует полному использованию питательных веществ и энергии.

     

    139) На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру.

     

    Ответ:

tetrab.ru

Ответ §30. Растительные сообщества - Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Преображенская

1) Дайте определение понятия

 

 

2) Какие типы растительных сообществ можно выделить? Приведите примеры

 

  • Ответ: еловые, сосновые, березовые леса, дубравы

 

3) Напишите названия растений – обитателей широколиственного леса. Используйте для ответа рисунок 140 в учебнике

 

  • Ответ: ветреница, копытень, медуница, ясменник душистый

 

4) Опишите, какие растения составляют растительные сообщества вашей местности

 

  • Ответ: Деревья – береза, клен, дуб

    Кустарники – шиповник, репес

    Травы – подорожник, одуванчик

 

5) Как влияют друг на друга растения в одном сообществе?

 

  • Ответ: По-разному: паратизм, симбиоз, межвидовая борьба и др.

 

6) Рассмотрите рисунок 141 в учебнике. Напишите, какие растения образуют ярусы леса

 

  • Ответ: Растения – обитатели:

    I яруса – ель, сосна, дуб, липа, береза

    II яруса – рябина, черемуха

    III яруса – кустарники

    IV – травы и папоротники

    V – лишайники, мхи, грибы

 

7) Опишите растительное сообщество какого-либо леса по плану

 

  • Ответ:

    1) Преобладающие породы деревьев: голосеменные (сосны, ели)

    2) Тип почвы: бедная, кислая

    3) Травяной покров: редкий

    * Представлен видами: кислица, черника, грушанка

    4) Увлажнение: умеренное

    5) Растения, образующие верхний ярус: хвойные

    6) Растения, образующие средний ярус: черника, кислица

    7) Растения, образующие нижний ярус: травы, мхи

    8) Виды сожительства организмов: симбиоз с грибами, и др.

 

8) На основе своих наблюдений опишите сезонные изменения в одном из растительных сообществ вашей местности

 

  • Ответ: Осенью листья с деревьев и кустарников опадают, травы желтеют и вянут, цветы увядают

 

9) Пользуясь рисунком 144 в учебнике опишите, как осуществляется смена природных сообществ

 

  • Ответ:

    I стадия: в березовом лесу растут ели

    II стадия: новое поколение берез еще не образовалось, молодое – не вымерло. Ели молодые. Конкуренция за свет мала

    III стадия: березы состариваются и вымирают, новое поколение не может развиваться дальше, так как им не хватает света из-за высоких елей

 

10) Что такое растительность?

 

tetrab.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта