Селекция растений урок 11 класс. Урок биологии в 11 классе (профильный уровень). Тема урока: «От селекции к биотехнологии»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

  Главная страница

educontest.net

Урок биологии в 11 классе (профильный уровень). Тема урока: «От селекции к биотехнологии»

Урок биологии в 11 классе (профильный уровень).

Тема урока: «От селекции к биотехнологии».

Учитель: Улезько Г.Ф.

«Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии…

превратился в прекрасного лебедя современной биотехнологии»

Б. А. Нейман

План-конспект урока.

Тема: «От селекции к биотехнологии»

Цели урока:

1. Проверить и закрепить материал о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах происхождения культурных растений.

2. Обеспечить усвоение знаний о методах и задачах современной биотехнологии.

3. Познакомить обучающихся с особенностями генной и клеточной инженерии.

4. Развивать умения применять полученные знания.5.Убедить учащихся в том, что биотехнология является гармоничным соединением современных научных знаний и практической деятельности, нацеленных на оптимальное решение народнохозяйственных проблем и задач.

6.Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем современной селекции.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, культура дрожжей, модель молекулы ДНК, таблица « Хромосомный набор клетки», презентация по теме урока.

Актуализация знаний.

Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов: Что? Где? Когда? Зачем? Как? Чем? Почему?

Так их теперь и называют - "алгоритм Цицерона". А для того, чтобы Ваша речь всегда звучала правильно, работу над новой темой и терминами мы построим на принципе алгоритма Цицерона.

Запись в тетрадях. ЧИСЛО: 30 ноября 2012 год. Воспроизведение опорных знаний.

Вспомним понятия: прокариоты, витамины, интерферон, гормоны.

Итак, 1-й вопрос в алгоритме Цицерона: Давайте вспомним:

ЧТО? Что такое селекция?

КОГДА? Когда возникла эта наука»?

Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI—XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении.

Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.

ГДЕ? Селекция как наука оформилась лишь в последние десятилетия. В прошлом она была больше искусством, чем наукой. Навыки, знания и конкретный опыт, нередко засекреченный, были достоянием отдельных хозяйств, переходя от поколения к поколению. Только гению Дарвина удалось обобщить весь этот огромный и разрозненный опыт прошлого, выдвинув идею естественного и искусственного отбора как основного фактора эволюции наряду с наследственностью и изменчивостью.

Как? Однако методом отбора человек не может получить принципиально новых свойств у разводимых организмов, так как при отборе можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Поэтому для получения новых пород и сортов животных и растений применяют гибридизацию, скрещивая растения с желательными признаками и в дальнейшем отбирая из потомства те особи, у которых полезные свойства выражены наиболее сильно. Например, один сорт пшеницы отличается прочным стволом и устойчив к полеганию, а сорт с тонкой соломиной не заражается стеблевой ржавчиной. При скрещивании растений из двух сортов в потомстве возникают различные комбинации признаков. Но отбирают именно те растения, которые одновременно имеют прочную соломину и не болеют стеблевой ржавчиной. Так создается новый сорт.

Почему? В связи с развитием генетики, селекция получила новый импульс к развитию. Генная инженерия позволяет подвергать организмы целенаправленной модификации. Окончательно производится уже отбор лучших, но среди искусственно созданных генотипов.

ЗАЧЕМ? Зачем (для чего?) нужна селекция?

(Презентация "Достижения селекции")Изучение нового материала.

1-й вопрос в алгоритме Цицерона:

ЧТО? Что такое биотехнология?

Биотехнология – это (дисциплина об) использовании живых объектов и биологических процессов в производстве

- Когда и кто впервые ввел термин «биотехнология»?

КОГДА? 1917г. Карл Эреки ввел термин «биотехнология», а связано это было с внедрением живых организмов в промышленное производство

Где жил ученый, который ввел термин «биотехнология»?

ГДЕ? Венгрия

ЗАЧЕМ? Зачем человеку биотехнология? Зачем (для чего?) использовать живые объекты и биологические процессы в производстве?

(для производства необходимых человеку продуктов и биологически активных соединений)

-Численность популяции любых видов живых организмов держится примерно на одном уровне, потому что на них действует ограничивающий фактор. У человека действие ограничивающего фактора ослаблено, так как он является биосоциальным существом. Удвоение численности вида Человек разумный происходит с невероятно большой для планеты скоростью. В 1980 г. на Земле насчитывалось 4,5 млрд. человек, от которых ежегодно рождается 80 млн. детей. В настоящее время на планете - 6 млрд. человек. 10 млрд. человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения! Чтобы этого не произошло, нужно удовлетворять возрастающие потребности людей в продуктах питания. (слайд)Всех их надо одевать, поить, кормить, лечить... Какие бы мы не выводили высокопродуктивные сорта растение и породы животных, Земля не в состоянии прокормить 10 млрд. человек. Тогда перед человечеством станет вопрос о регуляции численности людей. Страшно даже подумать о том, какими методами это будет достигаться, и что будет твориться. К счастью недавно появилась многоотраслевая наука - это биотехнология .

Запись в тетрадях определения биотехнологии.

№1

-А теперь давайте вместе вспомним:

Микробы - мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом. Открыты в 17 веке А.Левенгуком. Среди микроорганизмов – представители разных царств живой природы, относящихся к прокариотам (бактерии и сине-зеленые водоросли), к эукариотам (микроскопические грибы, микроскопические формы водорослей и простейших). Большинство микроорганизмов – одноклеточные организмы.

3.Демострация микроорганизмов. Микроскоп, культуры дрожжей, бактерии сенной палочки, простейших.

Вывод:

микроорганизмы – это группа организмов, имеющая микроскопические размеры и состоящие в основном из одной клетки.

- Какими преимуществами обладают микробы перед другими организмами?

Самостоятельная работа с текстом.

Текст № 1 Проанализируйте следующие данные. Сделайте вывод, о том какие организмы более выгодно использовать для получения белка. Почему?

-Одна корова с живой массой в 500 кг за сутки образует около 0,5 кг белка;

-Соя массой 500 кг за сутки образует 5 кг белка;

-Дрожжи массой кг за сутки вырабатывают в биореакторе 50 тонн белка.

Микробная клетка потребляет дешевые вещества – крахмальные растворы, сточные воды, нефтепродукты и др. вещества. Корове требуются хорошие и, следовательно, дорогие корма.

Задание: 1)прочитать текст;

2)найти в тексте свойства микроорганизмов, обеспечивающие их преимущество перед животными, растениями.

Вывод:

1)микроорганизмы обладают высокой продуктивностью;

2)микроорганизмы выращивают на дешевых субстратах.

3)высокая скорость получения нужной продукции.

Какие же преимущества биотехнологии над селекцией?№2-И вот только теперь мы подошли к ответу на вопрос ЧЕМ? из алгоритма Цицерона.

Давайте посмотрим, ЧЕМ пользуется биотехнология для достижения своей основной задачи? Другими словами, какими методами эти задачи достигаются?

№3-Сейчас мы с Вами будем разбираться с каждым методом в отдельности.Начнем, с генной инженерии.№4Запись в тетрадях.

Методы биотехнологии: Генная инженерия, клеточная инженерия, клонирование.

№5Генная инженерия – это совокупность методов, позволяющих переносить генетическую информацию из одного организма в другой.

Трансгенез – перенос генов

№6 -№9.(Сообщение 1).- Познакомимся с некоторыми примерами достижений генной инженерии.

№10. Генетически модифицированные помидоры, морозоустойчивые, устойчивые к транспортировке. Их новым свойством стала способность месяцами лежать в недоспелом виде при температуре 12 градусов. Но как только такой помидор помещают в тепло, он за несколько часов становится спелым. Но: человек, не переносящий рыбу и съевший помидор «из пробирки», начинал страдать от аллергии: для повышения морозоустойчивости овоща в него был «пересажен » ген океанской камбалы.

Изменение генов позволяет вывести кур устойчивых к такому заболеванию как сальмонеллез, повышать кладку яиц.

№11 КАРТОФЕЛЬ: в него был имплантирован ген бактерии, которая вырабатывала яд, смертельный для колорадского жука – молодые побеги, не успев вылезть из земли, сами начинают бороться с вредителями (ген бактериальный ген -Bt)

КАРТОФЕЛЬ: с человеческим интерфероном крови, который повышает иммунитет.

СУПЕРЛОСОСЬ - вырастают в 10 раз быстрее

СВИНИНА без холестерина, содержит меньше

МОЛОКО – коровы могут давать с содержанием различных полезных веществ

ВМЕСТО ЯДОХИМИКАТОВ : в вирус встраивают ген ядовитого скорпиона и опыляют посевы от вредителей

ОВЦЫ: недавно в Москве получен патент на овцу, у которой в молоке присутствует сычужный фермент, необходимый для производства сыра. Специалисты утверждают, что при новой технологии производства сыра, достаточно будет всего 200 овец, чтобы обеспечить сыром всю Россию.

Флюресцентные крысы, кролики, традесканции, ирисы, тюльпаны

Генные сорта сельскохозяйственных культур дают урожай больше, чем обычные, в среднем в 4 раза.

ГМО используются и в пищу:

Томатное пюре — первый генетически модифицированный пищевой продукт, появившийся в Европе в продаже (в 1996 году).

К сожалению, на первых этапах внедрения ГМО – они не были достаточно хорошо исследованы и могли приводить к различным негативным послед-ям (аллергия на рыбу + на помидоры, экологические катастрофы) Сейчас ведутся тщательные исследования, перед тем, как сорт запускается в с/х и на продажу.

№12

- Обратите внимание, чья продукция содержит трансгенные компоненты:

Nestle (Нестле) — производит шоколад, кофе, кофейные напитки, детское питание

Hershey’s (Хёршис) — производит шоколад, безалкогольные напитки

Coca-Cola (Кока-Кола) — Кока-Кола, Спрайт, Фанта, тоник “Кинли”

McDonald’s (Макдональдс) — сеть “ресторанов” быстрого питания

Danon (Данон) — производит йогурты, кефир, творог, детское питание

Cadbury (Кэдбери) — производит шоколад, какао

Mars (Марс) — производит шоколад Марс, Сникерс, Твикс

PepsiCo (Пепси-Кола) — Пепси, Миринда, Севен-Ап

№13 Соя — древнейшее культурное растение семейства бобовых. Возделывать её начали в Китае, откуда соя попала в другие азиатские страны. В Европе она не прижилась, а в Америке распространена очень широко. Сегодня почти половина мировых посевов сои сосредоточено в США. Популярность продуктов из сои, соевого масла с каждым годом растёт. Соя — самое „трансгенное“ растение в мире. В США около 75% её посевных площадей засеяны генетически модифицированными сортами, а, например, в Аргентине они составляют 99%!

Рапс масличный в диком виде не встречается. Возник в результате естественного скрещивания капусты листовой и полевой; внешне напоминает сурепку. В настоящее время рапс — основная масличная культура во многих странах мира, а также частый объект генетической модификации.

Бабочка-монарх — символ движения противников генетически модифицированных растений. В 1999 году в научной печати появилось сообщение, что смертность личинок этого насекомого возрастает, если они питаются листьями трансгенной кукурузы. Однако в 2001 году Верховный суд США опроверг этот факт. Оказалось, что пыльца трансгенной кукурузы для личинок не опасна. А вот от инсектицидов они действительно погибают.

Нужны ли нам трансгенные продукты? Это спорный вопрос.

Практические достижения современной генной инженерии:

- Созданы банки генов, или клонотеки, представляющие собой коллекции клонов бактерий. Каждый из этих клонов содержит фрагменты ДНК определенного организма (дрозофилы, человека и других).

– На основе трансформированных штаммов вирусов, бактерий и дрожжей осуществляется промышленное производство инсулина, интерферона, гормональных препаратов. На стадии испытаний находится производство белков, позволяющих сохранить свертываемость крови при гемофилии, и других лекарственных препаратов.

– Созданы трансгенные высшие организмы (некоторые рыбы и млекопитающие, многие растения) в клетках которых успешно функционируют гены совершенно других организмов. Широко известны генетически модифицированные растения (ГМР), устойчивые к высоких дозам определенных гербицидов, а также Bt-модифицированные растения, устойчивые к вредителям.

– Разработаны методы клонирования строго определенных участков ДНК, например, метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). ПЦР-технологии применяются для идентификации определенных нуклеотидных последовательностей, что используется при ранней диагностике некоторых заболеваний, например, для выявления носителей ВИЧ-инфекции.

Возможности генной инженерии практически безграничны. В настоящее время интенсивно изучается возможность коррекции генома человека (и других организмов) при генетических и негенетических заболеваниях. №14 -17

Клеточная инженерия основана на выращивании клеток вне организма на специально подобранных средах в регулируемых условиях. Можно выращивать как растительные, так и животные клетки. НО: из животных клеток нельзя вырастить целый организм, а из растений можно.

Вот с этим методом мы сейчас по-подробнее разберемся:

Он нужен для того, чтобы получать большое к-во растений с интересующим нас признаком за более короткий срок, in vitro, т.е. для получения большого числа посадочного материала или культуру клеток и тканей животных. Что для этого нужно? Для этого нужна одна клетка!

Разберем метод на примере растений. (Сообщение 2)

История овечки Долли

Итак, обо всём по - порядку. Человечество было потрясено известием о рождении Долли в феврале 1997 года. Шотландский учёный Ян Вильмут с коллегами провели успешные эксперименты по генетическому клонированию овцы. Попробуем разобраться в механизме появления Долли на свет. У этой овечки нет отца, но зато 3 матери:

№18

Овца под буквой В 143 вынашивала знаменитого ягненка. Эксперимент был очень сложным, исследователи использовали 256 яйцеклеток, прежде чем все удалось.

К 2002 году сама Долли произвела на свет естественным способом четырёх нормальных ягнят. Ей самой исполнилось к этому времени 6 лет, т.к. на свет она появилась летом 1996 года, что несколько месяцев тщательным образом скрывали – это для овцы далеко не преклонный возраст. 14 февраля 2003 года учёные усыпили первую клонированную овечку.

Ученый разных стран мира, решив, что ткани Долли после ее усыпления будут продаваться в лаборатории разных стран для исследований, начали изыскивать средства, но знаменитая овечка была кремирована.

Закрепление.

ПОЧЕМУ биотехнология сейчас так актуальна?

– Промышленное производство продуктов питания, в первую очередь, белков и незаменимых аминокислот.

– Повышение плодородия почв, производство биологически активных веществ для нужд сельского хозяйства.

– Производство лекарственных препаратов и биологически активных веществ, повышающих качество жизни людей.

– Использование биологических систем для производства и обработки промышленного сырья.

– Производство дешевых и эффективных энергоносителей (биотоплива).

– Использование биологических систем для утилизации отходов различного характера, биологической очистки сточных вод.

– Создание организмов с заданными свойствами.

С целью контроля знаний я предлагаю вам поработать над тестом по теме: "Селекция".

1. Наука о выведении новых сортов растении, пород животных, штаммов микроорганизмов, а так же совершенствовании уже существующих называется...

а) генетикой в) ботаникой

в) селекцией г) микробиологией

2. Искусственный мутагенез не применяется при работе с популяциями...

а) животных в) растении

б) микроорганизмов г) грибов

3 Что из перечисленного не относится к методам селекции животных?

а) близкородственное скрещивание в) полиплоидия

6) внутрипородное скрещивание г) инбридинг

4. Как называется организм, полученный путем скрещивания?

а) полиплоид в) пробанд

б) мутант г) гибрид

5. Чистую линию организмов получают методом...

а) мутагенеза в) инбридинга

б) гетерозиса г) биотехнологии

6. Центры происхождения культурных растений открыл...

а) Карпеченко в) Цицин

б) Мичурин г) Вавилов

7.Архаромеринос, мул, лошак, бестер были выведены методом...

а) отдаленной гибридизации в) межпородного скрещивания

б) близкородственного скрещивания г) гетерозиса

8. .Необратимое изменение наследственного аппарата называется...

а) нейруляцией в) селекцией

б) мутацией г) гибридизацией

9. Животные, полученные с помощью отдаленной гибридизации, не обладают...

а) выносливостью б) плодовитостью

в) наследственностью г) изменчивостью

10. Выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении особей с целью получения от них потомства называют...

а) аутбридингом в) доместикацией

б) приспособленностью г) отбором.Домашнее задание. Выучить параграф, повторить записи в тетради. Составить кроссворд по теме: "Селекция".

d.120-bal.ru

Методическая разработка урока по английскому языку на темуПриготовление первых блюд

Министерство образования и науки Краснодарского краягосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края"Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"

Методическая разработка урока«Приготовление первых блюд»

Разработала преподаватель английского языкаВолошина Наталья Ивановна

Кропоткин, 2015

Тема урока: Приготовление первых блюдЦели урока:

Образовательная:научить составлять технологические карты первых блюд;научиться строить диалог, монологические высказывания, задавать вопросы и отвечать на них;научить применять в разговорной речи новые лексические единицы по теме;уметь применять полученные знания на практике.

Развивающая:развить у обучающихся познавательный и профессиональный интерес к технологиям приготовления первых блюд;содействовать формированию познавательного интереса к выбранной профессии;развивать познавательную, творческую активность, развивать память, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:воспитывать чувство уверенности в себе, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии;воспитание культуры труда;воспитывать умение работать в коллективе (в парах, подгруппах, индивидуально).Задача урока: обобщить и систематизировать ЗУН по изученной теме.

Тип урока: интегрированный.

Методические приёмы: опережающее обучение; работа с презентацией;работа с дидактическим материалом;частично – поисковый; репродуктивный;объяснительно – иллюстративный.

Методическое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный поектор, дидактический материал.

Межпредметные связи: «Английский язык», « Технология», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания, санитария и гигиена».

Педагогические технологии: технология сотрудничества, ИКТ, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.

Используемая литература:Анфимов Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»., М.: Издательский центр «Академия» 2005.Сборник рецептур люд и кулинарных изделий., М.: Издательский центр «Академия» 2005.Качурина Т.А. «Кулинария» рабочая тетрадь., М.: Издательский центр «Академия» 2008.Интернет ресурсы:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заключительное слово преподавателя. Slide -13 Teacher:- You've learned a lot of about cooking the first courses. I hope that this knowledge will be useful to you in your future profession and working. Our lesson is over. Thank you

weburok.com

Методическая разработка урока по английскому языку на темуПриготовление первых блюд. Селекция растений урок 11 класс


Урок — семинар в 11 классе «Работы И.В. Мичурина. Достижения селекции растений» | Учитель

Цели:

1.Выявить основные направления селекционной науки, обогащен­ной работами И.В. Мичурина, познакомиться с достижениями отечествен­ных ученых — селекционеров, обратить внимание на расцвет селекции -как науки.

2.Способствовать выработке умений работать с газетными материа­лами, научно-популярной литературы.

Ход урока

Учитель. На прошлом уроке мы начали изучать селекцию растений. Используя методы гибридизации и отбор, ученые занимались выведением новых сортов зерновых и плодово — ягодных культур. Говоря о плодово-ягодных культурах, хочется остановиться на работах И.В. Мичурина. Да­вайте послушаем сообщение.

1. Сообщение по теме: «Биография И.В. Мичурина. О методах работы И.В.Мичурина по выведению новых сортов плодово-ягодных культур».

Учитель. Ребята! Дайте, пожалуйста, рецензии на дополнительное сообщение, которое приготовила Иванова О. (по схеме, схема в папках у каждого ученика на столе).

1.Эмоциональность и выразительность.

2.Глубина и последовательность ответа.

3.Доказательность.

4.Чему можно поучиться у товарищей?

5.Какие недостатки вы отметили?

После рецензии ответа учитель обращается к классу с вопросами по первому выступлению (вопросы лежат в папках на столах).

1.Какими методами пользовался И.В. Мичурин при выведении пло­довых и плодово-ягодных культур?

2.Какие сорта яблонь вывел И.В. Мичурин? Какими методами?

Учитель. Вывод: И.В. Мичурин применял отдаленную гибридиза­цию — скрещивание особей разных видов и даже родов и получил гибриды ежевики и малины, сливы и терна. Большинство сортов,полученных И.В. Мичуриным, сложные гетерозиготы. Для сохранения качеств их раз­множают вегетативным путем.

 

2. Сообщение по теме: «Работы П.П. Лукьяненко по выведению новых сортов озимой пшеницы»

Рецензия на дополнительное сообщение.

Вопросы к классу:

1.Какие сорта озимой пшеницы вывел П.П. Лукьяненко?

2.Какими свойствами обладали сорта пшеницы, выведенныеП.П. Лукьяненко?

Учитель все обобщает о работе П.П. Лукьяненко по выведению зер­новых культур.

 

3.Сообщение по теме: «Селекция растений. Работы В.Н. Ремесло».Учитель. Следующее дополнительное сообщение на тему: «Селек-ция растений. Работы В.Н. Ремесло» — Болдина О.

После чтения дополнительного сообщения учащиеся дают рецензию и отвечают на вопросы:

1.Какие сорта пшеницы выявил В.Н. Ремесло?

2.Какими методами пользовался В.Н. Ремесло при выведении новых сортов пшеницы?

 

4.Сообщение по теме «Достижение селекции растений. Работа И.В. Цицина на основе межлинейной гибридизации пшеницы и пырея»

 

5.Сообщение по теме: «Достижения селекции растений. Работа А.П. Шехурдина и В.Н. Мамонтовой по выведению новых сортов ози­мой пшеницы»

 

6.Сообщение по теме: «Достижения селекции растений. Работа B.C. Пустовойта, выведение нового сорта подсолнечника»

 

После дополнительного сообщения учащихся, их работы были прорецензированы, а ребята ответили на вопросы, которые заранее были им известны:

1.В чем заслуга И.В. Цицина в селекции растений?

2.Какие сорта озимой пшеницы выведены А.П. Шехурдиным и В.Н. Мамонтовой?

3.Какие сорта подсолнечника вывел B.C. Пустовойт?

4.Какие исходные сорта брал B.C. Пустовойт?

Учитель рассказывает о работе селекционеров в нашей стране. Уча­щиеся записывают сорта зерновых культур, выращиваемых в нашей Там­бовской области.

После всех выступлений учитель проводит анкетирование «Нужно ли проводить такие уроки?»

Оценки получают все учащиеся, которые готовили дополнительные сообщения и кто отвечал по ходу урока — семинара.

Подготовка дополнительного материала послужила выработкой уме­ний работать с научно — популярной литературой.

При подготовке к уроку — семинару учащимся давались домашние задания:

1. Какими методами пользовался И.В. Мичурин при выведении пло­довых и плодово-ягодных культур?

2.Какие сорта яблонь вывел И.В. Мичурин?

3.Какие сорта озимой пшеницы вывел П.П. Лукьяненко?

4.Какие сорта пшеницы вывел В.Н. Ремесло?

5.В чем заслуга И.В. Цицина в селекции растений?

6.Кто из ученых — селекционеров является автором озимых пшениц: Саратовская — 29, Люцесценс — 62, Альбидум — 604, Горденформе — 432?

7.Какие сорта подсолнечника вывел B.C. Пустовойт?

8.Каким методом пользовался B.C. Пустовойт при выведении масле­ничных сортов подсолнечника?

Учитель подводит итог урока, анализирует выступления учащихся, оценивает их участие в дискуссии, обобщает материал и делает выводы. Комментирует оценки.

В конце урока — семинара учащиеся отвечают на вопросы теста и решают творческие задания по селекции растений, по закреплению нового материала. Работы проверяются в парах (без оценки).

 

Тест для закрепления знаний по теме: «Работы И.В. Мичурина. Достижения селекции растений»

Выпишите номера правильных суждений:

1.Задачи селекции состоят в создании новых и улучшение сущест­вующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

2.И.В. Мичурин пользовался основным методом гибридизации и отбором.

3.Полиплодия — это перестройка хромосом.

4.Сорт яровой пшеницы Саратовская — 29 вывел П.П. Лукьяненко.

5.И.В. Ремесло вывел высокоурожайные сорта Мироновская — 264, Мироновская — 808, Мироновская юбилейная, Ильичевка.

6.Академик П.П. Лукьяненко создал ряд высокоурожайных сортов озимой пшеницы Безостая -1, Кавказ, Аврора.

7.Большинство сортов, полученных И.В. Мичуриным, представляет собой сложные гетерозиготы.

8.Впервые способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов разработал Н.И. Вавилов.

9.При скрещивании разных сортов растений, а также при межвидо­вом скрещивании, наблюдается эффект гетерозиса.

10.Совокупность культурных растений одного вида искусственно созданная человеком называется породой.

11.М.И. Хаджинов занимался выведением новых сортов кукурузы.

12.B.C. Пустовойт вывел сорта подсолнечника: Передовик, Армар-виский, Зеленка — 368, Салют, Заря, Восход.

13.А.Н. Луткова, П.В. Засимович работали по выведению новых сор­тов сахарно свеклы.

14.В результате гибридизации пшеницы с рожью Цицин получил новое культурное растение тратикале.

15.Башкирский ученый — селекционер А.С. Кунакбаев вывел сорт озимой ржи Чулпан — 3.

(Номера правильных ответов 1, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15)

В конце урока ученикам предлагается решить биологические задачи:

1.Многие культурные растения, например пшеница, картофель, овес, сахарная свекла полиплоиды. Они обладают хорошей урожайностью и большой устойчивостью к действию неблагоприятных факторов по срав­нению со своими дикими сородичами. Какому типу изменчивости относит­ся полиплоидия, и почему она повышает продуктивность особей?

2.Существует выражение: «Человека кормят и одевают полиплои­ды». Как это объяснить?

3.При подборе родительских пар для гибридизации И.В. Мичурин широко использовал географические удаленные формы. Таким образом был создан сорт яблони Бельфлер — китайка, полученный в результате гиб­ридизации китайской яблони из Сибири и американского Бельфлера желто­го. Объясните, почему И.В. Мичурин большое внимание уделял скрещива­нию географически удаленных форм.

4.Известно, что в блокадном Ленинграде работники Всесоюзного института растениеводства бережно хранили коллекцию семян зерновых культур, созданную Н.И. Вавиловым на основе образцов, привезенных из многочисленных экспедиций в страны разных географических широт. Объясните, в чем заключается уникальность данной коллекции.

Карточка оценки выступления (оценка по пятибалльной системе)

пп.

Фамилия, имя ученика Степень интереса Информа­тивность Риторика Регламент
           

 

Список рекомендуемой литературы:

Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. -М.: Просвещение, 1989.

Сухова ТС. Как повысить результаты в обучении — М., 1997.

Никитов А.И. Дидактический материал по общей биологии — М.,

1997.

Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2000.

Биология в школе — 1987 — № 4 — с. 41.

Биология в школе — 1996 — № 2 — с. 29.

Биология в школе — 1999 — № 1 — с. 28.

Биология в школе — 1997 — № 4 — с. 34.

Скачать урок — семинар

gudukhina.68edu.ru

Урок "От селекции к биотехнологии". 9–11-й классы

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Формирование представления у учащихся о биотехнологии и её достижениях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с методами биотехнологии;
  • показать, как используются человеком продукты биотехнологии;
  • способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Планируемые результаты:

  • предметные: знание достижений современной биотехноогии, традиционных биотехнологических процессов, перспектив использования ГМ - организмов
  • метапредметные: умение работать с текстом, составлять план ответа, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов, публично презентовать свою точку зрения;
  • личностные: развитие критичного мышления, формирование интереса к биологии.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, видеоролик “Использование дрожжей человеком”, карточки-задания.

Основные понятия, изучаемые на уроке: “биотехнология”, “клеточная инженерия”, “хромосомная инженерия”, “генная инженерия”, “трансгенные организмы”, “клон”, “метод гаплоидов”.

Ход урока

Учитель: Десять тысяч лет назад на Земле было 10 миллионов человек, к началу нашей эры – 200 миллионов, к 1650 году – 500 миллионов, к XIX веку – 1 миллиард, в начале XX века – 2 миллиарда. Сейчас население Земли составляет около 7 миллиардов человек.

Человек освоил под сельское хозяйство всего 10% суши нашей планеты, но увеличить значительную долю пахотных земель в настоящее время невозможно, так как все доступные на сегодня резервы пригодных для сельского хозяйства земель фактически исчерпаны.

Существует гипотеза, что человечеству в будущем грозит голодный кризис, поскольку истощаются запасы продовольствия. Предложите свои пути выхода из надвигающегося продовольственного кризиса.

Обсуждение в группах. Возможный ответ: Одно из решений – это повысить урожайность с/х растений и продуктивность с/х животных путём создания новых сортов растений и пород животных.

Учитель: Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов: Что? Где? Когда? Зачем? Как? Чем? Почему? Давайте попробуем применить на практике “алгоритм Цицерона”.

Что такое селекция? Прикладная наука, которая разрабатывает методы создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Когда человек начал заниматься селекцией? Примерно 10 тыс. лет тому назад человек перешёл к осёдлому образу жизни, начал заниматься растениеводством и животноводством. Для воспроизводства он отбирал лучшие экземпляры животных и растений.

Почему возникла необходимость заниматься селекцией растений и животных? С переходом к осёдлому образу жизни человек поставил своё благополучие в полную зависимость от ограниченного набора видов растений и животных.

Как создаются новые сорта растений, породы животных и штаммы микроорганизмов? В традиционной селекции используются такие методы как искусственный отбор, гибридизация, экспериментальный мутагенез. Прежде чем начать создание нового сорта растений, селекционер подбирает из мировой коллекции все необходимые для работы образцы, обладающие интересующими его признаками. Самая крупная в мире коллекция растений была собрана Н.И.Вавиловым. Вместе с сотрудниками он осуществил многочисленные экспедиции по всем континентам, кроме Австралии и выделил восемь центров происхождения культурных растений.

Чем дикий картофель отличается от культурного? Все современные сорта картофеля являются полиплоидами. У них высокая урожайность, крупные клубни, которые содержат большее количества крахмала и белка. (Демонстрация коллекции)

Где родина дикого картофеля? Это страны Чили, Перу, Боливия. (Южноамериканский центр происхождения культурных растений)

Зачем нужна селекция? Ответы учащихся. Демонстрация презентации “Достижения селекции”

Учитель: В решения продовольственных проблем и не только на помощь селекции пришла новая наука – биотехнология. Используя “алгоритм Цицерона” сформулируйте задачи урока.

Узнать:

  • что такое биотехнология?
  • когда появился термин биотехнология?

Выяснить:

  • почему биотехнология так актуальна?
  • зачем человеку биотехнология?

Установить:

  • чем отличаются методы биотехнологии?
  • где используется биотехнология?

Учитель: Впервые термин "биотехнология" применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. В традиционном понимании биотехнология – это наука о методах и технологиях получения необходимых человеку веществ с помощью живых клеток.

Что объединяет между собой следующие продукты питания: хлеб, сыр, кефир, квашеная капуста? В производстве этих продуктов питания используются микроорганизмы. (Просмотр видеофрагмента “Использование дрожжей” 26 сек.) Хлебопечение – одно из древнейших биотехнологических производств.

Учитель: В современном понимании биотехнология - это наука о методах генной и клеточной инженерии и технологиях создания и использования генетически трансформированных биологических объектов.

Предлагаю вам познакомиться с основными методами биотехнологии.

Работа в группах.

  • 1 группа – аналитики,
  • 2, 3, 4 группы – клеточные инженеры,
  • 5 группа – хромосомные инженеры,
  • 6 группа – генные инженеры.

Задание для аналитиков.

Прочитайте текст. Проанализируйте следующие данные.

Одна корова с живой массой в 500 кг за сутки образует около 0,5 кг белка;

Соя массой 500 кг за сутки образует 5 кг белка;

Дрожжи массой 500 кг за сутки вырабатывают в биореакторе 50 тонн белка.

Микробная клетка потребляет дешевые вещества – крахмальные растворы, сточные воды, нефтепродукты и др. вещества. Корове требуются хорошие и, следовательно, дорогие корма.

Чтобы вывести новую породу животных или сорт растений приходиться биться десятилетиями и даже столетиями, а у кистевидной плесени всего лишь за 30 лет удалось в 10 000 раз повысить продуктивность пенициллина!

Сделайте вывод, о том какие организмы более выгодно использовать для получения белка. Почему?

Вывод:

1) микроорганизмы обладают высокой продуктивностью;

2) микроорганизмы выращивают на дешевых субстратах.

3) высокая скорость получения нужной продукции.

Задание для клеточных инженеров.

Внимательно прочитайте текст. Во время чтения делайте на полях следующие пометки карандашом:

  • “v” - уже знал
  • “+” - новое
  • “-” - думал иначе
  • “?” - не понял, есть вопросы

После выполнения задания обменяйтесь информацией в группе, а затем сообщите свои результаты классу.

Пример №1. Биотехнологи могут создавать гибриды растений в обход полового процесса. Для этого у соматических клеток удаляют клеточную стенку, в результате чего образуются протопласты. При определённых условиях протопласты от разных растений легко сливаются между собой. У таких гибридных протопластов вновь синтезируется клеточная стенка. Возникает гибридная клетка, способная делиться и регенерировать в целое растение. Например, так был получен соматический гибрид культурного и дикого картофеля, устойчивого к вирусным болезням.

Вспомним! Соматические клетки – клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма. Регенерация – это восстановление утраченных или повреждённых частей тела.

Пример №2. С помощью методов клеточной инженерии учёные смогли получить клоны живых организмов. В 1996 году в Англии был создан клон овцы. Для этого использовали ядра соматических клеток, полученных из ткани молочной железы взрослой овцы. Необходимый генетический материал был взят из вымени уже умершей овцы и был заранее заморожен. Из яйцеклетки удалялось ядро и замещалось ядром соматической клетки. Образовавшуюся диплоидную зиготу стимулировали к дроблению электрошоком и трансплантировали в овцу – реципиента. Через 148 дней приёмная мама родила живую овечку, её назвали Долли. Таким образом, у Долли было 3 мамы и не было папы. Овечка Долли прожила 6,5 года и принесла потомство, однако была усыплена по состоянию здоровья: животное страдало от артрита и вирусных инфекций. Создатели Долли утверждали, что их достижение поможет сохранить вымирающие виды животных.

Вспомним! Клон – точная генетическая копия другого организма. Диплоидный набор хромосом – набор, содержащий по две хромосомы каждого вида.

Пример №3. Помимо традиционных черенкования, прививок, выращивания из семян, размножения корневищами, луковицами и т.д. в большинстве стран рассаду многих растений сегодня получают путем технологии “in vitro” (в пробирках). Особенно широко этот способ применяется для выращивания редких и ценных растений, которые плохо поддаются размножению другими способами. Также этот метод незаменим, если необходимо постоянно получать в достаточно короткие сроки значительное количество качественной рассады.

Образовательные ткани отделяют от нужного экземпляра растения и помещают на специальные питательные среды в пробирки. Примерно через месяц образовавшиеся микрочеренки имеют зачатки всех вегетативных органов. Когда у микрочеренков образуется достаточная корневая система, их извлекают из пробирок и пересаживают в горшочки.

Вспомним! Вегетативные органы - части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой (корень, лист, стебель). Черенок - это часть растения, способная укорениться и вырасти в новое растение.

Полученные способом “in vitro” растения наследуют все признаки, присущие данному сорту и вполне могут в дальнейшем размножаться обычным вегетативным или семенным способом.

Задание для хромосомных инженеров.

Внимательно прочитайте текст. Во время чтения делайте на полях следующие пометки карандашом:

  • “v” - уже знал
  • “+” - новое
  • “-” - думал иначе
  • “?” - не понял, есть вопросы

После выполнения задания обменяйтесь информацией в парах, а затем сообщите свои результаты классу.

Пример №1. Биотехнологи могут проводить различные манипуляции с хромосомами. Например, заменять одну или обе гомологичные хромосомы одного сорта пшеницы на ту же пару хромосом, но из другого сорта. Тем самым слабый признак заменяется на более сильный. Таким образом, биотехнологии приближаются к созданию “идеального сорта”, у которого все полезные признаки будут выражены в максимальной степени.

Вспомним! Гомологичные хромосомы – это парные, т.е. абсолютно одинаковые хромосомы.

Пример №2. Любой сорт растения является чистой линией, на создание которой в традиционной селекции уходит до 6-8 лет. Этот срок можно сократить в два раза используя метод гаплоидов. Для этого получают гибриды, берут из них пыльцу, на питательных средах выращивают из неё гаплоидные растения, а затем удваивают у них число хромосом и получают полностью гомозиготные диплоидные растения.

Вспомним! Гаплоиды – организмы, содержащие по одной хромосоме каждого вида. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом. Гомозигота – зигота, содержащая два одинаковых аллельных гена. Аллельные гены – гены, отвечающие за развитие одного признака. Чистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыляющейся особи.

Задания для генных инженеров.

Внимательно прочитайте следующий текст.

Генная инженерия основана на выделении (или искусственном синтезе) нужного гена из генома одного организма и введение его в геном другого организма. “Вырезание” генов проводят с помощью специальных “генетических ножниц”, которыми являются ферменты. Затем ген “вшивают” в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. “Вшивание” осуществляется с помощью других ферментов. Затем вектор вводится в бактерию, и на последнем этапе отбираются те бактерии, в которых введённые гены успешно работают.

Вспомним! Геном – совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом данного вида организмов. Плазмида – это кольцевая двухцепочечная молекула ДНК, которая есть в бактериальной клетке.

С помощью клея и ножниц, реконструируйте бактериальную клетку, способную синтезировать инсулин человека. Продемонстрируйте и объясните свой результат классу.

Учитель: Познакомимся с некоторыми примерами достижений генной инженерии. Генные инженеры с помощью микроорганизмов получают гормон роста соматотропин, гормон инсулин для лечения сахарного диабета, противовирусный белок интерферон, витамины, антибиотики, аминокислоты, ферменты, кормовые и пищевые белки. Учёные создают трансгенные организмы (или ГМО) - живые организмы, в геном которых искусственно введен ген другого организма.

Показ презентации “Невероятные примеры трансгенных продуктов”.

Слайд №1. “Золотой рис”. В 1999 г. был получен трансгенный "золотой рис" с повышенным содержанием каротина. Он служит для профилактики слепоты детей развивающихся стран, где является основным продуктом питания.

Слайд №2. “Ядовитая капуста”. Для борьбы с насекомыми - вредителями созданы растения, способные вырабатывать бактериальный белок ВТ-токсин, который вызывает образование пор в кишечнике насекомого и оно погибает.

Слайд №3. “Негниющие томаты”. Созданы томаты с повышенной лёжкостью. У таких томатов снижен синтез этилена – газа, вызывающего созревание плодов.

Слайд №4. “Устойчивость к вирусам”. Поражение растений вирусами уменьшает урожай в среднем на 30%. На сегодня получены устойчивые к вирусу трансгенные растения огурцов, кабачков и дыни.

Слайд №5. “Устойчивость к гербицидам”. Гербициды - химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. Учёными были созданы ГМ - растения, устойчивые к гербицидам. Вместо постоянных прополок и рыхления междурядий над полем можно распылить гербицид. Культурные растения выживут, а сорняки погибнут. Опасения учёных: в результате “утечки генов” могут возникнуть суперсорняки.

Слайд №6. “Шампунь и другие моющие средства”. Для производства СМС используется лавровая кислота из пальмового масла. Для снижения зависимости от импорта пальмового масла ученые создали трансгенный рапс с повышенным содержанием лавровой кислоты.

Слайд №7. “Эко – свинья”. Навоз со свиноферм, попадая в водоёмы, вызывает бурный рост водорослей. Учёные ввели ген фитазы, которая расщепляет фосфаты в пище свиньи, уменьшая тем самым их содержание в помёте животного. Это существенно снижает вредное влияние свиноферм на окружающую среду.

Слайд №8. “Быстрорастущий лосось” В трансгенном лососе гормон роста образуется круглый год, увеличивая скорость роста рыбы в 2-3 раза. Опасения учёных: ГМ лосось способен размножаться с обычным лососем, создавать гибриды, которые вырастают еще быстрее, чем даже ГМ лосось.

Слайд №9. “Банановая вакцина”. Вскоре люди смогут получать вакцину от гепатита B и холеры, просто съев банан. Когда люди съедают кусок генетически созданного банана, заполненного вирусными белками, их иммунная система создает антитела для борьбы с болезнью; то же происходит и с обычной вакциной.

Учитель: Нужны ли нам трансгенные продукты? (Голосование учащихся с помощью цветных стикеров и аргументирование своего выбора). Также и в мире люди разделились на два лагеря: сторонники и противники ГМО.

Сторонники ГМО Противники ГМО
ГМО спасут растущее население Земли от голода, ведь генетически модифицированные растения могут существовать на менее плодородных почвах и давать богатый урожай, а затем долго храниться. Генетическая технология еще несовершенна.

Все испытания ГМП были краткосрочными Негативное влияние модифицированных продуктов может проявляться через длительное время или отражаться на потомстве.

Неизвестно, как “новые растения” повлияют на экологический баланс в мире.

Урок заканчивается рефлексией. Приём “Шесть шляп мышления”.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Красная шляпа. Выразите, пожалуйста, свои эмоции от урока.
  • Жёлтая шляпа. Что позитивного в работе группы вы можете отметить?
  • Чёрная шляпа. Какие недостатки в работе группы вы заметили?
  • Белая шляпа. Что нового вы узнали на уроке?
  • Зелёная шляпа. Где и как можно применять изученный материал?
  • Синяя шляпа. Подведите общий итог, сделайте вывод.

Использованная литература.

1. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998.

2. Пепеляева О.А., Сунцева И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – ВАКО, 2006.

3. Реннеберг Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики: Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.

4. Уолкер Ш. Биотехнология без тайн. – М.: Эксмо, 2008.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методы селекции растений - Биология

Просмотр содержимого документа «Методы селекции растений»

Методы селекции растений

Селекция растений — совокупность методов создания сортов и гибридов растений с нужными человеку свойствами, которые повышают урожайность и качество культур.

Классическими методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

Массовый отбор

Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя обладает уникальным генотипом. С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.

Индивидуальный отбор

Индивидуальный отбор применяют при селекции самоопыляемых растений (пшеница, ячмень, горох). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией. Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Так как постоянно происходят мутационные процессы, то абсолютно гомозиготных особей в природе практически не бывает. Мутации чаще всего рецессивны. Под контроль естественного и искусственного отбора они попадают только тогда, когда переходят в гомозиготное состояние.

Естественный отбор

Этот вид отбора играет в селекции определяющую роль. На любое растение в течение его жизни действует комплекс факторов окружающей среды, и оно должно быть устойчивым к вредителям и болезням, приспособлено к определенному температурному и водному режиму.

Инбридинг (инцухт)

Так называется близкородственное скрещивание. Инбридинг имеет место при самоопылении перекрестноопыляемых растений. Для инбридинга подбирают такие растения, гибриды которых дают максимальный эффект гетерозиса. Такие подобранные растения в течение ряда лет подвергаются принудительному самоопылению. В результате инбридинга многие рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние, что приводит к снижению жизнеспособности растений, к их «депрессии». Затем полученные линии скрещивают между собой, образуются гибридные семена, дающие гетерозисное поколение.

multiurok.ru

СЕЛЕКЦИЯ - ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ - УРОКИ БИОЛОГИИ В 10(11) КЛАССЕ РАЗВЕРНУТОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - Поурочное планирование по биологии - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

 

Глава 9. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

 

Материал главы формирует знания об основных методах селекции растений, животных и микроорганизмов.

Распределение материала по урокам:

1-й урок. Селекция.

2-й урок. Основные методы селекции растений.

3-й урок. Основные методы селекции животных.

4-й урок. Селекция микроорганизмов. Биотехнология.

5-й урок. Зачет.

 

Урок 1. СЕЛЕКЦИЯ

 

Задачи. Дать определение селекции как науке. Сформировать знания о центрах происхождения культурных растений, открытых Н. И. Вавиловым, рассмотреть первые этапы селекции — одомашнивание диких животных и первые попытки выращивания растений.

Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма, возможно использование фрагмента фильма «Селекция растений» или «Генетика и селекция».

Ход урока:

Повторение. Анализ зачета, выставление оценок (5—7 мин.).

Изучение нового материала. Объяснение с помощью фрагмента кинофильма, кодограммы.

Что такое селекция. Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. В основе селекции лежат такие методы, как гибридизация и отбор. Теоретической основой селекции является генетика.

Для успешного решения задач, стоящих перед селекцией, академик Н. И. Вавилов особо выделял значение:

— изучения сортового, видового и родового разнообразия интересующей нас культуры;

— влияния среды на развитие интересующих селекционера признаков;

— изучения наследственной изменчивости;

— знаний закономерностей наследования признаков при гибридизации;

— особенностей селекционного процесса для само- или перекрестноопылителей;

— стратегии искусственного отбора.

Породы, сорта, штаммы — искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно закрепленными особенностями: продуктивностью, морфологическими, физиологическими признаками.

Каждая порода животных, сорт растений, штамм микpoopганизмов приспособлены к определенным условиям, поэтому в каждой зоне нашей страны имеются специализированные сортоиспытательные станции и племенные хозяйства для сравнения и проверки новых сортов и пород.

Для успешной работы селекционеру необходимо сортовое разнообразие исходного материала, с этой целью Н. И. Вавиловым была собрана коллекция сортов культурных растений и их диких предков со всего земного шара. К 1940 году во Всесоюзном институте растениеводства насчитывалось 300 тыс. образцов. В настоящее время коллекция пополняется и является основой для работ по селекции любой культуры.

Н. И. Вавилов установил и центры происхождения культурных растений, места, где находится наибольшее видовое и сортовое их многообразие. Они находятся в зонах, наиболее благоприятных для жизни большого количества людей. Первые попытки выращивания растений, как и первые попытки выращивания животных, вероятно, происходили 20— 30 тыс. лет назад, когда крупные животные были выбиты и охота перестала обеспечивать людей продуктами питания в достаточной степени.

Наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там наиболее ранняя культура земледелия, более длительное время проводится искусственный отбор и селекция растений.

Селекция животных происходила в этих же районах. На первых этапах происходило одомашнивание, приручение животных. Выращивались детеныши диких животных, каким-либо образом попавшие к человеку. Среди них преимущественно выживали те, кто вел себя наименее агрессивно по отношению к человеку, кто легко размножался в неволе. Отбор, который проводил человек, сначала был бессознательным — больше ценились и сохранялись лучшие животные, впоследствии становится методическим, человек хочет получать потомство от лучших производителей. Дикий тур стал родоначальником пород крупного рогатого скота, волк — пород домашней собаки, муфлон — различных пород овец, от тарпана произошли лошади. Кабан стал родоначальником различных пород свиней, от дикой банкивской курицы произошли породы домашних кур.

 

Центры происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову)

 

Центры происхождения

Местоположение

Культивируемые растения

1. Южноазиатский тропический

 

2. Восточноазиатский

 

3. Юго-Западноазиатский

 

4. Средиземноморский

 

5. Абиссинский

6. Центральноамериканский

7. Южноамериканский

Тропическая Индия, Индокитай, о-ва Юго-Восточной Азии

 

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

 

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

 

Страны по берегам Средиземного моря

 

Абиссинское нагорье Африки

Южная Мексика

Западное побережье Южной Америки

Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)

Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня и др. (20% культурных растений)

Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений)

Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго

Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник

Картофель, ананас, хинное дерево

 

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку

Тема: Селекция. § 34

 

Что такое селекция

Селекция? В основе — гибридизация и отбор.

Одомашнивание (20—30 тыс. лет).

Породы, сорта, штаммы — искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно закрепленной продуктивностью, морфологическими, физиологическими признаками.

Н. И. Вавилов: ВИР — коллекция сортов культурных растений и их диких предков со всего земного шара.

 

Центры происхождения культурных растений

Древние центры цивилизации:

1. Южноазиатский тропический

2. Восточноазиатский

3. Юго-Западноазиатский

4. Средиземноморский

5. Абиссинский

6. Центральноамериканский

7. Южноамериканский

 

 

1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений).

2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня и др. (20% культурных растений).

3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений).

4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).

5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго.

6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник.

7. Картофель, ананас, хинное дерево.

 

Происхождение домашних животных

Тур? Муфлон? Тарпан? Кабан? Банкивские куры?....

www.compendium.su

Урок по биологии в 11 классе по теме "Селекция растений"

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ. Поддержка прекращена.
Урок по биологии в 11 классе по теме "Селекция растений"
Фестиваль — Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
Постоянный адрес работы (URL): https://educontest.net/component/content/article/77797   
Автор работы: Проскурина Светлана Александровна, МБОУ СОШ №3 имени А.И. Томилина г. Советская Гавань
Дата публикации: 01.12.15 02:53
Просмотров работы участниками: 207
Пояснительная записка: Предлагаемые материалы предоставляют возможность ознакомиться с комбинированным уроком в 11 классе по теме «Селекция растений». Это шестой урок в теме « Основные закономерности изменчивости. Селекция». На уроке учащимся представляется возможность использовать ЭОР линии «Сфера», работать с тетрадью-тренажером, авторскими материалами для проверки знаний по теме «Центры происхождения культурных растений», ресурсами интернет http://nauka.relis.ru http://msu-genetics.ru.
Просмотр приложенных файлов:

Файл работы не опубликован в надлежащем виде в соответствии с техническими требованиями. Публикатору работы необходимо отредактировать работу и правильно загрузить файл или обратиться в оргкомитет.

Если просмотр приложенных файлов не поддерживается, работу можно загрузить и просмотреть на компьютере.


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта