4 вида растений. «Четыре вида растений» и четыре части еврейского народа

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Что значит кашерные «четыре вида» растений на Суккот? 4 вида растений


Арба миним — 4 вида растений

Оглавление
Суть заповеди [↑]

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот [↑]

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог [↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав [↑]

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас [↑]

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива [↑]

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать? [↑]

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

toldot.ru

«Четыре вида растений» и четыре части еврейского народа — читать онлайн | Рав Элияу Ки-Тов

Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.

Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.

Он приближает себя и других к Вс-вышнему и приводит в мир Его Шхину.

Вот что отметили наши мудрецы:

«Плод прекрасного дерева (этрог)» — это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.

«Пальмовые листья» — это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.

«Ветвь густолиственного дерева» — и это Израиль. Так же как гадас благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.

«Речные вербы» — это тоже Израиль. Как арава не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Вс-вышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».

Очищенные от греха достойны единства

Пророк восхваляет Израиль за его способность к самопожертвованию, за то, что он забывает о себе в любви к Вс-вышнему. Он всегда помнит об этом: «Я помню о любви ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой и шла за мной по пустыне» (Иеремия, 2).

Если бы эта способность не передавалась из поколения в поколение, из рода в род, Танах не упоминал бы о ней. Но Вс-вышний вечно помнит о ней, ибо способность самоотверженно следовать за Ним всегда жива в сердцах сынов Израиля. Лучший способ доказать свою любовь к Вс-вышнему — это проявить единство, как сказано: «…о любви твоей, когда ты была невестой» — ведь слово клулотаих (когда ты была невестой) — можно перевести как «когда вы — все вместе». Ведь, рассказывая о Даровании Торы, Книга Шмот говорит: «И расположился Израиль под горой» — как об одном-единственном человеке.

Единство живет в сердце народа Израиля, так же как взаимная приязнь и дружеские связи. Лишь грехи становятся перегородкой, отделяющей евреев друг от друга и от Создателя. Лишь они их разобщают.

Но когда минует Йом Кипур и евреи очищаются от грехов, они снова оказываются все вместе. Вот тогда-то и приходят праздничные дни, и все сыны Израиля устремляются за Вс-вышним в Его суку.

За какие заслуги они удостаиваются такой чести? За клулотаих — когда они снова все вместе, образуют «одну связку» и готовы исполнять волю Вс-вышнего от всего сердца, с любовью. Именно это и символизирует заповедь о «четырех видах растений».

«Все кости мои возгласят»

«Четыре вида растений» символизируют человеческое тело. Когда в праздник человек благословляет их во Имя Вс-вышнего, он как бы передает Ему свое сердце и тело, способность видеть и выражать свои чувства — всего себя.

Человек говорит: «Я всецело принадлежу Тебе, поэтому радость этого праздника — только в Тебе!»

Тогда все следы грехов, пятнающие тело человека, изглаживаются и исчезают. Вс-вышний прощает их человеку, исполняющему эту заповедь с любовью и благоговением. Вот что сказали наши мудрецы в Мидраше: «Все кости мои возгласят Г-споду — кто подобен Тебе?» (Тегиллим, 35). Этот стих говорит о лулаве, ибо стебель лулава похож на человеческий позвоночник, о гадасе — ибо его листья напоминают глаза, об араве — ибо ее листья похожи на уста, об этроге — ибо он подобен сердцу. Царь Давид сказал: нет человеческом теле частей более важных, чем эти. И поэтому: «Все кости мои — все, то, что во мне, все мое существо, — возгласят…» (Ваикра Раба, 30)

Как вся Тора

Тому, кто правильно исполняет заповедь о «четырех видах растений», она засчитывается как исполнение всей Торы от первой заповеди до последней. Где сказано об этом? В самой же Торе.

Тора начинается с буквы бет, а заканчивается буквой ламед. Книги Пророков начинаются с буквы вав. Все Книги Писаний заканчиваются буквой ламед. Именно из этих букв состоит слово «лулав». И именно ими начинаются и заканчиваются все двадцать четыре священные книги. (Рокеах)

Жертвенник искупления

Сказано в Талмуде (Сука, 45): «Возносящего лулав Тора приравнивает к тому, кто построил жертвенник и принес на нем искупительную жертву».

Почему мудрецы сравнивают заповедь о «четырех видах растений» с постройкой жертвенника?

«Этрог, лулав, гадас, арава» — гематрия четырех этих слов — 1024. Площадь храмового жертвенника была равна в точности 1024 квадратных амот (локтей), поскольку он представлял собой квадрат со стороной в 32 амы. Это совпадение говорит о связи между искупительным жертвенником в Храме и заповедью о «четырех видах растений». (Анаф Йосеф)

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Что значит кашерные «четыре вида» растений на Суккот? — вопросы раввину

Уважаемый Я.!

Крайне актуальный сейчас вопрос!

Разобьём нашу статью на четыре пункта, а также заключительную пятую часть, в которой расскажем, как связать все четыре (три вида) в один.

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав — пальмовая ветвь

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум на троечку.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать?

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Хаг самеах! Мендель Агранович

toldot.ru

4. Жизненные формы растений.

Все растения имеют одинаковое строение, но размеры и форма их существенно различаются.

По характеру строения стебля и продолжительности жизни растений их разделяют на:

  1. Деревья – растения с одревесневшим стволом и разветвленной кроной.

В зависимости от высоты дерева их делят на:

а) деревья первой величины (высотой более 20м), например, сосна, ель,

б) деревья второй величины (высотой 10-20м), например, рябина, ольха,

в) деревья третьей величины (высотой менее 10м), например, крушина, клен остролистный.

  1. Кустарники – растения с одревесневшим стволиком, которые начинают рано ветвиться. Высота кустарников не превышает 6м, например, акация желтая, орешник.

  2. Лианы – растения с вьющимся или лазающим стволиком. Диаметр ствола достигает до 15см, а длина – до 30см. Например, актинидия, хмель.

  3. Кустарнички – растения, высота которых не превышает 1м. Наземные побеги этих растений образуются из покоящихся почек, а стволики одревесневают. Например, черника, брусника, вереск.

  4. Полукустарники – растения, наземные побеги которых не полностью одревесневают, а верхняя часть побегов на зиму отмирает. Например, малина, полынь.

  5. Многолетние травы – растения с неодревесневающим стволом, наземные части которого ежегодно отмирают. Например, одуванчик, сныть, клюква.

  6. Двулетние травы – растения, жизненный цикл которых проходит в течение двух лет. Например, редька, капуста, свекла, морковь и другие.

  7. Однолетние травы – растения, весь жизненный цикл которых проходит за один вегетационный период. Примером однолетних растений могут служить злаковые: вейник, щучка.

  8. Суккуленты – растения, произрастающие в суровых климатических условиях, и какой-то орган растения дифференцирован или редуцирован. Например, кактус.

  9. Водные растения – организмы, обитающие в водной среде. Они бывают двух видов:

а) плавающие растения (лилии, камыш),

б) погруженные в воду растения (ряска).

Лекция 2. Морфология леса.

План.

  1. Понятие леса, биогеоценоза и экосистемы.

  2. Лесной фитоценоз и его компоненты.

  3. Изменчивость и дифференциация деревьев. Отпад.

  4. Вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза.

  5. Отличительные признаки лесных и парковых фитоценозов.

  1. Понятие леса, биогеоценоза и экосистемы.

Лес представляет собой совокупность растений, обитающих на конкретной территории. В понятие леса также включаются организмы, обитающие в лесной среде. Растения и животных окружают факторы неживой природы. Совокупность живых и неживых факторов природы и есть лес.

Лес– это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминантное положение, а также кустарников, живого напочвенного покрова и микроорганизмов. Все организмы между собой взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду.

Высоцкий представил лес в виде следующей зависимости:

S=L·H·G·P,

где S – лес,

L – совокупность растений, обитающих на данной территории,

H – влияние хозяйственной деятельности на растения,

G – среда обитания растений,

P – влияние среды обитания на растения.

В 1944 году В.Н. Сукачев дал понятие леса как биогеоценоза.

Рис. 1. Схема биогеоценоза.

Лес– биогеоценоз или экосистема, в которой древесная растительность является эгификатором, доминантом и главным продуцентом.

  1. Лесной фитоценоз и его компоненты

Фитоценоз– совокупность растений, обитающих на данной территории. Иногда под понятием фитоценоза понимают насаждение, то есть совокупность растительности, произрастающей на определенной лесной территории.

В фитоценозе происходит естественный отбор и осуществляется борьба за существование. В результате естественного отбора происходит отпад деревьев, который составляет в течение жизни около 95% числа растений в первоначальной стадии развития.

В состав фитоценоза входят следующие компоненты:

  1. Древостойявляется основным компонентом, определяет почвенно-грунтовые условия и составляет основную органическую массу в лесном фитоценозе.

Древостой разделяют:

а) по происхождению

  • Естественное происхождение. Лес создан самой природой без вмешательства человека в его жизнь.

  • Искусственное происхождение. Человек посадил либо посеял лес.

б) по форме

  • Простой древостой представлен деревьями одной высоты, то есть все деревья в лесу сосредоточены в одном ярусе.

  • Сложный древостой представлен несколькими ярусами, то есть деревья в насаждении имеют разные высоты.

в) по составу

10С – сосны,

10Е – ели,

10ОС – осины,

10ОЛЧ – ольхи черной.

6Е2С1Б1ОС,

5Е5Б,

2С2Е2ОС4Б.

г) по возрасту насаждения

Возраст определяется либо по годичным кольцам на пне дерева, либо по мутовкам (расстояние между расположением сучьев).

  • Одновозрастный древостой. Все деревья в насаждении различаются по возрасту не более, чем на 1 класс возраста, то есть 10 или 20 лет.

10 лет – для мелколиственных пород (береза, осина, ольха, вяз и другие)

20 лет – для хвойных и твердолиственных пород (сосна, ель, лиственница, дуб, граб и другие)

В практической деятельности древостои разделяют не по возрасту, а по классам возраста и весь период жизни леса делится на возрастные этапы:

  • молодняки (древостой 1,2 класса возраста)

  • средневозрастные (древостой 3-го класса)

  • приспевающие (4-го класса)

  • спелые (5-го класса)

  • перестойные (6-го и выше)

Древостои в течение жизни проходят также возрастные этапы в своем развитии:

  1. Этап индивидуального роста (первый критический этап)

В этот период у растений наблюдается наибольшая смертность, значительный процент растений погибает из-за суровых климатических условий.

  1. Этап чащи

В этот период наблюдается конкуренция между растениями за свет, тепло и влагу, происходит формирование кроны дерева и их (крон) смыкание, формируется полог древостоя.

  1. Этап жердняка (второй критический этап)

В этот этап происходит сильная конкуренция за минеральные вещества в почве, слабые особи отмирают, и в насаждении образуется большое количество отпада (до 10 м3).

  1. Этап приспевания.

Характеризуется наибольшим приростом деревьев по высоте и диаметру. Происходит формирование запаса древостоя.

  1. Этап спелости.

В этот период замедляются процессы роста растения, и ведется заготовка древесной массы в лесу путем проведения рубок главного пользования. В этот же период под пологом древостоя начинает появляться молодое поколение леса, которое называется предварительным возобновлением.

  1. Этап старения

Характеризуется распадом насаждения. Деревья усыхают, вываливаются и на их месте появляются молодые особи.

За весь период жизни леса до старости доживают лишь 1-5% деревьев из первоначального их числа.

д) по таксационным показателям

Таксационные показатели– это ряд значений древостоя, характеризующие размеры деревьев древостоя: средняя высота, средний диаметр на высоте грунта, полнота насаждения, сумма площади сечения, запасы насаждения, сомкнутость полога и др.

е) по товарности

Товарность– процент выхода деловой древесины с единицы площади.

Товарность древостоя определяется по классам товарности:

1 класс – выход деловой древесины >90%

2 класс – выход деловой древесины 71-90%

3 класс – выход деловой древесины <70%

ж) по типу леса

Тип леса характеризует условия роста растений, в основном, механический состав и плодородие почвы, а также водный режим местности.

Тип леса определяют по древесной породе и индикатору почвенно-грунтовых условий.

з) по продуктивности древостоя

Продуктивность древостоя– это условия роста растений и интенсивности фотосинтеза растений на данной территории.

Продуктивность определяется по величине класса бонитета:

1 класс – самые продуктивные, 5 класс – низкопродуктивные

Класс бонитета находится по специальным таблицам через высоту древостоя и средний возраст деревьев.

2. Подрост - это древесные растения естественного происхождения, образующиеся под пологом леса или на вырубке из семян. К подросту относят растения, высота, которых не превышает ¼ высоты деревьев основного яруса.

Подрост разделяют:

а) по породам (еловый, сосновый и т.д.)

б) по группам высот

  • мелкий (до 0.5 м)

  • средний (0.51-1.5м)

  • крупный (более 1.5м)

в) по категории жизнеспособности

  • жизнеспособный подрост (имеет большой верхушечный прирост, а прирост боковых ветвей – незначительный)

  • нежизнеспособный подрост

В лесном хозяйстве выделяют всходы и самосев: всходы– это растения, образованные из семян в возрасте до1 года.Самосев– это растения, образованные из семян в возрасте от1 года до 5 лет.

г) по густоте

Густота– это количество растений на единицу площади (1га)

3. Подлесок– это кустарники, реже деревья, произрастающие под пологом леса и неспособные сформировать древостой в будущем. Это растения, имеющие небольшие высоты.

Подлесок разделяют:

а) по породам (рябина, крушина, лещина и пр.)

б) по густоте

Подлесок изучают, как и подрост, путем закладки учетных площадок размером в 10м2или 25м2. Они могут быть: прямоугольной (25м, 55м) или круговой формы (R=1.78м,R=2.82м). Площадки располагаются равномерно по площади или по таблице случайных чисел.

4. Подгон– это деревья или кустарники, способствующие росту и улучшению формы главной породы.

Подгон разделяют:

а) по породам

б) по высоте

в) по распределению по площади

Подгон характерен для лесов широколиственных и тропических, а в таежных лесах подгон не играет существенной роли в жизни фотосинтеза.

5. Живой напочвенный покров- это совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и полукустарников, произрастающих на покрытых и непокрытых лесом землях. Его подразделяют:

а) по видам растений (сфагновый мох, кукушкин лен, брусника, вейник лесной и др.)

б) по проективному покрытию, т.е. процентом площади, занятой данным видом (зеленые мхи – 10%)

в) по высотам растений

г) по фитомассе растений

Изучают живой напочвенный покров по учетным площадкам размером 1м2.

6. Почваудерживает растение в вертикальном положении и снабжает стебель водой и питательными веществами. Она определяет продуктивность древостоя, его состав и др. таксационные показатели.

Под лесом формируется особые почвы – дерново-подзолистого типа

В зависимости от состава древостоя под лесом могут образоваться

  • грубогумусовые почвы

  • среднегумусовые почвы

  • мягкогумусовые почвы

От типа гумуса зависит продуктивность леса, водный и тепловой режим почв.

studfiles.net

Тема 4 Классификации жизненных форм растений.

I. Фанерофиты – растения, почки возобновления которых находятся высоко над поверхностью земли (выше 30 см). К.ним относятся деревья и кустарники.

II. Хамефиты – растения, почки возобновления которых расположены у поверхности почвы или невысоко (не выше 20-30 см), зимой могут оказаться под снегом. Это полукустарники и мелкие кустарнички.

III. Гемикриптофиты – растения, почки возобновления которых находятся на уровне поверхности почвы или в самом поверхностном ее слое, часто покрытом подстилкой. Сюда относят большинство многолетних трав.

IV. Криптофиты – растения, почки возобновления которых скрыты в почве (геофиты) или под водой (гелофиты и гидрофиты). К этим растениям относят луковичные, клубневые и корневищные растения.

V. Терофиты – однолетние растения, не имеющие почек возобновления; размножаются только семенами.

Классификации жизненных форм животных.

I. Плавающие формы. 1. Чисто водные: а) нектон, б) планктон, в) бентос. 2. Полуводные: а) ныряющие, б) неныряющие, в) лишь добывающие из воды пищу.

II. Роющие формы. 1. Абсолютные землерои (всю жизнь проводящие под землей). 2.Относительные землерои (выходящие на поверхность).

III. Наземные формы. 1. Не делающие нор: а) бегающие, б) прыгающие, в) ползающие. 2. Делающие норы: а) бегающие, б) прыгающие, в) ползающие. 3. Животные скал.

IV. Древесные лазающие формы, а) не сходящие с деревьев, б) лишь лазающие по деревьям.

V. Воздушные формы, а) добывающие пищу в воздухе, б) высматривающие пищу с воздуха.

Тема 5

Экология популяций

Основным понятием в экологии является экосистема. Этот термин введен в употребление А. Тенсли в 1935 году. Под экосистемой понимается любое сообщество живых существ и среды их обитания, объединенных в единое функциональное целое. Основные свойства экосистем – способность осуществлять круговорот веществ, противостоять внешним воздействиям, производить биологическую продукцию. Выделяют обычно экосистемы различного ранга: микроэкосистемы (небольшой водоем, труп животного с населяющими его организмами и т.д.), мезоэкосистемы (лес, пруд, река и т.д.), макроэкосистемы (океан, континент, природная зона и т.д.) и глобальная экосистема – биосфера в целом. Близкий по содержанию смысл вкладывается в термин «биогеоценоз», введенный в литературу академиком В.Н. Сукачевым. Понятие биогеоценоза применяют обычно только к сухопутным природным системам, где обязательно в качестве основного звена присутствует растительный покров (фитоценоз). Экология обычно имеет дело только с элементарными биогеоценозами, т.е. такими, для которых свойственны однородные совокупности как живых организмов (растительности, животного мира), так и среды обитания (почвы, гидрологические условия, микроклимат и т.д.).

Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два блока. Первый состоит из взаимосвязанных организмов разных видов и носит название биоценоза, второй блок составляет среда обитания, которую в данном случае называют биотопом или экотопом. Каждый биоценоз состоит из множества видов, но виды входят в него не отдельными особями, а популяциями или их частями. Популяция – это часть вида (состоит из особей одного вида), занимающая относительно однородное пространство и способная к саморегулированию и поддержанию определенной численности. Каждый вид в пределах занимаемой территории, таким образом, распадается на популяции. Если рассматривать воздействие факторов среды обитания на отдельно взятый организм, то при определенном уровне фактора (например, температуры) исследуемая особь либо выживет, либо погибнет. Картина меняется при изучении воздействия того же фактора на группу организмов одного вида. Одни особи погибнут или снизят жизненную активность при одной конкретной температуре, другие – при более низкой, третьи – при более высокой. Таким образом, можно дать еще одно определение популяции: все живые организмы, для того чтобы выжить и дать потомство, должны в условиях динамичных режимов экологических факторов существовать в виде группировок, или популяций, т.е. совокупности совместно обитающих особей, обладающих сходной наследственностью.

Важнейшим признаком популяции является занимаемая ею общая территория. Но в пределах популяции могут быть более или менее изолированные по разным причинам группировки. Поэтому дать исчерпывающее определение популяции затруднительно из-за размытости границ между отдельными группами особей. Каждый вид состоит из одной или нескольких популяций, и популяция, таким образом, - это форма существования вида, его наименьшая эволюционирующая единица. Проявляя заботу о сохранении вида, человек должен прежде всего думать о сохранении популяции. Для популяций различных видов существуют допустимые пределы снижения численности особей, за которыми существование популяции становится невозможным. Точных данных о критических значенияхчисленности популяций в литературе нет. Приводимые значения разноречивы. Остается, однако, несомненным факт, что чем мельче особи, тем выше критические значения их численности. Для микроорганизмов это миллионы особей, для насекомых – десятки и сотни тысяч, а для крупных млекопитающих – несколько десятков. Численность не должна уменьшаться ниже пределов, за которыми резко снижается вероятность встречи половых партнеров. Критическая численность также зависит от других факторов. Например, для некоторых организмов специфичен групповой образ жизни (колонии, стаи, стада). Группы внутри популяции относительно обособлены. Могут иметь место такие случаи, когда численность популяции в целом еще достаточно велика, а численность отдельных групп уменьшена ниже критических пределов. Например, колония (группа) перуанского баклана должна иметь численность не менее 10 тыс. особей, а стадо северных оленей – 300 – 400 голов.

 

Тема 6

Скопление –сосредоточенныемножества особей в наиболее подходящем для них месте и в самое подходящее время года. К скоплениям приводят миграции животных, синхронность жизненных циклов. Образование скоплений дает определенные выгоды отдельной особи, но действует и механизм отбора. Первостепенный фактор такого отбора – это исчерпание ресурсов и конкуренция.

Конкуренция – это взаимодействие, которое сводится к тому, что один организм потребляет ресурс, который был бы доступен для другого организма и мог им потребляться. Лишать друг друга ресурсов могут особи как одного, так и разных видов.

Мутуализм приносит обоюдную пользу. Особи, которые вступают в подобного рода отношения, растут, размножаются и выживают с большим успехом в присутствии друг друга (например – «чистильщик - клиент»; микроорганизмы – древесные растения).

Хищничество - форма взаимоотношений организмов различных трофических уровней, при котором один вид организмов живет за счет другого, поедая его.

Паразитизм – межвидовые взаимоотношения, при которых один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности тела организма – хозяина.

Тема 7

Биосфера есть оболочка Земли – область существования живого вещества.

Биосфера по вертикали разделяется на две четко обособленные области:

- фотобиосферу - верхнюю, освещенную светом, в которой происходит фотосинтез;

- меланобиосферу – нижнюю, «темную», в которой фотосинтез не возможен. На суше граница между ними проходит по поверхности Земли.

В состав биосферы полностью включается гидросфера – озера, реки, моря и океаны.

В морях и океанах наибольшая концентрация жизни приурочена к эвфонической  зоне (глубина зоны обычно не превышает 200 м), куда проникает солнечный свет, где возможен фотосинтез.

Меланобиосфера (афотическая зона), начинается с глубины 200 м, характеризуется темнотой и отсутствием фотосинтизирующих растений. Она представляет собой водную среду обитания активно перемещающихся животных. Вместе с тем через нее непрерывным потоком опускаются на дно морей и океанов отмершие растения, выделения и трупы животных.

О нижнем, литосферном, пределе биосферы, ясного представления пока нет. В большинстве работ, посвященных биосфере, указывается, что ее нижний предел составляет: -- на континентах в среднем 2-3 км.  -- под океанами – до 3 км ниже дна.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта