Зона роста растения. Работа 65. Определение зон роста в органах растений (корень)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Строение корня растения: зона деления, зона роста. Зона роста растения


Определение зоны роста в органах растений.

Определение зоны роста в органах растений.

Для обнаружения зоны растяжения клеток удобно пользоваться методом нанесения на поверхность растущего органа тушью меток на одинаковых расстояниях одна от другой. По мере роста органа эти расстояния увеличиваются и могут служить характеристикой интенсивности роста разных участков растущей зоны органа.

Ход работы

Для опыта пригодны проросшие семена гороха или фасоли с небольшими прямыми корешками. На корешок тушью при помощи заостренной деревянной палочки наносят 10 меток на расстоянии 1 мм одна от другой, начиная от конуса нарастания. Семя осторожно прокалывают булавкой, стараясь не задеть корешка и почечки, и прикалывают к крышке так, чтобы корень был ориентирован вертикально вниз (рисЛ2). Далее проростки помещают во влажные ка меры и хранят в термостате при температуре 20-25° С.

Через сутки измеряют расстояние между метками и вычисляют средний суточный прирост различных участков корня.

Результаты выражают графически, откладывая на оси абсцисс номера отрезков, а на оси ординат - приросты. Соединив точки, получают большую кривую роста.

Делают вывод о характере роста корня.

Определение зоны роста корня

Определение зоны роста корня.

Оборудование и реактивы:

Проростки семян гороха или фасоли, влажная камера, иголки, тушь, деревянные палочки, фильтровальная бумага, линейки.

Вопросы для повторения:

1. Какими фазами представлен рост растений? Какие физиологические процессы для них характерны?

Работа 43 Апикальное доминирование у гороха

У многих растений верхушка побега подавляет пробуждение спящих почек и рост боковых побегов. Это явление называется апикальным доминированием. Оно отражает коррелятивные взаимоотношения между главным и боковыми побегами растения. Удаление или повреждение верхушки главного побега снимает апикальное доминирование, что вызывает пробуждение спящих почек и рост боковых побегов. Горох принадлежит к тем видам растений, у которых сильно выражено апикальное доминирование. Для обнаружения этого явления удаляют верхушку побега гороха и через несколько дней отмечают появление боковых побегов.

Ход работы

Берут сосуд с растениями гороха. Одни растения оставляют интактными (контроль), у других срезают верхушку побега. Сосуд с растениями ставят в теплицу. На следующем занятии сравнивают контрольные и опытные растения, для чего подсчитывают число и измеряют длину боковых побегов у каждого растения.

Данные записывают в таблицу.

Iienaiea: C:\WINDOWS\TEMP\FineReader10\media\image107.jpeg

Оборудование и реактивы:

Сосуды с растениями гороха (песчаная или водная культура), бритвы, линейки.

Влияние гстероауксииа на рост корней.

Регуляторы роста - это химические вещества (синтетические или натуральные), посредством которых могут контролироваться метаболитические процессы: прорастание, рост, образование корней, калуса, плодовитость.

Гетероауксин, или (3-индолилуксусная кислота - самая распространенная форма ауксинов. Предшественник - триптофан. Стимулирует дифференциацию ствола, листьев, рост корней. Гетероауксин используется для стимуляции роста семян пшеницы, ржи и др.

Ход работы

Для данного эксперимента необходимо пригото- вить0,1% раствор гетероауксин а. Затем из полученного раствора готовят растворы следующих концентраций: 0,01; 0,001; 0,0001; 0,00001 %. Для этого из начального раствора 0,1 % отбирают 1 мл, наливают в мерный цилиндр и добавляют 9 мл воды. Из полученного раствора 9 мл используют для опыта, а 1 мл разводят до 10 мл водой для приготовления раствора следующей концентрации. Таким образом готовят все растворы.

Подготавливают 6 чашек Петри, подписывают их, выстилают 2-3 слоями фильтровальной бумаги, которую смачивают растворами гетероауксина разной концентрации. Контрольный образец пропитывают водой. В каждую чашку Петри выкладывают по 10 штук ссмян пшеницы, покрывают их фильтровальной бумагой, накрывают крышкой и помещают в термостат при 20-30°С. Через 2-3 дня образцы анализируют и измеряют длины корешков.

Результаты эксперимента заносят в таблицу.

Концентрация гетероауксина, %

Общая длина корня, (см)

Средняя длина корней одного растения, (см)

Длина корней в % по отношению к контролю

Контроль

 

 

 

0,1

 

 

 

0,01

 

 

 

0,001

 

 

 

0,0001

 

 

 

0,00001

 

 

 

Оборудование и реактивы:

Семена пшеницы, подсолнечника и др., чашки Петри, градуированные пипетки, цилиндры, фильтровальная бумага, раствор гетероауксина 0,1%, дистиллированная вода.

Вопросы для повторения:

  • Что такое фитогормоны?
  • На какие группы делятся фитогормоны растений?
  • Назовите несколько синтетических регуляторов роста. Чем отличаются синтетические гормоны от естественных?

Термины.

АБК - природный гормональный ингибитор роста терпе- ноидной природы. Название АБК обусловлено ее способностью вызывать опадание черешков листьев, завязей и плодов (Abcission). Под действием АБК задерживается прорастание семян, распускание почек. АБК вызывает закрывание устьиц, количество ее резко возрастает при водном дефиците.

Ауксины - фитогормоны преимущественно индольной природы: индолилуксусная кислота и ее производные, активирующие рост отрезков колеоптилей, стеблей и корней, вызывающие тропические изгибы, а также стимулирующие образование корней у черенков растений.

Большая кривая роста - кривая, описывающая процесс роста, т.е. прирост длины, объема и массы клетки, ткани, органа, целого организма или популяции. Кривая носит S-образный характер. Различают отдельные участки кривой: лаг-фазу (начальную), лог-фазу (фазу ускорения роста), фазу замедления и стационарную фазу.

Гиббереллины - фитогормоны, производные флуоре- нового ряда- гибберелловая кислота и другие, индуцирующие или активирующие рост стеблей растений, вызывающие прорастание семян и образование партенокарпических плодов, нарушающие период покоя у многих растений, а также индуцирующие цветение растений.

Онтогенез - индивидуальное развитие особи, начиная с момента зарождения и заканчивая смертью. Термин «онтогенез» введен Э. Генкелем в 1866 г. В процессе онтогенеза происходят рост, дифференциация и интеграция частей развивающегося организма. Характерной особенностью онтогенеза растений является чередование бесполого (сапрофит) и полового (гаметофит) поколений. Онтогенез растений делят на следующие последовательные возрастные и структурно-физиологические этапы: эмбриональный, ювениль- ный, зрелости, размножения и старости.

Развитие растений - это качественные физиологические, биохимические и морфологические изменения при новообразовании элементов структуры организма, которые обуславливают прохождение растением определенных этапов жизненного цикла - онтогенеза: молодости, половой зрелости, размножения, старения и отмирания.

Регуляторы роста и развития - органические соединения, вызывающие стимуляцию или ингибирование процессов роста и развития растений. Встречаются как природные вещества, так и синтетические препараты, применяемые при обработке сельскохозяйственных культур.

Ретарданты - синтетические вещества, тормозящие удлинение стебля. Механизм их действия состоит в ингиби- ровании синтеза гиббереллинов в растительных организмах. В качестве ретардантов используют хлорхолинхлорид, алар и др. Ретарданты применяют для борьбы с полеганием хлебов, для торможения вытягивания рассады овощей и др.

Рост - необратимое увеличение линейных размеров и массы тела, связанное с новообразованием структуры организма. Рост растений складывается из роста клеток, тканей и органов.

Тропизмы - направленные ростовые движения (изгибы) органов растений, вызванные односторонним воздействием различных факторов среды (света, влаги, химических веществ и т.д.). Тропизмы возникают в растущих частях растения и обычно являются следствием более быстрого роста клеток на одной стороне листа, корня или стебля. Эти растяжения связаны с асимметричным распределением ауксина в органе. В зависимости от природы раздражителей различают: геотропизм, фото, хемо, гигмо, термо и другие виды гропизмов.

Фитогормоны - гормоны растений, органические вещества, вырабатываемые специализированными тканями высших растений и действующие в ничтожно малых количествах как регуляторы и координаторы онтогенеза. Известны 5 типов фитотормонов: ауксины, гиббереллины, ци- токинины - стимуляторы, а также ингибиторы - абсцизовая кислота и этилен. Фитогормоны способны перемещаться с места синтеза к месту действия; влияя на биосинтез ферментов и других белков. Ферменты могут проявлять как специфическую активность, так и перекрываться по своей активности. Затрагивают почти все аспекты развития, начиная с деления и растяжения клеток и заканчивая образованием цветов и плодов.

Фотопериодизм - реакция организмов на суточный ритм освещения, т.е. на соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток, выражающаяся в изменении процессов роста и развития. Фотопериодизм - приспособительная реакция к комплексу сезонных изменений внешних условий. Основной результат фотопериодизма - образование в разных органах растений фитогормонов, влияющих на цветение, образование клубней, луковиц и т.д., и на физиологические процессы.

Фототропизм - ростовые изгибы органов растений под влиянием одностороннего освещения. Стебли обычно обнаруживают положительный фототропизм, корни некоторых растений - отрицательный, листья - поперечный.

Хемотропизм - ростовая двигательная реакция органов растений (изгибание) на градиент химического вещества. Отчетливо проявляется у корней пыльцевых трубок, гифов грибов.

Эмбриональное развитие - охватывает развитие зародыша от зиготы до созревания семени включительно. Зародыши проходят ряд последовательных фаз развития, при этом изменяется концентрация ИУК и цитокинина, в клетках осуществляется постепенная дифференциация зародыша. Если в начале своего развития зародыши зависят от фитогормонов, поступающих из эндосперма, то затем они сами начинают синтезировать фитогормоны, а при формировании семян ауксин выделяется из них в окружающие ткани.

Этилен - ненасыщенный углеводород. В небольшом количестве образуется в тканях растений как промежуточный продукт обмена веществ. Содержится в различных органах высших растений: плодах, цветках, листьях, стеблях, корнях. При увеличении концентрации этилена происходит замедление роста, ускорение старения клеток, созревание и опадание плодов. Часто этилен действует совместно с абс- цизовой кислотой.

Похожие статьи:

Добавить статью в закладки

portaleco.ru

Особенности роста органов растения.

В стебле, корне и листе однодольных растений выделяют зону деления, где находятся клетки в эмбриональной фазе и зону интенсивного роста органа, где происходит растяжение клеток. В листе двудольных такого разделения на зоны нет, среди делящихся клеток есть растягивающиеся и дифференцирующиеся.

Стебли и корни растут верхушкой, а листья – основанием. Удлинение стеблей злаков происходит вследствие работы интеркалярных меристем, утолщение органов – вследствие деления латеральных меристем. У листьев рост ограниченный (через некоторое время прекращается), а у корней и стеблей – неограниченный (растут в течение всей жизни).

2. Особенности ростовых процессов.

 

Растительный организм – это сложная система, все органы которой находятся в тесной взаимосвязи. В результате этого рост одного органа оказывает влияние на рост другого. Такое взаимодействие называется ростовая корреляция. Различают стимулирующие и тормозящие корреляции. Например, корень стимулирует рост побега, наличие на стеблевых черенках листьев стимулирует корнеобразование. С другой стороны, образование цветков тормозит заложение и рост листьев, рост боковых побегов угнетает развитие плодов, верхушечный рост побега тормозит боковое ветвление – это примеры тормозящих корреляций. При удалении тормозящего органа рост угнетенного усиливается. На этом принципе основаны приемы пасынкования (удаление боковых побегов), пикировки (удаление верхушки корня), пенсировки (удаление верхушечной почки). Корреляции связаны с действием фитогормонов, питательных веществ и с полярностью.

Полярность – это специфическая ориентация структур и процессов в пространстве, обуславливающая морфологическую неодинаковость противоположных полюсов (верхушка/основание) оси растения или органа. Она определяет расположение органов в пространстве. Уже на стадии зародыша проявляется полярность – на одном конце (морфологически нижнем) развивается корешок, на другом (морфологически верхнем) – зачаток побега. Полярность листа заключается в отношении черешок–листовая пластинка. Полярность, так же как и корреляции, связана с транспортом фитогормонов.

Полярность наиболее легко обнаружить при регенерации. Регенерация – это восстановление утраченных или поврежденных частей или органов. Она проявляется благодаря тотипотентности клеток и является основным защитным механизмом растений и основой вегетативного размножения.

Для растений характерна периодичность роста – чередование периодов интенсивного роста и его замедления или полной остановки. Различают сезонную, суточную и возрастную периодичность. В 1872 году Ю.Сакс открыл закон, описывающий неравномерность роста – «закон большого периода роста» или «закон Сакса» – скорость роста увеличивается сначала медленно, потом все быстрее, достигает максимума, а затем постепенно уменьшается. Если построить график изменения параметров роста от времени, получится кривая роста, на которой выделяются 4 участка (см. рисунок).

  Рисунок. Кривая роста.   1 – фаза медленного роста (лагфаза), 2 – фаза ускоренного роста (логфаза), 3 – фаза замедленного роста, 4 – фаза стационарного состояния

 

На начальной стадии происходят процессы, подготавливающие видимый рост. Этот период называется лагфазой. Затем следует фаза ускоренного роста (логфаза) «период большого роста», когда идет активный синтез гормонов и ассимиляция. Замедление роста в течение следующей фазы объясняется рядом внутренних и внешних факторов и генетически запрограммировано. Ростовые процессы приостанавливаются и растение переходит в фазу стационарного состояния, когда видимых процессов роста не наблюдается. На основании кривой Сакса проводят подкормки растений (1-2 фазы), а также обработки пестицидами.

Регулярно повторяющееся чередование периодов активного роста и его торможения определяют ритмичность роста. Различают суточную, сезонную и биологическую (физиологическую) ритмичность. Так, интенсивнее рост идет в дневное время, а ночью – замедляется; весной и летом растения растут, а осенью и зимой рост прекращается; также остановку роста вызывает наступление неблагоприятных условий – засуха, заморозки и др. Эта ритмичность связана с изменением внешних факторов среды – света, температуры, влажности – и называется экзогенной. Кроме того, в растении функционируют «биологические часы», наблюдается ритмичность синтетических процессов, активности ферментов и др. Это биологическая эндогенная ритмичность роста, закрепленная генетически и связанная с внутренними особенностями растения.

 

3. Зависимость роста от внешних факторов.

Наибольшее влияние на рост оказывают температура, свет, влажность среды, аэрация и условия минерального питания.

Температура. Для каждого растения характерны свои требования к температурному режиму. Различают теплолюбивые и холодостойкие растения. Для теплолюбивых минимальная температура для ростовых процессов составляет 10оС, оптимальная – 30–35 оС, максимальная – 45–50 оС. Для холодостойких, соответственно, минимальная температура 0–5оС, оптимальная – 25–30 оС, максимальная – 40–45 оС. На росте большинства растений положительно сказывается чередование температур в течение суток. Реакцию растений на смену дневных и ночных температур Ф. Вент (1948) назвал термопериодизмом. Для нормального формирования растений эта разница должна составлять 5–10оС. Понижение температуры ночью усиливает поглощение минеральных веществ из почвы, ускоряет рост корней и боковых побегов, за счет активации ферментов, расщепляющих крахмал до сахаров, что способствует усилению питания органов.

Светвыполняет субстратную и регуляторную функции. Субстратная роль заключается в том, что он является источником энергии для фотосинтеза – процесса, создающего строительный материал для роста клеток. С другой стороны, в темноте задерживается фаза дифференциации клеток и удлиняется фаза растяжения, т.е. рост идет интенсивнее, растения сильно вытягиваются, но при этом плохо ветвятся, формируют слабые стебли, имеют светлую окраску (недостаток хлорофилла). Такие растения называются этиолированными. В естественных условиях это явление наблюдается в загущенных посевах зерновых – в результате взаимного затенения растения вытягиваются и часто полегают. Регуляторная роль света также проявляется во влиянии на активность ферментов и гормонов. Большое влияние на рост имеет также спектральный состав света. Так, синие и фиолетовые лучи стимулируют деление клеток, но тормозят их растяжение; красные – растяжение; зеленые, как и темнота, вызывают этиоляцию. Красный свет тормозит образование боковых корней, но способствует накоплению крахмала; на синем свету хорошо формируются корнеплоды и синтезируются белки.

Влажность среды. Рост клеток возможен только при условии хорошего водоснабжения, водный дефицит вызывает загустевание цитоплазмы и замедление жизнедеятельности. В клетках преждевременно заканчивается растяжение, и в фазу дифференциации они вступают, не достигнув нормальных размеров. При этом формируются низкорослые растения. Сильнее всего вода влияет на рост корней: при недостатке влаги корни не растут, при избыточной – погибают от недостатка аэрации. Оптимальной для большинства растений является влажность почвы 60–80% полной влагоемкости. Рост стебля во влажном воздухе также ускоряется, а в сухом. Даже при достаточном водоснабжении корней – замедляется.

Аэрация и газовый состав среды. Рост сопряжен с большими затратами энергии, источником которой для растения является дыхание. А дыхание, в свою очередь, невозможно без кислорода. Оптимальным является содержание кислорода в пределах 5–30%. Для роста корней оптимально содержание кислорода в почве 10–12%, при минимуму в 3–5%. Так как рост сопряжен также с фотосинтезом, то важным является и содержание углекислого газа. Повышение СО2 с 0,03% до 0,3% вызывает усиление фотосинтеза и стимулирует рост.

Минеральное питание. Для нормального роста растений необходимо сбалансированное питание минеральными веществами и, особенно, азотом. Тем не менее, избыточное внесение азотных удобрений стимулируя рост вегетативных органов, тормозит развитие генеративных. Более подробно этот вопрос освещен в разделе «Минеральное питание растений».

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Строение корня растения: зона деления, зона роста

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Клетки, появившись из образовательной ткани, со временем начинают дифференцироваться. Таким образом формируются зоны корня.

Зона деления. Она представлена клетками образовательной ткани, которые впоследствии и дают начало всем остальным типам клеток. Размер зоны – 1 мм.

Зона роста. Представлена гладким участком, длина которого составляет от 6 до 9 мм. Следует сразу за зоной деления. Для клеток характерен интенсивный рост, в ходе которого они сильно вытягиваются в длину, и постепенная дифференциация. Следует заметить, что процесс деления в данной зоне почти не осуществляется.

Зона всасывания.Этот участок корня протяженностью несколько сантиметров также часто называют зоной корневых волосков. Это название отражает особенности строения корня на данном участке. Там имеются выросты клеток кожицы, размер которых может варьироваться от 1 мм до 20 мм. Это и есть корневые волоски.

Зона всасывания – это место, где осуществляется активное поглощение воды, в которой содержатся растворенные минеральные вещества. Деятельность клеток корневых волосков, в данном случае, можно сравнить с работой насосов. Этот процесс очень энергозатратный. Поэтому в клетках зоны всасывания содержится большое количество митохондрий.

Очень важно обратить внимание еще на одну особенность корневых волосков. Они способны выделять особую слизь, содержащую угольную, яблочную и лимонную кислоты. Слизь способствует растворению минеральных солей в воде. Частицы почвы благодаря слизи словно приклеиваются к корневым волоскам, облегчая процесс всасывания питательных веществ.

Строение корневого волоска.Увеличение площади зоны всасывания происходит именно за счет корневых волосков. Например, их количество у ржи достигает 14 миллиардов, образуя суммарную длину до 10 000 километров.

Внешний вид корневых волосков делает их похожими на белый пушок. Живут они недолго – от 10 до 20 дней. На формирование новых у растительного организма уходит совсем немного времени. Например, образование корневых волосков у молодых сеянцев яблони осуществляется за 30-40 часов. Тот участок, где произошло отмирание этих необычных выростов, еще в течение некоторого времени может всасывать воду, а потом его покрывает пробка, и эта способность теряется.

Если говорить о строении оболочки волоска, то, прежде всего, следует выделить ее тонкость. Эта особенность помогает волоску поглощать питательные вещества. Клетка его почти полностью занята вакуолью, окруженной тонким слоем цитоплазмы. Ядро располагается в верхней части. Пространство вблизи клетки представляет собой особый слизистый чехол, способствующий склеиванию корневых волосков с мелкими частичками почвенного субстрата. Благодаря этому гидрофильность почвы повышается.

mykonspekts.ru

зона роста корня - это... Что такое зона роста корня?

 зона роста корня

совокупность зоны деления и зоны растяжения корня.

Анатомия и морфология высших растений. Словарь терминов. — М.: Дрофа. Коровкин О.А.. 2007.

  • зона растяжения
  • зона торможения побега

Смотреть что такое "зона роста корня" в других словарях:

  • ЗОНА ЭМБРИОНАЛЬНОГО РОСТА — апикальная (конечная) часть корня или стебля, в которой наблюдается наиболее интенсивное деление клеток …   Словарь ботанических терминов

  • Корень — У этого термина существуют и другие значения, см. Корень (значения) …   Википедия

  • Корень (биология) — Корень осевой, подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными… …   Википедия

  • Корень (ботаника) — Корень осевой, подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными… …   Википедия

  • Корень (растение) — Корень осевой, подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными… …   Википедия

  • Корень1 —         О строении и функциях корня и о различных ого модификациях мы знаем гораздо меньше, чем о стебле и листе. Одной из причин этого являются определенные технические трудности, связанные с изучением подземных органов вообще. Однако за… …   Биологическая энциклопедия

  • Верхушка стебля — подобно верхушке корня (см.) является тем центром, в котором происходит надстраивание стебля в длину путем образования все новых клеточек. Соответственно этому В. стебля построена точно так же из мелких, богатых протоплазмой клеточек с очень… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • корень — Первичное строение корня ириса (центральный осевой цилиндр и часть первичной коры): 1 — остатки эпиблемы; 2 — экзодерма; 3 — основная паренхима; 4 — эндодерма; 5 — перицикл; 6 — флоэма; 7 — ксилема. корень… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • КОРЕНЬ — (radix) , осевой вегетативный орган высших р ний (за исключением мхов), не несущий на себе листьев и репродуктивных элементов. Первичное строение корня ириса (центральный осевой цилиндр и часть первичной коры): 1 остаткиэпиблемы; 2 экзодерма; 3… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • ТРАНСПИРАЦИЯ — ТРАНСПИРАЦИЯ, у растений потеря влаги в виде испарения воды с поверхности листьев или других частей растения. Большая часть воды, поступающей в растение через корни, теряется при транспирации. Процесс ускоряется на свету, в тепле и сухости.… …   Научно-технический энциклопедический словарь

plant_anatomy.academic.ru

Рост корня — Науколандия

Корень растения растет в течение всей его жизни. В результате он постоянно увеличивается, углубляясь в почву и отходя в стороны от стебля. Например, корни пшеницы могут прорастать в глубину на 2,5 м, корни огурцов разрастаются в стороны до 2 м. Корни деревьев могут разрастаться на десятки метров.

Хотя корни обладают неограниченной возможностью роста, они почти никогда не имеют возможности использовать ее в полной мере. В почве корням растения мешают корни других растений, может быть недостаточно воды и питательных веществ. Однако, если выращивать растение искусственно в очень благоприятных для него условиях, то оно способно развивать корни огромной массы.

Корни растут своей верхушечной часть, которая находится в самом низу корня. Здесь клетки делятся в зоне деления, а потом растут вытягиванием в зоне роста. Если на корешок проростка, например, фасоли нанести метки на одинаковом расстоянии друг от друга, то через несколько дней можно увидеть, что на участке, расположенном ближе к верхушке корня, расстояние между метками увеличилось, а у основания корня оно не изменилось. Это доказывает то, что корень растет именно верхушкой.

При удалении верхушки корня его рост в длину прекращается. Однако начинается образование множества боковых корней. Люди используют такое свойство корней растений для выращивания рассады рядя культурных растений.

Корневой чехлик, прикрывая кончик корня с зоной деления в нем, защищает кончик корня от механических повреждений. Также корневой чехлик выделяет слизь, которая облегчает продвижение корня при росте вглубь почвы.

Корень всегда растет вниз. Независимо от того, какой стороной будет повернуть семя, корень проростка начнет расти вниз. Это происходит из-за того, что растения имеют чувствительность к земному притяжению — положительный геотропизм. Даже если взрослое растение повернуть на бок вместе с небольшим участком почвы, то в этом слое почвы корни переориентируются и начнут расти вниз, а не в сторону.

Помимо геотропизма корень растет в сторону, где есть влага, кислород и минеральные вещества. Рост в сторону каких-либо химических веществ называется хемотропизмом.

scienceland.info

Работа 65. Определение зон роста в органах растений (корень)

Для изучения зон растения удобно пользоваться методом нанесения тушью растертой в 5%-ном растворе декстрина, либо маркировочной жидкостью (сажу или активированный уголь растирают с парафиновым маслом).

Для нанесения меток используют тонко заточенную деревянную палочку или нитку. Проращивание семян ведут либо во влажных камерах, либо в стаканчиках с влажными опилками.

 

ХОД РАБОТЫ

Берут семена гороха или фасоли, конских бобов, кукурузы и проращивают во влажных опилках, в которых стеклянной палочкой делают углубления для свободного и строго вертикального роста корня. Затем на небольших (длиной 1,5-2 см) совершенно прямых, предварительно осторожно обсушенных фильтровальной бумагой корнях (3-4 корня) наносят метки, начиная от кончика корня. Расстояние между метками делают 1 мм. Метки должны быть тонкими и хорошо заметными. Далее проростки помещают в благоприятные для роста условия: во влажные камеры, в темные комнаты при температуре 20-25°С. Через сутки измеряют расстояние между метками (при увеличении ширины самих меток измеряют с их середины) и вычисляют средний суточный прирост различных участков корня.

Результаты выражают графически, откладывая на оси абсцисс номера отрезков, а на оси ординат - приросты. Делают выводы о характере роста корня. Результаты опыта записывают по схеме:

№ проростка Зона прироста (мм) Примечание
                               
                               
                               
                               
                               

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1) проростки с длиной корней 1,5-2,0 см; 2) тушь или маркировочная жидкость; 3) препаровальные иглы или тонко заточенные деревянные палочки; 4) миллиметровая бумага; 5) влажные камеры; 6) деревянные опилки.

Работа 66. Определение зоны роста стебля

Метод основан на учете приростов различных участков стебля за сутки.

ХОД РАБОТЫ

На четырех проростках подсолнечника высотой 2-3 см наносят тушью, начиная от верхушки проростка, по 10 меток на расстоянии 2 мм друг от друга. Помещают проростки в темноту при температуре 20-25°С, через сутки измеряют расстояния между метками и вычисляют прирост различных участков стебля.

Результаты опыта записывают в тетрадь и выражают графически, откладывая на оси абсцисс порядковый номер метки, а на оси ординат - прирост. Делают заключение о характере роста стебля.

Результаты опыта учитывают по схеме:

 

№ проростка Зона прироста Примечание
                               
                               
                               
                               
                               

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1) проростки подсолнечника высотой 2-3 см, выращенные в темноте; 2) тушь; 3) препаровальные иглы или деревянные лопаточки; 4) линейка.

Работа 67. Наблюдение роста при помощи горизонтального микроскопа

Метод основан на учете смещения нарастающего кончика корня в делениях окулярмикрометра через определенные промежутки времени.

 

ХОД РАБОТЫ

На столике микроскопа укрепляют влажную камеру с проросшими семенами так, чтобы в поле зрения микроскопа при малом увеличении был виден прямой кончик корня. Трубу микроскопа переводят в горизонтальное положение. Совмещают кончик корня с каким-либо делением шкалы окулярмикрометра и отмечают смещение нарастающего кончика через каждые 10 минут в течение часа. Полученные данные выражают графически.

Результаты опыта учитывают по схеме:

Время наблюдения, мин
Отсчеты в делениях окулярмикрометра            
Приросты в делениях окулярмикрометра            

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1) влажные камеры с проросшими семенами льна; 2) микроскоп; 3) окулярмикрометр.

 



infopedia.su

учитель биологии - Корень

1. Теория по теме "Корень"2. Теоретический материал

Смотрите учебные фильмы:1. Рост корня 2. Строение корня3. Рост корня в толщину4. Ткани корней5. Функции корня6. Строение и роль корневого волоска7. Геотропизм8. опыт по дыханию корней9. Луковица- видоизмененный побегТесты:1. Тесты2. В режиме онлайн3. тест "Зоны корня"ТЕСТЫ ПО БОТАНИКЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ:1. Внутреннее строение корня2. Зоны корня3. РОст корня

К О Р Е Н Ь

Корень

- осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.

Значение корня

- закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений).

Главный корень

- корень, развивающийся из зародышевого корешка.

Придаточный корень

- корень, развивающийся от стебля или листа.

Боковой корень

- ответвление главного, бокового или придаточного корня.

Корневая система

- совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов).

Система главного корня

- главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Система придаточных корней

- придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Стержневая корневая система

- корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.

Мочковатая корневая система

- корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.

Корнеплод

- видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь).

Корневой клубень

- видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).

Зоны корня

- структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста'корня в длину.

Зона деления

- конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона растяжения

- зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

Зона всасывания

- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.

Зона проведения

- зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.

Корневой чехлик

       ШПАРГАЛКА.Источник: http://www.hpora.ru/Корень - подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Функции корня:

1. Поглощающая - вода с растворенными в ней веществами переносится через ксилему к надземным органам, где включается в процессы фотосинтеза.2. Проводящая - через ксилему и флоэму корня происходит движение воды и питательных веществ.3. Запасающая - синтезированные органические вещества по флоэме возвращаются из наземных органов в корень и запасаются.4. Синтетическая - в корне синтезируются многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и др.5. Якорная - закрепляют растение в грунте.

В корне различают главный корень и боковые корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Корень - осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом.

Типы корневых систем:

* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна для двудольных цветковых и голосеменных растений.* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней части побега.

Почва, ее значение для жизни растений:

Почва состоит из твердых частиц, образующихся из материнской породы, тип которой определяет минеральный состав почвы. Содержание в почве воды - главный фактор для развития растений. Наиболее благоприятными для удержания воды считаются почвы, состоящие из частиц разного размера. Живые компоненты почвы (микроорганизмы, грибы, беспозвоночные и мелкие позвоночные животные) способствуют улучшению плодородия почв. Так, азотфиксирующие бактерии и сине-зеленые водоросли обогащают почву связанным азотом, микоризообразующие грибы стимулируют минеральное питание растений. Очень важно наличие в почве органических остатков, которые постоянно подвергаются минерализации микроорганизмами и являются непрерывным источником почвенного питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Внутреннее строение корня. Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. По сосудам происходит транспорт воды с растворенными в ней веществами к наземным органам растения от корневых волосков. Между тяжами сосудов находятся ситовидное трубки. Они служат для транспортировки органических растворов от наземной части.растения к клеткам корня. Цежду флоэмой и ксилемой расположена образовательная ткань- камбий, клетки которого,непрерывно делятся, обеспечивая рост корня в толщину. Всасывание воды с растворенными в ней веществами осуществляется в зоне корневых волосков. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Зоны корня на продольном разрезе:

1. Корневой чехлик:2. Зона деления - делящиеся клетки образовательной ткани.3. Зона роста — осуществляет рост корня в длину. 4. Зона всасывания - расположена выше зоны роста. Ее поверхность покрыта выростами наружных клеток - корневыми волосками, которые всасывают из почвы воду с растворенными в ней веществами. Корневые волоски покрыты слизью, которая растворяет минеральные частицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстратом. В этой зоне закладываются боковые корни.5. Зона проведения - в центре корня находится проводящая ткань, образованная древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны характерен постоянный рост. На ее долю приходится большая часть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

Зоны корня

Зона корня

Особенности клеток

Какой тканью образована

Функция

Корневой чехлик

Клетки мертвые, легко ослизняются

покровная

Защищает от механических повреждений, слизь способствует продвижению  корня в почве

Зона деления

Клетки мелкие, постоянно делятся

образовательная

Клетки постоянно делятся, обеспечивая рост корня  

Зона роста

Клетки молодые, растут, то есть удлиняются

образовательная

Клетки растягиваются, за счет них корень растет в длину

Зона всасывания

Зона представлена корневыми волосками. Корневой волосок – это вытянутая клетка

Основная, всасывающая

Корневые волоски всасывают растворенные в воде минеральные соли

Зона проведения

Зона представлена сосудами – это мертвые клетки

проводящая

По сосудам корня растворенные в воде минеральные вещества двигаются снизу вверх по стеблю

Видоизменения корней. Корнеплоды. вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ. Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).корни-прицепки (плющи)

 

Контрольные вопросы

 

  1. Что такое корень?
  2. Какие функции выполняет корень?
  3. Какие выделяют виды корней?
  4. Что такое корневая система?
  5. Какие типы корневых систем выделяют у однодольных растений? двудольных растений?
  6. Из каких зон состоит корень? Какую функцию выполняет каждая из них?
  7. Что представляет собой корневой чехлик? Охарактеризовать его функции и особенности строения.
  8. Какие видоизмененные  корни вы знаете?
  9. В чем сходство и отличие в строении корня моркови, редьки и свеклы?
Использованы рисунки с сайта учителя биологии Лукьянова А.Ю.

matveeva.ucoz.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта