Значение воды для растений и животных. Презентация по окружающему миру к уроку "Вода, её значение для растений, животных и человека".

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Экология животных. Значение воды для растений и животных


Биология для студентов - 11. Вода в жизни животных. Значение воды в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Способы поступление воды в организм животного и ее выделение

Вода является абиотическим фактором в жизни животных. Вода жизненно необходима животным. Для многих животных это среда обитания (как для типичных жителей морей, океанов и пресных водоёмов, так и для водо­плавающих птиц), и они не испытывают в ней недостатка.

Для подавляющего же большинства наземных представителей фауны потребление необходимого для их организма количества воды является проблемой.

Большинство обитателей засушливых мест способны достаточно долго обходиться без воды.

Подвижность и выносливость позволяют им мигрировать на большие расстояния в поисках воды. Так ведут себя обитатели африканских саванн: слоны, антилопы, зебры, жирафы. Более привычные для наших широт верблюды, куланы, сайгаки тоже совершают большие переходы в поисках воды.

Кроме миграций животные засушливых мест выработали и другие приспособления для регуляции водного баланса. Например, жировые отложения у верблюда в горбах, у грызунов под кожей, у насекомых в жировой ткани позволяют получать воду химическим способом с помощью окисления жира. Густая шерсть верблюда хорошо защищает его от холода и жары, он неприхотлив, пьёт солоноватую и солёную воду, причём за один раз может выпить до 57 литров.

Многие обитатели засушливых мест ведут ночной образ жизни, избегая тем самым перегрева и избыточного испарения воды, а некоторые, например, сурки, могут впадать в летнюю спячку

Выделяют несколько экологических групп животных по отношению к влаге:

  • гигрофилы,
  • ксерофилы,
  • мезофилы.

Гигрофилы - влаголюбивые виды (многие лесные, околоводные).

Ксерофилы - сухолюбивые виды (открытых пространств, главным образом пустынные).

Мезофилы - виды, занимающие промежуточное положение по отношению к влажности между гигро- и ксерофилами.

Регулирование водного баланса осуществляется поведенческими, морфологическими и физиологическими адаптациями.

К числу поведенческих приспособлений относятся:

  • поиски водопоев,
  • рытье нор и зарывание в грунт (почва, песок),
  • выбор благоприятных местообитаний.

К морфологическим адаптациям относятся особенности строения наружных покровов:

  • ороговевшие покровы рептилий,
  • раковины наземных моллюсков,
  • эпикутикула у насекомых.

Степень развития эпикутикулы зависит от режима влажности местообитаний насекомых и определяет их способность противостоять иссушению. Личинки, живущие в воде, почве, древесине и других влажных субстратах, как правило, полностью или частично лишены эпикутикулы. Возникновение ороговевшего эпидермиса у рептилий способствовало завоеванию ими суши.

К физиологическим адаптациям относятся:

  • образование метаболической воды,
  • экономия воды при выделении продуктов метаболизма,
  • выносливость к обезвоживанию,
  • потоотделение.
  • удаление воды со слизистых оболочек.

В условиях недостатка влаги большое значение у животных имеет использование метаболической воды, образующейся в результате окисления жиров и некоторых других веществ. При полном "сгорании" 1 г жира образуется 1,07 г воды. Жир откладывается у животных в специально предназначенных местах: у верблюда - в горбах; у тушканчиков, песчанок, мышиных лемуров - в основании хвоста; у варана в хвосте. Запасы жира иногда значительны (у верблюда - до 110-120 кг). Верблюд может прожить без воды 45 дней.

Экономия воды при выведении продуктов метаболизма достигается за счет всасывания как можно большего количества воды в пищеварительной и выделительной системах (в зависимости от условий среды). Испарение воды (потоотделение через потовые железы или через слизистую), связанное с терморегуляцией, также обеспечивает регулирование водного обмена, но может быть причиной истощения водных ресурсов организма. Выносливость к обезвоживанию, как правило, выше у животных, подвергающихся тепловым перегрузкам. Верблюды переносят потери воды до 27, овцы - до 23, собаки - до 17%.

В организм животных поступает питьевая вода и вода кормов. В последних ее содержание варьирует от 10 до 95% (в концентрированных и грубых кормах 12 - 16% воды). Питьевая вода и вода, освобождающаяся при расщеплении корма, называется экзогенной водой. Экзогенная вода всасывается в кишечнике, поступает в кровяное русло и включается в процессы обмена веществ. В результате распада органических веществ в организме образуется эндогенная вода. При полном окислении 100 г глюкозы, белка или жира образуется соответственно 55 г, 41 г и 107 г воды. Из приведенных данных видно, что больше всего воды образуется при расщеплении жира. Жировые запасы в организме позволяют животным (например, верблюдам) приспособиться к жизни в засушливом климате.

Вода из организма удаляется через почки, кожу и легкие. Выделение воды с мочой, выдыхаемым воздухом, через кишечник происходит постоянно, резко уменьшается или прекращается.

vseobiology.ru

Воде, о ее значении для растений, животных и человека

КРУГОМ ВОДА

БЕСЕДА

Цели и задачи:

- расширение знаний учащихся об особенностях и значение воды в природе и жизни человека.

- воспитание гуманного отношения к природе.

Ведущий: Сегодня мы поговорим о ее величестве Воде, о ее значении для растений, животных и человека. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. Беречь воду – значит беречь жизнь.

Мы встречаемся с водой каждый день. А много ли воды на нашей планете? Хватит ли ее всем? Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода, моря, озера, реки.

Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Вода в океанах, морях, не такая, как в реках. В реках, озерах вода без вкуса( если она чистая). Она называется пресной. А в морях и океанах вода соленая.

Человек не может пить соленую воду, а ее как раз на земле намного больше, чем пресной. Значит, воду надо беречь. Без воды не может быть жизни. Огромное значение имеет вода и для животных Для некоторых животных, например для рыб, вода – естественное место обитания. Без воды не могут жить и растения .

Кажется, что воды на земле много, ее должно хватить всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом чистой воды становится все меньше , так как люди загрязняют водоемы.

Всему животному на земле нужна вода, вода – чистая, природная. А если реки, пруды и озера загрязняются нечистотами и отработанными водами заводов и фабрик, то вода становится вредной. Ее нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения.

Да, ребята, вода необходима в жизни человека, животных и растений. Но к сожалению, очень часто мы неразумно ее расходуем, забываем закрыть краны, бросаем мусор в водоемы, загрязняя его… А ведь мы с вами хозяева природы. И охранять ее – наша главная задача. Земля такая маленькая. Давайте ее беречь!

Я хочу познакомить вас с маленьким стихотворением о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже в море в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без нее вам не прожить.

А теперь я прошу вас нарисовать аквариум с вашими любимыми рыбками.

Литература:

Начальная школа №4 2005 год.

Начальная школа №7 2005 год

microbik.ru

Презентация по окружающему миру к уроку "Вода, её значение для растений, животных и человека".

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация по окружающему миру к уроку "Вода, её значение для растений, животных и человека".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Вода, её значение для растений, животных и человека. Загрязнение воды и её защита от загрязнения. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Шадринск 2015г. Учитель начальных классов Губенко М.В.

2 слайд
Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни растений (источник влаги для жизни)

4 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни животных (источник для питья)

5 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни животных (среда обитания)

6 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни человека (источник для питья)

7 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни человека (приготовление пищи)

8 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни человека (соблюдение чистоты личных предметов)

9 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни человека (соблюдение гигиены)

10 слайд Описание слайда:

Загрязнение воды (деятельность человека)

11 слайд Описание слайда:

Загрязнение воды (деятельность человека)

12 слайд Описание слайда:

Загрязнение воды (сброс канализационных вод)

13 слайд Описание слайда:

Загрязнение воды (сброс сточных вод на заводах)

14 слайд Описание слайда:

Берегите воду!

15 слайд Описание слайда:

Вода – это жизнь!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-207074

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта