Растения 3 класс школа 21 века. Технологическая карта урока Окружающего мира в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века". по теме "Растение - живое существо""

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 класс УМК "Школа XXI века" на тему "Разнообразие растений на Земле". Растения 3 класс школа 21 века


Методическая разработка урока окружающего мира в 3 класс УМК "Школа XXI века" на тему "Разнообразие растений на Земле"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»

г. БЕЛГОРОДА

Конспект урока по окружающему миру

в 3 классе

«Разнообразие растений на Земле»

выполнила:

Ежеченко Яна Вячеславовна,

учитель начальных классов

БЕЛГОРОД

2016

Тема урока: Разнообразие растений на Земле

Цель урока:

  • познакомить учащихся с группами растений и их признаками;

  • обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;

Задачи урока:

1. Дать понятие о разнообразии растений на Земле.

2. Создать условия для развития УУД:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  2. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  3. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  1. слушать и понимать речь других;

  2. оформлять свои мысли в устной форме.

  1. организовать работу по обобщению информации из учебника;

  2. обучаться умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формировать способность к саморазвитию, мотивацию к учению и познанию;

  • организовывать развитие индивидуально-личностных позиций, социальной компетентности, личностных качеств.

Метапредметные:

  • уметь получать информацию из практической деятельности;

  • быть толерантным к мнению одноклассников;

  • уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Предметные

  • знать что такое разнообразие растительного мира на Земле;

  • признаки растительного мира в той или иной природной зоне Земли

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

Форма проведения: комбинированный урок

Тип урока: комплексного применения знаний и умений

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа ( в парах, четверках и группах)

Оборудование: карточки, учебник, солнышко

Ход урока

  1. Организационный этап

- Сегодня в классе нам улыбается солнышко, которое соответствует нашему настроению. А теперь улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

"Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

"Осень. Скоро осень!"

На кустарник иней

Белый плащ набросил.

Шепчет дуб рябине:

"Осень. Скоро осень!"

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

"Скоро заметелит

И завьюжит скоро!"

(А. Ефимцев)

-Нам урок начать пора

В добрый путь, мои друзья!

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

-Вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке? ( О растениях)

-Для чего нам нужны растения? ( Ответы детей)

-какие растения вы запомнили? ( Ответы детей).

- Вспомните свое д/з и расскажите нам неизвестные факты об известных растениях. ( Рассказы детей).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как вы думаете, смогли ли мы за один урок рассказать о растениях все? ( Нет)

-Как вы думаете, о чем могла бы пойти речь на сегодняшнем уроке? ( О растениях)

-Какова тема нашего урока? ( Разнообразие растений на Земле. Продолжение изучения темы).

-какие цели мы бы могли поставить к сегодняшней теме? ( Продолжить работу по изучению разнообразия растений на Земле).

- Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно прекрасной.

-Для чего нужны растения? ( Ответы детей)

- На какие группы можно разделить растения? ( Ответы детей)

- Почему растения относятся к живым существам? ( Ответы детей)

-Вот мы и повторили с вами наши знания о растениях. Теперь давайте продолжим наше изучение растений, поучаствовав в викторине.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации

-Но перед тем, как начать выполнение нашего задания, я предлагаю вам подумать, а в конце викторины ответить на вопрос, как называются все растения, о которых мы собираемся услышать, одним словом?

Викторина «Лесная аптека»

- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? ( Подорожник)

- Какая ягода заменяет лимон? ( Клюква)

- Плоды каких кустарников богаты витамином С? ( Шиповник)

- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Издавна мать-и-мачеха ценилась, как средство для лечения бронхо-легочных заболеваний, о чем красноречиво говорит латинское название "tussilago", что в переводе означает "устраняющий кашель».)

-Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериана. Ее называют "кошачьей валерианой", потому что коты обожают эту траву и часто валяются в ней. Они выкапывают корень, который "очень похож на кошачий глаз". Любят ее и крысы - до такой степени, что некоторые крысоловы использовали ее в качестве приманки в капканах.)

-Итак, как называются все растения из викторины? ( Лекарственные)

- А к каким растениям отнесем эти растения? ( Работа с учебником стр. 65-67)

- Какие вы знаете правила обращения с ядовитыми растениями? ( Правила с 67)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Итак, мы продолжаем разговор о растениях и сегодня узнаем много нового.

Ученые изучили растения и пришли к выводу, что ни все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп.

- На какие группы разделили ученые все растения? ( Работа с учебником с 59)

- А сейчас мы с вами поговорим немного о каждой группе.

-Для этого я предлагаю вам разбиться на группы и поработать с нашими текстами. Ваша задача - рассказать о своей группе растений так, чтобы все остальные ребята поняли ее главную отличительную особенность.

-Обратите внимание на таблицу - вам ее тоже необходимо будет заполнить.

-Будьте внимательны.

а) Водоросли

- У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. Для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие корней, листьев, стеблей, цветков. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне среды. Морские водоросли используются в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств.

б) Папоротники

- В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник – очень распространенное многолетнее растение. Папоротники никогда не цветут. У них нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами темные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается. Узнать их легко по крупным, сильно рассеченным листьям.

в) Мхи

- Мхи можно встретить во влажном лесу, на болоте, на стволе старого дерева. Они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зеленого цвета. У мха есть только стебель и листья, но нет корней и цветков. Размножаются они спорами. Жизнь мхов сильно зависит от воды. Они впитывают ее как губка. Если воды мало, мхи высыхают и их жизнь приостанавливается. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

г) Хвойные

-Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Класс хвойных включает в себя несколько семейств: сосновые, кипарисовые, араукариевые, подокарповые/ногоплодниковые, тисовые. Иногда выделяют еще семейства головчатотисовых и таксодиевых. Сосновая группа обширна и включает более 120 видов сосны, ель, пихту, кедр, лиственницу, тсугу. К кипарисовой группе относятся сами кипарисы, можжевельник, секвойя и туя, деревья и кустарники с крестообразно противостоящими и мутовчатыми листьями. Араукариевые - это араукария, агатис, воллемия; тисовые - тис, торрея.

д) Цветковые

- Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Они цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих тем и другим.

-Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания.

-Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы?

- По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

( Дети заполняют карточки)

карточки

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

-А теперь обменяйтесь карточками и проверьте работу соседей.

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

+

+

+

+

+

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

+

+

 

 

 

папоротники

+

+

 

+

 

хвойные

+

+

 

+

+

- А какие виды растений мы с вами сажали на школьном дворе? ( Цветковые)

-Давайте немного вспомним о них, прочитаем наш текст в паре и ответим затем на вопросы, а затем обменяемся своими ответами с соседями и проверим правильность ответов своих и наших соседей.

Пионы

Цветок пион–род травянистых многолетников, единственный в семействе Пионовые.

Виды пионов бывают травянистые, бывают пионы древовидные, а также такие виды, в которых объединены свойства и древовидных, и травянистых пионов – всего около сорока видов.

В природе цветы пионы произрастают в Северной Америке и Евразии.

Культурное разведение пионов началось в Китае в эпоху Хань, более двух тысяч лет назад.

Назван цветок пион в честь легендарного врачевателя Пеана, который спасал и богов, и людей, от полученных в сражениях смертельных ран.

В наших садах выращивается преимущественно пион травянистый, ценимый садоводами за красивые благоухающие бутоны, украшающие клумбу с мая в течение полутора месяцев.

Вопросы:

  1. Какие виды пионов вы знаете?

  2. Сколько видов пионов насчитывается?

  3. Где в природе можно встретить пионы?

  4. Где и когда началось выведение пионов?

  5. В честь кого цветок был так назван?

  6. Сколько времени цветут пионы?

Тюльпаны

Тюльпан –одно из самых популярных весенних садовых растений, выращиваемых как в частных садах, так и в промышленных масштабах.

Родина тюльпанов – Средняя Азия, а название растение получило от персидского слова «тюрбан», форму которого напоминает цветок.

Впервые ввели тюльпан в культуру в Персии, но настоящее поклонение и любовь вызвали тюльпаны в Турции: их во множестве разводили в покоях жены султана, соревнуясь в доказательствах своей к нему любви. Но пика поклонение тюльпанам достигло в такой богатой на то время стране, как Голландия.

В 1630 году увлечение тюльпанами в Нидерландах было повальным: выводились новые сорта, луковицы которых продавались в разные концы света за бешеные деньги.

Венцом триумфа выведения тюльпанов является черный тюльпан.

В середине семнадцатого века появились сорта харлемских тюльпанов темно-фиолетового цвета, и это отобразила художественная литература того времени.

Появление абсолютно черного тюльпана датировано февралем 1986 года, когда на пресс-конференции прозвучало заявление директора института флористики Нидерландов о том, что тюльпан глубокого черного цвета наконец выведен датчанином Гертом Хагеманом.

Потрачено на этот эксперимент было 400 тысяч долларов и три сотни лет...

Вопросы:

  1. Где находится родина тюльпанов?

  2. Где впервые вывели тюльпаны?

  3. В каких странах разводили эти цветы?

  4. В каком году тюльпаны появились в Голландии? ( Нидерландах)

  5. Каким на самом деле цветом черный тюльпан?

  6. Кто его вывел?

  7. Сколько времени на это было затрачено?

6. Физкультминутка

7. Подведение итогов урока

-На какие группы делится царство растений?( Ответы детей)

- Где растут водоросли? ( Ответы детей)

- Где можно встретить мхи? ( Ответы детей)

- Как узнать папоротники? ( Ответы детей)

- Назовите представителей хвойных растений. ( Ответы детей)

- Какая из групп наиболее разнообразна? ( Ответы детей)

- Прочитайте выражение, как вы его понимаете?

  • Растенье — земли украшенье.

  • Зелёный наряд радует взгляд.

  • Рощи да леса — всему краю краса.

  • Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Ребята, в нашей стране много гибнет растений, некоторые исчезают.

- Кто в этом виноват?( Люди)

- Как помочь растениям?( Беречь их).

Б. Дубровин “Красная книга”

Охраняется Красной книгой

Сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Красная книга - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

Красная книга. Красная книга!

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчезаем все океаны,

Исчерпаем все на земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

- Чтобы такого не случилось мы должны природе помочь.

-Это и будет вашим д/з. Подумайте, как дети могли бы помочь сберечь природу. Вы можете написать об этом сочинение, придумать и нарисовать рисунок. Это будет вашим творческим заданием.

9. Рефлексия

Мне удалось сегодня…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я могу похвалить себя за...

infourok.ru

"Растения" по УМК "Школа 21 век"

ФИ_____________________________

Тест по растениям.

  1. Как по-другому можно назвать мир растений?________________

  2. Перечисли виды растений, которые живут на нашей планете: водоросли, …………..,…………….,……………..,…………………

  3. Водоросли не имеют: …………………,…………………,……………,

……………………………….

  1. Какие ценные вещества есть у водорослей…………………………….

  2. Ми не имеют………………,………………………., но имеют…………

………………………..

  1. Папоротники не имеют ……………….., но имеют……………………..,

…………………….,………………….,…………………………………

  1. Хвойные растения имеют ……………………..,…………………,………

………………………………, но не имеют …………………………..

  1. Где расположены семена у хвойных растениях?.........................................

  2. Цветковые растения имеют ……………,………………….,………………

……………………………………………………………………………….

  1. Где можно встретить цветковые растения?.................................................

ФИ_____________________________

Тест по растениям.

  1. Как по-другому можно назвать мир растений?________________

  2. Перечисли виды растений, которые живут на нашей планете: водоросли, …………..,…………….,……………..,…………………

  3. Водоросли не имеют: …………………,…………………,……………,

……………………………….

  1. Какие ценные вещества есть у водорослей…………………………….

  2. Ми не имеют………………,………………………., но имеют…………

………………………..

  1. Папоротники не имеют ……………….., но имеют……………………..,

…………………….,………………….,…………………………………

  1. Хвойные растения имеют ……………………..,…………………,………

………………………………, но не имеют …………………………..

  1. Где расположены семена у хвойных растениях?.........................................

  2. Цветковые растения имеют ……………,………………….,………………

……………………………………………………………………………….

  1. Где можно встретить цветковые растения?.................................................

infourok.ru

Технологическая карта урока Окружающего мира в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века". по теме "Растение

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Учитель Костюкевич Наталья Юрьевна

Тема урока : Растения живые существа (организмы)

Цели для ученика

1. Продолжить формирование представлений о растении как о живом существе (организме). Познакомиться с видами и функциями органов растения: лист, стебель, цветок.

2.Учиться работать с учебником: находить информацию, выделять главное, отвечать на вопросы по тексту.

3.Упражняться в преобразовании информации.

4. Наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; делать выводы.

5. Бережного и экологически грамотного относиться к растениям, заинтересоваться исследовательской работе, желанием самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Цели для учителя.

1. Продолжить формирование представлений о растении как о живом существе (организме). Познакомить с видами и функциями органов растения: лист, стебель, цветок.

2.Учить работать с учебником: находить информацию, выделять главное, отвечать на вопросы по тексту.

3.Упражняться в преобразовании информации.

4. Развивать умение наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; делать выводы.

5. Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Тип урока Урок дачи новых знаний

Форма урока.

Комбинированный

Опорные понятия, термины: Растение, организм, органы, лист, побег, стебель, цветок.

Новые понятия: лист простой и сложный , листовая пластинка,

Формы контроля.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя

Домашнее задание

Этап урока

Время

мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы ОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный

2 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Ребята, каким бы вы хотели увидеть урок?

Психологический настрой

Ф

Задаёт вопрос, проверяет готовность к уроку

Проверяют свою готовность к уроку

Высказываются о том, каким бы они хотели видеть урок

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: саморегуляция.

Постановка темы и задач урока

2

Подведение детей к формулированию темы и задач урока

- Как называется тема, по которой мы сейчас работаем? Что мы уже изучили? О чем говорили на предыдущем уроке?

Какие органы имеет растение

Назовите тему урока

Определим задачи урока

Диалог

Ф

Организует диалог с обучающимися формулирует некоторые задачи урока

Вспоминают материал предыдущего урока.

Называют органы растения, подводят рисунок к соответствующему названию на интерактивной доске.

Формулируют тему и задачи урока

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Закрепление знания Проверка домашнего задания

1

Проверить усвоение знаний о корнях растения

  1. Что общего у всех растений?

  2. Какие органы имеет растение Расскажите о корне растения

  3. Что такое корень?-Какова роль корня в жизни растений?

  4. Какими бывают корни?

Интерактивная доска

Организуетт проверку домашнего задания.1 задает вопросы, выдает карточки для индивидуального опроса.

Пересказывают, слушают пересказ

Личностные: самоопределение, смыслообразова-

ние, Познавательные: установка на запоминание, воспроизведение

Взаимооценка

Оценка учителем

Оценить, дополнить ответ учащихся

  1. допол,

  2. ните ответ

Диалог с учителем

Ф

Организует оценку, просит дополнить

Оценивают ответ товарища, дополняют

Актуализация знаний

Подвести к изучению нового материала

Корень -это подземный орган растения А как называется его надземная часть?

Вопрос учителя.

Ф

Познавательные Владеть общими приёмами вычислений, общими приемами решения задач,

Личностные:

смыслообразова-

ние.

Регулятивные: контроль, оценка

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Планирование учебных действий

Составить план изучения нового материала.

О каких органах растения нам нужно узнать? В каком порядке мы будем изучать материал. Как вы думаете по значимости, ка кой орган после корня важен для растения?

Устное составление плана работы

Ф

Организует планирование

Предлагают порядок изучения материала

Знакомство с новым материалом.

Побег – наземный орган растения.

Лист – орган питания

1)

Форма листьев

Жилкование

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»

Постановка опыта

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»

Сравнение стеблей различных растений.

Преобразование информации

Цветок

Познакомить с простыми и сложными листьями, жилкованием, функцией листа.

Понакомиться с функцией стебля, видами стеблей

На основе сравнения стеблей разных растений и сделать вывод о разнообразии растений

Настроить на самостоятельную работу дома

Рассмотрите лист растения. Определите название.

Чем похожи все листья? У большинства растений лист имеет листовую пластинку и черешок

Чем листья различаются?

Листья могут быть простыми и сложными

Листья каких деревьев можно отнести к простым, а какие к сложным

Рассмотрите лист. Что интересного вы заметили?

По жилкам передвигаются вода и питательные вещества.

Если у растения срезать листья, то оно погибнет. Верно ли это утверждение?

Выделите главное предложение., отметьте его карандашом.

Постановка опыта. доказывающего , что листья испаряют влагу.

Знакомство с функцией стебля, видами стеблей

Сравнение стеблей разных растений.

Способы опыления цветка.

Виды цветков

Наблюдение (рассматривание образца листа.)

Показ на интерактивной доске

Работа на интерактивной доске.

Обсуждение проблемы

Поиск правильного источника в учебнике с. 71

Обсуждение проблемы в парах.

Сравнение ответов с текстом учебника. учебнике с. 71

Рассматривание иллюстраций в учебнике, сравнение. Формулирование вывода.

Работа в тетради

Организует наблюдение, активизирует работу учащихся вопросами

Сообщает новые знания, организует работу на интерактивной доске.

Организует чтение текста в учебнике

Помогает найти основную информацию (главное предложение)

Организует обсуждение проблемы в парах, чтение е текста в учебнике.

Нацеливает на сравнение своего ответа с текстом учебника.

Организует работу с иллюстраций в учебнике, сравнение, формулирование вывода о разнообразии растений.

Организует работу в тетради, помогает найти информацию, записать ее

Наблюдают за растением, отвечают на вопросы учителя, высказываются о своих наблюдениях

Слушают учителя, выполняют работу на интерактивной доске, наблюдают за работой на доске.

Обсуждают проблему, читают текст в учебнике, сравнивают со своим решением проблнмы.

2

Цветок- самый коасивый орган растения.

Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов, самооценка

Какая у нас была тема урока?

Как вы поработали на уроке?

Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке

Диалог, обратная связь

Ф

Организует диалог

Оценивают свою работу на уроке, составляют оценочное суждение, показывают сигнал

infourok.ru

Презентация по окружающему миру на тему "Разнообразие мира растений" по программе "Начальная школа XXl века" (3 класс)

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация по окружающему миру на тему "Разнообразие мира растений" по программе "Начальная школа XXl века" (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Разнообразие мира растений Водоросли Мхи Папоротники Хвойные (голосеменные) Цветковые

2 слайд Описание слайда:

Водоросли Не имеют настоящих корней Не имеют стеблей Не имеют листьев Не имеют цветков

3 слайд Описание слайда:

Водоросли Это интересно! Когда человек купается в цветущем море, на его кожу попадают микроводоросли и подпитывают кожу йодом. В результате приостанавливаются процессы старения кожи, выводится избыточная жидкость и быстрее расщепляются жировые клетки. Кроме того, микроводоросли полезны для кожи благодаря содержанию ряда микроэлементов и витаминов С, Е, Д, В1, В12. Также морская цветущая вода способствует быстрейшему заживлению царапин, ссадин и небольших ран.

4 слайд Описание слайда:

Мхи Имеют стебель Имеют листья Не имеют корней Не имеют цветков

5 слайд Описание слайда:

Мхи Это интересно! Сейчас в моду вошли «Живые граффити» из мха. Для выращивания живых картин необходимы: мох, влагоудерживающий гель (силикон), кефир.

6 слайд Описание слайда:

Папоротники Имеют стебель Имеют листья Имеют корень Не имеют цветков

7 слайд Описание слайда:

Это интересно! Существует множество легенд о папоротниках. Одна из них гласит, что если найти цветок папоротника, то можно обрести счастье и удачу на всю жизнь. По легенде, папоротник цвёл в ночное время и всего одно мгновенье. Принадлежит легенда древним славянам и связана с языческим праздником Ивана Купалы. Праздник Ивана Купалы проводился в период летнего солнцестояния. Так вот, согласно преданию, в ночь на Ивана Купалу на короткое время зацветает папоротник. И если найти цветок папоротника, то обязательно можно найти несметные сокровища и клады. Папоротники

8 слайд Описание слайда:

Хвойные растения Имеют корень Имеют стебель Имеют листья Имеют семена Не имеют цветков

9 слайд Описание слайда:

Хвойные растения Это интересно! Имеется масса интересных фактов об этом удивительном дереве секвойя. Подсчитано, что общий вес древесины одной секвойи может превышать 1000 тонн, и для ее перевозки понадобится состав из 60 вагонов. Гигантскими размерами дерева поспешил воспользоваться один предприимчивый американец, который, в старом дуплистом стволе одной такой секвойи, устроил ресторанчик на 50 посетителей. В стволе другого поваленного дерева он соорудил гараж, чтобы посетителям было где припарковать авто. А в Национальном парке Секвойя, в Калифорнии, есть автомобильный туннель «Tunnel Log», сделанный в стволе упавшего во время бури исполина.

10 слайд Описание слайда:

Цветковые растения Имеют корень Имеют стебель Имеют листья Имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами

11 слайд Описание слайда:

Цветковые растения Это интересно! Существуют плотоядные хищные растения. Одно из них – жирянка обыкновенная. Поверхность их листьев липкая, сплошь покрытая желёзками, одни из которых вырабатывают сахар, чтобы привлечь насекомых, а другие — пищеварительные ферменты, чтобы переварить их. Для мелких насекомых хватает эффекта прилипания. Если же добыча крупная, жирянка может немного свернуть свой лист.

12 слайд Описание слайда:

http://kievskaya.com.ua/poleznyye-sovety/zdorovye/ne-kupaytes-v-zelenoy-vode-cvetuschie-vodorosli-vyzyvayut-allergiyu.html http://interesting-things.ru/zhivye-graffiti-iz-mxa/ http://chudesa-mira.ru/blog/chudesa-flory/sekvoyya_37.html http://bookflowers.ru/legendi-mifi-o-cvetah/67-cvetychiy-paporotnik-daryet-schastie.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E8%F0%FF%ED%EA%E0_%EE%E1%FB%EA%ED%EE%E2%E5%ED%ED%E0%FF Презентацию подготовила учительница начальных классов ГБОУ Школа №947 Тараненко Ксения Игоревна

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-437579

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме "Растения – живые существа" (программа "Начальная школа XXI века"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  • познакомить с понятием “растение”;
  • научить детей различать части растений;
  • в элементарной форме познакомить детей с жизнедеятельностью растений.

Оборудование:

  • гербарные образцы растений;
  • ветки кустарников и деревьев;
  • таблица “Части растений”;
  • таблица “Разнообразие растений”;
  • таблица “Простые и сложные листья”;
  • гербарные и живые образцы растений.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль за усвоением знаний.

Беседа.

– С какими царствами природы вы познакомились на прошлом уроке?

(бактерии, грибы, животные, растения).

– В какое царство мы уже совершили путешествие?

– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы познакомились с его обитателями?

Самостоятельная работа.

Карточка № 1.

Напиши названия животных.

лось волк
белка кабан
медведь лиса

Карточка № 2.

Напиши животных леса.

Растительноядных –

Насекомоядных –

Хищных –

Всеядных –

Карточка № 3.

Почему животных называют

Всеядными –

Хищными –

Растительноядными –

– Мы продолжаем путешествовать и впереди у нас новое царство. А вот какое? Вы узнаете после просмотра фильма.

III. Новый материал.

1. Видеозапись.

– В какое царство мы сегодня совершили путешествие?

– Какие растения вы встретили?

– На какие группы можно разделить растения?

  • деревья
  • кустарники
  • травянистые растения

2. Таблица “Разнообразие растений”.

– Какие различия вы увидели у этих групп?

Дерево – имеет один главный, высокий, жёсткий (деревянистый) стебель. Его называют стволом. От ствола отходят длинные и короткие ветви.

Кустарник – имеет несколько или много тонких деревянистых, но легко гнущихся стеблей.

Травянистые растения (трава) – имеет один или несколько мягких, легко ломающихся стеблей.

– Назовите несколько растений каждой группы.

– Где можно встретить растения?

3. Рассказ учителя.

Куда не глянешь, всюду увидишь растения – в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Одни из них вырастают сами (дикорастущие), за другими ухаживает человек (культурные). Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.

Недаром растения называют “зелёные лёгкие нашей планеты”.

Растение – живое существо.

– Какие признаки живого существа вы знаете?

  • питается
  • дышит
  • растёт
  • изменяется
  • размножается

4. Таблица “Развитие растений из семени”.

– Рассмотрите рисунок.

– Как изменяется (развивается) растение?

5. Работа по учебнику.

– Прочитайте вывод и приготовьтесь ответить на вопросы.

На доске:

Чем похожи и чем отличаются растения от животных?

Какие бывают растения?

Корни, листья, цветки. Как сказать иначе?

Общее Отличие
– питается – строит жилище
– дышит – передвигается
– растёт – ухаживает за потомством
– изменяется
– размножается
  • большие и маленькие;
  • части растений.

6. Работа с гербарием.

Дети рассматривают гербарные образцы. Учитель предлагает встать:

деревьям кустарникам травянистым растениям Физминутка

7. Части растений.

Растения – живые существа. Они дышат, питаются, размножаются, гибнут. И так же, как у людей, у растений есть свои части.

– Соотнесите рисунок и название части.

  • Какие части растений вы знаете?
  • На доске плакат (мак).
  • Названия частей.

Корень – дыхание “насос” для питательных веществ;

Стебель – проводит питательные вещества к листьям и другим органам;

Листья – происходят сложные процессы, которые мы позднее изучим.

Цветок – на месте цветка появляются плоды с семенами, орган размножения.

Плоды с семенами – получаются в результате размножения.

IV. Самостоятельная работа (по тетради).

с. 40, № 69.

– Закончим рисунок-схему (взаимопроверка).

V. Рассмотрим подробнее части растений:

– На какое отличие вы обратили внимание?

  • стержневые
  • мочковатые

– Почему корни растений имеют разную длину?

– Посмотрите на разнообразие листьев.

Строение листа:

  • листовая пластинка;
  • черешок.

(Таблица “Простые и сложные листья)

(Учебник. с. 92)

VI. Практическая работа.

– Рассмотреть листовую пластинку.

– Встать – сложным листьям (доказать).

– Встать простым листьям (доказать).

– С какого дерева лист?

VII. Итог.

– Что такое растение?

– Что узнали сегодня о растениях?

– О каких частях растения вы узнали?

(Показ и называние частей растений)

– Определите последовательность развития растений.

VIII. Дома.

Учебник с. 91-95 (подготовить рассказ)

Тетрадь с. 40, № 70.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по окружающему миру по программе «Школа XXI века»

Открытый урок по окружающему миру

по программе «Школа XXI века» в 3 классе «А».

Учитель - Соколова Анжелика Валентиновна.

Тема урока: Разнообразие растений. Цели и задачи урока:

  • выяснить, какие бывают растения; по каким признакам можно различитьрастения разных групп;

  • расширить знания детей об окружающем мире;

  • развивать экологическую культуру детей; устную и письменную речь;

  • воспитывать любовь к природе;

  • обучать детей пользоваться дополнительной литературой; учить первым

навыкам конспектирования;

  • развивать творчество; вселять уверенность в себе;

  • укреплять у детей желание учиться, познавать что-то новое, интересное.

Оборудование:

Иллюстрации растительного мира, гербарии, комнатные растения, аквариум с водорослями, компьютер, диск с презентацией, учебник, тетрадь, кроссворд.

1. Разминка - вхождение в урок.

Учитель задаёт вопросы классу, дети отвечают по одному,

      • Назовите модель планеты Земля (глобус)

      • Сколько океанов на нашей планете? (4) Какие? (...)

      • Сколько материков? (6) Назовите их (...)

      • Сколько планет в Солнечной системе? (9) Какие? (...)

      • Земля - это планета, а Солнце - ...? (звезда)

      • Назовите девятый месяц года (сентябрь)

      • Самый короткий месяц (февраль)

      • Символом какой страны является кактус? (Мексика) клён? (Канада) берёза? (Россия) лотос? (Индия) тюльпан? (Голландия)

      • Какие царства природы вы знаете? (растения, животные, грибы,бактерии)

      • Назовите признаки растения как живого организма (дышит, растёт,питается, размножается)

      • Почему лес называют «лёгкими» Земли? (растения выделяюткислород)

      • Ты натёр ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

      • Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз) зверя? (волчье лыко)

2. Подготовка к рассмотрению новой темы.

Растения окружают нас повсюду, и вес они очень разнообразны.

Если мы пойдём с вами в огород, какие растения там встретим? (учитель обращает внимание на стенды, где подобраны иллюстрации по природным сообществам)

Какие растения встретим в саду? В поле, на лугу? Около водоёма и под водой? А в лесу?

Везде есть растения и даже в нашем классе.

Если бы не было растений на Земле, не могли' бы существовать ни животные, ни человек.

Оказывается, есть целая наука, которая занимается расстениями, их изучает. Это б о т а н и к а (от греческого «ботанэ» - трава, растение). В 6 классе вы начнёте изучать этот предмет.

Ботаники объединяют растения с похожими признаками в отдельные группы. И сейчас мы с этими группами познакомимся.

3. Сообщение темы урока.

Включается мультимедийный проектор.

Даётся установка: Слушайте и читайте внимательно. Во время демонстрации слайдов будут задаваться вопросы о том, что нового вы узнали из текста?

Вопросы по закреплению нового материала.

После 2 слайда:

  • Почему растения являются началом всего живого на Земле? (растениядают кислород, пищу, одежду, стройматериалы, мебель, красители, лекарства; отрастений пошла жизнь на Земле)

  • Как вы думаете, много ли должно быть растений, чтобы обеспечитьвсем необходимым и животных, и человечество? (да)

Рассмотрим некоторые виды растений...

После 10 слайда:

- Ребята, а ели ли вы когда-нибудь водоросли? (да, морскую капусту)

Посмотрите на эти водоросли. Они из аквариума. Водоросли могут жить и в солёной, и в пресной воде.

После 16 слайда:

- В чём отличие мхов от других растений? (нет корней)

Посмотрите на образцы мхов. (...)

Оказывается, сфагнум (торфяной мох) можно использовать вместо йода и ваты, т.к. он хорошо впитывает кровь и гной и содержит дезинфицирующее вещество с ф а г н о л.

Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.

После 18 слайда:

- Найдите папоротники в нашем классе, (учащиеся указывают растения).

После 22 слайда:

- Какая основная задача цветковых растений? (образование семян исохранение вида)

После 24 слайда:

- Почему хвойные остаются зелёными круглый год? (меняют хвоинки(листья) постепенно)

25 слайд:

- Так на какие же группы можно разделить все растения? (цветковые,мхи, хвойные, водоросли, папоротники)

4. Физминутка.

Я предлагаю вам выйти из-за парт и немного подвигаться: Пройдём немного (ходьба на месте). Увидели цветок. Присядем, рассмотрим его. Двигаемся дальше. Увидели цветок на кусте сирени. Вдохнём аромат, рассмотрим цветок. И бегом за парту. Сядем и продолжим урок.

Мы сейчас увидели столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему? (...)

Мы не будем рвать цветы -Это капли красоты! Пусть они растут, цветут, Радость нам они несут!

5. Разгадывание кроссворда.

25 слайд - кроссворд. Учитель объявляет номер вопроса, выходят дети, предварительно приготовившие сообщение дома, и рассказывают о каком-либо растении, а остальные ученики должны догадаться, что же это за растение?

По вертикали: По горизонтали:

  1. кофе (Кузнецова М.) 1. кувшинка (Мурадян М.)

  2. ананас (Юнусов К.) 2. алое (Матвиенко М.)

  3. зверобой (Багаев Р.) 3. кокос (Бондарь Т.)

  4. липа (Кольцов Л.) 4. росянка (Андрианова А.)

5. шиповник (Пономарёва Т.)

Учитель вписывает ответы:

К

А

Л

О

Э

3

л

н

Ф

К

У

В

Ш

И

Н

К

А

Е

Е

п

Н

р

А

А

К

О

к

о

с

р

О

С

Я

Н

К

А

Б

ш

и

п

О

в

н

и

к

И

Тексты сообщений:

Кофе.

Родиной этого кустарника является Эфиопия. Листья зелёного цвета, плоды продолговатой формы, собраны в кисти. Открыл эти ягоды в 850 году пастух Калди. Он заметил, что козы, наевшись ягод с каких-то кустов, становятся более подвижными и возбуждёнными. Пастух сам попробовал этих ягод и стал бодрым.

Люди стали употреблять сначала листья, а потом и зёрна, которые жарили, мололи и варили. В России такой напиток использовали как лекарство. И только в XVII веке при Петре I удалось подавать его на пирах. Бояре называли его «сиропом из сажи».

Ананас.

Многие из вас пробовали этот плод. Внешне он похож на шишку, покрыт чешуйками. Это трава с коротким стеблем, на котором - соцветие. После опыления отдельные ягоды срастаются, и мы получаем душистый вкуснейший плод.

Его родина Бразилия. В середине XVII века эта ягода попала в Европу, где его выращивали только в оранжереях, так как в природе эта культура растёт в тропиках и субтропиках. В нём много витаминов А и В. Из него получают сок и варят компоты и варенья.

Зверобой.

Этот многолетник в народе снискал славу главной врачебной травы, средством от 99 болезней, лекарством от всех недугов. Он обладает противомикробным действием, целебен в свежем и сухом виде, без него не обходится ни одна смесь лекарственных трав. Применяют как ранозаживляющее средство, лечат язвы, ожоги и гастрит. Оно, хотя и целебное, но ядовито для животных: само название предупреждает об этом. Сено из него вызывает на коже у скота болезненные раны.

Липа.

Это дерево великолепно и размером, и видом, и долголетием, и теми дарами, которыми уже много веков пользуются люди. Ствол прямой с широкой кроной, листья сердцевидной формы, цветки желтовато-белые, душистые. Цветёт самым последним - в июле.

В лечебных целях используется очень давно. Наши предки присыпали раны, горячий настой употребляют как жаропонижающее средство, помогает от простуды и кашля. Кроме того пьют как чай. А какой вкусный мёд!...

Алоэ.

Родина этого растения - Африка, Мадагаскар. У нас в стране оно известно как комнатная культура под названием "столетник". Это многолетнее травянистое, древовидное растение с мясистыми, сочными листьями, по краю с шиповатыми зубчиками. Цветки схожи по строению с лилией.

В качестве лекарственного сырья используются листья. Из них получают сок, который используют как средства, повышающие аппетит, а также нормализующие работу кишечника. Также готовят экстракт для уколов ослабленным людям, при заболеваниях глаз, желудка. В народной медицине применяют против насморка и от головной боли.

Кувшинка.

Это многолетнее водное растение с крупными плавающими листьями и различно окрашенными цветками. По одному из преданий, в это растение превратилась юная красавица Нимфея. Ночью она спала на мягком дне лесного озера, а утром поднималась на поверхность. Однажды к озеру подошёл красивый и стройный юноша. Увидала его нимфа и влюбилась. Но юноша вскоре ушёл, а Нимфея осталась на поверхности и ждала его до тех пор, пока не превратилась в белоснежный красивый цветок.

У русского народа это растение называют одолень-трава, корень которого способен одолевать болезни и нечистую силу.

Кокос.

Этот орех растёт на пальме на побережьях трёх океанов - в тропиках - и не может жить без соли. Одна пальма за год извлекает из почвы 1кг ЗООг соли. Растёт очень быстро. Уже на пятый год жизни пальма способна давать плоды.

Из древесины жители делают лодки, мачты, строят хижины; из мощных листьев изготавливают канаты, шляпы, щётки и веники; из соцветий получают сахар. Но главное - это орехи. Молодые орехи дают сок, более зрелые - молоко, а созревший плод - маслянистую мякоть. Из неё получают масло, добавляют в кондитерские изделия и косметику, а также едят в свежем виде.

Росянка.

Растёт на болоте странное растение. Оно питается насекомыми: комарами и мушками. Его листья покрыты блестящими капельками клейкого сока. Насекомым кажется, что это роса. Садится на такой лист мелкое, слабое насекомое и приклеивается намертво. А растение ещё и сворачивает свой листочек, чтобы надёжнее приклеить пленника. Едкий сок помогает ему переварить добычу.

Так это необычное растение получает дополнительные минеральные вещества, которые не может взять из бедной болотистой почвы.

Шиповник.

Эта дикая роза - родоначальник всех видов культурных роз. Его плоды очень богаты витаминами. Это невысокий кустарник, приблизительно в рост человека. Ветви его блестящие, красно-бурые. Цветоносные побеги имеют парные шипы. Цветки одиночные. Плоды круглые или удлинённые, оранжево-красного цвета.

Эти кустарники растут в лесах, по лесным склонам и опушкам, выращиваются в садах.

- Ребята, а как назвать ответы одним словом? (растения)

7. Подведение итога урока.

Вопросы для повторения (слайд 26)

1.На какие группы можно разделить растения?

2.Приведите примеры хвойных растений.

3.Для чего у растений образуются семена?

Давайте вспомним, что мы узнали, изучая тему «Разнообразие растений».

Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты нам понадобится почти 97 часов.

Все растения учёные разделили на несколько групп.

Я прочитаю «монологи» растений, а вы отгадаете названия растений каждой группы.

С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,

Нет у нас цветков и листьев; если честно, нет корней.

Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

- Почему водоросли «пропадут на суше»? Каких органов нет у водорослей?

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, Всегда на влажной почве мой родственник растет. Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

  • Почему нужно наклониться, чтобы встретиться с мхом?

  • Почему мхи растут во влажных местах?

Люблю я тоже влагу.

В тени, в лесной глуши,

Мои резные листья, конечно, хороши.

Но я горжусь не ими! Наш очень древний род

Из прошлого планеты тепло и свет несет.

- Чем папоротники отличаются от других растений?

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Можно ли шишку считать плодом? Почему?

Ну а мы, а мы с цветками, Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле, Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде.

— Чем цветковые отличаются от всех других растений?

8. Решение проблемной ситуации.

Ребята, я вам сейчас покажу разные живые организмы. Может быть, вы их узнаете и догадаетесь, являются ли они растениями? (учитель показывает фотографии кораллов, кактусы и засушенные лишайники, плауны и хвощи выслушивает ответы учащихся) Оказывается, кораллы не являются растениями, они - животные. Это вы будете изучать в старших классах, а сейчас, кто захочет, можете прочитать в энциклопедиях.

9. Тестовая работа на закрепление нового материала.

Давайте проверим ваши знания. Откройте тетради по окружающему миру на странице 17. Найдите задание № 48. Возьмите простой карандаш, внимательно прочитайте задание и выделите «галочкой» или «плюсиком» правильные ответы. Начали.

Закройте тетради, передайте их вперёд. О результатах вы узнаете на следующем уроке.

Мы сегодня на уроке рассмотрели маленькую часть природы. Только приоткрыли окошко в чудесный мир. Осталось много неизвестного и интересного. Человеческой жизни не хватит увидеть и узнать всё. Но к этому надо стремиться.

10. Объяснение домашнего задания.

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 40. Вы видите тему нашего урока. Ваше домашнее задание: прочитать материал урока со страницы 40 по 44. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Спасибо за урок.

gigabaza.ru

Проверочная работа по теме «Растительный мир Земли» окружающий мир УМК Начальная школа XXI века 3 класс

Проверочная работа по теме «Растительный мир Земли»

Ф. И. __________________________________________________________________________

  1. Запиши какие растения живут на нашей планете?

Папоротники, _______________________________________________________________

2. Отметь галочкой правильный ответ.

 Признаки живого организма – питание, рост, дыхание, размножение.

 Признаки организма – питание, умение передвигаться.

3. Подпиши названия органов растения

1

2

3

4

5

4. Напиши, какое значение имеют (какую работу выполняют) корень, лист, стебель.

Корень - _____________________________________________________________________________

Лист - _______________________________________________________________________________

Стебель - ____________________________________________________________________________

5

1.Водоросли

2. Мхи

3.Папоротники

4. Хвойные

5. Цветковые

. Пронумеруй рисунки

.

6. Вычеркни, чего не бывает у мхов:

стеблей, листьев, корней, цветков.

7. Отметь галочкой неправильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

 Нет, все растения растут на строго определённых местах.

 Да, растения могут перемещаться с помощью воды и ветра.

 Да, растения перемещает человек.

 Да, растения перемещают животные.

8. Какие растения называются культурными. Приведите примеры культурных растений.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

9. Впиши цвет страницы «Красной книги»

«_____________________» страницы – здесь записаны названия животных и растений, которые исчезли на Земле.

«_____________________» страницы – здесь приведены названия живых существ, число которых постепенно восстанавливается благодаря стараниям людей или естественным путём.

10. Составьте памятку поведения на природе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Нарисуйте запрещающий знак к одному из пунктов составленной памятки.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта