Животные и растения взаимосвязь. Особенности взаимоотношений животных и растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Взаимосвязь организмов в сообществе. Животные и растения взаимосвязь


Взаимосвязь организмов в сообществе | Биология

Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга.

Сообщество живых организмов

Растения служат средой обитания, пищей и убежищем для животных. Животные, находясь среди растений, окапывают заметное влияние на их жизнь. Птицы и насекомые участвуют в опылении растений, распространении плодов и семян. Передвигаясь в поисках нищи, животные обламывают стволы и ветви деревьев, вытаптывают траву. При этом умеренное вытаптывание травы способствует перегниванию частей отмерших растений и прорастанию вдавленных в почву семян. Микроорганизмы и грибы разлагают растительные и животные останки, способствуя накоплению в почве питательных веществ и создавая условия для жизни растений.

Виды растений, животных, грибов и бактерий, приспособленные к совместному обитанию на одной территории, составляют сообщество.

Конкурентные отношения

Между родственными организмами, ведущими сходный образ жизни, часто возникают конкурентные отношения. Так, сосны в сосновом лесу конкурируют за свет, влагу, минеральное питание, поэтому они отличаются по высоте и толщине стебля. Животные конкурируют за один вид пищи, убежища, местообитания. Конкурентные отношения определяют видовой состав сообщества. Если родственные виды организмов могут избежать конкуренции, то они обитают совместно. Растения и животные, которым но удается избежать конкуренции, не .могут совместно обитать на одной территории.

Отношения «хищник-жертва»

Острые загнутые клюв и когти, отличное зрение и стремительный полет помогают хищной птице схватить свою жертву (полевку, рыбу, мелкую птицу). Когти, клыки, а также способность к быстрому бегу — этими средствами обладают львы, тигры, волки и другие хищные звери.

Жертвы обладают огромным запасом приспособлений, позволяющих им уберечься от хищников: зайцы путают следы, утки затаиваются среди водной растительности, многие змеи и ящерицы шипят, раздуваются и принимают устрашающие позы. Таким образом, у хищников и жертв формируются взаимные приспособления, которые поддерживают необходимое сообществу равновесие численности организмов обоих видов.

Пример взаимоотношений организмов в сообществе

Отношения «паразит-хозяин»

Паразиты используют другой организм как среду обитания в течение длительного времени. Организмы, имеющие паразитов, называют хозяевами.

Как правило, паразиты имеют упрощенное внешнее и внутреннее строение. Но зато у них есть разнообразные органы прикрепления — присоски, крючки. При размножении они дают огромное количество потомков. Паразиты приносят вред организму хозяина, ослабляют его. Иногда паразитические бактерии, грибы и животные приводят организм хозяина к гибели. В этом случае вместе с хозяином гибнет и сам паразит. Таким образом, отношения «паразит-хозяин* регулируют численность взаимосвязанных видов в сообществе.

Взаимовыгодные отношения

В процессе длительного существования в одном сообществе складываются взаимовыгодные отношения между цветковыми растениями и их опылителями, растениями и грибами, растениями, животными и микроорганизмами.

Взаимовыгодные отношения складываются и между животными. Например, чистка тела и зубов с помощью птиц — распространенное явление у животных.

ebiology.ru

Особенности взаимоотношений животных и растений — реферат

Самарская Государственная сельскохозяйственная академия

 

 

 

кафедра биоэколрогии и физиологии сельскохозяйственных животных

Особенности взаимоотношений  животных и растений.

 
 
 

Подготовила ученица

2 курса 1 группы

Факультета БиВМ

Бельчикова Ю.С.

Руководитель

Петряков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.Самара

 

Оглавление

 

 

  1. Введение.
  2. Значение растений в жизни животных.
  3. Значение животных в жизни растений.
  4. Зоохория.
  5. Список литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Животные и  растения с первых дней своего возникновения  развиваются совместно, обусловливая возможность существования друг друга. С незапамятных времен до настоящего момента растения и животные проходят свой эволюционный путь развития в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, «рука об руку». В процессе такой совместной, сопряженной эволюции у различных видов растений и животных выработались обоюдные взаимные приспособления друг к другу, столь прочные, что раздельно существовать в современных условиях они уже не могут. В этом проявляется единство животного и растительного мира.

На различных участках Земли исторически сформировались свои сообщества растений и животных, биоценозы. Отдельные виды в них прочно связаны друг с другом и зависят один от другого. Биоценозы при постоянстве внешних условий являются устойчивыми образованиями. Эта устойчивость обеспечивается тем, что их основу обычно составляет группа видов растений, животных и микроорганизмов, возникших в одном месте и проделавших эволюцию в тесной связи друг с другом. Правда, в каждом сообществе можно встретить растения и животных, которые исторически возникли в других местах. Такие организмы в разное время входят в тот или иной биоценоз, но, как правило, не составляют его основу, зато более или менее тесно связывают различные биоценозы между собой.

Животные не могут жить без растений и существуют за счет автотрофов. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными. О связи растительных и животных организмов в биоценозе вполне определенно писал еще в 1912 году в классической работе «Учение о лесе» Г. Ф. Морозов: «...жизнь животных в лесу тоже тесно спаяна со свойствами леса... тоже находится в зависимости от леса, с одной стороны, а с другой стороны, влияет на жизнь леса. В лесу стихийной, или девственном, нет ни полезных, ни вредных животных,— там все полезны для леса; и белка, и сойка, и другие животные, поедающие желуди, не являются, однако, в силу этого истребителями дуба, а наоборот, агентами распространения его, факторами жизни и распространения леса. Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка; в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным; все это взаимно приспособлено друг к другу».

Тесная зависимость  растений от животных и животных от растений проявляется также и в том, что растения, исторически развиваясь вместе с животными, приспособились к существованию в условиях обязательных потерь вещества, расходуемого на прокорм фитофагов, т. е. приспособились к избыточному продуцированию специально на эти потери. Это происходит потому, что животные-фитофаги, поедая определенную часть зеленой массы растений, ускоряют круговорот веществ и перевод органического вещества в минеральные, которые, попадая в почвенные растворы, снова используются растениями на питание.

О совместно проделанной эволюции животных и растений свидетельствует и приуроченность различных групп насекомых к определенным группам растении. К сожалению, у нас еще очень мало данных, которые позволили бы четко проследить исторические связи между отдельными группами насекомых и их кормовыми растениями.

Только рассматривая в историческом аспекте формирование коадаптаций растений и животных, можно понять их связи друг с другом, причем часто эти связи бывают столь прочны, что данный вид растения без данного вида животного (и наоборот) существовать не может.

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ

Растения служат источником пищи для растительноядных животных, обусловливая их численность, географическое распространение, распределение  по местам обитания. Кроме того, растения обеспечивают животных укрытием от неблагоприятной погоды, убежищем от врагов, создают определенные микроклиматические условия и т. д.

Н. А. Бобринский, отмечая важную роль климата в  распространении животных по Земле, пишет, что лучшим его показателем служит растительность, которая сама по себе имеет исключительное значение для животных. «Поэтому вполне естественно ожидать зависимость распространения животных по земному шару от распределения по нему основных типов растительности». Растительность распределена на Земле поясами, по определенным природным зонам. Зональность, или поясность, растительности обусловливает и зональность географического распределения животных.

В зависимости  от климатических и почвенных  условий формируются такие основные ландшафты, как лес, степь, пустыня, тундра и другие более мелкие подразделения. Главным показателем ландшафтов служит их растительный покров. Вслед за растительностью и вместе с ней формируется и животное население этих ландшафтов. В результате мы можем говорить о лесных, степных, пустынных и других животных, которые, так же как и растения, являются элементами определенных ландшафтов.

Основные формы  связей животных с растениями —  пищевые. Растения служат пищей всем растительноядным животным. Поэтому  распространение и размножение животных-фитофагов связано с наличием и количеством кормовых растений. Животные-хищники и паразиты питаются за счет растительноядных животных и, таким образом, косвенно также прочно связаны с растениями. В конечном итоге животные распределяются по Земле вслед за растениями, которыми питаются или среди которых находят себе пищу в виде других животных. Именно поэтому многие виды животных обитают на участках с определенным типом растительности. Так, в хвойном лесу живут тетерева, рябчики, белки, соболи; в тундре — северные олени, лемминги, песцы и т. д.

К питанию травянистой  растительностью приспособились группы травоядных животных. Это в основном животные степных пространств с  пышным травянистым покровом: копытные, многие грызуны, перепела, куропатки, ряд специализированных насекомых. У всех степных форм выработались приспособления к жизни на открытых пространствах (острое зрение, быстрый бег) и к питанию в основном грубыми кормами.

Специфичную группировку  специализированных организмов представляют лесные животные. Клесты, питающиеся семенами хвойных пород, имеют особое строение клюва и распространены только там, где есть достаточное количество их кормовых растений. При этом в зависимости от характера пищи у клестов изменяется строение клюва. Наиболее ярким примером в этом отношении являются гавайские цветочницы, у которых развиваются высокоспециализированные клювы в зависимости от характера пищи.

С ареалом кедровой сосны связано местообитание  кедровки. И клесты, и кедровки, так  же как и многие другие животные, при неурожае кормовых растений вынуждены совершать далекие миграции в поисках пищи. Во время таких миграций часто наблюдается массовая гибель животных, сокращение численности вида. Недостаток пищи вследствие неурожая растений или уничтожения последних конкурирующими видами вызывает колебания численности животных. В этом явлении наиболее сильно дает себя знать зависимость животных от растений..

Одним из путей  уменьшения зависимости животных от растений является выработавшаяся в  процессе эволюции многоядность фитофагов. Монофагов в природе немного, и все они исключительно прочно связаны со своими кормовыми растениями. В случае неурожая или уничтожения кормового растения монофаги могут полностью погибнуть. Обычно узкоспециализированные в пищевом отношении животные обладают способностью передвигаться на большие расстояния в поисках пищи или переносить длительные голодовки. Таков, например, южноамериканский коршун слизнеяд, кокосовый краб и др. Но и эти животные не являются чистыми монофагами. Они скорее стенофаги, т. е. узкоспециализированные в кормовом отношении животные, питающиеся не одним видом корма, а ограниченным кругом растений и животных.

В менее зависимом  положении оказываются животные, приспособившиеся питаться за счет нескольких видов (олигофаги) или многих растений (полифаги). Такие животные в случае исчезновения по каким- либо причинам их основного корма могут употреблять в пищу и другие растения.

Примером зависимости  животных от растений являются также  периодические и непериодические миграции обитателей умеренного климата. Обычно первопричиной, вызывающей перелеты птиц, кочевки млекопитающих, считается похолодание, снижение температуры осенью. Но смена времен года в первую очередь влияет на растения. Многие животные, перемещающиеся с наступлением холодов на юг, в более теплые края, легко могли бы перенести зимние температуры. Но зимой исчезают их обычные корма и животные вынуждены преодолевать иногда огромные расстояния в поисках пищи..

Широко распространены вертикальные миграции животных в горах. Горные козлы, бараны, кабаны, куропатки зимой спускаются с горных вершин туда, где выпадает меньше снега, где легче из-под снега добывать себе пищу. За фитофагами спускаются с гор и хищники.

Растения, обеспечивая пищей фитофагов умеренного климата неравноценно в течение года, часто являются причиной своеобразного образа жизни животных, вызывая их кочевки, как периодические (сезонные), так и непериодические (связанные с урожаем кормов).

Конечно, не все  виды миграций животных вызываются сезонным изменением кормовых запасов. Есть еще немало причин, обусловливающих миграции животных. Одни из них хорошо изучены (миграции в целях размножения), другие еще не выяснены. Но среди причин массовых перемещений животных кормовые условия имеют значительный удельный вес.

Многие виды животных в зоне умеренного климата  приспособились к питанию в различные  сезоны различной пищей. Так, северный олень зимой питается ягелем, «оленьим мхом», а летом травой, листьями и  молодыми побегами кустарников, ест  грибы. Сезонная смена корма позволяет некоторым животным вести оседлый образ жизни. Тетеревиные (рябчик, тетерев, глухарь), например, летом кормятся на ягодниках, поедают плоды различных растений, а зимой, когда эти корма пропадают, переходят на питание почками деревьев и хвоей, причем потребляют их в огромных количествах.

Изменение запасов  и качества корма но сезонам года вызывает и ряд других особенностей в поведении, в образе жизни животных. Например, бурый медведь на зиму впадает в так называемый зимний сон. В зимнюю спячку впадают и многие другие животные: суслики, хомячки, хомяки и т. д. Первопричиной зимней спячки ряда животных является не снижение температуры, как это кажется на первый взгляд, а исчезновение основных кормов.

У насекомых  умеренного климата исторические связи с кормовыми растениями обусловили такое явление, как диапауза. Понижение температуры осенью, сокращение светового дня и прекращение вегетации растений, т. е. исчезновение корма, заставляет насекомых приостанавливать свое питание и развитие на весь зимний период.

 

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.

Выше уже говорилось о том, что зеленые растения и  животные исторически развивались  в тесной взаимосвязи друг с другом, проделали совместную, сопряженную  эволюцию, в результате чего у тех  и у других выработались взаимные приспособления друг к другу. В процессе эволюции растения приспособились к созданию излишков первичного органического вещества для прокорма животных-фитофагов. Если бы этого не происходило, то создаваемое растениями органическое вещество беспрерывно накапливалось бы. В конце концов весь материал, из которого растения строят органические соединения, был бы исчерпан. Прекратился бы круговорот веществ, необходимый для осуществления жизненныхпроцессов в биосфере. Животные же, являясь необходимым звеном в цепи питания, перерабатывают органические соединения, созданные растениями, и через ряд других звеньев в пищевой цепи переводят их в исходные неорганические вещества, за счет которых зеленые растения вновь и вновь могут создавать органическое вещество. Следовательно, животные и растения необходимы друг другу. Они могут существовать только вместе, в тесной взаимосвязи. Роль животных в жизни растений часто бывает замаскирована и не бросается в глаза. Но она чрезвычайно велика и ее крайне необходимо учитывать. Недооценка значения животных для растительных ассоциаций или даже для отдельных растений работниками сельского и лесного хозяйства часто приводит к необратимым изменениям в природных биокомплексах.

Животные, питаясь растениями, повреждают их: обгрызают и обламывают листья, побеги, ветви. У ряда растений выработалась своеобразная защита от этих повреждений, выражающаяся в восстановлении утраченных частей. Вегетативное размножение многих растений, по всей вероятности, и является защитным приспособлением. Обломанная или съеденная животным часть растения может вновь отрасти, восстановиться. Сравнительно легко отращивают поврежденные побеги рябина, малина, крушина, черемуха и др. Почти все лиственные породы —как деревья, так и кустарники — способны к порослевому возобновлению. Хвойные же деревья, наиболее древние растения, развившиеся в середине мезозоя, т. е. в тот период, когда еще не было животных, питающихся их семенами, такой способностью не обладают.

Н. П. Наумов и другие экологи  считают, что способность порослевого возобновления у лиственных пород развилась под влиянием животных, которые, уничтожая семена и плоды растений, поставили последние в такие условия, когда им могла грозить гибель, если бы не способность к вегетативному размножению. Некоторые деревья из-за массового уничтожения их семян совсем не могут размножаться этим способом.

Такая периодичность закономерно  обусловлена. Если семян мало, то животные, питающиеся ими, страдают от недостатка кормов. В результате у них снижается  плодовитость, падает численность. Когда численность животных-семяедов снижается, наступает период высокого урожая семян. Малочисленные животные не в состоянии уничтожить весь урожай, и часть семян прорастает. Животные же на богатых кормах начинают в массе размножаться, и на следующий год их численность значительно возрастает. Но теперь снижается урожай семян, а это приводит к сокращению численности животных.

В природе и наблюдается  правильное чередование годов высокого урожая семян и низкой численности  животных, питающихся этими семенами, с годами низкого урожая семян и высокой численности животных. Через определенные промежутки времени растения продуцируют такое количество семян, которое не может быть полностью уничтожено животными, часть из них прорастает, давая начало новым поколениям. Такая периодичность в жизни растений в значительной степени возникла под влиянием животных.

Животные оказывают  существенное влияние на формирование определенных ландшафтов. Широко известна роль слепушонки в глинистых пустынях — такырах. Роясь в почве, слепушонки выбрасывают на поверхность холмики разрыхленной земли. На, этих выбросах семена растений прорастают, а в обычных условиях такыров молодые ростки не в состоянии пробиться через твердый слой засохшей глины. Постепенно, заселяя холмики разрыхленной слепушонками земли, растения покрывают некогда безжизненные пространства глинистых пустынь, создавая благоприятные условия для произрастания других растений и жизни животных. Слепушонки изменяют ландшафт, способствуют озеленению такыров.

referat911.ru

Урок по теме: "Взаимосвязи животных и растений"

Урок «Взаимосвязи животных и растений»

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • Изучить особенности взаимодействия живых организмов со средой обитания на примере растительноядных животных

  • Сформулировать основные виды воздействия животных на растения

Воспитывающие:

  • Сформировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • Развивать воображение, память, наблюдательность;

  • Расширять кругозор учащихся;

Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация Power Point

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы урока.

Ребята, что изучает экология? Сформулируйте определение. В этом вам поможет подсказка (слайд 2) В зашифрованной надписи необходимо удалить «лишние» буквы и вы сможете прочитать определение термина «экология».

№ слайда

А теперь давайте составим синквейн на слово «экология». Для тех, кто забыл, как это делать - правила на экране.

№ слайда

Изучение нового материала.

Животные находятся в тесной связи с окружающими их растениями.

Ребята, какое влияние могут оказывать животные на растения? (техника «мозговой штурм»)

№ слайда

1. Использование растений в пищу.

Перечислите части растений, которые служат пищей для животных? Вставьте пропущенные термины в схему (слайд 4)

№ слайда

Соотнесите названия животных с их пищей. Результат запишите в виде таблицы:

1

А. вегетативные органы

Б. генеративные органы

1. попугай

2. лошадь

3. белка

4. тля

5. заяц

6. коза

№ слайда

Поедание грубой растительной пищи требует особого строения некоторых систем и органов. Как вы думаете, каких?

№ слайда

Растения в свою очередь выработали защитные приспособления против поедания. Если бы вы были растением, какими бы способами защиты от животных воспользовались?

№ слайда

Передвигаясь, животные наносят растения механические повреждения. Особенно сильно воздействуют на растительность копытные.

Вытаптывание – повреждение растительного покрова растительноядными животными в процессе пастьбы.

Работа с учебником: прочитайте 2-4 абзац на странице 5 и выпишите в правый столбик положительные последствия вытаптывания, а в левый - отрицательные.

№ слайда

Давайте сформулируем вывод.

Т.О., естественное вытаптывание …………(необходимое условие существования травянистых растений.)

3. Вызывают болезни и гибель растений.

Растительноядные паразиты питаются тканями и соками растений.

Давайте немного поиграем. Мини-викторина.

Необходимо совместить с элементами физкультминутки. Например, играют стоя. К экрану выбегают, что бы проверить правильность ответа. После правильного ответа – все подпрыгивают, неправильного - приседают.

№ слайда

4.Служат пищей для растений.

Перед вами зашифрованные названия растений-хищников, встречающихся на территории нашей страны. Разгадайте ребусы.

№ слайда

Такая кровожадность растений объясняется просто: они растут в среде, бедной минеральной веществами и вынуждены их добывать из других источников.

5. Являются опылителями растений.

Питаясь нектаром и пыльцой, некоторые животные участвуют в опылении растений.

Рассказ о колибри, листоносе.

№ слайда

6. Распространяют семена.

Рассказ учителя о сойке, белке, кедровке, бурундуке как о животных распространителях растений.

№ слайда

Сформулируйте вывод урока. Для этого ответьте на вопрос:

Т.О. растения и животные взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Закрепление .

«Да-нетка».

  1. Генеративные части растений - грубая растительная пища.

  2. Наличие развитых резцов характерно для растительноядных животных.

  3. Вытаптывание - отрицательный процесс.

  4. Тля – паразит растений.

  5. Листонос - нектароядная птица.

  6. Хищные растения нуждаются в дополнительных органических веществах.

Домашнее задание.

§1, 2 подготовиться к тестированию

По желанию - сообщение или презентацию «Животные – опылители Ростовской области», «Паразиты растений Ростовской области»

Литература:

В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов (под редакцией Н.М.Черновой). Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса – М: Вентана-Граф, 2006

Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006

Что нужно сделать

Результат

2

Прочитать зашифрованную надпись, не обращая внимание на «лишние» буквы

Записать получившееся определение в тетрадь.

Что нужно сделать

Результат

3

Следуя правилам построения синквейна, составить его на заданное слово.

Каждый ученик составляет синквейн в тетради. Учитель выборочно заслушивает несколько.

Что нужно сделать

Результат

-

Объединиться в группы по 4 человека (по 2 парты). В течение 1 минуты записывать в тетрадь ВСЕ ответы, приходящие в голову.

Учитель выписывает на доску правильные ответы групп

Что нужно сделать

Результат

4

Перерисовать схему в тетрадь, вставить пропущенные слова

Схема заполнена и проверена (при клике на вопрос - появляется слово)

2

3

4

5

6

Что нужно сделать

Результат

5

Выполнить задание

Обсудить результат.

Что нужно сделать

Результат

6

Рассмотреть примеры, выявить связь между пищей и строением органов и систем

Ученики могут привести примеры известных им животных с подобными приспособлениями.

Что нужно сделать

Результат

7

Предложить как можно больше примеров защиты растений

Актуализация знаний курса «Экология растений» 6 класс

Что нужно сделать

Результат

8

Выполнить задание

Сформулировать вывод, записать его в тетрадь.

-

+

Появление троп, уничтожение лесов

Улучшение перегнивания, прорастания семян, образование устойчивого травяного покрова

Что нужно сделать

Результат

9

Мини-викторина «Узнай вредителя!»

Расширение кругозора, возможность подвигаться.

Что нужно сделать

Результат

10, 11

Разгадать ребусы, записать названия в тетрадь

Выявили причину «странного» поведения растений.

Что нужно сделать

Результат

12, 13

Вспомнить и перечислить животных-опылителей. Ответить на вопрос: Что произойдет на планете, если не станет животных-опылителей?

Записать в тетрадь основные группы опылителей. Нашли ответ на проблемный вопрос

Что нужно сделать

Результат

14

Слушать рассказ учителя, вести запись в тетради

Записать в тетрадь примеры животных, расселяющих растения..

doc4web.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта