Животные и растения удмуртии. Презентация, доклад Растительный и животный мир Республики Удмуртия

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Животные республики Удмуртия. Животные и растения удмуртии


Растительный и животный мир Республики Удмуртия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Животный мир Удмуртии | Живая Удмуртия

По территории Удмуртии проходит южная-граница тайги. В недалеком прошлом большая часть современной территории была покрыта лесами, на севере — хвойными, на юге — сме­шанными. Климатическим условиям и растительному покрову соответствует и видовой состав животного мира. С одной сто­роны, фауна Удмуртии включает в себя животных, весьма ха­рактерных для тайги, а с другой,- для смешанных и листвен­ных лесов.В прошлом это была малонаселенная территория, изобило­вавшая боровой птицей и пушным зверем. По записям в древ­них летописях, новгородские промышленники пушного зверя (ушкуйники) ходили в Прикамье «за рухлядью» с XIV века. Летописи сообщают, что в Приуралье промыслового зверя «видимо-невидимо», что здесь в изобилии водятся соболь, ку­ница, выдра, а белки («виверицы») столько, что она подобна туче, упавшей с неба.С увеличением численности населения и освоением террито­рии под пашни, с развитием промышленности и интенсивной вырубкой лесов облесенность сильно сократилась. Теперь леса занимают около 2/5 площади Удмуртии. Изменилось соотноше­ние численности животных, обитающих в лесах и на открытых пространствах — лугах и полях. Такие ценные промысловые звери, как соболь и бобр, к концу XIX века были полностью истреблены, а лось и выдра находились на грани исчезновения. Заметно уменьшилась и численность боровой дичи. Тяготею­щий к крупным лесным массивам глухарь стал птицей мало­численной. Одновременно увеличение площади безлесных рас­паханных пространств сопровождалось увеличением числен­ности животных, связанных с сельскохозяйственными культу­рами. В первую очередь это касается роста численности вреди­телей сельскохозяйственных культур, с которыми в наше вре­мя приходится вести упорную борьбу. Хозяйственная деятель­ность человека оказала сильное влияние не столько на измене­ние видового состава фауны, сколько на соотношение числен­ности между отдельными видами.В южных районах стали встречаться типичные представите­ли фауны лесостепной зоны, в частности, из птиц — сизоворон­ка, а из насекомых — и представители зоны степей.Географическое местоположение Удмуртии определяет раз­нообразие условий существования животных, соответственно чему мы выделяем фаунистические комплексы: животных, при­уроченных к лесам, лугам, речным долинам и полям. Им будет дана краткая характеристика.Ресурсы промысловых зверей и птиц республики, несмотря на сокращение лесопокрытой площади, и в настоящее время сохраняют хозяйственное значение; особенно это касается про­мысловых зверей.В советское время некоторые ценные животные (лось) были взяты под охрану. Промысел на них прекращен или ограничен законом. Заново вселен бобр. Благодаря организации заказни­ков и охранных мер, численность его в настоящее время на­столько возросла, что впервые в 1969 году был разрешен ли­цензионный отлов.Человек заботится не только об охране и увели­чении численности ценных диких животных, но и об обогащении фауны новыми полезными видами.Благодаря этому фауна Удмуртии пополнилась не только за счет реакклиматизации бобра, но и за счет вселения или рассе­ления таких «новоселов», как енотовидная собака (житель При­морского края Дальнего Востока), американская норка и он­датра, родиной которых является Северная Америка.Помимо охотничье-промысловых зверей и птицы, в фауне немало таких животных, значение которых трудно переоценить. Например, у зоологов не вызывает сомнения, что польза, при­носимая мелкими певчими птицами, превышает пользу, прино­симую всеми другими птицами, вместе взятыми, и пока не поддается учету. Вероятно, немалую роль в сохранении расти­тельности играют и некоторые беспозвоночные животные, в частности среди насекомых — определенные виды муравьев, наездников и представители других систематических групп. Не случайно многих из них называют «санитарами» лесов, лугов и полей. Они также требуют пристального внимания и заботы об их охране. Не менее важно для хозяйства и увеличения ре­сурсов живой природы вести борьбу с вредителями лесов, лугов и полей.Животный мир лесов очень разнообразен. Но, пожалуй, наи­более изобилует он видами и численностью членистоногих жи­вотных. Это поистине вездесущие обитатели и леса, и поля, и луга, и воды. Всего их известно науке около миллиона видов. Многие виды населяют и леса Удмуртии. Среди членистоногих, обитающих в лесах, есть и друзья, и враги леса.

liveudm.ru

Млекопитающие Удмуртии | Живая Удмуртия

В лесах Удмуртии обитают представители различных отря­дов млекопитающих.Из насекомоядных в некоторые годы весьма многочисленны обычные обитатели леса землеройки-бурозубки.Их часто можно наблюдать бегающими под опавшей лист­вой. Они очень прожорливы. Питаются насекомыми, паукооб­разными, слизнями, иногда поедают молодых полевок и мышей.В различных типах леса, но чаще на лесных полянах и опушках лиственных лесов встречаются рыхлые кучки земли. Здесь работал крот. Эта земля выброшена им из его много­численных сложных подземных ходов. Крот ведет подземный образ жизни. В своих ходах он находит и поедает дождевых червей, насекомых и их личинок. Размножается один раз в го­ду, принося обычно 4—5 детенышей. Мех крота темно-серого, почти черного цвета, бархатистый, прочный, используется в мехообрабатывающей промышленности. Крота добывают в большом количестве: ежегодно несколько сот тысяч.В лиственных и смешанных лесах обитает ёж. Он встречает­ся в южных и центральных районах Удмуртии, реже — в север­ных. Питается разнообразной животной пищей, поедая очень много насекомых и их личинок. На зиму ёж впадает в глубо­кую спячку, устраивая себе мягкое логово из сухих листьев где- нибудь в низком дупле или под корнями деревьев. От зимней спячки пробуждается в-конце апреля—в начале мая.Все наши представители отряда насекомоядных весьма по­лезны, так как поедают много вредных насекомых и их личи­нок.В лесах, где есть дуплистые деревья, встречаются предста­вители отряда рукокрылых — летучие мыши. В республике отмечено шесть их видов. Чаще других встречаются водяная ночница, ушан и кожан двухцветный. На зиму летучие мыши от нас улетают. Появляются весной, во второй декаде мая. С наступлением сумерек они вылетают на охоту за насекомы­ми, которых ловят на лету. Днем они находятся в своих убе­жищах — дуплах, чердаках, за наличниками окон и т. д.Поедая массу вредных насекомых, они приносят большую пользу сельскому и лесному хозяйству.В лесах Удмуртии обитают разнообразные виды грызунов. Наиболее многочисленны из них — мышевидные грызуны: красная и рыжая полевки и лесная мышь. В южных районах республики, где есть дубовые насаждения, встречается желтогорлая мышь. На опушках и полянах нередко можно встре­тить серых полевок: темную и обыкновенную. Поедая семена деревьев и обгрызая кору молодой поросли древесных культур, они в какой-то мере препятствуют естественному лесовозобнов­лению. Кроме того, они являются прокормителями кровососу­щих членистоногих (клещей, блох) — переносчиков инфекцион­ных заболеваний, чем наносят вред лесному хозяйству и здо­ровью людей. Однако полевки — основная пища наших ценных промысловых хищников.Типичные лесные грызуны, представители таежной фауны — белка и бурундук — обитают чаще всего в елово-пихтовых ле­сах. Белка ведет древесный образ жизни, но нередко спускает­ся на землю, где находит для себя пищу — грибы, ягоды. Одна­ко основа питания ее — семена хвойных деревьев. Живет белка в гнездах — «гайнах», которые она строит на деревьях из тон­ких ветвей. Размножается 2 раза в лето. Шкурка ее высоко це­нится в мехообрабатывающей промышленности, поэтому зве­рек считается ценным промысловым видом.Бурундук немного похож на белку, поэтому его иногда на­зывают «земляной белкой». Отличительная особенность этого зверька — пять продольных темных полос на спине. Бурундук хорошо лазит по деревьям, но чаще живет среди подлеска, пря­чась в кучах валежника. Пищу его составляют ягоды, грибы и семена древесной и травянистой растительности. На зиму он запасает пищу, складывая ее в свои норы или прикорневые дупла поблизости от норы.Некоторое сходство с белкой имеет и летяга. Мех ее очень нежный, серебристо-серого цвета. Между передними и задними лапами у нее есть кожная складка, покрытая мехом. С по­мощью этой складки она совершает большие планирующие прыжки с вершины одного дерева на нижнюю часть ствола другого. Летяга ведет ночной образ жизни, питается в основном почками осины, березы. В Удмуртии она встречается в Сюмсинском, Селтинском, Увинском и Вавожском районах, в лесах, где много дуплистой осины.Из лесных грызунов следует еще упомянуть садовую и лес­ную соню. Эти небольшие зверьки изредка встречаются в ле­сах западных районов Удмуртии — Сюмсинского, Вавожского и Кизнерского.По берегам многих лесных рек центральных районов Уд­муртии встречаются следы деятельности (норы, погрызи де­ревьев, плотины, следы лап) ценного крупного грызуна — реч­ного бобра. Этот зверь в прошлом веке был истреблен. Реак­климатизация его на территории Удмуртии началась в 1947 году. Бобр — полуводный грызун. Нору свою он роет в берегах с вы­ходом в воду ниже уровня воды. Питается травянистой и дре­весной растительностью. Реакклиматизация бобра в Удмуртии протекает вполне успешно.Типичный обитатель леса — заяц-беляк, немного мельче зайца-русака; в отличие от последнего, мех его зимой белый и на спине нет бурых волос. Верхняя сторона хвоста его никогда не имеет черного или черно-серого пятна. Летом беляк питается травянистой растительностью, а зимой — ветками и корой лиственных пород деревьев, в основном осины. Размножается обычно 2 раза в году; в помете бывает по 3—5 зайчат. Мясо зайцев используется в пищу, а шкурка служит ценным сырьем для мехообрабатывающей промышленности.В лесах нашей республики обитают разнообразные хищни­ки. Большая часть их относится к семейству куньих. Типичный представитель их — ценный пушной зверь куница лесная. Она прекрасно лазит по деревьям, живет в дуплах. Предпочи­тает большие лесные массивы. Питается разнообразной пищей, в основном животной и преимущественно — мышевидными грызунами. В годы их малой численности значительную долю в питании куницы составляют белки. Она охотно поедает яго­ды рябины и очень любит лакомиться медом диких пчел. Раз­множается один раз в год, принося 3—5 детенышей. Мех ку­ницы очень красив, долго носится и потому высоко ценится. Чтобы регулировать численность, добыча ее ограничена и допускается по специаль­ным разрешениям Госохотинспекции — лицен­зиям.По лесным речкам из­редка встречается норка европейская и выдра. Примерно 30 лет назад норка была довольно многочисленна. В резуль­тате усиленного освоения лесных богатств респуб­лики, условия обитания этого зверька ухудши­лись — и численность его сильно сократилась.Выдра, подобно нор­ке,— полуводный хищ­ник, но она значительно крупнее. Длина тела до­стигает 80 см. Красота, носкость, а поэтому и высокая ценность меха выдры были причиной хищнического промысла ее в царской России. На территории Удмуртии к 20-м гг. она стала редким зверем. Длительный за­прет промысла привел к увеличению численности выдры, и сейчас ее добы­вают в небольшом коли­честве по лицензиям.

Самый крупный пред­ставитель семейства куньих, обитающих в ле­сах республики,— бар­сук. Этот на первый взгляд неуклюжий зверь, размером с небольшую собаку, имеет мощные лапы с большими когтями, маленькие уши и жесткий волосяной покров. На спинке и боках он серо-серебристого цвета, а на брюхе — черного. Живет барсук в глубоких сложных норах, которые роет обычно в лесу, на склонах бугров и оврагов, с хорошо развитым подлеском. Питается разнообразной пищей — мелкими грызунами, насеко­мыми, земноводными, а также ягодами и некоторыми семенами растений. К зиме сильно жиреет и залегает в неглубокую спяч­ку в своей норе. Добывают барсука ради его мяса и жира, используемых в народной медицине для лечения больных ту­беркулезом.В лесах можно встретить и других представителей куньих — черного хорька, горностая и ласку.Из семейства собачьих в лесах Удмуртии обитают волк, лиса и енотовидная собака. Волк — весьма вредный хищник, он уничтожает много ценных охотничье-промысловых зверей, птиц и домашних животных. За добычу волков выплачивается премия. В результате истребления волков численность их силь­но сократилась. За последнее время в Удмуртии убивали до 35— 40 волков в год.Лиса — ценный пушной зверь. Глухих лесных массивов она избегает и встречается чаще в небольших, островных лесах. В связи со значительной вырубкой лесов в республике за по­следние 30 лет условия обитания для лисицы улучшились — и численность ее значительно возросла.Из семейства кошачьих единственный дикий представитель, обитающий в наших лесах,— рысь. Это большая кошка, дости­гающая в плечах высоты до 70 см, а в длину —до 1 м. Харак­терные места ее обитания — большие, высокоствольные леса с хорошо развитым подлеском. Питается она главным образом зайцами, а также мелкими грызунами, боровой дичью, иногда нападает на лосят. Размножается один раз в году и приносит 2—3 детенышей. В Удмуртии ежегодно добывают около 100 рысей.Самый крупный хищник наших лесов — бурый медведь. Раньше он обитал во всех районах Удмуртии, а сейчас в очень небольших количествах водится только в многолесных районах: Красногорском, Селтинском, Сюмсинском, Увинском, Дебесском и Кезском. Он предпочитает большие глухие леса с га­рями. Питается разнообразной животной и растительной пи­щей. Очень любит ягоды, личинки насекомых, куколки муравь­ев. Поедает мелких млекопитающих, птиц и падаль. Осенью любит лакомиться созревающим овсом. Иногда нападает на лосей и домашний скот. К зиме медведь сильно жиреет и в на-чале ноября залегает в берлогу на зимнюю спячку. В январе медведица рожает в берлоге от 1 до 4 (чаще 2) очень малень­ких медвежат. Из берлоги медведи выходят весной, с появле­нием проталин в лесу. В последние годы по республике добы­вают до 5 медведей ежегодно. Мясо их питательное, жирное и вполне пригодное в пищу.Украшение наших лесов—лось (сохатый). Это самое круп­ное животное нашей фауны, единственный представитель ди­ких парнокопытных в Удмуртии. Лось достигает в плечах высо­ты почти 2 м, а длины тела — до 2,5 м. Вес крупных старых самцов бывает до 600 кг. Голову самцов украшают лопатооб­разно расширяющиеся рога с отростками. Лоси распростране­ны по всей республике. Чаще они держатся в участках леса вблизи речек, по берегам которых много ивы, ольхи, осины, а также на зарастающих вырубках. Летом лоси питаются моло­дыми побегами и листьями деревьев и кустарников, гигрофитными растениями, кипреем. Зимой поедают молодые ветки де­ревьев и кустарников и их кору. Очень любят иву, рябину, осину. При большой численности приносят значительный вред молодым посадкам сосны. В сентябре у лосей проходит спари­вание, а в конце апреля или в мае лосиха рождает двух или одного лосенка. Лосята на 7—8-е сутки уже следуют за ма­терью. Растут они быстро и в 6-месячном возрасте достигают веса 160 кг. Лось — ценное промысловое животное, дает мясо прекрасного качества и ценную для кожевенной промышлен­ности шкуру. Охота на лосей разрешается по специальному разрешению Госохотинспекции. Добывают их в Удмуртии еже­годно около 100 голов.

liveudm.ru

Проект для детского сада. Животные Удмуртии

Проект для детского сада. Животные Удмуртии

Медведь

Это частый гость на пасеках и овсяных полях.

К зиме медведь сильно жиреет и залегает в берлогу на зимнюю спячку

Проект для детского сада Животные Удмуртии

Среди травоядных животных самый крупный представитель лесной зоны – Лось. Голову самцов украшают рога.Проект для детского сада Животные Удмуртии

Белка обитает в хвойных ле­сах. Белка живет на деревьях, но нередко спускает­ся на землю, где находит для себя пищу — грибы, ягоды. Одна­ко основа питания ее — семена хвойных деревьев. Живет белка в гнездах.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

По берегам лесных рек центральных можно увидеть погрызенные де­ревья и плотины. Это работа реч­ного Бобра. Бобры делают в воде хатку.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

Бурундук немного похож на белку. У бурундука пять темных полос на спине. Бурундук хорошо лазит по деревьям.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

Повсюду в лесах встречается Волк. Это весьма вредный хищник, он уничтожает много зверей, птиц и домашних животных

Проект для детского сада Животные Удмуртии

В лесах обитает Ёж. Питается еж насекомыми. На зиму ёж впадает в глубо­кую спячку, устраивая себе мягкое логово из сухих листьев под корнями деревьев.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

Шерстка у зайца летом – коричневая, а зимой – белая. Питается ягодами, овощами. У зайчишки множество врагов. Это – хищный волк, хитрица – лисица, крупные птицы, дикие собаки.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

В нашем крае постоянно обитает Кабан.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

На лесных полянах и опушках встречаются рыхлые кучки земли. Здесь работал Крот. Крот живет под землей и делает подземные ходы.

Проект для детского сада Животные Удмуртии

Типичный хищник нашего края – рыжая лисица.

Лиса – ценный пушной зверь

Проект для детского сада Животные Удмуртии 11

В лесах живет Рысь. Это большая кошка. Питается она зайцами, грызунами, боровой дичью, иногда нападает на лосят.

Проект для детского сада Животные Удмуртии 13

sarapulmama.ru

природа Удмуртии | Социальная сеть работников образования

Природа родного края

1

Край, в котором мы живем.

Моя малая Родина. Удмуртия на карте России. Поверхность нашего края ; почва. Природные ресурсы Удмуртии. Основные месторождения нефти, природного газа, торфа, каменного угля, глины, песка. Изделия из глины как промысел. Пейзажи родного края. Названия времен года у народов Удмуртии. Фольклор и поэзия удмуртских поэтов.

Тестовый мони-торинг остаточ-ных знаний.

 Работа с картой: творческая работа «Путешествие на вертолете». Вспомните леген-ды удмуртского народа. Можно взять два камня,показать и задать вопрос: что сделал из них Инмар?

-1. Кошку и собаку.

  • 2. Горы и землю.

3. Мужчину и женщину

2

воздух, атмосфера

Атмосферные явления; загрязнение атмосферы и его последствия.

самостоятельная работа

3

Экскурсия в краеведческий музей.

Основные географические особенности (поверхность, почвы, полезные ископа-емые, погода, воды, природ-ные зоны, в которых лежит территория). Промыслы

Создание творчес-ких работ ( викто-рины, кроссвор-ды, загадки, рассказы- загадки, тесты, ребусы)

4

Обобщающий урок «Неживая природа Удмуртии»

Загадки. Дидактические игры. «Поле чудес» Знаешь ли ты родную природу?

творческие работы. .

5

Вода в природе

самое дорогое и важное вещество Земли.

Какая река самая длинная в Удмуртии?

-1. Кама.*

6

водоемы нашего края

Удмуртия-край родниковый. Роль воды в хозяйстве Удмуртии; в народной культуре

тестовый контроль уч-ся

7

Среды жизни. Что это такое ?

Экосистема. Растительный мир (общее понятие). Какое название в удмуртских сказках носит цветок купальница? Зависимость от природы в жизни древнего человека; история домашних животных и культурных растений. Причина появления религий. Язычество.

тестовый контроль

8

Природные сообщества- водоем и болото

Растения и животные водоемов и болот.

ответ на контрольные вопросы

9

Обитатели водоемов

Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Рыболовство- древнее занятие удмуртов Аквариумное рыбоводство. Охрана рыбных богатств. Викторина

проверочная работа

10

Природные сообщества- луг и поле

инструменты и приспособ-ления для обработки земли: соха, борона и т.д. Культу-ры: рожь, овес, ячмень, лен, конопля; хлеб-обмен на соль, деньги

ткани растительного происхождения

ткачество: ткач-от тыкать

- история создания нити

- прялка- пряслице-веретено

-прядильная машина

лен- древний Египет, конопля.

Хлопчатник- родина Индия

семена на масло

волоконца хлопка=волоски на семенах

составление теста:

1.Из льна не полу-чают А) парусину

Б) холст В) пень-ку*( конопля)

11

Лес- наш друг

Роль леса в жизни человека и природы. Священные деревья удмуртов-ель, сосна. Лес в живописи   и поэзии. Способы ориенти-рования на местности по местным признакам. Правила поведения в лесу. Мир природы в фольклоре. Дидактические игры.

Поисково- исследовательская деятельность : картины художников о лесе. Лес в живописи   и поэзии.

12

Лес как природное сообщество. Растения леса.

«Зеленое золото Удмуртии».. Наиболее распространенные растения и животные. Пословицы, поговорки, стихи удмурт-ских поэтов о деревьях. Лесные промыслы- охота, звероводство, лесничество.

Создание творческих работ  Работа с природным материалом « Мы живем в лесном краю»

13

Лесные этажи

Ярусы леса, наиболее типичные представители Деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы. Ягодные кустарники и растения. Цветочные растения.

Растения в удмуртском фольклоре.

14

Лесные этажи

Вредители здоровья челове-ка. Лекарственные растения. Дары леса. Использование народных способов лечения современным человеком. Процентное соотношение деревьев в лесах Удмуртии. Какая часть территории Удмуртии занята лесами. Синоптики погоды в растительном и животном мире. Лес в фольклоре народов, проживающих на территории Удмуртии.

Конкурс на лучшего рассказчика

-Каковы особенности животных лесной зоны?

-Расскажи о самой интересной птице нашего края.

-Самое крупное животное нашего леса. Как его называют в природе?

15

Урок- игра по темам 1 полугодия «Люби и знай родной свой край»

Растения и животные лесов Удмуртии. Невидимые связи в лесу.

Выступления с докладами, сообще-ниями, творческими отчетами.

16

Лес как природное сообщество. Животные леса

Животный мир (общее понятие), жизнь в разные времена года Самый крупный обитатель лесов Удмуртии Грызуны. Борьба с грызунами. Животный мир леса  в фольклоре. Охота как древний промысел.

оформление заметки для стенгазеты «Флора и фауна Удмуртии»:

  Лес в разные времена года. Описание живот-ного ( растения).

17

роль животных в жизни человека.

история приручения диких животных, причина

селекция, промыслы ;ткани животного происхождения;

валяльное производство; резьба по кости; обработка шкур Составление портрета животного. Образ коня, птицы- оберег : коньки на крышах, амулеты из шерсти

коня, суеверия. Символ труда Дидактические игры. Творчество Кузебая Герда Стихи-игры слов о живот-ных. Сказка «медведи». Иллюстрирование.

Викторина «В мире животных»

18

Опасные животные

Опасные животные удмурт-ских лесов. Правила сохранения здоровья

составление памятки для гуляющего в лесу

19

птицы.

Кочующие, оседлые, пере-летные птицы. Водоплаваю-щие птицы. Дикие и домаш-ние птицы. Хищники.  Охрана и привлечение птиц. Народные праздники :

4 марта-Герасим- грачевник 2 мая-прилет соловьев

11 ноября- птичий день          

Создание творчес-ких работ

20

Практическая работа № 1. Экологическая акция «Подкормка»

Сооружение и установка кормушек, наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку. Следы птиц

Составление портрета птиц.

21

Птицы в литературе и фольклоре народов, проживающих на территории Удмуртии.

Какие птицы зимуют посто-янно в лесу? Сколько видов птиц насчитывается в на-шем крае? Какая птица достает корм со дна реки? Какая птица штукатурит гнездо? Какая птица имеет название такое же, как и фамилия русского писа-теля? Народные праздники : 4 марта-Герасим- Грачев-ник; 2 мая-прилет соло-вьев;11 ноября                               - птичий день. Голуби, ле-беди , утки- священные птицы

Создание творческих работ

22

Маленькие непоседы.

Многообразие насекомых. Виды и места обитания.. Насекомые-помощники. Насекомые-вредители. Пчеловодство

творческая работа

23

Земноводные и пресмыкающиеся

Виды и места обитания..

Создание творческих работ

24-25

Редкие и исчезающие растения и животные Удмуртии.

красная книга растений и животных .Редкие и охраняемые растения и животные республики.

Исследование “Стра-ничка в Красной книге” (Самосто-ятельная работа в группах с источ-никами информации о различных живот-ных и растениях, занесённых в Крас-ную книгу) проверочная работа

26-27

Охрана природы родного края. Экскурсия в РЭБЦ.

Закон об охране природы. Красная книга России и Удмуртии. Охраняемые территории родного края. Охота. Экологические опасности и меры предосторожности.

конкурс чтецов

28-29

 « Мы в опасности»

Экологическая фотовыстав-ка, коллажи, стенгазеты, книжки- малышки

Правила поведе-ния в природе в стихах и рисун-ках. Сообщения.

30

 «В мире нет вещей ненужных»

Использование и охрана лесных богатств человеком Изготовление поделок из бросового материала. Промыслы: береста, изделия из дерева

Коллективная творческая работа

31-32

Экологическая акция «Помоги природе»

Операция «Хранитель родника».

33-34

Итоговый урок-игра «Лес как природное сообщество»

Презентация творческой работы: Проекты. Доклады. Экологические сказки. Рисунки, поделки. фотоочерки.

Любите родную природу –Озера, леса и поля.Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля.На ней мы с тобою родились,Живем мы с тобою на ней!Так будем же, люди, все вместе- Широкой полосой тянутся наши луга. Ярко-зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами. Под дуновением ветра травы колышутся, по зеленому морю пробегают волны. На лугу так же интересно, как в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть.

Ребята, полюбуйтесь чудесными цветами, бабочками. Послушайте гудение шмелей, пчел. И вы поймете, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей. На лугу растут только травянистые растения. Присмотримся к ним. Как красиво цветут колокольчики, клевер, тысячелистник! А вот неяркие цветы - тимофеевка, мятлик, лисохвост. Их здесь особенно много.

Ребята, какие лекарственные травы растут на лугу?

7-й ученик. Луг – это еще и добрый друг, берегущий наше здоровье. Я каждое лето с бабушкой собираю лекарственные травы и знаю “секреты” многих трав. Например, нарывы и порезы лечат листом подорожника. Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение. Собирать лекарственные травы можно только в тех местах, где их много. В нашем краю мало осталось ландышей, колокольчиков. Редкими стали волчье лыко, сон-трава, кувшинка белая. Их совсем не надо собирать. В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом! (Ученик рассказывает и показывает растения).

. а) Этот цветок неотделим от русской природы, с ранней весны и до сентября встречаем его на дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах. Листья узорчатые и продолговатые, стебелек длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (Одуванчик)

б) Как можно уберечь животных и птиц от истребления?

3. а) У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Синичка)

Группа «Ель»   Ведущий: Ребята, а что вы знаете о красавице-ёлке?

1 ученик: Из древесины изготовляют бумагу, искусственный шёлк. Из 1 кубического метра еловой древесины можно получить полтора метра шёлковой ткани.

2 ученик: Из древесины изготовляют мебель, железнодорожные шпалы, столбы, музыкальные инструменты.

3 ученик: Из опилок получают спирт.

4 ученик: Из древесины получают целлюлозу, глицерин, кормовые дрожжи.

5 ученик: Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.

Группа «Липа»

1 ученик: Цветёт липа в июне-июле. Её душистые цветы содержат много нектара. Пчёлы собирают его. Липовый мёд очень вкусный, в нём много витаминов. Это лучший целебный мёд.

2 ученик: Древесина липы мягкая и лёгкая. Её используют для изготовления фанеры, игрушек.

3 ученик: Кора липы даёт мочалку, из которой плетут корзины, веревки.

Группа «сосна»

1 ученик: Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки. Дятлы, клесты.

2 ученик: Ценность сосны – её древесина. Сосна применяется в кораблестроении, из сосны строят дома.

3 ученик: Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки, издающие нежные звуки.

4 ученик: Сосна даёт нам душистую жёлтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство и другие ценные вещи. В хвое сосны содержится много витаминов.

Внеклассное мероприятие на тему: "Птицы - наши друзья"

Цели:

1.Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку.

2. Побуждать интерес к разным птицам, стремление больше узнать о них.

3. Развивать мышление, умение отгадывать загадки, ребусы.

4. Воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Оборудование: Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусы, книги о птицах.

I. Вступительное слово.

У:

  1. Днём молчит, ночью кричит?
  2. Какая птица носит женское имя?
  3. Кто в воде купается, а сухим остаётся?
  4. У кого мешок под клювом?
  5. Красавец с отвратительным голосом?
  6. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
  7. Какая птица самая многодетная мама?

Определение темы

II. Повадки птиц.

У. - Ребята, а для чего нужны птицы?

Д. - Создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.

Игра “Кто больше знает зимних птиц”.

Делая шаг название птиц.

Ребята, мы сегодня поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

Какие вы знаете зимующих птиц?

У: Некоторых из этих птиц называют оседлыми. Это те птицы которые круглый год находятся недалеко от своих гнёзд.

Вы наверняка много о них знаете и легко узнаёте птиц по описанию.

Игра: “Узнай птиц по описанию”

Ученик: Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.Клюв твёрдый к концу заостренный, (ответы детей)

Учитель: Спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Ученик: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое. (синица)

Учитель: Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках.

Ученик: нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (снегирь)

Учитель: У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты.

Ученик: У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. (дятел)

Учитель: Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.

Ученик: Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (сорока)

Сообщение: У самки куропатки откладывается от 7 до 16 яиц. Гнёзда помещают под кустиком и хорошо маскируют. Пёстрая окраска яиц и самой куропатки делают их малозаметными, сливаясь с фоном окружающей местности. Через три недели появятся птенцы. В случае гибели одного или двух родителей, чужая семья присоединяет к своему выводу осиротивших птенцов и заботится о них, как о собственных птенцах. - А как куропатки спасаются от преследования зимой?

Игра: “Летели-летели”.

(участвуют все дети)

Ученик: У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - чёрные, а остальное тело серое. журавль

Ученик: Это небольшая птичка красного цвета, с крепкими лапами и характерным крестообразным клювом. (клёст)

Учитель: Клестов называют северным попугайчиком. Такое прозвище они получили потому, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям.

Молодцы, ребята, хорошо знаете птиц.

- Давайте поиграем в игру.

Игра: “Ну-ка, прочитай”. Групповая работа

Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

  1. ДИДКЕБРИШГАШЛКЛИ
  2. ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ
  3. БИВХЕРАВСХАКСУТИ
  4. КАГРЛКНУРОПОАНЫШ
  5. СИМОРЛУМСРЯПУКИА

Сейчас мы с вами послушаем об очень удивительных птицах.

III. Рефераты детей.

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

У: Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- А как можно помочь птицам?

У кого из вас есть кормушки?

Учитель: Кормушки для птиц бывают самые разные.

- Ребята, а что нужно помнить когда вы укрепляете кормушки?

Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

В кормушке не должно быть снега.

Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

Только ли зимой нужно кормить птиц?

А можно ли зимой птиц держать в клетках?

IV. Значение птиц.

- Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?

Сейчас ваши товарищи расскажут о том, какую пользу приносят птицы человеку?

  1. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
  2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
  3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
  4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
  5. Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.
  6. А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

А что же нужно знать?

Подходить к гнёздам птиц можно или нельзя?

У: Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасаясь к нему, сразу не уходи. Иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнёзда!

Ребята, есть очень красивые птицы. Они славятся не пением, а ярким, как у попугая, разноцветным оперением.  (щегол, жугонь-свиристель, снегирь, зеленушка.)

Есть птицы - певицы, которые славятся своим пением.

Каких птиц - певцов вы знаете?

Прослушивание звукозаписи с голосами птиц. Отгадывание ребятами птиц.

Конкурс стихов, песен, загадок о птицах.

Итог урока.

Что понравилось вам? Почему птицам нужно помогать зимой?

Приложение 1

По горизонтали:

3. Сама рыжеватая,

    Мордочка плутоватая.

    Ей не надо пирожка.

    Ей бы скушать петушка!

                                        6. Сидит на ветке,

                                            А не птица,

                                            Есть рыжий хвост,

                                            Да не лисица.  

             

                                                         

Д

1.

2.

 3.

И

К

4.

И

Ж

И

5.В

О

Т

Н

Ы

Е

6.

                                                                           

По вертикали:

  1.  Обитатель леса шустрый                                              

    Своровал листок капустный.

    У него дрожат реснички:

      «Нет ли где-нибудь лисички?»                  2. Землекоп слепой, копает рукой –

                                                                             Строит толстенные города подземные;

                                                                             У тех городов сто ходов, сто выходов.

   5.  На овчарку он похож.

        Что ни зуб, то острый нож!

        Он бежит, оскалив пасть,

        На овцу готов напасть.                    

                                                                    4. Лесной «портной» не шьет сорочек,

                                                            На иглах он несет грибочек.

   6.  Эти строители –

        Речные жители.

        Пилят древесину,

        Строят плотину.                

В нашей гимназии создан банк диагностических работ по определению уровня сформированности интеллектуальных умений. Диагностические работы проводятся в середине и в конце учебного года во 2, 3-х и 4-х классах на уроках окружающего мира. Учащимся предлагается научно-познавательный текст и задания к этому тексту:

  • ответить на вопросы к тексту;
  • задать свои вопросы к тексту;
  • составить план текста;
  • представить информацию в виде таблицы;
  • представить информацию в виде схемы;
  • выполнить логическое задание.

Хотим привести пример диагностической работы, проведённой на уроке окружающего мира по теме “Почва”.

Почва

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это почва – поверхностный плодородный слой земли.

Главная часть почвы – перегной или гумус. Он образуется в результате разрушения остатков растений и животных. Перегной склеивает песок и глину в комочки, между которыми легко проходят воздух и вода. Кроме того, в почве живёт множество разрушителей: микробов, дождевых червей, насекомых. Они перерабатывают перегной в минеральные (неорганические) вещества, необходимые растениям. Итак, в состав почвы входят: песок, глина, перегной, воздух, вода, минеральные соли, живые существа (микробы, черви, насекомые).

Главное свойство почвы – плодородие. Почва плодородна, так как в ней содержится всё то, что необходимо растениям для жизни. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые в ней минеральные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Чем богаче почва перегноем и минеральными солями, тем она плодороднее. На плодородной почве лучше растут любые растения.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. В степях самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмные. Перегной придаёт им очень тёмный или даже совсем чёрный цвет. В тайге и смешанных лесах подзолистые почвы. В них меньше перегноя, поэтому они сероватого цвета. Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.

Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой “плёнки” не было бы на суше ни растений, ни животных, ни человека. Почему? Потому что почва участвует в круговороте веществ. Из главной части почвы – перегноя под действием разрушителей образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются минеральные соли. Вот так вещества и “путешествуют” в природе как бы по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием ветра, воды, тепла, холода и деятельности живых организмов. Но происходит это очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет!

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почву надо беречь от вымывания и выветривания. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах (поперёк склона, а не вдоль), зимой проводить снегозадержание.

Работа по окружающему миру по теме “Почва”

I Ответь на вопросы к тексту.

Что такое почва?

________________________________________________________________________

Назови основное свойство почвы.

_______________________________________________________________________

Как защитить почву на полях?

________________________________________________________________________

От чего зависит плодородие почвы?

_________________________________________________________________________

Почему Докучаев сказал, что почва дороже золота?

_________________________________________________________________________

II Задай свои вопросы к тексту.

_________________________________________________________________________

III Составь план текста.

________________________________________________________________________

IV Заполни таблицу и сделай вывод.

Состав почвы

Неживая природа

Живая природа

Разрушители: микробы, дождевые черви, насекомые

 

+

Перегной

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 К живой или к неживой природе относится почва? Почему?

_________________________________________________________________________

V Доделай схему.

Что растения получают из почвы

страница о птицах

Во сколько раз 96 больше 16?                                                                        6

 На сколько 175 больше 162?                                                                         13

 произведение 40 и 2 увеличили на 36 , а затем уменьшили в  4 раза       29

 Увеличьте  12 в 2 раза, а затем уменьшите произведение  на 5                 19

 Делимое 60,  делитель 4,  частное ?                                                             15          

 Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 57, а разность 49?                 6

 Разность чисел 27 и 15 увеличьте в 2 раза.                                                   24

 Найдите разность чисел 71 и 54                                                                    17.

 Уменьшите 400 в 20 раз                                                                                  20

число 800  разделить на 80                                                                               10

                                            Игра: “Узнай птиц по описанию”

Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный,  Спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. чистоплотные постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Воробьи

2. нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (снегирь)

-роль мягкого знака в словах

-деление на слоги и для переноса

                           Игра: “Ну-ка, прочитай”. Групповая работа

Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

  1. ДИДКЕБРИШГАШЛКЛИ
  2. ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ
  3. БИВХЕРАВСХАКСУТИ
  4. КАГРЛКНУРОПОАНЫШ
  5. СИМОРЛУМСРЯПУКИА

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

У: Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- А как можно помочь птицам?

У кого из вас есть кормушки?

Учитель: Кормушки для птиц бывают самые разные.

- Ребята, а что нужно помнить когда вы укрепляете кормушки?

Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

В кормушке не должно быть снега.

Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

Единицы массы грамм задачи про птиц

1.Обитает в лесах, гнездится в оврагах и балках

Питается насекомыми и грызунами

Ведет ночной образ жизни    сова  - № задания

2.Какие птицы зимуют в нашей местности? Сорока, ворона, галка, воробей, синица  . Сколько?-  № задания

3.Какая птица выводит птенцов зимой?  

Филин

Стриж

Воробей

ястреб

Клест*

4.Какое слово обозначает не птицу?

Королек

Колонок*

Трясогузка

пеночка

nsportal.ru

Животные республики Удмуртия

В 2003 году Европейские сурки байбаки привезенные из Ульяновской области, были выпущены в Каракульском (26 особей) и Сарапульском (24 особи) районах на территории природного парка В«Усть-БельскийВ». В начале прошлого века эти промысловые пушные зверьки водились в южной степной части современной Удмуртии. Популяция сурков была безжалостно уничтожена на всей территории Удмуртии, когда существовало ошибочное мнение о том, что эти грызуны наносят урон посевам. Среди всех разновидностей сурка решено было привезти в Удмуртию именно европейского, потому что данный вид легко переносит переселение в другие местности и к тому же его устраивает удмуртский климат. Таким же образом удалось восстановить и увеличить популяцию бобров на реке Чепца, на что ушло более 10 лет. Зверьки были привезены из Белоруссии. Европейский сурок не наносит ни малейшего ущерба сельскому хозяйству, даже наоборот: пищей ему служат травы, считающиеся сорняками. Европейский сурок байбак занесен в Красную книгу России.

Охотничьи угодья в Удмуртии занимают порядка 4 миллионов гектаров. По результатам учетов численности зверей и птиц в 2009 году, республика по-прежнему остается богатой животным миром. За 6 лет поголовье кабанов возросло в 2,5 раза. Только для поддержания кабанов в зимний период было выложено более 1700 тонн различного корма. Для подкормки лосей и зайцев в прошлом году выложено 19 тонн соли. Все эти мероприятия, по словам руководителя Управления охраны фауны, позволили увеличить промысловую добычу кабана, лося, барсука и зайца-русака. Вместе с тем, возросло и количество браконьеров. В Удмуртии обитает 32 вида охотничьих животных. По данным Управления охраны фауны УР, поголовье большинства из них на протяжении последних нескольких лет остается стабильным, не уменьшается. Численность лосей колеблется в пределах 12-13 тыс. голов, кабанов – 5 тыс. особей, медведей в Удмуртии обитает 800-900 голов, зайцев - 25–30 тысяч. 

Красная книга Удмуртской республики была издана в 2001 году. Все эти годы учеными Удмуртии активно велись наблюдения за В«краснокнижнымиВ» растениями и животными, средства для научно-исследовательских работ выделял возрожденный Экологический фонд Удмуртской республики. В течение последних лет биологи уточнили особенности распространения отдельных видов, причины сокращения их численности, факторы, влияющие на сохранность некоторых популяций, провели ряд других необходимых исследований.  Изменения в новых В«красныхВ» списках произошли в 2007 году, прежде всего в результате пересмотра статуса редкости видов. Так, например, из 37 видов животных IV категории (неопределенные по статусу) в новой редакции осталось только 10, из 23 видов растений, статус которых также был неопределенным, - 16 видов. А береза карликовая, полынь эстрагон и некоторые другие растения II и III категорий перенесены в I категорию, нуждающуюся в особой охране.  В новой редакции список сосудистых растений сокращен с 235 до 194 видов - растения, исключенные из списка, в охране на территории нашей республики не нуждаются. Однако 10 видов растений попали в Красную книгу УР впервые. В новый список охраняемых растений впервые включены и 22 вида мохообразных. Изменения также произошли в количественном составе редких видов лишайников и грибов.  Более существенные коррективы претерпел список В«краснокнижныхВ» видов животных. В ранее действовавшем списке было 112 видов, в новом - 142. Эти изменения, в основном, объясняются активизацией комплексных исследований по насекомым, среди которых выявлены новые для Удмуртии азиатские виды. Список охраняемых птиц пополнился такими видами, как пустельга обыкновенная, сокол дербник. Вместе с тем из списка исключены случайно залетные виды птиц: лебедь-шипун, огарь; а также виды, которые чувствуют себя в Удмуртии относительно благополучно: золотистая щурка, луговой и болотный луни, поручейник, мородунка.  По мнению ученых-биологов, обновление списков В«краснокнижныхВ» видов будет способствовать сохранению биоразнообразия в природе Удмуртии.

Редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Удмуртской Республики

Категория 0

1. Белуга - Huso huso (Linnaeus) 2. Белорыбица - Stenodus leucichthys (Gueldenstaedti) 3. Чернозобая гагара - Gavia arctica (Linnaeus)

Категория 1

1. Гладкая бронзовка - Potosia aeruginosa Drury. 2. Жук-олень - Lucanus cervus (L.) 3. Черный гноримус - Gnorimus variabilis (L.) (G. octopunctatus (F.)) 4. Европейская ручьевая минога - Lampetra planeri (Bloch.) 5. Русский осетр - Acipenser gueldenstaedti Brandt 6. Черноспинка - Caspioalosa kessleri (Grimm) 7. Ручьевая форель - Salmo trutta morpha fario L. 8. Таймень - Hucho taimen (Pallas) 9. Обыкновенный горчак - Rhodeus sericeus amarus (Bloch) 10. Черный аист - Ciconia nigra (Linnaeus) 11. Скопа - Pandion haliaetus (Linnaeus) 12. Змееяд - Circaetus gallicus (Gmelin) 13. Большой подорлик - Aquila clanga Pallas 14. Беркут - Aquila chrysaetos (Linnaeus) 15. Сапсан - Falco peregrinus Tunstall 16. Русская выхухоль - Desmana moschata (Linnaeus) 17. Росомаха - Gulo gulo (Linnaeus) 18. Европейская норка - Mustela lutreola (Linnaeus)

Категория 2

1. Жужелица Менетрие - Carabus menetriesi Humm. 2. Обыкновенный отшельник - Osmoderma eremita (Scop.) 3. Степной шмель - Bombus fragrans Pall. 4. Сибирский углозуб - Salamandrella keyserlingii Dybowski 5. Краснобрюхая жерлянка - Bombina bombina (Linnaeus) 6. Обыкновенная пустельга - Falco tinnunculus Linnaeus 7. Клинтух - Columba oenas Linnaeus 8. Филин - Bubo bubo (Linnaeus) 9. Серая неясыть - Strix aluco Linnaeus 10. Обыкновенная летяга - Pteromys volans (Linnaeus)

Категория 3

1. Черный ерезус - Eresus cinnabarinus (Ol.) 2. Русский тарантул - Lycosa singoriensis (Laxm.) 3. Дозорщик-император - Anax imperator Leach. 4. Хвостатая леукориния - Leucorrhinia caudalis Charp. 5. Белоносая леукориния - Leucorrhinia albifrons Burm. 6. Болотная леукориния - Leucorrhinia pectoralis Charp. 7. Восточный пилохвост - Poecilimon intermedius Fieb. 8. Сибирская кобылка - Gomphocerus sibiricus (L.) 9. Жужелица регалис - Carabus regalis F.-W. 10. Жужелица Хеннинга - Carabus henningi F.-W. 11. Пахучий красотел - Calosoma sycophanta (L.) 12. Бронзовый красотел - Calosoma inquisitor (L.) 13. Уренгайский птеростих - Pterostichus urengaicus Jur. 14. Широчайший плавунец - Dytiscus latissimus L. 15. Лапландский плавунец - Dytiscus lapponicus L. 16. Четырехборозчатый макронихус - Macronychus quadrituberculatus Mull. 17. Мраморный хрущ - Polyphylla fullo (L.) 18. Бронзовка Фибера - Potosia fieberi (Kraatz.) 19. Оленек - Dorcus paralellepipedus (L.) 20. Сибирский щелкун - Ischnodes sibiricus Tscher. 21. Таежный щелкун - Eanus costalis (Pk.) 22. Лжерадужница Вейзе - Plateumaris weisei (Duv.) 23. Сибирская гониоктена - Gonioctena sibirica (Weise) 24. Цветная экзозома - Exosoma collare (Humm.) 25. Чернолапый аргопус - Argopus nigritarsis (Gebl.) 26. Косматогрудый дровосек-дубильщик - Tragosoma depsarium (L.) 27. Пахучий рагий - Rhagium sycophanta (Schrank.) 28. Двухцветный усач-рамнузиум - Rhamnusium bicolor (Schrank.) (= Rh. gracilicorne Thery.) 29. Еловая пахита - Pachyta lamed (L.) 30. Красногрудая макролептура - Macroleptura thoracica (Creutz.) 31. Пятнистая рутпела - Rutpela maculata (Poda.) 32. Усач-краснокрыл Келера - Purpuricenus kaehleri (L.) 33. Средиземноморский усач-краснокрыл - Purpuricenus globulicollis Muls. (= P. tscherepanovae) 34. Краснокрылый усач-амаризиус - Amarysius sanguinipennis (Bless.) 35. Пестрый дубовый усач - Plagionotus detritus (L.) 36. Поперечнополосый дубовый усач - Plagionotus arcuatus (L.) 37. Сибирский хилобиус - Hylobius sibiricus Egorov. 38. Пчела-плотник - Xylocopa valga Cerst. 39. Моховой шмель - Bombus muscorum (L.) 40. Красноватый шмель - Bombus ruderatus (F.) 41. Шмель спорадикус - Bombus sporadicus Nyl. 42. Шмель модестус - Bombus modestus Ev. 43. Шмель Шренка - Bombus schrencki (F. Morawitz.) 44. Пятнистоспинный шмель - Bombus maculidorsis (Scorikov.) 45. Пластинчатозубый шмель - Bombus serrisquama F. Morawitz. 46. Шмель патагиатус - Bombus patagiatus Nyl. 47. Плодовый шмель - Bombus pomorum Panz. 48. Красноголовый лесной муравей - Formica truncorum F. 49. Черноголовый лесной муравей - Formica uralensis Ruzsky. 50. Блестящий болотный муравей - Formica picea Nyl. 51. Муравей гагатоидес - Formica gagatoides Ruzsky. 52. Лесной муравей Лемана - Formica lemani Bondr. 53. Обыкновенный аполлон - Parnassius apollo L. 54. Аполлон Мнемозина - Driopa mnemosyne L. 55. Поликсена - Zerynthia polyxena (Den. et Schiff.) 56. Хвостоносец подалирий - Iphiclides podalirius L. 57. Торфяниковая желтушка - Colias palaeno L. 58. Болотная перламутровка - Clossiana eunomia Esper. 59. Восточная перламутровка - Clossiana selenis Eversm. 60. Зеленоватая перламутровка - Argynnis laodice Pall. 61. Бархатница бризеида - Chazara briseis (L.) 62. Голубоватый червонец - Lycaena helle (Den. et Schiff.) 63. Голубянка арион - Maculinea arion L. 64. Малая сатурния - Saturnia pavonia L. 65. Малиновая орденская лента - Catocala sponsa L. 66. Европейский хариус - Thymallus thymallus (Linne) 67. Русская быстрянка - Alburnoides bipunctatus rossicus (Berg) 68. Обыкновенный подкаменщик - Cottus gobio L. 69. Прудовая лягушка - Rana lessonae Camerano 70. Съедобная лягушка - Rana esculenta Linnaeus 71. Обыкновенная медянка - Coronella austriaca Laurenti 72. Черношейная поганка - Podiceps nigricollis C.L. Brehm 73. Красношейная поганка - Podiceps auritus (Linnaeus) 74. Серощекая поганка - Podiceps grisegena (Boddaert) 75. Большая выпь - Botaurus stellaris (Linnaeus) 76. Краснозобая казарка - Rufibrenta ruficollis (Pallas) 77. Пискулька - Anser erythropus (Linnaeus) 78. Лебедь-кликун - Cygnus cygnus (Linnaeus) 79. Обыкновенный осоед - Pernis apivorus (Linnaeus) 80. Орлан-белохвост - Haliaeetus albicilla (Linnaeus) 81. Дербник - Falco columbarius L. 82. Кобчик - Falco vespertinus Linnaeus 83. Кулик-сорока - Haematopus ostralegus Linnaeus 84. Большой кроншнеп - Numenius arquata (Linnaeus) 85. Большой веретенник - Limosa limosa (Linnaeus) 86. Малая крачка - Sterna albifrons Pallas 87. Белая сова - Nyctea scandiaca (Linnaeus) 88. Болотная сова - Asio flammeus (Pontoppidan) 89. Мохноногий сыч - Aegolius funereus (Linnaeus) 90. Воробьиный сыч - Glaucidium passerinum (Linnaeus) 91. Ястребиная сова - Surnia ulula (Linnaeus) 92. Удод - Upupa epops Linnaeus 93. Серый сорокопут - Lanius excubitor Linnaeus 94. Белая лазоревка - Parus cyanus Pallas 95. Усатая ночница - Myotis mystacinus (Kuhl) 96. Прудовая ночница - Myotis dasycneme (Boie) 97. Бурый ушан - Plecotus auritus (Linnaeus) 98. Рыжая вечерница - Nyctalus noctula (Schreber) 99. Колонок - Mustela sibirica Pallas 100. Садовая соня - Eliomys quercinus (Linnaeus)

Категория 4

1. Медицинская пиявка - Hirudo medicinalis (L.) 2. Песчаная арктоза - Arctosa perita (Latr.) 3. Голубянка орион - Scolitantides orion Pall. 4. Малая выпь - Ixobrychus minutus (Linnaeus) 5. Степной лунь - Circus macrourus (S.G. Gmelin) 6. Сплюшка - Otus scops (Linnaeus) 7. Домовый сыч - Athene noctua (Scopoli) 8. Бородатая неясыть - Strix nebulosa Forster 9. Малая вечерница - Nyctalus leisleri (Kuhl) 10. Лесная соня - Dryomys nitedula (Pallas)

Категория 5

1. Стерлядь - Acipenser ruthenus Linnaeus

www.protown.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта