проверочная работа по теме "Знание и познание" 10 класс ( с ответами). Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу утверждение является примером
проверочная работа по теме "Знание и познание" 10 класс ( с ответами)
Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на
органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов
и явлений 3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
6. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
10. Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики
1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение
14. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ | ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей | А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире | Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности | В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
В2. Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ОПИСАНИЕ |
1) ощущение | А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности |
2) восприятие | Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов |
3) представление | В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира |
4) воображение | Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей |
5) интуиция
| Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств |
6) мышление | Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств |
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ | ОПИСАНИЕ |
1)анализ | А) установление сходства или различия предметов |
2)синтез | Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части |
3)сравнение | В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо |
4)понятие | Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение |
5)суждение | Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках |
6)умозаключение | Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов |
В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.
Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.
Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор
также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным
и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное
внесение в почву определённого количества влаги.
Ответы:
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 1 |
В1 | АВББА |
В2 | ВЕДБАГ |
В3 | БЕАДВГ |
В4 | А-1; 2-В |
nsportal.ru
А 1 Образы предметов и явлений которые когда
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями правильный ответ
А 2. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления правильный ответ
А 4. Отражение общих и существенных признаков называется: 1) сознанием 2) суждением 3)понятием 4) ощущением правильный ответ
А 5. Методом эмпирического познания не является: 1) эксперимент 2) наблюдение 3) аналогия 4) описание правильный ответ
А 6. Верны ли суждения: А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 7. Верны ли суждения: А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу» . Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания правильный ответ
А 9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания: А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений. Б. Цель научного познания — получение достоверного знания 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека: Речевая деятельность человека прежде всего связана с А. Чувственным познанием Б. Абстрактным мышлением 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны правильный ответ
A 11. И абсолютная, и относительная истины: 1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем правильный ответ
А 12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается: 1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология правильный ответ
А 13. Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 15. Сознание идеально, а это значит: 1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир 2) сознание есть поток душевных переживаний 3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни 4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст венной осязаемости правильный ответ
А 16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает: 1) социология 2) политология 3) философия 4) история правильный ответ
А 17. Какая из перечисленных наук изучает общество? 1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия правильный ответ
А 19. Верны ли следующие суждения? А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея тельности. Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе цификой и сложностью изучаемого объекта. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель ная деятельность ученого: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания правильный ответ
А 21. И религиозное, и научное знание: 1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства правильный ответ
А 22. Только в состав научного знания входят: 1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты 3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений правильный ответ
А 23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения: 1) философия 2) история 3) социология 4) политология правильный ответ
А 24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос нованность выводов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально этнических групп занимается 1) этнография 2) социология 3) антропология 4) социальная психология правильный ответ
А 26. Отличие социологии от других наук об обществе является 1) изучение людей как представителей человеческого рода 2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека 3) изучение общества как целостного явления 4) изучение общества во всей конкретности и многообразии правильный ответ
А 27. Верны ли суждения о познании? А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания. Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны правильный ответ
А 28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается 1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици ей ученых 2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке 3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества 4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона ми логики правильный ответ
А 29. Верны ли следующие суждения о практике? А. Практика основа познания и критерий истины. Б. Общественно историческая практика динственный критерий истины. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны правильный ответ
АЗО. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория эмпирию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны Правильные ответы правильный ответ
present5.com
Шпаргалка для Йэ-Гэ. Обществоведение. Часть 3. - Шпаргалка для Йе-Гэ - Каталог статей
61. "Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу" Данное утверждение является примером
научного знания
62. Политическая партия - это организация, которая
борется за власть
63. Восточная цивилизация характеризуется
высокой степенью зависимости индивида от природы и географической среды
64. Личность формируется под воздействием
общества
65. Демографические проблемы порождены
быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
66. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности? А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность. Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.
верны оба суждения
67. Нормы морали охраняются
обществом
68. Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка?
на заботу и воспитание
69. Правоспособность человека наступает
в момент рождения
70. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики
71. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны? А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе. Б. Цивилизация - сущее; культура в большей меpe - должное (долг быть человеком).
верны оба суждения
72. Владелец фирмы подарил сотруднику, уходящему на пенсию, автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника
распоряжаться имуществом
73. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является
многонациональный народ России
74. Верны ли следующие суждения? А. Исторически общество первично, а государство вторично. Б. Государство порождает общество.
верно только А
75. К отраслям публичного права не относится
гражданское
76. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования? А. В процесс е образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация. Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
77. Термины "совершенствование", "поступательное движение" относятся к представлениям о развитии общества как о
прогрессе
78. Главным источником семейного права является
Семейный кодекс
79. К мировым религиям не относится
иудаизм
80. Политическим режимом называют
способ осуществления власти
81. Какое из приведенных утверждений является научным?
существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
82. Верны ли следующие суждения о делении права на частное и публичное? А. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни. Б. Данное деление означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов ограничено законом.
верно только Б
83. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям - это одна из задач ...
Духовной культуры
84. Восточная пословица: "Прежде чем открыть чужую дверь, надень улыбку". Эта пословица является примером для описания правил
Этикета
85. Что из перечисленного ниже характеризует восходящую вертикальную социальную мобильность?
Назначение ведущего инженера директором фирмы
86. Результаты выборов президента РФ объявляются несостоявшимися, если:
В выборах приняли участие менее 50% избирателей
87. Политический плюрализм характеризует:
Верно все
88. И религиозное, и научное знание
может передаваться из поколения в поколение
89. К мерам социальной защиты относятся
индексация доходов населения
90. Верны ли следующие суждения о самосознании? А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми. Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
верны оба суждения
world-mirchar.ucoz.ru
Тема познание
Тема "Познание". Часть1 . Задания уровня А.
A1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения
3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они
1)носят объективный характер
2)предполагают доказательства
3)могут передаваться из поколения в поколение
4)необходимы человеку для рациональной деятельности
A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A4. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает
1)экономика
2)социология
3)культурология
4)политология
A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире
2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4)использует логические умозаключения
A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
1)теоретического анализа
2)социального эксперимента
3)непосредственного наблюдения
4)обобщения повседневного опыта
A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
1)современная наука стремится к познанию истины
2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными
3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий
4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований
A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А.Для науки характерно постижение закономерностей развитии природы, общества и мышления.
Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
1)психология
2)социология
3)политология
4)культурология
А13. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями
2) ощущениями
3) гипотезами
4) понятиями
А15. Рациональное — это познание:
1) с помощью наблюдения
2) прямого контакта
3) с помощью интуиции
4) с помощью мышления
А16. Возможность получения истинного знания отрицается:
1) философами
2) социологами
3) агностиками
4) духовенством
А17. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием
2) суждением
3) понятием
4) ощущением
А18. Методом эмпирического познания не является:
1) эксперимент
2) наблюдение
3)аналогия
4) описание
А19. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А20. Верны ли суждения:
А. Противоположностью истины может быть другая истина.
Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
1) обыденного знания
2) мифологического знания
3) эмпирического знания
4)научного знания
А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Цель научного познания — получение достоверного знания
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
Речевая деятельность человека прежде всего связана с
А. Чувственным познание
Б. Абстрактным мышлением
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А24. И абсолютная, и относительная истины:
1) носят объективный характер
2) всегда находят подтверждение на практике
3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете
4) могут быть опровергнуты со временем
А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:
1) этика
2) правоведение
3) социология
4) политология
А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.
Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А27. Обобщение является составной частью
1) производственной деятельности
2) чувственного познания
3) рационального мышления
4) игровой деятельности
А 28. Сознание идеально, а это значит:
1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир
2) сознание есть поток душевных переживаний
3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни
4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости
А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:
1) социология
2) политология
3) философия
4) история
А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) зоология
2) астрономия
3) социология
4) химия
А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) лингвистика
2) анатомия
3) генетика
4) юриспруденция
А32. Верны ли следующие суждения?
А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и
сложностью изучаемого объекта.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного:
1) основывается на использовании эксперимента
2) основывается на творческом подходе к работе
3) интеллектуально развивает
4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
А34. И религиозное, и научное знание:
1) имеет объективный характер
2) необходимо человеку для рациональной деятельности
3) может передаваться из поколения в поколение
4) предполагает доказательства
А35. Только в состав научного знания входят:
1) экспериментально обоснованные выводы
2) установленные факты
3) логические умозаключения
4) результаты наблюдений
А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:
1) философия
2) история
3) социология
4) политология
А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается
1) этнография
2) социология
3) антропология
4) социальная психология
А39. Отличие социологии от других наук об обществе является
1) изучение людей как представителей человеческого рода
2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека
3) изучение общества как целостного явления
4) изучение общества во всей конкретности и многообразии
А40. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых
2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке
3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики
А42. Верны ли следующие суждения о практике?
А. Практика — основа познания и критерий истины.
Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?
А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет
за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.
Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,
теория — эмпирию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных
свойств». Данное утверждение является примером
1) художественного образа
2) паранаучного знания
3) суждения на уровне здравого смысла
4) научного знания
А45. Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом
1) паранаучного знания
2) обобщения жизненного опыта
3) художественного вымысла
4) экспериментальной проверки
А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование
1) отвлечённых понятий
2) художественных образов
3) научных приборов
4) абстрактных моделей
А47. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А48. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.
Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А49. Результатом познания являются:
1) вещи
2) знания
3) учения
4) заблуждения
А50. Верны ли следующие суждения?
А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».
Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А и Б
4) оба суждения неверны
А51. Верны ли следующие суждения?
А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».
Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А и Б
4) оба суждения неверны
А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) гипотезами
2) понятиями
3) представлениями
4) мнениями
А53. Критериями истины являются:
1) опыт, практика
2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению
4) соответствие законам логики
А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление
2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение
4) представление, суждение, ощущение
А55. Верны ли следующие суждения о научном познании?
Теоретические научные знания
А. Фиксируются в виде законов.
Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А и Б
4) оба суждения неверны
А56. И чувственное, и рациональное познание
1) направлены на поиск истины
2) опираются на представления о предмете
3) начинаются с субъективных ощущений
4) отражают существенные свойства предмета
А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?
1) паранаучного
2) мифологического
3) научного
4) обыденного
А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания:
1) гипотеза
2) эксперимент
3) теория
4) аналогия
А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в повседневной жизни людей тем, что оно:
1) развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей
2) приобретается без специальной познавательной деятельности
3) намеренно искажает представления о действительности
4) определяется общественной практикой
А60. Научное познание отличается от художественного тем, что оно:
1) реализует себя в культе
2) предполагает доказательства
3) мыслит в художественных образах
4) мыслит в понятиях
А61. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:
1) суждение
2) представление
3) ощущение
4) восприятие
А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:
1) развивается в процессе овладения «живым» опытом людей
2) сознательно акцентирует домыслы и предпосылки
3) намеренно искажает представления о действительности
4) обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определятся общественной практикой.
Задания уровня В
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка
результатов действий, способы действий»
Ответ: ________________________________________
В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»
Ответ: __________________________________
В3. Вставьте пропущенное слово: «… - это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».
Ответ: ________________________________________
В4. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»
Ответ: ________________________________________
В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности», называется ... к данной деятельности.
Ответ: _________________________________________
В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
1. Анатомия А. Наука о строении организмов
2. Философия Б. Наука о воспитании и обучении
3. Педагогика В. Наука об обществе и общественных отношениях
4. Биохимия Г. Наука о биологической природе человека
5. Физиология Д. Наука о процессах психической деятельности человека
6. Антропология Е. Наука о функциях и отправлениях организмов
7. Социология Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах
8. ПсихологияЗ. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Ответ: _____________________________
В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей
А. Объективная истина
Б. Относительная истина
В. Абсолютная истина
Ответ: _______________________________
В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)
1) Ощущения
2) Восприятия
3) Суждения
4) Понятия
5) Представления
6) Умозаключения
Ответ: _____________________________________________________
В9. Вставьте пропущенное слово:
«Познание — это ... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».
Ответ: ____________________________________________________
В10. Закончите фразу:
«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ...».
Ответ: ________________________________________________________
В11. Закончите фразу:
«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...».
Ответ:__________________________________________________
В12. Закончите фразу, вставив словосочетание:
«Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ...».
Ответ:________________________ ,__________________________
В13. Вставьте пропущенное слово:
«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ...знание».
Ответ:__________________________________________________
В14. Назовите понятие, соответствующее определению … - это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, во многом предвосхищающих практическую деятельность человека.
Ответ: __________________________________
В 15. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:
«Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. ________ - это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваше теория – пустые потуги» (И.П. Павлов)
1) Замыслы
2) Предположения
3) Факты
4) Убеждения
Ответ: _________________________________________
В16. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.
Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность:
1) Большой театр в Москве;
2) костюм;
3) ель;
4) актёр А. Михайлов
5) чувство;
6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.
Ответ: ________________________________
В17. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»
Ответ: ________________________________
В18. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».
Ответ: __________________________________
В19. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста. «Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».
Ответ: __________________________________
В20. Назовите понятия, соответствующие определениям.
1) __________ - это идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединённых общей логикой, руководящий принцип, трактовка.
2) __________ - это система основных идей, совокупность объединённых общим принципом научных положений в какой-либо отрасли знания.
Ответ: _________________________________________________________
В21. Назовите понятие, соответствующее определению.
«Непосредственное усмотрение», то есть знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает у или иную область действительности, - это ________________ .
Ответ: _____________________________
В22. Вставьте слово вместо пропуска.
С помощью языка мысль не только формулируется, но и _____.
Ответ: ______________________
В23. Вставьте слово вместо пропусков.
Ситуация, когда человек говорит: «Всё понимаю, а сказать не могу», свидетельствует не о том, что может быть мышление без речи, а лишь о том, что у данного человека отсутствуют развитые навыки перевода __________ речи во _________.
В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОПИСАНИЕ
1) ощущение
А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности
2) восприятие
Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов
3) представление
В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира
4) воображение
Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей
5) интуиция
Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств
6) мышление
Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств
В25. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ОПИСАНИЕ
1)анализ
А) установление сходства или различия предметов
2)синтез
Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части
3)сравнение
В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо
4)понятие
Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение
5)суждение
Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках
6)умозаключение
Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов
В26. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы. Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив. Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидо также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное внесение в почву определённого количества влаги.
В27. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:
1) когда от поступает нелогично
2) во время сна
3) под влиянием наркоза
4) в период сильного волнения
5) во время просмотра телевизионных передач
6) в период тяжёлого психического заболевания
7) при участии в компьютерных играх?
В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) рациональное
2) религиозное
3) мифологическое
4) научное
5) чувственное
В29. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
2) фиксация существенных свойств предмета
3) сохранение в памяти обобщённого образа предмета
4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете
5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета
В30. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
1) понятие
А) чувственное познание
2) умозаключение
3) восприятие
Б) рациональное познание
4) ощущение
Ответ: ___________________________
ОТВЕТЫ
Часть 1. Уровень А
№ задания
ответ
1 1
2 3
3 1
4 2
5 4
6 3
7 4
8 1
9 1
10 2
11 3
12 2
13 4
14 1
15 4
16 3
17 3
18 3
19 2
20 2
21 4
22 3
23 2
24 1
25 3
26 1
27 3
28 4
29 2
30 3
31 4
32 3
33 4
34 3
35 1
36 4
37 1
38 2
39 3
40 3
41 4
42 1
43 1
44 4
45 2
46 2
47 1
48 1
49 2
50 3
51 4
52 3
53 1
54 3
55 3
56 1
57 3
58 2
59 3
60 4
61 1
62 4
Часть 2. Уровень В.
1Умения
2 Личность
3 Навыки
4 Способности
5 Талант
6 А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д
7 А;В;Б;Б;А
8 3,4,5,6
9 Активное
10 Аналогия
11 Умозаключение
12 По аналогии
13 Ценностное
14 Сознание
15 Факты
16 А-2,3,5; Б-1,4,6
17 Абсолютный
18 Познавательный
19 Научный
20 А)Концепция; Б)Теория
21 Интуиция
22 Формируется
23 Внутреннюю, внешнюю
24 В;Е;Д;Б;А;Г
25 Б;Е;А;Д;В;Г
26 1;2
27 2,3,6
28 2,3,5
29 2,3,5
30 ББАА
studfiles.net
Тест познание | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
1.В каких из трех форм проявляется рациональное познание?а) ощущуение, восприятие, представлениеб) понятие, суждение, умозаключениев) представление, суждение, ощущение
2.И чувственное, и рациональное познание нацелено на а) восприятие окружающего мираб) приобретение истинных знаний об окружающем мирев) опровержение существующих научных теорийг) создание новых теорий
3.И абсолютная, и относительная истиныа) всегда находят свое подтверждение в практикеб) носят объективный характерв) дают полное, исчерпывающее знание о предметег) могут быть опровергнуты со временем
4. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примерома) житейского знанияб) мифологического знанияв) научного знанияг) паранаучного знания
5. «Индивидуальность- неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примерома) художественного образаб) паранаучного знанияв) суждения на уровне здравого смыслав) научного знания
6. Вывод : «Друзья познаются в беде» - является результатома) паранаучного знанияб) обобщения жизненного опытав) художественного вымыслаг) экспериментальной проверки
7. Познание средствами искусства обязательно предполагает использованиеа) отвлеченных понятийб) художественных образовв) научных приборовг) абстрактных моделей
8.Среди перечисленных наук изучение социальных статусов и социальных ролей занимаетсяа) этикаб) правоведениев) социологияг) политология
9. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе?а) социологияб) правоведениев) политологияг) этика
10.Верны ли следующие суждения об истине?А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верны
11. Верны ли следующие суждения об истине?А.Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание1) верно только А2) верно только Б3) верны о
educontest.net
Набор заданий по теме Познание ЕГЭ 2009
А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:1) социология 2) политология 3) философия 4) историяА17. Какая из перечисленных наук изучает общество?1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химияА18. Какая из перечисленных наук изучает общество?1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденцияА19. Верны ли следующие суждения?А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность ученого:1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе3) интеллектуально развивает4) ставит целью открытие нового, достоверного знанияА21. И религиозное, и научное знание:1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности3) может передаваться из поколения в поколение4) предполагает доказательстваА22. Только в состав научного знания входят:1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты3) логические умозаключения 4) результаты наблюденийА23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:1) философия 2) история 3) социология 4) политологияА24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается1) этнография 2) социология 3) антропология 4) социальная психологияА26. Отличие социологии от других наук об обществе является1) изучение людей как представителей человеческого рода2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека3) изучение общества как целостного явления4) изучение общества во всей конкретности и многообразииА27. Верны ли суждения о познании?А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логикиА29. Верны ли следующие суждения о практике?А. Практика — основа познания и критерий истины.Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
АЗО. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны Задания уровня ВВ1. Какому понятию соответствует следующее определение?Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка результатов действий, способы действий.В2. Завершите фразу:
Человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства — это ....ВЗ. Вставьте пропущенное слово: ... — это самые простые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий.В4. Какому понятию соответствует следующее определение?Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельностиВ5. Вставьте пропущенное слово:
Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется ... к данной деятельности.В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.НАУКАКРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
1. АнатомияА. Наука о строении организмов
2. ФилософияБ. Наука о воспитании и обучении
3. ПедагогикаВ. Наука об обществе и общественных отношениях
4. БиохимияГ. Наука о биологической природе человека
5. ФизиологияД. Наука о процессах психической деятельности человека
6. АнтропологияЕ. Наука о функциях и отправлениях организмов
7. СоциологияЖ. Наука о входящих в состав организмов химических веществах
8. Психология3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Ответ:12345678
В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯВИД ИСТИНЫ
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людейА. Объективная истина
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном миреБ. Относительная истина
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительностиВ. Абсолютная истина
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент 5. Информация, соответствующая действительному положению вещей 12345
В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)1) Ощущения2) Восприятия3) Суждения4) Понятия5) Представления6) УмозаключенияВ9. Вставьте пропущенное слово:Познание — это ... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека.B IO. Закончите фразу:Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ....В11. Закончите фразу:Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется .. ♦.В12. Закончите фразу, вставив словосочетание:
Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ....В13. Вставьте пропущенное слово:Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ...знание.
Задания уровня СДайте развернутый ответ.С1. Назовите формы чувственного познания. С2. Назовите уровни научного познания.СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.С5. Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь. (И. Тете)1) 0 каком познании ведет речь Гете?2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?3) Кто еще из философов задавался вопросом:
Что такое человек?Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобногоне произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы.1) Что понимает один из российских ученых под чувством конца науки в XX веке?В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что спутники и компьютеры — не наука, а техника? Ответ обоснуйте на конкретном примере.С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАВыводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...Термин научный не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину...В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями. (А. Камю)1. ...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими. (Б.Спиноза)3. Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек . (М.В. Ломоносов)
freedocs.xyz
Тест по темам «Знание. Познание» Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?
1. Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?
1) «Не зная броду – не суйся в воду»
2) «Марс – планета физической энергии, воинственности и агрессивности»
3) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»
4) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»
2. Какое утверждение является примером житейского знания?
1) «Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а его преемниками и служителями были фараоны»:
2) «Аид владеет несметными человеческими душами и скрытыми в земле сокровищами»
3) «при постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению»
4) «Если плохому суждено случиться – оно случится»
3. Какой признак характеризует житейское знание?
1) достоверно обобщает факты 3) констатирует факты и описывает их
2) связано с рациональным мышлением 4) облекает реальность в форму общих принципов и
законов
4. Какой признак не характеризует житейское знание?1) облекается в форму абстрактных понятий 3) базируется на здравом смысле
2) формируется стихийно 4) опирается на повседневный опыт
5. Утверждение «Зевс похитил Европу, обернувшись быком» является примером знания:
1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного
6. Утверждение «Рождённый под знаком Дуба отличается наблюдательностью и организаторскими способностями» является примером знания:
1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного
7. Утверждение «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел» является примером знания:
1) паранаучного 2) житейского 3) рационального 4) художественного
8. Утверждение «Соответствие правового образования учащихся современным потребностям личности, общества, государства может быть достигнуто, если осуществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером:
1) интуитивной догадки 2) гипотезы3) экспериментально утверждённого факта 4) закона
9. Утверждение «Как известно, человек рождается со сферическим биополем» является примером знания: 1) научного 2) практического 3) житейского 4) паранаучного
10. Английские матросы говорили:
«Чайка ходит по песку-
Моряку сулит тоску,
И пока не влезет в воду-
Штормовую жди погоду» - этот пример иллюстрирует знание:
1) паранаучное 2) житейское 3) научное 4) художественное
11. Вывод «С возрастом у людей портится характер» представляет собой результат:
1) художественного вымысла 3) паранучного знания
2)экспериментальной проверки 4) обобщения житейского опыта
12. Вывод «Придёт Илья – принесёт дождя» характерен для:
1) паранаучного знания 2) экспериментальной проверки
3) обобщения житейского опыта 4) научного знания
13. Какой из приведённых ниже примеров относится к научному знанию?
1) примета «Лягушку видеть – плохая погода» 3) теория антропогенеза
2) поэма Гомера «Илиада» 4) мудрость «В цвету трава – косить пора»
14. Какое утверждение является примером научного знания?
1) «Если во сне человек увидел ведро с водой, его ждёт прибыль»:
2) «Падение напряжения на участке цепи прямо пропорционально силе тока и электрическому сопротивлению участка»
3) «Прометей принёс людям свет знаний»
4) «Если линия головы на ладони руки человека доходит до безымянного пальца – это признак недалёкого ума»
15. Эмпирические знания могут быть получены путём:
1) опыта 2) формализации 3) наблюдения 4) эксперимента
16. Специфике теоретического уровня научного познания не соответствует:
1) формулирование проблемы (вопроса)
2) выдвижение гипотезы
3) объяснение изучаемых явлений (проверка гипотезы)
4) проверка полученных знаний (наблюдение и практический эксперимент)
17. К теоретическим методам научного познания относится:
1) эксперимент 2) измерение 3) математизация 4) описание
18. Один из универсальных методов научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, называется:
1) моделированием 2) дедукцией 3) индукцией 4) абстракцией
19. Метод изучения явления, осуществляемый в строго определённых условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом научного познания, называется:
1) наблюдением 2) экспериментом 3) анализом 4) описанием
20. Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта, называется:
1) описанием 2) наблюдением 3) сопоставлением 4) экспериментом
21. Утверждение «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером
1) гипотезы 2) представления 3) умозаключения 4) суждения
22. Художественное знание:
1) строится на образе
2) базируется на здравом смысле
3) отражается в логических понятиях и категориях
4) выражает объективную истину в очищенном от личных симпатий и антипатий виде
23. Верны ли следующие суждения о знаниях?
А. Знания представляют собой способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости
Б. Знания всегда выражаются в языке в виде отдельных слов или группы слов
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
24. Верны ли следующие суждения о реальном и мысленном экспериментах?
А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания
Б. Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
25. Верны ли следующие суждения о лженаучном знании?
А. Лженаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания
Б. Лженаучное знание сознательно использует домыслы и предрассудки
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
26. Научное познание в отличие от других видов познания:
1) является отражением объективной реальности в сознании
2) может использовать интуицию
3) ориентировано на экспериментальное подтверждение полученных выводов
4) может использовать результаты наблюдений
27. При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками?
1) идеализации 2) систематизации 3) индукции 4) дедукции
28. Анализ и синтез в научном познании являются:
1) его формами 2) теоретическими методами 3) эмпирическими методами 4) универсальными методами
29. Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, есть:
1) закон 2) истина 3) проблема 4) принцип
30. Какая форма знания выражает эмпирический уровень научного познания?
1) закон 2) теория 3) факт 4) концепция
31. Верны ли следующие суждения о гипотезе?
А) На основе гипотезы происходит построение научной теории
Б) Гипотетическое знание носит достоверный характер и не требует проверки
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
32. Процесс объединение в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений, называется:
1) индукцией 2) синтезом 3) обобщением 4) дедукцией
33. Практика в процессе познания не является :
1) основой познания 2) целью познания
3) критерием истины 4) заменой теоретических исследований
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в Соколово браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более популярными.
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.
Ответ: 321122. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наблюдение – это целенаправленное систематическое ___________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые_______ (Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью_____________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется_____________ (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п., в эмпирические ____________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную___________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) восприятие, 2) знания, 3) объекты 4) информация 5) познание 6) наблюдатель 7) средства 8) методы 9) истина
Ответ:3. Что отличает искусство как форму познания?
1) предъявление требований к познавательной деятельности человека
2) отражение мира в художественных образах
3) выражение сущности явлений и процессов
4) объяснение социальных явлений
4. Верны ли следующие суждения об обыденном познании?
А. Основным источником обыденного познания является повседневный опыт людей.
Б. Обыденное познание не даёт истинных знаний о явлениях и предметах окружающего мира
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнения с другими, только будучи уверены в успехе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
6. Учёные лаборатории ведут исследования в области физики твёрдого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведённого перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учёт накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определённых понятий
Ответ___________________________
7. Верны ли суждения о чувственном познании?
А. Чувственное познание присуще всем живым существам
Б. Чувственное познание даёт полное и исчерпывающее знание о предмете
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
8. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
МЕТОДЫ НАУКИ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) выдвижение гипотез Б) эксперимент В) разработка концепций Г) наблюдение Д) выведение следствий | 1) эмпирический 2) теоретический |
9. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство даёт возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно:
1) опирается на формы чувственного познания
2) нацелено на постижение истины
3) использует художественные образы
4) во всех своих формах доступно для понимания 10. Познание, как и трудовая деятельность
1) нацелено на получение новых знаний
2) имеет свой объект
3) всегда носит творческий характер
4)требует научных приборов и оборудования
11. Верны ли следующие суждения о рациональном познании?
А. Одной из форм рационального познания является восприятие
Б. Рациональное познание служит главным критерием истины
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
ВАРИАНТ 3.
1 Установите соответствие:
МЕТОДЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез В) эксперимент Г) описание Д) измерение | 1)эмпирический 2) теоретический |
1) предполагают обязательную проверку истинности полученных сведений
2) отражают окружающую действительность в образной форме
3) формируются на основе жизненного опыта
4) передаются из поколения в поколение
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.
1) представление 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) ощущение 5) восприятие 6) суждение
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.
1) представление 2) измерение 3) выдвижение гипотез 4) эксперимент 5) восприятие 6) эмпирическое описание
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________
5. Что отличает искусство как форму познания мира и человека:
1) вера в сверхъестественные силы 3) выражение сущности явлений и процессов
2) отражение мира в художественных образах 4) объяснение социальных явлений
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) построение теорий 2) проведение экспериментов 3) научное познание 4) организация наблюдений 5) выдвижение гипотез Ответ____
7. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Чувственное познание позволяет выявить существенные свойства и функции объекта познания
Б. Рациональное познание происходит только при непосредственном контакте органов чувств человека с познаваемым объектом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
8. Установите соответствие:
ФОРМЫ | ВИДЫ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ |
А) понятие Б) представление В) суждение Г) ощущение Д) восприятие | 1)чувственное познание 2) рациональное познание |
9. Какой метод используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания? 1) анализ 2) описание 3) абстрагирование 4) выдвижение гипотезы
10. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Особенности научного познания | Примеры |
Рациональность | Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов |
… | Любое теоретическое положение, гипотезе должны быть обоснованы |
10. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Особенности научного познания | Характеристики |
…. | Независимость знания от качеств познающего субъекта |
Доказательность | Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы |
11. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Уровни научного познания | Характеристики |
…. | Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания |
Теоретический | Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов |
12. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Виды познания | Формы познания |
Чувственное | Ощущение, ….., представление |
Рациональное | Понятие, суждение, умозаключение |
13. Что из перечисленного является формой знания, соответствующей теоретическому уровню научного познания?
1) результат эксперимента 2) научный факт 3) эмпирическое описание 4) концепция
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) ощущение 2) восприятие 3) познание 4) представление 5) суждение
Ответ____
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)умозаключение 2) восприятие 3) ощущение 4) представление 5) познание
Ответ____
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие 5) образ объекта
17. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение
Ответ_________
18. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания
1) теория 2) наблюдение 3) эксперимент 4) проблема 5) классификация 6) систематизация
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________
19. Что из перечисленного является теоретическим методом научного познания?
1) абстрагирование 2) измерение 3) наблюдение 4) эмпирическое описание
20. И чувственное и рациональное познание:
1) формирует знание о предмете 3) начинается с ощущений
2) использует логические умозаключения 4) даёт наглядный образ предмета
21. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) фиксация обобщений в форме теорий 3) описание предметов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез 4) объяснение изучаемых фактов и явлений
22. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений 3) фиксация обобщений в форме законов
2) объяснение изучаемых фактов и явлений 4) выдвижение и обоснование гипотез
23. И чувственное и рациональное познание направлено на:
1) создание новых теорий 3) опровержение существующих научных теорий
2)преобразование окружающего мира 4) приобретение истинных знаний об окружающем мире
24. Рациональное познание, в отличие от чувственного, предполагает такую операцию, как:
1) обобщение полученных данных 3) отображение величины предмета
2) выявление пространственного расположения объектов 4) определение цвета предмета
25. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.
1) ощущение цвета, вкуса, запаха 2) абстрактность 3) наглядность 4) обобщённость 5) предметность 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ_________
Поделитесь с Вашими друзьями:
www.psihdocs.ru