Засухоустойчивые растения 3 класс. Разнообразие растений . Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. экскурсия Знакомство с разнообразием растительного мира

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разнообразие растений . Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. экскурсия Знакомство с разнообразием растительного мира. Засухоустойчивые растения 3 класс


Конспект урока по познанию мира в 3 классе "Теплолюбивые и холодостойкие растения"

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ООДЛХ, ОЕЛПТ

Предмет Познание мира Класс 3 «А»

Тема занятия:

Теплолюбивые растения. Холодостойкие растения.

Ссылки:

План, учебник «Познание мира» 2014 г. Алматы «Атамура»

Цель и задачи:

Учить учиться самостоятельно

1.Знакомство с теплолюбивыми и холодостойкими растениями.

2. Развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений.

3. Воспитывать навыки самоорганизации; умения сотрудничать в ходе групповой формы работы на уроке; воспитывать интерес к учебному материалу, содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.

Результаты обучения:

Должны знать:

- о теплолюбивых и холодостойких растениях.

Должны уметь:

-работать в сотрудничестве и самостоятельно;

-делать выводы.

Общие положения

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная , парная, групповая.

Методы: организация и самоорганизация учебный деятельности, частично-поисковый, эвристический, словесный, практический, наглядный, творческой деятельности

Стратегии: проблемный вопрос , «Верю – не верю»,   «Ротация», «Чтение с пометками», сам.раб- тест

Время

Этапы урока

Модуль

Стратегии

Ресурсы

Содержание урока

Деятельность учителя: что я буду делать?

Деятельность учащихся

Вводная часть

НП

Приветствие

Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!

слушают

НП

Деление на группы

картинки

Проведение тренинга для деления класса на группы

Выбирают картинки и распределяются по группам

ВО

Проверка д/з «Верю- не верю»

Оценочный лист +тест - слайд

Ответьте на вопросы знаками «+, -»

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров?

«_____»

самооценка

ключ:

5 баллов

30 мин

Основная часть

Основная часть

КрМНП

ВО

Проблем

ный вопрос;

работа в группах

Слайды

«АННОГРАММЫ»

ООДЛХ, ОЕЛПТ

ХОЛОД И ТЕПЛО

-Над каким вопросом сегодня будем работать?

- Чему будем учиться?

- Что нам поможет в достижении цели?

рассуждают, доказывают, предполагают;осмысление вопроса

С помощью учителя ставят цель урока. - 3 балла

КМНП

ВО

Стратегия «Чтение с пометками»

Учебник С.114-115

Создание коллаборативной среды

Читают, делая пометки

ИКТ

Физминутка

«Растения»

Называет холодостойкие растения- присесть

Называет теплолюбивые растения- хлопнуть

ПЕРЕЦ, ЧЕСНОК, СЕЛЬДЕРЕЙ, ГОРОХ, МОРКОВЬ, БАКЛАЖАНЫ, ОГУРЦЫ, РЕДИС.

Ученики показывают движения

КМ

НП

ВО

работа в парах – «Найди «лишнее»

Найти «лишнее» растение:АНАНАС, ЧЕСНОК, ОГУРЦЫ, БАКЛАЖАНЫ, ПЕРЕЦ.

РЕДИС, ОВЕС, ПШЕНИЦА, АБРИКОС, МОРКОВЬ

заполняют таблицу, проверка- работа в парах оценивание –

Заполнил всю таблицу верно -

2 балла

КМ

НП

ВО

ОдО

Работа в группах -постер Стратегия «Ротация»

А-4

1.Растение – живой организм

2.Разнообразие растений.

3.Влаголюбивые и водные растения.

4.Засухоустойчивые растения.

5.Теплолюбивые растения

6.Холодостойкие растения.

Работа в группах по созданию постера- отвечают на вопрос; передают постер следующей группе; дополняют ответ другой группы (у каждой группы свой цвет маркера, если это готовые карточки, то у каждой группы свой цвет карточек) 3 балла

НП

ТиО

Самостоятельная работа – тест

карт

1.Теплолюбивые растения боятся холода

А) да Б) нет

2. Пшеница- теплолюбивое растение

А) да Б) нет

3. Зерновые культуры относятся к холодостойким растениям

А) да Б) нет

4.Теплолюбивые растения легко переносят заморозки

А) да Б) нет

5.Чеснок, морковь можно сажать в зиму

А) да Б) нет

самооценка

ключ:

5 баллов

НПод, ОцОб

Суммативное оцен

Лист оценивания

Создание коллаборативной среды

-Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке? - Пригодятся ли эти знания вам в жизни? - Пополнили ли вы свой багаж знаний? - Получили удовольствие от урока?

работают в листах оценивания, выставляя суммативные оценки.

Заключительная часть

ТОдар

Домашнее задание

Дневники

слайды

Дома вы прочитаете 1) текст на стр. С.114-115пересказ,

познавательно-творческое задание: 

2) составить кроссворд с ключевыми словами «тепло» и «холод»

Запись домашнего задания

НПод

Рефлексия –роза ветров

карточка

-Оцените свои успехи

Каждый ученик оценивает себя сам, отмечая на карточке плюсом, галочкой

Ученики отмечают понимание темы.

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров? «_____»

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров? «_____»

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров? «_____»

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров? «_____»

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров? «_____»

1. Верите ли вы, что засухоустойчивые растения устойчивы к малому количеству влаги? «_____»

2. Верите ли вы, что у водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни цветков? «_____»

3. Верите ли вы, что растения могут жить без света? «_____»

4. Верите ли вы, что кувшинка относится к засухоустойчивым растениям? «_____»

5. Верите ли вы, что у верблюжьей колючки корни достигают 15-45 метров? «_____»

kopilkaurokov.ru

Презентация к открытому уроку познания мира на тему "Какие бывают растения?", 3 класс

Презентация к открытому уроку познания мира

Просмотр содержимого документа «Презентация к открытому уроку познания мира на тему "Какие бывают растения?", 3 класс»

Открытый урок по познанию мира 3 класс «Какие бывают растения?» Учитель начальных классов: Савцова Н.А. 2017 г.

Открытый урок

по познанию мира

3 класс

«Какие бывают растения?»

Учитель начальных классов: Савцова Н.А.

2017 г.

Проведение анализа погоды за февраль

Проведение анализа погоды за февраль

Приметы о весне Март сухой, да мокрый май – будет и каша и каравай. Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай. Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. Если в январе - март, то жди января в марте.

Приметы о весне

  • Март сухой, да мокрый май – будет и каша и каравай.
  • Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.
  • Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.
  • Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
  • Если в январе - март, то жди января в марте.
Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Знакомство с новой темой

Знакомство с новой темой

Я люблю загорать Я проведу больше времени в воде Я буду думать о прохладном ветерке Я буду в тени деревьев

Я люблю загорать

Я проведу больше времени в воде

Я буду думать о прохладном ветерке

Я буду в тени деревьев

Влаголюбивые растения (Любят влагу) Клевер Осока Шалфей Иван-чай

Влаголюбивые растения

(Любят влагу)

Клевер

Осока

Шалфей

Иван-чай

Засухоустойчивые растения (Устойчивы к жаре, засухе) Верблюжья колючка Саксаул Молочай

Засухоустойчивые растения

(Устойчивы к жаре, засухе)

Верблюжья колючка

Саксаул

Молочай

Светолюбивые растения (Любят свет, открытое пространство) Кукуруза Подорожник Одуванчик Колокольчик Хлопок

Светолюбивые растения

(Любят свет, открытое пространство)

Кукуруза

Подорожник

Одуванчик

Колокольчик

Хлопок

Теплолюбивые растения (Любят тепло)

Теплолюбивые растения

(Любят тепло)

Морозоустойчивые растения (Устойчивы к морозу, низкой температуре) Пшеница Овёс Ячмень

Морозоустойчивые растения

(Устойчивы к морозу, низкой температуре)

Пшеница

Овёс

Ячмень

Теневыносливые растения (Хорошо переносят тень) Вороний глаз Купена Шиповник Можжевельник

Теневыносливые растения

(Хорошо переносят тень)

Вороний глаз

Купена

Шиповник

Можжевельник

Физминутка

Физминутка

Работа по учебнику С. 83-86 Чтение текста по частям Работа с дневником наблюдений Задание № 1 с. 37

Работа по учебнику

С. 83-86

Чтение текста по частям

Работа с дневником наблюдений

Задание № 1 с. 37

Игра «верю – не верю» 1. Влаголюбивые растения – это растения, которые живут в воде 2. Осока и клевер – влаголюбивые растения 3. В жарких местах растут засухоустойчивые растения 4. Подсолнух – теневыносливое растение 5. Молочай накапливает влагу в толстом корне 6. В лесах и тугаях растут теневыносливые растения 7. Пшеница и овёс смогут пережить заморозки

Игра «верю – не верю»

1. Влаголюбивые растения – это растения, которые живут в воде

2. Осока и клевер – влаголюбивые растения

3. В жарких местах растут засухоустойчивые растения

4. Подсолнух – теневыносливое растение

5. Молочай накапливает влагу в толстом корне

6. В лесах и тугаях растут теневыносливые растения

7. Пшеница и овёс смогут пережить заморозки

В мире интересного

В мире интересного

Рефлексия - Мне удалось сегодня на уроке… - Меня удивило… - Мне понравилось… - Я могу похвалить себя за…

Рефлексия

- Мне удалось сегодня на уроке…

- Меня удивило…

- Мне понравилось…

- Я могу похвалить себя за…

Домашнее задание Провести исследовательскую работу в тетради, читать с. 83-86

Домашнее задание

Провести исследовательскую работу в тетради, читать с. 83-86

kopilkaurokov.ru

Видеоматериалы. Занятие № 19 «Засухоустойчивые растения»

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий

Актуальность:

В степях, а особенно в пустынях, бывает сильная засуха. Поч­ва пересыхает, и сильно снижается влажность воздуха. Такие ус­ловия подходят только засухоустойчивым растениям

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Засухоустойчивые растения. Суккуленты

Вопросы для обсуждения

1.Каковы особенности корневых систем засухоустойчивых рас­тений

2.Какие приспособления засухоустойчивых растений уменьша­ют расход воды?

3.Почему эфемеры и эфемероиды, растущие в пустынях, не от­носят к засухоустойчивым растениям?

4.Найдите среди комнатных растений суккуленты. Что у них общего и чем они различаются?

В степях, а особенно в пустынях, бывает сильная засуха. Поч­ва пересыхает, и сильно снижается влажность воздуха. Такие ус­ловия подходят только засухоустойчивым растениям. Многие растения и во время засухи остаются активными. В них происхо­дит фотосинтез, они дышат, всасывают воду из почвы, испаряют ее листьями, у них созревают плоды и семена.

Чтобы обеспечить себя водой, пустынные растения должны: 1) увеличить поглощение воды; 2) сократить расход воды; 3) запа­сать воду во влажный период. Если растения не могут обеспечить себя водой, они “убегают” от засухи (эфемеры и эфемероиды).

Как увеличить поглощение воды. Чтобы больше поглощать воды, у засухоустойчивых рас­тений развивается мощная кор­невая система.

В одних случаях стержневая корневая система проникает очень глубоко, иногда до 15—20 м, как у верблюжьей ко­лючки. Их называют “расте­ния-колодцы”. Даже в самую сильную засуху они достают во­ду из глубины.

В других случаях корневая система так глубоко не прони­кает, но она очень сильно вет­вится. Корни пронизывают сравнительно небольшой объем почвы, но сильно иссушают ее, всасывая воду многочисленны­ми корневыми волосками. Та­кая корневая система у степ­ных и пустынных злаков, на­пример у ковылей.

Есть и такие растения, кор­невая система которых распола­гается в поверхностном слое почвы и сильно распространена вширь. Корни отходят в сторо­ны на 20—30 м: растение соби­рает воду с большой площади. Такая корневая система у мно­гих кактусов в пустынях Аме­рики, у растений среднеазиат­ских пустынь — злака аристиды и кустарника джузгуна.

Сокращение расхода воды. Засухоустойчивые растения сокращают расход воды, умень-шая испаряющую поверхность. Листья становятся очень мелкими (рис.1), похожими на маленькие чешуйки (саксаулы, джузгуны, эфедра), или превращаются в колючки (кактусы, древовидные молочаи), или во время очень сильной засухи листья опадают (верблюжья колючка, испанский дрок). Фотосинтез происходит в зеленых стеблях таких растений. Вспомните стебли кактусов.

 

 

 

Рис. 1. Листья пустынных растений в виде чешуек и колючек: 1 — джузгун 2 — песчаная акация, 3 — колючелистник

Сокращает расход воды толстая кутикула на кожице, поверх которой часто выделяется еще и воск — жироподобное вещество, которое не пропускает воду. Густое опушение побегов также уменьшает расход воды. Помимо того что волоски рассеивают сол­нечные лучи, они еще задерживают около листа пары воды, сни­жая испарение. Свертывание листьев в трубочку (ковыли, типчак) тоже уменьшает испарение.

Запасание воды. Много воды в специальной водозапасающей ткани разных органов суккулентов. Стеблевыми суккулентами яв­ляются кактусы пустынь Северной и Южной Америки. Одни на­поминают колонны, другие — извивающихся змей, третьи приоб­ретают форму шара. У кактуса опунции побеги похожи на зеле­ные лепешки, как бы поставленные друг на друга.

Люди, страдающие в пустыне от жажды, срезали верхушку не очень высокого кактуса. В середине нижней части палкой выдал­бливали углубление, куда стекала влага из разрушенных клеток. Ее пили, а также поили лошадей. Эта влага не очень приятна на вкус, но утолить жажду ею можно.

В пустынях Южной Африки много листовых суккулентов: алоэ, толстянки, гастерия, гаворция. Очень необычные растения (рис.2) литопсы. По внешне­му виду они напоминают небольшие серые камни. Там же много луковичных суккулентов (амариллисы, кринумы, панкрациумы, гемантусы и др.). Вода может накапливаться в подземных клубнях и толстых корнях. Растения воду запасают во влажное время и расходуют во время засухи, но очень экономно.

 

Рис.2. Литопс - листовой суккулент из пустынь южной Африки

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Природная зона пустыни

 

 

 

 

Суккуленты 

 

 

 

 

Кактусы

 

 

Древовидные молочаи,

 

 

 

Верблюжья колючка Калмыкия

 

 

 

 

Верблюжья колючка в пустыне возле Хургады

 

 

 

 

Дрок

 

 

 

 

«Живые камни» - литопсы - настоящее чудо природы...

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок по познанию мира «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения» (3 класс) — iitu

Открытый урок по познанию мира в 3 классе

Тема: Влаголюбивые и водные растения . Засухоустойчивые растения.

Цели:

1) познакомить учащихся с разнообразием растений, их особенностями; формировать у учащихся понятий « влаголюбивые», «водные», «засухоустойчивые» растения. Научить распознавать деревья, кустарники и травянистые растения.

2) показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему её судьба в наших руках.

3) развивать речь у учащихся, повышать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: картинки с растениями, куб с вопросами, учебник, тетрадь, ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной:

— Я желаю тебе добра,

— Ты желаешь мне добра.

— Если тебе будет трудно, я помогу.

А теперь, повернитесь ко мне лицом:

— Если вам будет трудно, то я вам помогу.

2. Проверка домашнего задания

Игра « Х О»

— Если согласны с моим утверждением ставите-Х

— Если не согласны-О

1.Почва- это верхний плодородный слой земли.-Х

2. Почва состоит из песка, глины, воздуха. -О

3.Плодородие- основное свойство почвы.- Х

4. Почва приобретает коричневый цвет за счёт остатков погибших растений и животный –перегноя.-Х

5. Больше всего перегноя в солончаковых почвах.- О

6. Чернозёмы занимают северные районы нашей области. – О

7. Рыхление почвы помогает сохранить воздух и влагу.- Х

8. Солончаки образуются там, где выпадает много осадков, прохладно.- О

9. Травянистые растения, деревья защищают почву от размывания.-Х

10 Для получения хорошего урожая нужно вносить в почву навоз и минеральные удобрения.-Х

3.Тема урока.

На доске дана следующая запись. ( Буква соответствует порядковому номеру в алфавите)

18, 1, 19 ,20, 6, 15,10 ,33

Р А С Т Е Н И Я

План.

  1. Разнообразие растений.

  2. Необходимые условия для жизни растений.

  3. Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Влаголюбивые и водные растения Засухоустойчивые растения.

4.Составление кластера.

— Что вам известно о растениях?

Корень листья плоды

Деревья

Стебель травы

Ствол кустарники выделяют кислород

Дополнение кластера.- Чем отличаются деревья от кустарников?

  1. А сейчас отгадайте загадки.

  1. В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. ( Берёза)

-Рассказ о берёзе.

2) Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. ( Ель)

— Рассказ о ели.

3) Какое дерево, как и берёза, лает сладкий сок? ( клён)

-Рассказ о клёне.

4) Какие дрова самые жаркие? ( дубовые, берёзовые)

-Рассказ о дубе.

5) Вроде сосен, вроде ёлок.

А зимою без иголок. ( лиственница)

— Ель, дуб, клён, берёза, лиственница. Что это?

— На какие две группы мы можем разделить эти деревья? ( хвойные и лиственные)

— Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? ( дополним кластер)

6. Игра» Что лишнее?» ( картинки)

1) мухомор, белый, лисички, сыроежки ( служат лекарством для лося)

2) берёза, дуб, ель, клён (лист)

3) смородина, земляника, шишки, малина ( Ягоды)

4) пшеница, горох, арбуз, жёлудь ( сухие плоды)

Дополним кластер

7. Второй пункт плана.

— Какие условия необходимы для жизни растений?

Условия

свет вода воздух тепло питательные вещества

— А сейчас мы докажем, что эти условия необходимы для жизни растений.

8. Физминутка. (Презентация)

9. Работа над новым материалом.

Работа с учебником.

Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Составление таблицы.

Название растения

Среда произрастание

Особенности строения

Обсуждение данных таблицы. Формирование вывода.

Рассматривания различных частей растений от среды их произрастания.

10. Работа в группах.

Задание: обсудите, нарисуйте и объясните среду обитания растения:

1-я группа – влаголюбивые и водные растения.

2-я группа – засухоустойчивые растения.

Время на работу 4-5 минут. Презентация.

11. Игра « Кубик»

— На гранях кубика написаны вопросы. Вы на них должны ответить.

1. Докажи, что растение — живой организм.

2. Расскажите о необходимости воды для жизни растений.

3. Расскажите, какую роль играет почва в жизни растений.

4. Откуда получают растения воду? ( через почву, корни)

5. Для чего нужно разрыхлять почву? ( воздух и влага)

6. Назови части растений, которые принимают участие в его дыхании.

12. Рефлексия.

— Как вы думаете, выживет ли растение, если его перенести из одной среды в другую?

— Каким растениям тяжелее приспосабливаться к окружающей среде?

— Могут ли расти рядом саксаул и верблюжья колючка?

13. Итог урока. Выставление оценок.

Д/з стр. 112 – 113 читать, отвечать на вопросы.

Название растения

Среда произрастание

Особенности строения

Название растения

Среда произрастание

Особенности строения

Название растения

Среда произрастание

Особенности строения

Название растения

Среда произрастание

Особенности строения

Внимание, только СЕГОДНЯ!

iitu.ru

Разнообразие растений . Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. экскурсия Знакомство с разнообразием растительного мира

  1. А сейчас отгадайте загадки.

  1. В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. ( Берёза)

-Рассказ о берёзе.

2) Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. ( Ель)

- Рассказ о ели.

3) Какое дерево, как и берёза, лает сладкий сок? ( клён)

-Рассказ о клёне.

4) Какие дрова самые жаркие? ( дубовые, берёзовые)

-Рассказ о дубе.

5) Вроде сосен, вроде ёлок.

А зимою без иголок. ( лиственница)

- Ель, дуб, клён, берёза, лиственница. Что это?

- На какие две группы мы можем разделить эти деревья? ( хвойные и лиственные)

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? ( дополним кластер)

Игра» Что лишнее?»

1) мухомор, белый, лисички, сыроежки ( служат лекарством для лося)

2) берёза, дуб, ель, клён (лист)

3) смородина, земляника, шишки, малина ( Ягоды)

4) пшеница, горох, арбуз, жёлудь ( сухие плоды)

Второй пункт плана.

- Какие условия необходимы для жизни растений?

Условия

свет вода воздух тепло питательные вещества

V. Физкультминутка

Работа с учебником.

Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Составление таблицы.

Работа в группах.

Задание: обсудите, нарисуйте и объясните среду обитания растения:

1-я группа – влаголюбивые и водные растения.

2-я группа – засухоустойчивые растения.

Время на работу 4-5 минут. Презентация.

11. Игра « Кубик»

- На гранях кубика написаны вопросы. Вы на них должны ответить.

1. Докажи, что растение - живой организм.

2. Расскажите о необходимости воды для жизни растений.

3. Расскажите, какую роль играет почва в жизни растений.

4. Откуда получают растения воду? ( через почву, корни)

5. Для чего нужно разрыхлять почву? ( воздух и влага)

6. Назови части растений, которые принимают участие в его дыхании.

multiurok.ru

Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях – познание мира, методическая разработка для учителей, 3 класс, Гавлик Наталья Шамсияровна

Создание положительного эмоционального настроя.

Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А еще старательны! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.

 

Учитель предлагает ученикам на уроке стать покорителями вершины «Успеха». Тот достигнет вершины, кто будет любознательным, внимательным, активным,  усидчивым и правильно выполнит задания.

Дан старт подъема на гору.

 

Введение нового материала.

Учитель (или подготовленный ученик) рассказывает интересные факты из жизни растений, одновременно показывая их на слайдах.

- Растения окружают нас везде: по дороге в школу, когда путешествуем, и у каждого дома есть растение. Представляю интересные факты о них.

1. Удивительно, но с одного только дерева можно изготовить более 160 тысяч карандашей!

2. На водной глади Амазонки встречается необыкновенное растение – виктория, относящееся к семейству кувшинковых. Его листья достигают трех метров в своем диаметре, и они могут выдержать вес в 25-30 кг!

3. Ловеласы Индии часто пользуются уникальным деревом кеппел. Его плоды чрезвычайно душисты: стоит их попробовать и человек начинает весь пахнуть фиалкой.

4. В лесах Бразилии существует дерево, которое называют «молочная соска». Если его проткнуть ножом, то из коры польется растительное молочко. Дерево способно за один раз дать 4 литра молока. Его можно употреблять в пищу, но сперва его необходимо прокипятить и разбавить водой.

5. Среди растений существует немало паразитов. Повилика – паразит, который не имеет собственных листьев и корней. Питается оно исключительно соками своего хозяина, чей стебель она обвивает.

- Что объединяет эти данные сообщения?  (растения)

- Какая тема нашего урока?

- С какими видами растений мы познакомимся, узнаем, просмотрев видеоролик.

 

Просмотр 1 видеоролика.

Методические указания.

Учитель  просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы:

- Как называется место, о котором говорится в видеоролике?

- Как называются все эти  растения (назвать одним словом)?

- Перечислить названия влаголюбивых растений.

Ответы детей:

Луг;

Влаголюбивые;

одуванчик, лютик.

Вывод.

-Богат ли растительный мир лугов?

Почему?

 

Просмотр 2 видеоролика.

Учитель просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы:

- Как называется место, о котором говорится в видеоролике?

- Перечислите растения, которые растут в пустыне.

- Чем полезны данные растения?

Примерные ответы детей:

1. Пустыня;

2. Чёрный саксаул, жузгун безлистный, тополь

сизолистный, шенгил серебристый, эминиум

Лемана, лук, янтак, саксаул, астрагал.

3. Все растения лекарственные, ими питаются животные, живущие в пустыне, саксаул даёт много тепла при горении.

Вывод:

-Богат ли растительный мир пустынь?

- Почему?

Примерные ответы детей:

мало выпадает осадков;

нет водоёмов;

практически нет воды.

 

Методические указания.

Учитель ставит вопросы так, чтобы дети правильно назвали растения- засухоустойчивые.

- Если нет воды, то говорят, что стоит …..  (засуха)

- Растения пустынь приспособились к засухе, они не ….. (погибают).

- Без воды, под жгучим солнцем растения стоят -……(устойчиво).

- Соедините слова засуха и устойчиво,

 вы получите общее название растений, которые растут в пустыне.

Ответ:

Засухоустойчивые растения.

 

- Из каких двух слов состоит слово

  влаголюбивые?

- Из каких двух слов состоит слово 

  засухоустойчивые?

- Выделим корень в словах.

- Какими буквами соединяются корни слов?

- А теперь вы можете назвать тему нашего урока

Учащиеся называют тему  урока.

 

«Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях».

Какова цель нашего урока?

Научиться различать засухоустойчивые и влаголюбивые растения.

Знать какие условия необходимы для их жизни.

 

Актуализация знаний.

Упражнение. Работа в парах.

Методические указания.

Учитель объясняет задание в Рабочем листе №1.

  1. Рассмотри картинки растений.
  2. Раздели их на две группы (одна – влаголюбивые, вторая – засухоустойчивые), запиши.
  3. Объясни свой выбор.

Проверка:

Влаголюбивые – одуванчик, лютик, иван-чай.

Засухоустойчивые – верблюжья колючка, молочай, саксаул.

- По каким признакам вы разделили растения?

- Почему у засухоустойчивых растений листья мелкие или вместо них колючки?

Примерные ответы детей.

  1. Влаголюбивые: много листьев; листья зёленые, сочные;
  2. Засухоустойчивые: мелкие листья; имеются колючки.

  3. Меньше испаряют воду.

- А знаете ли вы, почему траву называют иван-чай?

 

Работа с одаренными детьми.

Сообщение о растении иван-чае.

На казахском языке название растения звучит как Күреңотүлкенжапырақтысы.

Родиной иван-чая принято считать Копорье, отсюда и его название – копорский.

За границей он получил название «русский», а известность приобрел задолго до триумфального шествия китайских сортов.

Жители Европы и самой Англии знакомы с иван-чаем и его пользой не понаслышке.

Передававшиеся ранее семейные рецепты приготовления копорского чая долгое время хранились в строжайшем секрете. Теперь же известно, как готовят напиток из молодых листьев кипрея узколистного.

Раскрытие небольших сиреневых бутонов – верный сигнал к началу сбора травы. При сборе иван-чая для нанесения минимального ущерба растение аккуратно срезают в 15 см от земли или ограничиваются сбором листьев. Листья легко снимаются со стебля при зажимании его между пальцами и проведении ими сверху вниз.

В Казахстане иван-чай растёт в Западном Тарбагатае, на границе Казахстана с Китаем, на границе Казахстана и Киргизии.

Физминутка.

 

Подведем итог.

Методические указания.

После просмотра каждого видеоролика учитель задаёт вопросы для обобщения полученных знаний.

Что  узнали?

- Где растут влаголюбивые растения?

- Какие у них листья (большие, мелкие)?

- Для чего используют травы лугов?

Примерные ответы детей.

1. Влаголюбивые растения растут на лугах.

2. Листья у них большие, сочные.

3. Используют травы для корма скота, лекарственные травы в медицине.

 

- Где растут засухоустойчивые растения?

- Какие у них листья?

- Как использует человек эти растения?

- Сколько заповедников в пустынях и в

  полупустынях, как называются?

- Для чего создают заповедники?

 

Примерные ответы детей.

1.  Засухоустойчивые растения растут в пустыне

  и в полупустыне.

2. У растений листья мелкие или есть колючки.

3. Используют растения для корма

  Животным, для топлива и для лечебных целей.

4. 3 заповедника: Устюрстский, Алакольский,

  Барсакельмесский.

5. Для защиты растений и животных

 

- Мы с вами дошли до середины горы

 

Закрепление материала.

Проблемный вопрос.

Методические указания.

Учитель предлагает влаголюбивое растение иван-чай пересадить в пустыню, а верблюжью колючку на луг поближе к воде. Дети должны обосновать свой ответ.

 

- Приспособятся данные растения к новым условиям или погибнут?

- Почему у верблюжьей колючки длинный корень?

 

Примерные ответы детей.

  1. Иван-чай погибнет т.к. недостаточно влаги
  2. Верблюжья колючка сгниёт т.к листья не будут успевать испарять влагу.
  3. У растения длинный корень, чтобы достать влагу на глубине земли.

 

 Практическая работа.

Работа по сборнику заданий для самостоятельной работы по предмету «Познание мира» стр. 36

 

Методические указания.

Перед выполнением задания учитель знакомит с «оценочным листом». Учащиеся выполняют задания, вписывают ответы. Рабочие пары обмениваются «оценочными листами», проверяют и выставляют оценки. Рабочий лист  №2

 

Учитель предлагает прочитать второй абзац в учебнике «Познание мира» стр. 112, затем выполнить задание №1 Сборника. Рабочий лист №3.

Растения влаго 5.JPG

 Проверка.

 Ответ №1

 

 

Контроль знаний.

Методические указания.

Учитель открывает ресурс с сайта bilimland.kz

«Растения и животные пустынь»

Задание1.

Выполнить только 3 вопроса.

 Дополнить  предложения.

 

Проверка.

Проверка выполняется интерактивно с доски.

№128. Растения и животные пустынь

Задание 1

Дополните предложения.

Пустынные и полупустынные земли – территория, где недостаточно

  воды

Кустарник жузгуна достигает

2 метров в высоту.

  У всех растений пустыни есть

лечебное свойство.

 

Растения и животные  лугов

Задание 1.

Предлагает детям, дополнить первое и четвёртое предложения выбрав правильный вариант ответа.

 

Проверка.

Проверка выполняется интерактивно с доски.

Дополните предложения.

1. Луг – место, где можно встретить

богатую растительность

 

4. Маргаритка

– луговое растение.

Выставление оценок.

 

Подведение итогов урока.

- Какую тему разбирали на уроке?

- Что помогает выжить растениям в пустыне?

- Чем отличаются растения луга от растений пустынь?

 

Домашнее задание. Учебник стр 112-113. Сборник стр 36 задание №2

 

Рефлексия.

Гора «Успеха» сигнализируем светофором!

Вершина, если все поняли и можете объяснить другому.

Середина, если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому.

Основание, если вам показалась сложной новая тема.

bilimland.kz

Разнообразие растений . Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. экскурсия Знакомство с разнообразием растительного мира

  1. А сейчас отгадайте загадки.

  1. В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. ( Берёза)

-Рассказ о берёзе.

2) Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. ( Ель)

- Рассказ о ели.

3) Какое дерево, как и берёза, лает сладкий сок? ( клён)

-Рассказ о клёне.

4) Какие дрова самые жаркие? ( дубовые, берёзовые)

-Рассказ о дубе.

5) Вроде сосен, вроде ёлок.

А зимою без иголок. ( лиственница)

- Ель, дуб, клён, берёза, лиственница. Что это?

- На какие две группы мы можем разделить эти деревья? ( хвойные и лиственные)

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? ( дополним кластер)

Игра» Что лишнее?»

1) мухомор, белый, лисички, сыроежки ( служат лекарством для лося)

2) берёза, дуб, ель, клён (лист)

3) смородина, земляника, шишки, малина ( Ягоды)

4) пшеница, горох, арбуз, жёлудь ( сухие плоды)

Второй пункт плана.

- Какие условия необходимы для жизни растений?

Условия

свет вода воздух тепло питательные вещества

V. Физкультминутка

Работа с учебником.

Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Составление таблицы.

Работа в группах.

Задание: обсудите, нарисуйте и объясните среду обитания растения:

1-я группа – влаголюбивые и водные растения.

2-я группа – засухоустойчивые растения.

Время на работу 4-5 минут. Презентация.

11. Игра « Кубик»

- На гранях кубика написаны вопросы. Вы на них должны ответить.

1. Докажи, что растение - живой организм.

2. Расскажите о необходимости воды для жизни растений.

3. Расскажите, какую роль играет почва в жизни растений.

4. Откуда получают растения воду? ( через почву, корни)

5. Для чего нужно разрыхлять почву? ( воздух и влага)

6. Назови части растений, которые принимают участие в его дыхании.

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта