Как рисовать тушью и пером на бумаге? Зарисовки растений тушью
Как рисовать тушью и пером на бумаге?
Способы рисования тушью относятся к древнейшим технологиям создания рисунков. Как рисовать тушью, знали и раньше, отличие заключается лишь в используемых инструментах. Они существенно проще применяемых сегодня фломастеров и шариковых ручек. Для нанесения туши мастера использовали перья гусей и лебедей, а также палочки из тростника. Только ближе к девятнадцатом веку инструмент, рисующий тушью, приобрёл привычный вид и стал изготавливаться в виде металлического пера.
Общие моменты
О том, как рисовать тушью, рассказывают существующие техники, которых насчитывается около двадцати. Все они имеют отличия и применяются для конкретных случаев.
Для классической техники используется перо, которое вставляют в ручку из дерева. Но некоторые, не зная, как рисовать тушью и пером, используют обычные шариковые ручки. С их помощью легко наносить ровные линии и не бояться, что тушь ляжет неравномерно.
Хотя ручки и фломастеры обладают рядом преимуществ, более широкие возможности предоставляют классические методики. Можно, например, рисовать тушью, обмакивая перо в чернила или наносить тончайшие линии или насыщенные мазки тростниковой палочкой.
Рисунок, выполненный с применением пера, обычно имеет простые штрихи и контрастирует за счет чередования залитых тёмных участков с пустыми белыми.
Использование ручки в паре с чернилами требует хорошей подготовки и немалого терпения, но позволяет чётко прорисовывать детали.
Инструменты, которые могут понадобиться
Перед тем как рисовать тушью, нужно не только определиться с техникой, в которой будет выполнен рисунок, но и подготовить все необходимое. В зависимости от выбора могут понадобиться:
- Картографическая ручка и перо для неё.
- Разные по плотности перья.
- Ручки из дерева.
- Кисть № 6 (колонок).
- Скребок, в том случае если для работы берётся бумага с покрытием.
- Фломастер, желательно тонкий.
- Ручки с наполнителем, например линеры или рапидографы.
- Ручка с поршнем.
- Камыш, имеющий форму клина.
- Такой же тростник.
- Маркер.
- Заточенная бамбуковая палочка.
Разновидности перьевой штриховки и линий
Как рисовать тушью? Для начинающих важно, чтобы обучение проходило постепенно, поэтому сначала им следует освоить основные виды штрихов и линий.
- Линии контура. Уже само название говорит, что они используются для прорисовки всех изгибов изображаемого объекта. Независимо от того, длинные или короткие используются контурные линии, располагаются они очень близко друг от друга, так, чтобы создавался эффект обтекания ими предмета.
- Параллельная штриховка. Линии, из которых она состоит, ровные и прямые. Таким образом удобно изображать плоские предметы или природные явления. Например, дождь.
- Перекрестные линии. В этом случае параллельная штриховка разных направлений накладывается друг на друга. Таким способом можно добиться более глубокого тона и придать поверхности изображаемых предметов шероховатость.
- Запутанные линии. Они могут быть различной длины и идти в любом направлении. Как правило, таким способом выполняются эскизы, для более лёгкой их корректировки. Также этот метод применяется для рисования кустов и деревьев.
- Волны. Изогнутые линии наносятся очень близко друг к другу, чтобы получалась волнистая поверхность. Это помогает передать фактуру деревьев, пера или прожилок на листьях.
- Соприкасающиеся линии. Сочетают в себе свойства контурных и перекрёстных. Могут располагаться в любом направлении и пересекаться между собой. Эти линии совсем не должны быть ровными, поэтому идеально подходят для рисования травы или меха.
После того как основные техники штриховок изучены и опробованы, можно учиться тому, как рисовать пером и тушью на бумаге с помощью точечной штриховки. Она требует аккуратности, терпения и усидчивости. Точечная штриховка применяется для мелких составляющих обьекта (песчинки, капельки воды).
Тоновые отношения и контраст
Существуют правила, без которых не получится создать хороший рисунок тушью. Учитывая, что при работе используются только белый и чёрный цвета, очень важно уметь создавать различные оттенки.
При помощи линий и точек можно создать серый тон, и чем чаще они располагаются, тем более тёмный оттенок получится. Нельзя рисовать тушью, не зная, как создавать различные тона. И наоборот, умело играя тонами, можно не прорисовывать контуры предметов отдельно. Темный объект, размещённый на светлом фоне, будет иметь абсолютно естественную границу.
Ещё одним ключом к идеальному рисунку является контраст. Он создаётся как с помощью изменения цвета, так и путём изменения направления штрихов.
Тушь и кисть
Техника того, как рисовать тушью кистью, широко применяется среди иллюстраторов и мультипликаторов. В отличие от обычной ручки, использование кисти позволяет выполнять большее количество элементов. Способности данного инструмента напрямую зависят от её качества и формы. Так, круглые кисти из соболя, белки или синтетических волосков способны создать не только широкую полосу, но и очень тонкую линию.
Кисть даёт возможность контроля над тем, сколько краски останется на бумаге. Зависеть это будет от силы нажима на неё.
В некоторых случаях применяется техника сухой кисти. Суть метода в том, что первоначальный насыщенный чёрный цвет туши по мере ведения кистью по бумаге переходит в оттенки серого, которые постепенно светлеют и полностью исчезают после того, как заканчивается краска. При правильном использовании этой техники можно создавать определённые эффекты.
Совет для начинающих
Тем, кто выберет данную технику для своей работы, придётся запастись терпением, так как никогда не знаешь, каким получится оттенок в конце, когда кисть подсохнет. Для того чтобы иметь хоть небольшое представление о результате, можно провести тест на чистом листе. Главное, чтобы бумага была того же качества, что и используемая для рисунка. Иногда требуется даже слегка подсушить кисть с помощью сухой тряпочки, чтобы получить конкретный оттенок.
Как выбрать перо
Перья могут быть выполнены из различных материалов. В качестве пера мастера используют и кончики птичьих перьев, и заточенные палочки тростника, бамбука или любого дерева.
Многие художники предпочитают создавать свой инструмент самостоятельно, но новичкам лучше подойдут экземпляры из магазина. Тем более что с этим не возникнет никаких проблем, ведь сегодня продаются перья разных размеров по доступным ценам.
При выборе перьев нужно руководствоваться техникой, в которой будет выполняться рисунок, и тем, какие будут использованы эффекты при создании изображения. Например, тонкие перья, сделанные из стекловолокна, позволят работать быстро, так как чернила проступают в них равномерно. К тому же это отличный вариант для тех, кто не может постоянно носить тушь с собой.
Линейный рисунок лучше выполнять классическими перьями с деревянными держателями. Применение такого инструмента замедляет работу, так как перо постоянно нужно опускать в тушь, но именно он помогает добиться необходимых линий.
Как выбрать чернила
Чернила тоже бывают разные. Можно использовать простые, основанные на полимере, или же акриловые. Их основу составляет вода, поэтому они могут разводиться до необходимой консистенции.
Вообще, подборка инструментов и материалов будет зависеть от изображаемого обьекта, техники исполнения и места рисования (помещение или улица).
fb.ru
Рисуем тушью, техника рисования + пошаговый урок
I. «Почему именно тушь?»
ЭКСПРЕССИЯ СВОБОДЫ – эти два слова приходят мне в голову, когда я думаю о туши. Благодаря ей, я могу создавать как быстрые наброски, так и серьезные, требующие большей отдачи работы. У меня есть возможность играть этой техникой в зависимости от цели, которую я поставил перед собой. Я также могу подключать и другие техники рисования, например: акрил, акварель, графит и т.д. И что самое важное - я не держу себя в рамках, я развиваю в себе способность творить.
Потому я говорю - тушь!
II. Что необходимо при работе с тушью:1. Краски акриловые (конечно же в моей палитре имеются и другие цвета).
2. Graphigum (наносится на определенные места рисунка перед началом работы с тушью; затем Graphigum удаляется с рисунка после нанесения туши; места ранее обработанные Graphigum oстаются белыми – тушь не впитывается).
3. Тушь белая.
4. Тушь черная.
5. Белый акрил.
6. Скрепки «Жабки» (служат для закрепления листа бумаги к планшету, а также могут использоваться и в других случаях, например, чтобы закрыть пачку чипсов, вообщем, очень нужный предмет не только для художников).
7. Плакатные перья различной толщины.
8. Разные палочки (очень мощный, но редко используемый инструмент).
9. Кисточки (разного размера и качества).
10. Автоматический карандаш 0.5 + графиты.
11. Различные ластики (мягкие – стирают чисто и мягко, не оставаляют пятен и шероховатостей; твердые – стирают жестко, меняют фактуру бумаги).
12. Ватные тампоны, бумажные салфетки и т.д. (служат для очистки перьев, кисточек, для удаления обилной влаги на бумаге).
13. Емкость для воды и туши.
14. «Буковки – печати» (прихватизировал со школы; иногда очень нужная вещь).
15. Простые карандаши.
16. Ножик (не пользуюсь точилками).
17. И все остальное, что я не упомянул, но часто использую в своих работах (мелки, пастель, акварель, «наждачка» она же «шкурка», циркуль, бумага цветная, ножницы, маркеры, ручки и т.д. и т.п.)
III. Основа для рисования
Чаще всего используется бумажная основа для работы с тушью. Бумага должна быть высокого качества, средней фактуры, достаточно плотной (как ватман). Тонкая бумага годится только для эскизов, она менее качественная. Перо такую бумагу царапает, а затем и само забивается волокнами, что препядствует свободному поступлению туши. Тонкая бумага также имеет неприятную особенность - быстро «впитывает» воду, а также очень деформируется, особенно, когда применяется техника «мокрой» акварели. Для рисования тушью в технике «мокрой» акварели прекрасно подойдет акварельная плотная бумага.
IV. Техника рисования
Тушь очень многогранна и интересна в работе. Порой она может быть очень непредсказуемой.
Итак, Вы готовы? Тогда в добрый путь - Вас ждут неожиданности и сюрпризы!!!!!
а) Рисование пером. При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы также можете убедиться проследив творчество многих выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса. Эта техника преимущественно служит для передачи чувств, впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и динамичных работах. Эта техника также дает возможность осуществлять минутные эскизы и наброски.V. Советы
- не срисовывай от других, попробуй найти свою «жилку», свой стиль. Тушь многогранный и богатый инструмент, она даст тебе расскрыться.
- не бойся того, что у тебя ничего не получится; для того и тренеруешься, чтобы набраться ловкости. «Москва не сразу строилась!»
- старайся рисовать тушью без наброска карандашом, так ты набьешь руку и глаз, преобретешь уверенность в том что делаешь. Заранее сделанный карандашный набросок может убить ту свежесть работы, которую дает тушь.
- не бойся экспрессии; иногда 5-ти минутный рисунок представляет из себя большую ценность, чем 6-ти часовая вымученная работа.
- всегда чисть крышку и бутылочку, где хранится тушь. Сухая тушь сбивается в комочки и теряет свои свойства.
- встряхивай тушь перед работой.
- чтобы добиться нужного тона туши, разбаляй ее с водой.
- старую тушь можно спасти: перелей тушь в другую емкость через марлечку (комочки остануться на марле) и долей немножко воды (любая открытая тушь со временем густеет).
- самые удобные емкости для туши при работе над рисунком – крышечки от различных бутылок: дешево и мобильно.
- всегда тщательно мой кисточки после работы с тушью, протерай тряпочкой. Так они тебе прослужат еще долго.
- в процессе работы часто меняй воду, используй большую емкость для воды, например банку. Так ты не испачкаешь лист бумаги, когда будешь ее смачивать кисточкой.
- не оставляй тушь открытой!!!!
- имей при себе ватные тампоны или салфетки, они тебе пригодятся при удолении лишней влаги на бумаге. Кончиком платка ты можешь также делать плавный переход от темного к светлому.
- когда используешь graphigum, подожди пока он полностью высохнит, убедись, преобрел ли он свойство застывшей пленочки; только тогда наноси сверху слой туши. Тушь ни в коем случае не должна перемешиваться с graphigum (что может случиться если начнешь раньше времени рисовать).VI. Пошаговый урок1. Сначала я готовлю место для работы: инструменты и бумагу, на которй буду рисовать (и напиток, который собираюсь пить в процессе)2. Набрасываю механическим карандашом начальный рисунок.3. Когда эскиз готов, мягким ластиком убираю «грязь» и ненужные линии.4. Заливаю палочкой определенные участки рисунка, которые должны остаться белыми, специальной маскирующей жидкостью (GRAPHIGUM). В этих местах тушь не будет впитываться в бумагу. 5. Затем кисточкой пропитываю поверхность бумаги большим колличеством воды (я буду использовать технику рисования по «мокрой» поверхности).6. Теперь беру кисточку, смачиваю ее в туши и слегка провожу кончиком по влажным участкам рисунка. 7. Переизбыток туши собираю ватным тампончиком.8. А так выглядит весь рисунок после нанесения слоя туши. 9. Теперь надо снять слой маскирующей жидкости (graphigum), он нам уже не нужен. В некоторых местах я его оставляю до окончания работы. Это уже кому как вздумается, дело вкуса и задумки. 10. Увеличиваю рисунок. Теперь я работаю над деталаями рисунка, вырисовываю глазки, нос, придаю характер героям. 11. Так выглядит рисунок после придания характера.12. Кое где подкрашиваю рисунок белым акрилом (белая тушь тоже пойдет). Выделяю блики, подчеркиваю светлые места, корректирую контраст. 13. Штрихами, линиями, точечками делаю переходы, вырисовываю детали. 14. «Наждачкой» придаю эффектные шероховатости, потертости.15. Результат:16. И в заключении экспериментирую с цветом. Работа выглядит интереснее. Хотя, кому как нравится
agata-behexter.livejournal.com
Колонка № 21. Наброски и зарисовки: club_365
Наброски – это небольшие графические или живописные произведения, созданные художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений (впечатления от посещенного заведения, блюда, окружающих нас людей). Делать наброски очень полезно. Это развивает умение видеть и отображать. Кроме того, помогает избавиться от страха перед чистым листом, добавляет уверенности руке.
Зарисовки это тоже быстрые по времени рисунки, как правило, занимают не больше часа. Их задача – передать не только впечатление, но и зафиксировать как можно больше информации в короткий промежуток времени. Этот вид рисунка часто используется для сбора материала к художественным произведениям, а также при создании портретов.В последнее время к нам пришел всеобщий бум на рисование. И это здорово, что люди интересуются искусством и хотят учиться рисовать. Уже одно желание и тяга к карандашу и бумаге означает, что в Вас есть скрытый потенциал. И нужно с ним что-то делать. Сразу создавать картины будет очень сложно. И даже невозможно. Как найти выход? Конечно в набросках.
Материалы
В работе над быстрым рисунком используют следующие материалы: мягкий графитный карандаш, перо, кисть, сепия, линер, акварель, маркеры, цветные карандаши. В зависимости от выбранной техники получается разный результат. Мягкий материал более живописный, маркеры и тушь - графичные.Примеры набросков, выполненных в разных материалах.Мягкий угольный карандашЧерный маркер
Мягкий простой карандаш
Цветная тушь
Линер
Линер и акварель
Тонированная бумага, линер, простой карандаш, белая гуашьЦветные карандаши
Мягкие и рыхлые материалы, предназначенные для больших форматов, а также твердые графитные карандаши применяются редко. Бумага обычно берется небольших размеров, так как время рисунка ограничено. Кроме того, папка или альбом во время работы находятся в руках у рисующего, поэтому большой формат трудно удерживать в поле зрения. Сейчас очень большой выбор скетчбуков и молескинов – удобных для набросков. Как с белой, так и с тонированной бумагой (крафт).Наброски дают широкую возможность для экспериментов в области сочетания бумаги и материалов.О технике набросков
Особенность набросков – это скорость. Не нужно долго вырисовывать и анализировать. Достаточно нескольких красивых линий или пятен. Важно первое впечатление.Попробуйте отключить мозг и рисовать сердцем, передавая сигнал руке.Именно быстрое рисование помогает избавиться от стереотипного мышления и стандартного изображения.Так, например, вы рисуете не дом с кучей окон и антенн, а пятна и линии, из которых он состоит. Прищурив глаза можно без труда их увидеть. Поэтому различают пятновые и линейные наброски. А также их сочетание. Перед началом рисования посмотрите на объект и начинайте с того, что больше всего понравилось, что зацепило. Смотрите на него и следуйте по его линиям и формам, за каждым изгибом. В идеале нужно не смотреть, а потом рисовать, а делать это одновременно.Старайтесь менять толщину и нажим линии, размер пятна. Так наброски станут «живыми». Это как в законах композиции, чем разнообразнее, тем интереснее.Если хочется добавить в набросок цвет – используйте акварель. Очень удобный материал. Можно как создавать полноцветные зарисовки, так и выделить в рисунке что-то важное одним цветом. Еще иногда я пользуюсь таким методом: покрываю бумагу различными цветовыми пятнами (делаю тонировку), а потом выхожу на натуру и рисую поверх этих пятен. Очень удобная техника для городских зарисовок.Важно не стараться ровно все раскрасить. Где-то пусть краска выйдет за край, где-то останется белая бумага. Так же оригинально в набросках смотрятся брызги.
Предлагаю вам посмотреть таких художников для вдохновения: Валентин Серов, Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, Николай Фешин, Эгон Шиле, Евсей Моисеенко. Это классики, на которых стоит равняться.
В заключение хочу сказать, что у каждого художника со временем появляются свои техники и «фишки» в рисовании набросков. Это индивидуально, как и почерк.Самое главное – не останавливаться. Всегда берите с собой альбом и пару карандашей или линер. Вдруг вам что-то очень понравится, а под рукой не будет материала.Творите, экспериментируйте и рисуйте в свое удовольствие.
club-365.livejournal.com
Рисование тушью — часть 1
Тушь — один из самых древних, известных нам живописных материалов. Это краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Есть еще цветная тушь, по свойствам своим чем то напоминающая акварель, но более яркая и стойкая. Хорошая тушь не размывается водой. Я свои рисунки рисую обычной Гаммой, но надеюсь в скором времени приобрести что-то более интересное и стойкое, потому что она, увы не водостойкая. Гамма очень жидкая и при заливке больших областей дает разводы. Хорошая тушь в этом случае ложится густым черным цветом. Кстати насыщеннее тушь сделать очень просто — надо открыть баночку и дать постоять ей 3-4 дня, за это время испарится лишняя жидкость и оставшаяся краска будет более концентрированной.
Есть еще китайская тушь в палочках, которую надо перед употреблением натереть и развести водой. Такую тушь не получится натереть «про запас», потому что в этом случае она просто скиснет и будет неприятно пахнуть. Поэтому работать такой тушью надо здесь и сейчас — полный дзен. Натирание туши выглядит примерно так:
Для меня стало приятным открытием, что рисовать тушью можно всем, чем угодно. Подойдут кисти, перья, деревянные палочки, даже ватные палочки. Тушь удивительно живой и многогранный материал прекрасно принимает все. Я рисую в основном перьями и waterbrush. Если заливать тушь внутрь такой кисточки, надо немного развести ее водой и после употребления сразу помыть, иначе волоски склеятся. Новые перья перед работой нужно немного подержать над огнем (кончик), так с пера уберется специальный защитный состав, защищающий его от ржавчины. После работы все перья тоже надо мыть и вытирать насухо. Тушь хорошо отмывается обычным мылом.
Относительно бумаги для рисования могу сказать — она должна быть достаточно плотной и гладкой. Если рисовать пером на шершавой, фактурной бумаге, волокна будут забиваться в кончик пера и портить рисунок. На мой взгляд хорошо подходит ватман и специальная бумага для туши (продается в Передвижнике), они выдерживают воду, не портят перья и подходят по плотности.
Еще один огромный плюс туши — она прекрасно сочетается со многими материалами, акварелью, карандашами, гуашью, постобработкой в фш и так далее.
Напоследок еще про одно маленькое открытие. Примерно в середине инктобера я посмотрела на Skillshare курс японского иллюстратора Юко Шимизу, который тоже кое-что новое приоткрыл. Юко рисует китайскими тонкими кистями, потому что они дают большой диапазон толщины линии и обрабатывает свои рисунки в фотошопе. Меня поражает, как она с минимальным наброском делает очень детализированную картинку, зачастую в каких нибудь невероятных выкрученных ракурсах и позах. И получается вот так.
Здесь видно ее кисточку и исходный скетч. В общем на ее сайте я зависла надолго и теперь пробую что-то подобное.
В своем следующем посте я расскажу немного про техники рисования и инструменты (изограф, рапидограф и компания).
artlab.club
Том Ричмонд. Методы работы тушью.
Когда я впервые стал задумываться о карьере художника-карикатурщика, меня очень интересовала, обводка тушью. Мне казалось, что это искусство требует много времени для освоения, а хуже всего было отсутствие хороших пособий. Я нашел одну книгу, которую рекомендую всем, она называется «Искусство рисования комиксов тушью» Гэри Мартина (The Art of Comic Book Inking by Gary Martin), которая до сих пор является лучшей, на мой взгляд. У меня было много проблем, чтобы найти хорошее пособие по рисованию тушью.
Тушь кажется пугающей, кажется, что в случае ошибки вы не сможете что-либо исправить. Я часто чувствовал, что разрушил бы карандашный рисунок, растворил бы его энергию, своей неуверенной техникой рисования тушью. Чтобы научиться, я смотрел на настоящих мастеров, чтобы увидеть, как они делают то, что делают... Это были такие художники как: Уолли Вуд, Джек Дэвис, Вилл Эиснер, Милтон Канифф, Хал Фостер, Морт Друкер … список можно продолжить.
Однако я обнаружил, что каждый из них использовал свою технику и свой стиль, подражание их методам только заставило бы мои рисунки быть похожими на рисунки Друкера или Вуда (о’кей, на плохие рисунки Друкера или Вуда). Для меня стало очевидно, что подражание их способам, позволило узнать как тот или иной художник передает форму или объем тушью, это была лишь практика проб и ошибок, учило рисовать с твердостью и эффективностью.
К сожалению, я был очень нетерпелив, чтобы нарабатывать сой собственный стиль, поэтому я донимал других художников, зная, что они дадут мне совет или некоторые инструкции. Чаще всего говорили, что мне стоит больше практиковаться, однако за это время я все же узнал немало хитростей, уловок и способов. Мне даже было позволено иногда наблюдать за работой мастеров, стоя у них за плечом. Множество вещей я открыл самостоятельно, они просто накапливались с годами и сделанными рисунками.
Я разработал небольшую обучающую программу по рисованию тушью и сейчас поделюсь ею с вами. Только с небольшой оговоркой, я считаю себя «проходимым» контуровщиком на данном этапе моей карьеры. Я не думаю, что со своим способом я получу какую-нибудь премию, или встану в один ряд с мастерами вроде Вуда или Эйснера. Однако я больше не приближаюсь к перу и туши с опаской и ненавистью, я даже получаю огромное наслаждение от работы до тех пор… пока ручка не делает «сссссссскккриииттччч» и не забрызгивает всю страницу. Тогда я начинаю проклинать все на свете.
Начнем с карандашного наброска
Это карандашный рисунок, на примере которого я буду показывать вам мой способ контруровки:
Данный рисунок, в конечном счете, станет цветным постером. Это важно учитывать, поскольку, если бы я захотел оставить работу в черно-белом варианте, потребовалось куда больше времени для прорисовки форм и объемов. Здесь придется приложить больше усилия на этапе колорирования, но ради обучения работе с тушью, я выполню чуть больший объем рисования, чтобы показать различные способы, понятия и методы. Обратите внимание, что карандашные линии легки и в некоторых местах прерывисты, некоторые линии я не буду использовать в дальнейшем.
Необходимые инструменты
При работе я пользуюсь как кистями, так и перьями. Перья Gillott 303, кисти Winsor Newton Series 7 № 2 и № 6 (для закрашивания больших площадей). Тушь Pelican’s Drawing Ink для перьев и Dr. Martin’s Black Star под кисточку. Я использую Black Star для рисования кистью, потому что она дает плотный цвет и не становиться серой, после стирательной резинки как Pelican. Линии от кисти ложатся более тонким слоем, и после стирания получается светлее, чем линия от пера.
Из бумаги я предпочитаю Strathmore 500 Bristol из 3-4 проклеенных слоев с немного шероховатой поверхностью. Мне нравится бумага с шероховатой поверхностью, потому, что она придает линиям некоторую теплоту и очарование, в отличие от бумаги с гладкой, хорошо проклеенной поверхностью.
Кисть против пера
Есть свои за и против относительно применения любого из этих инструментов. В основном, это сводится к результату, которого вы хотите достичь, и вашим предпочтениям. Мне нравятся оба инструмента, поэтому я использую их вместе. Но все же, чаще я использую перо, потому что мне нравится его более грубая, несовершенная линия в противоположность очень гладкой линии от кисти. Я думаю, что у пера больше индивидуальности. Кисть стоит применять для больших, широких кривых линий, которые трудно провести в одно движение. Также использую кисть, чтобы прокладывать сплошной черный тон или, например, когда рисую длинные волосы или оперение и хочу, чтобы они выглядели гладкими.
Кисть расходует намного меньше туши, ложится на поверхность тонким слоем и высыхает намного быстрее, что позволяет раньше приступать к работе над следующим слоем. Кисть позволяет рисовать линии различной толщины за один прием – от волосяной до очень толстой. Есть у кисти и отрицательные стороны. Она требует большой концентрации внимания, если я устал или несосредоточен рисование ею может очень быстро меня расстроить. Ею трудновато нарисовать, острые углы и мультинаправленные линии. Работа кистью очень сильно отличается от работы карандашом и пером. Я очень люблю использовать кисть в работе с тушью. Но всему свою подход.
Перо позволяет делать мне самые разнообразные движения. 303 не цепляет бумагу, как игла рапидографа, таким образом, могу проводить линии так, как я это делаю карандашом. Если я аккуратен, то могу менять направление и даже делать загогулины или резкие повороты. Я могу получить линию различной толщины, 303 дает прекрасную ровную линию, такую как нужно. Отрицательные стороны перьевой ручки: перо не всегда идет мягко. Иногда я провожу пером две линии и вынужден его выбросить и взять другое. В другой раз мне попадается хорошее перо, которым я рисую много часов. Пера с жестким кончиком хватит, вероятно, на две работы. Этот инструмент оставляет на бумаге очень толстый слой туши, так что требуется много времени, чтобы она просохла, иначе ее можно размазать или украсить отпечатками своих рук часть работы. Это заставляет одновременно работать сразу над несколькими частями рисунка и ждать 10-15 минут пока они просохнут. Перья расходуют очень много туши и необходимо постоянно окунать их в чернильницу.
Каждый инструмент имеет свои слабые и сильны стороны и тут уж выбирать художнику. Стоить заметить, что порой стиль художника определяется ограничениями того или иного инструмента. Морт Друкер, например, использует много загогулин, вьющихся линий, каракулей и прочих подобных эффектов. Его перьевая ручка - 1950 Gillott, является одной из немногих моделей, которые позволят вам сделать такие движения. На что были бы похожи работы тушью Морта, если бы он использовал Hunt 107, который позволяет рисовать только прямые или плавно изогнутые и не может изменить направление как 1950? Кто знает. Возможно, Морт нашел 1950, а возможно это 1950 нашла Морта.
На старт
Наблюдая за несколькими контуровщиками во время работы, я понял, что самое главное что нужно, когда рисуешь тушью – это уверенность. Вы не можете быть робким, рисуя тушью, иначе, потеряется вся экспрессивность и энергия, и финальный результат будет далек от идеала. Вы должны верить в то, что сможете провести линию именно там, где хотите. Если будете очень много рассуждать и наносить штрихи медленно, никогда не добьетесь уверенно выглядящей работы. Это похоже на езду на велосипеде… вы можете поставить на него дополнительные колеса (медленные и неуверенные штрихи), и вы, несомненно, доберетесь до пункта назначения, но это не будет изящно и симпатично. Если вы снимете дополнительные колеса, то первые разы будете падать, а ваши локти и колени украсятся царапинами, но, в конце концов, вы научитесь! Не торопитесь, но и не медлите. Выработайте хороший ритм, и, прежде всего – рисуйте. Рассмотрите свои линии и нарисуйте их вновь. Думайте о форме, которую вы рисуете, она должна занять место в вашем воображении, чтобы затем попадать оттуда в вашу работу.
Я всегда начинаю работу с главного элемента рисунка, а затем работаю над задними и маловажными элементами. Могу заметить, что это заставляет первостепенные элементы выделиться, а все остальное отступить. Обычно, объекты, на которых надо сосредоточиться, будут иметь самые тяжелые и смелые линии, больший контраст и детали, тогда как маловажные будут прорисованы гораздо более слабыми линиями. Данное утверждение не работает, когда изображается объект, который должен выделяться из темноты, являясь самой простой и легкой ее частью. В данном случае, это сцена на открытом воздухе при дневном свете, поэтому остановимся на первом варианте. Пожилая леди на переднем плане, сопровождаемая другой дамой и двумя больших парнями позади – центр картины. Остальные – только дополнение, за исключением парня, лежащего на земле в правом нижнем углу – он также часть переднего плана, уравновешивает картину.
Следующая вещь, над которой стоит задуматься – источник света. Это дневное время и действие происходит на улице, следовательно, источником света будет солнце, расположенном сверху и спереди перед персонажами. Самый простой способ обозначить источник – линии, удаленные от источника света сделать толще и насыщеннее, тех, которые расположены к источнику ближе… это разумный и последовательный подход. Есть и другие. Некоторые контуровщики рисуют более тяжелый наружный контур вокруг объекта, используя более тонкие линии во внутренних областях. Это создает более плоский и стилизованный, но эффектный вид. Лично я не использую методы, которые жестко определяют источник света. Мне кажется, что часто важнее подчеркнуть глубину изображения, чем рисовать далекие от источника света контуры темными, а близкие светлыми. Иногда вы должны утолщить линию, чтобы отделить один объект от другого, независимо от источника освещения. Однако я всегда учитываю источник, когда начинаю работу.
Механика
Я только что рассказывал вам о том как «просто взять и нарисовать» тушью что-либо. В реальности, сталкиваешься с рядом механических ограничений, присущих тому или иному инструменту и это нельзя сбрасывать со счетов. Есть некоторые вещи, которых вы не найдете практически ни в одной книги по рисованию – механика работы с инструментом, это как раз то, о чем я хочу рассказать здесь. Процесс контуровки – лишь этап в работе художника над рисунком. Если бы я показал вам, как я обвожу рисунок - было бы довольно бесполезно. Мне кажется более полезным показать на примере своей работы, как использовать перо, чтобы вы затем могли принять свое решение в работе. В-общем, многие советы мне дали такие опытные художники как Сэм Вивиано, Джо Рабенстеин, Том Нгуиен, Дуг Манк и др., когда я показывал им свои работы.
Держим перо правильно
Перво-наперво, следует удостовериться, что ты держишь перьевую ручку или кисть правильно. Не стоит держать инструмент далеко от наконечника – это неустойчивое положение, любая малейшая неровность на поверхности бумаги приведет к искривлению линии. Держите перо или кисть рядом с наконечником, это дает куда лучший контроль.
Также важен угол, под которым вы держите перо о время работы. Вы задумывались, что рисование пером возможно лишь благодаря силе поверхностного натяжения жидкости (чем острее угол, тем больше сила поверхностного натяжения). Так что старайтесь держать ручку как можно параллельнее плоскости рисования.
Очевидно, что ваша рука будет вам мешать, но все же держите ручку за наконечник, это заставит ее двигаться ровнее и менее нервно. Расположите рабочую поверхность под удобным для вас углом. Линия от пера может потечь, когда вы рисуете по направлению вниз, и стать бисерной при движениях вверх – а это уже проблема.
Я подставляю колени под край моего рабочего стола, чтобы добиться переменного угла и облегчить себе работу.
Обмакивание пера/кисти
Важность этого процесса нельзя недооценивать, когда работаешь с тушью. Лучше всего начинать работу со средним уровнем чернил на наконечнике пера или кончике кисти. Если наконечник будет держать слишком много туши, то линия получиться со следами от капель или будет просто очень мокрой. Если наконечник будет слишком сухим, то вы рискуете не дочертить линию до конца, а застрянете где-нибудь на середине. При рисовании кистью степень пропитки кончика определятся интуитивно, но с пером все совершенно однозначно. Я делаю это, наливая тушь из бутылки в чернильницу до строго определенного уровня. Когда я макаю перо в чернильницу, я набираю всегда одно и то же количество туши - чуть выше того места, где у пера имеется отверстие, таким образом, я не пачкаю ничего лишнего. Я добавляю небольшие порции туши в чернильницу, чтобы держать уровень на постоянной отметке.
Движение при рисовании
Большинство людей имеют максимальный контроль над проведением линии по направлению от тела к краю листа. Если вы правша, как и я, то вам проще всего совершать движения по направлению вправо. При рисовании сверху вниз ваша рука упирается в тело, если вы развернете плечо наружу, то вам придется вывернуть запястье назад, чтобы удержать рабочую поверхность в неподвижном состоянии. По крайней мере, для большинства это будет проблемно. Попробуйте провести несколько линий по направлению от тела. Это особенно заметно при работе с кистью… попробуйте нарисовать широкую, плавную линию по направлению от вас, а затем проведите такую же линию по направлению к себе. Вторая линия, наверняка, получилась не такой красивой. К коротким линиям применим тот же принцип. Я часто верчу лист, и даже переворачиваю его вверх тормашками, чтобы можно было проводить линии в максимально удобном направлении.
Используйте руку целиком, но не используйте запястье.
Хотите - верьте, хотите - нет, но если вы хотите получить сильные и уверенные линии длины больше 3 см пользуйтесь вашим плечом и локтем, но не используйте запястье. При этом используйте свой локоть как центр окружности, это очень устойчиво. Если вы работаете над мелкими деталями, вы можете включить в работу запястье.
Начнем контуровку!
Итак, для начала я покажу некоторые принципы работы кистью. Я начинаю с пожилой леди в центре. При макании кисти в тушь, я стараюсь окунуть ее кончик не более чем на 2/3 длины щетины. Тушь очень быстро разрушает металлический держатель щетины, так что не позволяйте набираться ей под него.
Вы можете заметить, что я повернул лист, чтобы моя рука свободно двигалась вправо.
Обратите внимание, я использую руку целиком, чтобы проводить линии, они получаются ровные и красивые. Самые толстые линии я рисую с правой стороны леди (левой для нас) и снизу, что связано с источником освещения. Я еще немного поработаю кистью, а затем продолжу пером – буду рисовать внутренние детали. Тонкие линии, проведенные пером, являются отличным дополнением к толстым штрихам кисти.
Я не рисую кистью медленно, иногда я даже наношу штрихи даже слишком динамично. Помните, что ошибки могут быть исправлены, не расстраивайтесь, если у вас получиться не очень красивая линия… одна, две, три… Просто продолжайте работать.
Не переживайте, если не можете за одно движение сделать линию требуемой толщины. Пробуйте и варьируйте толщину линии в зависимости от источника света, но знайте, что, вероятнее всего, некоторые потребуется откорректировать, особенного после добавления фона. Возможно, идеалом является рисовать линию в одно смелое движение, но большинство контуровщиков делают это в несколько движений. Для меня было шоком узнать, что Ал Хиршфелд, король рисунков с изящными и ровными линиями создает свои работы при помощи коротких волосатых штрихов.
После того, как я взял перо, я начинаю работать над добавлением деталей и линий. Перо используется, чтобы добавить форму, нарисовать морщины и некоторые мелочи персонажу. Далее, я еще не раз вернусь к кисти, но на данном этапе вся работа ведется пером.
Есть куча вещей, над которыми стоит задуматься при рисовании: форма, свет, тень, контраст и т.д. Этого может оказаться многовато, поэтому важно помнить некоторые моменты, которые контуровщик может применять для большинства иллюстраций, выполненных тушью.
Варьирование толщины линий
Я уже говорил немного об этом, но повторю еще раз – это один из ключевых моментов. Оставим в стороне рассуждения о некоторых стилистических подходах, но нет ничего скучнее, чем линии одной толщины. Это выглядит плоско и безжизненно. Мы уже обсуждали вопрос изменения толщины линии в зависимости от источника света, но это не единственное. Это создает визуальный интерес, динамику, дает жизнь рисунку, подчеркивает движение и энергию. Вес линии добавляет массу, форму и новое качество двухмерному изображению. Рассмотрите некоторые линии, обратите внимание, что формы стали гораздо более выразительными, чем были бы с линией постоянной толщины.
Глобальная логика при варьировании толщины не требуется. Иногда вы добавляете вес линии, чтобы заставить казаться что-либо более тяжелым, или однозначно поместить один объект перед другим, или подчеркнуть источник света,.. но иногда вы делаете это только для того, чтобы придать рисунку выразительность. Капли туши, «слишком влажные линии» и другие несчастные случаи часто могут оказаться «счастливым несчастным случаем», потому что спонтанно добавляют интерес рисунку, который иначе был бы бесплоден. Так что, то, куда вы будете размещать свои толстые и тонкие линии зависит от вашего стиля и вкуса.
Заливка черным
Заливка черным может применяться для разных целей, например, создать глубину картины, заставить двигаться взгляд по странице, установить контрасты, определить сильные источники света, массу и форму. Многие контуровщики начинают свою работу с заливки черным, но я делаю это в последнюю очередь, перед финальными штрихами. Я рассматриваю изображение, находя области, которые могу залить черным. На рисунках ниже я буду использовать кисть, чтобы добавить черного к героям на первом плане.
Вы были бы поражены узнав, сколько цветов мы бы воспринимали как сплошной черный, если бы видели мир в черно-белых тонах. Большинство темных оттенков красного, фиолетового, синего, зеленого станут черными в черно-белом мире. Скосите ваши глаза в сторону и попробуйте рассмотреть объекты за границами ваших ресниц. Вы сможете разглядеть только неопределенные формы. Посмотрите, какое количество объектов, которые казались нам цветными, оказываются черными. Конечно, это вовсе не обозначает, что мы должны заливать черным почти все изображение – это было бы безумством, но немного я все-таки добавлю. Я делаю ботинки леди глянцево-черными, рисую падающие тени, для придания формы и массы. Заодно я мог бы добавить тень от головы на ее плечо, но пока я это пропущу. Позже определюсь и с количеством черного на заднем плане. Это нужно для того, чтобы черные области в разных частях рисунка уравновешивали друг друга.
Добавление интереса рисунку посредством штриховки
В некоторые стилях рисования для создания объема используется только тушь (посмотрите на комикс «Город Греха» Стива Миллера – оцените его потрясающее владение графикой). В наши задачи входит придать некоторый интерес рисунку, что практически полностью возложено на дальнейший цвет, однако я все-таки хочу кое-что сделать и при помощи туши. Так как я не использую отмывку, придется штриховать. Есть одна тонкость – при штриховке не располагайте линии под прямым углом друг к другу – это делает рисунок плоским и безжизненным. Располагайте линии под разными углами даже в пределах небольшой области. Безумным мастером штриховки был Джек Дэвис, который знал, как с ее помощью сделать рисунок красивым. Я добавлю немного штрихов к подошве обуви пожилой леди. Штриховкой очень легко злоупотребить. Помните, никогда не поздно добавить несколько штрихов в конце работы, убрать ее намного труднее (и грязнее).
Добавление интереса рисунку при помощи текстур
В действительности это просто другой способ штриховки. Штриховка дает представление о форме и объеме объекта, в то время как текстура дает представление об его поверхности. Например, я мог бы добавить полоски на рубашку мужчины, чтобы придать ей «серый» оттенок или нарисовать листья с одной стороны куста, чтобы придать некоторую затененность. Я сделаю это на некоторых частях одежды, тени на траве, но не более, поскольку хочу получиться яркие цвета.
Вот изображение главного персонажа, уже практически завершенное. Я, определенно, еще несколько раз вернусь к работе над ней, добавить несколько штрихов, где именно станет понятно после проработки фона. Ее восприятие нами изменится, когда вокруг будут другие линии, а не пространство белого листа.
Самое время заняться фоном. Есть персонажи посреди игрового поля, я начну с них и перейду к объектам на заднем плане. Я все еще буду варьировать толщину линии и насыщенность черного, однако буду делать их куда менее выразительными, чем на переднем плане. Заметьте, как часто я переворачиваю лист. Я делаю это не только для того, чтобы проводить штрихи в удобном для меня направлении, таким образом, я могу рисовать на сухих участках, давая просохнуть свежим линиям.
Обратите внимание, что иногда я подкладываю левую руку, понятия не имею, почему я так делаю, но это придает большую устойчивость правой руке, что особенно помогает при работе над деталями. Возможно это привычка после моих деньков с аэрографом. Сэм Вивиано сказал мне, что это подобно специальному приспособлению, которое использовали некоторые живописцы и контуровщики, чтобы держать руку над влажной поверхностью. Так или иначе, я этим пользуюсь.
Я использую все более легкие и тонкие штрихи по мере удаления от центра к периферии. Деревья и кустарники на самом заднем плане будут иметь лишь контур, возможно несколько веток с листьями… ничто не сделает рисунок более плоским, чем тонна деталей, создающая визуальный шум на заднем плане. Однако эта методика верна, если художник использует плотность фона, чтобы подчеркнуть объекты переднего плана… трюк с обратным восприятием.
Вот небольшая хитрость, которую я узнал от Сэма Вивиано – не дорисовывайте до конца контур объекта, находящегося позади другого объекта. Посмотрите:
Это добавляет немного места, воздуха вокруг объекта переднего плана, отделяет их от объектов позади. Бываю случаи, когда так и хочется довести контур до края, особенно, если задний объект темнее переднего, но «пространственная» уловка хороша для большинства линейных рисунков.
Как только я заканчиваю первичную контуровку, я беру ластик и стираю все карандашные линии. Если использовать более плотную тушь для работы кистью, то после стирания она не сильно вытрется. Убедитесь, что вы дали просохнуть своей работе никак не менее получаса… удивительно, как долга тушь после пера может оставаться влажной. Нет ничего хуже, чем растереть невысохшую тушь резинкой.
Мои последние шаги кистью должны увеличить толщину линий в некоторых местах, добавить больше черного и немного штрихов. Я заметил, что линии на левой половине тела леди тонковаты, ну что ж, с кистью это не проблема.
Как я упоминал ранее, чтобы достигнуть тонового баланса я буду заливать некоторые заштрихованные места сплошным цветом, как штаны на мужчине справа.
Не имейте никаких сомнений относительно черного цвета, если это позволит сделать вашу работу более сильной. Черные области – самые сильные части любого рисунка, выполненного тушью. Я добавляю черного к некоторым рубашкам, ботинкам, на левую часть юбки леди и в некоторых других местах.
Цвет доделает эту часть, мне не стоит слишком озадачиваться этим сейчас. Наконец, последние штрихи. Я беру тонкую связку маркеров и шариковых ручек, чтобы добавить немного текстур и деталей. Я добавляю немного мелочей объектам, чтобы сделать рисунок более интересным, смягчаю линии, которые выглядели жесткими, все то чего нельзя было нарисовать пером.
Вот, финальный вид:
little-lilia.livejournal.com
Рисунок тушью с использованием графитного и угольного карандаша!
Июн 03, 2017
in Мастер-классы по рисованию by Марина ТрушниковаРисунок тушью с использованием графитного и угольного карандаша.
Рисунок тушью с использованием графитного и угольного карандаша – очень странное сочетание материалов, не правда ли?
Однако я люблю графику. Люблю отточенность уверенных линий, люблю серебристость поверхности карандаша и бархатистую угля, я восхищаюсь выразительностью пятен, которые дает тушь.
Именно поэтому я не смогла пройти мимо этого мастер-класса Марка Рипа, и перевела его для своих читателей. Он очень подробный! Изучайте. Вдруг, эта техника как раз для вас?
Марк Рип (Mark Reep) – американский писатель и художник-самоучка. В его рисунках есть что-то сказочное. Архитектурные формы в них зачастую размыты, что придает картинам медитативный контекст.
“Особую ценность для меня представляет процесс самопознания и глубинных открытий, которые приходят во время прорисовки деталей”.
В течение почти десятилетия перо и тушь были наиболее любимыми моими материалами.
Есть нечто прекрасное в работе ручкой: красивая точка, различные текстуры, детализация, которые я могу создать. И, конечно, есть легкость, с которой перо и чернила дают два моих любимых элемента рисунка: линии и контраст.
В данном мастер-классе я создам восход луны для пейзажа пером и чернилами и поделюсь некоторыми соображениями в процессе рисования.
Мои основные задачи:
- Добавить драматический восход луны, наполовину прикрытой дрейфующими туманами.
- Наделить рисунок чувством, которое лучше всего я могу описать как покой. Я хочу, чтобы мои ландшафты были тихими местами, приглашающими для одиночных странствий, времени для размышлений, исследования и открытий.
- И я также хочу исследований и открытий, оставаясь в центре моего творческого процесса.
Рисунок тушью с использованием графитного и угольного карандаша: ход работы
Во-первых, после прорисовки переднего плана я затемнил луг легкими штрихами графитного карандаша номер 3.
Большинство карандашей я держу так, чтобы он слегка соприкасался с поверхностью бумаги, и нажимаю очень мало, если нажимаю вообще. В этом случае, получающиеся штрихи – очень легкие, но все же достаточные, чтобы уменьшить контраст между вершинами пучков травы и областей между ними. Это дает эффект смешивания, сглаживания и смягчения общей текстуры луга.
Если я затемняю излишне, то это он легко высветляется или удаляется мягкой резинкой.
Хотя я привел луг и тропинку к высокому уровню детализации, я еще не сделал то же самое с деревом. Зону вокруг дерева я буду припылять угольным порошком с ватным тампоном , что неизбежно добавит уголь и на дерево само по себе, что заставит его отступить вглубь. Поэтому на данный момент я оставляю дерево незавершенным.
Вот крупный план, чтобы посмотреть на штрихи и точки, которые я использовал для создания пучков травы и тропинки.
Обычно, когда я заканчиваю передний план, я откладываю работу по крайней мере на несколько часов.
Я начинаю следующую сессию с очистки остальных незаконченных областей рисунка при помощи свежей мягкой резинки.
Я стараюсь не нажимать, когда я рисую, поэтому большинство оставшихся линий эскиза графита легко удаляются!
- Более жесткие штрихи убираются энергичным движением обычного резинового ластика.
- Если мне нужно удалить след туши, то использую твердый ластик. И часто, следы туши не должны быть полностью удалены, а только облегчены достаточно, чтобы вписываться в окружение.
- Если жесткий резиновый ластик не помогает, я прибегаю к помощи тонкой наждачки.
Когда рисунок подчищен, я сметаю частицы ластика несколькими легкими ударами шерстяного лоскута. Её частицы собирают следы графита и туши, что помогает предотвратить их от размазывания рисунка. Поверхность бумаги теперь должна быть как можно более чистой.
По высоте и ширине композиция создана, пришло время нарисовать восход луны.
Я предполагаю, что в этом рисунке луна будет хотя бы частично перекрыта туманом. Но сейчас мне нужно быть в состоянии видеть контур Луны в полном объеме, или по крайней мере ту часть, которая появится над горизонтом.
Я хочу видеть луну большой и полной, так что большая часть Луны должна появиться над горизонтом. Я хочу обрамить дерево Луной так, чтобы его вершина была выше Луны.
Луна должна появляться за деревом из-за горизонта – то, что эти элементы перегораживают её, придаст рисунку больше глубины.
Читать в контексте: Как рисовать простым карандашом. Подборка видео
Теперь я готов начать заполнять небо порошком угля. Я делаю его, натирая мягким угольным карандашом чистый лист ненужной бумаги. Я держу карандаш под небольшим углом к бумаге, и тру его вперед-назад, как если бы я затачивал карандаш. Так я получаю угольную пыль.
Некоторые частицы слишком крупные и грубые, поэтому я наклоняю бумагу за края, стряхивая их в мусорное ведро. Работа с этой небольшой кучкой угля производит мало пыли. Но так как я работаю близко, я обычно ношу одноразовый респиратор, когда разношу уголь по поверхности рисунка.
Я макаю ватный тампон в уголь, тру его туда-сюда, чтобы загрузить его. Я хочу иметь возможность применять уголь так легко и равномерно, как возможно, поэтому чем менее грубая вата в диске, тем лучше.
Первое применение угля будет темным, каждое последующее – легче, поскольку все больше угля перейдет на бумагу.
Если я изображаю вечернее или ночное небо, я применяю уголь в полную силу, начиная с темной области, которая часто находится в верхней части листа.
Если я рисую светлое небо или легкую дымку как область вблизи горизонта, я удаляю первые темные пятна угля, потерев ватный диск о ненужный лист бумаги, пока пятна не станут нужного светлого тона.
Разнося уголь на рисунок, я избегаю сильного нажатия – лучше пройти одно место дважды.
Поскольку края Луны – это самые светлые области, я хочу сохранить рисунок как можно более чистым там, поэтому я стараюсь, чтобы избежать попадания древесный уголь в область Луны. Конечно, это произойдет в любом случае, и потому я втираю уголь легко, чтобы в дальнейшем пройтись по светлым зонам мягкой резинкой.
Я высветляю некоторые участки мягкой резинкой для создания облака, тумана, освещенных участков – так что, опять же, очень важно, чтобы положить уголь настолько легко , чтобы при необходимости можно было легко удалить его.
Я считаю этот этап аналогом подмалевку. Моя цель здесь не сделать небо полностью, а создать фундамент для дальнейшего рисования.
Если я хочу сделать работу более живописной, я могу работать над небом с углем гораздо дольше, добавлять слои масок, уточнять их с мягкой резинкой, прежде чем возьму карандаш. Но чаще всего большую часть работы я делаю в карандаше.
Правда, это не быстрая работа. Но, как правило, результат стоит затраченного времени и усилий.
Больше интересного: Техника рисования тремя карандашами
Теперь я высветляю нужные зоны мягкой резинкой так, как я описал выше. Я формирую из мягкого каучука тонкий кончик для мелких пятен.
Это процесс я буду повторять много раз. Чтобы высветлить более широкие области, я нажимаю ластиком на чистой бумаге несколько раз, чтобы сделать конец тупым и расширить его.
Грязные резинки также имеют свою область применения. Часть ластика, которая впитала уголь, будет удалять все меньше материала при каждом нажатии на бумагу. Это полезно, когда я хочу высветлить участок не намного. Если я при этом использую чистый ластик, я окунаю ластик в пятно угля на черновике, чтобы загрязнить его.
Мягкие ластики (клячки) являются одними из самых полезных и универсальных инструментов.
Они могут быть сформированы в бесконечное разнообразие форм и размеров, и спектр эффектов, которые можно создавать ими, безграничен. В последующих шагах они будут столь же необходимы, как карандаши.
Слой древесного угля, который я нанес, где-то очень легкий, местами – полупрозрачный, он прочный и не смазывается. Последние легкие касания ватным диском гарантируют, что свободных частиц пыли не осталось.
Стряхнув пыль, я готов начать рисование.
После нескольких часов работы небо начало принимать форму.
Я хочу сделать видимые края Луны четкими, но мягкими, так что я очищаю их, и даю легкий карандашный контур. Правая часть неба приобретает тон, который я искал, и поднимается туман. Ещё много работы.
Я начал рисовать это небо карандашом № 1, предполагая в дальнейшем перейти к более твердым. Но до сих пор я не чувствовал необходимости сделать это.
В самом деле, этот карандаш работает так хорошо, что я думаю, что останусь с ним как можно дольше, и посмотрю, насколько высокий уровень детализации я могу создать им.
Немного больше о карандашах, которые я использую:
- номер 1 является самым мягким и хорошего качества, чтобы начать разработку более темных участков неба.
- № 2 и 2,5 – менее мягкие и хороши для полутонов.
- № 3 немного тверже, и будет держать острие дольше. Этот номер я использую для набросков, для светлых участков и для конечной детализации.
- № 4 является самым твердым, и будет давать острую точку. Я использую этот сорт для сглаживания и смягчения поверхностей и ребер, отделки ярких моментов там, где необходимо.
Лучшие переводные материалы блога:
Здесь я смягчил края облака, и затемнил верхнюю часть неба. Хотя мне понравилось впечатление ярко освещенных высоких облаков, которые начали появляться в предыдущей сессии, но эта область неба, казалось, начала конкурировать с луной.
Предполагая, что композиция остается более или менее неизменной, верхняя небо будет играть большую роль. Оно должно поддерживать, а не отвлекать от основных элементов рисунка: восход луны и дерево.
Но так как верхняя неба включает большую площадь рисунка, она должна иметь интересные качества – ясное, относительно ровное небо, вероятно, будет казаться пустым пространством, и будет отвлекать отосновных элементов композиции. Нужен баланс, и я постепенно найду его.
На данный момент, большинство облаков, туман и небо созданы. Остается продолжать смягчать края, выровнять тон и удалить отвлекающие факторы. Такая работа не требует большого ума.
Я нахожу места, которые являются слишком темными, и удаляю их с помощью мягкой резинкой; я также выявляю слишком светлые моменты и заполнение их графитом.
Это могут быть очень небольшие штрихи, но чаще всего к этому времени я дошел до момента, о котором я уже говорил, когда я просто добавляю и удаляю определенные точки.
Если я забыл использовать мои лупу на ранних стадиях рисунка, я почти наверняка вспомню о ней сейчас. Я использую настенную лупу, которая крепится над столом, и может быть убрана в сторону, если не используется. Это недорогое устройство – одна из лучших инвестиций, которые я сделал как художник.
Небо почти сделано. Я доволен верхней частью неба, с его светом и тенями на облаках, и я счастлив, глядя на туман. Но я не удовлетворен областями справа от Луны и выше верхней части дерева, и туман в нижней части Луны может быть немного лучше.
Области, где встречаются графит и тушь, должны быть очень легкими.
На этом рисунке я хочу, чтобы графитный фон встречался с силуэтом дерева и линией горизонта чисто, так, чтобы их края не потерялись.
Сочетание света и тени, которые я сейчас делаю, – микроскопичны. Но в совокупности они дадут большую разницу. Как правило, к настоящему времени я использую карандаши № 3 и № 4 , и держу их острыми.
Полагаю, один элемент рисунка может диктовать, какими будут остальные. На этом рисунке такой элемент – внешний вид листвы дерева.
Как правило, в деревьях с такой сильной подсветкой, как здесь, я значительно затемняю листву. Но когда я закончил рисовать тушью дерево, мне понравился внешний вид листвы – они как-будто покрыты инеем.
Так что я решил придать лугу и тропинке подобный вид и посмотреть, что может произойти дальше.
Опять же, если не понравится, я всегда могу сделать темнее. Но, к счастью, на переднем и заднем плане элементы хорошо работают вместе. Теперь все, что осталось, это окончательная полировка.
Больше полезных мастер-классов:
Здесь я слегка затемнил и смягчил листву дерева карандашом № 3, и сделал то же самое с нижней частью ствола дерева.
Легкое тонирование графитом всех участков с тушью помогает дать им то тепло, которое имеют элементы, созданные в графите и угле, и выравнивает структуру рисунка.
К этому времени я уже покрыл почти весь рисунок легким слоем графита. Только самые яркие моменты, такие как видимый края Луны, представлены чистой бумагой.
Как и в большинство моих рисунков, есть элементы, которыми я не совсем доволен – но они незначительны. Важно, что на данный момент я сделал всё, что мог. Этот рисунок, я думаю, достиг этой точки. Он закончен.
Полагаю, я добился того, что я хотел от этого проекта – чувство покоя. Для меня это изображение представляет драматический, но вполне спокойный момент, место, которое я хотел бы посетить когда-нибудь.
Я наслаждался временем, которое я провел и надеюсь, вы также.
автор – Mark Reepперевод – Марина Трушникова
АВТОРСКАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАРАНДАШОМ!
Карандаш очень прост в обращении, легко поддаётся исправлению. А в совокупности с придуманной мной техникой, он ещё и будит фантазию!
И не нужно пыжиться, что-то выдумывать, размышлять о композиции. Рисунок как-бы рождается сам!!
Из карандашных штрихов возникает переплетение пространств, из глубин подсознания всплывает образ, и, вуаля, ты вдруг видишь перед собой рисунок, поражающий сложностью образов и фактур! Это похоже на волшебство!
ЗАИНТРИГОВАНЫ? СКОРЕЕ ЗА ПОДРОБНОСТЯМИ!
izo-life.ru
О графических материалах и техниках. Часть вторая — тушь: strg_circle
Блок заданий для группы по средам.
Дано: Три занятия с моделью, тушь, кисти, перья.Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.
О рисовании тушью в том или ином контексте я рассказывал здесь многократно: о чёрном и белом, о масштабе инструмента, о рисовании на пленэре, о рисовании модели. Собственно это один из моих любимых материалов, и я уверен, что владение тушью необходимо для графика, ведь это работа с основами в чистом виде — линия и пятно, соотношение чёрного с белым, роль полутона, фактура — и всё в одном материале.
Тушь — это краска на основе сажи. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь используют для рисования кистями и перьями — в основном металлическими и тростниковыми. Важный аспект для рисования тушью — выбор бумаги. Для работы перьями лучше использовать плотную гладкую бумагу, например — ватман или мелованную разной степени глянцевости. Для работы кистью подойдёт толстая бумага, равномерно впитывающая жидкость — акварельная, рисовая, бумага ручного литья. От выбора бумаги во многом зависит результат.
Мы изучили несколько приёмов работы тушью.
1. Линейный рисунок.
Он выполняется кистью, металлическим или тросниковым пером, заточенной палочкой, черенком кисти, зубочисткой — вариантов масса. От выбора инструмента зависит характер рисунка — кисть, в зависимости от нажима, даёт большой диапазон толщины линии, металлическое перо позволяет делать относительно стабильную по толщине линию, но более живую, чем, к примеру, у ручки. Все остальные инструменты имеют ярко выраженный индивидуальный характер, одно тростниковое перо не будет рисовать точно так же, как другое (подробнее об этом здесь и здесь), каждый автор находит и настраивает инструмент под себя.
Перед группой стояла задача рисовать по возможности без исправлений.
Ася:
Аня:
Вика:
Валя:
Даша:
Полина:
2. Рисование полутоном и линией.
Этот способ основан на балансе между пятном и линией, они не должны повторять друг друга. Не нужно обводить нарисованное кистью перьевой линией или наоборот — раскрашивать замкнутый контр. Рисунок получается воздушным и живым, когда линия и пятно помогают друг другу проявить фигуру. Обычно в такой ситуации пятно отвечает за большие массы, а линия за необходимые детали.
Вика:
Валя:
Даша:
Наталья:
3. Сухая кисть.
Способ заключается в том, что перед тем, как наносить тушь на бумагу, кисть вытирают до полусухого или сухого состояния. Вытирать можно тряпкой, салфеткой или об бумагу. Чем больше туши осталось после этого в кисти — тем более грубая и непредсказуемая получится фактура. Почти сухая кисть позволяет рисовать форму светло-серым тоном, чем больше проходов по одному месту — тем плотнее получается поверхность — как и в штриховке карандашом. Для этих целей лучше всего подходят кисти из щетины, она достаточно жёсткая и медленно стирается. Колонок и синтетика тоже подойдут, но есть риск испортить хоршую кисть.
Аня:
Валя:
Даша:
4. Рисование чёрной тушью.
Это, пожалуй, самый сложный и самый полезный из всех способов. Работа только чёрной тушью и белой бумагой требует от автора особого внимания к форме пятен, их границам (подробнее об этом здесь). Рисовали по двум принципам — либо малое чёреное в большом белом, либо малое белое в чёрном. В первом случае разговор скорее о знаке на листе, во втором — о свете и тени. Все рисунки исполнялись без разметки, сразу кистью.
Валя:
Другая Даша:
Наталья:
Полина:
О туши в Музее рисунка.
Предыдущий рассказ о блоке вообще и мягких материалах.
strg-circle.livejournal.com