Зарисовка растений. § 8. Методика работы над рисованием природы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок Зарисовки с натуры растительных форм. Зарисовка растений


§ 8. Методика работы над рисованием природы

Красота природы, ее пластичность и выразительность всегда вдохновляли художников. В процессе выполнения практических заданий по рисунку пейзажей, деревьев, цветов, трав, зверей и птиц необходимо применять теоретические знания по основам перспективы, светотени, пропорций.

Постоянное выполнение набросков, зарисовок, упражнений и длительных рисунков поможет взглянуть на природу другим, более внимательным взглядом, доставит радость и удовольствие от процесса творчества.

Рисование трав, цветов и ветвей

в качестве модели для зарисовки растений с натуры можно взять ветви поля, вишни, яблони, сирени, клена, дуба, винограда, платана и др. Рекомендуется рисовать ветви не только с листьями, но и с цветками и плодами. Например, ветку ели с шишками, дуба с желудями, яблони и вишни с плодами, гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветви с небольшим количеством плодов.

Натуру можно рисовать в естественных условиях, на природе, а также в помещении. Готовясь к рисованию, модель (траву, цветы, ветви) размещают на спокойном фоне или ставят в вазу. Зарисовки и наброски растений выполняют разнообразными художественными материалами: карандашом, пером и тушью, кистью, акварелью и др. .

Ветви, листья и цветы лучше рисовать в натуральную величину или не- сколько больше=чтобы разобраться в их строении. Вначале внимательно рас- смотрите натуру, выясните особенности ее формы и отличие в строении этого растения от других. Изучая строение цветка, выделите чашечку, вен- чик, лепестки и другие детали.

Рисунок начинайте с определения общего движения ветвей, стеблей, абриса цветов и листьев, их композиционного размещения. Рисуя стебель или ветку, рассмотрите, как прикрепляется лист, как изменяется направление его жилок.

Полезно на одном листе выполнить несколько зарисовок одного растения в разных поворотах. Кроме этого, хорошо было бы изобразить не только целиком ветвь с листьями и цветками, но и отдельно укрупненный лист или Цветок этого растения. Важно почувствовать их красоту и очарование, чтобы не только правильно передать форму и конструкцию, но и создать неповторимый запоминающийся образ.

Особый поэтический мир в рисунках растений создали художники Востока. Многие из них овладевали секретами мастерства в Китае, Японии и Корее, изучая подлинную энциклопедию классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» (<<Слово О живописи из Сада с горчичное зерно»), созданную в Китае на рубеже XVII-XVHI вв. Приведем несколько отрывков из этой книги в переводе Е.В.ЗавадскоЙ.

Орхидеи. Рисунок китайского художника. ХУП в.

Как писать стебель

Вообще говоря, в живописи цветущих растений - как тонким, деликатным штрихом, так и в свободной манере - к тому моменту, когда опускаешь кисть, вся картина должна быть уже готова в голове: словно при игре в шахматы.

Живое, одухотворенное движение должно оживить всю картину. Только

к можно будет избежать жесткости и безжизненности.

Когда рисуешь растение, начинать нужно со стебля, учитывая разницу между древесными растениями и теми, что относятся к травам. Древесные растения подобны старцам, травянистые же - все тонкие и грациозные.

Так как в живописи трав воспроизводится их нежная грация, их структура может быть передана в трех позициях: движение вверх, ниспадание вниз горизонтальное положение. В каждой из этих трех позиций могут дополнительно разветвляться стебли, могут пересекаться, выдаваться, склоняться, Могут быть и сломанные, но их всего три разновидности. Из ответвляющихся

стеблей одни идут вверх, другие - вниз, одни расположены в фас, другие - обратной стороны.

При пересечении стеблей нужно, чтобы ясно чувствовалось, какие из них спереди, какие сзади, какие толстые, какие тонкие.

Существуют три вещи, которых нужно избегать: когда стебли устремлены вверх, они должны передавать чувства, а не быть вытянутыми; когда стебли клонены, они полны живого движения и не выглядят так, будто они исмлены; когда стебли стелются горизонтально, они должны пересекать друг друга, но при этом пусть не кажется, что они подпирают один другой. Таков, Собственно, способ изображения стеблей.

Стебель по отношению к цветкам - то же, что конечности человека по отношению к его лицу. Лицо может быть прекрасным, но без конечностей разве можно представить законченным облик человека?!

Как писать цветы

Есть разные цветы - большие и маленькие, в полном цвету и раскрытые наполовину, расположенные высоко или низко, повернутые .лицевой или обратной стороной. И когда они растут вместе, нет абсолютно сходных цветов. Не поднимай их головки, если не можешь дать почувствовать их грациозность и прелесть. Не склоняй их, если не можешь сделать парящими. Не располагай их попарно, если не можешь передать разницу между ними; они не должны соединяться, как попало - композиция их должна быть строго продумана; они должны поднимать или склонять головки естественно, и, если они повернуты друг к другу, их взаимоотношения должны быть переданы в их пристальном взгляде. Все разнообразие их поз должно быть интересным.

Что касается самого цвета, то темное и светлое должны ясно ощущаться не только в группе цветов, в каждом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши Должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы будут изображены в соответствии с закономерностями их существа. У цветов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся _ Светлого. Цвет стеблей в пору увядания - блеклый, во время полного цветения - свежий, а до начала Цветения - темный. Цветы не должны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми Тонами, темные тона должны акцентироваться более светлыми. Это выделяет темные тона и создает картину, приятную для глаз.

Секрет изображения цветов

Цветы растут из чашечек, расположенных на ветвях, и господствуют над ними. Если часть цветов написана неудовлетворительно, ветви и цветки, изображенные правильно, не исправят дело. Прежде всего в цветах должна быть передана грациозность, потом уже ветвями и листьями до- полнишь очарование. Окраска цветов должна быть легкой и нежной, выявляющей. Их естественная красота должна казаться живой - вот-вот цветы заговорят. Так будут взволнованы сердца людей.

0/. ·~'1Y

Секрет изображения листьев

Там, где цветы, там, конечно, есть и листья. Листья необходимо изображать, соответственно прикрывая часть ствола или стебля, пусть они трепещут, подобно цветам, на ветру и под тяжестью росы. Когда цветки и листья правильно расположены и ясно выявлено соотношение тонов, тогда живопись растений лишена монотонности.

Рисование деревьев

лом к картине. В первом случае перспектива фронтальная, во втором - угловая

Надо знать особенности изображения деревьев, чтобы передать (правильно) в рисунке те или иные древесные породы, их пропорции, строение. При этом знание конструктивной основы _ взаимосвязь ствола и ветвей, особенности расположения листьев, плодов - поможет создать художественный образ, портретную характеристику дерева. Ель, сосна, береза, осина, дуб, рябина и другие деревья отличаются друг от друга. Даже каждое дерево одной породы имеет свой характер. Очень важно помнить, что дерево - это ЖИВОЙ организм, поэтому в своей жизни дерево переживает молодость, зрелость и старость.

Удивительные рисунки деревьев создал замечательный русский художник И.Шишкин. Могучие дубы, стройные сосны и тонкие березки прорисованы с особой тщательностью, при этом каждый набросок пронизан огромной любовью к природе.

Пластические взаимоотношения деревьев, разнообразных по форме, во многом определяют характер пейзажного мотива. Рисуя крону деревьев лиственных пород,

необходимо передать ее объемность, характер формы. В зависимости от различных условий освещения восприятие очертаний деревьев будет значительным образом меняться. При освещении сбоку одна половина дерева выглядит гораздо светлее другой, объемность его четко выделена. При контр- ажурном общении объемность пропадает, зато четко выявляется силуэт. Длина тени, падающей от дерева, ее расположение также зависят от времени дня, положения над горизонтом солнца.

Очень выразительны силуэты деревьев. Силуэт дерева значительным образом может измениться от сильного порыва ветра. Полезно выполнить не только линейные, тоновые, но и силуэтные изображения деревьев и кустарников. Кружево ветвей Создает неповторимые узоры на фоне Светлого неба. Структура сучьев лучше Выявляется у деревьев с облетев- Шей листвой. Ветви располагаются вокруг ствола, поэтому в рисунке необходимо учитывать их перспективные сокращения. Сложный узор Листвы можно нарисовать обобщен- но, без деталей, несколькими штрихами. Значительным образом облегчит восприятие очертаний дерева легкий прищур глаз.

Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему.

Рекомендуется выполнять как краткосрочные наброски, так и длительные рисунки деревьев различных пород и отдельных ветвей, стволов, корней. Для этого можно использовать карандаш, фломастер, перо или кисть, тушь, соус, сангину, уголь, гелиевую ручку, а также сочетание этих материалов. Рисовать лучше на бумаге разнообразных Цветовых оттенков, фактур, размеров и форматов.

Подходы к изображению деревьев также могут быть различными: реалистичным с точной передачей пропорций и светотени, конструктивным, выявляющим структуру взаимосвязи корней, ствола и ветвей, или абстрактным, позволяющим обобщить сложную форму кроны дерева до геометрических форм и беспредметных пятен.

Совершенно иной, опоэтизированный подход к изображению деревьев можно увидеть на рисунках японских и китайских художников.

Высказывания древних восточных мастеров помогают постигнуть некоторые секреты изображения деревьев.

Секрет изображения ветвей

Чтобы изобразить ветви, надо тщательно изучить их. Цветки и листья растут на ветвях - они дополняют друг друга. Подобно тому как у человека есть конечности и тело, так и у всех деревьев - корни и ветви. Ветви деревьев и древесных растений должны быть грубыми, у травянистых растений - противоположными.

Как писать кору стволов и стеблей

Еще более, чем цветы, различаются между собой стебли и стволы древесных и травянистых растений. При изображении коры персика или тутового дерева штрихи должны идти горизонтально, при изображении сосны и можжевельника - должны писаться подобно рыбьей чешуе. Кора кипариса должна быть бугристой; сизой и влажной выглядит кора старой сливы. Кора абрикоса должна быть красно-пурпурной. Стебель розы пусть будет гладким и блестящим, ствол граната - изогнутым и сухим, а камелии - зеленым и гладким.

Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воз- душной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы.

Каждый рисовальщик должен уметь изображать пейзаж. Выбрать вырази- тельные сельские и городские пейзажные мотивы не просто. Для этого можно использовать рамку-видоискатель. Постепенно можно сформировать умение находить в привычных пейзажах значимые для изображения картины.

После выбора пейзажного мотива следует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта или вынесение ее за пределы листа позволяет показать б6льшую часть земной поверхности.

В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверхностью небо образует купол, полусферу, а не плоскость, как может по казаться неопытному рисовальщику.

Это лучше подчеркнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. При этом ближние облака частично перекрывают дальние у линии горизонта. Кроме того, сами облака представляют собой не плоские контуры, а объемные объекты определенной структуры.

Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. В полдень солнце ос- вещает облака сверху, таким образом в их нижней части образуется тень, а на закате, наоборот, низкое солнце театрально освещает облака снизу, устраивая настоящий карнавал красок. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значительным образом Изменить впечатление. Очертания легких облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку.

Очень важно изучить процесс рисования отдельных элементов пейзажа. Для его оживления порой добавляют в рисунок облака, летящих птиц, отдельно стоящие деревья, кусты, фигурки людей или зверей.

С помощью этих деталей можно значительным образом изменить композицию, придать ей выразительность. Пасущееся на лугу стадо коров, скачущие по дороге кони, парящие в небе орлы могут стать не- обходимым акцентом в пейзаже.

Учебное рисование включает быстрые наброски пейзажа, его отдельных деталей, их более длительные зарисовки, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов.

Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Поэтому, чтобы передать зрительный образ, в рисунке допускают понимаемые всеми условности.

Например, ОТ быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого ее изображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил на перспективных сокращениях дороги, Столбов и домов. А в светотеневом изображении важно было показать игру Пятен света, Полутонов и теней. Яркое солнце усиливает световые контрасты.

Большой интерес при обучении технике рисунка представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архи-

t.'

ектурными сооружениями передают очарование русской старины. Эти ри- унки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения. Быстрые наброски фломастером фиксируют его.

Работа над длительным рисунком пейзажа начинается с композиционных скизов небольшого размера. Лучше использовать форматы, вытянутые по горизонтали и вертикали, прямоугольные, квадратные, а также разнообразные художественные материалы.

Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка, который начинается с линейного построения. На следующем этапе уточняют форму объектов, их пропорциональные соотношения, перспективные сокращения плоскостей, прорисовывают детали. Затем переходят 'к светотеневой проработке пейзажа.

последняя стадия заключается обычно в умении взглянуть на изображение целом, обобщить его.

В число учебных задач, решаемых пейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состояния природы или времени года.

Последовательность Рисования пейзажа

Рисование зверей и птиц

Рисовальщиков привлекают как домашние животные, птицы, так и дикие Представители животного мира. Интерес к ним с юных лет прививает любовь ко всему живому. Красота зверей и птиц их забота о потомстве воспитывают 00'

Чувстве к ним, считал известный художник-анималист В.А.Ватагин.

г Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемо-

о Животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от Среды обитания. Однако надо стремиться верно передать в рисунке не толь- анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, Образ. Анималистические рисунки известных мастеров изобразительного искусства полезно использовать при рисовании с натуры для того, чтобы рас- смотреть некоторые анатомические и конструктивные особенности, проанализировать средства художественной выразительности.

В процессе работы над изображением зверей и птиц решаются определенные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, точная передача пропорций, фактуры шерсти и др. Приобретений знаний и умений содействует развитию творчества.

Рисовать зверей и птиц МОЖНО в Природе, на птицеферме, в конюшне и зоопарке. За одно посещение зоопарка не стремитесь нарисовать сразу всех зверей. Лучше ограничить число Объектов и Внимательно понаблюдать за Ними Животное следует нарисовать в разных позах и поворотах, стараясь Уловить характерные особенности силуэта, пропорций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запечатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность сгибов шеи лебедя, необходимо их хорошо изучить. Полезно рисовать зверей и птиц по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных натуры. Размещение набросков на листе стараются продумать заранее. Если животное изменит позу, набросок можно оставить до следующего раза и приступить К новому на этом же листе. Незаконченные рисунки можно продолжить, когда движения будут повторяться. При выполненIIИ краткосрочных набросков не требуется тональная завершенность работы, подробная Прорисовка оперения и деталей. Необходимо быстро передать общее движение и пропорции основной Массы тела, то есть передать абрис и силуэт. Это развивает способность целостного Видения. для набросков Более всего подойдет линейно-конструктивная манера Русинка или рисование от пятна. их удобно Выполнить Гранитным карандашом, Фломастером, углем, мелками. Создайте коллекцию набросков домашних и диких Животных, птиц, нарисованных в разных ракурсах. Такая коллекция очень пригодится в дальнейшем для творческой работы над композицией.

Пушистость кошки хорошо передают короткие штрихи мягкими художественными материалами, а мелками, положенными плашмя, можно быстро нарисовать силуэт коровы или козы.

Для создания подробного образа животного выполняют длительные рисунки. При этом его форма строится на основе характерных конструктивных узлов и осей. Затем переходят к лепке формы тоном и проработке деталей. Длительные рисунки позволяют подробно проработать тональные отношения, передать фактуру шерсти, оперения, детали.

Изображение птиц и зверей требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяющие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность зверей и птиц. Можно выделить движения отдельных частей тела, движение на одном месте (садится, поднимается, вертится и др.), различные виды поступательных движений (шаг, бег, прыжки, полет и др.).

При изображении животных в движении необходимо обратить внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения. Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.

На примере лошади рассмотрим основные фазы ее движения. В процессе поступательного движения происходит перемещение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей, тело животного устремляется вперед, пере нося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В последующих фазах движения задние конечности вновь дадут толчок и т. д. Движения лошади отличаются особой пластичностью, изяществом и красотой. На одном листе можно выполнить несколько набросков. Чело- век успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого до- статочно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего зверя или полета птицы.

Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения, характеризующие определенные повадки зверей и птиц. Быстро движущиеся модели требуют от рисовальщика опыта и мастерства. Иногда на первой стадии рисунка можно воспользоваться хорошими фотографиями животных в естественных позах и во время движений.

Прекрасное задание, отвечающее учебным целям, - рисование конных статуй и других памятников или скульптурных изображений животных. Неподвижная натура значительным образом поможет начинающему рисовальщику. Произведения известных художников обладают большими выразительными возможностями и воспитывают эстетический вкус.

Рисуя, нужно стремиться передать характер, индивидуальные черты, создать художественный образ. В портретах зверей и птиц можно добиться изысканности и выразительности, постараться тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.

Остановимся несколько подробнее на некоторых особенностях изображения птиц. Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полета. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных

птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было пой- мать жертву; у цапли Длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечатление, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает наблюдательному рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.

Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова - окружность, тело - овал, крыло - треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Например, в наброске петуха его форма специально обобщена до геометрических объемов.

Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей - чучел птиц. Однако только наблюдение живой натуры научит передавать очарование пластики форм. Это усложняет учебную задачу, но делает ее более интересной. Вначале рекомендуется сделать несколько ознакомительных набросков какой-нибудь птицы в разных положениях, ее клюва, головы, лап, а затем уже выполнять длительный рисунок.

Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы птицы, необходимо определить ее движение и расположение на листе. Для правильной передачи движения можно провести вспомогательные линии вдоль большой формы натуры и наметить на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и ее частей.

Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют от- ношения больших масс и характер их формы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям. Кроме этого, надо проследить их положение в пространстве.

Далее следует уточнить на основе анатомического строения (черепа, позвоночного столба, грудной клетки, конечностей) характерные особенности птицы и конкретизировать расположение отдельных частей (головы, глаз, клюва, крыльев, хвоста, ног и др.). Для этого можно использовать учебные анатомические таблицы и схемы.

Завершают рисунок обобщением деталей, выявлением больших масс, характерных черт птицы, передачей фактуры оперения, обобщением деталей. Особенности учебного рисования птиц заключаются в том, что прикосновения карандаша к бумаге должны быть пронизаны искренним чувством и желанием создать живой образ. Приведем несколько высказываний из энциклопедии классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» (слово О Живописи из Сада с горчичное зерно»), чтобы вы про чувствовали поэзию Выполнений этого задания и его определенный философский смысл.

Несколько приемов письма кистью в рисунке птиц

Рисунок птиц начинают с длинного штриха, который должен передать верхнюю часть клюва. Потом делают короткий штрих - передают нижнюю часть клюва - и затем завершают весь клюв. Точки глаз располагают близко от того места, где клюв раскрывается. Потом рисуют голову, а потом перья, I1Рикрывающие спину, из которой вырастают два крыла. Сделав грудь, приступают к Искривленной линии брюшка, а потом уже рисуют хвост. В конце делают несколько штрихов, изображающих лапки и когти. Форма тела больlllИнства птиц похожа на яйцо.

~'-''<''- ...•. "

Секрет рисунка птиц

Писать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это большими полукруглыми, симметрично расположенными, то длинными, то короткими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоночника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти - они или схватили ветку, или распластаны.

Общий секрет изображения птиц - форма головы, хвоста, ног, прорисовка глаз, положение при полете, пении, питье или кормлении .

Нужно как следует знать общую форму птицы. Птицы рождаются из яйца, и их форма напоминает яйцо, к которому добавлены голова, хвост, крылья и лапы. Когда крылья расправлены, полет быстр и легок. Когда голова поднята, клюв открыт, кажется, будто птица поет, сидя на ветке. Когда же птица отдыхает на ветке, она твердо ставит лапки и сидит спокойно, беззвучно. А перед взлетом вздрагивает хвост, после чего птица взмывает ввысь. Если научишься изображать птиц с распростертыми крыльями, они будут казаться безостановочно прыгающими на ветвях. Вот, собственно, все, что касается внешних форм птиц. Но помимо передачи различных положений птиц еще есть способ изображения глаз, который особенно важен для выражения духовной сущности птицы. Поэтому необходимо научиться располагать и рисовать глаза, тогда вся форма будет истинной. Каждая деталь имеет собственную закономерность. Так только можно создать бессмертное творение.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Расскажите об особенностях изображения трав, цветов и ветвей.

2. На что нужно обращать внимание при рисовании деревьев летом и зимой?

  1. В какой последовательности необходимо выполнять рисунок пейзажа?

  2. Какие пропорциональны отношения определяют в рисунке птицы?

  3. С чего лучше начинать рисунок животного?

  1. Какие учебные задачи решаются при выполнении набросков зверей и птиц?

ПРАКТИЧЕСКИЕ Заедания

1. Нарисуйте с натуры отдельные овощи и фрукты, покажите три этапа построения.

2. Нарисуйте с натуры геометрические тела (гипс, дерево, картон): куб, цилиндр, конус, шар, пирамиду, призму.

а) Куб расположите под любым углом к вам, а также во фронтальном положении, при этом он должен находиться на разных уровнях по отношению к линии горизонта (выше, на уровне, ниже).

б) Цилиндр расположите под различными углами к линии горизонта. в) Шар изобразите в различных условиях освещения.

г) Пирамиду поставьте и положите под разными углами к линии гори- зонта .

д) Шестигранную призму расположите на разных уровнях по отношению к линии горизонта.

  1. Нарисуйте графитным карандашом кувшин или кринку.

  1. Зарисуйте на одном листе геометрические тела и предметы быта со «сквозной» прорисовкой конструкции. Составьте красивую композицию из 9-12 предметов, разнообразных по форме и пропорциям.

5. Выполните рисунки драпировок, закрепленных в одной, двух, трех точках и в большем количестве точек, опоры, а также разнообразно завязанных. Кроме штриховых рисунков скалок сделайте тоновые рисунки одних и тех же композиций (карандаш, перо и тушь, гелиевая ручка и др.).

  1. Нарисуйте гипсовый орнамент.

  2. Нарисуйте гипсовую розетку.

  1. Выполните рисунок натюрморта из геометрических тел, расположенных на разных уровнях .

9. Нарисуйте натюрморт из предметов быта и фруктов, сделайте три- четыре его композиционных эскиза. Наиболее удачную композицию используйте для выполнения длительного задания.

10. Нарисуйте натюрморт из трех-пяти предметов, разных по форме, размеру, материалу и фактуре, на Фоне Спокойных по цвету драпировок,

] 1. Выполните рисунок гипсовых слепков отдельных частей головы Дави-

да (глаз, нос, рот, ухо).

12, Нарисуйте гипсовые головы Антония, Дорифора, Диадумена, Сократа.

  1. Выполните рисунок модели черепа человека.

  1. Нарисуйте портрет молодого человека. Рядом с ним на одном листе изобразите гипсовую модель «обрубовки. головы, чтобы лучше почувствовать ее общую форму. Модель расположите в повороте три четверти.

15. Нарисуйте портрет женщины в фас и в профиль.

]6. Нарисуйте стоящую фигуру пожилого мужчины.

  1. Изобразите женщину, сидящую на стуле.

  2. Нарисуйте по памяти и воображению Фигуру человека какой-нибудь

профессии в движении. _

19. Составьте альбом набросков и зарисовок головы и фигуры человека в Различных ракурсах и движениях.

  1. Сделайте зарисовки с натуры различных трав, цветов и ветвей.

  2. Нарисуйте деревья разных пород зимой, когда их форма видна наиболее отчетливо, и летом, когда они покрыты листвой.

22. Разнообразными художественными материалами нарисуйте серию городских и сельских пейзажей в условиях различного освещения. Постарайтесь передать красоту природы всех времен года.

23. Выполните наброски городов, делая акцент на различных архитектурных сооружениях. Рисовать можно палочкой и тушью, фломастером, гелиевой или шариковой ручкой с учетом тональных отношений.

  1. Выполните наброски и зарисовки диких животных в зоопарке.

  2. Выполните наброски и зарисовки домашних животных.

studfiles.net

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки" разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

Зарисовки цветов

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рис. 12

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения (рис. 12).

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Практические задания

1. Вспомните, почему зарисовки растительных форм имеют практическое значение.

2. Нарисуйте в альбоме заинтересовавшие вас листья и цветы.



infopedia.su

Урок Зарисовки с натуры растительных форм

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Детская художественная школа имени И.П. Тимошенко» ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету «Рисунок» Раздел : «Изучение способов изображения растительных форм» Тема: «Зарисовки растительных форм с натуры»

Автор: преподаватель МБУ ДО ДХШ им. И.П. Тимошенко Печенова Т.В. г.о. Сырань2016 г.Раздел : «Изучение способов изображения растительных форм» Тема: «Зарисовки растительных форм с натуры» Цели урока: Углубить и расширить с помощью дидактических средств, практического занятия знания и умения по теме «Зарисовки растительных форм с натуры». Задачи урока: Образовательные: знакомство с основами рисования растительных форм. Развивающие: развитие творческого воображения, художественного вкуса. Развитие образного, абстрактного мышление. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к природе, через изучение природных форм. Оборудование: Для учителя: Наглядный материал. ТСО: компьютер, ДВД. Аудивизуальные средства обучения: презентация. Для учащихся: Бумага Ф А3, карандаш, стерка, тушь, акварель, кисти. Предварительная подготовка: создание преподавателем презентации по теме урока, подбор наглядного материала. Технологическая карта урока. Тема урока, его место в целом программы: «Зарисовки растительных форм с натуры»- один из уроков раздела «Изучение способов изображения растительных форм» предмета «Рисунок» (2 год обучения) дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «ДПТ» для Детской художественной школы (5 лет обучении. Возраст детей 10-17 лет). План урока (45 мин): I. Организационный момент – 1 мин; II. Сообщение темы урока, целей- 1 мин; III. Повторение пройденного материала – 2 мин; IV. Введение в тему: объяснение выполнения практической работы - 11 мин; V. Углубление знаний по теме урока: практическая работа -28 мин; VI. Задание на дом - 2 мин; VII. Заключительное слово учителя. Планируемые результаты изучения материала: выявление уровня усвоения знаний по данной теме, дальнейшее формирование умения анализировать природные формы, оценивать их художественные особенности ; дальнейшее воспитание художественно-эстетического вкуса Методы обучения и формы организации учебной деятельности: Методы обучения: словесный, наглядный. На уроке используется фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся. Основные понятия и термины: зарисовка, набросок, линия, тон, пятно, силуэт, линейный набросок, тоновое решение, решение графической зарисовки с помощью пятна, стилизация, декоративное решение.Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку. II. Сообщение темы, целей урока. III. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос учащихся. Повторение понятий линейный набросок, зарисовка, тоновое решение, решение графической зарисовки с помощью пятна, материалы необходимые для выполнения зарисовок. IV. Введение в тему: объяснение выполнения практической работы. С древних времен художники обращались к рисованию растений. Замечательны зарисовки художников эпохи Возрождения (например, Леонардо да Винчи (Рис. 1-3) и Альбрехта Дюрера (Рис 4,5)) и более поздних времен. Большого мастерства рисования растений достигли художники Китая (Рис.6,7). Среди русских художников хочется выделить Ивана Ивановича Шишкина.

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Рис. 4 Рис.5

Ри.6 Рис.7 Ведь зарисовки растений- это прекрасный материал для тренировки наблюдательности, памяти, учебных навыков и , главное, развивает способность анализировать натуру. Для зарисовок растений и цветов можно применять различные графические средства. Это могут быть карандаш, фломастер, кисть, палочка, перо. В качестве краски можно использовать черную, коричневую или любого другого цвета (по замыслу) темперу или гуашь, тушь. Кисти небольших размеров дают хорошую «живую» линию, разнообразную по ширине и тону. В процессе работы для большей выразительности изображения можно применять комбинированную (смешанную) технику. В этом случае используются разнообразные материалы. Сегодня мы с вами будем рисовать растения двумя способами: 1. линейно-конструктивная зарисовка карандашом с частичной проработкой тоном; 2.зарисовка, выполненная акварелью. Перед вами три группы растений. Надо выбрать две. Изображение должно быть скомпоновано на листе, определены пропорции, найдена пластическая взаимосвязь форм. Каждый цветок, каждое растение имеют свой только им присущий образ. Поэтому необходимо точно подобрать и применить при изображении графические средства и продумать композицию листа. Растение необходимо внимательно рассмотреть и разобрать на отдельные составляющие. Уделить внимание деталям. В рисунках, исполняемых карандашом, идет привыкание к необычным пропорциям, анализ структуры растения. Чаще всего изображения выполняются линией или линией и штрихом. (Рис. 8,9 ).

Рис. 8. Рис. 9. В рисунках, выполняемых акварелью важен силуэт растения. Силуэт (изображение) – это некоторый образ трехмерной формы, в котором изобразительная характеристика ее объемности сведена до определенного минимума. Силуэтные изображения дают обобщенные представления о предметах, абстрагируемые от объемности. В них проявляется орнаментальность и декоративность. ( Рис. 10-11) Большого мастерства в таких работах достигли художники Китая. Поэтому сейчас, перед тем как начать рисовать, мы посмотрим короткий фильм на эту тему.

Рис 10. Рис. 11. Рис. 12. Работа ваша носит характер кратковременной зарисовки. Кратковременные зарисовки не требуют тщательной прорисовки, подробной детализации. Исполненные «на едином дыхании», «по чувству», они несут в себе непосредственность восприятия натуры. V. Углубление знаний по теме урока: практическая работа -21 мин; VI. Задание на дом. Дома нужно выполнить зарисовку любого растения с натуры (фА4, карандаш), а затем, на основе сделанной зарисовки, выполнить графическое орнаментально- стилизованные изображение. Например (Рис. 13, рис 14).

Рис. 13 рис. 14 Художественное обобщение натурной формы, графической переработки может переходить границы узнаваемости реального объекта или оставаться в этих пределах. Оно идет: целиком с натуры, частично с натуры, по памяти. Но в вашем случае, нужно остаться в пределах узнаваемости реального объекта. В работе необходимо сочетать пятно и линию, чтобы добиться отличных ритмических и пластических характеристик. VII. Заключительное слово учителя. Учитель благодарит ребят за работу на уроке, прощается в ними. Список используемой литературы и интернет ресурсов: 1. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» Москва, 2000г., 214с.; 2. Никодеми Г.Б. Рисунок, школа рисунка. М: Эксмо, 2002г, 389 с; 3. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. М.: Феникс, 2005г.; 4. Шорохов Е В. Основы композиции. М.: Просвещение 1979г.; 5.Якушева М.С. «Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму» Москва, 2009г ;6.http://dic.academic.ru; 7.http://metodkabinet.eu. ПРИЛОЖНЕНИЕ

Рис 1-3. На уроке

Рис.4 Работа Романовой Карины Рис.5 Работа Володиной Светланы

Рис. 6 Работа Борзуновой Ирины.

Рис. 7 Работа Солощевой Александры Рис 4-7 Работы учеников

Приложенные файлы

  • docxrisuem4Размер файла: 4 MB Загрузок: 8

educontest.net

osnovi_risunka

Большой и глубокий мир растительности природа создавала десятки миллионов лет, вырабатывая целесообразное строение каждого вида применительно к окружающей среде. Поэтому растительные формы пленяют нас своим изяществом, ибо в них естественная эволюция (процесс изменения, развития) изъяла все не относящееся к существу вида, т.е. все «лишнее».

Природа «гениально» подбирала краски, сотворив мириады необыкновенно красивых оттенков цвета. Это неисчислимое сочетание оттенков и нюансов (едва заметных переходов, тонких различий в чем-либо) невозможно передать в живописи, их можно, и то при наличии глубоких эстетических переживаний, охватить только непосредственным зрительным восприятием.

В мире много цветов и растений, и почти все они прекрасны. Чтобы создавать эскизы декоративного украшения изделий с использованием растительных элементов, необходимо делать много зарисовок разных цветов и листьев. Практическое освоение форм и причудливых композиций, сотворенных природой, неминуемо приводит к знанию отдельных видов растений, творчески обогащая мастера в области декоративно-прикладного искусства. Следовательно, вам необходимо использовать все возможности усвоения такого благодатного для творчества материала, каким являются растительные формы Земли.

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки" разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

Зарисовки цветов

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рис. 12

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения (рис. 12).

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Практические задания

1. Вспомните, почему зарисовки растительных форм имеют практическое значение.

2. Нарисуйте в альбоме заинтересовавшие вас листья и цветы.

Рисование с натуры каркасных геометрических тел

Понятие о пропорциях предметов

Любое правдивое изображение какого-либо предмета передает в рисунке или картине его основные, характерные признаки, понятные зрителю.

Если задать себе вопрос, по каким внешним особенностям зритель узнает изображение, долго искать ответ на него не придется. Каждому из нас понятно, что «узнавание» изображения происходит благодаря переданным художником в произведении именно основным, характерным признакам предметов или явлений. Безусловно, такой передаче признаков способствуют многие факторы реалистического изображения: перспективные построения, светотеневые отношения, фактура поверхности и т.д.

Что же такое признаки предмета? Это свойства предмета, его приметы. На языке изобразительного искусства отличительные черты объектов рисования называются пропорциями и конструкцией.

Пропорции (лат. proportio — соразмерность) — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

Конструкция (лат. constructio — оставление, построение) — строение, взаимное расположение частей предмета, структура его формы.

Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали, части должны взаимно соответствовать друг другу.

Итак, в окружающем нас мире все предметы характеризуются не только конструктивным строением, но и размерами. Возьмем, например, садовую лейку — предмет сложной комбинированной формы с неполной симметрией частей (рис. 13). При рисовании лейки с натуры важно увидеть, что две ее части — трубка и ручка — расположены в одной вертикальной плоскости, проходящей через ось симметрии цилиндрического корпуса, и тогда в зависимости от поворота модели не будет допущена ошибка при построении изображения. Одновременно рисовальщик обязан следить за соотношением основных величин предмета — его высотой и шириной, определяя их на глаз.

Натурные постановки из двух и более предметов заставляют рисовальщика учитывать пропорциональные отношения между ними. Например, при рисовании с натуры цветущих комнатных растений (возьмем кактус опунция и бегонию крупнолистную) из-за различных размеров внимание рисующего непременно сосредоточивается на их соотношениях, а при построении рисунка — на своеобразной композиционно-пластической и конструктивной выразительности. На этой основе образуются представления о натуре, организовываются в изображении ее объемно-пространственные свойства, пропорциональность, пластичность.

Рис. 13

Грамотный рисунок — это прежде всего изображение пропорций предмета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натуральную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до натуры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.

Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.

Но пропорции есть не только в соотношении величин предмета. В каждом светотеневом рисунке нужно передать еще и пропорциональные натуре отношения в тоне. Известно, что правдивого изображения натурной постановки рисовальщик достигает на основе передачи как раз взаимных отношений по светлоте. Вы уже знаете, что самая светлая на предмете в натуре часть или точка во много раз светлее самой белой бумаги, не говоря уже о карандаше, не способном проложить темного пятна, адекватного пятну в натуре. Что же должен делать в этом случае рисовальщик? Правдивости в тоне добиваются выдержанностью в рисунке тонального масштаба. 

Пропорциональных натуре отношений достигают благодаря учету белизны бумаги и кроющей силе карандаша. А за основу таких отношений берут, например, блик и самое темное пятно в тени, сравнивая в рисунке с ними все остальные градации светотени. Умелое владение тоном завершает правдивую передачу натурной постановки.

При изложении понятия о пропорциях предметов нужно подробнее остановиться на так называемом «золотом сечении». Сведения о нем восходят ко времени расцвета античной культуры и упоминаются в трудах великих древнегреческих мыслителей Пифагора, Платона, Евклида. До сих пор считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход в VI в. до н.э. философ и математик Пифагор, позаимствовавший, вероятно, знание его у египтян и вавилонян, широко применявших это красивое пропорциональное соотношение величин при создании пирамид, храмов, рельефов, пальметок. Волею судьбы Пифагор посетил землю фараонов, где увидел нечто его глубоко поразившее, затем был пленен персами, от которых попал в Вавилон. Тамошние жрецы помогли любознательному греку изучить теорию чисел, музыку, философию. Вернувшись в зрелом возрасте на родину, Пифагор основал в городе Кротоне общество математиков и философов, занимавшихся не только геометрией и наукой мудрости, но и теорией музыки. Пифагор открыл знаменитое математическое соотношение: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Если Пифагор позаимствовал золотую пропорцию у египтян, то последние, вероятно, переняли ее у более древних предшественников, о которых мы уже, к сожалению, никогда не узнаем. Древний мир загадочен, и вот новые доказательства этого: при археологических раскопках палеолитической стоянки на реке Ангаре в Сибири была найдена пластинка из бивня мамонта с рисунком-календарем на ее поверхности. Удивляют размеры пластинки (13,6*8,2 см), с точностью до 1 мм отвечающие золотой пропорции. Возможно это случайность, но впечатляющая. Как тут не подумать о том, что законы красоты — в соизмеримости формы: эта пластинка для человека эпохи позднего каменного века только в таком соотношении сторон была приемлемой. Наш далекий предок, конечно, не мог знать о закономерностях зрительного восприятия и эмоционального воздействия вещи. Интуитивное познание мира привело человека, жившего 15 тысяч лет назад, к неожиданному для современной науки результату. Почему же тогда подобные пропорции выдерживались в разных других предметах и изображениях, найденных археологами?

Например, пропорции «золотого сечения» обнаружены в некоторых первобытных фресках пещер Франции, Испании и Швейцарии, в наскальных рисунках близ села Шишкино на реке Лене. Все это было бы странным, если бы не оказалось закономерным: наблюдательность человека подсказала ему эту пропорцию на основе природных проявлений данного соотношения. Поистине «божественная» назвал эту пропорцию современник великого Леонардо да Винчи монах-математик Лука Пачоли. И вообще, вся история учения о пропорциях связана с поисками теории гармонии и красоты. Античная эстетика и эстетика Ренессанса искали законы красоты в соотношениях отдельных частей и целого. Эти соотношения в формах предметов дают симметрия и золотая пропорция. Пропорции золотого сечения» и симметрия позволяют бесконечно разнообразить композиционные построения в произведениях искусства всех родов и видов.

Математики разных веков объяснили, изучили и глубоко проанализировали золотую пропорцию. Из пропорции вытекает, что если высоту или длину формата бумаги, картины разделить на 100 частей, то больший отрезок «золотого сечения» равен 62 частям, а меньший — 38. Эти три величины — целое, больший отрезок, меньший отрезок — позволяют построить нисходящий ряд отрезков: 100 — 62 = 38; 62 — 38 = 24; 38 — 24 = 14; 24 — 14 = 10. Значит, для художника числа 100, 62, 38, 24, 14, 10 являются рядом величин «золотого сечения», выраженных арифметически. Достаточно убедиться в этом при анализе, например, любого произведения Рафаэля: здесь все подчинено бесконечному разнообразию чисел золотого деления. Рафаэль, возможно, в процессе создания своих композиций использовал циркуль-измеритель, изготовленный из двух деревянных планок и скрепленный одной осью, находящейся на линии «золотого сечения» (62, 38). При работе этого циркуля длинные и короткие концы все время дают требуемое соотношение пропорциональных отрезков.

Благодаря повторению равных, чередованию равных и неравных величин в пропорциях «золотого сечения» в рисунке или картине создастся определенный ритмический строй, втягивающий зрителя в рассматривание изображения. О картинах Рафаэля убедительно сказал выдающийся художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: «К Рафаэлю... приходишь как на отдых. Эта нежная ясность, детская гениальная шаловливость с цветом и формой, то беззаботно жизнерадостная, то задумчивая и грустная...— она обезоруживает вас, распускает напряженные мускулы. Как совершенный в своих силах, Рафаэль не боится... композиционных канонов».

Но если даже. Рафаэль повторял и чередовал все величины в золотой пропорции лишь благодаря гениальному композиционному чутью и интуиции, то остается констатировать, что так устроила единство мозга и глаза человека сама природа, которая к тому же как бы приложила «божественную» пропорцию к себе самой.

Итальянский математик Леонардо из города Пизы, более известный под прозвищем Фибоначчи (сын Боначчи), в 1202 г. написал математический труд под названием «Книга об абаке» (абакой называли счетную доску), в котором собрал все известные тогдашним любителям счета задачи. Там, например, одна задача была связана с вопросом «Сколько пар кроликов в один год от одной пары рождается?» Поразмыслив на тему кроликов, Фибоначчи выстроил знаменитый ряд цифр: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 277, 610 и т.д. Особенность этого ряда такова, что каждый его член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих: 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13; 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34; 21 + 34 = 55; 34 + 55 = 89 и т.д. (Это отношение же чисел ряда Фибоначчи все больше и больше приближается к отношению «золотого сечения» (21 : 34 = 0,617; 34 : 55 = 0,618). Таким образом, суммы, полученные Леонардо Фибоначчи, примечательны тем, что отношение рядом расположенных чисел в пределе стремится к золотой пропорции. Что касается ряда Фибоначчи в качестве задачи, то она оказала косвенное влияние на исследователей растительного и животного мира, приходивших в конце концов к этому ряду как арифметическому выражению закона золотого деления.

Альбрехт Дюрер разработал способ геометрического деления отрезка прямой по «золотому сечению»: ВС = ½ АВ; CD=BC(рис. 14)

Рис. 14

Советский художник А. Н. Лаптев в 1954 г. написал в сборнике «Вопросы изобразительного искусства» статью «Некоторые вопросы композиции» и в ней, в частности, говорилось: «...Хочу упомянуть о давно известном, особенно в классическом искусстве, законе пропорций «золотого сечения». В силу некоторого свойства нашего зрительного восприятия эти пропорции (примерно 6 к 4) являются наиболее гармоническими и наиболее отвечающими общему понятию красоты и наиболее часто употребляемыми» (М., 1954. С. 66 — 67).

При изложении о пропорциях в рисовании с натуры какого-либо предмета нужно подчеркнуть, что точность определения соразмерных величин зависит от того, как развит глазомер рисующего. Глазомер развивается у каждого при условии систематических занятий изобразительной деятельностью.

Построение каркасов куба, призмы, цилиндра, конуса

Рисование каркасов геометрических тел — это передача пространственного положения, предмета на плоскости листа бумаги. Пространственное положение предмета в натуре представляет собой определенно выраженный объем, поскольку тело заполняет часть пространства. 

Вы уже знаете, что нарисовать подобие предмета или группы предметов, имеющих определенно выраженные объемы, на плоском листе бумаги невозможно без специальных знаний. Специальные знания приходят к тому, кто всерьез занялся изучением основ рисования, кто учится уметь видеть окружающий мир со всеми его предметами и явлениями.

Человека, не ознакомленного с принципами рисования, оставит равнодушным любая натурная постановка. Если ему предложить нарисовать уходящую в глубину прямую дорогу, он непременно набросает на бумаге пару сближающихся кверху, однообразных на всем протяжении от нижнего до верхнего края листа линий и не подумает даже, правильно или нет это сделано.

Итак, новое упражнение будет таким, где вам нужно передать какую-то протяженность предмета в глубину, показать его по высоте и длине (или ширине). Выходит, что предмет следует нарисовать так, чтобы в изображении он производил впечатление трехмерного (объемного). Добиться в рисунке впечатления трехмерности изображенного предмета как раз и является основной задачей рисования. Как среди всех геометрических фигур самую понятную по очертаниям форму имеет квадрат, так среди геометрических тел — куб, форма которого образуется квадратами граней, сходящимися под прямыми углами друг к другу. Ребра граней тоже сходятся у куба под прямыми углами. Если куб специально не расположить так, чтобы была видна только одна квадратная грань, все остальные его положения будут угловыми. Эти положения куба в пространстве обязательно выявят перспективные закономерности. Здесь вступает в свои права та трудность в рисовании, которую преодолевают с помощью специальных знаний о закономерностях перспективы.

Рис. 15

Чтобы проследить данные закономерности на примере самого понятного по форме геометрического тела, выполним рисунок каркаса куба (рис. 15).

Каркас куба изготовить легко, а польза от наблюдения и анализа его формы и тем более рисования несомненна. На примере каркаса практически знакомятся с понятием «конструкция предметной формы». Следовательно, видя куб «прозрачным», «насквозь», мы воочию убеждаемся в изменениях его объема под воздействием пространственных закономерностей, т.е. перспективных сокращений. С другой стороны, каркас куба показывает нам только границы его общей формы. Заключение любого объемного тела внутри определенных границ (очертаний) со всеми присущими ему характерными признаками составляет конструктивную основу формы предмета.

Геометрические тела настолько универсальны и логичны по своей структуре, что человеческая мысль соизмерила их с математическими категориями, выведя обоснование всех объемов в ранг уникальных. Все имеющиеся на свете живые и искусственные формы представляют собой разнообразные сочетания геометрических объемов.

Итак, конструкция куба означает действительное строение формы этого геометрического тела. Именно куб по праву является первым предметом, по которому вы учитесь передавать на бумаге определенно выраженный объем.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта