Группа ЯКРУНА презентовала дебютный альбом «Зеленая улица». Якруна растение
«Амазонская одиссея» в поисках Священного Грааля, или почему иногда 2x2=5 и это нормально — Реальное время
Состоялся интернет- и DVD-релиз заваленной премиями колумбийско-венесуэльско-аргентинской ленты об «амазонской одиссее» 1900-1940-х, одного из самых удивительных кинематографических произведений за последние годы. Основанная на реальных дневниках исследователей исчезающих индейских племен, лента рассказывает о поисках таинственного растения «якруна», своего рода Эльдорадо и Священного Грааля. «Якруну» ищут «белые» – немец и американец, и шаман, который считает, что реальность его народа, богов, снов и мифов не менее, а то и более реальнее, чем реальность нашего западного мира. Обозреватель «Реального времени» увидел в кино прекрасную метафору о нежелательности вмешательства «прогрессивных» обществ в общества якобы «непрогрессивные», где почему-то считают, что 2x2=5 это нормально. Хотя бы потому, что 2x2=5 – это иногда прекрасно и имеет право на жизнь.
«Объятия змеи» (El Abrazo de la Serpiente, 2015) Чиро Гуэрры
Кино любопытно уже на уровне синопсиса: оно не документально, но снято по реальным дневникам исследователей, немца Теодора Кох-Грюнберга и американца Ричарда Эванса Шултса. Первый путешествовал по Амазонии в самом начале XX века – в 1909 году, умер в 1924 году там же, его помощник переслал дневники в Германию, где они и были изданы. Второй – почти наш современник, был в Амазонии по следам Теодора – в 1940-м, умер не так давно, в 2001-м. Дневники эти поразительны по содержанию, и кино от этого кажется еще более магическим и непостижимым. С самого начала нам показывают сердитого молодого индейца Карамакате (шаман из вымершего племени – их истребили белые колумбийские «каучуковые бароны»). Он собирается убить двоих в лодке, приближающейся к берегу: в ней индеец другого племени («предатель», одевающийся по-западному и не сражаюшийся с «белыми» до смерти) и немецкий исследователь Теодор. Теодор болен, другие шаманы посоветовали ему обратиться к Карамакате, который только и мог бы ему помочь. После того, как Теодор заверяет шамана, что его племя не вымерло полностью и он готов отвезти его к сородичам, шаман снимает с немца побочные болезненные эффекты, обещая вылечить окончательно. Но сможет он это сделать, если только они найдут загадочное растение «якруна». Все трое отправляются по Амазонке в путь.
Затем нам показывают другого «белого», американца, 30 лет спустя интересующегося, как подсказывает нам Википедия, галлюциногенами (а какой «кастанеда» в XX веке не интересовался мескалином и пейотлем?). Эванс, будущий соавтор Альберта Хоффмана, открывшего ЛСД, в 1940 году прибыл в джунгли, прочитав старые дневники Теодора, где упоминалась «якруна». Он нашел Карамакате, но тот уже глубокий старик, который мало что помнит. «Я всю жизнь занимаюсь растениями», — говорит «белый» индейцу вместе приветствия. «Это самое здравое, что я слышал от «белых», — отвечает шаман. «Белый» предлагает шаману деньги, если тот отведет его к месту произрастания загадочной «якруны» (якобы панацеи). Шаман смеется: «Муравьи любят деньги. Я – нет. Они не кажутся мне вкусными». Тогда «белый» предлагает ему листья коки (тоже своего рода деньги: у инков они использовались в качестве торгового эквивалента), но Карамакате стар настолько, что уже не помнит, как правильно их готовить! И Эванс великодушно готовит коку на костре. Карамакате плачет: совсем ничего не умеет. Говорит, что забыл и путь к «якруне», и предлагает самому Эвансу найти «якруну» при помощи Карамакате. Американец замечает на камнях рядом с домом шамана странный рисунок, похожий на карту, и решает, что эта карта местонахождения «якруны». «Не карта ли это? Не Карамакате ли нарисовал ее?» Карамакате не помнит. «Камни говорили со мной, отвечали на мои вопросы, потом линия прервалась и воспоминания ушли… Теперь я пустой. Чулачаки!». Теперь Карамакате вновь садится на лодку, и они с Эвансом пускаются в одиссею по водам величественной Амазонки.
Путем хитрого и завораживающего внутрикадрового (и не только) монтажа кино меняет время действия, показывая то первую, то вторую одиссею. Карамакате молодой, Карамакате старик. Карамакате просит сбросить с лодки чемоданы немца, иначе она потонет; Карамакате просит разгрузить лодку американца. Только Амазонка все та же, неизменная, пугающая и прекрасная. Фильм снят в черно-белом изображении, за что некоторые зрители предъявляют претензии: мол, чудные цвета Амазонии оказались принесены в жертву необязательному эстетству. Но надо отдать должное, с визуальной точки зрения «Объятия змеи» – настоящая кинематографическая драгоценность: так Амазонию, кажется, не снимал никто.
В фильме есть и магические сны, связывающие белых и индейцев, и снящаяся во сне карта-рисунок, и споры о том, как правильно передавать знания, и потребление разных психогаллюциногенных напитков, которые, как живые, как боги, как демоны, умеют открывать сознания только безгрешных – на остальных «дух лианы» не действует. «Якруна» в случае обоих «одиссей» – с одной стороны, всего лишь повод, макгаффин, триггер путешествий. Но одновременно и аналог «голубого цветка» немецких романтиков и Священного Грааля средневековых рыцарей. Которые даются и открываются, как мы знаем, только избранным – «парсифалям», святым, прозревшим.
Сложно избавиться современному зрителю от аллюзий к лентам Вернера Херцога о «белом безумии» (в частности, к «Агирре, гнев Божий» об испанской экспедиции 1560-1561 годов в поисках Эльдорадо и «Фицкарральдо» о конфликте мании величия «белого» с менталитетом индейцев). К «Апокалипсису» Мела Гибсона и «Апокалипсису» Фрэнсиса Форда Копполы. Так, например, в «Объятиях змеи» американец привез в Амазонию граммофон: «музыка меня утешает». Выкинув за борт по просьбе шамана все остальное, он оставляет только его, зачаровывая себя и индейца бетховенскими гармониями, ночью на берегу Амазонки им кажется, что их уносит в ускользающий потусторонний мир. Сразу вспоминается финальная сцена «Фицкарральдо», где герой Клауса Кински утешает себя музыкой на граммофоне. Но в пользу нового фильма говорят аутентичные дневники, написанные задолго до известных нам лент реальными «белыми», а не выдуманными ницшеанскими гордецами.
Отношения между индейцами и «белыми» так же конфликтны, как и во времена гибсоновского «Апокалипсиса», даром, что на дворе XX век. На каучуковых плантациях могилы замученных индейцев, в джунглях промышляют безжалостные «каучуковые бароны», работникам на плантациях отрубают руки. Но почти ничего из этого в кадре мы не увидим: сама картинка происходящего в начале века складывается у нас постепенно. От параллелей с «Апокалипсисом сегодня» тоже не уйти. И эти параллели сногсшибательны! Замечательно то, что, если верить дневникам немца и американца, тут ничего не придумано: все так и было. Даже если предположить, что кто-то из исследователей нафантазировал, ведь тогда и сами фантазии сходятся!
Судите сами. В начале XX века одиссея из трех человек причаливает к берегу, прибывая в одно из амазонских поселений, где их встречает капуцин-монах с ружьем: поселение оказывается «Миссией святого Антония Падуанского». Здесь, к неудовольствию Карамакате и индейца-помощника немца, монах воспитывает индейских детей в католических ценностях (и запрещает им говорить на родном языке). Священник, конечно, малоприятный, но, во-первых, все-таки пустил поужинать наших героев. Во-вторых, он не украл детей для миссии, а напротив, спас сирот, оставшихся после резни племен, устроенной бандитами-плантаторами. Но Карамакате, разъярившись в ответ на реплики монаха о том, что индейские верования от дьявола и вообще в Амазонии сплошь каннибалы, пошел и приготовил индейским ребятишкам какую-то шаманскую еду, назвав католиков сумасшедшими, которые «едят своего Бога!» (см. Евхаристия). Вечером монах наказывает детей поркой, привязывая их к столбу (справедливости ради, пороли в «Европах» и белых детей). Индеец-помощник, не стерпев детских криков… убивает монаха. В итоге, несмотря на протесты немца, наши герои оставляют детей одних на произвол судьбы (или «духа лианы»), отправляясь дальше на поиски «якруны». Спрашивается, кто тут более виноват? Кажется, ответ очевиден, но есть, конечно, разные мнения.
Но это еще не все! В 1940 году американец со стареньким Карамакате прибывают на то же место, следуя маршруту 1909 года. И находят там детишек, выросших в монахов-индейцев, ставшими в итоге фанатиками под руководством новоявленного Мессии, похожего на Христа, и, очевидно, колумбийца по происхождению. Он – местный Савонарола. Индейцы на коленях ходят вокруг монастыря, каются, бьют себя плетьми. В случае неповиновения им предлагается убить себя. Грешников распинают заживо. Нашим героям грозило последнее, но в силу того, что их приняли за волхвов (!), а шаман «освятил» варево Мессии шаманскими галлюциногенами, «монастырь» сходит с ума. Мессия кричит монахам-последователям, предлагая себя: «Ешьте, это тело Бога!» И монахи, конечно, Мессию, больше похожего на полковника Курца, сожрали. Заживо. В ответ на обвинение американца в отравлении индейцев Карамакате пожимает плечами: «Это Маку, они не рождены от анаконды. Они не совсем люди». «Ты говоришь как каучуковый барон», — с презрением бросает ему Эванс.
Действительно, случившееся (даже если американец немного пофантазировал) оказалось блестящей метафорой. Налицо маленький социум, живший по своим правилам (вам они не нравятся? – но так вы там и не живете!). Да, он создан вмешательством «белых», это печально. Но вот в социум приходят чужие люди и разрушают его. 30 лет спустя перед нами социум с еще более чудовищными, по нашим меркам, правилами. Ну как же его не переделать, аж руки чешутся! Результат вмешательства извне – каннибализм. У большинства сторонников социального прогресса взгляд на историю как на некую Вавилонскую башню, где люди на 526-м этаже, попивая мартини, сплевывают на «ненормальное общество», жившее когда-то на 6-м этаже (хотя даже по форме получается, что без 6-го этажа не было бы и 526-го), или на «ненормальное общество», живущее в одно время с жителями 526-го этажа – на 524-м. Но не исключено, что история – это не вертикальный процесс (прогресс), а горизонтальный. Как амазонские джунгли.
История – жуткий, но и прекрасный лабиринт, где общества разного рода кружатся сотни и тысячи лет, перекрикиваясь друг с другом, вступая в войны и строя свои маленькие системы в поисках золотого века, идеального государства и царствия небесного на земле. В поисках Эльдорадо! Какие-то участки лабиринта, казалось бы, давно покинутые и поросшие мхом, вновь оказываются полны посетителей, чьи историки и политики утверждали, что этот этап был пройден давным-давно. «Что же мы тогда тут делаем, — спрашивают удивленно жители этого участка, — и как мы сюда попали?». Где-то относительно лучшие условия (детей не бьют, руки не отрубают), где-то худшие, но в целом все равны хотя бы в отношении пресловутого счастья/несчастья. Как справедливо писал когда-то Константин Леонтьев: «Статистики нет никакой для субъективного блаженства отдельных лиц; никто не знает, при каком правлении люди живут приятнее». Но, конечно, высокие стены лабиринта не позволяют утверждать этого с полным на то основанием: каждому обществу хочется быть лучшим, чем иные. Общества в настоящем кажутся себе лучше (прогрессивнее!), чем «дикие» общества прошлого. «Обществам прошлого» возразить на это нечего, ибо они превратились в косточки, а то и костяную пыль под ногами современных толп, кружащих по тем же коридорам, но надменно уверенных в своем превосходстве.
Надменность и уверенность в превосходстве в «Объятиях змеи» олицетворены западными исследователями, которые, спасибо, что не с оружием в руках, пришли насаждать свои ценности (с оружием здесь уже побывали их предки). Показательны два эпизода. В первом старенький Карамакате спрашивает у американца, сколько берегов у Амазонки. Ответ: два. «Откуда ты знаешь?» — «Вот один, а вон другой. Один плюс один равно два» — «Откуда ты это знаешь?» — «Потому что это так! Один плюс один равно два». — «Ошибаешься. У этой реки три, пять, тысяча берегов. Дети это понимают, а ты нет. Река – это ребенок анаконды. Мы узнали это в наших снах, но это правда. И она намного реальнее вашей «реальности». Американец лезет в карман за картой, индеец вырывает ее из рук и выкидывает в кусты: «Что ты видишь? Мир такой огромный. Но ты выбрал видеть только это. Мир говорит. А я просто умею слушать». И предлагает послушать хотя бы музыку предков «белых», то есть Бетховена, которая и укажет путь к таинственному растению.
Тот же иррационализм и магическое видение мира, веру в сверхъестественное и волшебное Карамакате демонстрирует в сцене, где после того, как американец пытался убить шамана (который выразил презрение, что тот искал «якруну» лишь для получения чистого каучука – для будущей победы Америки над Японией и нацистской Германией), индеец предлагает ему выпить напиток «медора каапи, самое чудодейственное средство». «Оно существовало еще до сотворения мира, еще до схождения змеи. Оно тебя отведет к ней. Она огромная, страшная на вид, но ты ее не бойся. Ты должен позволить ей обвить тебя. Ее объятия перенесут тебя в древние места, где нет ни жизни, ни ее зачатков». «Я пытался тебя убить. Я не заслужил этого», — отвечает американец. «Я тоже тебя убил. Раньше, в какой-то момент, вчера, 40 лет назад, 100… а может быть, миллион лет назад. Но ты вернулся. Я не должен был учить свое племя. Я должен был научить тебя. Дай им больше, чем они хотят. Принеси им песню. Расскажи им все, что ты видел и чувствовал. Вернись как цельный человек», — призывает Карамакате.
Наверное, это не великое кино. Бог с ним. Есть фильмы (и книги), которым не обязательно быть великими в эстетическом смысле слова. Этот прекрасен по-другому. Скорее как жест. Жест отчаянный и безнадежный. Как реквием и причитание по умершему. Можно соглашаться с тем, что дважды два – четыре, или думать, что дважды два – пять. Главное, говорит нам реквием, не лезть со своим Пифагором в чужую волшебную арифметику. Каннибализм там, война на смерть, дикие алгебраические неравенства, многоженство, вера в других богов, божков или демонов. Мы к вам не лезем, и вы оставьте нас, пожалуйста, в покое. Золотая середина взглядов на многообразие мира, мифов и обществ доходит до некоторых только сегодня. А до многих она еще долго не дойдет.
Финал – кубриковский: единственные цветные эпизоды в фильме галлюцинаторные, в духе «Космической одиссеи». Еще там есть старые оригинальные фото Карамакате и других индейских вымерших племен. Но сам финал не так уж важен. Как не была важна на самом деле и «якруна». А важна надпись в самом конце: «Дневники являются единственными описаниями многообразной культуры Амазонки. Посвящается народам, чьи песни мы никогда не узнаем». Вот про это и кино.
Кадры из фильма — facebook.com/elabrazodelaserpiente
Сергей Афанасьев
realnoevremya.ru
ЯКРУНА - уникальный проект двух звезд world music, биография, лучшие записи, ближайшие концерты, фото и видео, сайт, Вокал, Ударные, Саксофон, Гитара, World music
Группа «ЯКРУНА» - уникальный проект двух звезд world music - Луизы Имангуловой и Мариана (Марио) Калдарару.
Голос группы — Луиза Имангулова — Исполнительница народных песен, мультиинструменталист - играет на традиционных струнных и духовых инструментах. Луиза — финалистка шоу «Голос 5», лауреат и призер множества российских и зарубежных конкурсов, ведет активную педагогическую деятельность с более чем десятилетним стажем, направленную на привитие ученикам любви к традиционной музыкальной культуре.
Пульс группы — Мариан (Марио) Калдарару —барабанщик и перкуссионист, мастер по изготовлению аутентичных ударных инструментов, музыкант с колоссальным сценическим опытом. За долгие годы музыкальной деятельности Марио участвовал (а с кем-то сотрудничает и по сей день) в таких известных проектах, как: «Этносфера» Сергея Филатова, этно-джазовое трио «Тригон» (Молдова), «Ярга», «Жили - Были», дуэт «Проще Простого» с Сергеем Старостиным и мн. др.. Марио объехал с концертами пол мира, выступал на крупнейших международных фестивалях в России и за рубежом, давал барабанные мастер классы в Европе. Его барабаны отсчитывали пульс планеты в Германии, Эстонии, Бельгии, Швейцарии, Новой Зеландии.
До создания «ЯКРУНЫ» Луиза и Марио несколько лет выступали как дуэт «Живые Ворота». После участия Луизы в шоу Первого канала «Голос», музыканты решили собрать полноценный бэнд, так как давно мечтали придать своим песням более богатое и объёмное звучание.
Название «ЯКРУНА» предложил Марио.
*Якруна – священное дерево колумбийских индейцев.. Дерево произрастало высоко в горах в чистой атмосфере и являлось очень редким видом. Отвар цветов Якруны служил местному шаману средством связи с миром предков и являлся мощным лекарственным средством
Данная идея была одобрена всем коллективом, как полностью соответствующая
концепции и целям группы. Музыканты считают своей основной задачей - «строительство» моста между традицией и современностью. Цель коллектива – популяризация песенного фольклора. Группа стремится сделать фольклор понятным для современного слушателя, адаптировать его для восприятия широкой публики.
Музыка «ЯКРУНЫ» – это живое полотно традиционных песен разных народов в обрамлении изящного кружева джаза и джаз-фанка. Музыканты создают особенное, пульсирующее звучание, соединяя вместе полярные музыкальные жанры и разные песенные традиции.
На концертах в стройный хор барабанов, гитар и саксофона гармонично вплетаются гусли и африканская калимба, калюки и кугиклы, кахон и дойра, и конечно, необычный, и красивый вокал Луизы. И вот, старинная белорусская песня вдруг обретает восточный лад, а традиционная русская песня уже звучит как ритм-н-блюз.
Это и есть фирменная пульсирующая гармония «ЯКРУНЫ».
Группа «ЯКРУНА» динамично развивается. Со дня основания (07.07.16г.) и по настоящее время коллектив ведёт активную концертную деятельность. В Москве группа регулярно выступает на такой площадке, как «Клуб Алексея Козлова». Летом 2017г. «ЯКРУНА» выступила в качестве хэдлайнера на крупных международных фестивалях - «МИР Сибири» и «
KAMWA» и в качестве почётного гостя на «Первом Съезде Ассамблеи народов Евразии» (The First Congress of the Assembly of Peoples of Eurasia) в World Trade Center Moscow. Так же коллектив стал гостем передачи «Живые» на радиостанции «Своё Радио».
В данный момент группа записывает свой дебютный альбом. Работа ведётся в легендарной студии Владимира Осинского. Премьера состоится 15 марта в джазовом «Клубе Алексея Козлова».
Группа «ЯКРУНА»:
Луиза Имангулова – вокал, гусли, калимба, кугиклы, калюки
Марио Калдарару – барабаны, перкуссия
Александр Надеждин – бас
Александр Борисов – гитара
Владимир Крижановский – саксофон
Елена Освянникова – директор группы
Оставьте свой отзыв
www.jazzmap.ru
«Зеленая улица» группы ЯКРУНА (слушать альбом)
Группа ЯКРУНА – молодое явление на этно-джазовой сцене. JazzPeople представляет вашему вниманию дебютный альбом «Зеленая улица» группы ЯКРУНА.
Коллектив создан уже состоявшимися профессиональными музыкантами, широко известными в сфере world music – Луизой Имангуловой и Марианом (Марио) Калдарару. В состав проекта также входят:
- Александр Надеждин – бас (экс «Манго-Манго»)
- Александр Борисов – гитара
Творчество группы – живое полотно традиционных песен разных народов в обрамлении изящного кружева этно-джаза.
Музыкантов ЯКРУНЫ по праву можно называть демиургами – создателями некого универсума, новой вселенной, где объединяются фольклор, как мудрость предков, и джаз, как настроение.
Дебютный альбом «Зеленая улица» группы ЯКРУНА
Пластинка включает в себя 7 треков и один бонус и является первой частью диптиха, задуманного коллективом.
Название «Зеленая улица» полностью отражает музыкальную концепцию, заложенную группой. Абсолютно весенний альбом-торжество, где каждая песня словно праздник или фестиваль, накрывающий горизонт широтой звучания.
Красной нитью в альбоме проходит тема Семьи – внутренние и внешние явления – взаимоотношения и чувства, быт, обычаи, будни и праздники. Все это ярко отражено в аутентичной песенной лирике альбома.
Пластинку открывает пьеса – «Орел на дубу» – это целый аудиоспектакль со своей тонкой драматургией, рассказывающий историю любви дочери к отцу. В песне ярко прописан важный момент взросления и погружения девушки в суету и круговерть жизни, в которой вечно ни на что не хватает времени. Но через пелену суматошных будней прорываются детские воспоминания, согревающие душу и заставляющие девушку изменить порядок вещей, вырваться из замкнутого круга и найти возможность увидеться с отцом.
Далее следует – «Улица». По звучанию это настоящая песня-фестиваль, торжественная и светлая, задающая особый весенний настрой всей пластинке. По лирике – это сплав из обрядовых песен, которые пелись на Троицу.
В песне присутствует обряд кумления. Кумились лучшие подруги или те девушки, которые хотели стать лучшими подругами. При этом обменивались лентами, бусами и даже нательными крестиками в знак вечной дружбы.
Затем – «По бору хожу» – пьеса в стиле ритм-н-блюз с яркими джазовыми всполохами, которая рассказывает о древнем обычае заключения брака на Руси. В красивой метафорической форме здесь обозначен совсем юный возраст невесты – «недозрелые ягодки». Лирика – петровская песня республики Беларусь.
Петров день – день святых апостолов Петра и Павла. Это день окончания купальских празднований и начала летних свадеб.
Как продолжение истории идет – «Коровать» – центральная композиция альбома, яркая по музыке и смыслу. Песня очень эмоциональная и динамичная. В ней рассказывается о драматической стороне взаимоотношений мужа и жены, которые после свадьбы так и не смогли полюбить друг друга.
Согласно древнему обычаю, жених и невеста до свадьбы друг друга не видели и не знали, брак заключался по договору родителей, а не по любви молодых.
«Мята» – яркий пример творческой эклектики группы «ЯКРУНА». Это пульсирующая, динамичная и зажигательная композиция. Музыканты превратили традиционную свадебную песню Самарской области в богатую марокканскую свадьбу-пир, с характерными улюлюканьями, величанием молодых и неугомонными гостями, которые веселятся и танцуют до рассвета.
«Ирландский ветер» – композиция написана гитаристом «ЯКРУНЫ» Александром Борисовым. Это вещь с настоящим забористым ирландским характером и темпераментом.
Завершает альбом – «Блоха». Это скоморошина северного региона России. Заводная и динамичная песня о выдуманной жизни букашек.
Бонус-трек альбома – композиция – «Сберегла» – (кавер гр. «Калинов Мост»), которая специально была записана для трибьюта группы Калинов Мост. Песня естественно и органично вписалась в концепцию альбома «Зеленая улица».
jazzpeople.ru
«Мы пожизненно в долгу у индейцев Амазонии»
Один из пяти претендентов на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» выходит в американский кинопрокат. На предстоящей неделе артхаусная компания Oscilloscope Laboratories познакомит зрителей США с одним из самых экзотичных фильмов оскаровского сезона – лентой колумбийского режиссера Сиро Герра «Объятия змея» (Embrace of the Serpent). Картина получила мировую премьеру в мае прошлого года на Каннском кинофестивале, где в секции «Двухнедельник режиссеров» получила главный приз.
Как отмечает мировая пресса, «Объятия змея» – первый игровой фильм, снятый в джунглях Амазонки за последние тридцать лет и первый, когда-либо номинированный на «Оскара» фильм из Колумбии.
В центре сюжета – индейский шаман Карамакате, последний уцелевший представитель своего племени, который в разные годы сопровождает в опасных путешествиях по неизведанным территориям двух путешественников. В основу сценария положены дневники этих бесстрашных исследователей Амазонии 20-го века – немца Теодора Кох-Грюнберга и американца Ричарда Эванса Шультеса. Оба они искали в диких лесах священное для индейцев редкое тропическое растение якруна, обладающее целебным и наркотическим эффектом. Сценарий, написанный режиссером совместно с Жаком Тулемондом, прослеживает оба путешествия, совершенные с разницей в три десятилетия, в параллельном монтаже.
Сиро Герра (Ciro Guerra) родился в Колумбии в 1981 году. Первый фильм – «Блуждающие тени» – он снял в 2004 году. Вторая его игровая картина – «Путешествия ветра» – показывалась на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд». Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил Сиро Герру ответить на несколько вопросов.
Олег Сулькин: Очень любопытно, почему вы решили снимать в черно-белом формате. Могу представить, какое буйство красок могло бы быть на экране, если бы вы снимали в цвете.
Сиро Герра: Любое цветное изображение джунглей Амазонки представит их в искаженном плане. Это просто невозможно. Представьте, в языках индейцев есть примерно пятьдесят слов для обозначения различных оттенков зеленого цвета.
О.С.: Вы понимаете языки индейцев?
С.Г.: Нет. На съемках мы общались с ними на испанском, они все говорят по-испански. Общаться с ними одно удовольствие. Они искренние люди, никогда не лгут в своих эмоциях.
О.С.: В пресс-материалах к фильму вы говорите, что культура Амазонии потеряна окончательно и бесповоротно. Что вы имеете в виду?
С.Г.: Амазония, которую вы видите на экране, вовсе не похожа на Амазонию, куда вы можете приехать. Мой фильм – попытка воскресить потерянную Амазонию. Множество культурных слоев утрачено в ходе так называемого цивилизационного освоения мест обитания индейцев. Многих племен уже нет в реальности. Мы пожизненно в долгу у индейцев Амазонии.
О.С.: Как вы узнали о существовании дневников Теодора Кох-Грюнберга и Ричарда Эванса Шультеса?
С.Г.: После двух своих предыдущих, очень личных фильмов, я вплотную занялся этим проектом. Снять фильм об индейцах Амазонии было моем стародавней мечтой. Мой друг, антрополог, посоветовал начать изучение материалов с этих двух дневников европейских путешественников. Эти истории никогда не переводились на экран.
О.С.: В фильме есть по меньшей мере два шокирующих эпизода – посещение затерянного в лесах аббатства, где священник-садист истязает детей-послушников, и еще одного квазирелигиозного сообщества, которым верховодит полубезумный сатанист. Вы следуете дневникам или это продукт творчества, ваш и вашего соавтора?
С.Г.: И то, и другое. Факты были изложены в дневниках, но, конечно, мы тоже внесли лепту в эти образы и ситуации. Такой самопровозглашенный мессия существовал. Его звали Анисетто. Он был беглым рабом с каучуковых плантаций, который прибыл в конце 19-го века на границу Бразилии и Колумбии и провозгласил себя сыном бога. У него появились тысячи последователей, и то, что происходило в реальности, затмевало то, что мы показали в фильме.
О.С.: Вы привлекли представителей одного племени или нескольких? Они охотно согласились сниматься? Обговаривали условия?
С.Г.: Амазония – огромное пространство, где существовали множество культур. В том месте Колумбии, где мы снимали, индейцы говорят на семнадцати языках. Главное в отношениях с индейцами – честность. Пока ты честен с ними, они с тобой охотно сотрудничают. Мы перевели сценарий на языки индейцев и с их помощью насытили его древней мифологией. Процесс доработки сценария оказался долгим и занял два с половиной года.
О.С.: Что было самым сложным для вас – логистика съемок в условиях дикой природы, опасности, которые подстерегают пришельца в джунглях?
С.Г.: Самое трудное – совместить европейскую традицию кинорассказа с особенностями аутентичного мышления индейцев. В какие-то моменты хотелось все бросить от отчаяния добиться искомого результата, и я ощущал, что теряю рассудок. Крайне сложно построить нарративный мост, по которому западная аудитория могла бы пройти, чтобы понять сознание и образ жизни народов Амазонии.
О.С.: Многие критики и рецензенты упоминают книгу «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, связанный с ней фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис наших дней», и фильм Вернера Херцога «Фицкарральдо». Мессия-сатанист напоминает полковника Курца из фильма Копполы, а сцена, когда путешественник-европеец заводит пластинку классической музыки на патефоне, воскрешает в памяти оперную коллизию в «Фицкарральдо». Правомерно ли сказать, что вы вдохновлялись этими вещами?
С.Г.: Конечно, я знал о них. Но эти параллели – случайные совпадения. Я вовсе не собирался никого копировать. Для меня главное – создать образ индейской культуры, индейской эстетики мира. Я отказался от европоцентризма.
О.С.: Вы согласны, когда ваш стиль называют «магическим реализмом»?
С.Г.: Пожалуй, нет. Этот термин подходит к Маркесу и другим представителям колумбийской литературной традиции. Я же задался целью добраться до первоисточника этих традиций. Предпочитаю термин «поэтический реализм». Он более точен.
О.С.: Как складывался проект с производственной точки зрения?
С.Г.: Очень долго и мучительно. Мы три года искали партнеров, инвесторов. Люди не верили в возможность успешного завершения столь необычного и рискованного проекта.
О.С.: Как вы отреагировали на включение фильма в финальную пульку номинантов на премию «Оскар»?
С.Г.: Мы завтракали всей съемочной группой, когда узнали об этом. Возник эффект молнии, люди стали кричать и прыгать от радости. Мы пережили момент общего ликования.
www.golos-ameriki.ru
Объятия змея 2015 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве HD 720
Поездка знаменитого учёного Теодора фон Мартиуса в джунгли Амазонки навсегда изменила его жизнь. Он вернулся оттуда через сорок лет совершенно другим человеком. Всё началось в 1860 году, когда на остров к молодому амазонскому шаману Карамакате привезли умирающего Теодора. Шаман остался единственным из большого племени Коюано, которое всё погибло от рук солдат. Ни один шаман из местных племён не мог вылечить учёного, и вся надежда была только на помощь Карамакаты, который ненавидел всех белых за то, что они вторглись на его земли и убили его племя. На Теодоре было ожерелье племени Коюано, а сам он утверждал, что не всё племя погибло, и он знает, где их найти. Шаман согласился помочь при условии, что Теодор отыщет людей из его племени, иначе он умрёт. После тщательной подготовки мужчины отправились через все джунгли на поиски оставшихся коюанцев и чудодейственного растения якруны. Тогда это путешествие увенчалось успехом, Теодор выжил, вернулся домой и написал книгу, которая стала настоящим открытием для мировых учёных.
Молодой биолог Эван посвятил свою жизнь изучению растений. Его очень заинтересовала таинственная якруна, священное лекарственное растение, исцеляющее даже от неизлечимых болезней. У биолога был личный интерес, для этого Эван проделал долгий путь и разыскал постаревшего шамана Карамакате. Шаман согласился помочь, только он уже не помнил дорогу, и Эвану нужно было его отвести по карте, которая была нарисована на скале.
1. Если видео плохо загружается из-за медленного интернета, то переключайте качество: 1080-Отличное, 720-Хорошее, 480-Среднее, 360-Плохое;
2. Если видео оборвалось, то перезагрузите страницу и запустите видео ещё раз; Удачного просмотра!
Доступен на (Android с поддержкой HLS), iPhone и на iPad под управлением iOS.
kinoveb.tv
«Почему белые так любят материальное?»
Фото: www.kinopoisk.ru
Пока мы изобретали оружие, индейцы жили в согласии с природой. А потом мы отобрали ее у них.
|
Нас ждут длинные праздничные выходные. Провести их со смыслом поможет кинофильм "Объятия змея". Наберитесь терпения - этот фильм придется действительно смотреть - ибо перевода нет, актеры говорят на индейском наречии, а мы внимательно не пропускаем титры. Это очень похоже на "Апокалипсис" Мэла Гибсона.
Где-то в джунглях Амазонки живет шаман Карамакате. В 1909 году к нему наведывается немецкий исследователь Теодор Кох-Грюнберг, а спустя тридцать лет, в 1940-м, Ричард Шултс. Оба ученых ищут мифическое растение якруна (а некоторые источники говорят, что речь идет о гуаране). История подлинная, об ученых есть даже пару абзацев в Википедии.
Но поиск магического растения - всего лишь повод показать разницу цивилизаций. Как изменялось мировоззрение шамана от столкновения с белыми, в молодости и в старости. Что нужно нам в жизни, какие цели мы преследуем, чего ждем от природы. Поиск ответов затянется, а первый выстрел в фильме прозвучит только на 38-й минуте. Так что экшена уровня "Апокалипсиса" не ждите. Придется много думать.
Впрочем, фильм смотрится легко, главное - никуда не торопиться. Да, забыл сказать - ко всем прелестям - картина черно-белая. Что поделать - замысел автора!
Кстати, замысел был отмечен премией в Каннах, на фестивале в Сандэнсе и номинацией на Оскар-2016.
Так что смотреть для общего развития стоит. Ну и заодно узнаете куда пропал последний цветок якруны!
kp.ua
(Фильмы про Аяваску) "Объятия змея / El abrazo de la serpiente" (2015): cube_wan
http://www.imdb.com/title/tt4285496https://ru.wikipedia.org/wiki/Объятия_змеяhttps://www.facebook.com/elabrazodelaserpiente/
"(...) первый игровой фильм, снятый в джунглях Амазонки за последние тридцать лет и первый, когда-либо номинированный на «Оскара» фильм из Колумбии."
Аяваска непосредственно не упоминается в фильме, но несколько раз в сюжет вступает напиток "Лианы Духов", который дают больному европейцу-ученому и после нескольких глотков которого тот спазмически сблевывает.... А главное место в фильме занимает (вероятно вымышленное) растение Якруна (видимо как ассоциация с чакруной), но по сюжету фильма Якруна - это уникальное растение-цветок, самостоятельный отвар из которого способен вызвать Просветление и дать Знание об истории племен Амазонии, зарождении всей индейской жизни от Анаконды и т.д.. Ну и заодно - это лекарство от всех болезней...
Затравка фильма заключается именно в поиске главными героями - европейскими учеными этого Растения с целью якобы излечиться от своей жуткой болезни, но каждый раз, когда они оказываются у растения - маска с них срывается и пробуждается их желание "Нести Знание в Европейские Массы", с чем неистово несогласен основной герой фильма - последний шаман Карамакате, который сжаливается над обоими учеными, общение с которыми в фильме разнесено на 30 лет и запараллелено сюжетом.
Статья о фильме и интервью с режиссером Сиро Геррой на русском:
https://www.golos-ameriki.ru/a/os-embrace-of-the-serpent/3190443.html
Фильм представляет собой Амазонско-Шаманское "Роуд-Муви", по ходу поездки герои помимо прочего сталкиваются с разными фриками. Все это вызывает очень четкие ассоциации с "Апокалипсис Сегодня" - . В интервью слегка касаются этого сходства, но режиссер отмахивается, дескать, случайно совпало. Да это и не важно! Подача в таком стиле очень эффектна и атмосферна.
Черно-белый формат фильма также упомянут в интервью. Под конец фильма была короткая врезка цветного изображения - когда пошли финальные глюки "просветления/излечения" героя после приема Якруны, но эта сцена маловразумительна и абстрактна...
Сквозными мифическим героями сквозь фильм проходят образы Изначальной Змеи Анаконды (от которой произошел индейский амазонский род) и Ягуар.
"В основу сценария положены дневники этих бесстрашных исследователей Амазонии 20-го века – немца Теодора Кох-Грюнберга и американца Ричарда Эванса Шультеса. Оба они искали в диких лесах священное для индейцев редкое тропическое растение якруна, обладающее целебным и наркотическим эффектом."
Поиск по именам приносит:
Theodor Koch-Grünberghttps://en.wikipedia.org/wiki/Theodor_Koch-Grunberg - произведения только на немецком языке.
Ричард Эванс ШультесС Шультесом все гораздо лучшеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Шултс,_Ричард_Эвансhttps://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Evans_Schultes
На Либрусеке находятся его несколько работ по Психоделическим Растениям^
Richard Evans Schultes - Hallucinogenic Plants (1977)Richard Evans Schultes, Albert Hofmann, Christian Ratsch-Plants of the Gods. Their Sacred, Healing, and Hallucinogenic Powers (2001)
Wade Davis - One River: Explorations and Discoveries in the Amazon Rain Forest (1996).
"The story of two generations of scientific explorers in South America—Richard Evans Schultes and his protégé Wade Davis—an epic tale of adventure and a compelling work of natural history."
https://www.amazon.com/One-River-Explorations-Discoveries-Amazon-ebook/dp/B003MQNMMW
На русском языке поиск выдал книгу
Этторе Биокка - Яноама (1972)https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3986302
"Это повесть о судьбе белой женщины, случайно попавшей в среду южноамериканских индейцев яноама. Она прожила среди них двадцать лет. Записанный итальянским ученым—участником экспедиции в глубинные районы Венесуэлы и Бразилии, рассказ этой женщины был положен в основу предлагаемой книги, вызвавшей большой интерес в мире ученых."
Также см.:
Статья на английском языке
http://variety.com/2015/film/festivals/film-review-the-embrace-of-the-serpent-1201510916/
И сам фильм: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5273637
Итого: Интересный атмосферный фильм-путешествие, посвященный погибающей "амазонской" цивилизации и проблемам Культурных "Трудностей Перевода" с приткнутыми за мифологические "уши" сюжетными линиями.
cube-wan.livejournal.com