Вывод о значении различных способов распространения семян растений. Эволюционная оценка различных способов распространения плодов и семян

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Краткие выводы о распространении семян животными. Вывод о значении различных способов распространения семян растений


Параграф 14. Распространение плодов и семян



1. Что такое семя?

Семя – это зародыш будущего растения с запасом питательных веществ и надежной защитной оболочкой – семенной кожурой.

2. Какова роль семян в жизни растений?

Для растений семена играют важнейшую роль, с помощью семян растения размножаются и расселяются на другие территории.

3. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

Плод необходим для защиты и распространения семян.

Вопросы

1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?

Плоды и семена распространяются ветром, водой, животными, человеком, а также путём саморазбрасывания.

2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

Плоды или семена, переносимые ветром, для распространения имеют белые пушистыми волосками, крыловидные выросты.

3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?

Плоды таких растений, как лопух или череда, снабжены острыми зубчиками и крючками.

Семена сочных плодов рябины, бузины, брусники, черники, черёмухи и других растений защищены твёрдой оболочкой, поэтому они не перевариваются поедающими животными.

4. Какие растения разбрасывают свои семена?

Свои семена разбрасывают недотрога, фасоль, горох, акация, мак, виола.

Подумайте

Каково значение в природе распространения плодов и семян?

Биологическая роль распространения плодов и семян заключается в том, что растения таким образом расширяют ареал своего обитания.

Задания

1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Плоды или семена, переносимые ветром: клен, одуванчик.

Свои семена разбрасывает акация.

Семена сочных плодов рябины распространяются животными.

2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.

3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.

resheba.me

Краткие выводы о распространении семян животными

В распространении зачатков принимают участие самые различные группы животных, которые нередко представлены в природе огромным числом особей.

Известно, что в одном лишь муравейнике насчитываются сотни тысяч муравьев. Количество позвоночных на единицу площади, конечно, значительно меньше, но также бывает очень велико. В еловых лесах Заполярья на 1 кв. км обитает 50 пар птиц, но в лесостепных дубравах их число возрастает до 2 и даже 4 тысяч пар на 1 кв. км. Количество грызунов на единицу площади еще больше: на площади 1 кв. км старого дубового леса насчитывается примерно 15 000 мышей и полевок, а в годы массового размножения — до 40 000.

Если учесть, с одной стороны, все многообразие видов и численность особей животных, участвующих в распространении зачатков, а с другой, — широкое распространение зоохорных растений во всех географических зонах и растительных группировках, станет ясно, что животным принадлежит огромная роль в расселении растений.

Однако нужно подчеркнуть, что животные осуществляют не столько дальнее, сколько массовое и постепенное расселение растительных видов. Наиболее эффективным по дальности заноса является эпизоохорное распространение зачатков болотными перелетными птицами. Но естественно, что таким способом расселяются лишь немногие виды водных и болотных травянистых растений.

Одним из важнейших путей массового распространения зачатков травянистых растений на незначительные расстояния (несколько метров) нужно назвать мирмекохорию. Более обильно растения-мирмекохоры представлены в различных видах леса, но они встречаются также во всех травянистых группировках, за исключением тундры и болот. Синзоохорное распространение с помощью птиц и грызунов имеет существенное значение лишь для древесно-кустарниковых пород с сухими крупными плодами или семенами (сибирская сосна, дуб, бук, каштан и т. п.). Дальность заноса определяется здесь немногими десятками или сотнями метров, реже несколькими километрами.

Таким образом, мирмекохория характеризуется массовостью распространения на небольшие расстояния очень многих видов травянистых растений, другие же формы синзоохории свойственны небольшому числу древесно-кустарниковых пород и осуществляются на значительно более далекие расстояния. Если учесть, что скорость расселения вида определяется дальностью разноса зачатков и возрастом плодоношения, то станет ясно, что мирмекохория биологически целесообразна лишь для травянистых растений, плодоносящих уже в первом или во втором году жизни. А для деревьев, у которых плодоношение наступает в возрасте не менее 10 лет, более целесообразен относительно дальний занос зачатков, что и осуществляется при помощи птиц.

Среди эндозоохорных зачатков по характеру приспособлений резко отличаются сочные и сухие плоды и семена. В распространении сочных зачатков древесно-кустарниковых пород очень существенную роль играют птицы, но, вопреки обычному представлению, они вовсе не обеспечивают далекого разноса зачатков. Это объясняется небольшой длительностью пищеварения у тех видов птиц, в желудке и кишечнике которых семена подвергаются наименьшему разрушению.

В эндозоохорном распространении сухих плодов и семян первое место занимают травоядные, в частности домашний скот. Травоядные животные способствуют систематическому и равномерному рассеиванию зачатков степных, луговых и сорно-рудеральных растений в местах выпаса и загона, вдоль дорог и т. п.

Разноплодие, свойственное многим сорным и другим видам растений, в значительной мере способствует эндозоохории: так называемые «твердые семена», т. е. снабженные очень плотными оболочками, проходят через пищеварительный канал животного неповрежденными, а иногда даже с повышенной всхожестью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Эволюционная оценка различных способов распространения плодов и семян

Различные способы распространения зачатков, известные у современных семенных растений, возникали многократно в ходе эволюции в различных филогенетических рядах.

Поэтому анемохорные, зоохорные, баллистические и другие приспособления растений носят конвергентный характер. Тем не менее в пределах почти всех карпоэкологических типов можно установить наряду с очень древними и прогрессивные формы приспособлений. Вторичными карпоэкологическими типами в целом мы считаем антропохоров и большинство баллистов.

Каждый из природных способов диссеминации, действуя в течение очень длительного периода, изменялся, приобретая новые формы,-более отвечающие условиям жизни видов. Поэтому различные формы анемохории, зоохории и т. д. должны получить разную эволюционную оценку.

Наиболее древним типом зачатка у семенных растений является семя с сочной семенной оболочкой. Следовательно, самой древней формой диссеминации для семенных растений нужно признать эндозоохорию, по-видимому, эндозаурохорию. Разнообразные сочные плоды, приспособленные к эндоорнитохории, являются зачатками вторичного типа. Эндоорнитохория достигла кульминационного развития лишь к концу третичного периода.

Вторичной формой зоохории мы считаем синзоохорию и в особенности мирмекохорию.

Наряду с сочными семенами большой древностью отличаются анемохорные зачатки, снабженные крылом. Более совершенной формой анемохорного приспособления является хохолок волосков, высоко поднятый над центром тяжести зачатка. Самая специализированная группа анемохоров — это анемохоры-баллисты, обладающие мелкими пылеватыми семенами с редуцированным зародышем.

Эволюция баллистических приспособлений шла от много — листовки типа купальницы к вислоплоднику зонтичных и корзинке сложноцветных, функционирующей как единый многосемянный плод.

Вопреки общепринятому представлению, барохоры среди современных покрытосемянных являются достаточно далеко подвинутой карпоэкологической категорией. Приспособления к барохории выражены главным образом в физиологических особенностях созревания и прорастания зачатков.

Самыми высокоспециализифованными среди всех вторичных способов диссеминации являются геокарпия и спейрохория. Спейрохорные и геокарпические приспособления настолько специфичны, что от них уже невозможен переход к приспособлениям другого типа; возможна лишь дальнейшая специализация их признаков.

Сравнивая различные способы диссеминации и прослеживая пути их развития, приходим к выводу, что ни один из них нельзя назвать угасающим или консервативным. Мы видели, что самые ранние или первичные из них — эндозоохория и анемохория — в настоящее время представлены еще большим разнообразием форм, чем категории баллистов или антропохоров. Причина этого явления, очевидно, двойственная: с одной стороны, более древние структуры всегда менее специализированные и поэтому обладают большими возможностями эволюции в различных направлениях; с другой, самые ранние способы диссеминации прошли более длительный путь эволюционного развития.

Итак, современные приспособления к диссеминации отличаются не только исключительным разнообразием форм, но и несомненной эволюционной разновозрастностью. Самые ранние из. них действуют наряду со вторичными и очень специализированными. Естественно возникает вопрос, чем объяснить тот факт, что столь различная экология разноса зачатков оказалась биологически оправданной в современных условиях существования растительного покрова земли? Объяснение этого факта, видимо, нужно искать в трех причинах. Во-первых, современные биоценозы земного шара настолько разнообразны, сложны и дифференцированы, что самые различные способы диссеминации находят свое место и оказываются целесообразными в тех или иных условиях. Во-вторых, чем разнообразнее характер диссеминации, тем полнее используются различные факторы среды в этом процессе. И, в-третьих, нужно признать, что самые разнообразные способы распространения зачатков экологически более или менее равноценны в смысле дальности рассеивания плодов и семян. Исключение составляют лишь немногие: агестохория, геокарпия и отчасти эпиорнитохория. По дальности разноса зачатков более эффективны анемохория, гидрохория, эндозоохория, эпиорнитохория, синзоохория (грызуны, птицы). Антропохорню мы исключаем, так как по дальности заноса зачатков она не сравнима с природными агентами. Малоэффективны все формы автохории, баллистические приспособления и мирмекохория. Но существенные различия в эффективности этих способов сказываются лишь на заносе единичных зачатков; рассеивание же основной массы плодов и семян самыми различными агентами осуществляется на расстояния более или менее одинаковые и относительно небольшие (в пределах до 100—500 м).

Еще одна закономерность заслуживает специального обсуждения. Те карпоэкологические категории, которые по ряду соображений мы считаем среди вторичных наиболее поздними — барохоры, мирмекохоры, геокарпические формы — характеризуются разносом зачатков на незначительные расстояния. Эта закономерность, как нам кажется, отражает общие закономерности развития растительного покрова. По мере дифференцировки растительных группировок — усложнения их структуры, возрастания видовой насыщенности и общей плотности растительного покрова — изменялись и условия расселения растений. В современных условиях расселение вида происходит тем успешнее, чем большее количество зачатков попадает на заселяемую территорию. Основной формой миграций является миграция целыми ценозами. Таким образом, наиболее эффективным оказывается не дальний, а массовый занос зачатков.

Чем специфичнее — фитоценоз, тем более строго приурочены к нему определенные виды растений, и, следовательно, способы диссеминации этих видов должны обеспечить расселение их в пределах данного ценоза. Такими способами диссеминации и являются геокарпия для растений пустынь и спейрохория для сорно-полевых видов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Распространение семян и растений

Распространение семян является важным приспособлением для освоения растениями местообитаний и для выживания вида. Довольно часто распространению семян способствует строение плода (ил. 24.2). У растений есть много разных способов распространения плодов и семян: самораспространению (белая акация), ветром (одуванчик), животными (лопух), водой (кувшинка), человеком (василек).

 

В жизни человека плоды и семена имеют очень большое значение. их употребляют в пищу (например плоды яблонь, груш), они являются кормом для домашних животных (кормовые тыквы, свеклы), их используют в промышленности (хлопок) и медицине (шиповник).

 

Ради плодов и семян человек выращивает злаковые растения, плодовые деревья, ягодные кусты, а также овощные, масличные, технические ии другие растения. Растения, которые выращивает человек, называют культурными. В культуре насчитывается более 1500 видов растений.

 

Как происходит распространение плодов и семян?

 

Существует большая группа растений, у которых плоды и семена распространяются самостоятельно (например горох, фасоль). У них после созревания плоды растрескиваются и семена под действием давления, был в плодах, разбрасывается на значительные расстояния. Во многих водных растений (например кувшинки, кувшины) распространение осуществляется с помощью воды, поэтому их илоды и семена имеют водонепроницаемые ткани, воздушные камеры, слизистые покровы с пузырьками и т.п. (ил.24.3 и 24.4). Многие растения имеют приспособления для распространения плодов ветром. У одних растений плоды или семена очень легкие (орхидеи), в других на семенах развиваются волоски (тополь белый), парашютики (одуванчик), крылья (клен). В степных и пустынных растений (например верблюжья колючка, курай), которые называют «перекати», высохшие растения, имеющие шарообразную форму, после перегнивания главного стебля у основания легко перекатываются ветром, рассеивая при этом семена. Многие растения имеют приспособления для распространения плодов и семян животными. Например, сочный околоплодник плодов рябины, черешни привлекает птиц; крючки плодов лопуха настоящего служат для удержания их на шерсти млекопитающих. Муравьи разносят семена чистотела, фиалок, имеющих съедобные придатки (ил. 24.5). Большую роль в распространении семян растений играет человек. Семена и плоды переносятся различными товарами, с предметами, одеждой. Иногда человек, не желая того, способствует распространению сорняков. Так высевают семя вместе с семенами культурных растений (например плевелы обычный), то переносит из района в район обуви или одежде (например стадо). Растения распространяются всеми видами транспорта. Иногда «зеленые пришельцы» настолько широко распространяются на чужой территории, становятся как бы местными растениями. Так, из Америки в Европу занесены галинсога дрибноквигкова и амброзия, а из Европы в Америку - подорожник, чертополох.

 

Какое значение плодов и семян в жизни человека?

 

В плодах и семенах растений содержатся питательные органические вещества, поэтому человек использует их в пищу и на корм животным. В зависимости от того, какие питательные вещества всего накапливаются в плодах или семенах, культурные растения разделяют на зерновые, которые содержат много углеводов; бобовые, имеющие повышенное содержание белков; масличные, которые дают продовольственную масло; плодово-ягодные, обеспечивающих человека витаминами и другими важными для ее жизнедеятельности веществами и отдельными химическими элементами и т.. Например, витамин С, который повышает иммунитет организма к заболеваниям, в большом количестве содержится в плодах шиповника, лимонов, смородины. Плоды и семена многих растений используют в медицине для лечения различных заболеваний. Например, сочные плоды малины применяют для лечения простуды. Вкусные свежие ягоды черники улучшают обмен веществ и пищеварение, а плоды земляники лесной обладают свойством растворять и выводить из печени и почек камни. Используют плоды и семена различных растений в косметике. Например, сок плодов калины является хорошим средством против высыпаний и пигментных пятен на коже. Плоды и семена довольно часто используют как пряность для предоставления пищи приятного вкуса и аромата. Например, плоды перца черного используют как приправу для блюд, укропа - для приготовления маринадов, ванили - в кондитерском производстве. Плоды и семена применяются человеком и в различных отраслях промышленности в качестве сырья. Так, волоски на семенах хлопчатника является сырьем для натуральных тканей. Семена рыжика посевного содержит быстросохнущие масло, из которого производят масляные краски для живописи. Из семян горчицы получают жирное масло, а из жмыха, то есть твердых остатков семян, изготавливают горчицу и горчичники. Однако нередко плоды и семена накапливают ядовитые вещества. Многие их содержится в ягодах ландыша, волчьего лыка, белладонны, в семенах белены, дурмана. Отравление этими растениями довольно тяжелое, с нарушениями работы различных систем (пищеварительной, нервной, кровеносной, дыхательной), а в тяжелых случаях могут приводить к гибели. Поэтому никогда не ешьте плодов и семян растений, которые вам незнакомы, даже если они очень привлекательны на вид.

 

Какое значение культурных растений?

 

Как уже отмечалось, важнейшими культурными растениями, плоды и семена которых использует человек, являются зерновые, бобовые, овощные, бахчевые, плодово-ягодные, масличные и др.. Из зерновых культур наибольшее значение имеют пшеница и рис, которые являются основными пищевыми растениями для людей на всех континентах. Важнейшими поставщиками белков являются бобовые растения: фасоль, горох, соя и т.д.. Важное место среди овощных культур принадлежит картофеля, помидорам, огурцам, перца, а среди бахчевых - арбузам и дыням. Ведущими культурами в Украине среди плодовых растений является яблоня, груша, вишня, черешня, слива, абрикос, а среди ягодных - земляники, виноград, малина и т.д.. Масло добывают из плодов оливок, кукурузы, семян сои, хлопчатника, рапса, но ведущей масличной культурой в Украине является подсолнечник. Лишь незначительная часть из огромного разнообразия фруктов популярны во всем мире (например цитрусовые, бананы и ананасы). В тропиках выращивают кофейный куст и шоколадное дерево, из семян которых изготовляют кофе и какао - тонизирующие напитки, которые распространены по всей планете.

 

Следовательно, значение культурных растений чрезвычайно велико. Без выращивания растений человечество не смогло бы удовлетворить свои потребности.

estnauki.ru

Конспект урока "Способы распространения плодов и семян местных видов растений" 6 класс

Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

А) Индивидуальный опрос:

1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие

признаки лежат в основе этой классификации?

(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).

после того, как первый ученик закончит, вызываются еще

четверо учащихся:

2-й ученик: напишите все известные вам сухие

плоды. Какие растения имеют такие плоды?

3-й ученик: напишите все известные вам сочные

плоды. Какие растения имеют такие плоды?

Б) Работа с классом (фронтальный опрос):

  • Из чего развивается плод?

  • Какое строение имеет плод?

  • По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?

  • Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

(проверка ответов у доски)

  1. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

  • Что такое семя?

  • Какова роль семян в жизни растений?

  • Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,

мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –

около 27 млн.

  • Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?

  • Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?

  • Как решает эту проблему природа?

Вс. Рождественский

Одуванчик.

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются

плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они

имеют.

  1. Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих

загадках?

Пролетают вереницы –

Новоселы - птицы;

Прилетят домой

И крылья долой.

Коробка запечатана,

А в ней берёза спрятана –

С ветками, с сережками,

С белыми одежками.

Коробку ветер носит –

Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

  1. На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля – слева, пуля – справа…

На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:

Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –

Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

  1. Расцветаю всюду смело

И порой бывает так.

Что вцеплюсь я озверело

Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в

стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?

Лесной ручей певуч и звонок

Мы гоним плот к большой реке.

Вот желудь – крошечный бочонок,

Упав, плеснулся в омутке.

По всем законам полагалось

Ему бы здесь пойти ко дну

Да спас листок случайный – парус

Он вынес желудь на волну.

Волна, как искорка дробиться

И дар свой к берегу несёт

Ему в земле бы укрепиться,

А там уж он не пропадёт.

В зелёном встанет океане,

Где без границ лесная ширь.

Как в сказке о царе Салтане

Плывет в бочонке богатырь.

(записывается четвертый способ распространения)

Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными

способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и

человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует

в распространении не только пассивно, но и активно, именно че -

ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много

семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.

Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из

Мексики.

Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды

разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из

плодов?

  1. Приспособления к распространению плодов и семян.

Показ презентации

Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб -

разные приспособления у плодов и семян выработались в результате

длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –

странения зависит от конкретных условий среды.

  1. Отгадать кроссворд

  2. написать сказку «Путешествие семени».

Дом. задание: параграф 31 пересказывать, написать сказку «Путешествие семени».

doc4web.ru

Плоды. Распространение плодов и семян

Разделы: Биология

Данный урок разработан по проблемной технологии, где главным является воздействие урока на развитие личности. Такие уроки ведут к изменению роли и функции учителя и ученика. Учитель не дает готовые знания, но актуализирует, поощряет исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Данная технология отличается активизацией развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, личностным включением всех участников в процесс обучения, имеет практическую направленность. Технология проблемного урока учит учиться. На уроке используются различные приемы формирования познавательных общеучебных и логических учебных действий: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, применяют знания для выполнения творческих заданий, обобщают. Используются приемы личностных учебных действий (мотивация, значение информации в жизни, создание проблемной ситуации, включение интересных сведений о растительном мире, рефлексия). Также ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей, работают в парах и малых группах. Урок построен с позиций личностно ориентированного подхода. Четко прослеживаются этапы урока, что позволяет проговорить большой объем информации. Этапы: мотивация – создание проблемной ситуации – определение темы исследования - формулирование цели исследования - выдвижение гипотезы – исследование (проверка гипотезы – чтение литературы, просмотр коллекций) – обмен мнений – вывод по результатам исследовательской работы – применение знаний в новой обстановке (д/з.) - подведение итогов работы. Оценки выставляются руководителями групп на специальных листах учета работы на уроке и вне урока.

Ход урока

Цель: показать значение получения знаний о способах и приспособлениях распространения плодов и семян для понимания развития (эволюции) и процветания растительного мира, роли в продолжение жизни на Земле.

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель: - Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока - какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель: - Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель: - Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? ( Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что.... И делают общий вывод в своей малой группе.

1 группа изучает распространение плодов и семян ветром, анализируя текст “Приключения плодов и семян” (Е. Н Алешко “Хрестоматия по ботанике”), 1-я пара.

2-я пара работает с рисунками и текстом учебника В. В Пасечника, “Распространение с помощью ветра”. Заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”.

Растения. Приспособления к распространению (какие?). Способ распространения (кто? что?) Вывод (для этого обратите еще раз внимание на тему и проблему урока).

Внимательно слушайте товарищей из своей группы для обобщения. В рабочую тетрадь перечертите таблицу с доски и заполняйте ее только с учителем.

При закреплении в своей группе обсудите вопрос “Кто первым изобрел парашют?” Задайте вопрос – загадку другим группам, о каком растении идет речь, как распространяются семена.

Когда идешь тропинкою, Куда ни глянь, в полях Белеют чудо – шарики На стройных стебельках.

И лишь пройдется осенью Других ветров волна, Срываются, взвиваются На воздух семена.

Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес... И нам парашютистами Спускаются с небес.

2-я группа работает с текстами “Водный марафон” из хрестоматии (2 пары) и учебника “Распространение водой” (3-я пара), выполняют задания, аналогичные предыдущим. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел резиновую надувную лодочку?” Задайте вопрос – загадку своим товарищам о распространении семян.

“Здесь сучья лип чернеют строго, Морозный блеск и тишина. И облетают понемногу С продрогших веток семена (В.Берестов “Семена на снегу”).

3-я группа анализирует текст из хрестоматии о “ бешеном” огурце, текст и рисунки из учебника “Распространение саморазбрасыванием”, выполняет аналогичные задания. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел артиллерию?”. Задайте товарищам загадку – почему стихотворение так называется.

...Под березою напорошено – Семена, семена, семена” (В.Быков “Дети леса”).

4-я группа. Текст “Распространение плодов и семян муравьями” (хрестоматия), текст учебника “Распространение с помощью животных и человека”, рисунки.

Отгадайте загадку “Кафтан зеленый, а сам полосатый”. С товарищами поделитесь советом, как и что нужно сделать с семенами арбуза, чтобы вырастить урожай (“Хрестоматия по ботанике” Е. Н. Алешко).

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Растения Приспособления семян к распространению Способ распространения Общий вывод
Одуванчик, ива, тополь, клен, береза Волоски, крылатки, крылышки. Ветер П+С распространяются ветром. Приспособления – волоски, крылышки.

Заносятся сведения всех групп.

5 этап. Обобщение.

Учитель: - Что объединяет все записи в таблице, обратите внимание на тему и проблему урока. Сделайте вывод (ребятам не сложно сделать общий вывод по таблице). Плоды с семенами распространяются с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, человеком и животными. Это способы. А приспособлением для этого являются волоски, крылатки, плавучесть, давление, съедобная мякоть.

6 этап. Рефлексия.

Учитель: - Ребята, правильно мы выдвинули гипотезы, уточнили правильность ответов в исследовании? Решили поставленную проблему? Является ли решением проблемы вывод, выдвинутый парами в отдельности. Почему вы так считаете? (обмен мнений)

Почему в ходе эволюции у покрытосеменных растений возникло много способов и приспособлений для распространения плодов и семян? Что это дает? (Учитель дополняет, используя материал эволюционной теории Ч. Дарвина).

На доске ряд слов: жизнь, человек, растение, плоды с семенами, Земля. Запишите цепочку так, чтобы был логический смысл.

(Растения – плоды с семенами – растения – жизнь - человек, Земля).

Д/З. Выполните задания, применяя знания в новой обстановке.

Задание 1. Существуют такие растения как виноград, банан, черника, огурец, томат Их плоды ягодовидные (ягода, тыквина, померанец). Каким способом распространяются они в природе, какие имеют приспособления?

Задание 2. Костянковидные плоды имеют одревесневший околоплодник (вишня, слива, абрикос, черемуха). Как распространяются семена этих растений? Укажите способ и приспособления?

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Способ Приспособления
1. Вода. А.Орех лещины (съедобная мякоть).
2. Саморасбрасывание. Б.Желудь дуба (съедобная мякоть).
3. Человек и животные. В.Многоорешки земляники (съедобная мякоть0.
4. Ветер. Г.Семена подсолнечника (съедобная мякоть).
Д.Семена клена с крылатками.
Е.Кокосовый орех пальмы (плавучесть).
Ж.Бобы акации (скручивание створок).

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

Учитель: - Мы не закрываем еще одну страницу ботаники. Наша осенняя экскурсия по наблюдению за распространением плодов и семян продолжится в летнем задании - в сборе и оформлении коллекции семян. Читая книгу Б. Н. Головкина “Рассказы о растениях – переселенцах”, любознательные ответят на вопросы викторины. Материально заинтересованные учащиеся, могут использовать свои знания, помогая лесничеству, которое каждый год закупает у населения семена дикорастущих растений. Те, кто любит природу, долго будут провожать взором и не ругать тополиный пух и приютившихся на одежде семян лопуха. Мы, будем бережнее, относится к природе, так как растения и их плоды – источник жизни.

Творческая работа учащихся “Плоды – источник жизни” - итог работы по теме.

Группы учащихся собрали сведения о витаминах группы А, В, С и растениях своего края, плоды которых содержат данные витамины. Оформлялись работы по желанию ребят, например, в форме рекламы.

Реклама витамину “А”.

Витамин “А” надо принимать, Чтобы в школу не проспать. Хочешь быть как вундеркинд Принимай “А” витамин. Он в смородине, рябине И в шиповнике, в крапиве.

Шиповник.

На мне растут шипы, Но есть на мне цветы. А как приходит осень Есть красные “ плоды”. Все любят есть шиповник И я люблю себя. Во мне ты знаешь много Витамина “А”.

Рябина. Я красная рябина Люблю я витамины. Богата витамином “А” - Кушайте друзья!

Реклама витамину “С”. Чтобы у вас были хорошая реакция, самочувствие и здоровье на долгие годы, дружите с витамином “С”!

Литература.

1. Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике. М., “Просвещение”, 1967.

2. Денисова Г. А. Удивительный мир растений. М., “Просвещение”, 1973.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть3.Проблемные уроки. Научно – практическое пособие. Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

28.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Биология для студентов - 43. Распространение плодов и семян дикорастущих видов. Значение плодов и семян в жизни человека

Единицами распространения могут служить разные части растений, называемые диаспорами. Карпологические диаспоры представляют собой семена, высыпавшиеся из вскрывшегося плода, целые невскрывающиеся сухие и сочные плоды, части плодов - мерикарпии, отдельные членики.

Единой классификации способов распространения семян и плодов нет; обычно указывают главный фактор, обеспечивающий этот процесс.

Автохория - наиболее простой способ распространения, осуществляемый без посредников. При этом происходит либо активное разбрасывание семян при вскрывании с помощью особых структур (недотрога, бешеный огурец), либо самопроизвольное опадение под действием собственного веса (барохория). Барохория характерна для плодов пальм, каштана, дуба.

Баллистохория - разбрасывание семян с помощью раскачивающихся вегетативных органов (гвоздичные, колокольчиковые).

Анемохория - распространение с помощью ветра. Анемохорные виды характеризуются высокой семенной продуктивностью.

Мелкие семена орхидей, грушанок распространяются слабыми конвекционными потоками.

Специальные приспособления - летучки, волоски, крылатки - облегчают парение семян и плодов в воздухе. Иногда такую функцию выполняет сохраняющийся при плоде прицветный лист (липа). Семена-летучки характерны для ивы, тополя, кипрея. Плоды-летучки образуются у одуванчика, осота, прострела. Плоды-крылатки имеются у таких растений, как береза, ольха, хмель, щавель. Иногда летательные приспособления помогают не только передвижению плодов с помощью ветра, но и зарыванию их в землю, как это наблюдается у ковыля, аистника.

Особый случай - растения «перекати-поле», распространенные в степях или пустынях. При созревании семян отламываются от подземной части и в виде шариков или комков перегоняются ветром на большие пространства, постепенно рассеивая семена (верблюжья колючка, клоповник, качим).

Гидрохория - распространение с помощью воды. Семена защищены от смачивания и, как правило, обладают плавучестью. У многих водных и болотных растений (кувшинка, частуха, осоки) плоды имеют специальные воздухоносные приспособления, позволяющие им держаться на поверхности воды некоторое время и переноситься с помощью водных течений и ветра. Уникальный пример - плоды тропической энтады, которые разносятся мор­скими течениями и даже обнаружены в северных морях.

У некоторых растений (вероника, очиток едкий) плоды приспособлены к вымыванию из них семян дождевой водой.

Зоохория - распространение с помощью животных (птиц, млекопитающих, насекомых и др. групп). Она осуществляется тремя способами:

  • Эндозоохория, т. е. животные поедают диаспоры, не переваривая семена, которые проходят через пищеварительный тракт и выводятся наружу. Обычно это сочные плоды, семена которых защищены от переваривания ли­бо каменистым эндокарпием (косточковые), либо твердой семенной кожу­рой.
  • Синзоохория, т. е. растаскивание диаспор и отложение их про запас. Так распространяются ореховидные диаспоры, которые животные уносят вгнезда или в специальные «кладовые» для запаса кормов. Агентами синзо- охории являются птицы (кедровки, сойки, дятлы) и грызуны (белки, бурундуки, мыши). Прогрессивной формой синзоохории является мирмекохория. Муравьи распространяют семена растений с мясистыми придатками - элайосомами (разновидность ариллусов - фиалки, ожика, чистотел). Элайосомы богаты маслами и другими питательными веществами. Выделяют летучие вещества, привлекающие насекомых.
  • Эпизоохория - случайный перенос диаспор, снабженных различными прицепками, крючками, цепляющимися за шерсть животных (репейни- чек, лопух, липучка).

Антропохория - распространение диаспор с помощью человека. Так, благодаря трансконтитентальным первозкам в Европу были завезены бодяк, элодея, овсюг, а в Америку - подорожник. С каждым годом растет количество заносных сорных растений, составляющих мощную конкуренцию культурным.

vseobiology.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта