Вплотную торжественный касаться растение прилагательное. Реферат:       Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с огнем

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение». Вплотную торжественный касаться растение прилагательное


Переход причастий в прилагательные — Правила русского языка

Наибольшие затруднения вызывает правописание страдательных причастий прошедшего времени на -ный, перешедших в прилагательные (вареный, соленый). Это объясняется тем, что до сих пор учащимся помогало различать причастия и прилагательные то, что причастия образованы от глаголов, а прилагательные от существительных. Встретив прилагательные, которые тоже образованы от глаголов, учащиеся начинают их смешивать с полными причастиями.

Нужно, чтобы школьники твердо запомнили признаки этих прилагательных.

1) Отглагольные прилагательные данного типа образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь. Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. (Следует помнить о нескольких страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов несовершенного вида, о которых говорилось выше: читанный, писанный и др.)

2) У таких отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. В то время как у причастий могут быть приставки: поджаренное мясо, запутанные следы. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь — негашеная известь; глаженое белье — неглаженое белье.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то, прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого она образована. От глагольные прилагательные на -ованный, -еванный всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный). Прилагательные кованый, жеваный, пишутся с одним н, так как -ов и –ев входят в корень, в чем учащиеся убеждаются, разобрав слова по составу.

Следует запомнить слова-исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, которые пишутся с двумя н, смышленый, названый — с одним н.

Полезно сопоставить смешиваемые формы: масляные (краски)— прилагательное, образованное с помощью суффикса -ян- от существительного масло; масленый (блин)—отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук)— причастие, образованное от глагола замаслить.

Приводим упражнения для тренировки.

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки. Составить с ними предложения. Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно — пиленый сахар, кованый меч — закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия — сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка,

6. Объяснить правописание.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

Приводим предложения, которые можно использовать для различного вида диктантов по всей теме.

1) По стенам висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда (Пауст.).

2) Заплатанные извозчичьи армяки с жестяными номерами зарябили в глазах (Пауст.).

3) Наша бригада вошла в брошенную жителями, разоренную и полувыжженную турецкую деревню (Гарш.).

4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревянных крашеных и золоченых мисок с жидкою пшенною кашицей (Гарш.).

5) В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк казался печальным и таинственным, как заброшенное кладбище (Купр.).

6) Желтели стены, выкрашенные масляной краской, захватанные грязными пальцами (Пауст.).

7) Их обогнал человек в рваном пальто и соломенной шляпе (А. Н. Т.).

8) На пустынной улице показалась странная фигура испуганного человека (А. Н. Т.).

9) Дворцы гляделись в Неву расстрелянными пустынными окнами (А. Н. Т.).

10) Он лежал в чьем-то овчинном зипуне, окруженный целой толпой народа (Купр.).

11) Армия таяла, как брошенные в печь оловянные солдатики (А.Н.Т.).

12) Стены выбелены известкой, а снизу выкрашены коричневой масляной краской (Купр.).

pack-me.ru

Реферат -       Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с огнем

6 КЛАСС

      МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ

      Буквы а — о в корнях -кос- — -кас-,

-гор- — -гар-

      Словарный диктант

      Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с огнем; коснуться ветки ели; горелый пень; пирог пригорел; прикасаться к ране; прикоснуться к стене; лампочка перегорела.

      Выборочные диктанты

      Выписать слова в два столбика: 1) в корне пишется а; 2) в корне пишется о.

      I. Касательная, прикоснуться, прикосновение, предложить, предлагать, предложение, изложение, излагать, прилагательное, приложение, подгорать, подгореть, загар, загорелый, нагореть, выгореть, загореть, слагаемые, выросли, вырастать, выращенный, возраст, сращение, растительность, горит, горели, росток, отрасль, Ростислав, расположиться, растение, город Ростов, водоросли, касались, наращение, сложение, коснуться, догорали, возложить, возлагать, полагаю, неприкосновенный, разложить, нагар, горелка, пригорать, вырасти, выросший.

      II. Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить; сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться; располагаться; прикосновение; касательная; возраст; прорасти; загорелый; разгореться; подгореть; росток; возрасти; отложить; отрасль; слагаемые; обрастать; водоросли; растущий; предположение.

      Объяснительный диктант

      1) Утром солнце разгоралось медленно, трудно. (Ф. Абрамов) 2) При сухих щепках и сухое дерево разгорается. (Пословица) 3) Горят первые звезды, а заря еще долго догорает над далями и туманами.(К. Паустовский) 4) В разрывах туч ярко горела луна. 5) Первые лучи солнца коснулись верхушек деревьев. 6) Ярче розовой рубахи зори вешние горят. (С. Есенин) 7) В беседе касались различных тем. 8) Мы не коснулись этого вопроса. 9) Прощальный блеск зари на небе догорал. (И. Тургенев) 10) Он осторожно прикоснулся к больной руке. 11) Заря то гасла, то разгоралась. 12) Дрова начали прогорать. 13) Сучья долго не хотели разгораться. 14) Заря догорала, и все море окутала темнота.

      Буквы и — ы после приставок

      Словарный диктант

      Безысходность; предыюльский; подыскать; подытожить; сверхизобилие; предыстория; сыграть; изыскать; подышать; обыскать; сверхизобретательный; сверхинтересный; небезынтересный; безыскусный.

      Объяснительный диктант

      1) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. (И. Крылов) 2) К вечеру разыгралась метель. 3) В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый подберезовик. 4) Я не терял надежды сыскать дорогу. 5) Мороз сыграл с нами злую шутку. 6) Мы решили отыскать брод. 7) В предыдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах. 8) Надо было подыскать надежное место. 9) Река продолжала играть и даже разыгралась совсем.

      Гласные в приставках пре- — при-

      Словарные диктанты

      I. Прибивать, приближаться, прибайкальский, прибежище, прибавлять, прибрежный, прививать, привалиться, привести, привертеть, привязать, привокзальный, притормозить, привлекательный, привязчивый, привыкнуть, пригибаться, придвинуться, приземлиться, придорожный, придираться, приехавший, призадуматься, прижечь, прикладывать, прикатить, приклеить, прикаспийский, прилеплять, приложить, принарядиться, приодеться, приписать, приоткрыть, приподнять, припрыгивать, присоединиться, приютить, пришпилить, притвориться, притихнуть, приумолкнуть, пристроить, притопнуть.

      II. Премилый, презлющий, пренеприятный, преспокойно, прекратить, прервать, преграда, препятствие, пресечь, преобразовать, препоручить, преопасный, прескучный, преподаватель, прельстить, преемник, превосходство, знаки препинания, превратить, превозносить.

      III. Прибывать в город — пребывать в горах, призреть сироту — презирать врага, придавать значение — предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем — приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь — притворить дверь, преемник поэта — радиоприемник; привилегии, привольный, приключение, причудливый, примерный, примитивный, приличный, прихоть, принципиальный, приказывать, присущий, присутствовать; президент, преследовать, представлять.

      IV. Пристать к берегу, пресытился конфетами, приозерный край, преградить путь, прервать разговор, пристраститься к чтению, приоткрыть завесу тайны, шорох в прибрежных кустах, привязать к дереву, привлекать внимание, беспрерывный шепот волн, не бояться преград, преспокойный человек, город преобразился, преинтересная книга, презрительный взгляд, прескверный день, преодолевать трудности, привстать на цыпочках, преображенный край, превратился в лед, прекратить пререкания со старшими, преогромный желудь, презабавный рисунок, преследовать зверя.

      V. Неприступные вершины, привыкнуть к требованиям, прилежный ученик, непримиримый человек, пристрастное отношение, приветливый сосед, причудливый узор, пренебрежительное отношение, присутствовать на лекции, судить беспристрастно.

      VI. Придать значение — предаваться воспоминаниям; прибыть на заставу — пребывание на отдыхе; предел мечтаний — придел к дому; приступить к работе — преступать закон; претворить в жизнь — притворить дверь; преклоняться перед кем-то — дерево приклонилось к земле; презирать опасность — призреть сироту.

      Выборочный диктант

      Выписать слова в два столбика: 1) в начале слова пишется пре-; 2) в начале слова пишется при-.

      Президент; придвинуть; преподаватель; привилегия; предания; приметный; приоритет; препирательства; примерный; притвора; приятный; пристрастие; притаиться; приостановиться; пригореть; премудрый; преобладание; приключение; пререкания; присвоение; привлекательность; привольный; принадлежность; превосходство; препятствие; примитивный; присутствовать; прельстить; препоручить.

      Объяснительный диктант

      1) Снег примять ногой в такой день жалко. (С. Галкин) 2) А радуга из снега все приближалась и постепенно из розовой превратилась в белую. (В. Пронин) 3) Кто совершил такое превращенье?(Е. Евтушенко) 4) В прибрежных камышах возились утки. 5) Разговор прервал телефонный звонок. 6) Кривые сосенки будто на цыпочках привстали над обрывом. (Э. Шим) 7) В справочной мне ответили, что самолет прибывает в Шереметьево в одиннадцать утра. (Е. Яковлева) 8) Несколько минут я пребывала в состоянии растерянности. 9) Высота снежных заносов превышает здесь два метра.(В. Пронин) 10) Она прислушалась, но в доме царила тишина. 11) Экспедиция собирала былины, народные предания. 12) Наступил прекрасный майский вечер. 13) Он прислонился к дереву. 14) Находились бесстрашные скалолазы, которые взбирались на неприступные кручи. (М. Семенова)15) Воздух припахивал паровозным дымом. (Э. Хруцкий) 16) Маша осторожно притворила дверь комнаты. 17) Настроение у всех было приподнятое. 18) Машина притормозила у ворот. 19) В придорожной канаве горел костерок. 20) Я подхожу ближе, присматриваюсь. 21) Ребятишки приуныли. 22) Манит каждая полянка, каждый пригорок. 23) Она приоткрыла печную дверцу и пристроилась у огонька. 24) Он присел на траву, притаился. 25) Я не торопился прерывать ее рассказ. 26) Шоссе примыкало к роще. 27) В углу стояла причудливая лампа. 28) Это был человек преклонного возраста. 29) Ворона презрительно каркнула с высоты. 30) Он презрительно усмехнулся. 31) Охотники больше не преследовали зверя.

www.ronl.ru

К именам прилагательным из данных словосочетаний подобрать близкое по значению имя прилагательное.

медленная езда спокойный голос преданный друг правильный ответ чистое небо новый хлеб прохладдный ветер нежная зима нежный человек четкий вопрос

медлительная езда спокойный голос преданный друг правильный ответ чистое небо новый хлеб прохладдный ветер нежная зима нежный человек четкий вопрос

медлительная езда спокойный голос преданный друг правильный ответ чистое небо новый хлеб прохладный ветер нежная зима нежный человек четкий вопрос

прилагательное близкое по значению застенчивый какое? скажите пж

touch.otvet.mail.ru

Упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»

Упражнение 1.

Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) 2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) 3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)

Упражнение 2.

Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность.

Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.

Упражнение 3.

Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

 ЛучЗамокЛунаСонТайнаВозглас

    Неприступный    Бледный    Ликующий    Роковой    Страшный    Золотой

 

Упражнение 4.

Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.

Солнце ___________________________________________ Туман ____________________________________________ Огонь ____________________________________________ Свет _____________________________________________ Сирень ___________________________________________ Чувство ___________________________________________ Муза______________________________________________ Тишина ___________________________________________

Упражнение 5.

Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте.

Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.

Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)

Упражнение 6.

Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.

1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает.  (А. А. Фет)

2) А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)

3) Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьется огонек. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет)

4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)

Упражнение 7.

Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль в тексте.

1) Надо мной Между березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной. (Н. М. Рубцов)

2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. С. Шмелев)

3) Облаком волнистым Пыль встает вдали; Конный или пеший — Не видать в пыли! (А. А. Фет)

4) Что россов та была падения причина — Была пучком завязана лучина; Колико руки не томить, Нельзя пучка переломить, Как россы, так она рассыпалась подобно, И стало изломать лучину всю удобно. (А. П. Сумароков)

5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. П. Чехов)

6) Воздух там чист, как молитва ребенка;И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М. Ю. Лермонтов)

7) Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские, Как волны об утес. (Н. А. Некрасов)

8) Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился. (М. Ю. Лермонтов)

Упражнение 8.

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать?

Третья встреча явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви.Блок мне казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду, и как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться. (К. Д. Бальмонт)

Упражнение 9.

Расскажите о лексических средствах сравнения, комментируя данные примеры.

1) Оснеженный куст похож на застывший фонтан. (В. Набоков) Пустынный  мыс был схож с ковригой хлеба. (И. Бунин) 2) При свете дня подобен розам  бледным огонь в печи. (В. Ходасевич) 3) И над землею круглая луна покажется пшеничным караваем. (М. Дудин) 4) Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. 3аболоцкий) 5) Морозная ночь  походила на сказку. (Б. Пастернак)

Упражнение 10.

Прочитайте стихотворные  строки. Найдите в них  творительный сравнения.  Расскажите, что с чем  сравнивается в каждом случае.

1) От цветов на полях ся запах кругом. И сияет роса На траве серебром (И. Суриков) 

2) Сосны тянутся к небу За солнечным светом, И цыплятами листья Бегут по земле. (Н. Берендгоф)

3) Еще вчера, на солнце млея, Последний лист дрожал листом, И озимь, пышно зеленея, Лежала бархатным листом. (А. Фет)

4) И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой. (Е. Трутнева)

5) На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем. (И. Никитин)

Упражнение 11.

Исправьте предложения, сделав их более благозвучными. Замените сравнительный оборот творительным сравнения.

1) Полая вода уже сошла, и речка струилась, словно узенький ручеек. 2) Как белая колонна да, выстроились вековые березы. 3) Я поднял голову... передо мною между двух рядов высоких тополей, словно стрела, уходила вдаль дорога. 4) Ярко светит солнце, будто белые птицы, плывут в небе облака. 5) На чащей леса, словно золотая звезда, сверкал купол церкви.

Упражнение 12.

Найдите в текстах сравнения.  

1)  Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает;Как лебедь молодой, луна среди небесСкользит и свой двойник на влаге созерцает. (А.А. Фет)

2) А сосны гнутся, как живые,И так задумчиво шумят...И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темныхНетерпеливо прошумит. (И.С. Тургенев)

3) Тускнеют угли. В полумракеПрозрачный вьется огонек.Так плещет на багряном макеКрылом лазурным мотылек. (А.А. Фет)

4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли точно в клетке золотистой. (А.Н. Майков)

Упражнение 13.

Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

1) Надо мнойМежду березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река,Как чувство радости беспечной.  (Н.М. Рубцов)

2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки (И.С. Шмелев).

3) Облаком волнистымПыль встаёт вдали;Конный или пеший – Не видать в пыли!  (А.А. Фет)

4) Что россов та была падения причина —Была пучком завязана лучина;Колико руки не томить,Нельзя пучка переломить,Как россы, так она рассыпалась подобно,И стало изломать лучину всю удобно. (А.П. Сумароков)

5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег (А.П. Чехов).

6) Воздух там чист, как молитва ребенка;И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М.Ю. Лермонтов)

7) Стихи мои! Свидетели живыеЗа мир пролитых слез!Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские,Как волны об утес. (Н.А. Некрасов)

8) Внизу глубоко подо мнойПоток, усиленный грозой,Шумел, и шум его глухойСердитых сотне голосовПодобился. (М.Ю. Лермонтов)

9) Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).

10) Молодой месяц — точно золотой серп (А.В. Кольцов).

11)Там, где, словно ожерелья,Многоцветные каменьяПоднялись над пеной волн... (В. Брюсов)

12) А неба свод, глубоко-синий, -Как купол, увенчавший храм!  (В Брюсов)

13) Руки голы выше локтя,А глаза синей, чем лёд.Едкий, душный запах дегтя,Как загар, тебе идет.  (А.Ахматова)

14) И с каждой буквой из моей строкиКрапивой лезет жгучая досада...  (К. Спицина)

15) Хранится в сердце мужества запас,Как раньше порох в крепости хранилиКак провиант от сырости и гнили, Как на морском суденышке компас.  (В. Солоухин)

Упражнение 14.

Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

1) Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа.Прозрачный их отрезок мягко таетУ лунного серпа. (А.А.Фет)

2) Вся в пыли торчит щетинаПридорожного хвоща.    (Саша Чёрный)

3) Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль.    (В.М.Шукшин) 

Упражнение 15.

Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

1) Равнодушен я стал к лачугам,И очажный огонь мне не мил,Даже яблонь осеннюю вьюгуЯ за бедность полей разлюбил.  (С. Есенин)

2) Россия! В злые дни БатыяКто, кто монгольскому потопуВозвёл плотину, как не ты?      (В.Я.Брюсов)

3) Топи да болота, синий плат небес.     (С.А.Есенин)

4) Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.   (В.М.Шукшин)

5)«Золото, золото падает с неба!»Дети кричат и бегут за дождем...- Полноте, дети, его мы сберём,Только сберём золотистым зерномВ полных амбарах душистого хлеба!     (А.Н.Майков)

6) Под бровями в солнечном покоеТихо светит небо голубое. (В.Брюсов)

7) Ель рукавом мне тропинку завесила.   (А.А.Фет)

8)Я вспоминаю, сердцем посветлев,Какой я был взволнованный и юный!И пусть стихов серебряные струныПродолжат свой тоскующий напев. (Н.Рубцов)

9) Под соломой-ризоюВыструги стропил,Ветер плесень сизуюСолнцем окропил.В окна бьют без промахаВороны крылом,Как метель, черёмухаМашет рукавом.  (С.Есенин)

10) Простоволосые ивыБросили руки в ручьи.Чайки кричали: «Чьи вы?»Мы отвечали: «Ничьи!»

11) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходыСтаринной короной своих восходящих лучей! (Н.Рубцов)

Упражнение 16.

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,И мачта гнётся и скрыпит...Увы, – он счастия не ищет,И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой...А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!

1) Найдите в стихотворении метафоры в стихотворении, выпишите их. 2) Подберите сравнительные конструкции к следующим метафорам: железный человек, лисий характер, медвежья походка, холодный взгляд, тёплая встреча, свинцовые тучи, мёртвый сад.3) В четырёхтомном толковом словаре русского языка слово «мятежный» имеет два значения: 1. Причастный к мятежу, принимающий участие в мятеже. Мятежное войско.  2. Тревожный, неспокойный, бурный.

В каком значении употреблено слово «мятежный» в стихотворении М.Лермонтова «Парус»? На чём основано сходство между прямым и переносным значениями этого слова, то есть на чём строится метафора «мятежный парус»? 4) Напишите сочинение в научном стиле на тему «Выразительная роль метафоры  в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».  

Упражнение 17.

Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос?

1) Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. (А. А. Фет)

2) Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща. (Саша Черный)

3) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)

4) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)

5) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)

Упражнение 18.

Прочитайте тексты. Найдите в тексте метафоры, объясните их художественную функцию.

1) Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы...Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)2) Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако.Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой.Это цветет черемуха. (С. Ларин)

Упражнение 19.

Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

Упражнение 20.

Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,Воздух чист, свежей листы... И роняют тихо слезы Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча, Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)

4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)

5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)

6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая)

Упражнение 21.

Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)

Упражнение 22.

Найдите в приведенном поэтическом отрывке олицетворения.

1) Темнеет вдали, Приуныл подорожник. (Н. Рубцов)

2) А голос был все глуше, тише, Жизнь угасала навсегда,И стало слышно, как над крышей Тоскливо воют провода... (Н. Рубцов)

3) Я долго ехал волоком. И долго лес ночнойВсе слушал медный колокол,Звеневший под дугой. (Н. Рубцов)

4) ...И третий, кажется, автобусБежит по линии шестой. (Н. Рубцов)

5) Ольха цветет, надеется, зовет,Еще не зная страшного подвоха... (В. Солоухин)

6) И лишь продрогшая рябинаСтучится кистью о стекло, Вокруг нее размокла глина, Рябине хочется в тепло. (В. Солоухин)

7) Черные тени узорной решетки Ясно ложатся по белому снегу. Тихие звезды — задумчиво-кротки, Месяц пророчит истому и негу. Черные окна немого собора Смотрят угрюмо на белое поле... (В. Брюсов)

8) Приуныли в поле колокольчики.Для людей мечтают позвенеть, Но цветов певучие бутончики Разве что послушает медведь. (Н. Рубцов)

9) Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. (К. Бальмонт)

10) «Кого? Для чего? - камыши говорят, -Зачем огоньки между нами горят?» Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик.И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)

11) Дрожит волнистая черта,На нем и в нем все что-то дышит... И ласково его колышет, Смиряясь, злая пустота. Нет, мы не здесь, в юдоли дольней, Мы с ним летим к завесе туч! И серый луч скользит, колюч, Над удивленной колокольней. (3. Гиппиус)

12) Неужели я сноваВ этих березовых рощах? Снова сияет майское солнце,Склоняясь над розовым полем. Пахнет аиром,И плакучие прибрежные ивы (Милые! Милые! Те самые!) Без движенья дремлют над прудом. (С. Соловьев)

13) Сонный зимний ветер надо мной поет, Усыпляет песней, воли не дает, Путь заносит снегом, по полю бежит, Вместе с колокольчиком жалобно дрожит... (И. Бунин)

14) Старый дом. Он с трудом доживает,Оттесняя крылечком траву, Всеми окнами к людям взывает, Только я в нем уже не живу. (К. Спицина)

 

Тест по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

 

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

3. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении:

Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.

1) сравнительный оборот2) эпитеты3) метафора 4) аллитерация

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что  возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов,  мягких, как хорошая повязка. 4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1)  Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.2)  Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.3)  На следующий день Белогрудка прокралась  на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.4)  Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.2)  Но результат не заставил себя ждать.3)  Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.4)  На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:–  Жучка, Жучка!3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».

1)  олицетворение 2)  эпитет3)  синонимы 4)  cравнительный оборот

11. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз».

1) метафора2) олицетворение3) сравнительный оборот4) эпитет

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я проходил, но осталась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь».

1) гипербола2) метафора3) олицетворение4) сравнительный оборот

13. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Созерцать, исцеляя душу».

1) олицетворение2) метафора3) гипербола4) эпитет

14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Оставили рваную язву в земле».

1) олицетворение2) метафора3) эпитеты4) гипербола

15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в  выражении: «дрожали от холода березы»?

1) олицетворение2) гипербола3) сравнение4) эпитет

16. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «растительный мир пробуждается»?

1) олицетворение2) аллегория3) гипербола4) эпитет

17. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «потрясающая юношеская впечатлительность»?

1) олицетворение2) аллегория3) гипербола4) эпитет

18. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью».

1) метафора2) эпитеты3) сравнительный оборот4) гипербола

                                                Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Имя прилагательное (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Упражнение 2.

Определитьт разряд прилагательного.

Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Упражнение 3.

Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,бойко говоришь.

Русский же язык неважнознаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речьюхорошо владеть.

Эта речь полна величья,гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,сила красоты.

Скажем, к странам зарубежнымдержишь морем путь,

Перед спутниками хочешьзнаньями блеснуть –

В разговорах или спорахс другом иль врагом

Ты воспользуешься смелорусским языком!

Потому ты, школьник резвый,будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речьюхорошо владеть.

(И. Гришашвили)

Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

Величайшее3 богатство народа — его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

  1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.

  2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.

  3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).

  4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Общее грамматическое значение прилагательного это:

 

А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

 

2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

 

3. Синтаксические признаки прилагательного это:

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстьоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. В каком ряду все прилагательные качественные?

А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка

Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос

В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

9. В каком ряду все прилагательные относительные?

А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо

Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф

В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

10. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

 

11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

 

12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

 

13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.

А) самый быстрый

Б) красивейший

В) ярче

Г) более лёгкий

 

14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени.

 

А) менее сложный

Б) сложнее

В) сложнее всех

Г) наисложнейший

 

15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.

 

А) красивее

Б) спокойнейший

В) более громкий

Г) менее тяжёлый

16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.

А) глубже

Б) самый глубокий

В) более глубокий

Г) глубочайший

17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А. острее, менее крутой, более выше

Б. длиньше, самый красивый, сладчайший

В. очень маленький, красивее, ниже всех

Г. дольше, лучше, наивкуснейший

18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А) самый веселый, меньше всех, более высокий

Б) моложе, более белее, твердейший

В) жарче всех, самый умный, тишайший

Г) чудеснейший, худший, громче всех

                                             Ответы:

videotutor-rusyaz.ru

II. Имя прилагательное и нормы его употребления

 

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы.

Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующих кратких форм. К ним относятся:

а) прилагательные с суф. -ск-, -ов-, -ев-, -н-, -л-, по происхождению являющиеся относительными: поэтический, деловой, боевой, спелый;

б) прилагательные, обозначающие масти животных: вороной, гнедой, пегий, саврасый, буланый и т.п.

в) прилагательные с экспрессивными суффиксами:беленький, толстенький, злющий;

г) прилагательные, входящие в состав имени собственного или термина: глухой согласный;

д) прилагательные, употребляющиеся в переносном значении в составе фразеологических сочетаний: больной вопрос.

е) отглагольные прилагательныеые с суф. -л- и -уч-: беглый, летучий;

ж) прилагательные с суф. -ев-, -ов-, -ист-: боевой, лиловый, илистый, глинистый; прилагательныеые, имеющие суффикс субъективной оценки -оват-, -eват-, -оньк-, -еньк-: беловатый, молодцеватый, плохонький, свеженький.

Прилагательные рад, горазд имеют только краткие формы. В предложении обычно они выступают в качестве предиката и занимают, как правило, позицию после существительного в именительном падеже, к которому относятся. Прилагательные виноват, должен, обязан употребляются преимущественно в краткой форме. Полные формы последних встречаются только в устойчивых сочетаниях, например: на должном уровне, чувствовать себя обязанным, с виноватым выражением лица.

Полное прилагательное обычно указывает на постоянный признак; краткое прилагательное имеет значение ограниченного в чем-то признака. Сравните: Больной человек (у него плохо со здоровьем) – Человек болен (у него грипп).

От прилагательных, оканчивающихся на -нный, образуются краткие формы мужского рода на -ен и -енен. При употреблении имен прилагательных приходится выбирать варианты кратких форм: свойственен или свойствен, родственен или родствен, невежествен или невежественен? Составители толковых словарей по-разному оценивают некоторые из этих форм – то как допустимые, то как устаревшие. Однако в современном русском языке форма на -енен активно вытесняется формами на -ен: беспочвен, бессмыслен, бесчувствен, величествен, воинствен, двусмыслен, единствен, искусствен, легкомыслен, медлен, многочислен, могуществен, мужествен, невежествен, ответствен, подведомствен, родствен, свойствен, соответствен, существен, тождествен, торжествен, явствен. Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енен: искренен, неизменен, откровенен и т.п.

Запомните: 1) прилагательные с ударной концовкой -енныйобразуют только один вариант краткой формы муж. рода: на -енен; прилагательные с безударнойконцовкой -нный образуют два варианта такой формы: на -ен и

-енен; 2) у прилагательных, оканчивающихся на -ённый, беглый гласный не появляется: убеждённый – убеждён. 3) у прилагательных, оканчивающихся на

-анный(с безударным -а-), также нет беглого гласного (воспитанный – воспитан, образованный – образован).

Только краткая форма употребляется в следующих случаях:

- в устойчивых этикетных формах: будьте добры, будьте осторожны и т.п.;

- при выражении долженствования, необходимости: явка обязательна;

- при обозначении прилагательным признака, указывающего на соотношение между предметами: Дети были молчаливы и грустны;

- у прилагательных с суффиксами -ом, -ем, -им: Встречи незабываемы; Она легко ранима; Ошибки легко устранимы;

- при прилагательном с усилительно-оценочным значением, когда оно стоит перед подлежащим: Как чудесна весенняя ночь! Как прекрасны летние вечера!

- если прилагательное имеет при себе зависимое слово: Руководитель проекта был доволен работой молодых специалистов;

- если прилагательное обозначает несоответствие признака данному предмету: Сапоги мне малы, а туфли велики;

- при субъекте, выраженном местоимениями весь, всякий, кто, тот, то, что, это: Чем богаты, тем и рады

в сочетании с наречием так: Она так красива и умна.

Только полная форма употребляется в следующих случаях:

если прилагательное обозначает постоянный признак: Девушка грустная; В этой части города улицы безлюдные и т.п.;

- если именная часть сказуемого выражена сочетанием прилагательного и существительного, дополняющего субъект или указывающего на него: Он был юношей своенравным и самоуверенным;

- в сочетании с местоимением такой: Она такая взбалмошная; Вечер был таким теплым.

Нарушения норм возникают при образовании степеней сравнения прилагательных (говорить более громче, самые сильнейшие лыжницы и др.).

Следует учитывать стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения прилагательных.

Простая форма сравнительной степени (основы прилаг. + суф. -ее, -е) употребляется во всех речевых стилях, а сложная (более или менее + исходная форма прилаг.) в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи.

Формы с приставкой по-, вносящей добавочное значение небольшой степени увеличения или уменьшения качества, характерны для разговорной речи: сделать получше, стать повыше, проснуться пораньше (ср. в деловой речи: немного лучше, немного выше, немного раньше).

Простая форма превосходной степени (основа прил. + суф. –айш-, -ейш-) имеет книжный характер, а сложная (самый + исходная форма прилаг.; всех, всего + форма сравнит. Степени прил.) употребляется во всех стилях речи.

Сложная форма сравнительной степени используется вместо простой при существительных, стоящих в косвенных падежах: занят более важной работой (нельзя сказать работой важнее), возможна лишь разговорная форма – работой поважнее.

При употреблении форм сравнительной степени прилагательных просторечную окраску имеют сочетания: более лучший, более худший, а также превосходной – самый сладчайший, наиболее сильнейший.

Прилагательное разный имеет значение «отличный от другого» и употребляется при характеристике двух или нескольких предметов, как правило, замкнутого множества при реальном противопоставлении; различные используется в значении «многие разные» при потенциальном противопоставлении.

Прилагательное разнообразные является синонимом прилагательного различные в значении «на любой вкус», «какие угодно» и употребляется с существительными, обозначающими понятия, способные к неограниченному видоизменению.

Запомните: прилагательное разнообразные не употребляется со словами негативной семантики.

Прилагательное особый имеет значение «уникальный», «неповторимый» и указывает на высокую, предельно-допустимую степень проявления значения, заложенного в сочетающемся с ним существительном.

Особенный имеет значение «отличающийся от других» и указывает на то, что обозначаемый существительным предмет или событие чем-то отличается от других предметов или событий.

Вопросы для контроля

1. Какие варианты окончаний и суффиксов вызывают затруднения при употреблении имен прилагательных?

2. Назовите основные ошибки при употреблении полных и кратких прилагательных.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Задание 1.Раскройте скобки. Запишите полученные словосочетания.

 

(Сто двадцать четыре) тысячное население; (девяносто) летний старик, (семьдесят пять) летний юбилей, (тридцать) градусные морозы, (восемьсот тридцать пять) километровый переход, (сорок) ведёрная бочка, (триста сорок пять) квартирный дом, (4,5) тысячный коллектив, (пятьсот) миллионный народ.

Задание 2.В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните, почему.

Больной вопрос – больной ребенок. Черная тень – черная дыра. Белый снег – белый стих. Глухой согласный – глухой человек. Круглый шар – круглый сирота. Короткие волны – короткие волосы. Храбрый человек – храбрый поступок. Скорый поезд – скорое решение – скорый на подьем.

 

Задание 3.Найдите краткие формы прилагательных. Можно ли от остальных прилагательных в этих предложениях образовать краткую форму?

 

1. Земля безлесна, но плодоносна. 2. «Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой!» - с болью и злобой произносила она это ужасное для себя слово чужой. 3. Но теперь флигель этот был стар и гнил. 4. Начало было так далеко, Так робок первый интерес. 5. Но неподернут и свинцов // Посередине мрак лиловый. 6. Я слыхал про старость. Страшны прорицанья. 7. От солнца ал, серебрян от луны, // Тяжёлый персик // просится в уста, // И груши упоительно-бледны // Под зонтиком листа.

Задание 4.Определите степень сравнения прилагательных в предложениях и способ их образования.

 

1. Дом ее был самый модный. 2. И всего ужаснее то, что виной всему я, виной я, а не виноват. 3. Мое молчание - лучшее и острейшее оружие в сражениях с Поликарпом. 4. «Ах, ах, ах!» - приговаривал он с отчаянием, вспоминая самые" тяжелые для себя впечатления из этой ссоры. 5. Он был худее, чем три года назад, когда Константин Левин видел его в последний раз. 6. «Я не могу быть католичнее папы», - сказала она... 7. А с тем вместе это есть простейшее и вернейшее средство. 8. Он находился в самом веселом расположении духа. 9. Но проповедь Кутузова становилась все более напористой. 10. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. 11. Они постарше тебя, похитрее, и опытности у них побольше. 12. Престраннейшим образом Лучников почувствовал вдруг едкую обиду.

 

Задание 5.Определите, можно ли от данных прилагательных образовать простую форму сравнительной степени? Если такие формы отсутствуют, укажите причину.

Быстроногий, быстрый, верный, геройский, горелый, краснощекий, круторогий, маленький, некрепкий, нестрогий, полумягкий, престарелый, проворный, сверхвысокий, сверхдальний, свеженький, скромный, слабенький, старческий, усталый, черноокий.

 

Задание 6.Образуйте от данных ниже полных прилагательных краткую форму мужского рода единственного числа.

Естественный, явственный, несомненный, неприкосновенный, тождественный, болезненный, ответственный, ограниченный, неизменный, искренний, легкомысленный, действенный, откровенный, совершенный, двусмысленный, обыкновенный, свойственный, таинственный.

 

Задание 7. От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму? Объясните, почему.

Трагическая ситуация; трагичный случай; деловое предложение; дельный совет; деляческие замашки; комичный вид; комическая ситуация; металлический взгляд; металлический корпус; цветной рисунок.

 

Задание 8.Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении прилагательных. Перепишите, исправляя предложения.

 

1. Коробочка была бережная хозяйка. 2. Гостиную Собакевича украшали представительные собой люди. 3. Партизаны продвигались в неприглядной тьме. 4. В течение цельных суток лил дождь. 5. Вначале Павел вел себя как обычный слободской парень. 6. Боязно оглянувшись, женщина осторожно переступила порог и остановилась. 7. Химия очень завлекательная наука. 8. На родине поэта установлен мемориальный памятник.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.Образуйте краткую форму мужского рода единственного числа. Если возможны две формы, приведите обе, отметив, какая их них является нормой для современного русского языка. Составьте предложения с краткими прилагательным.

Безбоязненный, безнравственный, безукоризненный, беспочвенный, бесчисленный, величественный, действенный, двусмысленный, единственный, естественный, искусственный, легкомысленный, медленный, многочисленный, мужественный, невежественный, неприкосновенный, несомненный, откровенный, обыкновенный, определенный, ответственный, родственный, свойственный, сдержанный, соответственный, существенный, таинственный, тождественный.

 

Задание 2.От следующих прилагательных в полной форме образуйте краткую форму. В каких случаях замена невозможна? Объясните, почему.

 

1. Глухой старик, глухое место, глухое согласное. 2. Синий шар. 3. Глубокая река, глубокая мысль. 4. Скоростной поезд. 5. Боевой друг, боевой пистолет. 6. Бедный человек, бедный запас. 7. Дорогая вещь. 8. Тихий вечер, тихий мальчик. 9. Веселый праздник, веселое Рождество, веселая девушка. 10. Опасный поворот, опасный человек. 11. Теплый чай, теплый взгляд. 12. Скорый поезд, скорое решение.

 

Задание 3.В каких предложениях допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением форм прилагательных.

Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

Бытовые условия в поселке нефтяников оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

От добычи нефти из колодцев с деревянной крепью, открытых фонтанов и ударного бурения отечественная нефтяная промышленность шагнула далеко вперед: к наиболее сложнейшим техническим сооружениям и технологическим процессам.

Разработка этого месторождения сегодня является важнейшей задачей.

Обработка скважин соляной кислотой нашла наиболее широкое распространение вследствие своей сравнительной простоты, дешевизны и часто встречающихся благоприятных для ее применения пластовых условий.

Более важнейшим показателем эффективности инвестиционного проекта является чистый дисконтированный доход.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание 1.Правильно образованы формы степеней сравнения прилагательных:

 

1. Более интенсивнее

2. Высоченный

3. Самый сильнейший

4. Строже

5. Наиболее сильнее

6. Красившее

 

Задание 2.Краткую форму образует прилагательное:

 

2. Поздний

3. Большущий

4. Младший

5. Короткий

6. Рваный

7. Старший

 

Задание 3. Возможна замена полной формы краткой в словосочетании:

 

1. Грустное лицо

2. Деловой человек

3. Синий пиджак

4. Черный ход

5. Яркий свет

6. Тупой угол

 

Задание 4. Выберите предложение, где прилагательные разный или различный употреблены верно.

 

Мы говорим с вами о разных методах решения этой задачи.

Для решения этой задачи применяются разные методы.

Это растение может выращиваться в разных условиях, даже при отсутствии солнечного света.

В новой коллекции одежды Валентина Юдашкина были использованы разные оттенки желтого и коричневого цветов.

У людей могут быть различные взгляды на одну и ту же проблему.

В конференции приняли участие страны с различными культурными и историческими традициями.

 

Задание 5.Выберите предложение, где прилагательные особый или особенный употреблены верно.

 

Мне эта музыка не кажется особенной, такую музыку можно услышать везде.

Этот костюм для особых случаев, я его надеваю два-три раза в год на свадьбу или юбилей.

Тигры отличаются от кошек, и подход к ним должен быть особенным.

Его еще никому не удавалось уговорить, тут нужен особый подход...

Что особого в твоем мнении, оно ничем не отличается от других.

Задание сложное, для его выполнения нужен особенный человек с уникальными способностями.

 

Задание 6.Выберите предложение, где форма прилагательного употреблена верно.

Предложенные поправки к закону и дополнения к нему существенные.

Требования к студентам были своевременные.

Изменение графика отпусков нежелательное.

Преподаватель был снисходительный к студентам.

Проведение консультаций с преподавателем накануне экзамена необходимое.

Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась неразрешимой.

 

Правильные ответы: № 1 – 2, 4; № 2 – 4; № 3 – 5; № 4 – 1; № 5 – 5; № – 6.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Сложные имена прилагательные

Дата: 07.02.2012 Автор: Dictread Тема: Правописание имен прилагательных

Слитно пишутся:

1. Слова, образованные от слитно пишущихся сложных существительных, например: авиамодельный (от авиамодель), новочеркасский (от Новочеркасск), радиовещательный (от радиовещание).

2. Сложные прилагательные» одна из составных частей которых (первая или вторая) отдельно не употребляется, например: верхневолжский, машинописный.

3. Сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, связанных подчинительной связью, например: мелкозернистый, дальневосточный (согласование: мелкое зерно, Дальний Восток), машинопрокатный, среднечасовой (управление: прокат машин, средний за час), долгоиграющий (примыкание: долго играющий).

Примечание.

От сложных прилагательных следует отличать словосочетания, в состав которых входят наречия: тяжелораненый боец и боец, тяжело раненный в грудь и т. п. Сложное слово имеет одно ударение (иногда и второе, побочное, более слабое, чем основное), в словосочетании — у каждого слова свое отчетливое ударение; кроме того, в составе словосочетаний обычно имеются пояснительные слова (тяжело раненный в грудь).

4. Сложные прилагательные, первой частью которых являются числительные, например: двухдневный, двухсполовинный, пятидесятикилометровый, трехсотпятидесятишестилетний.

Примечание.

Числительные в составе таких сложных слов обычно стоят в форме родительного падежа, кроме слов девяносто и сто, остающихся в начальной форме: пятиграммовый, но стограммовый, сорокалетний, но девяностолетний и т. п. После числительных один и тысяча в составе сложных слов употребляются соединительные гласные о, е: однодневный, тысячеверстный и т. п.

5. Порядковые прилагательные (числительные), оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: двухтысячный, десятимиллионный, двадцатипятимиллиардный.

Примечание.

Остальные порядковые прилагательные (числительные), как и количественные числительные, пишутся раздельно: двести двадцать два — двести двадцать второй, тысяча пятьсот шестьдесят четыре — тысяча пятьсот шестьдесят четвертый и т. п.

Через дефис пишутся:

1. Слова, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, например: дизель-моторный (от дизель-мотор), каменец-подольский (от Каменец-Подольский), контр-адмиральский (от контр-адмирал), юго-восточный (от юго-восток).

2. Слова, образованные от двух или более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких сложных прилагательных можно вставить сочинительный союз (соединительный и или противительный но), например: англо-американский (английский и американский), беспроцентно-выигрышный (беспроцентный, но выигрышный), белорусско-русско-украинский (белорусский, и русский, и украинский).

Примечание.

От сложных прилагательных такого типа следует отличать словосочетания с наречиями. Ср., например: общественно-исторический, общественно-политический, общественно-трудовой, общественно-экономический, но общественно необходимый, общественно полезный. Правописание таких сложных прилагательных и словосочетаний следует запомнить.

3. Слова, образованные из двух или более основ и обозначающие качество с дополнительным оттенком или оттенками цветов, например: горько-соленый, бледно-зеленый, золотисто-оранжевый, изжелта-красный, синевато-серый, красновато-коричневый, серо-буро-малиновый,

4. Сложные прилагательные в составе административных и географических названий, начинающиеся словами восточно-, западно-, северо-, южно- и юго-, например: Восточно-Австралийская котловина, Западно-Казахстанская область, Северо-Осетинская АССР, Южно-Африканский Союз, Юго-Западная Африка.

5. Слова, образованные от сочетаний имени и фамилии или имени и отчества, например: лев-толстовский, вальтер-скоттовский, ерофей-павловичский.

Упражнение 174. Объясните правописание сложных прилагательных.

а) Авиазаводский, водопроводный, гидробиологический, гидрометеорологический, железобетонный, земледельческий, зоотехнический, кинорежиссерский, минометный, новосибирский, полдневный, полугодовой, телевизионный, электротехнический.

б) Верхнегортанный, верхнечелюстный, древнерусский, левобережный, насекомоядные, нижненемецкий, общеупотребительный, позднеспелый, ранневесенний, узкогрудый, узколобый, черепицеделательный, членистоногие.

в) Вагоноремонтный, высокоинтеллигентный, глубокомысленный, горноспасательный, железнодорожный, животрепещущий, засухоустойчивый, краснознаменный, низкопробный, первобытнообщинный, рельсопрокатный, среднеазиатский, тяжеловооруженный, тяжелораненый, чугунолитейный.

г) Восьмилетний, двухнедельный, девяностопятимильный, десятикилограммовый, однодольный, пятисотметровый, сорокапятимильный, тысячеустый, четырехразовый, шестиугольный.

д) Восьмидесятитысячный, двухсоттридцатимиллионный, пятьсот шестьдесят четвертый, сорок пятый, сто одиннадцатый, трехмиллиардный, тысяча девятьсот семидесятый.

Упражнение 175. Объясните правописание слов и словосочетаний.

Быстрорастущий кустарник — быстро растущий при хорошем орошении кустарник; густонаселенная окраина — окраина, густонаселенная владельцами маленьких домиков; дорогостоящее удовольствие — пальто, дорогостоящее; скоропортящиеся продукты — продукты, скоро портящиеся в тепле.

Упражнение 176. Преобразуйте сложные слова в свободные словосочетания и составьте по одному предложению с каждым прилагательным и соответствующим словосочетанием.

Глубокоуважаемый, долгоиграющая (пластинка), малонаселенный, ясновидящий.

Упражнение 177. Объясните правописание сложных прилагательных.

а) Алма-атинский, анархо-синдикалистский, бурят-монгольский, вице-президентский, генерал-губернаторский, иваново-вознесенский, камер-юнкерский, нью-йоркский, обер-кондукторский, пол-литровый, северо-западный, статс-секретарский, штаб-офицерский, экс-председательский.

б) Выпукло-вогнутый, желудочно-кишечный, ликеро-водочный, мясо-молочный, научно-исследовательский, научно-фантастический, отчетно-выборный, партийно-комсомольский,, рабоче-крестьянский, сердечно-сосудистый, сине-бело-зеленый, учебно-воспитательный, фабрично-заводской.

в) Блекло-розовый, бутылочно-зеленый, голубовато-серый, добродушно-хитрый, золотисто-желтый, кисло-сладкий, пепельно-серый, приторно-сладкий, светло-серый, темно-коричневый, торжественно-угрюмый, тускло-коричневый, уныло-скучный, фиолетово-синий, ярко-красный.

г) Восточно-Европейская равнина, Восточно-Китайское море, Восточно-Казахстанская область, Западно-Корейский залив, Западно-Сибирская низменность, Западно-Фризские острова, Северо-Албанские Альпы, Северо-Тихоокеанское течение, Юго-Восточные Каракумы, Южно-Австралийская котловина, Южно-Уральская железная дорога.

Упражнение 178. Образуйте сложные прилагательные, раскрыв скобки.

(Авиа) транспортный, (агитационно) пропагандистский, (авиационно) спортивный, (буро) желтый, (вагоно) вожатый, (вечно) зеленый, (вишнево) красный, (высоко) образованный, (грудо) брюшной, (двадцати) миллионный, (двухсот) (семидесяти) (пяти) тысячный, (девяносто) процентный, (древне) еврейский, (душе) раздирающий, (жюль) верновский, (красно) знаменный, (красно) речивый, (легко) весный, (легко) воспламеняющийся, (лейб) драгунский, (лимонно) желтый, (мясо) растительный, (молочно) белый, (низко) оплачиваемый, (псевдо) готический, (раскатисто) громкий, (русско) немецкий, (свето) чувствительный, (Северо) Казахстанская область, (сельско) хозяйственный, (семи) миллиардный, (сильно) действующий, (сорока) градусный, (социал) демократический, (цельно) кроеный, (чарли) чаплинский, (четырехсот) километровый, (шахматно) шашечный, (Южно) Атлантический хребет.

Упражнение 179. Перепишите, раскрывая скобки и ставя, где нужно, дефис.

I. 1. И вдруг все исчезло. Мигом. Как и не было ничего: и (беззаботно) сладкого ожидания встречи, и лесниковой дочки, и горделивой силы. (Мел.) 2. Евхим шел впереди, держа упитанного (огнисто) рыжего коня на коротком поводу, (Мел.) 3. Илья появился на свет вторым из двойни, записан был в метрике младшим и как младший должен был служить. Его призвали в цареву армию в начале (русско) японской войны, и он попал в Маньчжурию. (Фед.) 4. (Сине) черные краски неба переходили в (бледно) серые. (Чак.) 5. Луга все распаханы, травы и (вико) овсяные смеси вывели. (Лип.) 6. Погода была следующая: низкая облачность, метров триста-четыреста, ветер (северо) западный. (Триф.) 7. Пашенцов смотрел на (близо) рукого сутуловатого лейтенанта, который старательно вписывал в лежавшие перед ним (красно) армейские книжки одну и ту же фразу. (Ан.) 8. На площади перед разбитой (двух) этажной школой в три ряда стояли автомашины с орудиями. (Ан.) 9. Следом за легковой прошли крытые штабные грузовики, за ними — мощные «студебеккеры» с прицепленными (длинно) ствольными (противо) танковыми орудиями. (Ан.) 10. Второй месяц батальон майора Гривы стоял в Соломках и так прижился в этой безлюдной, (полу) разрушенной деревушке, солдаты так привыкли к тишине, что как-то не верилось, что скоро снова начнется бой. (Ан.) 11. (Броне) бойным снарядом сорвало крышку люка. (Ан.) 12. Володин уже кое-что знал о нем, это — командир (истребительно) (противо) танкового полка Тобода. (Ан.) 13. В перелеске, среди нежных (бело) ствольных берез, стояли укрытые зелеными ветками танки; издали они напоминали копны; много копен, но веет от них не пряным сеном, а (удушливо) горьким запахом бензина и металла. (Ан.)

II. 1. На одном ароматном (ярко) зеленом, (смолисто) блестящем листике припал и замер маленький (переливчато) (сине) зеленый жучок. (Пр.) 2. Серега-пастух прогнал стадо через площадь, спросонья Лемехов слышал его (одно) образную песенку, которую тот выпевал не на дудочке, а на (пол) литровой бутылке с отбитым дном. (Боев.) 3. С одинаковой легкостью и быстротой Виктор пишет передовые, фельетоны, очерки на (морально) воспитательные темы и (ново) годние сказки. (Триф.) 4. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно (смоченной) дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и (пепельно) голубые, там — резкие, как обломки скал, (матово) черные или коричневые. Между ними ласково блестели (темно) голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было (странно) красиво и грустно. (Горьк.) 5. Еще по направлению к мосту связисты тянули неглубокими траншеями кабели, а в (четырех) угольных ямах рабочие устанавливали (железо) бетонные опоры новой трамвайной линии. (Залыг.) 6. Бурцев внес предложение в связи с большими задачами краеведения в городке Н. подразделить общество на секции: (ботанико) зоологическую, (геолого) минералогическую, (историко) археологическую. (Залыг.) 7. Вершинин презирал такую науку о (горько) соленом озере Баскунчак или (солоновато) пресном озере Чаны. И вскоре после окончания университета он принялся за необыкновенный труд: «Природа и народное хозяйство Сибири (Материалы к (пяти) летним планам реконструкции и развития)». Труд должен был подчинить себе все (народно) хозяйственные проблемы Сибири. (Залыг.) 8. Это было нашествие (много) красочных, (разно) калиберных тел, игравших на солнце пульсацией своих студенистых тканей. Большинство напоминало по цвету свежую ржавчину с вялым мясным отливом. Среди этих (ржаво) красных скопищ то всплывали к самой поверхности, то солидно окунались поглубже особи опаловые, или (молочно) васильковые. (Фед.)

dictations.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта