Презентация по биологии в 6 классе по теме Воздушное питание растений. Фотосинтез. Воздушное питание растений фотосинтез 6 класс презентация
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Презентация по биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез"
Презентация по биологии 6 класс по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез"
Презентация называется "Необыкновенное приключение Хлорофилла". Ее можно использовать для проведения урока биологии в 6классе. Урок можно провести с элементами игры или театрального представления. Сформулированы цели и задачи урока, поставлен проблемный вопрос перед учащимися, есть рисунки и схемы, которые можно использовать для обьяснения нового материала.
Определение термина фотосинтез. Есть интересная информация о значении растений на планете Земля, упражнения для закреплени изеченного материала .
Слайд 1« Необыкновенное приключение Хлорофилла» Воздушное питание растений – фотосинтез Презентация к уроку биологии в 6 классе Автор Ужова Татьяна БорисовнаСлайд 2Цели и задачи урока Сформировать представление о процессе фотосинтеза. Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза. Обосновать необходимость охраны растений, защиты воздушной среды от загрязнений. Дать элементарное представление об автотрофных и гетеротрофных организмах.Слайд 3Где у растения рот?Слайд 4Климентий Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Русский учёный, изучавший процесс фотосинтеза; развил представление о космической роли зелёных растений. Называл растения «солнечными консервами».Слайд 5ФотосинтезСлайд 6Фотосинтез Это процесс, в котором зелёное растение из неорганических веществ ( углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света образует органические вещества – углеводы (глюкозу, сахар, крахмал), а так же кислород.Слайд 7Это интересно За 1 год растения Выделяют в атмосферу - 400 млрд. т. кислорода Поглощают - 600 млрд. т. углекислого газа Образуют в листьях - 400 млрд. т. органических веществСлайд 8Растения создатели органических веществ.Слайд 9Способ питания АВТОТРОФЫ – способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. ГЕТЕРОТРОФЫ –питаются готовыми веществами, созданными автотрофами (животные, грибы, большинство бактерий)Слайд 10Проверь себя 1 – б 2 – б 3 – в 4 – в 5 – б 6 -- бСлайд 11Важная задача Сохранение зелёных растений на планете - важная задача, стоящая сейчас перед людьми.Слайд 12Космическая роль зелёных растений. Создание органических веществ Накопление органической массы Накопление энергии Постоянство содержания углекислого газа в атмосфере Накопление кислорода Создание почвы на ЗемлеСлайд 13Белый гриб Заяц-беляк Земляника
edudocs.info
Урок "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)
Разделы: Биология
Задачи:
- Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению, умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями.
- Образовательные: углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.
- Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Оборудование: схема “ Фотосинтез”, видеофрагмент “Питание растения”, информационные листы.
Этапы урока:
1.Питание растения. 2.Лист – лаборатория растения. 3.Значение фотосинтеза.
Ход урока
1.Приветствие. 2.Урок сегодня мы посвятим дереву.
Вслушайтесь в стихотворение И. Сельвинского:
Какое сложное явленье – дерево. Вглядитесь! В каждом облик утомленный, Ему на долю пало древнее: Оно глотает солнце как лимоны. Потом хвоей зеленой и листвой Раздаривает это солнце. Заснет. Но исполинский подвиг свой Опять свершает тут же, как проснется. В нем жизни вековое волшебство, В нем бьются воды, что волны покрепче. Оно шумит, шуршит и что-то шепчет, И хочет, чтобы поняли его… - У вас возникли вопросы? Зачем дерево глотает солнце? Как вы это понимаете? Что за волшебство происходит в дереве? - Вы хотите понять дерево? Шкатулка с каменным углем. Тайна растения спрятана в этой шкатулке. Хотите узнать?
“Здесь спрятана солнечная энергия, которая была законсервирована тогда, когда на земле еще не было динозавров”
- Как может быть спрятана солнечная энергия в каменном угле?
Мы попытаемся сегодня ответить на все эти вопросы.
Мы познакомимся с великой тайной растения и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с космосом. Мы узнаем, почему человек может погреться у костра, в который сложил сухие холодные ветки или у печки, которая топится вовсе не горячими дровами или углем.
Тема урока “Воздушное питание растений.”
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова выдающегося русского академика К.А. Тимирязева:
“Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника. и перо поэта.”
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения.
Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайную.
Сегодня на уроке мы научимся:
- выделять главную информацию - составлять схемы - слышать друг друга - критически оценивать себя
Мы будем работать по этапам (на доске) и информационными картами.
Этапы:
1. Питание растения. 2.Лист-лаборатория. 3. Значение фотосинтеза:
- что такое питание? - зачем нужно питание всем живым организмам? - какой тип питания вам известен?
Слайд “Питание растения”.
- Какой орган участвует в почвенном питании? - Какие вещества поступают в корень? - В воздушном питании участвуют листья - Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании?
Проверим ваше предположение.
Мы посмотрим опыты, которые впервые поставил первые немецкий ученый Юлиус Сакс в 1864 г. После просмотра ответьте на вопросы п.1. в информационной карте.
Видео “Воздушное питание растений”.
- Какой продукт образовался? (крахмал) - Какие вещества для этого потребовались? (углекислый газ и вода) - Как в лист проникает углекислый газ? (через устьица) - Какое еще условие потребовалось? (солнечный свет)
Ваши предположения подтвердились.
Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы?
Тимирязев писал: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно воздуха, солнечного света и целую речку воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, жиры и он решит , что вы над ним смеетесь. Но то, что человеку кажется совершенно фантастичным, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растения”.
- В чем же кроется тайна зеленого листа? - Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (хлоропласты) - Что содержат хлоропласты? (хлорофилл)
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни.
- Какую роль выполняет хлорофилл в клетке?
Обратитесь к информационной карте п.2.
“Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”
В хлоропластах соединяются углекислый газ и водород из воды, и происходит настоящее чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар. Этот процесс называется фотосинтезом.
Прочитайте в информационной карте п. 3 определение фотосинтеза.
- При каких условиях происходит фотосинтез? (углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)
- А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл) Фотосинтез является едва ли не самым замечательным на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на нашей планете.
Работа в группах
Ученые называют лист – лабораторией растения.
Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе? - Давайте выясним.
Прочитайте в информационной карте п.4
“Используя солнечную энергию, растение путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образует сложные вещества и кислород, который выделяется через устьица. Крахмал, который образуется при этом, расходуется на процессы жизнедеятельности или откладывается про запас. В ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую”.
- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
Напишите это слово на пустых карточках.
- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)
Английский ученый лорд Кальвин в 1898 г. утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Что не учел лорд Кальвин ? (растения выделяют кислород в воздух, которым дышит все живое)
Все знают, что хорошо дышится там, где много растений. Воздух в лесу свежий, в нем много кислорода. Взрослый человек за сутки вдыхает 430 г кислорода. Легковой автомобиль за 1 000 км пробега потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Подумаем вместе, влияет ли загрязненность воздуха на интенсивность фотосинтеза? (Да, поскольку запыленный воздух затрудняет газообмен через устьица).
- О значении фотосинтеза для растения прочитайте информационной карте п.5.
“Значение фотосинтеза огромно, т.к. растение использует органические вещества для жизнедеятельности и как строительный материал; работая на растение, листья выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов; растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах”.
Слайд “Плоды”
- Какое же значение имеет фотосинтез?
1. Источник кислорода. 2.Образование органических веществ. 3. Преобразование солнечной энергии.
Теперь мы можем ответить на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
- Что значит “растение глотает солнце” (хлорофилл поглощает солнечную энергию) - А что раздаривает солнце? (энергию) - В чем заключается подвиг растения? (энергия нужна всему живому, а ее передают от Солнца растения) - О каком волшебстве идет речь? (о фотосинтезе)
Какая же тайна спрятана в каменном угле? (солнечная энергия)
Когда-то очень давно растение ее поглотило, хранило долго, а теперь оно может отдать ее в виде тепла.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группах
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?
2. “Математики” Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. .человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится?. Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?
3. “Натуралисты” В нашей природной зоне происходит смена времен года. Осенью растения сбрасывают листву и до весны находятся без зеленых листьев. Почему не истощается запас кислорода?
4. “Историки” В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?
(Посадить растение).
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- Ребята, а вы можете способствовать поддержанию кислорода в вашем городе? - А что вы можете сделать?
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Попробуйте закончить предложение…
Сегодня на уроке:
я узнал… самым трудным для меня было… меня больше всего удивило….
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
- “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
- “Синие” - надо подумать, догадаться: “Возможен ли фотосинтез в плодах растений? Ответ поясните”.
- “Зеленые” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…”
Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец.
Спасибо всем за урок.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Воздушное питание растений — фотосинтез
Проверка домашнего задания
Расположите в правильной последовательности предложения, записав цифры последовательности в одну строку :
- Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки корня.
- Через проводящие ткани стебля минеральные вещества транспортируются ко всем частям растения.
- С помощью корневых волосков корня растение извлекает из почвы необходимые ему минеральные вещества.
- Вещества передвигаются в клетки древесины корня.
- Минеральные вещества транспортируются в зону проведения корня.
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Ключ
3 1 4 5 2
Критерии оценки
5 правильных ответов- «5»
3 правильных ответа- «4»
2 правильных ответа- «3»
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Опыт Ван Гельмонта
Ян Баптист Ван Гельмонт - голландский учёный 17 века
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Тема урока
Воздушное питание растений — фотосинтез
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Цель урока
Выяснить как осуществляется воздушное питание растений- фотосинтез
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Работа в группах
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Посмотрите анимацию и выполните задания в группах
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Условия протекания фотосинтеза
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Вода
Фотосинтез
Свет
Углекислый газ
Кислород
Хлорофилл
Органические вещества
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
К какой группе можно отнести растения по способу питания?
Автотрофы- организмы, которые создают органические вещества.
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Что такое фотосинтез?
Составьте определение, используя слова из списка: процесс, органические вещества, неорганические вещества, хлоропласты, свет, кислород.
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Что такое фотосинтез?
Фотосинтез- процесс образования органических веществ из неорганических (углекислого газа и воды), протекающий в хлоропластах листьев на свету с выделением кислорода.
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Опыт Ван Гельмонта
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Вывод
Воздушное питание, фотосинтез - процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ (сахаров) из воды и углекислого газа. Выделяемый в процессе фотосинтеза кислород поступает в атмосферу и используется живыми организмами для дыхания.
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Домашнее задание
§ 14 пересказать,
С. 81 вопросы 1-4 ответить устно,
Прочитать дополнительный материал с. 82
2/27/17
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
videouroki.net
Урок по биологии " Воздушное питание растений
Слайд 15К. А. Тимирязев: “ Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.Слайд 16Каково значение фотосинтеза в жизни живых организмов?Слайд 17Самостоятельная работа Учебник с.80 (прочитать, составить схему «Значение фотосинтеза»). Провести опыт: поставить сосуд с водным растением элодеей под яркую лампу, пронаблюдать (появление мелких пузырьков), сделать вывод.Слайд 18ОБСУЖДАЕМ и ПРОВЕРЯЕМ: Значение фотосинтеза: 1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов. 2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека. 3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой. 4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.Слайд 19Сделайте вывод и запишите в рабочую тетрадь Выполните задания 1, 2, 3 на с 35-36Слайд 20рефлексия Понравилось ли вам быть исследователями? Что нового для себя открыли? Как вы оцениваете свою работу на уроке?Слайд 21Домашнее задание п. 14, вопросы с.81, зад. 4 в раб.тетр. Домашний опыт с листом растения и буквой (по желанию)Слайд 22СПАСИБО !
vseuroki.pro
«Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс) Цели и задачи урока
Цели и задачи урока:
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.
Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.
Учебно-методическая литература: Пономорёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: вентана-Граф, 2009.
Ход урока:I. Проверка знаний, умений и повторение изученного.На рошлом уроке мы изучили тему «Корневое питание растений». Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.
1 слайд
Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):
Работа с классом. Фронтальный опрос:
- С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
- Что такое питание?
- Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
- Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
- Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
- Какие вещества поглощает корень из почвы?
Оценки за домашнее задание.
- Актуализация знаний. Определение темы урока.
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?
Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.
Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)
2 слайд: Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Вывод: учёный думал, что растение растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».
Цель урока: расскрыть сущность фотосинтеза. Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?3 слайд:
Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей.)4) Лист – спец орган для фотосинтеза.
4 слайд: «Фотосинтез»
Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, определение записываем в рабочих тетрадях, используя учебник стр. 103. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Раз мы разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)
Учитель: по типу питания различают организмы: афтотрофы и гетеротрофы.5 слайд:Така растения – живые организмы, значит тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофми, т.е. питаются готовыми орг веществами.
Учитель: найдите в учебнике определения. Задание2 в РТ пункт 3 заполнить пропуски в тексте.
Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания. Какое вещество поступает в листья при воздушном питании? Как же происходит воздушное питание?
Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.
- Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
- При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
- Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
- Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
- Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.
6 слайд:
Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.
Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.
На экран выводится 7 слайд «Превращения веществ в растении».Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.На экран выводится 8слайд «Превращения веществ в растении».ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Наши алые цветки)
Работа в группах
Ученые называют лист – лабораторией растения.Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
Напишите это слово на пустых карточках.
- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)
Задание 1 в РТ выполняем письменно стр.55Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.Ученики заканчивают в тетрадях схему:
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
- Осмысление нового материала (рефлексия).
1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группах
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержанияФантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?
(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )4. “Историки”
В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).
Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Домашнее задание.
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
- “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105
- “Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
- “Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.
kurs.znate.ru
Презентация по биологии в 6 классе по теме Воздушное питание растений. Фотосинтез
Цели и задачи урокаСформировать представление о процессе фотосинтеза.Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.Показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза.Обосновать необходимость охраны растений, защиты воздушной среды от загрязнений.Дать элементарное представление об автотрофных и гетеротрофных организмах.
Где у растения рот?style.rotationppt_wppt_yКлиментий АркадьевичТимирязев (1843-1920)Русский учёный, изучавший процесс фотосинтеза; развил представление о космической роли зелёных растений.Называл растения «солнечными консервами».
Фотосинтез ФотосинтезЭто процесс, в котором зелёное растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света образует органические вещества – углеводы (глюкозу, сахар, крахмал), а так же кислород.Это интересноЗа 1 год растения Выделяют в атмосферу - 400 млрд. т. кислородаПоглощают - 600 млрд. т. углекислого газаОбразуют в листьях - 400 млрд. т. органических веществ Растения создатели органических веществ.Способ питанияАВТОТРОФЫ – способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических.ГЕТЕРОТРОФЫ –питаются готовыми веществами, созданными автотрофами (животные, грибы, большинство бактерий)
Проверь себя 1 – б 2 – б 3 – в 4 – в 5 – б 6 -- б
Важная задачаСохранение зелёных растений на планете - важная задача, стоящая сейчас перед людьми.
Космическая роль зелёных растений.Создание органических веществНакопление органической массыНакопление энергииПостоянство содержания углекислого газа в атмосфереНакопление кислородаСоздание почвы на Земле
Белый грибЗаяц-белякЗемляника
Приложенные файлы
weburok.com