Экологическое равновесие (окружающий мир). Восстанови цепочку ядохимикаты комары растения тараканы
Тестовая работа по окружающему миру на тему "Что такое экология"
Тест на тему «Что такое экология. Природа в опасности!»
Что является домой для человечества?
А) планета Земля Б) территория государства В) территория города
2. Восстанови цепочку, рассказывающую об истории комаров и кошек.
Ядохимикаты – комары – растения – тараканы - …. – кошки.
А) лягушки Б) ящерицы В) крысы
3. Как называется всё, что окружает живое существо, и с чем оно связано?
А) окружающая среда Б) окружающий мир В) окружающая природа
4. Выбери действия человека, которые не являются природоохранными.
А) расчистка пляжей Б) вырубка лесов В) наблюдение за редкими животными
5. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными.
А) Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.
Б) Рыба питается личинками комаров. Человек питается рыбой.
В) Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идет снег.
6. Как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной?
А) зоопарк Б) музей В) заповедник
7. Отметь названия птиц, живших в Северной Америке и перелетавших огромными стаями с места на место.
А) дикие утки Б) странствующие голуби В) лебеди
8. Как назывались огромные животные, обитавшие у восточных берегов России, питавшиеся подводными растениями и истребленные в 18 веке.
А) морские коровы Б) моржи В) тюлени
Тест на тему «Что такое экология. Природа в опасности!»
Что является домой для человечества?
А) планета Земля Б) территория государства В) территория города
2. Восстанови цепочку, рассказывающую об истории комаров и кошек.
Ядохимикаты – комары – растения – тараканы - …. – кошки.
А) лягушки Б) ящерицы В) крысы
3. Как называется всё, что окружает живое существо, и с чем оно связано?
А) окружающая среда Б) окружающий мир В) окружающая природа
4. Выбери действия человека, которые не являются природоохранными.
А) расчистка пляжей Б) вырубка лесов В) наблюдение за редкими животными
5. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными.
А) Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.
Б) Рыба питается личинками комаров. Человек питается рыбой.
В) Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идет снег.
6. Как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной?
А) зоопарк Б) музей В) заповедник
7. Отметь названия птиц, живших в Северной Америке и перелетавших огромными стаями с места на место.
А) дикие утки Б) странствующие голуби В) лебеди
8. Как назывались огромные животные, обитавшие у восточных берегов России, питавшиеся подводными растениями и истребленные в 18 веке.
А) морские коровы Б) моржи В) тюлени
infourok.ru
Экологическое равновесие (окружающий мир)
Разделы: Начальная школа, Экология
Цель:
- сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи;
- убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний;
- воспитывать бережное отношение и заботу к родной природе.
Тип урока:
- комбинированный,
- личностно-развивающий.
Методы:
- наглядный,
- поисковый,
- словесный,
- метод сотрудничества,
- творческий.
Оборудование:
- Электронное приложение к уроку (17 слайдов) - таблица: "Причины нарушения экологического равновесия",
- фотографии животных (дрофа, сайгак, журавль-красавка), растения (ковыль, типчак, тюльпан, горицвет),
- схемы цепей питания (по степной зоне),
- видеофильм "Природа степи",
- карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Презентация.
- Здравствуйте, юные исследователи! Очень рада, что мы сегодня снова вместе и будем решать серьезные проблемы. Мы сегодня будем наблюдать, анализировать и рассуждать.
На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?: <слайд 1>
"Экологическое равновесие - это важно или нет?"
Ответы учащихся: Я считаю, что живая и неживая природа взаимосвязана. Одно зависит от другого. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Каждая попусту сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ и т.д - что станет с природой? А ведь природе очень трудно залечивать даже маленькие раны.
С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо. И часто, чтобы все это создать приходиться уничтожать леса. Вырубаются леса ради древесины, загрязняется вода, воздух. Многие растения и животные занесены в Красную книгу.
- Сегодня на уроке мы узнаем, в чем конкретно проявляется природное равновесия и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу. К концу урока вы будите <Слайд 2, 3>
Знать, что лежит в основе природного равновесия и какое влияние оказывает человек на окружающую природу;
Уметь находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
2. Актуализация знаний учащихся:
а) вам предстоит вспомнит, какие связи существуют между компонентами природы?
Групповая работа: задания на <слайдах 4, 5, 6>
1 группа - животные и растения
Взаимосвязь растений и животных.
2 группа - растения и человек
Роль растений в жизни человека.
Роль животных в жизни человека.
По окончании работы каждая группа делится своими ответами и на экране выстраивается зрительный ряд.
- Все связи были определены верно. А вот существуют ли связи между живой и неживой природой? Докажите примерами. <Слайд 7>
Учитель:
Все в природе взаимосвязано - животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует обособленно, отдельно, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует "равновесие"
Что такое "равновесие"? Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова.
Равновесие - устойчивое соотношение между чем либо.
- Давайте рассмотрим на конкретном примере. В степной зоне или зоне степей.
А как вы думаете, существует ли природное равновесие между растениями и степными животными? Докажите. Так как растения и животные между собой тесно взаимосвязаны, например, растения служат пищей некоторым животным, то можно сказать, что между растениями степей и степными животными существует равновесие.
Схема цепи питания: <слайд 8>, в рисунках)
Злаковые - травоядные зверьки хомяк) - хищная птица - микроорганизмы - растения - насекомые - насекомоядная птица - хищная птица - микроорганизмы.
3. Постановка проблемы.
Мы доказали, что в природе степей существует равновесие. Но почему же в настоящие время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого? Сейчас мы с вами попробуем разобраться.
Работа со схемами цепей питания.
- К чему может привести уничтожение браконьерами хищных птиц?
Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.
Посмотрите, как все просто и как сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.
ВЫВОД: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.
Учитель:
Есть у русского народа пословица "Как аукнется так и откликнется".
Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. Сейчас известно много примеров нарушения экологического равновесия. Это случается в разных странах.
Например, история с комарами и кошками.
На острове Малайзии ведется борьба с малярийными комарами, переносчиками различных опасных болезней. Окрестности одной из деревень были обработаны специальным порошком против комаров. Комары были уничтожены, но в этой местности водились тараканы, которые не погибли как комары. А ядовитый порошок стал накапливаться в их организмах. Тараканы шли в пищу ящерицам, которые стали теперь тоже напичканы ядом. Ящерицы слабели и стали легкой добычей кошек. В итоге перевелись и кошки и ящерицы. Но в результате в округе развелось огромное количество крыс. В результате островитянам пришлось завозить естественных врагов крыс - кошек.
- О других случаях нарушения экологического нарушения вы узнаете, прочитав статью в учебнике.
- Скажите, могло бы этого не случиться? Что сказали бы о происшествии в Австралии ученые-экологи?
- Так какой ответ вы дадите на вопрос об экологическом равновесии?
Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
4. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в сторону, вперед, На опушке зайка ждет.
(Дети выполняют движения.)
Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке потом на другой и на двух сразу).
Руки, вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех.
(Бег на месте).
Побежим скорее в класс. Там работа заждалась.
(Садятся за парты).
5. Первичное закрепление. Групповая работа учащихся.
Для закрепления всего сказанного мы попытаемся найти пути восстановления экологического равновесия. Вам будут предложены на рассмотрение причины экологического равновесия. Вы должны будете определить, каковы были последствия деятельности человека и какие меры необходимо предпринять для восстановления экологического равновесия.
Причины нарушения равновесия: <слайд 9>
- Вырубка лесов.
- Распашка земель.
- Загрязнение воздуха и воды.
- Браконьерство.
Результативность работы групп.
Деятельность человека | Последствия | Меры по восстановлению природного равновесия |
Беречь нужно не только редких и исчезающие виды растений и животных, но и те, которые еще встречаются в природе.
<Слайд 10> - видеофильм природа степи.
2 группа.
Деятельность человека | Последствия | Меры по восстановлению природного равновесия |
В степи в большом количестве водились степные страусы - дрофы. Горделиво и неторопливо ходила дрофа по степи в поисках корма, а во время опасности быстро убегала. К сожалению, дрофа практически исчезла в степи.
<cлайд 11, 12> фото сайгака, дрофы
Наряду с дрофой "визитной карточкой" степей были и сайгаки. Эти степные антилопы одни из самых быстроходных животных: скорость их бега достигает свыше 80 км\ч. В нашей стране сайгаки встречались вплоть до 60-х годов ХХ века. В настоящее время основное место их обитания - заповедники Калмыкии и Астраханской области.
<cлайд 13> ковыльная степь.
<cлайд 14> фото растений, встречающихся на территории заповедника: пион тонколистый, тюльпан, горицвет.
Сообщение интересных сведений об этих растениях.
3 группа.
Экологическая задача <слайд 15>
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо на одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить город кислородом в 900 000 человек?
6. Этап самоконтроля.
Адекватно оцените свои силы и выберите тот вариант самостоятельной работы, с которым вы можете справиться на данном этапе наилучшим образом. (Каждому ученику раздается текст, дается время для знакомства с каждым уровнем, указывается время выполнения работы).
1 уровень.
Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищные птицы?
2 уровень.
Пример пищевой цепи:
Слива- тля - божья коровка - насекомоядная птица - хищная птица - микроорганизмы.
- Что произойдет при уничтожении хищных птиц?
3 уровень.
Лягушки нередко погибают от рук человека. Подчеркни, к каким последствиям могло привести полное исчезновение лягушек?
а) станет больше комаров и мошек;
б) станет меньше комаров и мошек;
в) станет больше цапель и аистов;
г) станет меньше цапель и аистов.
Самопроверка на экране <слайд 16>.
7. Итог урока.
Домашнее задание.
Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились.
И все же, чтобы успех пришел к каждому из вас, необходимо еще потрудиться дома.
Выберите один из вопросов и подготовьте развернутое сообщение.
- Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
- Какое отношение людей к использованию земель зоны степей можно было наблюдать? Оцени эти отношения.
- Почему в природе многие растения и животные, насекомые и рыбы становятся редкими.
8. Рефлексивный этап урока.
Цель: осознание нового опыта.
- Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, но сотрудничество продолжается.
-Что показалось для вас новым, необычным?
- Что получилось легко?
- В какие моменты урока вы испытывали трудности?
- О чем необходимо помнить людям, чтобы невзначай не нарушилось природное равновесие?
<cлайд 17>
Закончим наш урок словами ученого, путешественника Тура Хейердала: "Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя".
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
тест ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ - Окружающий мир - 3 класс - Каталог файлов
Что такое экология.
А1. Вспомни, что изучает экология?
1) здоровье человека
2) связи между живыми существами
3)окружающую среду
4) связи между живыми существами и окружающей их средой
А2. Укажи, что является домом для человечества.
1) планета Земля 2) государство
3) материк 4) город
А3. Обозначь связь между белкой и орехами, которые она ест .
1) между растениями и неживой природой
2) между природой и человеком
3) между животными и растениями
4) между животными и неживой природой
А 4. Укажи, с чем связан человек.
1) с животными 2) с растениями
3) с неживой природой 4) со всеми перечисленными
В 1. Подумай, что будет окружающей средой для кабана
1) лес 2) луг
3) поле 4) водоём
В 2. Восстанови цепочку, рассказывающую об истории комаров и кошек .
Ядохимикаты – растения – тараканы - …. - кошки
1) лягушки 2) крысы
3) ящерицы 4) человек
С 1. Выбери животных, для которых окружающая среда - пруд
1) лягушка 2) морж
3) карась 4) улитка
ivch.ucoz.ru
Прочитай текст
История с комарами и кошками
На одном далёком острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество мышей. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.
А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для мышей!
Мыши принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолётах из других мест. Только так и удалось справиться с мышиной напастью. ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ
- Распредели всех животных, о которых говорится в тексте, по группам в таблицу (некоторые клетки таблицы могут остаться незаполненными).
Название группы | Примеры из текста |
Насекомые | |
Рыбы | |
Земноводные | |
Пресмыкающиеся (рептилии) | |
Птицы | |
Звери (млекопитающие) |
- Живые существа связаны между собой в цепи питания. Любая цепь питания начинается с растений. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Последующие звенья – хищники. Построй цепь питания, используя примеры из текста «История с комарами и кошками».
- В тексте тебе встретилось множество объектов живой и неживой природы.
А) зерно | В) реки и озёра на острове |
Б) сараи и дома жителей острова | Г) комаров и тараканов |
- Заполни таблицу «Тела и вещества» словами из списка: подкова, железо, кислород, стакан, сахар, арбуз, углекислый газ, вода.
Тела | Твёрдые вещества | Жидкие вещества | Газообразные вещества |
- На уроках окружающего мира в третьем классе Лена узнала, какие условия нужны для развития растений. Она решила выяснить, как эти условия влияют на выращивание зеленого лука в домашних условиях. Лена налила воду в две одинаковые банки и поместила в них по луковице так, чтобы их корневая часть касалась воды. Обе банки девочка поставила на подоконник. В первую банку Лена время от времени доливала воду, а во вторую – нет. Через восемь дней луковица из первой банки дала зеленые перья, а луковица из второй банки осталась без изменений. Что проверяла Лена в этом опыте?
А) За сколько дней у луковицы появятся зеленые перья |
Б) Зависит ли рост лука от температуры воздуха |
В) Зависит ли рост лука от количества света |
Г) Влияет ли отсутствие влаги на рост растений |
- В детском саду после прогулки ребята забыли забрать в группу свои резиновые мячи. Ночью наступило резкое похолодание. Утром, выйдя на прогулку, ребята заметили, что все мячики стали мягкими и как бы сдулись. Когда мячи принесли в помещение, они восстановили свою прежнюю форму. Выбери верное объяснение этого явления.
А) | Это произошло потому, что воздух плохо проводит тепло |
Б) | Это произошло потому, что воздух находится в постоянном движении |
В) | Это произошло потому, что воздух прозрачен, бесцветен и не имеет запаха |
Г) | Это произошло потому, что при охлаждении воздух становится тяжелым и опускается вниз, а при нагревании становится лёгким и поднимается вверх. |
Д) | Это произошло потому, что при охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется |
- Туман и облака состоят из маленьких капелек воды. Они образуются
А) | когда холодный водяной пар встречается с тёплым воздухом |
Б) | когда тёплый водяной пар встречается с холодным воздухом |
В) | когда воздух встречается с водяным паром |
- Установи соответствие между системой органов и работой, которую она выполняет.
- Дополни предложение: «Перегной в почве образуется из…»
А) песка и глины | В) воды и воздуха |
Б) остатков растений и животных | Г) минеральных удобрений |
www.takya.ru
Тест 4 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Приложенные файлы
- test_4Размер файла: 675 kB
educontest.net
Природа В Опасности Презентация
Гущенская Ирина Петровна. Скачать бесплатно и без регистрации. Плешаков 3 класс Учитель: Гущенская Ирина Петровна Учитель: Гущенская Ирина Петровна.
Природа В Опасности Презентация 3 Класс
Природа В Опасности Презентация 3 Класс Доклад
Презентация урока для интерактивной доски по окружающему. Данная презентация рассчитана на учащихся начальной школы с целью показать важность экологических проблем в природе, влияние . Курсовую Работу Создание Электронного Учебника здесь. По теме: методические разработки, презентации и конспекты.
Какая наука изучает связи между живыми существами и окружающей их средой? Психология 2. Экология. Какая ситуация отражает связь между неживой и живой природой? Мыши питаются желудями дуба. Лиса ловит мышей.
Человек ядохимикатами отравляет почву. На этой земле больше ничего не растет. После уничтожения сов с огромной скоростью плодятся мыши и уничтожают урожай, выращенный человеком.
Что является домом для человечества? Планета Земля 2. Территория государства 3.
Учебный проект Природа в опасности.
Территория города. Восстанови цепочку: ядохимикаты – комары – растения – тараканы - . Крысы. 6. 5. Как называют участки земли, где вся природа находится под строгой охраной? Зоопарк Музей Заповедник. Какая ситуация отражает связь между растениями и животными?
Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места. Рыба питается личинками комаров. Человек питается рыбой. Зимой температура воздуха понижается.
Какая нелетающая птица была уничтожена за 1. Индийского океана? Страус. 9. 8. Какие действия человека не являются природоохранными? Расчистка пляжей 2. Вырубка лесов 3. Наблюдение за редкими животными. Как называются птицы, жившие в Северной Америке и перелетающие огромными стаями с места на место? Дикие утки 2. Странствующие голуби 3.
Лебеди. 1. 1. 1. 0. Как назывались животные, жившие у восточных берегов России, питающиеся подводными растениями и истреблённые в XVIII веке? Морская корова 2.
widepanel.netlify.com