Презентация лекарственные растения кубани 2 класс. Урок по кубановедению. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края». Презентация лекарственные растения кубани 2 класс


Конспект урока кубановедения с презентацией

8.12.15 Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД - Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Регулятивные УУД - Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД - Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные УУД - Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущему уроку. Игра «Кто быстрее» (Даны карточки с изображением  шиповника, ландыша, дуба, берёзы, ели, пихты, папоротника и др.Необходимо разделить все карточки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения. Для этого класс делим на 3 группы(3 ряда). Дети выходят по очереди и выбирают карточку которая подходит к названию группы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее  и правильнее всех).

3. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, вы знаете, что в природе существуют растения которые люди называют– лекарственными растениями, о них мы сегодня и поговорим.

4. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

 Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

                           (мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.                     

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

    У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

      Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на  это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

                                               Подорожник.  

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

            (подорожник)

   Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

    С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

      «След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же,   никакого  чуда   не   было.   Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой  подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш  

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

                              (Спорыш)   

Можно уверенно сказать, что это самая  распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

   Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

 2)  Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки: 

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

    (крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

          (ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

  (ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

         (репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

       Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

      (колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

     (ирис).  

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

        (календула).   

  1. Физминутка

 

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 

  1. Закрепление изученного.

- Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это-

  берёза, липа, сосна, ель, ива, ольха, крушина, тополь, осина, орех.

- Ребята, а сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе  ним, то растение, которое вам больше понравилось. (Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).

  1. Итог урока. Выставка работ.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

              Я смогу …

kopilkaurokov.ru

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.

ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

refdb.ru

Урок по кубановедению. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений

Номер урока: _____________ Дата: _____________

Тема: Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений.

Тип урока: комбинированный

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Краснодарского края, правилах сбора и применения.

Задачи:

  • рассказать о лечебных свойствах растений;

  • формировать представление о многообразии растений;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать растения своей местности, выделять лекарственные, узнают их название, область применения; научатся использовать дополнительные средства информации (справочники, словари, энциклопедии, сеть Интернет).

Метапредметные: Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, раздаточный материал). Познавательные: добывать новые знании: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация, рассказ учителя и одноклассников). Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения; работать в группе, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке. Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность знаний о лекарственных растениях.

Оборудование:

1. Фотографии, рисунки лекарственных растений.

2. Конверты с карточками для работы в группах.

3. Рецепты приготовления фито чая и витаминного чая.

5. Компьютер, интерактивная доска, презентация «Лекарственные растения»

Ход урока

I. Этап мотивации.

В школу вы пришли учиться.

В жизни это пригодится.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

– Вы готовы учиться? Готовы добывать и получать новые знания?

– С чего начнём урок?

– Правильно, с повторения изученного, т.к. это может пригодиться нам при открытии новых знаний.

II. Этап актуализации.

1. Проверка домашнего задания. Сообщения детей о растениях края. Рисунки, фотографии, которые приготовили ученики, крепятся на магнитную доску по группам: травы, кустарники, лиственные и хвойные деревья.

травы кустарники деревья лиственные деревья хвойные

2. Работа в группах. У каждой группы на столе конверт с названиями растений (травы, кустарники, хвойные и лиственные деревья). Игра «Кто быстрее». Ученики каждой группы должны распределить названия растений на 4 группы и прикрепить на магнитную доску названия растений по заданию.

1 группа – травы, 2 группа – кустарники, 3 группа – лиственные деревья, 4 группа – хвойные деревья.

Представитель каждой команды рассказывает, как, по каким признакам отбирали растения, принадлежащие той или иной группе.

III. Постановка учебной задачи.

В учебнике на стр. 18 прочитайте два первых предложения. (Природа Краснодарского края поражает многообразием растительного мира. Нет бесполезных растений).

– Вы можете подтвердить, доказать, что природа нашего края многообразна? (слайды по материалам экскурсий в центральный парк, х.Ильич)

– Как вы считаете, почему так богат растительный мир нашего края?

– Почему автор утверждает, что нет бесполезных растений? Какая польза от растений?

– Какой вывод можно сделать?

– Действительно без растений не могут обходиться ни люди, ни животные. Растения дают кислород, пищу, одежду, тепло и прохладу, защищают почву от разрушений, реки от высыхания, лечат.

– Как вы думаете, откуда человек узнал о лечебных свойствах растений? Можно предположить, что люди ещё в древности наблюдали за животными, примечали, запоминали, передавали рецепты из поколения в поколение.

– Как называют такое лечение? (Народная медицина)

IV. Открытие нового знания.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока и цель. Слайд №1.

– Среди растений, которые вы видите на доске, есть ли известные вам как лекарственные? Какие? Что вы о них знаете? Как вы о них узнали? Где ещё можно найти информацию о лекарственных растениях? (Справочники, травники, сеть Интернет, энциклопедии и пр.)

Ученики рассказывают об известных лекарственных растениях, учитель при необходимости дополняет, демонстрирует растение на слайдах.

Валериана лекарственная

Валериана лекарственная — многолетнее травянистое растение. Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице, от болезней сердца.

Ромашка аптечная

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение.

В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.

Ландыш майский

Ландыш майский — многолетнее травянистое растение.

Сырьем являются трава, цветки и листья. Настойку ландыша применяют в основном при неврозах сердца и нарушениях сердечной деятельности.

Мать-и-ачеха

Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение

Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство, листья входят в состав грудных и потогонных чаев.

Крапива

Крапива двудомная — многолетнее травянистое растение. Растет повсеместно вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах, в оврагах. Сырьем является лист крапивы, содержащий дубильные вещества, хлорофилл, муравьиную кислоту, витамины С и К, каротиноиды. Назначают в виде настоя и жидкого экстракта как кровоостанавливающее средство при почечных, легочных, кишечных кровотечениях.

– Если мы точно знаем, что растение лекарственное, можно ли самостоятельно им лечиться? Почему?

– Что вы узнали о растении, которое мы видели в парке во время экскурсии? Как оно называется? Слайд № 21, 22 (поиск информации в сети Интернет).

– Как искать, если мы даже не знаем названия этого растения? На что похожи плоды? (на орехи). Вносим в поисковик слово орех и по известному изображению находим название растения: черный орех и необходимую информацию о нём.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B5%D1%85_%D1%87%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Физминутка

V. Первичное закрепление знаний.

1. Работа в группах. У учащихся на столе конверты с фотографиями одинаковых лекарственных растений и кратким описанием внешнего вида и области применения.

Соотнести фото и описание растения. 1 группа – травы, 2 группа – кустарники, 3 группа – лиственные деревья, 4 группа – хвойные деревья.

Представитель каждой группы вывешивает фото растения на магнитной доске и делает сообщение. Учитель при необходимости, дополняет, комментирует ответы детей, демонстрирует выбранные детьми растения на слайдах. Учащиеся проверяют правильность выполненного задания.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

подорожник

калина

липа

пихта

– Как вы считаете, какое растение не характерно для нашего края? Где его можно увидеть? Чем отличается от остальных хвойных растений? Где можно найти информацию?

– Где можно приобрести лекарственные растения?

– Какие части растений используются?

– Какие правила сбора лекарственных растений необходимо соблюдать? Почему?

– Постарайтесь в своей группе составить правила сбора лекарственных растений.

– Сравните с эталоном в учебнике стр. 22.

VI. Самостоятельная работа.

Работа с учебником. «Кто быстрее». Найдите и обведите названия лекарственных растений, которые здесь спрятаны.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

Игра. «Кто больше». Какая команда больше напишет названий лекарственных растений за отведённое время. Команды по очереди называют растения, чья команда назвала последней, та считается победителем.

VIII. Рефлексия.

Сегодня на уроке …

IX. Итог урока.

– Достигли цели, которую ставили перед собой?

Учитель благодарит за работу на уроке и раздаёт ученикам рецепты фиточая «От простуды», «Витаминный»

X. Домашнее задание. стр.21 (Познакомиться с рецептами народной медицины, описанными на стр. 23. заполнить карточку на обратной стороне и нарисовать растение).

Фиточай «Витаминный»

Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну. 1 столовую ложку смеси  измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день.

Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами.

Фиточай от простуды

Цветки липы — 1 часть

Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть

2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь.

Укрепляет защитные силы организма , понижает температуру тела.

infourok.ru

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.

ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате.

Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

podelise.ru

Презентация к проекту :"Лекарственные растения Краснодарского края"

Слайд 1

Лекарственные растения Краснодарского края презентация Автор : Гожая Анжелика Николаевна 7 класс МОБУ СОШ № 4 им.В.Чикмезова , д\о »Солнышко», МОАУ ДОД ДХТД ст.Раздольная , Кореновского района, Краснодарского края Куратор : Сергиенко Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования 1 категории МОАУ ДОД ДХТД МО Кореновский район Краснодарского края,д\о «Солнышко»

Слайд 2

Кубань-кладовая Природы -целительницы Мы живём в благодатном крае: каких только растений не подарила нам щедрая матушка- Природа! Многие из них-лекарственные .

Слайд 3

КАЛЕНДУЛА В КАЖДОМ ДВОРЕ КУБАНСКИХ ХУТОРОВ И СТАНИЦ РАСТЁТ КАЛЕНДУЛА. Э ТИ НЕПРИХОТЛИВЫЕ ЦВЕТОЧКИ В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТ НОГОТКАМИ. К АЛЕНДУЛА НЕ ТОЛЬКО ОБЛАДАЕТ ЦЕЛИТЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ,НО И ЗАЩИЩАЕТ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ОТ НАСЕКОМЫХ-ВРЕДИТЕЛЕЙ.

Слайд 4

МАТЬ-и-МАЧЕХА Если вы простудились,то мать-и –мачеха обязательно поможет облегчить кашель ,снять воспаление в горле.И ещё очень много секретов долголетия знает это чудесное растение!

Слайд 5

ВАЛЕРИАНА Растёт на Кубани и Валериана.Особенно ценится целебными свойствами её корень.Можно сказать, что почти у всех бабушек это растение даже высаживается в палисаднике !

Слайд 6

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ П ОЛЕВУЮ СКРОМНУЮ РОМАШКУ АПТЕЧНУЮ ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ! В ЕДЬ ЭТО НЕ ТОЛЬКО СИМВОЛ Р ОССИИ, НО И ПРИРОДНЫЙ «ДОКТОР»:И РАНЫ ЗАЖИВЛЯЕТ,И ОТ ХВОРИ ИЗБАВЛЯЕТ !

Слайд 7

ОДУВАНЧИК ОДУВАНЧИК - САМОЕ НЕПРИХОТЛИВОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ, НО ЕГО МОЖНО СМЕЛО НАЗВАТЬ ВОЛШЕБНЫМ, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ ТОЛЬКО ЛЕЧИТ, НО И КОРМИТ ( ИЗ ЕГО ЖЁЛТЫХ ЦВЕТОВ ХОЗЯЙКИ ВАРЯТ ВАРЕНЬЕ), И ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ПОГОДУ.

Слайд 8

ШИПОВНИК КТО НЕ ЗНАЕТ ЧУДОДЕЙСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ШИПОВНИКА?ЭТО ПРОСТО КЛАДЕЗЬ ВИТАМИНОВ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, ПОЭТОМУ С НИМ НАДО ДРУЖИТЬ , НЕ СМОТРЯ НА КОЛЮЧИЕ СТЕБЛИ!

Слайд 9

ТАКАЯ КНИГА ДОЛЖНА БЫТЬ У КАЖДОГО ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 10

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1.М.Ф.Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края» 2.Материалы интернета.

nsportal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта